Камень и лед Байкала

25.04.2016 | 11152 просмотра

Долго думал писать ли об этом путешествии? Это не автопутешествие, в классическом понимании. Когда я сам рулил, и не один день, проезжая в итоге не одну тысячу километров. Об этих моих поездках есть несколько заметок на этом сайте. А тут вроде и не сам рулил. Да и на машине немного ездили. Но, с другой стороны, без машины и не было бы этого путешествия. После всех этих мыслей получился вот такой репортаж. Скорее фоторепортаж, который и будет приведен ниже.

В январе закралась мысль, а не посмотреть ли мне Байкал. Вокруг только и пишут, и говорят о развитии внутреннего туризма. И одна из целей его — Байкал. Но почему-то летом меня не тянуло туда. Ну да, красивое озеро, природа. Так и в карельских лесах такой красоты много. О чем я писал в одном из своих повествованиий. А они несоизмеримо ближе до меня, чем Байкал. В свое время была шальная мысль доехать из Петербурга до Байкала на авто. Но элементарный расчет показывает, что надо минимум три недели не вылезать из-за руля. И на Байкале можно будет только ноги омыть — и обратно. Не чувствовал я в себе силы на такую поездку.

А тут прямо видение мне было. А не посмотреть ли мне лед Байкала! Глянул Яндекс. И сразу же наткнулся на приглашение на фототур. На март. Это судьба, решил я. И стал собираться.

Не дешевое получилось предложение. Мне предлагали в Италию на апрель слетать, на неделю. На Байкал на четыре дня получилось дороже.

Но впечатлений на порядок больше оказалось.

Дорога началась с «Сапсана».

Какой-то дешевый поезд попался, до Москвы всего за 999 рублей довез. В Москве тепло. Дождь. Плюс два. Далее — в Домодедово на «Аэроэкспрессе». Там пару часов, и в самолет.

И там шесть часов. Полет прошел идеально. И вот я в Иркутске. Пара часов ожидания и, наконец- то, знакомство с группой, с которой мне предстояло прожить пять дней. Загрузились в корейский микроавтобус и поехали. По пути остановились в придорожном кафе и отведали бурятские позы. Или буузы. Вещь! Вкусно и сытно.

Дорога поразила. Я ожидал, что будем ехать по тайге. Но ее не было. Была заснеженная степь, переходящая в лысые сопки, много песка.

По степям бродили одинокие лошади и коровы. Что они там делали, непонятно. Наверное, паслись, но все было в снегу. Ближе к Байкалу стало немного веселее.

И вот выехали на берег.

Перебрались на остров Ольхон. Там по сопкам, по пескам доехали и до поселка Хужир. По пути получили первые экстремальные впечатления. И первый восторг. Сначала утрясали хозяйственные проблемы с поселением, обедали, на лед вышли только к вечеру, смотреть закат. Зато в самом «козырном» месте, на мысе Бурхан! Фотографии этого места есть у всех, кто бывал на Байкале.

Что поразило в первый момент — так это толпы людей, которые бродили по льду. Никак не ожидал такого увидеть. Люди были везде. И нужно было постараться, чтобы они не попали в кадр.

А вокруг красота! Причем не обычная. Под нами только лед. До самой ночи мы бродили по льду. А когда солнце село, лед начал издавать звуки. Причем так не по-детски стрелял. У береговой черты — торосы.

Это лед, когда движется, ломается. И неслабые льдины. Силища большая их двигает. Я даже огляделся вокруг. До берега далеко. Сколько под нами — неизвестно. А вдруг? В какой-то момент стало неприятно от такой мысли. Но вся толпа, находящаяся на льду, продолжала спокойно заниматься своими делами. Был неприятный момент. Но красота заходящего солнца позволила забыть о теоретической опасности.

Утром, ещё по темноте, пошли на лед встречать рассвет.

