Крепость на границе: Иркутск — Албазино — Рудная Пристань — Владивосток

Крепость на границе: Иркутск — Албазино — Рудная Пристань — Владивосток

09.11.2015 | 19963 просмотра

Это маршрут нашего летнего путешествия, который проложил Глонасс. К сожалению, не полный. Увы, не во всех европейских странах сработал роуминг, поэтому есть лакуны. Но это сейчас неважно, поскольку из всего нашего пути длиной в более 33 тысячи километров (стартовали на цифре 108 с половиной тысяч километров пробега на нашем дорожном крейсере, а финишировали на 142 тысячах) речь сейчас пойдет о последнем, дальневосточном участке.

Как я уже рассказывал здесь — travel.drom.ru/30231, в прошлом году мы получили пропуск в Албазинскую крепость, что находится на границе России и Китая. Но побывать там не смогли из-за того, что пограничники начали свои учения. Ждать их окончания у нас не было ни сил, ни времени. Решили, что съездим как-нибудь потом.

Пропуска нам выдали на год и выслали на домашний адрес. Вот-вот срок их действия должен был истечь. Мы стояли перед выбором — воспользуемся мы этой возможностью или нет. Расклад был неважнецкий. Мы только вернулись из длительной поездки, и нужно было принять решение — есть ли у нас силы и возможности продолжить наш путь в восточном направлении.

На семейном совете пришли к следующему: в Албазино едем, а там уж окончательно решим, что делать — возвратиться домой или продолжить свой путь к Японскому морю.

Особой подготовки автомобиля не проводил (напомню, что у нас дизельный «Тойота-Прадо»), прошел только очередное ТО в иркутском «Тойота-центре», да установил новый передний спойлер, прежний был оторван ветром еще на европейском участке нашего пути. Тут стоит сделать два замечания, может, кому-то мой опыт пригодится. При техобслуживании заметили, что мой водительский коврик протерся в месте одного из креплений. Инженер посоветовал обратиться в гарантийный отдел для его замены, вроде как на коврики распространялась 3-летняя гарантия независимо от пробега. Мне не трудно, я написал заяву, хотя особой беды не видел. Быстро ответили, что гарантия, увы, истекла. Однако, учитывая какие-то особые заслуги перед «Тойотой», мне заменят все коврики бесплатно.

И заменили! И все они замечательно легли на свои места, за исключением проблемного, которое отказалось застегиваться на свои штырьки. Удивительно, но факт. Я не стал искушать судьбу и класть под ноги незакрепленную резинку — пусть лучше будет дырявая, но проверенная.

Второе замечание, касается мухобойки. Устанавливая ее, проверяйте, чтобы в местах крепления были прокладки. У меня их не было или были, но исчезли. В итоге, из-за парусности, ободрало краску до металла — пришлось обращаться к малярам — зона такая, что легко может возникнуть ржавчина.

После такой нехитрой подготовки, мы, прежним нашим дальневосточным экипажем в составе трех человек (я, штурман и по совместительству жена Елена и наш старший сын Роман) тронулись в путь. На дворе был конец августа — самое благоприятное время для путешествия на Дальний Восток.

В столице Бурятии

Для первого дня уехали недалеко — до Улан-Удэ. Город нам нравится, потому задержались здесь с таким расчетом, чтобы побродить по окрестностям несколько часов. Субботним днем в центре столицы Бурятии кипит жизнь. На главную площадь прибывают последние экипажи «Ралли Монголия».

Интересный продуктовый набор.

С этими забавными машинками я уже сталкивался и на Байкале, и на границе с Монголией. Идея, реализованная английскими студентами, просто замечательная — они придумали, как с минимальными затратами совершить грандиозное путешествие из Англии в Монголию. Для этого сойдет любой подходящий транспорт, но основным стал самый дешевый — «Mini», причем сильно б/у. Он и стал стандартом ралли, теперь можно ехать на любом авто, но объем двигателя должен быть не более 1200 куб. см. Маршрут экипаж выбирал сам и в пути полагался только на собственные силы, словом, всё как у нас.

Вскоре гонка получила международное признание, а дабы придать ей солидности, решено было сделать ее благотворительной — экипаж вносил в детский фонд 1000 фунтов стерлингов. По итогам соревнований автомобили передавались также в какой-то фонд. Вероятно, тут участники несколько перегнули палку с благотворительностью, поскольку дошедшие до финиша годились только в металлолом. И монголы перестали пускать этот автохлам в свою страну.

В этом году впервые ралли финишировало не в Улан-Баторе, а в Улан-Удэ. Думаю, многие английские болельщики этой гонки даже не поняли разницы. Однако, судя по сообщениям в местных бурятских СМИ, Улан-Удэ готов подхватить знамя, выпавшее из рук Улан-Батора ради пресловутого туристического потока. Его увеличение и международная узнаваемость города сейчас важнее вопроса утилизации самобеглых английских колясок.

Параллельно с финишем автопробега в центре города происходит еще одно важное событие — закрытие международных детских спортивных игр.

И все бы хорошо, но есть одна беда, и вы ее можете рассмотреть на снимках. Это не туман. Это не я плохо фокусирую кадр. Это столицу Бурятии накрыла пелена дыма от лесных пожаров. И так уже много дней. И сегодня это самая большая проблема.





Нерчинск

В прошлом году мы уже были в Нерчинске, но приюта там не смогли найти, потому просто крутанулись по городу и ушли на Читу. В этот раз подошли к делу более ответственно и из Улан-Удэ забронировали гостиницу в Нерчинске. Путь предстоял долгий — более 900 километров, но предыдущий опыт говорил, что в «одну каску» его можно пройти. Одного мы не учли, что двигаться предстояло на восход и, хотя, по времени мы ничего не теряли, но природу не обманешь — в Забайкалье начинало темнеть гораздо раньше, чем в Бурятии.

