Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация

Крохи Алтая

04.04.2016 | 17222 просмотра

Бежит, бежит дорога,
Блуждая средь полей;
Уводит от порога
Детей и королей,
Ведет на земли Юга,
За окоем лесов,
Где госпожа Фортуна
Вращает колесо.

Еще один рассказ о небольшом пути по дорогам Алтая. Крайняя рабочая командировка закончена и вот, за сменой жизненных декораций, пришел момент снять еще не запылившийся фотоальбом с полки и, пересмотрев кадры хроники дорог Алтая, рассказать интересующимся читателям, еще о двух зимних поездках конца 2015 и начала 2016 годов (к сожалению, все фотографии сделаны на телефон).

Краткая история моих поездок в Алтай теперь хранится где-то на жестких дисках Дрома, в недрах моего компьютера и в памяти тех людей, которые разделили эти поездки со мной. Для желающих приобщиться к моим Алтайским тропам эти адреса: https://travel.drom.ru/38540/, https://travel.drom.ru/35835/, https://travel.drom.ru/31540/, https://travel.drom.ru/29424/.

Что нами движет когда мы отправляемся в дорогу: ну давай куда-нибудь уже съездим, жажда новых впечатлений, вожделение самой дороги, реперный флажок достижения отметки, сокровенные желания соприкоснуться с историей старой или новой, восхождение над самим собой? Немного перефразирую классику: «У каждого мгновенья свой резон, своя судьба, своя отметина».

Часть первая: Омск — Бийск — Белокуриха — «Лесная Сказка»

Так вот, возвращаясь к поездке в Белокуриху поздней осенью 2015 года, после неудачного штурма подъема на Калине, идея добраться в «Лесную сказку» не пропала, а наоборот укрепилась и в конце 2015 воплотилась в вылазку по направлению — Белокуриха — «Лесная сказка». Правда, после посещения источника «Дуняшкин ключ» у подножия Церковки нашу машину пришлось оставить на стоянке и отправиться покорять подъем на более подготовленном автомобиле.

Отвечая на рецензии читателей Дрома, я уже рапортовал о прохождении не взятого осенью перевала: «Добавлю еще немного личных впечатлений о Белокурихе. Нам все-таки удалось прорваться через непреодолимый подъем к «Лесной сказке» с помощью джипов, предоставляемых для доставки таких, как мы, к месту. В «Лесную сказку» можно добраться от санатория «Россия», договорившись о интересующей Вас программе с представителями «Центр туризма». Рекомендую всем! Свою семью свожу сюда обязательно. Не реклама — фотографии на заставке здесь хорошие: http://www.ct22.ru/habitation/kotte...». Теперь вот повторюсь и добавлю немного от себя.

Народное творчество о «Дуняшкином ключе» говорит: «О Дуняшкином ключе сложена легенда, будто появился родник от слез красавицы Дуняшки, дочки пасечника, когда-то жившей в этих местах. Проливала Дуняша слезы над своим возлюбленным, на которого вероломно напал соперник. Слезы эти превратились в родник, а лог, где все это происходило прозвали Дуняшкиным. Взято на turistka.ru».

Поприветствовав родник, соприкоснувшись с его водой, мы отправились искать нашего проводника в «Сказку».

Предварительно позвонив менеджеру турагентства «Центр туризма», узнав все подробности поездки и определившись с транспортом, мы заказали себе баньку и заброску на заимку. Дизель «Тойоты», ровно урча, вывез нас сначала на перевал в 800 метров, а потом немного спустившись с перевала, оставил нас на заимке «Лесная сказка».

Позволю себе немного рекламы в адрес добросовестных людей, соблюдающих устные договоренности, не подкрепленные денежными задатками и авансами.

Так вот, к сожалению, из-за своей неподготовленности к лазанью по глубокому снегу, проехали мимо скалы «4 брата», «Врат влюбленных», «Каменного водопада» и «Одинокой сосны». Зато еще посветлу мы успели полюбоваться красотой заимки. Действительно это чудесное место, переносящее тебя из каменных жилищ в мир живых домов и природного уединения, позволяет отрешиться от городских проблем, а отсутствие связи еще более уединяет тебя с этим оазисом.

Сейчас зимний отдых в «Лесной сказке» представлен катанием на снегоходах, конными прогулками, банями с купелью и возможностью, отоспавшись в рубленном доме, набравшись сил после посещения ресторана, пройтись на лыжах по тайге. Но скоро к этому разнообразию добавится небольшой горнолыжный склон, строительство уже ведется. Думаю, что летом «Лесная сказка» не менее интересна для посещения, так как к уединенному великолепию добавляется возможность порыбачить и искупаться в организованном на территории заимки лесном озерке.

