|
Бежит, бежит дорога,
Блуждая средь полей;
Уводит от порога
Детей и королей,
Ведет на земли Юга,
За окоем лесов,
Где госпожа Фортуна
Вращает колесо.
Еще один рассказ о небольшом пути по дорогам Алтая. Крайняя рабочая командировка закончена и вот, за сменой жизненных декораций, пришел момент снять еще не запылившийся фотоальбом с полки и, пересмотрев кадры хроники дорог Алтая, рассказать интересующимся читателям, еще о двух зимних поездках конца 2015 и начала 2016 годов (к сожалению, все фотографии сделаны на телефон).
Краткая история моих поездок в Алтай теперь хранится где-то на жестких дисках Дрома, в недрах моего компьютера и в памяти тех людей, которые разделили эти поездки со мной. Для желающих приобщиться к моим Алтайским тропам эти адреса: https://travel.drom.ru/38540/, https://travel.drom.ru/35835/, https://travel.drom.ru/31540/, https://travel.drom.ru/29424/.
Что нами движет когда мы отправляемся в дорогу: ну давай куда-нибудь уже съездим, жажда новых впечатлений, вожделение самой дороги, реперный флажок достижения отметки, сокровенные желания соприкоснуться с историей старой или новой, восхождение над самим собой? Немного перефразирую классику: «У каждого мгновенья свой резон, своя судьба, своя отметина».
Часть первая: Омск — Бийск — Белокуриха — «Лесная Сказка»
Так вот, возвращаясь к поездке в Белокуриху поздней осенью 2015 года, после неудачного штурма подъема на Калине, идея добраться в «Лесную сказку» не пропала, а наоборот укрепилась и в конце 2015 воплотилась в вылазку по направлению — Белокуриха — «Лесная сказка». Правда, после посещения источника «Дуняшкин ключ» у подножия Церковки нашу машину пришлось оставить на стоянке и отправиться покорять подъем на более подготовленном автомобиле.
Отвечая на рецензии читателей Дрома, я уже рапортовал о прохождении не взятого осенью перевала: «Добавлю еще немного личных впечатлений о Белокурихе. Нам все-таки удалось прорваться через непреодолимый подъем к «Лесной сказке» с помощью джипов, предоставляемых для доставки таких, как мы, к месту. В «Лесную сказку» можно добраться от санатория «Россия», договорившись о интересующей Вас программе с представителями «Центр туризма». Рекомендую всем! Свою семью свожу сюда обязательно. Не реклама — фотографии на заставке здесь хорошие: http://www.ct22.ru/habitation/kotte...». Теперь вот повторюсь и добавлю немного от себя.
Народное творчество о «Дуняшкином ключе» говорит: «О Дуняшкином ключе сложена легенда, будто появился родник от слез красавицы Дуняшки, дочки пасечника, когда-то жившей в этих местах. Проливала Дуняша слезы над своим возлюбленным, на которого вероломно напал соперник. Слезы эти превратились в родник, а лог, где все это происходило прозвали Дуняшкиным. Взято на turistka.ru».
Поприветствовав родник, соприкоснувшись с его водой, мы отправились искать нашего проводника в «Сказку».
Предварительно позвонив менеджеру турагентства «Центр туризма», узнав все подробности поездки и определившись с транспортом, мы заказали себе баньку и заброску на заимку. Дизель «Тойоты», ровно урча, вывез нас сначала на перевал в 800 метров, а потом немного спустившись с перевала, оставил нас на заимке «Лесная сказка».
Позволю себе немного рекламы в адрес добросовестных людей, соблюдающих устные договоренности, не подкрепленные денежными задатками и авансами.
Так вот, к сожалению, из-за своей неподготовленности к лазанью по глубокому снегу, проехали мимо скалы «4 брата», «Врат влюбленных», «Каменного водопада» и «Одинокой сосны». Зато еще посветлу мы успели полюбоваться красотой заимки. Действительно это чудесное место, переносящее тебя из каменных жилищ в мир живых домов и природного уединения, позволяет отрешиться от городских проблем, а отсутствие связи еще более уединяет тебя с этим оазисом.
