|
В сентябре 2013 года я и два моих лучших друга совершили путешествие на Кольский полуостров и посетили множество интереснейших мест. Наш маршрут пролегал по нескольким федеральным и региональным трассам, а именно:
М-8 «Холмогоры» (Москва—Ярославль—Вологда);
Р-5 (Вологда—Вытегра—Пудож—Медвежьегорск);
М-18 «Кола» (Медвежьегорск—Кемь—Кандалакша—Оленегорск—Мурманск).
Выехали мы 8 сентября, а вернулись — 20.
Несколько месяцев после возвращения я собирался с мыслями, чтобы начать писать этот отчет. Слишком много впечатлений, слишком мало могут передать фотографии. Так что в приветственном слове я хочу отметить только одно — если вы никогда не были на Севере, то смело умножайте свои впечатления от фото и описания раз в десять.
День первый
Время выезда: 07:00
Время остановки: 21:00
Суточный пробег: 681 км
Общий пробег: 681 км
Планировали выехать пораньше, но получилось, что перестарались. Первым пунктом нашей программы было посещение Переславского железнодорожного музея. Музей открывается в девять утра, а мы были на месте уже в восемь. Оставшийся до открытия час потратили на завтрак, который захватили из дома.
Возле музея узкоколейной железной дороги.
Экспозиция музея, кстати, содержит не только железнодорожную технику, но и автомобильную:
Раньше я как-то не задумывался над тем, что полуторки бывали не только бортовыми, но и, скажем, самосвалами.
Несколько фотографий техники из музея:
Часть экспонатов, кстати, на ходу. Причем наличие двигателя вовсе не обязательно!
По лицам не скажешь, но на самом деле нас захлестнул детский восторг, когда представилась возможность прокатиться на ручной дрезине.
Пожалуй, этот музей достоин отдельного поста с большим количеством фотографий. А еще лучше — личного посещения. А пока что давайте двигаться дальше.
По дороге к железнодорожному музею есть еще одно интересное место — а именно музей с ботиком Петра Первого. Мне, как Шкиперу, было грешно не побывать в этом музее.
Многим зданиям музейного комплекса уже не один век!
Как и этим якорям. Они были частью петровской Потешной Флотилии, которая строилась в Переславле-Залесском, а залпы ее гремели на все Плещеево озеро.
В комплекс музея входит три здания. Можно купить единый билет на посещение их всех, либо покупать по отдельности, если куда-то идти не хочется. Изначально мы думали зайти только к самому ботику, но кассир уговорила нас «гулять на все деньги». И мы, кстати сказать, не пожалели. Нескольких фотографий, думаю, будет достаточно, чтобы понять почему.
Сама по себе Потешная Флотилия представляла из себя собрание масштабных моделей боевых кораблей. А тут — модель корабля из Потешной Флотилии. По сути это уменьшенная копия уменьшенной копии настоящего боевого корабля. И даже она весьма внушительна по габаритам.
Обратите внимание на великолепнейшую роспись потолков!
А вот и сам ботик. Только вдумайтесь — ему уже больше трехсот лет!
Не будем долго останавливаться тут. В конце-концов, эта запись про путешествие, а не про музеи.
Далее наш путь пролегал по трассе М8 «Холмогоры». Первые 100 километров эта дорога имеет по две полосы в каждую сторону, а к Переславлю-Залесскому сужается до одной. Это очень неудобно, поскольку по ней идет большой поток грузовиков, а мест для обгона не так уж и много. По пути в Ростов остановились около памятника Михаилу Ильичу Кошкину, создателю легендарной тридцатьчетверки.
Ростов в воскресный день пролетается буквально за 10 минут. Ярославль — примерно также, только расстояние там в несколько раз больше. Все дело в том, что в Ярославле поток идет не по городу, а по объездной дороге. Кое-где она еще в стадии строительства и расширения, но главный элемент — мост через Волгу — оставляет самые приятные впечатления. Особенно, если учесть тот факт, что на нем везде висят знаки «Зона 90 км/ч». В Вологде были уже ближе к пяти часам вечера.
Это было грустно, потому что мы явно не успевали в музей деревянного зодчества, что находится буквально в нескольких километрах от Вологды по трассе Р-5.
Пофотографировать удалось только снаружи, т. к. экскурсоводы уже разъезжались по домам.
Архитектурно-этнографический музей Семенково.
Тем временем вечерело. Помня о проблемах с топливом, которые у нас возникли в прошлый раз, мы не брезговали и старались заправляться как можно чаще.
Кроме того, в багажнике с нами ехало 80 литров топлива Ярославского НПЗ. После очередной заправки решили заехать и в магазин, дабы купить пару баклашек воды для приготовления пищи, для чего пришлось свернуть с трассы. Как и во многих других небольших городских поселениях центральное место занимает памятник погибшим на войне. Дальше они будут встречаться все чаще и чаще.
Около восьми вечера начали искать место для ночлега. В Вологодской области на трассе Р-5 постоянно встречаются милые (коли смотреть издалека) беседки, возле одной из которых мы и хотели заночевать, но... Дикое количество мусора каждый раз нас останавливало. В результате, через час мы плюнули на это, нашли отворотку с трассы в сторону леса, и под его прикрытием встали на ночлег прямо под линией электропередач.
День второй
Время выезда: 12:00
Время остановки: 21:00
Суточный пробег: 234 км
Общий пробег: 915 км
В первую ночь с непривычки было, конечно, прохладно спать в палатке, поэтому с утра, когда взошло солнце и стало теплее, мы дружно проигнорировали звонок будильника и спали, что называется, до победного конца. Поэтому выезд получился поздним. Видимо, это послужило нам дурным примером, потому что всю дальнейшую дорогу раньше 11-12 часов от лагеря мы практически ни разу не выдвигались. Позавтракав одним армейским сухпайком на троих и свернув лагерь, мы выдвинулись в сторону Вытегры.
Благодаря дорожникам Р-5 за два года из жуткой, изрытой ямами и «плывущей» дороги превратилась во вполне приличную, а местами даже великолепную трассу. Грунтовый участок закатали в асфальт, построили новый мост в Белом Ручье. Так что теперь мы получали огромное удовольствие от дороги, не то, что два года назад.
В Вытегре мы планировали посетить музей «Подводная лодка Б-440».
Как и в прошлый раз — не будем слишком подробно останавливаться на содержимом музея. А сейчас несколько самых запоминающихся фотографий.
На лодке старались по максимуму сохранить аутентичность, но для удобства посетителей все же сделали некоторые послабления. Один из ярких примеров — чтобы пройти из отсека в отсек теперь не нужно «нырять» в круглый люк, можно воспользоваться обычным проходом.
Можно не только забраться в нутро лодки, но и побродить по верхней палубе.
А при наличии определенной сноровки — забраться в открытую рубку.
Музей оставил после себя приятное впечатление. Очень интересная экспозиция, было бы интересно походить по лодке со знающим человеком или экскурсоводом. Но, увы, три человека — слишком мало для группы.
Выползая около четырех часов дня из чрева подлодки, я уже понимал, что план движения рушится. Точнее так — смутные подозрения об этом возникали у меня еще в полдень, когда мы только выезжали, а теперь они только подтвердились. Вообще, я до сих пор не понимаю, как я мог так опростоволоситься с маршрутом — от Вытегры еще более 700 километров до Кеми, куда я хотел сегодня доехать. А нам еще надо было посетить Андома-гору. Глупо было рассчитывать на то, что мы проедем за день около 800 километров, и при этом посетим два интересных места. После этого я дал себе зарок — не просчитывать «на глазок» — сможем или не сможем проехать — а сидеть над картой с курвиметром, высчитывая точный километраж. К счастью, больше таких проколов по ходу экспедиции не было.
