|
Доброго времени суток, уважаемый читатель. Садитесь поудобнее, запаситесь терпением и приготовьтесь прочитать большую стену текста.
Давно хотелось написать автопутешествие, но как-то руки не доходили. Надо отметить, что это автопутешествие уже не первое, в которое мы отправлялись с женой. Стоит сделать небольшое отступление и написать пару слов о себе и о том, как мы заразились дальними поездками.
Пролог.
Все началось ещё в 2013 году. Съездив в сентябре 2012 года в отпуск на поезде, поняли, что это не для нас. Ездили в Геленджик, поездом Томск — Анапа. Это был наш первый отпуск. Прелести поездки в поезде стоят отдельного рассказа. Соседи в купе — отдельная песня. До Омска мы доехали с каким-то мужичком из Томска, который всю дорогу читал что-то на планшете. Там его место заняла женщина, которая ехала в Челябинск. От Челябинска до Уфы купе было полностью в нашем распоряжении. В Уфе нашими соседями стала семейная пара. Кем работает мужчина, я не помню. А вот профессия его жены мне запомнилась. Педиатр. Мой мозг был сломан. От нее было слышно много несуразностей. Например, что в пиво добавляют женские гормоны. Я сам химик, и примерно представляю, сколько эти гормоны стоят. Даже самые паршивые, неочищенные. Даже бутылка отечественного пива стоила бы рублей 200-300. Ехали мы с ними до самой Анапы. Хорошо хоть дальше наши пути разошлись. Чего только стоит прибытие в Анапу в 3 утра. Станция находится в некотором отдалении от города, так что ещё пришлось добираться до города. В это время кроме такси ничего больше тогда не ходило. Скооперировавшись с каким-то пареньком, на такси мы доехали до автовокзала. Там на нас, как пчёлы на мёд налетели местные таксисты. Мы заранее решили, что поедем на автобусе. Отбившись от обезумевших таксистов, мы пошли к кассам. Выяснилось, что в Геленджик попасть напрямую не получится, только с пересадкой в Новороссийске. Окей, делать нечего, с подводной лодки некуда не денешься. Едем до Новороссийска, там покупаем билеты до Геленджика, едем в Геленджик. Приехали на старый автовокзал. Не зная мест, но вооружившись дубльгисом, мы пешком дотопали до нового автовокзала напрямую. Это с сумками-то. Там мы не выдержали, взяли такси и доехали до места нашего отдыха. Тогда мы провели там 10 дней. Почему 10? Думали, вдруг не понравится…
Сам отпуск нам очень понравился. Бархатный сезон, цены относительно низкие, погода хорошая, людей не очень много. Впервые мы побывали на Чёрном море. Ездили на разные экскурсии, загорали на пляже, купались в бухте. Сплавали на экскурсию на скалу Парус. И ещё много чего. Очень много впечатлений. Наше лето удлинилось на эти самые 10 дней. По возвращении домой мы сразу начали строить планы на следующий отпуск. Хотелось побывать в Геленджике подольше. Что-то есть в этом городке. Не могу сказать что, но чем-то он запал нам в сознание.
Тут появляется ещё одно отступление. Автомобилем к моменту нашей поездки был Nissan Wingroad 2008 года выпуска. В декабре 2012 автомобиль был сменён на Toyota Wish 2009 2-го поколения. Примерно, где-то в феврале-марте-апреле-мае, почитывая дромовские автопутешествия, появилась идея поехать в отпуск на машине. Не буду подробно описывать, как мы съездили, это всё есть в дополнении к моему отзыву о више. Но стоит отметить, что нам очень понравилось. И идёт это как какое-то приключение. Что-то новое. Увидеть Урал не из окна поезда, а по трассе, где он вот, на расстоянии вытянутой руки. Посмотреть, где какие дороги. Как люди живут. Пейзажи вдоль дороги в разных регионах. Как меняется природа от Новосибирска к Краснодарскому краю. Увидеть Омск, Тольятти, Сызрань, Волгоград, посетить памятник «Родина-мать зовёт». Всё это оставило неизгладимые впечатления у нас в голове. И было решено: в отпуск — только на машине. Опять же, о машине. 1,8 по городу вполне едет. Но по трассе обгоны иногда даются тяжело, мотор приходится раскручивать до 5 тысяч и более, и запаса за спиной мало. В итоге в 2014 году было решено купить Toyota Mark X Zio 2010 или 2011 с небольшим пробегом.
История о покупке это отдельный рассказ. Но покупать я решился, как будто зная, что рубль рухнет. Доллары я покупал с утра 7 апреля. А после обеда начался конфликт на Украине... Короче говоря, марк приехал из Японии в конце мая. Съездили на нём в отпуск в 2014, 2015 и вот теперь 2016 годах. Кто-то может сказать да ну его, такие путешествия, устаёшь в дороге сильно, и толку от такого отпуска ноль. Возможно. Кому как, т.к. каждому своё. Мне очень нравятся эти поездки, и за рулём я отдыхаю. Первая поездка была тяжёлая, но я до этого никогда не ездил на такие расстояния. А к следующим поездкам уже был готов и стал получать от этого удовольствие.
Хочу предупредить, что первая часть путешествия, до Нальчика, имеет не очень много фотографий.
Само путешествие
За несколько дней до поездки была проведена замена масла в двигателе и заменены воздушные фильтры мотора и салона. На всякий случай в багажник положил литрушечку масла и сменные фильтры. Ещё за месяц до этого — замена масла в коробке и замена антифриза. Так же в багажнике, на всякий случай, было 2 канистры — на 10 и 20 литров.
Большую часть вещей отнесли в гараж ещё накануне вечером. Наученные предыдущими поездками, встали рано, где-то в 3 часа утра. Позавтракали, пошли в гараж. Пока то да сё, выдвинулись в 4 часа утра. Из города выехали где-то в 5. Маршрут наш пролегал следующим путём: Новосибирск — Омск — Тюкалинск —Ишим — Бердюжье — Макушино —Курган — Челябинск — Уфа — Тольятти — Сызрань — Саратов — Волгоград — Элиста — Будённовск — Георгиевск — Пятигорск — Баксан — Нальчик — Геленджик.
Маршрут примерно такой:
1 день. 12 Апреля 2016 г.
Улицы утреннего Новосибирска были пусты и малолюдны. Небольшое количество автомобилей на дороге. Дороги свободны. Направляемся на Станционную, в сторону Толмачёво, там выезжаем на Северный объезд и выходим на М51 в сторону Омска. На развязке, где пересекаются Омский тракт и Северный объезд, встретили экипаж скучающих сотрудников ГИБДД. Замер нашей скорости радаром не принёс им интересных результатов — разрешённая скорость + 20 км/ч. Увидев это значение, сотрудник ГИБДД отвернулся и принялся измерять скорость транспортных средств, движущихся со стороны Омска. Мы ему явно неинтересны — небольшое превышение разрешённой скорости, включённые противотуманные фары с ближним светом и пристёгнутые ремнями безопасности водитель и его пассажирка.
Полным ходом идёт реконструкция М51 в районе Коченёво. Стоят знаки — ограничение скорости, обгон запрещён. Еду знаки + 20 км/ч. Нас обгоняет фура… Ладно, пёс с ним. Проезжаем строящийся участок — конец всех ограничений, поехали быстрее: где-то 120 км/ч. Догоняем обогнавшую нас под знак, запрещающий обгон, фуру и обгоняем её за знаком «обгон разрешён».
Стоит отметить, что трассы в Новосибирской, Омской и Тюменской областях имеют не очень высокую плотность трафика. Как следствие — обгонять можно, практически не меняя скорость. То есть, ехал 110, догнал фуру, идущую 80, и, не меняя скорости, обгоняешь и спокойно продолжаешь движение. Ещё один момент: когда мы ехали туда и возвращались обратно, практически от самого Коченёво и чуть ли не до Чулыма всю дорогу висели знаки 70. Зачем — не знаю. Возможно связано с частыми туманами и возможными гололёдными явлениями в тех местах в зимнее время года. Но! Ездили в конце июня на Чаны, знаки 70 висели в тех же местах. После Чулыма пошло веселее. Где-то между Каргатом и Барабинском был участок плохой дороги, нечто среднее между тёркой и мостовой. Знак 50.
В целом дороги в области хорошие. В городе на тот момент были хуже. Есть участки с не очень хорошим покрытием, но таких больших трещин и ям, как в городе, на М51 замечено не было.
Едем дальше. Барабинск — Чаны — Татарск. Хорошая дорога. Особого интереса не представляет. Всё спокойно и плавно.
Граница областей. Калачинск — Кормиловка — Омск. Асфальтовое покрытие остаётся хорошего качества. В Омске первая остановка: на заправку, т.к. в баке остаётся уже одно деление, а это где-то литров 10-15, и перекусить. Газпромнефть, та, что около кольца, где пересекаются трасса и улица Воровского. Каждый год заправляемся на этой заправке. (В это время у ГПН шла акция, кажется, двойные бонусы на карту падали). Таким образом, добрались до Омска примерно за 7 часов. Заправившись и сделав все дела, направляемся дальше.