Сейчас зимний отдых в «Лесной сказке» представлен катанием на снегоходах, конными прогулками, банями с купелью и возможностью, отоспавшись в рубленном доме, набравшись сил после посещения ресторана, пройтись на лыжах по тайге. Но скоро к этому разнообразию добавится небольшой горнолыжный склон, строительство уже ведется. Думаю, что летом «Лесная сказка» не менее интересна для посещения, так как к уединенному великолепию добавляется возможность порыбачить и искупаться в организованном на территории заимки лесном озерке.
Нагулявшись по территории «Лесной сказки», мы все же добрались до натопленной для нас бани. Настоящая срубленная из бревен русская банька, натопленная дровами, парилка с раскаленной каменкой и притулившийся на краю полатей ушат с запаренными вениками быстро привели нас в умиротворенное состояние. Для еще большего умиротворения организм запросил: немного перцовки — чтоб болезни и хвори разные не приставали, чая, взятого с собой как домашняя заготовка, да не простого, а из алтайских трав — нет лучше напитка после парной. А потом пришла очередь ныряния в полынью, и только наши возгласы о том, как же хорошо в этих местах, эхом прокатывались над местным безмолвием.
Все хорошее, к сожалению, краткосрочно. Покушав в ожидании нашего транспорта в ресторане (отдельное спасибо хозяевам этого заведения — все было вкусно, быстро, очень вежливо, а какая Уха у них здесь получается!), мы отправились забирать наш автомобиль и уже в сгустившейся темноте добрались до ожидавшего нас ночлега.
После преодоления такого «перевала» снятся только хорошие и добрые сны. И просыпаясь, понимаешь, что хочется еще и еще раз вернуть пережитый момент.
Часть вторая: Омск — Бийск — Чемал — Ороктойский мост
Так закончился 2015 год. И вот пришла пора вновь посетить Алтайскую землю в январе 2016 года.
Не знаю, но почему-то вдруг захотелось добраться до Ороктойского моста, что-то поманило, заставило проснуться пораньше в выдавшийся выходной день и, забравшись за руль, отправиться в сторону Чемала.
Только в этот раз началом тропы была выбрана дорога Р369, по не мы проехали от Бийска до Советского, далее к Алтайскому и уйдя на развилке дорог влево, по довольно извилистой дороге, мы добрались до Аи. Перебравшись по мосту через Катунь вновь попадаем на простор М52.
Подборка фотографий с видами на дорогу от Алтайского до Аи из Google Earth:
Далее, преодолев расстояние до Чемала, мы вновь оказываемся на еще не изведанном нами отрезке пути. Выбравшись из поселка, подбираем попутчика. Он рассказывает о предстоящей нам дороге, говорит, что ездит работать на базу, особенностью базы является ее почти полное автономное обеспечение себя электричеством и прочими коммунальными благами. На службе предприимчивых и находчивых людей стоит ветер, вода и солнце.
Постепенно асфальт уступает место щебню, дорога становится все уже, и вот мы крадемся по прижимам над Катунью, надеясь, что встречного транспорта из-за поворота не будет.
В такое время года, уезжая все дальше и дальше от асфальта, тебя охватывают волнение и тревога, а если вдруг что-то с машиной. Но нет, встречный транспорт есть, и попутный появляется позже. Так за тревогами и переживаниями мы добрались до точки нашей поездки — Орокто́йского моста. Долина даже в зимнюю безмятежность великолепна. Горы взяли это место в кольцо и закрыли от шквального ветра, который сопровождал нас по руслу Катуни. Выходя из машины под лучи зимнего солнца у моста, обнаружили вдруг, что даже в кофте не холодно и можно прогуляться по снегу, сделав несколько фотографий на память о посещении долины.
