|
Пролог
Доброго времени суток! Данная поездка была запланирована еще в июле и сознательно отложена на конец сентября - начало октября, т.к. мне хотелось увидеть всю красоту Алтайской осени в ее апогее. Оставалось дело за малым — найти штурмана, или попутчиков на другом авто, ибо ехать в одну каску — явно не вариант, а также дождаться установления хорошей погоды, ведь осенью она порою так капризна.
Второе условие было реализовано почти со стопроцентной точностью, а вот с поиском штурмана или попутчиков дело конкретно не заладилось. Не помогла даже специально созданная мной для этой цели запись — в соответствующем разделе на форуме сайта drom.ru. Справедливости ради, надо отметить, что возможные попутчики и штурманы периодически объявлялись, но по тем или иным причинам, в конечном счете, не смогли поехать. В общей сложности, у меня было пять потенциальных штурманов и четыре потенциальных машины с попутчиками. В итоге не поехал никто! Не в укор будет сказано, мои сладенькие, но кусайте теперь локоточки, ибо поездка выдалась шикарная! Какие места! Какие виды! И главное, погода — не подвела!
В общем, как и всегда, в качестве штурмана поехала моя Мама, т.к. на тот момент других вариантов просто не оставалось. Забегая вперед, скажу, что попутчиков мы таки нашли. Где и когда — узнаете в последующих частях данного повествования.
День 1-й (29.09.2015)
Итак, день старта в Горный Алтай! Обычно путь туда и обратно у нас занимает по два дня, но в этот раз, в целях экономии средств и времени, решили выделить на дорогу по одному дню в каждую сторону.
Выехали из Бердска в десятом часу утра. Впереди нас ожидал непростой путь длиною в 730 км. Кроме того, погода откровенно не радовала. Всю дорогу, не переставая, лил дождь, и дул сильный ветер.
Первую часть маршрута до Усть-Семы преодолели без приключений. А вот путь до Акташа стоил мне нескольких седых волос. На вторую часть маршрута мы выехали в шестом часу вечера. В связи с непрекращающимся дождем и сплошной облачностью довольно быстро стемнело. А на подъезде к Шебалино дождь превратился в снег, что еще больше ухудшило видимость. Скорость передвижения к тому моменту снизилась до 40-50 км/ч.
Но это были все цветочки. На Семинском перевале мы попали в настоящее снежное безумие. До перевала в снегу были только обочины, дорога была просто мокрая и не скользкая. Но здесь снег лежал прямо на дороге, и с набором высоты его количество только увеличивалось. Появились снежные переметы, а разверзшиеся небеса посыпали дорогу белой крупой с утроенной силой, на глазах увеличивая толщину снежного покрова. Время от времени, то вверх, то вниз, курсировали грейдеры, но даже они не справлялись с буйствующей стихией.
Я заблаговременно включил полный привод, поэтому подъем на перевал не вызвал у нас особых трудностей. Периодически мы утыкались в целые пробки из моноприводных пузотерок на летней резине, которые беспомощно буксовали и не могли сдвинуться с места ни на метр. Надо сказать, что резина у меня стоит тоже летняя, но благодаря полному приводу, не было и малейшего намека на пробуксовку.
Поднявшись на вершину перевала и немного отдохнув, мы приступили к спуску. Машина вела себя предсказуемо и стабильно, ее не носило, а торможение происходило без блокировки колес. Проехав положенные 11 км от вершины и решив, что крутых спусков больше не будет, я выключил полный привод. Это была серьезная ошибка, т.к. снег и не думал прекращаться. Даже понижение высоты почти на 700 метров не улучшило положения, дорога была под толстым слоем снега и очень скользкая.
После выключения полного привода машину стало носить, тормозить было вообще невозможно, при нажатии на педаль — лишь треск АБС и больше ничего. Казалось бы, едь потихоньку и ладно, но попалось несколько крутых спусков, на которых я пару раз чуть не убился. Этого вполне хватило, чтобы включить голову, а вместе с ней и полный привод и уже дальше двигаться на нем. Сейчас пишу и думаю, нафига я его выключал, видел ведь до этого короллу в кювете и все равно выключил.
