Катар — 2023. Спустя год после Чемпионата мира по футболу. Цифровой отчет

26.03.2024 | 5329 просмотров

Маршрут: Доха — Эр-Райян — Лусаил — Эль-Хор—Духан — Эль-Вакра

Автомобиль: Suzuki Dzire 2022 г. в.

Маршрут поездки

Предисловие

В Катар, конечно же, заранее ехать никто и не собирался. Все получилось достаточно неожиданно и спонтанно. В середине октября, в рамках пакетного тура, на сайте туристического агентства появилось это «новое» экскурсионное направление. За путевки в данную ближневосточную страну выставлялся ценник от 50 тысяч на одного отдыхающего с перелетом, неделей проживания и питанием типа ВВ. На фоне отдыха в Таиланде, Шри-Ланке или Египте, начинающихся от 70, а то и 80 тысяч, экзотический Катар выглядел вполне себе привлекательным вариантом.

Почему заинтересовал Катар? Во-первых, из нас, там доселе никто не был. Во-вторых, страна-хозяйка прошедшего Чемпионата мира по футболу-2022 с максимально вылизанной под это мероприятие инфраструктурой. В-третьих, в конце ноября - начале декабря будет очень комфортная для прогулок погода, да и вполне себе еще теплое море. В-четвертых, давно хотелось испробовать на себе новый транспортный хаб в лице казахстанской столицы. В-пятых, … да просто отдохнуть на море, перезагрузившись пару недель в конце такого непростого 2023 года.

Поэтому, после недолгих раздумий, мы все же оплачиваем тур в эту колоритную страну. Туроператор казахстанский Kazunion (Rustar). Стоимость одного номера типа Kingsize на двоих человек обходится в 91100 рублей. Мы же берем две одинаковые комнаты. То есть общая стоимость путевки с перелетом на двоих взрослых и двоих детей (13 и 15 лет) составляет 182200 рублей. Ночей 7, тип питания ВВ (завтраки, шведский стол). Вариант c двухразовым питанием HB стоит процентов на 40 дороже. Путевку мы бронируем за 31 день до вылета. За 10-14 дней до старта ценник на аналогичный тур красуется уже 67000 горячих рублей за двоих (соответственно 134 тысяч за 4 туристов, а-а-а). Так что в этот раз мы путевки приобретаем ни разу не дешевые. Сам же тур покупаем на сайте онлайн-сервиса «Банка горячих туров» (здесь и далее не реклама). Оплату производим в рублях, рассчитываясь обычной российской карточкой «Мир». Все общение происходит удаленно и в автоматическом режиме. Ваучеры и маршрутные квитанции приходят на e-mail за несколько дней до вылета.

Чтобы добраться из Кемерово, до Астаны, у нас есть 3 способа. Первый — это на автомобиле. Летом бы, конечно, выбрали его. Он немного дешевле, быстрее, да и мобильнее. Но в ноябре-декабре как-то не сильно хочется преодолевать по 1300 км в каждом направлении по сибирско-казахским заснеженным дорогам. Вариант с перелетом Новосибирск-Астана тоже отпадает из-за своей экономической нецелесообразности и высокой цены, сопоставимой со стоимостью самой путевки. Останавливаемся же мы на варианте с железной дорогой. За месяц до выезда, на сайте РЖД еще удается купить билеты Юрга-Петропавловск и Петропавловск-Астана за вполне себе приемлемые 9800 руб. (на четверых). Маршрут в обратном направлении стоит столько же, и он полностью зеркален.

В этот раз наш туристический коллектив — это, я (Ilya-42), супруга и двое детей (13 и 15 лет). Попутчиков в этот раз мы не находим, поэтому путешествуем снова семьей.

Подготовка

Что делаем перед поездкой:

— бронируем квартиру в Астане, внося предоплату в 5000 Тенге (~1000 руб.). Для этого сначала делаю рублевый перевод на одну из своих казахстанских карточек Visa, а затем уже с нее перевожу хозяйке квартиры и сами тенге;

— на казахстанской симкарте от Билайна, полученной в 2022 году, меняем бесплатный тариф на вариант с Гигабайтами. Также на пару тысяч тенге пополняем и саму симку;

— через один из сайтов агрегаторов бронирую автомобиль в Дохе. Подробнее опишу весь процесс далее;

— изучаю особенности Катара и проставляю десятки точек с достопримечательностями и желаемыми местами посещения, как в столице страны, так и за ее пределами;

— наличные доллары, необходимые для Катара, из-за выгодности курса планируем пробрести уже в Казахстане;

— за 1600 рублей обновляю свое закончившееся МВУ (Международное Водительское Удостоверение). Оно, кстати, не пригождается;

— перезаказываю и получаю бесплатную кредитную карточку платежной системы UnionPay от Газпромбанка с теперь уже выдавленными инициалами на лицевой стороне карты.

Да, в общем-то, и всё. Это главные подготовительные дела, остальное — технические мелочи.

День 1-й (28 ноября 2023, понедельник). Дорога Кемерово-Юрга-Петропавловск-Астана

Итак, за пару часов до полуночи выезжаем на Зафире из Кемерово в Юргу. Да, чтобы воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, нам обычно приходится добираться, чуть больше сотни километров, до соседних Юрги или Тайги, удачно расположенных на Транссибирской магистрали.

Выезд же с Юрги 28 ноября в 1:54 ночи. А поезд до Петропавловска идет почти 16 часов и пересекает границу Казахстана за городом Исикуль. Для прохождения этой границы достаточно и общероссийских паспортов, но удобнее предъявлять паспорта заграничные, чтобы не заполнять 4 миграционные карточки. Казахстанские пограничники также сканируют паспорта и задают те же стандартные вопросы: откуда-куда, цель поездки и ее длительность. Это уже КПП Булаево.

Сам же вагон от РЖД теплый, удобный, чистый, и свободных мест практически нет. На поездах дальнего следования биотуалеты и кондиционеры уже, скорее, правила, чем исключения. Сервис РЖД в последние несколько лет серьезно поднажал и заметно улучшился. Но стоимость поездки по земле часто сопоставима, а то и дороже перелета по воздуху на то же расстояние.

В Петропавловске у нас 3-часовая пересадка. Во время которой меняем рубли сразу на доллары, активируем местную симкарту и запускаем Интернет. Также подкупаем в дорогу немного провизии. Около часа успеваем прогуляться и по городу.

Следующий сегмент нашего пути поезд Петропавловск-Астана. Билеты на него также куплены на сайте РЖД (713 руб. за 1 человека). Льготы на школьников в виде 50-процентной скидки уже не действуют. Проезд также по загранпаспортам. В пути состав находится почти 12 часов и в 7:22 утра 29 ноября прибывает на новый вокзал «Нурлы Жол» столицы Казахстана.

Вокзал Юрга-1

День 2-й (29 ноября 2023, среда). День гуляем по Астане

По прибытии контрольный созвон с хозяйкой квартиры. Дорога до нее минут на 30. Удобно, что Яндекс-такси работает в Казахстане в том же домашнем аккаунте. Оплату произвожу наличными тенге, хотя можно было бы рассчитаться и по привязанной российской карте (работает!). Квартира в районе Экспо-2017 с 4 спальными местами и ранним заселением обходится в 16000 тенге (3137 руб.) за сутки проживания. Обменный курс в этот раз составляет 1 рубль = 5,1 тенге. Для разнообразия выбираем апартаменты в этой части города, поскольку в районе Байтерека мы размещались в прошлые разы.

