Две недели в сказочной Черногории

12.08.2015 | 24063 просмотра

Предисловие

Прошло уже более года с момента, когда наши ноги ступили на Черногорскую землю, и я наконец-то созрел описать наше путешествие по этой чудесной стране.

Пишу потому, что чувствую, что со временем все-таки многие детали уплывают из памяти. Хочу, чтобы через пару лет мы с женой могли перечитать мой рассказ и заново пережить те чудесные моменты, которые нам подарила эта страна.

Так же надеюсь, что и читателю понравится моя писанина, и может, даже кого-то вдохновит на поездку туда. Хотя сейчас, уже побывав там и увидев количество русских туристов, понимаю, что для россиян страна эта далеко не в диковинку, а очень даже популярное направление. Но лично для меня еще полтора года назад слова Черногория, Montenegro мало что говорили.

Как мы попали в Черногорию? Это была скорее случайность и с возрастом понимаешь, что вот из таких приятных случайностей и складывается вся жизнь. Не буду мучить вас биографией всей нашей жизни. Скажем так: нам с женой после свадьбы временно пришлось жить в разных странах, а так как жить вдали от любимого человека довольно тоскливо, то решили, что нам как можно скорее надо встретиться.

Мы начали усердно думать, куда бы нам сьездить, и тут любимая предлагает Черногорию. Она когда-то смотрела фильм, действие происходило в Черногории, и ей страна показалась очень красивой. Я про Черногорию до этого, вообще, практически ничего не слышал. Пошел в гугл, начал читать информацию по стране, отчеты путешествеников. И чем больше читал, тем больше понимал, что для нас это идеальный вариант. Нам обоим не требуются визы, страна небольшая и красивая. Ну и самое главное — там есть море и горы!

Мы :)

Решено, мы едем в Черногорию! После этого от плохого настроения не осталось и следа, точнее на плохое настроение просто не хватало времени. Ведь надо было буквально за месяц перелопатить кучу информации, найти билеты, место проживания, правила рента машины, найти достопримечательности, которые хотелось бы посетить и т.д. и т.п.

Я прочитал много отчетов путешествеников, в том числе и на дроме (спасибо вам). Но при этом старался на фотки особо не смотреть, чтобы у меня был свой свежий взгляд на страну.

Подготовка

В конце концов с некоторыми пунктами нашего отдыха мы определились, а некоторые оставили неразрешеными, решив, что уже по месту определимся. Каких-то железных рамок или маршрутов мы себе ставить не стали, все-таки поездка изначально планировалось как запоздавший медовый месяц. А путешествия и осмотр страны было на втором месте (хотя и этого было достаточно).

Сразу хочу сделать оговорку — все, что я описываю, это отдых в Черногории в несезон. Где-то с середины апреля по начало мая. В апреле еще можно романтично погулять под ручку по набережной под шум прибоя. Подозреваю, что под конец мая это уже просто невозможно из-за наплыва туристов. В принципе уже за время нашего пребывания было заметно, что буквально с каждым днем туристов становится все больше и больше. И в основном из России.

У отдыха в несезон есть свои плюсы и минусы. Из минусов:

-Погода. С погодой нам не повезло конкретно, за 2 недели было не так много солнечных дней, как хотелось бы. Довольно часто лил дождь, хотя местные говорили, что такое количество дождей очень редкое явление, нам от этого было не легче. Это не смогло нам испортить отдых, но предупреждаю других.

-Море в это время тоже еще холодное. Искупаться получилось только 1 раз.

-Многие кафешки закрыты, пляжи еще не почищеные. Но уже под конец апреля страна начинает во всю готовиться к курортному сезону.

Из плюсов:

+Нет полчищ туристов, тихо и спокойно. Для меня это очень большой плюс.

+Цены ниже, чем в сезон.

+Движение на дорогах очень спокойное, читал в других отчетах, что летом там совсем другая картина.

В общем, я на самом деле очень рад, что мы полетели именно в это время. Уверен, если бы поехали туда в июле, впечатления о стране могли бы быть и не такими радужными. Читаю в других отчетах про забитые пляжи, толпы туристов везде, посредственный сервис. Нас это, слава Богу, не коснулось.

Но оптимальное время посетить Черногорию, наверное, все-таки осень. Уже и туристов не так много и море еще теплое, всякие экзотические фрукты начинают созревать (киви, фиги, гранаты).

Жить решили в небольшом городке Бечичи на берегу Адриатического моря. Тут мы тоже очень хорошо угадали. Городок находится рядом с Будвой — это самый крупный курортный центр на побережье моря. Но Бечичи от Будвы отделяет скалистый массив. Пройти из одного города в другой можно по туннелю. Поэтому, с одной стороны, получаешь все плюсы нахождения вблизи крупного города, ведь там полно магазинов, ресторанов, контор по ренту машин, есть свой старый город и т.д. Но, с другой стороны, этот большой город со своей суматохой и шумом отделен от нас горой.

Еще один плюс Бечичи — расположение города практически посередине побережья. Так как страна маленькая, то имея авто очень легко делать небольшие вылазки на юг или север по берегу моря. Так же можно съездить вглубь страны, посетить интересные места и вернуться домой засветло.

С выбором города покончено, далее наступил поиск жилья. Для этого воспользовался booking.com. В Северной Америке, кстати, не особо популярный сайт. Раньше про него не слышал, но, оказывается, по Европе очень даже популярная тема. Там был большой выбор апартаментов в Бечичи. Пару дней было потрачено на поиск хороших вариантов. Искали так, чтобы подходил по цене, расположению (не слишком далеко от моря) и очень хотелось вид на море. В конце концов забронировал подходящие апартаменты на 4 дня по 19 евро в день. Цены на апартаменты в апреле очень приятно удивили. Бронировать на больший срок не стал, дабы были пути к отступлению, мало ли, город не понравится или квартира. В голове мелькал вариант, что, может, вообще ездить по городам и в каждом новом городе снимать квартиру на пару дней (как я это делал на Кубе), но на деле увидев насколько Черногория небольшая страна, такой вариант потерял всякий смысл.

С бронированием я, правда, немного запоролся. Не уверен, это был мой косяк или букинг обманул. Но в рекламке к апартаментам было написано, что вид на море есть. Уже после того, как я забронировал через букинг и списался с хозяином, оказалось, что именно наши апартаменты не выходят на море. Скандалить не стал, так как задаток с карточки уже сняли, тем более хозяин обещал, что, если освободятся квартиры с видом на море, он нас туда переселит. Было, конечно, малость обидно, но мы решили — бронь всего на 4 дня, как-нить там перекантуемся, а потом не проблема будет найти себе квартиру с видом на море в несезон. Так оно примерно и оказалось.

Еще один нюанс, когда живете в Черногории, то просите, чтобы хозяин или заведение сделали вам так называемый «белый картон». Я уже точно не помню, что это такое, но что-то типа регистрации на временное жительство. В аэропорту по вылету могут у вас попросить его показать (нас не просили).

Паралельно с жильем нашли билеты на самолет, так чтобы мы с женой встретились в Вене и оттуда на одном самолете долетели до Подгорицы (столицы Черногории). Есть еще один аэропорт рядом с городом Тиват, который нам был бы удобнее, но из Канады туда никто не летает.

Перелет

Лететь из канадской глубинки в Черногорию дело непростое. Сначала пересадка в Торонто, потом часов 8 до Вены, там еще одна пересадка и дальше уже прямо в Подгорицу. Катя прилетала раньше меня и должна была ждать меня в аэропорту Вены. Перелет особо не помню. Я вообще не фанат летать на самолетах. Во-первых, мне с моим немаленьким ростом очень тесно, во-вторых, просто психологически некомфортно. Особенно когда начинает трясти, появляются всякие нехорошие мысли. А тут еще в ожидании встречи с с любимой минуты тянулись, как часы. В общем, непростой перелет, даже просмотр фильмов (мое любимое занятие в самолетах) особо не помогал ускорить течение времени.

Аэропорт в Вене.

Но все подходит к концу, и вот я в Вене бегаю по аэропорту и пытаюсь найти Катю. Аэропорт у них, кстати, совершенно дурацкий, даже созвониться получилось, но это нам так и не помогло понять, где нам друг друга искать. Но наконец-то мы нашли друг друга, радость встречи после долгой разлуки. После этого как будто камень с плеч упал. Мне уже было все равно куда лететь, хоть на Антарктиду, главное, что вместе. Душа обрела спокойствее и безмятежность.

Дождались нашего рейса до Подгорицы и поехали на автобусе на посадку. Лететь предстояло на сравнительно небольшом пропеллерном самолете. Я до этого никогда на пропелерных самолетах не летал. Вспоминая рассказы отца про его перелеты на советских самолетах, ожидал очень много тряски и шума. Но на деле разницы и не заметил особо. Да малость пошумнее, но никакой особой тряски. В общем, вполне себе комфортно долетели.

