|
Привет все дромовцам. Сейчас пришло три мартовских выходных дня, делать особо нечего. Три дня для одних дел много, а куда-нибудь съездить — мало. Вот я, уже год как в Тюмени в командировке, в 2010 году остался без отпуска, никуда не съездил в интересные места. Предновогодний прогон Тюмень—Ростов—Рязань—Москва и после НГ обратно, путешествием не считаю. Сидел и перебирал фотки за 2009 год, вспоминал поездки, питерцев Андрея и Славу Одинцовых, с которыми познакомился в том году и очень подружился, поэтому решил рассказать про нашу третью совместную поездку в 2009 году, на Кольский полуостров.
В том году объект у меня был в Ростовской области, и начало моего маршрута было оттуда. Это был конец второго лета, которое я проводил в тех краях. Выросший в средней полосе, я реально страдал от отсутствия нормальных лесов, болот, ну, и нашей природы. Поэтому все обсуждения возможных поездок рассматривались только не южнее Питера.
Как всегда, все случилось в одно время: отпуск, свадьба друга, поездка жены и дочери в Питер и мое путешествие на Кольский, п-ов Рыбачий, м. Немецкий, самая северная часть европейской России.
Так как роспись у друга в Москве назначена была на субботу на 12 часов, я из Азова, со стройки, рванул после работы в четверг, в пятницу заехал к теще в деревню в Рязанской области, загрузил весь шмурдяк (канистры, хай-джек, взял на всякий случай сэнд-траки, болотоходную одежку, спальник ну и т.д.), потом в Рязань за женой, приехали в Москву, дочь учится в вузе, помыл машину и завалился спать. Утром в 9:00 я уже был у Сашки во дворе. На фото он справа.
Ну что, приехали парни, начали наряжать.
Потом поехали за невестой, Санек накануне «денег» в магазе прикупил, постирал в машинке, потом гладил чуть не всю ночь, в общем, как настоящие.
У подружек невесты стандартный геморой, то попей водички, то отгадай, где чьи следы, то денег дай.
Ну, в общем, свадебная чухня, надоело мне все это, взял девчоночку покрупней и на таран. За сорокан «постиранных» купили у тещи невесту.
И закончилось это все по классике.
Тут я «обрадовал» Саню: пожал руку и говорю, что пьянка без меня, народ завтра в Карелии меня ждет, нужно срочно подрываться. Прыг в машину, на Дмитровку переодеваться, жену и дочь в машину и где-то часа в четыре выехали в сторону Питера. Знаменитые пробки на выезде на север, чуть ли не до Вышнего Волочка. Ну ладно, с часовым пересыпом по дороге, утром были в Питере. Кстати, жена с дочей первый раз слушали эфир на 15 канале. На питерской трассе в канале народу полно. Иногда ржали до икоты. Утром в Питере в знакомую частную гостиницу, часа три поспал, оставил своих, созвонился с Андреем, он уже на месте был, а мне еще надо было еды и «воды» в «Ленте» купить и где-то еще по подсчетам километров 400 пилить.
Когда после магаза стартанул, душа запела, все осталось позади, все что тянуло — оторвалось, и я почувствовал офигенное облегчение, впереди путешествие, впечатление, позитив ну и все остальное. С навигатора слетела карта, пришлось дальше ехать по атласу, тож неплохо.
Проехал Импилахти, дорога асфальт, отличная, еду уж давно, смотрю, мужик навстречу идет, а места-то дикие, дальше гляжу, джип на обочине на боку лежит, пацан голосует. Ну джипу помощь нужна — святое дело остановиться.
Останавливаюсь, опускаю стекло, пацан подходит и спрашивает: «Это вы с Одинцовым на Кольский едете?». У меня глаза на лоб, немая сцена. Вот так я познакомился с четвертым экипажем. Оказалось, за рулем ехал сын Володи — Колясик, Володя попросил остановиться отлить, ну, Колясик и притерся к обочине, а трава высокая, кювета не видно, и уже на исходе, джип плавно лег на бок.
Когда поставили на колеса из всех повреждений — мягкая вмятина на двери, позже ее отжали, даже зеркало не разбили, просто сложилось. Минут двадцать дали стечь маслу, завели движок, полчаса я за Володей ехал, масло выгорало, а потом все пришло в норму. Вот так мы поехали вдвоем до места встречи. На встречу добрались уже затемно, вот тут офигел от того, как светит танковый ксенон в лесу. Заливает объем, дает освещенное трехмерное окружение. Очень понравилось, но, правда, использую только на покатушках, слепит встречку.
Ну вот, все встретились. Теперь можно и про состав участников, только фотки с середины путешествия решил поставить в начало. Поэтому сплошь небритые рожи:
Я в одни руки на «Патруле», ZD30, автомат.
