|
Восьмой день путешествия (12 июля 2014 года)
Неспешный подъем приблизительно в 9 часов утра. Вообще, старался не вставать рано во время путешествия: отпуск все-таки.
Завтрак был включен в стоимость проживания: дали яичницу с овощной нарезкой, чай и хлеб. Получилось довольно сытно. Поблагодарил горничную, по совместительству «повара», которая приготовила мне все это, и пошел собирать вещи. На этот день решил не заезжать в какие-то конкретные места: был по предварительному плану Кандалакшский заповедник, но опять же, учитывая опыт посещения парка Паанаярви, необходим не один день, чтобы посмотреть все его достопримечательности. Из всего этого следует только одно: сегодня я еду в Мурманск.
Город Кандалакша расположен на берегу Кандалакшского залива Белого моря, в северо-западной его части. В надежде увидеть красивые морские пейзажи поехал по дороге, огибающей залив с северной стороны. Периодически море выглядывало из-за лесного массива. Слева от дороги были очень высокие холмы, предвестники гор Хибин. Честно говоря, не думал, что на нашем Севере есть такие природные красоты. Когда планировал поездку, вроде бы изучал маршрут, знал про перевалы, про полярную тундру, но про горы как-то не подумал. Может, поэтому и был так приятно удивлен увиденным.
Первый раз море выглянуло в не самом удачном месте для фотосъемки. Думал, что можно подъехать поближе здесь к берегу, специально съехал с трассы, но нет. Сделал пару фотографий и поехал дальше.
И вот один из самых красивых видов. Дух захватывает от высоты, с которой ты все это видишь, от того, как далеко ты это видишь.
Я решил не ограничиваться фотографиями со стоянки и полез на небольшой скалистый выступ, посидеть на краю.
Белое море: холодное, не нарядное, суровое, настоящее.
Место само по себе интересное, много машин останавливалось здесь, чтобы сфотографироваться или просто полюбоваться.
Поехал дальше по трассе, в надежде увидеть другие завораживающие панорамы, но нет. На холмах слева от меня иногда можно было увидеть небольшие снеговые «шапки». Возможно, что он там никогда и не тает полностью.
Доехав до условной точки, посмотрел в навигатор: дальше дорога уходит в глубь Кольского полуострова, и смысла ехать особо нет: море там не увидишь. Развернулся назад. На подъезде к городу открывается замечательный вид.
Взял курс на Апатиты и Кировск. Трасса проходит среди уже привычных лесов, болот и озер.
Остановился возле небольшого озера, чтобы запечатлеть его.
Рассматриваю линию горизонта и понимаю, что с ней что-то не так. То ли облака, то ли серые тучи на горизонте. Какие-то мгновения... и понимаю, что это горы! Настоящие северные горы Хибины! А облака — это не облака, а снег, который никогда там не тает!
Сами города расположены у подножия гор, и чтобы добраться до них, нужно свернуть с трассы М18 и проехать около двадцати пяти километров на восток от неё. С каждым километром горы становятся все ближе, а их очертания всё четче.
В городе и вовсе высота их кажется невероятной. Непонятное ощущение, похожее на головокружение, возникает, когда смотришь вверх на вершину. Появляется иллюзия того, что она совсем рядом, хотя реально до неё не меньше пары километров.
В Кировске доехал до горно-обогатительного комбината, где занимаются добычей руды.
Грустно от того, что рушат вековые... нет, не так... много миллионов лет существовавшие горы, которые формировались еще, может, до существования человека. И что же теперь делает этот единственный биовид, который ради наживы готов надругаться над нашей планетой, губить её очертания, формировавшиеся так долго?! Зачем?! 350 миллионов лет... 350 миллионов лет здесь все преображалось, формировалось, перевоплощалось, а теперь горы разрушают взрывами. Надеюсь, рано или поздно люди перестанут наносить Земле болезненные удары, после которых остаются такие зияющие раны. Жаль, что такое возможно лишь одним путем.
Ладно, продолжим свой путь к Северу, к финальной точке моего путешествия.
Накатавшись по городу, зашел в магазин, прикупил каких-то булочек с газировкой и выдвинулся обратно к основной трассе.
Далее был г. Мончегорск. В него не стал заезжать, так как особенных для меня мест там не было. Экология этого города показалась какой-то неприветливой: пожелтевшие пески, поломанные деревья и кустарники, камни, много линий электропередач, безжизненное вокруг все какое-то. Наводил уныние открывающийся пейзаж, но он все равно мне нравился, наверное, своей необычностью.
Хибины остались позади. Поразили ну очень высокие искусственные холмы, получившиеся в результате бурной человеческой деятельности по добыче какой-то породы.
В Оленегорске заехал на заправку. Внимание привлек знакомый звук, доносящийся сверху: истребители прямо над головами. Выяснилось, что рядом находится авиационная база, и летают они на регулярной основе.
До Мурманска оставалось где-то около ста километров, как вдруг накатила какая-то усталость и потянуло в сон. Колебался, принимая решение прилечь поспать или нет, и все-таки заехал на ближайшую стоянку, прилегающую к заправке. Проспав около часа, проснулся от того, что какой-то фургон запарковался справа от меня.
Отхожу от сна, пью газировку (вспомнил, брал чай зеленый в бутылке. Редкая гадость оказался, шампунь какой-то на вкус.)
Трогаюсь дальше. Спустя какое-то время появляются признаки большого города на моем пути: цифровые табло, расположенные над дорогой, с предупреждениями о соблюдении скоростного режима и прочей дорожной информацией.
Слышу, как начинают раздаваться странные звуки откуда-то спереди при движении: скрежет такой будто по металлу какой-то крутящийся механизм проскальзывает. Я знал о проблемах с коробкой передач еще до выезда да и, вообще, задолго до путешествия. Начинаю немного нервничать от этого факта. Доезжаю так до Мурманска. Основной въезд в город был закрыт из-за ремонта дороги, поэтому весь транспорт пускали по объездной.
Паркуюсь на какой-то улице, начинаю искать себе гостиницу. Полчаса поиска, и оптимальная цена - качество найдены. Еду туда, и навигатор почему-то заводит к зданию с другой стороны. После звонков администратору все-таки подъезжаю к главному входу гостиницы. Запарковался временно на каком-то дворовом проезде, почти перекрыв тротуар. Вечером надо искать стоянку. Лениво как-то было собирать все вещи из машины, поднадоело каждый день так развлекаться.
