|
Через пару-тройку рабочих дней наступила и вторая часть майских праздников. А именно девятое мая 2015 года. Но к этим выходным мы подошли уже профессионально. Ещё с самого нового года зрела идея — провести праздники в Карелии. К марту она оформилась в заказ коттеджа на берегу Ладоги в Сортавале. Была заслана предоплата, и мы стали ждать, когда уже наступит 9 мая, чтобы отправиться в путешествие. Хотя, конечно, эту поездку длиной в четыреста километров сложно назвать полноценным путешествием. Но мы должны были попасть в другой мир. Из дебрей прокуренного города мы попадаем в первозданную природу.
Хотя и это громко сказано. Маршрут, по которому мы поехали, накатан уже, можно сказать, «поколениями» водителей и туристов. Даже тут, на Дроме, мне несколько раз попадалось описание этих мест. Так что не буду заваливать Вас цитатами из всяких источников, а опишу только свои ощущения и воспоминания. Так что здесь исключительно мои впечатления, предвзятое описание и субъективное мнение.
«Итак, она звалась Татьяной»! Наконец-то наступило долгожданное утро 9 мая. Я с рассветом подорвался и поехал за второй половиной нашей «экспедиции». За Кузиной и ее Мужем. А живут они в самом центре Петербурга, на Васильевском острове. Поехал я через набережные и увидел корабли в лучах восходящего солнца. И так-то редко бываю в центре города, а тут уж я не упустил возможность и остановился полюбоваться утренним городом. Повторяю, дело было 9 мая. Город чист и свеж. На набережных никого. Солнце всходит. Красота, кто понимает! С москвичом пофотографировали корабли, стоявшие в Неве.
Мужик специально приехал утренним поездом, чтобы в шесть утра оказаться на набережной и пофотографировать праздник, который только ещё начинался.
Полюбовавшись утренним городом, заехал за Кузиной с Мужем и вернулся домой. Моя жена уже ждала нас. Села с нами и поехали в «лабаз». Так как нас впереди никто не ждал, то продуктов взяли на четыре дня. Как раз на все время мини-отпуска. И уже часов в девять-десять выехали на трассу.
Первый раз я попал в Карелию в конце девяностых годов. Тогда по работе, ездил в командировки. В Питкяранту, Сортавалу, Лахденпохью и далее до Петрозаводска. Тогда ездили на «Газели» или на «Бычке». Те ещё машины! Дорога была адова. А ещё если учесть, что ездил, как правило, поздней осенью или ранней зимой. Ночь, темно. Дорога узкая, кривая, с «тещиными языками», с крутыми подъемами и спусками. Экстриму я тогда нахватался! Но это, конечно, для меня, тогда еще пешехода, было выше крыши. Но для местных жителей, которые в эти темные годы регулярно катались в Петербург за товаром, это были тяжелые, но рядовые нудные поездки. Вот тогда я первый раз и попал в Карелию. Сейчас дорога на Карелию уже кардинально меняется, конечно, в лучшую сторону.
Надо сказать, что тогда я и познакомился с очень хорошими людьми. Вначале по работе. Потом они меня позвали к себе в гости. И даже выписали пропуск, чтобы доехать. Да, были времена, когда, чтобы попасть из Ленинграда в Сортавалу, нужно было пересечь границу Ленинградской области и Карелии по спецпропускам. За Приозерском поезд останавливался, входили пограничники и проверяли у всех паспорта! Если не местный или нет пропуска, высаживали. Как это было давно. Но это было! А на машине проезжали реальную границу. Останавливали, проверяли командировки. Стоял пост с солдатами. А от него отходила стена из колючей проволоки, прямо в лес. И с обеих сторон дороги. Прямо настоящая граница! Как в кино. Сейчас вспомнил, написал и сам ужаснулся! А ведь это было!