Столица Черногории встретила нас еще не дождем, но уже довольно пасмурной погодой. Это было предвестником всех тех дождливых дней, которые будут нас преследовать во время нашего отпуска. Еще при бронировании апартаментов договорились с хозяином, что он подберет нас с аэропорта. Стоила данная услуга порядка 40-50 евро.

Таможню прошли без проблем, получили вещи и встали на выходе ждать хозяина апартаментов с интересным именем Веселин. Стояли минут 15, никто к нам не подходит, уже нехорошие мысли начали закрадываться в голову. Но вот наконец-то показался высокий парень лет 30 с лишним. Знакомимся с хозяином, он извиняется за опоздание и ведет нас к своей Шкоде. Всю дорогу до нового дома таращились в окно, все было так ново и необычно. Везде очень зелено, возвышаются горы. А когда мы выехали на побережье и понеслись по петляющей дороге, окруженной с одной стороны морем, а с другой стороны отвесными скалами, то меня, степного жителя, это, вообще, привело в восторг. По дороге нас еще остановили за превышение скорости доблестные Черногорские гаишники, так что, походу, вся плата за проезд пошла на погашение штрафа.

Сколько ехать от Подгорицы до Бечичи я уже точно не помню, примерно час-полтора. Когда мы наконец-то въехали в наш городок, мозг уже был перегружен новыми впечатлениями и воспринимать новую информацию от Веселина отказывался. Заботливый хозяин показал нам, где находятся продуктовые магазины, как пройти на пляж и, развернувшись, повез нас в гору к апартаментам.

Бечичи.

По-быстрому заселились и рухнули спать, к тому моменту уже были давно без сна и силы подходили к концу.

Первый день, разведка окрестностей

Отсыпались мы долго, чуть ли не сутки. Сказалась усталость от перелета и вся нервотрепка последних месяцев. Сладко потянувшись, начали для начала исследовать нашу квартирку, которая должна была приютить нас на следующие 4 дня.

Апартаментами оба остались довольны, да и не капризные мы. Наша квартира находилась на третьем этаже 4-х этажного дома на склоне гор. Из 4 этажей апартаменты только на 2-ом и 3-ем этаже. На первом этаже гараж и квартира, где жила женщина, убирающаяся в здании, а на 4-ом этаже жил сам Веселин с женой и 2-мя детьми. В самой квартире мебель из самого необходимого, небольшая кухня опять же со всем необходимым для приготовления пищи, кондиционер, телевизор (впервые за многие годы посмотрел первый канал), ванная с душем, балкончик, который выходит на соседний дом. Если, выглянув с балкончика, вытянуть шею, то можно даже кусочек моря увидеть.

Вид с балкона наших первых апартаментов.

Вот вроде и все. Без изысков, но за 19 евро считаю, что просто шикарно. У нас в Канаде за такие деньги даже собачей конуры не снимешь. Еще из плюсов — каждый день убираются в квартирах и меняют полотенца. Забегая вперед, скажу, что похоже не во всех апартаментах данный сервис предоставляется. Так же был гараж на 2 машины, одна из которых была хозяйской. На букинге было написано, что за гараж надо платить отдельно по 5-6 евро в сутки, но, если мне не изменяет память, мне удалось договориться с хозяином, и я за гараж то ли ничего не платил, то ли какие-то копейки.

Хозяин пришел нас проведать и дал нам знать, что соседняя квартира через 2 дня будет свободнa и, если мы хотим, то может туда заехать практически до конца отпуска. Посмотрели квартиру, нам понравилась. Она оказалась больше, чем наша, + шикарный вид с балкона на море и горы.

Вторая квартира.

Да и хозяин предлагал нам ее за те же 19 евро (на букинге ценник висел выше). Недолго посовещавшись, мы дали добро.

Так же поговорил с хозяином за аренду машины, и он набрал мне со своего телефона одну контору в Будве. Поговорив с ними по телефону и узнав цены (которые мне понравились), договорились, что первые несколько дней мы с женой погуляем пешком по окрестностям, а потом уже перезвоним им, когда созреем брать машину. С хозяином приходила дочка лет двух от роду по имени Дуня. Своему имени она соответствовала на 100% — пряталась за папкиной ногой, нахмурив брови, и, как Катя ни старалась, на контакт не шла.

Уладили все вопросы. Пришло осознание, что мы уже очень давно ничего не ели. Это дело надо было исправить, и мы засобирались на выход.

Хочу немного описать Бечичи. Из того, что я видел, это довольно-таки стандартный Черногорский курортный городок на побережье Адриатического моря. Впадает в спячку во время зимы и пробуждается летом. У побережья идет длинный галечный пляж и сразу за ним набережная. Далее идет полоса отелей и еще выше проходит трасса, идущая по всему побережью Черногории. За трасой уже начинаются магазины и жилые районы. Городок расположен перед горой и чем глубже заходишь в город, тем круче становятся дороги. Так что, если вы снимите апартаменты где-то в глубине жилого масива, не имея авто, готовьтесь к тому, что из магазина придется с полными пакетами продовольствия топать минут 15 в довольно крутую горку. Физически неподготовленому человеку может быть нелегко.

Бечичи расположен на склоне горы.

Первым делом пошли к морю. Видно было, что ночью был нехилый такой дождик. Вода, сбегая с гор, шла по специальным каналам и мутной речкой выходила в океан. Довольно-таки быстро нашли пальмовую аллею, которая вывела нас на набережную.

Пальмовая аллея, ведущая к морю.

Первым делом, конечно же, обмакнули руки в бурное море и поиграли с ним в догонялки.

Играть с морем в догонялки весело, пока не промокнут ноги.

Даже пасмурное небо не могло помешать нашему отличному настроению. Вокруг красота, под ногами песок, везде растут пальмы.

Черногория нас встретила плохим настроением.

Живот к тому моменту уже не просил, а просто требовал чего-то съедобного. Ведь последний раз я ел в самолете где-то над Атлантическим океаном, а прошло уже больше 24 часов. Поэтому, насмотревшись на море и прибрежные горы, пошли искать, где можно закупиться съестным. В Бечичи мы нашли 3 магазинчика разных размеров. Один небольшой супермаркет, где в принципе можно купить все, что потребуется, от мыла до пива. Далее есть магазинчик поменьше, но все же с довольно-таки богатым ассортиментом, ну и третий магазинчик совсем небольшой (похоже на сказку о трех медведях).

Первым нам на глаза попался третий магазин, и мы, недолго думая, зашли туда. Это, в принципе, даже не магазин, а лавка. Совсем небольшое помещение, где стены усеяны полками с напиханными до потолка продуктами. Практически все, что нам нужно было на первое время, мы смогли купить там, единственный пункт, с которым возникли проблемы, это был черный перец. Продавщица не понимала ни по-русски, ни по-английски, ни по-украински, поэтому заняло время, пока мы смогли на трех языках объяснить ей желаемое. Но в будущем мы все-таки в основном закупались в самом большом магазине, удобнее все покупать в одном месте, да и выбор там побольше. В другие магазины заходили периодически за свежими овощами — заметили, что им иногда завозят помидоры/перцы лучшего качества.

Позавтракав (а может, уже и пообедав) салатом и домашней кроличьей тушенкой, которую нам передала сестра Кати, решили пойти еще погулять.

Но для начала сделаю небольшое отступление насчет еды. Никаких откровений тут не будет, и впринципе любой человек, немного интересовавшийся этой страной, знает о всех местных блюдах, которые на Балканах, вообще, между собой очень похожи. Но я все-таки хочу высказать свое мнение, что кухня в Черногории очень вкусная. Да и не только кухня, но и фрукты/овощи в местности с теплым климатом и обилием солнца получаются первоклассные.

В большинстве случаев мы готовили дома по очереди. Я готовить люблю, поэтому приготовить обед для меня никаких проблем не представляет. Иногда, если оказывались далеко от дома, то заходили в рестораны, и тут тоже ни разу не были разочарованы. Кроме овощей и фруктов, так же хочу заметить отличную молочную продукцию (например, питьевые йогурты с обилием свежих фруктов), вкусное мясо, оливки. Мы, кстати, совершенно случайно нашли банку таких вкусных зеленых оливок, что даже Катя их с удовольствием ела. Хотя обычно оливки она не ест. Также Черногория славится своим вином, но тут надо знать, что покупать. Я от вина особо не фанатею и не разбираюсь, жена тоже пьет крайне редко. Поэтому взяли в супермаркете первую попавшуюся бутылку вина на акции. Уже потом, когда мы у местных купили самодельного вина, мы поняли какое оно должно быть на вкус. Магазинное по сравнению с ним оказалось полным отстоем. Но тут сами виноваты — «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Я больше по пиву, но тут разбежаться негде. В магазинах я видел один местный сорт Nikshichko, может, еще какие-то местные сорта — я не вкурсе. Ну и пара стандартных европейских видов пива, в общем, выбирать особо не из чего. Мы в Канаде все-таки избалованы тем, что в специальных магазинах продаются сотни сортов пива со всего мира. От китайского до ямайкского и даже тайского. Nikshichko показалось неплохим, но в то же время никаких восторгов не вызывало. Я даже одну баночку домой привез, но интересный момент: на балкончике на фоне гор и моря, да под пшрут пиво на вкус было гораздо вкуснее, чем дома перед компьютером.

