На машинах из Перми в Грузию и обратно, или Как мы провели Лето-2015

30.12.2015 | 57364 просмотра

Часть 1. Из Перми в Грузию на машинах за 3 дня

Всем привет!

Немного предыстории… Автомобилями я увлёкся с детства. А автомобильными путешествиями заболел в 2008 году, когда увидел фотки моего друга Антона о его поездке на машине в 2007 году в Мысхако, что находится рядом с Новороссийском. К сожалению, на тот момент морально я еще не был готов к такому путешествию, да и самое главное — не было компании, а в одного совершать первое путешествие на автомобиле было немного страшновато. И пришлось мне отложить свои мечты на долгие 4 года, до 2012-го. В тот год мы впервые совершили большой автотрип, а затем понеслось!

За время наших автомобильных путешествий, были совершены поездки:

• в июле-агусте 2012 г. — Крым (Черноморское);
  • в июле-августе 2013 г. — Крым и Геленджик;
  • в августе 2014 г. — Геленджик и Абхазия;
  • в мае 2015 г. — Санкт-Петербург.

И вот июнь 2015-го — Грузия!

Почему Грузия, спросите Вы? Отвечу так — Я слышал и читал очень много хороших отзывов об этой замечательной горной стране, о её гостеприимных и радушных жителях, о бесконечных достопримечательностях и памятниках. К тому же, Грузия родина ВИНА, ведь здесь произрастает около 150 сортов винограда, из которого делают бессчётное количество разнообразных вин. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал такие названия как Хванчкара, Киндзмараули, Мукузани, Саперави, Ркацители, Алазанская Долина, Цинандали… Кажется, что этот список можно продолжать бесконечно. Вдобавок, немного прикоснувшись в 2014 к местному колориту в Абхазии, захотелось побывать и в соседней Грузии, тем более что мои семейные и наши друзья не были против совершить это путешествие.

Кстати, о семье и друзьях! Пора перейти на личности…)) Итак, состав дружной команды не меняется уже 3 года. Наша семья в составе — Иван (это Я — 34 года), моя супруга Наталья (34) и наши дочки — Настя (10) и Лиза (6). И семья наших друзей — Игорь (37), с супругой Натальей (33) и их дети — Артём (10) и Аня (5).

Наша дружная команда на старте путешествия в Грузию.

Это Я.

О технике. В нашем распоряжении 2 автомобиля:

— Фольксваген Туран, 2012 г.в., 5 мест, 1.4 TSI, 200 л/c, DSG7, пробег 67000 км;
— Шкода Фабия, 2014 г.в., 5 мест, 1.2 MPI, 69 л/c, 5-ст механика, пробег 14000 км.

Теперь перейду к описанию непосредственно поездки. Изначально планировали это путешествие на конец июля - начало августа, но из-за непростой ситуации на работе пришлось немного скорректировать планы и перенести поездку на июнь. Отпуск нынче я взял по полной программе, получилось аж 33 дня, с учётом недогулянного отпуска за 2014 год. Итак, к делу!

Вечер нулевого дня пути

Маршрут: Пермь — Юго-Камский — Барда — Куеда — ГКЗ № 3.

Расстояние 280 км.

Старт путешествия состоялся в предпраздничный день 11 июня. Отправились в дорогу только в 15:00, т.к. Игорь в этот день еще дорабатывал крайний день перед отпуском. Но поскольку в наших планах значилось только доехать до родственников в Куединском районе за этот день и преодолеть при этом лишь 280 км, то все было в норме. С трудом одолев толчею на улицах нашего города, мы выехали на загородную трассу и покатили в сторону юга. По пути решили немного сократить расстояние и срезали часть пути по грунтовке через Барду.

Небольшое препятствие на нашем пути…))

Потратив примерно 4 часа на дорогу, мы приехали на место.

ГКЗ № 3 — здесь живут наши родственники.

С большим удовольствием пообщавшись с дедушкой моей супруги и отведав вкуснейшего шашлыка, мы уже в 22:00 легли спать, ведь на следующий день надо было вставать очень рано, чтобы проехать 1100 км до объездной Саратова, где у нас были забронированы номера в автокемпинге Саратов.

Очень вкусный шашлык.

Первый день путешествия

МаршрутГКЗ № 3 — Рабак — Янаул — Бураево — Дюртюли — Верхнеяркеево — Муслюмово — Нурлат — Кошки — Мусорка — Тольятти — Жигулёвск — Сызрань (объездная) — Саратов (объездная).

Расстояние 1100 км.

Будильник на следующее утро прозвенел до неприличия рано — в 4:00. Быстро собравшись, умывшись и одевшись, мы выдвинулись в путь. Завтрак решили сделать где-нибудь по дороге.

Для начала направились в сторону башкирского города Янаул. Примерно от границы Пермского края — от Рабака и до Янаула, что соответствует расстоянию в 30 км, пришлось немного потрястись по грунтовке, благо, что очень приличного качества.

На въезде в Янаул.

После Янаула дороги были везде асфальтированы и вполне хорошего качества.

Отличные башкирские дорожки.

Миновав Башкирию, мы въехали в Республику Татарстан, которая встретила нас очень плохими дорогами, особенно в районе Муслюмово. Честно говоря, не ожидал такого, поскольку часто езжу по М7 через Татарстан и всегда дороги там были в отличном состоянии…

Дороги в Татарстане не самого хорошего качества, особенно в районе Муслюмово.

Примерно к обеду добрались до Самарской области. Здесь нам наконец-то встретилось солнце и ровные хорошие дороги.

Дороги в Самарской области.

Один нюанс по Самарской области…

В Кошкинском районе стоят гаишники на Т-образном перекрестке и снимают на камеру поворот налево. Там очень непонятно нанесена разметка, и легко можно выехать на встречку. Я читал об этом раньше, поэтому мы просто проехали прямо, нашли место для разворота чуть подальше и потом спокойно повернули направо. На нас даже не взглянули. Если кто поедет этим маршрутом, будьте осторожней там!

Координаты этого перекрестка — N54⁰11′572, E50⁰31′491.

Немного отвлекся, теперь продолжу. Когда солнышко окончательно вышло из-за туч, мы остановились на обед в районе населенного пункта Мусорка.

По сравнению с Пермским Краем, в Самарской области гораздо теплее и солнечнее.

Обед в полевых условиях.

Славно перекусив на свежем воздухе, двинулись дальше. На удивление быстро преодолели Тольятти и Жигулёвск — траффика было немного, наверно, из-за выходного дня. Объехав Сызрань по объездной, вышли на прямую дорогу до Саратова, при этом после Сызрани пришлось снизить скорость движения в виду участка плохой дороги длиной около 20 километров.

Не доезжая до Саратова километров 50 попали в очень серьезный траффик. Для нас, преодолевших к тому моменту уже более 1000 км, это было настоящим испытанием — тащиться в колонне со скоростью 50-60 км/час. Но всё плохое рано или поздно заканчивается, закончилась и эта тягомотина — мы прибыли в автокемпинг «Саратов», в простонародье Гостиница с вертолетом.

Заселившись в 4-местные номера за 1900 руб. с семьи, и поужинав своими запасами из сумки-холодильника, мы завалились спать уставшие, но довольные, в предвкушении дальнейших приключений и событий.

Координаты гостиницы — N51⁰34′731, E45⁰.45′880.

Наш номер в гостинице с вертолетом.

Второй день путешествия

Маршрут: Саратов (объездная) — Камышин — Волгоград — Элиста — Буденновск.

Расстояние 870 км.

Утром следующего дня мы позволили себе поспать на час больше и встали в 5:00 утра. Задачей на этот день было добраться до Элисты и там на месте определиться с местом ночёвки, поскольку в Booking я ничего подходящего не приметил.

Как обычно, быстро собравшись, завтрак решили сделать на природе в дороге. Выехав в 6:00 из гостинки, мы с удовольствием обнаружили прекрасную пустую трассу и отличную погоду. Поставив на круиз-контроле заветные 114 км/час, что соответствует 109 км/час на навигаторе мы двинулись в сторону Элисты.

Отличная трасса Саратов — Волгоград.

Часть 2. Волгоград, Мамаев Курган

Примерно к 13:00 мы достигли одну из промежуточных точек нашего путешествия — город Волгоград. Ещё дома, при планировании маршрута, единогласно было принято решение о посещении историко-мемориального комплекса «Мамаев Курган», благо не надо было никуда отклоняться. Те, кто хоть раз ездил нашим маршрутом, знают, а для тех, у кого еще всё впереди — если Вы едете через Волгоград, то вариантов у Вас немного, так или иначе, а в город нужно заезжать.

Сразу же при въезде в Волгоград, наши глаза стали интуитивно искать взглядом, пожалуй, один из самых известных и знаменитых памятников, посвященных Великой Отечественной Войне — Родину-мать. И буквально тут же, слева по ходу движения мы увидели её — даже на почтительном расстоянии она возвышалась над всей окружающей местностью.

Координаты Историко-Мемориального комплекса «Мамаев Курган»N48⁰44′358, E44⁰32′772.

Даже издалека размеры памятника впечатляют.

Ориентируясь на этот Колосс, мы почти подъехали к нашей цели, однако доблестные сотрудники ГИБДД, дежурившие возле центрального въезда в Мемориальный Комплекс, не пустили нас на парковку, находящуюся в непосредственной близости от памятника, отправив нас на общую стоянку, расположенную на определённом отдалении. Ну что же, делать нечего, оставили наши машины там и отправились пешком к нашей цели.

Часть пути до Мемориального Комплекса пришлось преодолеть пешком.

Благо, что идти пришлось недолго. Буквально через 5-7 минут мы достигли входа. На удивление, посещение Мемориального Комплекса — бесплатно. Уже при входе сразу же нашли первый небольшой тематический памятник, посвященный событиям ВОВ.

Первая тематическая композиция на нашем пути.

Немного подальше, в глубине за деревьями расположился Храм Всех Святых.

Небольшая историческая справка:

Храм Всех Святых появился в Волгограде совсем недавно. Идея создания храма, как символа религиозного и боевого подвига на фронте, зародилась еще в 1993 г. — тогда место под храм освятил патриарх Алексий 2. Однако закладка первого камня состоялась только в 2000 году: до этого патриарх дважды давал благословение на строительство церкви. Четыре года шло активное строительство, и к 2004 году был установлен главный купол. Что интересно — храм был построен исключительно на пожертвования, так как от государства помощи ждать не приходилось. Открытие и освящение храма митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом прошло 9 мая 2005 года. Следует также заметить, что до момента строительства церкви Мамаев Курган нельзя было назвать до конца целостным мемориальным комплексом. А храм логически завершил этот великолепный ансамбль.

Храм Всех Святых на Мамаевом Кургане.

Оставив справа в стороне храм, мы повернули наши головы налево и… Вот она — центральная скульптура Комплекса — монумент «Родина-мать».

Мы совсем близко к нашей цели.

Подойдя поближе и оказавшись в непосредственной близости от памятника, невольно проникаешься чувством уважения и страха перед этой махиной. Ведь эта скульптура является композиционным центром всего ансамбля памятников.

Взгляд снизу на памятник.

Небольшая историческая справка:

Монумент «Родина-мать зовёт» — это женщина, держащая в руках меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. «Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч с рукояткой длиной 30 метров и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены целых рядом учёных, во главе с доктором технических наук К.В. Никитиным. Интересен еще такой исторический момент: Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину…вашу мать!» Объяснение было принято.

Авторский коллектив памятника-ансамбля.

Если стоять у памятника и повернуться к нему спиной, то видно, что весь Комплекс расположен на правом берегу реки Волга, на возвышенности. Именно в этом месте и окрестностях происходила Сталинградская битва в период с сентября 1942 года по январь 1943 года.

Вид на Зал воинской славы со стороны главного монумента Комплекса.

Вид на центральный ансамбль Мемориального Комплекса.

Справа виден Храм Всех Святых.

Внимательно осмотрев монумент и впечатлившись его размерами, мы направились в сторону Зала воинской славы. Неожиданно на одной из памятных плит, посвященных героям Сталинградской битвы, обнаружили знакомую фамилию — Зайцев Василий. Нашему поколению хорошо знаком фильм «Враг у ворот» прототипом главного героя которого — снайпера советской армии, и послужил Василий Григорьевич Зайцев. Вечная память Герою!

Памятная плита герою Советского Союза — Зайцеву Василию Григорьевичу.

Спустившись с возвышенности и оказавшись рядом с Залом воинской славы, еще раз восхитились размерами Колосса. Пожалуй, именно отсюда открывается самый шикарный и правильный вид на него.

