|
Наша, с женой Татьяной, поездка в Америку произошла только благодаря Интернету, т. к. с его помощью мы нашли там многочисленных родственников, однокашников по институту и даже земляков. Несмотря на то, что Интернет у нас дома уже около 12 лет, только после регистрации в социальных сетях мы начали находить там своих знакомых. Результатом этих поисков стало налаживание тесных контактов с такими странами, как США, Норвегия, Япония, Сингапур, Сербия, Израиль, Германия, Беларусь и, конечно, Россия.
В Америке я нашёл всех своих родственников, уехавших туда в 90-е годы прошлого века, и одногруппников по Белорусскому политехническому институту ( г. Минск), который закончил в 1972 году.
Наиболее активное общение у меня получилось с одним из троюродных братьев, который живёт в штате Индиана в г. Вест-Лафайетт. Сначала мы обменивались небольшими письмами, а затем я установил веб-камеру, и мы перешли на Skype. Общение было регулярным (как правило, по выходным дням) и продолжительным, от полутора до двух часов. И мне, и брату было одинаково интересно обмениваться информацией. Вскоре последовало предложение выслать нам вызов для поездки в США.
Продолжительное время мы не были готовы к поездке. Только в январе 2010 года, решив все свои семейные вопросы, наконец решились на это путешествие.
Здесь я хочу отметить, что живем мы в г. Дальнегорске Приморского края в 500 километрах от Владивостока.
Через несколько недель мы получили по факсу два вызова — на меня и на жену. Нужно отметить, что они были написаны в произвольной форме и заверены у нотариуса в одном из банков Америки. После этого через Интернет, на сайте Посольства США в России нашли перечень документов, которые требуются для получения визы, и приступили к их сбору.
Так как мы наметили поездку на начало октября, то без особой спешки, в апреле, через Poni Express, передали их на рассмотрение. 21 апреля 2010 года выехали в г. Владивосток на беседу в консульство США. Несмотря на наши опасения, разговор в консульстве прошёл гладко, и уже на следующей неделе мы получили свои загранпаспорта с визой на один год. Стоимость этой процедуры обошлась в 11 000 руб.
Первоначально мы намечали, что прилетим в г. Индианаполис, и уже оттуда проедем по знакомым и родным. Но после получения визы и поиска через Интернет билетов, поняли, что началом нашего путешествия будет Нью-Йорк.
Именно там мы рассчитывали встретиться с нашим старшим сыном Артемом, который к этому времени уже почти два года как проживал в Сингапуре. О поездке в Америку он также мечтал. А мы, в свою очередь, помимо долгожданной встречи, рассчитывали на его превосходный английский. Однако по ряду причин он не смог получить визу до октября, поэтому мы остались без переводчика. Но нет худа без добра: пришлось самим язык вспоминать.
Маршрут, который мы наметили, включал в себя все те штаты и города, где нас ждали: Нью-Йорк—Бостон—Милуоки—Сент-Луис—Индианаполис—Вест-Лафайетт и обратно. Ещё нам хотелось увидеть Чикаго, учитывая его сравнительную близость от тех мест, где мы будем находиться. Общая длина маршрута должна была составить по моим подсчётам около 50 000 километров, из них 5 000 — по Америке.
Забегая вперёд, должен сказать, что брать автомашину на прокат в Америке я не отважился, несмотря на свой 26-летний стаж водителя. Из них 16 лет проездил на «Жигулях» и вот уже 10 лет — на японских (два Nissan Sprinter, Toyota Сorona Premio, Toyota Corolla Fielder и сейчас Toyota Corolla Spacio). Кстати, в Америке нас возили почти исключительно на японских авто. В Бостоне на Honda CR-V, Toyota Corolla и Nissan Murano. В Сент-Луисе на Nissan Infiniti и Toyota Camry. В Индиане на Camry и Murano. Все автомобили американской сборки.
Вот схема нашей поездки:
Как только визы были получены, наступил черед приобретения билетов. Опять же с помощью Интернета мы купили билеты на самолет Владивосток—Москва—Владивосток (15 000 руб за два билета) и Москва—Нью-Йорк—Москва (34 500 руб за два билета.). Затем, также через Интернет приобрели билеты американской компании «Delta» из Индианаполиса в Нью-Йорк (6 000 руб.) и «Airtran» из Бостона в Милуоки (6 000 руб.). Остальные билеты решили приобретать уже в США. За месяц до отъезда с помощью нашей землячки и подруги Светы, которая ждала нас в Бостоне, заказали гостиницу в Нью-Йорке на 3-4-5 октября на Манхэттэне (12 000 руб.) и на 18-19 октября в районе международного аэропорта имени Джона Кеннеди (JFK) (3 000 руб).
Незаметно пролетело лето и наступил сентябрь. Пора собираться в дорогу.
Весь сентябрь, по субботам, мы с помощью Skype вели переговоры с Америкой по всем вопросам, которые могли возникнуть: что необходимо взять с собой, а что — не стоит, об особенностях сервиса в Нью-Йорке, и т, д.
За неделю до выезда созвонились по Skype c Осло, где живёт двоюродная сестра Татьяны (она не виделась с ней лет 27) и согласовали встречу. Марина прилетала в Москву одновременно с нами, только что в Шереметьево.
Купили две страховки по 50 000 долларов каждая.
Итак, всё готово в дальнюю дорогу.
1 ОКТЯБРЯ
Днём выехали на микроавтобусе в г. Владивосток, где через восемь часов нас встретил младший сын Пётр. Переночевали у него и 2-го вылетели на самолёте в Москву. Незаметно пролетели девять часов полёта, и вот мы приземлились в аэропорту Домодедово, здесь нас встречала Ира — институтская подруга жены. Прямо из аэропорта поехали к ней домой в г. Реутов.
3 ОКТЯБРЯ
Утром на такси доехали до метро и отправились на Белорусский вокзал, откуда ходит аэроэкспресс в Шереметьево. Пока ехали в метро, раздался звонок от Марины. Тут же согласовали встречу на Тверской у «Макдональдса», а затем все вместе проехали на Белорусский вокзал и немного пообщались до отхода аэроэкспресса.
Когда приехали в Шереметьево, уже шла регистрация на наш рейс. Досмотр пройден, и в 15 часов мы вылетели в Нью-Йорк.
Время в пути около 10 часов, то есть на один час больше, чем мы проводим в самолете Владивосток—Москва. Благодаря мониторам, установленным в спинках впереди стоящих кресел, всё время полёта мы могли следить за главными параметрами: маршрутом, высотой, скоростью, температурой за бортом… За девять с лишним часов мы пролетели над Эстонией, Швецией, Норвегией, Гренландией, Канадой и США.
Почти все время полёта прошло в разговорах с нашим соседом. Им оказался молодой человек лет 40, половину из которых он прожил в Нью-Йорке. Работает в компании, обслуживающей метрополитен города. Кроме этого имеет свой бизнес, соответственно неплохой доход.
Наконец-то в 17 часов по нью-йоркскому времени мы приземлились в международном аэропорту имени Джона Кеннеди (JFK) и вступили на американскую землю. Вместе со всеми пассажирами прошли в зал прилёта, который оказался заполненным пассажирами сразу с нескольких рейсов. В общей сложности на прохождение паспортного и таможенного досмотра у нас ушло около двух часов.
