Поездка в Монголию на машинах. Лето 2022

Поездка в Монголию на машинах. Лето 2022

08.09.2022 | 24635 просмотров

Желание поехать в Монголию на машинах родилось примерно за год до намеченной даты. На отдыхе с друзьями предложили: «А не махнуть ли нам на машинах в Монголию?» Сказано — сделано. Старшему сыну так понравилась наша идея, что пришлось включить его в состав.

На общем совете с друзьями озвучили такую идею. Все согласились. Начали составлять план.

По итогу решили следующее. Ехать неблизко, поэтому, чтобы увидеть как можно больше, запланируем и посещение Байкала тоже.

На западную сторону Байкала решили не ехать. Поэтому остановились на восточном побережье, тем более, что ехать в Монголию нам удобнее через Бурятию. Переход Кяхта работает круглосуточно.

Итак, нас собралось 5! машин, 14 человек. Машины разного класса от седана 20-летней давности до кроссоверов 3-годичных.

Рассказ буду вести по дням. Стараться, по крайней мере.

День первый. 09.07.2022 г.

Хабаровск — Шимановск

Выезд. Точка сбора и старта — заправка перед мостом через р. Амур в 8:10. г. Хабаровск.

Первая ночевка запланирована в г. Шимановск (Амурская область). Дорога — федеральная трасса Р-297. Расстояние 810 км. Состояние дороги на 4,5. Самое большое количество камер. Трасса проходит по маленьким деревушкам, и там везде ограничение в 40 км/час. Биробиджан обходим стороной.

Обедали в кафе «У озера». На троих обошлось в 339 руб.


Кафе «У озера». На территории.

К вечеру приехали в г. Шимановск. Надо сказать, что всю дорогу шли кратковременные и какие-то ливневые дожди. Порой не видно было впередиидущую машину в 20-30 м.

Шимановск встретил тропическим ливнем. Разместились мы в гостинице Таежная». Хорошие номера. Кровати, холодильник, душ, туалет. Стоимость около 2000 на троих с дополнительной раскладушкой ребенку.

Сами в номере приготовили ужин. У нас были плитки газовые и посуда. Таких вкусных рожек с тушенкой давно не ели. Вечером прогулялись по городу.

В стоимость входил завтрак. Яйца, булочка, сосиски, масло, чай/кофе. Большой минус — оплата наличкой. В остальном — четверка.

День второй. 10.07.2022 г.

Шимановск — Могоча

Конечная точка второго дня — Могоча. Расстояние 734 км. Дорога хорошая. Участок в конце Амурской области ремонтируют. Гравий несколько километров.

Начало Забайкальского края в дорогах не очень. Волны, встречаются ямки, но везде асфальт.

АЗС очень редки. Заправлялись на ННК перед Сковородино. Далее нормальных почти нет. Одна ННК еще была через 94 км от Сковородино.

Обедали в кафе «Уют».

Столовка для мужиков, перегонщиков фур, вахтовиков. Порции большие, цены тоже подросли. На троих 732 руб. Ночью один член нашей группы страдал от отравления. Похоже в этом кафе.

Гостиница в Могоче — «Семерочка» была переделана из двух квартир на первом этаже жилой пятиэтажки.

Мы заняли почти всю за исключением двух комнат. Туалет и душ в коридоре, комнаты на 2-3 кровати. Имелась кухня. Плита, раковина, посуда, холодильник. Администратор была очень любезна, все по-домашнему. Приятное обслуживание с лихвой покрывает дискомфорт, связанный с удобствами по коридору. Очень понравилось — твердая пятерка. Поесть в 6 вечера в поселке невозможно. Немногочисленные кафе не работают уже. Пришлось купить полуфабрикаты и сварить самим. Стоимость на троих за проживание — 2500 руб.

А сам городок, честно говоря, потряс своей отдаленностью — какой-то, действительно, «медвежий угол», да говорят, что зимой там еще и невыносимо холодно. А люди живут и, видимо, неплохо живут, по крайней мере, нам встречались доброжелательные и общительные горожане.

День третий. 11.7.2022 г.

Могоча — Чита

Дорога могочинского района — вроде есть асфальт, но он в ямках, волнах. Самая плохая асфальтированная дорога. На этом участке повредили одну машину. Влетела в ямку. Грыжа на колесе и вмятина на диске. Поменяли на запаску.

В Чернышевске остановились. Там большой сервис, кафе. Купили пару покрышек (5000 руб.), поменяли. Пообедали и дальше. Точка на карте.

Следующий пункт ночевки — г. Чита. Расстояние 585 км.

Утром заправились в Могоче на непонятной АЗС. Их там всего 2, и следующая заправка нормальная Роснефть через 385 км от Могочи.

Ближе к Чите стали появляться нормальные заправки. Пейзажи сильно изменились.

К вечеру заехали в Читу. Заселились в гостиницу «Grand City».

Странный формат гостиницы. Такой показной пафос, роскошь, но это «пыль в глаза», все дешевое. Она расположена в здании с Торговым центром и магазинами эконом класса (поэтому вечером вокруг тусуются маргиналы). Хотя расположение удобное, недалеко вокзал, рядом красивый храм. Сама гостиница 6-этажная. Номера нам достались огромные. Взяли 3 номера на всех. В расчете на каждого вышло по 900 руб. на человека. С завтраком. В номере была стиральная машинка, общая гладильная на этаже. Постирались. Пошли погулять по городу. Ужинали в гастробаре «SOЮZ». Достойное место. Дорого. Вкусно. Красиво. На троих 2900 руб.

Большинству из нас очень понравился город. Небольшой, уютный, симпатичный.

День четвертый. 12.07.2022 г.

Чита — Улан-Удэ

Утром завтрак в гостинице. Сборы и по обыкновению в 8:00 выезд. Заправились на ННК на выезде из города. В путь.

Точка — Улан-Удэ 608 км.

Дорога от Читы до федеральной трассы идет километров 20 по населенным пунктам. Поэтому скорость маленькая. Федеральная трасса в районе Читы ремонтируется. Проходит трасса в обход города. С одной и другой стороны ремонт. Где-то реверсивное движение, где-то гравий. Минут 40 потеряли.