Обычная процедура оформления проживания. Забронировал на три дня, так как запланировано много всего по северной части, да еще коробка, скорее всего, потребует какой-то работы с ней.
Честно говоря, гостиница не очень, если судить по её коридору: ощущение, что идешь по больнице, старый какой-то линолеум. В самом номере туалет довольно старый, ремонт не делали давно. Комната номера, на удивление, смотрится свежо. Когда шел по коридору, то меня страх начал охватывать, что я зря заплатил за это.
Кинув все, включил по-срочному нетбук, надо искать автосервис, так как ремонт коробки не терпит отлагательств: на ней нельзя ехать в те места, куда я запланировал, иначе, если сломаюсь, то там жить и останусь.
Поиски сначала были тщетными: искал в мурманских сообществах в интернете, звонил в автосервисы. Прошло полчаса точно, может, даже час. Ситуацию осложняло то, что был уже вечер, и половина сервисов закрылось уже, другие просто не занимаются ремонтом коробок. Мне предлагали даже поставить другую коробку целиком за три или четыре тысячи рублей, чтобы просто доехать до дома смог. Номер телефона сохранил на всякий случай, но стал дальше искать. Вдвойне ситуацию осложняло то, что следующий день это воскресенье. Да и коробки делают, как правило, два-три дня обычно. Повезло, можно сказать, что крупно повезло, и я нашел человека, готового сделать мне машину завтра за один день. Обсудили детали и договорились встретиться завтра.
После этого всего поехал искать стоянку поблизости, чтобы не бросать машину, где попало. Сначала заехал на парковку рядом с другой гостиницей, но цена показалась неадекватной. Дороговато показалось, но цена соответствовала гостинице. Во дворах домов была еще одна парковка, я её и раньше видел. Поехал туда, ценник тоже не самый гуманный, но выбора не было. Оставив машину ночевать там, сам направился в кафе-бар недалеко от гостиницы, чтобы взять пиццу у них. После этого пошел в магазин, взял там чаю и сахара. Остаток вечера я провел в гостинице, записывая заметки о предыдущих днях.
Девятый день путешествия (13 июля 2014 года)
События сегодняшнего дня прямо связаны с днем вчерашним: поехал туда, где договорился встретиться насчет ремонта. Поскольку прибыл туда раньше, то решил поискать магазин поблизости и закупиться чем-то съедобным на день, так как понятно, что в гаражном сервисе мне вряд ли будет предложен завтрак, обед и ужин. Купил газировки и трубочек со сгущенкой. Вернулся к машине, только сел попить, как подъехала синяя газель с надписями про ремонт на борту. Вышли, поздоровались. Он сказал мне следовать за ним по дороге, ехать тут недалеко.
Рядом с Мурманском вплотную располагается населенный пункт, который и дал название всей трассе М-18 Кола. Именно туда мы и приехали, в гаражный кооператив.
Не загоняя машину на яму, ремонтник послушал шумы из коробки, сказал, что даже по шуму понятно, что дело плохо и надо перебирать в любому случае. Я и сам все понимал, оставалось лишь согласиться на это. Заехал в гараж на яму, и процесс ремонта пошел. Забавно, но мне предложили чай с печеньем, телевизор посмотреть, так как ремонт долгий, но я отказался: нервничал немного и спокойно сидеть не мог.
Когда разобрали, стала понятна причина такого шума: развалился подшипник первичного вала КПП. Попутно так же замена требовалась и некоторым другим деталям. Составив список, принялись обзванивать магазины автозапчастей, чтобы прикупить все это. Спланировали, куда надо заехать и двинулись за покупками.
На обратном пути заехали в банк, чтобы снять наличные для оплаты работы.
По приезде начался процесс сборки коробки. Из того гаражного кооператива, где мне делали ремонт, открывается вид на морской залив. Пока я ждал окончания работ, можно было наблюдать, как вода приходила и уходила в нём в течение дня.
Наконец-то все собрали. Вся переборка заняла где-то около 10-11 часов от снятия до установки. Очень рад был, что повезло найти мастеров, готовых мне помочь. Выехал довольный, что нет этого напрягающего шума. Ощущение такое, что на иномарке едешь: нет вообще никаких шумов из подкапотного пространства.
А вот такого «птеродактиля» я заприметил, когда он сел полакомиться чем-то из контейнера.
Тут, в Мурманске, чайки нереально больших размеров, постоянно слышны их крики отовсюду.
Вечером в гостинице составлял план завтрашнего маршрута, как подъехать к тем или иным точкам. Основная цель — достичь границы с Норвегией.
Десятый день путешествия (14 июля 2014 года)
Десятый день моего путешествия был посвящен небольшой поездке по Заполярью: хотелось посмотреть природу этого региона, а также посетить границу с Норвегией. Очень грела мысль о том, что я оказался так далеко от родного дома. С Норвегией Россия граничит лишь маленьким тридцатикилометровым отрезком в самом удаленном её уголке, практически на краю материка. Было желание посетить в п. Видяево памятник морякам, погибшим на АПЛ «Курск», но сложилось так, как сложилось. (Я совершенно не учел того факта, что эти небольшие городки на берегу Баренцева моря все закрыты для посторонних лиц).
Утро, неспешный подъем, чай. Иду на стоянку. Завел автомобиль. Пока он прогревался, заносил ориентировочный маршрут в навигатор. В той версии карт, которые установлены у меня сейчас, мурманского моста еще нет, поэтому навигация повела меня по какому-то очень длинному пути. Поставив промежуточную точку до моста, а затем в самом Видяево, решил ехать так, с надеждой, что она перенастроится.
Проехав Кольский проспект, повернул на «несуществующий» в моем навигаторе мост. После него, прочитав информационный указатель над дорогой, свернул на п. Печенга. На выезде из Мурманска часто попадались электронные информационные табло, установленные над трассой, информирующие о допустимой скорости и погоде.
Окружающую природу можно назвать полярной тундрой: скудная по количеству деревьев местность, только кустарники, растущие среди тёмно- и светло-зеленого мха и среди отдельно разбросанных по холмам камней.