Памятник во всей красе.

Уже на входе в Зал воинской славы или, по-другому, Пантеон Славы, проникаешься атмосферой торжественности и одновременно трагичности момента. Этому же способствует звучащая здесь музыка — произведение Роберта Шумана «Грёзы» в исполнении Государственной академической хоровой капеллы им. Юрлова. На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты.

В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли рука, сжимающая факел Вечного огня — символа жизни, который нам протянули те, кто шёл на смерть и сложил жизнь в Великой битве. На факеле начертано: «Слава, слава, слава».

Вечный огонь в пантеоне Славы.

По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймлённых черными траурными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов — всего 7200 имён.

Траурные знамена с именами погибших в Сталинградской битве.

В зале Воинской Славы у Вечного огня и у выхода из зала несут службу солдаты 46-й отдельной стрелковой роты Почётного караула Волгоградского гарнизона. Почётный караул заступает на пост в 9 часов утра и несёт вахту до 19-20 часов в зависимости от времени года. Смена караула производится каждый час. Солдаты должны стоять всё время по стойке смирно, не двигаясь. При нас старший смены несколько раз подходил к солдатикам, снимал с них фуражку, под которой у каждого был платочек, и вытирал пот с их лица.

Солдат из роты почётного караула.

Далее мы отправились в нижнюю часть комплекса. По пути с нами произошёл забавный случай. Моя старшая дочь Настя решила потрогать воду в бассейне рядом с памятником солдату и нечаянно уронила свои солнцезащитные очки в воду. Пришлось мне принять позу лёжа, и доставать очки с самого дна водоёма…))

Я достаю Настины солнцезащитные очки из воды.

Итак, приняв небольшие водные процедуры, мы оказались рядом с еще одним памятником в ансамбле Мамаева Кургана — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть». Интересен факт того, что лицо солдата принадлежит маршалу Советского Союза Василию Ивановичу Чуйкову — главному военному консультанту мемориала, похороненному на его территории.

Памятник бойцу Советской армии.

Спустившись чуть ниже памятника бойцу и оглянувшись назад, мы увидели интересную композицию — если смотреть снизу на каскад памятников, то получается, что боец своим телом как бы закрывает и защищает центральную фигуру Мемориала — Родину-мать.

Боец закрывает собой Родину-мать.

Оценив весь размах Мемориального Комплекса с нижней его точки, мы стали подниматься обратно к вершине. По пути остановились возле еще одного монумента — «Скорбящая мать», который находится немного в стороне, слева от центральной оси ансамбля. Этот памятник представляет собой 11-метровую скульптуру матери, которая склонилась в безграничной скорби над телом погибшего сына.

Памятник Скорбящей матери.

На этом наше краткое посещение этого потрясающего места подошло к концу, и мы, бросив прощальный взгляд на Родину-мать, покинули Мемориальный Комплекс и отправились дальше в путь в сторону Грузии.

Эта небольшая по времени экскурсия оставила очень большой след в наших сердцах, напомнив Нам о тех героях, которые положили свои жизни во имя нашего будущего. Вечная слава героям!

Взгляд на прощание.

Продолжив движение после посещения мемориала, мы в полной мере прочувствовали на себе, что такое город протяженностью почти 70 км! Бесконечные светофоры, безбашенные водители, какая-то суматоха вокруг — этим нам больше всего запомнился Волгоград. Когда же, наконец, мы выехали из города, то с удовольствием вздохнули — траффика практически не стало, при этом качество дорожного полотна было очень пристойным.

На часах было примерно 17:00 часов, а мы уже добрались до Элисты. Только въехали в город, тут же по глупости нас остановили на посту.

Дело было так: стоит стационарный пункт ГИБДД и рядом с ним знак «Стоп-Контроль», что подразумевает под собой остановку перед этим знаком. Впереди нас шла машина с местными номерами 08 региона, которая, естественно, проигнорировала этот знак, ну и мы вслед за ней. Но не тут-то было, тут же был взмах волшебной полосатой палочки, и колоритный калмыцкий старший лейтенант принялся нас разводить за это нарушение.

Толком не зная, что грозит за это, мы вынуждены были слушать лекцию о том, как тяжело и трудно работается калмыцким ГИБДДэшникам.

Однако в свою очередь пожаловались на усталость от дальней дороги, и что не хорошо будет знакомство с Калмыкией начинать с проблем с местными блюстителями порядка, на удивление, старший лейтенант сжалился над нами и отпустил восвояси. Но осадочек остался…

Поэтому, остановившись на отдых на выезде из Элисты, коллективным решением было принято двигаться дальше — до Будённовска, тем более и время еще позволяло.

Колорит калмыцких степей, вместо традиционных для наших мест коров — очень ухоженные и красивые лошади.

На въезде в Элисту.

Расстояние в 200 км было пройдено за 3 часа, и в 20:00 мы уже были в Будённовске.

В Буденновске.

Для того чтобы найти гостиницу, использовали уже давнишний приём — обратились за помощью к таксистам, которые с удовольствием нам рассказали какие есть в городе гостиницы и объяснили, как добраться до нужной. В итоге выбор был сделан в пользу гостиницы «Химик». Сняли два 3-местных номера по 1410 руб. за номер.

Координаты гостиницыN44⁰47′698, E44⁰10′719.

Гостиница «Химик» в Будённовске.

Третий день путешествия

МаршрутБуденновск — Пятигорск — Владикавказ — Верхний Ларс (граница).

Расстояние 380 км.

Третий день был самым интересным. Предстояло преодолеть не такое уж и большое расстояние — всего «каких-то» 380 км, но зато по каким местам! Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — все эти республики в составе РФ носят статус очень неспокойных. Поэтому были определённые волнения, когда мы проезжали эти регионы. До последнего дня у меня не было точного решения, как ехать до Владикавказа — то ли через Ингушетию, то ли через КБР. В итоге выбрали КБР и поехали.

Нам на Пятигорск.

Ехали предельно аккуратно, ничего не нарушая, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Правда, уже в самом Будённовске были остановлены патрулём ГИБДД с автоматами для проверки документов. Оказывается, у них проводилась антитеррористическая операция в связи с 20-летием известных печальных событий имевших место быть в 1995 году…

В итоге часам к 11:00 утра въехали во Владикавказ. Нашли крайнюю Роснефтевскую заправку по пути в Грузию, залили полные баки — т.к. в Грузии бензин стоит почти в 1,5 раза дороже и направились в сторону КПП «Верхний Ларс».

Координаты заправки Роснефть во ВладикавказеN43⁰01′343, E44⁰38′681.

Красивая дорога недалеко от границы с Грузией.

Не доехав до Российского КПП полутора километров, упёрлись в пробку из легковых машин и фур.

Пробка на границе.

Часть 3. Верхний Ларс — Тбилиси по Военно-Грузинской дороге

Ещё будучи на Российской стороне КПП «Верхний Ларс», мы узнали о том, что в Тбилиси накануне ночью произошло наводнение и часть дороги размыта. Из-за этого через КПП пропускали очень медленно, и была вероятность того, что в Грузию в этот день мы так и не попадём.

В итоге все обошлось благополучно и, потратив 3,5 часа на прохождение Российского КПП и 5 минут на Грузинский КПП, в 17:30 по местному времени мы въехали в Грузию.

«Здесь мой прадед грузин проходил, огибая Казбек,
Путь к народу России любовью своей открывая,
И не только в горах — в каждом сердце грузинском навек
Пролегла, словно радуга эта дорога живая»
(Иосиф Нонешвили)

Наши машины-путешественницы на территории Грузии, после прохождения границы.

Грузинский КПП «Дариали».

Координаты КПП «Верхний Ларс»: N 42⁰46′129, E 44⁰37′856.

Отсюда до Тбилиси оставалось преодолеть около 170 км по дороге, носящей очень говорящее имя — «Военно-Грузинская дорога».

Небольшая историческая справка:

Военно-Грузинская дорога, дословно с грузинского и осетинского: «дорога Небесного ущелья» — историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Длина 208 км. Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (высота 2384 м), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси.

Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Одновременно была основана русская крепость Владикавказ. Дорога следует древнему историческому пути, соединяющему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье.
Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России (1801) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано.

Вот по какой исторически значимой дороге нам предстояло продолжить свой путь…

Сразу же опишу дорогу целиком, чтобы впредь не возвращаться к особенностям и нюансам.

В целом, вся дорога отличного качества, изредка встречаются выбоины и неровности, и несколько километров грунтовки. Дорога везде имеет по одной полосе движения в каждую сторону. Вообще, сегодня она пользуется славой не только одной из самых красивых и интересных, но и одной из самых удобных для путешествия. Здесь нет повторений — сплошное чередование контрастных красочных ландшафтов, начиная от долин с зеленью садов и виноградников на высоте 150 метров над уровнем моря, и заканчивая величавыми горными вершинами, поднимающимися выше 5000 метров.

При этом портят эту умиротворённую картину, на мой взгляд, две вещи: местные водители и домашние животные, мирно гуляющие по всей ширине дорожного полотна. Поясню: в России большинство водителей стремятся соблюдать сплошную линию разметки на дороге, дабы не лишиться прав, в Грузии сплошная — это вроде как и не сплошная, а так — просто черта на дороге. Поэтому Вас могут обогнать везде и всюду, даже там, где Вы меньше всего этого ожидаете — в закрытом повороте, на подъёме, на крутом спуске и т. д. Что касается домашних животных, то у меня сложилось впечатление, что для каждой скотинки дело чести выйти на дорогу и немного постоять на ней, лениво обмахиваясь хвостом или другими частями тела от назойливым мух. Это касается и коров, и лошадей, и свиней, и собак, и овец с баранами. В общем, в любой момент нужно быть бдительным — следить за местными водителями и местными домашними животными. И те и те очень непредсказуемы!))

Теперь остановлюсь поподробнее на нашей поездке… Так как времени, чтобы доехать засветло до Тбилиси, оставалось в обрез, решили обойтись без заездов во всевозможные населённые пункты с их историческими достопримечательностями, ограничившись лишь несколькими остановками для фотосессий в наиболее красивых местах трассы.

Сразу же после пересечения границы дорога на некоторое время лишилась асфальта и стала грунтовой, но с твердым покрытием в виде укатанных камней и гравия. Это продолжалась несколько километров. Затем вплоть до Тбилиси везде был асфальт.

Преодолев эти несколько километров, и выскочив на асфальт, мы в срочном порядке стали искать место для остановки. Такая поспешность была связана исключительно с тем, что кругом была такая красота, которую незамедлительно надо было запечатлеть на фото.

Остановив наши машины на первом же доступном для стоянки месте, мы принялись фоткать всё и вся!

Наши машины на Военно-Грузинской дороге.

Наша команда на фоне Главного Кавказского хребта.

Река, протекающая через ущелье.

Я наконец-то доехал до Грузии!

Отправившись немного дальше, мы увидели, что в одном месте часть горы словно заржавела. Вода расположенного выше нарзанового источника за долгие годы отложила на склоне минеральный слой, так называемый травертин. Подобным образом получаются сталактиты и сталагмиты.

Конечно же, мы и тут остановились, чтобы сделать пару-тройку снимков.

Одна из достопримечательностей ВГД — нарзановый источник.

Мы с Настей на нарзановом источнике.

Наши машины на ВГД.

Сев в машины и покатив дальше, буквально совсем скоро мы достигли Крестовый Перевал, названный так после того, как в 1824 году на высоте 2379 метров там был поставлен знаменитый камень, обозначающий наивысшую точку перевала. Примерно именно отсюда река Арагви течёт на юг, а Терек на север. К сожалению, фотки самого камня у меня нет, но если будет необходимость, в интернете можно найти кучу всевозможных снимков.

Координаты Крестового Перевала: N 42⁰30′000, E 44⁰27′110.

На Крестовом перевале.

После Крестового Перевала буквально невдалеке находится знаменитая Арка Дружбы, которая была поставлена в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского пакта. Арка представляет собой изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно. А вид от нее — один из самых красивых и живописных из всех, какие я видел.

Координаты Арки Дружбы: N 42⁰29′320, E 44⁰27′900.

Знаменитая Арка Дружбы.

Вид с Арки вниз.

Трасса в районе Арки Дружбы, вдалеке видны две наших машины.

Окружающие горы.

И ещё раз горы.

Я на фоне заснеженных вершин.

Зима — летом!