К съезду на гравийку, что вела к Нерчинску мы прибыли в сумерках, а дальше перемещались в темноте, которую иногда разрывали фары тяжелой дорожной техники. Работы на этом участке, похоже, велись круглосуточно. В этом были и плюс и минус. Общее направление движения было понятно, но если бы дорожники закрыли какой-то участок и пустили транспорт в объезд, то мы могли заблудиться, поскольку целиком зависели от навигатора.

(Снимки сделаны утром следующего дня).

Однако до гостиницы мы добрались без проблем, но ни времени, ни желания прогуляться по городку в кромешной темноте не возникло. Поэтому знакомство с городом перенесли на утро.

Я уже прежде упоминал, что Нерчинск в истории России и Сибири город не проходной, но сейчас влачит заштатное существование. Но есть здесь одна жемчужина, ради которой стоит преодолеть относительное бездорожье и потерпеть другие неудобства. Речь идет о дворце купца Бутина. Даже сейчас частично отреставрированный особняк вызывает смешанное чувство удивления и восхищения.

Удивляться стоит тому, что кому-то в Забайкалье в середине 19-го века пришло в голову построить мавританский дворец, совершенно неуместный здесь. И это было сделано с любовью и вкусом, что приводило в восхищение и современников, и высоких гостей, побывавших здесь позже.

Достаточно сказать, что по воспоминаниям окно вестибюля украшал цветной витраж с изображением архангела Михаила, поражающего дьявола, изготовленный в Мюнхене в 1857 году. В зале располагались самые большие в мире (по тем временам) зеркала, выполненные из венецианского стекла и купленные Бутиным на Парижской выставке в 1878 году.

В 1891 году в этом доме ночевал цесаревич и будущий император Николай II.

Судьба к дворцу была немилостива. Купец Михаил Бутин завещал его городу с условием, что в нем будет учреждено ремесленное или реальное училище. Но все развивалось по сценарию «белые приходят — грабят, красные приходят — грабят». В итоге дворец превратился в сортир.



Сравнительно недавно за реставрацию взялись. Та часть, где сейчас разместился местный музей, сегодня выглядит вполне достойно, но до окончания работ еще далеко, ведь особняк занимал половину городского квартала.

И напоследок просто интересный факт: в Нерчинске родился главный архитектор Иркутска Владимир Расушин (с 1886 по 1894 гг.). При желании архитектурные мотивы Нерчинска можно найти и в Иркутске.

На всякий случай уточню: на снимках не дым, а утренний туман.

Казачья крепость на краю страны

Мы приехали в Сковородино к вечеру. Отсюда до Албазино чуть более 80 километров. Интернетовские знатоки утверждают, что этот участок быстрее, чем за три часа, не пройти. Я рассчитываю, что мы уложимся в более сжатые сроки, но в любом случае нужно ждать до утра: в пограничную зону можно въехать, впрочем, как и покинуть ее, в светлое время дня.

Начинаем искать ночлег. По предыдущему опыту знаем, что найти недорогой вариант здесь будет непросто. Сковорода, или еще Сковородка, как любят выражаться перегонщики, находится в стратегически важном месте: здесь встречаются восточный и западный грузопотоки, а к ним еще добавляется северный (якутский). Местные отельеры, улавливая конъюнктуру, держат высокие цены. Методом проб и ошибок выясняем, что дешевле всего выходит остановиться в мотеле на большой дороге. Внешне гостиница выглядит неплохо, но, как принято в ара-бизнесе, внутренности сделаны из дерьма и песка. Особо потрясают полы: мраморная крошка залита какой-то мастикой, которую, похоже, используют для ремонта дорог. Звуки и слова не встречают препятствий у бумажных стен и дверей…

С утра тронулись в путь. Дорога к крепости против ожидания оказалась в весьма приличном состоянии. Худшие участки прилегали к Сковородино и Албазино, основная же часть являлась хорошим грейдером, на котором местные гонщики на грузовиках развивали третью космическую скорость.

В поселке Джалинда нас остановили пограничники и проверили документы. От поста до крепости около 20 километров.

Несколько слов об Албазино. В какой-то степени это наш дальневосточный Брест.

Еще в 1650 году Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. Укрепив поселение, казаки обосновались там и назвали его Албазинским острогом. После зимовки отряд ушёл, предав острог огню.

Позже здесь опять появились казаки, крестьяне и промысловики. Но это не понравилось соседям — пограничный Албазин постоянно атаковался маньчжурскими отрядами.

На 1685 и 1686 годы выпали самые тяжелые испытания: немногочисленный казачий гарнизон держал осаду против многотысячного маньчжурского войска, вошедшую в историю как «Албазинское сидение». С подробностями можно легко ознакомиться в Интернете.

Несмотря на весь героизм, проявленный защитниками крепости, Албазин был покинут русскими. И только спустя более сотни лет здесь была основана казачья станица.

От самой крепости сейчас осталась ровная площадка, огороженная рвами с трех сторон, в которых угадываются крепостные стены.

Строго говоря, ради этого ехать сюда не стоит, если, конечно, не проникнешься героическим духом казаков-первопроходцев. Однако для истории России этот кусок земли имеет огромное значение, поскольку здесь определялось, где проляжет граница русского государства.

Буквально на днях Албазино покинули археологи. Они перенесли из раскопов в братскую могилу часть останков защитников крепости. Судя по опубликованной информации, найдено еще несколько захоронений казаков, изучением которых займутся в следующий сезон.

Рядом с остатками крепости существует небольшой, но довольно насыщенный историческим материалом музей. Бродя по нему, понимаешь, какой необычной может быть жизнь маленького пограничного городка.

А мы решили двигаться дальше — к побережью Японского моря.

