|
Этот отпуск планировался давно и так получалось, что мы с женой Танечкой, дочкой Машенькой проведем его вместе.
Идея проехать на машине, чуточку дальше столицы (Москва) в голове застряла окончательно и бесповоротно, а тот аспект, что летом выбраться из наших мест в сторону «цивилизации» намного сложнее и затратнее, придавала «цели» немного авантюристности. Изначально хотели все вместе рвануть на машине, но учитывая, что дочка все еще маленькая (7 лет) и на месте уже как раньше сидеть не станет, думали посадить на самолет до Екатеринбурга, а там ее встретит дедушка. Но получилось все совсем по-другому… Буквально перед уходом в отпуск у Таниных родителей случилось ЧП (соседи залили квартиру), и было принято решение лететь Танечке с Машенькой на самолёте, чтобы хоть как-нибудь помочь родителям в ремонте, а потом оттуда поедем на машине.
Очень много фактов, под которые нужно подстраиваться и просчитывать.
Отпуск начинался в первых числах мая, а это значит, что навигация (основной путь) еще не началась, а объезд (через Якутск и круг в 5 тыс. км.) также прегражден переправами через небольшие реки Якутии, которые еще не вскрылись, либо по ним еще не ходят паромы. Остается путь вдоль трассового проезда по «трубе».
Скажу так: что бы получить «добро» на «трубу», нужно постараться или должно просто повезти. Мне повезло.
С 16 мая 2016 года мой маршрут проходил так: Мирный — Ленск (230 км), Ленск — Усть-Кут (порядка 809 км из них 680 км вдоль трассового проезда), а потом по накатанной: Усть-Кут — Братск — Красноярск — Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург (здесь небольшая передышка)) — Уфа — Самара — Волгоград — Ростов — Геленджик.
Ну что? Поехали! Ах, да)) Что имеем)) Старенький Гелендваген 1998 года постройки, турбодизель о трех немецких литрах. Шины… Хотел перед отъездом найти убитые шины, поехать на них, а там в отпуске прикупить что-нибудь АТшное, думал что мои МТшные будут гудеть и быстро сотрутся о хороший асфальт нашей необъятной Родины. Буквально перед отъездом эту идею выкинул из головы, да и лишние затраты мне ни к чему. Шины Данлоп Грандтрек МТ 265/75/16. Плюс удручал тот момент, что по всей России пошли рейды на внедорожники с «зубастой», большой резиной, «кенгурятниками». Резина у меня соответствовала тем параметрам, что и завод изготовитель советует на лючке бензобака, а кенгурятник на крайний случай сниму и закину в салон. Перед поездкой провел основные манипуляции по смене масла в двигателе, мостах, раздатке, а вот масло в коробке решил менять там. Проверил ступичные подшипники, чтобы не получилось, как в прошлый раз)) Ключики, головки со мной всегда ездят, и в багажник поселилась небольшая бочка с запасом топлива в 200 литров, двадцатилитровая канистра и перекачивающий насос для удобства.
Из Мирного я выехал на Ленск, т. к. «труба» расположена недалеко от Ленска, да и с отцом немного побыл. Трасса между Мирный и Ленском обыкновенная грунтовка. Когда ее отполируют грейдерами, то спокойно можно идти 90-100 км/ч (некоторые ставят рекорды, но это иногда заканчивается плачевно). Трасса ничем не примечательна. Кругом тайга. Для многих, кто живет в центральной части России, фотографии этих мест — это красиво, для нас это обыденность. Ближе к Ленску начинаются места, которые богаты полезными ископаемыми, которые интенсивно разрабатывают и добывают. Это видно по обилию техники и людей, которые посреди тайги могут выйти на дорогу, разматывая провод или с точными приборами.
Гравийная дорога, накатанная до уровня асфальта.
16 мая 2016 год, Якутия, Ленск, 06:00 погодка стоит солнечная (солнце здесь встает уже рано примерно в 4 с хвостиком), но морозно - 5. На пункте пропуска проверяют документы, записывают в журнал, сверяют со списком, визуальный осмотр машины и что в багажнике (разрешается 300 литров бензина или 1000 литров солярки, строго в металлической таре). Вопрос работника Транснефть: «Что в бочке?», «Канистре?», «Спиртные напитки имеются?», «Оружие?». Получив ответ, открывает шлагбаум, а я прощаюсь с отцом. Поееехалии!
Дорога довольно хорошая, но учитывая тот факт, что по маршруту Ленск — Талакан я ездил в 12 году и зимой, многие повороты и спуски я просто забыл, поэтому держал спокойно 30-50 км/ч. Трясло… Проехав порядка 30 км, остановился и приспустил шины с 2,5 до 2 атм. Стало помягче и скорость немного поднял до 60 км/ч. Но не тут-то было… мало того, что спуски и подъёмы с поворотами в 900, дорожка стала разбитой, ямы по колена. Хорошо, стояла холодная погодка и подморозило, в одном месте, когда подтаяло, была хорошая, глубокая колея от Урала или Камаза, которая замерзла, и я ее без труда потихоньку проехал.
Кажется, что колея не такая уж и глубокая, на самом деле от грузовика.
Места, я Вам скажу!!! Офигительные!!! Вот так остановишься, двигатель заглушишь, тишина… Где-то вдали токует глухарь, маленькие птички своими голосками перебивают шуршание северной речки…
Глина еще замершая, а это спуск.
Вдоль трассового проезда попадаются небольшие речки, через которые построены капитальные мосты. Так и хочется остановиться и порыбачить, но я по своей невнимательности не закинул удочку(( Поэтому останавливался и любовался красотой, слушал Тайгу.
Та информация которую я собирал перед отъездом, была разная: кто-то эту дорогу проходил за 20 часов, кто-то за 15 часов, кто-то среднюю скорость держал под 70-80 км/ч, а кто-то и под 100 км/ч. Но! Главное, чтобы не было дождей! Если на «нашем» (Ленск — Талакан) участке еще зима и по обочинам и тайге лежит снег, то на «Иркутском» (Иркутская обл.) уже вовсю бушует весна, и идут дожди. И уж не сильно хотелось спускаться с горки в 15-17%, где под колесами глина, камни, применяя все виды торможений, вспоминать навыки вождения, которые используются джиперами и дальнобоями. Я же планировал при благоприятных условиях к вечеру быть в Усть-Куте. Весна, вечером холодно до -5-70, днем до + 150, делали свое дело, а именно «строили» дорогу. Яма на яме, кочка на кочке. Скорость 10-15-20-15-10 км/ч. Несколько раз тряхануло так, что подумал, что рама переломится пополам. На спусках принудительно включал и 1-ю и 2-ю передачу, не сильно-то и помогает, обороты под 3500, мотор ревет, а машина несется вниз. Приходилось почаще останавливаться, давать остынуть тормозным дискам, а они чуть ли не до синевы, диск горячий.