Слегка посыпав мою голову пеплом, двинулись дальше. Р-5 продолжала радовать. Только недавно был уложен новый асфальт, даже знаки «40» не успели снять. Ехать по такой дороге — словно плыть по морю в абсолютный штиль. Примерно через 20 километров после выезда из Вытегры мы повернули в сторону Ольхово. Асфальтированная дорога выходит к Онежскому озеру и идет вдоль него практически до самого конца. Только последние километры до Андома-горы нужно проехать по хорошего качества грейдеру.
В это трудно поверить, но возраст пород на срезе этого обрыва достигает 400 миллионов лет!
Место невероятно красивое и атмосферное. Дышится тут очень легко, и уезжать очень не хотелось. Поэтому мы приняли решение не нагонять график, а остаться на ночевку на Онеге. Тем более, что по пути сюда, на грейдере, заприметили чудесное место для стоянки, даже оборудованное беседкой и с хорошим спуском к воде. В эту ночь мы сидели допоздна — считали падавшие метеориты. Желаний загадали — до конца жизни хватит!
День третий
Время выезда: 10:20
Время остановки: 23:30
Суточный пробег: 930 км
Общий пробег: 1845 км
В этот день мы нагоняли график, чему, без сомнения, способствовала дорога. К моему удивлению дорожники добрались и до Карелии.
Сразу видно, где заканчивается Вологодская область и начинается Карелия.
Не смотря на огромное количество природных ресурсов, Карелия выглядит очень бедным регионом. Я очень рад, что в последнее время ситуация начала улучшаться. Если два года назад из нас на этой дороге до Медвежьегорска весь дух вытрясло, то сейчас из 200 километров от Пудожи откровенно ужасных участков не осталось вовсе, а 3/4 пути полностью отремонтировано. Останавливались только для пары фотографий.
Повенец — конечный пункт Осударевой дороги, водно-волокового пути, которым в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург.
Без всяких приключений миновали Медвежьегорск и вышли на М-18 «Кола». Тут все также меняется к лучшему. Покрытие хоть и «плывет» постепенно, но не так сильно как раньше и без выбоин с колдобинами. Вполне можно держать крейсерскую скорость более 120 км/ч. Но иногда приходилось и резко сбавлять темп, когда попадали в зону ремонтных работ.
Даже деревья вокруг покрыты белой пылью.
Ближайшим пунктом назначения был город Кемь, а точнее Рабочеостровск, расположенный в пригороде. Там нам советовали посетить место съемок кинофильма «Остров».
На входе в храм расположены ни разу не приветственные надписи.
Честно сказать, это место не особо впечатлило. Побродив по округе около часа, решили не останавливаться на ночлег здесь, а двигаться дальше. А проехать надо было еще порядочно. Я надеялся встретить по пути приличное место для остановки, но, увы, моим мечтам не суждено было сбыться. Вокруг дороги сплошные болота, и останавливаться на них не было никакого желания.
Превозмогая усталость, пришлось ехать аж до Кандалакши, а там свернуть в сторону Умбы. Буквально сразу после знака об окончании городской территории нашли уютный съезд с дороги. Долго шутили, что в темноте могли чего-то не заметить, а по утру обнаружим, что разбили палатку возле какого-нибудь административного здания. Но в тот момент лично мне было уже все равно.
Немного посидев возле костра, я уже собрался было отправляться на боковую, как мое внимание привлекло странное изменение неба. Елки-моталки, да это же северное сияние! Пришлось отложить сон еще на некоторое время. Пропустить такое зрелище было бы просто кощунством. Увы, насколько внезапно природное явление началось, настолько же быстро оно и закончилось.
День четвертый
Время выезда: 12:45
Время остановки: 21:30
Суточный пробег: 355 км
Общий пробег: 2200 км
Проснувшись поутру — обрадовались. Никакого здания администрации поблизости не оказалось. Зато открывался шикарный вид на Кандалакшский залив! Единственным огорчением этого утра стали местные «туристы». Заселялись в нашу чудесную лесную гостиницу под открытым небом они еще ночью, когда мы уже укладывались спать. То есть приехали они ближе к часу ночи. А с утра у них были упражнения в пулевой стрельбе, из мелкашки по пустым банкам. Благо местность была кустистая и мы друг другу не сильно мешали.
Выдвинулись в сторону Умбы. Дорога — более чем достойная, долетели примерно за час. В Умбе зашли в магазин сувениров, закупились. Интересная особенность — каждый новый губернатор Мурманской области выпускает лирический фотоальбом. Выглядит красиво, но и цена соответствующая. Друг взял себе «последнюю редакцию» от действующего губернатора. Я же ограничился магнитиками и открытками с фотографиями подводных лодок Северного Флота. Подивились на огромные аметистовые щетки с мыса Корабль. Действительно, впечатляют.
Зашли и в продуктовые магазины. Я хотел купить что-нибудь холодненького попить. Но по странной традиции в холодильниках местные продавцы держат исключительно пиво! В разочаровании поехали дальше.
Продавщица в сувенирном магазине посоветовала нам зайти в какой-то частный музей. Мол, отворотка на него находится то ли на 23-м, то ли на 26-м километре дороги Умба—Варзуга. Так мы ничего и не нашли, к сожалению. Решили попытать счастья наугад, и свернули на одну из грунтовок в оговоренном промежутке, но выехали прямо на побережье Белого Моря.
На берегу стояли лагерем путешественники на Шкоде Октавия. Спросили их насчет музея, они, к сожалению, только пожали плечами. Ну, значит не судьба, решили мы. Сделав несколько фотографий и помочив ноги в соленой воде Белого моря, двинулись дальше, на Кузомень.
Примерно через 40 километров после Умбы асфальт закончился и начался грейдер. Спустив колеса до 1,8 атмосфер можно было идти по этому грейдеру под 100 км/ч! И всем бы он был хорош, если бы перед нами не прошел, собственно, грейдер. Длины его ножа хватало только на 2/3 ширины дороги, а потому после него остался небольшой бугорок снятой ножом породы. И как назло самая хорошая дорога была именно на этой стороне, и я двигался таким образом, что бугорок отвала был аккурат под днищем. И буквально через пару километров я понял, что это было ошибкой — мощный удар сотряс кузов — я не заметил крупный камень, который скрывался за куском земли. Сбросил скорость. Контрольные лампы на приборке не горят, посторонних звуков нет. Ну и ладно, едем дальше, но теперь уже по другой стороне. Оставляя за собой клубы пыли. Защита двигателя и раздатки, которую мне поставили в megasuv.ru, полностью оправдала себя.
Доехали до Кашкаранцев. Почему-то тут навигатор решил свернуть с грейдера и провести нас странной дорожкой. Видимо, в его память не было забито продолжение грейдера. И это странно, потому что карта свежая (7-й Навител), а грейдеру уже пару лет точно есть. Но мы не пожалели, поскольку вновь оказались на побережье Белого моря, да еще и возле действующего маяка.
Помимо маяка здесь расположен православный храм. Прямо при нас к нему приехала группа паломников.