Впереди нас ждёт дорога Омск — Тюмень (Р-402), отрезок до Ишима. Надо отметить, что осенью 2015 года, если верить новостям, сдали Западный объезд Омска. Раньше приходилось ехать через Верхний Карбуш и въезжать в город на ул. Кондратюка. В районе пересечения со 2-ой Солнечной улицей на светофоре там всегда была пробка и продавленный перегруженными фурами асфальт. В этом месте терялось много времени. Плюс обочечники, которые спешат куда-то, в отличие ото всех остальных, кто выехал постоять в пробке ради собственного развлечения. Теперь же, со сдачей Западного обхода, необходимость заезжать в Омск отпала, что несколько сокращает время в пути. Обход сам с покрытием среднего качества, но местами видно, что строители халтурили и кому-то надо дать по рукам, заставить ремонтировать по гарантии и сделать всё, как надо. Особенно это заметно в районе развязки, где проходит пересечение Западного обхода и Исилькульского тракта. Возможно, качество покрытия в дальнейшем станет лучше. Ну, хотелось бы. В целом почти везде можно спокойно ехать 110-120.
Далее выходим на Тюкалинский тракт, там некоторое время, до Красного Яра, идёт 4-полосная дорога. С каждым годом её состояние ухудшалось, такое ощущение, что её ремонтом власти решили не заниматься. Как следствие — правая полоса местами представляет ужасного качества дорожное покрытие с ямами и трещинами. Далее идёт обычная двухполоска. Т.к. ехали в середине апреля, ремонтов ещё не было. До Тюкалинска ничего необычного. Красивые пейзажи вдоль трассы. Трасса и в летний-то период не сильно загружена, а в апреле совсем пустая. На Тюкалинском кольце уходим налево, на Тюмень. В целом в Омской области дороги хорошие, опять же за редким исключением. Подъезжаем к границе Омской и Тюменской областей.
Помня предыдущие поездки, моя пятая точка подсознательно сжалась. Впереди суровый участок — Абатское и Тушнолобово. Самое смешное, что между ними дорога была нормальная, а вот в самих населённых пунктах и подъездах к ним творилось то, что раньше называли «бердюжка». Частично мои ожидания не оправдались. В Абатском была на момент нашего проезда отличная, новая, ровная дорога. Только река Ишим со своими притоками показала свой суровый нрав. Раньше мы проезжали эти места летом или в сентябре и видели обычную речку. В этот раз мы видели самый настоящий потоп. Со всех сторон от трассы были залитые водой поля, леса и всё остальное. Опоры ЛЭП, стоящие в воде, трансформаторы и т.д. А вот Тушнолобово встретило нас, как обычно, отсутствием асфальта и огромными ямами на проезжей части. Преодолев Тушнолобово (для властей и дорожников этих мест надо ввести специальное наказание — сажать их в личный автомобиль и заставлять проехать эту дорогу на максимальной скорости автомобиля, в обязательном порядке на низкопрофильной резине, запретив ремонтировать всю ходовку в принципе), направляемся в сторону Ишима, по пути наблюдая все тот же самый потоп. Около Ишима перед развязкой на Бердюжье заезжаем на заправку ГПН с теми же целями, что и в Омске.
В районе Ишима дорога на Бердюжье была в плачевном состоянии, но дальше оказалась хорошей до самого Бердюжья. В 2013 году проезжали этой же дорогой, но за 19 километров до Бердюжья асфальт просто исчезал. Сейчас же там отличная дорога, которую отремонтировали осенью 2014 года. Около самого Бердюжья на посту стояли инспекторы ГИБДД, которые к нам не проявили никакого интереса, кроме измерения скорости. А вот от Бердюжья до Макушино покрытие было плохого качества, как и разбитое кольцо у самого Бердюжья. Встречались ямы, которые надо проезжать либо по встречной полосе, либо сбрасывать скорость до 5-10 км/ч. Один раз так не специально оттормозился перед фурой после обгона. Было стыдно, но что делать, надеюсь, водитель фуры не сильно расстроился, сделал единственное, что мог — поморгал аварийкой.
Преодолели границу Тюменской и Курганской областей. Так мы добрались до кольца перед Макушино. От Макушинского кольца в сторону Кургана дорога была качества выше среднего. Кроме пары участков, таких как, например, в районе поворота на Мокроусово в сторону Кургана. Причём участки эти довольно протяжённые. Далее дорога до самого Кургана была с покрытием хорошего качества. Доехав до Кургана, около 8 часов вечера по местному решили остановиться на ночлег. Заночевали в гостинице с кафе. Называется «Светлана». Взяли с нас около 2 тысяч за номер на двоих с удобствами. Еда в кафе нормальная, только дороговато по сравнению с другими кафе на трассе, да и утром заведение не работало — поехали голодными.
Закат из окна маркуши где-то под Курганом.
Итого за первый день поездки — примерно 1300 км за 17 часов.
2 день. 13 апреля 2016 г.
Встав с утра и позавтракав, отправились дальше по нашему маршруту. Погода была более-менее ясная, не очень тепло — градусов 5-10. Когда встали, уже начало светать. Стоит отметить, что я не являюсь любителем езды по темноте. Кроме снижения безопасности, ещё и ничего не видно вдоль дороги.
Дороги в Курганской области за Курганом в сторону Челябинска были примерно того же качества, что и дороги, которые были до самого Кургана, местами лучше, местами хуже. Проехали Юргамыш, Мишкино, Шумиху, Щучье. Стоит отметить, что недалеко от Щучьего, а точнее там, где поворот на Медведское, в прошлом году (2015) ночевали в гостинице «Берлога». Неплохие номера и хорошая еда по приемлемым ценам. Только запах странный в самом кафе, я думаю, это запах от медвежьих шкур. Довольно быстро мы добрались до границы Челябинской области. Дороги стали получше, хотя местами оставляют отрицательные впечатления, где-то даже уже были ремонты. Недалеко от поворота на Миасское заехали заправиться на Башнефть. На ту, которая напротив Башнефти, где есть Subway. Заправившись, двинули дальше. Едем спокойно 100-110-120. Выехали на объездную Челябинска. Вот тут ждали первые сюрпризы. Дорогу, по-моему, с прошлого года не ремонтировали совсем. Бывает такое, что идет участок ровной дороги, а потом бац — глубокая выбоина в асфальте, приходилось иногда оттормаживаться в пол до практически нуля и потихоньку преодолевать такие достижения отечественного дорогостроения. Погода немного испортилась, видимо, под стать дороге. Так и ехали по Челябинской объездной. Только в районе Синеглазово умудрился повернуть не туда (а еду здесь уже в четвёртый раз), пришлось вертеться и возвращаться обратно на объездную. Дальше ехали уже безо всяких лишних манёвров.
За бортом +5 градусов. Перед поездкой боялся попасть в гололёд на Урале, т.к. поехали на летней резине. Но постепенно температура увеличивалась, и я как-то успокоился насчет гололёда.
На развязке повернули на трассу М-5. Недалеко от развязки решили остановиться поесть в кафе с названием «Урал». Обычное кафе на трассе. Обычные ценники. Обычная еда: не сказать, что супер, но, если хочется есть, то вполне себе вариант.
Собственно марк на фоне кафе «Урал» и второй пилот.
На заднем фоне продажа какой-то техники.
После приёма пищи едем дальше. Выезжаем на М-5. В этом месте трасса является автомагистралью. Каждый год её достраивают, увеличивая тем самым протяжённость. Но в середине апреля дорожное полотно представляло собой жалкое зрелище. Крупных ям на дороге не было, но небольшие углубления и неровности присутствовали. Похоже это было на Бердское шоссе от разъезда Иня в сторону карьера Борок. Но знаки «автомагистраль» на месте. Где-то в районе сворота на Чебаркуль четырёхполосная дорога заканчивается, но идёт дальнейшее строительство, местами дорожные строители срубают холмы и ведут подготовку для устройства дороги с меньшими перепадами высот. Надеюсь, они скоро до Уфы построят такую дорогу…
Продолжаем наше движение в сторону Уфы по М-5. Очень много мест с дорожным покрытием низкого качества. А это федеральная трасса, которая связывает, по сути, западную часть страны и восточную. Встречаются участки с ремонтами.
Трасса где-то на Урале. Летом тут живописно. А сейчас — неотремонтированные дороги.
Проезжаем повороты на Миасс, Златоуст, Сатку, Юрюзань и Трёхгорный, столицу трамваестроения — Усть-Катав. Где-то от Усть-Катава до поворота на Кропачёво дорога была в ужасном состоянии, но местами её уже начали сдирать для ремонта. Трасса в апреле, по сравнению с июлем, августом и сентябрём, не сильно загружена, по большей части на дороге фуры и местные жители, судя по номерам.
Один из затяжных подъёмов-спусков. Трасса в апреле не загружена. По краям в лесу снег, но за бортом — стабильно плюс.
Вот такие удручающие виды на Урале. Живописно, но грустно.
Проехали Сим, в котором (или, скорее, над которым) мост через одноимённую реку, на удивление, был открыт в оба направления, хотя дорожное покрытие на самом мосту оставляло желать лучшего. Затем проехали сворот на печально известную Ашу и проехали границу Башкортостана и Челябинской области. Где-то в районе Иглино под колёса попал довольно большой деревянный брусок. Удар был довольно сильный, остановились посмотреть, не отвалилось ли чего, брусок ударил по левому порогу снизу, но ничего не сломал. Поехали дальше.
