|
«А день, проведённый с друзьями,
не может быть прожитым зря».
Народная мудрость
ПРЕДИСЛОВИЕ. НОВОСИБИРСК 2015
Хорошее путешествие готовится долго. Часто сразу после завершения предыдущего. Особенно, если оно было захватывающим и переполненным впечатлениями. Таким было наше путешествие на Байкал в 2014 г. И отчёт о нём желающие могут посмотреть на страницах Дром.ру («Лассо на Байкал 2014») или в поисковике. Большое спасибо всем, кто высказался в одобрительных и критических комментариях. Хотелось бы, чтобы и здесь прозвучали ваши отзывы. Ведь эти строки написаны для того, чтобы поделиться увиденным, убедить читателей в том, что такое возможно и по силам каждому, учесть ошибки явные и скрытые, рассказать о наших помощниках — автомобилях, о дорогах, по которым кому-нибудь из вас ещё придётся проехать. Стоит только захотеть, собраться с силами и друзьями, выдохнуть — и в путь. А с вашей помощью мы могли бы узнать новые автомобильные маршруты.
Конкретный маршрут нового путешествия появился не сразу. Наша большая компания перебрала несколько вариантов. От получившего поддержку многих плана поездки в горы Тянь-Шаня с заездом на Иссык-Куль отказались уже в начале года, в том числе, и по причине опасений встреч с «продавцами полосатых палочек», о которых мы очень наслышаны. Так, в конце концов, нарисовался маршрут на Алтай в места, куда мы ещё не ездили. А таких здесь много, сколько их ни осваивай. Предыдущие недавние два путешествия за перевал Кату-Ярык, не считая одного короткого, на день, зимнего туда же, оставили неизгладимое впечатление и настроили нас на захватывающую поездку и в этот раз.
Все сошлись на определённом варианте маршрута, который удовлетворяет потребности и «старожилов» путешествий по Алтаю и новичков, а также выглядит более приемлемым по расстояниям и времени в пути. Основная дальняя цель путешествия — доступные для машин участки Катуни за Тюнгуром — последним населённым пунктом по дороге к горе Белуха. Но сначала по М-52 до Семинского перевала, как самого высокого, далее до Онгудая, где водятся рыбацкие хитрые штучки, затем до перевала Чике-Таман, как самого красивого. Затем возвращаемся до Туекты, сходим с трассы, добираемся до озера Теньгинское, где и ищем на пару дней стоянку с палатками и рыбалкой. Потом движемся на Усть-Кан к реке Кумир, а затем в сторону Усть-Коксы и далее за Тюнгур, где постоим в очень красивых местах на берегах Катуни. Жаль, прогноз погоды быстро меняется не в лучшую сторону. Обидно будет не увидеть знаменитую Белуху. А потом обратно за пару переходов домой с обязательным заездом в Чергу за знаменитым сыром. Как-то так, на слух и по атласу. Выезд первого августа в субботу, возвращение в понедельник десятого. Это планы. После поездки реальный маршрут лёг на карту:
Однако, тоже какое-то лассо получается.
Звёзды встали так, что мне опять поручено описать наше путешествие. Так что придётся смириться и с манерой автора, и точкой зрения одного из участников, который, правда, старается быть объективным и ненавязчивым рассказчиком. Надо делать скидку на то, что записи имеют характер личного путевого дневника. Так что здесь и о себе и о команде. Как-то так.
Подготовка к Путешествию велась дружно и по всем направлениям. Кто-то изучал карту и дорожные достопримечательности. Кто-то рыбные места. Зачищали дачные участки, заготавливая кабачки, огурцы, помидоры, морковь, чеснок и другие прелести. Собака-щенок Дана первой успела попробовать кабачки и морковь и одобрила наш выбор.
Заинтересовала самая длинная река Алтайского края — Алей: 858 км — ну, очень извилистая немноговодная река, отсюда и длина. А Катунь имеет длину 688 км, она вторая.
Проявилось некоторое давление по поводу моего участия в путешествии — отговаривают. Или предлагают поехать пассажиром. Это для меня уже вообще невозможно — машина друг, который всегда рядом, а дорога — воздух, которым дышишь. Держусь. Чтобы расслабиться, занимаюсь хозяйственными делами на даче, благо у меня отпуск. Оказалось, мне очень нравится собирать смородину. Я об этом знал, но забыл. Пора ставить своё вино. «Каждый имеет право настаивать на своём. Я настаиваю на смородине».
Все занимались подготовкой машин. Я прошёл осмотр ходовой и развал-схождение. Смазал суппорта. Заменил сайлентблоки. Залил масло и взял в запас. Настроил фару. Здоровая машина после вмешательства врачей едет замечательно.
До последнего момента утрясался состав участников. У кого-то проблемы на работе, у кого в семье. Отказалась семья из Ханты-Мансийска, которая уже ездила с нами в сторону Телецкого озера. Мне так и не удалось подобрать напарника в машину. Поеду один.
До свидания, дом. Смущает прогноз погоды на Алтае: дожди обкладывают со всех сторон. Вот и в Новосибирске столпотворение стихий на носу.
Накануне сначала на заправку, потом на рынок за арбузом: отправляться на праздник, и без арбуза, не в моих правилах. Здесь же соблазнился жёлтой черешней: хотелось чего-нибудь вкусненького, а потом подумал, что это поможет отвлечься за рулём от сна, как семечки.
С Тимофеем поехали в его гараж загружаться. Я включил свет фар. Сначала вынесли кучу всего из гаража. Даже не верится, что всё поместится в машине. Поместилось, Тимофей знает, как это сделать. Волшебник, однако.
А теперь осталось только Путешествие.
1 АВГУСТА, суббота.
Подъём в три. Как и не спал, но немного отдохнул. Лёгкий завтрак, сборы, загрузка машин продуктами из квартиры и холодильника. Начал собираться народ. Знакомая всё компания.
Время на фото, как всегда, у меня обманывает на час из-за сезонной сдвижки. И как всегда, заметил я это где-то в середине путешествия. Так что надо отнимать час, и начало путешествия — 4 часа утра.
Пять машин в следующем, практически традиционном, порядке на всё путешествие:
Мицубиси L200 — Тимофей и Настя — наши лидеры;
Х-Трейл — я, один. Так легла карта;
Мицубиси Outlander — Олег, Женя и их сын Лёша;
KIA Sorento — Евгений, Аня и дети Игорь и Юля;
Рено Duster — Виктор Александрович с Львом Алексеевичем.
Всего 12 человек: трое детей и 9 взрослых, повязанных семейными и дружескими узами, а также щенок дратхара Дана.
В команде предстартовое возбуждение. Все в ожидании замечательного приключения. Мне в машину к моим рюкзакам и коробкам загрузили стулья, холодильник, два больших охлаждающих пакета с продуктами, ещё один арбуз, два спасжилета, тубус с удочками и пакет с одеялом. Для моей машины это не груз.
В четыре часа встали кружком, пожелали себе удачи, проверили рации и — вперёд. Рации и первая машина очень помогают скрасить путешествие верно пройдённым маршрутом и общением в процессе передвижения.
В этом году с переводом времени светает рано. Многие мучаются и хотят в другой часовой пояс. А нам хорошо по светлому пути. Поехали по новому, недавно сданному Бугринскому мосту.
Солнцу не терпится посмотреть начало нашего путешествия. Пригороды, поворот на дачу, Бердск — город-спутник, прошли быстро и без проблем. А вот где-то позже обогнавший меня водитель указал на мои проблемы с задним правым колесом. Пришлось остановиться. И правда, колесо заметно приспустило. Евгений и Олег навострили уши, чтобы расслышать какой-нибудь шипящий звук, но не удалось. А вот мне пришлось шину подкачать. Хотя и подумал, что вчерашнее топтание у гаража Тимофея не прошло даром, я же чувствовал, как что-то хрустело под колёсами. Но время низкой самооценки прошло мгновенно — надо ехать дальше, у нас на сегодня большие планы.
Раннее утро даёт нам заряд бодрости своими красотами на целый день.
За Бийском, это уже Алтайский край, остановились на лёгкий завтрак в традиционном для нас месте у придорожного кафе. Нужно прогулять собаку …
Проверить наполняемость посуды…
Успеть сделать первые памятные снимки:
папа с дочкой, внуком и собакой,
папа с дочкой,
конечно же, фото друзей.
Всей компанией отметили начало путешествия подходящими напитками и перекусонами.
Общая заправка. Отдал 1300 и ещё место осталось.
Пошли алтайские дороги. Мои ожидания они поначалу не оправдали. Впечатления трёхлетней давности об их идеальности остались приятными воспоминаниями. Но дорожные работы заметны — дороги откатывают заново. Поехали бы мы позже, ехали бы по идеальным дорогам. Автомобильная обстановка на дорогах вполне проходимая и полна соблазнов.
Окружающие совсем не мешают движению нашего каравана. Однако один раз, потеряв из вида машину Тимофея, увязался за другой L200 того же заметного красного цвета, и даже вильнул за ней в поворот. Пришлось догонять хохочущих товарищей, которые и остановили меня по радиотелефону.
