|
Всем привет.
Давно описываю свои поездки, но ни разу не вывешивал, а тут в связи с некоторым дефицитом информации по вопросу решил-таки.
Еще в прошлом году появилось желание съездить на зимний Байкал, но как-то не задалось.
Учитывая специфику мероприятия, ледовая часть поездки однозначно могла состояться только под руководством профессионального гида. Но поиск иркутских турфирм привел к получению непонимания дороговизны сервиса. За участие на своем автомобиле со всеми своими расходами просили около 80000 рублей.
В феврале 2016 увидел приглашение к участию в поездке. Оказалось, ее организовывал мой друг Огибалов Павел, с которым мы в 2005 вместе ездили в Гоби. Он всю жизнь прожил на Байкале, сейчас перебрался в Краснодар, где занимается виноделием с весьма качественным результатом.
Договорились встретиться в Иркутске 09 марта.
Всегда ездим с женой, но в этот раз у нее не получалось и пришлось искать попутчика. Вывешенное на drom.ru за 1, 5 месяца приглашение с минимальными требованиями привело к одному вялому ответу. За пару недель до выезда стало понятно, что придется либо сливаться, либо ехать одному. Для понимания уверенности в отсутствии излишней соцзависимости была предпринята солопоездка Хабаровск — Николаевск-на-Амуре, и обратно, в одну строну около 950 км. По ходу была проведена проверка автомобиля при эксплуатации при -40С. В результате было принято решение об одиночной поездке.
Решил выехать за пять дней до предполагаемой встречи в Иркутске. С тем, чтобы если страховочное время не будет потрачено, то поехать в Тункинскую долину и провести день на горячих источниках в пос. Жемчуг.
В Улан-Уде поменял моторное масло. Прямо на трассе есть приличный сервис, ориентированный на это действо. Работает и в выходные до 20:00.
Прошел УУ, уже было темно, надо было встать ненадолго на дороге, грейдер широко почистил обочину, и когда левые колеса были почти на асфальте, правые уже висели над ровным и невидимым откосом. Машина, висевшая на мостах при включении трех блокировок, на пониженной пошла вперед, пройдя метров 150, я решил прекратить издевательство, дабы не повредить гранаты приводов. Не успел надеть световозвращающий жилет и прицепить трос, остановилась скорая помощь. Водитель включил мигалки, встал посреди дороги, остановил движение и вытащил мою машину на дорогу. Вопрос не занял 10 минут.
В результате от Хабаровска почти до Иркутска (3100 км) я доехал за три дня, и у меня получилось отдохнуть на Жемчуге.
Там стандартно здорово.
В обозначеное организатором поездки время встретились на центральной площади Иркутска.
В теме оказались три экипажа: Павел с парой из Геленджика на Mercedes Sprinter 4WD и пара из Новосибирска на TLC HZJ105 и я, соответственно, в одного на TLC HDJ78.
Планируемый маршрут поездки таков: Иркутск, о. Ольхон, Северо-Байкальск, горячие источники около него, п-ов Святой Нос, а дальше Иркутск либо по льду, либо через Улан-Уде.
Я давно хотел проехать по БАМу, и поэтому у меня в планах сразу было отсечься от группы в СБ и проехать до Тынды, это около 1300 км, покуда реки позволяют.
Выдвинулись в сторону о. Ольхон, разумеется, побурханили без фанатизма по дороге и километров за 30 до МРС свернули направо на Тажиранскую степь. Павел рассказал о бурятских действах в этом месте, выехали на береговую верхотурку и увидели Байкал без признаков антропогенного воздействия. Погода благоволила, первые впечатления очень порадовали.
Добрались до МРС. Поразило количество турбаз. Встали на «Ковчег Байкала» — весьма позитивненько. В магазине прикупили классический Байкальский сувенир — омуля. Я взял по паре штук копченого и вяленого.
Лицезрели закат.
Наутро погода радовала.
Вышли на лед. Я шел третьим, поэтому мандраж полностью отсутствовал.
Дошли до о. Огой, поднялись на ступу. Поразило количество туристов из Поднебесной, похоже, они нынче вездесущи.
Двинулись дальше на север в сторону п. Хужир. Зашли со стороны Малого моря на скалу Шаманка,
Поразили красота и разнообразие льда.
Двинулись в сторону мыса Саган-Хушин или так называемого Красного мыса.