По пути встретили сотрудников ГИБДД, которых в Челябинской области на трассе почти не видели. Под Уфой была хорошая солнечная погода, тепло, где-то +18 - +20. А вот сотрудники ГИБДД были одеты не по погоде. В зимней форме ещё были, с шапками. Сказать, что эти измученные лица выражали явное недовольство несоответствием погоды и обмундирования, всё равно что ничего не сказать. Проводив томным взглядом нас и наш редкий для этих мест аппарат, сотрудники заприметили низко летящий кукурузер и остановили для разъяснительной работы. Думаю, что нарушители ПДД, которых останавливали повелители полосатого жезла, получали по всей строгости закона, а возможно и ещё больше.
Через некоторое время выехали на вечно строящуюся объездную Уфы. Ехать стало проще и быстрее, как-никак сказывается наличие 2 полос в каждом направлении. Объехали Уфу и направились дальше по М-5, в направлении Самары, а конкретно в сторону Тольятти. Так же, как и челябинцы, башкиры так же модернизируют двухполосную М-5 до 4-полосной, и каждый год протяжённость четырёхполосной дороги увеличивается. Уже сейчас едешь по 4-полосной части дороги под Уфой порядка 100 км, и идет дальнейшее строительство. Вдоль дорог сделаны насыпи, по которым будет пролегать новая магистраль. Готовятся опоры для новых мостов.
Недалеко от Узытамака заехали на Башнефть заправиться. Примечательно, что трасса проходит мимо Узытамака, но на дороге есть знак, что въезжаешь в населённый пункт. В 2013 этот знак было сложно заметить, т.к. перед ним рос кустарник или какое-то дерево, а дорога идёт в этом месте сверху вниз. А в самом низу всегда стояли сотрудники ГИБДД и пользовались этим стечением обстоятельств. Сам когда ехал в 2013 году, знак населённого пункта еле заметил и успел сбросить скорость. А вот около сотрудников ГИБДД внизу стояло несколько машин с неместными номерами. А в 2014 году растение перед знаком убрали, и после этого внизу я никаких столпотворений не видел.
Следуем дальше по хорошей 4-полосной дороге. Где-то в районе Мирного 4-полоска переходит в обычную 2-полоску, вдоль которой ведётся строительство новой дороги. Далее проезжаем местную достопримечательность — знаменитое озеро Кандрыкуль. Эх, интересно было бы там отдохнуть хотя бы пару дней! В 2014 году останавливались в этих краях на ночёвку, гостиница «Уют». Брали тогда люкс. Еда в гостинице неплохая, но номер без окон. Просыпаться было трудно.
В районе Октябрьского пересекаем границу с Татарстаном. В целом дороги Башкирии оставляют положительное впечатление. А вот в Татарстане, видимо, из-за того, что М5 проходит по кусочку республики, решили особо с ремонтами не заморачиваться.
То, что происходит с дорогами в Татарстане, не сравнится с тем, что творится с дорогами в Самарской области. Там Мамай прошёлся. Это просто ужас. Лучше бы деньги, которые выделяются на АвтоВАЗ, пустили на дороги. Местами можно ехать только по середине дороги, т.к. вся остальная проезжая часть в ямах. И то, что у нас на Бердском шоссе, это ерунда. Проехали Суходол, где ночевали в 2013 году, хорошая гостиница «Югра» с хорошей едой. Потихоньку по ужасной дороге проезжаем поворот на Красный Яр и поворачиваем на Тольятти, на хорошую объездную.
Здесь уже идёт дело радостнее. До самого Тольятти дорога хорошая. А на въезде в город как будто попадаешь в другую страну. Дорога превращается в мостовую. Нет, она действительно выглядит, как мостовая, по которой повозки с лошадьми ездят. Округлые кусочки асфальта. Просто ппц. Тут надо отдать должное маркуше. Стойки довольно энергоёмкие плюс резина 215-60-16. Глаза боятся, а машина едет. Не очень комфортно, но терпимо. Как местные здесь ездят, я не понимаю, точно впал бы в депрессию. Ладно, Тольятти мы проехали, далее проезжаем Жигулёвскую ГЭС, там дорожное покрытие в ужасном состоянии. Так же как и в Александровке. Дальше пошло лучше.
Так мы добрались до Сызрани. Уже стало темно и решили остановиться на ночлег. Остановились в гостинице, название которой я не запомнил. После гостиницы находится перекрёсток со светофором на Сызрань. Место что-то типа посёлок ДЭУ-48.
Номера были средненькие, а вот в столовой оказались отличные котлеты. Для придорожной столовой они были просто изумительны: такие очень редко можно поесть по дороге. В качестве гарнира брали лапшу и рис.
Итого за второй день поездки — около 1300 км за примерно 16 часов.
3 день. 14 апреля 2016 г.
Встали пораньше, т.к. с утра мало фур, хотелось побыстрее повернуть на Р-228. Позавтракали теми же шикарными котлетами плюс лапша. Перед выездом нас зачем-то обгавкали местные собаки. Заправились на Башнефти недалеко от гостиницы. Затем доехали до развязки на сызраньскую объездную. Перед развязкой дорога была в ужасном состоянии, но, насколько мне известно, летом её чинили. Двигаемся уже по Р-228. Дорога в целом неплохая.
Один из пейзажей. С одной стороны, уже весна, но природа не сильно ещё хочет просыпаться.
И вот места, например, думаю, тут летом цветут подсолнухи. Да-да, те самые бесконечные поля подсолнухов.
С другой стороны, видно, что природа просыпается от спячки, скоро лето, крепитесь, люди!
А вот в таком состоянии была дорога на Саратов в апреле. Вполне приличное качество дорожного покрытия.
Так мы по таким дорогам доехали до Саратова, который обошли по объездной, где нет ничего примечательного. Стоит отметить, что худо-бедно идёт реконструкция Р-228. Надеюсь, что её расширят до 4 полос в обоих направлениях. Затем были Камышин, Волгоград. Волгоград частично объехали по Менделеева и 3-й Продольной магистрали. Там, где заканчивается магистраль, повернули налево на ул. Неждановой и начали стоять в пробках.
О Волгограде, городе геройской славы, стоит сказать отдельно. Там отвратительно настроены светофоры. На проезд перекрёстка даётся секунд 15. Как следствие, там очень большие пробки в любое время суток. Но это ещё не всё! Там ещё и дорожное покрытие находится в очень паршивом состоянии. Ответственных за строительство и ремонт дорог надо отправлять на каторжные работы. Самое смешное, что за счёт уже не первой поездки через Волгоград и энергоёмкой ходовки марковника, мы передвигаемся по Волгограду иногда и быстрее местных жителей. Доезжаем до перекрёстка Лазоревой и 2-ой продольной магистрали. Обычно (ну да, 2013, 2014, и 2015 года) тут мы уходим на Лазоревую и едем в сторону Краснодара. В этом году мы ехали в Нальчик, короче было ехать через Калмыкию. Из-за этого мы поехали дальше на проспект Героев Сталинграда. С него мы свернули на ул. 40 лет ВКЛСМ. Там мы уже двигаемся на Элисту. По сравнению с дорогой на Сальск, дорожное покрытие находится в хорошем состоянии. Ям на трассе замечено не было.
Пока ехали, проголодались, решили остановиться перекусить.
В итоге остановились в кафе «У Жанны». Попробовали калмыцких пельменей — бёриков — в этом кафе. Были очень вкусные. У меня возникли ассоциации с бурятскими буузами, но они разные, бёрики ближе к нашим пельменям. После «обеда» ехали, пока не устанем, доехали до населённого пункта Ергенинского. Там и заночевали. За двух человек 800 рублей с нас взяли. Сама гостиница на 4. Почему? Да просто. Чисто. Но не было горячей воды. Есть столовая. Самое интересное, что администратор гостиницы, завидев наш номер (154-НСК), начал рассказывать, что родился в Купино, что знает нашу область: их семью отправили туда в ходе репрессий калмыцкого народа. Было интересно послушать, что расскажет пожилой человек. А с другой стороны, это грустно, когда целые народы переселяют против их воли, куда хотят, сегодня ты здесь хозяин — а завтра ты никто.
Ночёвка в целом была неплохой, особого шума не было, даже приезжающие фуры сильно не грохотали, да свет в окна от фур не мешал спать.
4 день. 15 апреля 2016 г.
Это мы с утра, выспавшиеся и довольные. Маркуша радует при запуске ровной работой прогреваемого мотора. Вроде и кровати были с сеткой, но спали мы крепко. Видимо, ощущение отпуска даёт о себе знать. Нет, действительно, в дороге ты спишь, как младенец.
Проснулись, пожилой калмык уснул с включённым телевизором. Не стали его будить, т. к. гостиницу оплатили еще при заезде. Жаль, но кафе в 6 утра ещё не работало. Решили, что раз встали рано, поедим по дороге, не дожидаясь открытия кафе в 8 утра. И мы в дальнейшем были рады нашему решению. Выезжаем из Ергенинского и едем в Элисту.