Сам поселок Видяево находится на отворотке от основной трассы, километрах в двадцати-двадцати пяти от неё. Очень чувствуется, что ты приближаешься к краю материка: относительно ровная холмистая местность сменяется каким-то гигантскими утесами вдоль дороги, все также покрытыми мхами. Там, по-моему, все покрыто мхом, что могло им зарасти: если что-то не заросло, то значит это либо озерцо, либо камень, который только им начинает покрываться, либо кустарник. Дорога сама по себе сложная, так как петляет среди этих холмов и горных выпадов. Думаю, зимой там вообще невозможно спокойно ехать: ветер и обильный снег наверняка создают немало хлопот местным автовладельцам.
Доезжаю до первых признаков населенного пункта, там КПП. Женщина в военной форме ходит среди машин. Пропускают сначала в одну сторону, предварительно проверив документы, затем закрывают шлагбаум, проверяют документы и пускают в другую сторону. Когда дошла очередь до меня, я спросил, можно ли проехать. Спросили прописку. Понятно, что точный адрес называть смысла нет, назвал область. Мне ответили, что нет. Я спросил: «Что, неместным нельзя?». Она: «Конечно, нет». Развернулся, поехал обратно.
Посмотрев в навигатор, нашел еще один населенный пункт рядом, город Заозерск. Решил заехать в него по пути, просто так, опять же, чтобы посмотреть природу и сам город. Пейзажи вдоль дороги мало чем отличались от тех, которые я видел по пути на Видяево. Километров семь от основной трассы— и снова КПП. На этот раз мужчина в морской форме вышел из здания. Я, понимая, что дальше меня вряд ли пустят, спросил, можно ли проехать. Он ответил, что нет. Потом про заправку что-то сказал, не туда ли я еду. Я пояснил кратко, что путешествую и хочу посетить памятник морякам. Он сказал, что до поселка еще три КПП будет. Проехать без шансов. Я попрощался, развернул авто и поехал в обратную сторону.
Также встречалось много памятников и мемориалов погибшим в Великой Отечественной Войне.
На одном из отрезков трассы заметил необычное шарообразное сооружение. Из любопытства решил подъехать и рассмотреть его поближе.
Следующим населенным пунктом на моем пути был поселок Печенга. По дороге к нему попадались небольшие военные городки и КПП на дороге, где у меня проверяли документы.
Печенгу фактически проехал, не останавливаясь. Все небольшие города очень похожи и, чтобы рассмотреть какие-то отличия, необходимо много времени для их посещения. Я же был простым наблюдателем.
В Заполярном озадачился поиском заправки. Остановился около какого-то гаража, где стояли местные жители. На вопрос ответили, что нужно ехать на выезд из города. Народ довольно простой: рассказывал он это, облокотившись на мою дверь. И вроде даже не чувствовал никакой неловкости момента.
Как писал в начале, одной из целей поездки было посещение границы с Норвегией. Я тщетно пытался вбить в навигатор г. Киркенес, так как карт Норвегии в нем, естественно, не было. Кое-как я поставил точку на границе, куда мой навигатор еще мог проложить маршрут. Меня очень удивило качество дорожного полотна при всем том, что машин практически нет. Для кого это все сделано?! Еще одна особенность: разметка сделана желтоватым цветом, как в Норвегии. По дороге встречались очень красивые пейзажи: до этого путешествия я видел такое только в интернете. И вот, это все перед моими глазами. На обочине заметил машину с карельскими номерами: два парня просто стояли и рассматривали скалы, которые тянулись длинной грядой справа от дороги. Чуть ранее с другой стороны можно было увидеть небольшое озерцо, красоты которому добавляли холмы, расположившиеся на его фоне.
Где-то здесь начали проявлять себя первые признаки границы нашей страны: колючая проволока, забор и ровные песчаные бороздки около него. Делаются они для того, чтобы видеть следы тех, кто там вступит. Через каждые 50 метров на столбцах висели какие-то белые устройства, на которые мой радар-детектор, не переставая, издавал сигнал о наличии радара.
При подъезде к перекрестку увидел указатель на Киркенес и на Никель. Только свернул на Киркенес, как уперся в очередное КПП. Показал паспорт, сказали, что дальше нельзя. Досадно.
Развернулся, отъехал оттуда, чтобы не привлекать к себе внимание. Просто обратно по той же дороге ехать было не очень интересно. Решено было заехать в город Никель, а точнее обогнуть его по объездной дороге через перевал, а затем выехать в Заполярном.
Дорога идет вдоль границы. То есть реальной границы: колючая проволока, песчаные бороздки, какие-то радары и видеокамеры, которые смотрят в обе стороны. Честно говоря, ощущение не самое приятное: чувствуешь, что за тобой наблюдают и думаешь о том, как бы не сделать случайно что-нибудь запретное.
Всегда пытался понять, как на границе водных объектов делается разделение. С землей понятно, что забор и проволока. А вода?! С водой все оказалось также. На моем пути попалась протока, одна половина которой принадлежит норвежской стороне, а другая российской. Колючая проволока идет прямо около моста, под которым плотно-плотно наколочены доски. Забавное ощущение, когда смотришь на это все с дороги: с одной стороны вода наша, с другой не наша, а по сути она одна и та же, туда-сюда перетекает, как и рыба, живущая в ней.
Участок дороги вдоль границы тянется где-то около 25 километров, и на нём отрезке частенько попадались автомобили с норвежскими и финскими номерами. Возникло даже ощущение, что это я там в гостях, хотя и еду по земле своей страны. Надеюсь, что местные живут и ладят с жителями другого государства и взаимных претензий не имеют.
С объездной дороги на город Никель открывается довольно унылая картина. Кустарники и мхи просто не выживают в таких условиях, так как много вредных выбросов идет от производств. На место свежей зеленой природы пришли песчаные склоны, дюны, скалы без клочка растительности. Сильно напомнило кадры из американских фильмов, где действия разворачиваются в каком-нибудь Техасском штате. Неприятный запах от производственных выбросов чувствовался у меня в машине, поэтому как-то побыстрее хотелось проехать это место. Как жители города живут в такой экологии?!
Дорога вывела меня к той же самой заправке в п. Заполярный. На ней стояла машина инкассаторов, но внимания я этому не придал. При попытке зайти в магазин, где производится оплата за бензин, меня в двери остановили и сказали выйти. Я удивился, ни разу в такую ситуацию не попадал, но спорить не стал. Когда они ушли, спокойно заправился.
