По земле предков, или по Бурятии и Монголии

28.03.2016 | 15990 просмотров

И вновь привет из славного города Улан-Удэ!

Предисловие

Ну вот, я наконец-то решился продолжить рассказ о наших путешествиях.

Перед отпуском планировали съездить в Баргузин, в Закамну и на остров Ольхон, а также решили съездить в Монголию на озеро Хубсугул, подтолкнуло то, что отменили платные визы для посещения Монголии. В июле 2015 года, наконец-то, получив долгожданный отпуск, двинулись в Баргузин.

Наш железный конь — Toyota Harrier, 2WD, 2.2 cм3, 98 г.в., по кличке «Верный».

Пройденный путь: Улан-Удэ — Баргузин — Закамна — Тунка — Ханх (Моноголия, оз. Хубсугул) — остров Ольхон — пролив Малое море (оз. Байкал) — Улан-Удэ.

Глава первая. Баргузин

Выехали из Улан-Удэ с утра, дорога, как и в прошлый раз, такая же, хороший асфальт скончался перед Баргузинским районом, но есть еще дальше, перед поселком Усть-Баргузин. Точнее, её ещё делают, в ближайшем будущем (тьфу, тьфу, тьфу) эти две заасфальтированные дороги соединят, в данное время мешает горный хребет.

Врата в Баргузинскую долину. Фотоснимки были сделаны в октябре 2015г.

Восточный берег острова Ольхон.

Из-за сухой и жаркой погоды в долине иногда возникали воздушные вихри высотой примерно 30-40 метров и выше, но, к сожалению, запечатлеть их не удалось.

Водные процедуры в теплых водах Баргузина!

Баргузинский хребет.

Решили подняться на плато Баргузинской долины. Кстати, в предыдущем отчете я пообещал, что когда-нибудь я поднимусь на возвышенность Баргузинского плато и нафоткаюсь. Вот и выпал шанс выполнить обещание.

Песчаная возвышенность это граница Баргузинского плато с долиной реки Баргузин.

Та самая возвышенность, с которой сделан фотоснимок выше.

Верный позирует.

No comment.

За селом Ярикта построен дацан богине Янжима, рядом с дацаном построены гостиница и кафе. Номера в гостинице двухместные, стоимость койко-место 400 руб., гостиница благоустроенная, есть санузел и душ.

Закончив дела в Баргузине и малость отдохнув, двинулись до дома, до г. Улан-Удэ.

Восход Луны над рекой Баргузин на пути в Улан-Удэ.

Глава вторая. Закаменский район

С Баргузина в Улан-Удэ приехали поздно, поужинали и на боковую. С утра начали подготовку к поездке — подготовили палатку, газовую плиту, теплые вещи (Закамна горный район, и поэтому бывает холодно), закупили немного провизии.

Кстати, наконец-то встретился с продавцом, который все время отменял встречу, и у которой купил с рук за 15 тыс.руб. фотик зеркалку Canon 1100D с двумя объективами для близких и дальних расстояний + сумка и кисть в подарок, пробег небольшой около 2 тысяч снимков. Давно мечтал купить подобный фотик, помню в детстве, была у меня Смена-8М всякие фотоплёнки, фотобумаги, фиксажи, проявители, фотоувеличитель, танцы с бубном в тёмной комнате :).

Подождав сестру и брата, примерно в 17:00 двинулись на двух машинах в Закаменский район, который располагается на юге Бурятии, где я родился и провел всё своё детство и где зауважал джипероводов (да простит меня за каламбурный каламбур многоуважаемый «Сёгун» из комментов прошлого отчета).

В Закаменском районе очень часто идут дожди, и когда едешь туда, ближе к вечеру, над районом висят черные грозовые тучи, и сверкают молнии. Итак, едем в Мордор!

Зигзаги.

Торейские луга.

Спуск с перевала.

Остановка перед спуском, для фотосессии.

Иногда по дороге в Закамну закладывает уши.