Утренняя Элиста была прекрасна. С одной стороны, мало транспорта. С другой стороны, город красив. У меня создалось впечатление, что его строили люди для людей.
Проехали Элисту, вышли на трассу Элиста — Минеральные Воды. Согласно указателю, она находится в плохом состоянии. Это действительно так местами.
Вот такая дорога Элиста — Минеральные Воды. Опять же спасибо маркуше за ходовые качества.
Ладушки, проезжаем эти места. Нам-то надо в Нальчик. Но голод дает о себе знать. Остановились перекусить в н.п. Лола. Там были очень вкусные котлеты + хороший гарнир + неплохой чай и вежливый официант, да и довольно низкие цены. Заодно из новостей по телевизору «узнали» о потопе под Ишимом. Оставили за 2 человек около 400 рублей.
Далее движемся на Будённовск. Интересный южный городок. Далее направляемся в сторону Пятигорска, проехав несколько колец на местной барахолке. После этих мест поворачиваем налево, несмотря на местных зазывал. Вот мы приблизились к нашей частичной цели.
Космолёт на границе республики. Видимо, перед нами был дождь.
До Нальчика вполне хорошая, ровная дорога. Единственное но — местные водители. Такой концентрации безрассудности и безумия нет даже под Тольятти. Люди спокойно обходят на обгон даже через двойную сплошную, без стеснения. Из интересного по дороге — яблоневые сады в районе, кажется, Баксана.
Так потихоньку и добрались до Нальчика.
Стела на въезде в городе Нальчик.
Фото на память на въезде в Нальчик.
Добрались до санатория. Устроились неплохо: трёхразовое питание, питьевая галерея в холле санатория, 2 лифта. Жили на 4 этаже. Процедуры — душ Шарко, подводный гидромассаж, обычный массаж, грязевые лепёшки (ага, с сульфидами, те, которые «попахивают»), ингаляции и т.д. Но самое главное — чистый горный воздух! Пониженное давление (около 700 мм рт. ст. против наших 740-750), восприняли нормально, наверное, из-за того, что понижалось оно для нас плавно, по мере приближение к предгорьям. Чем мне нравятся горы — нет пыли, а как следствие — после дождя нет грязи. Машина после езды по дождю — практически почти не пачкается. Марковника оставили на парковке у санатория, на закрытой территории, въезд туда только для сотрудников санатория и проживающих.
В ясную погоду с балконов санатория видны снежные шапки гор:
Приехали после обеда — опоздали на час. Пришлось идти есть в кафе. На улице Шогенцукова есть кафе Джамилия, а чуть дальше, в сторону Хасаньи, кафе — «Балкарская кухня». Не особо приметное, да и вывеска не сильно блестящая, но мы решились зайти. Внутри — чисто, хозяйка приветливая. На вопрос — какие у вас национальные блюда, она посоветовала попробовать хычины. Есть разные варианты — с картошкой, с сыром, с мясом. По виду напоминает что-то типа блинов, но внутри начинка — те самые картошка, мясо или сыр. Они находятся не внутри, как в пироге, а распределены равномерно в слое тонкого теста. Но очень вкусные, таких хычинов мы больше нигде не ели. Цена хычинов тогда была около 30 рублей за штуку. По незнанию взяли по 4 штуки. Узнали, что 2 можно спокойно наесться. Еще по 2 еле доели. Второй вопрос хозяйке заведения — какое у вас есть хорошее пиво. Ответ нас сначала обескуражил — «Нальчикское». Цена — 70 рублей за бутылку 0,5 л. Мы как-то помялись — зная, какое у в Новосибирске местное дешёвое пиво, типа «балтики» или ещё каких помоев, мы как-то даже не решались взять. Но со слов хозяйки заведения — пиво хорошее, на минеральной воде, многие его пьют. Мы решились взять одну бутылку на двоих, на пробу. Нам принесли замороженный бокал и налили в него это самое «Нальчикское». Попробовали. Были приятно удивлены. Оно не крепкое, 4 градуса, не сильно плотное. Вкус — хороший, без отвратного послевкусия, как бывает у разных помойных и дешёвых сортов пива. Таким образом, если кто будет в Нальчике и будет размышлять — стоит ли брать «Нальчикское» — берите, не опасаясь, это пиво своих денег стоит. Несколько бутылок привезли родственникам на пробу, пиво было одобрено.
После обеда мы решили пройтись прогуляться по Атажукинскому саду, расположенному в курортном районе Долинск. Там есть своя питьевая галерея.
Минеральная вода — бесплатно, но пить можно только из стаканчиков или наливать в бутылки. Если есть с собой какая-либо ёмкость — то пожалуйста, пейте на здоровье. Если нет — всегда можно приобрести стаканчик или бутылочку. Тут же продаются разные сувениры, типа магнитов, сабель, всяких разных наборов приправ, чаёв и т.д. Отправились гулять дальше — в Атажукинском парке есть система искусственных озёр, которые питаются от реки Нальчик.
Над первым озером под названием Курортное раньше была канатная дорога, которая вела на верхнюю станцию на горе Кизиловка. Но в 2013 году её демонтировали, до этого она висела над городом и козьим рынком, не функционируя в течение 20 лет. Сейчас остались только опоры.
Остановили ее, якобы, из-за нерентабельности. А нерентабельной она стала, когда в курортном районе Нальчика начали селить беженцев из Чечни. Тогда даже местные не рисковали заходить в курортный район. После того, как беженцев убрали из курортного района, он начал восстанавливаться, но поток туристов всё равно недостаточный. Но местные власти стараются, в городе чисто. Атажукинский парк находится в приличном состоянии. Когда собрались сюда ехать, часть родственников говорила, что в Нальчике люди плохие, злые. Сдается мне, они перепутали с людьми из другой республики, откуда были беженцы. А жители города Нальчик оказались очень приветливыми, не видел ни одного косого взгляда: ни в магазинах, ни в кафе, ни на улице. Некоторые, видя, что мы не местные, даже спрашивали — а не боялись ли мы ехать в Кабардино-Балкарию. Не в ту республику деньги вкачивает государство, точно не в ту. Есть куда более достойные республики, в которые можно вкачивать деньги.
Были на Козьем рынке — очень много дешёвых качественных товаров. Например, купили перчатки и варежки из шерсти, зима 2016-2017 показала, что вещи тёплые. Разного рода носки, платки, шапки и т.д. И все стоит не очень больших денег. Взяли наборы специй и горного чая. Ещё купили домашние тапки — подошва сделана в Пятигорске, местные к этой подошве пришивают верх с шерстью, нам понравились. Ещё интересный момент — увидел накидки сиденья из овечьей шкуры, цена была около 2500 рублей за комплект для передних сидений. В Геленджике видели такие же, но только по 7000 за одну накидку. Вот такой вот бизнес.
Ездили на организованные экскурсии в теснину реки Черек.
Очень впечатляет, высокие горы и узкая теснина.
Ну и ветрище, естественно.
Тогда же, по пути, были на нижнем Голубом озере.
Вода очень чистая.
Если ничего не путаю, то у него глубина 300 с чем-то метров, в нём почти никто ни живет из-за содержащегося в воде сероводорода: бывает, форель заплывает, но быстро гибнет. Перекусили в кафешке на озере, хычины были не такие вкусные, как в «Балкарской кухне».
Так же ездили на Чегемские водопады. Сама экскурсия представляет собой пешую прогулку от остановки автобуса до Чегемских водопадов. Доехав до определённого места (точно не помню, куда) на экскурсионном автобусе, мы начали пешую прогулку по берегу реки Чегем до Чегемских водопадов. Очень красивые места.
Идти довольно долго.
Наш путь пролегает вдоль горной реки Чегем.
Иногда проезжают транспортные средства. Поток транспорта тут не очень большой, и это хорошо, так как разъехаться двум легковушкам трудновато, не говоря уже об автобусах.
Дорога находится у подножья скалы и частично проходит в скале.
Местами это обычная дорога.
А иногда природа преподносит сюрпризы. Недавно сошёл сель, и дорогу частично разрушило. Часть дороги и подпорной дамбы обрушилась в реку.
Небольшие водопадики.
Хорошо видно, что Чегем — это горная река.
Начало торговых рядов. Тут идёт бойкая торговля разными сувенирами и алкоголем. Больше всего меня удивил Хеннесси по, кажется, 300 рублей за бутылку. И если настойки, может быть, и настоящие, если домашние, то всякая марочная продукция по бросовым ценам — ну я не знаю, не знаю, рисковое предприятие. Хотя один мужчина говорил, что уже не первый год здесь берёт такой дешёвый коньяк — и ничего, всё нормально, ему нравится.
На подходе к Чегемским водопадам.
Эти водопады представляют собой не такие сплошные водопады, как, например, в долине реки Жане под Геленджиком, а струи воды, которая нашла себе путь через скалы и падает из и со скал в реку Чегем.
Дальше просто несколько фотографий этого места:
Видно, как ветер разбивает струи. Иногда даже получается радуга. Поймать такой момент, к сожалению, не получилось.
Ку!
Чегемские водопады снизу — очень красивые, но можно подняться наверх по лестнице.
Подъём — платный, 50 рублей с человека.
Сверху тоже открывается красивый вид.
Наверху есть смотровая площадка.