Конечно же, традиционная остановка и съёмка у стелы Республики Алтай.
Едется мне спокойно, без проблем. Окружающие красоты, музыка, эйфория от начала путешествия сну не способствуют. К тому же есть и иное, на что можно обратить внимание: архитектура, строительство дороги, цены на бензин.
Переехали Катунь по мосту и продолжили подъём в горы, проезжая живописные посёлки.
Большой перекур в традиционном в поездках на Алтай месте у кафе Ирбис. После последней встречи здесь мало что изменилось.
Хорошо выспавшийся в дороге Лёша готов к новым приключениям.
Кое-какие строительные заплатки не ухудшили впечатления от окружающих картин. Радует и освежает водовод, образующий симпатичный декоративный водопад прямо на территории кафе. Обед не запланирован. Но поход к реке Сема́ через дорогу не отменяется. Надо сказать, что наше бытовое название реки — Сёма, используется нами чаще. Холодная вода добавляет удовольствия от приобщения к алтайской природе. А если окунуть ноги, то и снимает усталость.
Отдельные скальные клыки по сторонам дороги настороженно, как стражники, посматривающие на путешественников, напоминают, что мы уже в горах.
Настя и Аня — подруги с детства:
Юле всё нравится, и она серьёзно обдумывает, как бы здесь всё обустроить по-другому, красивее и удобнее:
Олег знакомится с алтайским солнцем — он здесь никогда не был:
Евгений готов хоть сейчас медитировать на этом Месте Силы.
У всех очень хорошее настроение.
Река Сема́ несёт свои воды в подарок Катуни — великой реке Алтая. Длина реки — 88 км. Река берёт своё начало с Семинского перевала на высотах около 1700-1800 м.
Здесь не задержались, и вперёд к Семинскому перевалу. Были в составе команды люди, там не бывавшие. Вот и было решено сделать заезд на пару знаковых перевалов, чтобы показать красоту Алтая.
И, правда, кругом всё такое зелёное и пушистое.
Семинский перевал (1770 м или 1717 м над уровнем моря по разным источникам — как кому нравится, истоптали что ли) взяли с ходу. Но я здесь первый раз за рулём, и мне было интересно наблюдать за поведением машины. Как росли обороты двигателя, и одновременно падала скорость. Мужики тоже с удивлением рассказывали о странном поведении машин. Заметили сзади, что моя машина иногда источала сизый дым, и после остановки все ринулись смотреть мои проблемы. Масла минимум, пришлось доливать 2,5 литра. Посыпались диагнозы про кольца и другие страшности и способы лечения. Нашли время посмотреть и другие машины — двигатели заметно перегрелись.
Все разбрелись по окрестностям. Только мне было некогда, сдувал пылинки с машины, чтобы она довезла меня до дома, и с удовольствием разглядывал окружающие красоты, не сходя с места, видно-то очень далеко.
Семинский перевал находится на 583-м километре автодороги М-52 «Чуйский тракт». Алтайское название перевала — Дьал-Меку, «Вечная гора». Само название «Семинский» восходит к монгольскому «себи» — «крепость», даже в названии делая перевал неприступным. Подъём — 9 км дороги с отличным покрытием, как мы сами могли убедиться.
На протяжении столетий перевал являлся стратегическим пунктом, через него двигались войска скифов, монгольские орды. И когда думаешь об этом и представляешь в картинках, мурашки пробегают, и холодок бежит за ворот.
Перевал всегда был труднодоступен. Прежняя дорога практически до самого начала XX века была проложена примерно на 10 км западнее нынешней и спускалась к Теньгинскому озеру, куда, кстати, мы и направляемся сегодня. Современный облик перевал приобрёл в 60-ые годы прошлого века после долгого и трудного переустройства. Семинский перевал относится к государственным памятникам природы.
В ознаменование 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на высшей точке перевала установлен памятный обелиск.
Здесь же можно приобрести мёд, кедровые орехи, изделия народных промыслов. Мы здесь мёд не покупаем, т.к. много подделок из-за ближайшей заграницы.
На Семинском устойчивая связь для всех мобильных операторов. При желании, следуя алтайским обычаям, можно привязать ленточку, прося у духов перевала лёгкой дороги, предварительно задобрив их подношениями к каменным пирамидкам — «обо», в виде конфет или монеток.
Вблизи перевала находится спортивная база олимпийского резерва по биатлону и горным лыжам.
Перекур закончился, и мы рванули под горку дальше к Онгудаю, тут рядом, чуть больше пятидесяти километров. Спуск несколько длиннее — 11 км, более «серпантинный» ведёт в долину реки Урсул.
В Онгудае у нас заезд к знакомому мастеру по оригинальным рыболовным снастям. Проехали вдоль села километров пять и остановились на выезде сразу за ремонтируемым мостом через речку у кафе «Фара». Кстати, его хорошо видно на карте Яндекса.
Там позади Семинский перевал.
Здесь же отдохнули и пообедали. Я — немного, чтобы не перегружать желудок и не допустить попыток сна. Взял лагман и компот. Потом это меню повторялось пару раз и стало заметным для безобидных шуток отдельных членов коллектива. А пока я заметил, что у меня пол качается под ногами, как, наверное, у моряка, вернувшегося из плавания. Даже приложился рукой к стенке, и стало гораздо удобнее. Предположение о землетрясении было бы не реальным, поэтому можно было говорить о некоторой усталости. Но я хорошо отдохнул, поев, прогулявшись по окрестностям и посмотрев на окружающие красоты.
Село Онгудай — географический центр Горного Алтая, административный и культурный центр района Республики Алтай.
Село расположено на 637 км трассы М52. Территория посёлка Онгудай занимает долину реки Урсул («река в яме») и впадающей в него реки Онгудайка. Высота над уровнем моря: 860 м. Сейчас население почти 5,5 тыс. человек. Есть аэродром.
Год образования: 1626. В силу географического положения здесь с давних времён тесно переплелись разные интересы: социально-экономические, национальные, религиозные, административные, военные, торговые, таможенные, культурные. История места богата и интересна.
Топонимические изыскания дали многочисленные толкования происхождения названия Онгудай в разной транскрипции, от древнеиранского «десять богов» до имени богатого джунгарского хана. Местные жители искренне верят, что благословение богов простёрто над Онгудаем до сего дня.
Мужчины занимались мужскими делами: проверяли машины и экипировку.
Пообщавшись с настырными коровами, которые так и норовили пробраться безбилетниками в наши багажники, дамы достали стульчики, сели в тенёчке и открыли шампанское.
В Онгудайском районе водятся кабаны, редко снежный барс — ирбис. Иногда, редко, встречается горный козел. Многочисленны медведи. Так что нам надо делать ноги, или колёса, т.к. это животное странным образом обозначает себя в наших путешествиях.
Там впереди перевал Чике-Таман.
Перевал Чике-Таман (1295м) — одно из очень красивых мест Алтая. Взяли его легко, без проблем. Полюбовались окружающими красотами. Прогулялись по окрестностям. Зарядились энергией гор.
Подъем на перевал Чике-Таман начинается по серпантину. Новая трасса была введена в строй в 1984 году. Участки местами имеют крутой подъем, да ещё и с поворотами, но подъем преодолевается легче, чем на Семинский перевал. На самой высшей точке перевала есть смотровая площадка, а также киоски с сувенирами. Люди ездят сюда на работу и экскурсии из близлежащих населённых пунктов.
Чике-Тама́н («прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1460 м, хотя есть другие данные, второе место после Семинского, подъём, спуск — 4 км — круто, и поэтому кажется выше. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
Дорога через перевал резко петляет, сопровождается крутыми обрывами и отвесными скалами. В прежние времена он был очень сложным и опасным для лошадей, за что не единожды был обруган ямщиками «Черт-атаман, сорок восемь грехов». Это была именно, та дорога, про которую и в наши дни ходили легенды, в которых перевал собирал себе чёрную дань людскими жизнями.
С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов. Повязывали тряпичные ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома, и кто ждёт впереди.
Часть старой дороги.
А теперь к нашей конечной цели на сегодня — озеру Теньгинскому. На территории Онгудайского района насчитывается 140 озёр, и оно — одно из крупнейших.
Прошли Онгудай, а вот на Семинский перевал не пошли: после Туекты повернули налево и километров через 50 добрались до озера.
Дороги резко изменились сами и изменили своё отношение к путешественникам. Вот и пыль появилась, которая со страшной силой преследовала нас в прошлом году в Прибайкалье. Может, оттуда специально перебралась. После ближайшего посёлка Озёрное просёлочная дорога и навигатор повели нас в сторону, что мы и осознали, разглядев озеро справа в стороне. Пришлось искать верный путь, вернувшись в посёлок. После посёлка однозначной дороги нет. Выбранная еле просматривалась, и закончилась крутым, почти вертикальным спуском на озёрную площадку. Подъехали к озеру.