До Мурманска доехал без особых приключений, просто созерцал окружающие красоты. На въезде в город вспомнил, что в нём установлен памятник-мемориал Алёша. Это место привлекает людей тем, что выглядит памятник довольно внушительно, а также отсюда открывается отличный вид на город. Найдя в интернете адрес, как подъехать к нему, вписал его в навигатор.
Когда приехал туда, увидел, что организована полноценная парковочная зона для посетителей. Вообще, люди ходят сюда и просто так, ради прогулки: видел мам с маленькими детьми, кто-то просто катался на роликах. Сам памятник выглядит действительно очень-очень внушительно.
Решил спуститься со склона, чтобы поближе подойти к нему и сфотографировать его от основания.
Пока спускался, ко мне подошла девушка и попросила сфотографировать её на фоне монумента. Не откажешь же: показалась она мне такой же путешествующей. Из завязавшегося разговора выяснилось, что мы почти соседи по регионам, она с Кировской области и находится тут в составе туристической группы. Я рассказал, что сюда приехал в основном с целью посещения п. Териберка (ударение в названии надо ставить над И), так как именно там находится выход к Северному Ледовитому Океану. Она сказала, что завтра со своей группой собирается ехать туда же, рассказала о том, что поселок находится на грани полного упадка. Пообщавшись еще пару минут, мы попрощались, пожелав друг другу удачи в дороге.
Я пошел на стоянку, завел автомобиль и поехал в гостиницу.
Уже завтра... Лег спать с некоторой грустью от осознания того, что мечта, вот она, совсем рядом. Не верю...
Одиннадцатый день путешествия (15 июля 2014 года)
Трасса М 10, Финский залив, Рускеальский карьер, безлюдные карельские дороги, водопады, М 18 Кола, парк Паанаярви, Полярный круг, горы Хибины, граница с Норвегией — все уже было в этом путешествии. А как долго планировалось... Один только список гостиниц, в которых можно заночевать на маршруте, я составлял около недели, рассматривая каждый даже самый мелкий городок на карте и выискивая в нем всевозможные варианты ночлега. Вечерами сидел и планировал маршрут, прокладывая его через основные достопримечательности Карелии и Мурманской области. Я жил этим путешествием почти полтора месяца, каждый день ложился спать и представлял, как еду по трассе, как пересекаю линию полярного круга, как стою на границе России и Норвегии. И вот... Десять дней прошли совсем незаметно, неощутимо; на душе осталось лишь сладкое послевкусие после всего пережитого. Почти всё из запланированного сбылось. Почти.
Будильник прозвенел около 8:00 утра. Собрав свои вещи и выпив кружку чая, я спустился к стойке регистрации, сдал ключи от номера и пошел на стоянку.
Еще с вечера решил, что спать на обратном пути буду в машине. Захотелось понять, что чувствуют дальнобойщики, когда едут в рейс и ночуют в машинах, захотелось ощутить их дорожную романтику.
В городе я заехал в магазин, чтобы купить перекусить чего-нибудь, пока буду на берегу. Поскольку с собой были небольшой автомобильный чайник и бутылка с водой, то мог сделать себе какую-нибудь лапшу быстрого приготовления и заварить кружку горячего чая.
Перекресток, с которого дорога уходит на Териберку, расположен на въезде в Мурманск. Я проезжал здесь три дня назад. До поселка согласно навигатору около 160 километров. Будет интересно понаблюдать, как меняется окружающая природа с приближением к океану.
Дорога частично асфальтированная, с редковатыми, но очень коварными ямами: зачастую невозможно было их объехать даже по встречной полосе из-за того, что там тоже были ямы.
Поначалу вокруг было очень много деревьев, виды ничем не отличающиеся от карельских. Попадались маленькие озера, берега которых состояли из камня, покрытого мхом и какими-то растениями.
Лес сменился пустынной тундрой: никакой растительности практически нет вокруг, только камни и мхи. На одном из холмов заметил небольшой участок, где с зимы еще остался снег.
Плоские холмы и вода среди них... Очень красиво и необычно. За счет того, что природа не тронута человеком (да и вряд ли он заинтересуется этими просторами), здесь наиболее сильно чувствуется, что наша Земля — живой организм, со своими природными процессами, происходящими снаружи и внутри неё.
Видел мотоциклиста. Запомнился он тем, что на номерах его значился 58-й регион (Новгородская область). Причем у него не было с собой ни специальных кофров, ни чего-нибудь такого, что обычно выдает мотопутешественников-дальнобойщиков. Обычный такой мотоциклист, как будто местный. И мотоцикл у него, как мне показалось, был не для таких поездок: какое-то подобие чоппера.
На пути попалась лишь одна деревня. Коровы в ней неспешно расхаживали прямо по дороге, пришлось снизить скорость, чтобы не зацепить их и чтобы они не кинулись мне под колеса.
Еще задолго до путешествия читал, что эта дорога частично асфальтированная, а частично грунтовая. (В те моменты я и подумать не мог, что через год поеду здесь). И запомнилось, что грунтовый участок до Териберки длится около 40 километров. Спустя какое-то время это подтвердилось дорожным указателем: в Туманный — прямо, а в Териберку — налево.
На одном из участков дорога шла в гору. Смотрю, слева на неё надвигается очень плотный туман. Надо мной светит солнце, а впереди самое настоящее облако, и оно очень быстро плывет через дорогу. В этот момент стало немного не по себе, возникло ощущение, будто еду в неизвестность. Он рядом, и его присутствие чувствуется все сильнее...
Через километр открылись красивейшие виды:
Этот залив образовался в результате деятельности человека, так как через какое-то время я проехал по закрытой плотине какой-то ГЭС, которая обеспечивала такой уровень воды.
Ограждения дороги сделаны из металлических тросов, которые могли использоваться на промысловых судах. Предполагаю, что это связано с прошлым поселка, основной деятельностью которого была добыча и разведение рыбы, а также судоремонтные работы.
На одном из участков дороги велись ремонтные работы: бульдозер просто укатывал привезённый песок. Ехать было не очень комфортно, машину водило из стороны в сторону. Остановился сфотографировать три выделяющихся участка горы справа от меня.
Только я вышел, как на меня набросились местные комары: любой оголенный участок тела тут же становился местом, куда им срочно нужно было сесть. Отмахиваясь от них, я на скорую руку отснял окружающие красоты и ретировался в машину. Пытался выгнать некоторых из кабины, но пока открывал окна или двери, налетало еще больше.
Через пару километров увидел указатель на Териберку. Мне нужно было ехать дальше по навигатору в поселок Лодейное, расположенный рядом.
В нём немного заблудился, так как навигатор совсем не знает местных улиц, он просто стрелкой указывал, в какой стороне конечная точка маршрута. Покатавшись немного, остановился, чтобы спросить, как попасть на берег. В ответ мимо проходившая женщина буркнула мне что-то, явно неприветливое. Очень неразговорчивый человек попался. Поехал дальше, ориентируясь более-менее по карте. Увидев какого-то мужчину около гаража, остановился. Он указал, что нужно ехать дальше по этой же дороге через перевал. Высказал сомнения на счет того, проеду ли я там. Поблагодарив его, отправился дальше.
Осталось чуть-чуть, совсем немного.
Увидев более-менее удобную площадку для того, чтобы оставить авто, паркуюсь на ней. Спешно переодеваюсь: джинсы вместо шорт, надеваю свитер, куртку, кеды, беру фотоаппарат, закрываю двери. Иду по каменно-гранитному берегу, иду-иду, почему-то показалось, что идти очень далеко, прохожу около 50 метров и...
Я заплакал. Из глаз лились слезы, я говорил какие-то слова... «4500 километров.... Я доехал-доехал!!!», «Неужели это все наяву и здесь со мной?!», «Океан... Северный Ледовитый Океан...Ты рядом». Какие-то обрывки фраз, не связанные друг с другом. Стоял около минуты, не в силах контролировать свои эмоции.
Неподалеку от меня были какие-то рыбаки.
Через какое-то время решил спуститься к воде, коснуться её в знак приветствия. Аккуратно шагая по очень большим круглым камням, кое-как добрался до неё. Несмотря на то, что волны были небольшими, они периодически накатывали на побережье и норовили промочить мне обувь. Океан оправдывает свое название: вода очень холодная, рука долго не терпит.
Справа от меня на берегу, состоящем из этих камней, были разбросаны стволы деревьев, выброшенные многочисленными штормами.
Через какое-то время решил, что пора бы и поесть немного. Поставил чайник, чтобы заварить себе суп. Когда готовил рассказ и листал фотографии, наткнулся на этот снимок, и охватило чувство такого уюта от автомобиля, что даже объяснить сложно: дома нет, знакомых нет, только эта крыша над головой и есть.
Так как автомобильные чайники греют воду очень долго, то решил в это время зря не сидеть и пойти побродить по берегу. Спустился к воде чуть левее от места моей стоянки. Камни очень скользкие, каждый шаг приходилось просчитывать, чтобы не свалиться и не вымокнуть. Подошел поближе: очень красиво накатываются волны на берег, играя морскими водорослями. На мне были только свитер и легкая ветровка, немного замерз, и пришлось уйти в машину погреться. Неподалеку от меня отдыхали такие же приезжие. Судя по номерам, они из Подмосковья. В это время оставил заметку в телефоне на память.
Чайник нагрелся и почти закипел. Вода, кстати, была еще из дома: взял с собой пять литров на всякий случай в дорогу. Залил суп, подождал, пока заварится. В машине обедать показалось скучным, поэтому пошел на небольшой уступ не берегу. Когда еще поешь с такими видами... Никакой роскоши: два кусочка хлеба и лапша быстрого приготовления. Сидеть на камнях было прохладно, поэтому подобрал какую-то дощечку.
На берегу росли растения, которые я раньше не видел.
Гости из Подмосковья тем временем ушли на берег посидеть на камнях. Вдалеке видел машину, рядом с которой стояла палатка, было построено даже нечто вроде навеса. Два человека суетились вокруг того места: один чистил рыбу на берегу, другой что-то делал у палатки.
Я пошел на тот выступ, где ранее были рыбаки. Он сильнее всего выдавался в море на этом побережье. В это время со стороны поселка кто-то на надувной лодке отправился по своим делам.
Некоторые водоросли жили прямо в воде, которая скопилась в углублениях камня. Видимо, шторма бывают тут очень сильные.
Ориентировочно в это время подъехала на берег семейная пара, вроде бы из Петербурга, если я правильно рассмотрел номера. Они так же ходили по берегу, фотографировались.
Спустился к воде в другом месте: волны с шумом накатывались на каменный берег.
Поднялся обратно и пошел к машине. Изначально планировал набрать немного океанической воды на память. Взял пустую бутылку, сполоснул её и пошел на берег.
Подойдя ближе, увидел, что вода отошла из-за отлива. Совсем забыл про это природное явление. Было видно, как обнажились камни, которые большую часть времени находятся под водой, и поэтому их покрывали многочисленные водоросли.
Набрал воды и поднялся наверх на выступ, чтобы посидеть, посмотреть, помолчать. Сидел, полуразвалившись, прямо на камнях и почему-то было так все равно, что могу простудить себе что-нибудь. Только сейчас, сидя здесь и смотря на береговую линию, почему-то обратил внимание, что вода реально синего цвета. Никогда такой раньше не видел. Свою памятную бутылку поставил рядом: вода в ней была настолько холодная, что она тут же покрылась конденсатом.
Подъехал еще один автомобиль, как сейчас помню, классика ВАЗ 2104 темно-зеленого цвета. Посмотрел на номера и удивился: 31 регион, Белгородская область. Тоже очень далеко приехали. Всего скорее это были отец и сын, если судить по их возрасту.
Они так же с интересом смотрели на океан, ходили по берегу, пытались добраться до воды.
Еще одно запланированное дело — взять какой-нибудь камень отсюда, из Океана. Сложно было выбрать, так как мало камней небольших размеров. Выбрав один из них и взяв его, пошел к машине и убрал его в рюкзак.
Вдалеке был еще один выступ. Решил сходить туда по дороге, посмотреть, что там. По пути увидел такое растение.
Неожиданно для себя вспомнил уроки биологии в школе, там нам рассказывали про карликовую березу. Сейчас, когда пишу это, посмотрел в интернете и убедился, что это она.
Чтобы попасть на край выступающего берега, пришлось перебраться через небольшую расщелину, заваленную камнями.
Каменный берег здесь, да и там, где я припарковался, покрыт какими-то трещинами. Рисунок чем-то напоминает тот, который есть у нас на ладонях: такое же хаотичное хитросплетение линий.
Было настолько холодно, что голова начала замерзать, пришлось натянуть ветровку на неё вместо шапки. Почему-то не взял шапку с собой, не подумал об этом, когда готовился. Так и шел обратно до машины. Поставил чайник, чтобы заварить себе чаю. Пока он грел воду, я сходил к небольшому озерцу, которое было рядом.
Вернулся к машине. Поскольку чашки не оказалось, то ничего умнее не придумал, как протолкнуть в бутылку два пакетика чая и залить их кипятком.
Уже вечерело и понятно было, что скоро пора будет уезжать отсюда. Я взял двухлитровую пустую бутылку и пошел набрать воды: она совсем отошла от берега.
Я обливал машину океанической водой и где-то в душе в этот момент говорил ей спасибо: «Спасибо, что довезла меня сюда, без тебя я никогда бы здесь не побывал». Так же полил воды на левое переднее колесо. Зачем, не знаю. Почему-то именно так решил.
Вроде бы все запланированное сделал. Настало время прощаться.
Я нашел кошелек, взял оттуда монетку в 50 копеек. Именно такой номинал, потому что помню, что когда я был в Адлере, то в Черное море кидал именно такую, и вернулся туда снова через какое-то время. Кидал такую монетку в Финский залив год назад. И вернулся. Думаю, это хорошая примета.
С трудом спустился до воды, иногда держась руками за камни, так как те, которые были ближе к воде, покрыты скользкими водорослями. Я сказал океану слова благодарности: «Спасибо, что был моей мечтой, что был моей движущей силой. Я не до конца верил, что смогу это сделать. Большое тебе спасибо, Северный Ледовитый Океан!» и кинул монетку... Погладил его холодную водную гладь... постоял и побрел назад. Грустно.
Я сел в машину. Время было около четырех часов вечера. Понимаю умом, что надо ехать, а не могу. Я просто сидел и плакал. Наверное, от того, что так долго мечтал, и всего лишь пять часов здесь находился. Так мало. Я не хотел уезжать от своей мечты. Я вышел еще раз, сфотографировал его. Постоял. Ну, всё, последнее фото.
Иду назад. Сел в машину. Я не могу и не хочу уезжать отсюда. Еще пара фотографий на телефон. Я сюда обязательно вернусь. До свидания!
Заключение...
Да, именно заключением можно назвать ту часть моего путешествия, которую оставалось пройти. Все запланированное позади, мечта перестала быть мечтой...
Вставил ключ в замок зажигания, повернул, медленно съехал вниз, на дорожку, и с грустью и тоскою на душе поехал назад. Когда еду откуда-то издалека в свой город, всегда указываю один и тот же адрес: Кострома, Магистральная, 59. Впереди около двух тысяч километров — прекрасное расстояние для того, чтобы расслабленно прокатиться, насладиться дорогой, еще раз вспомнить всё то, что было в путешествии при проезде участков трассы, связанных с посещением тех или иных мест.
Проехал буквально метров двести, как мне навстречу едет автомобиль. За рулем девушка, посмотрел на номера — 23 регион (Краснодарский край!). Неплохая прогулка у неё получилась.
В Лодейном немного поблуждал по поселку в поиске выезда из него. Каким-то образом оказался возле небольшого мостика, через который нужно было ехать. Он был сделан из дерева и выглядел не очень надежно. Вышел из машины, потоптался по нему, попрыгал, чтобы проверить прочность. И спросить-то вокруг некого, проезжий ли он. Догадался посмотреть наличие следов легковых автомобилей возле него, и на удивление таковые были. Еду дальше.
Проезжая уже знакомыми местами заметил, что вода отступила в результате отлива и обнажила полуразвалившиеся остовы рыбацких лодок.
По пути назад догнал уехавшую ранее белгородскую четверку. Они стояли возле небольшой кучки снега, оставшейся после зимы: забавлял их тот факт, что снег можно потрогать руками в середине июля.
Вот и нормальная дорога, М 18... Погода, на удивление, здесь поменялась на ясную, стало тепло. Залитая солнцем вечереющая трасса... Для меня это место спокойствия и умиротворения.
На горизонте за горами показалась огромная туча. Солнце подсвечивало её откуда-то сзади, и поэтому она казалась еще более тёмной, чем была на самом деле. Небольшое озеро возле дороги добавляло всему этому какой-то пейзажной красоты.
Перед въездом в Оленегорск заехал на заправку. Истребители по-прежнему исполняли в небе фигуры пилотажа.
Нужно было поужинать, поэтому отправился непосредственно в центр города поискать какое-нибудь кафе, где кормят полноценными обедами. Сначала попал в какой-то развлекательный центр, где мне не очень понравилось, неспокойно там как-то. Хотелось тихого местечка.
Нашел такое возле гостиницы. Заказал борщ, картошку «фри», хлеб и чай. Когда я поел, и мне принесли счет, немного удивился цене чая в восемьдесят рублей. На мой вопрос мне ответили, что у них только английский чай и подают его в чайниках. В этом кафе очень удобная форма оплаты: компактный терминал для банковской карты приносят прямо к столу, и можно, даже не вставая с места, оплатить свой счет.
Вышел из кафе и пошел в гостиницу, поинтересоваться из праздного любопытства насчет цен на проживание. Назвали сумму порядка трёх-четырех тысяч за ночь. Улыбнулся и пошел к машине.
Вечерний Мончегорск проехал мимо. Приближающееся время ночлега заставляло более внимательно присматриваться к стоянкам с дальнобойными фурами на предмет их большего количества и наличия какого-то кафе рядом.
Около 21:30 попался подходящий вариант под Кандалакшей. Заехал за фургоны, чтобы меня было не видно с трассы, так как-то спокойнее. Пошел в кафе, чтобы попить чаю и умыться. Спросил продавщицу, не шалят ли тут по ночам, на что получил отрицательный ответ.
Перекусив, отправился в машину, чтобы записать заметки о прошедших днях и просто отдохнуть, послушать музыку. Рядом дальнобойщики ремонтировали свои грузовики, что-то крутили, лёжа под ними.
Уснуть получилось около полдвенадцатого вечера, так как сильного желания спать не было. Ночью проснулся от того, что подъехала фура, гремя своими дизелем... Посмотрел на часы: 01:30... Поворочался и лег спать дальше.
Двенадцатый день путешествия (16 июля 2014 года)
Утро. В машине холодно. Ночью температура упала до 13-14 градусов, а на мне из одежды всего лишь джинсы и свитер. Поглядев на часы, подумал, что пора вставать. Вчера было солнечно, а сегодня небо затянуло тучами, начал капать мелкий дождик. Он совершенно не располагал к тому, чтобы идти до кафе по улице, хотя до него было не более ста метров. Завел машину и подъехал прямо к входу.
Войдя внутрь, увидел спящую на креслах продавщицу. Завидев меня, она начала просыпаться, вставать, чтобы приготовить мне что-нибудь из еды: как-то даже неловко стало от этого. Здесь же на стульях спал какой-то мужчина, на вид вполне приличный. Сделав заказ, я пошел в туалет, чтобы умыться.
Поев и послушав телевизор (их можно встретить в каждом кафе), отправляюсь дальше. Мужчина этот, похоже, автостопщик, так как, когда я сел в машину, он подошел ко мне и спросил, в какую сторону я еду. Ему нужно в Мурманск, а мне в сторону... Я не помню, что ответил ему, но назвал то ли Питер, то ли Москву. Еду в сторону городов на расстоянии более полутора тысяч километров отсюда. Необычное явление.
Дождь начал усиливаться, периодически скорость снижалась до 50-60 километров в час.
Подъехав к стеле Полярного круга, останавливаюсь. Подошел посмотреть, висит ли кусочек тряпочки, который я оставлял здесь пять дней назад. Висит. :) Затянув его чуть потуже, чтобы он как можно дольше провисел тут, и чуть-чуть постояв, иду в машину.
До свидания, Заполярье! До свидания горы, реки и озера этого замечательного места!
Топливо в баке подходит к концу. Подъезжаю к заправке на перекрестке, с которого дорога уходит на Лоухи и на Пяозерск. Бензина здесь нет и непонятно, когда будет. Ближайшая АЗС на трассе в 120 километрах, по словам местных водителей. Сказали, что где-то в Лоухах есть местная АЗС. Вопрос о качестве топлива уже не стоит: лишь бы горело. Еду туда, расспрашивая местных жителей по пути о том, правильно ли я еду. Кое-как нашел. На вид это даже не АЗС, а какая-то территория, на которой стоят цистерны с бензином, рядом с ними старые колонки, с таким здоровым механическим циферблатом, где цифрами отображены только десятки литров. Здесь же стоит старого вида ларек, в котором и надо оплачивать топливо. На стекле висит табличка, что принимаются банковские карты оплаты. Очень удивился этому: в таких дебрях, на такой АЗС — и оплата безналичным расчетом. Заказал неполный бак, побоявшись плохого качества топлива. С пистолетом справился не сразу, так как никогда такими не пользовался: какие-то рычажки, какие-то кнопки надо жать. Залил, можно ехать дальше искать нормальную АЗС.
Следующая заправка на трассе также меня не порадовала наличием бензина. Она вообще была закрыта, никого не было внутри минимаркета. Те двадцать литров из Лоухов уже заканчивались. Ближайший вариант был в Кеми, поэтому пришлось отклониться от основной трассы.
Дождь по-прежнему лил как из ведра. На заправке я заказал себе кофе, шоколадку и газированной воды в дорогу. Ушел вместе с этим к себе в машину. До сих пор нахожу это кадр в своей зрительной памяти, когда чашка с горячим кофе стоит на передней панели и оставляет на лобовом стекле следы запотевания... Дождь, кофе... И просто наслаждение атмосферой всего этого.
Согревающий напиток расслабил меня, потянуло в сон. Откинув спинки сидений, прилег отдохнуть. На часах было где-то около 9:00 утра.
Проспал часа полтора, не больше. Нужно ехать дальше.
Дорога, каменные утесы вдоль неё... Сколько там человек оставило свои следы, вычислить невозможно: каждый участок, где можно оставить хотя бы самую неприметную запись, обязательно был заполнен ею.
Под грустную музыку накатывали слезы, мечта ведь позади... И теперь я с этим.
Перед Петрозаводском заехал на заправку. Сажусь в машину, завожу, включаю вентилятор отопителя, чтобы обдувал салон свежим воздухом, а он не работает. Останавливаюсь рядом тут же, посмотрел, не ослабли ли контакты подключения. Нет, все в порядке. Приходит понимание, что обогрева и обдува не будет до самого дома, где можно спокойно разобрать все и найти причину. Еду дальше.
В машине жарко, приходится открывать окно с пассажирской стороны. Спустя какое-то время самым странным образом начинают себя вести дворники: они включаются с периодичностью в минуту при выключенном положении рычажка управления. Так продолжалось минут десять, потом прошло.
Сказалось то, что ехал уже около 7-8 часов, да еще и по жаре. Накопилась усталость. Решаю остановиться возле какого-нибудь кафе и вздремнуть. Выбрал удобное место, как раз в тени деревьев.
Проспал около часа и все равно встал каким-то вялым. Умылся водой, которая до сих пор едет со мной из дома. Она порядочно нагрелась, пока лежала в машине, поэтому было полное ощущение, что умываюсь горячей водой из-под крана.
В Петрозаводск заезжать не стал, пошел по объездной дороге. Остановился в дорожном городке, где можно поесть, отдохнуть и прикупить запчастей.
Пообедав, пошел в сувенирную лавку, чтобы взять что-то на память об этом месте, о Карелии в целом. Выбирал минут десять, и приобрел кусок большого черного камня в упаковке — шунгит. Почему именно его, сложно сказать. Наверно, люблю наиболее природные сувениры. Все остальные были поделками из дерева и стекла, какие-то талисманы. Не моё это все. Забрав купленное, пошел в машину.
Камня вокруг все меньше, а привычных деревьев все больше...
Еще немного Карелии, буквально какие-то метры...
Спасибо за шумные водопады, бурные реки и бесконечные просторы, которые можно наблюдать с твоих горных вершин! Спасибо и до свидания, Сказочный край!
Пересек границу Ленинградской области. Еду в небольшой город Сясьстрой.
Очень захотелось помыться, поскольку уже вторые сутки не было такой возможности, да еще и установившаяся жара подталкивала на это. Даже задумался о том, чтобы взять гостиницу ради такого случая.
Заехав в городе в банк и обналичив некоторую сумму денег, пошел в гостиницу, спросить об условиях проживания. Все хорошо, цена нормальная, но одно но: нет горячей воды! Развернулся на выход: не судьба, видимо.
По навигатору начал искать выезд из города, и не совсем понял, куда же ехать. Пришлось спросить у местных. Честно говоря, не совсем поверил им, так как я представлял себе нормальную дорогу из города, так как вроде бы федеральная трасса проходит здесь, но реальность оказалась прозаичнее: пришлось ехать какими-то закоулками и дальше двигаться по очень узкой дороге среди дачных домов.
Казалось, что там впереди просто какой-то заброшенный поселок, но не более... Дома, дачи, гаражи... И вот я на перекрестке трассы, соединяющей Питер и Вологду, то, что мне надо. Выворачиваю налево, на Тихвин.
Вечереет... Я соскучился по оранжевому солнечному свету, который можно увидеть только на закате... Закате, которого я не видел пять предыдущих ночей.
На дороге шли многочисленные ремонты, зачастую движение полностью останавливали, чтобы пропустить дорожную технику или перепустить встречное движение.
На одном из таких участков вижу придорожный мотель и стоянку для дальнобойщиков, но самое главное, что увидел огромную надпись «Душ». Сворачиваю туда без всяких сомнений. Времени было около девяти часов вечера. Думал о том, чтобы продолжить ехать ночью и утром быть уже дома. По ощущениям силы были.
Спросил насчет цен на душ и, вообще, условий его посещения. Нужно было подождать очередь из двух человек. Пошел в машину за полотенцем, мылом и бельем, взял их и сел на лавочку недалеко от душевой. На улице темнело. Первый вышедший из душа сказал, что вода холодная, водогрейный котел её не прогревает совсем, что проще было в речке помыться, а не тут деньги платить. Дошла очередь и до меня. Тот дальнобой оказался прав: мылся я очень прохладной водой, но не сильно расстраивался, так как освежиться давно хотелось. Завершив водные процедуры, оделся и попытался открыть дверь душевой. Она закрывалась на ключ изнутри, но замок заедал. Минуты две-три пришлось с ним повозиться, и кое-как я вышел. На улице полностью стемнело.
Пошел в кафе и плотно поужинал. Какой-то водитель отпускал сальные шуточки в адрес продавщицы за стойкой. Горячий чай расслабил меня окончательно, и, трезво оценив свои силы, я понял, что дальше ехать не стоит и ночевать надо здесь. Отогнав машину с платной стоянки на бесплатную, я запарковался поближе к какой-то фуре с ярославскими номерами. Откинул сидения, приоткрыл чуть-чуть окна для свежего воздуха, накрыл ноги курточкой для тепла и почти сразу же уснул.
Больше тысячи километров за спиной...
Пока я спал вокруг меня парковались дальнобойщики, плыли туманы над полем и над стоянкой, а солнце, сделав круг, снова начало отсвечивать на горизонте...
Тринадцатый день путешествия (17 июля 2014 года)
Встал довольно рано, в 4:30. Причина столь раннего пробуждения довольно проста: очень замерзли ноги. Попытался их дополнительно укрыть, но эффект был незначительным. Самое досадное, что печка тоже не работает, не завести машину и не погреться даже. Подумав, решил ехать дальше.
Дорога совсем пустая, дальнобойщики еще спали, только самые ранние были уже в пути.
Тихвин проехал мимо, никуда не заезжая. Очень удивился обилию различных кафе и мотелей на территории Ленинградской области: каждые пять-шесть километров можно найти, где поесть и поспать.
Пересекаю границу Вологодской области в шесть утра. Вся дорожная инфраструктура резко куда-то пропадает: пустые дороги среди леса и полей.
Заехал на заправку, встал к колонке, иду в кассу. Там выяснилось, что я неверно подъехал к колонке: надо было вставать согласно схемы движения по заправке, передом к выезду. Впервые с таким столкнулся, но, оказалось, есть такое требование на всех АЗС Вологодской области.
Купил себе хот-дог, припарковался рядом. В соседней машине спали люди, так же разложив в салоне сидения. У них машина была побольше, поэтому у них получилось полноценное спальное место, где даже вдвоем не тесно.
Дорога шла через Череповец. Почувствовав усталость, решил на въезде в город прилечь и немного отдохнуть. Проехал около трёхсот километров, не так много на самом деле, но ранний подъем сделал свое дело.
Проснулся, на часах было чуть больше девяти часов утра. Еду через центр города, по-моему, это единственная дорога на Пошехонье, так как мостов больше тут нет.
Дорога между Череповцом и Пошехоньем идет вдоль Рыбинского водохранилища. С трассы периодически можно было наблюдать его водные просторы вдалеке.
Пересекаю границу Ярославской области. Ощущение, что уже почти дома.
В Пошехонье еду, смотрю — стоит машина ДПС. Ну, медленно еду, все вроде нормально, но тормозят. Спрашиваю причину остановки: нечитаемые номерные знаки, стерта краска на переднем номере. После непродолжительных пререканий выписали мне протокол о нарушении, и я поехал дальше.
Небо начало хмуриться, и когда я выехал с объездной Данилова на трассу М 8, пошел сильный дождь. Начал специально искать, когда же будет первое упоминание о Костроме на информационных дорожных знаках.
И на душе как-то теплее стало в этот момент.
Между Ярославлем и Костромой дождь снова настиг меня, пришлось медленно ехать за впереди идущим автомобилем.
Я почти дома. Стелу, которая информирует о том, что дальше дорога идет по территории Костромской области, видел десятки раз, но сейчас воспринял её совершенно по-особому.
Проезжая мимо конечной точки навигатора, как-то даже загрустил, что так все быстро прошло.
Последние километры...
17 июля 2014 года в три часа дня я заканчиваю своё путешествие.