Тем временем, стихия и не думала успокаиваться, посыпая дорогу толстым слоем снега. Приходилось часто останавливаться, чтобы почистить фары, которые быстро залеплялись мокрым снегом, а также отодрать лед от летних дворников, из-за которого они плотно не прижимались к стеклу и соответственно не чистили. Километр за километром ситуация не менялась, средняя скорость передвижения составляла не более 20-30 км/ч. В голове периодически вертелись образы девушки-зимы, которая словно хотела, чтобы я стал ее мужем или сыном, да навязчивая песня группы Туорика (бывшая Каролина) — «Белая зима».
На подъезде к свертку на Усть-Кан снег на дороге начал наконец-то таять, а затем и совсем исчез. Это позволило увеличить скорость до 60 км/ч. Двигаться быстрее мы не могли, т.к. снежная пурга создавала густую пелену и очень сильно ограничивала видимость. Не помогали даже включенные туманки, а при попытке врубить дальний, вообще ничего не было видно.
Перевал Чике-Таман преодолели без проблем, т.к. на дорожном полотне снега не было, хотя мело там сильно, особенно на вершине.
За селом Купчегень метель наконец-то прекратилась, и остаток пути до Акташа мы прошли на вполне комфортной скорости в 90-100 км/ч. В итоге, на дорогу от Усть-Семы до Акташа у нас ушло порядка 7 часов. Обычно на этот путь, при комфортных погодных условиях, уходит не более 4-5 часов.
По прибытии заселились в гостиницу «Как дома». На завтрашний день конкретного плана не было, т.к. мы точно не знали, какая будет погода.
День 2-й (30.09.2015)
Проснувшись в девятом часу утра, я сразу же посмотрел в окно. Дождя и снега на улице не наблюдалось, а сквозь облака проглядывало голубое небо, и даже пыталось светить солнышко. По предварительному прогнозу, который я еще смотрел дома в интернете, сегодня в Акташе обещали небольшой снег, а в районе Кош-Агача — переменную облачность и без осадков. Итак, решено! Сегодня мы едем на высокогорное озеро Акколь!
Не теряя ни минуты, по-быстрому собрались и, залив на заправке полный бак, двинулись по обозначенному маршруту. После заправки местным дерьмом я тут же ощутил потерю мощности, к тому же на каждой мало-мальской горке или подъеме двигатель начинал жестко детонировать, издавая громкий треск. То же самое было и летом, поэтому я просто забил на сей факт, и тупо в подъемах больше крутил двигатель, т.к. на высоких оборотах детонация почти не проявлялась.
Как только отъехали от Акташа, сгустились тучки и пошел легкий снежок. Но это меня не пугало, ибо предварительный прогноз я знал.
Пока ехали, обратили внимание на белую 120-ю короллу с номерами Новосибирской области, которая несколько раз нас обгоняла, т.к. делала периодические остановки. Увидев ее в очередной раз припаркованную в степи недалеко от Курая, решили остановиться и расспросить, куда, собственно, товарищи путь держат :).
Как оказалось, в королле ехала семейная пара из Бердска — Вадим и Елена. Вот это совпадение! Более того, мы даже живем с ними в одном районе города! Они, кстати, узнали нашу машину, т.к. читали мои отчеты на drom.ru. Расспросив их, выяснили, что сегодня они едут смотреть урочище Кызыл-Чин, а затем направятся в Кош-Агач. Мы же им поведали, что едем на озеро Акколь. Слово за слово и как-то между делом я подал им идею ехать на Акколь вместе. К моему удивлению, они согласились. Чтобы не путать им карты, решили сначала заскочить на Кызыл-Чин, а затем уже двигать на Акколь.