Благовещенск

Из Сковородино есть три пути: вперед, назад и на Якутск. Заманчиво было рвануть в Якутию, но мы совершенно не готовились к такому походу на север в начале осени.

Задумчиво бродил по парковке мотеля, рассматривая запыленные авто на якутских номерах, на каждом из которой на багажнике было закреплено по 2-3 запаски. Пришел к выводу, что коллектив меня не поймет, если предложу резко изменить направление движения. Поэтому двигаемся дальше к Японскому морю — это всех устраивает.

Дороги Сибири и Дальнего Востока сами диктуют тебе режим движения, если ты, конечно, не любитель «дикого» отдыха. От цивилизации до цивилизации здесь несколько сотен километров.

Мы идет на Благовещенск. Здесь уже были, и город нас порадовал (http://o-avgust.livejournal.com/27660.html).

Убежден, что у городов, как и у людей, есть настроение. Год назад Благовещенск был рад нас видеть, а в этот раз отвлекся на какие-то свои дела. Ни тебе толп, гуляющих по набережной, ни гламурных кис, только озлобленные агитаторы, уговаривающие правильно отдать свой голос за нового губернатора. Однако, ребята, играйте в эти игры без нас!

И все же Благовещенск без зрелища не оставил. Сначала услышали хлюпающие звуки, потом стал заметен источник, создающий их. Им оказался до изумления пьяный рыбак.

Под тяжестью выпитого он бултыхался у нижнего среза набережной. Окончательно подкосила его попытка закурить. Началась спасательная операция. Прибыла машина ППС, рыбака начали уговаривать выйти на сушу.

Он вроде был и не прочь, но, заметив «воронок», решил спасаться вплавь. А тут до границы с Китаем несколько десятков метров по воде. Чем закончился этот затянувшийся квест, мы не отследили, но, надеемся, рыбак остался жив и не изменил родине по пьяни.

А жизнь продолжалась. Кто-то тренировался.

Кто-то женился.

А кто-то был не против.

А кто просто бродит по магазинам. Их, кстати, в Благовещенске много. Это второй город в России по количеству торговых площадей на душу населения.

Словом, Благовещенск хороший город, независимо от его настроения.



Русское чудо

В одном из супермаркетов Дальнегорска купил я, как и положено на Дальнем Востоке, банку красной икры. Дело, что называется житейское, здесь часто так поступают, особенно когда нет доступа к браконьерской добыче. Вот, кстати, как выглядит этот продукт.

Остановившись на ночлег в Находке, наш экипаж единогласно решил «приговорить» местный деликатес. Что-то с первого бутербродика мне не понравился вкус «отборной лососевой икры». Удивительно, но она никому не понравилась. Тогда наш въедливый штурман начала изучать банку и обнаружила, что мы пытались съесть не что иное, как имитированную икру. На Дальнем Востоке! В разгар путины! Сделанную в Санкт-Петербурге! Которую тамошние умельцы скромно называют «Русским чудом»!

Но не пропадать же такому чуду. И мы решили скормить его (то бишь чудо) гостиничной кошке. Очень непривередливый зверь. Однако и он лишь брезгливо обнюхал банку.

Ну, а эта фотка для поднятия настроения. Мотылька, размером с воробья, я обнаружил рядом с автомобилем на стоянке в Дальнереченске. Он мне немного попозировал на пассажирском сидении, а затем полетел по своим делам.

По долинам и по взгорьям

Периодически отрываюсь от генеральной линии, то бишь, рассказа о нашем путешествии на Дальний Восток. Сиюминутные события отвлекают, но затем на главную дорогу возвращаюсь таки.

Итак, из Албазино мы решили двинуться к Японскому морю. Самый простой способ добиться этой цели заключался в том, чтобы перемещаться к Владивостоку. Однако этот путь был пройден годом раньше. Поэтому рассматривали альтернативные варианты и один такой интересный нашли. Из Дальнереченска, через Кавалерово, в Дальнегорск, а там уж рукой подать до океана.


Кавалерово, гора Дерсу.

Всем был этот маршрут хорош, за исключением того, что значительную часть пути предстояло двигаться по гравийкам и грунтовкам. Вот таким.



В принципе было желание добраться до поселка с интригующим названием Пластун. И, думаю, все бы сложилось, если бы штурман на нашу беду не взялся изучать это направление по интернетовским отзывам. А там описывался какой-то ад. Типа, лесовозные дороги, непроходимые топи... Якобы местные перемещаются там только на самолетах-вертолетах.

Коллектив разделился на неравные части, и большинство выступило против авантюрных планов штурмовать неведомые земли на стоковом внедорожнике. В итоге от Рудной пристани мы двинулись не на север, как мне хотелось, а на юг, к Находке.

К слову, на Дальнем Востоке я обратил внимание на схожесть названий населенных пунктов с Калининградской областью. Не в буквальном смысле, а скорее с их общей невыразительностью. Там Зеленоградск, Светлогорск, Советск, здесь Дальнереченск, Дальнегорск и тому подобные бюрократические перлы. С Калининградской областью все понятно, нужно было быстро убрать воспоминания о Германии и полета чиновничьей фантазии на большее здесь просто не хватило, а вот что мешало дать дальневосточным городам и поселкам звучные имена? Впрочем, и здесь были тонкости. Дальнегорск и Дальнереченск поменяли свои названия после известных событий на острове Даманском. Раньше в исторических названиях этих городов чувствовались китайские мотивы, но, а сейчас — банальность. Тут я сторонник теории: как вы город назовете, так он себя и поведет.

Чуть подробнее расскажу о Рудной пристани. Здесь сплелись в страстных объятиях два российских символа. Более известный — скалы Два Брата, который видели все, кто держал в руках старую 1000-рублевку.



И несчастная речка Рудная, которая считается одной из самых загрязненных в мире.

