Из Томска в Канаду: 4500 км по восточной Канаде, или 26 дней на другой стороне шарика

25.09.2012 | 27688 просмотров

Вот и прошло совсем немного времени с нашего автомобильного путешествия летом 2011 года. Тогда проехали около 18 000 км из Томска до Испании и назад, посетили 10 стран. Ссылка на рассказ о той поездке: https://travel.drom.ru/19231/. Вернулись оттуда с массой положительных впечатлений и стойким желанием еще покататься. На написание прошлого отзыва созрели только к марту, а в этот раз порешили не откладывать конец в длинный ящик. Итак, следующая часть Марлезонского балета. :)

Время, как обычно, проносится очень быстро, стрелки на часах крутятся со скоростью вентилятора. Новый отпуск начал подкрадываться незаметно и неумолимо, и примерно на затяжных новогодних каникулах начали раскидывать мозгами, куда податься этим летом, чтобы не было потом мучительно грустно. Просто греть пузо на пляже — это не для нас. На третий день начинаем нудиться. Не в том смысле, что мы нудисты непредсказуемые. А просто нам становится скучно :). Буйная голова ногам покоя не дает.

В этот захотелось махнуть за океан на североамериканский континент. К тому же, Европу посещали уже дважды и решили оставить ее запасным вариантом, если визы не дадут. Поначалу хотели дунуть в Штаты, очень интересно проехаться на автомобиле через их страну от NY до LA. Очень интересный маршрут можно проложить, есть что посмотреть и чем заняться. Только вот, из Сибири не так просто получить американскую визу, особенно, в первый раз. Обязательное условие — личное интервью в консульстве. А ближайшее от Томска консульство в Екатеринбурге, ехать туда — лишняя трата денег и времени. В Москву лишний раз сгонять за свой счет тоже не сильно улыбается. Так что, выбор на Канаду пал как-то сам собой. Канадскую визу можно получить дистанционно, нужно только документы с паспортами туда-сюда экспресс-почтой сгонять. Отзывов по подобным поездкам не особо много, так что в некоторых вопросах и бюрократических заморочках пришлось разбираться самостоятельно.

Опять же, про Канаду мало что знаем! Ну в хоккей там играют, ну клены там растут. Про Монреаль с Оттавой слышали, что есть где-то такие города. Вот и все. «Вызывает интерес их технический прогресс. Как у них там сеют брюкву — с кожурою или без?». В новостях Канада не мелькает совершенно. А чем меньше страна появляется в новостях, тем стабильней и спокойней там житуха (в Антарктиде вообще благодать:)). Очень посмотреть интересно на чудо заокеанское.

Первым делом закинули удочки насчет авиабилетов. Сайт http://anywayanyday.com/ хорошо помог в этом вопросе. Рейсов из Москвы в Канаду летает немало, но большинство из них с пересадками. Лондон, Хельсинки, Варшава, Вена, выбор достаточно разнообразен. Не очень удобно, если учитывать, что стыковочное время между рейсами несколько часов, а авиаперелеты — вещь не особо предсказуемая. То пожары лесные на полстраны, то вулкан какой-нибудь проснется (типа Эйятеньхреньпеньокудль). От потери багажа и прочих накладок при смене самолетов и авиакомпаний тоже никто не застрахован. Одним из основных условий была возможность сдать билеты с минимальной комиссией в случае неполучения визы. Так что, единственным и приемлемым вариантом для нас оказался беспересадочный трансатлантический перелет Москва—Торонто—Москва, выполняемый авиакомпанией ТРАНСАЭРО.

Цена билетов (2 взрослых и 1 детский) получилась 82 тыс. рублей со всеми комиссионными сборами. Если сравнивать, что слетать из Томска в Москву и обратно на троих получается около полтинника, то, наверное, не сильно дорого. Билеты приобрели в середине января на июнь-месяц через тур-фирму «Иннатур» в Томске за наличный расчет. Цена на сайте ТРАНСАЭРО получалась на 1 тысячу дешевле, но, в случае возврата билетов, не хотелось лишних издержек с дистанционными боданиями и с возвратом денег на карточку. Потом периодически мониторили динамику цены на авиабилеты, билеты подорожали к моменту вылета примерно до 88 т.р. Где-то промелькнула на денек и исчезла распродажная цена по акции в 67 тысяч, но тут не угадаешь, где сэкономить. В общем, билеты на руках, процесс запущен!!! Так, ради развития кругозора, узнали, сколько стоят билеты из Москвы до Сиднея (Австралия) или Рио-де-Жанейро (где мои белые штаны?) и обратно. Около 120-130 тысяч рублей за 2 взрослых и 1 ребенка :).

Шаг второй — забронировать гостиницы. Тут не обошлось без проверенного и хорошо зарекомендовавшего себя в прошлом году http://www.booking.com/. Не подвели они нас и в этот раз. Выбирали отели преимущественно с наличием мини-кухни, или, по крайней мере, микроволновки с холодильником. Везде бронировали отели с возможностью бесплатного отказа за 24 часа. Предоплаты заранее нигде не потребовалось, хотя отели вправе забронировать сумму в размере оплаты за 1 день проживания. Гостиницы на 25 ночей приблизительно обходились нам в 100 тысяч рублей (Основная статья расходов :( )

Исходя из дат прилета-отлета нарисовался следующий расклад по городам:

• Торонто — 7 ночей.
  • Монреаль — 6 ночей.
  • Квебек — 5 ночей.
  • Оттава — 4 ночи.
  • Торонто — 3 ночи.

Западную часть Канады не стали включать даже в планы для посещения, отпуск ведь не резиновый. Ехать с одного побережья на другое порядка 4000 км. Причем через территорию Канады почти никто не ездит, основной транспортный поток проходит южнее Великих озер через США. Опять возникает вопрос с визой.

С отелем в Торонто, правда, вышла накладочка. Сначала забронировали другой отель. Но где-то в апреле-месяце пришло от booking.com письмо-уведомление об отмене нашего заказа в связи ремонтом (или закрытием) отеля на период нашего пребывания. Спасибо, хоть предупредили заранее и оперативно, у нас была возможность перебронировать место проживания. Заодно хотели поменять даты пребывания в Оттаве. У них, как позже выяснилось, 1 июля национальный праздник — День Канады. Типа День Независимости. И в Оттаве проходят основные праздничные торжества (концерты, фейерверки и проч.). А у нас как раз на 1 июля был запланирован переезд из Оттавы в Торонто. Хоть это и не наш праздник, но было бы очень любопытно поприсутствовать. Так вот, мы не смогли найти свободного отеля на начало июля уже в апреле. Пришлось оставить все как есть, чем впоследствии мы очень удивили персонал гостиницы в Оттаве, когда покидали город в день их национального праздника с утреца пораньше :).

Следующий шаг — зафрахтовать автомобильчик. Дело для нас пока новое и неизведанное. Воспользовались сервисом http://www.rentalcars.com/. Выбрали машинку Hyundai Accent или похожий (как написано на сайте). Выбрали опции: коробка автомат, кондиционер, 2\4 двери, 4 сиденья (количество колес выбирать не предлагали :)). С возможностью, конечно, отказа от заказа за три дня. Цена вопроса — чуть более 29 тыс. рублей или почти 1 000$ по курсу января. Только вот, вместо того, чтобы просто проверить действительность нашей карты, они всю сумму за аренду с карты сразу же, варварски, списали. Мы не ожидали совсем. Впоследствии, при получении машины мы были приятно удивлены, так что придется им простить жлобство на начальном этапе :). Компания, в которой брали автомобиль называется Budget.

Вот так как-то незаметно и всего за несколько дней было пристроено более 100 тыс рублей, отложенных на отпуск. Но все еще можно вернуть с небольшими потерями. Всегда можно отмотать назад.

Самый важный и ответственный момент — ПОЛУЧЕНИЕ ВИЗ!!! За этим мы поначалу обратились в несколько турфирм. Нам выкатили нескромный счет от 10 до 12 тыс. рублей за один паспорт. Штука баксов за троих, может им еще ключ от квартиры, где девки визжат. Столько стоит аренда автомобиля почти на месяц. Вот где жлобяры-то. Все документы-справки самим и собирать и переводить, визовые сборы и доставку тоже самим оплачивать. Турфирмы вызвались только анкеты заполнить и за наш счет их отправить. Гарантии при этом, естественно, никакой. Причем видно, что многие с канадским консульством дел никогда не имели и плавают в этом вопросе еще больше, чем мы. Пришлось послать таких посредственных посредников в дальний пеший туристический поход :). Индейское жилище — фигвам называется!! Будем сами кувыркаться. Лучше себя самого никто не решит свои же собственные проблемы, которые сам себе же и создал :). Взялся за гуж — полезай в кузов :).

Чешем на сайт Канадского посольства http://canadainternational.gc.ca/russia-russie/index.aspx?lang=rus&view=d и начинаем разбираться в визовых вопросах. Нам для разовой турпоездки необходима виза Временного резидента. Операция «Резидент» началась. Основной девиз визового отдела, украшающий их сайт: «Канадская виза — это не право, а привилегия, и ее нужно заслужить!!!». За такое высокомерие и снобизм тоже охота послать их вслед за турфирмами, но спрыгивать уже неохота, деньги в отпуск уже вложены. Все на самом деле оказалось не так сложно и более дружелюбно, как могло показаться на первоначальном этапе. Многих отталкивает сложность получения виз, но, очевидно, зря. Не страшны ни чёрт, ни его малютка.

Если ехать по приглашению к родственникам или друзьям, то визу, скорее всего, получать сложнее. В этом требуется официальное приглашение от принимающей стороны с указанием финансовой состоятельности и т.д. А это тоже достаточно геморройно там получить, и родне придется побегать. Плюс более предвзятое отношение к получателю виз как к потенциальному иммигранту. Так что, проще как туристу. Тут принцип простой: везите ваши денежки, вкладывайте в нашу экономику, и дуйте обратно!!!

Перечень необходимых документов на сайте присутствует. Часть документов должна быть переведена на английский или французский язык (прикладывается к оригиналу). На переводе должна быть печать-подпись переводчика. Перевести документы может любая (!) языковая школа или переводческая контора. Специально задавали вопрос в консульство Канады, нужно ли заверять перевод у нотариуса или нет. Ответили однозначно: НЕ НУЖНО! Те посредники, кто это требует — обыкновенные лохоразводящие. Консульству вообще достаточно ксерокопий (!) переводов. Оригиналы можно оставить себе, чтоб не платить каждый раз за новый перевод. Никакие документы (кроме паспортов) обратно не возвращают! Перевод документов стоил в Томске около 200 рублей за 1000 знаков, и обошелся нам примерно в 1 тысячу рублей за весь пакет документов.

Вот перечень документов, который понадобился нам, может кому пригодиться, да и сами не забудем:

• Заявление на визу на английском или французском языке от основного заявителя (скачивается с сайта);
  • Для каждого : Анкета на визу временного резидента [IMM 5257] на английском или французском языке (скачивается с сайта). Если вы злобный пацифист, расист или милитарист (или член какой-нибудь партии), то требуется дополнительная анкета-приложение. С канадской визой в этом случае, наверное, можно распрощаться, как Кобзон с американской :);
  • Для каждого совершеннолетнего: Анкета «Информация о семье» [IMM5645E] на английском или французском языке (скачивается с сайта). Здесь надо заложить всех родственников папы-мамы-братья-сестры-дети, кто-где-когда родился-женился-живет и т.д. Сдали всех как Павлик Морозов :);
  • По 2 фотографии на каждого (требования к фото чуть отличаются от Шенгена, на сайте есть описание с картинками и указаниями размера морды лица на фото);
  • Для каждого совершеннолетнего: письмо (стандартная справка) с места работы (учебы) о должности, стаже, з\п и о том, что будет предоставлен отпуск на нужный период. Переводится на английский (французский) язык;
  • Подтверждение достаточности средств на поездку. Оригинал выписки с банковского счета (карточки). При отсутствии денег на период подачи документов можно кредит взять на 1 день, получить выписку и кредит вернуть. Ну, или попросить у знакомых за деньги подержатся :). Лимит по деньгам не помню, но типа 50$ на человека в день пребывания. Перевод выписки на иностранный язык не требуется!;
  • Ксерокопия свидетельства собственности на квартиру + перевод (типа не бомж, и что-то нажито непосильным трудом);
  • Ксерокопия свидетельства о рождении на ребенка + перевод;
  • Ксерокопии авиабилетов, подтверждения аренды авто и подтверждений брони от гостиниц. Достаточно распечаток из интернета на английском;
  • Ксерокопии квитанций об оплате визовых сборов (2600 р. за одноразовую визу, 3500 р. за мультивизу);
  • Ксерокопии Шенгенских виз;
  • Детально описание маршрута поездки в Канаде на английском. Писали в произвольной форме на страничку: приезжаю-уезжаю тогда-то, жить-отель буду здесь, хочу посетить-увидеть тут. Гугл-перводчик, как говориться, в помощь. Ну и вспомнить правила английской грамматики :);
  • Делали еще медицинскую страховку (около 2500 рублей на всех) В консульство ее не отправляли. Могла понадобиться уже при въезде в Канаду, но никто про нее не спрашивал. А для Шенгена, например, сей документ обязателен;

Спасибо, хоть не требуют справки от Аль-Каиды или Ку-Клукс-Клана, что не член их организаций :) (где, кстати, в Москве их официальные представительства?).

Бумаг требуется немало, но не все так страшно. Анкеты заполняются за вечер-другой в редактируемом PDF. Документ заранее подготовлен под определенный формат данных — ошибиться сложно. Справки-бумажки собираются-переводятся за неделю. Все копии документов, включая подтверждения о бронировании и справки из банка, делаются по количеству паспортов. Кипа бумаг получается порядочная — план по сбору макулатуры в консульстве обязательно перевыполнят :).

Все документы отправляются в консульство через компанию PonyExpress, которая является аккредитованным представителем для работы с визовыми документами. Стоят услуги этой самой Пони — 1 600 руб. за паспорт. Дальнейшая досылка документов бесплатно. Первичный контроль правильности и наличия документов делается в офисе PonyExpress — мы сдались со 2-й попытки — подсказали нам (по их опыту, чтобы не досылать потом), что нужно доложить ксерокопию свидетельства о рождении на ребенка с переводом и сделать копии документов по количеству виз. Пришлось еще разок посетить переводчиков и напрячь ксерокс.

