|
4 июля 2004 г. мы с другом Валерием стартанули на его Т-Королла 2 1984 года выпуска, двигатель 1,3 АКПП. Наш маршрут Дальний Восток (Монгохто) — город Воронеж. Через 8 суток и 14 часов мы благополучно доехали до Урала до моих родителей, где моё путешествие закончилась, а Валерий через несколько дней один поехал в Воронеж.
Все эти годы меня часто посещало желание повторить этот путь. И вот в этом году у меня улучшилось финансовое положение, и к лету я смог накопить необходимую сумму для путешествия.
Выбирать на каком автомобиле ехать не пришлось, так как у меня есть только Нисан-Сафари, коротыш с дв ТД-42 на МКПП. А вот с попутчиками было сложнее, со мной в машине поехала только дочка, которую накануне выезда сократили с работы, а то вообще бы один ехал. Еще был Николай с Сахалина на своей машине, но он, прибыв на пароме вечером в Ванино, ждать нас не стал.
Подготовка Сафаря заключилась в следующем: еще в 2014 году была проверена компрессия в цилиндрах (норма) и приведена в порядок тормозная система с заменой всех колодок. По подвеске заменены все сайлент-блоки.
Перед самой поездкой стал вопрос о колесах. Мои Гудричи червячки имели остаток протектора 4-5 мм, а предстояло проехать порядка больше 16 тыс. км и искать в пути им замену не хотелось, тем более я знаю, что лысые колеса любят ловить шпионов. В Ванино были куплены 4 покрышки Гудрич КМ-2 размером 285х75 16 и, благодаря Ростиславу из Амуршина (Ванино), уже в Хабаровске смог купить и пятое колесо. Ростислав, еще раз ОГРОМНОЕ спасибо. Лично я считаю, что на джипе комплект колес состоит из 5 штук.
Пружины подвески были слегка просажены и амортизаторы слегка подтекали, но у меня не было полного комплекта для замены, и решил добить эти. Заменил масло в двигателе минералка Эниос 15w40.Перед самым выездом был произведен контрольный осмотр Сафаря специалистом, но ничего подозрительного не выявлено. Для Сафаря в дорогу были взяты масло и топливные фильтры, масло и антифриз на доливку, ничего не пришлось доливать. Для себя взяли пледы, одеяло, подушки, как планировали, так и ночевали в Сафаре. Так же еда быстрого приготовления и то, что ни хрена не портится, почти всё привезли назад. Так как являюсь заядлым рыбаком, то в машине для поездки в тайгу есть много всего, начиная от различного инструмента, заканчивая различными приспособлениями. Всё это тоже с собой, включая рыбацкие принадлежности.
И вот через 11 лет и 1 день, после первой поездки, то есть 5 июля 2015 года мы с дочкой выехали из Ванино. Пять дней пути и 5142 км, и мы у родственников недалеко от Мариинска. Погостив пару дней, едем дальше, через два с небольшим дня и примерно 2300 км мы на Урале. Там 8 дней гостили, накатал почти тысячу км. И почти тем же маршрутом назад на Дальний Восток.
Не буду писать, как все, во сколько просыпались, что кушали и т. п., дам только СВОЮ оценку разным аспектам этой поездки. Учитывайте, что это взгляд владельца САФАРЯ, и начну как раз с него: отработал на 5 баллов, расход масла такой незначительный, что доливать не пришлось, и даже уровень проверял не каждый день. Перед обратной дорогой заменил масло и маслофильтры, залил ЗИГ полусинтетику 10W30.
Колеса (покрышки) Гудрич КМ-2 отличные, дорогу держат хорошо, не шумные, но поющие на разных видах асфальта издают разный звук, иногда этот звук походил на шум подшипников заднего моста, останавливался, проверял нагрев — всё в пределах нормы. А вот давление в колесах играет существенную роль. Дома колеса были накачаны 2 кг/см2 при температуре окружающей среды градусов 15, а после трассы Амур в Читинской области ехать выше 70 км/час стало невозможно, сильно трясло. Проверил давление в колесах, а там 2,8 и на улице под 30 градусов. Спустил до 2 и нормально.
