|
Наступил январь, неотвратимо приближался июнь с ремонтом в детсаде, школьными каникулами и еще не дикими ценами на курортах. Младшая дочь стала все настойчивее интересоваться: «Когда мы поедем на море?!!!». Постепенно туроператоры стали выкладывать на сайты информацию о ценах на летний сезон 2012. Цены неприятно поразили. Привычная за последние пару лет Турция с вылетом из родного Кемерова подорожала на 30-50 % и стала просто неприлично дорогой. Взоры были обращены на другие страны: Юго-Восточной Азии и Европы. И оказалось, что не рассматриваемая ранее Греция (точнее сказать, остров Крит) оказалась дешевле Турции, хотя и несколько дороже планируемого на отдых бюджета.
Выбор отеля на Крите занял последующие пару месяцев. С учетом предыдущих поездок искали All. Обязательным условием было наличие входящих в стоимость приличного спортзала, сауны, желательно Wi-Fi . С учетом особенностей Крита, также желательно было наличие собственных лежаков/зонтиков на пляже, песчаный пляж, расположение отеля не на платформе, первая линия и т.д. Одновременно начитывалась информация по Криту, из которой стало ясно, что желательно арендовать машину и самостоятельно исследовать остров. Таким образом, к требованиям прибавилась и возможность бесплатной парковки.
Анализ рекомендуемых туроператором отелей, отзывы на tophotels и решающий фактор — цена — при вышеописанных требованиях к отелю, в итоге оставили в лидерах один отель на южном берегу Крита. Но достаточная удаленность от основных достопримечательностей и выходящая за пределы бюджета цена при полном нежелании поступаться требованиями к отелю заставили обратить внимание на вылеты из соседних сибирских городов. Оказалось, что с вылетом из Новосибирска сроки пребывания на Крите на пару дней меньше, соответственно, меньше и цена. В итоге была выбрана приличная «четверка» All на северном берегу Крита, недалеко от Ираклиона, совсем рядом с Херсонисосом, с собственным пляжем, спортзалом, сауной, парковкой, Wi-Fi и крайне лестной оценкой на tophotels. Для интересующихся: название отеля Lyttos Beach.
Немного общей информации о Крите (взята с ресурсов ru.wikipedia.org/wiki/Крит, www.tocrete.com). Крит — самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Расположен в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Крит омывается тремя морями — Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе. Административный центр — город Ираклион. Площадь острова составляет 8261 км², протяжённость береговой линии — 1046 км. Современный Крит составляет одну из тринадцати периферий (областей) Греческой республики и является одним из наибольших экономических и культурных центров страны. Состоит из четырёх номов: Ханья, Ираклион, Ласити, Ретимно.
Лассити — самая солнечная и самая восточная область на острове Крит. Здесь находятся самые фешенебельные курорты острова с роскошными отелями и не менее роскошными пляжами, одноименное плато Лассити, романтичные города. На севере Лассити омывается Критским морем, на юге Ливийским морем. Граничит с областью Ираклион на западе. Столица области — г. Агиос-Николаос, который находится на полуострове, выступающем в залив Мирабелло. Главная достопримечательность города — это озеро Вулисмени (глубина в центральной части — 64 м). Изначально озеро было пресным, но во времена Турецкого правления (1867-1871 гг.) был прорыт канал, который соединил озеро с морем. Другие, наиболее крупные города в области: Иерапетра (самый южный город Европы), Неаполь и Сития (самый восточный город Крита).
У подножия горы Дикта расположено Плато Лассити, ранее известное как место, где стояло около 10 000 ветряных мельниц. Они использовались для полива выращиваемых здесь овощей и фруктов.
Недалеко от посёлка Элунда находится маленький остров Спиналонга. Здесь находится Венецианская крепость, а также в начале 20 века здесь был лепрозорий, куда отвозили больных проказой. На востоке области находится знаменитый пальмовый пляж Ваи. Говорят, что здесь снимали первый рекламный ролик шоколадки «Баунти».
Область Ираклион — главные ворота острова и самая богатая достопримечательностями область. А одноименная столица области — самый крупный город и административный центр на острове Крит.
Область Ираклион граничит с областью Ретимно на западе и с областью Лассити на востоке. Город Ираклион — столица острова с 1972 года. Во время Второй Мировой войны (1941-1945гг.) из-за многочисленных бомбардировок город был превращён в руины, поэтому, к сожалению, Ираклион не обладает в полной мере такой красотой и очарованием, как, например, Ретимно или Ханья. Но, тем не менее, в городе сохранилось множество достопримечательностей, таких как: Кафедральный собор Святого Мины, Лоджия (Благородное собрание времён Венецианского правления), Крепость Кулес, Собор Святого Тита, несколько фонтанов и главная среди них — это Археологический музей, в котором хранится большое количество находок времён Минойской цивилизации. Область Ираклион также богата археологическими находками. Здесь расположены три из четырех главных Минойских дворцов — это Кносс (построенный в 1900 г. до н.э.), в котором находится лабиринт Минотавра, Малия и Фест. Свидетель древнеримского правления — город Гортин, античный город Амниссос, дворцовый комплекс Агия-Триада, расположенный на плодородной равнине Мессара и многие другие.