Всю кипу бумаг разложили на три конверта по количеству паспортов. Нам выдали три расписки о принятии загранпаспортов и отправили наши документы в консульство 16 февраля. Срок обещали около 2 месяцев. Сидим, ждем, волнуемся. Но уже 20 марта свершилось чудо! Выдают нам обратно паспорта уже с полугодовыми (до сентября) визами V1. Вопросов и проблем никаких не возникло. Паспорта на руках, душа поет, а сердце так и бьется :)!

Финансовый итог получения виз (визовые сборы, оплата за услуги PonyExpress, переводы): 14 тыс. рублей.

Параллельно с ожиданием виз поглядывали что, собственно, в Канаде делать и куда податься. Готовили, так сказать, культурную программу. Набросали перечень достопримечательностей по городам. Старались сделать досуг максимально разнообразным и интересным для всей семьи: и музеи, и парки развлечений, и аквапарк, и просто прогулки по природе в национальных парках. Отсмотрели везде пути подъезда-отъезда, наличия парковок и т.д. Тут незаменимая программулина Google Earth — достойная помощь планировщикам путешествий. Или http://maps.google.com/ — те же яйца, вид сбоку :).

Гугл есть, ума не надо.

Маршруты между городами хорошо прокладывает сайт от производителей автомобильных шин http://www.viamichelin.com/.

Парковки удобно смотреть на http://www.parkopedia.ru/ (главное в слове pedia не ошибиться, а то можно увидеть совершенно другие картинки :)).

Еще чиркнул письмецо бывшему коллеге по работе, он уже несколько лет, как в Канаде живет. Спросили совета, куда у них можно податься и что посмотреть. Получили качественный и развернутый ответ со ссылочками на интересные места, за что ему огромное спасибо. Договорились по возможности встретиться.

Ориентироваться в пространстве нам всегда помогает навигатор Garmin Nuvi 1350 с предустановленными картами Европы и России. Приборчик качественный и зарекомендовал себя в европейском вояже очень хорошо. Карты Северной Америки можно приобрести за 4 тыс. рублей, а можно и не приобретать. Мы выбрали второй вариант, пусть нам будет стыдно :). На помощь пришел интЫрнет с тЫррентами. Так или иначе, карты североамериканского континента тоже прижились в нашем навигаторе и пришлись весьма кстати. Забили предварительно все пункты назначения (местоположения гостиниц, достопримечательностей, парковок и прочих мест интереса). Так что примерная картинка уже представлялась. Обновили также в навигаторе засады ГИБДД, камеры и ограничения скорости — и это неоднократно сэкономило нам некоторое количество денег и времени при движении по России.

Часть билетов на достопримечательности была приобретена заранее через интернет за пару недель до отъезда. Это позволило сэкономить пару сотен буржуйских денег. Билеты действительны в течении года на любой день, только надо учесть, что билеты невозвратные и вернуть в зад вложенные инвестиции уже не получится :).

Канадские доллары (они же каксы) были заказаны и куплены через банк ВТБ 24 по курсу 32 рубля (в аэропорту Торонто менялы барыжничали по 36). Курс американского доллара к канадскому был примерно 0,98. Т.е, если не мелочиться, то 1 какс =1 бакс. Рассчитывались преимущественно карточками, поэтому заготовленных 1000 канадских долларов наличными нам хватило (300 привезли обратно и конвертировали в рубли практически без потерь). Еще, на всякий случай, брали с собой немного «вечнозеленых американских президентов». В туристических местах их, в отличие от рублей, принимают, да и в банках всегда можно обменять на местные тугрики. Не пригодилось, и $ успешно вернулись из поездки нетронутыми. Крупные расчеты за гостиницы делали сберовской кредиткой MasterCard, а по мелочам (продукты, заправки, парковки, сувениры) рассчитывались дебетовыми VisaElectron (от Сбера) и MasterCard (от ВТБ), на которых была небольшая дежурная сумма, пополняемая по необходимости через интернет со счета. Так, на всякий случай, чтобы минимизировать потери от взлома карт. Мало ли где карточка засветится, ушлых товарищей везде полно :). Вроде прикрылись со всех сторон.

Способ доставки наших организмов из Томска в Домодедово выбрали несколько необычный и не совсем оптимальный по времени. Вернее даже не выбирали, а поскольку, уже слегка подсели на автопутешествия, то просто решили ехать на автомобиле своим ходом :). Еще для нас обязательно посещение родителей на Урале по дороге туда и обратно!!! Опять же, к родственникам в Тверь охота заглянуть хотя бы на денек. По дороге много мест, где нас ждут гостеприимные родственники и друзья, и где нам всегда рады. Надо совмещать приятное с полезным.

Машина, проверенная временем и расстояниями, Mazda MPV 2005 года выпуска — леворульная трехлитровая американка, слегка прожорливая, но достаточно комфортная и вместительная. На Черноморье ездили на ней же в 2010 году, и в Европу в 2011. Машинка потрудилась на славу — не подвела ни разу :). Владеем машиной уже три года, и проскакали на ней за это время около 60 тыс. км. Перед выездом, разумеется, провели диагностику машины, сменили масло в двигателе. Хоть 7500 км и не расстояние для «бешеной собаки», но транспортное средство должно быть в порядке.

Состав экипажа неизменный: Я, жена и дочурка — 10 лет. Два водителя с обязательной сменой каждые два часа.

Набор развлечений в дорогу уже стандартный: музыка около 60 CD + 2 флешки на 4 Г с mp3), ноутбук с фильмами и играми. Инвертор с 12В на 220В + переноска на 3 розетки — вещь универсальная, и неоднократно пригодившаяся. Не зачем таскать кучу переходников на 12В, любые устройства заряжаются через штатные зарядники. Маленький кипятильник — наш постоянный спутник в дальних автомобильных поездках (на 110В в Канаде тоже справлялся, хоть и медленнее). Ну и без фотоаппаратов мы никуда :).

Еще необходимо учесть, что в Северной Америке напряжение в электрической сети 110-120В и совершенно другой стандарт розеток. Необходимыми переходниками запаслись –вещь копеечная, но нужная!!! Убедились, что все наши блоки питания и зарядники рассчитаны на работу в сети с любым стандартным напряжением, от 100 до 240 В.

Ну все, мы готовы к поездке!!! Волнение слегка присутствует, но такого мандража, как перед Европой уже нету. «Поехали!» (и махнул рукой :)).

02 июня 2012 года

День старта. Неспешно собрались и около 11 утра — двинулись в путь. Первая ночевка, традиционно, под Омском — всего около 975 км от дома. Гостиница «Еврозона» п. Зеленое поле на объездной дороге Омска. Всегда останавливаемся здесь, и туда, и обратно. Удобно и оптимально для нас по расстоянию. Номер забронировали заранее. Трасса Новосибирск—Омск проезжается без особого напряга. Заправок достаточно, приличный туалет на 199 километре дороги от Новосибирска.

03 июня 2012 года

Второй день пути. Объезжаем Казахстан через Ишим—Бердюжье—Макушино. Разница с проездом через Казахстан 110 км по навигатору. Проходить границу четыре раза не очень улыбается. Можно за час уложиться, а можно нарваться на пересмену погранцов или на автобус и прождать неизвестно сколько.

В районе с. Аббатское глобальный, но бесполезный, ремонт дороги. Развазюкали всю степь на 20 метров от дороги, а результата не видать. В районе Бердюжьего уже из года в год не могут заасфальтировать финальные 19 км. Выглядит вся эта сказка примерно так.

Ну а вечерком уже были у родственников в пригороде Миасса. Здесь у нас две ночевки. Хорошо, когда есть возможность полноценно отдохнуть.

05 июня 2012 года

Выезд в сторону Москвы. За этот день проехали от Миасса до Цивильска (пригород Чебоксар) около 1 100 км. Итог дня: пройденные Уральские горы, Башкирия и Татария. Наверное, самый напряженный участок дороги, так что денек выдался не из легких. На дорогах ничего не изменилось и надо по-прежнему держать ушки на макушке. Остановились в том же отеле, что и в прошлом году. Номер на троих с душем за 1 200 рублей. Брык, и на бочёк.

06 июня 2012 года

За этот день необходимо доехать до Твери (около 900 км) — там опять остановка у родственников. До Нижнего Новгорода поехали чуть быстрее. Иногда добавляются полосы для обгона, местами строят четырехполоски, но, как-то все очень неспешно, и работы тут не на одно десятилетие. Объезжали Нижний Новгород по М7, но, не понравилось в этот раз. Встряли на ремонт моста минут на 40. Если кто подскажет более оптимальный маршрут через Нижний Новгород, будем благодарны.

От Нижнего Новгорода до Москвы 4-полоска. Много камер — на нарушение скоростного режима подлавливают, особенно на въездах в населенные пункты. И опять нас выручил навигатор — успевал вовремя предупредить, не давал заснуть.

Москву также, как и в прошлом году, проезжали не по МКАД, а свернули на третью объездную А-108, через Димитров и Сергиев Посад. Трафик здесь небольшой, ландшафт весьма привлекательный.

Через г.Клин вышли на трассу Москва—Питер М-10 и достаточно быстренько домчались до места назначения. Мост через Волгу в Твери пока не отремонтировали, посему перед ним пробочка из фур километров на 10. Все хотят в Питер, но нам туда не надо. Все тверские машины вынуждены по обочине объезжать. В Твери опять 2 ночевки. Душевненько :).

08 июня 2012 года

В 12-20 следующего дня у нас запланирован вылет из Москвы в Торонто. За 23 часа до рейса зарегистрировались on-line на сайте «Трансаэро», выбрали себе удобные места в самолете возле окошка. К вечеру выехали из Твери в сторону Домодедово. Расстояние невелико — около 300 км. Обогнули столицу по А-108 с западной стороны. На подъезде к Домодедово испытали на себе новую платную дорогу (участок трассы М-4). Типа автомагистраль. Дорога на тот момент эксплуатировалась в тестовом режиме, пока бесплатно. Все никак ее сдать не могут, постоянно переделывают, снимают и настилают асфальт заново. За такое качество дороги надо в морду бить. Все швы м\у плитами рулем и колесами чувствуются. Ночевка предполагалась в п.Востряково (рядом с аэропортом). Заранее была договоренность о гостинице и о стоянке нашего автомобиля за 100 рублей в день. Удобно и недорого, если учесть что в самом аэропорту стоимость паркинга от 400 до 800 рублей за сутки, а гостиницы по 6 000 рублей. Вот адресок конторки, которая обеспечивает стоянку: http://yriikozyrev.narod.ru/. Есть у них мини-гостиница и доставка в аэропорт и обратно за 500 рублей в одну сторону. Сервис ненавязчивый, но нам понравился. Ничего лишнего. У них несколько точек для размещения автомобилей, преимущественно охраняемые частные участки, только вместо огородов с картошкой и огурцами асфальтированная площадка с автомобилями. И собачки бегают весьма недобрые, Баскервиль отдыхает :). Гостиницу мы оплачивали заранее через Сбербанк, номер «люкс» за 2500 рублей, такси по факту, а стоянку по возвращению из Канады. Стоянка к нашему приезду подорожала у них до 150, но для нас осталась по 100, как договаривались. Обошлась нам это удовольствие 2700 за 27 суток. Машину мы получили обратно в целости и сохранности.

09 июня 2012 года

День перелета в Торонто.

С утра пристроили машину на длительную стоянку, накануне отобрали вещи, которые тащим с собой в Канаду, все лишнее оставили в машине. Нас добросили в Домодедово на потрепанном лихими 90-ми Jeep Cherokee. От п. Востряково до аэропорта около 10 км, но 2 ж\д переезда, поэтому время лучше иметь с запасом. Мы ехали около 40 минут, время не поджимало, и мы были на месте за несколько минут до начала регистрации на рейс. Очередь еще не успела скопиться, мы спокойненько сдали багаж и получили посадочные талоны. Осталось еще пару часов до вылета на гуляние по аэровокзалу. Прошли все необходимые таможенные и досмотровые процедуры. Суровые лица пограничников и таможенников. Тут птица не пролетит и мышь не проскочит. Граница на замке! Досмотр — процедура не из приятных: в одной руке тазик с обувью и ремнем, а вторая рука держит штаны, чтобы не упали. Весело, но не очень. В международной зоне отправления народу, как гуталину. Задницу приткнуть некуда. Вылет задержали примерно на час.

Наверное, это был один из самых длинных дней в жизни :). С учетом того, что время в Торонто отстает на 8 часов от московского, в наших сутках получилось 32 часа. Но на обратном пути этот временной должок придется вернуть. Время вылета 12-20 мск, а время прилета 14:20 по канадскому времени. Длительность перелета 10 часов. Самолет Боинг 777-200ER, один из немногих, кто может осуществлять беспосадочные трансатлантические перелеты. Может улететь без посадки до 17 тыс. км. И народу помещается более 300. Производится с 1995 года, так что не особо древний. Нам достался практически новый экземпляр. Места в экономклассе удобные, дискомфорта не замечено, места для ног достаточно — коленки не упираются. Конфигурация кресел в ряду не особо удобная: 2-5-2. У нас было 2 места рядом возле окна+1 через проход. Было около десятка свободных мест.

Перед полетом думали, чем будем заниматься 10 часов в полете, как коротать время. Зарядили под завязку ноутбук, телефоны, электронную книжку, набрали газеток и чтива. Но время распределилось чуть по другому: расселись — выдохнули — попили — поели — поспали — опять поели — поспать не успели — в окно посмотрели — приземлились — похлопали в ладоши. 10 часов пролетели вмиг, толком ничем и заняться не успели. Кормили вкусненько, нареканий никаких, хотя винца могли бы и побольше плеснуть :).

Маршрут полета был слегка изогнут на север: Москва—Псков—Финляндия —Швеция—Норвегия—Исландия—Гренландия—Канада. Наверное ориентируются по наземным маякам.

Пролет над Исландией. Не будите спящие вулканы! :)

Пригород Торонто.

Торжественный пролет мимо местной достопримечательности — башни CN Tower.

Ремни пристегнули, приземлились благополучно в международном аэропорту Торонто Пирсон. Пилот свою работу выполнил мастерски, обошлось без воздушных ямок и резких движений. В автобусе трясет гораздо больше.