Дальше в Бурятии почувствовал, что туго разгоняется, на улице градусов 12. Проверил, давление 1,6 подкачал до 2 и опять нормально. Износ протектора за 16 с лишним тысяч километров 1,5 мм задние колеса и 1 мм передние, морально готовился, что износятся на 1/3. Да и по грязи гораздо лучше, чем червячки. Данный размер колес даёт погрешность пройденного пути, в дороге не раз проверял по километровым столбикам, очередной столбик проходишь, а на одометре только подходит км. И спидометр показывает правильную скорость где-то после 85 км/час, сверялся с джипиэс навигатором.
Так что получается реальный пробег еще больше, а средний расход на реальные километры меньше, чем у меня получилось. Но привожу расход топлива по МОИМ километрам: на Урал средний расход 13,1л на 100 км, обратно 12,1. И на обратный путь топлива ушло на 90 литров меньше, объясняю это тем, что на обратном пути трафик движения был более спокойный, гораздо меньше пришлось обгонять фур, может, еще и другое масло в двигателе свою роль дало.
Двигатель ТД-42 неприхотлив к топливу, за дорогу заправлялся, где приходилось, была солярка пару раз по 27:50 и по 38 рублей, разницы в работе двигателя не заметил. В среднем цена солярки получилась 34,7 руб./литр. На перегон туда и обратно ушло 1905 литров, на общую сумму 66103 рубля. В бюджете на солярку было заложено 70 тыс. руб.
Спать в Сафаре можно (хотя кресла раскладываются и в неровную поверхность), желательно передними колесами на что-нибудь заехать (бордюр, к примеру), чтобы не сползать ночью по спинке кресла. Ну, или мы с дочкой не такие притязательные.
При поездке основной трудностью было это обгон фур, то есть дальнобоев, особенно когда идут 2-4 фуры одна за другой. Они идут обычно со скоростью 80-90 км/час, я тоже придерживался 90 км/час, ехать медленнее, будешь помехой на дороге, быстрее расход топлива возрастает. Сафарь не легковушка на разгон не резвый, так что приходилось хорошо рассчитывать почти каждый обгон. Если бы двигатель был турбовый, наверно, обгоны были бы попроще, но на турбовых я не ездил. Еще один нюанс, насекомые, хоть в бачок омывателя и был залит «мухомой», но щетки стеклоочистителей не справлялись, поэтому была взята брызгалка (пшикалка), и только с ее помощью и тряпки оттирались трупики с лобового стекла, фар и госномера. И за день это приходилось делать не один раз, за дорогу было израсходовано более 20 литров этого «мухомоя». ВЫВОД: Путешествовать на Сафаре можно, но экономически невыгодно, на таких расстояниях расход топлива играет существенную роль в бюджете. Правда, выгадали на ночевках, не пришлось платить за номер в гостиницах.
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ дорогах: 1. Трасса «АМУР» я ставлю пять с минусом. Минус за дорожные знаки. Во-первых, не всегда убирают после ремонта дороги временные знаки. Да и это относится ко всей федеральной дороге. Такой пример: стоит временный знак «выброс гравия», а дорога асфальтовая, к тому же уже пару лет не ремонтировалась. УВАЖАЕМЫЕ дорожные работники, если у вас этих знаков много, и вы их не любите собирать после ремонта, то хотя бы разворачивайте их так, чтобы они не читались. Вы же даете шанс инспекторам ГИБДД наказывать водителей ни за что, ни про что. Так же от Читы до Хабаровска, если мне не изменяет память, в четырех местах неправильно указано расстояние до Хабаровска. Проезжаешь очередной указатель расстояния, а через несколько километров очередной указатель вам сообщает, что расстояние увеличилось. И еще хорошо бы было поставить знаки АЗС с указателями расстояния не только в несколько километров, но и 50-100 км, как-то бы было проще рассчитывать очередную заправку. Такие же таблички с расстояниями до места отдыха.
Про так называемые «амурские волны». Если это поперечные, то Сафарь на скорости 90 км/час только качает. А вот если влетаешь на этой скорости и в продольные волны (точнее диагональные), вот тут становится страшновато от боковой болтанки.
2. Участок дороги от моста через реку Селенга (в сторону Читы) километров 250 это почти сплошной кишкотряс. На Сафаре от этого разболталось крепление внутреннего ЗЗВ. Этот участок дороги трудно назвать федеральной трассой, особенно от моста, где слева идет насыпь железнодорожная, а справа река Селенга. Мы потом с дочкой, где попадались подобные кишкотрясные участки, говорили: «И здесь бурятские дорожники работали».
3. «Байкальский серпантин», то есть часть дороги вдоль Байкала и от Култука на Иркутск. Это для меня был самый трудный участок, особенно в западном направлении. Дорога узкая с крутыми поворотами и подъемами. Для Сафаря-то не проблема, мощности хватает, но из-за плотного трафика движения, долго приходилось ползти за большегрузами, пока появится возможность обогнать. В восточном направлении на этом участке мне было полегче. Трафик был не очень плотный, и на выезде из Слюдянки попали на участок ремонта дороги с реверсным движением. Я стоял вторым за большегрузом, минут 10-15, а когда нас стали пропускать, водитель грузовика дал добро на обгон, и я пошел первым. Километров 15 успел проскочить в нормальном режиме, пока не догнал какой-то велопробег в сопровождении машин и видеокамер. Этих смог победить, только когда они встали на перекур. Вообще-то, на этих участках ведутся дорожные работы, где-то расширяют, делают третью полосу, где-то просто ремонтируют, но ближайшие года три он так и останется сложным участком.
4. Остальная трасса от Иркутска и до Урала не такая сложная, как «байкальский серпантин». Везде разной сложности и разного качества асфальт. Так Красноярск — Ачинск отличная дорога, есть с участками двухполосного движения. И отвратительный участок Абатское, где в пробках пришлось стоять больше часа, а пробки растянулись не на один километр. До сих пор нет объездной дороги Кемерово и Канска, где без навигатора полная попа. Пора бы сделать объездные дороги вокруг этих городов, и местным и транзитным водителя стало бы легче. О двух полосах в каждом направлении от Читы и до Урала и мечтать не приходится, но вот строить участки с дополнительной полосой, в первую очередь на подъемах надо. И есть, где они строятся, но это пока капля в море. Тем более что в следующие года трафик движения не уменьшится. Вспоминая свою первую поездку, это земля и небо. Тогда таких мыслей не возникало, даже байкальские серпантины вспоминаются только тем, что перед очередным поворотом я разогнался думая, что поворот на 90 градусов, а оказался почти 180 и, вписываясь в поворот, колесами зацепил обочину.
О ГИБДД: От Иркутска и до Урала постов достаточно и работают круглые сутки, чего не скажешь о трассе «Амур». Так же встречаются засады, пару раз во время сориентировался. Местный водитель ехал небыстро, хотелось его обогнать, но подумал, что-то здесь неспроста, и точно — вот она засада гайцов. Около крупных городов есть фото- и видеорегистрация, есть и меж городов знаки фоторегистрации, но видно только знаки. За всю поездку остановили два раза, и то на обратном пути, первый в Бурятии, второй уже от Хабаровска к дому на Маяке. Штрафов ноль, писем счастья не пришло.
ОБ УЧАСТНИКАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: Очень много дальнобойщиков, на разных машинах, начиная от МАЗа заканчивая Мерседесом. Из легкового транспорта много иномарок, которые собирают у нас в стране, выделю Рено-Дастер этих, кажется, больше всего. От Байкала и до Урала много и отечественного автопрома. Чем дальше от Д. Востока, тем меньше праворуких автомобилей, а Сафарей в 60 кузове встретилось единицы. Основная масса водителей адекватные и культурные (в отношении Сафаря). Но встречаются и НЕАДЕКВАТНЫЕ, сейчас расскажу про случай на байкальском серпантине.
Иду в автомобильном потоке, справа Байкал мелькает за деревьями, слева сопки с деревьями, погода пасмурная. Уже долго иду за фурой, которая здорово чахнет на подъемах. Поднявшись на очередной подъем (впереди спуск), выезжаю на встречку, вижу, что до встречных автомобилей далеко и начинаю обгон. Тут, конечно, водитель фуры нарушил ППД «не препятствовать обгону», начал разгоняться, но его я понимаю, хочет набрать скорость перед следующим подъемом. Я уже на две трети его прошел, когда заметил синюю легковушку, идущую навстречу. Он меня тоже увидел и только тут вспомнил про фары, начал моргать ими. Пришлось ему притормаживать и принимать вправо, а я под самыми зеркалами фуры ушел на свою полосу. Слава Богу, все закончилось благополучно. Синюю легковушку в пасмурную погоду на мокром асфальте плохо видно, что нельзя было включить фары, как это требуют ППД? Вот после этого случая тех, кто едет без света, стал называть неадекватами. Весь дальнейший путь, я стал обращать внимание на тех, кто не включает фары.
Сделал свои выводы: чаще встречались без света владельцы отечественного автопрома. Вы (те, кто без света ездит) что экономите на лампочках, цена которой 300 рублей? Штраф за езду без света 1 тысяча руб. Вам если своя жизнь не дорога, то и чужую не жалеете? И еще тем, кто поставил китайские ДХО, их тоже плохо видно, много раз обращал на это внимание, «а вот еще один без света» а поближе видишь, что что-то у него светится. ВОДИТЕЛИ! Нас и так много гибнет и калечится на дорогах, давайте хоть из-за такой мелочи как свет не будем попадать в аварии!!!
ОБ ОТДЫХЕ И ПИТАНИИ: Ехали, как правило, весь световой день. Кушали в придорожных кафе, в тех, когда поджимал голод, обычно 3-4 раза. Цены по дальневосточным меркам адекватные, только один раз на трассе «Амур» перекусили на заправке (ждали слив топлива), два хот-дога, чай и кофе с автомата 380 рублей — охренеть. Еще между Кемерово и Мариинском в кафешке борщ, видно, был недоварен, хорошо у нас потом в животах поурчало. Попробовали и знаменитые бурятские позы, понравились. Кушали и байкальского омуля горячего копчения, цены на всего омуля изрядно завышены. Два раза останавливались в кафе «Багульник», у них понравилась солянка, а так только по одному разу. Своими любимыми напитками запасайтесь заранее, так, к примеру, «Алое-вера» уже после Амурской области нету. Один раз ужинали своими запасами, когда решили заночевать на берегу реки Черная. А так обычно при наступлении ночи подъезжали к кафе, ужинали и около кафе же ночевали в Сафаре.
О ДЕВАЙСАХ. На Сафаре у меня есть инвертор 12/220 вольт. Видеорегистратор DEXP EV-710 (Super HD) угол обзора 170, качество видео отличное, в режиме стоп-кадр хоть фото делай. Минус у него аккумулятор малой емкости, так что без внешнего питания долго не поснимаешь. Автомобильный GPS навигатор LEXAND SA5+ куплен был в этом году, карты загружать не пришлось. Отработал на 5-, раза три глюкнул за дорогу, один раз пришлось остановиться и зайти на АЗС уточнить дорогу, второй раз поздно заметил, что он завис, и я заехал не туда (в Ачинске). После перезагрузки (выключил, включил) опять нормально заработал. А так отличный помощник при проезде незнакомых городов, особенно Кемерово и Канска. Стоит в автомобиле какой-то китайский радиоприемник SUPRA, который читает флэшки, работает неадекватно, то не сканирует радио, то с флэшки песни воспроизводит, которые ему нравятся. В общем, в дороге с ним помучились. Знаю, что была бы помощь от Си Би радиостанции, но я при дочке (да и при женщинах) не ругаюсь, поэтому покупка р/станции была отложена. Был так же полупрофессиональный фотоаппарат SONI-А290. Фотографий порядочных за всю поездку получилось немного. На ходу не всегда хорошие фото получаются, останавливаться для фотографирования тоже не всегда получалось. Когда с трудом обгонишь 2-3 фуры, а потом понимаешь: остановлюсь, пофотаю, а потом опять эти же фуры обгонять — пропадает желание запечатлевать красоты нашей Родины.
СОБСТВЕННЫЕ ОШИБКИ: дочка забыла флэшку со своей музыкой, пришлось мою слушать, да и моей маловато оказалось. Кондиционер в Сафаре демонтирован, а ехали — в основном температура за бортом была под 30 градусов. Приходилось приоткрывать окна, гул стоял сильный, думал, оглохну на правое ухо. Надо хорошо было изучить работу гаджетов. На видеорегистраторе нажимал кнопку сохранения файлов, с некоторыми красивыми видами и интересными моментами. Оказалось, не ту кнопку нажимал, хотя инструкция была с собой. На трассе «Амур» напрягало долгое отсутствие АЗС, два раза доезжал, что стрелка указателя топлива подходила к нулю. Оказывается, в навигаторе все АЗС указаны, можно было без труда знать расстояние до заправки. В дороге вели дневник, записывали пройденные километры, как между заправками, так и за день. Сколько и на какую сумму заправились топливом, всё это записывалось строго. Остальное записывали, так, по настроению. А надо было еще по пути переписывать цены на АЗС в населенных пунктах, так как часто встречались разные цены. На обратном пути на этом можно было бы сберечь пару тысяч на топливе.
ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ В ПУТИ: Все, наверное, помнят фильм «Кавказская пленница» сюжет, где утка с утятами переходит дорогу. На трассе «Амур» у нас получилась аналогичная ситуация, переходила с моей стороны. Хорошо вовремя заметил и ушел на встречную полосу, и утка продолжила свой путь (видел в ЗЗВ). Вдоль дороги много трупов животных и птиц, особенно ворон. Как такая умная птица попадает под машины? Или с какой же скоростью гонят водители, что вороны отлететь не успевают? Радовался, что дороги у нас довольно-таки чистые (видел, как дорожники убирают), до тех пор, пока не пришлось сходить в придорожные кусты. ВЕСЬ МУСОР ТАМ! И о пробеге за световой день. Самый малый это 910 км, в тот день заезжали в Иволгинский дацан и на Байкал. Меньше, только когда приезжали или уезжали от родни. Максимальный перегон за день был на трассе «Амур» туда 1181 км, а обратно 1182 км, вот такое совпадение. Много попадалось встречных автомобилей с нашим регионом, в попутном направлении с двумя земляками успели поприветствовать друг друга, между Красноярском и Иркутском.
КУДА ЗАЕЗЖАЛИ и что видели: Стела Москва — Владивосток на обратном пути, туда — дождь шел. Перевал Ю. Тэна, поднялись к часовне, фотографировал, красивый вид рано утром. Иволгинский дацан, приехали рано утром, прохладно 12 градусов. Внутрь зданий не попали, ближайшую экскурсию ждать почти 2 часа, покушать тоже еще негде было, ждать не стали поехали дальше. В Боярске выехали на берег Байкала, шел дождь, фотографировались с флагом нашего района. В Пермском крае: были в Белогорском мужском монастыре, красиво. Религии тоже присуща коммерция, продают всё, что с ней связано, и не только. Город Кунгур — краеведческий музей и Кунгурская ледяная пещера. Свозил дочку на свою малую родину п. Кордон, проехали по улицам, печальное зрелище, поселок вымирает. Свердловская область, заехали на «Ганину яму», где были закопаны трупы последней царской семьи. Теперь там мужской монастырь, целый действующий комплекс. ОЧЕНЬ КРАСИВО, были там меньше двух часов, не всё, конечно, хорошо осмотрели. Будет возможность, еще раз побываю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОДЫ: Во-первых: хочу принести свои извинения тем, кому в дороге доставил неприятности. Честное слово, это не умышленно. И большое спасибо всем тем, кто как-то помог нам в пути. Совершив данную поездку, понял, что я не автопутешественник, а перегон. Конечно, если бы отпуск был подлиннее, то и мест посещения было бы тоже больше. Желания сразу же куда-нибудь поехать не возникло. Поеду куда-нибудь еще? Скорее всего, да. Есть желание съездить на Алтай, но в 2016 году не потяну финансово. Подговариваю друзей съездить компанией на Байкал, на несколько дней порыбачить. А скорее всего летом 2016 года — это поездка в Приморье на море, недельку на пляже поваляться. Общий расход финансов не вёл, и потраченные деньги не жалею.
… А ВЫВОДЫ? Выводы делайте сами. Спасибо всем, прочитавшим этот «опус». Всем удачи во всём!
PS: Фото не по тексту, а для его разбавления.