Можно потрогать эту горную речку, которая превращается в Чегемские водопады.
Ну и холодная она. Я бы сказал — ледяная.
Следующая наша экскурсия была на Эльбрус. Точнее, не на сам Эльбрус, а на соседнюю гору — Чегет.
Выехали утром рано. В районе Баксана повернули налево — в сторону национального парка «Приэльбрусье». Где-то на середине пути наш автобус остановили на блок-посте. Проверка документов — в этой части республики идёт контртеррористическая операция. Проезжаем частично покинутый Тырныауз. По словам экскурсовода, здесь впервые в Советском Союзе были построены многоэтажные здания в сейсмически активном районе. Тырныауз ещё примечателен тем, что здесь был расположен молибден-вольфрамовый комбинат, т.к. в этих местах сосредоточено до 60% мировых запасов молибден-вольфрам содержащих руд. В 90-е, когда всё начало развалиться, комбинат был, по сути, разрушен и разворован. И по сей день стоит на фоне Тырныауза покинутое производство, было бы желание у кого надо, то и комбинат можно было бы возродить, а не только нефть качать. И городу, и республике от этого было бы лучше. Далее проехали научный центр «Нейтрино».
Следуем по единственной дороге через национальный парк и доезжаем до нашей цели. Для подъёма на высоту 3100 необходимо проехать на двух последовательных канатных дорогах — на нижней канатке сиденья двухместные, на верхней — одноместные. Ещё перед поездкой всех предупредили взять с собой тёплые вещи — наверху, в горах, холодно. Даже надев вниз свитер, на руки перчатки, а на голову — шапку, чувствовал, что наверху прохладно. Даже не так: поднимаясь ещё по нижней канатке, чувствуешь, что температура снижается. По мере приближения к верхней станции первой канатки появляется снег.
А сама станция полностью в снежном покрове. Тут температура немного выше нуля, и снег тает. А вот при подъёме на второй канатной дороге на верхнюю станцию — температура опускается ещё ниже. Тут на склонах гор лежит слой снега, поверхность которого превратилась в наст. Когда мы были, погода стояла облачная. Но отражающиеся от снега пробившиеся лучи солнца резали глаза. И самое важное — лицо при этом загорает.
Невозможно смотреть, не щурясь.
Надо было брать солнечные очки.
На склонах дует довольно сильный ветер, но в какой-то момент канатная дорога проходит через место, защищённое от ветра теми же склонами, и чувствуется, что без ветра очень тепло. А потом опять начинает дуть ветер.
Наверху, на высоте 3100, всё так же покрыто сплошным слоем снега.
Есть кафешка, где можно выпить какой-нибудь тёплый чай или глинтвейн. Мы решили попробовать облепиховый чай. Облепиха там занимает, наверное, полстакана. Чай горячий, что помогает согреться после холодного, ветреного подъёма.
По склонам гор катаются на горных лыжах, на сноубордах и занимаются пешим восхождением на горы.
Садимся на канатку и едем обратно вниз.
Вот такие пейзажи по пути вниз. Но ветер и холод — бррр…
Тут видно: люди, занимающиеся восхождением.
Долина Приэльбрусья с высоты.
Внизу видна пересадочная станция.
А это вид с самой пересадочной станции, немного видна двухместная кабина.
Едем вниз к подножью горы.
Вид самого городка. Разные кафе и гостиницы. Тут есть свой рынок с различными сувенирами.
На обратном пути заехали в долину нарзанов. Тут можно попить и набрать с собой нарзанов природной газации. Только при наборе в бутылку надо перед закрытием бутылки убрать весь воздух, иначе через некоторое время железо, содержащееся в воде, выпадет в осадок.
Вот так выглядит один из источников. Его бы облагородить. Всё вокруг рыжее от железа.
Или вот такой вот колодец. Просто опускаешь туда стакан или бутылку и набираешь воду. Что интересно, хоть выглядит и не очень… красиво, пить воду можно без опаски. Проверено лично. И воду набирали мы с собой — всё было нормально. Вода приятная на вкус, и чувствуется лёгкая газация.
Ещё на обратном пути заехали в одно интересно местечко — здесь проходит дорога в сторону Грузии.
Автомобильный фуникулёр с пассажирами со стороны Грузии.
Но примечательно это место не автомобильным подъёмником, а вот таким вот горным водопадом:
Вода здесь тоже холодная, но чистая.
Вид поближе.
И утекает эта вода в сторону Приэльбрусья, в речку Баксан.
Потом мы остановились в придорожном кафе, но не то, чтобы нам очень понравилось. Хычины вообще походили на блины с припёком. Попробовал жау-баур, это баранья печень в жировой оболочке на мангале приготовленная, не был особо впечатлён, на любителя. Но тут ещё кафе было так себе, может, поэтому не впечатлился.
Это всё из экскурсий, на которые мы ездили. На самом деле их больше, но везде побывать сразу сложно. Сами экскурсии занимают много времени, минимум полдня. Например, в Приэльбрусье экскурсия заняла весь день, после завтрака уехали и приехали к ужину. Есть и другие длинные экскурсии, но мы на них не были, так как хотелось ещё и по городу походить.
Ходили на терренкур 1000 ступеней, если пройти дальше на Кизиловку, то можно попасть на заброшенную верхнюю станцию Большой нальчикской канатной дороги.
В таком состоянии она находится сейчас:
С другой стороны:
Заброшенная, разваливающаяся конструкция. В своё время она принимала снизу и отправляла вниз туристов. А это просека канатной дороги:
Когда-то здесь висели натянутые тросы канатной дороги и ездили кабинки с туристами.
При желании и хорошем оптическом зуме можно разглядеть нижнюю станцию:
Или ещё и сам город внизу:
Сам терренкур пользуется популярностью у людей.
В данном месте чисто, но так не везде.
Легко можно встретить кого-нибудь на спуске или подъеме. Единственное — какие-то паразиты изрисовали местные конструкции безобразными граффити. Ладно бы, если граффити были красивые, а так — какая-то мазня, даже просто фразы без смысла.
Вот, пожалуйста: мусор и какие-то маляки.
Первые ступени:
В самом низу, у начала терренкура, находится мост через реку Нальчик:
Сама река с одной стороны моста, вниз по течению:
И с другой стороны, вверх по течению:
Что там такое произошло, я не знаю, но выглядит не миловидно.
Недалеко от курортного озера и от моста через Нальчик есть заброшенный открытый бассейн:
И подобного рода мест в городе хватает. Есть даже нефункционирующая водогрязелечебница:
Но есть и ряд позитивных моментов.
Само по себе Курортное озеро не заброшено.
Здесь функционируют разнообразные кафешки. Летом тут купаются. Есть даже детский пляж.
Кроме того, нижнюю станцию канатной дороги решили превратить в ресторан (или кафе, я не знаю):
Ведутся активные работы.
Рядом с Курортным озером имеется смотровая башня, вход бесплатный.
С этой башни и сделаны некоторые фотографии.
Можно разглядеть ресторан «Сосруко» на малой Кизиловке:
Рядом имеется Нальчикский зоопарк:
На соседнем, Третьем озере:
Над ним проходит действующая малая канатная дорога. Проехать на канатке туда и обратно стоит 200 рублей.
Тут можно взять напрокат катамаран, покататься по озеру.
Это озеро довольно большое. С Курортным оно соединено водным каналом, по которому в это озеро поступает вода.
По канатной дороге можно попасть к ресторану «Сосруко», по пути открываются красивые виды:
Тот самый «Сосруко»:
Сосруко — национальный герой из легенды. Сосруко — такой же герой, как Прометей, подарил людям огонь:
К сожалению, во время нашего пребывания ресторан ещё не открылся, а только готовился к туристическому сезону.
От ресторана открывается красивый вид на город:
Еще в Атажукинском саду есть парк развлечений, но, опять же, он только готовился к туристическому сезону, и мы смогли прокатиться лишь на колесе обозрения:
В центральном парке нашлось неплохое кафе с хычинами и шашлыком, но хычины всё равно не те…
Есть ещё одно место, правда не в Нальчике, а в городе Аушигер, которое стоит посетить. Мы поехали туда на машине, но, насколько мне известно, туда ходит и автобус. Это горячий источник. Сама дорога не особо примечательная. От Нальчика до Урвани идёт 4-полосная дорога, потом в Урвани надо повернуть направо (там и перекрёстков-то нет, кроме этого) и ехать до Аушигера, почти полностью его проехать и перед заправкой повернуть налево. Дальше уже проехать мимо ну очень сложно.
Проехать туда можно вот так:
Припарковались.
Заходим в кабинки для переодевания…
И можно купаться. Вода во всем водоёме очень тёплая. Даже зимой, люди говорят, в воде находиться приятно, но вот выйти — проблема.
Территория облагорожена, имеются гостиница, магазины. Въезд и вход — платный, вроде по 50 или 100 рублей с человека. Время пребывания — не ограничено.
Вот такой вот спуск.
Глубина не больше полутора метров. Вода минерализованная, тёплая: градусов 45-50.
Вытекает из такой вот трубы, но оттуда идёт прям кипяток. На табличке было написано, что температура воды из источника 70 градусов. Стоять там практически невозможно, но многие, особенно пожилые люди, проводят там много времени.