С таким видом с балкона и пиво вкуснее.

Из знаменитых местных блюд запомнились плескавицы — большие котлеты из рубленого мяса и пшрут — сырокопченный свиной окорок. Также могу порекомендовать попробывать морепродукты, очень вкусно, хоть и не очень бюджетно. Этот момент, кстати, немного удивил, страна находится на берегу моря, но рыба и морепродукты довольно дорогие.

Ладно, с едой разобрались, так что продолжаем наше повествование. Поели и решли пойти опять гулять. Особо далеко не забредали, пошли по набережной осматривать окрестности. Дошли до соседнего города Рафаиловичи, пытались что-то пофотать, но было пасмурно, смеркалось, и фотки вышли не очень. Море штормило, ветер завывал, и мы повернули назад. По пути зашли к церкви, которая находится практически на набережной. Черногория православная страна, и церкви встречаются довольно часто. Интересно, что практически все церкви внешне друг от друга не отличить. Как будто их один и тот же человек построил. И внешне на наши церкви они не похожи, хотя религия одна.

Типичный Черногорский православный храм недалеко от Котора.

Прогулка в Будву

На следующий день решили сходить в ближайший город Будву. В интернете прочитал, что есть какой-то хитрый туннель, ведущий через гору и соединяющий набережные Будвы и Бечичи. Поэтому вышли на пляж и пошли искать туннель. Дошли до самой горы, но там дорога заканчивается и никакими туннелями там и не пахло. Почесав затылок и решив отложить поиск тунеля на будущее, вышли на трассу и пошли по пешеходной дорожке в сторону Будвы.

В первый раз увидели Будву.

Дойдя до лестницы, спустились на набережную и уже дальше продолжили прогулку по берегу моря. В это время начал накрапывать дождик, и мы оказались практически единственными гуляющими людьми.

Зонт нам очень пригодился в эту поездку.

Уже издалека было видно, что Будва гораздо более крупный город, чем Бечичи. Я знал, что в Будве есть старый город, поэтому туда мы и направились.

Набережная Будвы заполнена всевозможными катерами, яхтами, лодками и лодчонками.

Местный рыбак пошел чистить рыбу, завидев нас, демонстративно развернулся к нам спиной.

На запах рыбы из одной из лодок выпрыгнула кошка.

Пока шли по набережной, нас постоянно зазывали из пришвартованных у берега лодок с предложениями съездить на остров или на рыбалку. Но в наши планы это не входило, да и погода оставляла желать лучшего.

Меня как человека неискушеного старой Европейской архитектурой старый город впечатлил. Стоит такая себе крепость из камня на берегу моря, мостовые вымощены камнем, от всего дышит древностью (хотя я слышал, что Старый город в значительной мере был разрушен землетрясением в 1979 и многое было заново перестроено).

Будва, Старый город.

Понятно, что место сугубо туристическое, полно всяких магазинчиков, дорогих бутиков и т.д. Но мы приехали не ради шопинга, зашли только купили карту Черногории (которая нам очень помогла в нашем будущем автопутешествии), каких-то сувениров и отправились гулять.

Сильный дождь даже подтопил некоторые выходы.

Дождь немного помог нам в том плане, что большинство людей предпочли сидеть в такую погоду дома. Из-за этого можно было практически в одиночку разгуливать по старому городу, представляя, что мы попали в 16-ый век. В дальнейшем мы попадем в другие «старые города» Черногории, и что меня удивляло каждый раз — это то, что эти места и не музеи по сути. Они продолжают функционировать и жить своей жизнью. Если отойти подальше от туристических троп, то увидите квартиры, сады с апельсинами, сушащееся на веревках белье и прочие признаки активной жизни.

Ворота выходят в море. Воображение рисует на этом месте пушку, стреляющую по вражеским кораблям.

Будва, старый город.

Даже апартаменты можно там, в принципе, снять, я, правда, не узнавал насчет условий и цен проживания, но, наверное, это было бы интересно — пожить пару дней в таком древнем городе.

Выйдя с другой стороны старого города, увидели огромную яхту под русским флагом.

Покосившиеся ворота старого города.

Когда мы совсем уже промокли, то пошли той же дорогой домой. По пути обратно дождь кончился, и даже выглянуло солнышко. Мы зашли в первый понравившийся ресторан на набережной. Там было довольно шумно, поэтому особо там не засиживались. Попробовали, что такое черногорская плесковица (большущая котлета из рубленого мяса), Катя взяла себе салат. Еще одно блюдо, которое мне очень понравилось, это печеные на гриле сладкие красные перцы. Я их потом практически везде заказывал. В ресторанах на столах всегда стоит соус из чеснока, оливкового масла и зелени. Тоже очень понравился, хотя вроде ничего сложного, но я просто люблю чеснок. :)

Поход к Свети Стефан

Проснувшись утром, неспеша позавтракали.

Я нежусь на солнышке и читаю привезенные Катей «Аргументы и Факты».

Затем покидали пару бутылок воды и яблоки в рюкзачок и неспеша направились в сторону, противоположную от Будвы. Я слабо представлял, что нас ждет за поворотом и есть ли там дорога вообще, но былo интересно поиграть в первооткрывателей и посмотреть докуда простирается набережная. Потенциальной конечной точкой решили сделать остров святого Стефана. Это очень популярный остров-гостиница, его фотографии вы найдете на открытках и рекламных буклетах по всей Черногории. Плюс там моя киевская тетя отдыхала пару лет назад и очень хорошо отзывалась об этом месте.

Погода в этот день радовала, светило яркое солнышко, и от дождей не осталось и следа. Мы шли себе по пляжу, дурачились и потихоньку дошли до соседнего городка под названием Рафаиловичи.

Соседнее поселение Рафаиловичи.

От Бечичи особо не отличается, разве что кафешек и ресторанов на набережной больше. Дальше ждала неизвестность и возможный конец нашей прогулки, но, завернув за угол, увидели туннель (которых в Черногории по понятным причинам просто море).

За поворотом нас ждал кусок скалы, отвалившийся от отвесного берега.

А также туннель, которых, как потом окажется, в Черногории очень много.

В этом туннеле не стали заморачиваться с облицовкой.

Пройдя через гору, вышли к еще одному пляжу.

Кому-то, видать, нравится лежать на бетонном пляже.

Дорожка постепенно становилась все более запущенная и вконце начала уходить от моря наверх. Пройдя около какого-то общежития, вышли к трассе и пошли по обочине дальше. За поворотом появилась возможность опять уйти на набережную около городка с непроизносимым названием Przno. В этом городке очень красивая набережная с видом на снующие рыбацкие лодки, есть ресторанчики, где можно посидеть прямо возле воды. Виды открывались очень красивые, и атмосфера была умиротворенная. У меня это место сразу стало ассоциироваться с какой-нибуть небольшой рыбацкой деревушкой в Греции или Италии.

Интересно, в доме кто-то живет?

Еще один пустынный пляж.

Мы вышли из города и, пройдя по территории парка, наконец-то подошли к острову святого Стефана.

Остров Святого Стефана.

Очень красиво смотрится этот застроенный островок среди морских волн.

Я, в принципе, слышал, что весь остров выкупили под гостиницу и посторонних туда не пускают, но решили на дурака просто выйти на мостик и пойти по направлению к острову. Но из будки тут же выскочил охранник … ну, в общем, вы поняли.

Свети Стефан посетить так и не удалось, но ничего, зато хоть посмотрели на эту достопримечательность вблизи.

Вволю нафотографировавшись, направились обратно. Вокруг красота, солнышко светит, из отдыхающих практически никого. Когда дошли до Przno, уже были голодные, и тут как раз эти несколько ресторанчиков на побережье, которые я описывал раньше. Недолго думая, занимаем столик. Заказали салат из морепродуктов, осьминога на гриле и какую-то рыбу. Рыбу, так вообще, еще живую подносят прям к столику, типа вот выбирайте из того, что сегодня было выловлено. Официант Сашко очень хорошо и в то же время ненавязчиво нас обслужил.

Еда оказалась очень вкусной, вид со столика открывался просто шикарный.

Представляю, сколько там народа летом, но в апреле место было практически пустое. Сейчас даже жалею, что не сделали нормальных фоток. Настроение было на пике, и, поев, мы еще сидели отдыхали от прогулки и наслаждались видом. Счет вышел приличный, я уже писал, морепродукты сами по себе не дешевы в Черногории. Порядка 60 евро за двоих — я еще, наверное, никогда не платил столько за еду, но нам там так понравилось, что потраченых денег было совершенно не жаль.

По пути домой встретили ослика, который ужинал пластиковым пакетом.

Домой пришли уже к заходу солнца, уставшие и полные впечатлений. Пытливый читатель, наверное, спросит меня, куда же ты лезешь со своими пешими прогулками на сайт автопутешествеников. Автопутешествие обязательно будет, но пока вкратце опишу еще один пеший денек.