Долго тут задерживаться не стали — жуткий ветер пронизывал до костей. Все же невероятные люди здесь живут. Мы старались как можно меньше выходить из машины, фотограф промерз до дрожи, а для местных жителей это был не более чем легкий бриз. В машине, к счастью, было тепло и уютно.
Поехали дальше по рекомендации навигатора, который вел нас по какой-то совсем уж проселочной дороге — две колеи в траве. Судя по всему — это бывшая дорога до Варзуги.
В один из моментов, когда фотограф вышел сделать несколько красивых снимков, я обратил внимание на странный звук. И буквально тут же мне говорят: «Эммм… а эта деталь часом не наша?». Выйдя из машины, я увидел, как за нами тащится пластиковый кожух от чего-то, причем тащится уже явно давно. Первой мысль была позитивная — зацепили что-то. Но нет, сидело это крепко. Причем на трубках, которые вели вглубь машины. Вот тут-то я и понял, что не стоило так гонять по грейдеру. Былого не воротишь, так что принялись делать то, что в наших силах. Пластиковая крышка держалась на крупной резиновой трубке, еще несколько трубок болтались в воздухе. Как потом оказалось — все это хозяйство раньше было адсорбером паров бензина. Кожух отсоединили и кинули в багажник, трубки — принайтовали хомутиками к днищу.
Ко всему прочему булыжник основательно замял защиту бензобака, да так, что она загнулась передним краем вниз, снижая дорожный просвет. Настроение, конечно же, было испорчено. Ребята пытались что-то шутить, я лишь злобно огрызался, стараясь не срываться на них. Понятно, что никто кроме меня не виноват, но в такие моменты меня лучше просто не трогать — минут через 15-20 сам отойду.
Спустя пару километров наткнулись на одиноко стоящую церквушку — оказалось, что это часовня преподобного безымянного инока терского.
Дорога продолжала идти вдоль берега моря. В какой-то момент она снова выскочила на грейдер, по которому ехать стало значительно быстрее. Постепенно мы приближались к мысу Корабль, он же аметистовый берег. Именно на нем ищут аметисты местные жители и продают их туристам. Мы надеялись попытать свое счастье и найти несколько аметистов на сувениры. Свернули на съезд, который ближе всего был к забитым в навигатор координатам. Заехать на сам берег не получилось — мост через ручей был разрушен, а лезть вброд не было никакого желания. Да и зачем? Пройтись после стольких часов в кресле и подышать свежим морским воздухом — одно удовольствие.
Поиск аметистов оказался не таким уж простым занятием! Но, тем не менее, каждый из нас привез домой несколько самородных аметистов. К сожалению, небольших. Зато нашли их сами.
К слову сказать. Недалеко от этого места находятся несколько строений, выполненных в старорусском стиле. Видимо, тут располагается какая-нибудь этно-база, куда приезжают на отдых туристы. Возле нее нашли пепелац, мимо которого мы не могли пройти просто так!
Основательно промерзнув, поехали дальше. Решили не слушать навигатор и ехать до Кузомени по грейдеру. В какой-то момент навик таки нашел в своей памяти упоминание о грейдере, а заодно и правильный съезд в нужную нам сторону. И если поначалу мы немного сомневались, то через пару километров поняли — все верно. Потому что грунт резко стал песчаным.
Кое-где колея достигала внушительной глубины, и поврежденная булыжником защита бензобака нагребала песок. К счастью, тот был сухой и тут же высыпался наружу. Но звук поначалу все же пугал. Я было пытался ехать по гребню, но из этого мало что получалось — машина упорно скатывалась в колею. Так или иначе, но мы добрались до открытого места. Куда ни глянь — везде песок!
Поехали по колее в сторону моря. Однако уже спустя полкилометра я понял, что возможности Каптивы на этом заканчиваются. Можно ехать и дальше, но с каждым метром шансы застрять все возрастали — машина чаще и чаще скребла днищем. Обидно, что поделать. Застрять на ночь в глуши, по которой бродят медведи, в наши планы не входило.
После этой находки в наличии поблизости медведей уже никто не сомневался.
Вернулись немного назад и устроили фотосессию. Помимо оторванных бамперов и медвежьих следов нашли и виселицу. Узел, правда, не эшафотный — недоработочка!
Изначально мы думали заночевать где-нибудь в лесу недалеко от Кузомени. Однако найденные нашим фотографом медвежьи следы красноречиво намекали — не стоит. А потому — решили возвращаться, и поехали по грейдеру, уже никуда не сворачивая. И буквально через несколько километров в вечернем сумраке увидели двух медвежат, которые со всех ног улепетывали от нас по дороге! А значит где-то неподалеку бродит и мама-медведица. С дружным возгласом «да ну его нафиг» отмахали еще несколько десятков километров, до начала асфальтированной дороги. Там снова накачали колеса с помощью компрессора, предоставленного компанией Part-time.ru. Весьма удобная штука оказалась, хоть и достаточно громоздкая. Проехав еще несколько километров, встали на ночлег. Судя по табличке — прямо на полярном круге, что не помешало этой ночевке быть гораздо теплее предыдущей.
День пятый
Время выезда: 12:45
Время остановки: 19:30
Суточный пробег: 333 км
Общий пробег: 2583 км
По плану мы должны были доехать в этот день до Ревды и остаться там на ночевку. От места нашей стоянки до места назначения было что-то около 300 километров, поэтому мы все делали не спеша и не суетясь. Плотно позавтракав, выдвинулись в сторону Кандалакши, попутно наслаждаясь невероятной осенней красотой Кольского полуострова. Практически на въезде в Кандалакшу есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на залив.
Дорога до Оленегорска не заняла сильно много времени, даже при условии, что мы не особо торопились. Привычный для Каптивы ходовой режим — 120-130 км/ч (по спидометру) и 2.500 оборотов/мин на шестой передаче. По моим прикидкам груженая под завязку Каптива кушает в таком режиме около 10 литров на 100 км. А в целом аппетит был удручающим — пока что мы с трудом укладывались в 12,5 литров на сотню, если считать по чекам. Списываю это на большую загрузку, не идеальный ходовой режим (не всегда получалось ехать на шестой, особенно по бездорожью) и местами странное топливо, от которого разгон до сотни удлинялся на пару секунд. К счастью, такое было только после одной заправки.
Вид на Хибины с трассы М-18 «Кола».
Время шло, и мы понимали, что покушать в Ревде нам уже вряд ли удастся, поэтому столоваться решили в Оленегорске, благо есть там одно прикормленное место в виде столовой РЖД. Вот только как до этого места доехать, я напрочь забыл. Долго крутились, навигатор завел нас в странные дебри гаражных кооперативов, где часть «дорог» перекрыта трубами, а часть — перекопана. С криками, матами и визгами мы-таки выехали на вокзальную площадь и нашли необходимый нам пункт общественного питания.
Горячий супчик оказал плодотворное влияние на наши организмы, и оставшиеся 70 километров до Ревды мы пролетели минут за 40. Дорогу тут тоже основательно залатали, самые ужасные участки полностью покрыли новым асфальтом. Надеюсь, что он еще долго прослужит местным жителям.