Она тащит в своих водах отходы свинцового производства. Кстати, внешне это никак не заметно. Более того, на берегу залива, в который впадает река, места свободного нет от желающих здесь отдохнуть. Благодаря возможностям нашего «Прадика», мы забрались на самую высшую точку окрестностей и, относительно, безлюдную. Если не знать о некоторых специфических опасностях, местечко выглядит просто потрясающим. Судя по количеству дайверов, подводный мир здесь их радует разнообразием. И нам здесь понравились длинные, пустые и «живые» пляжи. Я такие видел только во Вьетнаме.











По побережью Японского моря

Итак, от Рудной Пристани мы взяли курс на Владивосток.

Двигаемся к нему по побережью Японского моря. Значительная часть пути уже знакома по прошлому году. Дороги грунтовые. По местным понятиям, не очень хорошие. Кто-то даже жаловался в прошлогодних комментариях, что возвращался из поездки сюда на квадратных колесах, поменяв два-три раза запаску.

Справедливость этих слов испытали на себе. В этот раз и у нас возникли небольшие проблемы: мы не прокололи, не проткнули, а, грубо говоря, пробили колесо. Именно продырявили его на острых камнях. И хотя резину удалось отремонтировать, я начал задумываться о том, что нужно подыскивать еще одну шину под запаску.

Пока же мы стремились к заливу святой Ольги. В прошлый раз мы не смогли найти здесь ночлега из-за того, что прибыли накануне выборов и гостиница забита под завязку правоохранителями и наблюдателями. В этот раз было чуть лучше — имелся один свободный номер. Увы, одноместный. Ничего лучшего мы придумать не смогли, как остановиться на пикник на берегу бухты.







Особенностью залива является то, что основная его часть зимой не замерзает. Видимо, поэтому во времена Великой Отечественной здесь действовал гидропорт. В нем базировалась военно-воздушные силы Тихоокеанского флота. Утверждают, что даже сохранились какие-то сооружения с тех времен.

После облома в Ольге планы оказались размытыми. Если бы нам дали передышку на размышления, то, вероятнее всего, остановились бы в Лазо и попробовали заглянуть в местный заповедник. Однако все приходилось решать на ходу, и мы двинулись в Находку. Собственно, ничто туда не влекло — все посмотрели еще год назад, но тем не менее.

Входили в город во тьме кромешной. С трудом нашли знакомую гостиницу. С утра прогулялись по центру.

А дальше просто: Артём — Владивосток.

Владивосток

Все-таки есть во Владивостоке что-то завораживающее при том, что город не очень удобный для проживания и прогулок. Особенно агрессивный он для автомобильных путешественников: в центре сложно найти парковку. С трудом обнаружили свободное местечко в нескольких километрах от центра. Утром следующего дня смогли подъехать чуть ближе.

Из открытий — нашел дерево дружбы флотов России и США. Оно самое зачморенное на аллее среди других подобных.

Выяснил, что транспортное судно «Ангарстрой» затонуло 1 мая 1942 года в Тихом океане.

Убедился, что чувак, которого я приметил еще год назад на памятнике борцам за власть Советов, торчит там и сейчас. Городской сумасшедший?

Наткнулся на новый памятник Солженицыну. Очень непривычный.

Ну и, конечно, торговые ряды на центральной площади в очередной раз впечатляют. Особо потрясли успехи в импортозамещении. Местная деревенская моцарелла ничем не отличается от итальянской (на мой вкус). А виноград, хоть и очень красивый, но кислый. Впрочем, нам не повезло и с арбузом.





Мы, конечно, прокатились по владивостокским мостам до острова Русский, однако бесплатно съехать к океану не получилось. Зато познакомились с береговыми укреплениями. Из трехдюймовки, кабы она здесь была, можно было бы легко накрыть оккупировавших побережье бизнесменов.

А эти фотки так, для смеха.



Это счастье — путь домой

С восточного побережья до родного очага лежала уже знакомая дорога. По ней мы год назад перемещались. Маршрут хоть и тот же, но условия другие. В прошлый раз нас постоянно преследовали дожди, доходило до того, что дважды мы въезжали в Биробиджан в ливень, и город так толком и не посмотрели. Забегая вперед, скажу, что в этот раз удалось прогуляться по его набережной.

И все-таки в ливень мы попали — шли полдня в сплошном потоке воды. И тут обнаружилась одна наша проблема — автомобиль заносило в поворотах. Не сильно, как раз на той грани, когда всей кожей до макушки ощущаешь — еще чуть-чуть газа и сорвешься в юз. Дело было в резине, на задней оси она совсем уже была изношенная, что и неудивительно, хотя на самом деле очень удивительно — прошел на ней более ста тысяч километров. В Уссурийске заехал на авторынок. Пользовался большой популярностью у местных торговцев, так как был единственным покупателем. Рвали меня на части продавцы б/у-шной резины, в глаза заглядывали, однако цен ронять не хотели. Отведенный за угол, получил суперпредложение — комплект 265/65/17 едва изношенной всесезонной японской резины за 17,5 тысяч. Но зачем мне всесезонка в Сибири? Что называется, ни рыба ни мясо. Тем более, у меня зимняя шипованая есть. Так что отклонил я это лестное предложение, а вечером заглянул да дром.ру, да и нашел по ходу в Благовещенске свою стоковую летнюю резину с 50-процентным износом по тысяче рублей за баллон. Продавец подвез ее к шиномонтажке, где за час и «переобулся». Думаю, что еще на сезон хватит.

В дальней дороге открытия и приключения ждут тебя за каждым поворотом. Нужно быть просто готовым с ними встретиться. Вот в Приморье довольно часто попадаются такие деревья.