До урочища, после свертка с трассы в районе села Чаган-Узун, добрались довольно быстро. Т.к. я уже был здесь летом, то плутать в этот раз не пришлось. Снежок к тому времени прекратился, и на горизонте замаячило голубое небо, предвещая хорошую погоду. Хоть в этот раз и было пасмурно, снимки все равно получились хорошие. Эта разноцветная глина настолько яркая, что смотрится великолепно в любую погоду! К тому же, заснеженные горы вокруг придавали снимкам особенный колорит, которого не было летом.
После фотосессии загрузились по машинам и двинулись в сторону трассы.
Как только выехали на федералку, тут же выглянуло солнце. Прогноз погоды полностью сбывался, а это значило, что на Акколе нас должны были ждать просто потрясающие виды.
По-быстрому домчав до поселка Ортолык, свернули с федералки и полетели по грейдеру до села Бельтир. Миновав Бельтир, переехали мост через реку Чаган и сразу за ним повернули налево. Серая лента грунтово-гравийной дороги прокладывала наш путь вдоль долины Чагана, с каждым километром открывая и демонстрируя нам все более шикарные виды и панорамы. Но чем дальше мы ехали, тем хуже становилась дорога, и средняя скорость передвижения все время снижалась. Периодически на нашем пути возникали крутые каменистые подъемы и спуски с крупными камнями и валунами. Да и на относительно ровных участках ландшафта, количество крупных камней увеличивалось пропорционально пройденному расстоянию.
Мой внедорожник пролазил везде без проблем, а вот королле приходилось все время демонстрировать чудеса изобретательности и изворотливости, чтобы проходить сложные спецучастки. Тем не менее, она почти не уступала мне в скорости, и от ее проходимости я порою был просто в афиге! Надо отдать должное Вадиму, он — поистине отчаянный и смелый водитель!
Так или иначе, но против геометрической проходимости иногда не поспоришь, в связи с чем, я слышал сзади периодическое «хрясь», «бам» и «бум». Это королла таким образом прикладывалась днищем о здоровенные валуны и, слава Богу, пока без последствий. Надо сказать, что дорога там не одна, и время от времени разветвляется в целую сеть, предлагая на выбор альтернативные направления. Но, как говорится, хрен редьки не слаще. Плохие дорожные условия с лихвою компенсировались великолепными видами вокруг, поэтому на фотосессии останавливались довольно часто.
Наконец вдалеке замаячило озеро Каракуль, а где-то чуть дальше, в низинке, притаилось Акколь. Но из-за особенностей рельефа нам его не было видно, хотя по показаниям GPS мы находились совсем рядом.
Почти доехав до озера Каракуль, уткнулись в ледяной брод через небольшую речку. Поскольку начинало уже темнеть, то дальше решили не ехать, чтобы преодолеть обратный непростой путь засветло.
На удивление, путь назад до Бельтира занял втрое меньше времени, в очередной раз доказав утверждение о том, что обратная дорога всегда короче.
Ну, а дальше проще — 29 км приличного грейдера и неплохого асфальта, и мы на федералке.
Далее, Елена и Вадим продолжили движение до Кош-Агача, а мы покатили к себе в Акташ. Предварительно мы с ними условились, что с утра созвонимся и договоримся о месте встречи, чтобы продолжить совместные покатушки!
День 3-й (01.10.2015)
С утра, созвонившись с Вадимом и Еленой, мы условились встретиться в Ортолыке у свертка на Бельтир. На сегодня у нас было запланировано посещение урочища Чаган-Узун, а также Талдуринского оползня, появившегося вследствие знаменитого Чуйского землетрясения, произошедшего в сентябре 2003 года.
Про урочище Чаган-Узун следует сказать, что оно представляет собой некий аналог урочища Кызыл-Чин. Его некоторые даже называют Кызыл-Чин 2. Но, ИМХО, правильнее его все же называть Чаган-Узун, т.к. оно находится за одноименной рекой. Урочище Кызыл-Чин также получило свое название от протекающей рядом речки.