Но не повезло. Солнце встало в тумане. И холодно было — минус двадцать, а у нас в Питере плюс два уже две недели стояло. С дождями. А тут мороз и кристально чистый воздух! После завтрака загрузились в УАЗ-буханку и поехали в первую экспедицию.

Сразу на лед! Поехали на юг «малого» моря. До островов Замогой и Огой. Пролив между Ольхоном и материком называется «Малое» море. Километров через десять водитель высадил нас, а сам стал преодолевать полосу торосов. Лед лежит «полем» несколько километров, идеально ровно. Но местами, когда лед движется, как живой организм, между полями происходят столкновения и образуются трещины, на которых появляются полосы торосов. И эти торосы очень разные. Реально глыбы льда торчат! Иногда приходится проехать несколько километров, чтобы переехать эти полосы. Когда мы ступили на лед, реально красота захлестнула нас. Столько льда, красивого, прозрачного не видел никогда.

Предела нашему восторгу не было! Лед был многоцветен от черного до нежно-голубого. А какие причудливые орнаменты складывались из трещин. Сквозь лед видны замерзшие пузырьки воздуха, которые прямо застряли во льду.

Никакой фантазии не хватит человеку-художнику, чтобы такое придумать, а уж тем более нарисовать. Все-таки то, что придумала природа, человеку не повторить. Это фантастика! Это космос! Местами недалеко от берега видно дно. Мы нашли полынью, после аквалангистов осталась, водитель померил толщину льда. Шестьдесят сантиметров.

Сайт все-таки автомобильный, поэтому теперь немного об автомобилях на льду. Ездят на чем попало. Иногда прямо колоннами.

А иногда и в одиночку, с полной машиной маленьких детей. Как-то нам встретился и такой «перец». Трое детей у него было на борту. Мал мала меньше. Правда, с ним женщина была до комплекта, жена, так понимаю. И не боятся. Я разговаривал с нашими водителями, каждый день нас разные дядьки возили. На лед выпускают, когда он достигает толщины двадцать сантиметров. Я так понимаю, что МЧСники контролируют на переправе с материка на остров Ольхон. А мы проехали практически все «Малое» море, и не видел ни разу никаких МЧСников. Хотя допускаю, что они где- то есть. А на льду в некоторых местах творится столпотворение из автомобилей. Три дня мы ездили по льду, и никаких происшествий не было. Хотя опять, водитель говорит, что ежемесячно до пяти машин уходит под лед. Поначалу, когда выехали первый раз на лед, было страшновато. А потом восторг от происходящего вокруг нас захватил, и больше мы не думали о возможных страшных последствиях. Судя по всему, и у окружающих страха не было. https://youtu.be/WwmyK3pdOXI

Что еще поразило. Люди не знают, что такое шипованная резина! Зачем? И так хорошо ехать. Это слова очередного водителя УАЗа. У нас в городских условиях не смолкают интернет-войны — когда, какую резину менять? Первого сентября или первого декабря! И что лучше: «липучка» или шипы? И так всю осень. А потом по весне в обратном порядке воюют. А тут люди не заморачиваются, а просто работают, ездят. Только аккуратно и уверенно. За время путешествия мы проехали километров сто пятьдесят по льду, не видели ничего аварийного. Ну, пару раз слегка заносило, но это не считается. Я не представляю, как бы я рулил на льду.

И отдельная песня — это УАЗ.

Супер машины! Я лет десять назад катался на ней по лесам Карелии. За грибами ездили. Жара была, душно. Но она нас везла. И тут по льду она нас тоже везла. Печка грела вовсю. А когда, в последний день, мы поехали на северо-восток острова, в поселок Узуры, я был просто поражен. Пришлось проехать по острову, так как лед в тех местах был в трещинах. Так мы поехали по снежной целине и по заснеженным сопкам практически наугад. Дороги не было. Был след от такой же буханки, которая прошла там неделю назад. И как она нас по сопкам везла! В гору заехала,

по лесу прокатила. Экстрима и восторга было по уши! Ну да, комфорта в ней нет. И трясло нас, как будто дрова везли. Швыряло нас, дай боже! Но удовольствия получено выше крыши! УАЗ на Байкале рулит! Да и ни разу в ней ничего не ломалось. По крайней мере, пока мы ездили.