Первое, что мы отметили, — это чёткость в организации очереди при прохождении осмотра. Никакого столпотворения и толчеи. По ходу продвижения очереди к нам подходили инспектора и проверяли правильность заполнения таможенной декларации и белой карты. Кое-что пришлось дописывать. Всё прошло довольно гладко, если не считать казуса при паспортном контроле, который случился из-за нашего слабого английского. Но в конце концов мы поняли друг друга, весьма повеселив инспектора, проверявшего наши документы. Затем абсолютно спокойно прошли таможню (а недозволенный товар в виде помидорных семян мы все-таки везли), забрали багаж и вот мы уже на улице.
Ещё до отъезда через Интернет и знакомых мы выяснили, что до гостиницы на Манхэттене лучше всего добираться на жёлтом такси и стоить это будет около 50 долларов. Пока стояли в очереди, у Татьяны завязалась беседа с испанцем и его спутницей-француженкой. Как оказалось, она очень знаменитый французский скульптор. Её спутник даже показал нам несколько её работ. На каком языке они говорили — непонятно, но друг друга поняли. Подошла наша очередь. Мы сели в такси, вручили водителю распечатку с адресом и названием гостиницы и менее чем через час приехали. Я сразу её узнал, так как благодаря Google maps за время подготовки к поездке очень многое увидел в Нью-Йорке.
Нью-Йорк — город в штате Нью-Йорк Соединённых Штатов Америки, один из крупнейших городов мира. Население 8 459 000 человек, с пригородами — 18,8 млн. Расположен на берегу Атлантического океана в юго-восточной части штата Нью-Йорк. Был основан в начале XVII века голландскими колонистами. До 1664 года город назывался «Новый Амстердам».
Город административно состоит из пяти районов: Бронкс, Бруклин, Квинс, Манхэттен и Статен-Айленд.
Гостиница наша называлась «Mayor», что в переводе означает «мэр». Находится она практически в одном из старейших районов Н-Й — Чайна-Тауне, рядом с Манхэттенским мостом и основными историческими местами Нью-Йорка. Так что главное ее достоинство заключалось именно в этом. Гостиница оказалась небольшой и довольно приличной. Обслуживающий персонал — китайцы. Быстро оформили все документы, заселились в номер и решили прогуляться по ночному городу, а заодно и поужинать. Далеко не пошли, так как начал накрапывать дождь. Нашли более-менее приличное кафе (тоже китайское) и очень долго объясняли официантке, что нам требуется. В конце концов сошлись на яичнице с беконом, что нас вполне устроило. Вернулись в гостиницу и оттуда уже позвонили в Бостон, Сент-Луис и Вест-Лафайетт. Доложили, что мы уже в Нью-Йорке, и всё идёт по плану.
4 ОКТЯБРЯ
После трехсуточного перелёта спали не очень хорошо, так как сказывалась разница во времени с Владивостоком (15 часов) и шум от проходящих по Манхэттенскому мосту поездов метро. В Нью-Йорке метро (сабвэй) работает круглые сутки. Уже утром выяснилось, что окно в номере оказалось приоткрыто. Шум значительно уменьшился, как только мы задраили стеклопакет. Встали рано, в семь утра уже были готовы «к походу», но останавливала погода: мелко сеял дождик. Но жажда познать величайший город мира оказалась сильнее, поэтому смело направились на набережную Ист-Ривер к знаменитому Бруклинскому мосту, который был построен в 1883 году.
Это один из старейших висячих мостов США, чья длина составляет 1 825 метров. Он пересекает пролив Ист-Ривер и соединяет Бруклин и Манхэттэн . На момент окончания строительства мост являлся самым большим подвесным мостом в мире и первым мостом, в конструкции которого использовались стальные канаты. По нему осуществляется как автомобильное, так и пешеходное движение. Вдоль он разделен на три части. Боковые полосы используются автомобилями, а средняя, на значительном возвышении, — пешеходами и велосипедистами.
Улицы были ещё пустынными, и только на набережной довольно много людей занимались утренней гимнастикой (в основном — китайцы). По дороге обратили внимание на двухъярусные парковки( тут же запечатлели их) и вскоре подошли к Манхэттэнскому , а затем и Бруклинскому мосту.
В США все города построены по одному принципу. В каждом имеется деловой центр — так называемый Даунтаун с высотными зданиями, в которых размещаются офисы компаний и административные комплексы. Нью-Йорк — самая яркая тому иллюстрация. Весь Манхэттэн представляет собой сплошное нагромождение зданий и сооружений с узкими улочками между ними и редкими вкраплениями небольших парков и скверов. Единственным большим зелёным массивом выделяется Центральный парк, площадь которого составляет 3,4 км2. Ежегодно его посещает 25 млн. человек. К сожалению, мы там не побывали, как, впрочем, еще во многих выдающихся местах. Но обо всем по порядку.
Пройдя под Бруклинским мостом и миновав 17 Пирс с его музеем морского порта, вошли в «каменные джунгли» Нью-Йорка.
А вот и Уолл-Стрит!
Федеральный холл.
Нью-Йоркская фондовая биржа
Как известно, Уолл-Стрит растянулся всего лишь на 300 метров, в ширину — на 15-20. Транспорта нет вообще. Сплошная пешеходная зона. На улице в основном туристы со всего мира. Пошёл дождь, но это нас не остановило, и мы, наверное, с час ходили по самой знаменитой улице мира. В конце неё, на пересечении с Бродвеем, стоит здание очень красивой церкви Троицы.
После осмотра церкви пересекли Бродвей и, миновав небольшой парк, подошли к месту трагедии 11 сентября.
На месте Башен Близнецов большая строительная площадка, где видны уже контуры будущих строений. В 2012 году должно быть завершено сооружение всего комплекса. Он будет состоять из трех высотных зданий и «Башни Свободы» высотой 541 метр. Рядом с местом трагедии располагается мемориал, посвящённый жертвам этой катастрофы.
После осмотра этого комплекса мы пошли в сторону Бэттери-Парка.
Бэттери-Парк расположен в Нижнем Манхэттене. Это одно из самых исторически значимых мест в США. Именно с него началось заселение восточного побережья Америки, сюда высадились голландские колонисты и основали Новый Амстердам. Сюда же высаживались иммигранты, приезжавшие в Новый Свет в поисках лучшей жизни. И именно здесь генерал Вашингтон отмечал победу в войне за независимость и создание Северо-Американских Соединенных Штатов. Здесь установлен мемориал жертвам террористических актов, осуществленных в Соединенных Штатах 11 сентября — бронзовая сферическая скульптура, стоявшая когда-то в центре площади Всемирного торгового центра, а затем обнаруженная спасателями на его развалинах. Из Бэттери-парка открываются самые замечательные виды на достопримечательности Нью-Йорка, включая Статую Свободы и остров Эллис, знаменитый пункт приема иммигрантов. С 1892 по 1954 год через него прошли более 12 миллионов иммигрантов. В музее острова Эллис имеется скрупулезно сохраненный архив.
Главное строение здесь — это форт Кастл-Клинтон, 28 пушек которого за всю свою историю не произвели ни одного выстрела. В настоящее время он открыт как историческая достопримечательность. Здесь же продаются билеты на паром к Статуе Свободы и Эллис Айлэнд.