Так вот, эти Карелы прокатили меня на моторке по Ладоге, а потом и по местным лесам. Настолько это мне понравилось, что я запомнил все это. Потом я со всем семейством приезжал к ним на пару деньков. В 2004 году мы, прямо прилетев из Турции, поехали в Карелию. И по-моему, детям моим тогда понравилось больше, чем в Турции. А как-то мы с Капитаном катались на лодке по осенней Ладоге и распевали песни. А потом я свалился в воду, и он меня спасал! Короче, у меня были только хорошие воспоминания и положительные эмоции. И спустя много лет решил повторить этот маршрут. И со мной моя жена и Кузина с Мужем.
Теперь прямо из города, километров на тридцать, построили магистраль. По две полосы в обе стороны. Едь — не хочу. Но потом все возвращается на круги своя. Опять две узких полосы. Переехали Вуоксу у знаменитых в наших местах лосевских порогов.
До Приозерска доехали быстро. Сам я там был пару раз по делам. А из моей команды никто не был. Ну и заехали в крепость «Корела». А на въезде стоит военная техника.
Народу уже много. Все в цветах. Возложили цветы к памятнику победы. Прогулялись по крепости.
Маленькая она какая-то. Но чистенькая. В каждом городке должна быть своя изюминка. И в Приозерске это крепость «Корела».
Проезжая по улицам города, заметили большое количество нарядных гуляющих людей. Военные в парадной форме. Множество венков и цветов на военных памятниках. Милиции много, но все вежливые и парадные.
А за городом начался серпантин. Суперкрасивая дорога, которая извивается во всех трех направлениях одновременно. На ней ещё и разметка была нанесена, свежая. Супер дорога! Не удержались, остановились полюбоваться весенней природой. Заодно и позавтракали. Но, увы, недолго продолжалась эта красивая дорога. Скоро выехали на грейдер. И попылили. Перед номинальной границей между Ленинградской областью и Карелией снова появился асфальт. На границе остановились, покурили, от границы осталась только надпись «Вас приветствует республика Карелия»! Потом, по традиции, «затолкали» машину в Карелию,
и тут начался очередной экстрим на дороге. Сейчас уже пробивают прямую магистраль. И самого грейдера осталось совсем немного. Я так думаю, к году восемнадцатому там очередной автобан будет построен. И пропадет ещё одна изюминка дорожная. Километров …дцать грейдера. Пыльного, с камнями.
А на участке Лахденпохья—Сортавала вообще проводят этап кубка России по мотоциклам. Там круто ехать!
Помню, как я ещё на девятке своей возвращался из Карелии. И на этой дороге превысил скоростной режим. И меня тут же выкинуло на обочину. Жена и ахнуть не успела, как наши передние колеса повисли в воздухе, и вся машина днищем села на бруствер. Я в горячке выскочил, попытался поднять передок и поставить его на дорогу. Ага! Полторы тонны веса! Потом покурив и успокоившись, достал трос, прицепил его к машине и стал ждать помощи. Первым ехал черный джип. Затонированный намертво. Я и останавливать не стал. Уж больно крут он был. А было это в конце девяностых. Но джип молча остановился и сдал назад. Я накинул трос на него и сел за руль. Джип выдернул меня, как пробку из бутылки. Чпок! И стоит моя девятка на дороге. Я вышел, отцепил трос, и джип поехал. Я, ошарашенный, так и остался стоять посреди дороги с тросом в руках. Помахал рукой вслед. Видели меня в заднее зеркало? Или нет? Все дело заняло не более минуты. Я даже и спасибо не сказал. Некому было. Джип был. Людей не было!
Короче, скоро кончится экзотика. Хотя, может, это и хорошо. Проезжая деревню Куркиеки, остановились. Название-то какое!
На центральной улице было много народу. Играла музыка. Все празднично одетые. Танцуют. Кашей кормят из полевой кухни. Памятник утопает весь в цветах. И надо сказать, что так было по всем населенным пунктам. Праздник был! А названия, какие встречались. Куркиеки! Ихала! Хюмпеля!
