|
Начало: https://travel.drom.ru/37127/
Последние два дня этой поездки мы провели в Нью-Йорке. И этот город до такой степени поразил нас как своим великолепием, так и своим убожеством, что рассказ о нем мы решили выделить в отдельную часть. Он так преувеличенно выпячивает все, что считается «американским образом жизни», что стал совсем не похож на саму Америку. Город-гротеск, в котором от бутафорского Готэм-Сити больше, чем от обычного города, в котором просто живут люди.
По графику нашего путешествия на Нью-Йорк мы отвели двое суток. Этого, конечно, крайне мало для изучения такого мегаполиса, но для знакомства — вполне достаточно. Причем для такого знакомства, после которого можно понять, надо ли его, это знакомство, продолжать. ))
Спланировать эти два дня оказалось не самым простым делом, но вполне решаемым после того как мы наметили свои главные личные приоритеты в Нью-Йорке. Я ни в коем случае не претендую на самый лучший путеводитель по этому городу, поскольку многие интересные места пришлось оставить «за кадром», но, на наш взгляд, самое главное мы уловили. Без ложной скромности утверждаю, что за двое суток почти невозможно увидеть и понять про Нью-Йорк больше нашего.
Да, должен сразу предупредить — будет много, очень много цифр. Что поделать, такова Америка. )) А еще будет много, очень много названий, чуждых русскому уху. Дело в том, что эту часть отчета мы готовили как путеводитель по Нью-Йорку, поэтому для простого чтения и даже для беглого просматривания он будет тяжеловат. Но если Вы собираетесь в Нью-Йорк, то рекомендую его все-таки прочитать, причем вместе с просмотром карты города.
Чтобы стало ясно, что и почему мы старались увидеть в Нью-Йорке, сначала немного городской географии. Как известно, этот город начал свое развитие с острова Манхэттен. И именно там находится все то, что всплывает в памяти при слове «Нью-Йорк», причем большинство знаковых и символичных мест находятся в нескольких не самых больших районах Манхэттена. При ограниченном времени Бронкс, Квинс и прочие Бруклины можно глянуть лишь проездом и только в том случае, если Ваш маршрут случайно проходит именно через них. Чтобы дальнейшее было понятнее, забудем о них совсем и взглянем на карту южной половины Манхэттена.
Самые красивые и значимые районы города, если двигаться с юга на север от береговой линии — это Бэттери Парк на южной оконечности острова, затем прилегающий к нему район пересечения улиц Бродвей и Уолл-Стрит, а также площадь там, где были башни-близнецы. Все интересное заканчивается замечательным архитектурно-историческим комплексом напротив Бруклинского моста. Весь этот район — Даунтаун, финансовый центр Нью-Йорка. Как видно из карты, он не так уж и велик.
После Бруклинского моста идут километры «пустоты». Под «пустотой» я подразумеваю кварталы ничем не примечательных районов, заселенных преимущественно национальными диаспорами — Чайна таун, Маленькая Корея, Маленькая Италия, украинский квартал и т.п. Конечно, что-то хоть как-то интересное можно найти и здесь, но в целом это достаточно однообразная застройка, часто уже старая, но еще почти нигде не ставшая историчной.
Но если двигаться дальше на север, то примерно от района Юнион Сквер вид города кардинально меняется. Одно за другим появляются здания, которые вполне можно назвать архитектурными шедеврами, причем многие из них связаны с известнейшими персонами истории США. Концентрация «красот и чудес» достигает максимума между 42-й улицей и Центральным парком, здесь фотоаппарат уже не убирается и не выключается. )) Все это — Мидтаун Манхэттена.
Что же касается окрестностей Центрального парка, то наиболее интересный район расположен вдоль парка с его западной стороны. Да-да, примерно там, где когда-то разворачивались события той самой «Вестсайдской истории». Ну и сам парк поражает как размерами, так и красотой.
Таким образом, для того чтобы увидеть максимум интересного в Нью-Йорке, достаточно проехать (нет, пройти!) по двум районам. Один, поменьше — от Бруклинского моста до Бэттери-Парк. Второй, гораздо больше, идет большим размашистым зигзагом от Юнион Сквер через Таймс Сквер, Пятую авеню и Центральный Парк в Вест Сайд. Распределяйте силы! ))
Две больших проблемы для туриста в Нью-Йорке — транспорт и ночлег. Особенно для таких бюджетных туристов, как мы.
Начнем с транспорта. По статистике 60 процентов жителей Нью-Йорка не имеют машины, и вовсе не потому, что авто им не по карману. Жизнь в этом городе организована так, что машина там превращается в огромное неудобство. Для начала город разделен на небольшие кварталы, в итоге на километр пути приходится очень много светофоров. Плюс сложности с парковкой, узкие улицы (да, как это ни удивительно!) с плохеньким асфальтом (да, во многих местах!) — все это при наличии хоть какого-то общественного транспорта заставило нью-йоркцев обходиться без машин. Поэтому мы в Нью-Йорке полагались больше не наш Фольксваген, а в основном на свои ноги и немного на метро (сабвэй). Проезд в сабвее стоит 2,75 плюс предварительно надо приобрести карту оплаты за 1 доллар, которую в дальнейшем можно пополнять по мере необходимости.
Что же касается выбора отелей в Нью-Йорке, то он, разумеется, огромен. Но вот цены… Номер в достойном отеле на Манхэттене стоит от 250-300 долларов до бесконечности, и даже койка в хорошем хостеле в центре может обойтись в 50 долларов. В окраинных районах отели будут лучше и при этом дешевле. Будь у нас на Нью-Йорк неделя, то мы бы поселились за вменяемые деньги в привычном Дэйз Инн или Супер 8 рядом с аэропортом. Но это означает ежедневную езду на сабвее час-полтора в один конец, что не только долго, но к тому же не особо приятно и совершенно неинтересно. Нам было жаль терять время в поездах и хотелось, так сказать, прочувствовать город «на ощупь». При таком подходе разумно было поселиться там, откуда можно пешком попасть в оба интересных района — как на юг к Бэттери Парк, как и на север к 42-й улице и Центральному парку. Интернет привел нас в отельчик в Чайна Тауне неподалеку от Бруклинского моста. Местную специфику мы постарались слегка приглушить, выбрав так называемый «люкс». Рекомендовать наш способ не буду — он был вызван лишь желанием быть в шаговой доступности от основных достопримечательностей за приемлемые деньги и подойдет далеко не всем.
А вот с чем в Нью-Йорке нет никаких проблем даже для «бюджетника» — так это с едой. Многие туристы рассказывали о дороговизне всего и вся в Нью-Йорке. Как оказалось, это совсем не так. В многонациональном мегаполисе всегда можно найти еду по вкусу, а если кушать там, где едят местные, то еда будет и недорогой.
