|
Альпинист Уильям Хитчинсон Мёрри, успешно проводивший
экспедиции, у которых «было мало шансов на успех»:
«В любом дерзанье или творчестве есть одна простая истина,
незнание которой убивает бесчисленные замыслы и великие
идеи: в тот миг, когда человек решается на что-то,
Провидение тоже начинает действовать».
10 августа 2021 исполнилось 100 лет со дня основания Оренбургского летного училища, которое готовило летчиков морской авиации. История училища началась не в Оренбурге, а в Серпухове и Ленинграде. Позже из этих городов авиационные школы были перебазированы в Оренбург. Поэтому Валерий Чкалов, который учился в Серпухове и имя которого некоторое время носил Оренбург, хотя он никогда не был в этом городе, тоже вошел в историю Оренбургского летного. Но, пожалуй, самым известным выпускником училища был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Не все знают некоторые факты из биографии Юрия Гагарина. В училище он не поступал, а был призван на срочную военную службу и был направлен на учебу в Чкаловское (Оренбургское) училище. Из училища его чуть не отчислили по летной неуспеваемости, но по стечению обстоятельств этого не произошло. К моменту зачисления в отряд космонавтов Гагарин был летчиком 3 класса с весьма скромным налетом. Высококлассным летчиком он просто не успел стать. До полета в космос Юрий Гагарин не был какой-то выдающейся личностью. А представлял из себя обыкновенного земного человека. И вот такой простой русский парень смог достичь звездных высот. Для нас, пацанов тех лет, он был непревзойденным кумиром.
Другой знаковой фигурой, имя которого в последние годы носило училище, был его выпускник Полбин Иван Семенович. Дважды герой Советского Союза, прославленный ас Великой Отечественной войны. К сожалению погиб, не дожив совсем немного до Победы.
Именно этих двоих Героев я решил «увековечить» на борту своей машины. Хотя в истории училища достаточно много славных и известных имен.
В 70-е годы я тоже был курсантом этого училища. Годы, проведенные в его стенах, навсегда остались в памяти и в определенном смысле были лучшими в жизни. К сожалению, моя лётная карьера была короткой. Подвело здоровье (сердце) и пришлось уйти в гражданскую жизнь. Но в дальнейшем я свою жизнь посвятил авиации, работал на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе.
Хотя в 1993 году училище было закрыто, выпускники и ветераны каждый год 10 августа собираются на его плацу и торжественно отмечают день рождения. А этот год особенный — юбилейный. К тому же, судя по всему, этот юбилей станет финальной точкой в истории училища. Территория и здание уже давно принадлежат православной церкви, и вряд ли уже придется собраться на плацу в торжественной обстановке.
Эта поездка вынашивалась давно, еще 8 лет назад, когда я ездил на одну из юбилейных встреч с однокашниками, зародилось желание побывать на праздновании 100-летнего юбилея училища. Да и побывать в родных местах давно пора было. Поэтому загодя постепенно начал готовиться к поездке: продумывать маршрут и что взять с собой в дорогу. Но опыт поездок уже был и многое было понятно. Да и маршрут практически был тот же, что и 8 лет назад. Ехать опять приходилось одному, хотя продумывал вариант совместной поездки со своей второй половиной. Но, к сожалению, по разным причинам осуществить это не представлялось возможным. Проблема пришла с неожиданной стороны. Короновирус. В октябре 2020 года я умудрился им переболеть и не без последствий. Всю зиму я ощущал последствия болезни на сердце. Весной постепенно самочувствие стало улучшаться. И до последнего дня до отправки в поездку стоял вопрос выбора: ехать — не ехать. И как оказалось впоследствии, не напрасно. К тому же, пришла очередная волна короновируса. Пришлось сделать прививку, возможно не зря. К тому же, на этой волне появилась угроза отмены празднования юбилея училища. В интернете развернулись нешуточные баталии по этому поводу. В общем, риски были серьезные. Но, тем не менее, подготовка к поездке не прекращалась.
На этот раз в моем распоряжении был автомобиль Хонда-Шаттл, 2016 г. в., двигатель бензиновый V1,5. Машину оракалил в тему юбилея училища.
В салоне установлен 3-камерный видеорегистратор
и перископическая система зеркал для обгона, мною доработанная, т. к. я ею пользуюсь уже 14 лет и фабричные крепления разболтались.
В машине был радар-детектор, но в этот раз он уже не использовался. Вместо него я установил на смартфон приложение «Стрелка», которое намного эффективнее и удобнее в использовании (рекомендую).
Скриншот с экрана смартфона приложения «Стрелка».
Многие современные камеры не ловятся «антирадарами», а те в свою очередь ловят много лишнего. Также установил рацию (осталась из прошлой жизни), настроенную на волну дальнобойщиков. Но она тоже не пригодилась. Сейчас навигаторы очень функциональны и многие вопросы легко решаются с помощью электронных гаджетов.
17 июля 2021 в день морской авиации я стартовал от КПП аэродрома в Западных Кневичах (это в районе аэропорта Владивостока), где в настоящее время базируется транспортная эскадрилья морской авиации ТОФ. Здесь был символический «торжественный» старт. А сама поездка началась на следующий день в 6 часов утра.
Благополучно проехал первые 300 км и сделал короткий привал на берегу небольшого озерца с лотосами в районе реки Уссури.
Слегка перекусив, тронулся дальше. После Лучегорска на границе с Хабаровским краем пообедал в кафе «Родник» .
Мне там нравится, что еду подают очень быстро. Да и само кафе расположено слегка в стороне от трассы, что способствует отдыху в спокойной обстановке у настоящего родника.
После обеда в кафе продолжил свой путь в сторону Хабаровска. В районе поселка Хор съехал с трасы к одной из проток р. Хор, где искупался. Погода стояла жаркая, было душно. Освежившись и взбодрившись, продолжил движение далее.
Хабаровск преодолел без затруднений, т. к. был воскресный день и движение было не очень плотное. В основном все возвращались в город к вечеру, домой. После Хабаровска довольно быстро добрался до Еврейской области. Солнце пошло на закат, и я начал высматривать, как в былое время, место для ночлега. Но как-то безуспешно. Попадались какие-то заброшенные гостиницы и т. п. Местные подсказали, что в Смидовиче есть гостиница. Проехал туда, нашел ее. Но она тоже оказалась заброшенной. Только зря потерял время. Поехал дальше по трассе. Уже практически стемнело. Попалась какая-то кафешка рядом с шиномонтажной мастерской в районе Биробиджана. Там на площадке стояли пара фур. Перекусил в этой кафешке, кое-как помылся в их душе (все на ладан дышит, отваливается, вода едва течет, но теплая). Дальше ехать не видел смысла. Устроил в машине спальное место. Такой вариант предусматривался заранее. Весь свой багаж сместил в одну сторону и на передние сиденья. Расстелил спальники. Подушка была припасена. Слегка приоткрыл окно, натянув припасенную марлю от гнуса. И вполне комфортно улегся. Жестковато получилось, но спать можно. Эх, зря не взял поролон, а ведь думал про него. В прошлых поездках я его успешно использовал при ночевках в палатке.
Пробег за первый день составил 870 км.
В 6 часов утра я уже был на ногах. Сон, конечно, был неполноценный с непривычки. Перекусив своими запасами, тронулся дальше. Без проблем добрался до р. Бурея. А вот и стела Москва—Владивосток, где традиционно останавливаются все путешественники.
«Отметившись», продолжил движение. Благополучно добрался до р. Томь в районе Белогорска. Съехал с трассы к берегу. Здесь отличное место для отдыха. Берег песчаный, вода теплая. Искупался.
Пообедал из рациона армейского пайка. Удобная вещь в поездке. Достаточно только разогреть. Съедобно и питательно.
Пока я плавал, пошел дождь. А в это время мой смартфон стоял на штативе возле машины и производил съемку. И видимо успел «нахлебаться» воды. В последствии у него отказал микрофон и разговаривать можно было только в режиме громкой связи. Позже, в Питере я заменил этот микрофон.
И вот я вновь на трассе. Хоть я и передохнул, но появилось ощущение усталости и неприятные ощущения на сердце. Поначалу относил это на счет неполноценного отдыха предыдущей ночи и накапливающейся усталости. Периодически останавливался, разминался. Помогало, но ненадолго. К тому же, периодически шел неслабый дождь, а затем довольно плотный туман .