Здесь, в Закамне, как я уже сказал, часто поливают дожди, и трава буквально лезет из всех щелей. Если воткнуть палку (как сказала одна знакомая) она может пустить корни и дать плоды!!! Раньше мы этого не понимали, только сейчас, сравнив природу районов Бурятии, мы поняли, что действительно земля Закаменского района очень плодородная. Кругом практически чернозём. Там даже иногда прилетают грифы! Сам лично видел, птица размером c барана, размах одного крыла около двух метров, а может, и больше.

Проезжали по Закаменскому району, всю дорогу шел дождь, в некоторых местах стеной шел ливень, в ливень дорогу было трудно разглядеть.

Эта местность своего рода врата в Закамну, где обязательно нужно остановиться и попросить разрешения у духов для дальнейшего пути.

На этом месте буддисты установили ступу, внутри которой сидит медитирующий Будда.

Река Джида.

Вид в другую сторону.

Лилия или Саранка по соседству с Багульником.

Местный дух-хранитель.

Наверное, это Ландыш.

Долина реки Нуд.

Зелень здесь пышет и благоухает.

Наверное, девушкам этот снимок понравится :).

Мастерски выполненная работа. Видно, что изделие цельное.

В здешних лесах преобладает лиственница. Сосны здесь почти нет, в отличие от остальных районов Бурятии, где в основном преобладает сосна. На этой лиственнице был построен город Санкт-Петербург, а также, говорят, Венеция.

А вот и он, тот самый листвяк.

Лиственница на фоне облаков.

Ель вперемешку с лиственницей.

Молодая шишка лиственницы.

Молодая лиственница.

Когда-то в Закаменском районе действовал вулкан, который разбросал вулканическую породу чуть ли не по всему району.

Вулканическая порода.

Доехали до конечной цели — село Сагаан-Морин (Белый Конь). Нашли симпатичное местечко и разбили лагерь.

Через пару дней закончив все дела, решили немножко отдохнуть и покататься по здешним местам, посмотреть и насладиться первозданной красотой.

Этот фотоснимок сделала супруга. Видимо, впечатлило! :)

Здесь часто встречаются редкие растения, которые занесены в Красную книгу.

Башмачок каплевидный (в простонародии кукушкин башмачок) по соседству с земляникой.

Вечером было прохладно, решили развести костер, благо хвороста было много, хоть отбавляй. Поужинали, посидели у вечернего костра, о чем-то поболтали. В горах, как многие знают, очень чистый воздух, поэтому в ночном небе легко увидеть Млечный Путь и запечатлеть Луну с её кратерами!

После вечерней фотосессии легли спать, наутро двинулись до дома.

На первом перевале решил остановиться и запечатлеть ледник на хребте Хамар-Дабан.

Местность называется Юхта, которая находится на въезде/выезде из г. Закаменск.

Горная река Джида.

Восход Луны над озером Гусиное.

Глава третья. Тунка, Монголия

Дома было достаточно времени на более тщательную подготовку. Отремонтировал стойки, переобул резину по кругу, всю резину поставил с камерами + две камеры на запас, проверил уровни всех жидкостей, где нужно, добавил. Затем купил багажник на крышу с креплениями (в сумме 11 тыс.руб.) и к нему багажную сумку (600 руб.), которую нашел в TechnoPoint, прямо вточь по размерам багажника. В инструкции к сумке было указано, что она водонепроницаемая, но на деле оказалось, что это не так, но есть один плюс — не пропускает дорожную пыль.

Приобрели большой надувной матрац. Закупили продукты, дошираков много не брали, задолбали они нас в прошлом путешествии, решили побольше взять нашу родную тушенку БМПК (Бурятская мясоперерабатывающая компания), а также различные каши БМПК — рисовая, гречневая, перловая. Каши вместе с тушенкой, вышло банок 60, этого нам как раз хватило на все время путешествия. Многие хвалят тушенку от БМПК, даже за пределами Бурятии. Пополнили аптечку лекарствами, бинтами, пластырями. Накачал музыку в дорогу, кстати, советую всем композиции В. Высоцкого с его шуточными песнями.