Перед приземлением всем раздали декларации для заполнения. Заполнили одну на всю семью. Оружия, наркотиков, лишних денег нет, дата вылета обратно указана. Наш зеленый коридор!!! Паспорта в руки и на выход. Идем по указателям. Везде стоят служащие в униформе, которые пальцем показывают, туда не ходи, сюда ходи. Очередей нет. Аэропорт практически пуст. Народу — никого, и это при том, что этот аэропорт входит в двадцатку самых загруженных, а Домодедово нет. Такое ощущение, что ждали только наш рейс. А где красная дорожка? Где оркестр?

Досмотра и шмона вещей не было. Паспортный контроль длился не больше минуты:

—Добрый день. Цель визита?
—Руссо туристо!
—Милости просим. Приятных впечатлений.

Идем получать багаж. Пока дошли до терминала, наши чемоданчики уже катаются по кругу. Все наши сумки помечены георгиевскими ленточками. Мы же победители, как-никак! Выходим в общий зал, местные таксисты в ноги не бросаются :).

Вот мы и в Канаде!!! Настроение ОК, рты до ушей. Сами мы тут не местные, поэтому рассчитывать приходится только на себя, на накопленный словарный запас и на кредитку. Системы Visa и MasterCard — лучшие переводчики с любого языка на любой :).

Идем по указателям на аренду авто. Куда идти, не знаем, но все понятно. Топать не близко, но удобно — транспортеры для сумок, переходы и лифты где нужно. Все конторки по аренде автомобилей расположены в отдельном здании — огромная парковка из нескольких уровней. Находим нашего арендодателя, нас уже ждут. Отдаем загранпаспорт для заполнения документов. Просят права. Решили мы сумничать — подаем международные, книжечку с кучей страниц. У них весьма удивленные лица: «What is it? No, No! National license!». Наши обычные права их вполне устроили. В очередной раз убедились в бесполезности дополнительных международных прав. Развело нас родное государство при их получении на 2 тысячи рублей. Заполнили формы, подписали договор аренды стилусом прямо на экране монитора. Непривычно. Сам автомобиль уже оплачен. Списали с кредитки стоимость страховки 125$ (нас на сайте вроде пугали, что надо будет платить от 300 до 500, не стали настаивать). Эта сумма потом возвращается, если страховой случай не наступил. А если страховой случай наступил, ну расквасили вдруг машину :), то стоимость страховки все равно возвращается нам компанией rentalcars. Типа бонус для заманухи клиентов. Еще, непонятно зачем, но каждые 3 дня они списывали с нашей карты по 2$, а через месяц каждые 3 дня нам эти денежки возвращались :).

Получаем бумажки идем на стоянку искать наш Hyundai Accent «или похожий» :). Стоянка пустая! Где Hyundai? Нету! Вместо него стоит красный «крокодил»:

Глаза протерли, Hyundai не появился, «крокодил» остался. Сверили номер парковочного места — совпадает, номер машины тоже совпадает. Нам подсунули совершенно другой мех! :) Доплачивать ничего не пришлось. Хорошая формулировочка: «или похожий», ну да, колес же 4, значит точно похож :).

Нулевый Chrysler 300С — представительский седанище на 18-ти дюймовых колесах. Дата выпуска: апрель 2012 года. Пробег 354 км. Мы или первые, или вторые арендаторы :). Восторг сменился легким ступором. Этот пепелатц стоит больше 2 млн. рублей. Подкинули нам ответственности, хотя, все же застраховано, за все уплачено, прорвемся!!!:).

К габаритам нашей Мазды MPV мы уже как-то привыкли, тачанка немаленькая и на дороге приметная. Этот же «пароход» в длину больше 5 метров, на 20 см длиннее, чем Мазда, и на 10 см ширее (или ширше). Вроде не много, но разница по габаритам чувствуется. Зато пониже — удобнее в подземные гаражи заезжать. Весит это «корыто» больше 2 тонн. На капоте, не то, что свадебную куклу, небольшой джаз оркестр можно разместить. А под капотом движок 3,6 литра и в 290 кобыл. До сотни разгоняется за 7 секунд. Дури хватает. Привод задний. Аккумулятор в багажнике рядом с запаской. Багажник пустой. А, где аптечка, где огнетушитель, где знак аварийной остановки? Только вот нам досталась модификация без встроенного холодильника :(. Как же так? Обманули!!! Хоть возвращай!!!

Начали потихоньку осваиваться и изучать органы управления. Все вопросы нужно решить, не отходя от кассы, пока есть у кого спросить. Долго искали кнопку, которая открывает люк бензобака. Нашли внутри кармана на дверце :). Заводится автомобиль с кнопки, хоть не голосовое управление: «Крайслер, заводись!» :). На табло подсказки, чего делать. В принципе, все достаточно понятно. Завелись. Попереключали скорости. Коробка здесь электронная (8 ступеней). Непривычное переключение. Проехали 5 метров вперед, потом назад. Камера заднего вида очень облегчает жизнь. Фары светят, дворники метут, поворотники моргают, можно ехать! Включили навигатор, задали пункт назначения «отель» — спутников из подземелья не видать. Дочка устроилась на заднем сидении, как олигарх малолетний. Детского сиденья здесь для 10 лет уже не требуется.

Надо ехать! В процессе разберемся, что к чему! Выдохнули, тронулись, поехали!

Выехали из гаража, двигаемся по многоярусным развязкам, завязанным хитромудрыми морскими узлами :). Вот наворотили-то в районе аэропорта. Едем, не торопясь, стараемся держаться левее, чтобы на какой-нибудь ненужный съезд не свернуть.

Ждем, пока навигатор проснется, ведь он тоже не местный, и ему необходимо больше времени, чтобы сориентироваться по спутникам в первый раз. Первым проснулось спутниковое цифровое радио :). Формат вещания Sirius XM. Больше 100 радиостанций в цифровом формате. Сигнал приходит со спутника, висящего над североамериканским континентом. Везде работает, ну кроме тоннелей. Не знали раньше про такое чудо заморское. Удобно. Не надо между городами приемник перенастраивать. Вещание платное, но это не наша проблема. По умолчанию установлена радиостанция №58 «Prime Country», музыка америкосовская, слова народные :). Угадали и попали под соответствующее настроение. «Еду по хайвею и балдею!». Тут проснулся навигатор и сказал куда нам идти, вернее ехать. До отеля 17 км.

Дороги широченные, в каждую сторону по 3-4 полосы (иногда больше). Причем рядом впритирку проходит такая же дорога. Иногда дороги расходятся, а иногда смыкаются в одну, образуя до 8 полос в одном направлении, и до 8 в другом!! Вау! Так звучит восхищение по-американски. Восхищение по-русски звучит несколько иначе: ?%^;!, не при детях будет сказано :)! Машин кругом миллион, но суеты на дороге нет. Мы тоже едем со скоростью потока. На навигаторе работает функция Line Assist (подсказка по какой полосе ехать) — штука очень полезная в здешних условиях. Очень удобно и здорово облегчает жизнь. Не заблудимся, земля ведь круглая!

Свой съезд мы не пропустили, въезжаем в город. Улочки узковатые, но движемся без задержек за трамвайчиком по Queen Street West.

Примерно за полчасика добрались от аэропорта до нашего отеля. Отель The Alexandra Hotel http://www.booking.com/hotel/ca/the-alexandra.en-gb.html?sid=495f1c8590292430bdc560812aa9fdbb;dcid=2

Припарковались, устроились. ОК. В России уже ночь завтрашнего дня. А здесь только 16:00. Длинный же денек выдался. Надо немного переварить впечатления.

Отдохнули чуток, разложили вещи. Теперь можно осмотреть окрестности.

Гостиница расположена в тихом, уютненьком районе, рядом Alexandra Park. Тут же недорогой частный сектор. Огороды маленькие, картошку садить, естественно, негде. В тесноте, как говориться, да не в обиде.

Рядом нашелся недорогой супермаркет, где мы преимущественно и закупались. В отеле в нашем номере был холодильник, микроволновка, плита и необходимый набор посуды, все как заказывали. Проблема с пропитанием решилась сама собой. До центра города пешочком топать минут 15. Улочка Queen Street West весьма колоритная. Сплошные парикмахерские, маникюрные салоны, тату-салоны, недорогие кафешки и магазинчики. Богемный район для небогатых. Люди ходят очень своеобразные, у многих замысловатые татуировки и причесоны, кольца в ушах, носах и т.д. Бабульки при виде таких персонажей обычно крестятся :).

Попадаются «творческие личности», уставшие и прилёгшие отдохнуть. Много неагрессивных пьяненьких, и не обязательно бомжеватого вида.

А на соседней Dundas Street начинается местный China Town. Тот еще специфический райончик, растянувшийся на несколько кварталов. Здесь многие на английском не говорят никак. Совсем никак. Только на китайском. Сложно разобрать, Торонто или Шанхай какой-нибудь. Не перепутали ли мы самолет, не улетели ли вместо Павлика?

Очень понравился китайский фруктово-овощной рынок. От количества овощей и фруктов глаза разбегаются. Цены весьма демократичные, товар выбираешь сам. Клубника по 3$ за килограмм. Черника 2$ за полкилограмма. Яблоки-бананы, правда, стоили, как у нас в Сибири :). Но зато наелись от пуза тут разных киви, манго, авокадо и прочей экзотики. Этим, конечно, трудно кого-либо удивить, в наших маркетах это тоже есть. Но здесь все это было СПЕЛОЕ! Вкус совершенно другой. Но дыни местные все же похуже, чем узбекские. Фрукты-ягоды в основном из Калифорнии и Мексики привезены. Каждый день старались заглянуть на этот базарчик.

А вот китайский супермаркет нас очень даже разочаровал, даже, можно сказать, испугал. Имели неосторожность заглянуть. Брррр!!! Какой-то склад полупротухших продуктов. Куры явно синюшные по-советски, с тех времен и лежат :). Мясо течет, рыба расквасилась, морепродукты слиплись. Приятного аппетита, в общем. Санэпидемстанции, наверное, нету в принципе. И многие набирают полные тележки, видно что для общепита, и не только для китайского. Доверия к общепиту нет никакого, травануться можно запросто. Цены на продукты даже не смотрели — вылетели оттуда пулей :). Жуть!

Хотели первый день в Канаде винцом отметить, да пивка холодненького прикупить. С ходу не получилось. Не встретилось. В минимаркетах спиртного не продают совсем. Такова позиция государства. И это, наверное, правильно. В крупных супермаркетах можно купить только некрепкие напитки: вино-пиво. А вот что покрепче, можно приобрести только в специализированных государственных магазинах. Монополия, однако. Для информации, бутылочка водочки 0,7 стоит у них 25$. Дешевле только в DutyFree, по 18$ :). Стоимость сигарет не знаем, но есть подозрение, что тоже не дешево. Курящих людей очень мало.

Столько всего уместилось в один день!! Все впечатления словами не передать. Зато спалось на новом месте замечательно!

10 июня 2012 года

День второй. Мы готовы к похождениям. Решили начать с посещения Королевского Музея Онтарио (Royal Ontario Museum). http://www.rom.on.ca/ Цена взрослого билета 22$, детского 16$. Поскольку, мы брали билеты через интернет, то заплатили 48$ вместо 66$. Вроде мелочь, а приятно. Цены, кстати, почти везде частенько указывают без налога. А потом плюсуют около 6-13%, везде по разному. К этому надо быть готовым.

Вообще можно приобрести комплексный билет на посещение основных достопримечательностей Торонто, позволяющий сэкономить около 40 %. http://www.citypass.com/toronto?mv_source=rom. Предложенный список мест для посещения нас не совсем устроил, поэтому мы брали билеты по отдельности через интернет, то на то и выходит.

От отеля до музея около 3 км пешочком. С превеликим удовольствием прогулялись пешочком по University Avenue и через Queens Park. Обратили внимание, что тротуары преимущественно сделаны из бетонных плит (не асфальт!) размером 1х1 или 1,5х1,5. На многих плитах клеймо производителя с датой выпуска. Попадались плиты, выпущенные в 70-х. На всех перекрестках края плит стёсаны и отшлифованы для удобства велосипедистов и колясочников.

Музей оказался гораздо больше, чем ожидалось. Очень много интересных экспонатов и залов. Зависли там на полдня и слегка ушатались. Сюда надо брать абонемент, да неделю неспешно все осматривать. Рядом есть еще Музей Обуви, но туда уже не заглядывали http://www.batashoemuseum.ca/.

От музея на метро доехали до главной местной достопримечательности — башни CN Tower http://www.cntower.ca/en-CA/Home.html.

Башенка, действительно, не хилая. Высота около 533 м. До 2007 года это было самое высокое сооружение в мире, но потом арабы все же переплюнули канадцев и построили в Дубае башню высотой более 800 м.

Билеты на башню тоже были приобретены заранее. Комбинированный билет (Look Out + Glass Floor + Sky Pod, смотровая площадка + стеклянный пол + верхний ярус «стручок») обошлись нам примерно в 90$. Оно того стоило! Отсюда открывается потрясающий вид на город и его окрестности. В ясную погоду, говорят, с башни видно водопады Niagara Falls. А до них более 60 км. Не увидели, так как была дымка от жары.

Остров Торонто.

Торонто с пригородами растянулся на многие километры, проживает тут около 6 млн. населения. Очень много зелени и парков, хотя парками здесь называют любую площадку 10х10 метров с кустиком :).

Хождение по стеклянному полу — то еще развлечение. Хоть стекло специальное и многослойное (шесть слоев около 7 см суммарной толщины). Попрыгать как-то не захотелось. Под ногами более 340 м, коленки реально трясутся :).

А за 175$ с носа можно заказать часовую прогулку снаружи башни по карнизу. EdgeWalk называется. Мы на такое не стали подписываться :).

После башни уже неспешно догуляли до отеля по вечернему городу около 1,5 км. Изначально планировали еще на остров Торонто сплавать на пароходике, но нас уже на это не хватило. Оставили на другой раз.

11 июня 2012 года

В этот день у нас поход в парк развлечений Canada’s Wonderland — ребенку огромная радость http://www.canadaswonderland.com/. Парк расположен за городом около 30 км от отеля, и сюда необходимо ехать на машине. On-line билет стоил для нас около 140$, получилось самое дорогое развлечение. И это при том, что за счет предварительной покупки удалось выкроить 48$. Уже не мелочь. В парк, естественно, нужно приходить на целый день. Развлекухи тут много и для взрослых, и для детей любого возраста. Накатались мы тут на всем, на чем хотели, узнали заодно, откуда выделяется адреналин :). Если сравнивать с парижским Диснейлендом, то здесь, наверное, менее пафосно и торжественно, но, в плане разнообразия аттракционов здесь понравилось больше. На сайте парка есть очень хорошее описание и фотографии всех каруселей.