Итак, теперь собственно про наше «открытие» Нью-Йорка.
19.09.
После осмотра исторического парка в г. Патерсон мы въезжаем в Нью-Йорк сразу на Манхэттен через мост Джорджа Вашингтона. Мост платный, причем именно на въезд в город, 13 долларов. В попытках найти для нас бесплатный способ въехать в Нью-Йорк навигатор после долгих раздумий проложил объезд в 700 километров чуть ли не через Канаду. )) Но за проезд по такому мосту стоило заплатить! С 1931 года этот мост был самым длинным подвесным мостом в мире, пока в Сан-Франциско не построили мост «Золотые Ворота». Да и сейчас, через 88 лет после начала строительства, мост Джорджа Вашингтона занимает достойное 14-е место в мире и 3-е в США. В дальнейшем в нашем рассказе о Нью-Йорке будет много всего с добавлением «самый», «первый в мире» и т.п. — вот такой уж это город!
Мы съезжаем с моста в южном направлении.
Двигаемся мы с некоторым опасением. Но нас выручает то, что дело происходит в выходной, машин на улицах немного, гораздо больше велосипедистов и бегунов.
Мы постепенно смещаемся к самому центру Манхэттена, уже южнее Центрального парка. Вокруг все выглядит совсем не так, как обычно представляется при слове «Нью-Йорк».
Мы по воле навигатора неожиданно оказываемся на улочке со старой брусчаткой. Вот тебе и Манхэттен!
Понемногу езда начинает напрягать. Кварталы в основном очень небольшие, и каждый перекресток непременно со светофорами. В итоге несколько сотен метров в центре можно ехать 2-3 минуты даже при отсутствии трафика, только из-за постоянных остановок на «красный». Мы обращаем внимание на то, что где бы мы ни ехали, припарковаться абсолютно негде — везде запрещающие надписи, а в тех немногих местах, где их нет, полно машин.
И вот уже, судя по иероглифам, мы в Чайнатауне.
Нам надо подъехать к отелю, выгрузить вещи и разместиться. Но осуществить это не так-то просто — ведь парковки у отеля нет! И напротив нет, и нигде вообще поблизости… Еще в Воронеже, просматривая город через Гугл-карты и планируя подобную ситуацию, мы приметили небольшой сквер в соседнем квартале со свободными обочинами дорог вокруг и направились туда. Но, пропустив поворот, неожиданно оказались на еще одном мосту, на этот раз Манхэттенском, который завел нас в Бруклин.
Конечно, занятно прокатиться по очередному историческому мосту, которому исполнилось уже 106 лет, но только не тогда, когда надо быть в отеле на другом берегу Ист Ривер. )) Поплутав, мы вернулись на Манхэттен и снова попытались подъехать к тому скверику в квартале от отеля, где надеялись найти парковку. И нам это удалось! Мы приметили единственное свободное место, на которое с трудом втиснулись. И вот тут начались иные реалии Нью-Йорка… Для начала в нос шибануло вонью мочи. Да, обычной человеческой мочи, поскольку, как оказалось, скверик облюбовали бомжи, не особо заботящиеся о соблюдении приличий.
Захватив вещи, мы дотопали до отеля и, разместившись, вернулись к машине, чтобы продолжить путь. На этот раз — тоже в Бруклин через еще один исторический мост, Вильямсбургский. Его проектирование было начато в 1896 году, а постройка закончена в 1903. На тот момент и до 1921 года это был самый длинный висячий мост в мире. Хорошо, что оба эти моста, и Манхэттенский, и Вильямсбургский, оказались бесплатными. Как только мы пересекли Ист Ривер (кстати, на самом деле это не река, так называется пролив), то с удивлением увидели огромный заброшенный завод. А дальше стало еще мрачнее… Над грязноватой улицей нависали железнодорожные пути сабвея. Это была линия Джамайка, ведущая в Квинс. Построили эту линию в далеком 1885 году и на сегодняшний день это самая старая часть сабвея Нью-Йорка. На вид эти пути не обновлялись никогда и выглядели, как сейчас принято говорить, аутентично. ))
Иногда рельсы сходились над нашими головами в два-три яруса, а окрестные дома располагались вплотную к ним. Не завидую я тамошнему виду из окон. ))
Но там, где не было сабвея, тоже все выглядело не самым лучшим образом. Вот, к примеру, бруклинские дома. Вроде все неплохо…
Но стоит оглянуться, как в глаза бросаются вездесущие мусор и грязь. Для США это совершенно нетипично.
А если присмотреться к вроде бы симпатичным старым домикам…
…то не сразу замечаешь, что почти все дома, независимо от этажности, внешнего вида и прочего снабжены решетками на окнах.
Еще обратили внимание на то, что многие дома отделаны только с фасада, боковые же стены выглядят совсем неприглядно. Ладно, такое практикуется и в нашем Воронеже, и даже в Санкт-Петербурге мы видели подобное. Но в одном из самых дорогих городов мира такая экономия выглядит странной.
Подобные страшноватые кварталы тянутся многие километры. Последней же каплей для нас стал обед в местном KFC где-то на границе Бруклина и Квинса. Заведения этой системы теперь есть и в России, выглядят они по всему миру примерно одинаково. Но только не в Нью-Йорке! Здесь жареной курицей торгуют через бронестекло, отпуская еду через специальный бронешлюз. Вряд ли этот крайне специфический «декор» — просто каприз местного архитектора. ))
Кроме того в заведении висит грозное предупреждение не задерживаться более чем на 20 минут. Совсем не гостеприимно. ))
Ну, а если в этих же местах прокатиться на сабвее, то вид сверху будет ничуть не лучше, чем снизу.
Сабвей в Нью-Йорке — это, конечно, отдельная тема…. Появившись в 1868 году, он внешне очень мало изменился. Да, паровую тягу заменило электричество, причем еще в 19-м веке, но по сути метро так и осталось в прошлом. Поначалу это шокирует, потом понемногу привыкаешь. Вот так выглядит типичный вход в подземку.
Грязноватый подвал с заплеванными ступенями (нет никаких эскалаторов и привычного москвичам мрамора!) приводит вот на такие станции (сумки за колонной справа — имущество отдыхающего там бомжа).