Тем временем, домчав до Ортолыка и встретившись с Вадимом и Еленой, мы продолжили совместный путь. В урочище Чаган-Узун на неподготовленных машинах можно проехать только с левого берега Чуи от дороги, ведущей на Бельтир. Надо сказать, что в данное урочище ведет целая сеть малозаметных, сильно запутанных и потаенных дорог, так что без навигатора проехать очень сложно. Дороги эти тоже разной сложности и далеко не все из них проходимы для низких и неполноприводных авто.
Дорога, которую мы выбрали, оказалась тоже не сахарок, поскольку в самом начале был очень крутой каменистый подъем на плато, и королле реально пришлось там не сладко.
Кое-как одолев подъем, на вершине которого стояло небольшое обо, мы двинулись дальше по достаточно ровному плато. Далее, несколько километров проехали вообще без проблем, почти как по асфальту, и постепенно пошли на пологий спуск, который тоже не вызвал трудностей.
Тем временем местность вокруг стала кардинально меняться. Порою трудно было поверить, что мы находимся на Земле, настолько нереальными были окружающие пейзажи. Периодически стали попадаться гигантские разломы земной поверхности, оставшиеся после землетрясения 2003 года. Они то шли рядом с дорогой, то пересекали ее, но везде были накатаны альтернативные объезды.
Постепенно спустившись с плато, мы выехали к сломанному мосту через реку Чаган-Узун. Если бы мост был цел, можно было спокойно проехать по нему со стороны одноименного поселка и не греть голову, т.к. дорога там на порядок короче и лучше по качеству.
После фотосессии на мосту двинулись в сторону самого урочища. Те, кто ездил на Кызыл-Чин, могли прекрасно наблюдать его с другого берега Чаган-Узуна. Чем ближе мы подъезжали, тем все труднее верилось в происходящее. Какие краски! Какие формы! И хоть это место и является аналогом Кызыл-Чина, но в нем есть что-то свое, поистине особенное.
Вдоволь пофотографировав и полазив по окрестностям, двинулись в обратный путь, который, как и всегда, оказался короче. Менее чем через час, мы вновь выехали к дороге соединяющей Ортолык и Бельтир, и выдвинулись в направлении последнего.
Снова миновав поселок Бельтир и переехав мост через реку Чаган, мы ушли правее в долину реки Талдура. 7 километров гравийной дороги по долине пролетели незаметно. Каких-то 10 минут, и вот мы уже стоим у подножия Талдуринского оползня.
Для тех, кто не в курсе, еще раз напомню. Талдуринский оползень появился вследствие знаменитого Чуйского землетрясения, произошедшего 27 сентября 2003 года, и является его эпицентром. Местное название Арка-Узюк/Арка-Узук («Сорванный вниз лес» — тюркский язык). Это новейшая по времени возникновения и значительная по масштабам сошедших оползневых масс, представляет собой деляпсивный (соскальзывающий) горный сейсмооползень блокового типа, размером примерно 1х0,9 км.
Только представьте себе — этот кусок земли ударной волной землетрясения приподняло, оторвало от горы и сбросило вниз. Совсем рядом с этим оползнем, метрах в трехстах, расположен аил с загоном для скота. Во время землетрясения в этом аиле была женщина со своими маленькими детьми. Они не пострадали только чудом. Женщина подхватила детей, выпустила из загона животных и побежала вниз по склону, в долину Талдуры. Животные устремились за ней, а с боков неслись обезумевшие от страха волки. Так все вместе и добежали до Бельтира.
Чтобы лучше оценить масштабы произошедших здесь разрушений, мы полезли на ближайшую гору, с которой открывался неплохой обзор.
После небольшой фотосессии спустились вниз к машинам и, немного посовещавшись, решили еще разок сгонять в урочище Кызыл-Чин, т.к. время до заката солнца еще оставалось.
Сказано — сделано! И вот уже вдалеке вновь замаячили пылающие склоны. В этот раз я переехал речку Кызыл-Чин вброд и забрался на небольшую горку непосредственно в самом урочище.