Нагулявшись по территории «Лесной сказки», мы все же добрались до натопленной для нас бани. Настоящая срубленная из бревен русская банька, натопленная дровами, парилка с раскаленной каменкой и притулившийся на краю полатей ушат с запаренными вениками быстро привели нас в умиротворенное состояние. Для еще большего умиротворения организм запросил: немного перцовки — чтоб болезни и хвори разные не приставали, чая, взятого с собой как домашняя заготовка, да не простого, а из алтайских трав — нет лучше напитка после парной. А потом пришла очередь ныряния в полынью, и только наши возгласы о том, как же хорошо в этих местах, эхом прокатывались над местным безмолвием.

Все хорошее, к сожалению, краткосрочно. Покушав в ожидании нашего транспорта в ресторане (отдельное спасибо хозяевам этого заведения — все было вкусно, быстро, очень вежливо, а какая Уха у них здесь получается!), мы отправились забирать наш автомобиль и уже в сгустившейся темноте добрались до ожидавшего нас ночлега.

После преодоления такого «перевала» снятся только хорошие и добрые сны. И просыпаясь, понимаешь, что хочется еще и еще раз вернуть пережитый момент.

Часть вторая: Омск — Бийск — Чемал — Ороктойский мост

Так закончился 2015 год. И вот пришла пора вновь посетить Алтайскую землю в январе 2016 года.

Не знаю, но почему-то вдруг захотелось добраться до Ороктойского моста, что-то поманило, заставило проснуться пораньше в выдавшийся выходной день и, забравшись за руль, отправиться в сторону Чемала.

Только в этот раз началом тропы была выбрана дорога Р369, по не мы проехали от Бийска до Советского, далее к Алтайскому и уйдя на развилке дорог влево, по довольно извилистой дороге, мы добрались до Аи. Перебравшись по мосту через Катунь вновь попадаем на простор М52.

Подборка фотографий с видами на дорогу от Алтайского до Аи из Google Earth:

Далее, преодолев расстояние до Чемала, мы вновь оказываемся на еще не изведанном нами отрезке пути. Выбравшись из поселка, подбираем попутчика. Он рассказывает о предстоящей нам дороге, говорит, что ездит работать на базу, особенностью базы является ее почти полное автономное обеспечение себя электричеством и прочими коммунальными благами. На службе предприимчивых и находчивых людей стоит ветер, вода и солнце.

Постепенно асфальт уступает место щебню, дорога становится все уже, и вот мы крадемся по прижимам над Катунью, надеясь, что встречного транспорта из-за поворота не будет.

В такое время года, уезжая все дальше и дальше от асфальта, тебя охватывают волнение и тревога, а если вдруг что-то с машиной. Но нет, встречный транспорт есть, и попутный появляется позже. Так за тревогами и переживаниями мы добрались до точки нашей поездки — Орокто́йского моста. Долина даже в зимнюю безмятежность великолепна. Горы взяли это место в кольцо и закрыли от шквального ветра, который сопровождал нас по руслу Катуни. Выходя из машины под лучи зимнего солнца у моста, обнаружили вдруг, что даже в кофте не холодно и можно прогуляться по снегу, сделав несколько фотографий на память о посещении долины.

 

Январские морозы не смогли укротить Катунь, и она, собираясь с силами, то тут, то там ломает ледяные оковы и бирюзой проступает в лучах солнца над зимой.

Возвращаемся уже не спеша обратно. Вот перед нами уходит вперед «Филдер», чуть погодя видим, как он сворачивает с дороги, и его пассажиры начинают подъем в гору. Что может быть здесь примечательного? Прижимаемся к обочине. Пещера? Любопытство гонит и нас подняться по склону. Да, действительно, проем в скале, но это оказалось искусственным сооружением, как нам рассказал отец семейства, поднявшегося перед нами. Это была штольня Катунской ГЭС.

В 1970-е годы в институте «Гидропроект» под руководством инженера Маслова была разработана схема каскада ГЭС на Катуни, первоочередной из которых была намечена ГЭС в так называемом Еландинском створе, по которой под руководством А. С. Пигалева начались более детальные проработки, завершившиеся созданием проекта гидроэнергетического комплекса — Катунской ГЭС с контррегулятором. В 1982 году начались подготовительные работы по строительству гидроузлов. Что же должна была представлять из себя Катунская ГЭС?

Итак, планировавшийся гидроэнергетический комплекс должен был стать одним из самых эффективных и экологически щадящих. Строить его должен был «Красноярскгэсстрой», чьи мощности высвобождались после завершения строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Началось строительство дорог, мостов, ЛЭП, жилья, строительной базы. Но тут грянула Перестройка, и на Катунскую ГЭС обрушилась критика разного рода общественных организаций и отдельных инициативных граждан — совершенно некомпетентных в тематике, но весьма энергичных. В чем только они не обвиняли несчастную станцию — от накопления ртути в водохранилище (пришлось проводить специальные исследования, показавшие отсутствие проблемы) до размывания алтайского этноса приезжими строителями. И население пошло за ними, а ослабевшая власть просто сдалась. В 1989 году проект Катунской ГЭС был закрыт, строительные работы остановлены, построенные объекты заброшены. На момент остановки строительства, была выполнена значительная часть работ подготовительного этапа. Взято на http://saiga20k.livejournal.com


Фото взяты на http://putevoditel-altai.ru


Фото взяты на http://putevoditel-altai.ru

При входе в штольню, с телефоном начали происходить непонятные вещи: отказался включаться фонарик, потом выключился фотоаппарат, а при попытке все это исправить телефон выключился совсем и включился только после извлечения батареи значительно позже, уже на дороге в Бийск. На вопрос «как же так?» наш новый знакомый ответил, что он в этих местах не первый раз и здесь всегда так. Мы не стали углубляться в штольню без света и вернулись на дорогу, к сожалению, без личных фотографий. Но даже так, нам удалось посмотреть на образовавшиеся здесь, при входе в штольню, небольшие сталагмиты и наросты отложений на стенах штольни. Чуть ниже по течению Катуни нам встретились, теперь понятного назначения, закладные опоры.

 
Фото взято в Google Earth.

Так мы, поехав посмотреть красивейшее место — Орокто́йский мост, получили у деда Алтая еще и урок истории. Вот так для меня, по маленьким крохам, собирается великая мозаика Алтая. А уложенные в эту мозаику звенья все глубже и глубже вплетаются в жизнь и требуют вернуться за недостающими осколками полотна.

Но и эта дорога подошла к своему завершению, возвращаемся домой. На прощание Алтай показывает, что на дороге не место спешке и бесшабашной удали. Авария собрала длинную пробку.

Люди! Будьте Взаимно Вежливы на дорогах, берегите себя и тех, кто рядом с Вами! Удачи Вам на дороге, ярких и красочных открытий в Ваших путешествиях и походах!

Меня можно найти здесь: https://forums.drom.ru/member.php?u=453252 http://vk.com/id355122328 http://vk.com/u_maxima55

Дорога-дорога, ты знаешь так много
о жизни моей непростой.
Дорога-дорога, осталось немного,
я скоро приеду домой.


Дром

Комментарии

Евгений
Новосибирск
Пол отчета реклама.
Вторая лозунг всех бесцельных искателей приключений "Не знаю, но почему-то вдруг захотелось добраться до..." подставляйте что хотите и вперед, увеличивать трафик Чуйского тракта, главное от машины далеко не отходить.
15
6
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Действительно, крохи...
Хотя путешествия в стиле " куда левая нога захотела" уважаю и тоже практикую.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
13
 
Ответить
     
Омск
Сообщений: 87771
Отчет ради отчета?
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!
10
7
Ответить
 
На Кит-Фин границе
Сообщений: 5235
а в носках теплее?
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!
7
 
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6168
Крайняя командировка, крайняя поездка, крайняя, крайняя..... Везде это слово уже лепят, все кому ни лень. Крайней может быть только хата. Космонавты называют свой полёт крайним, потому что огромный риск - полёт в космос и последним его называть не уместно.... https://travel.drom.ru/35987/
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
33
1
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37282
отлично
2
14
Ответить
Филлип:
Крайняя командировка, крайняя поездка, крайняя, крайняя..... Везде это слово уже лепят, все кому ни лень. Крайней может быть только хата. Космонавты называют свой полёт крайним, потому что огромный риск - полёт в космос и последним его называть не уместно.... https://travel.drom.ru/35987/
Даже если так, всё равно не понимаю боязни слова последний. Пусть даже последний полет. Фактически на данный момент он и есть последний. Никто ж не называет его последним в жизни.
21
1
Ответить
Александр 22rus
Барнаул
Отлично.
1
12
Ответить
    
Сообщений: 38701
Филлип:
Крайняя командировка, крайняя поездка, крайняя, крайняя..... Везде это слово уже лепят, все кому ни лень.
Крайней может быть только хата.
++++++)))...и ещё бывает,в очереди спрашивают,-"кто крайний?")

Тоже обратил внимание на это в самом начале отчёта...."крайняя командировка"..)))..как-то даже звучит несуразно.))ИМХО.
...тоже не понимаю этого,когда где надо и где нет в разговоре вставляют слово "крайний".......это нЫнче модно видать..*)))))
Всегда говорил и говорю-"последний"....."послед ний раз ездил,последний раз был и т.д."......
...ну даладна!)))
p.s. автор,не обижайся на нас,эт мы(я) не со зла!..*)))
17
2
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 7206
Филлип:
Крайняя командировка, крайняя поездка, крайняя, крайняя..... Везде это слово уже лепят, все кому ни лень. Крайней может быть только хата. Космонавты называют свой полёт крайним, потому что огромный риск - полёт в космос и последним его называть не уместно.... https://travel.drom.ru/35987/
ну да... это типа всякие космонавты - летчики так говорили раньше. потом это стало таким модным словечком. типа и "мы в теме" :). тоже раздражает такое показное суеверие.
10
2
Ответить
   
Новокузнецк
Сообщений: 750
Евгений:
вперед, увеличивать трафик Чуйского тракта, главное от машины далеко не отходить.
а чойто не отходить?
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский
3
 
Ответить
 
Усть-Каменогорск
Сообщений: 186
Хорошие крохи вкусного алтайского пирога.. Нормально - и в командировку съездили и в баньке попарились (я так понимаю - это ведь командировка была)))). Иначе зачем гнать из Омска зимой моржевать в Белокуриху, Иртыша не хватило? Молодцы, в следующий раз не забудьте сланцы, они меньше ко льду прилипают :-))
3
2
Ответить
 
красноярск
Сообщений: 178
Мне тоже интересно, по радио всегда говорят :Последние новости!
Про ГЭС. В свое время много сплавлялся по рекам Алтая, еще на плотах, и внимательно следил за попытками перегородить Катунь. Если бы это удалось сделать-то под воду ушли бы и Ороктойский мост с Тельдеп пнями, Шабаш, Кадринская труба...На место строительства на вертолете привозили "плачущего коммуниста", Рыжкова, который говорил на камеру:"В Барнауле троллейбусам не хватает электричества, надо строить, альтернативы нет"(ГЭС нет, троллейбусы ходят, электричества хватает...) Начальник строящейся ГЭС, на вопрос что он будет делать после закрытия стройки, сказал что будет делать мини-гэс на притоках. Мол этого хватит для обеспечения поселков.
Так что хорошо что не затопили Алтай.
Мой отзыв: Daewoo Matiz 2010
9
1
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 2131
Летом природа на Алтае шикарнее.
4
2
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Artoba:
...p.s. автор,не обижайся на нас,эт мы(я) не со зла!..*)))
...а потому, что мы русские люди, да и учили нас еще в советские времена, когда русский был "великим и могучим".
2
1
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Ромика:
Отчет ради отчета?
Похоже, автор решил напомнить о себе. Таким отчетом - не лучший способ!
5
2
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Так себе
2
1
Ответить
    
Москва
Сообщений: 33
Artoba:
++++++)))...и ещё бывает,в очереди спрашивают,-"кто крайний?")
Тоже обратил внимание на это в самом начале отчёта...."крайняя командировка"..)))..как-то даже звучит несуразно.))ИМХО.
...тоже не понимаю этого,когда где надо и где нет в разговоре вставляют слово "крайний".......это нЫнче модно видать..*)))))
Всегда говорил и говорю-"последний"....."послед ний раз ездил,последний раз был и т.д."......
...ну даладна!)))
p.s. автор,не обижайся на нас,эт мы(я) не со зла!..*)))
Кстати, одна из версий появления в широком распространении слова "крайний" применительно вместо слова последний: в царские времена на Руси существовал закон, по которому алкашей ставили на площади у позорного столба, рядом бочку с камнями, и каждый проходящий мимо должен был ударить его камнем. Вот только когда кто-то ударял его до смерти, его тут же ловили охраняющие алкаша полицаи и сажали в тюрьму за убийство. Оттуда и выражение постой версии, типа все били, а я что крайний - за всех сидеть"))
Это так, к сведению) может все же будет корректней говорить "последний", без суеверий
1
2
Ответить
  
автор
Омск
Сообщений: 285
Спасибо Всем, кто заглянул на эту страничку!
Спасибо друзья за здоровую критику!
К моему сожалению не совсем правильно поданные события, могут испортить саму задумку.
Немного личных оправданий:
1. Рассказ я хотел оформить как дополнение к ранее изданному, но за жизненной суетой…, перечитывая его сейчас, после издания, да, формулировка получилась действительно как рекламная продукция, прошу прощения за такую подачу,
2. «Крайняя» это понятие или словоформа присуща не только космонавтам, ранее, проведя некоторое время в компании спортсменов-парашютистов, мной был принят этот термин, эти люди его применяют если не хотят чтобы событие было ПОСЛЕДНИМ, так вот, изменение в моей личной жизни не позволят мне в скором времени вернуться к Деду Алтаю, и вот таким образом я пытался выразил свое суеверие по отношению к поездкам в эти Сказочные места.
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Нормально.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Интересно было узнать о несостоявшейся Гэс.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром