|
Красив заполярный сентябрь. А коли повезет с погодой, тундра полыхнет своими огненными красками во всей красе. Наблюдать такие картины можно бесконечно, да и мест красивых там превеликое множество, и если вы еще не знакомы с этой завораживающей красотой, надо срочно заполнить этот пробел «туристической биографии» красивыми фотографиями и приятными воспоминаниями, что мы с женой и сделали прошлым сентябрем.
По правде сказать, пробел заполнял я, а она как коренная мурманчанка составила мне компанию и, тем не менее, путешествие наше получилось интересным и познавательным для двоих.
В этом кратком повествование мне хотелось бы сфокусироваться в большей степени на дорожных моментах, а именно на самом пути от Москвы до Мурманска и обратно. Рассказать, как мы его преодолевали, где заправлялись, ночевали и т.д., одним словом осветить те вопросы, которые неизбежно встают перед каждым путешественником в начале его очередного пути. Перед поездкой мы просмотрели некоторое количество отзывов о предполагаемом маршруте, и, обобщив полученную информацию, составили свой план поездки.
Ехать решили по М-8 (Ярославское направление), и вот почему… За время предыдущих поездок в Петербург, Финляндию и Карелию Ленинградка изрядно поднадоела. Совершенно сумасшедшая и перегруженная трасса с огромным количеством фур уже при одном упоминании вызывала отторжение. Ну а если говорить начистоту, Ярославское направление мне кажется более живописным, а особенно в Вологодской области, где дорога проходит через Национальный парк «Русский Север», совершенно замечательное место, которого я еще коснусь чуть ниже в данном повествовании. Итак, решено — едем по М8!
Маршрут протяженностью 1900 километров решили разбить на 2 ходовых дня. Первый день (~ 900 километров): Москва—Переславль-Залесский—Ростов Великий—Ярославль—Вологда—Вытегра—Пудож (ночлег в мотеле «Уют»). Второй день (~1000 километров): Пудож—Медвежьегорск—Кемь—Кандалакша—Мончегорск—Оленегорск—Мурманск (пункт назначения). Понятно, что часть вышеприведенных городов мы в глаза не видели и огибали их по так называемым объездным дорогам и привожу я их перечень лишь для того, чтобы вам было легче ориентироваться глядя на карту нашей Родины.
Поскольку путешествие у нас с приставкой «авто» самое время упомянуть о нашем верном друге и товарище, которого мы неоднократно впутывали в свои безумные авантюры — Opel Astra H Sedan Z 1.6 XER 2010 года рождения. Забегая вперед, скажу, что он с честью выполнил возложенные на него надежды и задачи, за что мы ему в очередной раз премного благодарны.
Ну и в завершение вступительной части хочу сказать о том минимальном наборе автомобилиста, который мы взял в предстоящий путь: аварийный треугольник, огнетушитель, трос, провода «прикуриватели», комплект свечей зажигания, запасные автолампы, фонарь и топливную канистру на 10 литров (на всякий случай). Также в багажник отправилась пятилитровая бутыль воды, однолитровая канистра моторного масла и такая же с охлаждающей жидкостью. Ну, вот, собственно говоря, и все приготовления. Поехали!
День первый 31.08.2014. Москва—Пудож (мотель «Уют»)
Отшвартовались мы от родного причала (ул.800-летия Москвы) 31 августа 2014 года в 7:52. Время московское. Все счетчики обнулены. Бак залит под горловину. Утро туманное, температура за бортом 90 С. Вообще приятно отправляться накануне Дня знаний в поездку и в процессе движения узнавать что-то новое. Очень это символично!
Выкатились на туманный МКАД и двинули в сторону Ярославского шоссе. Машин мало. Над мегаполисом властвует воскресное утро, и ехать одно удовольствие. Свернули на Ярославку и взяли курс на северо-восток. Дорога свободная, идем противоходом, а в сторону города движение уже более интенсивное.
Туман потихоньку рассеялся, распогодилось, видимость значительно улучшилась, и на душе стало немного повеселее. Чтоб прогнать остатки сна и немного взбодрить себя остановились на АЗС «Роснефть» выпить горячего кофе. Сие событие произошло в 9:17 и проехали мы к тому моменту аж целых 82 километра. В нашем деле главное вырваться из города и встать на трассу, а там хоть трава не расти. Выпили кофе и в путь-дорогу.
Где-то между Сергиевым Посадом и Переславлем.
Загруженность трассы (на фото сверху) не может не радовать. В 9:47 пересекли границу Ярославской области, полет нормальный. Сразу хочу сказать, что у нас не было цели гнать в прямом смысле этого слова. Во-первых, тише едешь дальше будешь, а во-вторых, топливо в нашей стране «со 100%-м импортом нефти» не дешёвое и нужно его экономить. Вот мы и экономили. На данном участке пути, компьютер показывал средний расход на 100 км 5,5 литра.
На 131-м километре засекли камеру.
В 10:07 встали на объездную дорогу Переславля-Залесского. Наверное, из всех городов Золотого кольца это мой любимый город. Есть в нем какая-то особая атмосфера, особый дух. Купола церквей, Плещеево озеро, леса красивейшие, Ботик Петра… каждый раз, уезжая, хочется сюда вернуться.
Объездная дорога Переславля-Залесского .
А дальше небо затянуло тучами, и стал накрапывать дождик. Ну, мы-то в танке, и дождь нам не помеха! Кстати, о танках! На 165-м километре в Говырино на монументе стоит Т-34, памятник конструктору танка М.И. Кошкину.
Памятник конструктору Т-34 М.И. Кошкину.
Если верить Википедии, этот танк до сих пор находится на вооружении ряда стран третьего мира. Постарался, однако наш соотечественник!
В 11:32 подкатили к Ростову Великому. Пробег 214 километров. Как же мне нравятся эти луковые вязанки! Надо сказать, что в Ростове к луку особое отношение. Даже есть музей «Луковая слобода», посвященный различным обычаям, традициям и суевериям, связанным с луком. Поплакали, поехали дальше.
Погода видимо тоже расчувствовалась, и пошел дождь. Так мы ехали до 236-го километра, где обнаружили камеру. Но мы не гоним и не торопимся. Едем себе не спеша с расходом 5,4 литра на сотню в направлении старейшего русского города Ярославля.
В 12:12 на 267-м километре заехали на АЗС «Газпромнефть», прямо напротив Ярославского НПЗ и заправились до полного. Очень рекомендую запомнить это место всем тем, кто поедет не на электромобиле. Дело в том, что к выбору заправок мы подошли со всей ответственностью, начитавшись ужасных интернет-историй, и по ходу этого очерка я обозначу все те топливные точки от Москвы до Мурманска, на которых мы пополняли свой запас драгоценного нефтепродукта.
Заправились и поехали дальше. В 12:32 на 272-м километре въехали в Ярославль. Через центр города решили не ехать, а пустились в объезд. Навигатор с нами полностью согласился. С Московского проспекта поворачиваем под стрелку налево на улицу Калинина, которая плавно переходит в Юго-Западную Окружную дорогу, и по ней уже клубок сам выведет (изображение прилагается).
Форсировали мост через Волгу-матушку в 12:52 на 290-м километре и далее взяли курс на Вологду. Дорога пошла однополосная, но вполне хорошего качества, да и погода начала потихоньку налаживаться. Вскоре показалось солнце, и нашим взорам открылись необъятные просторы Ярославской губернии.
Отпуск, проведенный «за рулем», легким не назовешь. Это вам не с кружкой пива на лежаке у моря конечности греть. После отпуска «за рулем», как говорит один мой родственник, «отдохнуть не помешало бы!». И все же положительных моментов у такого вида отдыха гораздо больше. Здесь тебе и смена обстановки, и дороги новые, и страну видишь своими глазами, в общем, получаешь мощный энергетический заряд плюс массу ярких и запоминающихся впечатлений.
В 14:30 въехали в Вологодскую область. Позади 400 километров пути. Погода отличная, за бортом 150 С, расход топлива 5,5 на сотню. Красота!
В 15:22 подъехали к Вологде (476 км). Как и в случае с Ярославлем решили ехать по объездной дороге, и на этом самом Окружном шоссе попали в затор средней степени тяжести. Стоим. В голове крутится знакомый мотив «...где же моя темноглазая, где?» Кстати, на этом самом Окружном шоссе повстречаете большой торгово-развлекательный центр «РИО», в котором можно отобедать. Схема объезда прилагается.
Миновали Вологду и вышли на одноколейку А-119 в направлении Вытегры. Надо сказать, что ровно до этого момента качество дорожного покрытия было вполне себе приличным, а здесь начало немного потряхивать, немного постукивать, дорога пошла залатанная, заплатка на заплатке, бугор на бугре, в общем, мы это как-то сразу ощутили и немного сбавили ходу.
Ехали и любовались картинами то по одну, то по другую сторону дороги. Сплошное «Вологодское масло» и «Домики в деревне».
Когда двигались вдоль Кубенского озера, над ним повисла гигантская радуга. Прошедший стороной дождь нас миновал, а вот на радугу мы попали. Повезло! Места здесь живописные, то там, то тут деревеньки на пригорках разбросаны, очень даже сказочные картинки встречаются.
Все то время, которое мы ехали от Вологды, дорога в нашем направлении была свободной, попутных машин почти не было, а вот встречных машин было очень много. Благодаря этому мы долго не могли обогнать одну «скоростную» попутку. Может, это только у меня, не знаю…… ну вот яркий пример того, когда на язык сами наворачиваются всякие непечатные выражения (не вслух, конечно же…).
В 16:52 пересекли невидимую границу Национального парка «Русский Север», особо охраняемой природной территории. Один из положительных моментов таких территорий — практически полное отсутствие фур.
Это земли с богатым историческим прошлым, на которых расположено большое количество памятников архитектуры и истории. Даже если вас не очень интересует историческое значение этих памятников, обязательно посетите эти места: Ферапонтов монастырь в Ферапонтово и Кирилло-Белозерский монастырь в городе Кириллове. Природа здесь просто потрясающая, а для художников настоящий рай!
Далее проехали над Северо-Двинским каналом. В Википедии говорится, что до 30-х годов 20-го века он был единственным водным путем соединяющим Волгу и Белое море.
Северо-Двинский канал и бескрайние просторы.
Именно в этом месте мы ощутили острую необходимость выпить чаю и немного передохнуть, а поскольку до Ферапонтово отсюда рукой подать…. решили заглянуть в Ферапонтово.
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь.
Мы в Ферапонтово. Время 17:19, пройдено 602 километра. Температура 110 С.
Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом. Пришел он сюда из Москвы со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским. Но обители свои строили отдельно. Монастырь имеет большую ценность для мировой культуры еще и тем, что откос северной двери собора Рождества Богородицы был расписан Дионисием и его сыновьями в 1502 году. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы (так сказано в Википедии). Помнится, в далеком 2006 году мне удалось случайно попасть внутрь собора Рождества Богородицы и увидеть своими глазами, как идут работы по реставрации этой бесценной настенной живописи.
Заглянули мы сюда минуть на пятнадцать, а по-хорошему приезжать сюда нужно на несколько дней, посетить музей, посмотреть окрестности, подышать здешним воздухом, понаблюдать за здешней неспешной жизнью. Ладно, передохнули и в путь!
От Ферапонтово до Вытегры около 200 километров пути, места, скажем так, не густо населенные, да и АЗС на этом отрезке пути всего одна. Есть повод взять эту информацию на вооружение. Итак, в 18:35 на 659-м километре, не доезжая поворота на Липин Бор, заходим на посадку. Лукойл — Волганефтепродукт, на ручном управлении (не автоматическая). На заправке аншланг, машин много, в основном туристы на(с) север(а). Подливаем немного бензина и в путь. Топливо рабочее, теперь уже могу сказать утвердительно.
Дальше погода начала портиться, несколько раз пролетали сквозь небольшой дождь. Дорога кое-где ремонтируется (кладут новый асфальт), но в основном полотно латанное-перелатанное и машину то и дело слегка подкидывает.
Чем ближе мы подбирались к северу Вологодской области, тем реже нам встречались попутные и встречные машины. Большую часть пути мы ехали в одиночестве.
Перед самой Вытегрой дорога совсем испортилась, старый асфальт частично сняли, и ехали мы очень медленно, стараясь не угодить в ямы. Благо этот участок оказался не таким большим. Забегая вперед, скажу, что мы были приятно удивлены по пути обратно, когда ехали по этим же местам по свежеукатанному асфальту.
В 20:45 въехали в Вытегру. Пройденное расстояние 814 километров. Расход топлива 5,7 литров на сотню.
Наверное, любителям ВМФ будет интересно побывать в музее «Подводная лодка Б-440». Музей был основан на базе подводной лодки 641-го проекта, которая была построена на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе в г. Ленинграде в 1969 году. Мы в музей не попали. Часы работы с 9:00 до 18:00.
После Вытегры стало быстро темнеть, мы почувствовали первые признаки усталости и, дабы взбодриться, остановились на вечерний кофе, который плескался в нашем термосе.
Немного взбодрившись, мы подняли якорь и двинули дальше. Позвонила администратор из мотеля, интересовалась дожидаться ли нас, мол, забронированный нами номер единственный свободный, а от желающих заночевать нет отбоя. Я заверил звонившую девушку, что мы на всех парах мчимся к мотелю.
Так оно и было. В 21:37 пересекаем карельскую границу на 874-м километре.
Далее движемся в кромешной тьме совсем одни. В 22:30 бросили якорь на парковке мотеля «Уют». Парковка забита до отказа, мотель тоже и в основном такими же сумасшедшими, как и мы. Не любите ночевать в палатке или в машине? Бронируйте места заранее. По крайней мере, на стыке сезонов ажиотаж присутствует.
Подведем итоги первого ходового дня:
Ну, все, пора спать! Завтра снова в дорогу.
День второй 01.09.2014. (Пудож—Мурманск)
Приятно проснуться карельским солнечным утром. На календаре уже 1 сентября и, как ни крути, получается, путешествуем мы из лета в осень. Пора завтракать и снова в путь-дорогу! Пришли в ресторан, сели за свободный столик и… как же хорошо, когда у людей все продумано.
Как же это удобно. В одно касание, без слов, без размахивания руками... заказали, позавтракали, отблагодарили хозяев за теплый прием и полезли на броню.
Не буду комментировать комфортность пребывания в данном мотеле. Нам требовался ночлег — нам его предоставили за вполне приемлемые деньги. Вот и все комментарии.
Выйдя из мотеля, мы увидали изрядно опустевшую парковку. За бортом сентябрь и 70 С. Погрузились, прогрелись и в 9:04 отдали швартовы.
Там же в Пудоже, буквально метров через 500 заехали на фирменную автоматическую АЗС «ТНК», пополнили бак и встали на знакомую нам А-119 в направлении Медвежьегорска. Всем тем, кому придет в голову повторить наш путь, рекомендуем сделать то же самое (заправиться). От Пудожа до Медвежьегорска 192 километра, и на всем этом пространстве караваны торговцев бензином вы вряд ли повстречаете. К этой заправке мы еще вернемся, чуть ниже по тексту.
Ну, поехали! Дорога немного побаловала нас свежеукатанным асфальтом, и, не успев обрадоваться, мы скатились в безасфальтовое пространство, усеянное ямами. Скажем так, дорога эта (Пудож—Медвежьегорск) отремонтирована кусками. Есть асфальт. Нет асфальта. По какому такому алгоритму здесь ведут дорожно-ремонтные работы понять сложно. Ну, да ладно. Главное, чтоб понимали те, кто проводит ремонтные работы.
Встречаются здесь длинные и прямые участки дороги, поражающие своей красотой. Изредка можно встретить неспешно катящихся велосипедистов да торговцев грибами и ягодами. Мы без труда догадались, что и те и другие люди здешние.
Километров через сто обочины стали песчаными, смешанный лес уступил место хвойному… Красотища! Грех не остановиться. Сказано-сделано!
Какой же здесь сказочный воздух! Зашли в лес. Тишина. Слышен только хруст веток под ногами. Грибы, черника, брусника…. Сбором которых мы увлеклись не на шутку. Как будто позабыли, что нам еще километров так 900 проехать нужно. Всего-то.
Скрепя сердце, хлопнули дверьми и поехали. Едем и по сторонам глазеем.
Еще не в полную силу, а уже чувствуется дыхание севера. Если однажды Карелия запала вам в душу, обязательно захотите сюда вернуться. Не физически, так мысленно будете возвращаться. Страна озер, лесов и потрясающих закатов. Хоть с той стороны Онеги, хоть с этой, южней или северней, везде наткнешься на красивые пейзажи. Вроде бы в четвертый раз уже здесь, а любуюсь, как будто в первый.