Питьевая вода в парках недешевая, около 3$ за поллитра. Изредка встречаются питьевые фонтанчики с водопроводной водой, но не везде. В маркете, к примеру, две четырехлитровые стоят 2$. Впоследствии это учли и возили в машине пару четырехлитровок.

Здесь мы обратили внимание на то как много ОЧЕНЬ упитанных людей. Нельзя сказать, что нация толстяков, хотя и попадаются отдельные образцы. Наблюдали, как нехуденький дядечка, отстояв очередь, не смог поместиться в двухместную кабинку на одном из аттракционов. Психанул и ушел. Так что, производителям сидений следует ждать судебных исков от ушлых немаленьких сограждан :). И едят они, на наш взгляд, ну очень много. К примеру, в парке продавали огромную жаренную во фритюре лепешку сантиметров на 35. Сверху гора мороженого с кремом и джемом. В добавок Coca-Cola в объеме не менее литра. Троих можно накормить. Вся эта съеденная масса очень напоминает рецепт кулебяки. Съел, и через полчаса кулебяка готова :).

Причем наблюдаются две крайности: или сильно толстые, или очень спортивные и подтянутые:). Народу, которые следят за фигурой-здоровьем тоже немало. Много попадается бегунов-велосипедистов. Возможностей для активного образа жизни у буржуинов несоизмеримо больше, было бы только желание.

12 июня 2012 года

Денек опять обещает быть насыщенным. На дорогах уже освоились, поэтому везде катались на машине. Напланировали несколько мест для посещений.

С утра намечен замок Casa Loma casaloma.org . Цена билетов 50$ на троих.

Уникальное творение рук человеческих. Рекомендуется к посещению в обязательном порядке. Раньше это был самый большой частный дом в Канаде из 98 комнат. Построил эту избушку в начале прошлого века некий коммерсант Сэр Генри Пеллат. Во времена Великой Депрессии домик отошел государству за долги, и теперь здесь музей для привлечения туристов. Здесь тоже можно на полдня загулять. Комплекс состоит из самого особняка, сада с фонтанами, отдельно стоящего гаража, теплицы и конюшни, соединенными с основным зданием подземным тоннелем в несколько сотен метров. Одних только каминов в доме несколько десятков. Буржуй, в хорошем смысле этого слова.

Все сделано очень добротно и сохранилось в первозданном виде.

Сюда возят толпы детишек на школьных автобусах. Достаточно посещаемое место. А еще здесь натурная съёмочная площадка для Голливуда. В вестибюле развешано пара десятков постеров с фильмами, сцены из которых снимались в Casa Loma. Из тех что запомнилось, это «Чикаго» и «Люди-Х». Надо будет посмотреть на досуге. Забавно, наверное, увидеть знакомые места в каком-нибудь фильме.

Сам замок расположен на холме, отсюда весь Торонто как на ладони.

Следующее место посещения — это Канадский автомобильный музей, расположенный в г.Ошава, примерно 50 км от Торонто. http://www.oshawa.ca/tourism/can_mus.asp. В очередной раз упражняемся в движении по хайвэям.

Любят канадцы свой флаг и относятся к нему весьма уважительно.

Автомобильный музей частный, стоимость посещения смешная: 5$ взрослый билет и 3$ детский. На выставке представлено более 70 машин. Некоторые из них на ходу. Часок-другой можно смело побродить. По каким-то определенным дням сюда съезжаются любители ретро-автомобилей на своих машинках, и количество экспонатов увеличивается в несколько раз.

Кабриолет должен быть обязательно красненьким :).

А вот и Bentley 1926 года выпуска.

На таком автомобиле возили царскую семью Николая II, а потом ездили чекисты в кожанках и с маузерами.

Один из первых Фордов.

А подобные авто ассоциируются с гангстерами в твидовых костюмах времен Великой Депрессии. А-ля «Once Upon a Time in America».

Колонка для бензина времен начала прошлого века.

Кроме автомобилей представлено еще немало интересных вещей.

По такой телефонной станции можно было с Ильичом из Смольного пообщаться, через барышню.

Canon или Nikon? Вот в чем вопрос. :)

После осмотра автомобилей решили отправиться на оз. Онтарио. Просто по бережку походить. Скалы Scarborough Bluffs (N 43.70674, W 079.23540) — достойное местечко. Геологические образования, сохранившиеся в нетронутом виде со времен ледникового периода. И это все в 15 км от центра Торонто.

Машина остается на стоянке за 2$, поскольку проезд к берегу запрещен — природу надо беречь.

Чистенько. И обстановка весьма умиротворяющая. Нет ни мусора, ни пьяных пивных компаний. Почему? Висит знак, что купаться запрещено. Нельзя, так нельзя. Но удивительно, где же местные жители купаются, или так и ходят некупанные?

Вокруг никого, только уточки, да наглые чайки, вырывающие из рук печенюшки.

Хорошо присесть на лавочку после напряженного денька. Смотреть на воду можно бесконечно долго, впрочем как на огонь, и на то, как другие работают.

13 июля 2012 года

Отправляемся в Музей Трамваев и Поездов Halton County Radial Railway. http://www.hcry.org/ab_us.html. Городок Milton, ехать примерно 50 км. На деле оказался не городок, а скромная деревушка с тракторами на дорогах.

А это то ли вигвам, то ли юрта. Оказалось — гараж для сельхозмашин.

Асфальт у них тоже от морозов трескается. Надо только битумом вовремя проливать и будет тогда счастье.

С музеем трамваев пришлось обломиться. Оказалось, что он функционирует только по выходным, и только в июле-августе, когда у школьников каникулы, ежедневно.

Не отчаиваемся, рядом есть комплекс парков — заповедников, куда тоже планировалось заглянуть. Ехать около 15 км.

Нас невозможно сбить с пути, нам все равно, куда идти!!!

Направляемся к водопадам Hilton Fall: http://www.conservationhalton.on.ca/ShowCategory.cfm?subCatID=1083. Стоимость посещения составляет только 7$ за стоянку автомобиля. Больше ни за что не платится. В парке несколько пешеходных и велосипедных маршрутов длиной от 4 до 9 км. Нам до каскада водопадов топать 4.

В лесу кто-то туалет поставил и оставил несколько рулонов туалетной бумаги. Не спёрли. Прикольненько.

Десятиметровый водопадик. Журчит очень приятно. Зимой, наверняка, смотрится гораздо эффектней.

И на камнях растут деревья.

Встретили в лесу змеюку, стали внимательнее смотреть под ноги.

Красивый лесок. Трава здесь не растет, только покрытые мхом камни, занесённые ледниками тысячи лет назад. Самое место для натурных съемок какой-нибудь вампирской саги «а-ля Сумерки».

А вот и полянка для пикничков, вокруг столики с лавочками. Только людей нет. Где все? Ау!!!

Дровишки из леса.

А здесь среди кленов притаился теремок. И, судя по журналу, какая-то Анна, непонятно зачем, убирает этот домик раз в день. Воды нет, но есть в наличие большая емкость с гелем-пенкой для дезинфекции рук. Дикие люди, дети гор. Зачем они это делают? Точно, разруха в головах, а не в клозетах.

Набродившись по лесам-тропинкам, отправляемся в город Китченер (Kitchener) ехать еще около 40 км. Городок (около 500 тыс. населения с окрестностями) был основан немецкими переселенцами и назывался просто: Берлин. Во время Первой мировой войны город был переименован из патриотических соображений.

Прямо по городу толпами бродят утки-гуси. Стоит только пакетиком зашуршать, бегут и требуют чего-нибудь перекусить. Паниковского на них нет :).

Очень много бобров, строящих хатки и грызущих окрестные деревья. Убил бобра — спас дерево :). Но обижать зверушек тут нельзя! Белок и зайцев развелось миллионы, по огородам лазят без зазрения совести, салатик кушают.

В Китченере нас уже ждут родственники. Раньше, правда, мы никогда их не видели, только слышали о них. А тут, пользуясь случаем, привезли привет с Родины. Заодно и познакомились :). Нас ожидали очень радушный прием и душевное общение. Очень приятное завершение дня.

14 июня 2012 года

Едем в Niagara Falls. От Китченера до Ниагары около 100 км, преимущественно по хайвэю Queen Elizabeth Way (QEW), гордости канадского дорогостроения. Основная магистраль, соединяющая восточные побережья Канады и США. Загруженность трассы: около 200 тысяч автомобилей в день, 2 автомобиля в секунду! Куда же они все едут-то? И чего им дома не сидится? Хотя нам повезло, и мы домчались без пробок примерно за час.

По дороге сплошные виноградники, значит, климат благоприятный. Виноград где попало не зреет. Очень много виноделен. Организуют тут «пьяные» туры с дегустацией и доведением клиентов до нужной кондиции.

Стоянка в Niagara Falls у нас намечена между Skylon Tower и кинотеатром IMAX по цене 5$ за день. Мест, несмотря на обилие туристов на автомобилях, достаточно. Может еще не сезон?

Стиль архитектуры и оформления витрин отличается от Торонто. Причудливо. До границы с США метров 300. В детстве «коварный зарубеж» именно так и представлялся. Не обманула, видать, советская пропагандистская передача «Международная панорама». Чем дальше, тем всё чудесатей и чудесатей :).

Прежде чем пойти к водопадам, решили для начала испугаться. Знаменитая Фабрика ночных кошмаров (Nightmares Fear Factory): www.nightmaresfearfactory.com/. Цена одного билета 14$. Детей до 12 лет не пускают, но 10-летнюю дочку пустили под нашу ответственность. И ведь действительно ПУГАЮТ!!! Развлекалово не для слабонервных. Как говориться, видели бы вы мои штаны сзади :). Передвигаешься по большому ангару в полной темноте на ощупь. Только красненький светодиод показывает путь. Всяких неожиданностей полно. Не разочаровали. В любое время можно действие прервать и выйти. Таких записывают в «Список трусишек (Chicken List)». Сейчас в этом списке более 120 тысяч сошедших с дистанции. Мы ПРОШЛИ! Получили в презент наклеечки «Survivor» («Выжившие»), в том числе и наша дочушка. При нас сошла с дистанции группа подростков лет на 14-15 — выскочили секунд через 20 после старта :).

А вот и выход на набережную. Да не зарастет сюда народная тропа.

Вид на водопад восхитительный. Лепота!!! Причем смотреть гораздо лучше с канадской стороны. Американцы вынуждены извращаться и заглядывать сбоку с башенки. Рёва от воды, в отличие от Рейхенбахского водопада в Швейцарии, практически не слышно. Высота все же не та.

После первичного осмотра отправляемся в «мокрый тур» (Maid of Mist) http://www.cliftonhill.com/attractions/maid-of-the-mist. Стоило около 50$ на троих. Самый древний из местных аттракционов, работает с 1846 года. Завозят на кораблике в основание «водопада-подковы». Надо беречь фототехнику и часы. Выдают непромокаемые накидки, которые мы после экскурсии предусмотрительно захомячили. Накидки впоследствии неоднократно пригодились нам в Канаде. Не последний водопад посещаем, да и дождики тут тоже случаются.

Вот мост, по которому проходит граница США—Канада. МТС сразу поприветствовал SMS-кой: «Добро пожаловать в США». Водную границу все-таки нарушили, в штатах отметились.

Туристам есть чем заняться. Можно неделю тут провести и не заметить. Хотели в открытой гондоле над водоворотами прокатиться (Whirlpool Aero Car). http://www.cliftonhill.com/attractions/niagara-parks/whirlpool-aero-car. 14$ за взрослый билет и 10$ за детский. Только эти тунеядцы работают до 17:00, не успели по времени.

Есть колесо обозрения Niagara SkyWheel http://www.cliftonhill.com/attractions/niagara-skywheel. Высота 53 метра, как-то скромно при нескромной цене в 12$ за билет. У нас были приобретены билеты на башню Skylon Tower. http://www.skylon.com/. Билеты стоят также, как и на колесо обозрения, только высота у башни 160 м, и вид на окрестности поприятней. Прозрачные лифты быстро поднимаются по внешней стороне башни. Уши при подъеме-спуске закладывает, а вот карамельки-леденцы не выдают.

Вид на окрестности, конечно, незабываемый. Уходить неохота.

После Skylon Tower перекусили в кафе «Tim Hortons» — канадская сеть, неплохая альтернатива «McDonalds», на наш взгляд. «McDonalds» отпугивает запахом пережаренного машинного масла. А потом еще разок прогулялись вдоль набережной до «водопада-подковы». Там как раз готовили съемки ночного шоу, выставляли камеры, свет и т.д. А ночью канатоходец должен был пройти по канату через водопад. Говорят, прошел и не упал. https://www.youtube.com/watch?v=E2LUG-XWzwU&feature=related

Денек прошел незаметно, но незабываемо.

Домой, вернее в отель, добирались уже затемно все по той же дороге QEW. Вот здесь и поняли, что не зря у нас гнобят американские красные поворотники. Действительно неудобно и малоинформативно. Едем в сумерках по хайвею, 4 ряда, в поле зрения пара десятков машин. Перед развязками кто-то начинает притормаживать, кто-то перестраиваться, а непонятно. Перед глазами сплошная мешанина из красных лампочек. С желтыми фонарями оно как-то понятнее и привычнее.

15 июня 2012 года.

Сегодня едем в г.Гамильтон (Hamilton) около 70 км от Торонто. Как раз между Торонто и Niagara Falls. Здесь выбор достопримечательностей не маленький, намечаем несколько точек для посещений. Сначала музей-особняк одного из первых канадских премьер-министров (Dundurn National Historic Site). http://www.hamilton.ca/CultureandRecreation/Arts_Culture_And_Museums/HamiltonCivicMuseums/Dundurn/Dundurn_Castle.htm (на сайте можно совершить виртуальный тур по музею, а-ля 3D). Цены уже поменьше, чем в Торонто, места не особо «раскрученные». Взрослый билет 11$, детский 6$.

«Всего» 40 комнат, как же хозяин, бедолага, размещался в такой тесноте :). Домик, действительно, меньше, чем Casa Loma, но не менее привлекательный. А-ля «Унесенные ветром». Зависли тут на пару часиков.