Управлять машиной было довольно напряженно в таких условиях. Тем не менее, когда начало темнеть, я успешно добрался до очередного кафе, не доехав до Невера около 10 км. В гостинице были свободные только люксовые номера. Поужинав и приняв душ, опять заночевал в машине. Несмотря ни на что в этот день удалось пройти практически 1000 км.
С утра, как обычно продолжил свой путь. Проехав примерно 150 км, начал чувствовать проблемы с самочувствием. Приходилось принимать усилия, чтобы не «вырубиться». Глаза закрывались, воздуха не хватало, клонило в сон. Я чувствовал, что сердце не справляется с нагрузкой. Просто разминки и купание в водоемах не давали особого эффекта. Начал уже серьезно думать о прекращении путешествия и возвращении назад. Постепенно понял, что правильнее просто посидеть, расслабившись в полудреме, ничего не делая в откинутом кресле хотя бы полчаса. Проделав такое, я чувствовал, как из меня как будто что-то выходит. Эффект был ощутимый. Но это не означало, что я выздоровел. Состояние «больного» сохранялось всю поездку. Просто далее более внимательно прислушивался к своему состоянию. Пришлось отказаться от некоторых мероприятий и перейти к более щадящему режиму поездки. Вот такие последствия короновируса. Не исключаю вероятность, что на мое состояние также повлияла сделанная перед самой поездкой прививка.
Пока ехал до Забайкалья, в основном заправлялся на заправках «ННК», дома отдаю предпочтение им. Крайняя такая заправка находится в районе населенного пункта Уруша. Я всегда там заправляюсь до полного. Чего хватает доехать до Чернышевска. Это примерно 550 км. Но на этом отрезке пути есть другие заправки. И даже появились новые. А некоторые «старые» обновились и приняли современный вид. Кто знает о трех бочках, так их уже нет. Сейчас там современная АЗС. А вот заправки «ННК» в Забайкалье отсутствуют. А в Бурятии они опять есть.
Когда пересек границу Забайкальского края, сразу ухудшилось состояние дороги. Пожалуй, можно сказать, что за все время путешествия в этом регионе встречались наиболее недоброкачественные дороги. Справедливости ради надо отметить, что работы по их улучшению ведутся. Знаменитые «Амурские волны» заметно уменьшились и стали не такими страшными, как ранее. Также здесь увидел своеобразное ноу-хау по защите откосов на обочине в виде настилов из профлиста.
Такое встречал только здесь, в Забайкалье.
А это вид с места, где находится часовня в память депутата ГД Тена Ю. М., который внес неоценимый вклад в строительство дороги Чита — Хабаровск. Приятно было видеть, что здесь следят за порядком. Мусор убран. Даже туалет есть. Можно позвонить в колокол, что я и сделал.
Проехав Чернышевск, искупался в реке на выезде. Вода холодная, но приятно бодрит. После Чернышевска открывается красивый степной ландшафт.
Перед Читой на посту ГАИ молодой гаишник меня тормознул скорее из любопытства, увидев диковинную машину. Формально проверил документы. Я поинтересовался насчет гостиницы. Он подсказал мне один адрес. Но, когда я позвонил туда, меня не устроила цена, я решил ехать дальше. Проехав за Читу, в районе Колочного остановился без труда в придорожной гостинице. Вот такие охранники «преградили» мне путь.
Поселился один в трехместном номере со всеми удобствами (душ, туалет) всего за 800 руб.
В связи с пандемией во всех гостиницах и далее всегда селили по одному в номере. Но кое-где плату взимали за весь номер полностью. Персонал в этой гостинице был очень приветливый и внимательный. Впервые за три дня мне удалось нормально выспаться. Я остался доволен. За этот день удалось пройти порядка 950 км.
На следующий день моей целью был Улан-Удэ. Практически всю дорогу шел дождь, помноженный на дорожные ремонты. Завернул на озеро Арей. Несмотря на ненастье, народу было немало. В прибрежном лесу с обоих сторон дороги довольно большой хорошо организованный палаточный лагерь. Видно, что здесь следят за порядком. Само озеро не впечатлило. Берег неприглядный, трава и грязь. Но именно эта грязь и привлекает всех сюда. Она обладает какой-то целебной силой. Даже продается здесь же на берегу. Правда, противоположный берег на вид более привлекательный — песчаный. Смысла задерживаться на озере не было из-за «нелетной» погоды. Продолжил путь дальше.
Не удалось сфотографироваться у стелы на границе Забайкалья и Бурятии. Это фото сделано уже на обратном пути.
Бурятия поражает красотой своих пейзажей. Но в этот раз из-за плохой погоды не удалось сделать хороших фото.
Даже не получилось подняться на гору к скульптуре оленей после моста через реку Селенга, что я делал в предыдущих поездках. В Улан-Удэ поселился в уже знакомой недорогой ранее известной мне гостинице. Правда, отдых получился не ахти. Всю ночь по коридору шарахались пьяные молодые буряты, хлопали дверьми, орали.
За этот день пробег составил порядка 650 км.
С утра проехал в центр Улан-Удэ. После восьмилетней «разлуки» поприветствовал Ильича (на местном жаргоне «Голова» или «Колобок»).
Прогулялся в районе Национального театра оперы и балета.
Арка посвящена посещению Верхнеудинска (Улан-Удэ) Цесаревичем.
Из центра отправился на Лысую гору. Оттуда виден почти весь Улан-Удэ и там же находится новый дацан.
Восемь лет назад он еще был в стадии достройки. Прошел вкруговую по тропе мудрости. На золотую Буду не удалось посмотреть. Время еще было раннее и не все двери были открыты. Зашел в торговую точку и прикупил кое-какие сувениры.
Затем взял курс в сторону Баргузинского залива. Самочувствие мое было не идеальное, поэтому основная задача была спокойно передохнуть на берегу Байкала. Дорога в очень приличном состоянии, открываются завораживающие виды с перевалов. В Гремячинске выехал на берег Байкала. Погода стояла замечательная.
Вот здесь находятся ворота в Баргузинскую долину.
Здесь надо обязательно остановиться и что-нибудь положить (не бросить).
Доехал до Усть-Баргузина. Паромной переправы давно уже нет. Восемь лет назад построили мост. Теперь до КПП Национального парка дикой природы ехать считанные минуты.
Зарегистрировался и двинул в сторону Баргузинского залива. Кстати, для пенсионеров проезд в парк бесплатный. Дорога грунтовая, но в достаточно хорошем состоянии. Заметно лучше, чем восемь лет назад. За это время здесь произошли кардинальные изменения. Часть берега закрыта для посещения. Восстанавливают флору. Причем все контролируется. За нарушения предусмотрены серьезные санкции. Там, где можно останавливаться, устроены кемпинги с кострищами, столами и т. д. Установлены очень приличные туалеты и мусорные контейнеры.
Причем мусор сортируется по типам. Просто так заехать и встать не получится. Надо заранее бронировать место. В сутки это удовольствие обходится в 500 руб. Но мне удалось договориться с администрацией. Они дали добро на мое размещение рядом с ними за полцены, т. к. мне места надо было немного.
Предыдущие дни были дождливые. Вода в Байкале у берега была мутная от мусора с берега. Но, тем не менее, отдыхающие спокойно купались. Я тоже с удовольствием это сделал. Также эту воду с успехом использовали для приготовления еды, предварительно отстояв ее. Но у меня был запас в бутылях.
Ночь прошла спокойно. Вполне хорошо выспался в палатке. Днем проехал в Чивыркуйский залив. Там тоже все обновилось. Установлены кемпинги. И также места надо бронировать заранее. Поднялся по деревянной лестнице (336 ступеней) на смотровую площадку. Ее тоже обустроили. Теперь здесь выложенная из камня площадка с защитой от падений. Вид оттуда потрясающий.
Спустившись вниз, искупался. Вода здесь очень теплая и чистая.
Во второй половине дня вернулся в Баргузинский залив.
Это вид на мыс Святой нос.
Провел еще одну ночь здесь. На следующий день после обеда выехал из Баргузинского залива.
По дороге сделал несколько фото местного пейзажа. Растительность имеет довольно «корявый» вид, что обусловлено влиянием байкальского климата.
Повстречалась вот такая инсталляция.
Здесь охранная зона, где восстанавливается растительность.
Остановился на берегу Бормашевого озера .
Очень удобное место для отдыха. Берег песчаный, вода чистая и теплая, рыбалка. Но только это уже не Байкал.