После Арки Дружбы дорога пошла под уклон, и мы попали на классический серпантин, известный как Млетский спуск. Дорога образует петли с крутыми разворотами, открывающими картинные виды на долину с большим водопадом на заднем плане. Без преувеличений здесь один из самых красивых и захватывающих дух участков, который есть смысл пройти пешком или проехать на велосипеде, потому что для тех, кто едет на машине и у кого слабый вестибулярный аппарат — то ещё испытание! Но наши путешественники с честью всё выдержали, за что им отдельный респект и уважуха!))

Остановившись ещё разок на очередной смотровой площадке, мы снова вдохновились окружающими нас красотами.

Координаты смотровой площадки: N 42⁰26′348, E 44⁰29′643.

Вид со смотровой площадки.

Наслаждаюсь местными красотами.

Оставив позади горные склоны, дальше мы покатили в сторону Тбилиси без остановок и в 20:00 по местному времени усталые, но довольные, мы въехали в Тбилиси.

Мы въезжаем в Тбилиси.

Грузия 2015. Часть 4. Совсем чуть-чуть о Тбилиси

Так как в навигаторе на тот момент у меня была забита просто неопределённая точка в городе, то решили остановиться для окончательной корректировки цели. Притормозив рядом со стоянкой таксистов, мы с Игорем вышли из машин и принялись совместными усилиями отыскивать адрес нашего жилья в Тбилиси через навигатор.

Небольшое отступление...При планировании маршрутов и ночлегов я использую Booking.com. Вот и в этот раз мной через Booking были зарезервированы для проживания два четырехместных номера в одном из гостевых домов на улице Tsinamdzgvrishvili (ну не могу я по-русски выговорить название этой улицы!))) в Тбилиси, что находится в районе старого города. Еще находясь в очереди на границе, мне на телефон позвонила хозяйка гостевого дома и уточнила, состоится ли наш заезд. Причиной звонка послужило две причины: наводнение в Тбилиси, случившееся в предыдущую ночь, и как следствие, временное отсутствие электричества в некоторых районах. Вот хозяйка и беспокоилась, не изменились ли у нас планы. Ответствовав, что у нас всё по плану и заезд не будет отменён, мы благополучно решили проблему беспокойства нашей гостеприимной хозяйки.

А я продолжу. Наши рассуждения с Игорем о том, как лучше проложить маршрут по городу, привлекли внимание таксистов, стоявших неподалеку. Уже вскоре как минимум четыре человека помогали нам с уточнением маршрута. Поначалу, опасаясь разговаривать с местными, мы настороженно отнеслись к их советам, относительно схемы проезда, но впоследствии оказалось, что таксисты были правы и подсказали нам отличную короткую дорогу без пробок и заторов до самого нашего гостевого дома. А дело было в следующем: стихия, обрушившаяся на Тбилиси накануне, повредила некоторые улицы и мосты, поэтому тот путь, который нам предлагал навигатор был недоступен для проезда, соответственно таксисты предложили нам максимально короткий маршрут объезда. При этом, что нас очень удивило, практически все местные понимали и разговаривали по-русски. Вот это была большая и приятная неожиданность! Ведь на просторах интернета встречается информация о том, что русский язык для грузин стал чужим, и они разговаривают только по-грузински. Смело могу развенчать этот миф — все, ну практически все, грузины понимают и разговаривают по-русски, и в плане коммуникации вообще нет никаких проблем.

Проложив маршрут в навигаторе и поблагодарив таксистов за помощь, мы продолжили свой путь. Проехав по улице Церетели и как-то неожиданно оказавшись на нужной нам улице (еще раз спасибо таксистам), мы принялись выискивать по сторонам нужный нам номер дома. Наконец он был найден, и мы запарковали рядом машины. Через пару минут появилась хозяйка — Наталья, которая показала нам наши номера и рассказала о том, где и что, и в каких магазинах мы можем купить. Всё было просто отлично, но была небольшая проблема — не было света во всём районе, поэтому Наталья без проблем согласилась сделать нам скидку на проживание.

Кстати, для тех, кто бронирует или планирует бронировать жилье через Booking, мой вам совет — торгуйтесь с хозяевами по поводу стоимости жилья. Ведь стоимость услуг бронирования через Интернет на 15-30% выше, чем реальная стоимость, поэтому, если есть возможность договориться с хозяином о, допустим, отмене бронирования, то соответственно хозяину не придется платить комиссию Booking-у, и значит, будет возможность назначить более гуманный ценник за жилье...

Итак, разместившись в своих комнатах, мы направились в город в поисках обменника и пищи. Как я уже сказал ранее, на улицах района было темно из-за отсутствия света. Лишь в некоторых магазинах и учреждениях велась работа с помощью бензо-генераторов. С трудом найдя работающий банк, мы обменяли небольшое количество рублей на лари, по курсу 25 рублей за 1 лари. Впоследствии оказалось, что это был самый выгодный курс вообще за всю нашу поездку... Дальше мы отправились на поиски еды. Предполагали перекусить в одном из местных ресторанчиков или кафешек, но не тут-то было. Не работало ничего, кроме... Макдональдса. Поэтому, уехав от дома на 2600 км, пришлось первый наш ужин в Грузии проводить в фаст-фуде.

Обесточенный Тбилиси и работающий Макдональдс.

Насладившись всеми прелестями высококалорийной и холестериновой пищи и купив продукты в одном из немногих работающих магазинчиков, мы вернулись домой и продегустировав бутылочку красного сухого вина Мукузани, легли спать.

Проснувшись в 9:00 на следующее утро, составили следующий распорядок дня: завтрак до 10:00, небольшая экскурсия по городу до 12:00 и затем выдвижение к нашей окончательной цели — Черноморскому побережью Грузии, посёлок Уреки.

Улица Tsinamdzgvrishvili в старом Тбилиси.

Дом, в котором мы снимали жилье.

Во дворе дома.

Внутри двора нашлось место для парковки наших машин.

Наши детишки.

С успехом выполнив первый пункт плана — вкусно позавтракав, мы решили совершить небольшую автомобильную экскурсию по центру Тбилиси. Как оказалось позже, мы совершили ошибку — стоило оставить машины и проехаться на метро... Мы же, забив в навигаторе точку для нашей небольшой экскурсии, в итоге ездили кругами по центру и не могли понять, как нам попасть в нужное место, так как разметка на дорогах и показания навигатора противоречили друг другу. К тому же мы попали в самую настоящую Тбилисскую автомобильную пробку, в которой потеряли почти все наше отведённое для ознакомления с городом время.

А планировали мы посетить как минимум три места. Выкладываю координаты для тех, у кого будет больше времени для ознакомления с Тбилиси:

• Тбилиси, улица Леселидзе — Тбилисский Арбат — N 41°41'357, E 44°48'111;
  • Тбилиси, мост Мира — N 41°41'349, E 44°48'283;
  • Тбилиси, Серные бани — N 41°41'142, E 44°48'441;

В итоге, не увидев и толики всех достопримечательностей и исторических мест в Тбилиси, мы вынуждены были продолжить наше путешествие дальше в сторону моря. То немногое, что удалось увидеть и сфотографировать, лишь капля из возможного...

Наша небольшая экскурсия по улочкам старого Тбилиси.

Ещё.

И ещё.

В городе ведется новое строительство.

Памятник Георгию Победоносцу на площади Свободы.

Архитектура Тбилиси.

Пробка на набережной.

Полицейские в Грузии передвигаются на американских Форд Фалкон.

...и чешских Шкодах Октавиях.

Двойная сплошная не в счёт — привычная картина для Грузии.

Там где проехал один, следом уже следует толпа.

Пивоварня Mirzaani.

Покидаем Тбилиси...

Вот такое сумбурное и недолгое пребывание получилось у нас в Тбилиси.

Грузия 2015. Часть 5. Пещерный город Уплисцихе

Маршрут Тбилиси — Уплисцихе.

Выбравшись к 13:00 по-местному из столичных пробок, мы взяли курс на запад по шикарному автобану Е60. Поначалу опасаясь получить штраф, ехали не очень быстро, в пределах разрешённых 110 км/ч. Однако качество дорожного полотна, малое количество машин и прекрасная погода сделали своё дело, и вскоре мы уже держали скорость не менее 130 км/ч.

Отличная автомагистраль Е60.

Довольно часто нам приходилось снижать скорость до разрешённой из-за пищавшего радар-детектора и из-за полицейских машин, которые включив проблесковые огни патрулировали магистраль. Вообще, для нас русских было достаточно необычно, что грузинские патрульные полицейские таким образом работают. Ведь у нас в России почти любой ДПС-ник старается спрятаться в кустах или за поворотом и только и ждёт, когда же появится нарушитель, чтобы тут же его оштрафовать, либо получить взятку. В Грузии же всё по-другому — патрульные стараются предотвратить нарушение, а не прятаться по кустам... К тому же надо сказать, что штрафы в Грузии достаточно серьезные. Например, штраф за непристёгнутый ремень составляет 40 лари. При нас были остановлены и оштрафованы на эту сумму соотечественники из Москвы, которые остановились у магазина и потом отъехали от него, не пристегнувшись.

Полиция Грузии несёт службу на дорогах.

Небольшое отступление: Патрульная полиция в Грузии довольно молодая служба — это составная часть полиции Грузии, создана 15 августа 2004 года. Предыдущая служба — дорожная полиция, в ходе полицейской реформы, в июле 2004 года была расформирована, к середине августа 2004 года была укомплектована, обучена и приступила к действию новая служба — департамент патрульной полиции, в котором насчитывалось 1600 сотрудников. Активную роль в формировании новой службы сыграли США. Сотрудники грузинской патрульной полиции были обмундированы в новую униформу тёмно-синего цвета (напоминающая униформу полиции США) и получили новые служебные автомашины (с надписью «Police» на английском языке) и вместо советских пистолетов ПМ были перевооружены израильскими пистолетами Jericho-941SFL. Заработная плата сотрудникам патрульной полиции была серьезно увеличена. Таким образом, полицейские стали получать достаточно большую зарплату, и проблема взяточничества была решена на корню. На сегодняшний день во всех патрульных машинах, помимо компьютеров, установлены видеокамеры и устройства записи разговоров экипажа, а также места происшествия. Патруль обычно состоит из двух полицейских, которые постоянно меняются, поэтому сложившихся пар не существует.

Вернусь к нашему путешествию...

Быстро преодолев порядка 70 километров по шоссе, мы свернули по подсказке навигатора в сторону города Гори. Проехав через город, направились к первой точке нашей культурной программы на этот день — Пещерный город Уплисцихе в селе Квахврели, расположенный в 8 километрах от Гори.

Координаты Пещерного города Уплисцихе: N 41°57'583, E 44°12'376.

Миновав Квахврели, мы оказались у самого подножия гор, вдоль которого течет река Кура, которую мы пересекли через мост.

Переезжаем по мосту через реку Кура.

Дальше уже предчувствуя нечто восхитительное, двинулись вдоль скал, расположенных по правую руку от дороги. Оставалось преодолеть лишь пару километров, а вдали уже показались очертания сооружений, которые были вырублены прямо в горах.

До нашей цели осталось совсем чуть-чуть.

Первый взгляд на Пещерный город из окна машины.

Вскоре прибыв на место и оставив машины на бесплатной парковке, мы купили билеты и отправились исследовать окрестности. Кстати, цена взрослого билета — 3 лари с человека.

Информационный стенд о музее-заповеднике.

Историческая справка: Уплисцихе (досл. крепость владыки) — высеченный в скале город, один из первых поселений городского типа на территории Кавказа. В Уплисцихе и его окрестностях сохранились археологические и архитектурные памятники, построенные на протяжении нескольких тысячелетий. Древнейший из них датируется III тысячи лет до н.э. Первые пещеры архитектурного комплекса Уплисцихе были высечены около X века до н.э. Городские строения в основном относятся к античной эпохе. В эллинистический период (III-I вв. до н.э.) и позднюю античность (I-III вв.) Уплисцихе являлся крупнейшим храмовым городом, а также торговым и военно-стратегическим центром Картлийского царства. Город, защищённый глубоким рвом и оградной стеной, был разделён на три основные части, имел «врата», улицы, тоннель, систему водоснабжения и отвода сточных вод. Некоторые из зал были использованы или высечены заново в Средние века. Второй половиной X века датирована церковь Уплисцули, типа трёхцерковной базилики, характерного только для грузинского христианского зодчества. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений. Однако после монгольских набегов XIII-XIV вв. город был разрушен и постепенно запустел. После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе, были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. Вообще, только 150 пещерных сооружений сохранилось до наших времён. Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых авторы называли трогладитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище никто не селился. Вторую жизнь пещерному городу в виде исторического памятника дал музей-заповедник, открывшийся в 1988 году.