В рамках дневной прогулки посещаем «Республиканскую мечеть Астаны», открытую в 2022 году и являющуюся самой большой в Средней Азии. В этот раз берем экскурсию в классный «Музей будущего». После чего немного шопимся в огромном ТЦ «Silkway». А затем прогуливаемся через ботанический сад, доходя до Байтерека. Нам нереально везет с погодой. Готовясь в это время года к -10-15С с ветром и снегом, по факту получаем ясное небо, яркое солнце с нереальными +11С градусами. К тому же полдня гуляем еще и по сухому асфальту.

Попутно тестирую карточку Unionpay от ГПБ, делая пару покупок в местных торговых точках. Да, она прекрасно работает в Казахстане. Курс конвертации вполне приемлемый и сопоставим с прайсом в десятках местных обменников.

Мы сознательно приезжаем в Астану на день раньше. Нам нравится и сильно к душе столица Казахстана. Прогулки по этому развивающемуся и современному городу всегда как глоток свежего воздуха и масса положительных эмоций.

За день мы нагуливаем пешком около 16 км. Напомню, что все наши перемещения я пишу на туристический трекер-навигатор eTrex-20 от Garmin. Из него же и извлекаю подробный километраж, высоты, скорость, а также время в пути.

Квартира в Астане

Конгресс-Центр Астана

Музей Будущего

После вечернего дождика

Тоже с нетерпением ждем появления в Астане наземного метро

Байтерек

Университет Назарбаева

ТЦ Silkway в Астане

День 3-й (30 ноября 2023, среда). Мы в Дохе. Сим-карта. Обмен валюты. Проверка Unionpay

В 7:30 утра мы в международном аэропорту «Нурсултан Назарбаев». Досмотр и рамка, к которым мы привыкли в России, здесь в воздушной гавани Астаны, отсутствует. Перевозчик авиакомпания «Air Astana». Рейс регулярный. Норма багажа 23 кг, плюс 8 килограммов ручной клади. Вылет в 9:45 без задержек. Кормежка на борту достаточно неплохая. Длительность перелета почти 5 часов. Мультимедийная система и выданный в подарок пакет туриста (наушники, тапочки, зубная щетка, беруши и наглазник) скрашивают и так неутомительный полет. К стандартным напиткам (вода-кола-соки-чай-кофе) бесплатно предлагаются также виски, пиво или ром.

В 11:45 по расписанию мы приземляемся в аэропорту Дохи. Дальше очень неспешный паспортный контроль. Проходим мы его часа за 1,5. Некоторые не укладываются и за 2. Пожалуй, это мой антирекорд по скорости получения въездных штампов. Для россиян, как и для граждан Казахстана, печати ставятся в паспорта автоматически. Визы не требуются, миграционные карточки заполнять не нужно. Паспортисты ограничиваются фэйс-фото и сканированием пальцев.

Катар

Итак, что нам известно про Кáтар. Это государство (эмират) на Ближнем Востоке с населением почти 3 млн. человек, что является 140-м показателем в мире. Территория страны занимает 158-е место в мире и представляет собой в основном пустынную местность, имея выход к Персидскому заливу.

Катар — 3-е в мире государство по запасам природного газа и 21-е по добыче нефти и нефтепродуктов. Что делает Катар одной из богатейших стран мира. ВВП на душу населения (по ППС) составляет 104 тысячи американских долларов, являясь 4-м показателем в мире. Тем не менее, бытовые цены в стране невысоки и остаются на вполне себе приемлемом уровне. Основная религия — ислам, а из всего населения Катара лишь 10-15% составляют его коренные жители. Остальные 85-90% — это трудовые мигранты.

Форма правления — абсолютная монархия. А династия Аль Тани, первая (единственная) семья, которая управляет Катаром, и приведшая страну к процветанию и статусу одной из богатейших в мире.

Алкоголь в стране под запретом, в свободной продаже его нет. Купить спиртное можно по ценам Х10 лишь в нескольких барах при люксовых отелях Дохи. Ну, или приобрести местным гражданам в единственном алкомаркете страны, предъявив справку о заработной плате.

Девушкам-иностранкам соблюдать жесткий дресс-код, как, например, в Иране, к счастью, не нужно.

Про мобильный Интернет

Местный оператор сотовой связи Vodafone выдает туристические симкарты пассажирам нашего рейса бесплатно. Я так понимаю, это делается в рамках сотрудничества с Rustar. Симкарта с 2 Гб на борту работает ровно 7 дней. После окончания льготного периода можно дополнительно подключиться к тарифу за 35 катарских риалов (875 руб.) с 2 Гб и 120 местными минутами. Действовать он будет еще 30 дней. Пока ждем наполнения автобуса, бесплатно получаем одну простую симкарту и одну карту e-Sim. Оформление также неспешное, для которого предъявляем только загранпаспорта.

Сам же Интернет работает по всему Катару очень хорошо. Даже в самых глухих точках страны доступ к всемирной сети присутствует. А большую часть времени на моем смартфоне красуется надпись «5G».

От аэропорта Хамад до нашего отеля Hampton by Hilton Doha 3* почти 12 км или 20 минут неспешной езды. Доха в это время года встречает нас ясным небом и комфортными +26С летними градусами.

Обмен и местные деньги

После заселения первым делом надо обзавестись местными деньгами. Для этого отправляемся в близлежащие банки. В трех первых заведениях нет услуги обмена валюты. Они совершенно не для этого. Обмен же осуществляю в Islamic Exchange (напротив Shaza hotel), что в 850 метрах от отеля.

В магазинах, супермаркетах, заправках и прочих общественных заведениях принимают только местные риалы. Курс на текущий момент (когда 1$=90 рублям) примерно 25 рублей за 1 катарский риал QAR. Или 3,63-3,64 риала за 1 доллар, который уже не меняется последние лет 30. В центре города обменников хватает. Курс, как правило, везде одинаков. Сколько бы не менялось валюты, обменнику всегда придется отдать комиссию в 3 риала. В аэропорту комиссия за обмен составляет уже 20 монет.

С февраля 2022 года Россия отключена от международных платежных систем Visa и MasterCard. Так что снять наличные риалы или расплатиться данными типами карт российских банков по-прежнему не получится. Также, естественно, не актуальны все карты «Мир». Но есть один рабочий и проверенный мною вариант. Это пластиковая карточка китайской системы UnionPay от Газпромбанка. Пару раз ей расплачивался, как в супермаркетах, так и при внесении залогового депозита в случае аренды автомобиля. Все транзакции прошли успешно. Курс конвертации около 26 рублей за 1 риал, что чуть выше, если менять рубли на доллары, а потом доллары на риалы в Катаре. Так, что в данном случае старая добрая наличка оказывается на 5% выгоднее китайского пластика.