По пути нашли аквалангистов.

В голове не помещается такое. В моем понятии с аквалангами в Египте ныряют. А тут люди под водой плавают при минусовой температуре. Я даже растерялся и не поздоровался с народом, который обеспечивал погружения. За что и получил замечание. А люди капитально устроились. Бензопилой вырезали полынью, из ледяных кирпичей выложили стенку, чтобы никто с размаху не въехал в эту полынью. Рядом стоял балок, из печки шел дым.

Кипятком проливали дыхательную систему акваланга, чтобы льдом не забилась. И ныряли под лед. Лед идеально чистый. А мы наблюдали, как дайверы плавали подо льдом. Видно, как пузыри воздуха пытаются подняться на поверхность. И видно руку водолаза сквозь лед, когда он по нашей просьбе постучал с другой стороны «вселенной».

Вот тут и померили толщину льда — шестьдесят сантиметров.

Наглядевшись на невиданное зрелище, поехали на остров Замогой.

Красота! Сказка! Солнце светит. Тепло стало. Дикая природа! Оттуда прокатились к берегу, посмотрели горную арку. И доехали до южной точки острова Замогой. Это фантастика! Отрыв башки, как говорится. Обошли оконечность острова с трех сторон. И со всех сторон разная картина.

То скала выглядит как крыло птицы, то как будто некий фантастический зверь отдыхает.

И все отражается на льду. Лед зеркальный! Такой красоты летом не увидишь. Долго мы любовались этой картиной. Потом подъехали к середине острова. И поднялись на сопку.

Посреди острова Огой стоит буддистская Ступа Просветления.

Вокруг тропы, ведущей наверх, пирамидки стоят, на деревьях тряпочки висят.

Короче, экзотики полный остров. Но я думаю, что к буддизму отношения не имеет, это туристы «хулиганят». Модно это все. Ну, это дело хозяйское, каждый решает для себя сам. Но время пошло к вечеру, и начали возвращаться назад, на базу. Но по пути решили остановиться у острова Ижилкей, посмотреть закат. Это мощь!

Когда солнце практически село, сразу другой вид стал. Почувствовалась суровая Сибирь. Стало очень неуютно.

Весь день светило солнце. А тут прямо на глазах стало резко темнеть. Ветер поднялся. Температура упала. Лед снова «задышал», трещать начал. Пару раз бабахнуло, как из пушки. Правда, далеко где-то. Но хватило, для полноты ощущений. До материкового берега километров несколько. Сколько под нами неизвестно. Но думаю, хватило бы. А как солнце спряталось за сопки, так сразу и темно стало.

Ощущения не из приятных. Это, пожалуй, самый экстремальный момент и был за все путешествие. К берегу ехали в полной темноте. Как водитель ориентировался, не пойму. Но вскоре появились огоньки поселковые, и все окончилось благополучно.

База, надо сказать, хорошая была. Из толстых бревен дома. Внутри все чисто, санузел современный, душ с горячей водой. Тепло было, радиаторы электрические стояли, комната на двух человек. Вполне цивилизованный номер, я даже удивился такому сервису.

С утра, после завтрака, покатили на северную оконечность острова, к мысу Хобой. Смотреть голубой лед и гроты. С погодой нам везло. Опять вышло солнце, и окружающий мир наполнился красками. Народу по дороге было много. Я уже говорил, что меня поразило количество людей на льду. И каждый находит себе занятие.

Местами так просто толпы туристов бродят. Первые — это фототуристы. Люди, которые увешаны фотоаппаратурой. На иного глядя со стороны, и не поймешь, чем он занят. Развалится на льду и что- то там разглядывает.

А он там пузырики и трещинки замерзшие фотографирует. Интересно наблюдать за ними. Некоторые бегают с места на места. А иные замрут на месте. И не страшен им холод, хотя температура иногда падала до -25 градусов. А времени, между тем, полтретьего ночи, по Москве.
Благо до горизонта далеко.