Вот какой исторический объект нам предстояло посетить.

Выкладываю немного фотографий, сделанных при посещении музея-заповедника. К сожалению, фотки не могут передать всю чудесную атмосферу гор, свежего воздуха и красот, которые открываются взору с высоты птичьего полёта, когда взбираешься на самую верхнюю точку пещерного города...

И ещё — наши дети были в восторге от посещения различных пещер, комнат в скалах и лестниц, вырубленных прямо в горной породе. Поэтому смело могу рекомендовать этот музей-заповедник для семей с детьми. Дети получат очень большое удовольствие!

Итак, фотки!

Сейчас начнётся наше восхождение.

Наша команда.

Помещения, вырубленные прямо в скале.

Общий вид пещерного города.

Церковь Уплисцули на вершине горы.

Рядом с церковью.

Внутри церкви.

Я со старшей дочерью на фоне местных пейзажей.

Вид на пещерный город с верхней точки заповедника.

Неподалёку видны село Квахврели и река Кура.

Представитель местной живности.

Еще немного уцелевших до наших дней пещерных строений.

Вид с высоты птичьего полёта на долину реки Кура.

На этом наш краткий визит в Уплисцихе подошел к концу. В итоге потратив порядка 2 часов на беглый осмотр и знакомство с местными достопримечательностями, мы засобирались двигаться дальше. Следующим пунктом нашего маршрута был Дом-музей Сталина в Гори.

Грузия 2015. Часть 6. Дом-музей Сталина в Гори

Маршрут Уплисцихе — Гори.

От пещерного города Уплисцихе до города Гори расстояние составляет всего 15 км, поэтому уже через 20 минут мы были на месте. К сожалению, российский Навител не знает точного адреса музея, поэтому нам пришлось немного поплутать по городу. Остановившись в конце концов на одной из площадей, я решил спросить у одного из местных таксистов, как же нам всё-таки найти этот музей. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что мы находимся прямо на площади перед музеем и нам всего лишь надо было повернуть головы в сторону, чтобы наконец увидеть его.

Мы на площади перед музеем, который находится за нашими машинами.

Координаты Дома-музея Сталина: N 41°59'145, E 44°06'495.

Адрес: 32 Stalin Avenue, Гори, Грузия.

Оставив свои машины на парковке, мы отправились культурно просвещаться в музей. Пройдя в кассу и оплатив по 15 лари за входные билеты, мы как раз успели к началу экскурсии по музею и вовремя присоединились к группе, следующей за русскоговорящим экскурсоводом.

Табличка у входа в музей.

Монумент Сталину во дворе музейного комплекса.

Экскурсия начинается, конечно же, с памятника Сталину.

Краткое отступление:

Дом-музей Сталина в Гори — исторический музей в Грузии, посвященный жизни самого известного уроженца города, — Иосифа Виссарионовича Сталина, ставшего главой советского правительства и фактически руководившего Советским Союзом с 1925 по 1953 год. Музей открылся ещё при жизни Сталина в 1951 году. В экспозиции много вещей фактически или предположительно принадлежащих Сталину, включая часть его мебели из его рабочих кабинетов, подарков Сталину. Также представлено много иллюстраций, картин, документов, фотографий и газетных статей. Интересен тот факт, что хоть музей и считается государственным, но от государства не получает ни копейки, т.е. ни лари. Таким образом, музей и его сотрудники, а их ни много ни мало 53 человека, выживают только за счёт посетителей. Поэтому я легко могу понять несколько завышенную цену на входные билеты. Поверьте, экспозиция и в особенности информация, которую получаешь от экскурсоводов, того стоят!

Итак, окунувшись с помощью замечательного экскурсовода в исторические дебри, мы принялись с интересом осматривать имеющиеся экспозиции, попутно вбирая в себя полезную информацию о жизни и работе Сталина. Переходя из одного зала в другой, всё больше и больше проникаешься масштабами личности этого человека. Пусть для кого-то он был тираном, для кого-то полубогом, для кого-то деспотом, но отрицать масштаб личности нет смысла, потому что Сталин был именно ЛИЧНОСТЬЮ, который оставил после себя много памяти, и хорошей и не очень...

Два лидера революционеров — Ленин и Сталин.

Лично для меня, после посещения музея очень интересными оказались несколько исторических фактов:

1. Хотя Ленин и Сталин были идейными союзниками в деле революции, однако Ленин не хотел, чтобы к власти пришёл Сталин. Этому подтверждением является письмо, записанное под диктовку Ленина его помощником и адресованное членам партии, когда Ленин уже был практически при смерти.

Письмо Ленина своим соратникам по партии.

2. Оказывается когда создавался СССР, то изначально туда входили 16 Советских Республик, и только в уже далёком 1956 году осталось 15, информацию о которых наше поколение изучало на уроках истории.

Герб Советского Союза и всех 16 Советских Республик.

3. После смерти Сталина была сделана гипсовая посмертная маска с его лица. Потом с этой маски сделали ещё 9 копий. Так вот в Доме-Музее в Гори хранится шестая по счёту оригинальная посмертная маска вождя. При этом интересно, что каждая последующая маска была меньше по размеру, чем предыдущая.

Посмертная маска Сталина за номером 6.

4. Сталин предпочитал папиросы марки «Герцеговина Флор». Никаких других сигарет и папирос он не признавал.

Любимые папиросы Сталина.

5. В музее представлена оригинальная мебель из рабочего кабинета Сталина. Очень удивил минимализм в удобстве стульев, кресла и дивана, ведь Сталин мог себе позволить любые излишки...

Рабочий кабинет Сталина (в кадр попала наш экскурсовод).

Время экскурсии пролетело незаметно, и спустя час мы уже обошли всю экспозицию. К этому времени наши младшенькие уже окончательно утратили к нам и к музею всякий интерес и занимались своими делами. Мы даже не хотели их отвлекать.))

Наши младшенькие чем-то очень увлечены.

В общей сложности обойдя три больших зала с экспозициями, дальше мы отправились осматривать прекрасно сохранившийся на открытом воздухе дом, в котором Сталин родился и провёл первые четыре года жизни. Сам дом представляет собой маленькое одноэтажное строение с одной комнаткой, в которой ютилась вся семья будущего вождя. Благодаря постоянному устойчивому климату в городе Гори, этот дом простоял уже более 150 лет и находится в очень приличном состоянии.

Дом, в котором родился Сталин.

С другой стороны дома.

Внутреннее убранство дома.

В тесноте, да не в обиде...

Осмотрев и сфотографировав исторический дом, дальше мы перешли к ещё одному интересному объекту — личному железнодорожному салон-вагону Сталина. Вагон использовался Сталиным с 1941 года, включая поездки на Ялтинскую Конференцию и Тегеранскую Конференцию. Этот вагон был передан музею Северо-Кавказской железной дорогой в 1985 году.

Личный вагон Сталина.

Внутри вагона.

Душевая в вагоне.

Спальня в вагоне.

На этом наше посещение Дома-музея Сталина закончилось, и мы, получив много интересных исторических сведений и фактов о жизни и работе Сталина, отправились дальше. Теперь наш путь лежал в сторону Чёрного моря, где у нас были забронированы номера в небольшом городке под названием Уреки и в котором мы провели двенадцать по-своему незабываемых и прекрасных дней нашего отпуска.

Грузия 2015. Часть 7. Такая непредсказуемая погода, или как мы отдохнули в Уреки

Итак, плотно набив животы в кафешке неподалёку от музея, мы сели в машины и направились в сторону Чёрного моря.

Маршрут Гори — Уреки.

Нам предстояло преодолеть расстояние примерно около 250 километров. Трёхполосное шоссе, по которому мы так быстро доехали до Гори и Уплисцихе, вскоре превратилось в однополосное. А через 50 километров и вовсе начались горные серпантины, скорость на которых резко упала, а вместе с ней начали испаряться и наши надежды на то, что доберёмся до конечного пункта нашего путешествия засветло. Пока же было светло, мы наслаждались пейзажами и картинами жизни простого грузинского народа, проплывающими за окнами наших машин. Остановившись на пару минут перевести дух и размяться на вершине одного из перевалов, мы разговорились с одним из многочисленных торговцев сувенирами, коих великое множество было расположено вдоль всей горной дороги. Чего только не было в этих сувенирных лавках — деревянные ложки, блюда, сувениры, глиняные кувшины, вазы и бутылки, а также всевозможные поделки из различных каменных пород — бусы, ожерелья. Однако в итоге мы приобрели совсем не это. А взяли мы пол-литра самодельного коньяка за 5 лари, и 5 литров домашнего сухого белого вина за 15 лари. Счастливые и довольные покупкой, мы продолжили свой путь, твёрдо пообещав себе, что на обратном пути обязательно закупимся различными сувенирами в память о Грузии.

Небольшое отступление № 1:

Один немаловажный нюанс для тех, кто пользуется навигатором с программой Навител. Мы не смогли в навигаторе найти нужный нам город Уреки, поэтому конечной точкой нашего маршрута сделали ближайший город — Кобулети. Как потом выяснилось, правильно сделали — маршрут так или иначе в любом случае проходит и через Уреки и через Кобулети, причём расстояние между ними всего лишь 15 км.

В итоге, как и предполагали, уже затемно мы прибыли в Уреки. Но мало того, что мы не знали толком, где искать нужный адрес, так ещё и, как назло, зарядил самый настоящий тропический ливень. Само собой разумеется, что самостоятельно мы ничего найти не смогли. Поэтому просто остановились на центральной улице и зашли в ближайший магазинчик. Показав продавцу, пожилой женщине, наш адрес, по которому мы забронировали жилье через Booking, мы тут же были в очередной раз приятно удивлены — женщина мгновенно сориентировалась и, набрав по телефону номер, указанный в нашей распечатке, сказала нам подождать пару-тройку минут и что за нами скоро приедут. В благодарность за помощь, я даже купил в этом магазине грузинскую симку Билайна, по которой впоследствии было очень удобно и недорого звонить домой.

Буквально через несколько минут к нам подъехал колоритный бородатый грузин на машине, и мы, обменявшись парой фраз, последовали вслед за ним до нашего жилища. Оказалось, мы не доехали до места буквально пару сотен метров...

Адрес гостиницы Villa Ureki в Уреки: Ureki, 3522 Уреки, Грузия.

Ссылка на эту гостиницу в Booking.com: http://www.booking.com/hotel/ge/villa-ureki.ru.html

Небольшое отступление № 2:

Стоимость бронирования 2 четырехместных номеров с душем и кондиционером на двое суток составила на всех 372 лари или примерно 10 000 рублей. Как позже выяснилось, если бы мы снимали номера без Booking, номера бы нам обошлись на 30% дешевле. Так что делайте выводы сами...

Познакомившись с хозяевами и добравшись наконец до своих номеров, мы побросали свои вещи и, конечно же, посвятили остатки вечера и часть ночи дегустированию местных алкогольных напитков, заблаговременно нами приобретенных по дороге.

Вино в Грузии — это что-то, рекомендую!

Проснувшись на следующее утро в не самом лучшем физическом состоянии и выйдя на балкон подышать свежим воздухом, неожиданно для себя увидел на соседнем доме украинский флаг. И то ли с похмелья, то ли насмотревшись телевизора, но стало как-то не очень приятно, что люди так демонстративно заявляют о своей национальности. Ни в коей мере не считаю себя русофобом, но я же не вожу с собой российский триколор и не вывешиваю его при каждом удобном случае!

Вот такой неожиданный вид с балкона встретил меня с утреннего похмелья.

Как бы то ни было, бронь у нас была на 2 дня, поэтому пришлось мириться и с таким соседством. Тем более что море превзошло все наши ожидания. Буквально в сотне метров от нашего отеля был чудесный пляж с черным блестящим песком и чистое-пречистое Чёрное море. Поэтому быстренько собравшись и подлечившись остатками вчерашнего застолья, мы направились принимать солнечные и морские ванны на пляж.

На старт, внимание, марш!

Через секунду мы уже купались в море.

А теперь считаю нужным сделать небольшое отступление и рассказать об этом удивительном месте под названием Уреки или по-другому Магнетиты и о знаменитых на весь мир чёрных песках, которыми славится это место.

