|
Кто видел Байкал, тот навсегда сохранит в памяти величественные картины этого озера, обрамлённого высокими хребтами. Многоликий Байкал по-разному представляется проезжающим. Одни запоминают его тихим и спокойным, с голубой зеркальной гладью вод; другие — яростно бросающимся на гранитные скалы белыми от пены валами волн; третьи видят Байкал присмиревшим от бурь и волнений, скованным тяжёлым, гулко трескающимся от мороза льдом… В тихую погоду Байкал совершенно иной. Летом случаются дни, когда на водной поверхности нет ни одной морщинки ряби. Тогда в ней, как в гигантском зеркале, отражается далёкое нежно-голубое небо, отчего кристально чистая байкальская вода становится ещё прозрачнее и светлее. (С. Г. Саркисян)
Родился и вырос я в Бурятии, поэтому очень хотелось посетить малую родину на автомобиле, чтоб охватить как можно больше мест, вспомнить детство.
Поездку задумано осуществить на Mazda CX-7, пробег на момент старта ― 62 200 км, в момент возвращения в Томск ― 67 500. Экипаж два человека. оба водителя, я Юрий и брат моей супруги Никита. Отчет о поездке решил уже написать после поездки, поэтому фотографий некоторых интересных мест, к сожалению, может и не быть, да и фотоаппарат в конце подвел.
В планах был построен следующий маршрут, Томск—Иркутск—Улан-Удэ—Гусиноозерск из Гусиноозерска, посетив моих родителей, заехать в Иволгинский дацан, взять курс на Гремячинск—Усть-Баргузин—Святой Нос, а после посещения Святого Носа уже выдвигаться обратно в Томск.
Время на Байкале решено провести в палатке у костра с котелком.
Итак, 24 июля заправив полный бак, примерно в 13:00 мы вышли из Томска, встав на трассу в направлении Мариинска. На улице достаточно жаркая погода, едем с включенным кондиционером, играет музыка — хорошо. Дорога от Томска до Мариинска примерно первые 100-150 км, была, если не идеальной, то вполне хорошей, потом начались куски гравийки, ямки, на которой приходилось объезжать, а обгоняя рискуешь получить камешек в лобовое стекло, если сильно прижмёшься к впереди идущему. После Мариинска началась хорошая дорога.
Скорость на трассе держали примерно 100-120 км/ч, круиз-контроль — очень полезная и облегчающая управление автомобилем штуковина. Запас мощности на «CX-7» позволял, абсолютно не напрягаясь обгонять впереди идущие автомобили.
Проехав Красноярск, начало темнеть, и мы остановились в кафе, возле мотеля «Медвежий угол», перекусить.
Проехав Канск, мы решили остановиться поспать несколько часов. Спать решили в автомобиле. Но попытка уснуть провалилась, сон не шел. Поэтому полежав минут 15-20 в автомобиле на откинутых передних креслах, решили ехать дальше.
После Канска начались гравийные участки дороги, везде активно идет ремонт кладут новое полотно, объездные участки примерно по 15-30 километров, может, чуть больше. На кроссовере, в принципе, проходятся не особо сложно. Проехав этот сложный участок в темное время суток, мы решили, что сделали правильно, не встав на ночлег, так попутных и встречных машин было очень мало и обходить эти участки, когда никто не мешает и ты никому не мешаешь, намного проще. Позабавило, когда, съехав с трассы на объездную, встречаем еще один знак объезда объездной дороги, «объезд объезда» :). На каком-то посту ДПС нас остановил скучающий сотрудник ГАИ, проверил документы и пожелал счастливой дороги, это был первый и последний сотрудник, который нас останавливал и проверял у нас документы.
Уже наверно после Тайшета, точно не скажу, когда встало солнце, мы увидели в проезжаемой деревушке интересное сооружение.
Вид с трассы:
Подъехав поближе:
Внутри оно полое, а что это за сооружение мы так и не поняли, но, судя по кирпичу и каменной кладке, достаточно старое.
Наступило утро, мы заехали перекусить в кафе и поняли, что надо спать. Проспав в автомобиле часа четыре, мы двинули дальше. Я за рулем, Никита продолжает спать дальше.
Красивая церковь.
25.07.2012 в часов 16-17 мы въехали в Иркутск, на ночлег к двоюродному брату.