При этом организация метро в Нью-Йорке на редкость убога и совершенно не соответствует масштабности всей системы. Дело в том, что сабвей строился в разное время и разными компаниями, никогда не ставившими себе цель объединить все ветки в единое целое. Достаточно сказать, что в этой крупнейшей в мире под- и надземной системе нет кольцевой линии. Учитывая, что пересадки возможны лишь на некоторых станциях, приходится заранее прикидывать, поезд какой линии надо выбрать и на какой станции на него сесть, чтобы оказаться в нужном месте без лишних задержек.
В общем, после того как мы прокатились через весь Нью-Йорк на машине, а потом еще и «отполировали» полученные впечатления поездкой на их метрополитене, мы решили, что попали в Ад. )) Но все изменилось, когда мы оказались поблизости от Уолл Стрит. Разноязыкий людской поток, архитектура разных исторических эпох, сотни туристов посреди финансового центра мира…
Уолл Стрит — это короткая и узкая пешеходная улица.
Она начинается на Т-образном перекрестке с Бродвеем у церкви Святой Троицы.
Церковь была построена в 1846 году и была самым высоким зданием Нью-Йорка до 1890 года, пока не началось массовое строительство небоскребов. Ее 85-метровый шпиль сейчас вовсе не кажется таким уж высоким на фоне соседних высоток. Во-о-о-н там он виднеется, в центре фото.
У этой церкви находится одно из самых старых и почетных кладбищ Нью-Йорка. Самое старое из сохранившихся захоронений датируется 1681 годом. Здесь похоронены изобретатель парохода Р. Фултон, издатель первой нью-йоркской газеты, первый министр финансов США и другие исторические личности.
Уолл Стрит — совсем короткая улица, и почти каждое здание на ней имеет свою историю.
Например, вот примечательное здание (на фото в центре, с пирамидальной крышей). Оно кажется не таким уж и большим — «всего лишь» 164 метра высотой, 37 этажей. Казалось бы, по местным меркам — ничего особенного, но вот год строительства… Здание построено еще до Первой Мировой войны, в 1912 году!
Соседнее здание — музей Федерал Холл. Это бывшее здание таможни, построенное в 1842 году на том самом месте, где в 1789 году прошла первая инаугурация президента США и был принят Билль о правах.
Ну а напротив него — здание Нью-Йоркской Фондовой биржи, финансовый центр мира. Как-то громогласно и непатриотично это звучит, но это так. Эта биржа, ведущая свою историю с 1792 года — крупнейшая в мире по обороту, именно здесь определяются основные индексы акций компаний. Вот фасад здания….
…а вот скромный вход.
Если пройти еще чуть дальше от Бродвея по Уолл Стрит, то справа будет примечательный небоскреб, известный по своему адресу Уолл стрит 40, а также как Трамп Билдинг (зданий Трампа в Нью-Йорке несколько). Его видно из многих уголков Нью-Йорка, но вот с Уолл Стрит сфотографировать почти невозможно — не хватает места.
Эта проблема, кстати, постоянно будет в Нью-Йорке, ведь, как известно, большое лучше видится на расстоянии )).
Так вот, этот небоскреб появился в период так называемой «гонки небоскребов» конца 1920-х - начала 1930-х годов. Его проектирование началось одновременно с другим известнейшим зданием Крайслер Билдинг (о нем чуть позже). Эти здания проектировали архитекторы-конкуренты, и у каждого из них была задача создать самый высокий небоскреб в мире. Разработчик небоскреба на Уолл Стрит узнал проектную высоту здания Крайслера, 280 метров, и сделал крышу своего 70-этажного небоскреба на метр выше. Каково же было разочарование заказчика, когда на крыше Крайслер Билдинг неожиданно появился 40-метровый шпиль, тайно собранный внутри здания на завершающем этапе его строительства. Так Уолтер Крайслер воплотил свою мечту владеть самым высоким зданием в мире. Но ненадолго — ведь уже через 11 месяцев был закончен великолепный Эмпайр Стейт Билдинг, достигающий высоты 440 метров! «Все суета…», вот что приходит в голову при виде этого воплощенного в камне тщеславия.
Ну, а если пройти до конца Уолл Стрит, то можно увидеть еще одно интересное здание, известное по своему адресу 70 Pine Street. Построенное в 1932 году, оно достигает высоты 290 метров, в нем 66 этажей.
Этот небоскреб до сих пор входит в десятку самых высоких зданий Нью-Йорка, причем до окончания строительства башен-близнецов Всемирного торгового центра это было самое высокое здание в деловой части города. Фото ниже сделано издали, с Уолл Стрит его толком не разглядеть.
А вот так выглядит это здание рядом с проигравшей «гонку небоскребов» башней Уолл-Стрит 40 (небоскреб с зеленой крышей):
От Уолл Стрит мы направились к терминалу парома на Стейтен Айленд. По пути немало удивились тому, что здесь, в двух шагах от Уолл Стрит, среди небоскребов делового центра Нью-Йорка сохранились вот такие кварталы:
Ну, а на паром мы отправились потому, что он бесплатный, и поэтому поездка на нем — обязательный этап для бюджетного туриста в Нью-Йорке, поскольку с его борта открывается замечательный вид на Манхэттен и Бруклин, а также на Статую Свободы и остров Эллис. Морская прогулка по похожему маршруту на экскурсионном теплоходе стоит 20 долларов с человека. Желающих сэкономить невероятно много, но места хватает на всех.
Выглядят паромы вот так:
Для лучшей обзорности мы поднялись на второй этаж судна. Виды вокруг… лучше слов будут фото ))
Вот Манхэттен, отлично просматриваются Бэттери Парк и небоскребы деловой части города. Выделяется башня со шпилем — новый Всемирный торговый центр высотой 540 метров. Ох, сейчас будет много повторений слова «самое». Самое высокое здание в США (четвертое по высоте в мире), самое высокое офисное здание в мире, самое высокое здание в западном полушарии…
Находящийся в самой южной части Манхэттена Бэттери Парк получил свое название от того, что в течение длительного времени южная оконечность Манхэттена была связана с береговой обороной города. Еще в 17-м веке голландцы установили здесь пушечные батареи. Кстати, именно на территории нынешнего Бэттери Парк была заключена знаменитая сделка голландцев с индейцами о покупке Манхэттена. От старых времен до наших дней дошел форт 1808-1811 годов, с парома он почти не виден. Зато отлично видны два необычных здания за ним. Это бывший офисный, а теперь жилой комплекс Уайтхолл Билдинг (на фото ниже — сразу за парусником).
Сначала в 1902-1904 годах возвели 21-этажное здание высотой «всего» 79 метров. А через 6 лет к нему добавили пристройку в 31 этаж высотой уже 139 метров. Подчеркну, строительство закончили еще до Первой Мировой! Темпы, с которыми США развивались в конце 19 - начале 20 века, удивляют.
А вот Нью-Джерси.
Бруклин.
Бруклинский мост, за ним немного просматривается Манхэттенский, куда нас неожиданно занесло в поисках парковки.
Этот остров — в основном искусственный, сюда пошел грунт, вынутый при строительстве метро. Долгие годы здесь работал крупнейший в стране пункт по приему иммигрантов. Считается, что примерно 100 миллионов нынешних американцев имеют предков, которые прошли через этот остров. Сейчас здесь музей, расположенный в административном здании постройки 1900 года.
Ну и, разумеется, Статуя Свободы.
Интересно, что ее основание в виде 11-конечной звезды — это бывший форт береговой обороны времен наполеоновских войн. Для установки постамента всю его внутреннюю часть зацементировали. Кстати, медь для статуи была произведена в Российской Империи.
С противоположной стороны виден уже знакомый нам великолепный мост Верразано, по которому мы выезжали из Нью-Йорка в самом начале нашего путешествия….
….и 200-летние форты береговой обороны, расположенные на Губернаторском острове.
Наглые чайки, ожидающие подачки, все время кружат над головами.
После прибытия на Стейтен Айленд почти все пассажиры остаются ожидать обратного парома. В зале терминала установлен огромный аквариум.
На обратном пути мы любуемся замечательным закатом.
Меняется и вид Манхэттена, макушка нового Всемирного торгового центра прячется в облаках.
Нью-Джерси выглядит ничуть не хуже.
Когда мы сошли с парома на берег, мы заметили необычное старое здание рядом с церковью в окружении современных небоскребов.
Его сохранили не случайно — ведь это один из самых старых домов в Нью-Йорке, построенный в 1794 году. Его колонны — деревянные, сделаны из старых корабельных мачт.
Ну а мы через Бэттери Парк с каруселями….
…направились к знакомому многим месту. Его видели все зрители первой части фильма «Люди В Черном». Именно здесь, сидя на скамейке перед старым фортом, герой Уилла Смита обдумывал, принять ему предложение работать в секретной службе или нет.
Уилл Смит оказался в Бэттери Парк не случайно — ведь и штаб-квартира организации «Люди В Черном» расположена совсем рядом. Вот она!
В фильме в качестве резиденции секретной службы был использован вентиляционный блок над въездом в туннель.
Вот как обыденно он выглядит с обратной стороны.
Затем мы оказались у еще одной достопримечательности — Атакующего быка, бронзового, разумеется. Почему-то мы считали, что он расположен на Уолл Стрит, но нет, он стоит в самом начале Бродвея у сквера Боулинг Грин. Кстати, это один из самых старых скверов США — он основан в 1733 году. У быка много людей, несмотря на поздний час, сфотографировались с трудом.
Говорят, что по популярности он вполне может соперничать со Статуей Свободы. Туристы со всего света с удовольствием фоткаются, ухватив его за … ну Вы догадались. ))
От быка через небольшой парк…
…мы прошли к мемориалу на месте бывших башен-близнецов. Вопреки распространенному заблуждению на месте трагедии не устроили никакого строительства для очередных финансовых воротил. Вся территория вокруг уничтоженных башен — огромный мемориал. На месте каждого здания устроен подсвеченный бассейн с водопадом, причем вода сливается в зияющий в центре квадрат, как в пустоту.
На металлическом ограждении бассейнов прорезаны имена всех погибших.
Рядом — отдельный мемориал погибшим пожарным.
А вот это здание, разрушенное при обрушении башен, восстановили, поскольку Вест Стрит Билдинг (1907 год, 99 метров, 23 этажа) был признан архитектурной достопримечательностью.
В отдельном павильоне, выглядящем как надломленный полупрозрачный параллелепипед, сохраняются куски продольных наружных балок разрушенных башен-близнецов (на фото — сразу над бассейном).
Весь комплекс производит очень сильное эмоциональное впечатление.
Чуть в стороне — новый Центр Международной Торговли 1. И только тут мы с удивлением узнали, что в этом году на высоте 415 метров там открылась смотровая площадка. Мы решили отправиться туда завтра утром.
Рядом идет какое-то необычное строительство.
Мы двинулись в отель.
Оказавшись опять у церкви Святой Троицы, обращаем внимание, что старое кладбище напоминает заключительные кадры фильма «Банды Нью-Йорка».
Мы еще немного задерживаемся у церкви, чтобы сделать пару фоток небоскреба напротив. Это Эквитабль Билдинг, 1915 год, 164 метра, 38 этажей. Для своего времени это было самое большое офисное здание в мире. Тень от него покрывала собой четыре квартала к северу, что вызвало принятие городом Zoning Code — закона, который в том числе предписывал впредь строить небоскребы уступами, чтобы тень от них не мешала соседям.
Вот такие городские скульптуры находятся поблизости.
А так в Нью-Йорке пытаются решить проблему парковки в центре.
Этот такой насыщенный день мы закончили отличными пиццей и лазаньей в итальянской пиццерии по пути в отель. Иногда очень удобно жить среди многонациональных кварталов. ))
20.09
С утра мы торопимся на смотровую площадку Центра Международной Торговли 1, которая открывается в 9 утра (билеты по 32 доллара). Нам надо быть в первых рядах, чтобы не провести весь день в очереди. В наших планах был обязательный пункт — осмотреть Нью-Йорк с высоты, но про эту площадку мы не знали и собирались на Эмпайр Стейт Билдинг или Рокфеллер Центр.
По пути наконец-то рассмотрели район, в котором живем (вчера было просто некогда). Застройка — типичная для жилых кварталов Нью-Йорка довоенной эпохи с непременными пожарными лестницами на фасадах и водяными баками на крышах.
Вокруг грязно, ветер запросто гоняет бумажки и пластик, почти как в иных местах в нашем Воронеже, только все вывески иероглифами. ))
Китайская специфика повсюду — кафешки предлагают утку по-пекински (мы еще до нее доберемся), стоит памятник Конфуцию, а баннеры приглашают в Китай-город.
Когда оказываемся возле местного мини-рынка, в нос шибает специфическими запахами. Вовсю продаются океанические деликатесы.
Подозреваем, что после продажи воду из бочек и лотков выплескивают просто на дорогу, поскольку запах хорошо ощущался и вчера во время ночного возвращения в отель.
Мы задерживаемся в районе въезда на Бруклинский мост. Здесь расположено много зданий, представляющих как исторический, так и художественный интерес. Фото зданий сделаны нами как этим утром, так и следующим. Мы для наглядности выкладываем их вместе.
Прежде всего выделяются громады Муниципал Билдинг и соседнего здания, башни суда.