Итак, небольшая справка об Уреки:

Уреки — посёлок городского типа в Озургетском муниципалитете, являющийся уникальным морским климатическим курортом. Расположен на юго-западе Грузии (побережье Чёрного моря), между портовыми городами Поти (15 км) и Батуми (50 км). С самого города Поти начинается южно-черноморская курортная зона Грузии, которая начинённая как «бигмак» всем, чем богата природа (между морем и горным хребтом, полосами расположены пляж, сосновая роща, строения — жилые дома, гостиницы, санатории и т.д.), тянется до самой границы с Турцией (около 65 км).

Особенностью Уреки можно назвать то, что именно там расположен участок морского берега, называемый магнетитом. Пляж курорта представляет собой редкий по содержанию магнитный песок, имеющий удивительные целебные свойства для оздоровления практически всех систем человека. По утверждению специалистов, у Уреки нет аналогов в мире, ведь совокупность всех вышеприведённых факторов, приводит к тому, что экологически — это самое чистое место на земле. Сочетание морского бриза с горным воздухом, обогащённым сосновым «фильтром», лучами южного солнца и особыми свойствами магнитного песка, делают Уреки незаменимым для безмятежного отдыха, укрепления здоровья и накопления сил. В Уреки отдыхающие получают энергию, достаточную для ведения активной и счастливой жизни в течение всего года.

Вот в какое чудесное место мы приехали отдыхать! Итак, продолжу. Вдоволь накупавшись и нанырявшись, мы принялись впитывать в себя всю чудодейственную силу магнетического песка. Как только мы ни закапывали друг друга — и ноги, и руки, и полностью туловище. В общем, это было кайфово!

Наши малявки с удовольствием принимали песочные ванны.

Некоторых закапывали по самую шею.

И других тоже.

Конечно же, оставили традиционный автограф на песке...

Помимо солнечных, песочных и морских ванн наши детишки с удовольствием катались на лошади с интересным грузином по имени Зорро. Меня особенно удивил тот факт, что когда мы с ним знакомились, он спросил откуда мы и узнав, что мы из Перми, огорошил меня информацией о том, что в нашем городе раньше была футбольная команда «Звезда». Поражённый его информированностью, я спросил его откуда он знает про наш футбольный клуб, на что получил ответ — оказывается, он раньше был футболистом и играл за какую-то команду, которой приходилось в первой лиге встречаться со «Звездой». Вот как бывает! После этого разговора мы подружились с Зорро, и он несколько раз катал наших младшеньких по пляжу на своей лошади, причём взяв плату только за первый раз.

Наша Лиза и бывший футболист Зорро.

Незаметно пролетели 2 дня, и наше проживание на Вилле Уреки подошло к концу. Ещё накануне наши любимые спутницы — две Наташи, в поисках жилья для наших семейств наткнулись на замечательный домик и очень гостеприимного хозяина Гургена, по итогам переговоров с которым было принято решение перебираться к нему в дом на постоянное проживание на оставшиеся 10 дней отдыха.

Наше новое жилище представляло из себя 3-этажный дом, в котором на первом этаже жили замечательные хозяева Гурген и Дина, а также была кухня и столовая. На втором этаже располагались две 3-местных комнаты (которые мы и заняли) и две 2-местных. На третьем этаже было еще 3 комнаты. Но все остальные комнаты, кроме наших, были свободны, поэтому в нашем распоряжении был практически весь дом, с учётом дворика и стоянки для машин.

В наших комнатах было по 3 кровати, душ, туалет и балкон. За всё это мы платили по 45 лари/сутки с семьи.

Ссылка на дом Гургена в интернете:

Дом Гургена, в котором мы отдыхали 10 дней.

Итак, решив проблемы с жильём, мы принялись более детально изучать Уреки. По итогам наших вылазок получилась следующая картина:

1. В принципе Уреки в нашем городском понимании следует называть скорее большой деревней, чем городом (конечно же, это сказано не в обиду местным жителям). Уреки состоит из двух главных улиц — одна из них ведет от основного шоссе к морю, а другая идет вдоль моря, начиная от первой. Остальные улицы, так или иначе, отходят в стороны именно от двух главных улиц.

Центральная улица Уреки, проходящая через весь городок вдоль набережной.

2. В Уреки существует два способа обмена денег. Первый в обменнике по завышенному курсу (примерно 27-28 рублей за 1 лари), и второй в банкомате по курсу примерно равному тому, что мы видели в крупных городах, таких как Тбилиси, Поти или Батуми, и составляющему примерно 25,2 рубля за 1 лари. Для сравнения в Тбилиси мы разменивали рубли по курсу 1/25.

В этом банкомате мы обналичивали лари со Сбербанковской карты.

3. Питаться в Уреки можно и нужно практически в любой кафешке, потому что кормят везде вкусно. Мы остановили свой выбор на кафе при отеле «National». Там готовили вкусно и быстро, порции были большими, а персонал, молодые ребята, были очень интересными собеседниками, которые к тому же прекрасно разговаривали по-русски. Помимо «National» мы несколько раз питались в кафешке под название «Michel», там тоже готовили очень вкусно, но приходилось ждать подольше. Кстати, средний чек на семью из 4 человек выходил где-то в районе 35-40 лари за полноценный обед.

Полюбившаяся нам кафешка при отеле «National».

4. Лаваши в Уреки делают просто превосходные. Я с позволения хозяев даже сфотографировал процесс приготовления лаваша в печи. Тем, кто будет в тех краях, настоятельно рекомендую попробовать свежеиспечённый лаваш, это супер вкусно!

Печь, в которой лаваши готовятся.

Эти лаваши мы сейчас будем кушать!

5. Грецкие орехи в Грузии растут везде. Для меня было очень удивительно узнать, что, оказывается, свежие орехи выглядят совершенно не так, как я привык их видеть в магазине. На самом деле они зелёные!

Свежие грецкие орехи.

Наслаждались мы всем этим великолепием, включая яркое солнце и тёплое море, к сожалению, не все двенадцать дней, запланированных на отдых в Уреки. Хорошая погода радовала нас всего лишь неделю. А затем пошли дожди, и море сделалось холодным и мутным.

Пустынный пляж в холодную дождливую погоду.

Поэтому оставшиеся пять дней мы посвятили поездкам по различным городам и достопримечательностям Грузии, расположенным в зоне досягаемости от нашего места дислокации. В итоге удалось посетить много интересных мест — Кобулети и Парк развлечений поблизости от него, Батуми и Батумский ботанический сад, Поти и овощной рынок, а также Горную Сванетию и её столицу Местиа.

На пляже мы появились лишь в последний день отдыха в Уреки, для того чтобы по традиции кинуть монетки в море и загадать желание...

Наша команда пришла попрощаться с морем.

Традиционный момент — все вместе загадываем желания и бросаем в море монетки.

Грузия 2015. Часть 8. Парк развлечений вблизи Кобулети и Танк Т-34 в деревне

Лишь недельку насладившись хорошей погодой, ярким солнцем и тёплым морем, мы по наступлении второй недели нашего отдыха вынуждены были разнообразить наш отдых разнообразными поездками, дабы не просиживать штаны в условиях небольшого похолодания и периодических дождей.

Первой такой вылазкой для нас стала поездка в соседний город Кобулети, расстояние до которого составляет лишь 16 км от Уреки. Немного не доезжая до Кобулети, мы увидели слева по ходу движения множество каруселей и аттракционов, объединенных на одной территории, и услышали призывную громкую музыку. Конечно же, наши детишки затребовали посещение этого места.

Свернув с основной трассы, мы очутились на территории большого парка развлечений. Оставив свои машины на бесплатной парковке, купив накопительные карточки стоимостью 1 лари для посещения аттракционов и положив на них по 20 лари, мы оказались у входа в парк.

Центральный вход в парк развлечений.

Схема расположения аттракционов в парке.

Небольшое отступление:

Парк развлечений под названием «Цицинатела» расположен практически на въезде в Кобулети, слева по ходу движения, если двигаться от Уреки. Название Цицинатела в переводе на русский язык означает — Светлячок. В этом парке много детских каруселей, боулинг, комнаты смеха и страха, картинг, батуты, водные горки. Стоимость аттракционов 2-10 лари (50-250 руб.). Работает парк с 19:00 до ночи. Территория парка большая, везде скамейки и содержится в идеальной чистоте. Идеальное расположение парка между морским побережьем и горами позволяет наблюдать потрясающие картины, катаясь на колесе обозрения. Особенно красиво в парке становится при наступлении сумерек, так как зажигается множество разноцветных огней и иллюминации.

Координаты парка развлечений: N 41°54'538, E 41°46'527.

Центральный аттракцион в парке — огромное Колесо обозрения.

Когда мы приехали в парк, он только начинал работать — время было около 19 часов вечера, и так как погода была неважная, то в парке было очень мало народа. Зато нашим детишкам было раздолье, они практически в индивидуальном порядке катались на всех аттракционах.

Наши малявки на аттракционе Гусеница.

Для старших — более серьезный выбор аттракциона!

Помимо аттракционов для самых маленьких, в парке также есть ряд аттракционов для взрослых детей, а также их родителей:

• искусственная река, по которой можно проплыть на управляемой лодочке;
  • американские горки;
  • боулинг.

Водный аттракцион — для родителей с детьми.

Американские горки.

Боулинг.

А ещё там есть карусель, на которой прокатился даже я. Она с виду очень безобидная, но когда раскрутится, становится достаточно страшно...))

Та самая карусель...

Мой вид говорит сам за себя, плюс обратите внимание на Артёма на заднем плане!))

Ну и, конечно же, какой же парк без батута, вернее без их большого количества. Батутов там было аж 10 штук! Наши детишки, и старшие и младшие, с удовольствием там напрыгались до изнеможения.

Батуты.

В общей сложности проведя в парке порядка 2 часов, мы усталые и довольные всё-таки отправились дальше на ознакомление с городом Кобулети. Сразу скажу, что Кобулети на нас не произвёл никакого сильного впечатления, поэтому прокатившись по одной из двух центральных улиц города, протянувшейся на 9 километров вдоль побережья, мы развернулись и, выехав из города, заехали на пляж. Пляж оказался галечным. Сделав пару-тройку снимков на побережье, мы выдвинулись в обратный путь в Уреки.

Наши машины-путешественницы на побережье Чёрного моря.

Галечный пляж вблизи Кобулети.

Буквально в 15 километрах отсюда в той стороне находятся песчаные пляжи Уреки.

Возвращаясь в Уреки, уже практически в сумерках, я обратил внимание на интересный строящийся объект по виду очень напоминающий стадион. Даже успел сфоткать его на ходу. Вот только нигде в интернете так и не смог найти информацию о том, что же это за строительство...

Практически законченный строительный объект, видом напоминающий футбольный стадион.

Уже затемно мы приехали домой в Уреки. Пока наши спутницы готовили ужин, мы мужской компанией вместе с хозяином дома Гургеном поехали за домашним вином в соседнюю деревню, где живут его родственники. Пожалуй, эта поездка запомнилась мне как одно из самых ярких впечатлений о народе Грузии и его бесконечном гостеприимстве и радушии.

А дело было так: проехав по горной петляющей дороге около 7 километров, мы оказались в гостях у родственников нашего Гургена. Купили у них 6 литров домашнего белого сухого вина по 3 лари за 1 литр и уже собирались в обратный путь, когда нам сказали, что без дегустации этого вина просто так нас не отпустят. Ну что же, ладно, остались. Так как я был за рулём, пришлось Игорю отдуваться за нас двоих. Мы-то, наивные, думали, что выпьем по стаканчику вина и домой, да не тут-то было. В итоге нам накрыли стол с едой, выставили литровый графин с вином и хозяин принялся поднимать тосты — за дорогих гостей, за дружбу народов, за общее прошлое, за светлое будущее... И так как тостов было много, то графинчик постоянно пополнялся, и по моим прикидкам в общей сложности было выпито около 5 литров вина на троих (Игорь, Гурген и хозяин Валера)!

После столь радушного приёма и последующего мужского братания всех со всеми, нам ещё вдобавок предложили проехать посмотреть настоящий Танк Т-34 времён Великой Отечественной Войны, который в полной комплектации стоит у них в деревне на постаменте и, что самое интересное, заехал на этот постамент своим ходом. Конечно же, мы не отказались! И так как я был самый трезвый из всей компании, то я облазил этот Танк вдоль и поперёк. Реально, за исключением отсутствия одного колеса в левой гусенице, всё остальное было на месте. И топливные баки, и двигатель, и пушки (естественно, без снарядов и патронов).