Ном Ретимно — одна из самых популярных среди туристов областей на острове Крит. Здесь находятся такие достопримечательности, как Идейская пещера, где, согласно мифологии, вырос Зевс, самая высокая гора острова Крит, монастыри Превели и Аркади.
Область Ретимно граничит на западе с областью Ханья и на востоке с областью Ираклион. С севера Ретимно омывается Критским морем, с юга — Ливийским морем.
Столица области, город с одноимённым названием, расположенный в 78 км от Ираклиона и в 58 км от Ханьи. Гавань старого Ретимно, построенная ещё венецианцами, сохранила свои очертания и колорит. Центральная часть города Ретимно находится на северном побережье нома. Ретимно — называют «Душой Крита». Город сохранил свой старый облик и привлекает туристов мощёными узкими улочками, красными черепичными крышами, древними церквями, турецкими мечетями, уютными двориками и аккуратными венецианскими домиками со ставнями.
Вдоль северной береговой линии протянулись популярные среди туристов и местных жителей пляжи, а низкая горная цепь с самой высокой точкой г. Врисина (858 м), вырастает к югу от центра города. Территория области в основном гористая, с внушительного вида горными ущельями, большим количеством пещер, живописных долин и маленьких речушек. На востоке возвышается гора Ида или Псилоритис (2456 м) — самая высокая точка на Крите. Этот горный массив покрывает примерно 1/5 всей территории области. К юго-западу от массива Псилоритис вырастает гора Кедрос (1777м). Эти два массива образуют живописную долину Амари. Область равнин в основном находится в северном прибрежном районе, а также между горными массивами. Рек в области Ретимно немного. Река Милопотамос впадает в Критское море на западе посёлка Панормо, а Мегало-Потамос впадает в лагуну Превели, где находится пальмовый пляж — один из красивейших пляжей области. Остальные реки в северной части области менее важные и обычно пересыхают с весны по осень.
Ном Ханья расположен на самом западе острова Крит и представляет собой область с прекрасными пляжами, знаменитыми Белыми Горами, апельсиновыми и оливковыми рощами, великой историей и традиционным укладом жизни во многих горных деревнях.
Область Ханья находится на западе острова, охватывает территорию 2376 км2 и является самой зелёной областью Крита. С севера омывается Критским морем, с юга — Ливийским морем. На востоке Ханья граничит с областью Ретимно. Форму северной береговой линии определяют мысы Акротири, Родопос, Корикос и заливы Суда, Ханья и Киссамос. Залив Суда — один из крупнейших портов в Средиземном море.
Город Ханья — столица области (до 1971 года была столицей Крита), живописный приморский город со своим колоритом, идеально сохранившимися историческими особенностями, развитой инфраструктурой и активной культурной жизнью. Ханья — манит туристов, как магнит, романтикой узких улочек и домиков, свидетелей времён Венецианского правления, украшенных балконами с узорчатыми коваными решётками. Недаром Ханью называют — «Греческая Венеция».
На юге города пролегает горный массив Лефко Ори (греч. Λευκό — белый) — Белые горы. Белые горы — это райское место для любителей природы и одна из самых впечатляющих достопримечательностей области Ханья. Здесь есть и двенадцать ущелий, среди которых Самарийское ущелье — самый большой каньон в Европе, многочисленные равнины, плато и реки и, в дополнение к этой картине, на склонах располагаются небольшие деревушки, с дошедшими до наших дней обычаями и традициями. Здесь можно обнаружить представителей редких видов флоры и фауны и, если повезет, можно даже увидеть дикую горную козу Кри-Кри, обитающую только на Крите.
На юге и юго-востоке Белых гор расположен район Сфакия, с дикими пляжами, множеством живописных равнин и горами. Самая высокая точка нома г. Пахнес (греч. Πάχνες) — 2454 м. Юго-запад области Ханья занимает равнина Кантанос (греч. Κάντανος ) с множеством церквей, построенных в период Византийского правления и исторических памятников. На побережье расположен курорт Палеохора с собственной крепостью. Это место изобилует многочисленными археологическими достопримечательностями и важнейшими античными городами Крита, такими как: Элирос, Иртакия, Лиссос и Сийя. На северо-западе области находится район Киссамос, с мысами Родопос и Корикос, островами Элафониси с розовым песком, прекрасными пляжами в местечке Фалассарна и, конечно, такими уникальными археологическими местами, как Диктина и Полирриниа.
После выбора отеля и оплаты тура началась «подготовка» к туру. На форуме вышеописанного сайта tocrete.com (это практически единственный использованный при подготовке ресурс) были заданы интересующие вопросы, изучена ранее обсуждавшаяся информация. Решили арендовать авто практически на весь срок пребывания. Ранее опыта аренды авто за рубежом не было, только опыт чтения рассказов других автопутешественников на уважаемом Drom.ru. А вот опыт «экскурсии» с толпой соотечественников в самый час пик около Королевского дворца в Стокгольме был. Из полутаро-двухчасовой «экскурсии» среди невообразимой толпы около часа «искали» отставших. После того опыта ни на какие «организованные» массовые экскурсии не ездим. А Крит, по мере возможности, посмотреть хотелось.