Отсюда отправляемся на канадский военный корабль HMCS HAIDA: http://hmcshaida.ca/index.html. Опять пришлось смеяться над ценой: 3,9$ взрослый и 1,9$ детский.

Чуть больше «Авроры» по размеру. Не «Титаник», но все равно впечатляет. Всего было построено 27 таких кораблей. 13 погибли, 13 утилизировали. Один остался.

Список военных компаний, в которых это судно участвовало.

Главный калибр в исправном состоянии, о чем предупреждают соответствующие предупреждалки.

С интересом посетили места досуга и работы канадских морячков, ничего не ускользнуло от зоркого глаза.

Полазить по трюму и машинному отделению тоже не скучно. Главное беречь голову и смотреть под ноги.

Ну а вечером у нас назначен поход в гости. Едем в Oakvill (между Гамильтоном и Торонто) к бывшему коллеге, переехавшему в Канаду из Томска. Общаемся, пьем винцо, дети плещутся в бассейне :).

Вообще-то одного дня на г. Гамильтон катастрофически мало. К сожалению, больше не удалось выкроить времени, чтобы сюда вернуться.

Не успели посетить несколько интересных мест:

Музей пара и технологий (Hamilton Museum of Steam & Technology): http://www.hamilton.ca/CultureandRecreation/Arts_Culture_And_Museums/HamiltonCivicMuseums/SteamMuseum/

Королевский Ботанический Сад (Royal Botanical Garden): http://www.rbg.ca/Page.aspx?pid=193

Канадский авиационный музей (Canadian Warplane Museum): http://www.warplane.com/pages/aboutus.html

16 июля 2012 года

В этот день на базе авиационного музея в Гамильтоне проходило авиа-шоу с полетами самолетов времен Второй Мировой войны. Было бы очень интересно посетить, но мы привязаны к гостиницам. У нас по расписанию переезд из Торонто в Монреаль. Расстояние около 550 километров. Пшик, по здешним дорогам.

Остановку «размять ноги» делаем в г.Кингстон (Kingston), как раз посередине между Торонто и Монреалем. Здесь расположен Форт Генри (Fort Henry) http://www.forthenry.com/.

Все посвящено их войне 1812 года. Тогда американцы с англичанами мерились, у кого что больше. С тех пор войн на территории Канады не было. Хотелось бы представить, как развилась бы Россия, если бы не пара мировых войн, да если бы нас не «слили» в 17-м и 91-м. Но, слишком много «бы».

В форте проходят театрализованные представления, военные парады, построения и потешные сражения, стрельба из пушек. Все стилизовано под 19 век. Весь день расписан под каждое действие. Сюда надо надолго заезжать. Цена билета 19$ взрослый, 15 детский. Поскольку мы к ним заехали на час, то жаба отказалась платить за вход. Пошли осматривать окрестности и сельскохозяйственные угодья. Рядом с фортом располагается военное училище. Собственно, курсантики во всех постановках и участвуют.

Тут же разместился передвижная пивная тусовка с концертом. Ни-ни, мы за рулём, никаких фестивалей.

Лужайки побриты, деревья покрашены. Наверное, генерала ждут с проверкой :).

После Кингстона на время съезжаем с хайвэя и делаем крюк на 30 км. Проезжаем через район «1000 Островов» (1000 Islands) — природную достопримечательность, которая представляет собой архипелаг островов тянущихся вдоль границы Канады и США по реке Святого Лаврентия. Островов после инвентаризации оказалось 1793, но название менять не стали :). Большинство из них частные, и на многих построены домики. Попадалось где-то объявление о продаже острова. Купить что ли как-нибудь?

Пока проехали только на машине, остановившись на пристани в городке Rockport. Отсюда организуются экскурсии по реке. На обзорную часовую поездку мы уже опоздали (проводились пока только дважды в день). Но со следующей недели меняется расписание, и экскурсии будут каждый час. Вот тогда мы и вернемся. Заодно заприметили чудесный пляж, где можно покупаться и позагорать.

Постояли рядом с пикапом Ford-250. Немало их по здешним дорогам катается, и, судя по тому, что все чистые, не все покупают такие машины для перевозки навоза и удобрений.

Ну а вечерком уже устроились в отель Celebrities Hotel в историческом центре Монреаля http://www.booking.com/hotel/ca/1095-st-denis.en-gb.html?sid=495f1c8590292430bdc560812aa9fdbb;dcid=2

Это оказался единственный отель, из тех где мы останавливались, в котором не оказалось собственной парковки. Заранее присмотрели через maps.google.com открытую парковку неподалеку от гостиницы, но обломились. На месте той парковки уже небоскреб строят, пришлось «брать языка» и пристраивать машинку в подземный гараж за 17$ за ночь. Для центра Монреаля цена оказалась достаточно демократичной. Можно было найти и за 25$ при желании.

Небольшое лирическое отступление о канадских дорогах и ПДД

Вот типовая дорога между городами, а-ля федералка. Развязки, виадуки, все как положено, добавить нечего.

С заправками у них немного путано. Они расположены не вдоль дорог, как привычно, а на съездах. Обычно это комплексы с мойками, кафешками и минимаркетами. Указатели на них есть везде, но заправка может быть в километре от дороги, а может быть и в прилегающем населенном пункте. Чуть замудрёно с непривычки. Съезды нумеруются не так как в Германии, например, 1,2,3,4,5, а по километражу от начала дороги. Типа съезд 437, а следующий 452. Если учесть, что дороги сходятся-расходятся, то такая нумерация кажется иногда сумбурной. Надо к этому привыкнуть.

Чем дольше от крупных городов, тем дороги становятся чуть скромнее, количество полос уменьшается, но потоки встречного направления разделены ВСЕГДА!!!

Иногда между встречками газон метров на 15. Заранее зарезервированная земля, а потом, где надо дорогу расширить, новые полосы добавляются вовнутрь. Рационально, черт побери. Вот у нас с землей проблем нет, а с дорогами почему-то есть. Абыдна, да!

К ремонту дорог подходят основательно. Не дай бог кто-то расшибется на ремонтируемом участке, засудят ремонтников на миллионы. Дешевле водителей обезопасить, чем выставить знак «40» и палочки полосатые продавать. У них при ремонтах обычное ограничение скорости 80, можно сносно ехать. Если уж идет ремонт дорог, то ставят всех в такие условия, что нарушить что-то очень сложно. Ремонтных участков в летний сезон не мало — тоже им надо денежки осваивать.

Асфальт, конечно же, трескается. Чудес не бывает, и физику не обманешь. Температурные переходы через «ноль» здесь тоже не редкость. Но до бездонных ям не доходит, трещины вовремя пролиты битумом. «Колейности» на их дорогах не замечено, хотя там такие многотонные гамадрилы бегают, которые к нам и не пускают из-за веса.

Классические «короли дорог» частенько попадаются.

Дорог и развязок достаточно, перекрестки удобные. Перекрестков с круговым движением практически нет. За все время такой перекресток попался нам только один раз на окраине Оттавы. Пробки на дорогах тоже бывают, но мы, перемещаясь по крупным городам, не стояли в них не разу!!! Дело не в количестве машин, а в организации движения в первую очередь. В Торонто, к примеру улицы не особо широкие, населения не намного меньше, чем в Москве, но глобальных пробок не заметили. Весьма грамотная структура въезда-выезда из города на объездные хайвэи. Может, конечно, были не в том месте и не в то время, но отрицательных эмоций не возникло.

Еще обратили внимание, что фуры ездят по дорогам очень чистые, много вывесок с рекламой моек для фур. Особенно никелированные бензовозы сияют, как у кота хозяйство. Наверное, шпарят их наждачкой ежедневно. Проезжая мимо такого можно прическу поправить, глядя как в зеркало.

Венков вдоль дорог не увидели ни разу. Вот грустная статистика для сравнения: в России 140 млн жителей и 25 млн автомобилей, в Канаде 35 млн жителей и 16 млн автомобилей. Количество погибших в год: у нас почти 30 тыс (два Афгана за 10 лет :(), в Канаде — 2 тысячи. Где-то что-то не так :(.

Бензин по октановым числам делится на 81, 87, 91 (выше не встретили) или Регуляр, Супер и Премиум соответственно. Стоил бензин примерно 1,15-1,3$ (35-40 рублей) за литр. Сначала заправка, потом деньги, все исключительно на доверии. По каким-то особенным картам можно прямо на колонке рассчитываться, мы же со своей Visa бегали на кассу. Один раз наша карточка не считалась, пришлось наличными отслюнявливать.

Машинки носятся по канадским дорогам весьма прикольные и разнообразные. Откровенная рухлядь тоже попадается, но, бывают и ухоженные экземплярчики.

Очень много автопутешественников на трейлерах и громадных «дредноутах». Многие на прицепе еще малолитражку таскают для «местных поездок».

Теперь про ПДД

Перед поездкой, естественно, ознакомились с особенностями перемещения по их дорогам. Отличий от наших правил немного, но они есть. Сами правила представляют собой не перечень нудных, и зачастую непонятных терминов и пунктов, написанных сухим языком, а весьма занимательное чтиво.

Вот сами правила на английском: http://www.johncletheroe.org/usa_can/driving/index.htm

Вот перевод, правда корявый автоматизированный: http://wwweekend.narod.ru/driving/driving.html

Это почти художественное произведение, написанное в легкой свободной форме. Здесь расписано не только что нельзя делать, но и даются разумные объяснения, почему. Все просто и доступно. Многое носит рекомендательный характер, описаны, например, особенности и психологические аспекты ночной езды и езды в непогоду. Один раз прочитал, все ПОНЯЛ и почти все ЗАПОМНИЛ! Сколько раз нужно прочитать наше официальное издание ПДД? Одного пузыря будет явно маловато, чтобы разобраться:).

Несколько ключевых особенностей.

Здесь разрешен поворот направо под «красный» свет. Но только в провинции Онтарио, в провинции Квебек этого делать нельзя. Иногда удобно, иногда не очень, особенно в тех случаях, когда необходимо высунуться, чтобы убедиться, что путь свободен.

Есть в населенных пунктах перекрестки типа «All Ways», когда со всех 4 сторон установлен знак «STOP». Кто подъехал первый, должен остановиться на секунду и потом проезжать. Т.е. кто первый встал, того и тапки :). И очень шустро они между собой разбираются, даже когда машин несколько. На самом деле, фишка не в том, кто первый проедет, а в том, что все остановились и начинают движение через перекресток с минимальной скорости! Если кто-то проезжает без очереди, всегда пропустят. Совершенно недопустимая вещь для нашего менталитета!!! Несколько раз с непривычки проскакивали, есть грешок. Штрафы, говорят, немаленькие для тех, кто не остановился. Пронесло.

Если не работает светофор на перекрестке, проезжают по очереди с разных направлений. Причем это не требование, это рекомендация. Никто не разбирается между собой, кто главнюк, а кто лошара. Очень просто, но к этому нужно привыкнуть.

Не принято говорить «спасибо» аварийкой. Наверное, потому что вежливость в порядке вещей, а не виде исключения. Гневно сигналить тоже не принято.

Светофоры расположены только ЗА перекрестком. Неудобно, надо привыкать. Пару раз «косячили» и пытались остановиться на «красный» у светофора, т.е. в конце перекрестка. Получилось, что перегородили поперечное направление. Все терпеливо дождались, пока мы пропустим пешеходов и освободим перекресток. Никто не возмущался :).

После «красного» сигнала светофора загорается сразу «зеленый», без переходного «красный-желтый». «Мигающего зеленого» тоже нет, сразу «желтый». Непривычно по началу. Зато непонятные ситуации, типа «щас будет зеленый» и «зеленый только что был» отсутствуют. Отсутствие неоднозначности на дорогах — это залог безопасности!

Еще у них в правилах есть обязательное требование крутить головой при любых маневрах. Это, наверное, медики придумали как профилактику остеохондроза :). Про перестроения на дорогах не говорю, про «слепые зоны» и так все понятно. А вот, если поворачивать направо на перекрестке, не посмотреть вправо и «поймать» вбок велосипедиста, то это не есть хорошо. В автошколах, не повернул, где надо, голову — не сдал экзамен.

«Бойся школьного автобуса!!!» — одно из основных правил. Не дай бог, не остановился, когда школьный автобус высаживает детишек. Накажут по полной программе, мало не покажется.

Зона действия знака «Ограничение скорости» в Канаде начинается не от самого знака! Стоит, например, ограничивающий знак «80», а метров через 300 обязательно будет «80 Begins». Вот только теперь ограничение действует. Очень удобно, есть время одуматься и сбросить скорость.

Ограничение скорости в населенных пунктах 50 км/ч (но можно и 60 и 90 при наличии соответствующих знаков), на хайвэях ограничение 100 км/ч. Диапазон «лояльности» до 16 км/ч (10 миль). Все что перемещается быстрее, штрафуется беспощадно. Размер штрафа, мягко сказать, не маленький.

При ремонте дорог штрафы удваиваются!!

При превышении скорости на 50 км/ч штраф 10 000$. Десять тысяч не рублей!!!

Или конфискация транспортного средства!!!

За пьянство за рулем нахлобучат так, мало не покажется. Если нетрезвый водитель окажется виновным в гибели человека, то ему грозит пожизненное тюремное заключение. В Китае, к слову, вообще смертная казнь предусмотрена за подобные деяния. Око за око, зуб за зуб.

Полицейские на дорогах не редкость, периодически кого-нибудь «оттопыривают» на обочине или в правой полосе. Лучше не давать повода :). Попадались предупреждения, что скорость контролируется беспилотными летательными аппаратами. Всевидящее око не дремлет! Жестко, но, вроде, справедливо. Не подлавливают по-скотски на несоответствии знаков и разметки, не наказывают за неумышленные ошибки. Первичная задача — навести порядок и обеспечить безопасность. Наказать и штрафануть — дело десятое.

По автобанам Европы ездить сложнее, чем по здешним хайвэям, хотя менее скучно. В Европе (про нашу М4 или МКАД молчу уже) скорость движения по соседним полосам в одном направлении может отличаться на десятки километров. Броуновское движение. Перестроения, опережения, всегда находятся и «тормоза» и «шустрики». Здесь всё иначе. Правая полоса едет 100-105 км/ч (в основном идут «фуры-бронтозавры»), вторая полоса — 105-110 км/ч, третья 110-115 км/ч, изредка до 120. 122 км/ч — редко, это уже «криминал». Картинка впечатляющая. Когда едешь в потоке, кажется, что все вокруг машины стоят, а движется только дорога. Слегка усыпляющий эффект. Если кто-то кого-то желает опередить, это действие может длиться очень дооооолго. «Джигиты» тоже попадаются, особенно на дорогих автомобилях немецких марок — их поведение от страны не зависит (у нас, правда, этим еще ребятки на затонированной продукции отечественного автопрома грешат) :). Мы старались ехать преимущественно в левой полосе, выставив скорость по «круиз-контролю» 118 км/ч. Пристроится, нет-нет, «прилипала» сзади вплотную к бамперу (всегда возникает вопрос о традиционности их ориентации), «дальним светом» мигнет, таких обычно пропускаем (правила 3-х Д — Дай Дорогу Дураку!). И начинает такой «лихач» тебя «стремительно» опережать на скорости 119 минут десять, а потом еще начинает тащиться перед носом на скорости 115. Раздражают такие ушлёпки :).

В «английской» провинции Онтарио ездят более аккуратно, чем во «французской стороне» в Квебеке. Наверное, особенности менталитета и национального темперамента сказываются. Иногда еще попадаются «рубаха (в клеточку) — парни» в ковбойских шляпах. Типа «Санчо-с-ранчо». Одна рука высунута в открытое окошко, во второй стакан с кофе. Чем рулят, непонятно :). «Водятлы» везде есть.

В целом, стиль езды по дорогам (как, собственно, и стиль жизни) преимущественно расслабленный. Только вот, теперь ловим себя на том, что дома по дорогам ездить стало реально СТРАШНО! Не бережем мы себя сами :(.

17 июня 2012 года

На этот день намечена прогулка по Монреалю, крупнейшему франкоязычный городу в мире после Парижа. Проживает тут около 3,6 млн человек. Тут есть, где побродить и что посмотреть. Исторический центр города очень напоминает старый Париж, строили ведь по образцу и подобию. Сохранилась старая часть города очень неплохо.

Дальше выходим на набережную. Каждому монреальцу по яхте :).

Мост Жака Картье (Jacques Cartier) через реку Святого Лаврентия. На вид очень скромный, а на самом деле длина от заезда до выезда почти 4,5 км. Пешочком гулять не комфортно.

Часы, как нарисованные, но показывают точное время.

Очень понравился нам магазинчик Noёl, типа « вечное Рождество». Приятно впасть в детство и окунуться в завораживающий мир елочных игрушек. Без покупки уйти невозможно :). Стоимость игрушечки от 7$.

Кафедральный собор Базилика Нотр-Дам де Монреаль в историческом центре города. http://www.aviewoncities.com/montreal/basiliquenotredame.htm.

Пешеходная улочка St. Catherine — привлекательное для туристов место. Очень много сувенирных лавочек и забегаловок.

Райончик, где живут не самые состоятельные монреальцы и монреалки.

Ночью жизнь в городе тоже бурлит. Прогулка удалась.

Монреаль всего в каких-то 500 км от Торонто, а как будто в другой мир попали. Местные жители на английском говорят с трудом, во всяком случае, понять их французское произношение было не просто. Во Франции с английским языком даже получше дела обстоят. Из французского запаса слов нам хватало «бонжур» и «мерси баку» (почему-то вспоминается Боярский со скрипучим седлом :) ). Ну, а если напрячься и вспомнить «же не ма па сис жур», то вообще не пропадешь. Многим, судя по обилию попрошаек на перекрестках и светофорах, такого словарного запаса вполне достаточно.

С языком особых проблем как-то не возникало, справились. Везде перемещались самостоятельно, без проводника и толмача. Почти за месяц освоились, иногда туристы у нас дорогу спрашивали. Не всегда, правда, удавалось адекватно помочь, приходилось объяснять, что «сами мы не местные» :).

18 июня 2012 года

Отправляемся в парк развлечений La Ronde: http://www.laronde.com/larondeen/. Билеты приобретены заранее (Взрослый 40$, детский 30). Парк расположен на острове St. Helen. Добираться удобно на метро, стоимость проезда на метро не сильно дешевая — 3$ на одну поездку. Действует система «чем больше поездок, тем дешевле билет».

На выходе из метро на острове красуется огромный «мыльный пузырь» Биосфера. Это сооружение было построено для выставки по энергетике в 60-х года. Потом по примеру Эйфелевой башни сносить не стали. Теперь здесь Музей окружающей среды http://www.ec.gc.ca/biosphere/.

Парк La Ronde весьма неплох. Народу было не много, очередей практически нет. Такой суеты, как в Canada’s Wonderland в Торонто, не замечено. Накатались на всем, на чем осмелились, причем, не по одному разу :).

Один из самых старых аттракционов под названием «Monster». Построен из дерева, вся конструкция держится на каких-то подпорках и растяжках, выглядит хлипко. Можно последние мозги, если таковые есть, растрясти :).

А это уже современный аттракцион «Goliath». На вид страшный, но достаточно комфортный, хоть и не для слабонервных :). При поездке сжимается в организме все, что может сжаться.

Входные билеты в парк мы отработали на все 100%.

19 июня 2012 года

Это день посвятили прогулкам по парку Mont-Royal: http://www.aviewoncities.com/montreal/parcmontroyal.htm, который расположен на одноименной горе, возвышающейся над всем городом. Поехали на машине. Забирая автомобиль со стоянки, были приятно удивлены, стоимость за 2 суток составила 24$ при цене за 1 сутки 17. Маленький бонус.

Начали прогулку с Оратории Св. Джозефа (Oratoire St-Joseph). Очень напоминает парижский Монмартр. http://www.aviewoncities.com/montreal/oratoirestjoseph.htm.

Везде опять же чистенько, и без лишних слов понятно почему :).

Рядом с церквушкой размещается престижный район с недешевыми избушками. Здесь тусуются «богатенькие буратино».

Прикупить что ли парочку домиков с премии :).

Озерцо Castors — неплохое место отдыха. Зимой этот водоем легким движением руки превращается в каток и лыжную базу. И это примерно пара километров от центра города.

Неспешно добираемся до смотровой площадки.

Вид на Монреаль достаточно классический.

20 июня 2012 года

Едем в национальный парк «1000 Островов». Такое замечательное местечко было бы обидно не посетить. Расстояние от Монреаля около 200 км — пару часов пути. Пристань городка Rockport http://www.rockportcruises.com/. Отсюда очень много туров организуется на корабликах. На любой вкус. Можно с обедом, ужином, отдельная экскурсия смотреть закат. Можно съездить на остров-замок компании «Зингер», но он расположен на территории США, нужен паспорт и все пограничные процедуры. С нашей одноразовой канадской визой дело дохлое :). Выбираем часовую поездку «Heart of the Islands» (взрослый билет 20$, детский 10). Рядом с пристанью расположен автомобильный мост-граница м/у Канадой и США. МТС снова нас приветствует SMS-кой, уведомляя, что мы находимся на территории US.

Уровень воды на реке, судя по всему, не меняется уже давно. Стабилизец во всём.

После отправляемся на заранее присмотренный пляж. Координаты для пуска ракет N44.48769 W075.82188 :). Бережок умиротворяет.

Денек был будничный, поэтому доступ к пляжу был бесплатный — шлагбаум открыт. В выходные, наверняка, берут денежку символическую за парковку.

Туалет на пляже не работал. Многие, наткнувшись на запертую дверь, поперетаптываясь с ноги на ногу и, натерпевшись, уезжали домой. Задорнов, наверное, назвал бы их тупыми. Нашли повод! Кустов вокруг немало. Но как-то не позволяют они себе втихаря нагадить, даже если никто не видит. На самом деле, подобное отношение к природе, к тому месту, где живешь, вызывает только УВАЖЕНИЕ. Вести себя, по принципу «я русский, я сам решаю, где здесь туалет», почему-то не хотелось. Мы, как люди ушлые, отыскали служебный сортир метрах в 300 от пляжа. Пару раз подсказали местным отдыхающим с детьми, куда отойти. Благодарности с их стороны не было предела :). Забавно местами.

Mazda MPV в Канаде не такая уж и редкая машина.

«Моя полиция меня бережет!».

Отвалялись на пляже пока не надоело. Накупались и назагорались.

На обратном пути в Монреаль произошло знаменательное событие! На заповедной дороге в районе «1000 Островов» мы совершили ЕДИНСТВЕННЫЙ за все время пребывания в Канаде ОБГОН!!! Такой классический обгон, с включением поворота, пересечением прерывистой линии разметки, выездом на «встречку», возвращением в свою полосу. Больше такой возможности нам не предоставилось, везде ездили по хайвеям, где можно выполнить только «опережение» :). А сколько раз приходилось обгонять фуры на участке от Томска до Москвы и обратно, даже вспомнить страшно.

Вдоль дорог велосипедная дорожка. Крути педали при желании.

В Монреаль вернулись уже затемно.

21 июня 2012 года.

В этот день у нас поездка на метро в Олимпийский Парк и Ботанический Сад — расположены рядышком: http://www.aviewoncities.com/montreal/tourolympique.htm http://www2.ville.montreal.qc.ca/jardin/en/menu.htm

Цена билета в Botanical Garden 18$ для взрослого и 9$ детский.

На наклонную башню стадиона не поднимались — высота не впечатлила после башенок в Торонто и на Ниагаре.

По Ботаническом саду гуляли, пока ноги держали :). Местные жители берут сюда абонемент (стоит как два посещения) и гуляют в течении года по желанию. Такая опция доступна почти во все парки и музеи.

Ананасы, оказываются, на земле растут, а думалось что на деревьях :).

В пруду водятся разноцветные карпы, килограммов на 5.

Без «фигвама» тоже не обошлось.

Денек выдался жаркий (+35) — пока бродили, выпили, наверное, ведро воды. Говорят, что подобной жары у них тут с 1989 года не было (в Сибири в это время лесные пожары тоже отжигали не по-детски). Зато у нас уже сформировался «туристический загар»: загорели морда рук и лица.

После ботанического сада остаток дня догуляли в «деловом» центре Монреаля по бульвару Rene-Levesque. В Нью-Йорке пока не были, но ассоциации с этим городом почему-то возникли.

В этом районе нам попался замечательный супермаркет IGA. Такого изобилия и разнообразия продуктов не видели даже в Европе. За год всего не перепробуешь :). Покупки старались делать подальше от туристических маршрутов, там где местные отовариваются (навигатору респект). Цены разные. Иногда указана цена не за килограмм, а за фунт — надо бдить, чтобы не обжулили. Молоко 2-3$, пицца готовая (весьма пиццатая, кстати) — 4-7$, ветчина 10-15$ за кг, сырое мясо-вырезка 15$ кг, рыба красная (а-ля форель) тоже 15$. Хлеб недешевый — 3$. Мороженое — около 4-7$ за 2-литровый жбан. Прожить можно. Средний поход в маркет обходился в 30$, это если пузырек местного винца еще прихватить. Еще одно наблюдение: нет охранников в маркетах.

Ту же забрели в специализированный магазинчик, где крепкое спиртное продают. Цены на бухалово в Канаде не детские — пить надо меньше. Баночка пива 0,33 л стоит 2$, бутылочка вина — от 10$, водочка — 25$. Пей — запейся :). Имели неосторожность лопухнуться и спросить у продавца про местный коньяк. Он, бедолага, чуть не упал. Как местный? Коньяк, говорит, может быть только французский, и шампанское тоже! Это их бренд, и мы не можем его использовать. В Канаде может быть только бренди, и sparkwine :). Сразу вспомнились наши магазины с рядами бутылок с пойлом «типа коньяк» десятков наименований.

Рядом с нашим отелем размещался городской медицинский центр. Было забавно наблюдать, как больные в пижамах и тапочках шастали в магазинчик через дорогу. За пивом и сигаретами, наверное. В одной руке стойка с капельницей, в другой драгоценный пакет с покупками :).

Стоимость роуминга от МТС, кстати (вернее некстати) впечатляет. Всегда были на связи через местного оператора RogerWireless. Исходящий звонок в Россию 200 рублей, входящий 150. Заболтайся. Торговать сотовой связью в международном роуминге гораздо выгоднее, чем кокаином!!! Смысла покупать местную СИМ-карточку не было, пользовались телефоном всего 2 раза, но на тысячу рублей наговорили. Связь с родственниками держали через e-mail, да через социальные сети. «Вифи с блюпупом» были во всех отелях.

В Монреале, в отличие от Торонто, посетили все, что наметили. Пяти дней оказалось достаточно.

22 июня 2012 года.

Высыпаемся и к полудню выезжаем из отеля. Держим путь в город Квебек. Ехать недалеко, около 280 км.

Живности разной через дорогу немало мечется. Периодически попадаются трупики раздавленных зверушек, преимущественно скунсов или убитых енотов (сокращенно «у.е.»). Видели толстопузого бобра, шустренько перебегающего через дорогу. Опять дерево не спасли :).

Участок дороги не сложный. Три часа, и мы на новом месте. Отель Hotel Ambassadeur Et Suites http://www.booking.com/hotel/ca/ambassadeur-et-suites.en-gb.html?sid=495f1c8590292430bdc560812aa9fdbb;dcid=2. В отеле есть неплохой бассейн, и было весьма приятно после напряженного дня пооткисать в джакузи.

Устроились и поехали осматривать окрестности. В 5 км от центра Квебека расположился чудненький водопад Монморанси (Chute Montmorency): http://www.sepaq.com/ct/pcm/index.dot?language_id=2.

Он не такой раскрученный и посещаемый, как Niagara Falls. Редкий американец долетит до середины Канады в Квебек :).

Лесенка — излюбленное место местных спортсменов для тренировок. Бегают вверх-вниз, иногда еще и с велосипедом на плечах. Не все жрут гамбургеры с колой.

23 июня 2012 года

С утра в планах поездка на природу — Каньон Святой Анны, примерно в 40 км от Квебека. http://www.canyonsa.qc.ca/ Цена взрослого билета 12$, детского 6$. Впечатляющий природный парк с водопадом высотой 74 метра.

Во второй половине дня поехали в сам город Квебек — тихий уютный городок на 700 тысяч жителей. Одна из главных достопримечательностей города замок-гостиница Фронтенак (Chаteau Frontenac) http://www.fairmont.com/frontenac/

При желании можно посетить Обсерваторию Квебека http://www.observatoire-capitale.com/en/the-observatoire.html. Скромненько, на самом деле. Мы уже утомились от башен и обсерваторию пропустили.