Движение в Иркутске мне показалось агрессивным, много односторонних дорог, навигатор пытается отправить туда, где или односторонняя, или где тупик. Но вроде добрались, сходили в сауну, заехали в автомойку помыли машину, выспались и в путь, в сторону Улан-Удэ.
Вышли из Иркутска в районе 9 часов местного времени.
После Иркутска заскочили в забегаловку пополнить запасы питья.
Очень понравилась газировка в стеклянных бутылках, со вкусом детства, «Дюшес» и «Барбарис».
Там же у «Попутчика».
Начался байкальский «серпантин».
И вот он Байкал.
С этого места красивый вид, здесь начинается Байкал, для длинных фур очень сложный участок, чтобы вписаться в поворот им приходится выходить полностью на встречку.
Вот здесь купили немного омуля горячего копчения и свеже-соленого. Объедение.
Остановились недалеко от Байкальска. Сфотографировались у церквушки.
Уже садясь в автомобиль, к нам подошли две женщины и попросили довезти их до Байкальска.
Взяв попутчиц, поспрашивали про погоду и где отдохнуть, они посоветовали теплые озера недалеко от поселка Выдрино. Но мы туда решили не заезжать, так как цель — Святой Нос.
По дороге спустились под мост к речке, где и решили испробовать купленного омуля.
Речка горная, вода чистая и ледяная. Я набрал стакан воды и выпил, вода вкусная, а от холода аж зубы ломит.
Омуль горячего копчения.
Мазда у реки.
Поев омуля, двинулись дальше.
После мы решили подъехать к берегу Байкала. Сказано — сделано.
Свернули в какой-то сверток с трассы в сторону Байкала. Проезжая через деревню, увидели достаточно много объявлений на домах — сдам жилье.
Берег Байкала. Вода уже не настолько холодная, как в речке, где мы останавливались, но чистая.
Фото со стороны Байкала.
Вернувшись на трассу, нам опять попадались куски гравийки, активно шел ремонт дороги и мостов через маленькие речушки, которых, как известно, впадает в Байкал 336 штук а вытекает одна — Анагара.
И тут нас ждала очень неприятная неожиданность, мы увидели длинный хвост из автомобилей, остановившись, выяснили, что на трассе авария, подробностей не знаю но участник — автомобиль УРАЛ, есть жертвы со слов майора полиции, который регулировал движение, — три жизни.
Пробка на трассе.
Участник ДТП — УРАЛ.
Путь лежал мимо поселка Каменск, где я родился и жил до 10 лет. Заехал, прокатился по улицам моего детства, а ничего и не изменилось. Наверно, в таких маленьких поселках ничего и не меняется.
Фото с горы Котлован. Возле крайнего правого дерева, разбился вертолет в 1995 году.
После посещения п. Каменск мы заправились и, встав на трассу, ехали до Гусиноозерска, где живут мои родители, уже не останавливаясь.
Я в шоке от Гусиноозерских дорог, точнее от того, что осталось от этих дорог. А вот до Гусиноозерска от Улан-Удэ дорога шикарная.
В Гусиноозерске побывали на Щучьем озере, вода приятная бодрящая.
Также побывали на Гусином озере, кто помнит, в 2001 году там взрывались военные склады.
Три дня в Гусиноозерске у меня были днями визитов, посетил своих друзей и знакомых, кто там жил и живет.
30 июля в районе 8 утра местного времени, вышли из Гусиноозерска, было пасмурно.
Остановились в Оронгое поесть позы. Не знаю наверняка, но говорят самые вкусные — оронгойские позы.
В Иволгинске свернули в направлении Дацана. За три дня до нашего посещения выносили тело хамбо ламы Итигэлова (ссылка http://ru.wikipedia.org/wiki/Итигэлов,_Даши-Доржо), интересно было бы посмотреть на него, но с другой стороны, понедельник будний день и народу не так много, как в выходные.
Напокупали кучу сувениров, магнитиков и т.д.
Посетили храмы. На фото мужик с левой стороны в синей футболке с фотоаппаратом тоже из Томска, встретились на парковке и перекинулись с ним парой слов.
Молельное колесо.
На территории живут оленята.
Юрта.
Попав в 10 часов в дацан покинули его территорию только в 16 часов. За это время Никита сходил на прием к ламе, освятил купленные сувениры, лама наговорил ему много интересных вещей и отправил его к костоправу, вычислив, что у него болит поясница.
Ламы официально денег за прием не берут, люди подают столько, сколько могут.
На территории дацана находится университет.
Можно купить экскурсию, где монах подробно расскажет про буддизм, про дацан и т.д.
После дацана выдвинулись в сторону Гремячинска, но предварительно нам нужно было заехать купить продуктов. На навигаторе увидели магазин «МЕГА-ТИТАН», туда решили и заехать.
Въезд в Улан-Удэ.
Тоже какой-то памятник. Вдалеке уже виднеются тучи.
Неожиданно натянуло тучи и пошел дождь.
К Гремячинску мы уже подъехали 30.07.2012 в районе 21 часа. Свинцовое небо абсолютно не радовало.
Недалеко от Гремячинска.
До заката оставалось совсем немного, и нам нужно было искать место для стоянки на ночь.
На 152 км ушли с трассы на гравийку вдоль Байкала и стали высматривать место для стоянки. Будний день и дождливая погода повлияла на количество народа на берегу Байкала, место долго искать не пришлось. На найденном месте для постоя, недавно еще кто-то был, так как кострище еще было теплое.
Из имеющихся на месте дров запалили костер и поставили палатку. Когда вбивали последний колышек, уже было темно.
Сварив чай, посидели у костра и отправились спать.
Легкая усталость от дороги, свежий воздух, шелест деревьев и шум волн старика Байкала сделали свое дело, сон наступил мгновенно. Несмотря на отсутствие мягкой постели, а всего лишь спальников на твердом полу палатки, спали как «убитые».
Утром, когда я проснулся, шел мелкий моросящий дождь, который впоследствии прекращался на несколько часов и начинался снова. Когда дождь утих, я выйдя из палатки сделал первые снимки.
Лагерь.
Проснувшись, Никита отправился на машине на поиски дров.
Нашел еще более интересные места для постоя, с улучшенными бытовыми условиями.
Как я понял, это баня.
Креативно :).
Но мы решили не менять место своей дислокации, а оставаться там, где встали. В гости прилетела то ли оса, то ли пчела, долго вокруг нас кружила.
Заехал в гости коллега по работе, он отдыхал с семьей на турбазе в Гремячинске, он родом из Улан-Удэ, находился в отпуске.
Коллега на машине отца.
Я начал готовить обед, суп из тушенки «Бурятмяспром», будете в Бурятии, берите только ее, самая вкусная тушенка и паштет.
Но тут начался хороший дождь, тента нет, мы начали промокать, решили ехать в Гремячинск искать полиэтилен. Никита отправился в Гремячинск, я остался в лагере. Минут через 40 он вернулся с тентом, который мы натянули меж деревьев и дождь уже был не так страшен.
Тент.
Вид с лагеря на Байкал. Стоит легкий туман и моросит дождь.
Черный песок.
Соседи.
То ли утки, то ли гуси…
…и чайки.
Весь день шарахались по берегу Байкала, зашли в гости к соседям, которые приехали из Иркутска. Чуть дальше стояли из Тулы, 71 регион. Искупаться в такую погоду так и не решились. :(
Ночью у костра.
Проснувшись 31.07.2012, по палатке барабанил дождь, просидев около часа в палатке, решили двинуть до Усть-Баргузина в сторону Святого носа. Убрали за собой мусор, загасили костер, свернули лагерь.
Перед отъездом.
Собрали вещи.
Пока ехали в сторону Усть-Баргузина, всю дорогу шел дождь.
Проехав Турку, вскоре началась плохая дорога, очень плохая дорога, объезды на трассе М-53 это еще нормально.
По дороге встретили спортсменов, активно куда-то бежали.
Ворота Баргузинской долины, святое место, необходимо, как минимум, бросить монетку, как приношение богам.
Доехав до Максимихи, мы у становились у автомобиля сотрудников ДПС и спросили, как дорога до Усть-Баргузина, дорога, говорят, ужас, доехать доедете, но потрясет хорошо, после дождя, говорят, размыло все. Зайдя в Максимиху, мы окончательно поняли, что Байкал не в настроении и в последний день пребывания солнца мы не увидим, решили встать на дорогу в Томск.