Насколько же все-таки уникально этот место! В разное время суток и при разном освещении, оно не теряет своего великолепия. Какой бы пасмурной ни была погода, снимки тут всегда получаются яркими и сочными!
Тем временем солнце начало опускаться за горизонт, и мы поспешили вернуться на федералку. Вадим и Елена опять поехали в Кош-Агач, а мы взяли курс на Акташ.
Уже будучи в гостинице, связались с ними по телефону и договорились, что завтра встречаемся на прежнем месте — сверток на Бельтир в поселке Ортолык.
День 4-й (02.10.2015)
С утра встали пораньше, т.к. на сегодня у нас было запланировано посещение урочища Чаган-Узун 2, а также живописного водопада на речке Атуркол в долине Башкауса. Соответственно, километраж получался приличный, а короткие осенние деньки, заставляли нас укладываться в жесткий график.
Потрескивая детонирующим двигателем, мы снова домчали до Ортолыка, где нас уже ждали Вадим и Елена.
Повернув в поселок, увидели стадо верблюдов. Конечно же, просто так проехать мимо мы не могли и остановились, чтобы сделать несколько снимков.
Встретившись с нашими попутчиками, взяли курс на урочище. В урочище Чаган-Узун 2 также ведет очень запутанная сеть потаенных дорог, разной степени проходимости. Навигатор надо иметь с собой обязательно, иначе заблудитесь. Мы выбрали дорожку, ведущую вдоль Чуи и, как оказалось, опять не самую удачную.
Миновав два очень сложных участка по осыпям с сильным боковым креном, мы уткнулись в небольшой брод через речку. Геометрическая проходимость короллы не позволяла его пройти, в связи с чем было принято решение оставить ее тут и продолжить путь только на джимнике. Миновав брод и проехав немного, уткнулись в еще один. Но для моего авто, он так же, как и первый, был легко проходим.
Через какое-то время на нашем пути оказался уже третий, довольно широкий брод с болотистыми берегами. Перспектива застрять тут и откапываться нас никак не устраивала, поэтому по довольно крутому склону мы взобрались на плато и объехали это место без приключений.
Дальнейшая дорога не представляла особых трудностей, и мы катили по ней как по асфальту. Вскоре на горизонте показалось само урочище, и сбиться с пути уже было просто нереально.
Надо сказать, что урочище Чаган-Узун 2, многие могли видеть с трассы М-52 по пути в Кош-Агач. Видно его в районе так называемой Красной горки. Чтобы не быть голословным, выкладываю соответствующее фото.
Тем временем мы уже подъезжали к нашей цели. И чем ближе мы подбирались, тем сильнее были наши эмоции и производимое впечатление от этого места. Да, это все тот же аналог Кызыл-Чина и Чаган-Узуна! Но оно другое, иное, особенное и неповторимое! Думаю, по фото все увидите сами. Хотя, конечно, ничто не сравнится с просмотром вживую.
После продолжительной фотосессии двинулись в обратный путь. Большой брод, который по дороге туда нас напугал, легко проскочили своим ходом, избежав объезда по плато, и уже совсем скоро оказались у оставленной короллы.
Распределившись по машинам и выехав на федералку, взяли курс на Акташ. Впереди нас ожидало посещение живописного водопада!
Доехав до Акташа и свернув с федералки, мы продолжили движение по улаганскому тракту. Окружающие пейзажи не могли не радовать глаз. Бездонные глади озер, снежные пики гор и одетые в золото лиственницы. Дополняло общую картину осеннее пасмурное небо, на фоне которого, все это выглядело особенно контрастно и колоритно.
Добравшись до Улагана и проехав немного по поселку, мы свернули направо по указателю на Саратан. Далее извилистая лента гравийки, повела нас вдоль живописной долины реки Башкаус. Следует отметить, что сама дорога на Саратан тоже довольно интересна, т.к. почти сразу за Улаганом она вздымается на несколько сотен метров над урезом воды и открывает взору поистине великолепные панорамы.