Расположено в распадке почти голых гор, как на дне блюдца с высокими краями. У среза воды объявление о 50-метровой охранной зоне. Далеко справа лагерь туристов или рыбаков. Далеко слева почти на противоположном берегу туристическая база. Высмотрели в стороне, ближе к деревьям, площадку на склоне горы, где мог бы разместиться наш лагерь. Здесь и начали ставиться. Там же обнаружили и пару старых костровищ, что говорит об обитаемости этого места. Первым делом поставили стол, на него первоочередные напитки и закуски. Отметили благополучный пролёт первого дня.
Занялись палатками.
Пришёл местный житель с заявлением, что это его земля, его покосы, и нам надо отсюда убираться. Тимофей и Евгений пытались его в этом переубедить и даже попросить соответствующий документ. Веский довод парня, что это его страна, и чужие здесь не ходят и не стоят, произвёл на нас неизгладимое впечатление, и мы стали отстаивать другой вариант: стоим до утра и уезжаем. Так и расстались, неудовлетворённые результатами завершившихся ничем переговоров. А мы тут же изменили наши планы: вместо запланированных пары-тройки дней на этом озере, ограничимся только этим вечером. Лагерь встал. Расстояние от Новосибирска 880 км по спидометру.
А пока можно и оглядеться. И задуматься.
Теньгинское озеро находится в 12 км от села Теньга рядом с селом Озерное на склоне Семинского хребта. Высота над уровнем моря 1144 м. Длина озера — 1650 м, ширина 1400 м, глубина до 8 метров. Средняя глубина 1-1,5 м. Длина береговой линии 5,2 км. Озеро занимает самый пониженный участок обширной горной впадины, носящей название Теньгинской степи. Котловина озера имеет тектоническое происхождение. Название озера происходит от алтайского «кеньги» («широкий», «просторный»).
Я бы предложил другую версию происхождения названия озера. Теньга — древняя монета. И озеро, если смотреть сверху, можно представить как потерянную богами священную и красивую круглую монету среди прекрасных гор. Можно было бы и мифологическую историю придумать захватывающую.
Озеро со всех сторон окружено лесистыми горами, но на самих его берегах деревьев нет. Вода в озере пресная, не очень прозрачная, в летнее время может прогреваться до 20-22 градусов. Из озера вытекает небольшая река Теньга. Озеро Теньгинское древнее и находится сейчас в стадии угасания. В далёком прошлом обширная котловина была занята полностью водой, и берегами озера являлись окрестные горы. Это впечатляет. Мы пришли к выводу, что илистые отложения берегов озера и малая глубина не способствуют купальному отдыху. Теньгинское озеро с 1978 года имеет статус памятника природы Республики Алтай.
Костёр, ужин. Стемнело быстро. Ночь тёмная, но с бездной звёзд, что вызвало бурные дискуссии на астрономические темы. Неожиданно здесь оказалась связь. Все отзвонились, куда хотели. Но потом начались недовольства тарифом «Как дома»: вместо каких-то обещанных льгот цена минуты выросла просто неприлично. У некоторых срочно кончились деньги. Но в целом настроение не изменились. И мы в очередной раз посмеялись своей простодырости — похоже, нас опять обманули. Ну, прямо национальный вид спорта.
Не успели мы погрузиться в царство Морфея с чувством сопричастности к древним берегам озера, как наш щенок Дана, забравшись на самое высокое место площадки, выдала горловое пение, очень похожее на волчий вой. Видно, она тоже нащупала древние струны природы, вызвавшие восторг и восхищение.
Тепло.
2 АВГУСТА, воскресенье.
А далее по Путешествию все даты и дни недели смешались в пёструю ленту, и все пользовали только «завтра» и «вчера». Так что не буду отрываться от коллектива, но сохраню порядок дней. Итак, ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Встали рано, часов в пять. Всю округу накрыл густой туман. Выпала обильная роса. Мокро, как после дождя. И озеро в утренних лучах, как планировалось, сфотографировать не удалось. А вчера и некогда было, и низкое солнце светило прямо в объектив.
Напоминаю, что время на фото торопится на час.
Каждый старается поделиться ночными впечатлениями.
Небольшой перекус и в путь. Нам прямо под эту арку:
И мы готовы к продолжению путешествия.
Для каждой паутинки своя травинка.
Выезжаем из Теньгинской котловины.
Наша ближайшая цель — районный центр Усть-Кан. Алтай не успевал поворачиваться разными красивыми местами. На середине пути забрались на очередной перевал — Ябоганский (1492 м), с показавшимися довольно резкими, по 3 км с серпантинами, подъёмом и спуском, который привёл к посёлку Ябоган на берегу речки Ябаган. Интересно бы узнать о происхождении разных букв а и о в названиях на нашей карте. Хотя, может быть, простая картографическая ошибка. И такие ошибки, особенно по высотам перевалов, встречаются часто.
Перевал Ябоганский — один из нескольких перевалов Семинского хребта, который был построен относительно недавно — в 2003 году. Новый Ябоганский перевал красивый и безопасный — здесь нет теперь крутых поворотов. А на самом верху красуется беседка с национальным орнаментом.
Сам перевал прошли нормально. Я постоянно держал во внимании поведение машины, и она меня не подвела. Филологическими разборками нам заниматься некогда, и мы въезжаем в Усть-Кан, раскинувшийся на месте впадения реки Кан в реку Чарыш.
Все рванули на заправку на площади. Я заказал 20 литров 95-ого, может, мощи прибавит в горах. Залилось 11. Мужики потом жаловались на этот бензин, а моя смесь без замечаний. В Усть-Кане устроили завтрак, объединённый с обедом — у нас долгий путь. Подъехали к новому кафе, которое с утра только открылось — ещё нет и десяти.
Ассортимент ещё мал, но нам хватило. У меня в меню салат, лагман и компота два стакана — жара с утра. Пока компания доедала, поехал на шиномонтаж, который высмотрел у заправки. Молодой парень снял колесо, проверил в ванной с водой и обнаружил прокол. Поставил жгут. За время операции я тесно пообщался и с ним и с компанией, расположившейся по соседству, знакомых мастера и, как выяснилось, дальних и близких родственников, коренных жителей этих мест. Как-то быстро нашли общий язык на почве того, что мне нравится на Алтае, а ребята бывали в Новосибирске с его, ну, очень большой рекой. А, тем более что ребята празднуют день десантника, все в тельняшках, и ездят на машинах с флагами ВДВ, выставленными из окон. Мне удалось послушать и некоторые жизненные истории собеседников, побывавших по службе в разных интересных местах, в том числе, и за рубежом. Колесо поставили на место, причём, мне пришлось контролировать домкрат, который пытался опуститься без участия человека, и мастер очень боялся, что его немного придавит.
Усть-Кан — село, административный центр. Основано в 1876 году. Высота 1010 м над уровнем моря. Из села идут дороги на Усть-Коксу (120 км). До Горно-Алтайска — 260 км, до ближайшей железнодорожной станции (г. Бийск) — 360 км.
Дороги — не самые лучшие гравийки. Пыльно. Очень неудобно фотографировать одной рукой, непривычно. В какой-то момент машину повело, я вспомнил неприятности байкальской дороги, и мне стало совсем неуютно. Женя (она едет сразу за мной) по рации тревожно спросила, не случилось ли чего. Пришлось оправдываться неудобством фотографирования. Старался быть чрезмерно внимательным. Продолжаю щелкать черешню и фотать на ходу с приличной скоростью одной рукой окружающие красоты. К постоянной гравийке я уже давно приспособился. Сегодня нам надо найти место на реке Кумир. Небольшой безымянный перевал машина прошла успешно, в какой-то момент скорость упала до 60 при 3000 оборотах. На обороты обращаю внимание не меньше, чем на скорость. Езда в горах имеет свои особенности. Привыкаю, кажется. И к окружающему ландшафту тоже. Места живописные, а обжитых мест почти нет. Но осторожным быть не мешает.
А вот и молоко с доставкой и самообслуживанием.
А вот и первые снежники: издалека и поближе.
Не доезжая Усть-Кумира, свернули налево, резко нырнув с дороги куда-то вниз. Через некоторое время начался впечатляющий долгий каменистый спуск в долину реки Кумир. Дорога узкая, как в щели, не разъехаться. Справа валуны, слева валуны и склон с озверевшими растениями, которые так и норовят оставить следы на наших драгоценных машинах. И на дороге камни разных размеров в разных замечательных расположениях, не объедешь. Много луж от пересекающих дорогу ручейков, которые старательно скрывают неприятные для машин камни и ухабы. А тут ещё и встречные машины попадаются, стремящиеся с утра вырваться на оперативный простор из этих мало объезженных теснин.
Дорога здесь была проложена ещё до революции. Она вела к железорудным рудникам и каменоломням в верховьях Кумира.
Потом немножко распросторнилось, зато начались неприятные волнистые ухабы, как синусоида. Постоянно цапаюсь задним бампером. Вообще, это системная ошибка Х-Трейлов — длинный задний свес. Да и мастерства мне надо бы побольше. Наконец, надорвал бампер в отремонтированном перед поездкой месте. Наваренная с внутренней стороны металлическая сетка своими усиками пытается выбраться на свободу и смеётся в глаза. Остановился осмотреться. Олег сзади пытается подсказывать мои проблемы по рации. Мужики, охотники и рыболовы, к таким дорожным «праздникам» привычны, а я тут на новенького. Но выбрались на простор нормально. Спуск произвёл впечатление на всех. Пошли вверх вдоль реки. Она где-то внизу в глубоком каньоне. Иногда блестит заманчивой синевой. Ну, а шума и здесь хватает.