Поблагодарив ещё раз Валеру за гостеприимство, мы уже глубокой ночью вернулись в Уреки. На следующий день Игорю было несколько тяжеловато, зато впечатления об этой поездке в деревню остались в нашей памяти надолго. И даже сейчас, по прошествии пары месяцев после отпуска, я с удовольствием вспоминаю наши приключения и радуюсь, что наша неугомонность позволяет увидеть так много всего интересного и необычного.

Карта дороги, по которой можно добраться до Танка.

Координаты Танка: N 41°59'125, E 41°50'438.

Вот он — Герой своего времени, легендарный Т-34.

Ветеран, во всей своей красе.

Отсутствует лишь колесо в левой гусенице...

Немного подкрасить и будет как новенький!

Грузия 2015. Часть 9. Батуми — город контрастов

Итак, после вылазки в парк развлечений вблизи Кобулети и поездки в деревню за вином, на совместном совещании, прошедшем утром следующего дня, было принято решение назавтра ехать в главный туристический центр современной Грузии — Батуми.

Расстояние от Уреки до Батуми составляет всего лишь 47 км.

Небольшая историческая справка:

Бату́ми (до 1936 года — Батум) — город и порт в Грузии, на побережье Чёрного моря, столица Аджарской Автономной Республики. На сегодняшний день Батуми является наиболее привлекательным местом Грузии для туристов, и с каждым годом поток туристов в этот город увеличивается. Кого-то притягивает теплое море, других — современная архитектура, третьих — национальная кухня. Отдыхают в Батуми как сами грузины, так и русские, армяне и украинцы. Город расположен на побережье Чёрного моря, на Кахабeрской низменности. Батуми, так же, как и вся прибрежная Аджария отличается влажным субтропическим климатом и высоким термальным режимом.

После прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили город начал активно застраиваться и развиваться, начинали появляться небоскрёбы. В период с 2010 по 2014 г.г. было построено очень много новых современных зданий и сооружений. В 2012 году площадь Батуми увеличили с 19 км² до 64,94 км².

А я продолжу... Утром следующего дня, хорошенько подкрепившись, мы выдвинулись в путь. За час с небольшим преодолев расстояние в 47 километров от Уреки до Батуми, миновав по пути Батумский перевал, в том числе через очень красивый автомобильный тоннель, мы остановились на обочине дороги при въезде в Батуми, чтобы побыстрее сфотографировать открывшиеся взору сумасшедшие по красоте виды на город.

Тоннель, проложенный под Батумским перевалом.

Шикарный вид на небоскрёбы Батуми.

Продолжив движение в сторону Батуми, вскоре мы въехали в город. Ориентиром для нас был дельфинарий, т.к. наши спутницы и детишки, начитавшись положительных отзывов в интернете, уж очень хотели его посетить. Как обычно, остановившись для консультации на стоянке такси, мы получили развёрнутый ответ от таксистов, как нам лучше всего добраться до дельфинария.

Отступление:

Отмечу, что в навигаторе Навител, которым мы пользовались, не было возможности ориентироваться по Батуми, т.к. карты Грузии давно не обновлялись Навителом, и многих улиц и зданий просто в нём нет. В таких случаях очень помогает личный контакт с людьми. Возьмите себе на заметку — если что-то не можете найти на карте, просто спросите у любого человека в Грузии, и каждый придёт Вам на помощь и с удовольствием покажет и объяснит, как лучше доехать до нужного места. Нам в таких случаях помогали ВСЕ, ВСЕГДА и ВЕЗДЕ!!!

По совету таксистов оставив свои машины в самом центре Батуми, на бесплатной стоянке возле Казино, мы пешком отправились в сторону дельфинария, благо, что время позволяло прогуляться, да и пройти надо было всего лишь пару-тройку кварталов.

На бесплатной парковке перед Казино.

Ступив на тротуар Батумских улиц, я обратил внимание на канализационные люки, сделанные в Турции. Кстати, расстояние от Батуми до границы с Турцией составляет всего лишь 17 километров...

Канализационный люк в Батуми — Made in Turkey.

Отправившись по направлению к дельфинарию, мы принялись с интересом изучать архитектуру и дизайн зданий, а также достопримечательности, попадающиеся на нашем пути.

С виду обычная пятиэтажка...

Вот только все балконы обшиты Бамбуком!

По пути наткнулись на некое произведение искусства, предназначение которого вызвало жаркие дебаты среди нас. Кто-то говорил, что это туалет, кто-то — что автобусная остановка, я же для себя решил, что это музей. Судить Вам, выкладываю фотографию. Если есть правдоподобные сведения, прошу поделиться!

Непонятное архитектурное сооружение в центре Батуми.

Буквально вскоре (таксисты не обманули) показалось здание дельфинария. Купив билеты (по 12 лари со взрослого) и отправив наших спутниц с детишками на представление, мы с Игорем решили немного пройтись вдоль набережной.

Координаты дельфинария в Батуми: N 41°38'861, E 41°37'397.

Адрес: г. Батуми, проспект Руставели, 5.

Батумский дельфинарий.

Набережная в Батуми очень красивая и длинная. Это прекрасное место для прогулок всей семьей, где есть всё, что нужно для отдыха: скамеечки, расположенные в тени шикарных пальм с прекрасным видом на море, магазинчики с мороженым и напитками, велосипедные и пешеходные дорожки.

Набережная.

Центральный галечный пляж в Батуми.

С удовольствием прогулявшись вдоль моря по набережной, обратно к дельфинарию мы решили возвратиться другой дорогой, пройдясь через обычный жилой массив. Зайдя в один из дворов, образованный несколькими пятиэтажками, мы были удивлены контрастом увиденного с тем, что встречали в Батуми до сих пор. Всё-таки Батуми — это курортный город, его лицо должно быть привлекательным, а то, что скрывается за этим лицом, никого не интересует. В этом дворе мы всё это смогли увидеть сами — грязь, обшарпанные дома, в общем, как и везде у нас в России...

Фасад жилого дома, в одном из двориков в глубине Батуми.

Встретив наших после посещения дельфинария, дальше мы все вместе отправились на пешеходную прогулку в центр Батуми. Именно в центре расположены наиболее красивые и интересные для туристов объекты.

Лондонский телефон на одной из улиц Батуми.

Интересное архитектурное решение на фасаде одного из зданий.

Недалеко от Проспекта Руставели мы обнаружили парк отдыха, в котором расположен Клуб Ветеранов, где грузинские пенсионеры рубились кто во что горазд — в шашки, шахматы, домино...

Координаты парка отдыха: N 41°39'10, E 41°38'2.

В эти шахматы могут играть все желающие.

Клуб ветеранов.

Ещё немного побродив по центру, дальше мы решили прокатиться по канатной дороге, которую заприметили ещё при въезде в город. Переставив машины поближе и немного подкрепившись свежей выпечкой, купленной в одной из кафешек, мы дошли до канатки и купили билеты. Уже через несколько минут мы сидели в кабинке, которая поднималась на гору, возвышающуюся над Батуми, попутно по воздуху осматривая город с высоты птичьего полёта. Собственно, именно осмотр города с высоты канатной дороги, вкупе с нашим с Игорем походом по нетуристической части Батуми дали мне возможность назвать этот рассказ: Батуми — город контрастов. Всё потому, что есть два города — для туристов и для местных жителей, которые отличаются друг от друга очень сильно. С одной стороны, это эффектная вывеска в виде красивых небоскрёбов, чистых улиц, парков и набережных, с другой — старые обшарпанные дома, грязь на улицах и небогатое местное население, живущее там...

Цена билетов на канатную дорогу.

Наша команда в ожидании своей очереди на подъёмник.

Пролетая над Батуми...

Апокалиптический Батуми перед грозой.

Тем не менее, в Батуми нам очень понравилось. Мы увидели не только то, что хотят показать всем туристам, но и обычный быт жителей города, который по большому счёту мало чем отличается от быта любого стандартного российского города.

Грузия 2015. Часть 10. Батумский Ботанический Сад

Съездить в Батуми и не посетить Батумский Ботанический Сад, расположенный в 9 км от города, мы посчитали невозможным, поэтому следующим пунктом нашей программы стал именно он. Для краткости буду называть его ББС.

Так как наше знакомство с Батуми затянулось до вечера, то в этот день мы не успели попасть в ББС. Таким образом, экскурсия перенеслась на следующий день. В итоге даже хорошо, что так получилось, ведь ББС настолько большой, что можно целый день потратить на изучение всех его Департаментов, Плантаций и Парков.

Отступление:

Бату́мский ботани́ческий сад — один из крупнейших ботанических садов бывшего СССР.

Коллекция живых растений насчитывает свыше 5 тысяч видов, разновидностей и форм, в том числе около 2 тысяч видов древесно-кустарниковых растений.

Работают пять научных отделов: интродукции растений, цветоводства и декоративного садоводства, селекции субтропических растений, физиологии и биохимии растений, ботаники.

Приехав на следующее утро к самому открытию ББС и купив билеты стоимостью 8 лари со взрослого (дети до 8 лет бесплатно), мы отправились на экскурсию по Саду.

Вход в ББС.

Цена взрослого билета — 8 лари.

Для начала мы посетили теплицы, в которых выращивают саженцы различных растений, родом со всех уголков земного шара. Удивительно, но субтропический климат Батуми одинаково хорош как для растений из влажных субтропиков Закавказья, так и для растений, произрастающих в 8 других географических местах: для новозеландских, австралийских, гималайских, восточноазиатских, североамериканских, южноамериканских, мексиканских и средиземноморских растений.

Саженцы из теплицы готовы к пересадке в открытый грунт.

Вообще же, ББС состоит из 21 участка, разбитых по географическому и флористическому признаку. Каждый участок имеет своё название и специфику.

Схема ББС.

Географически Сад расположен на побережье Чёрного моря, на площади 113 га в 9 км от Батуми близ железнодорожной станции Зелёный Мыс (в селе Мцване-Концхи).

Железнодорожная станция на территории ББС.

Небольшая историческая справка:

Батумский ботанический сад был основан российским ботаником и географом Андреем Николаевичем Красновым, братом генерала П.Н. Краснова, в 1880 году и официально был открыт 3 ноября 1912 года. Главной задачей сада Краснов считал акклиматизацию хозяйственно ценных субтропических растений и введение их в культуру в южных районах России.

После установления в Грузии Советской власти ботанический сад продолжал развиваться. Постановлением Совнаркома СССР от 30 июля 1925 года Батумский ботанический сад признан основным научным учреждением СССР по развитию на Черноморском побережье Кавказа субтропических культур: чая, цитрусовых и др.

Батумский ботанический сад управлялся Академией наук Грузии, но, начиная с 2006 года, стал независимым учреждением.

Информационный стенд об основателе ББС Краснове А.Н.

Интересно расположение ББС относительно уровня моря. ББС имеет два полноценных входа — верхний (ближе к Батуми) и нижний (со стороны Чакви). Получается, если посетители начинают осмотр с его нижней части, которая дальше от Батуми (собственно, как мы и сделали), то им приходится сначала идти всё время вверх, а обратную часть пути спускаться вниз. Если же стартовать от входа, который ближе к Батуми, то вторую половину осмотра придётся преодолевать в гору, что с учётом накопленной усталости, не есть гуд. Поэтому имейте в виду, если решите посетить ББС, рекомендую вход, расположенный дальше от Батуми.

Координаты ББС: N 41°42'340, E 41°43'147.

Вид из Ботанического сада на Батуми.

Вид на море из Ботанического сада.

Для уставших путников по всей территории ББС расставлены удобные скамейки, сделанные из бамбука. Расположившись на этих скамейках, можно очень классно отдохнуть, наслаждаясь тенью от деревьев и слушая пение райских птиц.

Бамбуковые скамейки для отдыха.

Отдыхаем.

По всему Саду проложены асфальтированные дорожки, по которым можно передвигаться как пешком, так и на электромобиле, но, естественно, за дополнительную плату. Мы же предпочли насладиться пешей прогулкой.

Дорожки в ББС.

Практически с любого места ББС открывается панорамный вид на море.

В общей сложности мы провели в Саду около 4 часов. За это время мы смогли обойти более половины всей территории ББС. Могли бы и больше, но дети категорически запротестовали. Так что мой вам совет, если хотите увидеть в Ботаническом Саду всё, не берите с собой маленьких детей. Всё-таки для них достаточно тяжелое испытание ходить несколько часов подряд среди деревьев и кустарников. Но в целом, конечно, я очень рекомендую посетить это интересное место.

Дальше выкладываю ещё несколько фотографий из Сада, наслаждайтесь! И обязательно приезжайте туда сами!

Кактусовая полянка в Саду.

Настоящие качели из веток деревьев.

Бамбуковая рощица.

Цветущий лотос, в одном из прудиков ББС.

Японский Банан.

Один из искусственных водоёмов на территории ББС.

Оригинально!

Одна из визитных карточек ББС — упавшее Тюльпановое дерево.

Грузия 2015. Часть 11. Горная Сванетия и источник минеральной воды в Бечо

Следующим местом после посещения Батуми и Батумского Ботанического Сада, куда мы отправились, была Горная Сванетия и её столица — Местиа.

А дело было так... В первый же день после заселения в дом к Гургену, в ходе подобающего такому случаю застолья с участием хозяина, а вернее на утро следующего дня (ну, вы понимаете, о чём Я!), я обратил внимание на вкусную минеральную воду, которой нас угощал Гурген. Причём она была явно не магазинской, так как была разлита по разным пластиковым бутылкам, но при этом имела сильные признаки газирования. На вопрос, откуда, был получен ответ, что Гурген раз в две недели специально ездит за ней в родовое село Бечо в Сванетии, расположенное почти в 200 километрах от Уреки.

На некоторое время эта информация для нас отошла на второй план, всё-таки были дела поважнее — море, солнце, пляж. Однако по прошествии первой недели отдыха погода стала дождливой, и пришло время для других развлечений. Выспрашивая в очередной раз Гургена, куда бы стоит ещё съездить, мы получили интересный вопрос в ответ: «А вы хотите посмотреть настоящие горы и прокатиться по настоящим горным серпантинам?» Конечно же, мы хотели! Тогда нам прямая дорога в Сванетию, тем более что и минеральная вода со времени крайней за ней поездкой подошла к концу.

Итак, вкратце получив инструкции по маршруту и собрав все пустые пластиковые бутыли, мы на следующее утро выдвинулись в путь. Поехали в итоге только вдвоём — Я и моя супруга Наталья, т.к. остальные не проявили особого желания прокатиться по горным серпантинам...

Наш маршрут от Уреки до Местиа, столицы Сванетии.

Первая часть пути пролегала по более-менее равнинной местности через города Поти и Зугдиди. Кстати, если кто-нибудь из читателей захочет совершить подобную вылазку, рекомендую заправиться под завязку на Лукойле именно в Зугдиди, так как дальше населённых пунктов становится всё меньше и меньше, а уже после Джвари мы впервые почувствовали первые признаки начинающегося горного серпантина. Дорога уходила в горы, а облака при этом становились всё ниже и ниже.

То ли горы высокие, то ли облака низкие...

И ведь вроде бы и по Военно-Грузинской дороге мы проехали, и по серпантинам, ведущим к морю из центральной части Грузии, а действительно, те красоты, которые стали открываться нашему взору с каждым метром пройденного пути, мы не скоро ещё забудем. Это были непередаваемые ощущения постоянного восторга, смешанного с чувством тревоги и выплеском адреналина.

Вскоре после одного из поворотов мы увидели большой водоём, как будто зажатый со всех сторон горами. Это было водохранилище Джвари Энгри. Уже позднее, будучи дома я узнал, что мы были совсем недалеко от Ингурской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции на Кавказе. Жаль, конечно, что мы туда не заехали, но будет ещё один из поводов туда вернуться в будущем.

Информация об Ингурской ГЭС:

Водохранилище Джвари Энгри.

После остановки у водохранилища мы продолжили свой путь. Всё чаще и чаще на нашем пути стали попадаться тоннели, проложенные сквозь горные породы. В общей сложности мы насчитали 14 тоннелей, длиной от нескольких десятков до сотен метров. Интересной особенностью тоннелей является полное отсутствие освещения в них.

Очередные тоннели на нашем пути.

Конечно же, в пути не обошлось без сложностей. На одном из горных склонов недавно случился оползень, который размыл дорогу впереди. Однако строительная техника уже была там и сделала временный проезд, чтобы не закрывать движение полностью. При этом активно велась работа по восстановлению пропускной способности участка и расчистке дороги.

Последствия оползня в горах.

Благополучно преодолев этот опасный участок дороги и поднявшись ещё выше в горы, мы не смогли удержаться от восторженного восклика от увиденного далее. Выглянувшее наконец-то солнышко осветило горы и придало всему вокруг необычайную красоту и волшебность.

Горная дорога в лучах солнца.

А вдали виднеются заснеженные вершины.

Где-то вдали у подножия горы виден населённый пункт.

Преодолев ещё несколько десятков километров и не доезжая 18 километров до Местиа — столицы Сванетии, мы оказались в Бечо, родовом селении нашего Гургена. Именно там мы должны были набрать минералки для него, ну и, разумеется, для нас самих. Остановившись на повороте у съезда в Бечо, я несколько растерялся, так как толком не знал, где же мне искать источник. Увидев неподалеку двух пожилых мужчин, оживлённо ведущих о чём-то беседу на грузинском языке, я подъехал к ним и со слабой надеждой в голосе спросил, не говорит ли кто-нибудь из них по-русски. Каково же было моё удивление, когда я получил на чисто русском языке от одного из них ответ, что он вообще москвич и приехал на лето в Грузию навестить родственников. Познакомившись с Виталием, так его звали, и спросив его про источник, мы получили исчерпывающее пояснение, и к тому же Виталий сам вызвался проводить нас до родника.

Набрав во всю тару вкусной чистейшей минеральной воды и вдоволь утолив жажду, получив от Виталия приглашение зайти к нему домой в гости, мы, поблагодарив его, всё же отправились дальше. Виталий предупредил нас, что нам всегда будут рады и в случае, если задержимся в поездке, всегда готовы разместить на ночлег.

Бечо — населённый пункт по дороге в Местиа, где находится источник минеральной воды.

Набираю минералку в бутылки.

Спустя буквально полчаса, мы наконец-то въехали в Местиа. Сразу же тут и там стали появляться символы Сванетии — сторожевые башни.

Небольшая историческая справка:

Ме́стиа— посёлок городского типа (до 1968 — село) в Верхней Сванетии, центр Местийского муниципалитета провинции Самегрело - Земо Сванети Республики Грузия, расположен на южном склоне Большого Кавказа, в 128 км к северо-востоку от Зугдиди. Высота над уровнем моря около 1500 м. Население — 2,6 тыс. человек (2002).

Несмотря на небольшие размеры, село Местиа (старинное название — Сети) на протяжении столетий являлось культурным и религиозным центром горной Сванетии.

В Местиа сохранилось несколько десятков средневековых сванских каменных домов со сторожевыми и жилыми башнями; церкви (X-XIV века), в том числе Мацхвари (Спаса), Тарнгзел (Святых архангелов) и др. Сторожевые башни — это символ Сванетии, так как подобных сооружений эпохи раннего Средневековья вы не увидите больше нигде в мире. Построены башни были для защиты от природной стихии и, конечно, от неприятелей. Такая башня строилась почти возле каждого жилого дома и служила надежным убежищем в случае нападений чужеземных войск. Также башня показывала мощь и авторитет конкретной семьи — некоторые властные и богатые семьи даже имели по несколько башен. Еще одна из функций этих сторожевых башен — оповестительная, так как они выполняли и роль сторожевых постов. Если человек на башне видел приближающуюся опасность, он оповещал об этом жителей, зажигая на башне огонь. Заметив это пламя, зажигали оповестительный знак и остальные башни — так буквально за пару минут местность была полностью готова к встрече неприятеля. Сторожевые башни Местии строились по единому стандарту и не отличались друг от друга. Это сооружение имеет высоту около 25 метров, площадь основания 5×5 метров и 4—5 этажей. Башни обычно возводились на склоне и ориентировались на него ребром, а полушарие в основании башни гарантировало её устойчивость в случае природных катаклизмов.

Сторожевые башни в Местиа.

Запарковавшись на центральной площади, мы отправились на прогулку по городку. Тут же нам наперебой стали предлагать совершить поездку на джипах в горы. Но поскольку время у нас было ограничено — планировали к вечеру вернуться обратно в Уреки, а дорога в одну сторону заняла у нас порядка 4 часов, мы вынуждены были отказаться. Вот и вторая и не последняя причина, по которой стоит ещё хотя бы раз съездить в Грузию!))

Административное здание в центре города.

Местный полицейский участок.

Памятник царице Тамаре на одной из площадей.

Побродив немного по улочкам города, полюбовавшись на местные достопримечательности и нагуляв аппетит, мы решили перекусить. Выбрали одну из многочисленных кафешек, расположенных на центральной улице и заказали себе немного еды. После того как нам принесли заказ, я понял — мы погорячились! Пришлось часть из несъеденного везти домой. При этом хочу отметить, что, как и везде в Грузии, всё очень вкусно и быстро приготовлено.

Наш скромный обед на 2 человек.

Пока мы славно обедали, день начал близиться к вечеру, поэтому было принято решение собираться в обратный путь — не хотелось оказаться на горных серпантинах в темноте. Поэтому ещё сделав ещё немного фоток окрестностей, мы выдвинулись в обратный путь.

Сванские башни на фоне заснеженных вершин.

Типичные сванские дома старой постройки.

Башни повсюду!

Необычный монумент, обнаруженный мной на одном из горных склонов в Местии.

Обратно удалось выдвинуться и приехать в Уреки засветло. Время в пути составило 3,5 часа. В итоге, потратив почти 8 часов на путь туда и обратно и пробыв в Местии лишь пару часов, мы надолго получили заряд отличных эмоций, непередаваемых ощущений от горных дорог и кучу фотографий на память об этой замечательной поездке!

Обратная дорога и очередная фотография местных красот.

Грузия 2015. Часть 12. О городе Поти, ценах на продукты и вине

Итак, местом нашей постоянной дислокации был небольшой городок Уреки на побережье Чёрного моря. Поскольку питались мы самостоятельно, то периодически возникала потребность в приобретении продуктов. Конечно же, в Уреки есть продуктовые магазины и даже небольшой рыночек. Но цены, увы, нас совсем не радовали... По совету нашего доброго Гургена, мы съездили за продуктами в соседний с Уреки город — Поти, в котором закупились на местном базаре всем необходимым. Цены при этом были ровно в два раза ниже, чем на рынке у нас в Уреки.

От Уреки до Поти всего 22 километра.

Чтобы сэкономить на топливе, а цена бензина в Грузии в среднем почти в 2 раза выше, чем в России, мы ездили на одной машине — на моём Туране. Вообще-то, у меня пятиместная конфигурация салона, однако с завода идут варианты и с 7-местным салоном. Поэтому взяв на вооружение наш опыт поездок ввосьмером в одной машине, т.е. убрав задние сиденья, вся наша дружная компания без проблем загружалась в салон, и мы ехали все вместе.

В тесноте да не в обиде!

Поскольку на рынке оплата происходит за наличку, зачастую приходилось искать способы получения на руки местной валюты. Как я уже отписывался раньше, в Уреки есть один единственный банкомат на весь посёлок, да и тот время от времени не работает. В Поти, напротив, почти везде присутствуют не только банкоматы, но и привычные нашему глазу офисы банков — ВТБ и Росбанк. Помимо банков в Поти почти на каждом углу находятся обменники, в которых можно свободно обменять как рубли, так и доллары на местную валюту — лари. При этом курс не выше, чем в других крупных городах Грузии. Например, мы в июне 2015 г. обменивали рубли по курсу 1000 к 40, т.е. за 1000 рублей мы получали 40 лари.

Офис Банка ВТБ в Поти.

Офис группы Сосьете Женераль, в которую входит Росбанк.

Продукты мы покупали на местном базаре. При этом интересен тот факт, что, как и в любой кавказской республике, продавцы на базаре очень любят торговаться. Т.е. если ценник, допустим, на помидоры выставлен по 4 лари за килограмм, то в процессе разговора и своеобразного торга цену можно снизить практически вдвое, в этом случае всё зависит от таланта. Если язык хорошо подвешен, то можно реально сэкономить кучу денег на этом.

Общий вид на крытый рынок в Поти.

Все надписи на Грузинском.

Чем ещё хорош этот продуктовый рынок в Поти, так это отсутствием туристов. В основном услугами рынка пользуются местные жители, которые здесь закупают продукты для своих нужд. Туристы же предпочитают приобретать продукты в супермаркетах. При этом сам Поти не располагает к большому наплыву гостей. А всё потому, что это скорее портовый город, нежели туристический.

Небольшая справка:

По́ти— морской порт и город в Грузии, на западе страны, в регионе Самегрело — Земо-Сванети в устье реки Риони, побережье Чёрного моря. Поти был построен на месте античной греческой колонии Фазис. Город стал одним из главных трёх морских портов Грузии в XX веке. Сегодня Поти считается одним из главных экономически важных регионов Грузии. Порт Поти — один из крупнейших портов в бассейне Чёрного моря.

Интересен тот факт, что в августе 2008 года в ходе вооружённого грузино-российского конфликта порт был захвачен российским десантом. Грузинские войска перед этим оставили город без боя. 6 пришвартованных списанных грузинских военных катеров были затоплены у причалов. Согласно спутниковым снимкам разрушений в городе не было. 14 августа город был занят российскими войсками, а вскоре после объявления о завершении войны был возвращён грузинским властям.

Вернусь к реалиям сегодняшних дней...

Хотя рынок и считается овощным, но там же можно приобрести и ещё кучу всего интересного и вкусного. Особый интерес для детей, конечно же, вызывают павильоны, в которых продают различные сладости. Тут и чурчхела, и мармелад, и сладкие сушеные фрукты, и различные пастилки. В общем, всего и не перечислишь!

Павильон со сладостями.

Чурчхелу продают буквально везде.

Меня же как ценителя острых приправ привлекли помещения второго этажа. На этом этаже расположились ряды с различными специями и вкусовыми добавками к столу. К примеру, здесь мы приобрели кучу приправ для мяса, рыбы, отличную аджику, а также очень вкусный соус Ткемали, который готовится из свежей алычи.

На втором этаже рынка царство приправ и специй.

От разнообразия выбора разбегаются глаза...

Здесь есть приправы и к мясу, и к рыбе, и к другим блюдам.

Интересный момент связан с покупкой Ткемали и аджики. Мы долго сомневались, стоит ли их покупать. Подкупило нас то, что пожилая продавщица предложила отпробовать понемногу любую из приправ. Конечно же, мы с удовольствием воспользовались её предложением. На вкус нам всё очень понравилось, поэтому каждый из нас приобрёл всего понемногу.

Самодельный Ткемали на любой вкус.

Игорь в процессе дегустирования.

Домашняя аджика — это вещь!

Помимо сладостей и приправ, лично мне очень понравился местный сыр Сулугуни. Причём у него есть несколько разновидностей — копчёный, полукопчёный и обычный. Я остановил свой выбор на обычном. Для сравнения на рынке в Уреки головка сыра стоила 11 лари (вес около 1 кг), на рынке в Поти я сторговался за 5 лари. Как говорится, почувствуйте разницу!

Сыр Сулугуни и куриные тушки.

Купив ещё помимо прочего овощей и не забыв про фарш для котлет, мы приобрели по оптовой цене по кейсу очень вкусного местного лимонада и боржоми. Кстати, дабы это не прозвучала как реклама, я недавно в одном из крупных магазинов всем известной торговой сети у нас дома, обнаружил такой же лимонад, вот только по цене 59 рублей за 0,5 литра., а в Поти я купил литровую бутылку этого же лимонада за 1,2 лари, т.е примерно 48 рублей. Как говорится, комментарии излишни...

Покупаем помидоры.

Немного мясного фарша...

И пару кейсов лимонада и Боржоми.

На этом наше посещение рынка закончилось. Однако по возвращении домой в сторону Уреки мы встретили чудесный алкогольный магазинчик Теллавского завода вин, в котором оставили целую кучу денег, скупив для пробы огромное количество первоклассного вина. Рекомендую всем, кто едет в Грузию либо только собирается, этого производителя. Мы по достоинству оценили продукцию этого винзавода и могу смело сказать — эту продукцию стоит брать!

Фирменный винный магазин Телави.

Продукция на любой вкус и кошелёк.

Однако хочу вот ещё что сказать. Сегодня на прилавках магазинов выставлена огромная номенклатура различных вин, якобы произведённых в Грузии. Пожалуйста, будьте осторожны при выборе, опасайтесь подделок! Из всего перечня производителей, предлагающих свою продукцию для реализации на территории РФ, я в свою очередь встречал в Грузии лишь две компании — Marani и Teliani Valley. Не сочтите за рекламу...

Грузия 2015. Часть 13. Обратная дорога Грузия — Пермь, транзитом через Геленджик

А теперь настал черёд рассказать о нашем возвращении домой, затянувшемся на дополнительные 7 дней отдыха в Геленджике.

Итак, две замечательные и неповторимые недели в Грузии пролетели незаметно. Хорошенько накупались и получили приличную порцию загара в первую неделю отдыха в Уреки, а вторую неделю посвятили изучению близлежащих окрестностей и посещению различных достопримечательностей, пришла пора собираться в обратную дорогу.

Так уж исторически сложилось, что каждый год, где бы мы ни отдыхали, будь то Крым, Абхазия, Грузия либо Черноморское побережье Краснодарского края, но недельку-другую мы проводим в Геленджике, благо, что имеем там возможность бесплатно пользоваться жильём.

Не стали мы изменять нашей традиции и в этот раз. К тому же дети ясно давали понять, что они ещё не накупались. Поэтому на исходе второй недели отдыха, составив маршрут на обратную дорогу с учётом заезда в Геленджик, мы упаковали наши пожитки в машины и ранним утром воскресения выдвинулись в обратный путь.

От Уреки до Перми, транзитом через Геленджик вышло без малого 4000 км.

Прощальная фотография на память с гостеприимным хозяином Гургеном и его супругой Диной.

Небольшое отступление:

Вообще-то, наиболее короткая дорога из Грузии в Россию проходит через Абхазию. Так, например, наш путь в Геленджик через Сухум составил бы всего 580 км. Однако сложная геополитическая обстановка вокруг Абхазии, с учётом того, что и Грузия и Россия считают Страну Души своей территорией, накладывает печать невозможности транзита через оную. Вроде бы чисто физически и можно проехать через Абхазию, но возникает непонятная ситуация со статусом, потому что при въезде в Грузию в загранпаспорт ставят отметку о том, что человек въехал туда. При этом, как таковой границы между Грузией и Абхазией нет, соответственно теоретически можно оказаться в Абхазии без отметки о выбытии из Грузии. В свою очередь, между Абхазией и Россией хоть и есть КПП, но в загранпаспорте отметки также не ставятся. Вот и получается, что даже если тебе удастся попасть в Россию из Грузии через Абхазию, при этом штамп в загранпаспорте будет говорить о том, что ты всё еще на территории Грузии. В связи с этим в дальнейшем могут быть крупные неприятности с законом...

По совету местных мы решили не рисковать, и выбрали ту же дорогу, по которой и приехали в Грузию — через КПП «Верхний Ларс», в объезд Абхазии. Тем самым потенциально короткий отрезок пути в 580 км, превратился в 1250 км.

Выехали мы довольно таки рано — в 5:00 утра по-местному, с тихой надеждой на то, что удастся весь путь до Геленджика преодолеть за один день. По пути до границы практически не останавливались, лишь в одном месте притормозили для покупки подарков у круглосуточно работающих местных сувенирных лавочек.

Одна из сувенирных лавочек на нашем пути.

Наши Наташи выбирают себе подарки на память.

В общей сложности затратив немногим более 5-ти часов на покрытие расстояния в 430 километров до границы, к 11:00 мы уже подъехали к Грузинскому КПП «Дарьяли». Буквально за 5 минут пройдя все формальности, уже в 11:05 мы оказались на нейтральной территории.

Ещё один взгляд на красоты Дарьялского ущелья.

Интересное наблюдение: сразу 4 грузопассажирских Волги попали в кадр, причём все из разных регионов РФ...

Ну а дальше был ПОПАДОС! Почти 6 часов стояния в очереди для прохождения Российской границы. И с каждым часом ожидания наши оптимистические надежды добраться в этот день до Геленджика таяли всё больше и больше. При этом явных причин для столь длительного простоя не было, просто, как нам объяснили дальнобойщики, у осетинских пограничников это такой способ дополнительного заработка. Ведь есть даже неофициальный тариф за быстрое прохождение границы — от 2000 до 5000 рублей! Мы же, честно отстояв свои 6 часов, к 17:00 всё-таки оказались на территории нашей родины.

Стоим в очереди на границе. Как рассказал один дальнобойщик, легковушки ещё легко отделываются, а вот фуры вынуждены там торчать от 4 до 7 дней, в зависимости от настроения осетинских погранцов...

Не самое приятное соседство с огромным валуном, который в любой момент может обрушиться прямо на машины.

Оставалось ещё 800 километров до Геленджика... Пришпорив наших железных коней, мы принялись нагонять упущенное. Однако, видимо, это был просто не наш день. Потому что зарядил сильнейший ливень, который окончательно спутал нам все планы. Поэтому преодолев ещё лишь 350 км от границы до Невинномыска, было принято благоразумное решение остановиться там на ночлег, чтобы не мучить ни себя, ни машины. Ночь в минигостинице обошлась нам по 1500 рублей с семьи, за 2 трёхместных номера.

Минигостиница в Невинномыске.

Хорошенько выспавшись, утром следующего дня мы продолжили свой путь. Расстояние в 450 километров до Геленджика далось нам достаточно легко, однако при этом в Геленджике мы оказались лишь ближе к вечеру. Проехав по пути Лабинск, Майкоп и Белореченск и где-то в районе Адыгейска вывалившись на трассу М4, мы попали в серьезный траффик из машин, мчащихся в отпуск к морю. Поэтому всю оставшуюся часть пути пришлось идти в плотном потоке и под постоянным контролем огромной армии местных ГИБДДшников, контролирующих радарами скорость и снимающих на видео пересечение сплошной, для последующей перепродажи наиболее отличившимся рьяным водителям.

Именно М4 позволила нам окончательно вернуться в Российские реалии. Ведь две недели пребывания в Грузии, приучили нас немного к другому стилю езды. Если в Грузии все ездят, как попало, и на знаки и разметку никто не обращает внимания, то в России — главное это разметка и скоростной режим!

Где-то под Майкопом.

Мы въехали в Геленджик.

Геленджик встретил нас огромным количеством отдыхающих, грязным морем и переменчивой погодой, и очень высокими ценами. Да-да, по сравнению с Грузией цены на продукты питания и алкоголь в Геленджике гораздо выше.

Традиционная фотография Геленджика с горы Олимп.

Отталкивающе грязное Чёрное море после продолжительного дождя в Голубой бухте вблизи Геленджика.

Тем не менее, недельку мы там провели. Благо, что и погода в конечном итоге смилостивилась к нам и подарила несколько поистине жарких деньков. В один из таких дней мы сгоняли в соседнюю Кабардинку, где нашим детишкам очень понравился песочный пляж и достаточно чистое море.

Аншлаг на пляже в Кабардинке.

Торпеда Лиза запущена!

Дорога Геленджик — Пермь знакома нам, как свои пять пальцев. Уже давно для себя определил маршрут, который всем нашим очень нравится.

Наш маршрут Геленджик — Пермь 2600 км:

Геленджик — Новороссийск — Крымск (объездная) — Славянск-на-Кубани (объездная) — Тимашевск (объездная)— Каневская (объездная) — Ленинградская — Кисляковская — далее по М4 до Богучара — Калач — Мужичьё — Новохопёрск — Верхний Карачан — Грибановский — Уварово (1-ая ночевка) — Инжавино — Поим — Башмаково — Пачелма — Н. Ломов — Ковылкино — объездная Саранска — Кемля — Бол. Игнатово — Сеченово — Порецкое — Шумерля — Вурнары (2-ая ночевка, у родственников) — Цивильск — Казань (объездная) — Менделеевск — Агрыз — Ижевск (объездная) — Бол. Соснова — Пермь.

Понтонный мост через реку Дон недалеко от Богучара.

Картонная машина ГИБДД на страже порядка!

Зелёный тоннель на нашем пути.

Гостиница «Уварово» в Уварово.

В конечном итоге, к вечеру третьего дня пути мы были наконец-то дома.

Куча впечатлений, огромное количество фотографий, прекрасные воспоминания, новые друзья в Грузии — теперь всё это навсегда останется в нашей памяти и сердцах как одно из самых ярких и интересных наших путешествий!

Наши трофеи из Грузии!

Впереди ещё много новых задумок и планов, однако Грузия всегда будет манить нас своим гостеприимством, природой и теми местами, где мы не успели побывать... Надеюсь вернуться в будущем туда ещё не один раз, ведь это того стоит!

На этом закругляюсь! Спасибо всем, кто смог осилить мой рассказ, растянувшийся на 13 частей! Желаю всем ровных дорог, интересных путешествий и ярких впечатлений от поездок!