Андрей с сыном на «Патруле» 2,8RD, коротыш, ручка.
Слава. Вся навигация на нем была.
Лена с двумя дочерьми на Паджеро, дизель, коротыш, автомат
Мама Лена. Водила «Паджерика».
И четвертый экипаж, с которым я не был знаком — Володя с сыном на «Тойоте», 70-ка, коротыш, левый руль, ручка.
На заднем плане Колясик. Уложивший 70-ку.
Ну, что же, переночевав на озере, названия которого не помню, собрались в дорогу, напилили сосновых чурбаков на дрова, загрузили в машины. Задача стояла следующая: проехать по грейдерам где-то 250 км, выйти на мурманскую трассу в районе Медвежьегорска и добраться до Кандалакши. Общий пробег должен быть в районе 1 000 км. Поехали следующим составом: Слава с девчонками на своем «Патруле», Лена и Андрей на «Паджерике», я в одного и Вова с сыном на 70-ке. В таком порядке и шли.
По грейдерам, что по зимнику, приспустить колеса — святое дело. Средняя скорость 50-60 км, участками до 10-15 км. Ехали без остановок, на большой дистанции, пылища колом стояла, не видно ни хрена. По дороге один раз собрались, сварганили обед и потом опять поехали. Шли в интервале 5-10 минут между машинами. По дороге попались подзабытые продавцы золотых «болтов», у которых кончились деньги, а ехать надо дальше и т.д. Ситуация следующая: пустынная трасса, на обочине стояли две потрепанные «БМВ» с польскими номерами, канистры и три человека, голосуют, специально проезжаю метров 40, смотрю, сколько народу побежит, пошел один, и в приспущенное окно: купи, брат, золото, деньги кончились, бЭнзин нужен, на вид цыган цыганом, не дослушал, тапку в пол и поехал дальше.
Погода менялась в худшую сторону, с солнечной, переход на пасмурную и в Кандалакшу приехали — ветер, пасмурно, накрапывал дождик. Заехали на модную, европейского типа заправку, где готовят хот-доги с солеными огурцами и хрустящим луком + холодная кока-кола. МММММ — вкуснотища. Да, забыл сказать, объект мой был — завод «Кока-колы» под Ростовом. И тут на такой заправке — издевательства над отходами.
Пока ел хот-дог, огляделся, вокруг пятиэтажки стоят с заколоченными квартирами. Картина не очень радостная. Наверно, народ свалил на заработки и, чтоб не продавать жилье за копейки, проще заколотить.
Заправились, и поехали на берег Белого моря, километров в 15 от Кандалакши ночевать.
Наутро встали — дождик моросит, прохладно, с моря ветерок тянет. Быстренько позавтракали и в путь. В это день план был доехать до погранпоста в Титовке, а там по обстоятельствам.
До Мурманска долетели без напряга. Бурными темпами идет ремонт дорог. Между Мончегорском и Оленегорском вдоль дороги нереальные лунные ландшафты. Результат покорения природы человеком. Здесь воочию увидел, как сдвигались горы. Видно, что с одного места гора срыта, а на другом отсыпана заново переработанной породой. Безжизненный пейзаж с крестами опор линий электропередач, грязища, пылища, безрадостно. Я помню с детства — стране нужны удобрения, здесь добывают сырье для них. Цена очень велика.
Мурманск, с противоположной стороны бухты.
Ну, вот доехали и до погранпоста. С мая 2009 года отменены пропуска, только регистрация паспортов и машин. С местными номерами проезд свободный.
На фотках видно, что погода стала солнечной, правда, ветерок. Это результат моей остановки у стелы, при пересечении полярного круга. Не поленился, слазил в заваленный зад, достал заветную бутылочку коньячку, прыснул на четыре стороны света и попросил удачи. Действо возымело успех. В дальнейшем мы везли солнечную погоду, и она уезжала вместе с нами.
На погранпосте, метров 600 после него — типа кемпинга, было решено оставить на стоянке «Паджерик» (50 руб./сутки), чтоб не бить его по камням. Весь шмурдяк перегрузили мне, и Андрей с Леной тоже переселились ко мне. Поехали по грейдеру в сторону Новой Титовки вдоль одноименной речушки. Добрались до первого водопада, надо же и сфотаться.
Верховые озера на полуострове Среднем. Когда все останавливались пофоткать (кроме меня), я не умею фотографировать вообще, смотрел на окружающую красоту и просто дух захватывал. Тем более контраст юга и севера. И вот что, северная природа за короткое лето успевает лишь сделать несколько мазков в северном пейзаже, а на югах — пришла весна и БАБАХ все и сразу распускается, все сразу начинает издавать опьяняющие запахи, чуть ли не камни. И вот на этом сравнении, просто поражает осознание того, сколько же лет понадобилось природе, чтобы на севере создать такую красоту.
Вдали залив Баренцева моря. И здесь граница действительно на замке.
На перешейке между Средним и Рыбачьим остановились, чтоб подождать фотографов с двух машин. Увидел грибы, подосиновики. Оранжевые шляпки на зелено-серебристом мхе. Ходи, просто подбирай, чот не интересно даже. Нарезал пакет на ужин. Какие-то колченогие грибы, очень длинные ножки. Стали искать место для ночлега, ветер с залива дует непрерывный такой, как сквозняк, холодный, на поляне, где собирал грибы, отрыты полуокопчики недавние, наверно, бойцы тренировались несколько лет назад. Следов жизнедеятельности военных в округе немало. И нашли отворот от основной дороги в кусты карликовой березы и обнаружили лагерь заготовителей крабов, наверно.
Очень хорошо защищенное от ветра место со своим чистейшим ручьем.
Ну и сели обсудить между мужчинами удачно найденное место.
Нежарко, хоть и солнышко, но из-за ветра температура днем 6-8 градусов. В ночь заморозки были. Это итог второго дня.
День третий. План такой: объехать Рыбачий против часовой стрелки. Если не успеем, то заночуем. В общем, как карты лягут. Ну, поехали.
Западная часть полуострова. Останки какого-то военного поста.
В правом верхнем углу фотки виден немецкий дот. По отливу поехали посмотреть.
К сожалению, фоток самого дота не нашел. Посмотрел, внутри все сделано капитально, с умом. При закрытой бронедвери запасы подавались в приямок дота прямо из окопа. Из амбразуры вся бухта прямо на ладони. Окопы глубиной щас-то по пояс, а тогда, наверно, в рост. В окопах лежат наши кабели. На меня произвело впечатление то, как солдаты, неважно немцы или наши, выживали в этих суровых полярных условиях зимой.
Дальше наш путь лежал на север к маяку, который расположен на северной оконечности полустрова.
Хозяйство на маяке. Вот мы и достигли главной цели нашего путешествия — самой северной точки европейской части России.
Фото на память с главным идеологом нашей поездки — Андреем Одинцовым (слева).
Мой ЗиЛ-130 тоже достиг этой точки.
Рядом с маяком, в Вайде-Губе, расположена еще чуть действующая военная часть, с остатками городка. На Гугле эти три шара видны
Остатки акустических оболочек станций, не действуют. Вращается только одна антенна РЛС и все. Брошенные разукомплектованные дизеля, разбитая техника. Удручающее зрелище. Такая картина еще не раз встретится нам по пути. Местные, наверно, с Мурманска, заканчивают вывоз металлолома с полуострова. Попадался ушатанный КрАЗ, доверху набитый металлохламом. И каждый раз задавался вопросом, каких же усилий стоило стране припереть это все сюда, построить и поддерживать в эксплуатации. И что стоило людям служить здесь. А теперь все похрену.
Пока стояли, смотрели на округу и переживали свои впечатления, молодежь шаталась по округе и усердно фотографировало все вокруг, к маяку, непосредственно к самой кромке берега с немецкой организованностью подъехали три «буханки» и один «головастик», развернулись, встали в ряд, растянули, я так понял, флаг офф-роудного клуба, пофоткались и организованно снялись и умчались обратно. На все потратили минут 15.
Созерцание суровой красоты вокруг навело меня на мысль: а чо я упираюсь за рулем, когда у меня с собой два водилы огурцами едут? Достал пивка и с удовольствием отметил достижение цели. А так как я принципиально не езжу за рулем под мухой или даже с бодуна, то с радостью загнал Андрея за руль. Какой же это кайф ехать в компании, глазеть по сторонам и потягивать пивко и тебе все пофигу.
Все высунулись смотреть бегущих по колее куропаток.
Остановились пофоткать прибой. Я первый раз увидел цвет воды «изумрудная». Славик общелкался.
Вова с Колясиком и Андрей искупались, я что-то очконул.
Восточный берег Вайда-Губы. Тут решили отобедать. Кругом космический пейзаж.
Дорога заканчивается обрывом. Ветер дует постоянно, как в трубе.
Голова кружится от нереальных рельефов.
В обед выпил еще пивка и еще. И пожалел об этом. Дорога пошла одни каменюки, машины колбасило, нас в них, пиво во мне. Скорость 10 км/час. Даж снимков мало сделали. Сфотали «местных»: карибу.
После двух часов болтанки заныли наши барышни, и было решено не ночевать на Рыбачьем, а уполовинить маршрут и уйти на нашу стоянку на Среднем и там заночевать. Так и сделали. Навстречу попались два КрАЗа бензовоза, остановились, перекурили. Оказалось, ребята завозят мазут на зиму, на остатки военно-морской базы в Цыпнаволоке. Скорости никакой, камни, вода. Кстати, о погоде на Рыбачьем. Нам очень повезло. Было солнце, дождей давно не было, поэтому во всех лужах низкая вода. Если бы была большая вода, то порубились бы. День третий закончился там и с тем же сценарием, что и день второй. См. фотки выше.
День четвертый. Рывок на Апатиты, Кировск и далее по технологической дороге, устью реки в глубь Хибин.
Проезжаем базу МЧС или Центроспаса. У них домик, есть комнаты, организуют походы, зимой на снегоходах.
Наконец, финиш трудного дня. Завалились на ночлег.
До ночлега ехали по дороге — грязища, в ней спрятаны нормального размера камни, способные расколоть редуктор моста иль погнуть тягу. Корячились, корячились, приезжаем на место, а там пару местных рыбачков сворачиваются. Приехали порыбачить на ушастом запоре, правда, тюнингованном: злые колеса стоят, не знаю, от чего, и воздухан вынесен из-под капота 50 мм канализационной трубой. Уважуха.
День пятый. Осмотр окрестных гор. Дальше написать про горы у меня не хватает умения. Красота на снимках, а в натуре вообще пипец. Поэтому просто посмотрите.
Колясик сидит медитирует, а вниз осыпь метров 300.
Обратите внимание, внизу снежника, поперек, идет группа горников. Еле заметная цепочка.
Пока женская половина мастырит обед, наблюдаю в бинокль за той группой горников, которые штурмуют перевал. В бинокле все, как на ладони. Идут тяжело. Но минут за сорок все-таки залезают на перевал.
Обратная дорога на Кировск.
Почему включил эту фотку? Масштабы «реформ» экономики ужасны. Промзона, как в фильме «Сталкер» Тарковского, много брошенных производств, многие растащены. Город в котловине, представляю, что здесь творится зимой, когда нет ветра.
Далее возврат на трассу до Кандалакши, потом на ночлег на озере Колвицкое (дорога на Умбу).
Погода чудесная, солнышко, потеплело, и вечерние сники озера, без всяких фотошопов и других фенек.
Да, такая красота бывает.
Фоткали разные фотографы на разные аппараты.
День шестой. План на день. Поездить по берегу Белого моря, найти выход скальной породы с аметистами, если хватит времени побывать в самой северной песчаной пустыне, д. Кузомень в устье р. Варзуга.
Езда по отливу. Дорога лучше всякого асфальта. Но не везде можно вылезти на берег.
Нашли выход породы с вкраплениями аметистов. Ну и ладно. Потом обед. И тут случился бунт молодежи в коллективе. Народ устал от наших гонок. Решили сделать полудневку. Разбили лагерь, отобедали, выпили, полирнули пивком и тут народ отдохнул и загорелся все-таки доехать до Кузомени. Но нарисовалась одна проблема — я выпил. Второго водителя у меня нет, моя поездка под угрозой срыва. И тут храбрая девушка Женя согласилась сесть за руль моего грузового автомобиля, имея в сухом остатке опыт городского вождения ситроенчика С3. Ну, подвинули и подняли водиловское сиденье, я сел рядом и поехали.
Натуральная пустыня. Люди отчаянно борются с наступающим песком.
Сельмаг. Оставшиеся местные на недоприводах до деревни добираются только по отливу.
Поехали дальше до впадения р. Варзуги в Белое море.
Сфотались и обратно в Кузомень.
Поясню снимок. Я с Азова пер арбуз. Еще на югах загадал, что отдам служителю самого северного маяка. По-тупому забыл. Приехали в Кузомень, говорю, Женя, увидешь местного, тормозни, я ему арбуз отдам. Съездили в устье р. Варзуги и на обратной дороге, смотрю, дед стоит на крыльце, на нас смотрит. Отдал ему арбуз, дед почесал репу и говорит, ну вот под сладкое есть повод и горькую употребить.
После всего опять вернулись ночевать на озеро, но погода уже была не та.
День восьмой. Едем в Карелию. В район Кистеньги. Остановились в лесу у озера. Я спал всегда в машине, мне палатку не разбивать, поэтому я нарезал кружок насчет грибов. Оказалось, что мы остановились на бывших позициях времен Отечественной войны. Остатки капониров, землянок. В одной яме остался еще цел дверной проем с полотном, заросшая дорога и дофига колючки в траве. Даже штаны порвал.
Это был последний день совместного путешествия. На следующий день мне нужно уже было двигать в обратную сторону, с учетом того, что еще надо было забирать из Питера моих и до Ростова добраться. А ребята еще пару дней поездили по Карелии. На этом сезон 2009 года закрыли. В 2010 вместе съездить не срослось. Ждем сезона 2011.
Фотки вечернего озера без ретуши, фотошопа и прочей фигни.