С правой стороны где-то под землей «труба».
Если до Талакана постов нет, то за ним постов пропуска чуть ли не каждые 100 км, и на каждом проверка документов, сверка со списком, осмотр машины и содержимого, ну как же без контрольных вопросов: «Что в бочке?», «Канистре?», «Спиртные напитки имеются?», «Оружие?». Несколько раз даже удачно пошутил: на вопрос ответил: «В бочке немного нефти набрал, там, а в канистру газа)))», с ребятами посмеялись, но получил совет: «Не шути так больше».
В некоторых местах (на «Иркутской» стороне), где припекает солнце, дорогу делают, отсыпают, равняют, и тут мне пригодились мои МТ шины: идет спуск (не такой сильный и завораживающий) с резким поворотом направо, причем самая низина провалена, колея только под одну грузовую машину и сразу подъем с месивом (и непонятно как лучше, либо держаться середины, лево или право), наверх просматривается — подымается бульдозер по половину гусеницы в этом месиве. В голове прикидываю, как быть. Перед колеей включаю жестко передок и задний диф, колею прохожу нормально, но чувствовал, что собираю мостами, и на пригорке газ в пол… Давно я не видел как мой крокодил так дымил черным дымом… Если не выскочу, попробую назад и потом на пониженной со всеми блокировками (а оставалось еще одна в запасе)) передняя). На крайняк у меня есть 20 метров двойной стропленты (итого 40), и ну и хорошо, что здесь посреди тайги имеется техника, которая работает… Пока я в «голове» смотрел разные мультики, как с хорошим, так и с плохим концом, «Крокодил гена» (мой гелендваген, а почему крокодил? Да потому, что такой же зеленый)), крутя всеми четырьмя и дымя по-черному, поднялся на верх.
С 6 утра до 22 вечера я прошел 610 км, до съезда с «трубы» оставалось порядка 70 км. Почему до 22 часов? Потому что по правилам движения вдольтрассового проезда: «Движение с 22 час. до 6 час. запрещено». И вот докатился до очередного КПП, прошел всю «процедуру», и мне «предложили»)) заночевать. Утром позавтракав, пройдя заново всю «процедуру», двинулся в «точку», где меня выпустят и мне придётся соблюдать обычные ПДД. Эти 70 км я ехал часа три. Дорога настолько убитая, но это дорога! Дорога к цивилизации!
В тайге. До ближайшего населенного пункта порядка 250 км.
На последнем посту снова прошел осмотр, сверку, шутить не стал (на посту дежурили суровые иркутские парни)). Когда еще шел к посту, посмотрел налево, в ту сторону, в которую мне предстояло ехать. В этом месте, где КПП, проезд вдоль трубы пересекается с «зимником», поэтому, чтобы окончательно «выскочить» на дорогу федерального значения, нужно километров 15-20 проехать по «зимнику»), а там, как в русских сказках: «петляет размытая дорога, где-то просматривается большая черная лужа, а вдоль этого дорожного «полотна» стоят высокие деревья, преграждая путь солнечным лучам».
Пересечение «зимника» и «трубы».
В это время в «ту» сторону проскакивает УАЗ Патриот, весь грязный, в болоте по самые рейлинги, скача по этому месиву, вздымая брызги грязи, и скрывается за поворотом. В очередной раз стало не по себе! Ребята на посту сказали, что уже неделю идут дожди и удивились, что на «трубе» все сухо. Но говорят, что уазики ездят… Я обычный парень, на обычном стандартном внедорожнике, такие машины для нас обычное дело и без них нам здесь тяжело… Собрав волю в кулак, включив передачу и заблокировав межосевую и задний мост, двинулся вперед… Поначалу все было хорошо, потом в том месте, где уазик подымал брызги, у меня двухсотлитровая бочка стала доставать до потолка, а личный скарб летать по салону, я чуть не остановился… И хорошо, так как за поворотом чуть ли не на боку в попутном направлении стоял по колеса лесовоз, в метрах ста пятидесяти во встречном направлении на другом боку японский грузовик с термобудкой… Нужно как бы сделать «лосиный тест», но там жижа и непонятно какой глубины… Посреди этой жижи (чуть выше порогов), машина сваливается на правый бок (думаю: главное, чтобы бочка не выдавила боковое стекло, но вспоминаю, что она упрется в саб, хреново сапоги не захватил, короче, думаю всякую фигню… И тут навстречу уазик фермер… Обращаю внимание на номера, 38 регион, значит «местный», тупо пру навстречу с креном на правый бок и… Так расходимся. В боковое зеркало смотрю — вроде бы и он проскочил. Еще несколько раз носом заезжал в черную жижу, что на капот аж заходила, но по сравнению с теми кульбитами это была «фигня». И вот он, заветный резкий поворот налево с подъёмом, и «мы» с «зимника» выходим на «федералку», здесь порядка 20 км отгрейдерованного участка (почти как асфальт, посреди тайги). До Усть-Кута 140 км. Дорога разбита напрочь, «Вторая мировая». Скорость 10-15 км. Бочка так и норовит подпрыгнуть до потолка. Думал, опоры задних амортизаторов (в гелике это «больное» место, если в этом месте ржавеют, могут отломиться) поотваливаются. Если кто-то видел по телевизору, как работает подвеска мостовых машин на искусственных ухабах, то здесь она отрабатывала на дороге федерального значения.
В Усть-Кут я заехал только в четыре часа дня. Здесь я уже мог полноценно покушать, набрать кипятка в термос и «двинул» на Братск.
Здесь начинается судоходная часть реки Лена.
За Усть-Кутом. Синенькое — это трубы, вернее синие крышки.
За Усть-Кутом уже боле менее хорошая дорога (а за самым городом асфальт), и тут в поведении машины я понимаю, что что-то не то. Руль немного бьёт при 80 км (это когда на асфальте), и тяга двигателя не та, что должна быть. На грунтовой дороге биение практически не заметно. Проехав километров сто, заехал в карман, нашел палку и почистил диски от налипшей грязи изнутри.
В этом карманчике (за Усть-Кутом) мы, еще когда были детьми и ездили в отпуск на машине, всегда останавливались и обедали.
Так и в этот раз, дань традиции.
В десять вечера я заехал в Братск, где встретился с человеком, с которым только через интернет общались, обсуждали «насущное» и то, что нас объединяет — «Gелендваген». Алексей предложил мне «почитать» ошибки «Starом» и понять от чего могла понизиться тяга. Сначала мы пересмотрели вакуумную магистраль управления турбиной, трансдюссеры. «Почитали» ошибки. Выдало ошибку по EGR. (Если кто знает на 606 моторе мерса, турбина «завязана» на пресловутый EGR, и если EGR не исправен, блок управления «сваливает» мотор в «аварию» (отключает турбину), и он работает, как обычный атмосферный движок, тем самым из 177 немецких лошадей остается порядка 100). Поставили обманку на EGR, прокатились несколько кругов, иногда несколько раз движок «подрывало», но осталось на прежнем уровне. И тут я вспомнил, как на «трубе» меня несколько раз хорошенечко встряхивало — может от этого? Провозились мы с Алексеем до двенадцати часов. Сам Алексей «головастый» и «рукастый» парень, занимается ремонтом грузовых Манов, ну и Гелендваген у него в полном «поряде» (лучше, чем мой)). Хотя он заметил, что мой работает мягче, тише и ровнее. Да и подвеска у меня помягче))
Я, конечно, расстроился, что вернуть 70 лошадей в строй не получается. Эта потеря заметна, когда ты выходишь на обгон и тебя кто-то придерживает, а так свои «крейсерские» сто км/ч он идет спокойно и уверенно. Но это было начало))…
За Братском в сторону Красноярска, дорога уже хорошая, полноценный асфальт. Деревья нацепили зеленую листву, трава зеленеет, пахнет летом. А управлять стареньким мерседесом на скоростях за 80 уже не так удобно (положив одну руку на двенадцать часов, а вторую на подлокотник) — руль пытается вырваться. Глазами начинаю искать придорожную шинномонтажку, заруливаю, снимаю переднее правое колесо (диск чистый внутри, грузики, которыми балансировали еще дома, на местах) отдаю шиномонтажнику (молодому парню), сам тем временем осматриваю все снизу. Зрелище, конечно, не из приятных, все в грязи и болоте. Но обращаю внимание на меленькие капельки свежего масла на бетоне — мое. Откуда? Где-то сверху. С мотора? Да нет. Там сухо и грязи. Чуточку ниже. Место крепления демпфера рулевого к мосту. Захожу к шиномонтажнику, интересуюсь, как обстоят дела. «Да все нормально, не хватает несколько грузиков, ща поправлю и нормально». Сам возвращаюсь к машине и откручиваю крепления демпфера со стороны рулевой тяги и начинаю его сжимать, и тут… Со стороны, где этот демпфер крепится к мосту, начинает из него выливаться масло, тонкой струйкой. Демпферу хана!
Для проформы снимаю левое переднее, осматриваю, грузики на местах и отдаю на балансировку. И в это время иду прикручивать демпфер. Возвращаюсь в шинку, «мастер» «колдует», видимо, что-то не получается и выдает вердикт: «Диск кривой!». Говорю: «Ты что мне чешешь! Это оригинальные диски «Мерседес», их вообще невозможно погнуть! Давай-ка парниша, по новой накручивай диск на «аппарат!». Накрутил. Короче, он неровно установил на ось и с перекосом его подтянул, от этого и был дикий дисбаланс. «А давление ты проверил?» «Нет»(( Правое колесо было в норме, в итоге за одно колесо я отдал рублей четыреста.
Весна и приближение лета чувствовалось с каждым пройденным километром. Кожаная куртка, свитер и джинсы, сменили футболка, бейсболка и спортивные штаны. Краник печки «ушел» влево. Менялись пейзажи за окном, часовые пояса. Мотор урчал, топливо, запасенное из дома, потихоньку кончалось. А это говорило о том, что нужно начинать тратить свои «кровные»)). 320 литров «отборного»)) дизельного топлива подошли к концу за Красноярском. А впереди вся Россия! Скорость приходилось держать 84 км/ч, так как чуточку больше (к 90) руль ощутимо начинал ходить ходуном.
На горизонте Кемерово.
В Кемерово живет мой одноклассник Женя. С ним я не виделся уже давно, даже несмотря на то, что так часто проезжал город шахтеров (потому что проезжал его всегда ночью или рано утром). В этот раз не стал упускать такую возможность и позвонил…
Вместе пообедали, обзвонили все возможные «конторы» на наличие демпфера. «В наличии нет». «Только под заказ из «Новосиба»».
Есть такой хороший форум Сибирских Gелиководов, на котором мне ребята и подсказали, что в Новосибирске форумчанин занимается запчастями на мерсы. Созвонился и забронировал единственный оставшийся демпфер.
В Новосибирске меня уже ждал мой друг Петр, с которым мы учились в нашем любимом «Сельхозе». ))
Когда учился в Новосибирске, всегда мечтал о своей личной машине, хоть какой-нибудь. Мечтал, как буду кататься по этому прекрасному Городу. Мечты сбываются!
В этом доме я снимал комнату (Лежена 8/1, 2-й этаж, там, где балкон).
А этот дом так и не достроили (прошло более 13 лет).
Храм, в который я всегда ходил.
Корпус, в котором мне дали знания.
В Новосибирске проехался по всем значимым для меня местам, нахлынули воспоминания… Прикупил необходимую запчасть и двинул вперед — на Урал.
За Новосибирском свернул с трассы и прямо на проселочной дороге, переодевшись в спецодежду, заменил демпфер. Откручивая старый, буквально вытащив последний крепящий болт, крепление демпфера к мосту, просто отвалилось.
Когда все исправно, то и веселее едется. Дорожка ровная, тепло, хорошо. Насекомые.
Обязательным атрибутом или просто необходимостью в путешествии является радиостанция. Она у меня обычный Мегаджет 3031 и короткая антенна сирио 1000 на магните. Дальности хватает. Так вот по радиостанции ребята дальнобойщики посоветовали на мойке попросить, чтобы в омывательный бачок добавить моющего средства, и тогда это помогает. А те препараты, которые продаются в магазине, не спасают. Так же хорошо помогает обычный стеклоочиститель, даже самый дешевый, но нужно останавливаться.