В Ревде нам предстоял очередной квест — найди гостиницу. Оказалось, что гостишка находится в одном здании с прокуратурой! Гостиница, конечно, отнюдь не пять звезд. Но, хотя бы душ и санузел раздельные. По одной единице и того и другого на все шесть номеров гостиницы. На данный момент, кстати, стоимость проживания — 900 рублей в сутки. Мы втроем заселились в двухместный номер, а потому отдали всего 1800. В тот момент нам нужны были лишь стены, стиральная машина, да горячая вода. Стирка, кстати, стоит 50 рублей, что вполне по-божески, при условии, что вам надо всего лишь закинуть белье в машинку, дальше добрая комендантша сама его достанет и повесит сушиться на радиатор. За что я был ей очень благодарен, потому что смог отправиться с друзьями погулять по городку перед сном.
День шестой
Время выезда:
Время остановки:
Суточный пробег: 10 км
Общий пробег: 2593 км
По сути, этот день у нас получился дневкой. Проспали мы аж до 12 часов дня. Никто нас не торопился выселять — аврал в гостинице обещал быть через пару дней, когда приедет группа норвежских туристов. А пока что мы спросили у комендантши, можем ли мы на время оставить вещи в номере? Получив утвердительный ответ, отправились гулять. Первым делом зашли в местную столовую, с которой у нас связаны отдельные воспоминания. Ни один приезд на Север не обходился без посещения этой столовой. Где еще можно увидеть такие цены?
Каждый из нас взял по тарелке супа, мясо с гарниром, компот и салатик. ИТОГО: 361 рубль. Просто вдумайтесь в это!
Три здоровых мужика наелись до отвала всего за 361 рубль!
На очереди было решение насущного вопроса. В машине начали гореть предохранители. Поначалу грешил на инвертор, что он прожигает цепи. Ан нет, все из-за тройника для прикуривателя. И ведь нарочно взял дорогой тройник, с толстым проводом, с удобными заглушками. Не знаю, куда я смотрел при покупке, но провал для этого девайса был неизбежен. Из-за особенностей строения тройника у него от тряски начало коротить один из разъемов. Поначалу сгорел предохранитель в самом тройнике, заменили его. Пока пытались разобраться, в чем причина — спалили и предохранитель прикуривателя в самой машине. С этим надо было что-то делать. При внимательном осмотре тройника решение было найдено, но теперь требовалось заменить погоревшие предохранители, чем я и занялся, зайдя в автомагазин.
После расправы над блоком предохранителей отправились в музей Ловозерского Горнообогатительного Комбината. Ловозерский ГОК был основан еще в 30-х годах прошлого столетия, и именно ему город Ревда обязан своим появлением. На руднике Карнасурт, что находится у подножия перевала Эльморайок, добываются редкоземельные металлы, весьма дорогие в современном мире. Увы, работникам от этого богатства достаются разве что пенсия в 40 лет, да куча профессиональных заболеваний.
Впервые за четыре раза нам удалось в этот музей попасть — то он закрыт был, то просто выходной, то еще что-то. В этот раз тоже не все слава Богу — в музее была только смотритель, а экскурсовод, увы, болела. Пришлось всю экспозицию осматривать самостоятельно, но даже так — музей внушает. Про него, конечно же, будет отдельный пост в блоге, а здесь — пара фотографий. Для привлечения внимания.
Основная экспозиция — на втором этаже. И начинается она с жилища коренных обитателей полуострова.
Изюминка музея — обширная коллекция минералов, многие из которых добывались прямо из недр соседней горы.
А вот чем занимались советские дети во время долгих полярных ночей. Не клей по подъездам нюхали, а масштабные модели строили!
После музея закончили все свои дела в Ревде и поехали мимо зоны строгого режима в сторону рудника.
Не доезжая до шлагбаума рудника пары сотен метров, есть грунтовая отворотка, именно ее мы и искали. Впервые подъем на перевал был настолько быстрым, легким и комфортным. Обычно у нас это занимало почти целый день, потому как мы ходили другой дорогой, пешком и с огромными рюкзаками за плечами.
Невероятной красоты виды поражали воображение. Как же нам все же повезло с погодой!
Весь подъем на перевал занял не более часа, с учетом всех остановок. Если задаться целью доехать как можно быстрее, то и за 20 минут можно управиться. Дорога нормальная. Крупные камни попадаются, но их вполне можно объехать.
Мы остановились примерно метров за 300-400 от самого перевала. Дальше дорога есть (но она идет не напрямую к перевалу, а вокруг соседней горы), и вот на ней уже есть действительно засадные места, с очень большими валунами, которые ну никак не обойти. Вот там нужны колеса побольше. Тогда можно и на Ангвундасчорр забраться, наивысшую точку Ловозерья.
На самом перевале балом правил ветер. Наблюдали, как облако медленно переваливает через хребет. Завораживающее зрелище.
Пока бегали по окрестностям, на гору навалилось вечерние сумерки и очередное облако. Весь мир оказался скрыт от нас в тумане. Казалось, стоит отойти метров на 50 от машины, и можно ее уже не найти.
Палатку решили не ставить. Слишком сильный ветер, такой выстуживает палатку в момент. Околеть, конечно, не получится, но и приятного мало. Так что лучше уж в скрюченной позе спать, сидя, зато в теплом салоне. Загнал Каптиву за пригорок, поставил носом к ветру, чтобы меньше качало. Помогло, но не до конца — ночью я периодически просыпался от сильных порывов ветра.
День седьмой
Время выезда: 13:00
Время остановки: 21:20
Суточный пробег: 289 км
Общий пробег: 2882 км
Спать, как я уже писал ранее, было не очень удобно, зато тепло. Поэтому утро началось рано, уже в половине девятого все позавтракали и выползли из теплого нутра Каптивы на продуваемую всеми ветрами седловину перевала. Погода стояла пасмурная, но обещала в скором времени улучшиться.
Утро посвятили прогулке по вершинам окрестных гор — Кедыкварпахка и Ангвундасчорра (самой высокой точки Ловозерья — 1120 метров). Красота и виды — невероятные, как на другой планете побывали.
Из-за того, что ночью я проснулся от холода и завел двигатель, в глушителе образовалось много конденсата, который забавно булькал. Сначала не могли понять — в чем дело, а когда разобрались — посмеялись. Звук напоминал знаменитый «звон бутылок» от разбитых крестовин автобуса ЛиАЗ-677.
Спускаться с перевала мне показалось несколько сложнее, чем забраться на него. Тяжелая машина постоянно норовила разогнаться, и тут на помощь пришел ассистент спуска с горы. Крайне удобная штука, которая позволяет полностью сосредоточиться на выборе траектории и не отвлекаться на контроль скорости.
Седьмой день экспедиции пришелся на субботу. В Ревде в этот день проходил праздник урожая. Впервые лично видел подобное, раньше приходилось только читать. На центральной площади города, перед зданием Дома Культуры, собралось множество людей. Постоянно кого-то награждали, детей развлекали аниматоры в ростовых костюмах, народ активно поглощал сладкую вату. Очень приятная атмосфера царила на празднике — отличная погода, множество улыбок, довольные люди. Жаль, что подобное редко встретишь в крупных городах.
Основной целью этого дня было достичь КПП Титовка. Дорогу выбрали в обход Оленегорска. Возможно — зря, потому что ее качество было похуже, а выигрыш во времени минимальный. В Мурманске мы все же заехали в сервисный центр — чтобы нам ответили на вопрос, можем ли мы эксплуатировать машину без ее составной части в ближайшую неделю. Единственным дилером Шевроле, которого мы нашли через интернет, была компания «Лаура». До мастера-приемщика Николая я дозвонился вечером пятого дня, из гостиницы. Он пообещал, что найдет для нашего экипажа 15-20 минут на подъемнике, не смотря на то, что все забито — за это ему огромное человеческое спасибо! Собственно, это именно он объяснил нам, что оторван адсорбер. В принципе, ничего страшного. Запчасти, конечно же, в сервисе не оказалось — ее нужно было заказывать и ждать. Поэтому ограничились тем, что заглушили трубки и покрепче притянули их к днищу.