К этому времени погода окончательно испортилась, пошёл дождь, но, несмотря ни на что, мы купили билеты (26 дол.), прошли досмотр и на ближайшем пароме пошли к Статуе Свободы, которая возвышается над землёй почти на 100 метров.
Минут через 20 паром подошёл к Статуе. Часть пассажиров сошла на берег, чтобы осмотреть весь комплекс, а мы отправились в обратный путь с заходом на остров Эллис Айлэнд.
После возвращения парома к Бэттери Парку мы осмотрели часть скульптур, которые находятся на территории парка.
Дождь усилился, и мы спрятались в ближайшем магазине, тем более что на входе висел плакат «Sale». Как только дождь немного утих, пошли вверх по Бродвею. Вскоре подошли к знаменитому бронзовому Быку, символу Нью-Йоркской фондовой биржи.
К этому времени мы почувствовали, что проголодались, и поэтому зашли в ближайший ресторанчик. Он оказался на наш взгляд очень симпатичным и чистеньким. После того, как осмотрелись, сообразили, что оказались в мексиканском кафе. Все очень понравилось, как и цены. Заодно и отдохнули в приятной обстановке.
После этого опять вышли на Бродвей и двинули дальше. Вскоре мы подошли к Сити-Холл Парку с красивым фонтаном, который работает с 1730 года , бросили туда монетки по просьбам всех своих знакомых и пошли дальше.
Бродвей.
Так не спеша мы дошли до пересечения с Канал-Стрит и решили повернуть в сторону гостиницы, так как следовало купить билеты на «китайский» автобус до Бостона на следующий день. Расположение автостанции я знал по Интернету, поэтому без особого труда мы нашли её и без проблем приобрели всего за 30 долларов два билета.
С этого места открывается красивый вид въезда на Манхэттэнский мост.
Затем зашли в китайский ресторанчик, поужинали и вернулись в гостиницу.
5 ОКТЯБРЯ
С утра выписались из гостиницы, сдали вещи в камеру хранения и решили пойти вдоль набережной Ист- Ривер на север и, по возможности, дойти до здания ООН. Но вскоре поняли, что эту задачу нам на осилить, поэтому решили просто побродить по Нью-Йорку.
По пути зашли в «кофейню». Каково же было наше удивление, когда оказалось, что хозяин этого заведения Лёня из Одессы.В Нью-Йорке живёт 20 лет. Поговорили с ним, сфотографировались и пошли дальше в сторону Чайна-Тауна искать сувениры.
Гуляя по городу, обратили внимание, что во дворах жилых комплексов имеется много детских, спортивных площадок и даже бассейнов. На улицах очень чисто. Несмотря на то, что улицы очень узкие, не встретили ни одной «пробки».
К 14 часам мы подошли к гостинице, забрали вещи и пошли на автостанцию, благо, что она оказалась совсем недалеко. Вскоре подошёл комфортабельный автобус, и через 4,5 часа мы подъехали к Южному автовокзалу Бостона. Почти всю дорогу шёл дождь.
Вид на Манхэттэн из Бруклина.
Американский «хайвэй» на Бостон.
И вот наконец Бостон.
Бо́стон — столица и крупнейший город штата Массачусетс в США. Бостон также является крупнейшим городом региона. Согласно переписи 2 000 года, население самого города, двадцатого по количеству населения в стране — около 600 тыс. Население всей области Бостона, включая Кембридж, Бруклайн, Куинси и другие пригороды, превышает 5,8 миллионов. Бостон с пригородами входит в десятку самых больших городов в США и в пятьдесят самых больших городов мира.
Он является одним из старейших городов США, важнейшим портом на побережье Атлантического океана. Был основан в 1630 году и сыграл особую роль как центр освоения всего американского континента. Бостон называют «Колыбелью революции». В 60-70-е гг. 18 века жители Бостона выступали в авангарде борьбы против английского господства, а знаменитое «Бостонское чаепитие» 1773 года вошло в историю страны. Переодевшись индейцами, 50 бостонцев пробрались на корабли Ост-Индской компании и выбросили в океан сотни ящиков дорогостоящего чая в знак протеста против невыгодной для колоний налоговой политики и ограничений на торговлю с другими странами. Это был первый акт неповиновения англичанам, после которого началась война за независимость.
Кроме того, Бостон — старинный университетский город. В 1780 году здесь была создана Американская академия искусств и наук, в 1869 — Бостонский университет, в 1898 — Северо-Восточный университет. Сегодня Бостон — красивейший город с архитектурными памятниками и живописными парками, сочетающий исторические традиции с современным ритмом жизни, это центр просвещения, науки, культуры, а также один из «самых европейских городов» Америки.
…Выходим из автобуса и оказываемся в огромном вокзальном комплексе. Но нам удалось сориентироваться и на лифте спуститься к выходу. Правда, пришлось поволноваться, так как Света нас не заметила и какое-то время, пока мы не позвонили ей, продолжала нас искать. Через минуту произошла наша встреча, и на машине её мужа Вадима, профессора Гарвардского университета, поехали к ним домой.
После небольшой поездки по ночному Бостону мы выехали в пригород и минут через 30-40 прибыли в наш «второй» дом в Америке. Городок, где расположен коттеджный комплекс , называется Woolton . Дома нас встречал отец Светы, который всю сознательную жизнь жил и работал в Дальнегорске. Поэтому весь вечер прошёл в разговорах. Я позвонил своей племяннице Ире, которая тоже живет в Бостоне (район Ньютон), и договорился о встрече на завтра.
Света со своим мужем Вадимом живёт в Бостоне уже десять лет. До этого жили в Париже и Нью-Йорке. Они оба — ученые — микробиологи, до отъезда за границу жили и работали в Санкт-Петербурге. Дочь её Маша получила здесь прекрасное образование и сейчас успешно работает в одной из фирм, занимающейся разработкой программного обеспечения для телефонных компаний.
6 ОКТЯБРЯ
Всю ночь шёл сильный дождь, и с наступлением дня он не прекратился. Но, несмотря на это, решили, что не будем терять время и поедем знакомиться с городом. Первое, что решили сделать — купить сим-карту для телефона. С утра, с помощью Светы, заказали через Интернет билеты на самолёт из Милуоки в Сент-Луис. Они обошлись в 7500 руб. за два билета. Самые сильные впечатления от Америки и Бостона, а конкретно Вултона, учитывая, что он оказался самым первым пунктом нашего пребывания ( не считая Н-Й), — идеальная чистота, ландшафтный дизайн, красота и ухоженность территорий вокруг домов. Последнее, что нас «добило», — расположенные рядом со Светиным домом теннисный корт и два бассейна.
Покупать сим-карту поехали в ближайший салон сотовой связи. После переговоров со специалистами пришли к решению купить за 15 долларов карту знаменитой американской компании АТ&Т. Стоимость 1 минуты — 10 центов. В США входящие звонки — платные.
Так как дождь не прекращался, а только усиливался, решили поехать в самый знаменитый музей, размещенный в одном из зданий Гарвардского университета.
Музей естественных наук знаменит своей коллекцией «стеклянных» растений со всего мира. Эта коллекция насчитывает около 4 000 экспонатов. Выполнены они с «ювелирной» точностью, которая не могла не поразить наше воображение. Смотрите сами. Всё это выполнено из стекла.