На следующий день намечалось местное торжественное мероприятие — День провинции Квебек, повсюду предпраздничная суета. Судя по количеству туалетов, пиво будет литься рекой.

Квебек больше других канадских городов напоминает старинный европейский город. Можно, не выезжая с североамериканского континента, «нюхнуть» Европу, чем многие и пользуются. Если Монреаль хотя бы отдаленно напоминает Париж, то Квебек, наверное Чехию и Германию. Весь исторический центр Квебека является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристов здесь явно больше, чем местных «аборигенов».

Квебекская крепость-форт (Citadelle de Québec) была закрыта на реконструкцию. http://www.lacitadelle.qc.ca/.

Гостиница наша располагалась на окраине Квебека. Вокруг размещалось немало кафешек-забегаловок. Можно было наблюдать утренний и вечерний ажиотаж желающих перекусить. Местные жители дома практически не готовят — питаются в общепите.

24 июня 2012 года

В этот день посещаем национальный парк Жака-Картье (Park Jacques-Cartier): http://www.sepaq.com/pq/jac/. Это примерно 40 км от Квебека на север. На территории парка запросто разместится небольшая европейская страна. Доступ в парк недорогой, национальное достояние, как-никак. Купили семейный билет за 12$.

Природа здесь наикрасивейшая!!! Можно и в кемпинге в палатке поселиться, и по реке на плотах или байдарках сплавиться, и на горных велосипедах порассекать. Рай для людей, любящих активный отдых. Есть чем заняться и зимой и летом.

Мы для себя выбрали пешеходную прогулку на гору Mont Andante. Маршрут Le Scotora. Перепад высот около 800 метров. Протяженность почти 9 км в горку, потом столько же спуск. Ухайдокались мы, конечно, но дошли, никто не сдулся. Все молодцы :)! С удовольствием бы повторили.

До основного скопления кемпингов и пунктов проката асфальт, а чем дальше в лес, тем толще партизаны, и дорога хуже. Проехались около 20 км по грунтовке (нарушили одно из требований конторы по прокату машин), покрытие весьма сносное, только машина запылилась слегка. Первый же дождик нам машину потом сполоснул. За все время ни разу не мыли авто, не было необходимости. Сказывается отсутствие непокрытой земли. Или асфальт, или травка, поэтому и пыли нет.

Обратили внимание, что в здешних лесах практически отсутствуют комары и прочий гнус. Клещей энцефалитных тоже нет.

Дорожка достаточно удобная местами.

Но иногда приходилось по камешкам карабкаться. Обувь нужна здесь удобная и неубиваемая. И под ноги надо смотреть.

Чем выше в горку, тем сильнее меняются ландшафт и растительность. Словно попали в другую климатическую зону. Природа напоминает российский север. Огромный привет солнечной Колыме :). Живности по лесам бродит не мало. Медведя и лося не встретили, зато повстречали косулю. Бегает она быстрее, чем фотоаппарат фокусируется.

Заканчивается маршрут смотровой площадкой, откуда можно лицезреть бескрайние просторы парка.

Вся прогулочка на 18 км заняла у нас почти 8 часов. Полноценный рабочий день.

Подуставшие, но довольные едем в отель. По возвращению в Квебек нас ждал облом. Планировали заскочить в маркет, прикупить себе чего-нибудь вкусненького на ужин, но увы :(. 24 июня — День провинции Квебек, оказался выходной. Магазины закрыты, пришлось затовариваться на заправке, вышло чуть дороже и менее вкусно.

25 июня 2012 года

Погодка с утра как-то не задалась. Но все равно решили съездить еще разок на водопад Монморанси, в прошлый раз здесь не догуляли. Очень нам пригодились накидки от дождя с «мокрой» экскурсии Niagara Falls. Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается.

После обеда едем второй раз покорять город Квебек. Одного дня явно недостаточно.

Стоянка «мустанг-такси». Емкости с фуражом и отходами жизнедеятельности присутствуют.

Полное смешение архитектурных стилей.

По городу ездят вот такие вот маршрутки — электромобильчики.

26 июня 2012 года

Над Квебеком опять тучи ходят хмуро, и край суровый тишиной объят :). С утра были разбужены долгими гудками в тумане от проплывающих кораблей. Речфлот не дремлет.

Размышляем куда податься. Программа пребывания, в принципе выполнена, но у нас остался еще один день в запасе. Хотелось бы опять по лесам, по горам поскакать, но с погодой не повезло. Можно съездить на запад от Квебека в городки Tadoussac и Baie-Ste-Catherine за 200 км. Оттуда организуются экскурсии (на корабликах или самолетах) на фьорды (Fjord du Saguenay), а также, можно сплавать посмотреть китов, заплывающих в устье реки Святого Лаврентия из Атлантического океана. Красоты, судя по сайту и рекламным буклетам, неописуемые. http://www.croisieresaml.com/en/. Развлечения не дешевые, но оно, наверное, того стоит. Заранее поездку сюда не планировали, билеты не заказывали, а расписание начала экскурсий не особо нам подходило. Да и погодка, опять же, не ахти. Оставили на потом, будет повод сюда вернуться :). Решили просто «жечь бензин», захотелось поехать на север, пока дороги хватит, ну с расчетом, конечно, чтобы нам к ночи обратно возвернуться :).

Путь лежит через национальный парк Жака-Картье. Наслаждаемся красотами из окна автомобиля. Берегут же люди природу — мать их.

Дорога эта соединяет Квебек с городом с японским названием Шикутими (Chicoutimi) с населением около 70 тысяч жителей. Вот ради такого небольшого городка эту магистраль и построили. Машин мало. По рельефу местности очень напоминает наши Уральские горы в районе трассы М-5. Только у нас, почему-то, никто не чешется, чтобы сделать 200 км подобной дороги, хотя через стратегическую М-5 идет почти весь транспорт в восточную часть страны. И народ на М-5 квасится десятками.

Иногда в этом «захолустье» попадаются «трансформеры» :).

Проезжаем Шикутими, едем дальше. Дорога постепенно сужается.

Периодически напоминают о наличие «сохатых». Не хотелось бы такого зверя принять на капот, проблем не оберешься даже со страховкой :).

По дорогам попадается много лесовозов. Только дровишки из леса они вывозят уже обработанные. Ни одной машины с необработанным кругляком не встретилось.

Дальше попадаем в канадскую деревню. Колхоз — дело добровольное.

Все, дорога кончилась, дальше только картофельное поле.

Мы здесь: N48.567421, W071.158687.

Севернее этой точки в восточной части Канады уже никто не живет!!! 48 параллель соответствует нашему Волгограду. Никакая Канада не северная страна!

27 июня 2012 года.

Отчаливаем из Квебека. Держим курс на Оттаву. 454 км — дистанция для нас детская. Дорога лежит через Монреаль, который успешно проходим по объездной. Пригород Оттавы — сельскохозяйственный край. Бескрайние кукурузные поля, Хрущев бы удавился от зависти :). Много ферм и местных производств, а также навозоперерабатывающих заводиков. Запашок соответствующий. Вот он какой, запах Свободы!!!! Вообще, носятся здесь с сельским хозяйством. Для них это не столько производство, сколько образ жизни. И песни соответствующие стилю country. Музон прикольный, но сложилось впечатление, что в кантри всего две песни, одну мужик запевает, другую тетка голосит :). Еще разные конкурсы проводят сельхоз направленности. Типа, кто больше тыкву отрастит, или у кого огурец длиннее.

В Оттаве устроились в отеле ByWard Blue Inn: http://www.booking.com/hotel/ca/byward-blue-inn.en-gb.html?sid=495f1c8590292430bdc560812aa9fdbb;dcid=1;srfid=f3ad3d587c63d76eae0077da28eb9d2dX3.

Уже по традиции отправляемся на вечернюю прогулку по городу. В Оттаве проживает чуть более 800 тысяч населения. Городок небольшой, но чувствуется столичный лоск и ухоженность. Здесь размещаются все органы федеральной власти (парламент, сенат, суд). Городским транспортом мы здесь не пользовались — везде передвигались на пешколяжках. За вечер успели обойти практически весь центр города.

Поражает обилие национальной символики (любят они свой флаг), полным ходом идут приготовления к национальному празднику День Канады. Часть улиц и парков перекрыты, даже для пешеходов. Количество нищих и попрошаек увеличилось, все хотят себе праздничного меню.

Шлюзы на канале Ридо построены в начале 19 века для прохождения военных кораблей. Функционируют до сих пор. По расписанию прибегают бравые морячки и вручную открывают-закрывают ворота, проводя яхты в канал. Никакой электроники, только хитромудрые механизмы.

А зимой канал Ридо превращается в самый большой в мире каток — около 8 км длиной, и по площади более 900 хоккейных площадок. Неудивительно, почему тут хоккей в почете.

Очень много велосипедных дорожек прямо в исторической части города. Рай для велосипедистов.

Среди небоскребов настоящие «каменные джунгли» — света белого не видать :).

28 июня 2012 года

Пользуемся солнечной погодой, едем в аквапарк Calypso http://calypsoparc.com/parc-aquatique/en/

Парк расположен в 30 км от Оттавы и в 100 км от Монреаля и, по сути, работает на два города. Цена билета 33$, что дешевле, чем доступ в Геленджикский аквапарк «Золотая бухта». В Геленджике народу, как гуталину, а здесь никого, несмотря на близость двух крупных мегаполисов. Билеты заранее не заказывали, можно было с погодой не угадать.

В аквапарке выделена отдельная площадка для пикничков. Что-что, а перекусить тут любят. Многие тащат холодильники на колесиках и тележки со жратвой. Желудки явно больше напёрстка.

Аквапарк очень понравился, даже больше чем «Порт Авентура» в Испании. День прошел на ура! Недоперекатались, т.е. катались больше чем смогли, но меньше чем хотели. Бока и прочие мягкие места болели и приобрели чувствительность :). Солнце тоже оказалось коварным, и мы слегка подкоптились. Зато сколько было впечатлений и поросячего визга!

Фототехнику в этот день с собой брать не стали, не до того было :).

29 июня 2012 года.

Поездка в парк Гатино (Gatineau Park). Ехать всего 15 минут на машине от центра города: http://www.canadascapital.gc.ca/places-to-visit/gatineau-park. Удивительно, конечно, что в пределах города сохранился такой нетронутый цивилизацией природный уголок. Природу здесь точно не обижают.

Разводить костры в парке Гатино запрещено, квасить запрещено. Собак можно выгуливать только на поводках. Есть выделенная площадка для пикников. Периодически в парк наведывается шериф-woman и зорко бдит за отдыхающими.

Начали с озерца Pink Lake (Розовое озеро), хотя водица в нем изумрудно-зеленая (— Это что за ягода? — Черная смородина. — А почему она красная? — Потому что зеленая).

Озерцо уникально тем, что глубже 7 метров отсутствует кислород. Все что лежит на дне (бревна, листья), не гниет и сохраняется тысячелетиями. Живых организмов на глубине нет, за исключением каких-то розовых бактерий. Отсюда и название. А зеленый цвет воды от каких-то уникальных водорослей.

Вокруг озера оборудованы смотровые площадки и удобные дорожки. А по всему парку можно нарезать многокилометровые круги на велосипедах.

Со смотровой площадки Champlain Lookout можно полюбоваться видом на реку Оттава. Здесь когда-то был океан.

Можно забраться на горку King Mountain, отсюда вся Оттава, как на ладони.

Осенью, наверное, краски леса радуют глаз.

Во второй половине дня снова отправляемся бродить по городу.

Вещи выставляют на улицу, кому нужно, забирают. Возле отеля три дня простоял телевизор — никому не надо. Возможно, он там до сих пор стоит :).

При желании можно заглянуть на экскурсию в Парламент Канады, это бесплатно, но только в дневные часы. Мы по времени не угадали.

На лужайке перед Парламентом Канады готовили уличный концерт, мы как раз попали на sound-check.

Среди небоскребов иногда можно встретить притаившуюся «хибарку».

Шаурма, она и в Африке шаурма, и в Ливане :). Тындыр лепешка бар!

30 июня 2012 года

Из культурной программы в этот день — посещение двух музеев. Это Канадский музей цивилизации и Военный музей (Canadian Museum of Civilization and War Museum: http://www.civilization.ca/home/ http://www.warmuseum.ca/home/).

Цена посещения одного музея 12$ взрослый, 8 детский. При покупке единого билета в оба музея, билеты обходятся в полтора раза дешевле, чем мы и воспользовались. Причем необязательно посещать оба музея именно в один день, билет действителен до конца года.

Машину оставляем на парковке в отеле, поскольку всё в пределах шаговой доступности.

Вот и Музей Цивилизации. Есть что посмотреть, не зря сходили.

В военный музей тоже отправляемся пешочком по другому берегу реки. Вид на Оттаву, конечно впечатляет.

В Военном музее отходили до самого закрытия. Успели всё! Экспонаты попадаются очень интересные.

Шифровальный аппарат «Энигма».

Американский «ленд-лиз».

Эти «игрушки» успешно продаются по всему миру уже не одно десятилетие.

Зал военной техники тоже не разочаровал.

На этом наша программа пребывания в Оттаве была завершена. Не успели только посетить Канадский музей науки и технологии: http://www.sciencetech.technomuses.ca/english/index.cfm.

01 июля 2012 года

В этот день здесь празднуется национальный праздник День Канады. Основные мероприятия проводятся в Оттаве. Подъем флага, смена караула. Разные театрализованные шествия по центральным улицам, цветочные карнавалы по каналу Ридо, концерты перед Парламентом, ночной фейерверк. «Все как на параде, салфетку — туда, галстук — сюда. Мучают себя как при царском режиме» :).

Программа ожидалась насыщенная, но, увы, мы линяем в Торонто :(. Поменять даты в гостинице или найти новую на 1 июля оказалось невозможно. Чуть прощелкали при планировании, но не расстраиваемся, персонал отеля удивился и весьма огорчился больше нашего.

Быстренько доезжаем до Торонто и устраиваемся в тот же отель, где жили до этого. После всех путешествий было такое ощущение, что в этот отель, как домой возвращаемся :). За время отпуска перед глазами пролетело столько городов, мест и достопримечательностей, что, казалось, события двухнедельной давности были уже где-то далеко-далеко в памяти. Как будто не один год уже прошел. Мозги форматируются конкретно :).

Еще в первый день в Канаде планировали посетить остров Торонто. Тогда не успели, пришло время наверстать упущенное. Выдвигаемся и неспешно наслаждаемся прогулкой по центральным улицам. От отеля до пристани, откуда курсируют плавсредства на остров, около 2 км.

Небоскребы в округе растут как грибы. Этаж возводится за пару дней.

Канада — страна приезжих, рядом с набережной установлен памятник иммигрантам.

Кораблики до острова отправляются каждые полчаса. Стоимость поездки в обе стороны 7$ взрослый и 3,5$ детский.

Остров Торонто — одно из излюбленных мест отдыха горожан. Едут сюда с тележками и с холодильниками на колесах. Мест для пикничков немало. Сидят и потихоньку «гужбанят». Все чинно, благородно, без лишнего буйства.

Аэропорт на острове эксплуатируется весьма напряженно.

Тут же городской пляж (мы все озадачивались, где же они купаются). Тут или здесь.

Такие картинки запоминаются на всю жизнь! Лепота!!! Это неописуемо!!! (Так обычно думает барбос возле баобаба :)).

Зависли мы на острове дотемна, последний пароходик с острова в 23:30. Хорошо, что не стали ждать последнего рейса, а двинулись обратно около 22 часов. Народу на пристани было немеряно. Выходной все-таки, да еще и национальный праздник. Вся толпа с колясками, велосипедами, холодильниками и мангалами захотела домой. На кораблики сажали только по числу мест, ни одного человека сверх лимита. Быстрее на острове ночевать оставят, чем правила нарушат :). Сразу вспомнилась посадки в шлюпки на «Титанике» с давкой и паникой :). Но вроде все прошло спокойненько, без мордобоя и кровопролития. Правда, пришлось часок постоять в очереди.

До отеля добирались пешочком по ночному Торонто. Погодка благодать. Хождение среди сияющих высоток тоже впечатлило. Ноги гудят, но глаза горят. Дочурка на седьмом небе от счастья.

Людей на улицах очень много, несмотря на поздний час. Встречались и те, кто слегка «поперебрал». Периодически попадались личности, «сошедшие с дистанции» или переходящие дорогу на четвереньках. Напились в честь праздника в зю-зю, как дети малые. Вот только все очень мирно, никакой агрессии или «пьяных разборок». Местная полиция явно осталась без работы.

02 июля 2012 года

Зоопарк на целый день. torontozoo.com. Билеты заранее не брали, так как не знали, успеем посетить зоопарк или нет. Стоимость билетов 25$ взрослый и 15$ детский, плюс 10$ за парковку.

Зоопарк очень большой, ходить — не переходить. Около 10 км нужно пройти, чтобы осмотреть все. Зоопарк в Лейпциге понравился нам чуть больше. Московский и Новосибирский тоже ненамного скромнее.

Денек выдался жаркий, народу много, уставшие детишки, которым уже было не интересно. Многие зверушки попрятались от жары. Разрекламированные белые львы, гордость зоопарка, даже не проснулись.

Зато зоопарк оказался единственным местом в Канаде, где мы встретили очень много русскоговорящих соотечественников. Заметно бросилось в глаза, вернее в уши :). Может ностальгия по березкам?

Глядя на зебр, вспомнилось философское утверждение, что «жизнь, как зебра, белая полоса, черная, белая, черная. И ж..па :)».

Местная фауна представлена тоже весьма интересно. Раз на дорогах с лосем не пересеклись, хоть в зоопарке на него глянули :).

А такой мишутка недавно загрыз фотографа на Аляске.

03 июля 2012 года

Последний полноценный день в Канаде!

С утра пробежались по заранее намеченным магазинчикам, прикупили сувениров и презентов родственникам и друзьям. Заодно совершили легкий шопинг. Сильно в покупках не маньячили, в отличии от поездки в Европу на своем авто. Тогда можно было себя не ограничивать и нагрузить полный багажник. А тут самолет везет, количество и вес багажа ограничены.

После магазинов осталось посетить район downtown. Раньше думалось, что downtown это малоэтажные домики. Оказалось, что это деловой центр города :).

Заодно посетили подземный город PATH. Уникальное сооружение. Практически все небоскребы в центре имеют несколько подземных этажей. Там и магазины, и рестораны, и офисы. Все они соединены подземными переходами между собой (общей протяженностью более 27 км) и имеют выходы в метро и парковки. Зимой можно, не одевая верхнюю одежду, добраться из одного конца города в другой. И летом тут не жарко, кондиционеры трудятся во всю, а на улице была жара около +35.

Ну вот и все. Денек почти закончился. Программа пребывания практически выполнена. Завтра самолет. Зарегистрировались на рейс через интернет, выбрали удобные места. Времени 19:00. Шампанское (извиняюсь, sparkwine) на отъезд в холодильнике. Как провести остаток вечера перед ужином вопросов не возникло. Прыгнули в машину и отправились в Niagara Falls смотреть на вечерние водопады. Всего каких-то 120 км. Мелочь :).

Народу возле водопадов слоняется еще больше, чем днем. По вечерам тут самая тусовка начинается.

Чуть стемнело, включили подсветку водопадов, началось светотехническое представление. Хорошо постарались, качественно.

В 22 часа на американской стороне начался фейерверк. Повод торжества неизвестен. Для Дня Независимости США (4 июля) рановато, а для Дня Канады поздновато. Может просто местные братки днюху справляли, да решили искры популять :).

Фейерверк продолжался больше 40 минут, даже смотреть устали :).

Ночной Niagara Falls удивил своей пестротой и разноцветными огоньками.

Вот и всё. Завтра домой.

04 июля 2012 года

Вылет на Родину.

Отдыхать, конечно, устали. Режим был жесткий, но мы справились.

Впечатлений — вагон. Сложно даже навскидку сказать, что нам понравилось больше всего. Природа от нашей практически не отличается, только почище, конечно. После Европы местные города и архитектура тоже не в диковинку. Больше всего, наверное, удивили люди, обычные канадцы. Удивили своим спокойствием и доброжелательностью. Понравились отношением к своей стране и природе, уважением правил и законов. По большому счету, ничего сверхестественного.

С утреца пораньше упаковали чемоданы. Как ни старались, но все равно получилось шесть мест: три в багаж, три — ручная кладь. По весу лимит не превышен. Сдаем ключи от номера, загружаемся, едем. На лице «пичалька» :).

Ехать до аэропорта около 30 минут. По дороге заправляемся, по условиям аренды авто при возврате бак должен быть полным. Оставили запас по времени на возврат машины, думали, будут придирчиво осматривать авто на предмет повреждений. Процесс отдачи прошел за полторы минуты :). Заехали в полутемный подземный гараж. Инспектор только невнятно спросил, карточкой рассчитывались или нет. Мы его не сразу поняли. Он опять что-то промямлил, забрал ключи, считал сканером штрих-код с лобового стекла, распечатал чек, сказал, что мы ничего не должны, открыл багажник для разгрузки и ушел.

А жалко-то отдавать «крайслера». Почти за месяц эксплуатации и 4,5 тысячи пробега очень подружились с машинкой. Автомобильчик отзывчивый и шустренький, несмотря на массогабаритные показатели. Аппетит тоже весьма умеренный. Почти всегда светилась лампочка ECO (наверное, экономичный режим). Расход получился очень даже вменяемый: 8,5 литров на сотню, это при объеме движка 3,6 литра. Соотношение трасса/город был примерно 80/20. Двигатель крайслеровский очень низкооборотистый, при скорости в 120 км/ч всего 1500 об/мин (У «Мазды MPV», для сравнения, на этой скорости обороты около 2 500). Наша трехлитровая «Мазда» хряпает в среднем 10 литров по трассе и 14-15 в городе.

Все. Прощай красненький «Крайслер»!

Разгружаемся, берем тут же тележку за 2$ и отправляемся искать наш терминал на посадку. Времени до рейса еще более трех часов. Заранее отсмотрели через интернет план аэропорта, но запомнить нереально. Аэропорт ну очень гигантский :), можно заплутать запросто. Лабиринт еще тот. Поначалу сунулись в Терминал 1, откуда отправляются все международные рейсы. Оказалось, что на наш рейс здесь не регистрируют. Отправляют нас в Терминал 3. Между терминалами расстояние около километра, но ходит поезд на монорельсе каждые 3-4 минуты. Маршрут путаный. Раз 5-6 нужно на лифте то подняться, то опуститься. По переходам пройти. Взяли «языка» из служащих. «Язык» оказался слегка русскоговорящим :). Разобрались и добрались. Неспешно прошли регистрацию, паспортный контроль. Уже без сумок побродили по магазинчикам, прикупили парочку журнальчиков на английском. В duty-free ничего не брали. Дождались посадки, расселись, вылетели без задержки. Самолет был другой, чем при полете «туда». Тоже «Боинг 777», но другой модификации. Конфигурация кресел более удобная, на наш взгляд: 3-3-3, но самолет был более поюзанный, что-то постоянно дребезжало в крыльях.

То ли штурман был пьян, то ли Копенгаген в наше отсутствие переименовали в Ханты-Мансийск :).

05 июля 2012 года

Ночи у нас между сутками не было. Летели навстречу перемещению часовых поясов, настало время вернуть 8 часов, взятые взаймы у природы. Опять пролетали над северной частью Атлантики, ночь так и не наступила, солнце за горизонт ни разу не спряталось. Рассчитывали вздремнуть, но не получилось. Дважды нас кормили и поили. Приземлились удачно, без задержек в 9 утра. Паспортный и таможенный контроль прошли без особых проволочек. Добро пожаловать домой. Долго ждали свой багаж. Обращаются с багажом в нашем аэропорту, конечно, жестоко. У нас грохнули пузырек с виски, который везли в презент родителям, хотя упаковано все было качественно. Хоть и вытекло всего несколько капель, но неприятно, осадочек все же остался (в деревне Михалыча не любили, в 1915 году его дед разбил бутылку водки :)).

Почти за месяц совершенно оторвались от Родины, даже новости не смотрели. Но ничего не изменилось :).

Получив сумки, вызвали такси для доставки нас до нашей машины. Пока мы «матросили» на «Крайслере» по заграницам, наш автомобильчик преданно ждал нас на парковке, только запылился маленько. Рассчитались, загрузились, поехали. Наш «сарайко»-минивэн все же удобнее, чем седан :).

По дороге А-107 вышли на трассу М-7 и помчались на восток. Рулили и спали по очереди, надо отоспаться после бессонной ночи. После Нижнего Новгорода снова начались бесконечные обгоняшки фур и тихоходов. Как-то тяжело, после буржуйских хайвэев, да на наши «как бы дороги» :(. Самая тяжелая часть путешествия — это путь домой. Больше часа потеряли на ремонте моста через Клязьму. Ехали без установки конечного ориентира, сколько дорога позволит. До ночи добрались до Чебоксар, заночевали в мотеле, успели хапнуть последний номер с душем и удобствами.

06 июля 2012 года

Долго не залеживались, до Миасса, где живут родители, оставалось чуть более 1 000 км, но с учетом проезда по Татарии, Башкирии и Уральским горам. По ночам стараемся по нашим дорогам не ездить, хотелось успеть до темна. Участочек не из приятных. Особенно в Башкирии ждут в объятья ГИБДДуны в «тонких» и спорных местах, подлавливая иногородний транспорт на несоответствие знаков, разметки и дорожных условий. Июль-август, когда отпускники едут на море, у стражей порядка очень «жаркая» пора. Цели навести порядок и обеспечить безопасность движения не преследуется абсолютно. Смотреть за дорогой надо в четыре глаза. В этот раз обошлось без разборок с продавцами полосатых палочек. Зато в Башкирии самые аккуратные деревушки, да медок качественный :).

А вот уже в Томске нас ждали три штрафа по 300 рублей из Татарстана. Традиция, однако. Все три штрафа — превышение скорости на четырехполосной объездной Казани, выписаны с интервалом 20 минут. Везде зафиксирована одинаковая скорость 112 км/ч. Фото авто присутствует :). Проезжали этот участок на круиз-контроле, выставив показание скорости на навигаторе 108 км/ч. Скорее всего навигатор подвирает чуточку, маловато GPS-спутников над Россией, точность оставляет желать лучшего. Призывать установщиков камер на подобных участках к совести или здравому смыслу, думается, бесполезно. Пусть подавятся. Традиционный сбор дани, платная дорога. Даже не знаю, :) или :(.

М-5 встретила свежими венками, перевернутыми фурами и обгоревшими бензовозами.

К вечеру добрались до цели назначения, где наш ждал теплый и радушный прием. Здесь мы остановились на неделю. В деревне, особенно в своем доме, всегда есть чем заняться. Мелкий ремонт, электрика, сантехника, ну и, конечно же, огород :). Сплошные хозяйственные дела и помощь родителям — не все по заграницам шастать :).

14 июля 2012 года

Выезжаем в сторону Томска. Уже привычная, и за несколько лет подряд объезженная, дорога через Курган—Макушино—Бердюжье—Омск. Дорогу в Бердюжье не отремонтировали, чуда не случилось. Все те же слепни и насекомые в Тюменской области :). Традиционная ночевка в мотеле «Еврозона» п. Зеленое поле на объездной дороге Омска. Номерок забронировали заранее и, как оказалось, вовсе не зря. Поток отдыхающих автомобилистов увеличивается год от года.

15 июля 2012 года

Последний рывок на 900 км, и мы в Томске. Не заезжая домой, закупились в супермаркете. Вот мы и дома. Разбор сумок, звонки родственникам, ужин.

Все. Мы готовы к следующим путешествиям!

ИТОГО

Проехали почти 8 000 км по России и 4 500 км по Канаде.

Отсняли более 4 000 фотографий.

Финансовые затраты (для удобства все в рублях):

• Бензин от Томска до Москвы и обратно — около 22 000 рублей.
  • Ночевки в мотелях по России (5 раз) — около 8 000 рублей.
  • Стоянка в Домодедово, плюс такси — 3 700 рублей.
  • Перелет Москва—Торонто—Москва — 82 000 рублей.
  • Визы — около 14 000 рублей.
  • Аренда автомобиля в Канаде — 29 000 рублей.
  • Отели в Канаде около 100 000 рублей.
  • Бензин в Канаде 14 000 рублей.
  • Развлечения в Канаде (билеты ) 25 000 рублей.
  • Прочие траты — около 30 000 рублей.

Общие траты на поездку «от двери до двери» около 330 000 рубликов.

Недешево, наверное, но незабываемые впечатления того стоят!!!