Накупавшись, собираемся в обратную дорогу.
Так мы и провели две недели в санатории. Единственный недостаток санатория — исключительно диетическая пища. То варёная, то на пару. Была пару раз запечённая рыба.
Но мы-то хотели ещё и в Геленджик на недельку. Как и собирались, утром, около 5, собрали вещи, сдали ключи и выехали в Геленджик.
Намытый Марк только и ждал, чтобы отправиться в путь, в Нальчике выезжали на нем всего пару-тройку раз.
Поехали через Пятигорск (там такая объездная хорошая, широкая дорога и знаки 110 км/ч), Минеральные Воды, Невинномысск, Армавир, Кропоткин. После Кропоткина повернули на Усть-Лабинск и далее до Краснодара. Затем свернули в сторону Адыгейска на М-4 и ехали до Геленджика.
А теперь подробнее. Фотографий, к сожалению, не много, но постараюсь описать словами в подробностях.
Утром шёл дождь, не очень сильный, но неприятно.
Машин ещё совсем мало, на выезде из города нас провожал взглядом сотрудник ГИБДД, но интереса не проявил никакого. Проехали Чегем, и где-то в районе Баксана дождь прекратился. Даже асфальт был сухой. Дорога была не очень загружена, и довольно быстро мы добрались до Пятигорска. Тут транспортный поток уже начал возрастать, но всё равно дорога была не загружена. Выехали на 4-полосную дорогу. Стоят знаки 110 км/ч. Не автомагистраль. А именно знак скорости — 110 км/ч. Поехали 130 км/ч. Едем, всё хорошо. В какой-то момент в зеркале замечаю, что нас нагоняет газель. Медленно, пыжась и упираясь, с безумным воем мотора она опережает нас. И следом вторая такая же. Я такого даже не ожидал, что есть безумцы, гоняющие на газелях больше 100 км/ч. Номера — Ставропольские. Так они и скрылись медленно в возвышенностях.
Через некоторое время пошла обычная дорога, скорость снизил, и въехали в Минеральные воды. И по какой-то случайности наша машина привлекла внимание местных сотрудников ГИБДД. Остановили. Понюхали. Спрашивают — пили? Естественно, нет. Спросили, откуда и куда едем. Я сказал, как есть — были в Нальчике в санатории, сейчас едем в Геленджик. Попросили открыть багажник. Открыл. Мельком глянули и отпустили.
Затем мы доехали до Невинномысска, за которым заехали на заправку Лукойла. В Кабардино-Балкарии все заправки были неизвестных мне брендов, и было как-то страшновато заправляться там. Затем доехали до Армавира, там остановились поесть в кафе. Неплохая еда и ценник вполне приемлемый. Дальше почему-то был пост полиции. Проехали его без приключений. Понравилась дорога — от самых Минвод дорога была в три полосы.
Какое-то время дорога идет как две полосы в одну сторону.
Потом сужение до одной полосы и в это время две полосы в другую сторону.
Затем дорога расширилась до 4 полос. И так чуть ли не до самого Кропоткина. После Кропоткина ушли на развязке на Усть-Лабинск. Здесь дорога так же идёт в 3 полосы: попеременно 2 полосы в одну сторону, одна в другую, и наоборот. Очень удобно обгонять. Точно знаешь, что сейчас можно, и видишь, когда надо будет возвращаться в правую полосу.
В районе Усть-Лабинска повстречали трицикл, очень они мне нравятся, но цена — за мотоцикл с 3 колёсами великовата.
Доехали до развязки перед Краснодаром на М-4.
Но нам надо было в город, в супермаркет Окей, там банкомат, нужный мне. По дороге встретили местного Марка икса, не зио. Водитель и его спутница заприметили нас и начали показывать одобрительные жесты. Посетив банкомат, а заодно и магазин, мы вернулись обратно на развязку и выехали на М-4.
Вот где хорошо ехать. 4-полоска. И даже в городе висят знаки 80 км/ч. Проехали водохранилище, Адыгейск и поехали по автомагистрали, тут уж можно и снова 130 км/ч ехать. Заехали заправиться на Татнефть. Каждый год на ней заправляемся.
Затем автомагистраль закончилась, и пришлось несколько сбросить темп. Проехали Молдовановку, Дефановку. Проезжая развязку на Джубгу, отметили, что строительство близится к завершению. И хотелось бы в 2017 году уже проехать по этой развязке.
Машин не много — ещё на настал туристический сезон, но там и тут встречаются машины с номерами из других областей.
Остановились сфотографироваться у стелы Геленджик.
Так и ехали Бжид — Тешебс — Архипка — Текос — Пшада — Михайловский Перевал. Как же хорошо ехать на Марке по самому перевалу. Машин мало, можно на приличной скорости проходить все эти повороты, а не сбрасывать скорость до 40-30-20 км/ч из-за всех остальных машин, которые в повороты входят на низкой скорости. А у нас низкий центр тяжести, широкий кузов, хороший развес и т.д. Машина почти не кренится в поворотах, но чувствуется поперечное ускорение. На више так не получалось, там и центр тяжести повыше и сам виш легче и т.д. Виш даже на скорости 50 км/ч уже изрядно кренился. А тут и 80 спокойно можно ехать. После перевала проехали Возрождение — и вот мы у цели, в Геленджике.
Зная, куда и как здесь надо ехать, приехали на Полевую, к тому же дому, в котором мы останавливаемся каждый год. Вся дорога у нас заняла около 8 часов. Сильно не спешили и особо не нарушали. Здесь, в Геленджике, мы проведём еще одну неделю нашего отпуска.
Море чистое, но ещё холодное, температура воды была 12 градусов. Может кому-то и норм, а мне кажется холодноватой для купаний.
Но загорать в начале мая уже можно.
Цветочные часы. 30 апреля 2016 года.
Хотя туристов ещё практически нет, идёт подготовка к сезону: например, уже готов понтонный причал. На майские праздники уже начали появляться гости города, видимо, соседние города и регионы.
Если есть на свете рай — это Краснодарский край!
Вот так вот иногда получается — со стороны гор тучи, а над морем солнце!
Побывали, наконец-то, в Старом парке. Летом там не пройти из-за толпы отдыхающих. Да и парковочное место в мае было непросто найти, а что летом творится… Очень интересное место, много скульптур, которые, по словам экскурсовода, делает сам мастер-владелец. И он постоянно добавляет что-то новое!
Или такой вот «Тадж-Махал».
Многие постройки внутри обставлены согласно используемой культуре, как, например, вот этот храм Зевсу:
Про Старый парк можно много и долго рассказывать, но лучше побывать там самому.
Увидите много интересного и красивого.
Количество туристов начало увеличиваться, и вот прогулка на «Глории» в море:
И «Империя» уже совершает прогулки, по-видимому, к скале Парус:
Ещё вид на Черное море с Толстого мыса. Здесь вода очень чистая.
Почему-то, у туристов Тонкий мыс не пользуется особой популярностью. Возможно, из-за менее развитой инфраструктуры, чем на Толстом мысе. С другой стороны, здесь тоже есть пляжи, а так же дайверы здесь начинают свои погружения:
И здесь открытое море, без всяких крутых спусков:
И каменистый пляж!
В Геленджике в мае особо не покупаешься, да и погода не всегда солнечная. В это время сюда стоит ехать не за пляжным отдыхом, а скорее для прогулок по набережной и разного рода экскурсий. Хотя тот же дайвинг-клуб уже работает.
Многие отдыхающие знают эту трубу…
Надпись «Геленджик» на Маркхотском хребте.
А это наш любимый пляж «Сады морей»:
Ездили в Новороссийск, показалось, что с развалом что-то не то — отклонение от нормы было около 2 градусов, что не принципиально. Дорогу от Геленджика в сторону Новороссийска пытаются спрямить — горы просто срезают:
Надеюсь, в скором времени можно будет проехать по прямой дороге.
Стела на въезде в Геленджик со стороны Новороссийска.
А дороги в самом городе ровные и чистые.
Примерно вот так мы и провели в Геленджике первую неделю мая. А теперь, 6 мая, пора возвращаться домой. Вечером перед отъездом отнесли вещи в машину:
А рано утром 6 мая выехали домой. Так не хочется покидать этот приветливый, ухоженный городок на побережье Чёрного моря!
День первый обратного пути. 6 мая 2016 г.
Выехали около 5 утра, на улицах мало машин, выехали из Геленджика довольно быстро.
Уже начало светать, но погода была пасмурная.
Встречных и попутных машин почти не было. Иногда начинал накрапывать дождь.
Кое-где местами идёт ремонт дорог.
Так, уверенными темпами, буквально за два часа добрались до Краснодара. Погода так же нас не баловала.
Проехали Краснодар по объездной и на развязке свернули на Ростов. ГИБДД по дороге хоть и попадались, но активности не проявляли.
М-4 в сторону Ростова была в хорошем состоянии, видимо, реконструкция этого участка подходит к концу. Дорога 4- или местами 6-полосная с металлическим отбойником посередине.
Проехали Кореновск. Там, между прочим, делают очень вкусное мороженое.
Сворачиваем с М-4 на дорогу в сторону Тихорецка.
Тут уже начало показываться солнце, мне кажется, удачный кадр.