Они словно окутаны какой-то сетью. Это результаты деятельности непарного шелкопряда. Вредитель уничтожает лиственные породы деревьев и, как утверждают ученые, влияет на поголовье дальневосточных тигров и леопардов. Каким образом? А по пищевой цепочке. Гибнет дуб — меньше желудей. Меньше желудей — меньше диких свиней. Меньше свиней — мало добычи у тигров и леопардов. Не хватает корма, значит и котят на свет появляется меньше. Кстати, в прошлом году деревьев, замотанных в сети шелкопряда, нам не попадалось.

В этот раз я рассмотрел сою. И даже попробовал, что называется, с куста.

Поля ее тянутся на десятки километров вдоль дороги. Эти удивительные бобовые у себя на родине, и они одни из самых древних окультуренных растений. Известно, что китайцы их возделывают уже более 5 тысяч лет.

А вот с чем не удалось поближе познакомиться, так это с Бурейской ГЭС. На подъезде к ней стоят вот такие устрашающие знаки и надписи.

Я родился в Братске. В одном из сибирских райцентров. Однако о Братске знают почти все. Почему? Да потому, что там построили Братскую гидроэлектростанцию. И эта ГЭС не только гениальное инженерное сооружение, но и один из символов страны. На стройку в Братск ездили мировые политики, о ней писали знаменитые журналисты, талантливые поэты и писатели. И они дали славу тому, что действительно было достойно славы. А вот кто-нибудь слышал о Бурейской ГЭС? Почему ее пытаются спрятать? Вывод можно сделать такой: либо строят так, что на это без слез смотреть нельзя, либо происходит что-то еще более неблаговидное. А ведь на космодром, куда более секретный объект, строящийся невдалеке, туристов будут пускать с 22 октября. Съездим обязательно.

Забайкалье

В прошлом году, когда я рассказывал о своих впечатлениях, как сейчас, обронил, что Чита меня не зацепила. Один читинец обиделся на эти слова. В этот раз я решил быть более внимательным.



Откровенно говоря, еще с советских времен о городе у меня сложились не лучшие впечатления. Впрочем, что мог увидеть молодой солдатик из кузова грузовика, на котором было написано «Люди»? Однако представление о Чите как о сером, пыльном городе в душу запало. В этот раз стереотип удалось сломать благодаря прогулкам по центру Читы, который, к слову, патрулируется как полицией, так и казаками.

Как оказалось, не такой уж он серый и пыльный, а вполне себе симпатичный. И все же, камуфляжный отпечаток лежит на городе: как никак, столица Забайкальского военного округа. А в его былой мощи можно убедиться на выставке боевой техники, расположившейся в парке за домом офицеров.

Некоторые образцы, вероятно, уникальные.

Тут есть знаменитые танки ИС, причем, не только второй, но и третий, четвертый…

А вообще, Чита — город живой, и даже с некоторыми претензиями на большее.

Должен сказать, что природа в Забайкальском крае хоть и однообразна, но бывает просто потрясающей.

Чего не скажешь о здешних городках. Заехали мы один такой посмотреть, Чернышевск называется, но лучше бы время не теряли.



 

Мы покидаем Забайкальский край и одновременно с этим лишаемся одного козыря — отличной дороги. На предыдущем и нынешнем опыте убедился в том, что на этом участке за световой день можно пройти более 1000 километров, не особо напрягаясь. Кстати, эти дороги строили, в том числе, и иркутяне, а один из здешних перевалов носит имя Юрия Тена, известного иркутского предпринимателя и политика.

На вершине есть часовня. Место приметное, но малолюдное — мы оказались единственными, кто заглянул сюда.



Город гуннов

Хотя качество шоссе в Бурятии ухудшилось, но этот недостаток с лихвой покрывался окрестными красотами. Я уже не раз говорил, но повторюсь еще — Бурятия одно из самых красивых мест в России.

Здесь есть все: степи, горы, леса, реки и, конечно же, Байкал. В этот раз мы открыли для себя древнее городище, которое расположилось недалеко от столицы республики — Улан-Удэ.

Местные называют его городом гуннов и здесь уже много лет ведутся раскопки. На огромной территории обнаружены жилые постройки, укрепления и захоронения, в том числе воинские.

Бурятам очень хочется доказать, что древнее поселение — это составная часть нынешней столицы республики, и тогда слава самого древнего города, возникшего на территории России, плавно перейдет от Дербента к Улан-Удэ. Пока на этом пути особых успехов добиться не удалось. Реконструкторы только приступили к воссозданию первого жилого сооружения исчезнувшего поселения.

Дело идет ни шатко ни валко, но вряд ли в ближайшее время здесь появятся толпы туристов. Хотя, если даже абстрагироваться от древнего прошлого и просто подняться на холмы, становится понятно, почему люди здесь поселились много лет назад: здесь потрясающе красиво, ну и безопасно, потому что все просматривается на километры вокруг.

Посольское

На пути к дому мы не могли не заехать в еще одно полюбившееся нам местечко — село Посольское.

И не только потому, что здесь находится красивейший мужской монастырь с очень необычной историей, а еще и потому, что это побережье Байкала уникально. Здесь водится популяция самого крупного омуля, который так и называется — посольский. В погоне за ним сюда устремляются рыбаки. И они обустраивают здесь свой быт, как умеют. И это действительно банька, построенная ими.

Сейчас, в конце сентября, для рыбалки уже не сезон, но люди на песчаной косе, глубоко врезавшейся в озеро, есть. Вот автотурист из Хабаровска. Он уже окунулся в Байкал, но готов еще раз это сделать, чтобы я смог запечатлеть этот отчаянный поступок.

Местные, конечно, так не делают. Их, вообще, можно от приезжих отличить по тому, что они тепло одеты в любое время года.

Чуть дальше от купальщика замечаем два внедорожника и людей, занятых чем-то необычным. Оказались кайтерами — ловцами ветра.