Примерно через 17 км пути мы достигли моста через реку Атуркол, и сразу за ним свернули налево прямо в лес. Какое-то время ехали по лесу, пока не уткнулись в тупик. Но, как потом выяснилось, рядом проходила другая дорога, по которой можно было заехать гораздо дальше.
Покинув автомобили, зачем-то поперлись вдоль реки по самому хмызнику, хотя рядом была натоптанная тропа. Хорошо, что вовремя ее обнаружили, т.к. это намного облегчило наше дальнейшее продвижение. Сразу скажу, что до самого водопада мы так и не дошли, а дошли только до каменного завала, ошибочного приняв его за конечную цель нашего похода. Отсутствие самого водопада мы списали на низкий уровень воды, дескать, весной надо сюда ехать, тогда будет самое то :)! А все потому, что дома перед отъездом я еще раз не изучил описание данного места и не посмотрел фотографии, понадеявшись на память. Ну ничего, будет повод съездить туда еще разок, тем более, что дорога теперь разведана.
Выкладываю фото водопада из интернета, чтобы читатели представляли, о чем идет речь.
После небольшой фотосессии на каменном завале, спустились к машинам, и выдвинулись в обратном направлении.
До Улагана ехали вместе, а позже разделились, т.к. Вадиму и Елене нужно было ехать в Камлак, а путь этот далеко не близкий. Завтра они хотели покататься по чемальскому тракту, а затем еще денек провести в Белокурихе. Ну, а мы на завтра планировали возвращение домой.
День 5-й (03.10.2015)
Последний день путешествия. Настало время возвращаться домой.
Встали рано, т.к. планировали доехать за один присест с редкими остановками, а это примерно 730 км пути. В целом, обратная дорога прошла без приключений. На Семинском перевале снег растаял, поэтому его прохождение не вызвало трудностей. Из случившихся в дороге происшествий — только сгоревшая лампочка в фаре, в связи с чем, когда уже стемнело, мне всю дорогу до самого дома пришлось изображать одноглазого Джо. На этом, собственно, все. Описывать больше нечего. Не буду грузить вас дальше текстом. Просто смотрите красивые фотографии.
Эпилог
Итак, настало время подвести краткие итоги данного путешествия!
Резюме о поездке:
В целом, довольно удачное путешествие. Первоначальные загвоздки с поиском штурмана или попутчиков на другом авто сыграли мне только на руку. Отсроченная из-за этого почти на 15 дней поездка позволила увидеть золотую осень на Алтае в ее апогее, а также избежать плохой погоды, т.к. я целенаправленно выжидал улучшения метеоусловий, после того, как все потенциальные попутчики отсеялись.
Кто ищет, тот всегда найдет! И, как вам уже известно, попутчики были найдены нами непосредственно на Алтае. В связи с тем, что они были не на внедорожнике, первоначально разработанный мною план поездки полетел в топку. Но это и не важно, ибо нам с ними было здорово, классно и весело!
Резюме о машине:
Кроме сильной детонации двигателя на местном дерьмовом бензине, в остальном машина больше не доставляла никаких хлопот.
Я бесконечно благодарен ей за то, что и в этот раз она меня не подвела. Нигде не встала и не сломалась. Всегда везла и вывозила, до предела надрывая свой мотор, сжигая в нем некачественное топливо. Порою треск стоял такой, что я думал, еще чуть-чуть, и она не выдержит. Все перенесла, перетерпела и выдержала! Ну просто молодец!
Ну и, конечно же, низкий поклон ей за то, что на Семинском перевале вырвала нас из лап злой разлучницы зимы.
Пара цифр для статистики:
Пройденное расстояние — 2400 км.
Затрачено денег на поездку (питание/проживание/бензин) — 14000 руб.
P.S.: Вы уже видели девушку-зиму. Ну, а теперь, для полноты картины, любуемся на девушку-осень, девушку-весну и девушку-лето!
Всем добра!