В 12:33 въехали в Повенец — поселок городского типа. Пробег 1093 километра. За бортом 120 С.
Повенец начальный пункт Беломорско-Балтийского канала. Здесь же расположен музей Беломорско-Балтийского канала. Есть памятный знак безвинно погибшим на строительстве Беломорканала в 1931-1933 годах. Мемориальное кладбище место массовых захоронений жертв репрессий 1930-х годов Сандармох (между Повенцом и Медвежьегорском). В общем, история поселка тесно связана с трагическими событиями, происходившими в нашей стране в прошлом столетии.
На часах 13:05. Пробег 1116 верст. Мы в Медвежьегорске. Заехали на местную АЗС «ТНК», за топливом и мороженым. Топливный вопрос для нас не был критичным, а вот мороженого очень хотелось.
Какие же мы всё-таки молодцы, что заправились в Пудоже. Мороженое здесь вкусное попалось, и бензин наверняка отличный привезут, но нет времени ждать.
Помнится в далеком 2006 году, гостили мы в Медвежьегорске на турбазе «Малая Медвежка». Тогда нашей целью было посещение месторождения чудодейственного шунгита, которое находится недалеко от села Толвуя (от Медвежьегорска вниз по Р-17 вдоль Повенецкого залива). Очень познавательная была экскурсия, ну и не без приключений, конечно. Но это уже совсем другая история. И еще Медвежьегорск известен тем, что именно здесь на берегу реки Кумса режиссёр Владимир Меньшов снял свою лирическую комедию «Любовь и голуби».
Распрощались с Медвежьегорском и съехали с полюбившейся нам трассы А-119 на Р-21 «Кола» в направлении Мурманска. В некоторых картах и атласах эта трасса (P-21) может обозначаться как М-18, а может как P-21(М-18). Объясняется это тем, что до 31 декабря 2017 года одновременно применяется прежний учетный номер М-18.
Дорога вполне качественная. По нашим расчетам следующая АЗС должна находиться сразу за поворотом на Сегежу. Подлетное время час с копейками. Едем, любуемся заоконными пейзажами. По обе стороны дороги тянутся леса северной тайги. На обочинах встречаются торговцы ягодами. Мы обратили внимание, что в здешних местах для некоторых людей сбор и продажа ягод — источник дополнительного заработка (...а может основного?).
Диалог с собирателями ягод за кадром.
Иногда лес обрывался, и начинался типичный для Карелии пейзаж — обширные болота с невысокими деревцами простирались порою до самого горизонта. Пейзажи просто завораживающие. А при мягком вечернем свете такие картины выглядят просто фантастическими.
Долетели до поворота на город Сегежу. Заправка действительно есть, но не ТНК, а как бы это сказать... не знаем мы таких заправок. Один из местных водителей подсказал, что до ТНК еще километров 40 ходу. Едем дальше.
В очередной раз обогнали цистерны с битумом. Так и ехали с ними вместе от самой Вологды. То мы их объедем, то они нас обойдут.
В 15:44 на горизонте показалась АЗС. Проехали мы к тому моменту 1258 километров, со средним расходом топлива 5,9 литров на сотню. За бортом 140 С. При заправке обнаружилось кафе, где мы с удовольствием отобедали по вполне демократичным ценам. Здесь же пополняли свой топливный запас наши знакомые-«битумщики».
Второй день уже в пути. Все ближе и ближе финишная прямая, но усталость-то тоже не дремлет... и начинается борьба. Но мысль о том, что через несколько часов мы будем по ту сторону Северного полярного круга, придает нам силы.
Едем, едем, едем... Дорога убегает до горизонта серой лентой. После бесконечных пробок большого города ехать по таким трассам уже само по себе отдых. И автомобиль в дороге дышит.
За окном все тот же таежный пейзаж. Леса сменяют болота, болота леса и так по кругу.
На фото хорошо видно, что трафик не слишком напряженный. Педаль так и просит, чтоб на нее нажали, но мы в режиме жесткой экономии. Кризис, понимаешь!
Оставив позади еще 100 верст, в 17:03 подкатили к Подужемской ГЭС.
Возле станции шли ремонтные работы, и часть дорожного полотна была перекрыта. Незапланированный 10-минутный привал. Метров через 500 после станции правый поворот на Кемь. Но нам не туда, нам на 500 километров севернее нужно забраться. Там наша цель.
Не заметив того, отмахали еще 200 верст и в 20:00 приблизились к первому серьезному северному рубежу — Северному Полярному кругу. Пройденное расстояние 1577 километров. Теплый северный вечер 170 С.
Еще мгновение и мы в Заполярье. Весь кустарник у стелы раскрашен цветными ленточками. Ленточки мы вязать не стали, а вот в обнимку со стелой запечатлели себя. Не каждый день в Заполярье бываем.
Через 15 минут на 1581-м километре въехали в 51-й регион. Карелия, до свидания! Последний раз я посещал Кольский полуостров лет так 20 назад, и воспоминания о тех давних юношеских скитаниях по Хибинским тундрам были очень даже ностальгическими, если так можно выразиться. Время от времени меня посещала идея вернуться сюда. И вот я вернулся!
Еще километров 300 и мы достигнем цели. Под теплыми лучами вечернего солнца суровая северная природа выглядит не такой уж суровой.
В 20:46 добрались до поселка Зеленоборский. Пройденное расстояние 1622 километра. Заехали на АЗС (фирменную!!!) и плеснули в бак немного бензина, а в себя немного американо для бодрости.
После Зеленоборского на горизонте показались сопки. Красота! Мы успели сделать еще несколько интересных кадров.
Ну а дальше темнеть стало так стремительно, и наше светлая часть пути, в буквальном смысле этого слова, закончилась. Наступившая ночь лишила нас возможности созерцать красоты здешних мест. Дальше разглядывали освещенную светом фар дорогу и редкие указатели населенных пунктов, да и то «слипающимися глазами». Шли на автомате.
В 22:46 на 1780-м километре проехали Мончегорск. Температура за бортом 130 С. В темноте отчетливо были видны силуэты высоких труб комбината «Североникель», усеянных сигнальными огнями.
Еще 100 километров темноты и в 0:24 (2 сентября) мы достигаем цели. Здравствуй, Мурманск! К дому причалили в 0:44.
Подведем итоги второго ходового дня:
Теперь общие итоговые цифры двух дней пути (сухие цифры):
Далее был легкий ужин (у водителя с коньяком). Коньяк использовался исключительно для того, чтобы не пытаться проехать вышеописанный маршрут повторно во сне. Далее долгий сон «без задних» ног и две недели заполярных приключений.
В первой части отзыва «За красотами осеннего Заполярья (Москва—Мурманск—Москва). Часть 1» я подробно изложил наш путь из Москвы в Мурманск. После поездки мне часто задавали одни и те же вопросы: «По какой дороге вы ехали? На каких заправках заправлялись? Где ночевали и т.д.?». Чтобы ответить на большую их часть, я и написал этот отзыв. И повторюсь, что основной акцент делал именно на описание различных дорожных нюансов. Но поскольку пальцы у меня не поворачиваются сразу приступить к описанию обратной дороги (Мурманск—Москва), я постараюсь ВКРАТЦЕ рассказать о том, что мы успели здесь посмотреть и где успели побывать в свободное от гостей время.
Если же вы хорошо знакомы с этими местами и вам совершенно неинтересно все это читать, то переходите сразу к разделу с описанием обратной дороги
«День первый 16.09.2014. Мурманск—Большая Медведица (Повенец)».
Мурманск
Базировались мы в городе-герое Мурманске. Начнем с того, что это самый большой в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Город раскинулся на сопках. Перепад высот здесь очень внушительный. Самая высокая точка города 305 метров, а самая низкая совпадает с уровнем моря. В Мурманске один из самых больших незамерзающих портов в России и собственно этот порт является гордостью и самой главной достопримечательностью города.
Вообще, город выглядит сурово, а особенно с нависшими над ним тяжелыми свинцовыми тучами. Все здесь от и до пропитано духом севера, мужества и силы. Оно и понятно. Мурманск — столица Арктики, а в Арктике все по-взрослому.
Ладно, отбросим лирику в сторону и пробежимся по основным «опорным точкам».
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья», который местные жители называют «Алеша». Не заметить эту достопримечательность сложно, так что надеюсь, найдете ее без труда. Отсюда открывается замечательный вид на город, порт и Кольский залив.
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья» — Алеша.
В вечернее время, когда город зажигает огни, вид с площадки мемориала становится еще более фантастическим.
Надо сказать, что у города (и у области) героическое и вместе с тем трагическое военное прошлое. Он значительно пострадал во время бомбардировок во Второй мировой войне. По количеству и плотности авиаударов Мурманск уступил лишь Сталинграду.
Вид на город, Кольский залив и порт.
Кольский залив — путь к ледяным воротам Арктики.
Прогуляться по набережной в Мурманске не получится. Вдоль всего города вытянулись портовые сооружения (здесь целых три порта: рыбный, торговый и пассажирский). Единственное место, где можно подойти к заливу в черте города — причал легендарного атомного ледокола «Ленин» (ныне музей), который находится сразу за зданием Морского вокзала.
Атомный ледокол «Ленин» — легенда Советской эпохи .
На ледокол мы не попали (приехали в неэкскурсионное время), но у достопримечательности «отметились». Как-никак, легенда Советской эпохи. По увешанной замочками решетке причала нетрудно догадаться об излюбленном месте молодоженов.
Следующее сооружение, которое заслуживает внимания — мост через Кольский залив с длиною надводной части 1,6 километра (общая длина 2,5 километра).
Вид на мост через Кольский залив со стороны Колы.
С 2005 по 2009 года этот мост был самым длинным мостом за полярным кругом. Жаль, что в дни нашего пребывания ночная подсветка моста не работала.
Следующая остановка «Площадь пяти углов» с легендарной гостиницей «Арктика» (ныне «Азимут»). Так совпало, что мы стали свидетелями шикарного фейерверка в честь открытия переименованного отеля. Кстати, здание гостиницы является самым высоким в городе.
Обязательно найдите время прогуляться по центру города, чтобы ощутить его атмосферу, посмотреть на памятники и архитектуру. Для полноты картины мы посетили Краеведческий музей, чего и вам советуем.
Памятник А.Ф. Бредову, отель «Азимут», Администрация, Мурманский вокзал.
Обязательно найдите время побывать в кафе «Юность» на проспекте Ленина. Там огромное количество различных кондитерских изделий. Горячие блюда там тоже имеются, так что можно пообедать. Особенно нам понравились пирожки с палтусом, которые здесь продают. Перед отъездом специально заезжали сюда, чтобы купить несколько штук в дорогу.
Небольшая часть ассортимента кафе «Юность».
Лично меня очень впечатлил народный памятник, посвященный женщинам, умеющим ждать. Оказывается, этот памятник воздвигнут на народные деньги. Расположен он в самом подходящем месте с открытым видом на Кольский залив. Очень символично, а для женского населения города, не побоюсь этого слова, еще и свято.
Еще одно место, заслуживающее того, чтоб его посетить, это мемориальный комплекс «Морякам, погибшим в мирное время». Здесь же установлен фрагмент рубки АПЛ «Курск», гибель которой стала трагической страницей в истории современной России. Мне даже трудно представить, что пережили в те страшные дни жители города, которые в большей степени разделили эту боль с родственниками тех, кого поглотила эта страшная трагедия. Вечная им память.