С летящими по волнам я сталкивался в теплых странах, но впервые на Байкале. При такой волне на озере им делать нечего, но Посольское хорошо тем, что коса отделяет неспокойную поверхность от спокойной. А ветер здесь такой, что любой кайтер позавидует. Холодно, конечно, но есть гидрокостюм. Так что для любителя экстремального спорта здесь все идеально сошлось.

Самое забавное здесь то, что автомобиль одного из кайтеров я опознал. Приметный очень.

Паркует его рядом с нашим домом. И хотя нам до него добираться еще пару сотен километров, но мы чувствуем себя уже на родной земле. И все о том свидетельствует.

Вот приедем домой, передохнем и начнем готовиться к новому походу.

Сентябрь-октябрь 2015 года.


Дром

Комментарии

KAK
   
Иркутск
Сообщений: 18764
Классный получился, рассказ, отличные фото. Молодцы только 5! P.s. Недавно Вас видел в городе (на Байкальской) посигналил Вам. ;0)
27
8
Ответить
     
Сообщений: 654425
Отличное путешествие.
Но как то галопом, с перескоками больших расстояний. Но зато кратко и не утомительно.
Движение - жизнь
21
5
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 5446
душа радуется. и поездка интересная, и написано хорошо. и познавательно.
спасибо!
15
4
Ответить
 
Владивосток
Сообщений: 7
Из открытий — нашел дерево дружбы флотов России и США. Оно самое зачморенное на аллее среди других подобных.
Понравилось))). Впрочем, какая дружба такое и дерево!
25
5
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 570
Понравился отчёт. Без "заезженных" фото памятников и пр., с лёгким юмором, читается легко... Эпизод с икрой и рыбаком улыбнул.))) Крыша в гостинице интересная в Находке, восточный стиль.. Правда не понял, как на свежий Прадо можно ставить б/у резину , да ещё на сезон рассчитывать... Как могут задние сносится? А путешествие интересное..
15
5
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6169
Спасибо за Благовещенск! Был в Джалинде, Албазино четыре года назад. Если в Сковородке с гостиницей проблем не было, то в Джалинде не было гостиниц. В Албазинском музее тогда начиналась реконструкция.
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
11
4
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6169
Кстати, строительство идёт Нижне-Бурейской ГЭС, а Бурейская ГЭС ( п. Талакан) уже в работе.
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God
http://travel.drom.ru/47166/
11
4
Ответить
     
Катуар, заМКАДыш
Сообщений: 2158
Филлип:
Кстати, строительство идёт Нижне-Бурейской ГЭС, а Бурейская ГЭС ( п. Талакан) уже в работе.
Спасибо за дополнение, а прикрепление фоток к отзывам только усиливает информативность восприятия
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.
http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4515.0
3
12
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 799
Отлично прокатились. На часовне той не многолюдной тоже бывал ! Вид от туда отличный ! И дорога отлично просматривается !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005
8
6
Ответить
виталий
Находка
Автору:Дорога Рудная Пристань-Пластун-Терней-Амгу для 120 Прадо не о чем.Между Пластуном и Тернеем вообще асфальт.Надо было съездить на Кему.
12
3
Ответить
виталий
Находка
И для 150 тоже
9
3
Ответить
     
Благовещенск
Сообщений: 95
Про Нижне-Бурейскую ГЭС мало кто слышал, потому что она еще не построена:) Поэтому туда и не пускают ни кого.
А к Бурейской ГЭС можно проехать без проблем.
10
2
Ответить
кос154.
Новосибирск
Хорошее путешествие ! Кавалькаду Еврораритета видел по дороге в Омск на трассе " Иртыш" в районе г. Калачинск . Может и не эти были , хотя очень похожи . Центры восточных городов ухожены и красивы , а вот малым городам меньше везёт с бюджетом , явно на мостовую плитку с фонтанами не хватает . Крепость так и не увидел . Б.у . автошины конечно лучше не ставить! В остальном все нормально .
8
2
Ответить
Местные, конечно, так не делают. Их, вообще, можно от приезжих отличить по тому, что они тепло одеты в любое время года.

Летом ватник расстегнут, а зимой застегнут...
19
2
Ответить
   
Тула
Сообщений: 898
"В одном из супермаркетов Дальнегорска купил я, как и положено на Дальнем Востоке, банку красной икры....... Тогда наш въедливый штурман начала изучать банку и обнаружила, что мы пытались съесть не что иное, как имитированную икру." Интересно, когда вы расплачивались, не удивились разве разнице в цене? Допускаю, что не заметили в общем чеке, никогда раньше не покупали натуральную, ну или просто обрадовались халяве. Отрицательный опыт---тоже опыт! :)
10
4
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
VladSO:
Отличное путешествие. Но как то галопом, с перескоками больших расстояний.
Год назад мы уже путешествовали по Приморью. Подробности тут - https://travel.drom.ru/30231. Старался не повторяться, поэтому, если не заметил ничего нового или интересного, то пропускал этот участок путешествия. К тому же не хотелось выглядеть нудным.
10
2
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Элефант24:
Понравился отчёт. Правда не понял, как на свежий Прадо можно ставить б/у резину , да ещё на сезон рассчитывать... Как могут задние сносится? А путешествие интересное..
Вроде феншуй разрешает на 3-летней Прадик ставить б/у резину. Или нет?
Как можно сносить задние шины? Отвечаю: если каждый год, при замене резины с зимней на летнюю всегда ставить на передок ту, что получше, то в итоге сзади останется самая изношенная. Надеюсь, объяснять почему на перед ставится резина получше не нужно?
14
5
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Отличный отчет о прекрасном путешествии. Молодцы! С юмором, с интересными и полезными сведениями, с хорошими незамыленными фотографиями.