В процессе изучения вопроса об аренде авто выяснилось, что желательно наличие международного водительского удостоверения. «Желательно» потому, что непосредственно для аренды авто у вас его скорее всего не потребуют, но наличие МВУ является условием аренды, а при наступлении страхового случая нарушение условий договора может явиться основанием в отказе страховой выплаты. Более подробно по поводу МВУ было в одном из опубликованных на Drom.ru весной рассказов об автопутешествиях, кажется, в Иран (хотя могу ошибаться).
Для успокоения совести решено было получить МВУ. Вкратце о процедуре. Для получения МВУ нужна действующая медицинская справка, личная карточка водителя (по-моему, так называется), национальное водительское удостоверение и фотография определенного размера и с уголком (перечень документов можно найти на сайте ГИБДД или на госуслугах). И квитанция об оплате (куда ж без денег) ценой в 1 000 рублей + комиссия банка (при попытке оплатить через банкомат «Сбербанка» из предложенных услуг ГИБДД именно выдачи МВУ не оказалось). Так как медицинская справка была просрочена, пришлось пройти медкомиссию (пара-тройка часов в коммерческом медцентре), цена вопроса — 1 040 рублей (и карточка постоянного клиента в подарок).
Через госуслуги записался в ГИБДД, там же на сайте заполнил заявление. В назначенный (вернее, выбранный самостоятельно из предложенных на сайте) день и час с набором означенных на сайте ГИБДД документов, квитанцией и фотографией приезжаю в ГИБДД и обращаюсь в справочную с вопросом: «Как бы мне бы МВУ бы получить бы?». Девушка любезно предлагает заполнить заявление. Отвечаю, что заявление вроде бы уже на госуслугах заполнял. Само слово «госуслуги» ее не удивило, но смысл ответа был: «Заполняйте, бумага казенная, да и от вас не убудет». Так как от заполненного заявления от меня действительно ничего «не убыло», заполнил заявление и вместе с документами передал девушке. После внимательного изучения девушка пригласила целого майора (внимание таких чинов ГИБДД к моим документам мне, каюсь, польстило). Вердикт майора был неутешителен: уголок на фото не с той стороны. «Позвольте. Вот же распечатка с вашего сайта с перечнем документов и требованиями к фотографии» (это я). «А что, у нас есть сайт?» (это девушка). Аплодисменты!!! Смех!!!! После такой фразы в повторном визите к фотографу отказать я уже не мог… Впрочем, документы приняли, и на завтра после приемных часов практически в полном одиночестве мне было выдано долгожданное МВУ (с предварительно вклеенной фотографией с правильным уголком).
Пока проходил медкомиссию, получал МВУ и т.д., просматривал сайты компаний rent car на Крите (информацию брал с того же «Критского» форума, там же есть хорошая статья «Аренда машины на Крите»). Сначала посмотрел сайты крупных международных компаний AVIS, Hertz, Eurocar. Затем поизучал «местных». В итоге остановился на http://www.justrentals.gr/. Почему они? Информативный сайт на английском (а не только на греческом); большой выбор машин возрастом до 18 месяцев (не проверял); полная страховка без франшизы, блокировок денег на карте и залогов; множество представительств на Крите; возможность забронировать машину с сайта (при предварительной оплате — скидка); хорошие отзывы на форуме; одно детское кресло и один бустер входят в стоимость (во всех международных конторах это стоит дополнительных хороших денег). Плюсом компании явилось быстрое, уважительное и информативное общение по электронной почте с ответами на все задаваемые вопросы (при том, что английским не владею ни в коей мере, даже на уровне школы; пользовался переводчиком Гугл). В результате предварительно (с оплатой при получении) забронировал авто из group C. Medium (автомобили «Пежо 207», «Шкода-Фабиа» или «Форд-Фиеста») на десять дней с получением и возвратом в отеле. На начало июня стоимость составила 309 евро.
В заключение темы аренды авто. В июне машин полно во всех конторах. Контор больше, чем магазинов. Можно забронировать дистанционно (это особенно удобно при необходимости машины прямо в аэропорту; этот же способ позволит пообщаться по электронной почте и выяснить все вопросы и нюансы аренды). Есть возможность взять машину прямо в отеле. Можно арендовать в любой уличной конторе. Решать вам. Но в любом случае ищите без франшизы и залога/блокировки денег на карте. Сэкономите несколько сотен рублей, а попасть можно на несколько сотен евро. ИМХО.