Перед Тюменью (всегда проезжал зимой) снежные равнины были, а сейчас:
Как же красива наша Родина!!! Поля, равнины, добываем, перерабатываем, что-то строим, а что-то и…
Ближе к Уралу Лето!!!)) Хотя, когда созванивался, все в один голос говорили холодно, солнца нет, пасмурно. Значит, я с Якутии везу лето))
В Екатеринбурге меня ждала жена Танечка и дочка Машенька, с ними мы планировали небольшой «моцион» по магазинам и культурная программа, а вечером…
Трогательный зоопарк)
«Вот бы такого кролика домой»))
Бизнес-центр «Высоцкий», сбылась места залезть на него.
А вечером, по окончании рабочего дня мы, наконец, встретились… С Человеком, который по телефону помогал мне советами и поддерживал. С Юрой мы знакомы давно, но только по интернету)) Хотя нет, один раз виделись, это когда я из Москвы возвращался, Юра обзвонил и объездил все разборки в Екатеринбурге в поисках ступицы. С того момента мы общались только по телефону и не могли дождаться того момента, когда соберемся семьями и в дружеской обстановке продолжим знакомство. Ребята нас позвали в неплохой ресторанчик «Жюль Верн» (если я не ошибаюсь), мы плотненько поужинали, ну а саму атмосферу присутствия на подводном судне на нас оказал дизайн ресторанчика. Юра, разбирается очень хорошо в электронике (да и в механике неплохо), так что общение с грамотным человеком всегда приятно и полезно. Ребята очень нас ждали в гости, мы приехали! Теперь и мы их ждем (если честно, и если все получится, они приедут к нам на новый год))
Я, Юра, Аня (его жена), Танечка (моя жена), Машенька (моя дочка).
Также познакомились с Юриными родителями, которые нас пригласили на дачу, и мы все вместе провели великолепный день с шашлыками и вином.
Вечером после рабочего дня с Юрой продиагностировали моего уже не ретивого коня.
Неисправность, к сожалению, подтвердилась — EGR. Днем под чутким руководством Юры (правда, по телефону, как-никак человек работает), прямо во дворе дома, снимаю коллектор и разбираю злополучный клапан.
Развальцовываю, и сразу все становится понятно: протерлась графитовая дорожка:
С помощью специального клея и инструкции, присланной от Юры, клею, собираю. Несколько кругов с газом в пол, казалось, что все работает… Но что такое клей и заводское?! Я остаюсь при своих 100-120 лошадиных силах, но без турбины. А ведь впереди 2600 км и назначенная точка маршрута — Геленджик!
Как и говорил раньше, когда EGR выходит из строя, «мозг» отключает турбину (отключая питания на клапана (трансдьюсеры), которые подают вакуум на управления штока на вестгейт), чтобы не было передува, уменьшает подачу топлива, чтобы не было перелива, тем самым двигатель просто лишается части своей мощности (порядка 20-30%). И таким образом принимаю решение ехать на Юг, а там на обратном пути заеду в Москву, к человеку, который «победил» этот злополучный EGR.
По совету Таниного брата, путь мой должен был пролегать так: Ектб, Красноуфимск, Сим, Уфа, Самара, Тольятти, Сызрань, Саратов, Волгоград, Ростов, а там и рукой подать)) Однако и этот путь предстояло преодолеть в одиночку. На улице установилась жаркая погода, градусник подбирался к отметке +30. А учитывая тот момент, что в машине отсутствует кондиционер, мои родные (жена и дочка) наотрез отказались от такой «затеи». Родители и друзья говорили: «Оставь машину в ЕКБ, лети самолетом!» Нет! Решил так решил! За нами Москва, тьфу ты, Якутия))) Выехал я на три дня раньше, что бы Танечку и Машеньку встретить с самолета на машине.
А вот за Самарой что-то пошло не так… И я свернул «не туда»)) дорога просто отвратительная, скорость не больше 40 км/ч. То ли я медленно перепрыгивал эти ямки, меня трясло, то ли «местные» всегда так ездят. Меня обгоняли все. И несмотря что их колеса практически не цеплялись разбитого асфальта, они продолжали лететь «нызэнько, нызэнько».
Отдельно скажу про скоростной режим: трассы, конечно, стали намного лучше! Это факт! Машины стали современнее, мощнее! Если мой скоростной режим составлял стабильно 90-100 км/ч, то даже грузовики (МАН, ДАФ, ВОЛЬВО, СКАНИЯ) не пренебрегали обойти меня, идя порядком 105-115 км/ч. Иногда даже жутковато, когда в салонном зеркале появляется ТОЛЬКО надпись или значок шведской автомобильной компании, мгновение и рядом, заслонив солнечные лучи, начинает проплывать «танкер».
В Южном направлении с собой я даже не взял термос (я попросту его забыл). Кафе, стоянки, мотели это уже не проблема, в основном средний класс. Но я только кушал в кафе, а ночевал, отдыхал в машине. Как только чувствую усталость, на проселок и на заднее сидение. Вечером ночевал в основном у заправок, рядом с дальнобоями, «РОМАНТИКА»))
Но было и так: где-то за Волгой заруливаю на стоянку, встаю, не успел запрыгнуть на заднее сидение, как стоит молодой «джигит» и говорит: «Стоянка платная». «Сколько?» «Сто рублей». Платить не стал. Развернулся и поехал дальше.
И вот наконец я выскакиваю на долгожданную трассу М4 «Дон»))
Какие регионы здесь только не встречаются?! 01, 03, 38, 42, 54, 98, 777 и так далее. Все едут к морю!!!
Думал, что за двое суток доберусь к пункту назначения, вечерком (пусть и поздним) вкачусь в Геленджик. Но ночью в Краснодарском крае началась гроза, и пошел проливной дождь. Скорость с крейсерских 90, упала до 70 и не доезжая Новороссийска (но уже начались небольшие подъёмы с серпантинами) я зарулил в карман и баиньки. Я всегда ложился спать и решал, что буду спать столько, сколько захочу, но, как правило, просыпался рано (6-7 часов), был бодр и полон сил. Так и в этот раз. Проснулся, умылся ключевой водой (которую набрал у родника Екатеринбурга) и…
Шел мелкий дождь, но перед «целью» значительно усилился. Я тогда еще не знал что Сочи, Краснодар топит.
Мы уже в который раз отдыхаем в одном и том же пансионате ЛОК «Солнечная». Чистый номер, приветливый персонал, трехразовое питание по системе «Шведский стол» и самое главное — 50 метров и ты на берегу Геленджикской бухты — Черное море. А что еще нужно человеку, который целый год живет на Крайнем севере, работает, во многом себе отказывает (и не потому, что хочет отказать, а потому что многого нет). Трехместный номер нам в этом году в период с 01 июня по 16 июня обошелся 80 тыс. руб. (в прошлом году такая же сумма, но мы отдыхали с дочкой вдвоем).
Примерно такой путь я проделал к морю.
Два дня у меня были в запасе перед тем, как мои родные должны были прилететь. Погодка стояла прохладная и пасмурная.
Я поехал на рынок и прикупил кило клубники (160 руб. за килограмм!!!) и кило черешни (точно в такую же сумму).
Пока потреблял ягоды, в голову пришла идея скататься в Новороссийск, пройтись по автосалонам и, если все получится, родных встречу на новом авто…
Сначала нужно было определиться, что нужно. Дизель, полный привод, до 1 млн. руб. — в эти рамки попадает только УАЗ Патриот (1,1 млн. руб.) и… Рено Дастер в максималке (1 млн. руб.). УАЗ отпал, доплаты столько не было, даже учитывая, что мою оценят в 800. Звоню в салон Рено в Новороссийске, интересующий «экземпляр» есть (цена 1 млн. 3 тыс.), буквально вчера приехал, трайд-ин работает. Чтобы быть кратким, машину мою они вертели, крутили, потом катались по городу (единственное, не подключали сканер), залезли даже в выхлопную трубу (это почему такое количество сажи). Примерная оценка моего автомобиля составили мах 650 тыс. руб. (если бы был кондиционер и работал, дали бы 680). С учетом всех возможных скидок мне все равно пришлось бы доплачивать порядка 250-280 тыс. руб. (я был согласен лишь на 200).
Зато я побывал в Новороссийске (куда потом и всей семьей съездили).
Новороссийское подразделение (и их корпоративный цвет).
Недолго думая, я созваниваюсь с Краснодарским салоном, в котором есть Дастер в более простой комплектации за 880 тыс. руб. Еду в Краснодар. А что еще делать? Я в отпуске! Это не три часа «пилить» по пыльной грунтовке.
Оценка краснодарскими «продавцами» Рено, стала еще печальнее… 500 деревянных рублей, и это только визуальный осмотр((
Значит, встречать будем на Gелендвагене!))
Когда мои любимые прилетели, мне стало намного спокойней, и мы окунулись в…
Как и говорил выше, съездили все вместе в Новороссийск.
Геленджик мне нравится! Тихий спокойный курортный городок, размеренное движение. Но не нравится, что «местный люд» даже на мелочах хочет заработать. Так, например, дочка хотела, чтобы ее сфотографировать у фигурки, расположенной у очередного кафе, требовали оплатить «согласно установленного трафика», а это от 100 до 200 руб.! Под конец чуть даже не послал очередного «коммерсанта».
Кафе «Леди-мармелад» — это мечта сладкоежек, заказали сразу 4 куска торта на пробу!!!! МММММ какая вкуснота!!
Здесь скоро будем жить всегда))
На площади можно спокойно поймать голубя.
Отдыхая в этом прекрасном городе, получаешь заряд бодрости на целый год и, конечно же, заводишь друзей! Так и в прошлом году дочка познакомилась с девочкой Дашей из Армавира. Целый год переписывались, созванивались и не могли дождаться того момента, когда встретятся вновь. Даша и ее мама Юлия приехали с гостинцами))
А потом нас они пригласили в аквапарк «Золотая бухта».
Я же, побывав на дольменах в прошлом году, в этом году не упустил возможности снова побывать.
А потом и посетил лекцию человека, который изучает этот «феномен».
Посетили Геленджикский зоопарк:
Съездили на экскурсию в Абрау-Дюрсо, где узнали много нового в области виноделия и шампанского, вернее игристых вин))
По традиции сходили в дельфинарий.
Отдых подходит к концу, счастливые, здоровые, полные сил… И не охота уезжать. Как и всегда, по традиции идем в ресторан «Кто круче», попробовать разных морских гадов и экзотики: морские гребешки, стейк из страуса, «паста» с чернилами каракатицы, медальоны из баранины, перепела, какие-то гигантские маслины, таких в жизни не видали даже!!! Обслуживают на твердую пятерку! Отдохнули душой иии… оставили там кучу денег! Ну и ладно! Еще заработаем!!! А память навечно!!!
Ну и как после этого не поинтересоваться о цене хотя бы однокомнатной квартиры на побережье?!
Кончен бал, погасли свечи… Так и время, отведенное на Черноморское побережье, окончено, нужно двигаться дальше. Жена и ребенок полетели самолетом до Екатеринбурга, а я поехал в Москву к брату.
Впереди 1700 км и ТО, что мне никогда в жизни не приходилось сталкиваться… Дорога прямая, хорошая в две полосы в одном направлении, одним словом М4 «Дон». И ничего не предвещало… Как на глаза попадается плакат «Вы находитесь на платном участке дороги». Блин (другое слово), как так-то??? Начал в голове прикидывать, сколько я должен буду заплатить))
На первом пункте пропуска с меня взяли 40 рублей. Нормально. Полностью устраивает! Я расслабился и уже спокойный поехал дальше в надежде, что уже все оплачено. Как же я ошибался))) Через километров 100-120, 60 рублей. Потом еще 60 руб. Снова 80 руб. На следующем КПП я возмутился, мол, так и так, вон куча чеков, неужели снова платить? «Да!» И так до самой Москвы)) В итоге я заплатил по платной дороге (вернее, это не платная дорога, а мы платим, чтобы объехать мелкие населенные пункты) 545 руб.
Голубенькое — это цветы, и скорее всего это лаванда, потому что запах стоял обалденный.
До Москвы я добрался за полутора суток (это только потому, что жена с дочкой вылетали из Геленджика в четыре часа дня). Москва встретила меня проливным дождем. А на следующий день выглянуло солнце (всегда, куда бы я ни приехал, наступает хорошая погода))).
В Москве я пробыл недолго, всего два дня. Два дня, за которые нужно было побыть с братом, разобраться с EGR и найти багажник (о котором я так долго мечтал) на крышу.
Созвонился с Александром (человек с форума Гелендваген.ру, мерседесы знает от и до, особенно электронику, победивший ЕГР, сумевший программно его удалить). Вечером у его гаража, цепляем его блок (мало того, что «прошитый», так еще и чипованный до 250 л. с.). Кружок, другой. Ничего(( Подозрение на вакуум. Перебираем трубочки. Я под машиной (смотрю движение штока турбины), он переключает трубки. Есть движение. Едем. Машину не узнать, прет! Но валит черный дым и идет перенаддув. Вердикт: либо восстанавливать (покупка нового ЕГР), ревизия вакуумной магистрали, «кастрация» (программное удаление ЕГР). Решение за мной. А я на мели, и домой еще возвращаться. Александр, знающий этот двигатель наизусть, его возможности и проблемы, совсем безвозмездно восстановил работоспособность, вернул турбину в «строй».
Осталось дело за малым: найти багажник. Багажник я искал на всю крышу. Искал и на форуме ЛендКрузероводов, Патрулеводов, Гелендвагеноводов))) Подходящего ничего не было. В фирмах, занимающихся продажей, в наличии «моего» варианта нет, только под заказ, до 1 месяца, цена переваливает за 25 тыс. руб. И тут на родном форуме, оказывается, продается нужный мне «экземпляр», только снятый с продажи в Ижевске. Созвонился с Николаем. Еду в Ижевск!
«Широка Страна моя Родная. Много в ней полей и рек…»
Ижевск! Что я могу сказать? «Дороги напрочь отсутствуют»((( И это печально. А ведь это, можно сказать, стратегический город! Родина автомата Калашникова!!! Автомобильная промышленность!
Гараж-мастерскую или, лучше сказать, производство по восстановлению Гелендвагенов я нашел быстро. Николай — Великий человек, Человек с большой буквы! И я очень горд, что я теперь лично знаком и жал руку этому мужику!!! Николай сам производит, восстанавливает карданы, ремонтирует и ставит на ход безнадежные экземпляры Гелендвагенов. Николай напоил меня горячим чаем и провел небольшую экскурсию по «производству». Накинули багажник.
Старая машина, на то она и старая. Выезжая из Москвы, обратил внимание, что в районе 40 км и толкания в пробках ручка раздаточной коробки начинает чересчур сильно вибрировать. Подозрение падает на средний кардан. Где-то за Казанью глазами начинаю искать эстакаду. Ранее они мне попадались часто, а вот когда понадобилось — нету. Выхватываю взглядом на обочине «её», сворачиваю. Довольно большая площадка (правда, мусор, а мусорных баков нет), вдали этой площадки заросшая бурьяном стоит и не внушает доверия. «Прицелился». Заехал, надел перчатки и нырк под нее, чтобы проверить свои предположения по поводу среднего кардана (он у меня шрусовой, и вот как обычный шрус он «иногда» изнашивается). Подергал. Да, он родимый. Но износ шруса в основном у того что ближе к коробке, который у раздатки вроде бы целый. И тут, как черт из табакерки, выныривает «бомж» (ну натуральный бомж, грязный, рваный) и заявляет: «Эстакада платная!» Я поинтересовался о стоимости «удовольствия». «50 рублей!». Я спросил: «Она твоя (эстакада)?». «Да». Говорю: «Неси документы. Будем смотреть, что твое, а что общее. И прейскурант цен. И документы, что ты осуществляешь предпринимательскую деятельность»))) «Ща! Принесу». Я уже все, что нужно посмотрел снизу, только взбираться в машину и только завел двигатель, подходит «мужик» и утверждает, что это его территория, в том числе и эстакада. Ему предложил это все подтвердить документально, на что он парировал: «На гелик деньги есть, а за эстакаду зажал». Я ему объяснил, что непонятно кому и непонятно за что я платить не собираюсь и сел в машину. Он тогда вдогонку сказал, что сейчас подопрет меня и я отсюда не съеду. Мне оставалось лишь предложить ему сходить за «подпиралкой».
В Ижевске я Николая попросил как специалиста по карданам посмотреть мои и на сколько их хватит. Николай нырнул под машину и от дута говорит: «А передний кардан я делал!!! Правда, я такие карданы делал лет пять назад» (с неразборными крестовинами и необслуживаемые, т. е. без пресс масленок). Люфт есть, но «не критичный», задний «люфт в крестовинах и шлицевой, еще походит, но мажь его почаще!», средний «конченый». «До дома доеду?» «Если разберешь, набьёшь густой смазкой, чтобы меньше износ шариков был — доедешь!» «Николай, а таких средних карданов у тебя нет?» «Такие не делал, короткие они на этом моторе». В общем, Николай меня обнадежил, поддержал морально, и с его благословением я рванул в Екатеринбург.
Время неумолимо бежит! Конец июня. Нужно возвращаться домой.
В Екатеринбурге было запланировано еще несколько поездок, нужно было прикупить то, чего у нас не продают. С Танечкой осуществили выезд на Ганину яму (жена родилась, выросла, отучилась, а так и ни разу не была, я так же столько бывал в самом городе, музеях, а до этого места не добрался).
Это та самая яма, куда скинули и пытались уничтожить тела царской семьи.
Впереди почти 8000 км российских дорог. Как хорошие, так и плохие (я, конечно, ожидал худшего, но не настолько). Маршрут был такой: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск — Улан-Уде — Чита — Сковородино — Тында — Нерюнгри — Алдан — Н. Бестях — Якутск — Мирный. Хоть и был у меня обратный пропуск на «трубу», рисковать снова я не стал, тем более, давно хотелось повидать армейского друга, побывать в Иркутске, прокатиться в то место, где служил (г. Гусиноозерск Бурятия), проехать маршрутом нашего президента по трассе «Амур», посмотреть, какая сейчас трасса «Лена».
Ну, и перед отъездом нужно было заглянуть, что там с промежуточным карданом. В один из солнечных дней юркнул под машину, открутил, жена держала, я разбирал шрусы. Тот, который прикручен к коробке, был, скажем, не очень, выработка на шариках колоссальная. Тот, который к раздаточной коробке, как новый. Смазки, конечно, в обоих не было, несмотря на то, что пыльники целые. Созвонился с Юрой, он обзвонил многие магазины, в наличии нет. Заказал в экзисте (там дешевле, но все равно ждать). В итоге свои шрусы набил смазкой, собрал, а новые выкупил в день отьезда (в крайнем случае поменяю в дороге).