Здесь же находится большой минералогический музей. Нам было интересно посмотреть его экспозиции с точки зрения наличия в них образцов минералов, добываемых в Приморье, в том числе в Дальнегорске. Многие мировые коллекции гордятся дальнегорскими минералами.
После осмотра музея поехали домой, так как моя племянница Ира должна была забрать нас к себе в гости. В 17 часов поехали знакомиться с родственниками. Они произвели на нас самое благоприятное впечатление. Ира и её муж Дан (выходец из Прибалтики) получили в Америке отличное образование, в том числе и степень Master Degree. У них высокооплачиваемая и любимая работа и двое детей. А вот в таком доме они живут.
7 ОКТЯБРЯ
С утра поехали вместе со Светой и Вадимом в Гарвард. Вадим, выигравший крупный грант, руководит международной лабораторией по изучению мозга. Он первый русский профессор, который получил звание полного профессора Гарварда. В этой области он является крупнейшим ученым с мировым именем. Поэтому помимо руководства лабораторией ездит с лекциями и выступлениями по всему миру.
Не меньше на нас произвела впечатление и территория медицинского центра с его старинными зданиями в английском стиле, газонами, цветниками и фонтанами.
Знакомство с Бостоном состоялось в этот же день. Город нам очень понравился. Смотрите сами.
Boston Common Park — прекрасный парк в центре старого Бостона, который является одной из главных достопримечательностей. Именно здесь, связанные «Тропой свободы», находятся памятники, повествующие о событиях Войны за независимость США 1775 года. Летом в парке можно покататься на лодках по озеру, покормить прыгающих повсюду белок.
Freedom Trail — это пятикилометровая пешеходная тропа, которая проходит вдоль самых знаменитых достопримечательностей Бостона. Идя по тропе, можно увидеть десятки памятников, посвященных истории города. Тропа входит в 16 национальных маршрутов.
Тропа свободы.
State Building располагается на вершине холма по соседству с домами самого престижного и дорогого района города Бикон Хилла. Оно было построено в 1738 году, а с 1798 года стало домом правительства штата Массачусетс. Это большое красивое здание, увенчанное куполом золотого цвета. В здании Парламента разрешены экскурсии, благодаря которым можно осмотреть все залы и коридоры, полюбоваться роскошным интерьером комнат.
Quincy Market — торгово-развлекательный комплекс, где расположено множество сувенирных магазинов и различных кафе. На площади можно встретить ансамбли уличных музыкантов и фокусников.
Старый Капитолий.
Старые кварталы Бостона, напоминающие Англию:
А это мемориал «Холокост».
Монумент воздвигнут в 1995 году в память о шести миллионах евреев, которые погибли во время Холокоста. Шесть стеклянных башен символизируют трубы концентрационных лагерей Второй Мировой войны. Они исписаны шестью миллионами лагерных номеров, по одному на каждого еврея. Ночью его шесть башен из стекла и стали пылают как призраки.
На этом наша экскурсия по Бостону закончилась, и мы вернулись домой.
8 ОКТЯБРЯ
С самого утра, учитывая отличную погоду, поехали познакомиться с Гарвардом.
Гарвардский университет — один из самых известных университетов США и всего мира, находится в городе Кембридж, штат Массачусетс. Гарвард — старейший из университетов США, был основан 8 сентября 1636 года. Назван в честь английского миссионера Джона Гарварда. В Гарварде работает около 2 300 преподавателей и учится около 6 650 студентов и 13 тысяч аспирантов. Первоначально назывался просто Колледж или Новый Колледж, с 1639 носит имя английского министра, бакалавра искусств Джона Гарварда (1607-38), эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку. Колледж должен был готовить пуританских пасторов для нужд колонии Массачусетского залива, кроме того, в нем, по замыслу колонистов, должны были учиться будущие индейские вожди и миссионеры из числа индейцев.
В типографии при колледже, старейшей в Америке, была издана первая Библия на одном из индейских языков — массачусетс. В наборе 1665 в университет поступил первый индеец. До конца 18 в. помимо пуританского религиозного образования, занимавшего главное место в учебном курсе, в Гарвардском колледже изучались основы математики и естественнонаучных наук, а также классические филология и философия на уровне европейских университетов В Гарвардский университет принимаются, главным образом, лица, уже имеющие высшее образование (то есть окончившие другой университет или колледж), посредством конкурсного набора (в 2005 в университет поступили только 9% от подавших заявление).
В 2005 в университет входило девять факультетов и подразделений, приравненных к ним: факультет гуманитарных и естественных наук (включает отделение инженерного дела и прикладных наук, Высшую школу гуманитарных и естественных наук, Гарвардское отделение повышения квалификации, Гарвардский колледж — для лиц без высшего образования), медицинский факультет (включает медицинскую школу и школу стоматологии), Гарвардская богословская школа, Гарвардская юридическая школа, Гарвардская школа бизнеса, высшая школа дизайна, высшая педагогическая школа, школа общественного здоровья, школа государственного управления Дж. Ф. Кеннеди.
В состав университета входит также Гарвардская астрономическая обсерватория; различные научно-исследовательские учреждения; музей искусств Фогга (богатая коллекция итальянского, французского, английского искусства), музей Адольфа Буша (искусство центральной и северной Европы), музей Секлера (античное и восточное искусство), музей естественной истории, музей археологии и этнологии, музей семитской культуры. Гарвардская университетская библиотечная система, включающая 90 библиотек и 14,5 млн томов, является крупнейшей университетской библиотекой в мире, и второй по величине библиотекой в США (после Библиотеки Конгресса). В университете функционируют более 20 студенческих спортивных команд в различных видах спорта, несколько студенческих театров, студенческая радиостанция; ежегодно проходят международные музыкальные фестивали.
Памятник Гарварду.
Музей. Одна из первых в мире ЭВМ.
Музей старинной техники.
В аудитории Гарварда.
Во время посещения университета обратили внимание, что очень большое число китайских студентов.
На этом наше знакомство с Гарвардским университетом закончилось, и мы вернулись домой: в 17 часов у нас был самолет в Милуоки.
Вылетели по расписанию и через 1,5 часа приземлились в аэропорту города Милуоки, где нас встречал мой двоюродный брат Григорий, с которым не виделись 14 лет.
Милуоки — город на севере США (штат Висконсин), на озере Мичиган, в устье рек Милуоки, Меномони, Кинниккинник. Население — 585,6 тысяч человек (2004), население городской агломерации Чикаго-Милуоки — 11 млн. человек (2004).
Милуоки — транспортный узел с международным аэропортом. Порт на озере Мичиган доступен для морских судов. В городе развиты машиностроение, металлургическая, текстильная, мясомолочная, пивоваренная промышленность. В Милуоки находится один из крупнейших зоопарков в стране, университет Маркета (1881), Инженерная школа (1903), Университет Висконсина (1885), а также симфонический оркестр, опера, балет, оперетта и другие театры. Индейское поселение Ман-а-уоки-сипи («место сбора воды») было известно французским миссионерам и торговцам с 17 века. Американцы обосновались здесь около 1800 года, но их поселения не получали развития, пока индейцы не были изгнаны из своих родных мест. В 1839 году поселки Джунотаун и Килбурнтаун были объединены в Милуоки. Большой вклад в развитие города принесли две волны немецких поселенцев 1840 и 1848 годов. Статус города Милуоки получил в 1846 году. Позднее, в 1890-х годах здесь обосновывались переселенцы из Италии и Польши. Индустриальное развитие города началось после Гражданской войны. Среди достопримечательностей: православная Благовещенская церковь, Военный мемориал, Художественный музей, шоссе вдоль озера Мичиган, каналы с мостами. В Милуоки находится штаб-квартира и музей Харлей-Дэвидсон.
Минут 40 в пути и мы прибыли в свой «третий» дом в Америке, где нас встретила жена брата Люда, с которой я не был до этого знаком.
Живут они здесь с 1996 года. Старший сын — ведущий солист балета Бостонского театра Оперы и балета, а младший заканчивает медицинский институт. До позднего вечера проговорили обо всём и наметили программу на следующий день.
9 ОКТЯБРЯ
С утра поехали в гости ко второму двоюродному брату, которого я не видел наверное около 40 лет. Так же познакомились с его женой Аллой.
Приехали они в Америку 16 лет назад. Дети за это время выучились, получили образование и сейчас живут отдельно. После непродолжительного общения поехали все вместе на берег озера Мичиган в порт Вашингтон, где находится городской яхт-клуб.
После прогулки по берегу озера Мичиган мы поехали в центр города, где живёт моя тётя Аня, которой уже исполнилось 95 лет. С ней я не виделся 14 лет. Муж её умер несколько лет назад и похоронен на Мемориальном кладбище как участник Второй мировой войны. Проживает она в американском субсидированном доме. Квартира по нашим меркам двухкомнатная. Ежедневно к ней приходят соцработник и медсестра, которые помогают в ведении хозяйства и контролируют состояние здоровья, ходят за продуктами и лекарствами. Причем, всё это бесплатно. Три дня в неделю она ездит в так называемый «детский сад», где собираются престарелые граждане, имеющие невысокий доход (http://www.rian.ru/ocherki/20101023/288422387.html). Это примерно как культурно-развлекательно-оздоровительный центр. Их там кормят, развлекают, в то же время они общаются между собой. По желанию их возят на различные мероприятия. При необходимости можно получить врачебную помощь. Всё это также бесплатно, хотя содержание одного человека в день обходится в 150 долларов. Такие центры организованы во многих городах США.
Попрощались с тётей и поехали на Мемориальное кладбище.
После осмотра Мемориала мы вернулись домой, а сам город Милуоки подробно осмотреть не получилось. На следующее утро у нас самолёт на Сент-Луис.
10 ОКТЯБРЯ
В этот день встать пришлось пораньше, так как самолёт улетал в 10:30 утра. Приехали в аэропорт, прошли регистрацию и досмотр и после часового перелёта приземлились в г. Сент-Луис.
Сент-Луис — город в центральной части США, штат Миссури. Расположен при слиянии рек Миссури и Миссисипи. Население 329,2 тыс. человек (2004). Крупный промышленный и культурный центр Среднего Запада. Связан восемью мостами с городами-спутниками, расположенными в штате Иллинойс. Прежде всего развиты следующие отрасли: машиностроение (в том числе авиастроение, автомобилестроение), черная и цветная металлургия, радиоэлектронная, химическая, обувная, пищевая (в том пивоваренная) промышленность. Основан в 1764 как французская фактория. Статус города получил в 1824 году. Среди достопримечательностей: «Форест-парк», фонтан «Встреча вод» (символизирующий слияние двух крупнейших рек страны); «Джефферсоновский мемориал расширения страны» — создан в память о покупке Луизианы Томасом Джефферсоном (знаменитая арка «Гейтвей», символизирущая ворота на Запад); здание бывшего вокзала Юнион-Стейшн (1894), небоскреб Уэйнрайт-билдинг (конец 19 в.).
Город назван в честь короля Франции Людовика IX. Кроме богатого французского и немецкого наследия, а также викторианского прошлого, город известен проведением Всемирной Ярмарки (1904 г.) и Олимпийских игр (в том же году). В XXI веке Сент-Луис из индустриального города превратился во всемирно известный исследовательский центр в области медицины, биотехнологий и других наук. Вместе с пригородами город образует так называемый «Большой Сент-Луис», который охватывает земли не только в Миссури, но и в Иллинойсе. Население Большого Сент-Луиса составляет около трех миллионов, и это18-й мегаполис США по этому параметру.
В аэропорту нас встречали мои два одногруппника Наум и Женя, с которыми я не виделся 38 лет! После получения багажа поехали к Науму домой. На ближайшие дни это будет «наш четвёртый» дом.
Познакомились с его женой Леной (до встречи мы общались с ней только по Skype).
Приехали они в Сент-Луис 17 лет назад. За эти годы сын Анатолий закончил Стэнфордский университет, получил степень МВА и сейчас живёт и работает в Сан-Франциско. У них большой и красивый дом, за который они уже полностью рассчитались с банком. Но пока они всего этого достигли, пришлось, что называется, потрудиться. Чем только они не занимались. Строили и ремонтировали дома, занимались уборкой у состоятельных граждан, работали продавцами в магазине. Последние десять с лишним лет Лена работает переводчиком в госпитале, а Наум трудится на собственном такси.
После небольшой трапезы и отдыха решили, не теряя зря времени, посмотреть город. Вначале поехали с Наумом на автовокзал и купили там билеты на 13 октября до Индианаполиса, а затем до вечера осматривали Сент-Луис. Так как это был выходной день, то Даунтаун оказался довольно пустынным, зато парки заполнены машинами и людьми. Все отдыхают.
Детский госпиталь.
Университетский комплекс.
Фонтаны и скульптуры Сент-Луиса:
Особого внимания заслуживает район обитания самых известных и состоятельных граждан города. На наш взгляд, это были не просто жилые дома, а музейно-выставочные комплексы. Правда, не успели мы там появиться, как нас остановил полицейский патруль и попросил покинуть эту территорию. Что мы и вынуждены были сделать.
Подготовка к «Хелуину» уже началась.
Костёл.
После поездки по городу мы отправились домой, так как там уже нас ждал накрытый стол и Женя с супругой Любой. Весь вечер прошёл в разговорах и воспоминаниях. А вспомнить было что. Ведь с момента окончания института прошло 38 лет!
11 ОКТЯБРЯ
С утра Наум с Леной уехали на работу, а часов в 9 подъехал Женя, и мы отправились на экскурсию по городу. Теперь наш путь лежал в парк на берегу Миссисипи, где находится основная достопримечательность Сент-Луиса — «Арка».
Gateway arch представляет собой огромную (630 футов ~ 192 метра) стальную конструкцию. Арка построена под началом архитектора Eero Saarinen в 1967 году (тот, который спроектировал аэропорт имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке) из треугольных секций, соединенных в цепь. Внутри обеих «ног» арки проложены рельсы, по которым посетителей доставляют на самый верх в космических капсулах.
Внизу под аркой находится музейный комплекс, в котором представлена вся летопись освоения «Запада Америки», и также история строительства этого сооружения.
После осмотра музея купили билеты и в маленьких капсулах поднялись на самый верх, откуда открывается прекрасный вид на весь город и даже на штат Иллинойс на другой стороне реки Миссисипи.
Затем спустились вниз, прогулялись по парку, «засвидетельствовали» факт катастрофического наводнения в 1994 г. , который отмечен табличкой с отметкой уровня воды в реке Миссисипи. Затем отправились в пригород, где размещается офис Жениной фирмы, в которой он работает уже 20 лет.