Дорога не особо загружена. По практически всей территории Краснодарского края и Ростовской области качество дорожного полотна высокое. Проезжаем разные населённые пункты. Какие-то, вроде Выселков, по объездной, какие-то насквозь. Тихорецк объехали по объездной, немного проехали по М-7 и свернули в сторону Сальска.
В районе Белой глины был пост ДПС. Преодолели без происшествий.
И вот мы покидаем Краснодарский край и въезжаем в Ростовскую область.
Перекресток с дорогой на Ставрополь. Направо пойдёшь — в Кропоткин попадёшь, налево пойдёшь — в Сальск попадёшь.
Отрезок пути до Песчанокопского находится в не самом лучшем состоянии. Около заправки Газпромнефть, что перед Песчанокопским, поворачиваем направо, на Сальск.
Минуем Сальск.
Манычстрой.
Далее проезжаем Пролетарск — Орловский — Зимовники — Дубовское. На кольце около Семичного уходим налево (там вариантов немного — прямо в Семичный, налево в сторону Волгограда и обратно в сторону Сальска).
Чуть дальше находится граница областей.
Здрасьте. Одна дорога. Но даже на фотографии видно, что есть полоса, разделяющая области. И эта полоса разграничивает два принципиально разных по качеству асфальта — асфальт в Ростовской области и асфальт в Волгоградской области. И сравнение далеко не в пользу Волгоградской области. Дорога резко становится неровной, появляются ямы, вмятины на дороге и колейность. Администрации Волгоградской области за такое содержание дорог руки ломать надо. Да так, чтобы потом не срослись никогда. Причём дорога имеет разное покрытие. Где-то отвратительного качества, где-то удовлетворительного. Но всё равно она гораздо хуже, чем ростовская часть этой дороги.
Дорога оставляет желать лучшего. Остановились купить волгодонской рыбки. Что-что, а рыбу коптят здесь вкусно. На выезде из Котельниково был опять пост ДПС. Раньше такого не видели. Далее проехали Октябрьский, переехали железную дорогу около Абганерово. Затем Червлёное —- и вот мы уже почти у Волгограда.
Переезжаем через Волго-донской канал.
Затем проезжаем посёлок XIX партсъезда.
В самом посёлке есть места для купания в Волгодонском канале.
Желающие могут подъехать к интересующему шлюзу. И въезжаем в Волгоград.
Ох, уж эти неровные волгоградские дороги! И так весь город, кроме объездной. Ну как объездной… полуобъездной.
На Мамаев курган не стали заезжать, т.к. было преддверие 9 мая, и там была даже очередь на парковку. А сколько людей на самом Мамаевом кургане, я даже не представляю. Каким-то узкими улочками выехали на 3-ю Продольную магистраль.
Идёт она как загородная трасса, т.е. можно ехать 90 км/ч. Выехали из Волгограда и поехали по трассе Р-228 Волгоград — Сызрань.
За Волгоградом дорога идет 4-полосная, но не очень долго.
Подъезд к Дубовке. Каждый раз думаем заночевать в ней, но едем обычно слишком рано для ночлега. Затем были Оленье, мост, на котором запрещена фото- и видеосъёмка, через залив недалеко от Горного Балыклея, и так мы постепенно добрались до Камышина.
В последнее время трасса Р-228 в Волгоградской области стала лучше. В том числе и в Камышине. Сделаны расширения проезжих частей, уложен ровный асфальт. Я помню, какая была отвратительная дорога в 2013 году. Но с каждым годом её приводили в порядок.
Смеркалось. Мы подъехали к Саратовской области. Вроде как трассу должны расширять, справа вот видна насыпь под новую дорогу.
Солнце садится. Начинаем подыскивать ночлег.
Остановились недалеко от Красноармейска, где-то около 8 вечера. Почему-то попросили припарковать машину носом к зданию, хотя всегда ставлю задней частью. Почему — не объяснили.
Гостиница так себе, на 3 с+. Еда нормальная, но не так что супер.
Второй день обратной дороги. 7 мая 2016 г.
Встали рано — часа в 4, позавтракали и в путь.
Дорога с утра опять пустая.
Подъезжаем к Саратову. И уходим на объездную города. Как выяснилось, мы удачно проехали, т.к. там через несколько дней начался ремонт моста, и все стояли в пробках.
На самой объездной ничего примечательного, кроме вот таких заправок с закосом под лукойл. Можно ли там заправляться, я не знаю, но рисковать желания не было.
Проехали объездную Саратова и свернули в сторону Елшанки.
Вот такая была дорога за развязкой с объездной, что с ней произошло за год, я не понимаю. Ехали как по кочкам.
Зато у самой Елшанки прекрасная объездная дорога.
Затем проехали мост через Андреевский ручей.
Сразу за ним слева видны остатки покрытия старой Р-228. И почему-то она упирается в развязку у Елшанки.
Проехали Ершовку, Садовку.
Подъехали к Сенному и…
Встали на закрытый переезд… Стояли минут 15. И поезда долго не было. Какой даун такое расписание сделал, что за 10 минут до поезда переезд закрывают? А поезд проползал переезд, как назло, медленно. За это время с обеих сторон скопилась большая пробка. В каком месте мозги, если они есть, у тех, кто расписание составляет?
После разъезда поехали дальше. Проехали Вольск и продолжили движение в сторону Хвалынска. В целом дороги в Саратовской области хорошие, за редким исключением. Удобные расширения для обгона на подъёмах.
А также из окна автомобиля открываются красивые виды на Волгу.
Ближе к Хвалынску намечается капитальный ремонт дороги.
А это дорога в районе Хвалынского заповедника. Трасса проходит через лес, который довольно близко подступает к дороге. Иногда по пути можно встретить торговцев мёдом и всякими фруктами.
Проезжаем поворот на Хвалынск. В этом месте находятся несколько гостиниц, кафе и заправка. Далее до границы области идёт хорошая, ничем непримечательная дорога. Подъезжаем к границе Саратовской и … Ульяновской областей.
В этом месте Ульяновская область как бы забирает кусок Саратовской области и трасса находится в ведении Ульяновских дорожных служб. Качество покрытия здесь всегда было низким. Но сейчас идёт ремонт. Даст ли это какой-то результат — не знаю, предыдущие ремонты особого подъёма качества покрытия на трассе не давали. Посмотрим, что будет.
Ремонтируют, вроде как, капитально.
Подъезжаем к развязке на М-5. Нам в сторону Челябинска.
Подъезжаем к Сызрани. И движемся дальше по М-5. Дорогу начали ремонтировать, виднеется новый асфальт. Заехали на Башнефть заправиться, заправляемся на этой заправке каждый год. Затем Переволоки, Жигулёвск, Тольятти.
Проезжая по Жигулёвской ГЭС, заметили, что почему-то вода внизу в пене какой-то, как будто кто-то налил в ГЭС шампуня. Сам Тольятти проехали без пробок, нигде не стояли. Единственное, на выезде из города нас остановил ГИБДДшник, сделал замечание, что мы едем по обочине. Дело в том, что начался ремонт дорог, дорожники содрали верхнюю часть покрытия, следовательно, разметки не было видно, мы и ехали максимально приняв вправо, перед нами так же ехал лексус из ХМАО, его так же остановили, но всё окончилось только замечаниями. Выехали на дорогу в сторону Самары. Помню, как ехали этот участок в 2013 году на више, какая была разбитая дорога, сейчас там покрытие очень хорошее. Потихоньку добрались до развязки на Уфу, куда мы и направились.
А вот сама развязка находится в плачевном состоянии, что мешает привести ее в порядок, мне не понятно…
За время, которое мы провели на Кавказе и Чёрном море, этот участок дороги практически не изменился, в смысле такое же большое количество разбитых мест, но местами уже начинаются ремонты.
Есть подозрение, что где-то ширина дороги увеличится и количество полос возрастет до 4.
Проехали Сергиевск, курорт с минеральной водой, пахнет там иногда даже на трассе не очень, сероводородом… Хотя гостиница «Югра» — отличная.
А вот тут я даже напрягся — те самые 3 полосы, как в учебнике, средняя для обгона в обоих направлениях, раньше такого никогда не видел.
Довольно много мест, где обгоны запрещены, много холмов.
А вот печальный участок федеральной трассы М-5. Позорище для страны. Федеральная дорога, которая соединяет Запад и Восток находится в таком плачевном состоянии, и никто за это не отвечает.
Проезжаем границу с Татарстаном.
Сотрудники ГИБДД уже сменили форму.
Приближаемся к Башкирии. Местами даже успели уложить свежий асфальт, но таких мест не много. В целом, Башкирию проехали без проблем, особых сложностей на дороге не было, иногда встречаются отрезки дороги в плохим асфальтом.
Поворот на Кандры-Кутуй — деревню на берегу озера Кандрыкуль. Каждый раз у меня есть желание остановится на денёк-другой на этом озере, чем-то тянет оно. Насколько я знаю, этот водоём является довольно популярным местом отдыха.
Идёт стройка дороги. Надеюсь, что скоро трасса станет 4-полосной и её категория вырастет.
Ещё подготовка под строительство дороги.
Где-то даже асфальт начали укладывать.
Очень много мест, где идёт реконструкция полным ходом.