Погода стояла хорошая, и я рванул в сторону Иркутска.
Страна у нас красивая, богатая, столько таких мест, куда хотелось бы заглянуть, побывать, но… В нашей жизни все упирается во время, которое быстротечно и неумолимо бежит вперед. Теперь у меня в салоне была удочка, на багажнике велосипед (купил дочке), так что, если не проеду на машине, доеду на велосипеде)) А так как вот-вот на работу, я просто ехал вперед, любуясь красотами и получая удовольствие от вождения автомобиля.
Шины шуршали по асфальту, да-да именно шуршали (несмотря на то, что это МТ, бескамерные), или я просто уже привык и, конечно, только на стоянке заметил, что у меня в заднем левом шуруп и ржавый гвоздь. И я уже начал искать шиномонтажку, как навстречу мне попался какой-то «тарантас», напоминающий старую «Победу» только на больших колесах. Я подумал, что это местный «кулибин» и не придал этому значения. Потом еще одна, потом другая…
И лишь потом от Дрома я узнал, что это ретро-ралли «Пекин — Париж». Еще узнал о том, что мы с Ладой Хрей шли одним курсом. Вместе застали проливной дождь, грозу перед Новосибирском. Новосибирск я проезжал поздно ночью (в 23:00), город прошел через Гусинобродское шоссе (через объездную не стал), посмотрел ночной Новосибирск изнутри (о! как же он изменился!). По пустынной дороге долго ехал, ни заправок, ни городков не попадалось, и я просто свернул в лес и лег спать. В первой половине дня проскочил Кемерово и к вечеру я ужинал в любимом кафе за Красноярском.
Ночевать я собирался за Канском. На заправке, которая расположена перед въездом в город, примерно в одиннадцать вечера, как всегда, я заправил полный бак и вырулил на трассу. Дорожный знак показывал налево (объезд через город), навигатор требовал двигаться прямо! Что-то меня дернуло «отказать» тетеньке в навигаторе (тем более она меня так сильно подвела в Москве), и я поехал по объездной. Дорога была хорошего качества, я расслабился, щелкал семки, взял крейсерскую скорость… Но «счастье» длилось недолго… Началась «вторая мировая», не хватало свистящих пуль, осколков, взрывов — были только воронки! Яма на яме. Скорость 5-10-5 км/ч. По радиостанции у ребят спросил, долго ли такая дорога. «Всего 7 км», но эти 7 километров я ехал часа 2. Оказывается, эта объездная для «дальнобоев», но некоторые, зная «обстановку» в городе, проскакивают через центр. Меня так растрясло, что спать совсем не хотелось. Так я за рулем встретил восход. Иркутская область. Тайга. Тишина. Чистый воздух.
Так я проехал до 10 часов утра. Первые машины начали попадаться уже в 7 утра.
Ближе к 10 я свернул к ближайшей речушке и завалился баиньки.
Следующим значимым для меня местом на пути стал город Усолье Сибирское. В свое время сюда переехал на ПМЖ мой хороший друг Александр Дмитриевич, который всегда помогал делом и словом. Буквально перед въездом в город я набрал заветные цифры и услышал знакомый голос. Радости не было предела. Меня встретили, проводили до калитки, накормили прекрасным и вкусным ужином (жареная картошечка с грибочками, лучок, малосоленые и свежие огурчики, класс!). Предлагали остаться ночевать, но меня ждали и в Иркутске.
Наконец-то я встретился с Андрюхой!!! В Иркутске я провел полноценных три дня. Андрей с женой Жанной все это время меня кормили, поили, спатки укладывали, в бане парили, по городу катали, Ангару показывали)))
Конечно, я и в Иркутске встретился с ребятами с Сибирского форума Gелендваген Андреем и Виталием. Андрей меня прокатил по городу, помог забрать приобретенное лобовое стекло, а Виталий сориентировал, где лучше и дешевле взять. Потом мы вместе у Виталия дома с чаем и пряниками пообщались на общие темы.
В Автограде. Люблю я такие магазины (как женщины любят шмотки, я люблю болтики и гаечки).
И с Иркутском нужно прощаться.(( Андрей мне посоветовал по пути заехать на «Теплые озера», где могущественные тополя, теплое озеро и, вообще, красивое место!
Ну а перед этим, конечно же, Байкал!!! Там я бывал в последний раз в далеком 2005 году, когда с Андреем возвращались, отслужив в Вооруженных силах Российской Федерации.
Папоротник (радиус этого экземпляра порядка 2 метров).
И буквально сразу въезжаем в родную:
От Улан-Уде до Гусиноозерска порядка 150 км. Сильно хотелось заглянуть в этот городок! Но учитывая, что нашу часть, как и остальные, расположенные неподалеку от Гусиноозерска в п. Заозерном, просто развалили (в прямом смысле этого слова), я проскочил указатель «Гусиноозерск. Кяхта» и даже не успел заснять на память.
Дорога до самого Улан-Уде просто отличная! Крейсерская скорость порядка 80-90 км/ч, учитывая перевалы (машин было мало). А вот следующий отрезок на Читу… Это пипец! 60 км/ч местами до 80 км/ч. Дорога разбита.
Так как я в «эту сторону» ни разу на машине не ездил, заправлялся как только стрелка указателя топлива показывала первую четверть. Несмотря на то что средний расход у меня всегда был в районе 11-13 литров на сотню + канистра, я не рисковал. Это в центральной части России можно смело ехать до контрольной лампы и заправиться на любой понравившейся заправке. Здесь же в основном из «брендовых» заправок была «Роснефть». В этот раз, заправившись под «завязку» в столице Республики Бурятия, я проехал еще километров 100-150, «подкрепился». В Читу я въезжал на нижнем делении указателя топлива.
Вдоль всей трассы Улан-Удэ — Чита очень много заброшенных то ли деревушек, то ли скотоводческих хозяйств, и это удручает. Вот так и этот дом, который стоит посреди степи вдоль дороги:
Трасса «Амур». Погода, как всегда, прекрасная, полный бак, запас «отборного овса» для моего коня и ПРИРОДА!!! ПРИРОДА!!! Вот чем я горжусь в нашей стране! Какая нафиг заграница?! Ребята! Да Вы еще Родину нашу не видели толком!!!
Стемнело. Мой «крокодил» рассекал прохладный воздух и мелкие капли вечернего дождика. Совсем не хотелось включать печку. Стрелка указателя топлива неумолимо клонилась вниз.