Вот только солнце часто обманывает ждущих. То в дымку сядет. То не взойдет из-за тумана. Но иногда везет. И тогда получаются красивые картинки.

Вторые катаются на машинах.

Иные катаются на коньках.

Благо самый большой каток к их услугам. Да ещё и бесплатно!

А за ними гоняются велосипедисты.

Я когда его увидел, то онемел от изумления!

Некоторые лазают по скалам.

А самые упертые туристы идут пешком. Нам встретилась группа пешеходов, они идут десять дней вокруг всего острова Ольхон.

По тридцать километров в день! Мало идти, так надо дойти, потом разбить лагерь на льду, приготовить ужин. И лечь спать! В мороз и ветер. А с утра все в обратном порядке! И так десять дней! Это же какое желание должно тобой двигать, чтобы совершить такое путешествие!

А некоторые просто загорают на льду. Или смотрят на мир «за стеклом», сквозь лед.

Вот только рыбаков я так и не увидел!

Люди едут на Байкал, и всяк находит для себя занятие, созвучное своим желаниям.

И мы нашли голубой лед в торосах у мыса.

Один раз я, правда, упал там неслабо. Но жив остался. Здорово помогли ходить по льду «ледоходы». Это резиновые накладки с шипами на обувь одеваются. Прям как посуху идешь по льду.

Побродили по гротам.

Толпа была огромная, местами очередь стояла, чтобы сфотографироваться. Как вдруг, часа в три, как по команде, все раз — и уехали. Мы одни остались. Тишина такая вокруг, красота.

Отсюда мы поехали на крайнюю северо-восточную точку острова Ольхон, в поселок Узуры. Это оказался поселок метеорологов. Вот где хлебнули экзотики сверх всякой меры. Жили в деревянном доме. С настоящей печкой, топили дровами. И туалет оказался на улице. Это апогей. Очень интересный момент утром. Просыпаешься, и вроде надо сходить в сортир, а он на улице. А там минус двадцать пять градусов! Супер экстрим! Хозяева очень гостеприимные люди. Накормили вкусно. И вечером, и утром. Вот с кормежкой скудно было на первой базе в Хужире. А тут от души встретили. Спасибо им. А на другом берегу залива стояли палатки. Люди на льду ночевали. Настоящие экстремалы!

С вечера поднялись на ближайшую сопку, закат смотрели.

А с утра опять на лед, рассвет встречать. Здорово! Краски непередаваемые! Восход полыхал в полнеба. С утра солнце нежно-розовое вставало.

А через полчаса уже светило вовсю. За эти полчаса лед опять стрелял. При изменении температуры происходит постоянная деформация льда. Отсюда и эти «выстрелы». И эти торосы.

Хотели доехать до мыса Хобой с другой стороны. Но по пути увидели трещину. Реально вода видна была.

И не рискнули. Да и до самолета уже немного времени оставалось. Вернулись назад. А потом опять по лесной колее вернулись до спокойного места, где стоял надежный лед. И по льду доехали до переправы. И выбрались на материк. За время нашего путешествия по льду мы проехали километров сто пятьдесят - сто семьдесят. Здорово! Мне понравилось. Ну а дальше в Иркутск. Заехали на рынок. Купили омуля, орешков кедровых, магнитов — и на самолет. На следующий день уже в Москве. На улице плюс пять. Через четыре часа в Петербурге. Тоже плюс два. И дождь. Кардинальная смена погоды и окружающей реальности.

Красив на Байкале и лед, и камень! И я не жалею, что променял душный офис на глоток сибирского воздуха. Ежедневное сидение перед компьютером на пять дней Байкальской красоты. В очередной раз убедился, в какой красивой стране мы живем. Еще бы и сервис сюда же. И вменяемую ценовую политику! Получил массу удовольствия. И воспоминаний на всю жизнь.