На верхний багажник, а точнее в багажную сумку, загрузили легкие и объемные вещи — палатку, спальники, одеяла, дождевые плащи, пенки, некоторые из этих вещей положили в большие полиэтиленовые мусорные мешки, на тот момент мы не знали насколько багажная сумка водо- и пыленепроницаема.

Ещё ранее мы попросили наших знакомых в Монголии выслать нам тугрики на 20 тыс. руб., а мы в свою очередь отправляем им указанную сумму рубликов через маршрутанов. Сказано, сделано, на следующий день у нас в руках были тугрики, на всякий случай купили ещё доллары на 10 тыс. руб. (не пригодились).

Выехали примерно в 17:00, ехали не спеша. Проехав километров 200-250, остановились на берегу Байкала около п. Танхой для ночевки. На следующий день, после обеда, двинулись дальше, по пути заехали в п. Байкальский на Байкальский прибой. И там, в первый раз в жизни, увидели нерпу в естественных условиях!

Нерпа!

Семейство утки Крохаль.

Учатся ловить рыбку.

По всей видимости, здесь много рыбы, так как рыбаков здесь не было, были только какие-то инспектора на катере. А в Танхое рыбаков было много, и рыбачили они сетями и круглые сутки.

Далее доехали до п. Култук и свернули налево в сторону Тункинской долины. Въехали в Тункинскую долину. После села Тибельти, махая жезлом, нас остановили люди в форме, мы не в понятках, оказалось, мы въезжаем на территорию Тункинского национального парка и въезд платный, пришлось покупать талон за авто и пассажиров, вышло примерно 700 наших рубликов.

Ближе к вечеру добрались до п. Жемчуг, заехали в поселок в поисках места для ночлега на берегу реки Иркут. Но дорога к берегу была перекрыта шлагбаумом, въезд платный. На загороженной территории была куча палаток, машин, а людей, как муравьев в муравейнике, на счет толчка (туалета) вообще непонятно. В общем, как в Максимихе 2 года назад, заплатили за проезд 500-600 рублей, заехали на пляж, а палатку поставить негде. Все удобные места заняты, туалетов нет вообще, зашли в лесок, а там на каждом шагу человеческие мины, на траве, на кустах висит использованная туалетная бумага… Короче, мы были в Ужасе (до сих пор вздрагиваю, как вспомню). Так что, имея такой горький опыт, решили искать место для ночевки дальше, по основной трассе. Проехав дальше, малость поколесив по полям Тункинской долины, нашли отличное место на берегу реки Иркут. Большой песчаный пляж с небольшим наличием коровьих какашек, но лучше коровьи, чем человеческие, тишина, рядом ни души, решили остановиться здесь.

Иркут в этом месте не глубокий, умеренное течение, песчаное дно, вода тёплая, как парное молоко. Лепота!!!

Иркут на фоне Восточных Саян.

Закат в Тункинской долине. Восточные Саяны.

На следующий день на водопой пришли верблюды, причём пастуха не было, видимо, они сами по себе. Они нас не боялись, но близко не подходили.

Видимо, вожак стада, раз так внимательно к нам присматривался.

По всей видимости, здесь какашки не только коровьи :).

Кажется, что они улыбаются и очень довольны :).

Верблюды на фоне Хамар-Дабана.

Если смотреть на север, то по правой стороне Тункинской долины находится хребет Хамар-Дабан, по левой стороне, горная цепь Восточных Саян.

Хребет Хамар-Дабан.

Несколько дней назад мы были по другую сторону Хамар-Дабана, в Закамне.

Отдохнули, подзарядились энергией Тункинской долины, двигаемся дальше, в Монголию. По совету друзей заправились в Кырене по самое горло, так как в поселке Монды бензин Аи-92, говорят, некачественный, а монгольский бензин даже УАЗы не вывозят, не стал проверять правоту их слов, а то есть риск остаться в Монголии на ПМЖ :).

Доехали до КПП пограничной заставы, что за поселком Монды, встали в очередь, мы были четвертыми, на КПП запускали по 6-7 машин. Впереди нас стоял монгол, говорящий на русском и часто ездивший через границу. К нему подошли несколько человек, в том числе и мы, и стали расспрашивать. Нам он сказал, что нас особо осматривать не будут, так как едет семья с ребятишками, но посоветовал спрятать в детскую сумку нож.

Заехали на КПП, погранцы потребовали открыть все двери, багажник и капот. Один из погранцов заглянул в салон, из-под сиденья вытащил пакет и спросил, что это. Это был стиральный порошок, понюхав и убедившись, положил на место. Потребовал открыть бардачок. Далее они заставили вытащить самую большую сумку и просканировать, остальные сумки потыкали резиновыми дубинками, детские сумки не трогали. После этого мы прошли оформление и получили свои загранпаспорта с печатями. Все услуги были бесплатные.

Поехали на монгольское КПП, на КПП был только один человек, он указал, где остановиться и куда идти. Машину вообще не осматривали. Закрыв машину, зашли в контору, отдали паспорта, и нам сказали застраховать машинку на 1,5 тыс. руб., заплатили также за штампы в паспортах по 100 руб. с человечка.

Всё оформление на обоих КПП составило 1,5 часа.

Получив паспорта, мы ступили на землю монголов. Прямо за нашим КПП скончался асфальт, далее только гравийка.

На стенде — Российская Федерация (ОХУ), несколько букаф не хватает :)

Преодолев 22 км по гравийке, прибыли в улус Ханх. Заехали в магазины, пополнили припасы, купили сувениры, взяли монгольскую водку Archi (архи), в переводе с бурятского и монгольского — молочная водка. Хотя на пробу обычная заводская водка 40% спирта. В настоящей молочной водке содержание спирта в среднем 20-25% и цвет у неё не прозрачный, а мутно-белый и штырит по-другому, тяга такая мягкая, приятная, так и хочется взлететь.

Около одного магазина к нам подъехал крузак с вопросом, где можно сделать отметку о прибытии. Поговорили с ними, оказалось, что доехав до границы, их не пропустили через КПП из-за отсутствия отметки о прибытии, и им пришлось вернуться. Эту отметку ставят в администрации улуса Ханх, на этом здании висит флаг Монголии по этому флагу можно найти администрацию.

Далее решили подняться севернее Ханха и обосноваться у берега озера Хубсугул, что в переводе означает — многоводное озеро (Хубсугул Нур).

Мунку-Сардык.

Закат над Хубсугулом.

Тысячелистник.

После дождичка.

Заставка Windows или капли дождя на крыше палатки.

Жить в палатках на берегу Хубсугула было очень холодно, особенно по ночам. С Хубсугула дул холодный ветер, и каждый день периодически моросил дождь. Переночевав пару ночей, решили переехать на турбазу. Но перед этим пару раз искупнулись в ледяной воде Хубсугула.

В улусе Ханх нашли турбазу «Саян Радиан», где можно было снять двухместный номер в гостинице за 1200 руб. в сутки, либо юрту по 800 руб. со взрослого человека и 400 руб. с ребенка, также нам предложили юрту за 4 тыс. руб. в сутки. Посмотрели эту юрту, очень понравилась, решили снять на сутки, а там как пойдет. Кстати, здесь же, на этой турбазе, нам поставили отметку о прибытии.

Ханская юрта.

Интерьер.

Сосед по юрте за обедом.

Озеро Хубсугул.

Вулканическая порода.

Турбаза «Саян Радиан» располагается на берегу озера Хубсугул. Хозяин турбазы в прошлом был посол Монголии, хорошо говорит на русском, очень приятный и общительный человек, да ещё с большими связями. На его турбазе есть гостиница, юрты, хорошее кафе, вёсельные и моторные лодки. В общем, турбаза нам понравилась.

Справа сидит тот самый хозяин.

Визитка. Может, кому пригодится.

Пожили там дня 3 и решили возвращаться на родину, в Бурятию, а далее через Иркутск на Малое Море.

Не доезжая примерно 10 км до границы, увидели маленькое озеро и много различных птиц — журавли, утки с утятами и даже лебеди. Остановились для фотосессии.

Журавль Красавка.

Красная утка (Огарь).

Лебедь Кликун.

Лебедь решил сделать облёт местности:

А теперь обход местности :)

Закончив фотосессию, двинулись дальше.

Пересекли границу, кроме нас была ещё одна машинка, на этот раз тщательного осмотра не было, просто заглянули в салон, задали пару вопросов, каких-либо платежей тоже не было, оба КПП прошли примерно за полчаса.

Глава четвертая. Тунка, остров Ольхон, Малое Море

Проехав Монды, остановились в Кырене для дозаправки и пополнения припасов, далее поехали на курорт в п. Аршан.

Стела в п. Аршан.

В посёлке Аршан сняли домик за 1200 руб., переночевали и на следующий день покатались по посёлку.

В 2014 году в Тунке в п. Аршан сошёл сель. Было разрушено 19 домов, около 100 домов заилены. Сель унес одну женщину на глазах у мужа, и она без вести пропала.

Следы схода сели.

Решили сходить на водопад. По дороге встречались прикормленные бурундуки.

Птичка-бурундук :).

Река Кынгарга. По её руслу сошел сель в посёлок Аршан.

Водопад.

Пик водопада.

Глазной ключ.

После пешей прогулки к водопаду, поехали на берег реки Иркут поискать место для ночевки. Нашли удобное местечко, установили палатку, пообедали и прогулялись по темному дремучему лесу, в котором росли вековые ели. На еловых пнях посчитали кольца, было около 130 колец!

Дремучий лес.

Оттенки зеленого цвета сосны, лиственницы и ели.

После дождичка.

Мох в макросъёмке.

Логово паука.

Пожили там пару дней и двинулись в г. Иркутск и далее на о. Ольхон. На выезде из Аршана остановились для фотосессии.

Восточные Саяны.

Доехав до Култука, затарились клубникой.

Проехали г. Иркутск, п. Баяндай и поздно вечером приехали в с. Сахюрта, там сняли домик по 400 руб. с человека, с детей взяли по 200 руб. Переночевали и в 8 утра поехали на паром. Переправившись на остров Ольхон, доехали до Хужира, пополнили закрома и поехали искать местечко в теплых заливах.

И снова священная скала Шаманка.

У причала.

Белый кварц.

Одинокая цапля.

К сожалению, все хорошие места у заливов были огорожены многочисленными турбазами, а все остальные места заняты дикарями. Пришлось возвращаться на материк и поискать место на западном берегу пролива Малое Море.

Этот снимок состоит из 10 кадров.

Небесный Байкал.

Река Сарма.

Сарминское ущелье.

По этому ущелью протекает река Сарма. В определенное время года по ущелью спускается холодный воздух, и этот ветер, называемый Сарма, переворачивает лодки и катера на Байкале.

Проехав село Зама, решили доехать до села Онгурен, но дорога была каменистая, которая шла вдоль крутого берега. Чем дальше ехали, тем больше валунов на дороге, разок даже шоркнул пузо, хотя некоторые умудрялись проезжать на пузотёрках, а некоторые на пузотёрках и под градусом. Не доехав до Онгурена из-за валунов и загруженного автомобиля, решили развернуться и поискать место для отдыха и ночлега. На всём обратном пути все места были заняты дикарями и турбазами, в общем, решили поселиться на турбазе «Радуга». Стоимость проживания на одного человека составляла 400 руб. в сутки, с детей денег брать не стали.

Свеженький и вкусненький омулёк!

Хозяева турбазы занимаются не только туристическим бизнесом, но также занимаются крестьянско-фермерским хозяйством, содержат сенокосные угодья, поросят, коров, лошадку, жеребёнка, собак с тремя упитанными щеночками. Домики были трёх- и четырёхместные, рядом есть банька с отдельной парилкой, также держат два кафе. У них своё молоко, своя сметана, стряпают пирожки, делают свои позы, и всё это было очень вкусным. Позы мы ели на завтрак, обед и ужин! Молока и сметаны не всегда хватало, быстро заканчивалось.

Пожив 4 дня на турбазе, покупавшись в тёплой воде Байкала, наевшись до отвалу поз, решили не спеша возвращаться домой.