Опять Будва

На четвертый день уже было не так солнечно, но пока без дождя. Поэтому мы решили еще разок сходить в Будву и уже на следующий день брать машину. С хозяином договорились, что на завтра за нами заедут из рент конторы и отвезут с утра в Будву на стоянку авто, где мы и сможем выбрать подходящий нам автомобиль.

В этот раз нам удалось найти туннель, ведущий на набережную Будвы, для этого, не доходя до пляжа, надо свернуть на дорожку, идущую рядом с отелями. Не спеша прогулялись по набережной, зашли ненадолго в старый город и затем продолжили прогулку по самой Будве.

Вид сверху на старый город Будвы.

Будва, Старый город.

Там даже базар есть, но покупать ничего не стали. Увидел презентацию нового Логана. Машина однозначно преобразилась по сравнению с первым поколением, мне даже понравилась.

Случайно попали на презентацию нового Логана.

Американское авто редко встретишь в Черногории.

Если пройти старый город, то можно выйти на пешеходную дорожку, идущую у подножия скал. Она выводит на еще один пляж, спрятанный от Будвы в небольшом углублении. Купаться, ясное дело, мы не стали, было уж очень прохладно, но разведку провели.

«Потайной» пляж за Будвой.

Вернувшись обратно под стены старого города, засели в кафешке. Она нам понравилась тем, что столы и стулья выставлены прямо на галечном пляже рядом с крепостью. Кто-то пил кофе, кто-то пиво. Сидели себе в обнимочку и наслаждались видом моря. Что еще надо от жизни?

На раслабоне.

В будущем, когда сдали машину и опять превратились в пешеходов, то мы еще не раз в этой кафешке наслаждались видом моря.

Мы на колесах. Поездка в Цетинье

С утра, как и договаривались, за нами приехали из рент конторы. Машину планировал брать на 5 дней. Изначально хотел механику (потом уже я понял, что мне очень повезло, что мне достался автомат, но обо всем по порядку). Когда привезли на стоянку с авто, то, признаюсь, я был малость разочарован. Все-таки в Европу не часто выбираюсь, за рулем французских или итальянских машин вообще не сидел, и было желание попробовать эксклюзив. А тут выхожу в поле, а вокруг одни белые тоёты. Было много Тоет Аурис, типа Kороллы в кузове хетчбек, но они были дороже чем Ярис. Так как ездить планировали только мы с женой, да еще и по узеньким дорожкам, то смысла переплачивать за машину больше размером не было никакого. В принципе, сам виноват, стоило узнать, какие у них будут машины. Как-то забегались с заселением, потом, пока гуляли, про машину вообще не думал. В конце концов, походив по стоянке, мы выбрали себе Яриса на роботе и договорились, что на следующий день нам привезут Тoyoty iq с механикой на оставшиеся 4 дня. Залог взяли 100 евро. Ярис вышел в 24 евро за сутки на 5 дней.

Наш железный конь.

Один позитивный момент, что Ярис с двигателем 1,33 и коробкой роботом к нам в Северную Америку не поставляются. Особенно меня заинтересовала роботизированая коробка, про которую прочитал много негативных отзывов на дроме, было интересно посмотреть, так ли страшен черт, как его малюют.

Ну, что же, ключи у меня в руках, сажусь с прокатчиком в машину. Хотя нет, перед тем как сесть в машину, я ее тщательно пофотал со всех ракурсов. Каждую царапинку и вмятинку приметил и тоже сфотал. Рекомендую так поступать всем, кто берет в прокат машину, дабы не было потом при сдаче машины попыток заставить расплатиться за чужие косяки. Мне достался 5-дверный Ярис 2011 года, пробег порядка 38 000 км. Машина, с одной стороны, по пробегу и техсостоянию довольно свежая, но, с другой стороны, видно, что туристов на ней изрядно поездило. Всякие коцки по кузову + замятый задний порог. Прокатчик мне обьяснял, что есть небольшие нюансы вождения в Черногории: к примеру, свет должен быть всегда включен.

Осмотрел салон, все простенько. Видно, машина бюджетная, пластик жесткий и местами очень дешево выглядящий, серого цвета. Все на месте, к эргономике претензий нет. Салон очень просторный для такой маленькой машины. Что по ширине, что по высоте. Сам за собой сажусь тоже спокойно при росте 183. В общем, тут однозначно плюс.

Багажник, правда, вообще никакой + так и не смог понять за 5 дней, как его открывать. На 5-ой двери есть замочная скважина, но сколько я там ключом ни ворочал, открыть багажник не смог. В салоне кнопок тоже не нашел и на брелке кнопок открывания багажника не было. Если владельцы Ярисов будут читать, просветите — мне попался неисправный экземпляр или есть какой-то секрет?

Панель приборов цифровая посредине салона. Раньше мне казалось, что это, наверное, неудобно, но, попользовавшись сам, поменял свое мнение. Все отлично читается, никаких нареканий. Панель приборов еще как-то хитро сделана, ощущение, что стоит за лупой, которая увеличивает картинку.

Шумоизоляция достаточная для машины такого класса.

Ну, что же, завел двигатель. Машину забирали со стоянки в глубине дворов Будвы, поэтому попросил прокатчика, что он будет ехать спереди на своей машине и выведет меня на основную дорогу. Трогаюсь и первые впечатления, что машина поломана, подергивания какие-то, рывки. На автомат совсем не похоже. Ощущение, что за рулем человек, который до этого никогда не ездил на механической трансмиссии. Я уже больше года на механике не ездил, но, наверное, тронулся бы лучше. Если дать газа побольше, между переключениями нехилые такие провалы. Сначала было желание догнать прокатчиков и указать на неисправность трансмиссии. Но постепенно пришло осознание, что это и есть тот самый «хваленый» робот.

Мне даже трудно что-то сказать про двигатель, настолько его заглушает шайтан коробка. В редкие моменты, когда коробас срабатывал как надо, было ощущение, что 1,3 достаточно, чтобы таскать небольшой Ярис. Но уж очень часто из-за тупления коробаса хотелось выйти из машины и подтолкнуть ее плечом. При обгонах зачастую не переходит на пониженную даже при «газ в пол». Единственный плюс — это, наверное, расход топлива. Я его не замерял, но по субьективным ощущениям Ярис бензин нюхает. Заправил бак и весь день ездил по серпантинам, где постоянно тормозишь и разгоняешься, и датчик продолжал показывать полный бак.

Но ладно, закончим критику бедной Тоеты, ведь она едет, как может. Главное, что у нас теперь есть своя машина и мы сможем посмотреть разные уголки неизведанной для нас Черногории.

Для навигации использовали бумажную карту и навигатор в моем телефоне.

Штурман за работой.

Название навигатора уже и не помню, скачал какой-то бесплатный для андроида с плейстора, он же мне закачал бесплатные карты для Черногории. Для страны с более оживленым автомобильным движением этого навигатора, наверное бы, не хватило, но для небольшой Черногории мы его просто использывали, чтобы сверяться по какой дороге мы сейчас едем и где надо свернуть. Не помню, чтобы у нас были особые запары с навигацией, любимая, зарывшись в бумажную карту, с честью выполняла обязанности штурмана. Также навигация пару раз помогала найти нужную достопримечательность при прогулках по городам.

Свернул не туда и, немного поплутав по дворам Будвы, мы вконце концов выехали в нужном направлении. Первым делом мы решили сьездить в горы в бывшую столицу Черногории Цетинье и заодно подняться на гору Ловчен — это одна из самых высоких точек страны, да и вообще почитаемое место.

Я до этого по горам никогда не ездил, да и жена тоже. Поэтому наши первые серпантины вызвали у нас восторг и ужас одновременно. Слева отвесная скала, справа пропасть с шикарным видом на море и уже ставший нам родным Бечичи. Ехали неспеша, периодически останавливаясь, чтобы сделать очередную фотографию.

Родные Бечичи предстали с другого ракурса.

Сосредоточенно покоряю свои первые серпантины.

В особо затяжных подьемах появляется третья обгонная полоса.

Чем выше забирались в гору, тем холоднее становилось. Природа тоже менялась с каждым километром. Когда мы выехали из Будвы, было жарко, светило солнышко, а вокруг зеленели пальмы. Буквально через час мы из лета попали в весну. Пальмы пропали, а их сменили более привычные для нас лиственные деревья с только начавшими пробиваться листочками. До Цетинье доехали без приключений и, бросив машину на стоянке рядом с многоэтажкой, отправились осматривать окрестности.

Эта стоянка, как и все остальные на протяжении 5 дней, не стоила нам ни копейки. Один из плюсов отдыха в несезон.

Цетинье произвело хорошее впечатление. Тихий и спокойный городок, где мы были, походу, единственными туристами. Туристов в нас признать было очень просто — мы единственные разгуливали по городу в футболках. Местные ходили, закутавшись в теплые куртки, и удивленно таращили на нас глаза.

Цетинье.

Заставы до сих пор колесят по дорогам Черногории.

Погуляли немного по центру города, посидели в кафешке за чашечкой кофе и пошли уже обратно к машине за «теплыми» вещами. Свою кофту отдал Кате, а сам одел рубашку с длинным рукавом. Кто же знал, что если на побережье моря +28, то в горах уже +16. В этом плане мы, конечно, не расчитали, и в будущем это нам подпортит планы.

За чашечкой вкусного черногорского кофе.

Собирались уже ехать дальше, но тут Катя прочитала в распечатке достопримечательностей Черногории, что в Цетинье есть монастырь, где хранится святыня всех православных — Десница Иоанна Крестителя. Поворачиваем назад. По навигатору я нашел примерное место, где находится Цетинский монастырь, и мы направились в его направлении. Наш путь пролегал по широкой пешеходной улице. Подобие Арбата или Крещатика, только в меньших масштабах.

Центральная пешеходная улица Цетинье.

Сама улица и здания вокруг производили впечатление заново отремонтированых. За исключением одного дома с проваленной крышей. Табличка у дверей гласила, что здесь была создана первая коммунистическая ячейка Югославии.

По состоянию здания можно сделать вывод, что комунизм в Черногории не в почете.

В самом монастыре фотографировать было запрещено. Святыня закрыта под замок, но при ней есть монах, который для всех желающих ее открывает.

Цетинский монастырь.

Храм построен на развалинах древней церкви.

В церковной лавке мы купили немного подарков для наших родных и пошли гулять дальше. Охватили еще часть города, купили в булочной что-то подкрепиться и устроили импровизированный пикник на скамейке перед памятником.

«Ловченская фея» — памятник был возведен в 1939 году в память о черногорцах, гeрцегновцах, далматинцах, личанах и других, которые как волонтеры прибыли из Америки и Канады, чтобы помочь Черногории в Первой Мировой войне, но их корабль затонул.

Обожаю старые автомобили в первозданном состоянии.

На этом наше знакомство с Цетинье подошло к концу, и мы поехали в гору. Очень удобно, что въезд на Ловчен как раз из Цетинье. Поэтому вы не потеряете времени, если решите совместить осмотр Цетинье с подъемом на Ловчен. Когда выехали из города дорога стала еще уже. Я был, вообще, крайне удивлен насколько узкие дороги в Черногории.

Цетинье город маленький, хоть и бывшая столица.

После степных просторов непривычно ездить по таким узким дорогам.

Я привык к нашим Канадским просторам, где всегда есть как минимум 2 широченные полосы, да еще и обочина с каждой стороны, которая тоже по ширине за полосу сойдет. В Черногории же есть несколько основных многополосных дорог, но стоит отьехать немного подальше от крупных поселений и зачастую едешь между гор по дорожке шириной в одну машину. Поначалу это действовало на нервы, и за каждым поворотом я подсознательно ожидал встречку, которая вылетит мне в лоб. Но со временем как-то привык и под конец поездки уже вовсю летал по серпантинам. Со встречными машинами в большинстве случаев можно разъехаться тютелька в тютельку, или кому-то придется сдавать задним ходом и искать карман. Самое сложное — это, если вам попадется по пути грузовик или автобус, вот тут придеться попотеть.

Тем временем мы поднимались все выше и выше, Катю уже начало укачивать от постоянных серпантинов. Вообще, на нее смена высоты влияла не самым лучшим образом, чуть только мы ехали в горы, ее клонило в сон. То ли от пониженного давления, то ли от разреженного кислорода. У меня таких проблем не замечалось. В один момент мы остановили машину и вышли размять ноги.

Интересно люди тут живут или это дачи?

Полчаса вверх по серпантинам и деревья уже совсем голые.

Природа вокруг уже кардинально отличалась от пляжных пейзажей — деревья стояли еще совсем голые, а в ложбинах еще лежал снег. Ехать еще выше и подниматься пешком в гору было бы некомфортно, поэтому решили сюда приехать в следующий раз, взяв с собой теплую одежду.

Поиграв в снежки и основательно замерзнув, мы поняли, что пора признать свое поражение.

Когда брали машину, работник рент конторы показал мне по карте живописный маршрут к Боко-Которской бухте. В том месте, где мы остановились, как раз стоял указатель на Котор и, посмотрев по навигатору, решили, что это та самая дорога и есть. Посовещавшись пару минут, развернулись и поехали в Котор. По дороге, похоже, редко кто ездил, постоянно приходилось лаврировать между камней.

Эта дорожка оказалась еще уже, чем предыдущая, вот тут реально даже двум самым маленьким малолитражкам не разъехаться — кому-то придется съежать на обочину.

Лаврируя по серпантинам и бесконечным поворотам, выехали, наконец-то, к месту, где открывается шикарный вид на Боко-Которский залив.

Боко-Которский залив.

Масштаб, конечно, поражает, жаль, что из-за облаков видимость не была идеальной. Вволю нафотавшись, поехали по серпантину вниз.

Дорожка узкая, но качество асфальта отличное.

Серпантин очень длинный, витков 20 как минимум. Едешь в одну сторону пару минут, потом разворот на 180 градусов и в другую сторону. Спускались мы долго, но время пролетело быстро, ведь такая красота вокруг. По пути устроили привал, перекусили бутербродами.

Боко-Которский залив.

Вырубленные в скале туннели — повсюду.

Видели группу мотоциклистов на итальянских номерах. Думаю, на мотоцикле по таким местам самое то путешествовать — узкие дороги перестают быть проблемой + больше увидишь красот. Спустившись к заливу, решили на сегодня в Котор не заезжать, оставить его на другой день. Вместо этого поехали в другую сторону по берегу бухты. Решили обьехать гору по берегу, а потом въехать на трассу и доехать по ней прямиком до Бечичи.

Зоркий штурман заметил дорожки, поднимающиеся в горы над Котором, запомнили на будущее.

Тема нехватки жилого пространства преследовала нас везде в Черногории, но здесь, на берегу бухты, это было особенно заметно. Все побережье было застроено домиками, чтобы парковать машины, людям приходится засыпать камнями парковочное место, выдающееся в воду.

Из-за нехватки свободного места народ строит себе палисадники и стоянки, выдающиеся в воду.

Дорога, ведущая по берегу Боко-Которской бухты.

По берегу идет такая же узкая, как и везде, дорожка, только автотранспорта здесь гораздо больше. Поэтому и лаврировать между встречными машинами сложнее. В один момент попал за автобусом — долго не мог его обогнать. Просто негде. В другой момент дорогу перекрыл грузовик на встречке. Я остановился, тут из машины, стоящей рядом на парковке, вдающейся в море, выпрыгивает тетенька и начинает на повышеных тонах выговаривать мне, что куда я заехал, не вижу я, что она с дороги специально съехала, чтобы грузовик пропустить. Ну, извините, тетенька, мне откуда было знать? Сдаю задом, сколько могу, прижимаясь очень близко к высокому бетоному бордюру. Грузовик просто в миллиметрах проезжает рядом. В общем, в первый день за рулем я наездился досыта, и серпантинов отхватил и узких дорожек на берегу моря. Хоть и интересно было, но под конец уже начал изрядно уставать. Когда выехали, наконец-то на трассу, ведущую к Бечичи, вздохнул и смог расслабиться.

Повсюду реклама на русском.

Летим по трассе домой.

Слышал, что люди снимают себе апартаменты на берегу Боко-Которского залива, но, поездив и погуляв там, не особо понял зачем. Единственный плюс, что я там вижу — очень красиво. Но удобств там никаких. Места нет, погулять негде, пляжей я там особо не заметил, то есть, если они и есть, то надо до них как-то еще добираться. Не то, что в Бечичи, спустился с горки и ты у моря. Да и вода мне в заливе показалась затхлой и попахивающей. В общем, место красивое, сьездить туда надо обязательно, но жить там я бы лично не стал.

Приехал домой, теперь мне предстоял аттракцион под названием «Заедь в гараж на горе». Наши апартаменты стоят немного в стороне, качество дороги там не очень хорошее + крутой подьем. В общем, путем экспериментов я вычислил, что лучше всего туда заезжать с разгона. Попытки заехать внатяг вводили тоетовского робота в ступор и он начинал неадекватить. Еду я, например, на второй внатяг, мощи не хватает и машина еле ползет, тут идет ощутимый провал, робот судорожно втыкает первую, и машина с буксом и ревом летит наверх и потом опять врубает вторую, и все повторяется заново. Втиснуться в гараж тоже было не очень просто из-за отсутствия свободного места для маневра + большая кочка перед гаражом. Одновременно боишься чиркнуть или боковиной или бампером. В общем, чтобы уверенно парковаться в гараж, потребовалась пара дней практики. Ту- то я и понял, что лучше ездить на каком-никаком автомате, чем жечь сцепление на серпантинах. На механической трансмиссии-то я умею ездить, но исключительно на плоской местности. В Черногории же пришлось бы полностью переучиваться.

Монастырь Острог

На следующее утро, как и договаривались, из рент конторы приехал мужичек на Toyota Iq на мехтрансмиссии. Пока любимая готовила завтрак, я вышел к нему, посидел за рулем, вспомнил, как я вчера корячился, заезжая в гараж. Тем более Iq-шка показалась что-то совсем мелкой. В общем, поразмыслив, заплатил ему разницу в цене и оставил нам Ярис. Зря только мужика гонял туда-сюда, но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля.

Завтракать на балконе уже вошло в привычку. На сегодня мы запланировали сьездить в монастырь Острог, находящийся прямо в скалах. Дорога предстояла неблизкая, поэтому мы взяли с собой бутербродов, овощей и собрались в путь.

Доехать до монастыря можно разными дорогами: один маршрут, как нас вез Веселин из аэропорта, а другой маршрут, как мы вчера ездили в Цетинье и, практически доехав до него, свернуть на Подгорицу. В обоих случая надо доехать до столицы Подгорицы и в нужном месте свернуть на другую трассу. Решили поехать вчерашним маршрутом, все-таки по горам интереснее ездить хоть возможно и дольше. Этот день был не таким солнечным, и поднявшись совсем не высоко, мы попали в облака. Да такие густые, что практически ничего не было видно. Быстро ехать в тумане по еще не очень знакомым горным дорогам не хотелось, а местные наседали сзади, поторапливая меня. Помыкавшись, выехали наконец-то над облаками, и я поехал уже побыстрее.

Это не туман, а облако.

Видимость ухудшается.

Должен сказать, не очень приятно ехать с нулевой видимостью, осозновая при этом, что где-то в паре метров от тебя пропасть.

В саму Подгорицу не заезжали, как-то не входило в наши планы. Практически перед самым городом будет светофор, на нем поворачиваешь налево и после этого еще часик по трассе. Дорога проходит как бы по одной стенке глубокой долины, довольно-таки красиво.

На противоположном «берегу» долины и должен быть знаменитый монастырь.

Не торопясь, с тактом и расстановкой мы, благодаря многочисленым указателям, нашли дорогу и по уже немного привычным серпантинам поднялись к монастырю.

Впечатляющий туннель.

Не доехав до монастыря, посетили храм у его подножия.

Интересный обычай — на пасху крашеные яйца вешают на паникадило.

Посетители монастыря в основном местные, туристов очень мало.

Перед монастырем большая стоянка, еще полупустая.

К сожалению, во время нашего посещения шел ремонт, работал отбойный молоток. Полностью насладиться святым местом это помешало. Я, конечно, был впечатлен, это сколько же сил надо было и упорства приложить, чтобы все это в скале выдолбить. Поставили свечки, посмотрели кельи, где монахи жили (тоже выдолбленные в скале), купили что-то в лавке и поехали обратно.

Монастырь Острог.

Домой решили ехать по другой дороге, которая проходит на той стороне, где расположен монастырь. Так больше шансов увидеть что-то интересное. По пути сделали привал и устроили пикник на обочине.

Доехав до небольшого городка Даниловград, увидели, что наша дорога в этом месте сходилась с трассой, по которой мы приехали. У нас было 2 варианта: выезжать на трассу и лететь домой, или поехать другой дорогой, которая петляла через горы. На нашей бумажной карте дороги были отмечены 3 цветами: красная это трасса, желтая дорога местного значения и белая это совсем уже дичь. Так вот эта «другая дорога» была отмечена желтым цветом, и мы, подумав, что, наверное, не так уж там все плохо, поехали в гору за новыми впечатлениями. Ох, как мы ошиблись. Дорога оказалась очень местного значения, походу кроме местных по ней никто и не ездит, да и те крайне редко. Узенькая дорожка петляла по склонам гор, поэтому возможности разогнаться не было — впереди меня постоянно поджидал слепой поворот и фиг поймешь, кто оттуда сейчас выедет. Через некоторое время Катю от такой свистопляски с постоянными разгонами и торможениями начало укачивать. Проходилось периодически останавливаться.

Зато посмотрели, как местные живут в глубинке.

Я так и не понял живут ли там люди на постоянной основе или держат дачи, мы почти никого по дороге не видели. Зато увидели много виноградников, где-то паслись бараны. В общем, жизнь идет своим чередом. Дома практически все построены из камня, которого в Черногории с избытком. Один интересный момент, который заметили по дороге — все дома в Черногории выходят прямо к улице. У нас как? Есть улица, от нее поодаль стоит дом, отделенный от улицы забором. В Черногории людям, похоже, скрывать нечего, поэтому периодически проезжаешь прямо рядом со стенами чьего-то дома.

Такое ощущение, что к кому-то в гости заехал.

Разрушенные каменные дома не редкое зрелище в Черногории. Остается только гадать сколько этим развалинам лет — 50 или 500?

В общем, ехали мы ехали, часа 2 с половиной точно. По трассе бы меньше чем за час управились. Плюс изматывает все-таки такая езда. В один момент сзади пристроился старенький гольф второго поколения, и я пропустил его вперед. Дальше старался держаться за ним, он у меня был как буфер. Если кто-то попадался по встречке, то я по поведению гольфа знал заранее. Кстати, когда ехали по этой дороге, единственные встреченые нами машины это были гольфы второго поколения разных расцветок. Реально штук 5 попалось. Похоже, очень популярны среди не самых богатых слоев населения.

Хочу немного написать про авто в Черногории. Было интересно видеть насколько их автопарк отличается от нашего. И представление, что такое хороший автомобиль, у них совсем другое, чем в Северной Америке. Банальности, что у них машины меньше по размерам, думаю и писать не надо. Но не скажу, что прям все на малолитражках ездят — полно автомобилей С класса. Вот крупных машин и паркетов у них и правда маловато. Американских машин видел за 2 недели всего пару штук. Популярные у нас японцы у них тоже не в почете. Если Tоеты еще встречаются (в основном такси или в рент конторах), то такой любимой в других концах земного шара Хонды вы практически не найдете. Хонда Цивик, который у нас на каждом углу, за 2 недели видел всего 2 экземпляра.

Легендарное Рено 4.

Основа автопарка разделена между французами, итальянцами и немцами. Очень популярно старое Рено 4, периодически встречаются Заставы. В общем, если побродить по улочкам, можно увидеть интересные экземпляры.

Тем временем мы наконец-то доехали до Цетинье и остановились размять ноги

Дальше нас ждала уже привычная дорога вниз к Будве, а оттуда и до Бечичи недалеко. Про черногорцев как про людей ничего плохого не скажу (разве что наши девушки гораздо красивее их), но свинюшки они изрядные. Едешь иногда по таким красивым местам, а вокруг банки из-под пива валяются. Неприятно видеть такое отношение людей к своей стране. Тут вот тоже отошел от дороги по малой нужде, заглянул в ущелье. А там мусора навалено с горкой. Интересно, это проблемы с вывозом мусора или все-таки проблемы в головах?

Был малость шокирован, когда увидел это, в Канаде уже успел отвыкнуть от таких пейзажей.

Отдохнув и съев, в виде профилактики против укачивания, апельсин, мы продолжили наш путь уже по трассе, ведущей к Будве. Мы уже 2 раза до этого поднимались по этим серпантинам вверх, теперь настал черед спускаться. Уже практически перед самой Будвой нам посчастливилось увидеть красивое природное явление — низковисящие облака у самых ног до самого горизонта. Такое ощущение, что паришь в небе. Сделав пару фотографий, мы наконец-то добрались до дома и, поужинав, отправились на боковую.

Скадарское озеро

Третий день с машиной мы решили не лезть в горы, а разнообразить наш отдых поездкой к самому большому озеру на Балканах Скадарскому озеру. Расположено оно гораздо южнее Будвы, поэтому путь мы держали по трассе, идущей по побережью.

По дороге открывались красивые виды на побережье Адриатического моря. Конечно же, остановились и сфотали Свети Стефан. Думаю, у любого человека, побывавшего в Черногории, есть фотографии с этой точки, очень уж популярен Свети Стефан среди туристов.

Остров Святого Стефана.

В одном месте проехали длиннющий туннель, который оказался к тому же платным.

Мы едем-едем-едем в далекие края.

Туннель не зря платный. Освещение, разметка, знаки — все на высшем уровне.

Уже подьезжая к озеру, пропустили нужный сьезд. Проехав немного дальше, развернулись и остановились посмотреть по навигатору, где же нужный поворот. К слову, погода к тому моменту опять испортилась, пошел дождь. В общем, время для прогулок не самое лучшее, но не разворачиваться ведь теперь. Пока сверялись с картой, к нам подкатил дедушка на машине и сунул нам в руки брошюрку с рекламой отеля/ресторана «Пеликан». После этого я сразу понял, что местечко, значит, очень туристическое, раз уже на въезде дежурят и отлавливают туристов. Дальше к нам тоже периодически подходили с предложением покататься на лодке (очень популярная забава среди туристов). Но в такую погоду как-то не особо хотелось.

Разобравшись с маршрутом, заезжаем в небольшой городок для туристов, расположеный на берегу (Вирпазар), но останавливаться мы там не стали, а поехали дальше, дабы посмотреть само Скадарское озеро. Ну, что тут сказать, озеро как озеро. Тем более в такую погоду никаких восторгов не вызывало.

Заболоченые берега Скадарского озера.

Мы на фоне заболоченых берегов Скадарского озера.

Мы проехали довольно-таки далеко вглубь по узкой дорожке, идущей по склонам гор, окружающих водоем, но никакого намека на пляж не увидели (хотя слышал, что там купаются). Все берега показались заболочены. Минут 30 ехали по берегу, пока не увидели асфальтированную дорожку, ведущую вниз к воде. Ехать вниз на машине не рискнул, уж очень крутая дорожка показалась, да и не понятно было, как там внизу с местом для разворота. Оставив машину в небольшом кармане под скалой, пошли прогуляться.

Для небольшого Яриса карман под скалой оказался с самый раз.

Похоже, там жили рыбаки, которых не было дома, поэтому мы смогли подойти к воде. Дальше произошло знакомство с семейством кошек, которые пришли клянчить у нас рыбу. Дождь тем временем то утихал, то усиливался. Мы уже изрядно подмокли, поэтому решили развернуться и ехать обратно. По пути еще пару раз останавливались погулять по дорожкам, уходящим в разные стороны.

Набрели на чью-то полуразрушеную каменную дачу.

Въехали в небольшое поселение, изобилирующее виноградниками и огородами.

Еще когда в первый раз проезжали это поселение, заметили, что практически на каждом доме висела надпись, что тут продают вино. Мы, ясное дело, решили прикупить пару бутылочек себе на пробу и родственикам в подарок. Первым делом припарковали машину и пошли посмотреть окрестности.

Нашли заброшенную мельницу.

Внутри мельницы жила черепашка ниндзя.

Потом прогулялись вглубь поселения и, поднявшись по ступенькам, увидели памятник воинам, погибшим в Первую и Вторую мировую войну. Вообще, по обилию памятникам павшим воинам по всей стране сразу видно, что это горе Югославию тоже стороной не обошло. При том много памятников не только Второй, но и Первой мировой войны. Ведь Первая мировая разгорелась недалеко от этих мест.

Памятники жертвам Первой и Второй мировых воин.

Изучив окрестности, купили вина у пожилой женщины. Перед покупкой провели дегустацию и взяли то, что больше понравилось — Вранац.

Во дворе фотал любимую у розового куста.

Хозяйка, увидев это, молча срезала самую красивую розу и подарила Кате. Было очень приятно.

Проехав немножко дальше, увидели еще одну усадьбу с людьми, сидящими на веранде. Припарковали машину и пошли к ним. Хозяева оживились при виде нас. Понятно, что в апреле да в дождь к ним редко кто забредает. Живут хозяева в Подгорице, а здесь у них типа дача + вино свое делают. Помимо мужа и жены с ребенком был еще брат жены, по виду он дегустировал вино с самого утра :).

Познакомившись они тоже предложили нам продегустировать вина.

Вино понравилось, решили у них тоже взять пару бутылочек. После вина пошла тяжелая артилерия в виде разных настоек. Мне очень хотелось попробовать настойку на грецких орехах, но решил, что вести машину по узким горным дорожкам, будучи под шофе, не самая лучшая идея. Пришлось Кате пробовать напитки за нас двоих. Когда дело дошло до покупки, то оказалось, что все свои мелкие деньги мы потратили, а сдачи у них нет. Повисло тягостное молчание — что же делать? Тогда мы решили, что поедем отобедаем в ресторане «Пеликан» и, разменяв купюры, вернемся к ним за вином. Мне кажется, что они нам не особо поверили, что мы будем ехать лишние 15 минут туда и обратно только ради вина. Но как говорится в фильме «Брат» «Мы гусские друг друга не обманываем», и я про себя решил, что за вином мы обязательно вернемся.

Поехали обратно к ресторану «Пеликан» и очень вкусно там поели. Заказали какое-то рыбное асорти на закуску + шашлык и форель как основные блюда. Все было очень вкусно и не особо дорого. От заведения нам сделали подарок в виде кекса и пакета каких-то трав (наверное, чтобы чай заваривать). Наелись, что называется до отвала (порции были реально большие). Закончив с кофе, немного посидели, вслушиваясь в звон капель по крыше и наслаждаясь атмосферой умиротворенности. Уходить из теплого сухого места под ливень не хотелось, но нас ждали великие дела, поэтому прощаемся с гостеприимным «Пеликаном» и держим путь обратно в гору. Первым делом сделали закупку провизии в небольшом продуктовом магазине прям напротив ресторана, чтобы потом в Бечичи не морочиться.

Приехав обратно к уже знакомым нам виноделам, посылаю Катю за вином, а сам еду дальше и ищу место, где можно развернуться. Подьехав к дому, вижу, что Катя возвращается без вина и при этом машет мне рукой. Оказалось, что хозяева пригласили нас попить с ними кофе. Отказываться мы, конечно же, не стали. Посидели на веранде полчасика за чашечкой густого и вкусного черногорского кофе. Пообщались насколько нам позволял язык (они русский очень плохо знали, а мы сербский не знали совершенно). Узнали, что хозяйка работает на Черногорское правительство и что летом у Скадарского озера останавливается очень много русских туристов. Они из отеля «Пеликан» идут много километров пешком, чтобы покупаться на каком-то пляже (куда мы, похоже, так и не доехали). Также они нам подарили крашеное яичко, ведь совсем недавно была Пасха.

Допив кофе, купили наконец-то вино и, тепло попрощавшись, отправились домой. Я был рад этому знакомству, удалось пообщаться с кореными черногорцами, посмотреть как и чем они живут.

Приехали домой довольно-таки рано, но больше никуда уже не ездили. Дома накопилось дел — и ужин приготовить, и одежду постирать. Вечер омрачило еще то, что Кате поплохело. То ли из-за рыбы, то ли передегустировала разных вкусных напитков. А может одно на другое наложилось. Я уже испугался, что она серьезно отравилась, но, слава Богу, к утру все прошло.

Возвращение на гору Ловчен и город Котор

На четвертый день мы решили дважды войти в ту же реку и опять поехали на Ловчен. Только в этот раз, учтя наши ошибки, подготовились более основательно и взяли с собой теплые вещи.

На побережье погода была солнечная, но в горах опять все было затянуто облаками.

Цетинье в этот раз обьехали по окружной и в сам город не заходили. Вместо этого по пути в гору остановились в национальном парке Ловчен и погуляли там.

Национальный парк Ловчен.

На третий день серпантины стали уже привычным зрелищем.

Одновременно с нами привезли пару автобусов школьников, и они с шумом начали заселяться в здание, напоминающее отель.

Наконец-то доехали до вершины горы Ловчен. Перед самой верхушкой, вообще, такие заносы снега — метра 3 высотой и между ними прорублен туннель шириной в одну машину.

«Ну, подумаешь, немного снежка», — подумал я…

А вот то, что мы увидели за поворотом, я точно в мае увидеть не ожидал.

Нам повезло, встречных машин не попалось, иначе пришлось бы сдавать очень долго задом. С верхней точки должен был открываться очень красивый вид, но погода опять нас подвела, и из-за облаков мало что было видно.

Вход в мавзолей.

Как человеку боящемуся высоты эта фотография далась мне не очень легко.

Еще это место знаменито тем, что здесь в каменом мавзолее похоронен Пётр Петрович Негош — очень почитаемая в Черногории личность, который много чего сделал для страны.

Статуя Петра Негуша.

Вход в мавзолей охраняют 2 огромные женщины.

Даже в такой не самый идеальный день на горе было много туристов. Могу только представить, насколько узкие дороги наверх забиты летом, наверное, езда по ним тот еще атракцион.

Осмотрев Ловчен, спустились вниз и поехали той же живописной дорогой на Котор, по которой мы уже ездили в первый день своих авто-скитаний. Может, кому-то покажется странным, что, имея всего 5 дней мы поехали по тому же маршруту, но, во-первых, дорога реально очень живописная, во-вторых, мы хотели осмотреть Котор, и это был самый короткий путь туда. Спустившись по нескончаемым серпантинам, бросили машину на стоянке города Котор, купили по мороженке и отправились осматривать окрестности. В отличие от Бечичи жизнь здесь кипит, автомобильное движение намного активнее, и людей, мне показалось, здесь гуляло больше.

Въезд в Котор.

Живописный вход в Которский старый город.

Оказалось, что в Которе тоже есть старый город. Понятно, что туристический заповедник, но все равно погулять там было интересно. Тем более, он помаштабнее и мне показалось, что поаутентичнее старого города Будвы. Сначала мы шли по основной дороге с ресторанчиками и бутиками по обе стороны, но это дело нам быстро наскучило, и мы начали сворачивать на разные улочки, поднимались и спускались по разным проходам и т.д.

Котор, старый город.

Вдоволь наскокавшись по потрескавшимся от древности ступенькам, вылезли вообще куда-то на зады, где все еще живут люди. Прямо за забором росло апельсиновое дерево, просто заваленное аппетитно выглядевшими плодами. Мы постояли пооблизывались под ним, как лисица в басне про виноград. Достаточно было встать на забор и сорвать манящий плод, но вконце концов совесть взяла свое, и мы решили, что если каждый турист начнет лазать по заборам и рвать апельсины, то это будет не очень приятно для местных жителей.

Те самые соблазнительные апельсины.

В первый день, когда мы ехали по противоположной от Котора стороне Боко-Которского залива, Катя зоркими глазами заметила, как из города в гору поднимаются какие-то каменные стены или ступеньки. Мы для себя решили, что если будем в Которе, то надо будет расследовать, что там такое интересное. Бессистемно гуляя по старому городу, мы вконце концов вышли к этим самым ступенькам. Оказалось, что это древние укрепления с остатками крепости наверху, кстати, включеные в список ЮНЕСКО. Вход не бесплатный, но и не дорогой. Заплатив в кассу каким-то пацанчикам, гоняющим в теньке балду, мы ринулись покорять нескончаемые ступеньки. Восхождение взяло час-полтора, и уже к середине пути пожалели, что не взяли с собой воды.

Чем выше мы поднимались, тем красивее открывался нам вид на Боко-Которскую бухту.

Поднявшись на вершину крепости и побродив вокруг, мы решили устроить соревнование и ринулись бегом вниз по ступенькам. Откуда у нас только брались силы.

Kолонка с прохладной водой на выходе с лестницы была очень кстати.

Побродили еще немного по старому городу. Хотел себе купить в магазинчике футболку Iron Maiden с британским скелетом, но у них как раз такой не оказалось. Взял себе брелок Пежо — до сих пор его ношу на связке ключей. Правда, неделю назад он все-таки развалился.

Для кого-то это музей, а для кого-то дом родной.

Котор, старый город.

Выйдя из старого города, прогулялись по набережной, где была своя марина с обилием разных яхт и лодок. Был даже какой-то старый русский парусник.

Hе знаю, что за история с ним связана, но смотрелся он внушительно.

К этому времени солнце уже пошло на закат, а значит, пора было выдвигаться домой. По пути в Которе зашли в супермаркет купить продуктов.

Котор.

Котор понравился, жаль, купаться там негде. Но съездить посмотреть город я всем рекомендую.

От Бара до Пераста или последний день на колесах

Наступил наш последний пятый день аренды автомобиля, поэтому решили в этот день покататься по максимуму. Была идея даже объехать все побережье, может, это и возможно, но для этого надо вставать рано утром и торопиться весь день. А мы все-таки отдыхаем. Поэтому не спеша позавтракали и поехали на юг в большой город Бар. Катя решила надеть туфли на каблуках, зря что ли с собой брала. В итоге местные на нее глазели — в Черногории женщин на каблуках мы не видели ни разу. Наверное, из-за обилия гор не самая удобная обувь.

Если по дороге попал за грузовиком, то это надолго. Если только водитель большегруза не смилуется и не пропустит столпившихся за ним легковушек.

В Баре припарковались у какого-то магазина и пошли гулять по городу. Город видно, что крупный — много людей и машин.

Какое-то непростое оливковое дерево.

Огромный строящийся в новом стиле храм в Баре.

Далее погуляли по набережной, посидели у воды.

Набережная в Баре очень понравилась.

Бар.

Может, в Баре и есть что-то интересное, но мы вчера уже налазились по Которским древностям и просто хотелось погулять. На обратном пути искали по дороге, где перекусить. Нашли ресторанчик, одна сторона выходит на трассу, а с другой стороны красивый вид на море. Мы были единственными посетителями и заняли самие лучшие места у окна. Официант был мужчина в возрасте, очень внимательный оказался, да и по-русски отлично говорил. Заметили, кстати, что за все время в Черногории никогда не видели официантов женщин, всегда мужчины. Наверное, такие у них традиции. Посидев в ресторане, двинули дальше. День был очень жаркий, поэтому заехали домой передохнуть и переодеться во что-то более комфортное.

Отдохнув, поехали уже на север. Мне хотелось проехать как можно дальше по побережью, но далеко отъехать не получилось. Вообще, если судить по карте, то Черногория крошечная страна, но в реальности быстро добраться куда-то не всегда получается. На побережье, например, один городок заканчивается, и тут же начинается другой. А в городе ограничение 50. Так вот и едешь. Если едешь в горы, то опять же, на карте расстояние небольшое, но пока по серпантинам поднимешься в гору, то пройдет немало времени.

Проехали Котор, не останавливаясь, и помчались дальше, с интересом рассматривая неизведанные пейзажи. В городке Пераст решили остановиться и погулять... и застряли здесь до темноты.

На входе в город со смешным названием Пераст.

Пожарная машина, судя по состоянию резины, не музейный экспонат.

Вид на Боко-Которский залив.

Пераст.

Я уже забыл точные цифры, но этой церкви чуть ли не 1000 лет.

Городок расположен под трассой, прямо на берегу моря. Старые каменные здания, каменые ступеньки и очень старая церковь (жаль, была закрыта). Чем-то это место напомнило старый город Котора, только без туристов. Начинало темнеть, и мы поняли, что ехать в ночь дальше по берегу не имеет смысла. Сели на лавочку на берегу и смотрели, как на Боко-Которскую бухту опускается ночь и по берегу постепенно загораются огоньки. В этот момент мы вспомнили, что большая часть нашего отдыха пройдена. От осознания неизбежного расставания сделалось грустно.

Черная гора — символичная фотография.

Так мы и просидели за грустными мыслями на берегу залива, пока не начал накрапывать дождик, а значит, пора было собираться домой. Приехали в апартаменты уже ближе к ночи и в последний раз загнали Тоету в гараж. Машиной я остался доволен (если не считать трансмиссии). Без изысков, но сделана она качественно.

Эпилог

На этом наши автопутешествие закончилось, но обрывать вот так рассказ не хочется. Сдав машину, мы каждый день ходили гулять на набережную, отдыхали и, вообще, расслаблялись как могли. В один жаркий день даже искупались в море. Вода была бодрящая, но терпимо. Последние пару дней прожили в новых апартментах. У Васелина на начало мая оказалось все забито, и он нашел нам квартирку у своего знакомого неподалеку.

На территории закрытого отеля бабуля пасет коз :).

Будва.

Будва, старый город.

На поршах в основном ездят заезжие туристы, местное население ездит на машинах попроще.

Наглое создание породы кошачьих зашло к нам в гости через балкон и тут же начало себя вести, как у себя дома.

Количество туристов с каждым днем становилось все больше и больше. Набережные, еще пустые 10 дней, назад уже кишели народом, вовсю шла установка ларьков, зонтиков, подготовка пляжей. Абсолютное большинство туристов — русские. Отовсюду слышалась русская речь.

Бечичи.

Но всему приходит конец, и, увы, наше время в чудесной Черногории истекло, и хозяин наших последних апартаментов (к сожалению, забыл его имя) отвез нас в аэропорт Подгорицы на своем Пежо.

Веселый черногорский юноша на прощанье показал нам язык.

Из Вены улетала первой Катя, а мне предстояло ждать своего рейса до следующего утра. Прощание было очень тяжелое, расставаться не хотелось. Настроение было вообще на нуле.

Аэропорт в Вене порадовал разве что удобными диванами.

Посадив Катю на самолет, с тяжелым сердцем отправился прогуляться по Вене. Все равно мне надо было ночевать в аэропорту, решил воспользоваться привилегиями канадского паспорта и выйти в город.

Прямо из аэропорта в центр города ходит электричка.

Про Вену особо ничего не скажу. Ночью уже было все закрыто. На улицах города практически ничего не было. Я просто бродил по городу и впитывал в себя дух старой европейской столицы. Очень хотелось поесть чего-то местного, но, как я уже писал, все заведения, что я проходил, оказались закрыты. Даже какой-то ларек с хот-догами или чем-то подобным уже закрылся. Пришлось к своему позору идти в Макдональдс. Макдональдс он и в Африке Макдональдс. Удивило, что парень за стойкой отлично говорит по-английски. Еще больше удивило, что за кетчуп и за туалет, оказывается, надо платить. Вот они, европейские ценности :).

Гулял по ночной Вене до 4 часов ночи. Когда уже совсем вымотался, то поймал такси Мерседес и поехал спать в аэропорт.

Редкое зрелище на дорогах Европы — полноразмерный американский пикап.

Вот так закончилась наша поездку в сказочную страну Черногорию. Нам там очень понравилось, и, когда улетали, было желание еще раз сюда вернуться. Черногория очень красивая страна, сочетающая в себе море и горы. Да, может, в чем-то она не дотягивает до более богатых стран типа Италии, находящейся буквально в сотне километров, но если сравнивать с тем же Крымом, то практически все в Черногории на порядок лучше, притом без угрозы для кошелька. Катя даже начала мечтать, как бы переехать туда на ПМЖ, но я, честно говоря, не вижу, как там можно заработать на жизнь. Да и туристическая поездка и иммиграция — это совершенно разные вещи.

Надеюсь, вам мой рассказ понравился и дал небольшое представление об этой прекрасной стране.