Мемориальный комплекс «Морякам, погибшим в мирное время».
Чтобы глянуть на город с западного берега Кольского залива, вам понадобится перебраться на это самый западный берег. А если уж переберетесь, так сможете доставить себе удовольствие посетить историческую часть города Абрам-Мыс. Там же есть мемориальный комплекс с парковой зоной.
Абрам-Мыс. Мемориальный комплекс.
Сейчас уже не упомнишь всех деталей нашего пребывания в Мурманске, да и нужно ли это? Но в целом скажу, что город дышит. Живет! Трубы дымят, транспорт едет, торговля идет, люди перемещаются и люди здесь замечательные... да, есть некоторые недостатки... а где их нет?!
Жаль, конечно, что не попали в музей истории Мурманского морского пароходства. А с другой стороны, есть повод приехать сюда еще раз. И не только для похода в музей. Красота заполярных пейзажей, а особенно в осенних тонах, может серьезно ранить ваше сердце, и возможно вам захочется возвращаться сюда, как и мне, снова и снова.
Окрестности Мурманска
Быть в Мурманске и не побывать в его окрестностях — грех!
Окрестности — понятие очень размытое и пускай в нашем конкретном случае это будет в радиусе чуть более 100 километров от города.
Для ознакомления с этими самыми окрестностями мы не стали «изобретать велосипед». Изучив карту местных автобанов, определили 4 главных направления.
Первое из них (идем по часовой стрелке) — безномерная дорога «Серебрянка», которая ведет в Териберку, Туманный и к Серебрянскому водохранилищу. О поездке из Мурманска в Териберку я писал подробный отзыв на Drome (Мурманск—Териберка, или 130 километров впечатлений), там можете все прочитать и про дорогу в том числе.
Второе направление — Р-21(М-18). Его мы упомянем по дороге домой чуть ниже по тексту.
Третье направление — Р-12. Дорога ведет к Верхнетуломскому водохранилищу и далее в Финляндию (если у вас есть действующий Шенген, эта дорога может стать значительно длиннее для вас...).
Слегка огорчил тот факт, что данная трасса была «немного» подразбита, и при движении по ней приходилось глазеть не только по сторонам, но и следить за целостностью дорожного полотна.
Верхнетуломская дорога в осенних нарядах.
Верхнетуломское водохранилище.
Мы себе не ставили каких-либо конкретных целей и мест для посещения (кроме Териберки), а отъезжали от города и останавливались там, где приглянулось. Собирали грибы и ягоды, которых здесь несчетное количество, да и просто гуляли в свое удовольствие. И куда бы мы ни поехали, всюду нам встречались картины, радующие замыленный глаз городского обывателя.
Гуляй-не хочу! Необъятный простор и трасса Р-12.
Четвертое направление — А-138 (Мурманск—Печенга). Само название дороги подсказывает, что она ведет в Печенгу (ПГТ). По ней же можно и в Норвегию, и в Финляндию, и на полуостров Рыбачий... и еще по этому направлению есть несколько нетуристических отворотов, в которые лучше не сворачивать, если вас туда не приглашали.
Здесь же на 75-м километре трассы на правом берегу реки Западная Лица находится Долина Славы (ранее Долина Смерти). Летом 1941 года здесь в неравном сражении было остановлено наступление немецких войск на Мурманск ценой неимоверных усилий. В память о погибших защитниках Заполярья здесь воздвигнут мемориал.
Мемориал защитникам Советского Заполярья.
Где-то на полпути к границе пограничный блок-пост. Там могут поинтересоваться целью вашего визита и поглядеть на вашу фотографию в паспорте.
По какому бы из этих направлений вы ни поехали, обязательно полюбуйтесь осенними красками тундры. Зрелище совершенно незабываемое. Тундра обладает какой-то совершенно магической силой притяжения, которую невозможно объяснить словами. Это можно почувствовать, только находясь здесь. Погрузившись в эту атмосферу.
В заключение краткого обзора города и его окрестностей хочу сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или же прочитать. Так что приезжайте и сами все изучайте, осматривайте, фотографируйте и т.д. В общем, открывайте что-то новое для себя.
Незаметно для нас самих пролетели наши замечательные мурманские каникулы, и пришло время собираться в обратный путь. Домой мы поедем по уже знакомому вам маршруту только теперь в обратном направлении (Мурманск—Москва). Итак, решено! Стартуем утром 16 сентября.
День первый 16.09.2014. Мурманск—Большая Медведица (Повенец)
С первыми петухами продрали глаза, позавтракали, откланялись гостеприимным родственникам, и, забрав свои пожитки, уселись в бричку. Время по Москве 8:17. Все счетчики обнулены. Забортная температура 70 С. Тронулись.
В 8:39 пополнили запас лукойловским нефтепродуктом на Кольском проспекте под горловину. Заправка очень порадовала «людской» системой — сперва заливаешь, потом платишь.
Мурманск провожал мелким дождем. Проехали мимо стелы и выкатились на уже знакомую нам Р-21 (М-18). Я уже обещал вернуться к этой дороге, конечно, в смысле ее описания и вот почему. Последние 200 километров до Мурманска нам пришлось ехать под покровом ночи, и что-то разглядеть кроме дороги в свете фар было невозможно. Теперь поглядим на окружающую флору при свете дня.
Перелески, болота, тянущиеся до самого горизонта, небольшие озера... В общем, есть чем полюбоваться, где побродить и есть за что зацепиться глазу. Ладно. Побродим в следующий раз.
Приближаемся к Мончегорску. Не знаю, что здесь было раньше, но то, что выплевывал в атмосферу комбинат «Североникель», не прошло бесследно.
Выжженные участки земли и того, что на ней росло.
Выглядит, как будто здесь был страшный пожар или химатака. Если вдуматься, так оно и получается. Есть те, кого уничтожают, а есть те, кто сами себя. Вот мы скорее ко второму типу относимся. Враги нам не нужны.
Мончегорский комбинат «Североникель».
В 10:48 на 136-м километре проехали табличку с надписью «Мончегорск».
Порадовала дорога с хорошо читаемой разметкой. Ехать одно удовольствие да еще при таком трафике. Очень рекомендую.
Эх, сколько же здесь красивых мест! И в Хибинские тундры заглянуть неплохо бы и в Ловозерские, и в Умбу на Белое море... но нельзя объять необъятное, как сказал классик, да еще за такое короткое время. Погода постепенно начала налаживаться, и пейзажи по обеим сторонам дороги стали еще красочнее.
Это знает всякий, это не слова...
В 12:59 заехали на АЗС в Зеленоборском. Пробег 295 километров. Температура 120 С.
Зеленоборский. Губа Княжая. Кандалакшский залив.
В 13:51 вылетели за границу Северного Полярного круга.
Далее в 13:52 на 335-м километре распрощались с Мурманской областью и со всего разгона попали в объятия Республики Карелии.
За окном потянулись знакомые нам картины северной тайги. Леса и болота. Болота и леса.
Монотонность дороги способствовала тому, что в салоне нашего автомобиля установился стабильный эмоциональный фон, и мы в состоянии спокойной и тихой радости отмахали верст 200.
Нас не покидала идея заехать в Кемь, вернее в поселок Рабочеостровск на побережье Белого моря. На окраине этого поселка был снят известный фильм Павла Лунгина «Остров». Отсюда же ходят катера и небольшие теплоходы до Соловецких островов, где находится Ставропигиальный Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, основанный в 1429 году.
Заехали в Рабочеостровск. Время 17:15. Пробег 586 километров.
Может быть, это только у меня такое впечатление сложилось... полное ощущение того, что поселок штурмовали с моря, но с большими потерями атаку удалось отбить. И чтобы забыть весь этот кошмар, люди периодически разбавляют свои дни в алкогольных напитках.
Многие тащат бидоны с водой. Кто в руках, кто в телегах... в общем, картинка угнетающая.
Заброшенные декорации к фильму «Остров» (на дальнем плане).
Час отлива обнажил мусор прибрежной линии.
Еще одно забытое Богом место. В 15:58 покидаем Рабочеостровск и берем курс на главную дорогу Р-21 (М-18). Немного не доезжая главной дороги, заметили по левую сторону памятник (на берегу Путкинского водохранилища). Остановились.
Памятный знак в честь села Подужемье.
Оказалось, это памятный знак в честь Карельского села Подужемье. Кругом тишина и покой. Красота. Но расслабляться нельзя. Дорога зовет!
В 18:30 встали на трассу и покатили дальше. Вскоре начало стремительно темнеть, и мы наблюдали потрясающие Карельские закаты.
В 19:45 на 721-м километре приземлились для дозаправки на ТНК, на ту самую, на которой заправлялись по дороге в Мурманск. Т.е. сохраняли приверженность тем АЗС, топливо которых наш железный друг «съедал» без последствий. Возможно, когда вы заедете на эту заправку, одометр вашего авто будет показывать 670 километров, а не 721, как показывал наш. Как нетрудно догадаться, знакомство с Рабочеостровском стоило нам 50 дополнительных километров пути.
Ну, а далее картины справа по борту стали настолько фантастическими, что мы нашли в себе силы остановиться и запечатлеть эту красоту.
Вид с обочины федеральной трассы Р-21(М-18).
Когда совсем стемнело, мы уже шли на автопилоте. Место ночлега неумолимо приближалось к нам. В 22:30 на 886-м километре бросили якорь на практически пустой парковке загородного клуба «Большая Медведица». Забортная температура 50 С. Находится эта турбаза в 24 километрах от Медвежьегорска или в 3 километрах от поселка Повенец, на самом берегу Повенецкого залива. С помощью навигатора нашли ее без труда.
На территории турбазы расположены отдельно стоящие коттеджи, по несколько номеров в каждом, парковка, столовая и там же располагается администрация. Честно говоря, нам здесь понравилось. Поселили нас в просторный комфортабельный номер с креативным дизайном. Здесь не грех отдохнуть недельку другую, не то что переночевать одну ночь.
Подведем итоги первого ходового дня:
А дальше был крепкий здоровый сон.
День второй 17.09.2014. Большая Медведица (Повенец)—Москва (дом родимый)
Проснулись. Через задернутые шторы пробиваются лучи солнца. Эх! Что может быть лучше солнечного Карельского утра?! Быстро собираемся и бежим в столовую, где нам причитается завтрак. По дороге бегло осматриваем территорию турбазы. Все очень прилично и ухожено. Чувствуется хозяйская рука!
Блинчики с брусничным вареньем.
В столовой дружелюбного вида женщины подают нам завтрак, мы съедаем его с большим аппетитом и, поблагодарив их, идем прогуляться по берегу Повенецкого залива.
Песчаный берег Повенецкого залива.
Возможно, фотографии недостаточно точно передают красоту этого самого берега, но можете поверить мне на слово. Здесь очень красиво, и это стоит того, чтобы посетить здешние места и убедиться в этом.
Ух! Хорошо на Онеге! Но пора в дорогу. До дома еще 1000 верст пути, а время уже 10:00 часов. Быстро грузимся, благодарим хозяев за теплый прием и в 10:26 по Московскому времени выкатываем на большую дорогу. Забортная температура 100 С.
Надо сказать, что под большой дорогой я имею в виду хорошо уже известную нам трассу А-119. Еще одним приятным обстоятельством было то, что колеса нашего болида шелестели по свежеукатанному асфальту, которым две недели назад здесь еще и не пахло.
В 12:26 с пробегом 1060 километров въехали в Пудож. Забортная температура 110 С. Солнечно. Как вы уже помните, в Пудоже есть заправка ТНК. Заезжаем и заправляемся до полного, кофе, WC и снова в бой.
В 13:37 с пробегом 1107 километров въезжаем в Вологодскую область. Карелия, good-bye!
Далее в 14:08 на 1163 километре проскочили Вытегру и взяли курс на Вологду. Погода отличная, дорога свободная... пару раз делали привал в понравившихся нам местах. Как однажды написал поэт: «Унылая пора! Очей очарованье!».
По мере нашего приближения к национальному парку «Русский Север» погода начала портится, и небо заволокло тучами. С такими пасмурными декорациями мы тащились до самого города Кириллова. Такой трафик не мог нас не радовать.
Пользуясь случаем, решили заехать в город и посетить Кирилло-Белозерский монастырь, расположенный на берегу Сиверского озера.
В 17:07 бросили якорь на парковке возле монастыря. Пройденное расстояние 1394 километра. Температура окружающего воздуха 100 С.
Кирилло-Белозерский монастырь.
В 14-м веке монах Кирилл Белозерский основал свою обитель на берегу Сиверского озера. Монастырь занимает внушительную территорию, на которой стоят 11 каменных церквей. Любопытно было узнать, что он является не только самым большим монастырем в России, но и в Европе. Строить так, строить.
У монастыря очень богатая и интересная история, и обо всем этом достаточно много различной информации можно найти в Интернете.
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Обязательно найдите время побывать здесь. Побродите по монастырю, погуляйте по берегу Сиверского озера... не пожалеете.
На тот момент в монастыре велись реставрационные работы. Заказчик — Министерство Культуры РФ.
Посмотрели мы на всю эту красоту и поплелись восвояси.
От кирилловского поворота на А-119 и до Вологды самый ухабистый участок дороги. Там не ямы, а именно ухабы. Заплатка на заплатке. Не знаю, как теперь, но тогда в сентябре 2014-го вполне прилично потряхивало и подбрасывало. Но все познается в сравнении. Когда мы тормознули на очередной привал, взгляд невольно упал на нашу родимую-непобедимую проселочную дорогу. По сравнению с ней А-119 — автобан.
И француз нас приходил завоевывать и немец... кого только ни повидала наша распутица, кого только ни покорила своим «гостеприимством». Сколько уж веков миновало, а мы так и живем с ней неразрузлочно, да видно так и будем жить.
Еще сорок минут тряски, и мы приблизились к Вологде. Когда проезжали развязку, где пересекаются А-119 с М-8, нам открылась потрясающая и очень символичная, на мой взгляд, картина. Затухающий свет уходящего за горизонт солнца как бы символизировал завершение нашего большого и увлекательного путешествия. Русский Север прощался с нами.
Прощальный взгляд Русского Севера.
Но на этом закончилась только светлая часть нашего путешествия (в прямом смысле этого слова). В 19:27 въехали на Окружное шоссе Вологды. Пробег 1520 километров. Забортная температура 70 С.
До дома еще 500 верст и не помешало бы подкрепиться. Сказано — сделано. Заехали в торгово-развлекательный центр «РИО» (там же на Окружном шоссе), не ради развлечений, конечно, а для утоления чувства голода.
Голод утолили. Едем дальше. Теперь никакой лирики, только цифры.
В полной темноте преодолевали большой перегон между Вологдой и Ярославлем. Поток был достаточно плотным.
В 21:18 с пробегом 1613 километров пересекли границу Ярославской губернии. Приятно порадовала забортная температура в 10 С.
В 22:47 на 1697 километре не доезжаю поворота на Толбухино (за 20 километров до Ярославля) заправились до полного бака на ТНК. Так же прикупили самый популярный товар на АЗС после топлива — кофе. Для бодрости!
В 23:03 на 1718-м километре влетели в Ярославль. Забортная температура 50 С. После того, как пару раз промахнулись с поворотом, решили включить навигатор. Хочется отметить, что в городе очень красивая ночная подсветка, но более всего поразила подсветка Ярославского НПЗ. Это что-то из разряда фантастики.
Силы начали предательски покидать нас, когда в 01:53 мы пересекли границу Московской области. Как-то сам собой на свой страх и риск включился автопилот, и нас несло по течению М-8 до самой МКАД. По мере приближения к мегаполису интенсивность освещения увеличивалась в геометрической прогрессии, и в 02:50 мы въехали в столицу нашей родины.
В 03:10 бросили якорь у дома. Стоп, машина! Мы дома!
Подведем итоги второго ходового дня:
Общий итог обратной дороги (сухие цифры):
Теперь окончательные итоговые цифры (Москва—Мурманск—Москва):
Послесловие
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Сказать, что оно было интересным, значит, ничего не сказать. Для меня это было лучшее автопутешествие, по совокупности всех его составляющих. Возможно, по ходу повествования я что-то упустил, пропустил, или мной были допущены какие-то неточности или сделаны акценты не в тех и не на тех местах и т.д... Исправляйте! Дополняйте! Буду очень вам признателен!
Спасибо всем, кто дочитал до конца этот отзыв или хотя бы одну из его частей. Возможно, кому-то это поможет сделать первый шаг к самостоятельному «освоению» просторов Крайнего Севера.
Удачных Вам путешествий!