Отобедали в Итальянском ресторанчике и поехали домой, так как вечером нас ждал ещё один визит в гости.
На этот раз встретились у Жени дома. У них двое детей, которые также получили здесь высшее образование. Женя со своей семьёй 20 лет тому назад приехал сюда из Минска. Ему единственному из всех наших знакомых посчастливилось найти работу в Америке по специальности. Он все эти годы работает в строительной фирме, ездит с командировками по всему миру. Жена Люба по образованию химик. Вместе с младшим сыном Алексеем они работают в химической лаборатории.
А это наши супруги.
12 ОКТЯБРЯ
В этот день нашим гидом стала хозяйка дома — Лена. В планах было единственное мероприятие — «шопинг». Мы приехали в один из многочисленных торговых центров ( так называемый МОЛЛ), который поразил нас своими объёмами, ценами и сервисом. Здесь мы воочию увидели, что такое настоящие распродажи и скидки по-американски (http://www.zagranitsa.info/article.php?new=442&idart=44211)
13 ОКТЯБРЯ
С утра занялись сбором вещей. Распрощались с гостеприимной хозяйкой Леной, так как она уезжала на работу. Затем вместе с Наумом поехали на автовокзал, где прошли регистрацию и в 15 часов на комфортабельном автобусе выехали в город Индианаполис, где нас должен встречать мой троюродный брат Марик. С ним мы не виделись около 40 лет!
Остановка в пути.
Быстро пролетели 4,5 часа, и вот мы в Индианаполисе.
Индианаполис — город на севере США, на реке Уайт-Ривер, административный центр штата Индиана. Население — 778,8 тысяч человек (2004, с пригородами — 1,6 млн. человек). Индианаполис — транспортный центр Среднего Запада (6 железных дорог, 7 федеральных автодорог), располагает международным аэропортом. В городе развиты разнообразное машиностроение (производство авиационных и автомобильных двигателей, подшипников, станков, средств связи, бытовой теле- и радиоаппаратуры, контрольно-измерительных приборов, различного промышленного оборудования); цветная металлургия, химико-фармацевтическая, пищевая промышленность, издательское дело и полиграфия. Это традиционный центр торговли зерном.
В Индианаполисе действуют университет Батлера (1855), Технический институт Линкольна (1926), университет Мартина (1977), университет Индианаполиса (1892), университет Индианы (1916), университет Пердью, консерватория. Индианаполис был основан в 1821 году как административный центр штата, которым он официально стал в 1825 году. В 1836 году Индианаполис официально получил статус города. Толчок развитию городской промышленности дали строительство железных дорог и открытие в окрестностях газового месторождения.
В начале 20 века в городе получило развитие автомобилестроение. Среди достопримечательностей города: Мемориал воинам Первой мировой войны (1927), Капитолий штата (1878-1888), выставочный комплекс штата Индиана с 70 постоянными зданиями, включая Колизей; крупнейший в мире Детский музей (1925), Музей истории штата, художественный музей. В Индианаполисе находится штаб-квартира Американского легиона. Здесь находится крупнейший в мире стадион для автогонок. Ежегодно в Индианаполисе проходит одно из самых известных событий в мире автоспорта. Инди-500 — это легендарная автомобильная гонка и крупнейшее однодневное спортивное событие во всем мире. Трассу часто называют «кирпичницей» из-за того, что после строительства в 1909 ее вымостили 3,2 миллионами кирпичей. В настоящее время покрытие выполнено из асфальта, хотя в целях сохранения традиций 1 ярд на стартовой линии выложен из кирпичей. Знаменитая гонка проходит на овальном треке The Indianapolis Motor Speedway, способном принять 257 тысяч зрителей.
Подъехали к автовокзалу, и сразу я увидел встречавшего нас брата. Обнялись, расцеловались и отправились к нему домой. Часа через полтора мы уже были в городе Вест-Лафайетт, где нас ждал «пятый» дом. Познакомились с его женой Любой, и весь вечер прошёл в разговорах и воспоминаниях. В нашей памяти события еще 50-х годов прошлого века, когда мы с ним встретились в первый раз в городе Клинцы Брянской области.
Семья брата с двумя детьми школьного возраста переехала из Минска в Америку 17 лет назад. Первый год они жили в городе Омаха (штат Небраска). До отъезда никто из них не знал английский язык, и поэтому первое время они занялись интенсивным его изучением. Через два месяца дети уже пошли в школу, а родители продолжали осваивать язык. В период изучения языка они получали пособие, которое позволяло им содержать дом и семью. Первое место, куда брат с женой смогли устроиться, оказалось небольшим заводиком по обжарке орехов.
Через год Марк, узнав про вакансию на металлургическом заводе в другом городе ( а это его родная специальность), принял решение переехать с семьёй туда. Второй причиной переезда в Вест-Лафайетт стало наличие здесь большого Университета, где могли обучаться подрастающие дети. Через восемь лет завод закрылся (производство перевели в Мексику), и Марк с Любой остались без работы. Полтора года они жили на пособие, полученное по ликвидации предприятия. При этом до сих пор считают этот период одним из лучших в их жизни в Америке. Пособие позволяло им содержать семью и даже платить ипотеку за дом. За это время они прошли курсы по усовершенствованию своего языка. Спустя полтора года устроились на новую работу, где трудятся до сих пор. В частности, брат занимается контролем за комплектующими деталями и качеством сборки на автозаводе «Субару», который находится в получасе езды от дома.
За это время дети выросли и получили прекрасное образование. Дочь Ирина закончила университет Пурдю, а затем аспирантуру Массачусетского технологического института. Живёт и работает в Бостоне (мы у неё были в гостях). Сын Женя после окончания университета Пурдю живёт и работает в г. Орландо (штат Флорида). Он специалист по компьютерной анимации и программист. Во время нашего пребывания в США фирма, где он работал, обанкротилась, и он остался без работы. Отклики на разосланное резюме поступили в течение нескольких дней. Племянник сделал выбор в пользу компании, которая работает на правительство Америки. Причем, нынешняя зарплата оказалась значительно больше прежней. Такая востребованность является результатом отличного академического образования. У Жени, как и у Ирины, помимо университетского диплома есть еще и степень Master Degree.
Дом Марика был построен по ипотеке десять лет тому назад. Рассчитаться за него он должен в течение 30 лет. Стоимость дома площадью 170 м2 составила 109 000 долларов. Банковская процентная ставка на сегодняшний день составляет 4,5%.
«Наш пятый» дом.
13 ОКТЯБРЯ
Знакомство с городом начали с осмотра окрестностей.
Всё, что мы увидели в Вест-Лафайетте, мало чем отличалось от увиденного прежде. Все те же чистота и ухоженность.
Затем поехали познакомиться с городами Лафайет и Вест-Лафайет, которые разделяет река. Города небольшие, с населением в каждом из них менее 100 тысяч жителей. Вест-Лафайетт знаменит своим большим университетом, который называется «Пурдю». Число студентов, как нам сказали, более 30 000. В том числе много иностранцев.
Вест-Лафайетт — это город в штате Индиана, США, в 105 км к северо-западу от Индианаполиса. Назван в честь генерала Лафайета, французского военного, который участвовал в американской войне за независимость.