Муниципал Билдинг — это сорокаэтажное здание высотой 177 метров, построенное для городских служб в 1909-1914 годах. Впечатляет!
Некоторые историки полагают, что именно это здание через 35-40 лет вдохновило сталинских архитекторов на создание московских высоток. Что ж, вполне возможно, особенно учитывая теснейшие связи СССР и США в 1930-1940-х годах.
Рядом с Муниципал Билдинг расположено здание суда, 1936 год, 180 м, 32 этажа.
А вот так это здание выглядит ночью.
В небольшом парке неподалеку находится неприметное старое административное здание. Это Нью-Йорк Сити Холл 1811 года постройки.
Любопытно, что при его строительстве не стали отделывать тыльные стены — в те далекие годы городские власти не предполагали, что город будет развиваться в северном направлении. Эта странная экономия была популярна у строителей Нью-Йорка вплоть до конца 19-го века. Вот, к примеру, как выглядит расположенный там же небоскреб Парк Роу Билдинг, 1896-1899 г., 119 метров, 30 этажей.
Со стороны фасада — сплошной пафос, но сбоку все куда проще. ))
И все равно у этого здания поневоле задерживаешь шаг… Подумать только, ведь эта высотка сооружена еще в 19-м веке!
Вообще говоря, в Нью-Йорке много таких зданий, получивших статус исторических или архитектурных памятников. Для своего времени это были замечательные произведения инженерного искусства, а их создатели, от архитекторов до рабочих, вызывают искреннее восхищение.
Иногда такие здания можно не заметить в городской толчее хотя бы потому, что их размер уже не так потрясает, по современным-то меркам Нью-Йорка.
Но вот расположенная там же, напротив Бруклинского моста огромная и тем не менее изящная башня в готическом стиле еще долго будет удивлять горожан и туристов.
57-этажный Вулворт Билдинг, построенный в 1910-1913 годах, достигает высоты 241 метр и до сих пор, через 100 лет после постройки, входит в список высочайших небоскребов США. Это одно из красивейших зданий Нью-Йорка было самым высоким в мире до 1930 года, когда состоялась уже описанная мной «гонка небоскребов» Уолл Стрит 40, Крайслер Билдинг и Эмпайр Стейт Билдинг.
Кстати, интересна история самого Фрэнка Вулворта. Он начинал как продавец в небольшом магазинчике, но при этом торговать так, как было принято в те времена, не любил и почти не мог. Дело в том, что в магазинах середины 19-го века еще не было ценников, продавец должен был назначать свою цену каждому покупателю, исходя из его предполагаемой платежеспособности. Диалоги с покупателями для молодого Фрэнка были пыткой, и его даже хотели выгнать с работы, если он не обеспечит выручку. Чтобы сократить общение с покупателями до минимума, Фрэнк прикинул минимально допустимые цены на товары и написал их на бумажках, а самый залежалый товар выложил отдельно, написав крупно «все по 5 центов». В итоге выручка увеличилась в 6 раз, а Фрэнк вскоре открыл свой первый магазин. Именно он, таким образом, придумал ценники и систему продажи «все по одной цене». В дальнейшем он первый внедрил в своих магазинах самообслуживание, а также впервые стал устраивать распродажи товара, сбыт которого начинал ухудшаться. Вообще говоря, почти вся современная розничная торговля основана на методах, придуманных Вулвортом.
По соседству с Вулворт Билдинг находится внешне неприметная церковь св. Павла, сооруженная в 1766 году. Она считается самым старым сохранившимся зданием Нью-Йорка и дошла до наших дней в своем первозданном виде. Долгие годы прихожанином этой церкви был первый президент Америки Джордж Вашингтон. В ней сохранилось его постоянное место, отмеченное мемориальной надписью.
Все эти замечательные здания, от Муниципал Билдинг до церкви св. Павла, находятся вокруг небольшого парка у въезда на Бруклинский мост и осматриваются очень быстро. Парк, кстати, тоже заслуживает внимания.
Сочетание домов 19-го и 21-го веков очень необычно.
По пути к Центру Международной Торговли мы удивились необычному транспортному потоку на Бродвее.
Поскольку мы оказались у нашей цели с приличным запасом по времени, решили перекусить бутербродами с котлетами и яйцами, купленными в ближайшем маленьком ларьке-прицепе. И здесь мы получили пару неожиданных впечатлений. Во первых, продавец без очереди обслужил полисмена, но удивило не это, а полицейская машина. ))
А затем мы с удивлением наблюдали, как готовят нам бутерброды. Заказав, мы ожидали, что продавец достанет бутерброды из холодильника и разогреет в микроволновке. Но не тут-то было! Он достал сырые бифштексы и стал их жарить, а на соседней сковороде он сделал яичницу. Американцы к еде относятся очень ответственно даже в прицепных ларьках. ))
Что же касается смотровой площадки, то впечатления мы получили очень сильные, начиная от скоростного лифта на 102 этаж. Пока поднимаешься (кажется, что не дольше, чем на свой домашний 9-й этаж), экраны на стенах лифта показывают, как менялся Манхэттен за последние 200-300 лет.
Ну а смотровая площадка на высоте 415 метров позволила увидеть город и его окрестности на многие километры вокруг.
Вот Губернаторский остров, за ним вдали — мост Верразано на самом входе в залив. На горизонте Атлантический океан.
Вот статуя Свободы и остров Эллис.
Нью-Джерси.
Бэттери Парк и окрестности Уолл Стрит.
А вот и штаб-квартира «Людей В Черном» ))
Выделяется зеленая пирамидальная крыша одного из участников «гонки небоскребов» — 280-метровое здание на Уолл стрит 40.
85-метровый шпиль церкви св. Троицы на Бродвее напротив Уолл стрит кажется совсем маленьким среди соседних небоскребов.
Бруклин с высоты куда красивее, чем из-под путей сабвея )).
Бруклинский и Манхэттенский мосты.
Бруклинский мост и архитектурный комплекс у съезда с моста — один из самых необычных районов Манхэттена.
Вот Муниципал Билдинг и башня здания суда.
Великолепный Вулворт Билдинг.
А вот то, что я назвал «пустотой» на Манхэттене — несколько километров малоэтажной жилой застройки. На горизонте — Мидтаун.
На фото внизу — Чайна Таун, там наш отель. Зеленая полоска — сквер с бомжами, где мы смогли бесплатно припарковаться.
А это — мидтаун Манхэттена. Широкая длинная улица чуть левее центра кадра — это Бродвей.
Выделяются Эмпайр Стейт Билдинг и несуразно узкий параллелепипед правее, вытянувшийся в небо. Это самый высокий в мире жилой дом, Парк авеню 432. Его высота — 425 метров, в нем 88 этажей.