Городов и тем более заправок не предвиделось. «Забегая» вперед, по навигатору искал заветный значок АЗС. Те значки, которые он показывал и которые я проезжал, оказывались старыми заправочными станциями и не внушали доверия. До заветной «развилки» (на Якутск) еще 500 км, а у меня уже полбака. Ребята дальнобойщики сообщают (по радиостанции), что ближайшая в ста километрах в Амазаре (кажись, так назывался поселок). Подъезжаю, конечно, не то, что хотелось (АЗС времен «царя Гороха»), но заправился, проехал порядка 2-3 км… И вот она! Современная АЗС, с кафешкой.
В первом или втором часу ночи я добрался до того места, куда и планировал, вкатился на стоянку и завалился спать. Здесь я практически дома.
Перед Соловьевском и за ним, трасса «Лена» еще приводит «себя» в порядок. А вот потом:
Республика Саха (Якутия) встретила моросящим дождем. Видимо, и природа «плачет» о том, что отпуск подходит к концу.
Гравий довольно хорошего качества, на котором спокойно можно «идти» 70-80 км/ч, сменялся:
Через 150 метров снова гравий и пыль.
Погода менялась в лучшую сторону, видимо, потому что мы еще за рулем, а под колесами вертится земля. Дождик закончился. На дворе начало июля, а в Якутии на склонах гор лежит еще снег.
За Алданом я плотненько покушал и ночь переночевал, как всегда, в салоне своего автомобиля, а ведь скоро наступит обыденность (спать в теплой мягкой постельке). Утром я находился на пароме и за 770 руб. (цена за УАЗ Патриот) к 12 часам дня прибыл в славный город Якутск. Конечно же, и здесь меня ждали мои друзья))
«Найди кота» (название одноименной игры на смартфоне моей дочки).
Вот так это выглядит со стороны.
Вот с такой скоростью идет паром.
Катя и я (Екатерина жена Гены).
«В гостях хорошо, а дома лучше!» Последний рывок в одну тысячу сто пятьдесят километров. Рывок, который не на одном дыхании, а как минимум частого хватания воздуха вперемешку с пылью, оводами и комарами. Нас ждет трасса, именуемая А310 «Вилюй». Трассу, которую планируют закончить к 2018 году, проехав по которой… Там работы непочатый край. А начиналось «Она», так:
За знаком «Реконструкция» начинаются «испытания», как техники, так и людей. Сам грунт это в основном песок и глина. Дорога в некоторых местах проваливается, дорожники засыпают, она снова проваливается. Слава Богу, что не шли дожди!!! Даже для такой машины как УАЗ (местное население предпочитает только такой транспорт, но в последнее время перевозчики пассажиров используют Тойоту Хайс) «дебри» становятся непролазны. Но посреди непроходимой тайги, болот и рек:
Казалось бы, неприметная простая «грунтовка», разгонись и езжай свои 80 км/ч, ан нет! Здесь нужно выбирать скорость исходя из того, насколько «сложна» «стиральная доска». 40, маленькая скорость, можно и больше. 50 начинает трясти. 60 вроде бы нормально, но колеса уже практически не касаются земли. Прикольно, когда на полигоне, при тест драйве очередного автомобиля по «стиральной доске» колеса «шлепают», подвеска упруго «отрабатывает» каждый бугорок, а когда это длится на протяжении 1000! км — не очень.
«Стиральная доска» (Не видно? А она есть!)
Меняются только подрядные организации.
Достояние республики — это лошади!
Попадаются такие участки дороги, где в прямом смысле дорога из пляжного песка! Вы когда-нибудь по пляжу ездили на автомобиле? Так вот, проехавшись по трассе «Вилюй» на этих участках, Вы можете получить удовольствие от вождения по пляжному песку!))
Работа по «реконструкции» трассы «Вилюй» идет постоянно. Только почему-то кусками. На таком отрезке обратил внимание, как вдоль дороги стоят мешки с цементом, сначала не понял — зачем? А спустя 500 м идет машина (типа скрепера или асфальтоукладчика) и делает насыпь, которую потом поливают. Присмотрелся, это оказывается слой цемента, присыпанный песком. Цемент под песком застывает, и получается типа бетонки. Вот тогда я понял, что когда попадаешь на участок «типа» разбитой бетонки, она сделана по такому принципу. А перед селениями ямки «тупо» засыпают цементом заливают водой и всё.
А потом снова:
Чтобы попасть в Мирный, нужно пересечь несколько рек и речек и, конечно же, не бесплатно. Первая переправа за Якутском в Верхневилюйске, здесь река Вилюй и довольно широкая, «удовольствие» стоит 500 руб. Потом Жархан — 400 руб., Нюрба — 400 руб., Сунтар — 500 руб. и Крестях — 500 руб., на более мелких речках стоят понтонные мосты на Тюкане и в Алмазном.
В Мирнинский район я въезжал с пустыми баками.
Последняя понтонная переправа (п. Алмазный). С правой стороны вдалеке, в двадцати километрах Мирный.
Дома меня ждали родные.
За весь период отпуска я «накатал» 20 009 км российских дорог. Сжег 2 300 кг солярки. На топливо потрачено 78 000 руб. За проезд по транспондеру заплатил 540 руб. Переправы обошлись в 3 070 руб. Что запланировал, все осуществил.
В завершение хочу сказать: Россия матушка большая и великая страна! Путешествуйте, встречайтесь, проводите время Здесь!
Хочу сказать огромное спасибо людям, которые меня уважают, ценят, поддерживают и ждут, родные мои:
Жена Танечка, дочка Машенька, родители Мама, Папа и брат Саша!
ОГРОМНОЕ спасибо и низкий поклон друзьям и товарищам, которые на протяжении всего пути поддерживали, советовали и просто настоящие ЧЕЛОВЕКИ:
Андрей (Братск), Олег (Новосибирск), Петя и Марина (Новосибирск), Юра и Аня (Екатеринбург), Руслан (Геленджик), Юля и Даша (Армавир), Роман (Краснодар), Александр (Москва), Николай (Ижевск), Андрей и Жанна (Иркутск), Андрей и Виталий (Иркутск), Александр Дмитриевич (Усолье-Сибирское), Дима (Алдан), Гена и Катя (Якутск), Вы для меня стали родными!
Автор: Иван
Главный редактор: Татьяна
Лето 2016 г.