Добрался до местности «Безымянка». Там протекает небольшая речка Безымянная. Перед впадением в Байкал она образует небольшой залив. Пытался несколько раз приткнуться на стоянку. Но пески не мог преодолеть. Только на 4-WD здесь это возможно. В одном месте даже сумел закопаться. Думал, что съеду с уклона по рыхлому песку. Но просчитался, сел на брюхо. Откапывался почти час. Помогли проезжающие мимо. Выдернули. Расположился неподалеку от этого места на высоком берегу «разлива» Безымянки.
К Байкалу пришлось переходить вброд. Вода в Безымянке очень холодная. Искупался в Байкале. Заночевал в палатке.
Ночью было прохладно. Пришлось утепляться.
За день проехал около 120 км.
С утра продолжил свой путь. Вот такие реальности в данной местности встречаются довольно часто.
Планировал переправиться через Селенгу на пароме в Турунтаево. Но на заправке мне подсказали, что паром не действует из-за большой воды. Пришлось возвращаться через Улан-Удэ. По дороге попался спортивный магазин. Зашел и купил еще один спальник. В дальнейшем он заметно улучшил мои ночевки в машине.
По дороге прикупил омуля трех видов: слабосоленый, горячего и холодного копчения. Сейчас вылов омуля запрещен. И продавцов вдоль дороги очень мало. Торгуют другой рыбой. Но если внушаешь доверие, то можно купить и омуля.
Пересек границу Бурятии и Иркутской области.
В районе Байкальска купил местной клубники. В этом месте особый микроклимат и клубника очень крупная, вкусная и качественная. Ее выращивают вместо картошки, т. к. последняя здесь не растет. Такой клубники я не встречал больше нигде.
В районе Утулика съехал в сторону Байкала, где расположены несколько баз отдыха. Без труда остановился на БО Иркутского авиазавода. Только здесь за все время моего путешествия потребовали справку о прививке от ковида. Разместился в отдельном доме в тишине леса всего за 620 руб.
Поужинал припасенными омулем и клубникой.
Пробег в этот день составил около 500 км.
Выспавшись, продолжил свой путь. Доехал до Култука. Раньше здесь на перевале очень бойко торговали омулем, тут же на обочине его коптили в бочках. Сейчас этого ничего нет от слова совсем. Омуль запрещено ловить. Торговцев сначала согнали к подножию перевала. А сейчас видимо сами разбежались, т. к. торговать нечем.
От знаменитого байкальского серпантина тоже практически мало чего осталось. Тех крутых спусков и разворотов на 180 градусов уже нет. Во многих местах построены новые прямые участки, где легко можно ложить стрелку.
Местность в Иркутской области очень живописная. Много сельскохозяйственных полей.
К вечеру добрался до известного многим отеля «Паллада». Здесь пришлось заплатить за двухместный номер полностью, хотя проживал в нем я один. Стоимость номера составила 1430 руб. За день проехал 700 км. Как видите, пробеги за день стали заметно меньше, чем в первые дни. Приходилось чаще останавливаться для отдыха из-за самочувствия.
На следующий день я пересек границу с Красноярским краем. В одном месте меня обогнала хорошо организованная группа байкеров. Все действия у них очень продуманные и согласованные.
Сразу увеличилось количество средств видеофиксации нарушений ПДД. До этого как-то было терпимое их количество. Причем установлены они зачастую на обочине в специальных тумбах практически на каждом километре. И эта «зараза» распространена на весь дальнейший путь. Вдобавок к камерам еще появились сидящие в кустах частники с камерами на треногах. Но приложение «Стрелка» справлялось со всей этой нечистью на ура. Главное успевать реагировать.
Также, чем ближе к Красноярску, тем плотнее становился поток фур. Вот тут особенно сильно начинаешь ощущать полезность перископической системы зеркал для обгона.
На выезде из Канска «отметился» у стелы рядом с АЗС. Практически за моей спиной находится военный аэродром, где базируются самолеты МИГ-31. На заднем фоне видны антенны локаторов.
Мост через р. Енисей.
Оставив позади Енисей, на перевале «натолкнулся» на страшное ДТП.
На ночевку остановился в придорожном отеле, не доехав до Мариинска порядка 30 км. Здесь удалось помыться в баньке. Даже слегка попарился. Баня пошла на пользу. Даже самочувствие улучшилось. Пробег в этот день составил около 800 км.
С утра, объехав Мариинск по новой объездной дороге, курс держал на Кемерово.
Через Кемерово проехал без затруднений. Хотя город можно как-то обойти, но я не стал терять время на ориентирование и поехал по навигатору.
В Кемерово привлекают внимание характерные светофоры.
Вышел на автомагистраль в сторону Новокузнецка. Хорошо обустроенная прямолинейная автострада.
На развязке свернул в сторону Ленинск-Кузнецкого на АЗС. После заправки доверился навигатору и поехал через город в сторону Барнаула. Зря я так сделал. Надо было вернуться на автомагистраль и сворачивать в районе Белово. Т. к. проехав через несколько проселков по не очень хорошему асфальту, я выехал на трассу в сторону Алтайского края практически в районе Белово.
Дорога в нормальном состоянии. Не загружена. В нескольких местах проезжал над довольно глубокими пропастями по старым мостам. Вид впечатляет.
На подъезде к Барнаулу полным ходом идет строительство автомагистрали. По объездной дороге свернул в сторону Бийска. Остановился в месте, где погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов.
Проехав Бийск, стал искать место для ночлега.
Километров через тридцать увидел рекламный щит зоны отдыха Чуйского озера и свернул с трассы. Проехал с километр по карьерной дороге и выехал на берег водоема. Въезд платный — 250 руб. Место понравилось сразу. Берег просторный, ровный. Вода чистая и теплая.
Можно поставить палатку. Есть и домики на берегу. Если надо, можно развести костер. Имеются и мангалы.
Вот координаты этого места.
Если кто любит отдых на природе, место очень удобное и уютное.
Ночевал в машине. Вдоволь накупался. Постирался. И на следующий день ближе к обеду отправился дальше.
Вообще, начиная практически с Бийска, передвигаться по Алтайскому краю и далее по республике Алтай становится очень сложно. Дело в том, что в этих краях на каждом шагу очень интересные места и множество достопримечательностей. Приходится часто останавливаться, чтобы хотя бы просто поглазеть.
Завернул в Сростки на родину Василия Макаровича Шукшина. В центре села очень красивый храм Святой Великомученицы Екатерины.
Посидел на одной лавочке с Шукшиным.
А это дом, в котором проживал Василий Макарович.
Поднялся к памятнику на гору, с которой созерцает свои родные места бронзовый Шукшин.
Посетителей к нему довольно много, причем публика очень «разномастная».
У подножия горы продаются различные сувениры, магнитики, а также мед и медовуха. Прикупил пару магнитиков и в придачу к ним местной медовухи. Медовуха, кстати, оказалась довольно качественной, позже ее достойно оценили друзья.
Добрался до республики Алтай.
Памятник путешественнику.
А вот тот самый Манжерок, о котором пела в свое время Эдита Пьеха, и через который проезжал актер Леонид Куравлев в фильме «Живет такой парень».
Добрался до Чемала. Ранее, 8 лет назад я уже бывал здесь. Вечерело. Решил просто пройтись по знакомым местам, перед тем как устраиваться на ночевку. Проехал в сторону острова Патмос. Прошел по висячему мосту до небольшой церквушки на острове.
Икона, высеченная в скале.
Минигрот за 8 лет слегка обветшал.
Поставил свечку за здравие. Оттуда прошел по «козьей тропе» к Чемальской ГЭС. Преодоление самой тропы требует определенной сноровки, ловкости и внимательности. Невозможно передать словами впечатления от видов с вершины склона, по которой проходит тропа, на р. Катунь и окружающие ее пейзажи.
В этом месте Чемал впадает в Катунь.
По реке гоняют различные лодки и сплавляются на плотах рафтингисты. В небе летают самолеты и вертолеты с туристами на борту.
В районе ГЭС масса всевозможных экстремальных развлечений, где желающие с воплями «порхают» в воздухе над рекой.
Вернувшись к стоянке, проехал вверх по течению Чемала. Весь берег заставлен палатками. Проехав километра 3-4, кое-как нашел свободное место на берегу.
Где и заночевал в машине, не забыв предварительно искупаться в холодной воде Чемала. Кстати, проблем с жильем на Алтае нет, от слова совсем. Вдоль трассы множество всевозможных кемпингов, баз отдыха, гостиниц и просто сдающихся домов и домиков на любой вкус.