Что ж, с высоты Нью-Йорк красив.
Впечатленные зрелищем, отправляемся дальше. Выход из небоскреба вызывает ассоциации с виртуальной реальностью в фильме «Матрица». ))
Наша следующая остановка на западной границе Центрального Парка у здания Дакота. Этот красивейший жилой дом-премиум был построен в 1884 году. Уже тогда в доме был электрогенератор и центральное отопление. К сожалению, здание ремонтировалось и было в лесах под самую крышу.
В этом доме в разное время жили известнейшие люди. Среди них композитор Леонард Бернстайн, актер Борис Карлофф, танцор Рудольф Нуриев. Членом правления этого здания был Билл Клинтон. Но самый известный из жильцов — Джон Леннон. Здесь он жил с Йоко Оно, у этого дома был убит. После его смерти прилегающий участок Центрального парка при поддержке Йоко Оно превратился в мемориал Джона Леннона, названный Strawberry Fields. Туда мы и направились.
Наш дальнейший маршрут пролегал через Центральный парк и Мидтаун на юг в направлении отеля, но таким образом, чтобы по пути увидеть как можно достопримечательностей. И одна из главных в этом районе — собственно парк, самый посещаемый в США и один из известнейших в мире, ведущий свою историю с середины 19-го века.
Несмотря на впечатление «дикой природы», все ландшафты парка — искусственные.
Жители Нью-Йорка массово выходят в парк на вело- и просто пробежки. Кстати, как в Нью-Йорке, так и в Вашингтоне народ выглядит гораздо лучше, чем в среднем по США — спортивнее и как-то современнее.
Очень красиво смотрятся из парка 100-метровые жилые дома по 25-30 этажей на его западной границе, построенные в начале 1930-х годов. Каждый из них — произведение архитектурного искусства, и каждый носит подобающее имя собственное — Маджестик, Сан-Ремо, Эльдорадо.
Немного видна зеленая крыша здания «Дакота».
На юге парка видны небоскребы Мидтауна.
Мы выходим из парка на его юго-восточной границе, чтобы попасть на 5-ю авеню. На этой улице сосредоточена торговля и представлены основные мировые бренды.
Застройка 5-й авеню необычна и хороша.
Мы подходим к месту, которое путеводители обозначают как «самый дорогой перекресток мира» — пересечение 5-й авеню и 57-й стрит. Именно сюда, к бежевому зданию слева, приезжала героиня Одри Хэпберн в фильме «Завтрак у Тиффани», чтобы выпить кофе с видом на бриллианты.
Чуть южнее расположен комплекс Рокфеллеровского Центра. Это место любимо туристами и горожанами не намного меньше, чем Таймс Сквер. Его главная достопримечательность — это 70-этажный небоскреб Дженерал Электрик с популярной смотровой площадкой, построенный в 1933 году и достигающий высоты 259 м.
Здесь мы сдвинулись с 5-й авеню на пару кварталов на восток, чтобы продолжить свой путь по Парк-авеню. По пути обратили внимание на две старых церкви. Вот собор св. Патрика, 1879 г.
А за ним расположена церковь св. Варфоломея, 1917 г.
Интересно, что когда в 1931 году сразу за этой церковью возвели очередной 200-метровый Дженерал Электрик Билдинг, то цвет кирпичей для небоскреба подобрали в тон стенам церкви. Это здание в Нью-Йорке часто называют просто по адресу, чтобы не путать с башней Рокфеллеровского Центра. Его крыша необычно украшена в готическом стиле.
Отсюда мы двинулись дальше на юг. Примерно здесь фотоаппарат уже не выключали, ведь мы оказались в огромном архитектурно-историческому музее под открытым небом. Одни названия представленных здесь архитектурных стилей чего стоят — боз-арт, арт-деко, готика, неоклассицизм… Эх, был бы я архитектором, смог бы оценить все это великолепие по-настоящему. ))
Вот исторический отель Уолдорф-Астория, 1931 год, 47 этажей, 190 метров высотой. Именно в этом отеле впервые появились такие привычные сегодня методы ведения гостиничного бизнеса, как регулярное обслуживание номеров, электричество в каждом номере и позволение дамам проходить через главный вход без сопровождения мужчин. Здесь останавливалось великое множество знаменитостей, в том президенты Гувер, Рузвельт и Эйзенхауэр, а также король африканской страны Замунды Джаффа Джоффер из старой комедии «Поездка в Америку» )).
А если посмотреть от этого отеля дальше на юг, то на фоне 246-метрового небоскреба МэтЛайф Билдинг можно и не обратить внимания на не такой высокий, но исключительно красивый Хэлмсли Билдинг (здание с зеленым шпилем). Построенный в 1929 году 34-этажный дом на фоне «соседей» кажется совсем небольшим, хотя он достигает высоты в 172 метра. Когда не так давно стал обсуждаться вопрос о продаже этого здания, то его оценили более чем в 1 миллиард долларов!
За этими зданиями находится, на мой взгляд, самый интересный район Нью-Йорка — окрестности 42-й улицы.
Сразу за МэтЛайф Билдинг расположен вокзал Гранд Сентрал. Вокзал существует с 1871 года, но свой нынешний облик он приобрел после реконструкции в 1913 году, когда несколько десятков прилегающих путей были полностью убраны под землю. По количеству путей и платформ это самый большой вокзал в мире, там около 70 путей. Имеется и секретный, «президентский» путь, соединяющий вокзал с отелем Уолдорф Астория и использующийся только в особых случаях для президента США. Электротяга для всех поездов, прибывающих на вокзалы Нью-Йорка, была введена в далеком 1902 году.
Снаружи вокзал не кажется большим, поскольку его размер скрадывается окружающими его небоскребами. Масштаб сооружения осознаешь только внутри. Достаточно сказать, что купол главного зала поднимается на высоту 37 метров.
Здание вокзала замечательно отделано, и это легко объясняется — семья миллионеров Вандербильт вложила в его строительство астрономическую сумму.
На куполе зала ожидания изображены созвездия. Любопытно, что за первые лет 20-30 работы вокзала никотиновые смолы от тысяч курильщиков полностью скрыли роспись. Ее «открыли» вновь при реставрации, а в назидание курильщикам оставили неочищенным крохотный грязно-коричневый кусочек.
Часы на фасаде здания изготовлены ювелирами Тиффани. Высота скульптурных фигур — 15 метров.
А вот у этих часов в главном зале ожидания циферблаты изготовлены из опала, оценочная стоимость часов в нынешних ценах — от 10 до 20 миллионов долларов.