Памятник Лафайету.
Проехали на территорию университета и долго не могли найти площадку, где можно было бы припарковаться. Для Америки процедура парковки весьма непроста. Высокие штрафные санкции вам будут обеспечены, если вы будете пренебрегать правилами. Особая сложность найти место в студенческом городе, где все регламентировано. Пришлось парковаться рядом с «Макдональдсом». Оставили машину и дальше пошли пешком.
Этот университет знаменит своим выпускником Нейлом Армстронгом — астронавтом США, первым высадившимся на Луне.
Университетский городок — это город в городе: со своей полицией и пожарными, банками и всей инфраструктурой, огромными спортивными и развлекательными комплексами…
После университета мы поехали осмотреть центральную часть города. Из всего, что там увидели, самым красивым оказалось здание суда.
Мэрия.
15 ОКТЯБРЯ
В этот день была намечена поездка в Индианаполис, а точнее в этнографический музей под открытым небом. Это американская усадьба начала 19 века со всеми её жителями и постройками того периода. Все здания сохранены с тех времён.
Вместе с нами поехала Розанна — жена друга моего брата, который является полным профессором университета Пурдю. Он приехал в Америку из Москвы 20 лет тому назад. Жена родом с Украины.
Полтора часа пути, и мы в Индианаполисе.
Музейный комплекс организован на месте усадьбы принадлежавшей когда-то Уильяму Коннеру — предпринимателю и торговцу. В начале прошлого века он завещал его городу Индианаполису с условием, что все постройки останутся в первозданном виде и будут доступны для простых граждан.
Магазин 19 века.
Школа.
Столярная мастерская.
Завершающим мероприятием оказался поход в «Buffet». Так называются в Америке рестораны со шведскими столами, где огромный выбор всяческих блюд, представленных разнообразными кухнями мира.
На обратном пути завезли домой Розану и познакомились с её мужем Александром.
16 ОКТЯБРЯ
Последний город, в котором нам посчастливилось побывать, оказался Чикаго! Находится он в километрах 200 от Вест-Лафайетта. Прежде, чем мы туда отправились, заехали на «гаражный сэйл» (http://www.russianwomenmagazine.com/russian/life/sale.htm). Это довольно занятное мероприятие. О нем нужно рассказывать отдельно.
По дороге в Чикаго отметили большое количество ветрогенераторов, размещенных на довольно большой площади.
Через два часа на горизонте появился Чикаго. Средняя скорость на хайвэе — 80 миль/час.
Чикаго — город в США, на севере штата Иллинойс, на юго-западном побережье озера Мичиган, третий по величине город в США. Население — 2,86 млн. жителей, население Большого Чикаго (с пригородными зонами в штатах Индиана и Висконсин) — 10,98 млн. жителей. Большой Чикаго вытянулся вдоль южного побережья озера Мичиган почти на 140 км. Река Чикаго и два ее рукава делят город на Северную, Южную и Западную стороны. В Чикаго много парков, в том числе зоопарк. Чикаго — один из центров архитектуры США. Пять из десяти самых высоких зданий в США и 10 из 50 самых высоких зданий в мире находятся в Чикаго, включая самое высокое здание США — «Уиллис-тауэр». Так же по проекту архитектора Сантьяго Калатравы строится «Чикаго-Спайр». Здание высотой 609 метров по форме напоминает сверло, всего в нём будет 150 этажей. Инвестиции в проект составят $2,4 млрд.
Чикаго — центр тяжелой промышленности (металлургия и тяжелое машиностроение), нефтепереработки, электротехники; торгово-финансовый центр, транспортный узел. В городе проводится большое количество промышленных и торговых выставок, это центр туризма и развлечений, принимающий ежегодно около 25 миллионов туристов.
В Чикаго находится второй по объёму перевозок аэропорт США — О’Хара с 90 000 000 пассажиров в год.
Пожар 1871 года уничтожил практически весь город, включая деловой центр (около 90 тысяч людей осталось без жилья, ущерб от пожара составил 200 млн. долларов). После пожара город был отстроен заново исключительно зданиями из камня, в конце 19 века появились первые небоскребы. Набережная озера Мичиган стала одной из самых элитных улиц США.
Постепенно мы въехали в город, проехали в центр, оставили машину на подземной парковке и оказались рядом с Институтом искусств. Он расположен в Грант-парке (Grant Park) совсем недалеко от Миллениум Парк (Millenium Park). Художественный институт Чикаго знаменит своей превосходной коллекцией произведений искусства. На экспозициях представлено выдающееся собрание принтов и рисунков, всемирно известная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов, скульптуры, фотографии, произведения азиатского, африканского и американского искусства, архитектурные проекты и многое другое. Собрание включает как работы малоизвестных художников, так и полотна Рембрандта.
Музей собрал более 30 работ Клода Моне. Выставлены известные работы Пьера Огюста Ренуара, Анри Матиса, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, Эдуарда Мане и других классиков. Институт искусств является вторым по размеру и важности художественным музеем США, в коллекции которого собрано 260 000 произведений искусств со всего мира.
Под впечатлением от всего увиденного мы вышли на улицу, перекусили в «Сабвэе» и направились в парк Миллениум, который знаменит своей 100-тонной скульптурой, прозванной «боб». Собрана она из 160-и листов полированной нержавеющей стали и действительно похожа на боб или каплю ртути.
После осмотра этого сооружения мы пошли посмотреть один из самых больших в мире фонтанов — «Букингемский». Его запуск состоялся в 1927 году.
Букингемский фонтан.
Набережная Мичигана.
После отдыха на набережной проехали по вечернему Чикаго и через два часа вернулись в Вест-Лафайетт.
17 ОКТЯБРЯ
В этот день за нами заехала наша новая знакомая Розанна, и мы отправились с ней проехать по магазинам за подарками и сувенирами.
18 ОКТЯБРЯ
В очередной раз собрали свой багаж и в 13 часов дня выехали с братом в аэропорт Индианаполиса. Зарегистрировались, прошли досмотр, сели в самолёт и через 1,5 часа приземлились в аэропорту города Нью-Йорка (JFK). Опять взяли жёлтое такси и минут через десять приехали в гостиницу «Дэйз Инн», где нам предстояло провести последнюю ночь в США.
19 ОКТЯБРЯ
Американский гостиничный завтрак нам откровенно не понравился ( синтетические кексы и хлеб, безвкусные масло и джем, кофе из автомата…). Затем сели в «Шатл» (микроавтобус типа «Газели»), и он за пять долларов довёз нас до международного терминала 1 JFK. Международный аэропорт им. Джона Кеннеди — крупнейший международный аэропорт в США, расположен в районе Квинс в юго-восточной части города Нью-Йорка. Аэропорт занимает ведущие позиции по пассажирскому и грузовому потоку из-за рубежа на территорию Соединённых Штатов, а также используется для внутреннего сообщения.
Аэропорт имеет девять терминалов. Служба помощи путешественникам расположена в терминале четыре. Он имеет 11 выходов на посадку и общую площадь в 139 500 кв. м. Это трехуровневый терминал — единственный в JFK, который работает круглосуточно. В зале вылета, на верхнем уровне, четыре «островка», по 36 стоек регистрации в каждом. Они позволяют пропускать 2 800 пассажиров в час. На среднем уровне расположены железнодорожная станция и торговая зона общей площадью 9 300 кв. м. На нижнем уровне зала прилета, отмеченном огромной скульптурой в виде вопросительного знака, возле которой находятся справочные, расположены 52 инспекционные стойки и 20 стоек американской таможни. Семь багажных конвейеров могут обрабатывать багаж 3 200 пассажиров в час. Справочные столы также расположены в терминалах 1, 3, 7 и 8. Каждый терминал предлагает самый широкий спектр услуг: банковские отделения, пункты обмена валют, банкоматы, бары, рестораны, почтовые отделения, магазины, беспошлинная торговля, служба резервирования в отелях и прокат автомобилей.
Хотя аэропорт известен как главные международные ворота в США и Нью-Йорк, он также обслуживает внутренние рейсы по стране, главным образом, на западное побережье. В 2005 году услугами аэропорта воспользовались 41 млн пассажиров, а в совокупности с аэропортами Ньюарк (33 млн.) и Ла-Гуардиа (26 млн.) воздушными воротами Нью-Йорка воспользовались порядка 100 млн. человек, что сделало Нью-Йорк самым активно посещаемым городом США. Для сравнения: пассажиропоток всех аэропортов России в 2010 году составил 57 млн.
Аэропорт имени Джона Кеннеди (JFK). Терминал 1. Третий этаж.
На горизонте виден Манхэттэн. Вид с 3-го этажа терминала 1 JFK.
В ожидании регистрации мы с интересом наблюдали за происходящим в зале ожидания. Настоящий Вавилон. Кого только там не было. Вскоре появилось на табло сообщение, что начинается регистрация нашего рейса. Прошли, уже в который раз, регистрацию, досмотр и в 17 часов вылетели в Москву. Летели тем же маршрутом и через 9 часов, уже 20 октября, приземлились в аэропорту Шереметьево. Из Москвы во Владивосток мы вылетели поздно ночью 24 октября, а домой прибыли 26 — вечером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша поездка состоялась только благодаря нашим родственникам и друзьям. Если бы не искреннее желание увидеться и радушие, с которым нас встречали Светлана с Вадимом, Марик с Любой, Лена с Наумом и Женя с Любой, вряд ли бы мы оказались в этой стране. Наше путешествие — прежде всего их заслуга. Поэтому мы безмерно всем им благодарны. Совершенно очевидно, что без них мы никогда не смогли бы окунуться так глубоко и познать Америку изнутри. Ни одна турфирма не в состоянии предоставить такую полную информацию, какую получили мы! ВСЕМ –СПАСИБО!
ИТОГИ
Проехали и пролетели около 50 000 км.
Время, проведённое в дороге и в самолёте, — более 80 часов.
Потратили на всё около 150 000 руб.
Посмотрели 7 городов США.
Сделали 1 300 фотографий.
Посетили 8 домов и встретились с 30-ю родными и знакомыми.
Из всех «советских» американцев, с кем нам довелось пообщаться, ни один не сожалел о том, что когда-то приехал вместе с детьми в США. Почти все они имели в прежней жизни высшее образование, квартиры, автомашины, дачи. По меркам 90-х жили неплохо. Нужно сказать, что почти никто из них не нашёл себе здесь работу по специальности. Многим пришлось переучиваться. Для того, чтобы выжить и достичь сегодняшнего благополучия, они не пренебрегали ничем. Работали на стройках, убирали квартиры, таксовали. Они и сейчас работают не на самых высокооплачиваемых и престижных работах, но постепенно всё встало на свои места. У всех есть свои дома, как правило, двухэтажные, не менее двух автомобилей в каждой семье. Но главное, ради чего наши родные и знакомые 15-20 лет назад покинули Родину, — желание выучить своих детей — реализовалось. Дети получили прекрасное образование, что позволило им найти высокооплачиваемую работу. Можно сказать, что жизнь в Америке удалась. Здесь хочу добавить, что все они приехали в США как «беженцы» и, соответственно, сразу получили «вид на жительство», что им очень помогло на первом этапе выживания.
Что нам показалось интересным в США.
Независимо от статуса семьи и дохода (а мы были в домах с годовым доходом от 40 000 до 200 000 долларов в год) у всех очень хорошие двухэтажные (минимум) дома, купленные по ипотеке. Дома в основном каркасного типа с утеплителем из минераловатных плит и обшивкой с двух сторон. В комнатах почти нигде нет обоев. В каждом доме не менее двух ванных комнат (совмещённых) и дополнительно 1-2 санузла.
Все дома имеют индивидуальную автоматическую систему воздушного отопления зимой и кондиционирования летом. Теплоноситель — газ, дизельное топливо, мазут или электроэнергия (у всех по-разному).
При площади дома 150-170 м2 (в январе) оплата за все коммунальные услуги (вода, электроэнергия, газ, канализация, вывоз мусора) — составляет около 250 долларов.
Минимальная зарплата в США — 7,25 доллара в час.
Стоимость основных продуктов питания ниже, чем у нас в России. Одновременно есть ряд продуктов и дороже.
Стоимость одежды и обуви с учётом проводимых регулярных распродаж, скидок и акций дешевле, чем в России в разы. Но нужно знать, когда и где это проходит и уметь ждать.
Стоимость автомашин тех же марок, что и у нас, ниже процентов на 30.
Стоимость автомашин б/у ниже раза в три.
Стоимость лекарств одного вида для человека на месяц (при наличии страховки) — 4 доллара.
Стоимость проезда в общественном транспорте — около 2 долларов.
В небольших городах практически отсутствует общественный транспорт, поэтому каждый член семьи имеет автомашину.
За всё время пребывания в США видели только двух полицейских в Нью-Йорке, двух — в Бостоне, одного в Сент-Луисе и одного по дороге в Индианаполис.
Пенсионный возраст для мужчин и женщин — 66 лет. Пенсия для выходцев из СССР составит порядка 1 000 долларов (из-за недостаточного стажа). Но к моменту выхода на пенсию все имеют накопления от нескольких сот тысяч долларов.
Люди на улицах очень доброжелательны и улыбчивы.
Самые высокооплачиваемые специальности — юристы и врачи. Кардиологи получают до 400 000 долларов в год.
Налоги с физических лиц могут превышать 30% от годового дохода (для высокооплачиваемой категории).
Все медицинские услуги — только по страховке, так как это очень дорогое удовольствие. Но даже страховка не покрывает лечения на все 100%.
В США отсутствует такое понятие как «больничный лист». Все болеют «за свой счёт».
Стоимость обучения в частном университете может составлять 45 тысяч долларов в год и более. Обучение проходит за счёт специальных кредитов и грантов.
Вес в США измеряют в паундах (фунтах).
Расстояние — в милях.
Температура — в градусах Форенгейта.
Жидкость — в галлонах.
Время до обеда обозначается АМ. После обеда — РМ.
В США отсутствует роуминг для сотовой связи. При звонках в другие штаты тариф не изменяется.
Стоимость звонка на любой телефон США из России по Skype — 1 рубль/мин.
В США практически не увидишь женщину на шпильках. Большинство людей — в кроссовках.
Почти вся одежда и обувь произведены в Китае.
В Америке ни одежду, ни постельное бельё не гладят, за исключением особо торжественных случаев.
Ни в одном здании, магазине, офисе, банке мы не видели ни одного «охранника» — как это принято сейчас в России.