Встречали готовые обустроенные стоянки, столик, лавочка, остовы навесов, которые, правда, не привлекли нашего внимания. Народа нет. У одной стоянки остановились перекурить. Выслали разведку вперёд. Дети рванули вниз с обрыва к воде. Потом они выбирались сложно с большим трудом — круто и глубоко. Но успели сделать несколько замечательных фотографий у воды.
Тимофей и Настя на первой машине нашли хорошее и удивительно обустроенное место. Спасибо предшественникам. Красиво и удобно. Поляна большая, места достаточно для палаток и машин. Почти в центре деревянная беседка со столом. Наверное, это стоянка для маршрутных рафтеров. Вот только спускаться к этому месту надо по очень крутому, метров восемь, спуску. Тимофей показал, что на машине спускаться и подниматься можно легко. То же попробовал и Виктор Александрович. Тогда туда нырнули и все остальные. Кроме меня. Я не стал рисковать машиной и оставил её рядом со спуском: спустился бы я легко, а вот выехал бы, думаю, с проблемами.
Осмотрелись.
Обустроили лагерь. Река впечатляет. Местами мощно многоводная. Течение всегда быстрое. Во все стороны красивые виды. Купались. Холодно, но приятно. Ходить можно только в шлёпках. Упустил их, плавая, но, обернувшись, успел поймать. Дана, бегая по камням, с непривычки потянула ногу. Теперь прихрамывает. Девушки-медики, пусть и окулисты, после прощупывания ничего серьёзного не нашли. Рыбаки с удочками вышли на камни и без конца забрасывают свои снасти.
Много ели и пили. Мы, «старички», быстро отстали от «молодых» в этом процессе навсегда.
Опять купались и ловили рыбу. В охотку и удовольствие.
Центр общения — костёр. Сидим кружком в креслах. Дрова не проблема. Бензопила есть. Лёша практикуется в рубке, под чутким руководством Виктора, заметно совершенствует своё мастерство. Долго висела тема моей машины. Виктор и Тимофей настаивают на обязательной диагностике. Сизый дым — это кольца или цилиндры. И скорее всего, это старые проблемы. Можно отремонтировать за 20-25 тысяч. Новый двигатель лучше не брать. Уже по сумеркам, темнеет рано, пришёл пасечник с соседней пасеки с предложением медовухи и мёда в сотах. Соты нам не нужны, а алтайскую медовуху хотелось бы попробовать. Договорились на завтра.
Делал записи, зарядил ПК от машины Олега. Скинул некоторые записи с регистратора Олега на свой ПК. Т.к. он едет за мной, получился бенефис моей машины — весь день на экране. Перевалы Семинский и Чике-Таман смотрятся замечательно. Сегодняшняя поездка не записалась по техническим причинам. Обидно. Обнаружил, что моё время на фотках убегает на час. Надо переставить. Завтра.
Опять разговоры на астрономические темы. Много подходящих к месту воспоминаний. Много всего.
Ночуем на Кумире!
Река Кумир является одним из левых притоков Чарыша. В переводе «Кумир» (Комрю) — узкое и обрывистое место. Река давно приглянулась любителям сплава. На протяжении 40 км из 66 красивейшая река Кумир течёт в глубоком ущелье. На этом участке насчитывается около 17 порогов и 20 шивер (шивер — каменистый перекат на мелководном участке реки). Эта река насыщена порогами 2-3 категории сложности. Мечта рафтеров.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Встал рано, часов в шесть. Спалось замечательно, даже шум реки мне не мешал. Тепло. Никакой росы или тумана. По мере вставания все припадали к источнику силы — термосу с горячей водой, из которой каждый мог сотворить благотворный напиток: кофе или чай. Я, например, по утрам кофе не пью, а тут потянуло.
Некоторые вставали тяжело и с неохотой.
До завтрака успел прогуляться по окрестностям, полюбоваться окружающими красотами и зарядиться энергией гор.
Когда встали все, дамы приготовили завтрак: сначала яичница с помидорами, а потом блинчики. При наличии сгущённого молока получился деликатес не только для детей — пальчики оближешь!
Дана прихрамывает, но бодрости духа не теряет. Особенно, если хорошо поест.
Отдых по интересам в самом разгаре.
Выше лагеря метрах в пятидесяти обнаружился живописный ручей с претензией на настоящую реку своей полноводностью и шумом. Ручей замечательно декорирован выразительными камнями и водопадами.
Купались все — нашли удобное место для входа, выхода и плавания. На завихрения воды все смотрели косо и осторожничали — как бы не унесло.
Пасечник принёс медовуху. Вид противный, да и дозревать ей надо, если выживет.
Тимофей и Евгений поехали за дровами. Я, оторвавшись от машины, в которой смотрел масло, пешком отправился за ними — не думаю, что уедут далеко. Обнаружил живописный водопад и домик пасечника.
Парни нашли и распилили сухую ель, я помог загрузить в машину чурбаки. Кругом много смородины, малины и неопознанной ягоды. Евгений настойчиво пытался испугать нас видом якобы медвежьей какашки. На склоне встречаются конные тропы. Я пошёл дальше по дороге. Здесь она более проходима по сравнению с той, по которой мы ехали. Видел вдали интересные скалы — к ним и шёл, чтобы сфотать.
Встретил Льва Алексеевича, возвращающегося с рыбалки. Не спрашивал об улове, и так видно. Сфотал скалы — издалека они казались интереснее: по склону торчат зубья, похожие на каменных воинов, которые верно охраняют подступы к вершине.
Вернулся из похода, отдохнул на берегу, и на обед труба зовёт. Была замечательная окрошка и фаршированный перец. Всё, как дома, всё замечательно. И даже лучше!
Дамы с детьми ходили на прогулку вниз по реке.
Если к последней картинке добавить звук сотни отбойных молотков, то получится шум, сопровождающий почти всю прогулку.
Дамы принесли с фотоохоты замечательные снимки и впечатления. Мы тоже захотели на это посмотреть в натуре. Завтра.
А после обеда дамы посетили живописный ручей. И это другой взгляд на то же место: сколько людей, столько мнений. Зато будет на что посмотреть долгими зимними вечерами.
Кругом потемнело — на нас пала тень от горы. Да и вечереет, однако. Скоро пять часов. Искупался, омолодился. Посидели у костра с беседами за жизнь. Наиболее активные мужики и дамы продолжают эпопею с организацией бани — сложили на берегу очаг, греют камни, сделали переносной вигвам из плёнки и каркаса из алюминиевых трубок.
Пришёл к машине с ноутбуком и подключил его через инвертор — заряжается. Поработал эскизно с набросками над вехами путешествия. Все смотрят в мою сторону, подсказывая, о чём не забыть написать. На большее не хватает сил и настроения, кругом такая красота. Об обратной дороге и подъёме на перевал буду думать потом.
Баня в самом разгаре. И, правда, получилось замечательно! Пар горячий, сразу прошиб пот ручьями. А потом в реку, полежать на мелководье, чтобы не унесло течением тебя или шлёпки.
Появились соседи — рафтеры, сплавщики. Нам не мешают. Встали рядом. Собака лает. Ежегодно здесь в начале июля на большой воде проводятся соревнования по технике водного туризма и рафтингу, проводится первенство России. Рафтеры забрасываются от нашей стоянки вверх на 17-20 километров. А потом и сплав можно начинать.
Нехорошая облачность навевает мысли о смене погоды. Начались разговоры, что надо выбираться отсюда до дождей. А фраза: «Кажется, погода портится» стала рефреном всего дальнейшего путешествия и получила подтверждение только в самом его конце.
Рыбаки расстроены — рыбы нет. И смена мест и снастей не помогает. Ещё пасечник говорил, что рыбы не будет до осени. Не угадали мы со временем для рыбалки. Так что остаётся сменить дислокацию лагеря.
На ужин макароны с тушёнкой — замечательное блюдо.
Весь вечер у костра всей компанией. Были карты игральные и географические. Байки, сказки, рассказы и просто разговоры за жизнь. Завораживающий костёр долго светил вслед уходящим отдыхать. Я был последним: долго глядел на съёживающиеся языки пламени и мерцающие угли, возможно пытаясь разглядеть некоторые аспекты ближайшего будущего и чувствуя себя бесконечно счастливым и почему-то молодым, стройным и кудрявым.
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ.
Проснулся рано. Вслед за Львом Алексеевичем. Тот выполняет функцию будильника. Сегодня он даже через некоторое время музыку громкую включил. Никто не обиделся — и правда, пора вставать, время летит неумолимо. Посидел у костра. Прямо над головой между вершинами сосен пролегла узкая тропинка перистых облаков прямо к восходящему солнцу за горой. Подумалось, что это путь для непогоды. Поднялся ветерок. Появились и кучевые облака-разведчики. Но непогоды не состоялось. Простоял замечательный солнечный и жаркий день.