От вокзала мы двигаемся на восток вдоль 42-й стрит.
Отсюда открывается вид на еще одно из самых красивых зданий Нью-Йорка — Крайслер Билдинг. Оно хорошо знакомо любителям фантастики — ведь именно с него в фильме «Люди В Черном 3» агент Джей (Уилл Смит) совершает прыжок в прошлое. Я уже рассказывал о «гонке небоскребов» конца 1920-х - начала 1930-х годов, когда это 320-метровое здание строилось со скоростью 4 этажа в неделю. В отделке использовались мотивы оформления деталей автомобилей «Крайслер» той поры.
Тут же расположены еще несколько интересных зданий. Напротив Крайслер Билдинг находится Ченин Билдинг. Это 200-метровое 56-этажное здание построено в 1927-1929 годах. Его заказчик — выходец из России, один из крупнейших застройщиков Нью-Йорка того периода.
Чуть дальше — здание газеты Дэйли Ньюс, 1929-1930 г., «всего лишь» 145 метров. В фойе здания (вход свободный) находится огромный глобус в 2 этажа и фотовыставка, рассказывающая о строительстве небоскребов в этом районе города.
Еще ближе к берегу залива — жилой комплекс 1920-х годов «Тюдор-Сити».
Ну а если пройти по 42-й стрит в восточном направлении до конца, то можно выйти к зданию Организации Объединенных Наций.
Отсюда мы двинулись назад по 42-й к перекрестку с 5-й авеню. Здесь можно увидеть здание библиотеки, то самое, в котором пытались выжить герои фильма-катастрофы «Послезавтра». Корабль в этом фильме вплыл в город как раз по 5-й авеню.
За зданием библиотеки расположен Брайант Парк. Это сквер с огромным количеством переносных стульчиков для отдыха. Он оказался наполнен молодежью.
Много людей было у стендов с книгами, которые в этом парке можно запросто брать почитать. Разумеется, это исключительно из-за общеизвестной «американской тупости», никак не иначе )).
Вокруг парка, помимо библиотеки, находятся несколько очень примечательных зданий. На его южной границе открывается вид на Эмпайр Стейт Билдинг и Америкэн Радиатор Билдинг.
Эмпайр Стейт Билдинг расположен на фото чуть дальше. 103-этажный победитель «гонки небоскребов» построен в 1931 году и со своими 440 метрами высоты до сих пор занимает почетное 4-е место по высоте в США и 22-е в мире. При его возведении был достигнут невероятный темп строительства — 14 этажей за 10 дней! Как ни странно, этот величественный памятник мастерству рабочих и смелости проектировщиков до начала 1950-х не приносил прибыль своим хозяевам и окупился только при своей продаже через 20 лет после возведения.
На границе парка стоит Америкэн Радиатор Билдинг (сейчас там отель Брайант Парк), построенный в 1924 году. Он не потрясает размерами — подумаешь, какие-то «жалкие» 103 метра и «всего лишь» 23 этажа )). Но вот отделка… Достаточно сказать, что, добиваясь темного цвета здания, его не красили. Вместо этого кирпичи выдерживались в растворе марганцовки.
Если оглянуться вдоль 42-й стрит и посмотреть в сторону библиотеки, то можно увидеть еще один 190-метровый небоскреб 1931 года, спроектированный тем же архитектором, что и Эмпайр Стейт Билдинг.
Ну а если посмотреть по 42-й на запад, вдоль парка, то там будет башня Банка Америки, современное здание со шпилем. Со своими 366 метрами это четвертое по высоте здание Нью-Йорка и шестое в США.
Изогнутая стена небоскреба на правой границе кадра — вовсе не дефект фотоаппарата )).
Мы проходим мимо этого здания чуть дальше по 42-й. Слева от нас — 146-метровый Буш Тауэр, построенный в далеком 1918 году.
Соседнее здание — отель «Кникербокер» 1906 года. Этот отель знаменит тем, что по распространенной в англоязычном мире версии создания коктейля «Мартини», придумавший его бармен работал именно в этом отеле, а коктейль был впервые сделан для Рокфеллера.
Ну а для нас этот отель означает, что мы оказались на Таймс Сквер. Вообще-то, Таймс сквер больше похожа не на площадь, а просто на широкую улицу. Она заполнена туристами.
А вот и знаменитый «Голый Ковбой» — известный персонаж Нью-Йорка, уличный музыкант, несмотря на эпатажно-шутовскую внешность — умный и отлично зарабатывающий.
Здание, с которого в новогоднюю ночь опускается сверкающий шар — бывшая редакция Нью-Йорк Таймс, 1904 года. Но оно практически не видно за сверкающей рекламой.
Рядом — здание кинокомпании Парамаунт, построено в середине 1920-х, 130 метров высотой.
Удивил неожиданно плотный велотрафик на Бродвее через Таймс Сквер.
Вообще в этом районе масса всего интересного....
… но у нас свой маршрут.
Дальше мы направились по Бродвею на юг в сторону нашего отеля. Следующая остановка у нас была в знаменитом универмаге Мэйсис. Он ведет свою историю с 19-го века. Считается, что именно здесь придумали развешивать одежду по размерам. Огромное здание занимает целый квартал — это один из самых больших универмагов в мире. В кадр не влезает никак — только по частям )).
Внутри — в общем-то обычный магазин, только несуразно большой.
Интересно, что здесь впервые в начале 20 века установили эскалаторы для посетителей. Часть этих исторических, еще деревянных эскалаторов можно увидеть на верхних этажах здания.
В Мэйсис у нас состоялся любопытный диалог. Когда мы с женой были в парфюмерном отделе, со мной разговорилась одна из покупательниц, хорошо одетая темнокожая дама. Вообще говоря, американцы очень общительны и легко заговаривают с незнакомцами. В нашем случае стандартное начало разговора было везде одинаковым — нас спрашивали, откуда мы. Так было и здесь, а затем дама спросила, как нам показался Нью-Йорк. Мой ответ ее удивил:
— Трудный для жизни город, хотя и очень интересный. Американские деревни часто лучше американских городов.
— Но ведь здесь, в Нью-Йорке так много музеев и театров, так много разных людей для общения! А с кем можно поговорить в деревне — с курами и свиньями?
Мы посмеялись, и каждый остался при своем мнении. Когда чуть погодя мы увидели человека, который мочился под стену дома прямо на Бродвее, я подумал, что иные люди могут быть ничуть не лучше свиней….
От Мэйсис можно полюбоваться на Эмпайр Стейт Билдинг.
А напротив универмага расположен 46-этажный небоскреб Нельсон Тауэр, 171 м, 1931 год.