Насчет скучных названий в районе Владивостока, где прошло мое детство, - вы совершенно верно угадали, та же причина, что и на других спорных или приграничных территориях. Старались, чтобы никаких иностранных следов не осталось. Переименовывали все, хоть чуть-чуть похожее на китайское. На всякий случай, переименовали мыс Америка, хотя он вообще был назван не в честь США, а в честь русского фрегата "Америка", исследовавшего эти места. = Зато прозевали местечко, где у моей семьи был лодочный гараж: Седанка. Решили, видимо, что это русское название, хотя оно как раз от имени китайца-поселенца образовано. :)
13
2
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Филлип:
Спасибо за Благовещенск! Был в Джалинде, Албазино четыре года назад. Если в Сковородке с гостиницей проблем не было, то в Джалинде не было гостиниц. В Албазинском музее тогда начиналась реконструкция.
Сейчас все выглядит по другому. А вы молодец - из Москвы рванули в такую глубинку.
8
3
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Филлип:
Кстати, строительство идёт Нижне-Бурейской ГЭС, а Бурейская ГЭС ( п. Талакан) уже в работе.
Честно говоря не знал этой тонкости. Спасибо за поправку.
8
3
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
виталий:
Автору:Дорога Рудная Пристань-Пластун-Терней-Амгу для 120 Прадо не о чем.Между Пластуном и Тернеем вообще асфальт.Надо было съездить на Кему.
Я уже не раз убеждался, что рассказы о ужасных дорогах, тем более, непроходимых, часто плод воспаленного сознания.
8
2
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Garp717:
"В одном из супермаркетов Дальнегорска купил я, как и положено на Дальнем Востоке, банку красной икры....... Тогда наш въедливый штурман начала изучать банку и обнаружила, что мы пытались съесть не что иное, как имитированную икру." Интересно, когда вы расплачивались, не удивились разве разнице в цене?)
Самое забавное, что настоящую икру в фирменном магазине Артема (рядом памятник шахтерам) мы купили всего на 50 рублей дороже. Так что, больше удивлялись мы этому факту.
11
2
Ответить
   
Москва
Сообщений: 643
Катаетесь через всю страну,а в Туву и Горный Алтай так и не заглянули,или я просмотрел?
3
7
Ответить
     
Сообщений: 654425
Oleg_Avgust:
Год назад мы уже путешествовали по Приморью. Подробности тут - https://travel.drom.ru/30231. Старался не повторяться, поэтому, если не заметил ничего нового или интересного, то пропускал этот участок путешествия. К тому же не хотелось выглядеть нудным.
Спасибо за поправку, все понятно.
Движение - жизнь
4
2
Ответить
 
Приморье
Сообщений: 4785
Побывал на моей родине)))
Даешь ПРуль без пошлины КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ДВ!
2
 
Ответить
 
Приморье
Сообщений: 4785
В Пластун зря не поехали. Дорога хорошая грунтовка. Перед Пластунов есть база отдыха - Духово. Особенность - через песчанную косу от моря находится теплое пресное озеро.
А не доезжая Духово есть аналогичный пляж, но дикий. Называется это место Круглое по одноименному озеру) Не доезжая Духово есть перевал на берегу моря. Красота неописуемая. Перевал называется Китовое ребро. А вообще там много красивых диких пляжей...
Даешь ПРуль без пошлины КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ДВ!
8
 
Ответить
  
Шелехов
Сообщений: 11687
смысл ездить по одному и тому же маршруту.
Проедьте лучше в тайланд по суше - через Тибет.
жду акции Ford по 1$
2
7
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
отлично
3
1
Ответить
   
Остров Сахалин
Сообщений: 19693
Хороший рассказ. Душевный. Спасибо за Улан-Удэ и Бурятию. Насчет Албазинской крепости. На днях была передача про потомков казаков, плененных там и вывезенных в пекин. Они уже обкитаились внешне, так как женились там на китаянках. Часть пленных казаков пополнила гвардию императорского дворца. Так вот, они до сих пор чтут православные традиции и считают себя русскими, хотя только некоторые из них внешне похожи на забайкальских гуранов. Один из них называл фамилии. Например, фамилия Ду означает, что это потомки казака (по памяти, точно не запомнил) Дубинина.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)
5
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Zhigul:
Катаетесь через всю страну,а в Туву и Горный Алтай так и не заглянули,или я просмотрел?
Есть такое в планах
2
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Flanker-F:
В Пластун зря не поехали. Дорога хорошая грунтовка. Перед Пластунов есть база отдыха - Духово. Особенность - через песчанную косу от моря находится теплое пресное озеро.
А не доезжая Духово есть аналогичный пляж, но дикий. Называется это место Круглое по одноименному озеру) Не доезжая Духово есть перевал на берегу моря. Красота неописуемая. Перевал называется Китовое ребро. А вообще там много красивых диких пляжей...
Сам жалею...
2
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
taxi707:
Поедьте лучше в Тайланд по суше - через Тибет.
Если нравится - почему бы самому не попробовать. Только стоит учесть особенности движения по Китаю и его особому району - Тибету. А так - успехов.
3
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Загас:
Хороший рассказ. Душевный.
Спасибо за добрые слова.
3
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Boris-Kozyrev:
Отличный отчет о прекрасном путешествии. Молодцы! С юмором, с интересными и полезными сведениями, с хорошими незамыленными фотографиями.
Насчет скучных названий в районе Владивостока, где прошло мое детство, - вы совершенно верно угадали, та же причина, что и на других спорных или приграничных территориях. Старались, чтобы никаких иностранных следов не осталось. Переименовывали все, хоть чуть-чуть похожее на китайское. На всякий случай, переименовали мыс Америка, хотя он вообще был назван не в честь США, а в честь русского фрегата "Америка", исследовавшего эти места. = Зато прозевали местечко, где у моей семьи был лодочный гараж: Седанка. Решили, видимо, что это русское название, хотя оно как раз от имени китайца-поселенца образовано. :)
Странно, но в Усть-Илимском районе, что на севере Иркутской области есть поселок Седаново. Может есть что-то общее...
1
 