Лев Алексеевич и Виктор составили заговор старейшин, куда пытались привлечь и меня, с требованием завтра менять дислокацию и продолжить путь. Им хочется порыбачить на новом месте. Рыбакам всегда кажется, что лучше всего клюёт там, где их нет. Народ волнуется, но, кажется, соглашается. Пока ничего определённого.
На завтрак гренки и яичница с помидорами.
Разошлись, кто на рыбалку, кто в пешие походы: одни, в основном дамы и дети, направо, я налево на фотосессию реки вниз по течению. Видел и фотал много красивых мест.
На противоположном берегу манит заглянуть пещера, которую при некоторой фантазии хочется назвать медвежьей, и вспомнить этого зверя, который может считаться тотемом наших путешествий. Но добраться к ней через реку сегодня не представляется возможным. А, может, и, слава богу.
Далее в центре внимания только река Кумир. Место сказочной красоты, колдовской воды и внушительных скалистых берегов. Вода то ласково струится по камням, то ревёт в узких ущельях, а то растекается ровным и прозрачным зеркалом. Находясь рядом, всеми клеточками своей души чувствуешь мощную энергию потока. Вода манит волшебной силой. Дальше только фото.
Порог, на котором бурлит и пенится вода,
Вдруг закончились батарейки фотоаппарата. Пришлось возвращаться назад, а потом снова за продолжением удовольствия. И неожиданно набрёл на группу своих товарищей, которые изменили маршрут, отправились вниз по реке, обогнали меня по дороге и добрались до Девичьих Плёсов — знакового места на этой реке. И красивого. Здесь в узком месте между скалами река течёт медленно и размеренно. Глубоко. Дно видно, но понимаешь, что до него не дотянуться. В этом месте есть тектонический провал глубиной около 10 метров. Прошлись по скальному и живописному берегу. На том берегу водопадик и шикарный пляж. Но туда не переплыть. Нужна большая смелость и самоуверенность. Я решил искупаться здесь же, вошёл в воду, и меня ласково поволокла какая-то стена воды. Настойчиво и несговорчиво так попросила на глубину. Я перетрухнул не на шутку и за себя и за шлепки и, как только мог быстро, еле выбрался на берег. Вообще, без шлёпанцев здесь делать нечего.
Река завораживает и притягивает.
Во всём кругом чувствуется мощь.
Кругом столько всего хочется посмотреть.
С этими местами связывают древнюю национальную легенду. Две девушки, не желая подчиняться завоевателям, бросились со скалы в бурлящие воды реки. В этом месте образовалось тихое спокойное место. А князь-завоеватель не смог оторвать глаз от манящей, притягивающей его магической силы. Шагнул князь со скалы вниз. И там, где он упал, застыл подводный порог, над которым бурлит и пенится вода, до сих пор успокоиться не может. С тех пор горная река Кумир быстро струится по камням, ревёт в узких ущельях, а в том месте, где по легенде, упали две девушки, река ласковая, спокойная, словно шёлковые косы девушек, погибших за честь своего рода.
С берега можно увидеть, как через толщу воды проглядывают валуны, отломившиеся от скал, обрамляющих реку с двух сторон.
Вода кристально чистая, она изумрудная, но это сложный цвет с множеством оттенков, цветовая гамма меняется в зависимости от освещения.
Вот такие завихрения, как за спиной Игоря, водяных слоёв на переходе от быстрого течения к спокойной глубине и сравнивают с заплетаемыми девичьими косами.
С огромной мощью вода несёт свои воды по узкому ущелью, и вдруг, при выходе из каменной «трубы», почти останавливается, начинает течь медленно, пузырьки образуют причудливые узоры...
Не искупаться просто невозможно! Вода ледяная, ощущение потрясающее — как будто заново родился!
Увидишь это место и не поверишь, что это мощная горная река Кумир.
Поднялись из ущелья вверх на дорогу и расстались: все пошли в лагерь, а я смотреть будущую дорогу назад. Дорога, конечно, оставляет желать лучшего. Периодически поворачивал в разные ответвления тропинок, спускающиеся к воде, смотрел и фотал виды.
Вот здесь мы спускались, не снимая ноги с тормозов и тщательно высматривая камни.
Где-то далеко внизу река.
Там далеко за одним из поворотов наш лагерь.
Чем не тотем реки Кумир.
Рафтеры — это тоже большая семья таких же «больных» на приключения людей, что и автотуристы. Только у них более сложные и опасные условия. Им наши приветствия.
Встречал машины, людей и здоровался. И со мной здоровались, как с хорошим знакомым. По солнечной дороге идти было трудно. Но я ушёл далеко, люблю ходить. Около сожжённого дерева, похожего на фантастический тотем, повернул назад. Все трудные участки дороги, похоже, впереди. Не дошёл.
Забрался я далеко, т.к. возвращался долго. Хорошо хоть кепку надел. В лагере меня первым делом спросили, не видел ли я Аню. Не видел. Оказалось, она потеряла фотоаппарат. То, что не удалось ему на Байкале — уйти, не прощаясь, тут получилось с первого раза. Тимофей и Евгений уже рванули навстречу Ане. Встретил всех троих на машине — не нашли. Я путь продолжил. Набрёл на привал рафтеров, спросил о фотоаппарате. Далее дорога назад под палящим солнцем и упирающимися в обочины дорог глазами. Ничего.
Аня в «трауре», хотя крепится, только шутками и успокаивается. Жаль потерянных снимков.
Легкий перекусон, купание и сон с устатку. На обед солянка. Вкуснятина невероятнейшая. Расслабляющий релакс на берегу.
Икебана, однако! Юля постаралась.
Ну, хариус, берегись!
Баня, дубль два. Девочки на этот раз первые, мальчики вторые. Баня замечательная!
На фотоаппарате поставили правильное время. У меня всё это время было на час больше, т.к. не переводил на зимнее. И все мои снимки постарели теперь на час.
К вечеру попрохладнело. С привычных 25 до 14 — заметно. Кажется, погода портится.
Рыбацкие рассказы всегда интересны и захватывающи, и днём и вечером. Даже равновесие можно потерять от хохота. А, может, просто стул сломался окончательно.
Очень вкусное блюдо — жареные овощи на решётке: помидоры, огурцы, баклажаны, перец.
Дети предпочитают варить уху.
У костра разговоры о том, что погода меняется, надо ехать. Решено. Начались сборы. Мы легки на подъём.
Сегодня сидеть до упора не удалось — нагулял на сон страшный аппетит. Все легли относительно рано — завтра в поход. Будут новые впечатления. Горный Алтай зовёт. И машины застоялись и рвутся в бой.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Встали часов в шесть.
Чистые зубы в дороге очень пригодятся.
Разобрали палатки, собрали кучки вещей. Тимофей сделал заброску кое-чего наверх в мою машину. Лагерь пустеет.
Дети тащатся от Доширака. Но его разрешают только в походах. Иногда кажется, что они едут с нами, чтобы поесть эту еду.
Выезд наверх заснят на все виды съёмки. Тимофей первый с прицелом, что кого-то надо будет вытягивать. На подъёме затормозила только одна машина. Но мужики приготовились, сразу подцепили её тросом.
Прощай Кумир! Ты наш кумир!
Прощальный групповой снимок. Поехали. 8:00. Остановились в районе потери фотоаппарата и Евгений его нашёл! Радовались все. Аня до слёз.
Дальнейшую дорогу я ждал с придыханием: оставила жуткие воспоминания. Так и ехал на полном внимании. Только пару раз царапнул бампером. Начался затяжной подъём каменистый и ухабистый. Но, похоже, мы прошли его быстрее, чем спуск. И без потерь, даже у меня.
А дальше езда в стене пыли. Погода разгулялась. Температура доходила до 31 градуса.
В Усть-Кане завтрак в знакомой кафешке. Потом заглянули в торговый центр Мария-ра и пополнили запасы продуктов.
Торговля у храма идёт бойко.
Направление Усть-Кокса. Завернули к известной Усть-Канской пещере в 4 км от села. Там ведутся туристические посещения и археологические исследования. Подъехали, посмотрели с дороги, а с платным переходом через мостик и подъёмом в гору что-то сегодня не срослось: то ли деньги у нас не интересные, то ли день у пещеры не приёмный.
Забрались на безымянный для нас очередной перевал 1300 м по навигатору легко. Двигаясь вдоль красивой, широкой и приветливой реки Кокса, решили остановиться и передохнуть. Вода всегда радует. И всех. Одни устроили купание. Другие схватились за удочки и разбежались по берегу. Появился улов. Все рады. Отдохнули и отправились дальше.
Прошли Усть-Коксу. Заправка на 500 руб. 1 литр 95-ого 37 руб. Село Усть-Кокса — районный центр, основано в 1807 году. 4360 человек. Находится на слиянии Коксы и Катуни. Высота над уровнем моря 998 м. 120 км от Усть-Кана.
Появилась Катунь.
По дороге встретили ручей с замечательным названием Громотуха. Можно остановиться и осмотреться.