— Ребят, а вы как, куда едете? — спросил меня Николай.
— Да вот, по всему Кольскому катаемся. Сегодня на Рыбачий двинем.
— О… Ну по Среднему вы еще нормально проедете, а вот по Рыбачьему… Ну не знаю. У меня Шеви-Нива, на ней запросто, а на Каптиве не решился бы.
После сервиса проснулся аппетит, который мы решили заглушить в самом северном в мире Макдональдсе.
Для москвича Макдональдс привычное дело, зачастую используемое в качестве сети бесплатных туалетов. А для Заполярья — это действительно ресторан быстрого обслуживания. Правда, вот, с быстротой как-то не очень — слишком много желающих насладиться благами цивилизации. Чтобы побыстрее разгребать очередь тут стоят аппараты с талончиками — набиваешь заказ, расплачиваешься картой, получаешь талончик, и ждешь, пока номер не появится на табло готовых заказов. Нам пришлось подождать минут 15-20, пока наш заказ готовился. И это время лично я провел не зря. В незнакомых городах мне всегда интересно наблюдать за местными жителями, за их привычками, обычаями, особенностями. Вот, например, в Чебоксарах в маршрутке водителя просят не остановиться, а оставить. Так и говорят — «оставьте на остановке!» В Мурманске, да и вообще по всему Кольскому полуострову, особенностью для меня стали дети. Во-первых, их очень много. Вечером улицы забиты гуляющими с детьми родителями. Очень приятна такая картина — хоть где-то с рождаемостью все в порядке. Во-вторых, среди детей очень много голубоглазых и светловолосых. Видимо, близость Скандинавии дает о себе знать. Третья особенность — практически нет лиц из южных регионов и ближнего зарубежья. Разжигателем себя не считаю, но в Москве уже как-то привык, что куда ни кинь взгляд — повсюду будут смуглые бородатые лица. А тут… Их просто в десятки раз меньше. Что не мешает появляться на стенах домов надписям типа «***** чурок!».
Из Макдональдса выбрались уже часам к пяти вечера. Еще час — и начнет темнеть. Но до Титовки оставалось всего-ничего, около 100 километров. Дорога шла мимо Долины Славы, о которой я расскажу в одной из следующих частей, потому что в этот день мы проехали мимо, оставив посещение мемориала на обратный путь.
Дорога, кстати, очень хорошего качества. Единственный ее минус — всего по одной полосе в каждую сторону. Из-за особенностей рельефа — большого количества сопок и поворотов — обгонять на такой дороге очень тяжело. Даже когда разметка позволяет это делать. То навстречу кто-то едет, то на подъеме двигатель плохо тянет, то еще что-то. В принципе, мы не особо торопились, поэтому сели на хвост буханке и за ней потихонечку пилили. А вот некоторые горячие головы из местных давали повод поволноваться, причем не только за них, но и за себя.
Только в одном месте, уже почти перед КПП, идет ремонт моста, а потому машины пускают через объезд, который расположен тут же, на старом однополосном мосту. У тех, кто едет к КПП — преимущество.
Вот и наступал самый ответственный момент экспедиции. На КПП действует пропускной режим, чтобы проехать — надо показать паспорт гражданина Российской Федерации. А вот мой паспорт по нелепой случайности оказался в Москве, причем даже не дома.
Обнаружил я это перед самым выездом. Обидно, ведь всему экипажу уши прожужжал про необходимость паспорта! Я уж было приготовился привести вразумительные доводы, что водитель — тоже человек, и водительского удостоверения будет вполне достаточно, но, к счастью, делать этого не пришлось — ребята все прекрасно поняли, и пропустили без лишних вопросов.
Буквально первая же отворотка вправо — дорога на Рыбачий. Асфальт заканчивается уже буквально через километр. Встать лагерем мы решили как раз на границе асфальта и грунтовки, благо там был удобный съезд. Поначалу нам было немного неуютно от соседства с предметами, сильно напоминавшими хвостовики авиабомб или крупных мин. Но наличие кострища убедило нас в том, что мы тут уже не первые, и ночевать тут вполне можно.
День восьмой
Время выезда: 11:45
Время остановки: 21:30
Суточный пробег: 68 км
Общий пробег: 2950 км
Ночью какая-то мелкая живность тыркалась носом в палатку, поэтому одному из нас пришлось вставать и оживлять тлеющий костер. Видимо, живность уже привыкла к странным запахам, исходящим от туристов, потому что машин по перевалу Муста-Тунтури катается немерено — каждые 5-7 минут кто-то проезжает, даже ночью.
Мусора, как водится, тоже немало, не смотря на красноречивые намеки борцов за чистоту. Яркий пример — водопад на реке Титовка, возле которого многие останавливаются.
То ли народ не боится, то ли работают плохо, но мусора возле водопада очень много.
В сухую погоду грейдер на перевале проходим даже для моноприводных аппаратов, был бы клиренс побольше. За исключением одного-единственного места, но о нем — чуть ниже. Самое большое неудобство доставляют рытвины и ямы, на которых жесткую Каптиву нещадно колбасило. Скорость передвижения из-за этого очень снижается, 5-10 километров в час максимум. Будем считать это расплатой за ту красоту, которая окружала нас.
На вершине перевала открывается вид на Мотовский залив. Нам, можно сказать, повезло — в бухте развлекались моряки, в составе одной АПЛ пр. 971 и судна специального назначения «Владимир Перегудов», предназначенного для измерения физических полей военных кораблей. Лодка постоянно нарезала круги рядом с кораблем, видать шла запись данных.
Владимир Перегудов — вспомогательное судно специального назначения.
АПЛ пр. 971.
Сразу же после спуска с перевала мы увидели предостережение, что в районе полуостровов Рыбачий и Средний ведутся боевые артиллерийские стрельбы. Справа от плаката была военная база с различной техникой, окруженная колючкой. А слева, судя по указателю, был музей, к которому мы и направились.
Музей этот очень небольшой, но атмосферный. Смотритель музея, харизматичный мужик, предложил нам сначала прогуляться по вершине перевала. Именно там проходила граница, дальше которой войска гитлеровской коалиции не смогли пройти. Я не пишу просто «немцы» по той причине, что завоевывать Рыбачий были отправлены лучшие из лучших, австрийские горные стрелки из дивизии «Эдельвейс». И даже они не смогли продвинуться дальше пограничного столба, который стоит на вершине.
У подножия хребта стоит часовня Александра Невского, где каждый желающий может поставить свечку и помолиться.
А на вершине — на месте пограничного столба — памятник сражавшимся за перевал Муста-Тунтури.
Наверх все приходилось затаскивать вручную, даже вот такие бронещитки.
Боеприпасы валяются повсюду. Не особо утруждая себя, в земле можно найти и наши и вражеские патроны, причем иногда даже в пачках.
Австрийцы буквально вгрызались в скалы. В качестве примера — окоп первой линии.
Место невероятно пропитано энергией. Побывав там, вы, скорее всего, несколько измените свое мировоззрение, хотя бы на время. Что такое сломавшийся айфон или просроченный кредит? Ничто, по сравнению с проблемами тех, кто сражался под пронизывающим ледяным дождем на открытой всем ветрам вершине, где нет ни питьевой воды, ни большого резерва боеприпасов, над головой свистят мины и снаряды, а враг сидит в окопе всего в 50 метрах от тебя.
На вершине мы пробыли никак не меньше часа. Спустившись обратно, пошли в сам музей, который занимает всего одну небольшую комнату в скромном деревянном домике. Но главное в музее — это рассказ. Рассказ о том, каких трудов стоило удержать хребет, не дать врагу прорваться на Средний и Рыбачий, ведь это означало бы гибель Мурманска.
Музей занимает всего одну комнату.
После общения с историей вернулись на «главную дорогу» полуострова Средний — грейдер, проложенный вдоль восточного побережья. Все же он какой-то странный. Хорошие участки, где можно ехать 60-70 км/ч вдруг резко сменяются узкой полосой колдобин и ям, где приходится ползти с черепашьей скоростью. Такое ощущение, что это сделано специально, чтобы пьяные не убивались насмерть. На такую мысль меня натолкнули двое мужчин на квадрике, которые ехали нам навстречу, мигали фарами и махали руками. Остановились друг напротив друга, мужик за рулем квадрика просунул голову в наше окно. Они искали, как ни странно, двоих на квадроциклах. Увы, мы только что выехали с отворотки к музею и ничем не могли помочь. И только когда мы разъехались, я понял, что после нашего двадцатисекундного общения в салоне просто нереально разит спиртягой! Видать «потерявшиеся» были в подобной же кондиции.
Проехав перешеек между Средним и Рыбачим, двинулись прямо, по указателю «Гостиница». Была мысль заночевать в ней, если стоимость выйдет не дороже 1000 рублей. По пути остановились в населенном, некогда, пункте Большое Озерко. Сейчас все заброшено, только в одном подъезде живут какие-то мутные рыбаки.
Можно даже забраться на крышу.
Пока ребята лазили по крышам, я решил еще разок глянуть на карту. И понял, что мы проехали нужный нам поворот к мысу Немецкому, благо уехали от него меньше чем на полкилометра. Ехать дальше в сторону гостиницы больше не имело смысла, оставаться на развалинах военного городка тоже как-то не улыбалось — световой день еще не кончился, да и рыбаки несколько смущали. Решили ехать в сторону Немецкого сколько получится. По пути проехали несколько глубоких луж.
И это в сухую погоду! Страшно представить, что тут творится во время дождя.
В результате мы остановились не доехав 12 километров до мыса. Судя по развалинам, тут когда-то находилась погранзастава. К вечеру поднялся сильный ветер, мы даже думали заночевать в каком-либо из покинутых зданий, но нам стало лень подметать пол, потому что он был везде завален кусками кирпичей, радиодеталями и прочими радостями заброшенных мест.
Зато из кирпичей соорудили классный очаг, да и с топливом для костра проблем не было, а палатку поставили так, что здание надежно прикрывало нас от ветра.
Stalker-style, Kolskiy-edition.
Перед сном нас снова развлекало северное сияние.
День девятый
Время выезда: 13:15
Время остановки: 20:50
Суточный пробег: 104 км
Общий пробег: 3054 км
С утра не торопились. До главной цели — мыса Немецкий — оставалось всего около 12 километров, так что мы не особо переживали по этому поводу. После сбора лагеря ребята побродили по округе с фотоаппаратом. Предположение, что мы ночевали на погранзаставе, окрепло после обнаружения полосатого пограничного столба.
При свете дня окружающая местность все больше и больше напоминала игровой мир Сталкеров — вокруг множество брошенных зданий, повсюду раскиданы различные проржавевшие электронные приборы, бетонированные бункеры для личного состава... Атмосферно, что и говорить.
Погода продолжала радовать. Яркое солнышко приятно прогревало кости, даже куртку надевать не хотелось, но холодный ветер с моря сводил на «нет» все усилия небесного светила.
Единственный минус дорог на Рыбачьем — трясет нещадно. С жесткой подвеской Каптивы — то еще удовольствие. В какой-то момент мы выехали на песчаное побережье — как же это было круто! В тот миг даже недавно заасфальтированный автобан не мог обрадовать нас больше, чем это побережье.
Но на этом участке есть и определенные особенности, одна из которых — ручьи. Во время прилива или в дождливую погоду могут возникнуть трудности для преодоления этих преград моноприводными машинами и аппаратами без шноркеля. Но нам, как обычно в этой поездке, везло — мы были на побережье в самый пик отлива. А вот запах сероводорода от одного из ручьев сильно удивил. Что не помешало нам набрать из него воду, и даже приготовить вечером на ней еду.
И вот, наконец, показался Немецкий — белые «колобки» (которые, как оказалось, принадлежат военным) и маяк, что стрелой уходит в небо, видно издалека.
Дороги на Немецком постоянно расходятся и сходятся, а навигатор привел нас по одной из них прямо к военному городку. Не берусь судить о его круглогодичной обитаемости, но в тот момент там определенно засели вояки. Ехать к ним не было никакого желания, тем более, что на подъезде висит плакат с надписью «ТУПИК». Уж не знаю, что там за тупик, но возвращаясь с мыса, мы абсолютно нормально проехали по этой дороге. Но в тот момент решили поискать объезд — и нашли. Для этого пришлось штурмом взять горку, с разгончика, в очередной раз шарахнув днищем о землю — это давала о себе знать теплозащита бензобака, которую мы сильно помяли на грейдере несколько дней назад. Во-первых, с каждым разом она становилась все ближе к земле, снижая просвет. А во-вторых, она начала задевать за карданный вал на 1-2 передаче и издавать страшные звуки. О причине этих звуков мы точно узнали только через несколько дней, в Мурманске, а тогда были только догадки. Что, конечно же, не прибавляло мне оптимизма и отрицательно сказывалось на моем душевном состоянии. Но все мучения закончились, когда мы выскочили на открытое пространство и увидели Баренцево Море.
Интересные и необычные скалы. Ходить по ним, правда, не очень удобно.
Вода, как и полагается, холодная. Купаться не решились, но не помочить ноги мы просто не могли.
В какой-то момент я заметил, что уровень воды постепенно растет, и поднял по этому поводу «тихую панику». Очень не хотелось ждать следующего отлива, чтобы выбраться с Немецкого. Стал поторапливать членов экипажа.
Столько времени без новостей — тяжко.
К слову о связи. Телефон тут работает неплохо, за одним немаловажным моментом — ловит норвежских операторов. Наши операторы замучили кучей СМС-ок с пожеланием приятного путешествия.
Дорога в обратную сторону прошла как-то веселее и быстрее. Возможно потому, что я откровенно «топил» на некоторых участках, не особо жалея подвеску.
Примерно здесь нас обогнала колонна квадроциклов.
Еще одной целью этого дня были Два Брата. Как и положено, после перешейка между Средним и Рыбачьим свернули на запад. Дорога стала несколько лучше, но вот незадача — после поворота с нее к Двум Братьям (в районе пос. Земляное) мы уперлись в брод. Когда-то там был и мост, но сейчас он вот в таком состоянии.
Собственно, этот брод не был для меня открытием, я про него читал. Везде говорилось, что объезжать надо вдали от моста, по самой кромке, вдоль зелени. Решили промерить — и правильно сделали. После промера стало понятно — не мы, не тут, и не в этот раз. Высокие сапоги (по колено) таки хлебанули воды. А по центру — еще глубже. Возможно, если бы не рык от машины на 1-2 передаче и не оторванный адсорбер, я бы решился пройти брод на кураже. Но в тот момент мне абсолютно не улыбалось лезть в неизвестность на неисправной машине.
Это далеко не самое глубокое место.
Тем временем солнце клонилось к горизонту, и надо было принимать какое-либо решение. Вздохнув и решив, что программу минимум (мыс Немецкий) мы выполнили, объезд искать не стали. Уже по возвращению я посмотрел спутниковые снимки местности — объезд был, причем недалеко от того места. Стало даже стыдно, что проявил малодушие и не поехал до конца. Но в тот момент мы уже были сильно вымотаны тряской и хотелось только одного — побыстрее оказаться на ровной дороге.
Военный лагерь на выезде с Рыбачьего к перевалу Муста-Тунтури.
Дорога до перевала была уже знакома и никаких сюрпризов тут не было. А вот на перевале пришлось немного пожечь сцепление, на одном из подъемов. Я уже писал ранее, что есть там одного место, разбитое армейскими грузовиками, спуститься по которому можно без проблем, а вот обратно забраться без полного привода уже труднее.
После этого подъема на дороге стали встречаться поленья для печки. Поначалу я не обращал на них внимания — мало ли кто потерял 1-2 полена — а потому собирать их было не спортивно. Но их было много! В результате мы просто подъезжали к такому полену, и не выходя из машины затаскивали его в салон. 3 или 4 полена таким образом мы для костра набрали, а если бы с самого начала собирали, то вообще было бы здорово.
На ночевку встали в том же самом месте, что и пару дней назад, на границе асфальта и грунтовки.
День десятый
Время выезда: 14:00
Время остановки: 20:30
Суточный пробег: 222
Общий пробег: 3276
Асфальт. Нормальный, ровный асфальт. Это было божественно! После двух дней жесткой тряски ехать по ровной дороге было невероятно круто.
На этот день особо много не планировали. Из интересных мест — только Долина Славы, ранее известная как Долина Смерти. Именно здесь, ценой невероятных усилий, были остановлены немецкие захватчики в 41-м году.
По всей западной части Кольского Полуострова частенько попадаются подобные знаки. Хороший ориентир, чтобы не проскочить мимо.
Прямо рядом с мемориальным комплексом — поле. Война и Мир, однако.
Место тихое. Так же как и на хребте Муста-Тунтури, тут чувствуешь себя несколько неуютно, скованно. Буквально физически ощущаешь тяжесть этого места.
Внутрь, кстати, можно забраться.
Еще один экспонат и свидетель проходивших тут боев.
Памятники пробирают до дрожи в теле.
Преклоняюсь перед скульптором. Так точно передать чувства и ощущения... У меня просто не хватает слов, чтобы описать то, что со мной произошло при виде этого памятника.
На обратной стороне каждого монолита бережно перенесенные на камень записки солдат, защищавших свою страну. Чаще всего — предсмертные.
Огромное количество фамилий. И ведь это далеко не все! Только те, о чьей судьбе хоть что-то известно. Пропавших без вести — не меньше.
Отдав дань памяти нашим предкам — поехали в Мурманск. Там уже привычно зарулили в самый центр города, в Макдональдс.
Внимание! Не повторять! Опасно!
После посещения Муста-Тунтури у нас были боеприпасы, теперь же нужно было найти верных солдат. Их роль играют миньоны.
Вооружены и очень опасны.
Вооруженные и очень опасные миньоны охраняют Каптиву в центре Мурманска.
Дисклеймер: После фотосессии патроны были дезактивированы и утилизированы, т. к., во-первых, патрон штука опасная, а во-вторых, за хранение боеприпасов можно получить вполне реальный срок. Все работы с боеприпасами выполнялись профессионалом.
После плотного обеда/ужина поехали в сторону Териберки и Дальних Зеленцов. Поначалу идет великолепная асфальтированная дорога, примерно километров 80, до поворота на Териберку. После поворота идет отличный грейдер, что на Териберку, что к Дальним Зеленцам и Туманному.
Для ночлега нашли очередной удобный съезд с грейдера. Из плюсов — много камней для строительства очага, приличный сушняк, и, самое главное, мягкий мох, на который можно поставить палатку.
Пару слов о подножном корме. Его чуть более, чем ОЧЕНЬ много. Ягоды, грибы, всего полно. Буквально за пять минут, пока ставили палатку, набрали хорошую кучку грибов. Отварить, посолить, поперчить — вкуснотища!
Главный добытчик.
Фотограф «под грибами».
День одиннадцатый
Время выезда: 11:45
Время остановки: 22:45
Суточный пробег: 330 км
Общий пробег: 3606 км
Очередное утро снова радовало нас погодой — солнышко ощутимо пригревало. В планах на этот день было посещение Дальних Зеленцов и Териберки, поэтому особо в лагере не засиживались.
Дорога до Дальних Зеленцов заслуживает отдельного упоминания. До поворота на Туманный от Мурманска около 80 км по асфальту и еще около 60 км по отличному грейдеру. По пути встречаются съезды к сооружениям каскада Серебрянской ГЭС.
А вот дальше идет 25 километров грунтовки ужасного качества, с крупными валунами, стремными мостами и крутыми подъемами/спусками. Защита бензобака все чаще и чаще давала о себе знать порыкиванием, поскрипыванием и ударами о камни. Теперь, чтобы ее увидеть, достаточно было просто немного отойти от машины — под днищем торчал здоровенный кусок. Но Каптива упорно двигалась к цели.
И ведь красиво вокруг! С одной стороны надо на дорогу смотреть, с другой — глаза постоянно по окрестностям косят. Последний поворот, и наша цель предстала перед нами.
По сути, единственное обитаемое здание — это пятиэтажка. Там же расположена администрация поселения.
Интересно. Наверное, когда эти катера аккуратно ставили на козлы, люди надеялись вернуться сюда. Но уже предполагали, что этого не будет. Сложное и противоречивое ощущение.
Люди здесь живут морем. Застать рыболовецкое судно, которое тут квартирует, не удалось, все были на промысле. Да, кстати, еще тут с недавнего времени работает дайвинг-станция. Поражаюсь, как они смогли здесь отстроиться — все новое, с иголочки, приятно посмотреть.
В Дальних Зеленцах располагались два интересных для нас объекта. Первый из них — Северная Коррозионная Станция.
Перебираться через забор не стали. А вот по отделению Мурманского Морского Биологического Института мы побродили.
Здание по прежнему принадлежит институту. Но за ним никто не ухаживает — внутри полная разруха. При этом брошено очень много — новые, не распакованные пачки фотопластинок, химические реактивы, даже морские гады, замаринованные в банках.
Забрались на смотровую площадку на самом верху. Вид оттуда — шикарный. Но мостки и перила уже очень старые, прогнившие, надо быть предельно осторожными.
Атмосфера внутри гнетущая. Хоть сейчас снимай триллер — благо размеры помещения позволяют долго бродить внутри.
Когда решили возвращаться, нас ждал «сюрприз», как раз из серии триллера. Кто-то запер нас в здании института. Запер, конечно, громко сказано — ручка двери снаружи оказалась привязана проводом к тяжелому трансформатору. Но дури-то в голове и руках хватает, пара резких рывков — и дверь стала приоткрываться. Еще три-четыре — и стало возможно просунуть руку, чтобы отвязать ручку.
Кто и зачем это сделал — не совсем понятно. Но факт остается фактом. Видимо, за зданием института все же кто-то приглядывает. Тогда остается непонятным, почему дверь, через которую мы вошли, изначально была открыта. Будь она завязана, мы бы и не полезли внутрь.
На обратном пути таки случилась неприятность. В какой-то момент на спуске я решил прижаться ближе к левому краю дороги, чтобы не шкрябнуть защитой бензобака, т. к. по середине были крупные валуны. И немного не рассчитал, взял слишком круто влево. Машина уперлась во что-то. Еще чуть-чуть — и мы бы уехали в обрыв. Вылезли посмотреть, что случилось. Спасла нас в результате защита бампера от MegaSUV. Она сработала как лыжа, и большой камень ушел под днище, застряв между бампером и колесом. Благодаря защите бампер практически не пострадал — осталась только небольшая вмятина в самой нижней части, на мягком пластике, которую мы тут же выправили руками. Эвакуировав камень из-под машины, продолжили движение.
Дальнейший путь прошел, к счастью, без приключений.
Часов в пять дня мы оказались у поворота на Териберку. До нее долетели быстро, т. к. там шел все тот же отличный грейдер. Правда, приходилось сдерживать себя, ведь там много поворотов и холмов, которые, зачастую, объединены — можно запросто вылететь в обрыв, даже несмотря на натянутые повсюду леера.
По дороге на Териберку. Хорошо видно, как перекосилась защита после удара камня. К счастью, ничего серьезного, в Москве в сервис-центре MegaSUV мне ее вернули в исходное положение.
По сравнению с Дальними Зеленцами в Териберке кипит жизнь. У причалов стоят несколько рыболовецких судов, ездят машины из Мурманска и Питера. Древнее поселение до сих пор не сдалось безудержной урбанизации, и это не может не радовать.
Ехали мы сюда ради кладбища деревянных кораблей.
Возникла ассоциация со скелетом какого-то морского чудища.
На Териберке, кстати, отлично ловилась сотовая связь, чем мы и воспользовались для поиска жилья в Мурманске. Как оказалось, это весьма затруднительно. Многие из телефонов посуточной аренды квартир вели в одни и теже места, где нам предлагали совершенно не устраивающие нас варианты. В результате мы плюнули на это, и решили попытать счастья в гостиницах. Добравшись до Мурманска, спросили совета у таксиста, где можно найти недорогое жилье. Он назвал несколько адресов, но нигде не было свободных номеров.
Снова начали обзвон квартир на сутки. Почему-то всех удивляло, что трое мужчин 25-28 лет хотят заселиться в однушку. Ох, не те мысли в голове у арендаторов крутились, судя по вопросам: «А что вы там делать будете? К вам точно никто не придет?». Спустя час нам все-таки повезло, по одному из телефонных номеров нас согласились заселить за 1500 рублей в приличную однушку со всем необходимым — горячей водой, кроватями и даже так необходимой после полутора недель в лесах стиральной машиной. Для последней, увы, не оказалось стирального порошка. Спать я ложился с мыслью о том, что уже завтра мы тронемся в долгую дорогу домой.
День двенадцатый
Время выезда: 12:15
Время остановки: 02:00
Суточный пробег: 811 км
Общий пробег: 4417 км
Квартиру мы освободили к 12:00, как и договаривались. Свежие и отдохнувшие приняли такой план действий — ребята идут шататься по центру города и по музеям, а я еду заниматься с машиной.
Вид с балкона съемной квартиры.
Вид с балкона съемной квартиры.
В результате сначала обломался я (правда, с удачным исходом), а потом и они. Потому что в четверг краеведческий музей почему-то не работает.
Ну а я... Я снова приехал в «Лауру», что на Кольском проспекте. Николая в этот раз, увы, не было. А ушастый менеджер принять меня отказался, мотивируя тем, что «мест нет». Странное дело, Николай несколько дней назад нашел для меня время (хотя тоже все битком забито было), а этот даже пытаться не стал. Я еще в прошлое мое посещение «Лауры» обратил на него внимание, что работать человеку совсем не хочется. С какой бы просьбой к нему не обратились (даже с банальной — есть ли деталь на складе), человек просил своих коллег этим заняться. И так — с любым вопросом. Собственно, ко мне был такой же подход — даже от монитора не отвлекся. Ну хорошо, не хотят люди моих денег — не надо!
Вбил в навигатор поиск ближайших автосервисов, и уже через 10 минут был в другом месте, где меня приняли с распростертыми объятиями. Подняли машину, показали ситуацию. Замятая защита бензобака периодически трется о карданный вал, именно это и вызывало страшные звуки и вибрацию. Металл кардана значительно тверже алюминия, из которого сделана термозащита, а потому она просто потихоньку «стиралась». В общем, ничего страшного, ехать можно. Маленечко подправили ее кувалдой, стало лучше.
Заодно сделали диагностику подвески. Каптива справилась со всеми испытаниями «на отлично», подвеска в идеальном состоянии.
Освободившись к трем часам дня, забрал ребят у Макдональдса, и мы выдвинулись на юг, в сторону Москвы. Задача минимум на этот день — добраться до Медвежьегорска.
Насколько же все-таки классная дорога М-18. За раз отмахал более 400 километров, начал уставать только под конец. Не в последнюю очередь тут стоит сказать и о Каптиве, в которой лично мне гораздо удобнее, чем в том же Фокусе, на котором мы совершали путешествие два года назад.
До Полярного Круга добрались уже когда начало смеркаться. Погода, кстати, тоже начала портиться. В очередной раз порадовались, как нам повезло.
Еще через час окончательно стемнело. Все же есть в этом что-то, когда едешь сквозь километры по абсолютной темноте. Только фары выхватывают небольшой кусочек дороги и местности вокруг машины, а вперед уходят дорожки от светоотражающих элементов на отбойнике.
До Медвежьегорска добрались уже к часу ночи. Еще полчаса пришлось потратить на поиск стоянки. В результате плюнули на все, увидели приличную отворотку и встали на ней. Аккурат между двумя кладбищами, одно из которых было захоронение Сандармох.
День тринадцатый
Время выезда: 11:00
Время остановки: 02:00
Суточный пробег: 1110 км
Общий пробег: 5227 км
Стоянка оказалась удачной. Спать на мягком мху очень удобно.
Дорога до Пужожи пролетела незаметно. За одним исключением — еще в прошлый день заметил, что передачи стали странно и туго переключаться. Это меня абсолютно не обрадовало. Приходилось как бы «ступеньку» преодолевать при втыкании передачи, иногда даже двойной выжим применять. К счастью, недуг прошел сам собой спустя пару дней после возвращения.
До Вологды добрались к пяти часам вечера. Пятничные пробки в Вологде вполне напоминают Московские, особенно если на выезде из города перевернется бетономешалка.
После Вологды зарядил дождь. Когда начало темнеть, стало еще хуже. Не видно практически ничего, кроме фонарей идущей впереди машины. Ехать по такой дороге очень страшно, обгонять — еще страшнее. Но находились и такие индивидуумы.
Дальнобойщикам — респект и уважуха. При любой возможности они старались принять правее, чтобы можно было спокойнее обгонять, тем самым старались не собирать за собой очередь.
В Москву приехали уже к полуночи. Бросил машину на парковке — и домой. Боже, какой же это кайф — оказаться в родной кровати!