На снимке аффтар, в пузе которого до сих пор перевариваются позы :).

Священное место.

За священным местом находится маленькое озеро в виде сердца влюблённых.

В Баяндае купили у местных спелую сладкую землянику.

Проехав Баяндай, Иркутск, Култук, ближе к вечеру остановились на берегу Байкала, на прежнем месте, напротив посёлка Танхой.

В небе пролетел самолёт и оставил воздушный след.

Закат солнца над Байкалом.

Восход Луны над Байкалом.

Наша Красапетка!

На берегу Байкала мы познакомились с женщиной, она работала в Байкальском биосферном заповеднике. Женщина рассказала нам про состояние озера Байкал. В последнее время Байкал стал интенсивно зарастать зелёной тиной — водорослью спирогиры, она выделяет неприятный запах, там, где она есть, животные воду не пьют. Причина — загрязнение озера Байкал. Основные причины загрязнения — неэффективная работа очистных сооружений предприятий, массовый туризм, массовое строительство туристических баз, которые растут, как грибы после дождя. А также, по словам ученых, применение стиральных порошков, имеющих в составе фосфаты, которые увеличивают скорость размножения спирогиры, она очень любит фосфаты, практически 60% мелководья Байкала заросли спирогирой. В некоторых европейских странах запрещено применение стиральных порошков, содержащих фосфаты, из-за размножения спирогиры в местных водоёмах. Эта самая спирогира уничтожает в Байкале местные водоросли и растения, которыми питаются рыба, нерпа и другие животные, а также уничтожает нерестилища рыб, в общем, катастрофа! Мы, кстати, во многих местах на Байкале видели эту зелёную и склизкую водоросль.

По словам женщины, если загрязнение не остановить, то Священное озеро Байкал превратится в болото!

Здание Байкальского биосферного заповедника.

Массовое цветение спирогиры (с инета).

Скопление детрита на берегу Байкала, преимущественно состоящего из спирогиры.
Вода имеет чёрный цвет и похожа на нефть, испускающая зловонные запахи (с инета).

Выезжая из Танхоя, увидели большую поляну папоротника, всё-таки мы находимся на территории биосферного заповедника.

Итого затраты на путешествие, а точнее на продукты, бензин, проживание на турбазах составили примерно 50 тыс. руб. на четверых. Длительность путешествия составила 21 день. Итого по 600 руб. в день на человека.

Выводы:

• В первый раз увидели нерпу, верблюдов, лебедей, уток, журавлей в естественных условиях.
  • Не пожалел потраченных денег на покупку фотоаппарата марки Canon.
  • Увидели Восточные Саяны, хребет Хамар-Дабан по обе стороны. Повсюду красота.
  • Впервые побывали на озере Хубсугул. Озеро очень красивое, чистое, прозрачное, но холодное.
  • В улусе Ханх охотно идут рубли, так что можно ехать без тугриков и баксов. Цены чуть ниже, чем у нас.
  • На Байкале отдыхать в палатках уже проблематично, из-за массового строительства турбаз, которые перекрывают берег Байкала и не пропускают, пока не снимешь у них номер или домик.
  • Байкал уже не тот, что был раньше. Невозможно побыть наедине с природой, отдыхать и созерцать. Повсюду автомобили, как в городе. Повсюду люди, шум, мусор…
  • Когда мы приехали домой, начались пожары вокруг Байкала, как со стороны Бурятии, так и со стороны Иркутской области. Байкал заболел спирогирой, а тут ещё и многочисленные пожары общей площадью 130 гектаров — 1 300 000 м2!!! В п. Посольск произошел массовый выброс рыбы на берег, причина — нехватка кислорода в воде из-за пожаров, рыба просто не может дышать! Причина пожаров, по мнению ученых, глобальное потепление климата.
  • Если не принимать меры мы потеряем Жемчужину нашей планеты, и вместе с ней эндемиков, таких как байкальская нерпа, байкальский омуль, голомянка и многие-многие виды растений и животных.

Всем всего доброго и приятных путешествий!!!