Добрались до Тюнгура. Тюнгу́р (бубен, Шаманский бyбен) — село Республики Алтай, Россия. Население: 357 чел. На левом берегу реки Катуни. Высота над уровнем моря 860 м. Население: большинство алтайцы. Образовано в 1876 году. Село было важным купеческим станом на пути в Китай. Находится на расстоянии 65 км от районного центра села Усть-Кокса и в 894 км от Новосибирска.
Тюнгур находится в стокилометровой приграничной территории России и Казахстана, поэтому раньше туристам необходимо было заранее оформлять пропуска в погранзону. Однако сейчас только 5 км вдоль границы все так же требуют оформления пропуска.
Приехали мы оттуда (фото из интернета, спасибо):
А путь лежит в ту сторону:
Связь между левым и правым берегом реки осуществляется через подвесной автомобильный мост, за которым дорога и заканчивается.
Очень сожалеем, что не проехаться по нему и даже посмотреть ни по дороге туда, торопились, ни обратно из-за погоды, не удалось. Есть причина вернуться сюда снова.
Тимофей за Тюнгуром резко повернул налево и завёз всех на известное ему место, с которого хорошо видно г. Белуху — 4506 м. Энергия гор вливается полной силой в мой организм. Глядя на древнюю и высочайшую точку Сибири, чувствую себя молодым и сильным.
Собака и машины, как и люди, находят здесь радость и отдохновение.
Примечательное место памяти героя Гражданской войны Сухова — местная достопримечательность.
Далее вниз по течению Катуни. Та же пыль и та же жуткая дорога. Подъёмы и спуски. Места, где проходит только одна машина. Нашли неплохое местечко для стоянки. Остановились оглядеться. Настя и Тимофей поехали дальше, вдруг что лучше будет.
Люди осматриваются кругом, поглощая не мерянными порциями Катунскую красоту.
Рядом живописный и страшно разговорчивый ручей, с претензией на настоящую речку, как потом выяснили по карте, с именем Деты-Кочек. Если не ошиблись.
Поднялся на пригорок. Виды по верхушкам деревьев ещё краше. Хочется забраться на ближайшую гору, чуть в отдалении нависающую над местностью. Она кажется совсем рядом, манит, как магнит.
Прогулялся вперёд по дороге. На хорошей полянке вкусно расположились пешеходные туристы. Часто туда-сюда пробегают разные машины. Как позже выяснилось, из Тюнгура на рыбалку и к местным достопримечательностям. Вернулся. А вскоре и наши прибыли. Решили ставиться здесь. Поставили машины, палатки, организовали костёр и столовую. Много фотографировали.
Игорь оказался свободным раньше всех и отправился рыбачить. Поймал три штуки хариусов. У мужиков глаза горят. Побросали всё и к воде. Из пойманной рыбы сделали вкусное рыбацкое блюдо «чушь» — время ужина навалилось непреодолимо. Так что пока закусывали сырой рыбой.
На ужин плов. Но это уже в темноте при свете костра и фонарей. Столько плова за один раз я, кажется, ещё никогда не ел.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ, 6 августа, четверг.
Проснулся по часам почти в девять. Удивился. Выбрался из палатки и рассмотрел время — шесть. Небольшая фотопрогулка.
Половина мужиков на рыбалке. Шутим по поводу ухудшения погоды. Прохладно. И купаться не хочется. А тут возьми и дождь обозначься. Так для разнообразия. Мы и испугаться не успели, как он закончился. Так и простоял летний день, тёплый и солнечный.
На завтрак гренки, яичница с помидорами и блинчики со сгущённым молоком. У Даны день рождения — шесть месяцев — ей вкусный презент.
Натянули тент над столом и отправились всем коллективом на обнаруженный недалеко песочный пляжик. Купались с пристрастием, желая получить от реки 100% удовольствия.
Пошли смотреть соседнее место, с которого отбыли пешеходные туристы. Оно всем понравилось, тут даже баня есть, но переезжать не стали. Бензопилой напилили поваленную сосну на дрова и загрузили в машину Тимофея. Фотосессия. В лагере Лёша и Виктор давали уроки колки дров.
На ужин макароны с мясом. Не мудрено увеличить здесь свой вес. Некоторые говорят, что поправились на 5 кг.
Говорили о литературе и фантастике. Имена классические: Кларк, Брэдбери, Шекли, Азимов. И новые: Перумов, Тармашев, Лукьяненко. Взахлёб. И с сожалением, что нынешняя молодёжь фантастикой почти не увлекается, да и сама фантастика, став доступной принципиально, резко снизила качество. Или хорошую стало трудно найти. Прозвучал в пересказе рассказ Шекли «Специалист». Все довольны. А человеческие возможности, и правда, беспредельны и не всегда нам известны и доступны. Главное — надо пытаться сделать, тогда и дело начнёт делаться.
Рыбаки обратили внимание на то, что крутой противоположный берег, подмываемый водами быстрой Катуни, осыпается постоянно с шелестом, шумом и всплесками. Отсюда и остовы деревьев, живописно разбросанные по откосу крутого берега.
Наблюдали очередную группу рафтеров.
Передвижной салон модных шляпок от Евгения открыт.
И Женя довольна.
Неугомонные рыбаки обследовали все ближайшие речки.
Вечером сидел у костра с дочерью. Полезные разговоры за жизнь. Растащило вспомнить о навалившихся проблемах на работе. Расслабился. А я-то думал, что забыл о них.
Сверкнула молния, особо ярко высветив противоположный берег Катуни. Загрохотал гром, пошёл дождь. Спрятали всё с улицы под навес. Но дождь закончился, опять так и не начавшись по-настоящему. Только громом и молнией и попугал. Свежо. Дышится легко, полной грудью. Река грохочет древние завораживающие заклинания.
Теперь спать. Берег осыпается. Шуршит шумом, сравнимым с шумом самой реки.
Река Катунь (в переводе с алтайского — госпожа, хозяйка) — главная водная артерия Горного Алтая. Катунь, сливаясь с Бией, образует реку Обь, одну из самых крупных в Сибири. Река Обь — главная река г. Новосибирска, откуда мы благополучно и прибыли. Катунь берет начало у подножия г. Белухи, вытекая из ледника Геблера. Длина Катуни 688 км.
Вода в верховьях Катуни летом молочно-белого цвета благодаря интенсивному таянию ледников. И только осенью воды Катуни просветляются, приобретая неповторимый бирюзовый цвет. Климат континентальный. Температура воды в Катуни не поднимается выше 13-15°С даже в июле.
Средняя Катунь проходит в области высоких горных хребтов. Общее падение на этом участке около 400 метров. Здесь река принимает главнейшие притоки с ледниковым питанием. В бассейне Катуни насчитывается более 800 ледников. Ниже посёлка Тюнгур до р. Аргут Катунь течёт в порожистом ущелье.
Геологическое строение долины Катуни весьма разнообразно как по составу, так и времени образования. Доминируют сланцы, граниты, известняки, мраморизованные известняки.
Есть большие запасы красивого мрамора, которым облицованы некоторые станции Московского метрополитена. По притокам Катуни встречается рудное (жильное) и россыпное золото, случались находки полудрагоценных камней.
Долина богата самой разнообразной растительностью, а также животным миром, горными породами и минералами, пещерами. Встречаются волк, медведь, лисица, рысь, росомаха, соболь, белка и т.д. Из копытных есть лось, марал, кабарга, горный козел. Из птиц встречаются рябчик, тетерев, глухарь. Из редких птиц встречаются скопа, балобан. В Катуни обитают хариус, таймень, а в низовьях появляются щука, окунь, налим.
О, Катунь! Тебе поём мы свои песни!
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.
Встал в 6 часов. Утро солнечное и тёплое. Намёков на ухудшение погоды не просматривается. Ни шум реки, ни шелест осыпи спать не мешают, а даже успокаивают и убаюкивают.
И рыбакам не спится.
На завтрак блины и гренки. А на фото последний блин — он вкусный самый.
С удовольствием приводил в порядок машину.
Низко над рекой летал вертолёт. Может, с президентом. А, может, и нас искали. Спросить чего хотели?
Сегодня у нас поездка за приключениями. Направление единственное — вперёд. А конкретно: до а) слияния рек и б) плоскогорья каменных «баб». Пошли две машины: Тимофея и Евгения, и 10 человек. Я в машине у Тимофея с Настей, Женей и Лёшей. Евгений, Олег, Аня, Игорь и Юля на второй машине. Лев Алексеевич и Виктор на хозяйстве и для переговоров с хариусом.
Дорога идёт по течению Катуни. Река резко уходит куда-то вниз. Но такое обманчивое впечатление, что мы поднимаемся выше и выше.
Дорога, сказать плохая, ничего не сказать — только для экстремалов. Но, похоже, ездят по ней часто и со вкусом. Народ у нас такой, где бы посложнее. Взять хотя бы нас для примера. Доехали до брода через речку Казнахта, впадающую в Катунь. Все, кроме водителей, перебрались пешком по досочкам и брёвнышкам, заботливо положенными предшественниками. Дану перенесли на руках. Камни брода обращают на себя внимание и выглядят очень живописно — картина маслом. Водители для разведки прошли брод пешком. Буруны воды поднимались до колен. Наверное, не самый глубокий брод, но как приключение впечатляет. Машины прошли брод легко, без происшествий.
Доехали до слияния Катуни и Аргута. Наш берег с дорогой очень высокий, видно много и далеко. Панорама захватывает. Бирюзовая вода Катуни сливается с белой водой Аргута, впадающего с противоположного берега. И дальше воды до первого поворота текут, не сливаясь, рядышком. Зрелище ещё то. Красота кругом неимоверная. Воздух чистейший, дышишь, как летишь. И уезжать не хочется.
А дальше дорога, говорят, пропадает навсегда.
Брод на обратном пути прошли, не задерживаясь. Но людей ссадили. Водители у нас замечательные. Все.
Теперь дальше к «бабам». По этому поводу шпильки и приколы с утра даже у детей.
Дорога в гору крутая, но не долгая. Огромная, почти плоская площадка. Впечатляет пространство и энергия гор. Каменные истуканы впечатляют гораздо меньше. Но они и не для этого поставлены. Они оказались малорослыми и не очень выразительными. У некоторых лица приходилось искать днём с огнём. Что скажешь, время, однако! Это и притягивает. Так и представляешь съезд племён, становища, поминальные костры, ритуальные песни, пляски и тряску и бубны шаманов.
Исходили всю площадь, «познакомились» со всеми вросшими в землю «аборигенками». Поехали по ленточке дороги к далёким скалам, возвышающимся над плато, как кафедра над партером.
Детям здесь особенно понравилось — азартно и доступно. И взрослые с замиранием сердца делали снимки на краю пропасти: компанией, по двое, по одному и сэлфи.
Цветок — Молодило или «Каменная роза».
Теперь назад. В просветы деревьев часто просматривались захватывающие виды Катуни. Остановил машины, чтобы сделать несколько снимков на участке спокойного и широкого течения реки. Для этого мне пришлось заметно спускаться с дороги. Аня не теряла времени и набрала охапку чабреца.
Интересно, что могло заставить так искривиться этим деревьям.
Хотели где-нибудь остановиться, искупаться, но ехали так быстро, что незаметно приехали домой. Отметили удачную экскурсию, перехватили со шведского стола и купаться на песочный пляжик. Много разговоров о машинах и их поведении в экстремальных ситуациях. Мне полезно, но как-то не очень запоминающе.
Быть или не быть? — Вот в чём вопрос! И в этом веке, и в это мгновение.
Общение с водой очень возбуждает интеллектуальный голод.
Обед по полной программе. Кабачки заканчиваются. У рыбаков сплошные проблемы: ничего не ловится и «не растёт кокос». То сорвётся, то порвётся.
Кое-кто резался в карты.
Дамы заманчиво отдыхали.
В этой поездке, видно, после активной и долголетней эксплуатации начали массово ломаться наши кресла. То одно, то другое ремонтируется или откладывается в сторону. Вот и моя очередь пришла ремонтировать своё кресло, которое развалилось после очередного резкого соприкосновения с одним из наших тяжеловесов.
Вечером сидел за записями. Обдумываю вариант названия. Но пока всё это без фанатизма. Зато непреодолимо растёт желание взять гору, у подножия которой мы и расположились. Но это завтра с утра. Мои ранешние прощупывания почвы по поиску напарников откликов не нашли. Даже Игорь, мой достойный коллега по покорению прибайкальских скал, здесь отказался от похода. Так что сейчас молчу в тряпочку.
Любимое кино в походе и у костра — это так здорово!
Вечер полон обмена сегодняшними впечатленими. Особенно от места слияния Аргута и Катуни.
Река Аргут, правый приток Катуни (в переводе с алтайского «архыт» — мешок для приготовления кумыса). Длина реки 232 км. Средний уклон реки 10 м/км.
Река Аргут проходит через все высотные зоны, характерные для Центрального Алтая. Аргут — это одно из немногих мест на Алтае, где сохранился снежный барс (ирбис). Снежный барс — одна из самых крупных кошек. Масса зверя может достигать 40 кг при длине тела 130 см, а длина хвоста достигает 90 см. В центральной части реки Аргут обитает значительное количество особей ирбиса. Также здесь зарегистрированы наиболее высокие показатели плотности горных козлов, которые пасутся на крутых склонах гор. На Аргуте и его притоках— хорошая рыбалка.
Аргут можно отнести к самым суровым рекам Горного Алтая для сплава.
С точки зрения доступности эти места можно назвать дикими. Нам остаётся пожалеть, что туда нет автомобильных дорог.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.
Подъём в шесть. Кажется, погода ухудшается. Попил кофе. Собрался, взял пакет с ножом, фотоаппаратом, зрительной трубой и активией. Вышел почти в семь. На первом же шаге встретил большую только просыпающуюся бабочку, которая взмахом крыльев благословила меня на подъём.
Подъём одного интересен тем, что ни за кем не надо гнаться. Никому не надо ничего доказывать. Идёшь в свою силу. Хочешь — ставишь повышенную цель. Хочешь — останавливаешься на отдых.
Вот и первые снимки с подъёма появились. Видно больше и дальше. Это, как в образовании, чем больше обучаешься, тем больше знаешь и видишь. Всё выше и выше забираешься в гору. Школа — это уровень берега реки, академия — где-то на полпути к вершине. Ну, и так далее.
Но подъём даётся сложно. Это не гора в бухте Аяя на Байкале, где основное препятствие — крутой подьём. Здесь ноги к тому же путаются в траве и ветках жёсткого кустарника, который издалека кажется вообще зелёным и пушистым, а потом становится сначала низкорослым и безобидным, а затем вырастающим перед тобой непроходимой колючей стеной. Ярко вспомнились детские сказки, где перед героем или позади него вырастали такие непролазные чащобы. Намеченный снизу маршрут давно поменялся, и, как всегда, оказывается не в лучшую сторону. Разные каменные или зелёные препятствия заставляют петлять, поворачивать, а то и возвращаться. Но упорно — вперёд и вверх. Добрался до первого скальника. Вид кругом красивый. Горы, река с высоты, скалы, цветочки, птички, бабочки. Мысли посещают красивые и высокие.
А этот цветок очень похож на кобру. Думаю, что это какая-то разновидность Вероники. А вообще названий многих цветов и растений на этих фотографиях, к сожалению, не знаю.
Идти всё сложнее. Включаем самолюбие. Умный в гору не пойдёт — это не про нас. Интересно и заметно быстро меняется почва под ногами. Сначала сплошная обильно травянистая, становится более жёсткой, крупнозернистой и с проплешинами. Узор проплешин замысловат, что приводит к мысли, что это не звериные или туристические тропинки, а следы перемещений тающего снега, несущего с собой засыпающий всё песок. Удивительно, но эта гора рассыпается под ногами и руками чуть ли не на глазах. Как-то показалось, что я очень сокращу путь, если сделаю усилие пройти образовавшийся передо мной каменный зуб напрямую. Взялся рукой за уступ, и он посыпался под моим усилием, как пыль. Хорошо, что я не посыпался вместе с ним, приняв некоторые меры предосторожности. И ещё, все дорожки усыпаны мелкими ракушками. Это удивляет и восхищает: какие же гигантские процессы в истории Земли подняли Алтай вместе с Западно-Сибирской платформой из бездны морской и вознесли её на такую высоту.
А посередине этой фотографии находится остров, напротив которого разбит наш лагерь.
Добрался до вершины, но дальше, как обычно бывает, нарисовались следующие, невидимые снизу. Подъёмная прогулка заняла три часа. И только я принял решение о завершении восхождения достигнутой вершиной, как поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Не проливной, но обмокающий. А в стороне, над рекой, в речном ущелье вообще страшная картина: темно и, чувствуется, очень мокро.
И в лагере тоже очевидно, что дождь приближается, нападает стремительно и неумолимо.
С той стороны горы растёт лес, прямо джунгли какие-то. Спрятался от дождя под сосной. Выпил активию, повесил баночку на сучок — не бросать же её на землю, как мусор, да и домой тащить тяжело, а так кормушка, однако, пусть букашки попробуют экзотическое блюдо. Дождь закончился. Трава мокрая. И я сам мокрый.
С этой точки и лагерь удалось разглядеть, и машину.
А дождь-то внизу разгулялся не на шутку.
Обратный путь начал по противоположной лесистой стороне горы. Тут в узком распадке, поначалу в ширину рук, обнаружился более-менее удобный спуск. Кое-где приходилось опираться и на пятую точку. Как я и предполагал, в скором времени спуск закончился на камнях с обильными непроходимыми высокими кустами. Пришлось шуровать через них. Меня иногда опутывало так, что я пару раз, не желая того, припадал к матушке-земле, чтобы набраться сил и продолжить свой путь. Хорошо, хоть без видимых последствий. Пару раз и на «живой» камень пришлось наступить, а потом хвататься хоть даже за травинку. И всё это в условиях прошедшего дождя, в мокроту и скользкость.
Выбрался из зарослей кустарника и, прощаясь, оглянулся на покорённую гору. Ничего особенного, а приятно.
Добрался до лагеря. Какое счастье! Кажется, упаду. Но, ничего, выдержал. Спускался полтора часа. Переоделся. Постирался. Дождь периодически обозначается, но я повесил всё на верёвку. Кроссовки поставил у костра на колышки. Меня зовут есть, расспрашивают. Кормят гречневой кашей в глубокой тарелке с верхом. Думал не съем никогда. Съел. Медленно и упорно.
Показал фотки своего путешествия. Послушал последние новости. Лев Алексеевич на рыбалке, переходя протоку с острова, поскользнулся на камнях, упал и сильно ударился. Отлёживается в палатке. Мы ему все сочувствуем.
После сна обед: салат и солянка. Посиделки у костра. Обмен файлами с Женей. Сушка белья у огня.
У кого-то план — набрать камней для бани и сада-огорода. И мне надо. Отправился в поход за камнями. Набрал два больших пакета. Для машины не ноша.
На ужин овощное рагу, тушёная картошка и жареные рыбёшки.
Сидели у костра за длинными разговорами.
Завтра уезжаем. Дамы собрали столовую палатку. Оставили только завтрак.
ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.
Подъём в шесть. Умылся в ручье, побрился. Кофе. Сборы. Завтрак — тушёнка с картошкой. Как-то нехорошо почувствовал бок. Это ещё что такое? Может, от жирного, может, от острого соуса чили. И только несколько позже дошло, что это ушиб, как последствие вчерашних приключений. Сразу стало легче.
К отъезду готовы. Грустно.
Надо выезжать, а у меня не заводится машина. Похоже, сел аккумулятор — слишком много слушал музыку и подключал ноутбук. Виктор проверил в действии новое, недавно купленное многофункциональное зарядное устройство. Сработало. Хорошая штука. Все довольны: и я, и Виктор, и многочисленные зрители и болельщики.
Только тронулись, пошёл дождь. Да такой, что будто решил вылиться за все дни нашего путешествия. Радовались, что не было пыли. Но пыли наглотаться нам сегодня ещё предстоит.
Дорога назад до Тюнгура не сахар — по горам и по горам, вверх и вниз.
Свернули в посёлок Мараловодка за мёдом. Всего-то пара десятков километров.
Как искать мёд? Легко. Подъехали к магазину, и нас прямо довели до места под белы ручки.
Хозяина пока нет, собирает сено в горах. Ждём-с. Я же, поддавшись на предложение местного очень разговорчивого активиста, который, похоже, всегда проводит время около магазина, согласился заглянуть к другому медогону и купил две банки килограмма на три. При этом получил массу сопутствующей и, кстати, хорошо излагаемой, информации о жизни в этом забытом всеми населённом пункте.
А тут и нашу команду допустили в помещение с разными сортами мёда. Разливали сами в заранее подготовленные ёмкости. Дело с непривычки оказалось не таким быстрым. Тягучий и тяжёлый мёд не хотел проникать в посуду даже через соответствующие воронки. Я взял ещё 5 кг разного мёда. Во дворе была на цепи собака, которая лезла ко всем обниматься. Именно обниматься: встанет на задние лапы, обхватит передними за ногу плотно-плотно и улыбается, радуясь очередному другу.
И ещё обратил внимание, один посёлок плавно переходит в другой: указатели стоят на расстоянии десяти метров. Вижу такое впервые.
Добрались до Усть-Коксы.
Позавтракали и пообедали в пельменной. Сначала заехали в какое-то кафе, но там нас, такую толпу, могли бы покормить в лучшем случае через полтора часа.
Выйдя из пельменной, вдруг увидел машину: ну, точь-в-точь, как у меня — близнецы-братья. И так же вся в пыли. Кто, думаю, осмелился угонять. Но тут разглядел номер, и успокоился.
Далее через Усть-Кан, не останавливаясь, на Чергу.
На некоторых крутых спусках удержаться бывает трудновато.
И, как подтверждение сказанному об уклонах, посмотрите в окно справа.
Дорога, по которой мы ехали, на карте не показана как основная, так, просёлок. Но какая-то её часть оказалась хорошо асфальтированной и очень качественной. Так и хочется сказать, что эти отрезки — самая лучшая дорога в путешествии.
Но, конечно, и такими участками нас не обидели.
Местные жители отстраивают здания, одно другого краше. Соревнуются, однако.
В Черге у нас очередная остановка: местный сырзавод выпускает знаменитый алтайский сыр, о котором мы наслышаны, и проехать мимо не можем. Но к шести вечера за сыром не успели: рабочий день закончился. Приходите завтра. В качестве компенсации посетили магазин Мария-ра на центральной площади. Заглянул в кафе национальной узбекской кухни и купил мант, которые потом совсем не понравились никому.
После Черги выехали на М-52 — классная дорога, и тут же недалеко, километрах в 10-12, стали на оборудованной у реки Сема площадке за 300 руб. с машины из общих денег. Из оборудования — стол, лавочки и навес. Вдали — туалеты. В двух шагах река. Охапка дров для костра — за отдельную плату. Мы привезли свои. Машины поставили в каре. Лагерь у нас ставится быстро.
Возник спор, где готовить макароны с тушёнкой: на костре или на газе, наверное, первый и последний спор в этом путешествии.
У костра почти и не сидели. Сегодня все устали.
Завтра домой.
ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. 10 августа, понедельник.
Подъём в шесть. Лев Алексеевич уже на ногах. С ушибом лежать, наверное, сложнее, чем стоять. А вот присаживаться совсем кошмар.
Сосед в отдалении и в тумане ловит рыбу. Какая-то нереальная картина.
Очень сыро от росы и тумана. Буквально воды по колено. Осмотрел машину, протёр номера, фары и стёкла, залил всё оставшееся масло, почти 2,5 литра. Посмотрел давление шин.
Неторопливо стал просыпаться народ. Сегодня надо сгонять за сыром. Магазин открывается в 9.
Успели полностью собраться и загрузиться.
Ехать в Чергу 12 км туда и столько же обратно. В машине Тимофея поехали четверо, в моей двое. Дорога интересна извилистостью, петлями и перепадами высот.
Накупили сыра, кажется, до конца жизни. Наивные люди — сыр позже ушёл влёт, оставив неизгладимые впечатления. Я взял три сорта рублей на 800!
Вернулись, выстроились караваном и попрощались с этим местом.
До Н-ска 500 км. Планирую, что там будем часов в шесть. А с поправкой на пробки до «нашего места» доберёмся часам к восьми. А потом мне час до дома.
По хорошей дороге машина едет замечательно. Кажется, в Манжероке остановились у развалов сувениров. Мне ничего не понравилось, даже магнитики. Настя искала подарки домой.
В Майме остановились в знакомом кафе позавтракать и пообедать одновременно. Я подкрепился основательно, несмотря на опасность сонливости: борщ, кусок курицы с рисом и компот. И всё за счёт последних средств из общей казны. Расчёт оказался точен — выскребли всё до копейки.
Дозвонился до Новосибирска. Там дожди и холод. А у нас жара. Привезём-ка её в Н-ск.
Прошли Бийск, границу Н-ской области. Здесь появилось много стражей порядка на дорогах. За каждым поворотом. Мы прошли город без остановок. А дороги у нас, в Новосибирской области, что ближе к Алтайскому краю, совсем неплохие, есть с чем сравнивать.
Была остановка «по грибы» — лисичек в вёдрах по обочинам видимо-невидимо.
Поворот на знаковое для меня Черепаново не заметил — сюда за 100 км от города я совершил своё первое за рулём автомобильное путешествие. Потом Искитим и Бердск, плавно переходящий в Н-ск. Даже столбик границ практически один. Рядом с городом, а вижу впервые. Может, потому что двигались очень медленно, и головой можно было покрутить в полное удовольствие. Движение плотное в три ряда. Решили добираться машинами самостоятельно своими маршрутами через новый мост. Сначала видел маячившую машину Тимофея, но потом потерял всех из виду.
Привычная грунтовая парковка в месте встречи — почти сплошная грязь. На асфальте места не найти. Дожди, однако, прошли здесь не хилые. Посмотрели друг на друга, сделали традиционную общую фотку, последние обнимашки, всем спасибо — и разъехались. До следующего раза.
Я выгрузил из машины на землю всё, что Тима отвезёт в гараж. С ним остался Лёша в помощь. Поцеловал дочь — и домой.
Приехал домой после восьми. Хотел ещё на мойке побывать, но передумал. Меня встречали. Покормили. Потом баня, телевизор и отдых — завтра на дачу, там другие приключения. Покой нам только снится.
На улице тепло. Для нас привычно, для местных — праздник.
Путешествие на Алтай-2015 закончилось! Думаю, мне удалась попытка рассказать о дорогах и людях, о прекрасном Алтае.
Всем спасибо!
И замечательных всем путешествий!
Другое путешествие автора на Дром. ру:
ЛАССО НА БАЙКАЛ или путешествие из Новосибирска - 2014.
Части 1, 2, 3, 4.