Надо заметить, что на Алтае не видно никакого гнуса. По крайней мере, за оба моих посещения я от этого никак не страдал. За этот день проехал всего около 170 км.
С утра продолжил свой путь по Чуйскому тракту. Дорога в отличном состоянии. Единственный недостаток это однополосность в каждом направлении со сплошной полосой посередине. Хотя трафик не напряженный, но зачастую приходится довольно долго ловить момент для обгона.
Добрался до Семинского перевала. Высота его над уровнем моря 1700 м. Но проблем с подъемом на него не чувствуется, как и со спуском, он довольно пологий.
Конечно же, здесь идет бойкая торговля всевозможными сувенирами, местными дикоросами и т. п. Особенно поражает изобилие меда различных сортов. Впрочем, как и в Алтайском крае, так во всем Алтае. Поглазев по сторонам, поехал дальше.
Еще один из известных перевалов Алтая Чике-Таман. В отличие от Семинского, он метров на пятьсот ниже, но забираться на него «интереснее» из-за серпантина. И вид с него, на мой взгляд, намного красивее.
В верхней точке, как и положено, большая торговая площадка.
Памятник Кольке Снегиреву.
Конечно, Колька Снегирев это собирательный образ. А памятник посвящен водителям, преодолевавшим трудную дорогу Чуйский тракт. Это сейчас данная дорога имеет образцовый вид. Но изначально она была поистине дорогой жизни и смерти.
На противоположной стороне Чуйского тракта выше на склоне сохранился фрагмент старой дороги.
Там же рядом установлен памятник многострадальному Алтайскому народу.
Вот еще одна смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на реку Катунь. К сожалению, фото не передает всю красоту пейзажа.
Через несколько км не менее замечательное место, где Чуя своими грязными водами впадает в Катунь.
Отсюда яркий бирюзовый цвет Катуни становится несколько мутный.
Не доехав километров десять до Кош-Агача, остановился на ночлег на берегу Чуи. Поднялся сильный ветер и слегка накрапывал дождь. Пришлось устанавливать тент, чтобы приготовить ужин в более-менее нормальных условиях.
Заночевал опять в машине. За день пройденный путь составил 400 км.
С утра доехал до Кош-Агача.
Въехав в населенный пункт, развернулся в обратную сторону. Первоначально в планах было проехать дальше. Но из-за своего самочувствия пришлось скорректировать свои намерения. Смысл моего путешествия по Алтаю был не только познавательный, но по мере возможностей нужно было слегка передохнуть.
В Акташе повернул в сторону перевала Кату-Ярык. Дорога сразу качественно изменилась. Грунтовка сочеталась со старым асфальтом. В некоторых местах можно было двигаться и 100 км/ч. Но довольно часто приходилось ползти. Встретился интересный «кордон». Масса старой утвари на стенах построек и советских машин на «постаментах».
После Улагана километров десять дорога вообще как стиральная доска.
Там даже параллельно в поле накатана «дикая» дорога, по которой ехать ощутимо комфортнее, чем по «казенной».
По пути встречаются указатели различных баз отдыха с полным комплексом услуг, как-то: отдельные домики, баня, рыбалка и т. д. Но, естественно, сюда надо ехать на длительный срок, чтобы сполна насладиться таежным Алтаем.
Люди едут сюда на всех видах транспорта: от велосипеда до автобусов и вахтовок.
Наконец, доехал до перевала Кату-Ярык. Вид сверху на сам перевал и Чулышманскую долину впечатляет.
Там, за моей спиной, видно начало спуска в долину. Многие не решаются спускаться. Остаются наверху. Вот на этом фото из интернета видна большая часть серпантина.
На спуске практически на каждом повороте стоят машины с открытыми капотами.
Подъем дается непросто. Впрочем, спуск тоже требует напряжения и осторожности. В одном месте на склоне встретился разбитый в хлам УАЗик. Я потратил на 4 км спуска 30 минут. Вверху вдохнул, а выдохнул только внизу. Впечатленный от спуска, проехал до берега р. Чулышман.
Вот с той самой верхней точки я спустился в долину.
Остановился рядом с компанией из Новосибирска. Посидел с ними за столом у костра. Ночевал в машине. За день проехал 220 км.
Хотелось бы посмотреть все достопримечательности Чулышманской долины, такие как водопады, каменные грибы и т. д. Но график моего путешествия не позволял это сделать. Собравшись, выехал в обратный путь. Решил самостоятельно попробовать подняться по серпантину. В принципе, это возможно. На моих глазах пару пузотерок сумели это сделать, правда, не без труда. Надо закрыть глаза от страха, полный газ и со всей дури вперед. Но мне было жалко машину, да и еще надо было доехать, как минимум, до Оренбурга. Поэтому глаза не стал закрывать, а просто попробовал подняться, контролируя поведение машины. Но поднявшись до первых ям на дороге, которые скорее всего сделаны специально предприимчивыми алтайцами, начал буксовать.
Вот такая картина открывается через лобовое стекло на подъеме.
Встал. Не стал испытывать судьбу. Пошел вниз. Нашел алтайцев на УАЗе. Мне озвучили цену — тысяча. По рукам. Когда буксировочный фал был прицеплен, алтаец уточнил, что тысяча это цена до первого поворота серпантина. А всего надо буксировать как минимум три. Деваться некуда. По рукам.
Правда, буксировка была довольно аккуратная. Дальше я уже без труда поднимался самостоятельно. Самый крутой это первый пролет серпантина, ближе к подножию. Дальше вполне можно вылезти самому.
Наверху перевел дух и двинул в обратную дорогу. Эти сто км до Чуйского тракта самые «крутые» на Алтайском этапе путешествия. Но эту «крутизну» нивелировала красота природы Алтая.
Вот такие ситуации на дорогах Алтая очень типичные.
Проехав порядка 350 км, остановился на ночлег на берегу реки. Ночевал в машине.
На следующий день продолжил свой путь в сторону Новосибирска. В Бийске заехал на рынок, чтобы купить тапочки, т. к. старые начали разваливаться.
Привлекает внимание старинное здание музея Чуйского тракта на фоне современных застроек. К сожалению, посетить не смог.
К Новосибирску приближался в час пик. В сам город не заезжал, а обходил его через плотину. Только зацепил немного вечерние пробки. Выехал на трассу и километров через шестьдесят остановился в неплохой гостинице у дороги за 1500 руб. в трехместном номере.
После Алтая надо было отмыться и привести себя в порядок. За день проехал 560 км.
На следующий день просто «пролетел» порядка 880 км, останавливаясь только на прием пищи и отдых.
Дорога между Новосибирском и Омском в довольно приличном состоянии. Большие прямолинейные участки. Можно легко «ложить» стрелку. Но обилие камер на обочинах практически на каждом километре не позволяют это делать.
Омск обошел по новой объездной дороге. Раньше приходилось пробиваться через город по разбитым улицам.
На ночлег остановился в Абатском в сельской гостинице за 850 руб. Пробег за день составил 870 км.
На следующий день в Ишиме повернул в сторону Кургана. К полудню доехал до этого города, где встретился со своим однокашником.
В прошлом он командовал авиационным полком в здешних краях, основной задачей которого был поиск приземлившихся космонавтов. Ныне он довольно известный и авторитетный человек в этом городе. Пообедали в приличном заведении в центре города. Поговорили по душам, вспоминая нашу молодость и своих однокашников. Через несколько дней мы вновь встретимся в Оренбурге на юбилее училища. А я продолжил свой путь дальше.
Поехал не по федеральной трассе через Челябинск, а южнее ближе к Казахстану через Целинное до Троицка. Качество дороги, конечно, местами не очень хорошее. Много старого кривого асфальта. Но зато трасса практически пустая, нет камер контроля. Ехать можно вполне быстро. Пейзаж преимущественно степной.
Доехав до Троицка, остановился в местной гостинице всего за 600 руб. За день преодолел 700 км пути.
С утра взял курс на населенный пункт Теренсай. Там в прошлые годы располагался один из полевых аэродромов Оренбургского училища летчиков. В 1977 году мы, будучи курсантами 3 курса училища, учились летать здесь на самолетах ИЛ-28.
Погода стояла знойная. Теренсай встретил меня полным отсутствием людей на улицах. Все прятались от жары по домам. Медленно проезжал по сельской улице в надежде кого-нибудь увидеть. Около одного из домов увидел пожилого мужчину. Подъехал. Познакомились. Он оказался старожилом и охотно вызвался мне показать все «достопримечательности» относительно бывшего аэродрома. Сначала мы проехали к памятнику, где погибли два летчика-инструктора, при падении самолета Л-29. Этот человек видел своими глазами как падал самолет.
Одного из погибших, майора Липатова, я знал. В 1976 году, когда мы на втором курсе летали на самолетах Л-29, он был в нашей эскадрилье начинающим летчиком-инструктором только что окончившим училище, в звании лейтенанта. Здесь, в Теренсае он с молодым лейтенантом отрабатывали посадку с отказавшим двигателем. При заходе на посадку теряли высоту скольжением. Прием в общем-то отработанный. Но что-то пошло не так. Режим полета близкий к критическому. Да и роза ветров там всегда была поперек полосы. Они свалились в штопор с высоты около 900 метров. Шансов вывести самолет в горизонтальный полет практически не было. Если бы на этом самолете стояли современные катапультные кресла, типа К-36, как на Су-27, то вероятность спасения была бы более высокая. А на Л-29 кресла были еще первых поколений. Спасти могло только чудо. Само место падения находилось несколько ниже памятника. Но там его установить было нельзя, условия неподходящие. Мы проехали и туда.
Затем мой «экскурсовод» показал мне, как проехать к месту, где располагался наш аэродром. Я его отвез домой. Там мы пообедали. Поговорили о прошлом и настоящем.
Попрощавшись с ним и его супругой, я поехал искать летное поле бывшего аэродрома.
Съехав с трассы в степь, хотел найти бывшую взлетную полосу и проехать по ней. Но все заросло травой и ориентиров никаких не было. По памяти выехал примерно туда, где она должна была быть. С этой ВПП я когда-то, двадцатилетним пацаном, поднял в воздух настоящий боевой самолет ИЛ-28. Вот на фото тех лет я после первого самостоятельного полета вручаю штурману вылетные папиросы.
С переполняющими меня чувствами и осторожностью я передвигался по летному полю. В траве прятались камни и прочие предметы. Несколько раз даже наехал на них, но благополучно. Подъехал к месту, где располагался наш лагерь. От него практически ничего не осталось, только развалины фундаментов и кое-где через траву пробивались бывшие асфальтовые дорожки. Мой новый знакомый рассказал, что, когда стало известно о ликвидации училища, местные в три дня все здесь разобрали до последней доски. Со стороны место расположения лагеря можно узнать только по нескольким небольшим деревцам в степи. Вон там, за моей спиной они видны.
А во времена нашего бытия здесь все выглядело так.
Побродив по развалинам, поехал в сторону трассы. Двигался не быстро. И вдруг машина подпрыгнула, а затем под днищем прогрохотал камень.
Я его зацепил изгибом выхлопной трубы на выходе из двигателя. Камень был в диаметре около 30 см. Он торчал наполовину из земли, и я его вывернул оттуда. После он уже прокатился под днищем. Осмотрел машину. Ничего не пробил. Но выхлопную трубу подмял, и она стала задевать за кузов. Появился неприятный звук. Выехал на трассу и вернулся к моим знакомым. Там у них в гараже на яме с помощью фала и лома отогнул трубу. Серьезных повреждений не увидел. Кроме подмятой трубы были небольшие повреждения пластиковой защиты. Отблагодарив хозяина гаража, продолжил свой путь. Поехал через Адамовку в сторону поселка Карабутак к месту, где погиб в 1967 году космонавт Комаров. От Теренсая до того места по прямой километров 30. Но мне посоветовали, что лучше ехать по хорошей дороге через Адамовку, хоть путь и в два раза длиннее. Это место буквально в паре км от Карабутака. Многие местные видели своими глазами эту трагедию. Космический аппарат вполне мог приземлиться и на сам поселок.
В прошлом на этом месте был другой памятник, установленный местной воинской частью. А этот, современный местные вандалы пытались похитить на металлолом. Им даже удалось его свалить с пьедестала. Но все было восстановлено. Да, еще посетила такая мысль, что здесь, при определенном стечении обстоятельств, мог оказаться памятник Юрию Гагарину, т. к. он был дублером Комарова в том трагическом полете. Когда это случилось, Гагарин понял, что он еще долго не полетит в космос.
Почтив память славного сына Отечества, продолжил свой путь.
Доехав до Орска, остановился в неплохой гостинице «Эдем» за 1000 руб.
За этот день удалось проехать 550 км.
С утра отправился к аэродрому «Сокол», который находится на окраине Орска. В прошлом там находился учебный полк и учебно-летный отдел нашего училища. Здесь мы прошли теоретическое обучение на третьем курсе. Также первые полеты на самолете ИЛ-28 до перебазирования в Теренсай производились с ВПП этого аэродрома. Сейчас от военного городка остались одни развалины. Чудом уцелела только кирпичная труба котельной.
Вот это бывший клуб.
Выехал на летное поле. Подъездные дороги заросли кустарником, но проехать можно. Рулежки частично разграблены (сняты плиты). Большая часть ВПП сохранилась.
В случае чего возможны взлет и посадка. Произвел пробежку на машине по взлетной полосе из конца в конец. Эх, сейчас бы взять штурвал на себя…
Выехав с аэродрома, взял курс на Оренбург. По пути заехал в автомагазин, чтобы купить лампочки в противотуманки, т. к. одна перегорела. Затем тут же завернул на АЗС. По привычке оплатил за 30 литров бензина, т. к. топливомер показывал три деления. Должно влезть. Выхожу из здания заправки, а заправщик залил только 20 литров и больше не влезает. Сразу понял, что это последствия вчерашнего наезда на камень. Первая мысль, что погнул бак. Но он у моей машины пластиковый и внешних повреждений на нем я не заметил. Только следы касания камня и небольшой порыв пластиковой защиты. Но тем не менее бак стал вмещать топлива на десять литров меньше. Позже, в Питере я залез в бак. Вытащил блок топливомера с насосом. Вся система держалась на подпружиненных направляющих. И при ударе о камень дно бака прогнулось и весь блок застрял в верхнем положении зацепившись стопорными шайбами за край корпуса. После «ремонта» все заработало как надо и бак стал опять вмещать нужное количество топлива.
К вечеру уже был в Оренбурге, где меня с нетерпением ждал мой однокашник.
За день преодолел 330 км.
Первые два дня в Оренбурге посвятил общению с родными людьми моей супруги. Также прогулялся немного по городу в основном в районе набережной реки Урал. В здании, где в прошлом располагался штаб училища, а еще ранее находилось летное училище, которое закончил Ю. А. Гагарин, наконец-то ведутся какие- работы. Ранее оно было совсем заброшенное и стремительно разрушалось. Сейчас вроде там решили устроить гостиницу. Ну это все-таки лучше, чем полное разрушение. Остается надеяться, что все-таки как-нибудь увековечат память о первом космонавте планеты, учившимся в этих стенах.
Мост через р. Урал, по которому легко перейти из Европы в Азию и обратно. Восемь лет назад перила моста были все украшены замками, навешанными новобрачными. Сейчас от них не осталось никакого следа.
Идет реставрация детской железной дороги.
Удалось выехать к памятнику Чкалову и «отметиться» там.
А это здание, в котором в прошлом располагался учебно-летный отдел (УЛО) летного училища. Увы, в настоящее время в нем располагается духовная семинария, о чем свидетельствует православный крест на крыше здания.
Проехал в район н. п. Пугачи. В прошлом там располагался учебный полк училища. Здесь мы совершали свои первые полеты на самолете первоначального обучения Л-29. Ныне один из них установлен на пьедестале в районе КПП, где сейчас базируется полк транспортной авиации.
10 августа заранее с утра выехал на КПП, где в прошлом находился УЛО. К нему постепенно стягивались выпускники и ветераны училища на торжественное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею.
Настроение было приподнятое, чувства переполняли душу. Местные СМИ уже были в курсе моего вояжа. Заранее была договоренность с местным каналом ТВ, и они уже ждали меня, чтобы взять интервью.
К назначенному часу на плацу выстроились выпускники училища разных лет.
Однокашники.
На трибуне разместились первые лица Оренбуржья, начиная с губернатора области и заканчивая офицерами бывшего командования училища.
А вот те самые девчонки, которые в наши курсантские годы бегали к нам на танцы и на свидания. А в последствии стали нашими спутницами в далеких гарнизонах.
Конечно, ковидные ограничения внесли корректировку в программу праздника. К сожалению, не смогли присутствовать летчики-космонавты, в прошлом выпускники училища, а также другие почетные и заслуженные люди, имеющие отношение к нему. Но тем не менее праздник удался. Чувствовалось, что не только бывшие курсанты, но и все присутствующие здесь испытывали непередаваемые эмоции. (https://ok.ru/video/336093865834)
В небе всех участников торжества приветствовали летчики полка транспортной авиации на самолетах Ил-76, базирующиеся на бывшем аэродроме училища в Оренбурге.
А на земле артисты местной филармонии устроили хороший концерт.
После окончания торжественной части праздника на территории училища, празднования переместились в местные кафе и рестораны. Первоначально планировалось устроить банкет в ДК «Газовик». Но из-за ковида отмечать юбилей пришлось каждому году выпуска индивидуально.
Погода стояла жаркая и было душно. Впоследствии нагрузка от всего этого мероприятия заметно сказалась на моем самочувствии.
На следующий день прогулялся немного по городу.
Попрощался с однокашниками и близкими. Вечером собрался в обратный путь.
С утра, взяв в попутчики двоих своих однокашников, отправился в сторону Казани.
По пути остановились, чтобы у встречных узнать о заправках впереди, т. к. топливомер показывал остаток примерно на 50 км. А бак, как я писал ранее, у меня стал «вмещать» на 10 литров меньше топлива. И думали, что может вернуться назад к АЗС, которую проехали ранее. Один дальнобойщик сказал, что до ближайшей заправки около 40 км. Тут вдруг тормозит авто с номерами из Калининграда. Из него вышли такие же выпускники нашего училища, которые возвращались из Оренбурга.
Встреча в пути.
На всякий случай они сопроводили нас до АЗС.
В Альметьевске один из однокашников вышел. Он родом из этих мест, и здесь у него проживали родные. Со вторым мы доехали до Казани, на подъезде к которой нас встретил еще один однокашник.
Передав своего попутчика своему однокашнику, я поехал в Казань к своему летчику-инструктору, который до последнего времени работал на местном авиазаводе летчиком-испытателем. В этот день путь составил 720 км.
Хотелось посмотреть на достопримечательности Казани, но самочувствие было не очень. Поэтому на следующий день мы проехали на дачу к инструктору в Мари Эл, где провели день на природе.
С утра отправился в сторону Москвы. По мере приближения к столице на трассе бросается в глаза «московская» манера обгона. Тебя на скорости опережают, выравнивают скорость и резко вклиниваются между машинами несмотря на дистанцию, даже если ее практически нет. Вообще обстановка на дороге в Московском регионе на меня произвела очень негативное впечатление. Хотя в других регионах тоже хватает всяких «чудаков». Но здесь вся атмосфера вызывает неприятие.
На подъезде к столице навигатор вывел меня на платный участок ЦКАДа. Можно было проехать и другой дорогой. Но мне было просто интересно посмотреть, т. к. эта дорога только недавно запущена в эксплуатацию. Трасса не загружена. На въезде нет никаких шлагбаумов и контролеров. Все фиксируется автоматически. Впоследствии мне пришел счет на госуслуги (150 руб.), который я легко оплатил.
В районе г. Железнодорожный в одном из коттеджных поселков меня ждал однокашник.
Остановился у него до утра. Когда-то в Теренсае мы летали в одной эскадрилье. За день одолел 730 км.
Утром, попрощавшись с ним, проехал в соседний поселок Полтево к своему однокласснику.
Встреча была недолгой, часа полтора, т. к. мне надо было ехать дальше в сторону Пскова. На выезде из Железнодорожного я почувствовал довольно резкое ухудшение самочувствия. Поэтому в пути приходилось часто и надолго останавливаться для отдыха.
Восемь лет назад я уже проезжал по этой трассе. Во время войны в этих местах происходили страшные бои с врагом. Вдоль дороги часто встречаются информационные щиты в память о тех событиях.
В одном месте на ходу боковым зрением выхватил упоминание о 31 Армии, в которой воевал мой отец. Но на скорости пролетел мимо. А разворачиваться было далеко, мешала сплошная линия. Сожалею, надо было остановиться. В районе Ржева сделал остановку на новом мемориале.
Полностью все осмотреть не мог, время не хватало. Надо было до темноты доехать до Новоржева, где в одной из деревень мой племянник строит дом. В районе Великих Лук свернул с трассы. В одном месте увидел указатель на мемориал, посвященный подвигу Александра Матросова (кстати, в интернете можно найти интересную информацию о том, как это все произошло и кто на самом деле был Александр Матросов). Со школьных лет воспитывался на этом подвиге, а где это все происходило, узнал только сейчас. Но заехать туда не смог. Уже начинало темнеть.
На место прибыл уже в темноте. За день проехал 670 км.
В деревне порядка десяти домов. И что удивительно, многие жители из Санкт-Петербурга. А это почти 500 км от него. Но зато тишина и покой. Никакой суеты и автомобильных пробок. Даже сотовая связь с трудом осуществляется. А на озере плавают лебеди. Умиротворение.
После обеда мы выдвинулись оттуда. Племянник в Питер, а я в Псков к двоюродной сестре. Проезжал через Пушкинские Горы, где родовое гнездо А. С. Пушкина. Изначально было в планах посетить это место. Но самочувствие не позволило это сделать. В районе г. Остров свернул с трассы к мемориалу (900 м от дороги), где погиб морской летчик №1 генерал-майор Апакидзе.
Место, где произошла трагедия.
Появился обелиск с портретами погибших на вертолете в Сирии.
Восемь лет назад этого не было. Непонятно, почему решили установить именно здесь. Конечно, ребята достойны, чтобы увековечить их память, но, мне кажется, не здесь, а в другом месте. А это место, где оборвалась жизнь палубного летчика Тимура Апакидзе, и мемориал посвящен именно этому событию.
К вечеру прибыл в Псков, преодолев в этот день около 180 км.
На следующий день ограничился поездкой в Ионно-Богословский Крыпецкий монастырь.
Там искупался в святом источнике. Говорят, что он обладает огромной целительной силой. Думаю, что мне это пошло на пользу.
Вернувшись из монастыря, заехал в крепость Пскова, где прикупил кое-какие сувениры.
Планировал ранее проехать в Изборск. Но пришлось отказаться. Во второй половине дня отправился в Санкт-Петербург.
Пересек Питер из конца в конец по ЗСД (Западный скоростной диаметр). Проезд платный. Не дешево. Если пользоваться постоянно, лучше использовать транспондер.
К вечеру уже был на месте. За этот день проехал 370 км.
Питер, в прошлом Ленинград, знаком мне еще со школьных лет. Здесь до сих пор проживают мои близкие родственники. Тут я провел годы учебы. Много друзей и знакомых. Но, как бы ни хотелось, со всеми пообщаться не получилось.
На следующий день проехал в район Невской Дубровки к своему однокашнику по училищу, хотя мы уже виделись в Оренбурге на юбилее.
Пообщавшись с ним, далее навестил вдову моего однокашника и передал ей подарок в память о юбилее училища.
Затем доехал до своих друзей, с которыми ранее проживал в одном доме в Комсомольске-на-Амуре и работал с ними в одном цехе на авиационном заводе.
На следующий день навестил моего близкого родственника. Были попытки еще с кем-нибудь встретиться. Но не получалось состыковаться по времени из-за их работы. Во второй половине дня выехал в Приозерский район на мою родину.
Добрался до Приозерска.
Приозерск, в прошлом финский город Кегсгольм, знаком мне с детства. Он имеет очень древнюю историю. Известен своей старинной крепостью Корела, в которой в свое время содержалась семья Емельяна Пугачева до конца своих дней.
Много и других интересных исторических фактов.
Сам город небольшой, численность населения около 25 тыс. человек. Но довольно уютный, тихий и спокойный. С одной стороны он упирается в берег Ладоги, а с другой в озеро, входящее в Вуоксинскою систему. В этом городе я пошел в школу в первый класс, где проучился два с половиной года.
В районе крепости много диких, но практически ручных уток. Людей совсем не боятся, пищу берут прямо из рук.
Остановился у своего двоюродного брата.
Пробег за день составил 210 км.
На следующий день с утра проехал на местное кладбище, где покоятся мои родители и другие родственники. Навел порядок, убрал мусор.
Затем отправился в н. п. Заветное, где провел свое детство с рождения и до десятилетнего возраста. По пути завернул к небольшой церквушке, построенной на маленьком островке р. Вуокса в районе деревни Васильево.
Храм Андрея Первозванного вызывает большой интерес у многих своей необычностью. Занесен в книгу рекордов, как единственный в мире построенный на островке на естественном фундаменте, выступающем из воды. Вызывает много споров по поводу соответствия церковным канонам. Сейчас к нему построили мост, который по мнению многих очень портит внешнее восприятие.
Оттуда доехал до Заветного. Раньше здесь был пионерский лагерь Ленинградского завода «Полиграфмаш». Отсюда второе название н. п. Линотип. В этом лагере работали мои родители. Лагерь и сейчас существует, но в другом обличье. Ныне здесь частная территория в виде базы отдыха. Все очень сильно изменилось. Бывший финский дом, в котором жила наша семья, уже не существует.
Вот я стою на месте, где был дом. Все вокруг заросло деревьями. Вон там за моей спиной раньше было поле, где отец косил сено. Пообщался с местными жителями, которые поселились здесь намного позже нас. Но тем не менее вспомнили очень многих известных друг другу людей и как все здесь было раньше.
По возвращению отсюда заехал к двоюродной сестре в поселке Севостьяново. Но общаться пришлось на расстоянии, т. к. она болела ковидом. Вообще ситуация с этим заболеванием в тот момент в этом регионе была довольно напряженная. Кстати, в этих местах происходили съемки популярного фильма «Особенности национальной охоты». А муж моей сестры, будучи в то время директором совхоза, сотрудничал со съемочной группой фильма. Но с тех пор утекло много воды, фильм стал очень популярным, а совхоз прекратил свое существование.
Пообщавшись с сестрой, поехал в поселок Кузнечное, где в последствии проживала наша семья, и где я продолжил обучение в местной школе. Остановился у своего школьного друга.
За день накрутил 120 км.
На следующий день вместе с одноклассником провели ТО автомобиля, поменяли масло в двигателе. Затем я продолжил прогулку по родным краям.
Вот в этом месте заканчивается Ленинградская область и начинается республика Карелия. В паре км отсюда находится озеро Окунево, на котором я провел свои юные годы. Погода стояла дождливая, было прохладно. Но не искупаться я не мог, тянуло в воду как магнитом.
Проехался по поселку. Людей на улицах практически не было из-за дождя. На месте, где стояла школа, которую я закончил в 1974 году, стоит новая современная, построенная в 2013 году.
Вообще все очень сильно изменилось. Приятно был удивлен, что моя одноклассница вместе со своей дочерью организовали местный музей, который вызывает огромный интерес у туристов.
Вот это здание было перевезено с другого места, где оно находилось в полуразрушенном состоянии. Было восстановлено по найденным чертежам в финском архиве. Сейчас в нем собрано множество старинных артефактов. Даже найдено старинное обрядовое захоронение 11 века. А все началось с найденного в огороде финского оловянного солдатика. А мы в детстве в этом месте играли в войнушку и даже подумать не могли о тех исторических событиях, которые происходили здесь в давние времена. Хотя музей еще находится в стадии становления, поток туристов сюда не иссякает. При мне приехали два больших автобуса.
Вечером навестил еще одного одноклассника.
На следующий день отправился в Приозерск. Сейчас в этом месте построили новую современную дорогу, взорвав гранитные скалы на пути. Поэтому 15 км до Приозерска пролетаешь за пять минут.
Здесь многое напоминает о прошедшей войне.
В Приозерске вновь посетил кладбище. Привел в порядок оградку, покрасил. Всего сделать не получилось. Надо было возвращаться в Питер.
За день проехал 180 км.
На следующий день поехал в аэропорт встречать своего сына с семьей. У него был отпуск, и по дороге на юг на недельку завернули в Питер.
На подъезде к аэропорту остановился на обочине в ожидании прилета самолета, где стояло много машин, т. к. ожидание в зоне прилета платное. Позже, уже дома на госуслуги мне прилетел штраф с паркона за стоянку в запрещенном месте. Хотя я и был в курсе этой темы. Но тогда почему-то все вылетело из головы. В принципе этого можно было избежать, например, открыть багажник или менять место стоянки примерно каждые пять минут. Зато приобрел опыт. А штраф потом оплатил онлайн с 50% скидкой.
Успешно встретил сына с внуком и невесткой.
На другой день начал показывать им Петербург.
Храм Спас на крови.
Вид на Дворцовую площадь с колоннады Исаакиевского собора.
Медный всадник.
Пообщался с Императрицей на Дворцовой площади.
На другой день посетили Петергоф.
Заехали в Кронштадт.
Морской собор.
Первоначально передвигались по Питеру на машине. Но в центре затруднительно припарковаться. И в часы пик много времени уходит на стояние в пробках. Поэтому более рационально доехать до ближайшего метро.
Как правило, рядом с ним много парковок. Есть еще хорошая альтернатива, кому удобно — электросамокат. В Питере этот сервис очень хорошо развит.
Петропавловская крепость.
Погода стояла преимущественно пасмурная. Но, наверное, это было и лучше, чем в жару бродить по городу. А лето в этом году было очень жаркое.
Прокатились на экскурсионных катерах по Неве и каналам.
Посетили шоу-музей «Гранд-Макет Россия». На макете представлена модель повседневной российской действительности, реализованной через множество минисюжетов. Житейские ситуации демонстрируют различные виды человеческой деятельности: труд, отдых, спорт, учёба, военная служба, дачная жизнь, путешествия, массовые гуляния и даже попытка побега из мест лишения свободы.
Наземный транспорт представлен легковыми и грузовыми автомобилями разных типов: трамваями, автобусами, железнодорожными поездами, образцами сельскохозяйственной, строительной и военной техники. У посетителей есть возможность самостоятельно запускать движение на макете благодаря интерактивным кнопкам, расположенным по периметру макета. Каждые 13 минут над макетом постепенно происходит смена дня и ночи.
Пожалуй, нет смысла описывать все, что мы посетили. Кроме осмотра достопримечательностей были и другие мероприятия: общение с родственниками, дни рождения, посещение кладбища, где покоятся близкие и т. д.
Первого сентября проводил семью сына в аэропорт.
Они полетели в Краснодарский край отдыхать дальше. А я начал готовиться в обратную дорогу. Все предыдущие дни были в основном на ногах. Это заметно сказалось на моем самочувствии. Поэтому все задуманные мероприятия пришлось отменить. Даже думал о возможности продажи машины здесь или отправить ее автовозом, а самому лететь самолетом. В течение трех дней в основном отдыхал. Совершил только спокойную прогулку по Невскому проспекту.
В воскресенье пятого сентября в 6 часов утра выехал из Петербурга. Город еще спал. Без остановок, практически по пустому городу проехал из конца в конец на Мурманское шоссе. Далее в сторону Вологды.
Развязка в районе Тихвина.
Добрался до Вологодской области.
Прогулялся по Вологодскому лесу.
Под ногами мягкий мох, сосновый воздух. Попадаются грибы. Сорвал несколько ягод. Передохнув, продолжил свой путь. Всю последующую дорогу подобные длительные остановки по 2-3 часа из-за самочувствия приходилось делать постоянно.
Вологду обошел по новой объездной дороге.
В прошлый раз ехал через Любим, Буй и далее на Шарью. Но дорога в тех местах была не ахти. Поэтому не стал рисковать. Решил двигаться через Ярославль на Кострому. Когда стало темнеть, начал искать место для ночевки. Свернул с трассы в Данилов. Думал, там найти гостиницу. Зря я так сделал. Город произвел удручающее впечатление. Дорог практически нет от слова совсем. Еле выбрался оттуда. Правда, через пару км остановился в неплохой придорожной гостинице рядом с АЗС в районе Ростилово в одноместном номере за 800 руб. За день преодолел 780 км.
С утра продолжил свой путь. Выехал в сторону Ярославля.
На мосту через Волгу проскочил нужный съезд.
Пришлось потолкаться в утренних пробках.
Кострому проехал без остановки.
В Костромской области на довольно протяженном участке было очень много поваленных деревьев. Многие из них лежали на проезжей части.
Судя по всему, не так давно был сильный ураган.
В прошлом между Костромской и Кировской областями дорога во многих местах была как после бомбежки. Сейчас ситуация заметно улучшилась. Должен отметить, что и дальше идёт масштабное строительство и ремонт дорог. Во многих местах уже построены большие участки автомагистрали, которая в будущем протянется до Новосибирска.
В Кирове меня ждал однокашник, с которым мы ранее виделись в Оренбурге на юбилее училища.
В Киров прибыл уже в темноте. За день проехал 770 км.
На следующий день в основном находился в движении, с остановками на отдых.
Пермь объехал по объездной дороге.
В Пермском крае остановился в гостинице в районе Кукуштана в номере за 1200 руб. Гостиница понравилась. За день удалось проехать всего 540 км.
Проснувшись, продолжил движение. На въезде в Екатеринбург остановился перекусить.
Город объехал стороной.
Тюмень проезжал уже в сумерках по окраине. Со стороны город впечатляет.
На ночлег остановился в гостинице в районе н. п. Винзили Тюменской области. Номер обошелся в 800 руб. Преодолеть удалось 650 км.
Несколько моментов по дороге от Тюмени до Омска.
Встретилась вот такая «гибридная» машинка.
Сибирские просторы.
Встречаются участки сухостоя на болотах.
21 век в Сибири.
Фура разлеглась.
В этих местах осень уже начала вступать в свои права. И по-осеннему прохладно и дождливо.
Омск обошел стороной.
На ночлег остановился в придорожной гостинице за Омском.
Пробег за день составил 610 км.
Очередной участок пути до Новосибирска ничем особенным не выделялся. Город встретил своими пробками.
В Новосибирске меня встречал однокашник. Ныне он директор одного из научных предприятий в Новосибирском академгородке.
За день проехал 620 км.
С утра продолжил свой путь. Предварительно планировал ехать в Томск к летчику-инструктору из нашей эскадрильи. Но не срослось. Выехал в сторону Кольцова, чтобы не пробиваться через весь город по пробкам. Дорога, конечно, не идеальная, но вполне проходимая. Правда, довольно много камер контроля с ограничением 70 км/ч. Хотя условия позволяют ехать значительно быстрее. В одном месте попал в очень сильный ливень. Максимально с трудом можно было ехать км 30 в час.
Доехал до аэродрома Танай — центр парашютного спорта. Здесь проводятся международные соревнования по парашютному спорту. Хорошо организованное место с целой инфраструктурой: кафе, домики, бассейн и т. д.
Около трассы великолепная экспозиция авиационной техники и другие военные экспонаты.
Пообедал в кафе. Прогулялся по территории. Опять попал под дождь. Пока дошел до машины промок насквозь.
Вновь пришлось ехать через весь Кемерово. Хотел объехать стороной, но где-то свернул не туда.
За Мариинском остановился в придорожном кемпинге в районе Первомайского, где ночевал по дороге в июле. Было холодно. В номере батареи жарили от местной котельной на всю мощь. Было очень душно. Пробовал открывать окно. Но на улице рядом стояли фуры с работающими двигателями. Как говорится, не фонтан. Закрыл батарею одеялом. Но малоэффективно. Хорошо, что ночью отопление отключили. В общем отдохнуть нормально не получилось.
За день проехал всего 430 км.
Следующий день прошел в движении на восток. Осень все сильнее проявляла себя.
Проехал Красноярск, Канск. Ночевать остановился в очередной придорожной гостинице в районе Нижнего Ингаша за 700 руб. Пробег за день составил около 620 км.
Очередной день опять двигался на восток в сторону Иркутска.
В Иркутской области на одной из АЗС порадовала глаз вот такая композиция.
Ночевать также остановился в придорожной гостинице в районе н. п. Шаманаево в номере за 600 руб. Пробег за день составил 600 км.
Следующий день продолжил в том же духе. Движение на восток. Вот такой красивый храм стоит прямо на пути в п. Тельма Иркутской области. Мне он памятен тем, что в нем когда-то приняли обряд крещения мои сыновья.
В районе Утулика попытался выехать на берег Байкала. Но безуспешно. Ранее шли интенсивные дожди. Да и в этот момент дождь продолжался. Все подъезды к берегу были затоплены. Продолжил путь дальше. Улан-Удэ проходил уже в сумерках. Так и не удалось в этот раз подняться на гору у моста через Селенгу, где установлены олени. Не получалось найти место в гостиницах. Где планировал, гостиница перестала существовать. В других не было мест. Вообще в этих краях и дальше начались проблемы с поиском места для ночлега. Пришлось ехать в сплошной темноте порядка двухсот км. Остановился в районе Мухоршибиря в какой-то убогой кафешке, на чердаке которой была оборудована гостиница. Правда, кровать большая. Вымотался. Упал без сил.
Вот за такое удовольствие я отвалил 900 руб.
За день одолел 650 км.
Очередной день порадовал хорошей погодой. За окном автомобиля мелькали красивые осенние пейзажи.
Особенно в Забайкальском крае все было в золоте.
Всю дорогу от Питера погода была в основном дождливая и довольно холодная. Днем температура максимум доходила до 8 градусов тепла.
А в этих краях становилось заметно теплее.
За Читой остановился у памятной стелы, посвященной жертвам репрессий. Рядом в лесу находятся массовые захоронения «врагов народа», расстрелянных в то время.
В этот раз не удалось найти место для ночлега. Заночевал около кафе в машине рядом с дальнобойщиками. Ночью температура опускалась до -1.
Но в машине было терпимо. За день проехал 690 км.
В Забайкалье цивилизации практически не видно. Такое ощущение, что ты один на дороге. Встречаются редкие населенные пункты.
Музей советской сельхозтехники под открытым небом.
Но тем не менее места для отдыха имеют приличный вид и содержатся в порядке, хоть и расположены в далеко нелюдных местах.
В Амурскую область въезжал уже под вечер.
Вновь не получилось с ночлегом. Долго пришлось ехать в темноте, пока добрался до Большого Невера. Опять заночевал в машине около кафе, где ночевал по дороге в июле. За день проехал 770 км.
Амурская область порадовала хорошей погодой. В районе Шимановска остановился в кафе на обед. Когда вышел из кафе, на улице увидел автомобиль с иностранными номерами. По разговору понял, что это французы. Хотел познакомиться, но не успел, т. к. им с трассы махали еще двое на мотоциклах. И они тут же тронулись в путь.
В одном месте прошел легкий дождь и в небе расцвела двойная радуга прямо по курсу.
На ночлег остановился в гостинице на въезде в Новобурейск в номере за 1200 руб. Пробег за день составил 660 км.
На следующий день доехал до Еврейской области.
В этих местах еще все было по-летнему. Осень осталась позади.
Во второй половине дня пересек р. Амур через Хабаровский мост. До дома оставалось совсем немного, менее 800 км. Останавливался только на отдых и для приема пищи. Уже очень сильно сказывалась усталость и плохое самочувствие. В темноте, когда пересек границу Хабаровского края, остановился на ночлег у кафе «Родник», не доезжая до Лучегорска около 20 км.
До дома оставалось около 500 км. Пробег за день составил 720 км.
На следующий день вышел на «финишную прямую». Но все равно пришлось периодически останавливаться на отдых. Погода стояла летняя, до 25 градусов тепла. К 15 часам дня добрался до Владивостока.
Поездка закончилась. Прошло ровно два месяца с момента моего старта отсюда. Конечно, не все задуманное удалось сделать. Но основную задачу я выполнил. По пути много было встреч и общений. Людей привлекала машина своим внешним видом. Подходили, интересовались, фотографировались. Свое зернышко в историю Оренбургского училища летчиков я несомненно внес. Думаю, что на очередном витке истории это даст свои всходы. И, как выразился один из моих однокашников, мне удалось «сделать никем и никогда неповторимое».
А поэтому: БУДЕМ ЖИТЬ!
Машина показала себя очень хорошо. Ни одного отказа. Даже ни одно колесо не спустило.
Итоги:
Хочу сказать отдельное спасибо всем, кто оказал мне финансовую и материальную помощь. Год был сложный. С самого начала поездка была под большим вопросом. Без помощи я ее однозначно не осуществил бы.
Конечно, я очень сильно рисковал из-за состояния здоровья, отправляясь в дорогу в одиночку. Многие назовут это безрассудством. Но все, слава Богу, закончилось благополучно. Это можно сравнить с первым прыжком с парашютом, когда идешь по полю, неся на руках парашют, не чувствуя его вес. Кажется, что горы можешь свернуть. Осознаешь, что ты это смог. И вот, кто-то сказал, что именно в такие моменты приходит понимание счастья.
P.S. Для тех, кто в теме. Очень заметно оживился автоперегон. Много груженых автовозов. Восемь лет назад половина перегоняемых авто были «корейцы». Сейчас только «японки».