Январские морозы не смогли укротить Катунь, и она, собираясь с силами, то тут, то там ломает ледяные оковы и бирюзой проступает в лучах солнца над зимой.
Возвращаемся уже не спеша обратно. Вот перед нами уходит вперед «Филдер», чуть погодя видим, как он сворачивает с дороги, и его пассажиры начинают подъем в гору. Что может быть здесь примечательного? Прижимаемся к обочине. Пещера? Любопытство гонит и нас подняться по склону. Да, действительно, проем в скале, но это оказалось искусственным сооружением, как нам рассказал отец семейства, поднявшегося перед нами. Это была штольня Катунской ГЭС.
В 1970-е годы в институте «Гидропроект» под руководством инженера Маслова была разработана схема каскада ГЭС на Катуни, первоочередной из которых была намечена ГЭС в так называемом Еландинском створе, по которой под руководством А. С. Пигалева начались более детальные проработки, завершившиеся созданием проекта гидроэнергетического комплекса — Катунской ГЭС с контррегулятором. В 1982 году начались подготовительные работы по строительству гидроузлов. Что же должна была представлять из себя Катунская ГЭС?
Итак, планировавшийся гидроэнергетический комплекс должен был стать одним из самых эффективных и экологически щадящих. Строить его должен был «Красноярскгэсстрой», чьи мощности высвобождались после завершения строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Началось строительство дорог, мостов, ЛЭП, жилья, строительной базы. Но тут грянула Перестройка, и на Катунскую ГЭС обрушилась критика разного рода общественных организаций и отдельных инициативных граждан — совершенно некомпетентных в тематике, но весьма энергичных. В чем только они не обвиняли несчастную станцию — от накопления ртути в водохранилище (пришлось проводить специальные исследования, показавшие отсутствие проблемы) до размывания алтайского этноса приезжими строителями. И население пошло за ними, а ослабевшая власть просто сдалась. В 1989 году проект Катунской ГЭС был закрыт, строительные работы остановлены, построенные объекты заброшены. На момент остановки строительства, была выполнена значительная часть работ подготовительного этапа. Взято на http://saiga20k.livejournal.com
Фото взяты на http://putevoditel-altai.ru
Фото взяты на http://putevoditel-altai.ru
При входе в штольню, с телефоном начали происходить непонятные вещи: отказался включаться фонарик, потом выключился фотоаппарат, а при попытке все это исправить телефон выключился совсем и включился только после извлечения батареи значительно позже, уже на дороге в Бийск. На вопрос «как же так?» наш новый знакомый ответил, что он в этих местах не первый раз и здесь всегда так. Мы не стали углубляться в штольню без света и вернулись на дорогу, к сожалению, без личных фотографий. Но даже так, нам удалось посмотреть на образовавшиеся здесь, при входе в штольню, небольшие сталагмиты и наросты отложений на стенах штольни. Чуть ниже по течению Катуни нам встретились, теперь понятного назначения, закладные опоры.
Так мы, поехав посмотреть красивейшее место — Орокто́йский мост, получили у деда Алтая еще и урок истории. Вот так для меня, по маленьким крохам, собирается великая мозаика Алтая. А уложенные в эту мозаику звенья все глубже и глубже вплетаются в жизнь и требуют вернуться за недостающими осколками полотна.
Но и эта дорога подошла к своему завершению, возвращаемся домой. На прощание Алтай показывает, что на дороге не место спешке и бесшабашной удали. Авария собрала длинную пробку.
Люди! Будьте Взаимно Вежливы на дорогах, берегите себя и тех, кто рядом с Вами! Удачи Вам на дороге, ярких и красочных открытий в Ваших путешествиях и походах!
Меня можно найти здесь: https://forums.drom.ru/member.php?u=453252 http://vk.com/id355122328 http://vk.com/u_maxima55
Дорога-дорога, ты знаешь так много
о жизни моей непростой.
Дорога-дорога, осталось немного,
я скоро приеду домой.