Уже в сумерках мы, двигаясь по Бродвею, оказались в районе Мэдисон Сквер Парк. Это — очень интересный квартал, тесно связанный с историей Нью-Йорка начала 20 века.
Вот возвышается 50-этажная башня Метрополитен Лайф Тауэр, 231 метр. Ее строительство было начато в 1893 году. Когда осмысливаешь цифры, то первое, что приходит в голову — да не может быть!! как они могли замахнуться на такое в 1893-м??? )) Это было высочайшее здание Нью-Йорка с 1909 до 1913 года до постройки Вулворт Билдинг.
Примыкающее к башне с часами здание (137 м, 1932 год постройки, 30 этажей) выглядит странным обрубком. По сути это и есть обрубок, поскольку это — основание планировавшегося 100-этажного дома, строительство которого было прекращено из-за Великой депрессии.
Рядом светится золотом пирамидальная верхушка 190-метровой башни Нью-Йоркской страховой компании. Здание построено в 1928 г., в нем 34 этажа.
Но самый известный дом в этом районе — это Флэтайрон Билдинг (в переводе — Утюг), построенный в 1902 году 87-метровый 22-этажный дом. Это — одно из самых знаменитых зданий Нью-Йорка, символ начала 20 века. У архитектора была не простая задача вписать высотку в крайне маленький земельный участок, и он виртуозно решил ее, одним из первых в мире использовав стальной каркас.
Кстати, часть помещений в нем занимали службы представительства царской России.
Как только «Утюг» был сдан в эксплуатацию, он начал обрастать городскими легендами. Видя только наружные кирпичные стены и не зная о стальных внутренностях, горожане стали заключать пари, когда здание упадет. Затем стали утверждать, что его самый острый угол создает необычные порывы ветра, мгновенно задирающие женщинам юбки. В результате около «Утюга» стали собираться толпы молодых людей, которых приходилось даже разгонять с помощью полиции. Но и сами полицейские поверили в легенду и старались почаще дежурить у знаменитого дома.
О Флэтайроне писали многие известные люди того времени, и один из них — О’Генри. Часто действие его рассказов происходит или у его стен, или в соседних кварталах. Герой рассказа «Фараон и хорал» здесь делает безуспешную попытку быть арестованным, чтобы перезимовать в городской тюрьме. В «Квадратуре круга» у подножья Флэтайрона мирятся кровные враги, прибывшие в Нью-Йорк с Дикого Запада. Героиня рассказа «Роман биржевого маклера» напоминает своему босу, который собрался сделать ей предложение, что они уже поженились накануне — в «маленькой церкви за углом». Эта церковь, расположенная неподалеку от Флэтайрона, дошла до наших дней, в ней отпевали самого писателя. Он ведь жил в этом же районе, как и многие другие знаменитые американцы прошлого: Джордж Гершвин и Сара Бернар, Самуэль Морзе, Уильям Сароян, Скотт Фитцджеральд, Глен Миллер, Франк Синатра.
Уже стемнело, мы спешили в гостиницу. На минутку остановились у Юнион Сквер поглазеть на устроившихся тут местных шахматистов. У некоторых миттельшпиль явно затягивался, кто-то грубо ошибался в защите Филидора … в общем, прав был Задорнов )).
Ну и просто немного бессистемных фоток с Бродвея по дороге в отель.
21.09
Сегодня мы улетаем, но с утра у нас еще немного туристической романтики: мы отправляемся встречать рассвет на Бруклинском мосту.
Как там у Маяковского:
Смотрю,
как в поезд глядит эскимос,
впиваюсь,
как в ухо впивается клещ.
Бруклинский мост —
да…
Это вещь!
Этот мост имеет свою не совсем обычную и трагичную историю. Его строили с 1870 до 1883 года, и для того времени это был самый большой подвесной мост в мире, имевший к тому же революционную конструкцию — здесь впервые были применены стальные тросы.
Интересно, что переплетение тросов призвано не обеспечить прочность, а успокоить общественное мнение — люди с опаской относились к такой не стандартной по тем временам конструкции. На самом деле вертикальные тросы никакой особой нагрузки не несут.
Главный инженер проекта Д. Реблинг был тяжело травмирован на самом начале строительства и скончался. Работу продолжил его сын, который также получил травму во время кессонных работ и остался инвалидом. В итоге руководить проектом продолжила его жена. Создатели моста пошли на значительный риск, решив установить опорные колонны на песчаном грунте. Но мост был спроектирован с шестикратным запасом прочности и благополучно стоит до сих пор.
С него открываются замечательные виды вокруг. В принципе, если нет времени, то можно никуда не ходить, кроме Бруклинского моста. С него видны самые красивые и известные здания Нью-Йорка.
Вот вид на деловой центр города и окрестности Уолл-Стрит.
В направлении Уолл Стрит виден один из морских музеев Нью-Йорка. Там стоят два парусника и буксир, кораблям более ста лет.
Виден Либерти Айленд со Статуей Свободы.
А вот панорама Мидтауна.
Отлично виден Эмпайр Стейт Билдинг.
И даже Бруклин отсюда совсем не такой, как из-под линий сабвея )).
На Бруклинском мосту в этот ранний час оказалось много велосипедистов и бегунов, для фото приходилось выбирать моменты, когда рядом никого не было.
А вот и рассвет над соседним Манхэттенским мостом.
Ну а дальше нас ждала обычная рутина возвращения. Прилетели фактически утром следующего дня, взяли машину со стоянки и прохватили очередные 550 км по М4 домой.
Что мы в итоге думаем о Нью-Йорке? Посмотреть его, раз уж там оказались, конечно, надо, но разок и недолго. Он красив и величествен, но только в некоторых местах и только издали. Вплотную же этот город воплощает все самое худшее, что можно найти в США. Он похож на эпицентр своеобразной «зоны поражения», границы которой легко определить по толстому слою застарелой грязи. Жить там, на наш взгляд, почти невозможно. Но ведь многим нравится нью-йоркская жизнь! Тамошний черный, явно из низов общества, на вопрос, почему он в Нью-Йорке, а не где-либо еще, ответил:
— Так ведь вокруг этого города все вертится! Это — столица мира!
А ведь он прав! Нет, не в своем странноватом выборе места жительства, а в определении сути этого города. Нью-Йорк чужероден для США, он воспринимается как инородное тело на американских просторах. Многие американцы никогда не заедут туда даже на экскурсию. Но как столица нашего мира, такого несовершенного, Нью-Йорк вполне органичен. Со всем своим убожеством для многих и соседствующей с ним потрясающей помпезностью для избранных.