Ответить
   
Санкт-Петебрург
Сообщений: 650
Этот отчет явно бодрее вышел, чем предыдущий про Калининград. Больше юмора, меньше негатива. Продолжайте в том же духе! Пару раз посмеялся, особенно про операцию спасения рыбака:)
Мой отзыв: Renault Megane 2009
2
1
Ответить
Smak123
Иркутск
Молодцы путешественники!
А главное правильную машину выбрали для автопутешествий- ПРАДО!
2
3
Ответить
  
ДВР. Vladivostok
Сообщений: 384
Boris-Kozyrev:
Отличный отчет о прекрасном путешествии. Молодцы! С юмором, с интересными и полезными сведениями, с хорошими незамыленными фотографиями.Насчет скучных названий в районе Владивостока, где прошло мое детство, - вы совершенно верно угадали, та же причина, что и на других спорных или приграничных территориях. Старались, чтобы никаких иностранных следов не осталось. Переименовывали все, хоть чуть-чуть похожее на китайское. На всякий случай, переименовали мыс Америка, хотя он вообще был назван не в честь США, а в честь русского фрегата "Америка", исследовавшего эти места. = Зато прозевали местечко, где у моей семьи был лодочный гараж: Седанка. Решили, видимо, что это русское название, хотя оно как раз от имени китайца-поселенца образовано. :)
крепчает маразм и нынешних лжепатриотов, на о. Русский базу отдыха "Американка" переименовали в базу отдыха "Россиянка". Идиоты !
5
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Smak123:
Молодцы путешественники!
А главное правильную машину выбрали для автопутешествий- ПРАДО!
Конечно, если есть из чего выбирать на домашней стоянке.
По отчету: узнаваемый стиль автора лично мне импонирует...
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
2
1
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Иванов-Водкин:
Конечно, если есть из чего выбирать на домашней стоянке.
Вы преувеличиваете мою состоятельность. Действительно у меня есть еще один автомобиль "Опель-Мерива". На нем я гонял в Монголию за неимением ничего другого. После того, как купил "Прадо", передал "Опель" младшему сыну. Так что Прадик мой единственный и любимый машин.
5
1
Ответить
    
Сообщений: 38700
Хороший отчёт.
3
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4586
Позновательная поездка получилась,молодцы.
TIGGO7 PRO MAX 1.6T DCT Prestige 4WD 24MY
2
1
Ответить
     
Большой
Сообщений: 4048
Хороший рассказ, приятно читать интересные и правильные мысли.
..............Нерчинск в истории России и Сибири город не проходной, но сейчас влачит заштатное существование............
Нерчинск прекрасный город с богатой историей. Мог стать столицей Забайкалья!
Но население Забайкалья настолько деградировало, что в их памяти останутся чафаньки китайские где их вкусно обильно кормили и дриньки или фунфырики которыми они заливают свои шары и остатки мозга.
Они живут так как будто завтра конец света.
Раньше только бухали, а теперь ещё и в наркоту ударились. Каждый день новости как сводка с поля боя убили, зарезали изнасиловали и так 365 дней в году.
Даже несчастного мототуриста иностранца в кои века приехавшего в Забайкалье зарезали.
И откуда таким понять что культура начинается с тебя самого, а чтобы приезжали туристы и тратили деньги нужно беречь то что осталось от прежних поколений если сами не могут даже туалет во дворе своего дома поставить, *****о из поганого ведра в яму рядом с домом выносят а потом всё лето нюхают амбре.
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)
7
 
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 830
Ездили в отпуск в августе с Хабаровска на Байкал, в Читу не попали (шёл дождь), на часовню заехали на обратном пути (проскочили по пути на Байкал), видели колонны раритетных авто, навстречу попались, но не выяснили кто, что, куда и зачем, но порадовались за них. В Сковородино можно снять квартиру на сутки, дешевле чем гостиница и гораздо лучше чем ночевать в арагостинке на трассе (воняло дымом и была большая влажность, дышать нечем).
Отчёт понравился, но как то скомкано и урезано...
За гибридами будущее... причём не важно за какими (бензин/электро/газ/водород/солнечая энергия)
1
 
Ответить
максим
Фурманов
Узнаваемый и очень читабельный стиль, с удовольствием прочитал.Жаль только "малобукв" получилось,очень интересны именно нюансы в вашем изложении.С нетерпением жду новых отчетов
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
MAXSIM2012:
Отчёт понравился, но как то скомкано и урезано...
Этот вопрос уже обсудили тут
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
максим:
Узнаваемый и очень читабельный стиль, с удовольствием прочитал.Жаль только "малобукв" получилось,очень интересны именно нюансы в вашем изложении.С нетерпением жду новых отчетов
Постараюсь оправдать доверие. За добрые слова - спасибо
1
 
Ответить
Артём
Благовещенск
Только это не Бурейская ГЭС,а Нижне-Бурейская ГЭС
1
 
Ответить
   
автор
Иркутск
Сообщений: 723
Артём:
Только это не Бурейская ГЭС,а Нижне-Бурейская ГЭС
Уже обсудили. Тут сам виноват - не смог прочитать надпись на собственном снимке
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Нормально.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
   
Благовещенск
Сообщений: 913
Хороший отчет, судя по темпам строительства торговых центров, Благовещенск скоро будет лидером по количеству торговых площадей на душу населения.. про рыбака поржала.)
3
 
Ответить
   
Сообщений: 540
"а 1685 и 1686 годы выпали самые тяжелые испытания: немногочисленный казачий гарнизон держал осаду против многотысячного маньчжурского войска, вошедшую в историю как «Албазинское сидение»."
и еще как выдержали! Радует что память о героических первопроходцах жива, но за бугром к таким историческим вехам относятся гораздо более серьезно! (
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром