2015. Яхтинг для начинающих. Майский тур по греческим островам с бонусным автопробегом по Турции

10.03.2016 | 10322 просмотра

Скоро отпуска заканчиваются, да нескоро отчёты пишутся :). Выкроилось, наконец, время для трансформации впечатлений в печатно-буквенный вариант. Поскольку написание отчётов стало уже доброй, и надеюсь, интересной традицией, наше майское двухнедельное путешествие решено тоже не оставлять без внимания. Несмотря на то, что формат этой поездки несколько выбивается из тематики данного сайта (drom.ru), все же было решено разнообразить повествования об автомобильных поездках, включив в отчёт описание морской части нашего путешествия, хотя, автомобильная часть тоже присутствует.

Отчёты о предыдущих поездках уже выкладывались на drom.ru ранее:

2011 год: Томск—Европа летом 2011 года. 18 000 км за 44 дня

2012 год: Из Томска в Канаду: 4500 км по восточной Канаде, или 26 дней на другой стороне шарика

2013 год: Из Томска к альпийскому перевалу Passo dello Stelvio и обратно (через «тридевятое царство»)

2014 год: Томск-Европа 2014. Двойной переход через Альпы, или путешествие по суворовским местам.

Очередной, после последнего путешествия, год пролетел не то, чтобы незаметно, но как-то стремительно. Кризис пришёлся пусть не серпом по междуножью, но отпускные аппетиты пришлось заметно поумерить. Курс валют и стоимость бензина оказались очень конскими — ехать на машине в сторону Европы нынче получается весьма расточительно. Прикинули бюджет на отдых и поняли, что не устали совсем в этом году :). Да здравствуют огородно-ремонтные каникулы!!! Обычно к Новому году у нас весь расклад по будущей поездке, включая брони гостиниц, был готов. А тут пока сидим и не дёргаемся, но шило в одном месте уже свербит, и его там не утаить. И вот, примерно в конце февраля, неожиданно подвернулся весьма заманчивый и авантюрный вариант. Коллега по работе подыскивает компаньонов для перегона яхты из Турции в Грецию. Владелец яхты, он же по совместительству и капитан, хранит яхту на зимней стоянке на турецком побережье (там дешевле), а в тёплый период года перегоняет её в зону шенгенского средиземноморья, где катает по волнам и с ветерком морячков, опытных и не очень, вроде нас.

Время предполагаемой поездки как раз совпадает с затяжными майскими каникулами, плюс неделька. Время на принятие решения — 24 часа, иначе вариант сорвётся. В реалиях нам понадобилось минут двадцать, чтобы поколебаться, все взвесить, обдумать и решиться на непривычную для нас авантюру. Остальное время потрачено на поиск и покупку авиабилетов, а также урегулирование бюрократических процедур с незапланированным переносом части отпуска. Шенгенские визы в наших загранпаспортах сроком годности до 2018 года. Мы всегда готовы, как те пионеры. Только вот 13-летнюю дочурку в этот раз оставляем дома :(. Дочурка не особо вдохновилась таким способом путешествия, да и капитан поостерегся брать на борт несовершеннолетнего пассажира под свою персональную ответственность. Едем в этот раз в усечённом составе, непривычно.

Пытаемся хоть немного подтянуть матчасть, смотрим образовательные ролики на youtube, пытаемся вязать морские узлы и стараемся разобраться, куда обычно боцман пристраивает ржавый якорь. Как показывает практика, без теоретической подготовки иногда бывает туго. Коллега, пригласивший нас в этот вояж, уже имел опыт в виде яхтенной школы и пары двухнедельных ходок на арендованных лодках. Мы же, что в яхтах, что в парусах понимаем не больше, чем в балете. Жюль Верн и Стивенсон, конечно же, прочитаны ещё в далёком детстве, тяга к приключениям и путешествиям по неизведанным странам и островам осталась, но практического опыта хождения под парусом никакого, да и теоретических познаний в мореходстве тоже ноль. Зато помним, что мох растёт с северной стороны деревьев, для ориентации на местности навык очень полезный, в море обязательно пригодится. Прорвёмся, как обычно!!!

Хочется немного остановиться на кратком описании транспортного средства на котором нам предстоит плавать, то есть ходить, по морю.

Модель лодки Hanse 470 — типичный представитель яхт-круизеров. Производители обещают минимум усилий и максимум комфорта.

Водоизмещение около 12 тонн. Длина лодки 47 футов, что составляет чуть меньше 15 метров. С ходу оценить трудно, по размеру соизмерима со средней фурой, весит примерно столько же — так более понятно :). Высота мачты с семиэтажный дом, около 20 метров. Впечатляет, хотя и не смотрится так грандиозно.

Выглядит плавательное средство этого типа примерно так (фото из интернета):

Помимо паруса яхта оборудована дизельным двигателем на 75 кобыл. Три каюты, два санузла — гальюна с унитазом и душем. Камбуз совмещён с кают-компанией, есть кухня с мойкой, холодильник, газовая плита с духовкой на подвесах против качки (борщ можно варить даже во время шторма). Розетки на 12 и на 220 В. Все необходимые блага цивилизации на борту присутствуют. Быт продуман, хотя и без особых излишеств.

Две каюты для команды по размеру примерно как купе в поезде, только без верхних полок. Пространство только для поспать, а больше и не требуется.

Капитанская каюта, расположенная в носовой части, чуть просторнее с персональным санузлом и более широким топчаном.

Как поётся в известной детской песенке: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». В нашем случае название нейтральное, но красивое и больше ассоциирующееся с революционным выстрелом по Зимнему, чем с богиней утренней зари. «Аврора»!!!

Составление маршрута, бронирование гостиниц и автомобиля для сухопутного путешествия по континентальной Турции — процесс тоже интересный и, местами, даже захватывающий. План путешествия получился примерно такой:

2 мая — вылет из Новосибирска до Стамбула.

3 мая — загрузка на яхту в турецком городе Дидим (примерно 850 км от Стамбула).

4 мая — выход в море и неделю куролесим по греческим островам в юго-восточной части Эгейского моря (район Додеканес).

11 мая — высаживаемся на греческом острове Кос, освобождаем лодку для следующих «гавриков». А с острова Кос уже на пароме переходим в турецкий г. Бодрум.

12 мая — берём в Бодруме авто в прокат и неспешно шуруем до Стамбула, по пути осматривая понравившиеся достопримечательности. У нас на всё-про-всё три дня.

16 мая — сдаём машину в Стамбуле.

17 мая — вылет из Стамбула до Новосибирска.

Схема-маршрут самостоятельной части нашего путешествия вырисовывается примерно так:

Всё готово. Поехали!!!

01 мая 2015 года.

Во второй половине дня неспешно выезжаем из Томска в г. Новосибирск. Решено ехать на нашей машине Mazda MPV. Четыре персоны разместились с комфортом. Все штатно и обычно. Ближе к ночи были уже в Толмачёво. Автомобиль оставили на стоянке «Аэропорт-Сервис», расположенной в полутора километрах от аэропорта. Цена удовольствия — 100 рублей за сутки + бесплатная доставка к терминалам и по обратному прилёту встреча и доставка на микроавтобусе к месту стоянки нашего авто. Удобно, дёшево и сердито.

02 мая 2015 года.

Томительное ожидание вылета и ненавязчивый аэровокзальный сервис. Международный терминал в Новосибирске пока находится в полудостроенном состоянии, размещаться там весьма некомфортно, поэтому оккупируем зал для внутренних полётов. Я не был в Толмачёво с 1991 года, многое тут, конечно, изменилось в лучшую сторону, но перманентный ремонт всё равно напрягает.

Авиабилеты мы с коллегой приобретали в разное время и летим разными рейсами. Он с женой летит до Москвы, там пересадка до Стамбула. Мы же решили воспользоваться услугами турецкой авиакомпании «Turkish Airlines» — прямой рейс Новосибирск — Стамбул. Цена билета чуть более 20 тыс. рублей с человека, через Москву на 2 тысячи дешевле, хоть и дальше. Странная, кстати, ценовая политика у наших авиаперевозчиков. Все основные рейсы через Москву. Жутко неудобно. Про ценообразование — отдельная песня.

На период всей поездки активировали услугу «Ноль без границ» от сотового оператора МТС. Все входящие звонки для нас были бесплатны, чем постоянно пользовались. Стоила эта «радость» на этот момент 60 рублей в сутки, хотя летом 2014 года та же самая услуга обходилось по 30 рублей за день. МТС всегда на шаг впереди, только подумал, а деньги уже сдёрнули :).

Наш вылет около 4 утра. Паспортный фейсконтроль пройден успешно, добро от таможни получено. Загружаемся в самолёт согласно купленным билетам и зарегистрированным местам через стыковочный хобот-переход.

Кормили на борту достойно, на винцо или на что-нибудь покрепче, для желающих, не поскупились. Шестичасовой перелёт прошёл на удивление быстро, но, кресла в Boeing 747 не очень удобные, и качественно покемарить не удалось. Зато каждое кресло оборудовано персональным дисплеем, по которому можно и в игры поиграть, и музыку послушать, и кинофильм посмотреть.

Сверху Стамбул напоминает картинку с Google.map. Кораблики по Босфору шныряют из Европы в Азию и обратно. Наверное, каждый русский человек помнит, что Стамбул — это город контрастов :).

Приземлились. Похлопали. Международный аэропорт имени Ататюрка, несмотря на обилие рейсов, немноголюден, чего не скажешь о нашем Домодедово. Процесс прохождения визовых и таможенных процедур организован грамотно и без суеты. Получаем заветный штампик в паспорт — «сезам» открыт!!! Welcome!!! Неспешно получаем багаж, конвертируем немного деньжат в местную валюту (чтобы мелочь по карманам была) и отправляемся знакомиться с особенностями местного метрополитена.

Первым делом покупаем IstanbulKart — универсальную карту для оплаты всех видов городского транспорта в Стамбуле. Стоит карта около 7 турецких лир. Ещё двадцатку лир кладём на карту, используя незатейливый терминал на входе в метро. Разобраться несложно, смотрим как делают местные и повторяем. Проезд в метро стоит около 4 лир при оплате жетоном и около 2 лир при оплате картой, плюс прогрессирующая скидка на каждую последующую поездку, действующая в течение нескольких часов. На момент поездки 1 турецкая лира стоила около 20 российских рублей. Необязательно покупать IstanbulKart для каждого, можно обойтись одной на всю банду, лишь бы денег на ней хватало.

В метро прохладно и немноголюдно, есть возможность присесть и вытянуть ноги. Сейчас наша цель — центральный автовокзал Otogar, находящийся на одноименной станции метро. Ехать от аэропорта минут двадцать.

Автовокзал Otogar — весьма удивительное сооружение (фото из интерента). Место пёстрое и шумное, напоминающее базар с огромной двухъярусной парковкой для автобусов. В Турции сотни автобусных компаний, а автовокзал обеспечивает только помещения для офисов и площадки для автобусов.

Мы уже знаем куда идти, ведь мы подготовились. Нам нужно в офис № 50, где разместилась транспортная компания Metroturizm (http://www.metroturizm.com.tr/en-default.html). На автобусе именно этого перевозчика мы намылились добраться до города Дидим (Didim), где наша яхта уже стоит под парами. Ехать до г. Дидим около 850 км, для нас удобен ночной рейс в 21:30. Цена 1 билета составляет 85 лир. Пробовали взять билеты заблаговременно через интернет, но интерфейс сервиса on-line оплаты оказался весьма недружелюбным. Банковские карты, эмитированные в России, почему-то не катят. Пробовали карты разных банков и разных платёжных систем, безрезультатно :(. Покупаем 4 билета на месте, оставляем багаж тут же в офисе в камере хранения и отправляемся на ознакомительную прогулку по Стамбулу. Наши компаньоны, летящие через Москву должны присоединиться к нам около 15:00. До отправления автобуса ещё практически целый день впереди. Хватит находиться и упасть без задних ног :).

Основные туристические достопримечательности оставляем на обратный путь, а пока почти бесцельно шляемся по старому городу, наслаждаясь восточным колоритом. Народу в Стамбуле как гуталину, по официальным данным около 14 миллионов человек, даже больше чем в нашей «неризиновой».

Удивило обилие парикмахерских, причём стригутся и гламурятся там, в подавляющем большинстве, одни мужики :).

Отшагали почти 30 км, и первый транзитный день завершился поеданием местных национальных деликатесов в уютном ресторанчике и неспешной погрузкой в автобус на автовокзале.

Автобус оказался очень комфортабельным и располагающим к длительной ночной поездке. Автобусный способ передвижения в Турции очень развит, и большинство пассажиров отдают предпочтение именно ему. И неудивительно. Не дорого и достаточно комфортно. Впередистоящие кресла в автобусе оборудованы цветными мониторами, по которым можно или киношку посмотреть (на английском или турецком языке), или в игрушки поиграть. Проворный стюард в течении всей поездки очень качественно выполнял свою работу. Всю ночь разносили воду-чай-кофе, пару раз кормили и разок угощали мороженым. Удобно, только вот полноценно задрыхнуть у нас опять не получилось :). Но, в целом, ночная поездка до Дидима оставила приятные впечатления.

03 мая 2015 года.

Рано утром выгружаемся на автовокзале г. Дидим. Вездесущие и навязчивые таксисты тут как тут, готовы везти куда угодно, хоть обратно в Томск, но нам пока туда не надо :). Наша цель на сегодня — яхтенная стоянка D-Marin. Ехать около 5 км, цену по доброте душевной нам зарядили в 30 лир, но пятачок удалось выторговать. Домчались с ветерком и очень быстро. Поразились местной манерой проезда перекрёстков: на подъезде к ним водитель жмёт на клаксон и, не сбавляя скорости, проносится через перекрёсток, даже не глядя по сторонам. Кто первый бибикнул, у того и приоритет :).

Несмотря на начало мая, погода по-летнему ласковая. С превосходным настроением вываливаемся из такси и направляемся на проходную. Охрана на вид суровая, но доброжелательная. Мышь посторонняя на территорию яхтенных причалов не проскочит, но о нашем приезде администрация была проинформирована, и нас любезно доставили до нужного пирса на электрокаре. Добрались!!! Знакомимся с капитаном, нашим соотечественником из города Владивостока, занимаем каюты, теперь можно расслабиться и осмотреться. На ближайшую неделю яхта — наш дом и транспортное средство в одном флаконе.

Хотелось бы уделить немного внимания гавани для яхт D-Marin http://www.d-marin.com/. (37.337443, 27.261554) (Фото из интернета).

Акватория вмещает несколько десятков разнокалиберных яхт, многие из которых пребывают здесь в длительной спячке, пережидая ненастное межсезонье. Здесь же присутствует корабельный док, банно-прачечный комплекс, небольшая гостиница и питейно-развлекательные заведения.

Электричество и пресная вода подаются на пришвартованные яхты через специальные распределительные колонки, понатыканные вдоль причалов в большом количестве.

Яхта «Аврора», под парусом которой нам предстоит ходить по волнам, зиму зимовала здесь. Капитан живёт на яхте уже несколько недель, подготавливая её к летнему сезону навигации. Благо, для этого здесь созданы все условия — можно и лодку арендовать и такелаж со снастями при необходимости подшаманить.

Начинаем потихоньку осваиваться, получаем вводный инструктаж и первоначальные целеуказания. Гальюн не засорять, с мачты не прыгать, забортную воду не пить! Примеряем и регулируем под себя спасательные жилеты, в надежде, что не понадобятся :). Многое в первый раз и действительно интересно и познавательно.

Круг наших матросских обязанностей незатейлив, но разнообразен. Грот поднять — грот опустить, стаксель смотать-размотать, шкот подтянуть-ослабить, якорь отдать-поднять, швартовы отдать-принять, кранцы снять-повесить. Сложного ничего нет, но, естественно, надо чётко представлять, что делаешь и синхронизировать свои действия с действиями других членов команды, ну и, главное и основное, слушать указания капитана, на котором, собственно, и лежит весь груз ответственности. Разбираемся с кухонным оборудованием и системами жизнеобеспечения, выясняем как на стоянках подключается пресная вода и электричество.

Утверждаем список продуктов и отправляемся в супермаркет, находящийся тут же на территории гавани. Продукты поместились в две тележки, плюс ещё тележка с бутилированной питьевой водой. Шопинг обошёлся примерно в 100 евро. С голоду точно не опухнем :).

Очень много народу обитает на причаленных яхтах, многие живут здесь месяцами, тусовка своеобразная, но не буйная.

Американцы с соседней лодки невзначай презентовали нам полведра свежевыловленной рыбёшки, за что были одарены парой бутылочек пива. Вот такой вот международный обмен: они с пивом, мы с ужином. Мир-дружба-жвачка, ну и рок-н-рол без наркотиков :).

Коллегиально чистим рыбу и обсуждаем список островов и мест, которые хотелось бы посетить. Пока все условно и приблизительно, более точный маршрут будет зависеть от погоды, направления ветра и Провидения.

С нетерпением ждём следующего дня, шляемся по окрестностям, наслаждаясь пребыванием на побережье и жадно вдыхая морской воздух. А в Сибири тем временем ещё снег далеко не везде сошёл :).

04 мая 2015 года.

Рассвет подкрался незаметно. Свистать всех наверх!

Согласно морским суевериям, выходить в море в понедельник — дурная примета. Хуже может быть только пятница, 13-е :). Но мы всё же готовы сняться с якоря и отправиться бороздить просторы маленькой части Эгейского моря.

Без накладочек, конечно же, не обошлось. Местные нерасторопные «сервис-мены» промурыжили две недели с ремонтом навесного двигателя для надувной лодки — «тузика». Давали зуб, что доставят мотор накануне вечером, но утром, как водится, ни зуба, ни двигателя. Пришлось брать за жабры начальствующего аборигена, который божился, что через 30 минут движок будет у нас на борту. В слова и обещания, естественно, не верим, настаиваем на совместной поездке в ремонтную компанию. А со сборкой двигателя там даже ишак не валялся, пришлось стоять над душой и напрягать работяг собирать как есть. В итоге несколько часов потеряли, мелочь, а неприятно. Сервис, стремящийся быть по-европейски цивилизованным, в реалиях оказался весьма мозгоклюйским.

Выездные штампики в паспорта проставлены ещё с вечера.

Все готовы. Поднять якоря!

На выходе из акватории порта заправляемся дизтопливом на 200 лир. Процесс заправки практически ничем не отличается от автомобильного. Устройство заправочной станции тоже. Главное, когда отчаливаешь, не забыть шланг отстегнуть :).

Паруса пока не поднимаем — перемещаемся на моторе. Мореходные правила предписывают хождение под парусом только в открытом море. Швартовка и перемещение в пределах акваторий разрешены только на двигателе.

На сегодняшний день наша цель вовсе не коммунизм, а греческий остров Патмос (Patmos) расположенный в юго-восточной части Эгейского моря. Дистанция по прямой примерно 36 миль. Одноименный остров ещё есть на реке Катунь в Алтайском крае, но туда немного подальше.

Отойдя от береговых отмелей, капитан определяет направление ветра и прикидывает необходимый курс. Встроенная навигационная система Navionics — незаменимый помощник при судовождении. Поднимаем паруса и ловим ветер, движок теперь можно погасить. Выражаясь морской терминологией, ветер дует в направлении бейдевинд, то есть практически «в харю». Так более понятно :).

Раньше нам, сухопутным созданиям, думалось, что под парусом можно идти только при попутном ветре, но всё оказалось не совсем так. Попутный ветер, которого желают всем мореплавателям, желанный, но отнюдь не самый эффективный. В нашем случае, когда идём под острым углом к направлению ветра, парус работает как аэродинамическое крыло. Получается идти весьма быстро, но к неудобствам можно отнести то, что приходится шпарить с большим креном на подветренный борт. Передвигаться по яхте при таком положении крайне неудобно, многие вещи приходится делать в раскорячку, стараясь не вывалиться за борт :).

Наверное, Посейдон слегка рассвирепел и решил нас немного проучить за то, что, вопреки морским традициям, вышли в море в понедельник :). Вроде ничего страшного, но потрепало нас в первый день весьма чувствительно. Порывами ветра оторвало брезентовый тент над кокпитом — пришлось срочным образом брать в руки иголку с суровыми нитками и пришивать к тенту новые лямки. Ещё раздолбало в хлам и вырвало из направляющей рейки каретку для автоматической регулировки стакселя — переднего треугольного паруса. Мелочь, а неприятно, особенно капитану.

Вдобавок ко всему женская половина нашего экипажа оказалась чувствительной к морской болезни и была беспощадно выкошена из наших рядов. С каждым может приключиться :).

Лавирование между бесчисленными каменистыми островами заняло практически целый день, и только к вечеру вылавировали мы, наконец, к греческому острову Патмос.

Швартуемся к центральной пристани главного и единственного городка Порто Скала (Skala) уже в лёгких сумерках, и, как оказалось, очень вовремя. Буквально, в течение следующего часа вся пристань была заставлена яхтами-участниками рекламной регаты от компании Volvo. Причём, все экипажи были российскими, а лодки под российским триколором. Сорвать лавры Остапа Бендера, примазавшись к славе первоприбывших участников регаты не получилось, но хотелось :).

Первым делом ищем начальника порта, чтобы оформить необходимые для пересечения морских границ документы и проставить в паспорта заветный въездной Шенгенский штампик. Следующим этапом оказался поход в полицейский участок и городскую (вернее островную) администрацию. Здесь сразу и КПЗ для преступников, и таможенный терминал, и суд, и ЗАГС :). Небритый оперативник-полицейский-таможенник, в растянутом свитере, но с грозным пистолетом в кобуре под мышкой проштамповал нам все паспорта, не забыв проверить легитимность виз по компьютерному терминалу. Все формальности соблюдены, задумались о возможности получения такого широкого спектра госуслуг в каком-нибудь нашем райотделе полиции. Очень маловероятно :).

На Патмосе никто особо документы с нас не тряс, и нам, как лицам заинтересованным, пришлось самим за ними бегать и требовать впендюрить нам штампики о въезде в зону Шенгена. Если учесть, что на яхте, как у нашего капитана, можно запросто разместить около 50 человек, то нетрудно предположить, что провезти таким путём беженцев-нелегалов в европейские страны проще пареной репы, чем многие контрабандисты и воспользовались :(. Тотальный фейс-контроль, конечно, напрягает, но подобная беспечность тоже не в почёте, и, как показала практика, миллионы беженцев-переселенцев воспользовались этим (или подобными) путями для проникновения в Европу.

Осматривать островные достопримечательности уже поздно, смеркается достаточно рано. Поэтому направляемся в близлежащую таверну для снятия стресса после первого дневного перехода, оставив экскурсионную программу на следующий день.

Вымотались от непривычного морского времяпровождения отменно, поэтому даже буйные участники регаты, наевшиеся до состояния зюзи и горланившие песни на «великом и могучем» особо нам не докучали. Спим, как сурки :). На собственной шкуре убедились, что яхтинг — это не слащавый видеоклип а-ля Тимати, а упорный труд, помноженный на удачу.

05 мая 2015 года.

Взявши резкий старт в начале и слегка «наевшись» новыми впечатлениями в первый морской день, решаем сделать паузу, но не для того чтобы скушать Twix, а чтобы с толком, с расстановкой обследовать остров, посвятив этому целый день.

Остров Патмос не без основания можно назвать одним из самых впечатляющих среди подобных достопримечательностей греческого Додеканеса. Иногда его называют «островом Апокалипсиса» по причине того, что по преданиям именно здесь один из 12 апостолов Иоанн Богослов написал своё священное писание «Апокалипсис». Остров пропитан религиозностью, на нескольких квадратных километрах разместились несколько десятков церквей и монастырей, и туристические морские лайнеры постоянно доставляют сюда партии туристов и паломников, по численности многократно превышающие коренное население острова. Местные пляжи, гавани и бухточки с их природными красотами тоже завораживают. Фото острова представлено из интернета.

С утра пораньше, ещё до завтрака, прошмыгнулись по прокатным автомобильным конторкам с целью зарентить автомобильчик. Благо, все сервисы по аренде авто сгруппированы в одном месте вдоль набережной. Проведённые маркетинговые исследования данного сегмента рынка и конъюнктурный анализ выявили, что взять авто с коробкой-автомат можно только в одном месте, и, очевидно, этот автомобиль представлен на острове в единственном экземпляре (был ещё, правда, миниатюрный Mercedes Smart, но для нашей банды тесноват :)). Все, в основном, предлагают или авто на «механике» или мопеды-скутеры. Мы же на один день стали счастливыми обладателями «малипусика» под названием Nissan Micra по цене 30 евро/сутки, включая стоимость бензина :). Симпатичная барышня-администратор на радостях скинула пятачок, как первым (и, возможно, единственным) клиентам :). Сервисом мы остались довольны, не грех и прорекламировать прокатную конторку: http://rossirentacar.gr/ .

Иметь авто под булками даже на небольшом острове очень удобно. Забегая вперёд, скажу, что изъездили мы этот остров взад и вперёд, куда только были дороги, некоторые места посетили по несколько раз. В результате, дневной пробег никак не превысил 40 км, как мы ни старались. Теперь понятно, почему стоимость топлива включена в стоимость аренды. Ниссанчик, наверное, даже пары литров бензина не вынюхал :).

Первым делом выдвигаемся в Монастырь Иоанна Богослова (включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), расположившийся на самой высокой точке острова — Хора (269 м над уровнем моря). Арендованный пырзик завёз четырёх пассажиров на эту горку, даже особо не фыркнув. Не ожидалось от него подобной прыти и отваги :).

Вид на окрестности открывается обалденный. %^*#!!! Есть в русском языке универсальные слова, которые могут выражать восторг, страх, удивление, озадаченность, злость, радость, боль, печаль и, вообще, все чувства :).

Конвейер по доставке туристов к местным достопримечательностям работает очень исправно. По причине мелководности и извилистого фарватера морские лайнеры причалить к острову не могут, но маленькие судёнышки-челноки оперативно доставляют туристов к пристани, где их уже поджидает колонна экскурсионных автобусов.

Лимоны вызревают здесь 2-3 раза в год, чему мягкая средиземноморская зима вовсе не помеха. Обилие зелени и цветов непривычно взгляду, привыкшему к суровым сибирским пейзажам.

После посещения монастыря и блужданий по его окрестностям посещаем Пещеру Апокалипсиса, которая в реалиях является небольшим гротом в скале.

Пользуясь возможностью поэксплуатировать прокатный автомобильчик, посещаем многочисленные бухточки и пляжи, до которых можно только доехать. Добираемся до самой южной и самой северной точки острова. Водица, не сказать чтобы очень тёплая, около +19, но искупались и погрели нетронутые загаром телеса с превеликим удовольствием. Дивные пляжи пока очень немноголюдны — не сезон, однако.

Вот так расслабленно денёк и пролетел, передышка пришлась очень кстати.

К 21:00, как договаривались, возвращаем автомобиль. Пользуясь возможностью, заряжаем яхтенные аккумуляторы и пополняем запасы пресной воды на борту. Стоимость «парковки» яхты составила 13 евро за 2 ночи, включая стоимость пресной воды и электричества.

Далее следует чудесное завершение дня в одном из уютных ресторанчиков на набережной. Хозяева заведения, узнав, что мы с русской яхты, лестно отозвались о нашем президенте и выдали нам сухой паек в виде десятка домашних яиц и авоськи с лимонами, которых нам хватило на всю поездку :).

06 мая 2015 года.

Как говорится, даже если вас съели, у вас есть, как минимум, 2 выхода. Так и в нашем случае, есть вариант, пользуясь «благоприятным» встречным ветром, продолжить движение на запад в сторону островов Наксос или Миконос, до каждого из которых около 50 миль по прямой. Или же спуститься на юг до островов Лерос или Калимнос, 30 миль при попутном ветре. «Совет в Филях» проголосовал за второй, более щадящий, вариант. Идём до острова Калимнос (Kalimnos), решив осмотреть Лерос в бинокль.

С первыми лучами солнца снимаемся с якоря и покидаем дружественный Патмос. В планах к полудню добраться до места назначения, чтобы осталось время для сухопутных похождений.

При выходе из гавани обратили внимание, что за ночь сменился круизный лайнер, доставивший к святым местам новую партию туристов-паломников.

Сегодняшний день выдался на удивление спокойным. Если в прошлый переход из-за большого крена все висели на поручнях, как бандерлоги, то сейчас есть возможность позагорать и выпить рома (шутка :)). Вместо «расколбаса» наступил «расслабон». Ветер попутный, курс ровный, яхта справляется на автопилоте, интересных событий не приключилось. Почему-то вспомнился волк в тельняшке из детского мультфильма, надувающий паруса мощным потоком воздуха из раздутых щёк. Попробовали, не получилось :).

Наслаждаемся видами проплывающих рядом разнокалиберных яхт и необитаемых островов. Как и предполагалось, оставляем о. Лерос по левому борту, вычеркнув его в этот раз из списка приоритетных.

Примерно к полудню добираемся до западной части о. Калимнос, где и бросаем якорь. Место, куда можно безопасно опустить якорь нашли не сразу по причине того, что в кристально-прозрачной воде обнаружили кабель (вероятно оптоволоконный). Оставить весь остров без интернета или электричества и тратить время на разборки с местными властями вовсе не улыбалось. Гораздо дешевле потратить полчаса и исследовать дно, чтобы потом спать спокойно.

Причала для яхт в этой части острова не предусмотрено, поэтому нам предстоит ночёвка на якорной стоянке в 200 метрах от берега. На сушу можно добраться только на резиновой лодке или вплавь. Доступ к пресной воде и стационарному электричеству отсутствует — будем экономить. Разместились в аккурат напротив поселения Митрес (Mitries) в проливе между о. Калимнос и скалистым о. Телендос.

Остров Калимнос по площади почти в 5 раз больше чем предыдущий Патмос и населяют его почти 16 тысяч островитян. Можно сказать, что, по сравнению с Патмосом, жизнь здесь «бурлит».

Мы бросили якорь как раз напротив горки, склон которой покрыт многочисленными гротами и пещерами. Это особо место популярно у любителей альпинизма, острова покрыты скалами высотой около 600 метров. Тут вам и экстрим, и задницу по снегам морозить не надо. Многие приезжают сюда специально, чтобы сделать модные снимки из грота на фоне заката. Было бы интересно, но мы до этого не добрались, довольствуемся одной из многочисленных фотографией интернета:

В наших замыслах пересечь остров пешком с запада на восток до порта Потия, (Pothia) и постараться вернуться к закату. Идти в одну сторону примерно 8-10 километров. Неспешно разминаем ноги и наслаждаемся провинциальными греческими ландшафтами.

Настолько увлеклись прогулкой и осмотром разваленных крепостей и часовен, что до порта добрались уже к вечеру, обратно пришлось ехать на такси за 10 евро. Хоть время заката мы и прощёлкали, но нас ждало очень приятное завершение дня в чудесном ресторанчике с незабываемым видом на бухту.

До яхты добираемся на резиновой лодочке, привязанной прямо напротив ресторана (тузик за день никто не умыкнул, а было бы не очень весело :)).

Ночь на якорной стоянке можно отнести в разряд незабываемых. Небольшие волны, плескающиеся о борт лодки, и равномерное покачивание убаюкивают не хуже того кота Баюна. За ночь яхту течением развернуло на 180 градусов, и, при длине якорной цепи около 40 метров, она описала довольно внушительный полукруг вокруг собственного якоря.

07 мая 2015 года.

Подъем в 6 утра, утренние ополаскивания в прохладной морской водице, подъем якоря и быстрый старт без излишних процедур и ритуалов.

Сегодня держим курс на остров Астипалея (Astypalaia). Идти на запад порядка 40 миль. Ветер боковой, но благоприятный — в этот раз обходимся без жуткого крена на борт. Домчались весьма быстро, переход занял у нас около 6 часов при скорости 8-9 узлов. По конфигурации остров напоминает бабочку, отсюда, собственно, и название. На острове присутствует аэропорт и регулярное паромное сообщение с крупными островами, что свидетельствует о том, что местные достопримечательности очень востребованы.

На входе в гавань нас встречает НАТОвский военный корабль. У кого армия сильнее, тот и миротворец. Мы их не трогаем, они нас не трогают :).

Швартуемся прямо на городской набережной умилительно-аккуратненького бело-лазурного городка Ливадия. Складывается ощущение, что кругом ни одной живой души. С 12 до 17 здесь полнейшая сиеста. Очень правильный ритм жизни, но скучный :).

С превеликим удовольствием побродили по замысловатым лабиринтам узеньких улочек без признаков какой-либо активной жизни. О том, что город не заброшенный, напоминают только многочисленные беспородные кошки, развалившиеся в каждом закутке и совершенно не реагирующие на праздно шляющихся туристов.

На холме приютилась полуразрушенная венецианская крепость, естественно, не оставшаяся без нашего внимания.

По уже сложившейся традиции завершаем день поиском уютной таверны с наличием Wi-Fi, чтобы отправить пламенные приветы на Родину. Помнится, что нам предлагали вести дневник и ежедневно выкладывать туда дневные треки. Интересное занятие, но в нашем случае нереальное. К концу дня все валились без задних ног и дрыхли как цуцики, не до социальных сетей, даже свой лук в инстаграм выложить некогда :). Жить надо так, чтобы на социальные сети не хватало времени. По вечерам, мы, конечно, не гнушались халявным вайфаем в кафешках и писали родным пару строчек, что у нас все в порядке. Но кроме таких кратковременных сеансов связи времени на интернет не тратили. Где-то видел объявление в кафе: «Wi-fi отсутствует, общайтесь с теми, с кем пришли!». Такое отношение действительно приветствуется, а ситуация, когда в кафе или ресторане все уткнулись в свои мобилы или планшеты, немного напрягает и даже раздражает. Минздрав предупреждает, злоупотребление виртуальной жизнью ведёт к реальному геморрою!

08 мая 2015 года.

Остров Астипалея была самой западной точкой нашего морского вояжа, сейчас разворачиваемся на восток в сторону Турции, держим путь на крошечный островок Тилос (Tilos). Постоянных жителей там проживает человек триста, но именно эта уединённость придаёт ему особый шарм. Остров совершенно дикий и будет приятен тому, кто шумной толпе предпочитает уединённые пешие прогулки по козьим тропам.

На день намечено пройти около 40 морских миль. Ветер встречный, но по скорости всего-навсего пара узлов. Волны нет, море больше напоминает замерший мельничный пруд. Легче дождаться, когда русалка на шпагат сядет, чем нужного направления ветра. Паруса печально обвисли, и нам ничего не остаётся, как идти под мотором, включив автопилот. Скучнейшее, надо заметить занятие, поэтому просто киснем и плющимся на солнце. Вот уж прав был опальный ныне Макаревич, когда спел, что «гораздо трудней не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль». Периодически катаемся за яхтой на верёвке, поднимая море брызг. Брызг много и рот лучше широко не открывать :).

С таким темпом к Тилосу удалось доползти только к вечеру, посему времени на качественный осмотр острова практически не осталось. Пришлось удовлетворяться пенсионерскими прогулками вдоль набережной, наслаждаясь почти киношным закатом.

09 мая 2015 года.

Сегодня 70-летие Великой Победы! В наших планах штурмовать кратер почти потухшего вулкана Стефанос, расположенного на острове Нисирос (Фото из интернета).

Дистанция до Нисироса около 16 миль. Надеемся дойти к полудню, чтобы успеть совершить победный марш-бросок к вулкану.

Ветер вроде бы как в харю, но очень хиленький. Пришлось опять отчаянно отжигать дизелем. Идём не как быстроходный парусник, а скорее как баркас, с которого вовремя не успел уйти бедолага Верещагин.

Дошли, как и предполагалось, за 3 часа, только на входе в порт Мандраки пришлось немного покочевряжиться, поскольку местные аборигены постоянно углубляют фарватер, убирая намываемый течениями песок. Входя в порт, ведомые указаниями отчаянно жестикулирующего работяги с пристани, продвигаемся миллиметр за миллиметром, даже пару раз шоркнулись килем, но на мель не сели. Пришвартовались удачно. Тот ещё адреналин и пара седых волос у капитана :).

Погодка удалась на славу, солнце печёт, как летом. Долго не собираясь, взяв с собой увесистый запас питьевой воды, выдвигаемся в сторону жерла вулкана. Можно взять в аренду мопеды, но решили отважиться на пешеходный способ передвижения. Идти по асфальтированной дороге примерно 9 км и всё в горку, но шикарные живописные пейзажи не дают заскучать. Пару раз доброжелательные водители проезжающих туристических автобусов предлагали нас подвезти, но мы оказались. Преступление — лицезреть такие красоты через тонированное окно автобуса :).

Спящий вулкан, безусловно, основная достопримечательность острова, лунные ландшафты гидротермального кратера манят тысячи туристов и фотографов. Последний раз вулкан извергался около 700 лет назад, потом наступило относительное затишье, но с 1996 года вулкан заметно активизировался, выдавливая наружу горячие куски зеленоватой серы, поднимая клубы дыма и пропитывая воздух неприятным запахом сероводорода.

Долго инопланетными видами и «ароматом» тухлых яиц решено не наслаждаться. Не особо комфортно шляться по горячей земле, зная, что в любой момент может бзденькнуть :).

Идти обратно той же дорогой как-то неспортивно, поэтому принимаем решение перейти на противоположную часть острова и вернуться к месту якорной стоянки, обойдя остров вдоль береговой кромки. Дорога есть, но без асфальта. В сумме нагуляли по пересечённой местности около 22 километров. Копыта гудят, но оно того, однозначно, стоило. Если островок (и всю округу на пару сотен километров) не разнесёт вулканом, надо будет сюда ещё разок наведаться :).

На борт лодки вернулись только затемно. По традиции в бар побарствовать, да хлебнуть греческого домашнего винца за День Победы. Но после зверского пешего перехода ухайдокались так, что на пение патриотических песен просто не осталось запала :).

10 мая 2015 года.

Утренний подъем, освежающие водные процедуры и выход в сторону острова Кос. В этот день нам предстоит пройти по морю 26 морских миль. В начале дистанции ветер шарашил с нехилой для новичков скоростью 17 узлов. С таким ветерком прошли, вернее пролетели половину дистанции. Но такая халява продолжалась недолго, вскоре о. Кос загородил нам благоприятные ветра, и мы попали в «мертвую» для ветра зону. Остаток пути опять «дизелили» на моторе, наслаждаясь обилием проплывающих судов разных мастей и калибров. Чувствуется, что этот район очень популярен у любителей и профессионалов яхтинга.

Остров Кос — самый большой из греческих островов, которые мы посещали. В длину около 45 км — пешком из конца в конец особо не разгуляешься :). Тут многое заточено под туристов, пляжи, отели и развлечения на любой вкус и кошелёк. Из-за конкуренции с близлежащей Турцией, цены на туристический сервис несколько ниже, чем в остальной Греции. Мы не сравнивали, верим на слово.

Достопримечательностей на Косе вагон и маленькая тележка. От развалин старой крепости, которую по преданиям и мифам сам Геракл развалил, до храма Асклепион, около которого в стародавние времена под раскидистым деревом сидел добрый доктор Гиппократ, чьим именем теперь клянутся будущие медики.

В процессе прогулки набрели на раскопки каких-то древних сооружений и остатки старинного амфитеатра. Все в свободном доступе и бесплатно.

К сожалению, наше пребывание на этом замечательном острове ограничено жёстким расписанием нашего дальнейшего путешествия, поэтому исследовать этот замечательный уголок полностью и досконально у нас не было ни времени, ни возможности. Зато будет повод вернуться.

11 мая 2015 года.

Всё когда-нибудь заканчивается. Закончился и наш вояж по волнам и островам. Пришло время передавать лодку новому экипажу. За неделю уже пообвыклись на борту, списываться на берег очень неохота :(.

В качестве промежуточного итога можно отметить, что хождение под парусом имеет свою специфику, свой набор и впечатлений, и ограничений. В любой момент не остановишься, на берег не выйдешь и за борт не выпрыгнешь. Есть зависимость от ветра и погоды, и необходимо быть готовым в любое время изменить планы. Здесь самый правильный план: «Пофиг!». Предусмотрено всё и никаких неожиданностей :).

Полученный нами морской опыт, хоть и небольшой, но очень и очень полезен. Курс молодого бойца пройден. По возможности мы готовы повторить, хотя отправляться в самостоятельное морское путешествие, естественно, ещё рано, без помощи более опытных товарищей на этом этапе не обойтись.

Раньше нам казалось, что хождение под парусом доступно только избранным, что простым смертным это недостижимо и не по карману, но всё оказалось далеко не так. В мире существует огромное количество и прокатных яхтенных контор, и фирм, организующих подобный вид путешествий и обеспечивающих околояхтенный сервис. А ещё есть несчётное число энтузиастов, готовых за вполне разумные деньги взять вас на борт и временно принять в свой экипаж. Всё это можно найти в социальных сетях (мордокнига, к примеру), в таких общественных группах как «Sailing Club” или “Регаты и отдых под парусами» и др., или же на сайтах http://100captains.ru/, http://yachting4u.ru/.

Теперь с уверенностью можно сказать, что процесс управления яхтой не намного сложнее, чем процесс управления автомобилем. Есть, конечно, масса нюансов и особенностей, но всё приходит с практикой и опытом. Яхта хоть посудина и многотонная, но предмет весьма инерционный, скорости небольшие, реагирует на действия по управлению не так оперативно и резво. Резких движений совершить практически невозможно, хотя, ситуации бывают разные и непредсказуемые; при шквалистом и порывистом ветре нагрузки могут быть такие, что паруса рвутся и мачты выворачиваются. Нам, к счастью, не довелось. Перевернуть яхту тоже достаточно проблематично, четырёхтонный киль-противовес превращает её в своего рода «неваляшку». Что удивительно, но двухкорпусные катамараны, оказывается, переворачиваются гораздо легче.

При желании путешествовать самостоятельно добро пожаловать в яхтенную школу коих представлено достаточно немало в приморских странах. Процесс обучения уже давно поставлен на поток. Примерно тысяча-полторы евро денег, пара недель времени, экзамен, и ты, если не настоящий морской волк, то, по крайней мере, начинающий мореход с сертификатом «International Bareboat Skipper», дающим право самостоятельно брать яхту в аренду в любой чартерной компании мира. Как видится, нет ничего невозможного. Дерзайте, пробуйте, и у вас всё получится :).

Сам яхтинг, скорее, стиль жизни и реализация детских грёз о дальних странах и приключениях, чем высокодоходный бизнес. Покупка яхты и её содержание — удовольствие очень не из дешёвых. Стоит новая яхта типа Hanse 470 около 250 000 евро. Доходов, которые приносят туристы-матросы вроде нас, хватит только на покрытие накладных расходов и нехитрый ремонт такелажа. Банковская карточка, очевидно, должна пополняться другими способами…

С утра драим палубу, смываем солевой налёт со всех деревянных частей, наводим «настоящий морской порядок». Нехитрый скарб собран. Прощальное фото на память, взаимные пожелания удачи и не менее семи футов под килем. Мы готовы к сухопутному этапу нашего путешествия! Капитан ждёт новую команду матросов, а мы отправляемся в сторону причала, где швартуются разномастные корабли и паромы, обеспечивающие регулярное пассажирское сообщение с близлежащими греческими островами и континентальной Турцией.

Паромы до турецкого берега ходят регулярно и по несколько раз в день. Паром, конечно, громко сказано. Небольшой трёхпалубный кораблик, а-ля речной трамвайчик :).

Расстояние до Бодрума около 20 км, время транзита 1 час. Стоимость 15 евро с персоны. Нехитрые паспортно-визовые процедуры, получение очередного штампика в паспорт, неспешная погрузка и рассаживание по удобным местам на верхнем ярусе :). Поехали!

Турция встречает средневековым замком-крепостью и уютной гаванью, где притёрлись бортами друг к другу разномастные яхты и парусники.

Бодрум — небольшой приморский городок, построенный на месте города Галикарнаса, во времена седой древности разрушенного Александром Македонским. Местечко, действительно, стратегически важное, и древние завоеватели кромсали здесь друг друга без всяческого сожаления.

Выгружаемся, быстренько проходим паспортный контроль и направляемся в заранее забронированную гостиницу. Идти от пристани метров 200, но мы все же умудрились слегка плутануть в лабиринте припортовых улочек. Сначала по наивности попытались спросить дорогу у местных аборигенов, но убедились, что дело это бесперспективное. Местные хлопцы почему-то приветливо улыбаются, но при этом направляют или в совершенно противоположную сторону или, что называется, просто «от фонаря». Непонятен подобный подход и отношение к чужестранцам. Нашли мы свой отель достаточно быстро и без посторонней помощи, но неприятный осадочек остался.

Отель Melis Pansiyon (http://www.melispansiyon.com/). Цена двухместного номера 45 евро, во всех отелях у нас было забронировано по 2 номера. Здесь нас уже ждали, номера в отеле оказались чистыми и уютными. Позволяем себе расслабляющий душ и часовой постельный отдых. Мы заслужили!!! :)

Долго не залёживаемся, местным достопримечательностям от нашего осмотра никак не увернуться. Ресторанчики с вкусными восточными деликатесами нас тоже уже заждались.

Первым делом шуруем в средневековый Замок Святого Петра (Bodrum Kalesi). Построено это грандиозное каменное сооружение около 500 лет назад, сохранились каменные стены до наших дней весьма неплохо. Очень интересная и познавательная получилась экскурсия.

Весьма интересное дизайнерское и инженерное решение по устройству освещения для подземных помещений посредством окошек со стеклянными вставками незамысловатой формы :).

Как оказалось, крепость была единственной достопримечательностью, открытой для посещения в этот день. Понедельник — день закрытых дверей в большинстве местных музеев. Пришлось ограничиться осмотром через забор, о чём ну ничуть не жалеется. Платить за посещение поднадоевших уже развалин как-то совсем неохота.

По нашим наблюдениям, если по Греции и её островам бродит целая армия кошек, то в Турции замечено явное преобладание собак, которые чувствуют себя вольготно и ведут себя достаточно безобидно и пофигистично по отношению к представителям расы человеческой :).

Ювелирный магазин охраняется сигнализацией серии «Полкан» :).

За день исходили мы этот Бодрум вдоль и поперёк. Забрели даже в район, где рядом с древней крепостью-музеем с богатой историей, и элитным яхт-клубом разместилась турецкая военно-морская база. База как база, ничего особенного. Забор высокий, проволока колючая, вояки на вид грозные, но не агрессивные. Фотографировать не стали, чтобы не спровоцировать международный конфликт :).

Нормального пляжа в центральной части Бодрума не наблюдается, хотя кто-то пытался назвать пляжем полосу гальки в три метра ширины и протянувшуюся на сотни метров, отделяющую плескающиеся воды гавани от бесконечной вереницы разнообразных заведений общепита, от роскошных ресторанов до невкуснопахнущих забегаловок. Не комфортно плескаться в таких антисанитарных условиях. Пляжный отдых надо искать в стороне от городской черты, достойных мест на побережье предостаточно. А вот приятный ресторанчик с камином и разнообразными морскими гадами в меню отыскался. Получилось, не сказать, чтобы дёшево, но достаточно вкусно и разнообразно. Здесь мы и скоротали остаток замечательного вечера. Не родился ещё тот враг, которому мы бы отдали свой ужин :).

Чай в Турции оказался приятным по вкусу и неприятным по стоимости. В большинстве туристических мест армуд (маленький стаканчик-рюмочка) чая стоит около 1 евро. Да мне со среднеазиатскими привычками чтобы напиться, нужен, как минимум, десяток таких :). Гораздо выгоднее брать чайник, хотя продавцы идут на это неохотно.

Ещё несколько напрягает восточная специфика, когда куча зазывал бросается в ноги и хватает за рукава, приглашая зайти именно к ним в ресторан, кафешку или магазин. Приходилось отбиваться от назойливого сервиса и принципиально обламывать самых навязчивых и надоедливых. Можно, конечно, сделать морду кирпичом или отшутиться по обстоятельствам, но, когда охотники до нашего кошелька липнут, как мухи, десятками, не совсем приятно.

Бодрум — место уже туристическое и базарное. Много лавочек-бутичков и магазинчиков. Курс валют в обменниках даже более конский, чем в стамбульском аэропорту. Шопинг не был нашей целью, но покупок сувенирчиков и прочей мелочёвки всё равно не отвертеться. Поторговаться с местными торгашами — занятие увлекательное и, местами, даже азартное. Понятно, что дурят нашего туристического брата, как только можно, но почти всегда удавалось скостить цену и уменьшить стоимость покупки раза в два. Покупатель в таких случаях очень доволен, что купил почти задаром, а продавец тем, что он облапошил очередного лоха и втюхал ему никчёмную вещь задорого. Мы в этом бесконечном аттракционе не исключение, и нас тоже в какой-то мере облапошили, хотя мы не в обиде. Обид лучше не держать, а возвращать по мере их поступления :).

12 мая 2015 года.

Во всех турецких отелях, которые мы заблаговременно забронировали, завтрак был включён в стоимость. На этот раз от завтрака со шведским столом остались только самые приятные впечатления (теперь уже только воспоминания :)).

Теперь наша задача добраться до Стамбула, до которого около 850 км по прямой. Можно, конечно, воспользоваться автобусным сообщением и часов за 10-12 доехать до Босфорского пролива. Такой вариант показался нам скучноватым, и мы заранее зарезервировали три дополнительных дня, чтобы иметь возможность покататься по Турции самостоятельно.

К 10 утра направляемся в представительство международной конторы по прокату автомобилей AVIS. Тут нас должна дожидаться зафрахтованная машинюшка типа Форд-Фокус, или аналогичная. В Канаде, помнится, нам вместо Hyundai Accent «подсунули гораздо лучший мех» в виде представительского Cryisler C300 с почти нулевым пробегом. Здесь же чуда не произошло, и нам достался дизельный пырзик под названием Renault Megane с коробкой-автомат и со скромным движком в 1,4 литра. Пробег 2000 километров, состояние не ушатанное. Прокатной машине в зубы не смотрим, удовлетворяемся тем, что есть и не выпендриваемся. Тем более что машины с автоматической коробкой здесь не особо в ходу, выбирать особо не из чего.

Расплачиваемся карточкой, удовольствие получилось не слишком дешёвое, но подъёмное — около 20 тысяч рублей за 4 суток. Стоимость аренды распухла от того, что авто мы надумали сдавать в Стамбуле, и вольно-невольно пришлось оплачивать услугу «сдача авто в другом месте» (Different Drop Off Location). В складчину на 2 семьи получилось терпимо, а также удобнее и не намного дороже, чем доставить четырёх взрослых туристов из Бодрума в Стамбул другим способом, да ещё и с заездом в те места, куда душа пожелает. Как уже отмечалось ранее, автомобиль под булками вещь весьма удобная и неоценимая. По предварительно составленному плану нам предстоит проехать около 2000 км за 4 дня. Задача более чем посильная.

Узкими и хитропутанными улицами выбираемся на автомагистраль и жмём газульку в сторону Памуккале. Ехать около 300 км, по четырёхполосной автостраде должно получиться не очень долго.

Отдельно хочется отметить манеру вождения турецких водителей. Назвать их дисциплинированными как-то язык не поворачивается. Правила дорожного движения вроде бы как присутствуют, и местные джигиты-полицейские даже где-то бдят и штрафуют за их нарушение, но мы такого не заметили. Скоростной режим не соблюдается, но мы старались сильно не борзеть, особенно в населённых пунктах, где установлено стандартное ограничение в 50 км в час. Едем и стараемся не удивляться, что на четырёхполосной дороге с разделителем может вдруг появиться встречная машина или мотоцикл, срезающий дорогу к ближайшему аулу. Везде, где можно схалявить или обмануть ПДД, это обязательно происходит, хотя и в негрубой и ненавязчивой форме. Езда более по понятиям, чем по строгим правилам. Приспосабливаемся и местами делаем «как все».

Арендованный нами автомобиль нельзя назвать резвым, при наборе скорости тупит безбожно — обгонять на таком было бы страшно. Но по автобану, где не требуется резких изменений скорости, ехать более-менее сносно.

Дороги по Турции качественные, в основном пара полос в каждую сторону с забетонированным арыком вместо разделителя. До уровня немецких автобанов качество не дотягивает, но все равно достойно. Местами попадаются знаки «Неровная дорога», при этом наблюдаются какие-то незначительные ямки или грыжи на асфальте, в которые иногда нужно пристально всматриваться, чтобы заметить. Машина же их даже не чувствует. Нам, неизбалованным качеством отечественных дорог, такие предупреждения кажутся излишними, у нас на такую мелочь никто бы не обратил внимания, и лишние дорожные знаки не устанавливал бы.

По дороге останавливаемся вкусить прелести пищевого придорожного сервиса. Не разочаровались, еда и обслуживание оказались на уровне. В одном месте остановились, чтобы купить орехов и качественного инжира, размером с кулак. Инжир стоил 35 турецких лир (около 700 рублей) за кг. Бабулька-продавец касательно цены оказалась непреклонна, как носорог. Бабуся ни по-русски, ни по-английски ни бум-бум, написала на бумажке цифру 35 и не сдвинулась ни на копейку. Не сторговали ни лиры :). Но инжир того стоил. После такого инжира, тот, который у нас продаётся, мы даже покупать перестали. На этом теперь и экономим :).

В Памуккалле (Pamukkale) возят туристов со всей Турции, место очень раскрученное и часто посещаемое. Сюда постоянно едет нескончаемая вереница туристических автобусов и машин. Мы слились с толпой посетителей этих уникальных природных геотермальных источников с причудливыми известковыми водоёмчиками-террасами. Входной билет стоит 25 лир. С огромным удовольствием поотмачивали пятки в тёплом известковом растворе. Конец экскурсии был слегка смазан грозовыми тучами и смочен проливным дождярой, от которого мы все же успели заныкаться в машине.

Ночёвку мы замыслили в колоритном городке Егридир (Egirdir), расположившемся на берегу одноимённого горного озера. До места назначения добрались уже в глубоких сумерках, навигатор в очередной раз не подвёл и отработал на твёрдую пятёрку с большим плюсом. Комплект навигационных карт Garmin City Navigator Europe 2014 года, установленный на нашем навигаторе Garmin 1350, включает в себя всю турецкую территорию и позволяет ориентироваться на местности достаточно уверенно.

Нас ждал отель «Golden Apple Hotel» по достаточно разумной цене в 36 евро за двухместный номер с завтраком. Ужин в кафешке обошёлся нам уже вдвое дешевле, чем на туристическом побережье.

Город Егридир типичный провинциальный турецкий райцентр с базарчиком, где отовариваются жители близлежащих поселений. Туристов здесь практически нет, хотя природные красоты и пейзажи очень даже неплохи.

13 мая 2015 года.

С утра пораньше осматриваем берега озера Егридир, объезжая его козьими тропами.

Держим путь в сторону прекрасного турецкого национального парка Гёреме в уникальном районе Каппадокия. Местность чрезвычайно интересна ландшафтами вулканического происхождения, каньонами и подземными городами, построенные за 1 тыс. до н.э. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и, безусловно, заслуженно являются одними из общепризнанных чудес света. Местечко рекомендуется к обязательному посещению. Мы ничуть не пожалели. За один день все красоты не освоить, и мы запланировали здесь 2 ночёвки.

Ехать почти 500 км, но по приличной незагруженной дороге пройденное расстояние практически не заметили. Типичная Средняя Азия с немногочисленными аулами.

В Гёреме остановились в отеле Cappadocia Hills Cave Hotel. Выбрали номер, стилизованный под пещеру, с отделкой из натурального камня. Цена за номер 35 евро, завтрак более чем достойный, хозяева дружелюбные, радушные и ненавязчивые. Надавали нам кучу вразумительных и полезных советов по местным достопримечательностям, поведав много интересного. Осталось желание остановиться у них опять, если как-нибудь занесёт нас в эти края ещё разок.

В первый вечер в расслабленном состоянии шляемся по городку Гёреме, изучаем окрестности и любуемся восхитительными пейзажами со смотровой площадки SunSet Point. Места напоминают декорации из колоритных ковбойских вестернов.

14 мая 2015 года

Встаём в 5:00 и выдвигаемся на фотоохоту. В Каппадокии очень много фирм, предлагающих массовые катания на воздушных шарах. Перфоманс, говорят, круглогодичный и ежедневный, хотя иногда мероприятия могут отменяться из-за неблагоприятной погоды. Сбор пассажиров около 3:00 ночи. Потом, в зависимости от направления ветра, их свозят к месту подъёма шаров. Подъем шаров начинается около 4:00, чтобы лицезреть восход солнца во всей красе. Каждая гондола вмещает до 20 человек. Полет длится около 2 часов, потом торжественное касание с землёй и фужер шампанского каждому пассажиру. И ещё, каждый пассажир в случае гибели застрахован на 1 млн. евро, замануха рекламная :). Только вот цена всего этого удовольствия, на наш взгляд, непомерно конская — 120 евро с человека. Опыт катания на воздушных шарах у нас уже имеется, пока отказали себе в этом удовольствии. Как-нибудь в другой раз. Зато заняли стратегически выгодную позицию для фотографирования на холме и, в результате, остались очень довольны. Все шары, висящие над городом, видно как на ладони. Завтра обязательно повторим. Зрелище незабываемое.

После вкуснецкого завтрака направляемся на автомобиле в подземные города Деринкую (Derinkuyu) и Каймаклы (Kaymaklı), выдолбленные в мягкой вулканической породе — туфе. Некоторые из подземных городов уходят в толщу земли на 80 метров и представляют собой многоуровневые и многокилометровые галереи-лабиринты. Сооружения впечатляют своей продуманностью и системой жизнеобеспечения. Целая инженерная система бездонных колодцев и вентиляционных шахт. Некоторые города-убежища вмещали до 10 тысяч народу, обеспечивая им кров на многие месяцы неприятельской осады. В многоэтажных подземных лабиринтах находились и жилые помещения, и хранилища, и загоны для домашнего скота. Люди ныкались здесь вместе с домашним скарбом и скотиной, прячась от захватчиков, совершающих набеги на здешние земли. Деринкую и Каймаклы, оказывается, соединены между собой 9-километровым тоннелем. Уникально и познавательно!

Цена билета за посещение каждого подземного города 20 турецких лир с носа. Каски не выдают, так что головы надо беречь самостоятельно. Стоит учесть, что доступны для посещения лишь 4 верхних уровня подземных городов, на остальных ярусах ведутся изыскательские археологические работы, и доступ туда простым туристам закрыт.

Далее едем в долину-ущелье Ихлара (Ihlara Valley), которое представляет собой глубокий (до 150 метров) и длинный каньон вулканического происхождения (около 14 километров), в отвесных стенах которого христиане-отшельники устроили множество храмов-гротов, соединив их разветвлённой сетью переходов. С удовольствием побродили вдоль горной речушки по протоптанным через заросли тропинкам.

Перед возвращением в отель заглянули ещё в одно из известных местных достопримечательностей — Долину любви (Love Valley), именуемую также Долиной фаллосов. Судя по фотографиям, приводящим в смущение и удивление не одно поколение людей, ничего удивительного в таком народном названии нет. Нормальные такие столбики.

За этот день накатали более 200 км, без автомобиля столько осмотреть никогда бы не успели.

15 мая 2015 года.

В очередной раз не жалеем времени на лицезрение шоу воздушных шаров. Пришлось опять вставать в 5:00, но сделали это без сожаления. Это приятные впечатления на всю жизнь :).

Отзавтракав, выписываемся и отеля. В первой половине дня посещаем музей под открытым небом (Goreme Open Air Museum). Место, дающее общее представление о пещерных городах, конечно, заслуживающее внимания, но после природных красот, которые посетили накануне, уже не вдохновляющее. Долго здесь не задерживаемся, поскольку нам ещё предстоит нелёгкий день автомобильного перегона. Ехать до Стамбула почти 800 км. Хотелось бы успеть за световой день, чтобы не рыскать по Стамбулу в потёмках.

Автомобильная дорога от Гёреме до Стамбула ничем выдающимся похвастаться не может. На пути нам попалась столица Турции Анкара. Издали город напоминает большущий район с многоэтажной однотипной застройкой. Население этого мегаполиса — около 5 млн. жителей. Ради экономии времени в Анкару решено не соваться, обходим её по объездной.

От Анкары до Стамбула мчимся по платной автомагистрали. Стоимость проезда по этому участку 13,5 турецких лир. Мы нигде не платим, поскольку на нашей машине установлена электронная метка-наклейка для оплаты дорог HGS турецкий перевод аббревиатуры от High-Speed Toll System. Прокатная контора «заботливо» задепозитила на банковской карте 100 евро, для оплаты дорог и возможных штрафов. От штрафов мы как-то увернулись, остаток депозита за вычетом 13,5 лир вернулся на карточку примерно через неделю.

Ехали с ветерком, 130-140 км/ч, меганчик напрягался, но колёсами крутил старательно. При подъезде к мосту через пролив Босфор встряли в полуторачасовую пробку. Судя по обилию продавцов, ходящих между машинами и впаривающих всякую хрень, пробка в этом месте — явление перманентное. Проезд через Босфорский мост платный (около 5 лир) при движении только из Европы в Азию, а поскольку мы ехали в противоположном направлении, то, можно сказать, что чуток сэкономили.

Медленно, но верно пробираемся к старой части Стамбула к отелю Diyar Hotel (http://www.diyarhotelistanbul.com/).

Расположился наш отель в историческом центре, напротив Галатского моста. Подвоха никто не ожидал, наивный навигатор повёл в объезд автомобильных развязок напрямую через стамбульские трущобы, наводнённые беженцами из неблагополучных стран. Вот это мы вляпались, хотя всё обошлось благополучно. Сказать, что их тут тысячи, значит глубоко обсчитаться на пару миллионов. Вся эта армада стоит на низком старте в ожидании похода в сторону Западной Европы. Что собственно и случилось буквально через пару-тройку месяцев.

Пробираемся через многочисленные ватаги юных беспризорников. Жутковато, когда машину облепляет несколько десятков чумазых и босоногих детишек, тарабанящих в окна авто. Конфетами и мелочью мы, естественно, не запаслись, да и окна открывать реально страшно. Надвинувшиеся сумерки и гнилостный полумрак романтики в этой ситуации явно не добавляли :). Сантиметр за сантиметром продираемся к нашему отелю. Как бы не зацепить кого и не намотать случайно на колесо — злобные взгляды взрослых жуликоватого вида обстановку тоже не разряжали, порвут ведь при первой же возможности. С «калашом» под сиденьем было бы поспокойнее :). Но обошлось без эксцессов, мордобоя и материального ущерба. Прорвались и на это раз, прокатный автомобиль тоже не пострадал, хотя часто приходилось миллиметровать, пытаясь втиснуться в узенькие улочки, захламлённые крупногабаритным мусором и тележками с каким-то скарбом. Бр-р-р-рр!!!

В дневном свете эти места выглядят примерно так (фото позаимствованы на просторах интернета):

Райончик так себе, да и отель, кстати, тоже. Рекомендовать такое стыдно. Нам достался номер без окон (было, правда, меленькое окошко под потолком в коридор), да, может, оно и к лучшему. Лицезреть под окнами бродячих беженцев и слушать их круглосуточный галдёж — удовольствие сомнительное. Автомобиль на одну ночь запарковали во внутреннем дворике отеля под охраной местных головорезов. Ближе 10 метров к отелю и, естественно, в сам отель, беженцы не совались, видать уже сформировались и устаканились здесь определённые правила и договорённости.

Несмотря ни на что устроились, облегчённо выдохнули и на бочок. Перегон, особенно его финальная стамбульская часть, дались как-то нелегко.

16 мая 2015 года.

Сегодняшний день полностью посвящаем городу контрастов Стамбулу. Автомобиль нам для этого совсем не нужен, здесь это больше обуза, чем средство передвижения. С утреца выгоняем авто со стоянки и едем в офис прокатной конторы, расположенный в районе площади Таксим. Пробраться с первого раза до места сдачи машины не получилось, поскольку из-за предвыборных мероприятий часть улиц оказалось перекрытыми, и нам пришлось опять порыскать в лабиринте узеньких улиц. Беженцев в дневное время на виду не было, но чистоты и ширины улиц от этого не прибавилось. Улочки и проезды хитромудро сплетены на таком близком друг от друга расстоянии, что это укладывалось в рамки погрешности технологии GPS, и наш навигатор оказался в этой ситуации бесполезным помощником и скверным советчиком. Пришлось всё же немного поблуждать по дебрям и затхлым кварталам в поиске нормального проезда. Несколько раз улиц заканчивались тупиками или оказывались перегороженными верёвками с развешенным бельём, пару раз проезд вроде был, но угол подъёма дороги был настолько крут, что Меган отказывался ехать и беспомощно шлифовал колёсами, приходилось сдавать назад на почти отвесной горке и выруливать в узенькие подворотни, чтобы развернуться. Про ситуации, когда, чтобы разъехаться со встречной машиной, приходилось обоим авто складывать зеркала и миллиметровать бортами в 2-3 сантиметрах можно даже не упоминать. Хоть мы и нарулились до этого по разным странам и континентам, и ситуации случались всякие, для нас такие условия вождения, конечно, в диковинку. А местным водилам такой экстрим в порядке вещей, это их повседневная жизнь. Но все нужно воспринимать с юмором или улыбкой (или хотя бы с истерическим смехом).

Так или иначе, в назначенное время избавляемся от автомобиля и неотягощённые транспортным средством, в пешем порядке отправляемся топтать стамбульские улицы и осматривать многовековые достопримечательности.

Центральная часть города Бейоглу (Beyoğlu), откуда добропорядочным туристам в ночное время лучше не высовываться, действительно напоминает лик европейских городов, хоть и с примесью восточного колорита.

Первой на очереди для посещения Галатская башня, расположенная в европейской части Стамбула. Хоть высота башни и не очень впечатляет (61 м), находясь на холме, она явно доминирует над городом и её видно почти со всех точек центральной части города. Со смотровой площадки башни открывается вид не только на изнаночную сторону Стамбула, но и на величественные мечети и пролив Босфор. Ради этого стоило отстоять 40-минутную очередь.

После посещения башни, вдоволь находившись по району Бейоглу (Beyoğlu), выбираемся к Галатскому мосту, под которым разместились недешёвые ресторанчики, предлагающие в меню блюда из рыбы и морских гадов.

Далее пробираемся к бухте Золотой рог и пристани, где в огромном количестве представлены экскурсии на прогулочных корабликах и катерках. Сюда ломятся все туристы, приезжающие в столицу трёх империй, побывать в бывшем Константинополе и не совершить круиз по Босфору невозможно. Выбираем для себя оптимальную по времени и цене полуторачасовую экскурсию за 12 лир с человека вдоль европейского и азиатского берегов пролива. Водная прогулка, наверное, одно из самых приятных времяпровождений в Стамбуле. С воды город выглядит как-то лучше, не видно грязи, толп туристов и навязчивых торгашей.

Сотни, если не тысячи, кораблей проходят через Босфор ежедневно, здесь можно увидеть и огромные круизные лайнеры, и военные корабли, и мелкие рыбацкие судёнышки, и прогулочные кораблики.

Завершаем день посещением знаменитого Египетского базара (Рынка специй). Говорят, здесь есть то, чего нигде больше не найти. Ассортимент специй, чаёв, лечебных трав, сухофруктов, орехов и разнообразных восточных сладостей просто поражает воображение. Развлекаемся процессом безобидного препирательства с местными торгашами, пытаясь максимально скинуть цену на понравившийся товар. Иногда удачно, иногда нет, сложно соревноваться с более опытными и ушлыми продаванами, использующих складывающиеся веками навыки и методы впаривания товара «фраеру ушастому» по формуле: «Чтобы продать что-то ненужное, нужно обмануть кого-нибудь наивного» :). Глобальный шопинг не входил в наши планы, обошлись только покупкой съедобных подарков и вкусных сувениров. Прочими покупками было решено не заморачиваться. На личном опыте подмечено, что в какую страну ты бы ни приехал отдыхать, сувениры там будут все равно из Китая. Весь смысл мировой экономики сводится к тому, чтобы продавать друг другу товары, произведённые в Китае, по возможности выдавая их за свои :).

17 мая 2015 года.

Сегодня у нас день отлёта на Родину, но наш самолёт с серебристым крылом отправляется только в 8 вечера, так что у нас ещё практически целый день. Можно многое успеть. Выписываемся из гостиницы, но договариваемся, чтобы оставить здесь тяжёлые вещи на хранение до вечера. Услуга стандартная, хотя было немного боязно оставлять барахлишко, но всё обошлось без проблем, ничего не умыкнули :).

Как водится, наиболее вкусное оставили напоследок — посещение самого насыщенного историческими памятниками района Стамбула Султанахмет (Sultanahmet).

Первой на очереди знаменитый Собор Святой Софии (Ayasofya) — шедевр Византийской архитектуры. Грандиозное сооружение! Кто только руку ни приложил для его постройки и перестройки на протяжении многих веков. Раньше здесь был православный собор, потом мечеть, а ныне — музей. Несмотря на толпы туристов и незаконченный процесс реставрации фресок и мозаик, впечатления остались самые позитивные.

Далее направляемся в Цистерну Базилика — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся подземных водохранилищ древнего Константинополя. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Сейчас это аквариум для упитанных рыб и хранилище для монет, которые зачем-то бросают сюда туристы со всего света. Размеры подземного сооружения 145 × 65 м — примерно футбольное поле, ёмкость — 80 000 кубометров воды. Классный бассейн и фактурная площадка для натурных киносъёмок. Чтобы попасть в Базилику, пришлось отстоять получасовую очередь. Вдоль очереди постоянно ходят ушлые предприимчивые хлопцы, предлагающие за денежку ускорить этот утомительный процесс ожидания.

Напоследок посещаем один из главных символов Стамбула Голубую мечеть. Этот выдающийся образец не только исламской, но и мировой архитектуры, является ещё и важнейшей стамбульской действующей мечетью. Посему праздношатающихся туристов, вроде нас, пускают сюда только в определённые часы, когда в мечети не проходят религиозные службы. Мы как раз попали во время одного из намазов, но подождать нужно было всего минут 20. За это время с удовольствием обошли мечеть по периметру, насладившись изумительным видом пяти с половиной минаретов. Сооружение действительно грандиозное.

При входе в мечеть принято разуваться, обувь складывается в полиэтиленовые пакеты, рулонов с которыми здесь предостаточно, как в любом овощном супермаркете. Женщинам при посещении мечети принято прикрывать ноги длинной юбкой, а голову накидкой. Мужики в коротких шортах и растянутых майках тоже не приветствуются. Великолепное внутреннее убранство мечети решили не фотографировать, чужую культуру и религию как-то принято уважать, и не особо вежливо клацать камерой во время процесса молитвы прихожан, коих тут всегда достаточно.

От посещения Стамбула осталось двоякое чувство. С одной стороны, это изумительный город — кладезь всемирно-известных достопримечательностей, туристический центр которого хоть многолюден, но достаточно ухожен. А с другой стороны, такого скопища грязи и антисанитарных трущоб ещё поискать надо. Не всё тут гладко, особенно когда есть с чем сравнивать. Есть города, которые хочется посещать вновь и вновь, но Стамбул, к сожалению, в этот список не попал. Если и доведётся сюда заглянуть ещё разок, то только с целью транзитной пересадки.

В целом, Турция понравилась, вполне приемлемая страна для самостоятельного путешествия. Даже прикидывали вариант проезда на своём автомобиле из Томска через Абхазию — Грузию — Турцию в Грецию и дальше в Европу :). Вполне реально, но не срастается пока :(. К моменту, когда отчёт был практически написан, политические отношения между Россией и Турцией по известным причинам испортились :(. Теперь неизвестно, когда нашим соотечественникам, и нам в том числе, будет доступен берег турецкий. Будем надеяться, что время расставит все по местам, и всё изменится только к лучшему. Худой мир всегда лучше доброй ссоры…

Ну вот, наш вояж и подошёл к концу, забираем наш багаж из отеля, шагаем к ближайшей станции метрополитена и едем в международный аэропорт имени Ататюрка. Нехитрая закупка в duty-free, стандартные процедуры по регистрации, таможня и погрузка в самолёт.

В Новосибирск приземлились через 7 часов не очень утомительного полёта. Всё прошло штатно, без задержек и без потерь багажа. Звоним в «Аэропорт-сервис» — автостоянку, где уже в течение более чем двух недель находится наш автомобильчик. Их микроавтобус, курсирующий между аэровокзалом и стоянкой, как раз забирает других пассажиров на привокзальной площади, мы тоже упали на хвост и оперативно погрузились в микроавтобус. Уже через несколько минут перегружаем поклажу в наш автомобиль и едем в сторону Томска.

Наши двухнедельные майские каникулы окончены, остаётся только ждать нового отпуска и планировать новые путешествия :).

Краткий финансовый отчёт (из расчёта только на нашу семью):

• Стоимость перелёта Новосибирск — Стамбул — Новосибирск — 41000 рублей на двоих.
  • Стоимость каюты на яхте (8 дней) — 500 евро.
  • Питание, стоянки, прочее — около 100 евро.
  • Отели в Турции (6 ночей) — 275 евро.
  • ½ стоимости аренды автомобиля — около 10 000 рублей.
  • ½ стоимости дизтоплива для автомобиля (116 литров) — около 4500 рублей.
  • Прочие факультативные траты (кафешки, сувениры, билеты на достопримечательности): около 500 евро.

Курс евро/рубль был в мае 2015 года примерно 1 евро = 57 рублей. (Аж смешно сейчас, вернее грустно :().

В итоге получилось около 140000 рублей на двоих за 2 недели неоценимого опыта и незабываемых впечатлений :).

В заключение несколько бонусных панорам :).