В Максимихе.
На обратном пути заехали на озеро Котокель, сделали немного фото и встали по направлению в г. Томск. Впереди было 2 400 км.
Котокель, идет дождь, на улице +14.
Подъехав к Улан-Удэ, небо стало ясным и выглянуло солнце. Из Улан-Удэ мы вышли 01.08.2012 примерно в 20 часов местного времени.
Опять Улан-Удэ.
Мост через Селенгу.
На выезде из Улан-Удэ, река Селенга.
ЖД-мост.
Цены на бензин 01.08.2012, Бурятия, недалеко от Улан-Удэ.
Троицк, как подъехать к церкви, так и не нашли, она за стеной.
После сел аккумулятор в фотоаппарате и фото больше нет :(.
В районе Бабушкино начался туман, шли аккуратно 20-40 км/ч.
В Слюдянке уже ночью купили омуля, разных видов, с целью довезти до Томска.
После Иркутска попали в туман, в котором ничего не было видно, плюс еще отсутствие разметки на трассе. Вообще непонятно, куда ехать.
Чуть не попали в ДТП, мы сбавили скорость, ушли на обочину и остановились, а аварийку сразу не включили, а сзади идущая машина чуть в нас не въехала, услышали только визг тормозов, она увернулась и мимо проскочила. Включили аварийку, добрались до рядом находившейся заправки и часа два простояли, ждали, пока туман рассеется и поспали заодно.
Проснувшись, двинули дальше, тех объездных дорог, по которым мы ехали на Байкал, некоторых уже не было, зато появились новые куски трассы и новые объездные дороги, ремонт идет полным ходом, надеюсь, к следующему году дорога будет полноценной.
После Тайшета на улице опять жара, градусник показывает 28 градусов.
Между Красноярском и Мариинском опять встали в пробку минут на 30 из-за аварии на трассе. «КИА-Серато» и дальнойбой «МАН», не знаю, выжил ли кто в «КИА», очень надеюсь, что да, но разбита она полностью, «МАН» стоит на своей стороне на обочине, с левой разбитой стороной, вероятно «КИА» не успела завершить обгон. :( Жаль, что так происходит.
При подъезде километров за 100-120 к Томску, зашли в грозовую тучу, резко начало темнеть и тут на дороге силуэт, скорость 120 км/ч, тормоз в пол, визг шин. Остановился в метрах 5-10 а на нас смотрит олень, настоящий лесной олень, секунд 5 смотрим друг на друга, и он убегает в лес. Тормоза на «CX-7» отработали отменно. Не знаю, какой был тормозной путь, но остановилась она отменно.
Начался дождь, гроза, стемнело. 2.08.2012 в 22:30 мы заехали в г. Томск.
Обратный путь от Улан-Удэ до Томска мы прошли за 26 часов.
Ну а теперь постараюсь дать некоторые рекомендации собирающимся в дальний путь:
Ну в заключении самое главное — это аккуратность и внимательность не стоит лезть на встречку, если не уверен на 200%, что там безопасно. Не стоит сильно прижиматься к впереди идущему авто. Не выходи на обгон, пока на полосе кто-то выполняет обгон, закончит, потом можешь идти.
Деньги считать не буду, у каждого это индивидуальный показатель, кто сколько и где оставил. Скажу только, что обед на человека в кафе на трассах примерно получается 200-250 рублей.
И еще добавлю по расходу, «CX-7» по возвращению в Томск показала расход 15 литров на сотню, средняя скорость 82 км/ч. Перед стартом, показания обнулил. В Бурятии бензин дороже Томского рубля на три.
Чуть не забыл, омуль горячего копчения, купленный в Слюдянке, я довез в целости.
И напоследок. Люди, друзья, жители планеты Земля, пожалуйста, оставляйте после себя чистые места после кемпинга, забирайте свой мусор с собой, довезите до ближайшего населенного пункта и выбросьте на специализированную свалку, не надо бросать мусор на месте, если даже там уже кто-то накидал до вас. Как минимум, очень неприятно ехать вдоль Байкала и видеть кучи мусора, оставленного туристами.
Спасибо за внимание!
Извините за грамматические и пунктуационные ошибки.