Но долго ли, коротко, а мы приехали. Это современная база, на берегу Ладоги. В коттедже все есть. Тут же есть свой ресторан. Возле дома мангал с дровами. И как вершина комфорта — камин. Все чисто, красиво. Пол с подогревом. Реальная вещь. Выгрузились. И тут поняли, что спиртное удовольствие оставили дома. Зашибись, отдых начался! В эти же дни мой коллега по работе поехал в Финляндию. Они там сняли коттедж. Потом в разговорах мы выяснили — им коттедж обошелся дешевле. Но надо было ехать с визой, и дальше. Не за двести километров, а за четыреста.
А вокруг красота! Закаты и восходы, сумасшедшие по красоте.
В первый день покатались по Ладоге на моторке. Впечатлений море. Мы же сухопутные жители. Волны, брызги, шхеры, валуны, лесные берега! Красота, кто понимает! Капитан покатал нас на стареньком «Прогрессе» по Ладоге. Десять лет не виделись. Но по звонку он тут же предложил свою помощь и свою лодку. Ему пришлось ее расконсервировать из зимней стоянки. И часа три он нас катал по озеру. Великолепные люди! Спасибо им за доставленное удовольствие! Вначале было страшновато. Было пасмурно. Вода холоднющая. На нас надели спасжилеты. Брызги летели во все стороны.
Вначале он вывез на открытую воду. Вдалеке даже был виден Валаам. А потом вернулись в шхеры.
Получали наслаждение от наблюдений природы. Нерпу видели. Лежит себе, греется.
Капитан сам никогда не видел ее в таких количествах. Шикарно день прошел! Ещё раз спасибо им, хорошим людям! И, вообще, много живности видели в тех местах. Выдра жила рядом с нашим коттеджем.
Чайки бродили рядом.
А на второй день у нас был запланирован автомобильный маршрут. Мы поехали в Мраморный каньон. Да и просто покататься по дорогам Карелии. Заехали к Рускеальскому водопаду, на реке Тохмайоки.
Он называется как-то по другому, но я привык к этому названию. Когда-то, лет десять назад, были тут семьей. Даже купались в водопаде, с детьми. Тепло было. Было дикое место. Тут снимали один из эпизодов великолепного фильма «А зори здесь тихие». Сейчас все благоустроено.
Но природная красота осталась. Ее не испортили.
Далее в Мраморный каньон. Впечатляет.
Добыча мрамора прекращена, зато появилось красивое озеро. Отсюда доставляли камень для облицовки зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и Исаакиевского собора. Мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро «Приморская» и «Ладожская». Прослушали полуторачасовую экскурсию. Все показали, везде провели. Красота. Под шумок там проводят ряд замечательных аттракционов за реальные деньги. Полет над озером.
Прыжок с тарзанки. Катание на лодках по озеру. Но ещё только месяц май, и лодки не спущены на воду. Кругом расцветает коммерческая торговля магнитиками, поделками из камня и прочая.
Потом поехали к Кресту скорби. Дорога шла по берегу Ладожского озера. Виды — на миллион.
Остановились в Ляскеля, у плотины на реке.
Доехали и до памятника «Крест ско́рби».
Это монумент в честь павших русских и финских бойцов в Зимнюю войну. Надпись гласит «Россия и Финляндия — две сестры. Финляндия и Россия — две матери. Они воплотились в этом Кресте скорби. Сами собой. Их головы слились воедино, их руки сплелись в Надежде, Чтобы любовь победила. А это зависит от нас. От каждого».
Это была самая дальняя точка нашего путешествия. Вернулись на базу. Последняя ночевка. Полюбовались неземной красотой окружающей прибрежной полосы.
И с утра, по интереснейшей дороге, поехали домой. И за четыре с половиной часа доехали до дома. Итого четыре дня пути. Восемьсот километров дороги. И масса впечатлений и удовольствия.
А впереди, в этом году, нас ждало ещё одно суперпутешествие. Но об этом уже в следующей главе.