Когда вопрос с транспортом предварительно прояснился, естественным образом возник следующий — навигация. Как ни странно, эта часть подготовки к поездке оказалась самой продолжительной и трудной. Город у нас относительно небольшой, необходимости в навигаторе как в городе, так и в области нет. Подаренный пару лет назад на день рождения Explay PN-435 с предустановленным «Навителом» был опробован пару раз при поездках в Новосибирск. Пользуясь случаем, обновил «Навител 3» до 5 (пятерку пришлось закинуть на новую карту, т.к. идущая в комплекте с навигатором карта памяти емкостью 1 Гб карты России для «Навител 5» не вмещала). Почитав форумы, скачал карты Греции, закинул в навигатор — не видит карты в новом атласе. Уж как только я их не переименовывал, куда я только их не ставил… Не хочет и все тут…
Полез на специальные форумы. Половину слов не понял. Но понял одно — вломать можно что угодно, но нужны специальные знания. А так как с компом на уровне начинающего юзера, то решил не экспериментировать. Поиски навигатора с картами Европы среди знакомых тоже не увенчались успехом. Смартфона или планшетника с поддержкой GPS в семье не водилось и в ближайшие планы тоже не входило.
Вопрос в rent car по поводу навигатора. Пожалуйста, пять евро в сутки. На форуме ренткаровские GPS не хвалили. Отдать половину стоимости навигатора за неизвестно что задавила жаба и боязнь остаться без карт (или с картами на греческом). Вопрос в службу поддержки «Навитела» о картах Западной Европы (лучше купить официальные, чем платить за аренду). Ответ: ожидаем к осени. Опять не есть хорошо. Ну как так, есть навигатор, а воспользоваться не могу.
В итоге всех моих мучений один очень хороший человек с «критского» форума (еще раз ему огромное спасибо) дал ссылку на одну очень хорошую в Европе программу (+ карты Греции), затем еще одну ссылку на разработчика навигационных программ из Красноярска http://www.navikey.ru/ + какие хочешь (свободно распространяемые и программа и карты) карты всего мира, а перед самой поездкой еще поделился ссылкой на http://www.gpsvsem.ru/map.php?id=1313, карты Греции с которого (+ рельеф) счел для себя достойными мой Навител 3. Как результат, перед самой поездкой в наличии имелся вышеописанный навигатор + три независимые программы с картами Греции. Забегая вперед, скажу, что все программы и карты показали себя с самой положительной стороны в плане прорисовки и определения положения. В iGO и в Navikey не смог сразу разобраться с функцией «идти на точку», поэтому основным программным и картографическим обеспечением был «Навител 3» с картами Греции, скачанными с ресурса http://www.gpsvsem.ru/.
Еще немного про навигацию и карты на Крите. Указатели информативные, информация о достопримечательностях написана желтым шрифтом на указателях коричневого цвета. В принципе, для простого передвижения между населенными пунктами хватает карты с рекламой аквапарка, выданной в аэропорту. На ней основные достопримечательности тоже есть. Но вот в городах, где часто движение одностороннее и место для парковки найти крайне проблематично, навигатор с хорошими картами (POI — «точки интереса») необходим. Так же он пригодится вдали от основных дорог. Различные карты стоимостью от 3 до 8 евро продаются в туристических местах. Карты городов можно взять на парковках и в точках «информации для туристов».
Еще при подготовке к путешествию был приобретен новый фотоаппарат и поляризационная линза к нему (в качестве эксперимента). Поэтому, если кому-то из профессионально занимающихся фотографией людей бросятся в глаза дефекты фото, связанные с применением линзы, то отнеситесь снисходительно. Это были первые опыты.
Теперь непосредственно к путешествию по Криту (исключительно для тех, кто осилил предыдущие абзацы моего опуса).
Переезд на машине в Новосибирск, встреча с родственниками и т.д. и т.п. не представляет для читателей данного опуса ничего интересного, поэтому эту часть опускаем. Задержка чартера (как туда, так и обратно) составила вполне комфортные пару часов. Перелет, заселение, первый день — все хорошо…
На следующий после приезда день планировалась приемка машины и заключение договора аренды авто на 10 утра по местному (или на 9, уже не помню). Без пятнадцати минут до назначенного времени звонок в номер, кала-бала на английском про рент-кар, «йес» в ответ. И на reception. Нас в нетерпении ожидает молодой человек с ключами в руках. Недолгая адаптация все же позволила предположить, что ожидает нас. Разговор на интернациональном языке этот вопрос разрешил. Я ему МВУ + нац. вод. удостоверение. Он мне бумагу на чистом русском с тремя словами: «кольцо» — видимо имелось в виду обилие на Крите кольцевых развязок, «95» — марка бензина, третье не помню (видимо, не имело значения).
При помощи жены, моментально вспоминающей английский при попадании в языковую среду, улыбок, моего ничего не понимающего вида и национального водительского удостоверения договор был подписан. Представитель прокатной конторы с улыбкой всем видом показывал, что после получения оговоренной суммы денег он мгновенно исчезнет, передав ключи. Но россиян так просто не проведешь. Банальная фраза «Хотелось бы посмотреть авто» немного остужает порыв молодого человека и вынуждает плестись показывать изделие французского автопрома под номером 207. На затененной стоянке отеля (бесплатной для гостей отеля) находим неплохой экземпляр цвета «серый металлик», с брелка открылась, ключ к авто подходит, завелась бодренько. Присутствует кнопка АС, при нажатии загорается и начинает дуть (страна с жарким климатом). Ручник держит. Пробная поездка по парковке особых изъянов не выявляет. Представитель в нетерпении. Спокойно осматриваем авто (недолго), немного поцарапан задний бампер по бокам, на пятой двери следы правленых вмятин (видно на солнце). Указываем на них. «No problem» …. раз в ответ. Решаем довериться (проблем, действительно, не было). С сожалением отсчитываем оговоренную сумму денег и больше не встречаемся. Ах да, при переговорах на английском с женой прокатчик выяснил, что утром в день сдачи авто мы ездить не планируем и попросил забрать авто накануне вечером (цена одинакова). Так как было все равно когда сдавать и ездить ночью/утром не планировали, то мы согласились. Забегая вперед: машину не сдавали, оставили на стоянке, ключ на reception.
Что имели в наличии. «Пежо 207» с объемом 1 400, пробег 36 080, на ручке, сзади весла, кондер, CD/Радио, детское кресло. Состояние очень даже неплохое. При всей нелюбви к маленьким машинам особо придраться не к чему. Руль регулируется в двух плоскостях. Но даже при максимально опущенном руле и поднятом сидении удобного положения найти не удается (мне). Сиденья достаточно удобны. Подвеска в меру жесткая (не люблю мягкую). Про шумку в этом классе вспоминать не приходится, слышно и двигатель, и коробку, и резину, но все в меру. Возил нас Пыжик задорно и без проблем. С горными дорогами справлялся хорошо. Но быстро мы и не ездили (All все-таки, как россиянину устоять). Посему добавить нечего.
«Пежо 207», так он выглядел в первый день (к окончанию аренды немного запылился).
Один из членов экипажа на фоне Пыжика.
Пыжик, вид сзади (видны следы кузовного ремонта на пятой двери).
Теперь непосредственно к цели рассказа. Планов было громадье: от Сити на востоке до Ханьи на западе, от Иерапетры на юге до Ираклиона как столицы. Всеръез планировалась поездка в Ханью с ночевкой и последующей водной экскурсией на Баллос. Жена сильно мечтала о поездке на Санторини (а без проводов Солнца ехать туда не стоит, т.е. ночевка обязательна). Но все грандиозные планы разбились о нежелание младшей дочери расставаться с морем. В итоге поездки выглядели следующим образом: до обеда отель, море, бассейн, после обеда «мелкую» в кресло (она быстро засыпала) и понеслись. Но не дай Бог после остановки рядом не будет моря. Таким образом, дневные пробеги ограничились максимальным в 200 км. (Ретимно и обратно) и длительным на целый день (Аквапарк и плато Ласити). Но ездили практически каждый день.
Первый день ушел на обследование окрестностей. От отеля до основной дороги несколько сотен метров (200?, 300?). Вдоль основной дороги идет узкая дорога местного значения для подъездов к отелям, виллам, домам, поселкам. Ближайший выезд оказался неудобен в плане поворота налево (сплошная разметка на двухполосной дороге, ближайший разрыв в полутора километрах). Выезд в противоположную сторону (в восточном направлении) оказался в полутора километрах, но выводил на перекресток, откуда можно было выехать на основную магистраль Крита Е-75, идущую вдоль всего северного побережья. Впоследствие именно этим съездом/выездом/въездом и пользовались. В 4,5 км. восточнее отеля оказался Херсонисос (точнее, сам Херсонисос находится чуть южнее, дальше от моря, а это порт Херсонисос, курортная часть). Практически представляет из себя довольно узкую, растянувшуюся на несколько километров улицу, в каждом здании которой располагается отель/сувенирный магазин/прокатная контора/продовольственный магазин/таверна (выбирайте на свой вкус). С северной стороны, за зданиями, просматривается море. Главная улица настолько узка, что припаркованный автомобиль местами полностью перекрывает движение по этой полосе, а пешеходы порой вынуждены передвигаться по тротуару. В общем, типичный курортный городок.
Практически на западном въезде в городок находится трехэтажный супермаркет Халкидики (так его называла жена; во всяком случае слово начинается с Халкид…).
Вообще, на Крите встречали крайне мало строений выше трех этажей. В супермаркете присутствует весь продовольственный ассортимент (мясо, рыба, молочная продукция, бакалея, фрукты/овощи, большой выбор алкоголя), бытовая химия, пляжные аксессуары, сувенирная продукция (масло, чай, оливки, мыло, мед), немного игрушек, бытовой техники и т.д. и т.п. Подводя итог: можно все купить в одном месте, цены приятно удивили (практически как в России, вода дешевая) в отличие от Турции. Открыт с 7 утра до 23 вечера без перерыва и выходных.
На перпендикулярной к основной улице Херсонисоса, от этого супермаркета, в сторону от моря, через пару домов, находится Aquaterrarium. Это очень небольшой, но довольно приятный аквариум и террариум в одном лице. Заплатив 6 евро со взрослого и 4 евро с ребенка, вы становитесь членом клуба и в течении года можете посещать сие заведение сколь угодно раз (очень удобно для гостей Херсонисоса с маленькими детьми).
Обитатели и гости Акватеррариума.
Первой длинной поездкой был выезд в Иерапетру (самый южный город Крита и Европы). Расстояние в одну сторону около 70 км. Дорога не особо напряженная, город ничем особо не запомнился (кроме купленных по акции двух упаковок воды 6*1,5 литра за 2,4 евро, которой нам хватило на все время пребывания на Крите). Впервые попав в не курортный город в сиесту, были поражены практически вымершим видом города: припаркованные автомобили и практически полное отсутствие движения и людей. Прогулка по набережной и близлежащим улицам, фото, небольшие покупки. Вот, собственно, и все.
Автор с супругой и дочерью (сын по ту сторону объектива).
В 40 км восточнее нашего отеля расположился городок Агиос-Николаос (критский Сан-Тропе, лично сравнить не могу — не был). Городок небольшой, как и все на Крите, с выраженным горным рельефом. Знаменит наличием в центре города пресноводного озера Вулисмени с очень красивыми видами с его скалистых берегов. Посетили это милое место три раза (один раз проездом). Оба раза поездки выглядели следующим образом. Парковка в порту (стоимость 3 евро/сутки не зависимо от времени пребывания), рядом муниципальный пляж. Один из членов семьи остается с дочерью на пляже, остальные идут осматривать город. Кстати, пляж песчаный, очень удобный вход в море, чистая (как и везде на Крите) вода, множество рыб, есть кабинка и душ. Лежаки и зонтики, естественно, платные. От стоянки в порту до озера 10-15 минут неспешным шагом.
Муниципальный пляж в Агиос-Николаосе. Дочери нравится.
Севернее Агиос-Николаоса, на побережье залива Мирабелло, находятся небольшие поселки Элунда (побольше и поближе) и Плака (поменьше и подальше). В этих местах, как говорят, находятся самые-самые отели острова. Не знаю, так ли это, но вид на залив просто потрясающий. Прямо напроти Плаки находится знаменитый остров Спиналонга, куда организуются многочисленные морские экскурсии. После Плаки дорога уходит в горы, мы доехали до деревушки Вохлос, там развернулись и спустились. На дороге есть пара смотровых площадок, откуда открывается замечательный вид на залив. Не поленитесь забраться ради фото. Практически на выезде из Плаки (в сторону Вохлоса) есть бесплатная парковка прямо у галечного (галька очень крупная, скорее мелкие валуны) пляжа. Сии прекрасные места посетили и мы в один из дней наших передвижений по острову.
Еще одной вылазкой была поездка в Ретимно. Это поездка оказалась самой дальней (чуть более 100 км в одну сторону). И если младшая дочь в Ретимно приехала в состоянии сна, то обратная дорога сильно ее расстроила долгим отлучением от моря. Помогало только рассказывание сказок без перерыва. При малейшем перерыве через несколько секунд начинался вой/плач. Выглядело это примерно так. «И потом все звери стали жить в теремке. (это сказка). Смотри, смотри, здесь надо ехать семьдесят (это мне)». Через секунду «ВАУУУУУ» (это дочь).
Дорога хорошая, впрочем, как и почти все дороги на Крите. Местами на несколько километров цветущие по обочинам кусты с розовыми и белыми цветами. Прекрасные виды. Несколько растерялся (единственный раз за поездку) навигатор, упорно хотел вывести на дорогу южнее. Доехали по указателям (все понятно и информативно). При возвращении навигатор одумался и четко показывал маршрут.
В Ретимно опять-таки остановились на платной парковке около порта, с одной стороны от которого начиналась широкая и на сколько хватает глаз протяженная пляжная полоса. С ценами на парковке вышла интересная ситуация. На табличке информация, что первые два часа (или час, уже не помню) стоимость 2 евро, последующие по 0,8 евро. Но при выезде с парковки (машина находилась часа четыре-пять) с нас взяли 1,8 евро. Пляж очень приятный, песок, очень плавный вход в море (чем-то напоминает Анапу, где до обеда идешь на глубину, потом это надоедает и вторую половину дня возвращаешься назад; здесь все не настолько критично). Очень много народа, т.к. вдоль всей пляжной полосы расположились отели/апартаменты.
Дочь с мамой остались на пляже, мы с сыном совершили короткую пробежку по городу. Сына очень поразило обилие рыбы в порту, чуть поглубже просматривались экземпляры длиной до 60-70 см.
Вид на пляжную полосу в Ретимно.
Витрина ресторана (на этой фотке в Ретимно, в остальных городах примерно то же).
Ретимно. Мини-отель, мини-кафе, мини-переулок; все мини…
Поездка в Ираклион. Отель наш находился примерно в 20 километрах от современной столицы Крита, поэтому дочь мужественно вынесла издевательство над собой в виде отлучения от воды (в Ираклионе не купались) и стойко перенесла прогулку у папы на плечах и у мамы на руках. Парковку выбрал в самом центре (по навигатору), указатели CENTER PARKING выводили туда же. Парковка подземная, оплата почасовая, что-то около 4 евро за первый период (опять же не помню, час или два) и по 0,6 евро за последующие часы (не более 10 евро, это цена за сутки). Там же выдали карту Ираклиона. Машину отдаешь парковщику, получаешь талон. Когда забираешь машину, отдаешь талон, на кассе подсчитывают сумму, расплачиваешься, тебе подгоняют машину. В итоге заплатили 5,8 евро, но зато получили не раскаленную на солнце, а машину вполне приятной температуры. Кстати, с другой стороны в этом здании расположен супермаркет «Халкидики». Напротив него расположен небольшой уютный зеленый сквер (там же присутствует платный туалет), где есть несколько детских качелей (дочери понравилось).
Прошлись по набережной до Венецианской крепости в порту, пофотографировались и по пешеходной улице (название уже не помню, по-моему 25 октября) вернулись практически в начальную точку маршрута. Сквер, кстати, окружен множеством кафе, но из-за зелени их не видно.
Набережная Ираклиона. И женщины на ней.
Набережная Ираклиона. Лучшая по настроению фотография из этой поездки.
Венецианская крепость в порту Ираклиона.
Вид на Ираклион через старый порт.
Автор, уже загоревший и немного отдохнувший.
Ираклион, старый порт, вид на город.
Это дельфины, три. И волна снизу. Красиво.
Недавно выловленная губка. Один из основных сувениров с Крита.
А этот замечательный торговый центр с кондиционированным воздухом и небольшим детским уголком позволил дочери перевести дух и немного отвлечься.
Самым продолжительным выездом стала поездка на плато Лассити. Для ублажения детей решено было совместить поездку с посещением аквапарка. Насколько я понял, на Крите три аквапарка. Два из них находились в непосредственной (с учетом передвижения на автомобиле) близости к отелю. Аквапарк «Аква плюс» (http://www.acquaplus.gr/) был на непосредственном пути к плато Лассити, за что и был выбран для посещения. Коротко об этом аквапарке. Общее впечатление я бы выразил следующим образом: «Если бы в конце семидесятых-начале восьмидесятых где-нибудь в Сочи/Анапе я попал в такой аквапарк, то радости моей не было бы предела. Но во втором десятилетии двадцать первого века такое сооружение вызывает недоумение». И это при далеко не маленькой цене (24 евро — взрослый, 5-11 лет — 16 евро, до 5 лет — бесплатно; при бронировании через Интернет скидка порядка 15%). Кроме того, при выходе выяснилось, что за пользование кабинкой нужно платить (порядка 3,5 евро). Впрочем, детям было наплевать на требующее реконструкции уже пару десятков лет состояние аквапарка, поэтому свою долю удовольствия они получили. Подводя итог: НЕ РЕКОМЕНДУЮ…
После аквапарка «полезли» в гору. Дорога асфальтированная, все время поднимается в гору, временами сужается до небезопасного предела, но ехать можно. Практически перед самым въездом на плато находится «музей HOMO SAPIENS», где с долей юмора представлена история человечества от пещеры до полета в космос. Перед музеем огромная (для этих мест) парковка, есть сувенирный магазин и ресторан. Отличный вид. Вход порядка 3 евро (за четверых отдали 8 евро, мелкая бесплатно). Посетить стоит. Супруга неожиданно встретила там коллегу по работе (тесен мир то, ох тесен).
Museum HOMO SAPIENS. Сын ищет знакомые буквы.
Ненавязчивое напоминание, что за вход нужно платить.
Ветряные мельницы. Плато Лассити называют «долиной тысячи ветряков». Раньше они поднимали воду в горы.
«Смотри, папа, собачки». На заднем плане памятник Гагарину, Терешковой и вообще веку космическому.
А примерно так человечество начинало. Внутри каждого строения на многих языках информация об этом периоде жизни человечества, сколько примерно жил, чем занимался и т.д. и т.п.
Завлекательная вывеска, не правда ли?
Вид со смотровой площадки перед музеем.
После посещения музея еще несколько сотен метров в гору, небольшой спуск и попадаем на плато Лассити. Это довольно большая высокогорная долина, в центре которой находятся поля/сады/огороды, а по периферии проходит дорога и расположены несколько деревень, в некоторых около десятка домов. «Круг» вокруг плато составляет порядка 30 км. Что поражает сразу — обилие и размеры цветущих повсюду в долине роз. При выборе фотографий почему-то как раз фоток сделали очень мало, хотя поездка этого дня в целом была самой эмоционально насыщенной.
Розы разных цветов и размеров. Некоторые размером с человеческую голову.
В одной из деревушек остановились чего-нибудь попить (вернее, увидели «припаркованного» ослика и рядом таверну). Хозяин любезно предложил парковку в тени для автомобиля и неограниченное пользование осликом. После угощения заранее припасенным яблоком ослик сопротивлялся не сильно и с удовольствием покатал дочь.
После катания на ослике отведали в таверне фраппе (это был единственный раз на Крите, когда отведали не тельной еды). После фраппе и мороженого хозяин любезно угостил детей черешней со своего дерева. Правда, за три фраппе и два мороженых счет в 12 евро показался несколько завышенным, но учтя стоимость катания на ослике в курортных местах и греческий кризис, обижаться мы не стали.
Не спеша объехав плато, почти в самом конце круга (если двигаться против часовой стрелки), наткнулись на еще одно очень красивое место под названием ЭКО ЗОО ПАРК (почему ЗОО, не поняли, м.б. из-за недостатка времени не все посмотрели). Это подобие музея традиционных критских ремесел, церковь, таверна, сувенирный магазин, собранные в одном месте. Все, как и везде в долине, утопает в цветах. Вход, на удивление, бесплатный.
Производственные мастерские, вроде как, не бутафорские. Изделия продают здесь же. Есть ткацкое, деревянное, металлическое, гончарное производство. Производство масла, чая, спиртных напитков, меда.
Самогонный аппарат (узо, раки). А может что-то другое.
Одно из немногих фото, где мы вместе.
Ну и напоследок (поездки в отчете представлены не в хронологическом порядке) еще немного информации о Критском аквариуме. Расположен он в километрах 18 восточнее Ираклиона (от нашего отеля в 6 км.). Указатели на Критский аквариум расположены довольно заметно и довольно часто, даже без карты его не пропустить. Люди, бывавшие в аквариумах покрупнее, не сильно впечатляются. Нам сравнить не с чем, поэтому свою долю положительных эмоций мы получили. Вход 9 евро — взрослый, 6 — детский. Есть информация на русском. Еще предлагают посетить (дополнительно по 3 евро) выставку «Изменение климата», мы сходили, делать там нечего. Смотрите фото.
Подводя итоги. Отдохнули лучше, чем в Турции, прекрасный отель с очень качественным «кормом» (так выражается директор турагенства, через которое бронировали тур) и спиртным. Кстати, оценка на «топотелях» в этом году выше 4,9!!! Аренда машины позволила увидеть намного больше, чем с экскурсиями (да и намного дешевле). Но «громадью планов» по доскональному исследованию острова не суждено было сбыться из-за активного нежелания детей ездить и смотреть. Поэтому осталась не осмотренной западная часть Крита. Будет повод вернуться еще раз. Идеальным вариантом (при условии путешествия без детей) было бы перемещаться на машине по острову, останавливаясь не надолго в разных местах. При стоянке в одном месте много времени уходит на разъезды туда-сюда. А едем-то отдыхать, а не километры наматывать…
Арендовать машину советую, можно многое посмотреть. Что посмотреть, еще раз отправлю на форум ресурса http://www.tocrete.com/forum/, здесь все подробно.
Немного об особенностях движения на Крите. Движение не очень плотное (я говорю про начало июня), водят аккуратнее и уважительнее, чем в России. «Двойная сплошная» не препятствие для обгона, но все делается без риска. Неписаное правило: если тебя кто-то догоняет — уступи дорогу (естественно, там где позволяет дорога). Стоимость бензина 1,77 — 1,89 евро, дизель 1,5...-1,6.. Дизельных легковых машин мало. Заправка, как правило, на сумму. На одной из колонок, где довелось заправляться, просто кнопки 10 и 20 евро, на солидных заправках м.б. по другому. Подъезжаешь, подходит человек, говоришь сумму, он вручную, ориентируясь на показатели колонки, наливает бензин и забирает деньги. Можно ли заправляться по банковским картам — не знаю, но должно быть можно.
Немного о машине. Для прокатной машины показала себя неплохо, со своей задачей справилась. Удобного положения за рулем так и не нашел, ноги при далеко не богатырском росте упираются во что-то все время. Или это я так привык к вместительным авто. Впрочем, при недолгом владении «Форд-Фокус» именно малые размеры (да простят меня поклонники марки) и ручная коробка заставили сменить автомобиль. Расход для этого объема и мощности я посчитал не скромным. Средний расход составил 7,2 литра. Машина была только с пассажирами. При схожем по рельефу и длительности маршруту по Горному Алтаю на «Хонда-Стрим» 1,7 на автомате, с пятью людьми на борту и забитым до отказа багажником, расход составил т же 7,2 литра. Аппарат, которым владею сейчас («Опель-Зафира», 1,8, робот, в горах еще не испытывался), при загородной езде показывает 7,5. Общий пробег по Криту составил 870 км. (рассчитывал на пару тысяч).
Как и на всех европейках, абсолютно не логичный (после японских авто) алгоритм включения света крутилкой слева от руля на приборной панели. На «Зафире» активировано включение света с отпусканием ручника, поэтому особо не достает. Опять же, как на всех европейках, дебильная (извиняюсь за выражение, поклонники японского автопрома меня поймут) регулировка угла наклона спинки сидений опять же крутилкой на боковине спинки. Еще одна не понятная фишка — крышка бензобака открывается ключом зажигания. Понятно в плане безопасности (не выключив зажигание, не заправишь машину), но как это неудобно. О минусах все, остальное терпимо. Ручная коробка абсолютно не доставала, тем более, трехмесячное владение «Фокусом» на палке год назад позволило освежить навыки езды на механической коробке.
Тем, кто не имеет опыта аренды авто за рубежом и сомневается, брать ли машину на отдыхе, не сомневайтесь.
И удачи на дорогах и на отдыхе!!!