На борту Air Astana

Длинные очереди на паспортном контроле в аэропорту Хамад, Доха

Эмир Катара Тамим ибн Хамад Аль Тани (слева)
Хамад ибн Халифа Аль Тани (справа). Сын и отец

Коллекционная купюра в 22 QAR (катарских риала), выпущенная к ЧМ-2022

Забавный знак

Площадь флагов в Дохе (Flag Plaza)

Скульптура «7» в парке МИА (MIA)

Проспект Эль-Корниш (Al Corniche. Набережная и море справа

Ford F-150 Shelby

День 4-й (1-й автодень) (1 декабря 2023, пятница). Получение автомобиля. Первые локации в Дохе

Процесс бронирования автомобиля

За 10 дней до выезда начинаю изучать вопрос с арендой автомобиля в Катаре. После часовых поисков и прочтения нескольких отчетов на туристических форумах в голове складывается следующая картина. Заиметь «колеса» в Дохе достаточно просто. Для этого нужна кредитная пластиковая карточка с выдавленной фамилией и работающая в Катаре. Unionpay в данном случае годится. При аренде авто сроком до 7 дней вполне достаточно национального водительского удостоверения. МВУ будут требовать лишь при большем сроке аренды. Прокатных контор в столице предостаточно, но выгоднее заранее забронировать авто по Интернету через сайт посредника. Что, собственно, я и делаю. В моем случае поисковым агрегатором становится discovercars, а самой прокатной конторой выступает местная «Safety rent a car». На текущем этапе нужно внести предоплату в размере 3,41 Евро (комиссия дискавера). Причем это можно сделать только с забугорной карточки. Ни одна пластиковая карточка России к приему не принимается (даже Unionpay). Очередной раз выручает казахстанская дебетовка от банка ЦентрКредит (bcc). Зарегистрироваться на сайте дискавера и получить доступ к личному кабинету тоже не удается. Это латвийская контора высылает письмо активации ровно через 11 минут, а время актуальности кода составляет лишь 10 минут. Му...и. Но хорошо, хоть присылают ваучер, договор аренды с адресом и контактными данными катарской конторы.

Процесс получения автомобиля

Накануне, вечером 30 ноября списываюсь по WhatsApp с менеджером прокатной конторы «Safety rent a car». Да, все в силе и встреча на 9 часов утра 1 декабря подтверждается. Хотя в Катаре пятница выходной, и половину дня все будет закрыто, машину они мне выдать смогут. Отлично.

От отеля до проката доезжаем на местном такси от Uberа. Приложение интуитивно понятно и прекрасно работает. Так же, как и в соседних Эмиратах, обычное такси это Camry. Стоимость поездки составляет 19 QAR (475 руб.) за 10 километров пути.

Дальше достаточно стандартный кейс для получения авто: скан загранпаспорта и водительского удостоверения, 2 номера телефона (российский и местный), а также название с номером комнаты в отеле проживания. В качестве оплаты отдаю наличными 420 катарских риалов (10500 руб.). А 1000 риалов блокируются на карточке в качестве залогового депозита, который, по правилам конторы, должен вернуться через 30 рабочих дней после возврата авто. Если бронировать этот же автомобиль просто через сайт Safety, то ценник поднимается до 540 риалов.

Тщательный осмотр Сузуки с пометкой всех царапин и прочих сколов. Кроме фото, по своему Иранскому опыту, делаю еще и подробное видео всех частей кузова.

Итак, мы на 6 дней получаем в свое распоряжение японский автомобиль Suzuki Dzire 2022 года выпуска с автоматической коробкой передач, двигателем 1,2 литра (83 л. с.) и пробегом на начало аренды в 48213 км. Бак заполнен на 100%. Состояние автомобиля почти идеальное, салон чистый, все системы работают исправно, кондиционер холодит достойно.

Бюджетный Dzire произведен специально для индийского рынка. Летние шины Apollo Amazer 3G Maxx 165/80 R14, также родом из этой страны.

Кстати, следующий по классу автомобиль, например, тойотовская Королла, идет почти с двукратным ценником в 18,5 тысяч рублей, поэтому останавливаюсь в этот раз на Сузуке.

Свой первый автомобильный день решаем сильно не нагружать, и за пределы Дохи далеко не выезжаем. Для начала смотрим основные достопримечательности столицы.

Сегодня это: Башня Aspire, бывший символ Катара. Плюс парк около этой башни. Проезжаем и фотаемся также с 3 из 8 стадионами (Халифа, Эль-Тумама и «974»), на которых проходили матчи Чемпиона мира по футболу в 2022 году.

Купаемся на пляже «Beach 974». Он ближайший к нашему отелю и находится в 4 километрах справа от отеля. Закрытый, охраняемый, платный. Стоимость 35 риалов со взрослого и 15 катариков с ребенка за весь день пребывания. Одеваются браслеты, а находиться как в воде, так и на пляже можно и в открытых купальниках. Песок, лежаки, зонтики — все очень достойно. Гостей, правда, очень мало, уже как бы и не высокий сезон.

Посещаем торговый центр Villaggio Mall. Естественно ,закупаем пару упаковок воды в продуктовом супермаркете сети Carrefour. Также немного шопимся в ушедшем из России Декатлоне.

А где-то в 16-17 часов мы обычно оставляем авто на отельной бесплатной парковке и уже вечером гуляем по городу пешком или на такси/метро.

Сегодня же после заката проветриваемся по набережной Корниш (жемчужина, ворота, надпись с ЧМ, дворец Эмира). Почти случайно забредаем в шикарный район Мшейреб, где попадаем на презентацию Кубка Азии-2023, который пройдет в Дохе в январе 2024 г. По пути в отель забуриваемся также на рынок Souk Waqif. Сегодня пятница, поэтому и набережная и парки, да и базар заполнены отдыхающими по максимуму.

Первый автомобильный день выдается коротким, и с пробегом в 48 км мы фиксируем его окончание.

Стоит, ждет нас Suzuki Dzire 2022

Легендарный Пеле около стадиона Халифа

Башня Aspire, высотой 300 метров. Бывший символ Дохи

1. Стадион Халифа (Khalifa International Stadium)

Саудиты заехали по делам

Одна из инсталляций, после Чемпионата мира по футболу-2022

Стадион Халифа (Khalifa International Stadium)

ТЦ Villaggio Mall

Крыша ТЦ с имитацией под небо

Откуда только не привезены продукты

Суши по-катарски. Набор за 600 руб. (24 QAR)

Дух футбола повсеместно

Парк Aspire

Отдыхающие в парке Aspire

Мусорные бачки, стилизованные под деревянные пни

Сотни мячей

Такие 3-этажные развязки в Дохе

Мячи на асфальте обозначают близость стадиона

2. Стадион Эль-Тумама (Al Thumama Stadium) в Дохе

Qatar Airways Tower

3. Стадион «974» (Stadium 974) в Дохе, собранный вот из таких контейнеров.
Сейчас его разбирают и перевозят в другую страну

На подходе к пляжу «974»

В 4 километрах от пляжа, военная база

Один из круизных лайнеров MSC в порту Дохи

Набережная около пляжа «974»

Район с небоскребами West Bay

Спиральная мечеть (Al Fanar Mosque)

Монумент жемчужине (The Pearl Monument)

Экскурсионные кораблики по заливу. Цена 20 риалов (500 руб.)

Часы обратного отчета времени до ЧМ-2022
(The FIFA World Cup Qatar 2022 Official Countdown Clock)

Рядом с часами (фото с Интернета)

Дворец эмира Катара в 300 метрах от набережной Корниш

Вид с набережной Корниш (Corniche) на район West Bay

Black & White

Суперсовременный район Мшейреб (Msheireb) в Дохе

Презентация Кубка Азии-2023 в Катаре (12.01.2024-10.02.2024)

Msheireb Downtown Doha

Почти каждый день меня спрашивали: «Русские поддерживают Палестину?»
Здесь же флаги были на зданиях, в магазинах, на рынке или в авто

Форт Дохи (Al Koot Fort) около рынка Соук Вакиф

Собственно, сам рынок Соук Вакиф (Souq Wakif)

Загон для верблюдов рядом с рынком Соук Вакиф

Спиральная мечеть (Al Fanar Mosque)

Просто автомобили на одной из подземных парковок

День 5-й (2-й автодень) (2 декабря 2023, суббота). Исследуем северную часть Катара

Так как мы обзавелись колесами, то возможностей посмотреть у нас несколько больше, перемещайся бы мы на такси, метро, общественном транспорте или в рамках организованных экскурсий. Большая часть туристов посещают Катар на 1-2 дня в рамках стоповера при перелетах через Доху. Да, вполне можно в экспресс варианте посмотреть столицу и за эти несколько часов. Нам же хватает и 5 полных дней на посещение и подробное изучение основных достопримечательностей этой небольшой страны.

Основные достопримечательности Катара

Есть расхожее мнение, что за Дохой и смотреть-то нечего. Позволю не согласиться. Вот наш список планируемых мест для просмотра вне столицы:

• Внутреннее море Катара (главная экскурсия по Катару)
  • Sealine — пляж, где море встречается с барханами в пустыне
  • Музей Шейха Фейсала бин Кассима (FBQ Музей)
  • Долина столпов
  • Инсталляция «Тени, путешествующие по морю дня»
  • Пурпурный остров и мангровые заросли
  • Древние петроглифы в пустыне
  • Заброшенная деревня Al Jumail
  • Инсталляция «Восток-Запад/Запад-Восток»
  • Форт-крепость Al Zubara
  • Плюс 5-6 пляжей, которые будут встречаться по пути

Я, как любитель футбола, решаю проехать через все 8 стадионов, на которых годом ранее проходили матчи Чемпионата мира по футболу в 2022 году:

1. Стадион Эль-Байт (Al Bayt Stadium) в Эль-Хоре (Al Khor). Матч открытия ЧМ
  2. Национальный стадион Лусаил (Lusail Stadium) в городе Лусаил (Lusail). Финал ЧМ
  3. Стадион «974» (Stadium 974) в Дохе (Doha) и собранный из контейнеров
  4. Стадион Эль-Тумама (Al Thumama Stadium) в Дохе
  5. Стадион Халифа (Khalifa International Stadium в Эр-Райяне (Al Rayyan)
  6. Стадион Эдьюкейшн сити (Education City Stadium) в Эр-Раяйне (Al Rayyan)
  7. Стадион Ахмад бин Али (Ahmad bin Ali Stadium) в Эр-Раяйне (Al Rayyan)
  8. Стадион Эль-Джануб (Al Janoub Stadium) в Эль-Вакре (Al Wakrah)

Ну и основные достопримечательности Дохи также хорошо известны и присутствуют во всех путеводителях по стране из ТОП-20:

• Набережная Корниш
  • Надпись ЧМ-2022 и монумент Жемчужине
  • Парк Миа со скульптурой «7»
  • Рынок Соук Вакиф (Souq Wakif)
  • Спиральная мечеть
  • Дворец Эмира Катара
  • Национальный Музей Катара
  • Район West Bay
  • Культурная Этно деревня Катáра
  • Район Мшейреб (Msheireb)
  • Отель Raffles
  • Загон с верблюдами
  • Башня Aspire

Сегодня по плану едем на север страны. Сразу по пути посещаем 2 стадиона: в Лусаиле, где проходил финал ЧМ-2022, и стадион Эль-Байт в Эль Хоре, где состоялось открытие того же чемпионата. Между ними заезжаем на пляж Simaisma beach (Оценка 6/10). Он песчаный, пустынный, лежаков, как и людей, нет. Купаемся тут бесплатно.

Дальше пурпурный остров с мангровым лесом (7/10). Петроглифы Al Jassasiya — полная ерунда (1/10). Обед на пляже Fuwairit (6/10). Можно бесплатно встать слева от частного пляжа и так же преспокойно искупаться. Песок, естественно, по всему пляжу. Рядом радуют глаз с десяток, катающихся по водной глади кайтсерферов.

Почти в самой северной точке страны расположена одна из заброшенных деревень Катара — Al Jumail. Если честно, после иранских заброшек, она так себе, слабовата (4/10). Дальше очень необычная зеркальная композиция «Shadows traveling on the sea of the day». Приходится съехать с асфальта и метров 500 осторожно пробираться по острым камням. Классно и очень нетривиально (8/10).

На обратном пути заезжаем в форт Эль-Зубара, что из Топ-10 всех достопримечательностей по Катару. Снаружи выглядит неплохо, внутри маленький, экскурсия стоит 35 риалов. Посетили так, скорее, для галочки (4/10).

Уже в Дохе заезжаем в еще один молл, где посещаем фуд-корт. Тут обычный наш едальный ценник около 80 катарских риалов (2000 руб.) на четверых. В местом кафе рядом с отелем вполне укладывались и в 60 риалов (1500 руб.), наедаясь от пуза. В общем, проблема с питанием в Дохе отсутствует. Кафе-ресторанов и прочего фастфуда хватает с прицелом на любой кошелек.

Сетевые супермаркеты Carrefour, аналогичные эмиратовским позволяют нам дегустировать фрукты из всевозможных стран мира. А также пополнять запасы различных санкционных напитков типа Cola-Sprite-Fanta. За бутылку которых, объемом 2,25 л, обычно отдаем 7,5 риалов (187,5 руб.)

Сегодня пару вечерних часов мы проводим в парке MIA. Вокруг десятки отдыхающий семей, которые просто сидят на газоне что-то кушают, пьют и болтают. Количество различных национальностей в Катаре, на этом небольшом участке суши, конечно, зашкаливает.

Про язык

Так как в Катаре живут десятки национальностей, то, соответственно, основное общение происходит на международном английском языке. Да, другой говор можно услышать повсеместно, гуляя, например, в парке или набережной, но 90% речи все же будет на английском. На нем же продублированы все надписи в магазинах, на дорогах, в кафе, да, в общем, везде. То есть наше общение происходит 100% на английском языке. Уровень владения языком, как правило, достаточно неплохой. Хотя меня понимали везде, но мой уровень знания иностранного в варианте общения на нем 1-2 раза в год, конечно, заставляет желать лучшего. Иногда нас уже «вытягивал» старший сын. А так да, в 90 процентах все ясно и понятно.

Сегодня мы проезжаем 317 км, что становится нашим катарским авто-рекордом.

Эти электробусы бесплатно подвозят пассажиров к станциям метро

4. Национальный стадион Лусаил (Lusail Stadium), где проходил финал ЧМ-2022

Simaisma beach. Пляж есть, а купающихся нет

Здесь собираются только ближе к вечеру, чтобы попикниковать в беседках

Мечети в Катаре, ну, такие скромные

5. Стадион Эль-Байт (Al Bayt Stadium) в Эль-Хоре (Al Khor),
где проходил матч открытия ЧМ-2022

Где-то за городом играют в крикет

Автомобили игроков в крикет

Растительность, в отсутствие искусственного полива

Вход на Пурпурный остров (Purple Island) и мангровые заросли (Mangroves)

Расположен в 55 км от Дохи. Вход бесплатный

Единственный оазис в Катаре, где зелень растет в естественной среде

Собственно, сам остров, где раньше добывали моллюска для извлечения краски

Водка в Катаре! Вот уже редкая редкость

А так в 95% это пустыня

Древние петроглифы (Al Jassasiya Rock Art Site)

Петроглифы всего в 70 метрах от дороги

Пляж Fuwairit, место покатушек кайтсерферов

Эти, кстати, ребята из России

Стадион крепость (Al-Shamal Stadium)

Мяч в центре дороги с круговым движением

Одна из заброшенных деревень Al Jumail

Рядом идут строительные работы по реставрации деревни

Но это еще старина

Зеркальная композиция Shadows traveling on the sea of the day

От Дохи около 100 км

Метров 500 пробирались до «Теней» по вот такой дороге

Небольшой форд «Зубара (Al Zubara

День 6-й (3-й автодень) (3 декабря 2023, воскресенье). Гуляем по Дохе

Сегодня далеко вглубь страны не едем. С утра посещаем район небоскребов West Bay, где каждая газовая компания обзавелась собственной высоткой. После чего перемещаемся в культурную Этно-деревню «Катáра». Вот это, действительно, классное место (7/10). Тут, конечно, можно провести не один час времени, перемещаясь между павильонами и ресторанами. Ближе к полудню тестируем очередной общественный пляж «Katara beach». Здесь так же, как и везде, песок, вода чистейшая, волны отсутствуют. Температура воды в это время года +25С. Лежаков нет, зато есть столики с зонтиками. Собственно, за ними и сидят местные ребята. Никто, кроме нас, сибиряков, в воде не купается. Вход 10 риалов, дети до 15 лет пользуются пляжем бесплатно (8/10).

Далее переезжаем на «The Pearl-Qatar». Это искусственный остров с парой десятков элитных тематических жилых комплексов. Такой ответ Дубаю с его «Пальмой Джумейрой».

Еще 6 км и мы на Лусаиле. Гуляем по местной набережной и, конечно, фотографируемся с восходящей звездой и новым символом Дохи — отелем Raffles, так называемыми «рогами».

Где-то в 15 часов, уже подуставшие, мы все же посещаем выставку Экспо-2023, проходящую в эти дни в Дохе. Если нечего показать миру, то можно просто продавать дары страны. России в списках участников нет. В любом случае, выставка — зачет (8/10).

Вечером, после насыщенного дня, сильно не гуляем, сегодня зависаем в одном из ресторанов.

Погода

В это время года нам с погодой, конечно же, везет. Температура с утренних +24С поднимается до +28С днем, а к вечеру опускается до +25-26 градусов. Большую часть времени гуляем в шортах и майках. Лишь некоторые, наши самые отмороженные мерзлячие родственники, надевают вечером флиски. Температура воды фиксируется в +24-25С. Для нас, сибиряков, такие градусы вполне комфортны. До таких значений не прогревается вода в наших водоемах даже в жарком июле. Но приедь мы в Катар месяцем ранее, купались бы при более теплых +27-28 водных градусах. Зато сейчас нет той изнуряющей жары, когда требовалось жадно поглощать жидкость мегалитрами. В общем, погода 8 баллов из 10.

ПДД. Штрафы

А дороги по всему Катару отменного качества, машин мало, полос для движения много. Зато такого огромного количества камер видеонаблюдения я, наверное, доселе не видел ни в одной стране мира. Поэтому скоростной режим приходится соблюдать очень аккуратно. Также камеры фиксируют все: и непристегнутые ремни, включая пассажиров, и даже разговаривающего за рулем водителя. За превышение скорости хоть на 1 км/ч уже прилетает штраф в 20$, плюс его обработка обходится еще в 35$. Ну и т. д. В общем, нарушать ПДД в Катаре удовольствие не самое дешевое.

Дневной пробег фиксируем скромными 60 километрами. Пешком нагуливаем еще около 12 км.

Район West Bay в Дохе

Уже оригинальный отель Hilton 5* в Дохе

Что они тут находят в песках?

Самый знаменитый пляж «В-12». Вход 120 QAR (3000 руб.)

Бесплатное море рядом в 100 метрах

Забавные типа слизни

Арки Аль-Вахда (Al Wahda Arches) в Дохе, высотой 147 метра

Культурная этно-деревня Катáра (Katara Cultural Village)

Персидский залив около деревни

Экспозиции в деревне Катара

Амфитеатр в деревне Катара

Обслуживающий персонал

Отель The Chedi Katara Hotel & Resort

В деревне Катара

Совсем не бройлерные птички

В деревне Катара Al-Gannas Qatari Society. Здание в виде шлема

С чистотой в стране полный порядок

Детский торговый центр (Children’s Mall) в деревне Катара

Тоже в деревне Катара

На входе в детский ТЦ

Многое пропитано футболом

Тканевая защита от солнца в деревне Катара

В музее марок

Очередной

Пляж «Katara beach». Вход 10 риалов (250 руб.)

Заезжаем на остров Жемчужина (The Pearl island)

Тридцатиэтажные небоскребы на остров Жемчужина (The Pearl island)

Там же

Остров Жемчужина (The Pearl island)

Башни Зиг-Зага (Zig Zag Tower A and B), высотой по 143 метра

Отель Раффлес (Raffles hotel). Новый символ Дохи (так называемые, Рога), 37 этажей

Набережная Lusail Marina Corniche

Тоже набережная в Лусаиле (Lusail Marina Corniche)

Башни Лусаила (Lusail Towers)

Выставка Экспо-2023 в Дохе

Павильон Палестины на Экспо-2023

Каждый вечер воздушный шар красовался над Дохой

Павильон Афганистана. Никаких экспонатов, все только на пробу и продажу

Посещение выставки бесплатно. За подземную парковку отдали 4 риала за 2 часа

День 7-й (4-й автодень) (4 декабря 2023, понедельник). Посещаем западную часть Катара

С утра двигаем на запад страны. По пути проезжаем столичную Гранд-мечеть. Внутрь зайти нельзя, поэтому фотографируемся снаружи. Кстати, вот показательный момент умеренного катарского богатства. Даже такие места выглядят обыденно, нет кричащей роскоши и все достаточно скромно. На краю города запечатлеваемся с еще парой стадионов в Дохе и Эр-Райяне.

В 80 километрах от столицы расположена долина столпов. Такие выветренные песчано-каменные островки природы, высотой 15-25 метров. А вокруг уже настоящая песчаная пустыня. Переднеприводный и немного приподнятый Suzuki достойно справляется с несложной ездой по небольшому бездорожью (7/10).

Проезжаем поселок Zekreet и через 4 км движения, также по песку, попадаем на еще одну достопримечательность. Это East-West, West-East — такие четыре 17-метровых металлических стелы, расположенных на расстоянии 1,5 км и ориентированы строго по меридиану. Необычно (6/10).

Фруктовый обед-перекус на побережье города Dukhan на одноименном пляже. Тут закрытый клуб с благоустроенным пляжем. Но можно встать рядом, ровно на таком же на песчаном берегу Персидского залива.

На обратной дороге заезжаем в частный музей шейха Фейсала. Огромная территория, тысячи интересных экспонатов из прошлого радуют глаз туристов. К сожалению, автопарк закрыт, но 1,5 часа нам и так хватает для ярких впечатлений. Вход 50 риалов, дети по 30, до 12 лет посещение бесплатно (7/10).

Сегодня днем, да и во все эти дни, пару часов перезагружаемся в номере. У кого уроки, у кого бухгалтерия, у кого финансы.

Вечером гуляем в противоположную от моря и отеля сторону. Случайно забредаем и посещаем некий футбольный матч двух местных команд. Тренер дарит нам несколько бутылочек с питьевой водой. Это уже 2-й подобный случай катарского гостеприимства (традиция?)

Парковки в Катаре

На ночь мы оставляем авто на бесплатной подземной парковке нашего отеля Hampton by Hilton Doha 3*. Она 3-этажная и вместимостью на 60-70 автомобилей. Свободные места всегда были в наличии. Что касается Дохи, то в центральных локациях города, таких как рынок Соук Вакиф или Экспо бесплатных парковочных мест нет. Зато предостаточно мест за деньги. Стоимость 2 риала (50 руб.) за час пребывания. В Сити Молле первые 3 часа по 3, а последующие идут уже по 5 QAR. В менее загруженных частях города можно легко найти и бесплатное место для стоянки авто.

Заправки

Я бы не сказал, что автозаправочных станций в Катаре много и они на каждом шагу. Да, они есть, но не повсеместно и не в больших количествах, как, например, в России. Я заправлялся на одной и той же, что в 500 метрах от отеля. Выходить из машины не надо, сотрудник в униформе все сделает за тебя сам. Стоимость 1 литра марки Regular (АИ-92) — 1,9 риала (47,5 руб.). Оплата наличными купюрами, естественно, можно было пикнуть и карточкой. Также на АЗС разок я пользовался бесплатной подкачкой шин.

Сегодня же к автопробегу мы добавляем еще 216 км.

Без искусственного полива здесь, конечно, никакой зелени не будет

Государственная мечеть Imam Muhammad bin Abdul Wahhab Mosque

Зачем рисовать, когда можно навечно выложить плиткой

Медицинский центр Сидра (Sidra Medicine Outpatient)

Процесс зарождения человека около Медицинского центра Сидра

6. Стадион Эдьюкейшн сити (Education City Stadium) в Эр-Раяйне (Al Rayyan)

7. Стадион Ахмад бин Али (Ahmad bin Ali Stadium) в Эр-Раяйне (Al Rayyan)

Пустынная раскраска

Долина столпов, 75 км от Дохи

Высота от силы метров 25

А сам высокая точка в Катаре — 103 метра

Нет, это не она, где-то есть похожая

Около 4 км по такой дороге до инсталляции «Восток-Запад, Запад-Восток».
Полный привод не обязателен, хорошо, что Сузуки немного приподнята

Инсталляция «Восток-Запад, Запад-Восток» 4 пластины, высотой по 17 метров,
расположенные на расстоянии 1,5 км

Слой земли превратился в пергамент. Необычно видеть

Частный загон в деревне Zekreet в 90 км от Дохи

Домашние животными в деревне Zekreet

Нашли на одном из пляжей

Городской пляж Духан (Dukhan Public beach)

Обычная магистраль в Катаре. По 4 полосы в каждом направлении

Музей шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани (Sheikh Faisal Bin Qassim Al Thani Museum)

Собственно сам шейх

Экспонаты прибыли сюда со всего света

В основном все это подарки

Элитный транспорт полвека назад

Есть даже такое

Ложки из жемчужных раковин

Ныряльщики за жемчугом. Это уже далекое прошлое страны

Ковер из Российской империи

Как сюда попало?

На одном из стадионов Дохи

Средства передвижения футболистов (парковка около стадиона)

День 8-й (5-й автодень) (5 декабря 2023, вторник). Исследуем южную часть страны

Завтрак начинается в 6:30, а мы, со своими минус 4 часа от домашнего часового пояса, его первые посетители. В 7:30 утра уже мы двигаем на юг страны. Фотаемся c заключительным 8-м стадионом с Чемпионата мира-2022 в Эль-Вакре. Гуляем по местной городской набережной. Купаемся на одноименном пляже Al Wakra Family beach. Он бесплатен и так же обустроен столиками с лавками и навесами от солнца. Посетителей здесь единицы, а мы так же единственные, купающиеся в море.

Дальше переезжаем до очередного пляжа Sealine beach. Он расположен в 70 км на юг от столицы Катара. Здесь асфальт заканчивается и начинается бездорожье. Именно тут то шикарное место, где пустынные барханы соприкасаются с водами Персидского залива. Пляж же общественный, бесплатный, также стандартно обустроенный. Вода прозрачная, вход пологий. Лежаков и спасателей в это время года нет. Очень красивое место (8/10).

Перед пляжем Sealine располагается «база» верблюдов. Получасовые покатушки на двухгорбом стоят 50 риалов. Поездка за двоих идет со скидкой и обходится в 80 риалов. В этом же месте внедорожные Toyota Land Cruiser-ы отправляются в 30-километровый вояж по пескам пустыни до внутреннего моря Катара. Она, пожалуй, самая раскрученная достопримечательность страны. Подобная экскурсия из Дохи обычно стоит 80-100 долларов. Здесь же нас четверых хозяин 200-го готов свозить до моря и за 500 риалов (137$).

Следуя за красивыми фотками и проезжая чуть дальше в пустыню, я почти на ровном месте засаживаю Сузуки. Ну, как без приключений? Понятно, что у проезжающих здесь изредка джипов тросы в арсенале отсутствуют. Нет его, естественно, и у меня. Неожиданно следующий на двухсоточке в белых одеяниях местный катарец сам все же останавливается и предлагает помощь. И вместе с нами помогает в ручном режиме вытолкать с раскачки легкую Сузуки. До этого мы предварительно руками выгребаем часть песка из-под днища авто и усаживаем за руль супругу. Видно, что катарец занимается этим не часто, если не вообще впервые. А очередная подарочная бутылка с холодной водой нам достается в награду за успешный результат.

По пути в Доху посещаем район Education с очень крутой Национальной библиотекой. Огромное количество книг, автоматическая выдача и сдача. Здесь книжки можно читать даже лежа на полу, а не сидя за неудобными столами, как у нас. На одной из полок забываем смартфон. Через 15 минут возвращаемся… а он никому не интересен. Вот показательный уровень страны!

Вечером уже темнеет в 17 часов, поэтому на метро отправляемся в район West Bay и при ночной подсветке небоскребов гуляем сегодня там. После чего на метро перемещаемся в Лусаил и уже на местной набережной проводим оставшиеся вечерние часы. Пару раз попадаем на шоу фонтанов в молле Vendome. Билет на подземку стоит 6 риалов (150 руб.) и по нему можно ездить неограниченное количество раз в течение текущего дня.

Про отель Hampton by Hilton Doha 3*

Отель расположен в старом городе. От него до начала набережной Корниш около 300 метров, до сердца старого города и рынка Souq Waqif 1,5 км. Территории, естественно, нет, бассейн отсутствует, зато есть хорошо укомплектованный тренажерный зал. Столовая мест на 70. Тип нашего питания —завтраки по типу шведского стола. Еда вкусная и качественная. Выбор есть всегда. Да, не гастрономический рай, но для утреннего приема пищи есть все необходимое. Если оплачивать питание отдельно, то стоимость обеда или ужина, если не ошибаюсь, в районе 60-65 катарских риалов за каждого едока.

У нас было забронировано 2 соседних номера типа King size с общей внутренней дверью между номерами. Стоимость каждого номера 355 риалов или 710 за два (если бы покупали отдельно, а не в рамках пакетного тура). Что составляет 17750 руб. за сутки проживания семьи из 4 человек (или 124 тысяч за 7 ночей). Сами номера стандартны и хорошо укомплектованы современными техникой и мебелью. Чай-кофе-вода пополняются каждый день в почти безлимитном варианте.

Претензий к уборке и прочему персоналу нет. Общение, естественно, только на английском. Wi-Fi бесплатный, как и отельная подземная автопарковка.

Расположение отеля считаю удачным. При одинаковом ценнике лучше жить в 3-звездочном отеле в центре города, нежели в отдалении от «основной жизни», но в 4-5 звездах.

Пробегом в 161 км финалим наш 5-й автомобильный день в Катаре.

Наш номер (Второй аналогичный)

Ассортимент одного из завтраков в отеле Hampton by Hilton Doha 3*

Пополняемый ежедневно отельный набор

Рецепшен отеля Hampton by Hilton Doha 3*

Подземная парковка в отеле

8. Стадион Эль-Джануб (Al Janoub Stadium) в Эль-Вакре (Al Wakrah)

Набережная и городской пляж в Эль-Вакре (Al Wakrah)

Вышки замаскированы под пальмы

Некое красивое здание в Эль Вакре

Катарские доставщики продуктов

Сбор мусора на пляжах. Да, Круизаки

Семейный пляж Эль-Вакры (Al Wakra Family beach)

На окраине Эль-Вакры городок на 30-40 подобных автодомов

Покатушки на верблюдах около пляжа Sealine

Старт здесь, финиш минут через 20, вон на горке сверху

Отсюда до внутреннего моря Катара 30 км. Она самая популярная экскурсия

Пляж Sealine, в 60 км на юг от Дохи. А справа в сотне метров уже начинаются дюны

Пляж идеален. Вода голубая и прозрачная. Купальщиков традиционно ноль

Это то место, где пустыня «встречается» с морем. Сразу за пляжем Sealine

Пока еще не застрял

Космическая мечеть в Ар-Райяне (Minaretein Center, Education City Mosque)

Одно из красивейших религиозных сооружений мира

Национальная библиотека Катара (Qatar National Library)

Вот, она, арабская раскладка

И никаких штампов на 17-й странице

Можно и лежа почитать

Обычная парковка в Катаре под тряпочными навесами

Воздушный шар над выставкой Экспо-2023

Местная ремонтно-строительная техника

Поручни в вагонах метро

Закрытый от поездов перрон. При подходе поезда открываются только двери

Золотой вагон в метро Дохи. Машинистов нет, все автоматическое

Район West Bay

В 200 метрах от этого места в гостинице Sheraton Grand Doha Resort в эти днипроходил саммит ССАГПЗ.
Где были участниками: эмир Катара, а также правители Бахрейна, Саудовской Аравии, Омана, Кувейта и ОАЭ. Был тут и турецкий Эрдоган

Причем половина Дохи перекрыта не была. Только периметр гостиницы в несколько сотен метров

На набережной в Лусаиле

Place Vendôme Mall

Фонтаны каждые 30 минут в Place Vendôme Mall

День 9-й (6-й автодень) (6 декабря 2023, среда). Еще раз катаемся по Дохе. Возвращение автомобиля

За 5 дней плотной туристической программы мы посетили и посмотрели все запланированные места, поэтому сегодня день расслабона.

Еще раз заезжаем в порт Дохи, еще раз гуляем по деревне Катара, еще раз купаемся на одноименном пляже. Нам везет, и мы играем в футбол с местными детишками. У них здесь, на пляже, около моря проходит урок физкультуры. Завидуем.

Очередные молл, фудкорд, обед. После трапезы отправляемся в Национальный музей Катара, что в 650 метрах от нашего отеля. Обычно музеи скучны и банальны, а тут прямо ничего, очень круто. Точнее, интересно, познавательно и современно (8/10). Билет 50 риалов для взрослого, дети до 16 лет приобщаются к искусству бесплатно.

Возврат автомобиля

Вечером сдаем автомобиль. Сам процесс стандартен. Осмотр стекол, фар, салона, а также вмятин и царапин на наличие новых. Возврат, как и получение, также с полным баком ГСМа. Салон, как и, впрочем, весь автомобиль, перед возвратом мыть не нужно. Да он и так максимально чист. Я ограничиваюсь удалением песка лишь с тканевых ножных ковриков. Подписание заключительного документа и все 30 рабочих дней в ожидании возврата залоговых 1000 QAR (25000 рублей).

От прокатной конторы возвращаемся в центр города также на такси от Uberа. Очень резкий водитель-тунисец здесь работает уже 4 года и з/п в 6000 местных риалов (150 тыс. рублей) его вполне устраивает. Водитель электрокары на выставке Экспо-2023 хвалится своим доходом в 5,5 тыс. катарских денег (137,5 тыс.).

Мы же еще раз прогуливаемся по району Мшейреб, где катаемся по этому району на желтом туристическом трамвайчике.

Заключительные риалы тратим на рынке Souk Waqif. Сидим также на огромной площади около рынка, а потом, ловя уплывающие теплые минуты, ностальгируем уже у моря.

На этом наша насыщенная туристическая программа по Катару заканчивается. Страна, конечно, нравится. Все чисто, вылизано, безопасно и не сильно дорого. С пляжами, правда, как-то не особо, тут катарцам есть куда расти. Но страна точно в зачет. Не знаю, правда, чем тут можно было бы заняться в свое второе посещение.

В заключительный день проезжаем скромные 44 километра.

Такси Karwa. Чуть дешевле, чем Uber

Еще раз в культурной деревне Катара

Дерево из стеклянных «ваз»

Сокол в Катаре — национальный символ

Амфитеатр в деревне Катара

Золотая мечеть (The Golden Masjid)

Национальный музей Катара (National Museum of Qatar)

Холодновато внутри при +18С

Через 30 секунд смотритель надпись, естественно, удалил

Сокровища в догазовую эпоху в начале 20-го века

С питанием в Катаре проблем нет. Да почти ни с чем проблем нет

Бесплатный туристический трамвайчик в районе Мшейреб (Msheireb)

Рынок Соук Вакиф (Souq Wakif)

Ночная подсветка «Жемчужины» на набережной Корниш

Пальмы на входе в музей исламского искусства (Museum of Islamic Art)

День 10-й (7 декабря 2023, четверг). Перелет Доха-Астана. Стыковка самолет-поезд 2,5 часа, успеем?

Сегодня мы покидаем теплый Катар и возвращаемся в уже зимнюю Астану, где столбик термометра накануне опускается до морозных -19С. По расписанию самолет рейса Доха-Астана должен прибыть в столицу Казахстана в 20:15. А наш стыковочный поезд Астана-Петропавловск отправляется с перрона в 22:55. За 2 часа 40 минут межу рейсами должны успеть, они же оба регулярные. Но в аэропорту Хамад узнаем, что вылет из Дохи смещается на 30 минут позже. Бля. Вылетаем еще с задержкой в 20 минут итак от смещенного получаса. Хорошо хоть в полете отставание немного сокращается.

Время 21:02 мы коснулись земли, в 21:15 мы покинули самолет. Без очереди нас пропускают на паспортном контроле. Время уже 21:25. До поезда остается 1,5 часа, а еще не получен багаж и мы в 20 км от вокзала Астаны. Время 21:35 — на транспортерной карусели появились первые чемоданы. В 21:40 получен наш первый саквояж, в 21:48 второй. Счет идет на минуты. Тут же жму на кнопку заказать такси в приложении Яндекса. Уже на бегу накидываем зимние куртки. А найти авто от Яндекс-такси в аэропорту Астаны тот еще квест. Они останавливаются в не пойми каких местах, а картинка самого такси в приложении не соответствует его местоположению. Минут 5 поисков, водитель еще трубу не берет. Делаю отмену заказа. Тут же договариваюсь с одним из многочисленных «бомбил» с ценником в Х2. Время 22:05, всё, мы «вылетаем» на вокзал. Приходится немного поднарушить скоростной режим, чтобы в 22:40 быть на новом вокзале «Нурлы жол». Фуф, успели! Успеваем также прикупить в дорогу небольшую порцию провизии. Поезд же до Петропавловска отправляется строго по расписанию в 22:55 местного времени. Вагон тот же, проводник тот же и даже места все те же, что и по дороге сюда в Астану. Бывают же совпадения.

Аэропорт Хамад (Hamad) в Дохе

Ботанический сад в аэропорту Хамад

Талисман ЧМ-2022 —платок-гутра (куфия — традиционный арабский головной убор) по имени Лаиб

Шикарно. Ну, просто, нет слов

Тоже в аэропорту Дохи

Взлет как раз над островом Жемчужина

Пролетаем над Иранским Ширазом, где мы были годом ранее

День 11-й (8 декабря 2023, пятница). Астана — Петропавловск — Юрга-2

Очень удачный ночной рейс до Петропавловска, во время которого поезд находится в пути чуть более 11 часов. В 10:20 мы прибываем в самый северный город Казахстана. А столбик термометра сегодня здесь застыл на отметке -32С. Фиксируем суточный перепад температур в 60 градусов.

Стыковка между рейсами около 3 часов. За это время успеваем пообедать, посетить супермаркет, прикупить в дорогу снеков и занулить в обменнике оставшиеся тенге.

Наш поезд №060 от РЖД следует по маршруту Кисловодск — Новокузнецк и проходит через казахстанский Петропавловск. Почти сразу по отъезду паспортный контроль сначала от казахов, а потом уже и от россиян. По обратному рейсу также вопросов нет. В вагоне тепло, чисто, работают биотуалеты и есть даже душ.

Многим может показаться глупостью или безумием наш замороченный маршрут. В рамках которого сначала надо ехать 120 км из Кемерово до Юрги на авто, потом на поезде с пересадкой перемещаться 1,5 суток из Юрги до Астаны со стыком в Петропавловске. Чтобы в итоге вылететь на недельный отдых из другого государства. А потом с риском не успеть на стыковочные рейсы проделывать весь этот же путь в обратном направлении. Да, конечно, в этом есть доля авантюризма. Но, увы, из Кемерово в данный момент нет прямых рейсов за границу, а по стране самолеты летают лишь в 5-6 крупных городов. Конечно, в 250 км есть соседний Новосибирск, но и он пока предлагает всего 5 зарубежных направлений (Турция, Египет, ОАЭ, Шри-Ланка и Таиланд). Поэтому вот и приходится изобретать чудеса логистики, дабы без козлодеровских цен попасть в новые интересные места планеты. А кстати, 2 суток на поездах до «основного» отдыха очень плавно и неспешно выводят из рабочего ритма. А уже после теплого релакса также размерено настраивают на новый рабочий лад.

Снежный Петропавловск

День 12-й (9 декабря 2023, суббота). Мы дома

На станцию Юрга-2 мы прибываем в 6:58 утра. Немецкие железные дороги, с процентом опозданий под 50%, тихо завидуют нашим пунктуальнейшим дорогам российским. А Зафира ждет нас на вокзале Юрга-1. Между ними около 10 км и 500 рублей на таксомоторе. За бортом уже сибирские -38С. Приходится в здании ж/д вокзала немного отогреть запасной аккумулятор, а потом с помощью прикурки и дружелюбного томича завести озябший за 12 дней минивэн. Хорошо, что в багажник для сугрева предусмотрительно заложены теплые вещи. Еще пару часов, на удивление, не по пустынной федеральной трассе, и в 12 часов мы заходим в теплый и такой родной дом. Жаль, но на этом наше очередное путешествие подходит к концу и завершается.

Добро пожаловать в Кемерово. Сегодня минус 40С

Цифровые итоги поездки

По дорогам Катара пройден путь в 846 км за 7 дней и 6 ночей.

Залито 53,15 литров бензина в общей сложности на 101 риал (2525 рублей).

Средняя стоимость топлива оказалась равной 47,51 руб. за один литр марки АИ-92.

А средний расход этого же бензина составил — 6,28 л на 100 км пути.

Общие же траты за всю поездку вылились практически в 300 тысяч российских денег.

P. S.

Пишу этот отчет в середине марта 2024 года, то есть спустя 100+ дней, после возврата автомобиля в прокатную контору «Safe rent a car». А залоговые 1000 катарских риалов (25000 руб.), до сих пор не вернулись на мою карточку Unionpay. Катарцы прислали мне возвратный чек от 23.01.2024, что деньги они отправили с указанием ARN-номера для отслеживания финансового трека. Сейчас вот отправил запрос-претензию в Газпромбанк и пока нахожусь в ожидании. Если честно, то уже мало верится в положительный возвратный исход…

Выводы

Да, вот так неожиданно для себя посетили еще одну новую страну. В которой, несмотря на финансовые санкции, удалось взять напрокат автомобиль. Без него, я думаю, мы бы не посетили и половину всего того, что удалось увидеть в Катаре. Вождение по широким и полупустым магистралям страны мне доставляло кайф и истинное наслаждение. А ежедневные километражи не более 200 верст были легки и приятны. В режиме за рулем с 8 утра до 16 дня, а потом с 17 и до 21 часов пеших прогулок смотреть страну одно удовольствие. Попутно для себя, в лице Астаны, открыли и опробовали еще один новый, транспортный хаб. А также:

• побывали в 7 городах Катара;
  • искупались на 7 пляжах Персидского залива;
  • посетили 3 музея вместе с Национальной библиотекой;
  • сфотались около всех 8 стадионов с Чемпионата мира-2022;
  • заценили десятки достопримечательностей и арт-объектов по Катару;
  • пересекли очередные 2 границы на поезде, еще раз побывав в Казахстане;
  • открыли для себя AirAstana со стартом в Астане;
  • обкатали в заграничной работе карточку Unionpay от ГПБ.

В общем, все запланированные дела сделаны, все намеченные места и локации посещены, хотелки закрыты. Впечатления… да самые лучшие! В памяти остаются десятки видео и тысячи фотографий, которые потом иной раз так приятно посмотреть длинными зимними вечерами. Как говорит супруга, если в году было море, то год идет в зачет. Этот год точно в актив.

Так или иначе, путешествуйте больше и помните, что самое лучшее время для путешествий — это сейчас!