Движение на этом участке Байкала весьма активное. Наезжена хорошо просматриваемая дорога. Турпоток в этой части озера просматривается.
Часто встречаются пешие туристы, волокущие за собой санки с поклажей.
Добрались до мыса Хобой — северная оконечность о. Ольхон. Одно из мест силы на Байкале. Мыс является своеобразным ледоколом.
Перед ним непроходимое даже пешком торошение, постоянны жуткие звуки трескающегося льда. Ожидали увидеть огромные наплески, но в этом году, говорят, они незначительных размеров.
Слегка, но от души побурханив, ибо путь начинался серьезный, выдвинулись в сторону западного берега, т. к. торошение на север было значительным.
По дороге много мест, именуемых тут «Камчаткой», так называют места, где ловят рыбу. Купили немного, чтобы приготовить на углях .
Скорость движения была разная, иногда разгонялись до 60, лед позволял и больше. Но в основном ехали значительно медленнее.
Немного кружили в поисках мест пересечения торосов. Пешню доставали всего раз.
Прошли мыс Рытый, говорят, место великой силы, но мне этого ощутить не удалось, т. к. побурханили впопыхах, чтобы засветло успеть добраться до базы на бухте Заворотная.
За 20 км до базы остановились у рыбачивших молодых бурятов. Остановились, поговорили, расспросили про ледовую обстановку. Делали это у каждого, кого встречали по пути.
Дошли затемно. Порадовал маяк на базе — виден очень далеко.
Приготовили рыбу на углях, насадив ее на шампура, не чистив — весьма необременительная технология. Важно было учитывать, что рыба во время перевозки замерзла и для полного приготовления требуется время несколько значительней, чем для незамороженной.
База порадовала.
Уже поздно приехали встреченные ранее буряты-рыбаки. Спросили, есть ли у нас бухло. Наши мнения по вопросу разделились. В результате нацедили им литран. Вгрузили закуской. Они счастливые уехали в ночь на лед — дети Байкала.
С утра погода не задалась. Основательно заметало и задувало.
Базовские напутствовали нас рассказами, что в такой ветер лед рвет, образуются трещины, и мы аккуратненько двинулись. Весь день видимость была минимальная.
Дошли до базы на м. Котельниковский. Там очень круто. Искупались в бассейнах с термальной водой.
Встретили двух путников, они шли от Нижне-Ангарска до Слюдянки, то есть в их планах пересечь озеро с севера на юг. Это около 700 км. На 50 кг санках все для путешествия, включая ночлег на льду. Парни были в дороге пять дней, и оба были на суперпозитиве.
Начался снег на льду, периодически довольно глубокий, что значительно осложнило передвижение.
Так, без особых, в отличие от предыдущего дня, эмоций, глубоко затемно добрались до п. Байкальское. Вышли на грунтовую дорогу и дошли до Северо-Байкальска. Таким образом, эта ледовая часть маршрута составила около 350 км.
Павел сказал, что такой легкой для передвижения ледовой обстановки, как в этом году, он не помнит.
Но не стоит забывать, что оптимальное время для подобных мероприятий с начала по 20 марта.
Остановились в гостинке «Золотая Рыбка». Поразил дизайн интерьеров — «Луи XIVстайл» в Северобайкальском варианте.
Мне пришлось поджать машину одного постояльца, больше не было места, и мне постучали на рассвете, когда я вышел на улицу, я опешил — такого восхода я не припомню.
На день в планах было посещение двух горячих источников. Начали с Гоуджекит. Это примерно в 40 км от СБ в сторону, по-моему, Братска. Залезли меньше чем на 10 мин. Вышли, думаем, передохнем и еще, но не тут-то было — вода нам троим заныривавшим показалась очень тяжелой, хотя самочувствие у все троих перед бассейном было нормальным.
Поехали в источники Дзелинда. Это около 90 км по БАМу. Там вода нам показалась много легче.
После бассейна группа возвращались в СБ, с тем чтобы, переночевав в СБ, утром выдвинуться на Хакусы, это совершенно необходимые к посещению, по словам организатора, горячие источники, к которым надо ехать по льду на западный берег озера около 50 км от СБ. И после них уйти на юг в сторону Усть-Баргузина по западному берегу.
Т. к. в моих планах изначально была обратная дорога по БАМу, я решил, что мне пора.
До Нового Уояна от СБ около 200 км весьма приличного асфальта и грунта. В НУ перед выездом в поселок есть бензоколонка, где я влил оба бака 2х90 и на крыше страховочная двадцатка.
Заночевал в демократичной, но весьма позитивненькой гостинке.
Утром пошел на Таксимо, там вроде около 200 км.
Все шло бодренько, пока не прошел перевал под Северо-Муйском. Там началась дорога, по которой я не мог двигаться, кроме как на первой передаче. При малейшей подаче газа машину серьезно раскачивало, и я опасался за судьбу пружинящих элементов подвески. Сказывалась серьезная загрузка топливом и прилично нагруженная крыша, там было около 100 кг. Я так гружу крышу для почти пустого салона, чтобы процесс подготовки спального места занимал минимум времени. Если на асфальте и нормальных грунтах всегда все в порядке, то тут стало понятно, что рессорам задней подвески в помощь, возможно, будут применены пневмоэлементы. В общем, 60 км я ехал часов шесть. Хорошо не быть нервным.
Под Таксимо дорога улучшилась. В Таксимо есть где поесть и АЗС. В гостинку не пошел — насторожила полная темнота окон. Местный человек порекомендовал, что если при езде до п. Куанда, аттракцион с мостом через р. Витим не является необходимостью, то есть смысл воспользоваться зимником через п. Неляты. Дорога по зимнику до п. Куанда около 130 км, много езды по р. Витим и р. Куанда, а через витимский мост около 90 км, но почти все на первой. Я выбрал зимник, но была ночь, и была реальная возможность заплутать, а доблестный Навител и тем более Гармин про эту дорогу не слыхивали. Встал на ночь прямо на дороге.
Кстати, у нескольких местных интересовался наличием дорожной преступности в контексте ночевки на дороге — все в один голос сказали: не волнуйся, все нормально. Разумеется, посещенное в Читинской области место гибели Скутера оставляло определенный осадок, но я решил не грузиться. Утром с легким навигационным тупежем дошел до п. Неляты, там по Витиму, Куанде — его масштабному притоку, замерзшим озерам и болотам довольно быстро и легко добрался до Куанды. Получил вводные от местного по дороге на Новую Чару. Там около 200 км, разной, но нормальной не первопередачной дороги. Правда, с мостами там не очень.
Совсем не понятна логика проектировщиков автомостов при строительстве БАМа, они, создавая деревяные основания под железными мостами, чем мотивированы были? С полностью деревянными может чуть понятней. В общем, за 200 км соревнования по востребованности между авто и ж/д транспортом победили 3:2 железнодорожники. Пара Уралов таки встретилась уже под Чарой.
Озеро Малое Леприндо пришлось проезжать льдом. Несмотря на сверхмалое количество снега на Кодаре в эту зиму, дорога была в приличных переметах. По озеру была наезжена дорога, но, тем не менее, разница в езде в колонне и одному по льду ощутима.
Тут стоит упомянуть про съедобные сувениры с Байкала.
В Новом Уояне, с пивом я съел одну вяленую и одну холодного копчения рыбешку… следующие два дня Бактисубтил боролся с Лопедиумом за звание самого эффективного препарата по борьбе со всеми вытекающими последствиями. Прошу прощения за каламбур. Оставшаяся сувенирная парочка поехала гостинцем для собаки. Помните о питомцах, покупая съедобные сувениры.
В Чаре есть где поесть, есть АЗС, но на колонках с бензином таблички «бенза нет», по словам оператора, висят уже четыре дня.
В гостинку зашел и решил, что лучше будет в машине прямо около кафешки напротив вокзала.
Утро принесло хорошую погоду, и отъезд был отложен в пользу посещения Чарских Песков. По словам местных, все просто — до реки и там 4 км накатанной дороги. Но при выезде на лед я сразу провалился в коварно присыпаную снежком неглубокую наледь.
Все четыре честно вращались совершенно без нагрузки.
Прикинув длину всех тросов, удаление нормальных деревьев на противоположном берегу и отсутствие, пока, задней лебедки и, главное, желания возиться в весенней воде, я принял классическое решение — идти за трактором. Прогулка заняла около часа, тракторист оказался нормальным парнем, и без проволочек мы поехали вытаскивать машину, но, отъехав 500 м от базы, трактор вдруг заглох, попытки завести в течении 30 минут перемежались фразой про «е…..о Сережу», который зачем-то лазил в топливную аппаратуру. Помогая запустить мотор, я оказался в ПУ трактора.
В результате пошли пешком на базу. Там у соседей из РЖД стоял заряжённый Н. Сафари. Владелец Игорь, без вопросов, согласился помочь. Машину вытащили назад.
Думали попытаться пробиться, пока вдвоем, но, прикинув, что может ну ее…
Я собрал рюкзак и пошел пешком. Дальше реки дорога действительно была беспроблемная. Ходу около часа. Пески впечатлили. Верю гиперфоткам при наличии погоды, света, техники, времени и ног.
Слегка отжатый с непривычки, после кафешки решил, по совету Игоря, посетить горячие источники Луктур. Они находятся примерно в 15 км от Чары по дороге в сторону Тынды. Не шибко тяжелая сероводородная вода, есть возможность переночевать.
На дороге есть вывеска, но только со стороны Чары.
Дальше была отличная грунтовка, поддерживаемая золотодобывающей компанией. Погода была отличная. Слева был слегка хмурый Кодар, а справа полностью открытый Удакан.
Я на раскайфовке ехал без навигатора и не заметил невзрачный, по сравнению с дорогой старателей, свороток на БАМ в сторону п. Хани. Там отсутствует какой-либо указатель. Через семь км справа есть лагерь дорожников, если вы его увидели, значит проскочили поворот.
Начался подъем на перевал Мурурин. Огромное количество снега, облачность. Езда в полностью белом весьма затруднительна. Все сливается, не помогают даже темно-оранжевые очки. Я несколько раз тыкался в бруствер. Думаю, что в хорошую видимость там очень красиво, и, возможно, есть смысл туда проехаться от своротки.
Встретившийся водитель грузовика указал мне путь истинный, и я развернулся. Это уже была Якутия, как я понял.
Встал на ночь на зимнике на р. Олекма. Утром обнаружил -30 за бортом, и это в середине марта. С трудом представляю, что здесь может твориться, в плане температур, в разгар зимы.
От п. Хани и п. Олекма в сторону моста через р. Олекма есть грейдируемый зимник, я про него не знал. Стоит поинтересоваться у местных, т. к. то, где ведет «Навител», далеко от совершенства.
Финальный день езды по БАМу выдался солнечным и по-настоящему теплым. 200 км перед Тындой это хорошая грунтовка.
До выхода на трассу «Амур» от Тынды около 160км.
На всем протяжении поездки и особенно по БАМу встречи с людьми приносили исключительно положительные эмоции.
Касательно солотрипа — не стоит этого бояться, несмотря на кажущуюся безлюдность мест, дороги не шибко, но проезжабельны, и в случае необходимости помощь обязательно придет, но вряд ли она будет скорая.
Что касается морально-психологического аспекта, то тут все зависит от настроя. Я не ощутил дискомфорта и нисколько не жалею, что не отказался от поездки.
Одометр прибавил 7000 км. Непосредственно проезд БАМа занял четыре дня.
Продолжительность всей поездки — ровно две недели.
Позволю себе попытаться предложить несколько советов касательно снаряжения.
Кроме общепринятого, в этот сезон очень комфортно иметь теплые тапки на нормальной подошве, в них очень удобно управлять а/м и выходить на улицу, не говоря о перемещении в спальной зоне а/м, современная шапка-ушанка, легко одевается одной рукой, позволяет длительно ехать с открытым окном, «рубашка тракера» сверху флиса очень удобна за рулем, кружка «старбакс» — одна из вещей, поменявших дорожную жизнь. Разумеется, теплый синтетический спальник в сочетании с полным комплектом для сна из нормального одеяла, подушки, заправленными в постельное белье и простыни позволяет значительно комфортней спать в машине и гостиницах, разумеется. Комплект очень теплой и ветрозащищенной одежды, я брал снегоходский «FXR» и очень теплые, снаружи, неопреновые сапоги. Ходильные (туристические) зимние ботинки. Не шибко большой рюкзак. Брезентовый полог с веревкой для натяжки.
Пешню.
Штатив для сэлфи. )))
Как перекус в движении очень хороши самодельные хлебные сухарики, сухофрукты без липкой сахарной составляющей и орехи. Очень помогают японские сублиматы.
Разумеется, главное в поездках — это осторожность, в одиночных ее надо умножать на два.
Владимир. Хабаровск