Мост недалеко от Староамирово. В 2013 году стояли здесь несколько часов из-за ДТП ларгуса с газелью в самом конце моста. После столкновения автомобили загорелись, трасса оказалась полностью перекрыта. Вертолёты, пожарные машины, скорые и огромная пробка. Погибли люди…
Сваи для моста, если мне не изменяет память, появились уже в 2014. Дорога в этом месте находится в очень плачевном состоянии и ремонтировать её, по-видимому, не собираются. Кочка на кочке, яма на яме.
А вот в районе Мирного старая дорога так же не ремонтирована, но идёт строительство новой. Также, где-то тут начинается 4-полосная объездная Уфы.
Вот такая вот.
Особых нареканий к дороге нет, местами волны бывают. Из приятного — иногда попадаются информационные табло с данными о погоде. В целом дорога хорошая.
Где-то даже было табло с поздравлением с праздником. Мы ехали там 7 мая.
Частенько на дороге попадаются камеры.
Проехали Уфу и продолжили движение в сторону Челябинска.
Въезжаем в Иглинский район, дороги качеством не блещут. Объездная Уфы закончилась, и пошла обычная 2-полоска. На подъезде к Уралу постояли в пробке, было ДТП. Пробку, которая собралась, всякие «одарённые» обочечники и тому подобные орангутанги пытались объехать, но их подкарауливали ГИБДДшники, за что им огромное спасибо.
Собственно последствия того ДТП, из-за которого собралась пробка.
Солнце потихоньку клонилось к закату, и нам надо было подыскивать ночлег.
Как-то незаметно солнце успело сесть за горизонт, и совсем стемнело. Уже в срочном порядке искали гостиницы, в итоге доехали по темноте до Юрюзани. Остановились в гостинице, я даже не знаю, как это назвать. Недалеко от выезда из города есть вагончики. Цена символическая — 250 рублей с носа. В вагончике 2 комнаты для разных людей плюс туалет, один на блок, без душа и горячей воды. Постель — не очень. Бельё более-менее новое, а вот сама кровать… Да и отопление какое-то странное было, водяное, включалось тумблером в туалете. В целом тепло, на улице было прохладно. Есть кафе. Поели котлет с макаронами и лимонадом. А недалеко сидели пьяные дальнобои и под пиво с коньяком травили байки про волги для ФСБ, в которых, якобы были моторы V8, и прочий бред. Больше всего напрягло, что они на следующий день с тяжёлого бодуна сядут за руль многотонной машины, не факт, что полностью исправной, и куда-то поедут…
Хотя за день устал, но уснуть быстро не получилось, кровать давала о себе знать, в итоге каким-то образом всё же сумел уснуть.
День третий дороги домой. 8 мая 2016 г.
Утром завтракать не стали, кафе было ещё закрыто, сдали ключи и выдвинулись дальше. Заправились на Башнефти на выезде из Юрюзани.
Всё же нравится мне этот отрезок М-5, проходящий по Уралу, очень красивые места. Вот такой рассвет нас встретил.
Машин с утра мало, ехали спокойно с нормальной скоростью, обгонов выполнять практически не приходилось.
Солнце потихоньку поднимается, видны уже первые лучи.
К ремонту дорог на Урале еще и не приступали.
По дороге остановились сфотографироваться на фоне стелы Азия-Европа.
Подбираемся к Челябинску. И…
Выезжаем на автомагистраль, тут можно поехать побыстрее. Быстренько объехали Челябинск по объездной, и уже держим путь в сторону Кургана. Недалеко от объездной заехали заправиться.
Тут уже попадаются ремонты, даже с объездами. До Кургана доехали быстро, по дороге заехали в придорожное кафе перекусить.
Иногда попадаются отрезки с плохим асфальтом.
В кустах рядом с Курганом притаился танк.
А вот и гостиница-кафе, в которой мы ночевали по пути на Юг.
На объездной Кургана, в сторону Омска, было какое-то столпотворение, из-за чего, непонятно, но двигались очень медленно, на одном из перекрестком ГИБДДшники даже регулировали движение. Может, было какое-то мероприятие.
Проехали Курган, до дома уже недалеко. Заехали заправиться на Башнефть.
В сторону Омска трасса лучше не стала, всё такие же убитые в хлам куски дороги.
Нет, это какой-то атас. Дорожников за такое надо на кол сажать.
Тоже интересное место.
Макушинское кольцо, уходим налево в сторону Бердюжьего. Плотность транспортного потока стала меньше: видимо, часть машин едет через Казахстан. Нам же лучше. Хотя было солнечно, за бортом было от силы градусов 15.
Проехали все эти Обутковские и другие деревушки по дороге на Бердюжье. Дорога местами оставляет желать лучшего.
Попадаются просто ямы посреди дороги, по тормозным следам видно, что эти ямы издалека не всегда хорошо различимы.
Местами попадаются временные знаки, есть надежда, что дорогу отремонтируют.
Кольцо на Бердюжьем просто в отвратительном состоянии.
Двигаться именно по кольцу трудно, траектория представляет из себя что угодно, но не окружность.
От Бердюжки до Ишима дорога гораздо лучше, чем от Макушино до Бердюжья.
Не верится, что каких-то пару лет назад здесь была убитая, раздолбанная, забытая всеми дорожниками дорога или даже то самое направление. Дорога пустая и не напряжённая.
Рядом с Ишимом на объездной поворачиваем направо на Омск. И после Ишима подъезжаем к …
Ишимскому морю. Ну а что? Даже вода синяя. Речка так разлилась, что образовался большой водоём.
Затем было Тушнолобово. За такие дороги надо не то что сажать. Людей, если их можно назвать словом «люди», ответственных за состояние дороги, даже сделать калеками слишком гуманно, таким надо как минимум 15 лет медленного расстрела обеспечивать. Ямы на ямах, дороги практически нет. А она связывает Тюмень с Омском.
Нет, ну это жесть. Литературным языком ЭТО описать очень сложно.
После Тушнолобова дорога, вроде, стала нормальной.
В Абатском, на удивление, дорога тоже хорошая, на твёрдую 4 с +. Почему не 5? Да потому что нет разметки и она все-таки 2-полосная, а не 4-х.
Около Абатского река Ишим также показывает свой характер. Вроде летом это небольшая речка, а весной — речище.
Дорога до Омска не представляла из себя чего-то особенного. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом всё хорошо.
Местами даже ремонт начался, но нигде не стояли.
Незадолго до Омска выехали на западный обход города. Солнце начинает клонить к горизонту. Пора начинать искать ночлег.
Подбираемся к дороге на Новосибирск. Уже вот-вот, совсем чуть-чуть, какие-то 650 км — и мы дома.
Солнце ещё ниже, подходящих гостиниц всё нет.
Уже совсем темно. С одной стороны — вроде не далеко, но ехать ночью еще 650 км после целого дня пути — нет желания, да и при ночной езде очень сильно устаёшь, лучше не рисковать. В итоге остановились в гостинице «Омич-1» недалеко от поворота на Калачинск. За двухместный номер отдали около 2 тысяч. Номера чистые, хорошее постельное бельё, санузел. При гостинице кафе — цены средние, еда хорошая. Только дальнобойщики опять пьяные, но это уже не недостаток кафе, дело в людях. После еды приняли душ и спать. Завтра завершающий отрезок пути домой.
Четвертый день дороги домой. 9 мая 2016 г.
Решили вставать не в самую рань, а как встанем. В итоге встали часов в 9. Позавтракали. Дальнобоев уже и след простыл. Нет, ну как можно так нажираться, а потом с раннего утра за руль многотонной фуры?!
Утренние фотки «Омича». Рекомендую.
Пришлось с утра подкачать колеса.
Второй пилот с утра за рулём. Выдвигаемся домой!
Дорога размеренная, сюрпризов ни каких не преподнесла. Где-то в районе Татарска заехали на ГПН заправиться. В дождь не попадали.
Хотя было облачно.
Иногда попадались ремонты.
Но увеличивалось количество облаков на небе.
Уже на Станционной попалась весьма оригинальная девятка (или какая там модель более точно).
Вот мы и дома. Получилось съездить хорошо отдохнуть, причём в немного необычное время для отпуска, посмотреть столицу Кабардино-Балкарии и заодно посетить Геленджик. Побывали в Элисте, глянули, как обстоят дела на дорогах в конце весны. Увидели, как разливаются реки и как отличается климат в разных регионах. В целом отпуском очень довольны и уже планируем следующую поездку. Машина полностью всем устраивает и действительно годится для путешествий. За время отпуска пройдено порядком 10000 км, средний расход составил 7 литров на 100 км, что считаю вполне нормальным расходом для такой машины с не очень современным мотором.
Хочу поблагодарить вас за чтение этого путешествия. Если вы дочитали до конца, значит, я старался не зря. Сейчас мы опять готовимся к поездке в отпуск, в этот раз собираемся посетить не только Чёрное, но и Азовское море. Ещё я хочу написать, как мы съездили в отпуск на марке в 2014 и 2015 годах, но боюсь, эти рассказы будут неактуальны. А пока, любители отпусков на Северном Кавказе и Черноморском побережье, вот фото марка под Новороссийском в 2015 году:
А пока до новых встреч и путешествий.