Когда вышли на трассу за Читу начались новые пейзажи. Красотища. Точнее сказать, они начались еще до Читы. Сильно отличаются от Хабаровских и Приморских. Чем ближе к Бурятии, тем чаще стали встречаться коровы, овцы.

Заправки есть. Можно не переживать. Дорога хорошая.

В Улан-Удэ заказана была гостиница «Кочевник».

Стоимость на троих 2600 руб. Номера по семьям на 3 человека. Душ, туалет. Гостиница в жилом доме. В подвальном помещении. Уютно. Был завтрак.

Рядом в 5 минутах ходьбы был ресторан «TALA» — местная кухня. Находится в здании гостиницы. Очень рекомендовали. Заказали и через 1 час уже были в нем. Ресторан очень понравился. Стоимость 2900 руб. на троих. Очень классное место. Я брал талу из северных рыб, салат, супчик, пиво. Ребенок и жена по порциям бууз, сок, вино. Обязательно дают бурятско-монгольский чай бесплатно.

Монгольский чай.

День пятый. 13.07.2022

Улан-Удэ — Теплые озера

В этот день мы должны были поехать на теплые озера на границе Иркутской области и Бурятского края, где планировали ночевку в палатках. Это юг Байкала, п. Выдрино. По пути у нас был заезд в Байкальский биосферный заповедник п. Танхой. Много интерактива, экспозиции, музей. Есть недалеко экологическая тропа по лесу. Оборудованные деревянные дорожки-настил.

От гостиницы до заповедника нас сопровождал гид. Рассказывал про Байкал, Бурятию. Заехали на теплые источники. п. Ильинка. Оборудованный бассейн, крытый, с горячей целебной водой. Очень приятное место, расслабиться и отдохнуть. Вокруг Байкала их много.

От гостиницы до п. Выдрино 272 км. Дорога — федеральная трасс. Хорошая.

По дороге продают много ягоды.

За п. Выдрино указатель налево на гравийку. 5 км очень плохой дороги. Через 2-2,5 км начали встречаться машины, стоявшие по обочине. Мы не понимали почему. Ближе к месту стали появляться рядом с машинами в лесу палатки, прямо у дороги (вот там, наверное, «уютно» жить). Мы смело доехали до ворот. И…. были «приятно» удивлены. Так как дома еще позвонили и узнали все о данном месте, хотели ночевать в палатках на берегу теплого озера. Нам было сказано, что там кемпинг и есть места под это. По приезду нам указали, что на берегу только дневное платное пребывание до 23 часов. Возвращаться в Улан-Удэ вечером уже не вариант. Решили заночевать где-то рядом у реки Снежная. Съехали с дороги, нашли место, разбили палатки. Наши младшие дети еще ни разу в жизни не спали в палатках! А тут шашлыки пожарили, песни поорали, утром умывались в реке… Романтика!

Ночевка.

День шестой. 14.07.2022 г.

Теплые озера — Кяхта

Утром дождь. Завтракали «на коленках», палатки собирали под дождем. Это чуть подпортило впечатления от такой дикой ночевки, но все равно — зачет!

Обратный путь до границы с Монголией.

По пути в планах заезд в Иволгинский Дацан. Ну очень знаменитое место, в первую очередь находящимся там «нетленным телом». Весьма странное место. Безусловно, что называется намоленое — место силы, но все какое-то неухоженное. Вообще, исключительно с моей точки зрения, такие места похожи на детские поделки по сравнению с произведениями искусства — сделаны из чего попало, но сердцу дороги. И еще страшно не повезло с экскурсоводом!

В качестве гидов там студенты и учителя, местного университета в Дацане. Нам достался учитель (как он сам себя назвал). Вначале он рассказывал про историю буддизма, дацан, а потом начал про воспитание. Вторая половина экскурсии была — нравоучение. В дацане посмотрели главный храм и важнейшую святыню всего бурятского народа — нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова.

За экскурсию и всякие буддийские ленточки — денюшки. За вход в помещение с нетленным телом — тоже по 300 руб.

Может быть, если интересно преподнести, то и само место бы «заиграло». Мы же не в монахи сюда пришли, а как туристы, полюбопытствовать, так что воспитывать меня, наверное, уже поздно. Если местных монахов коробит такое праздное любопытство, не проводили бы экскурсии. В общем, жаль, сдается мне, там много осталось интересного, но… Поехали мы дальше.

Дорога от теплых озер до Дацана — 295 км.

После посещения дацана — за территорией пообедали. Разумеется, буззами и хушурами, запив монгольско-бурятским чаем. Дешево и вкусно. И отправились к границе.

Здесь от нас отделилась одна машина и поехала на турбазу к Байкалу. И по Монголии мы путешествовали на 4 машинах.

Да, еще надо было деньги снять! Будь они неладны — эти санкции! За границей же наши карточки не действуют, поэтому только наличка. Это, конечно, страшно неудобно, трудно точно рассчитать, сколько денег понадобится. Поэтому заехали еще в Иволгинск, так как в Кяхте банкоматов Альфа банка нет, остальные снимали деньги в сбербанке Кяхте.

Ночевка в г. Кяхта. Расстояние от Дацана до границы 207 км. Заправок по трассе нет, только в городках по дороге. Самый большой Гусиноозерск.

Дорога хорошая, везде асфальт. Есть небольшой участок старого асфальта километров за 30-50 до Кяхты. Ближе к границе стали появляться указатели на 2 языках. Русский и английский. Дорога прям новая, хороший асфальт, отбойники.

Город хоть и находится на границе, в него можно не заезжать, чтобы ехать на пограничный переход. Дорога идет в обход. У нас по плану была ночевка, поэтому мы поехали в Кяхту. Так как город приграничный, на въезде стоит пост, на котором пограничники проверяют документы. Нас остановили, проверили и зарегистрировали в журнале гостей. По-правильному нужно было в Улан-Удэ в ФСБ получить пропуска. Нас пограничники об этом предупредили, сказали, что могут остановить полицейские и оштрафовать. Нам повезло.

Проехали по городку. Заправились и заселились в гостинице «Евразия», которая по традиции была заказана заранее.

Что было в гостинице. Номера располагались в блоках. На блок душ, туалет, раковина. Некоторые блоки с кухней. В блоке 2-3 комнаты на 2-3 кровати. Советский Союз. Всё из тех времен. Более-менее работало. Белье чистое. На кухне чайник, плита, раковина. Нормально. Стоимость — 3500 руб. за 3-местную комнату.

Так как приехали мы к вечеру, решили пойти в кафе на ужин. Нашли с трудом. Нас покормили, а на втором этаже гуляла свадьба. На обратном пути зашли в сетевой супермаркет «Титан». Прикупили еды на утро и в дорогу.

И спать…

Очень понравилась Кяхта, как с картинки. Время в ней как будто остановилось. Но при этом городок не пришел в упадок, как это часто бывает. Город, на самом деле, очень старый — 1727 года — и когда-то был очень крупным торговым центром. Сейчас, конечно, не то — маленький провинциальный, но какой-то гордый, что ли.

День седьмой. 15.07.2022 г.

Кяхта — Улан-Батор

Проснувшись утром — завтрак. У нас были с собой основные продукты. Сварили гречку с тушенкой, детям йогурты, купленные вчера. Собрали вещи и, снова заехав в «Титан», двинули на границу. Езды до пункта перехода 5 минут.

Перед погранпереходом большая парковка. Несколько ворот. Все в заборе. Красиво. Чисто. Травка.

Спросили, в какие ворота нам заезжать. Нам указали, разумеется, не на те, к которым мы подъехали.

Подъезжаем. Открывают ворота. Заезжаем по одной. Проверка документов на машину и паспорта. Дальше проезд на осмотр и паспортный контроль. Заезжаем под крышу, там стоят будки, в которых таможня, санконтроль, пограничник. Осматривается одновременно по 2 машины. Водитель выходит и оформляет машину. Особенность перехода границы на авто в том, что необходимо достать ВСЕ вещи из машины. Проверяют всю машину, открыв все двери, багажник, капот, бардачки. Вещи стоят в сторонке. Проходит таможенник с камерой и берет интервью. Есть ли запрещенные вещи и т.д. Проверяют чемоданы, сумки. Затем загружаются все вещи. Машина стоит. В соседней будке паспортный контроль. Стандартная процедура перехода границы. Ставят печати и все. Садимся в машину, через 50 м еще один пост, проверяют паспорта, отдаем квиточек, который выдали на первом посту с количеством человек в машине, и все. Открывают последние ворота, и мы на нейтральной полосе.

Через 50-70 м заканчивается асфальт и начинается Монголия. Заезжаем на санобработку. Заплатили 50 руб. На машину попрыскали из пульверизатора какой-то жидкостью. Кстати сказать, потом этот запах стоял, пока не помыли машину уже на обратном пути в Улан-Удэ. Далее стандартная процедура заполнения карантинных и таможенных бумажек. Паспортный контроль, оформление машины и почти все. Выезжаем к последнему шлагбауму, и нас не выпускают. Спрашиваем: почему и что делать? нас посылают в будку. Там сидит коммерсант, говорящий по-русски немного. Выясняется, что это страховка авто. Типа нашего ОСАГО. Стоимость в среднем 1400 руб. Заплатили рублями. Получили бумажку, и нас выпустили.

Первый приграничный городок на Монгольской стороне — Алтанбулаг.

Так как нас было 4 машины, процедура прохождения границы растянулась на 2 часа. На нашей стороне работало почему-то по одному инспектору. Было, наверное, рано. Мы проходили в 8:10. Надо сказать, что переход Кяхта работает круглосуточно.

Пока первые прошедшие границу ждали остальных, возле нас толпились менялы валюты. Мы отбивались для того, чтобы поменять со всеми и получить скидку.

Когда приехали остальные, мы посовещались и решили, что на границе менять не выгодно, всегда в таких местах курс занижен. Но одна машина поменяла. И надо сказать, забегая вперед, что курс оказался очень выгодным.

Еще один прикол был — 15 июля был последний выходной день. В Монголии был праздник, растянувшийся на 10 дней. Мы думали, что поменяем рубли в следующем большом городке Дархане в банке, но из-за праздника все банки не работали.

Дорога от границы до Улан-Батора 350 км.

Про монгольские дороги, наверное, многие слышали, что там направления по степи. Когда покупали страховку, спросили, как дороги до столицы. Нам сказали — плохо. Ну, мы посмеялись. Немного насторожились.

Итак дорога…

Первые 130 км отличная. Хороший асфальт.

Далее…

Немного предыстории. В 2019 в Монголии начали реконструировать федеральную трассу АН3 (Алтанбулаг — Улан-Батор), но началась пандемия COVID-19. Все ушли на карантин, и работа приостановилась почти на 2 года. Ремонтируют дорогу они не так, как в России. Они перекрывают полностью. А ехать как, спросите вы. Ну как — степь же кругом. А вокруг степные люди, хоть и на машинах. И как бы дорога сейчас проходит рядом с будущей трассой — везде в направлении «куда надо». Надо сказать, что дорогу новую делают они очень добротно, очень большие слои песка, щебня, сетки. Дорога почти вся 2 полосы в каждом направлении. Обещали закончить ремонт осенью 2023 года.

Итак, заехали мы в г. Дархан. Искали банки. Останавливаемся возле одного. Работают только банкоматы. Рядом еще один покрупнее. На входе объявление, что из-за праздника они не работают и самое ближайшее отделение, которое работает — это в аэропорту Улан-Батора и второе где-то в центре столицы. Здорово — 200 км! Но бензина нам хватит, а покупать по дороге мы особо не планировали. Так что доедем. Пока бродили между банками, оказали медицинскую помощь местному. У нас в команде был врач и медсестра. Оба имели медицинский стаж более 30 лет. У парня случился эпилептический приступ, и он на наших глазах упал и начал трястись. Наши медики не стали сильно что-то серьезное делать, но первую помощь оказали. Тем временем местные вызвали скорую. Увидев, что он отходит от приступа, мы покинули место.

Выехав за город, по дороге встретили импровизированную кафешку. Стояла юрта и под навесом рядом столики. Вывеска — хушууры. Это традиционное монголо-бурятское блюдо, похожее на чебуреки, только меньшего размера. Мясо, лук, чеснок, специи, все в тесте жарится. Купили первую настоящую аутентичную еду, покушали. Очень быстро, при нас приготовили. Ничего заранее не готовят, и, главное, стоит очень дешево. Настоящий сытный хушуур обошелся в 70 руб. Мы достали свои запасы, кому не хватило или кто захотел сладенького, и тут же под навесом перекусили. Надолго задерживаться не хотели, так как дорога была еще долгая и неизвестная.

Через минут 30 мы двинулись дальше. Через километров 10-20 новый асфальт кончился. Пошла гравийная дорога, это трасса уже новая, но без асфальта.

Затем эта дорога была перегорожена блоками, и путь уходил в степь. А там уж кто как хочет и может! И так километров 70. Затем участками дорога заходила на нормальный асфальт. И второй участок степной и гравийной дороги вышел около 50 км. Последний участок перед столицей — 40 км — хороший асфальт, новая дорога.

Монгольские дороги требуют отдельного описания. Дороги бывают плохие или хорошие, но все равно — это некий более или менее обозначенный путь. Здесь вообще не так! Представьте себе степь, по которой едут сотни машин в абсолютно разных направлениях — это дороги по-монгольски! Навигатор сходил с ума, и нам было как-то не по себе — мы понимали, что ехать надо «примерно в ту сторону», потеряться в монгольских степях не хотелось. Да и машинку жалко! В отличие от монголов — они гоняют, не щадя коня своего железного. В одном месте наши девочки с перепугу вышли из машин и пошли пешком со словами: «в эту гору на машине не заехать!» — настолько сильный был крен. Порой, действительно, было страшно — туда ли едем, доедем ли целые. Кстати, очень выручали рации (они были в каждой машине) — помогали обгонять на трассе (но это в России), а здесь — предупредить про ямы, найтись, когда разъехались на этом бездорожье. Но мы его преодолели!! Кстати, назад ехать было уже не так страшно, поэтому получилось быстрее.

В Монголии есть особенность — на дорогах стоят посты — взимают плату. Типа платная дорога. Платить 1000 тугриков с машины (хорошо, что у нас одна машина поменяла деньги. :)). Деньги берут за въезд в административный район.

Одним словом, намучились мы. Было очень много машин в попутном направлении. Народ возвращался с каникул.

Степные люди гнали, не жалея своих металлических скакунов. Несмотря на ямы и кочки.

Очень много Toyota Prius. Когда спросили, почему их столько — нам ответили, что хорошо заводятся зимой. В Улан-Баторе зимой бывает более 40 градусов минус.

Мы проехали по федеральной трасе с севера до столицы и от столицы на юго-запад, а также на юго-запад от столицы. Дороги плохи только по северной федеральной трассе. Остальные, по которым мы ездили — очень в хорошем состоянии.

Когда ехали по асфальту — любовались природой. Очень красиво. Степи, холмы. Дорога идет в основном по холмистой местности. Очень сильно отличается от того, что мы видели раньше.

О качестве дороги говорит то, что путь в 300 км от границы до гостиницы мы прошли за 10 часов.

Монголы очень нетребовательны к комфорту. Или, может ,у них свое понятие, отличное от нашего. По дороге очень часто встречали картину. Остановилась одна или несколько машин, кругом пыль от дороги, вышли из машины и устроили пикник. Дети с мячом, столики, перекус.

Часам к 7 вечера мы добрались до гостиницы. Заказывали через Booking.com. «Land Hotel».
Google говорит 4*. Гостиница обошлась в 41 тыс. руб. за 4 номера на 4 дня. Завтрак был включен. Для туриста гостиница просто огонь. До центральной площади пешком не спеша 20 минут. Неплохой район, магазинчики и прочее. Правда с едой не очень большой выбор рядом. В гостинице есть своя стоянка. Машины были перед входом, всегда на виду.

На ресепшене мы оформились, заплатили рублями. Поменяли валюту. Пошли в номера. Умылись, переоделись после 12-часовой езды по степи. Пошли искать ужин. В результате через дорогу нашли неплохой бар. Как оказалось, еще и с живой музыкой, играть начали в 21 час. С большим трудом, как всегда, на большую компанию с помощью google переводчика заказали на 11 человек ужин. Покушали и пошли спать.

Первый день в Монголии подошел к концу.

День восьмой. 16.07.2022 г.

Улан-Батор

Утром позавтракав в гостинице, собрались в город. Погуляли, посмотрев достопримечательности, попутно искали туристическое агентство, которое нас свозит по намеченным местам.

Улан-Батор не впечатлил, на столицу не тянет, скромненько, с моей точки зрения. Хотелось чего-то внушительного и пафосного — все-таки главный город страны!

С этим были трудности. Был выходной день. Суббота. Мы не могли найти.

Забрели в торговый центр. Побродив по нему, случайно встретили женщину, которая говорит на нашем языке. Разговорились. Оказывается, она училась в советской школе в Улан-Баторе. Закончила 11 классов. Она очень охотно помогла нам купить Sim карту. Рассказала много интересного. Пока оформляли карту, случайно разговор между продавцом карты и нашей женщиной подслушал стоявший в очереди мужчина и сказал, что у него есть знакомый, который занимается туризмом. Она взяла его номер, договорилась. Мы встретились с ним, он отвез нас на статую Чингисхана. Нам так хотелось посмотреть что-то еще, но ему надо было говорить конкретно куда, сам он не знал, что нам еще показать (тоже мне — абориген, называется!). Затем поехали в национальный ресторан. Дорого-богато, вкусно и любопытно, в ресторане есть открытая терраса, с которой открывается неплохой вид на столицу. Ужин завершил наш второй день.

Пока мужчины искали в торговом центре туркомпанию, женщины с детьми на улице ждали нас. И пока ждали, встретили бурятов, которые дали контакты еще одного турагента.

Договорились с ним о большом дисконте, и он согласился нас отвести к пустыне Гоби. Там же планировалась ночевка в юртах.

День девятый. 17.07.2022 г.

Улан-Батор — Гоби

Автобус за нами приехал около восьми утра. Погрузив вещи на 2 дня, мы сели в комфортабельный автобус мест на 15 и двинулись в путь.

Дорога заняла около 4 часов. По дороге заехали в юрту (не туристическую), посмотрели, как живут простые монголы. Выпили кумыса. Наделали фото. Довольно любопытно они живут, семья из пяти человек — двое взрослых и трое детей. В юрте из мебели буфет, две большие кровати и пара сундуков, больше нельзя, ведь они переезжают раза 2-3 в год. Держат табун лошадей — голов 100, как нам сказали. Но богатыми себя не считают, хотя стоимость грузовичка — это 3 лошади, хороший кроссовер — 5 лошадей. Дети учатся в интернате, домой приезжают на выходные. Вода привозная, электричество от солнечных батарей. Куда ходят в туалет — не понятно. Отапливаются буржуйкой, которую топят, простите, навозом, но тут же у печки стоит бутылка с Amway-им средством для мыться посуды — недешевое средство, я вам скажу. Монголия — страна контрастов.

По пути пообедали в кафе. Обед входил в стоимость экскурсии. Часам к 16 добрались до лагеря. Он состоял из 3 юрт для гостей и 3 хозяйских. Стационарный очень чистый туалет. У них нет мух. Еще тут же стоит стол и скамейки под навесом для трапезы гостям. Мы заранее через экскурсовода заказали Хорхог — мясо, тушёное в закрытом металлическом котле на раскалённых камнях; блюдо монгольской кухни. В эпоху Чингисхана хорхог готовился прямо в овечьей шкуре.

Это был потрясающий ужин. Нам приготовили целый таз мяса из молодого 3-годовалого ягненка. Местные почти не едят овощей. Правда в последнее время, благодаря соседям из Китая, овощи стали появляться в их рационе. Наш сопровождающий вместе с хозяевами накрыли стол. Все очень просто — нарезали овощи (помидоры, огурцы), хлебушек, таз мяса. Очень вкусный бульон. Блюдо пока готовилось, это часа 2 было, нас свозили на 2 экскурсии рядом.

Одна — в горах развалины старых монастырей. Вторая — начало пустыни Гоби. Надо сказать, место с монастырями и правда было намоленное. Пока мы там гуляли, приезжали много местных, ставили свечи, молились. В этих местах в 30-40 годах прошлого века власти разрушили все храмы. Печально.

Затем побродили по барханам.

Проголодавшись, приехали в свои домики — юрты. Ужин уже был готов.

Наш Борис (так он сказал его звать — сопровождающий), зная русский нрав, поставил водочку местную, девочки наши были подготовлены. У них вино было с собой.

Поужинав за беседой и разговорами про дружбу между Россией и Монголией, за рюмками чая, мы закончили трапезу.

После того как стемнело, запускали фонарики со свечками. Степь, света нет и тут фонарики — красиво.

У хозяев есть, разумеется, стадо: бараны, козы, овцы, верблюды, кони. Покатались наши дети на конях и верблюдах.

Юрты все со светом. Стоят солнечные панели и ветряк, аккумуляторы. Ко всем юртам провода. Под навесом тоже свет.

Ближе к полуночи легли спать. Надо обязательно сказать, что в пустыне ночью ужас как холодно! Девочки очень замерзли. Вечером не казалось, что будет так холодно, хотя мы подготовились — теплые вещи с собой были, но не оделись вовремя, вот и подмерзли.

День десятый. 18.07.2022 г.

Гоби — Улан-Батор

Утром подъем, туалет.

Завтрак был включен в стоимость. Нам накрыли стол. Обязательно монгольский чай, кипяток. Чай, кофе брали свой. Основное блюдо — жареные яйца. Так же подали 2 вида самодельных печений, булочки, варенье. Еще было блюдо, как они называют йогурт. Это что-то из молока, когда снимают пенку и она застывает. Что-то среднее между маслом и творогом, однородное. Вкусно, можно мазать на печеньки и булочки. Все свежее, свое.

Без суеты позавтракав, мы собрали вещи и в дорогу до гостиницы.

К вечеру добрались до гостиницы. Немного отдохнув, пошли отмечать последний день. Снова в 5 минутах от гостиницы нашли бар. Это был «Molly Malones Irish Pub». На удивление отличное место. Заказали еды, выпивки. Отдохнули и спать.

День одиннадцатый. 19.07.2022 г.

Улан-Батор — Улан-Удэ

Утром, забрав ланчбоксы с завтраком, отправились в обратный путь.

На окраине столицы мы заправились, зашли в магазин, оставили все тугрики, купив подарки, еды, воды и в путь. Кстати про магазины. В Монголии в магазинах все, как у нас, те же товары, те же цены. Много товаров из Китая.

Так как Монголия после праздников уже работала 3 дня, дорога, которая была в гравии разбита — приведена в состояние нормальное, при котором можно было ехать — прошли грейдерами.

Обратная дорога заняла намного меньше времени. Во-первых, было меньше машин, во-вторых, мы знали, куда и как ехать. Ехали мы всегда по навигатору. Он показывал путь по дороге, которую делали. Временами выходили на нее, в остальное время шли примерно рядом.

На середине пути нашли место, с кафе. Устроили обед. Заказали чай, кофе (был кофе аппарат с отличным вареным кофе), достали свои ланчбоксы, составили 3 стола. Спокойно покушали.

Двинулись дальше.

Через какое-то время доехали до границы. Заезжаем на нашу границу, на первом посту нас обрадовали, тем, что пройдем быстро. Так и случилось. Несмотря на то, что на досмотр было много машин, все они были монгольскими. Они в отдельной очереди. Мы были первыми в нашей очереди. Одна машина у нас была ну очень громкая. На границе нас узнали. Было приятно. Мы приготовили всем членам нашей поездки футболки с разработанной нами эмблемой, и во всех значимых местах мы их надевали. Благодаря футболкам и громкому авто нас узнали. Границу прошли мене чем за час. Тут же в 3 минутах заправка Роснефть. Где мы заправили машинки и заправились сами. И в путь.

К тому времени пятая машина наших друзей уже заселилась в снятые квартиры в Улан-Удэ. Туда мы и направились. Нам нужно было пройти 200 км до Улан-Удэ так, чтобы было не сильно поздно. Долетели хорошо.

Заселились в новом доме, получилось снять 2 квартиры, но в разных подъездах. Сделали ужин и спать.

День двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый 20-22.07.2022 г.

Улан-Удэ — Горячинск

Утром решили не завтракать в квартире, а покушать на выезде из города в какой-либо кафешке. Заправить авто.

По плану у нас была поездка на Байкал на север от Улан-Удэ в Усть-Баргузин . Хотели там в национальном парке на 3 дня остановиться в палатках.

Наши планы не совсем осуществились. Некоторые члены нашей группы начали простывать, и поэтому решили ночевать не в палатках, а под крышей. Пока ехали, нашли объявления через Интернет о сдаче домов. Созвонились. Договорились. Подъехали, осмотрели. Всем понравилось. По цене договорились. Ура!

Сняли дом в п. Горячинск. Поселок весь заточен под туристов. Наш дом 2-х этажный. 5 комнат, кухня. На территории стоял еще один дом, там были гости из Улан-Удэ. Поселок на берегу Байкала. До берега минут 15 через поселок пешком не спеша. Домик наш стоял в сосновом бору. На территории была баня, душ, летняя кухня. В кухне вся посуда, 2 плиты. Газовая и электрическая. Вода. Домик очень понравился, очень уютно было. Стоимость вышла по 1000 руб. за койку. Детей особенно впечатлили кролики в вольере на территории.

В поселке курорт. Горячие источники. Лечат. Сходили мы к тем источникам. Там даже табличка Минздравовская есть о том, что вода лечебная. Но там ручеек по колено, куча народу и в самом начале сидит пьяный местный весь в болячках и громко вещает о том, какая чудесная вода. Короче, глядя на него, мы не захотели даже ножки помочить здесь.

Тут мы прожили 2 дня.

На второй день поехали в национальный парк — Парк дикой природы.

Въезд на территорию заповедника платный. За машину берут и за пассажиров (150 руб. — машина, 100 руб. — взрослый, дети бесплатно).

Проехали пост и 30 км снова грунтовка. Доехали до полуострова, на котором находится мыс Святой нос. По берегу Баргузинского залива находятся несколько кемпингов. В других местах останавливаться нельзя. Очень большие штрафы. Наш путь в заповедник закончился тут. Тут мы встали. Загорали, купались, пообедали. Одна семья из нашей команды решили подняться в гору по «тропе испытаний». Путь у них занял часов 5. Мы их не дождались, встретились уже в домике.

На следующий день в наш дом должны были въехать другие постояльцы, о чем нас сразу предупредила хозяйка. Нам пришлось искать новый дом. Так как деревня небольшая, мы попросили нашу хозяйку найти нам дом. Она помогла, и мы сняли другой. Цены хорошие. За дом на 11 человек с удобствами мы заплатили 10 тыс. руб. за ночь. В домике было 2 туалета, душ. Летняя веранда посуда, плита.

Такая же цена была и в первом доме.

Спальных мест хватило на всех.

Тут стандартно, вечером ужин, настолки, песни и спать.

День пятнадцатый 23.07.2022 г.

Утром подъем, завтрак. В дорогу. Дорога до Улан-Удэ. Расстояние 170 км. Разместились в гостинице «Прага». Классные номера, завтрак. Стоимость 2100 руб. за 3-местный номер с завтраком.

Разместившись в гостинице, мы поехали по городу. Заехали поесть бууз. Прогулялись по пешеходной улице (местный Арбат). Магазин с сувенирами. Посмотрели на город с места, где был основан город. Сейчас там стоит памятный крест. Посетили Дацан. Вот здесь действительно очень красиво. Находится он на горе. С него виден весь город. Вечер завершили ужином в отличном ресторане — «Орда». За всю поездку, где мы ели, — это место, в котором понравилось всем без исключения. Было здорово все — обслуживание, подача, блюда. Все вкусно, очень красиво, без задержек. Блюда приносили быстро. Потратили 4390 руб. Но там было ооочень много еды.

После ресторана заехали за продуктами и водой в дорогу и спать.

День шестнадцатый, семнадцатый. 24-25.07.2022 г.

Улан-Удэ — Чита

С этого дня началась дорога до дома.

Все стандартно. Подъем завтрак, заправка, выезд.

Дорога до г. Чита. Ночевка в той же гостинице, что и по дороге туда. Выезд.

Тут мы решили отступить от ночевки в Могочи и заночевать немного дальше — в п. Ерофей Павлович.

Заселились мы в гостиницу. На подъезде к поселку у нас на 3 машинах бензин был близок к 0 или даже больше. Показывал компьютер — 0 километров возможного пробега на протяжении 10 км. На подъезде к повороту на поселок с федеральной трассы — спасительная заправка. Заезжаем, бензина нет! Спрашиваем у местного: «В поселке есть бензин?». Говорит, что нет. Ну, нам выхода нет. Едем туда, все равно гостиница заказана. По пути заезжаем на заправку и чудо — есть 92-й бензин. Заправляемся, только наличка.

Заселяемся в гостиницу «Удача». В гостинице 2 этажа, в основном 3-местные номера. Удобства на этажах. Душ, туалет. Все чисто, аккуратно. Есть кухня с холодильником и всем необходимым для готовки, плита. 2 люкса с удобствами в номерах.

Очень хочется отдельно отметить эту гостиницу! Так отвратительно нас не принимали нигде! Администратор — хамка, каких еще поискать. Причем встречать с претензиями она вышла к нам сразу на крыльцо. Всё подозревала нас, что мы заселимся большим количеством, чем было заказано. И всё в такой хамской подаче, просто кошмар какой-то. Утром своей сменщице на всю гостиницу еще при нас орала, чтоб та проверила, не украли ли мы полотенца. Уж не знаю, чем мы прогневали эту «милейшую» женщину, но впечатление от гостиницы — твердая единица! Стоимость — 800 руб. койко-место.

День восемнадцатый 26.07.2022 г.

Ерофей Павлович — Циолковский

В этот день мы поехали на космодром. Проезжая мимо было бы непростительным не заехать на него. Дома мы заказали тур на космодром г. Циолковский, Амурской области. Так как объект стратегический, необходимо было оформлять доступ туда, пропуска, экскурсии. Все это нам сделали в туристической компании. Оплатили проживание в гостинице, встречи, экскурсии. Доехав до города, остановились на КПП.

Нас встретила девушка, представитель службы безопасности Роскосмоса. Проверили документы, сверили с поданными. В ее сопровождении мы доехали до гостиницы «Восток». Замечательная гостиница. Территория ухоженная, мангальные зоны, банька. Стоимость — 2500. Ужин и завтрак были вкусные, как дома.

День девятнадцатый 27.07.2022 г.

Утром за нами приехал автобус от туристической компании. В сопровождении гида и девушки с Роскосмоса нас повезли на космодром. По пути мы заехали в новый микрорайон, который построили для работников космодрома и продолжают строить. В новом городке есть все для автономного проживания. Магазины, школы, детские сады. Гостиница наша была на территории старого городка, в котором жили военные еще в советское время. Раньше там была военная ракетная часть стратегического назначения.

Затем нас завезли в музей. Провела экскурсию женщина, которая родилась тут, она полностью сама собрала экспонаты. Вернее, она начала собирать. Очень интересно рассказала. Так мало стало увлеченных грамотных рассказчиков, что слушать этого экскурсовода было одно удовольствие! Всем рекомендуем этот музей к посещению.

Далее мы выехали из городка и поехали к космодрому.

По дороге КПП. Так как мы экскурсия — все согласовано, нас пропустили быстро, 5 минут и все.

Далее заехали на объект, на котором собирают ракеты. Ракеты приходят в разобранном состоянии из нескольких модулей и тут собирают в единое целое. Очень все секретно. Снимать нельзя. Девушка все время наблюдала. На въезде досмотр. Строже, чем в аэропорту. Досмотр металлоискателями, досмотр сумок, рюкзаков. Проход через рамки. Отдельно досматривают автобус. После экскурсии все то же самое. На территории сборочного комплекса показывают зал, в котором собирают ракеты. Он настолько огромен, что в нем одновременно могут собирать 4 ракеты. С данного комплекса собранная ракета на платформах едет на стартовый комплекс.

Снимать можно только сборочную башню на стартовом комплексе снаружи. Где ставят ракету и заправляют топливом. Причем фото можно только на телефоны.

Пообедав в столовой, мы поехали на стартовый комплекс. Впечатляет — сказать мало. Восторг! Зашли внутрь, посмотрели. Вышли наружу. Сделали фото.

На этом наша экскурсия по космодрому закончилась.

Бывают еще экскурсии с просмотром запуска ракеты. Но, во-первых, не водят в сборочный комплекс, во-вторых, народу очень много, а в-третьих — дороже.

Отвезли нас до гостиницы, где уже были готовы машины наши. С утра все загрузили. И в путь.

Следующая и последняя ночевка — Новобурейский. К вечеру доехали до гостиницы «Бурея». Взяли 3 номера. Вышло на троих — 3000 руб. Ужин и спать.

День двадцатый 28.07.2022 г.

Утром проснулись. Завтрак. В гостинице есть кафе. Пришли к открытию, но после 2 заказов у них кончились яйца. Нам не смогли сделать яичницу. Но блины сделали. Приготовили кашку. Ну, в целом позавтракали. Решили заехать еще на ГЭС. Она в нескольких километрах. Посмотрели. Маленькая, не самая большая на каскаде Бурейских ГЭС. Но интересно.

И все, путь домой. Последние несколько сот километров, и мы дома.

К 17 часам мы прибыли в Хабаровск.

Немного статистики.

Расчет на одну машину Toyota Harrier 2001 г. 2.4 л. и семью (2 взрослых и ребенок 13 лет).

Общий пробег — 8000 км.

Бензина — 615 л.

На бензин потрачено — 30750 руб.

Гостиницы и проживание — 35700 руб.

Питание — 31884 руб.


Дром

Комментарии

Nikita(Kit)Morozov
Хабаровск
Монголия- страна контрастов, попадая в нее сначала шок, потом привыкание, а потом хочется вернуться. Страна синего неба. Конечно, вы видели только въезд в нее. а еще столько всего интересного. Чтобы проникнуться Монголией надо стать самому стать кочевником.
51
4
Ответить
Классный и информативный отчет! Спасибо! Сам тоже мечтаю побывать в Монголии. Но фото дорог там пока сдерживают от поездки... Подождем пока достроят...
41
3
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 489
В Ерофее П. две гостиницы "Удача". Мы останавливались в той,что на ЖД вокзале, ул.Вокзальная,29. Все было достойно: чистые номера и места общего пользования; администратор-милейшая женщина. От отдыха в этой гостинице только хорошие впечатления.
Спасибо за рассказ о Монголии. Удачи в новых путешествиях!
24
1
Ответить
15458072
Прочитал с удовольствием. Спасибо! Занесем в планы на будущее.
24
2
Ответить
 
Сообщений: 7487
Журавли летят в Китай...
TURBOCAFE здесь все секреты
4
3
Ответить
 
Ахтубинск
Сообщений: 4
Спасибо, интересно пишете, хороших путешествий в дальнейшем!
20
2
Ответить
Николай
Томск
Супер! Оч классно )
7
1
Ответить
Гражданин Мира
Краснодар
Никогда не поеду в Монголию, но почитать и посмотреть фото интересно.
10
10
Ответить
Виктор
Братск
Мы 20-го июля проезжали КПП Кяхта,тоже в Улан-Батор, с нас ничего не брали,никаких страховок.
4
1
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
@ @@
Классный и информативный отчет! Спасибо! Сам тоже мечтаю побывать в Монголии. Но фото дорог там пока сдерживают от поездки... Подождем пока достроят...
Да вообще они строят. Центр (возле столицы) в асфальте. Может где-то в далёкой степи ещё плохие. А так - надо ехать.
5
 
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Lindu
В Ерофее П. две гостиницы "Удача". Мы останавливались в той,что на ЖД вокзале, ул.Вокзальная,29. Все было достойно: чистые номера и места общего пользования; администратор-милейшая женщина....
Мы тоже в ней именно были. Да все чисто, хорошо. Но администратор была - беее. Из за нее 1 бал.
8
1
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Aleksis30
Спасибо, интересно пишете, хороших путешествий в дальнейшем!
Спксибо
2
1
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Николай
Супер! Оч классно )
Спасибо
2
 
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Гражданин Мира
Никогда не поеду в Монголию, но почитать и посмотреть фото интересно.
Зря. Очень интересно
4
2
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Виктор
Мы 20-го июля проезжали КПП Кяхта,тоже в Улан-Батор, с нас ничего не брали,никаких страховок.
Странно очень. Мы все 5 машин заплатили
2
1
Ответить
15826794
Якутск
Ездили летом в Монголию на озеро Хубсугул через Монды. Атмосферное место. Ехали из Якутска. Заездом на Байкал.
14
2
Ответить
15216479
Молодцы 5 +
6
 
Ответить
  
Ufa
Сообщений: 463
Очень интересно написано
Ширли-Мырли, Шир-Манирли...

ОСАГО, КАСКО, Техосмотр
7
2
Ответить
  
Самара
Сообщений: 335
Читал - не оторваться. Увлекательный, подробный, полезный отчет. Спасибо большое автору.
17
2
Ответить
Константин
Усть-Илимск
Отличный рассказ, познавательно.
11
2
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1554
Были в конце июня в иволгинском дацане, но никто не требовал денег за вход к ламе Итигэлову
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"
4
 
Ответить
Виктор
Братск
Не хрен там делать и смотреть в этой Монголии, ну уж если сильно приперло то, лучше самолетом или на поезде. Дорога это полный пипец, я хотел развернуться и обратно поехать, "хорошо" что оказалось только ~80 км этого трэшака(1-я передача в основном иногда даже на сцеплении,2-я это вообще,кажется всю жизнь бы на ней ездил). В Баторе машина тоже не нужна, пробки дичайшие и во всем городе, включая улочки и переулки.Хорошо только то, что ПДД тут не существует и тебе всегда и везде пропустят и уступят при необходимости!
12
23
Ответить
Гражданин Мира
Краснодар
dkhv
Зря. Очень интересно
Не спорю. Потому и говорю, что очень интересно почитать и посмотреть Ваше путешествие. Но себе отметил другие обязательные места для посещения, а до Монголии думаю уже не доберусь, жизни не хватит просто. )
6
 
Ответить
Владислав
Улан-Удэ
Хорек скушал 7,7 литра на сотку???
3
3
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Виктор
Не хрен там делать и смотреть в этой Монголии, ну уж если сильно приперло то, лучше самолетом или на поезде. Дорога это полный пипец, я хотел развернуться и обратно поехать, "хорошо" что оказалось...
Да дорожка сейчас (временно от границы в общей сложности километров 100 с копейками) треш. Но прошли же. И у нас был старый спринтер Тойота. Низкий и убитый. По Батору - да пробки. Но мы и не ездили на своих.
4
 
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Гражданин Мира
Не спорю. Потому и говорю, что очень интересно почитать и посмотреть Ваше путешествие. Но себе отметил другие обязательные места для посещения, а до Монголии думаю уже не доберусь, жизни не хватит просто. )
👌
3
 
Ответить
   
автор
Хабаровск
Сообщений: 24
Владислав
Хорек скушал 7,7 литра на сотку???
Да было по трассе. Фото с компа. Сам в шоке. Не думал, что такое может быть
2
1
Ответить
    
НОВОСИБИРСК
Сообщений: 57052
Последние два отчёта про Монголию читать интересно, но они же отбивают желание ехать туда)))
3
2
Ответить
    
Ачинск
Сообщений: 1270
в августе ездил через Монды до Улан Батора,выход был в Кяхте, Хубсугул прошел на гранд витаре трёхдверке рамной за 10 часов(170 км) 90% опрашиваемых как ожидающих на границе так и в Монголии, что у наших, что у монголов,что на моей машине и в одиночку без подготовки,лебёдки,хайджека и т.д. не пройду, сутки перед этим ливни были, и Улан Батор проезжали да статуи Чингисхана, по пробкам, они начинаются после обеда,всё нормально,можно освоится ,главное бибикать подольше))) с Улан Батора до границы доехал за 8 часов, надо просто уметь везде ездить как Монголы, я научился))) в Монголии второй раз и ещё поеду!
8
1
Ответить
7282033
Обапдеть ИПСУМ 2 АЗ.Комсомольск на Амуре- Горячинск-Комсомольск на Амуре с заездами в города 4 человека 6940 км.754 литра.Экономично ВЫ по топливу.
 
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 600
filatich
Последние два отчёта про Монголию читать интересно, но они же отбивают желание ехать туда)))
Это ненадолго, через несколько км асфальта все забывается.
2
 
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 147
Прочитал. Ваш рассказ. Весьма забавно. Столько точек. В тексте. Не встречал.))) И таких коротких предложений тоже)))
2
6
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 1554
Как показал себя в дороге Кариб?
"В чем Сила, Брат? Сила, Брат, она в Ньютонах!"
 
 
Ответить
Максим
Владивосток
Добрый день. Подскажите - Где покупали двухдневную экскурсию, сколько по деньгам вышло?
1
 
Ответить
 
Сообщений: 172
Подскажите в Улан-баторе есть 98 бензин?
 
 
Ответить
алена алена
Привет всем! были в Монголии в 2024 году, проехали : Улаангома - Улан-Батор- Даланзадгад ( асфальт) -Баянзаг- пески Хангоры Элс направление, лучше повыше и 4 вд. Готовились к поездке очень основательно, но в итоге оказалось, что многое не пригодилось. Кемпенги везде есть, по всей дороге, связь лучше чем в России!!!! Юнител. Удивительная, не обычная страна, которая достойна посещения, Монголия отстраевается, возле Улан-Батора шикарные отели,у нас нет таких! А про культурные и природные достопримечательности и говорить нечего, лучше увидеть!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром