|
Этот рассказ о походе выходного дня на невысокие хребты Кузнецкого Алатау, неподалёку от посёлка Приисковый Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Июль 2014 года.
Кузнецкий Алатау — нагорье на юге Западной Сибири, протяженностью 300 км с юга на север и шириной до 150 км. Имеет 4 района развития ледников, один из них — северный, район горы Бобровая. Для ледников Кузнецкого Алатау характерно низкое расположение, благодаря которому, простой турист на обычной машине может их посетить.
Представьте себе: лето, июльская жара, горы высотой до 1500 метров, пласты слежавшегося снега со льдом площадью до нескольких футбольных полей и небольшие глубокие озёра с чистейшей прозрачной водой, на берегах которых лежит бирюзовый лёд.
И вся это красота находится в пределах дня неспешной езды на автомобиле от Новосибирска, Томска, Кемерово, Красноярска, Абакана.
Мой рассказ пойдет о поездке из города Кемерово.
На карте, уважаемый читатель, для общего ориентира красным значком на массиве Кузнецкого Алатау указан район горы Бобровая, неподалеку от которой и расположен поселок Приисковый и четыре Ивановских озера — цель нашей поездки.
Автомобиль моего друга Nissan Laurel, 2,0, АТ, едем вдвоём, вещей немного.
На выбор у нас два маршрута:
Время в пути одинаково, первый маршрут отличается хорошими дорогами, но большим расстоянием, а второй меньшим расстоянием, но дорогами гораздо худшего качества, в том числе со щебеночным покрытием на участке Верх-Чебула — Шарыпово.
Вот что говорит немного подрисованный скриншот андроидного навигатора:
Как видите, он тоже указывает одинаковое время в пути. Синяя дорога и есть сокращенный путь с тремя участками щебеночного покрытия общей протяженностью около 70 км.
Выехав рано утром, часов через 6-7 оказываемся в Ужуре, небольшом городке на юге Красноярского края. Здесь можно купить продукты в дорогу, туристический инвентарь, набрать воды из колонок, расположенных на улицах, покушать. Выехав из Ужура, замечаешь, что природа меняется, равнина и лесополосы сменяются невысокими сопками с редкой растительностью. Проезжаем стелу Республики Хакасии, далее в селе Копьево уходим направо в направлении Саралы и Приискового. Дорога становится всё хуже и хуже, но проехать можно достаточно быстро на любой машине. Часа 3-4 езды от Ужура и мы в Приисковом.
Здесь нужно проехать прямо через поселок на грунтовую дорогу, ведущую к Ивановским озёрам, там есть самодельный указатель. Километров десять лёгкого бездорожья на длинном заднеприводном седане Nissan Laurel, пара небольших бродов глубиной чуть выше порогов и мы на туристической стоянке — поляне на берегу реки Сарала.
Гнус летает огромными полчищами, кусает за все места. Туристов немного, порядка десяти палаток в пределах видимости. Встаём и мы.
Костёр, палатка. Мороженая курица, купленная в Ачинске, почти оттаяла и порезанная на куски, посыпанная солью и специями заняла место на решётке.
На следующее утро мы вышли в юго-западном направлении по грунтовой каменистой дороге, ведущей вверх на хребет, являющийся водоразделом рек Сарала и Избасс, а также границей Хакасии и Кемеровской области.
Пройдя всего лишь около часа, видим первые залежи снега!
Лепим снежки, ходим по нему. Летом снег — как из сказки, из детства, как что-то родное и хорошее.
Это зимой, откапывая машину из сугроба, отскребая лед со стекол, ждёшь солнце и весну. А летом очень приятно очутиться на несколько часов в зиме. Так же, как и зимой доставляет большое удовольствие отдых на жарком иностранном побережье!
Видим одиноких лыжников на Субару. Фанаты!
Три минуты скоростного спуска вниз и час подъема пешком по леднику вверх. Немолодые уже люди, завидуем им белой завистью, ездят сюда каждый год, катаются, наслаждаются красивой природой, тишиной, поправляют здоровье. Они здесь всё знают, кратко рассказали нам об особенностях этого участка местности, немного историй про атамана Соловьева. Его клад из золотых монет, зарытый в этих местах, так и не найден.
Идём дальше, лето сменяется зимой, зима весной, весна летом.
Дошли до ледника, из-под которого начинается река Правая Сарала. Начинается небольшим ручейком, по ходу течения подпитывается, и через пару километров внизу это уже полноценная речка несколько метров шириной и с быстрым течением.
По вершине хребта мы дошли до возвышенности над верхним Ивановским озером. С нее открывался очень красивый вид. Вдалеке было видно и нижнее, самое крупное из Ивановских озёр.
Обратите внимание на мух и слепней в кадре. Их там большое количество. Но заходишь на ледник, и через несколько метров насекомых в разы меньше, они почему-то не любят летать над снегами. В горах Кузнецкого Алатау северные олени, популяция которых всего несколько сотен голов, так и спасаются летом от кровососущих гадов — лежат на снегу.
Ледник, сходящий в озеро менял свой цвет от белого до голубого и бирюзового. Куски бирюзового льда лежали на поверхности воды. Очень красиво!
Троп не было, мы немного побродили по вершине, так и не поняли, каким маршрутом можно пройти до нижнего Ивановского озера и далее к лагерю. Хотели спуститься вниз, но было сильно уж круто!
Весь наш маршрут проходил против часовой стрелки по кругу, так мы и решили продолжать. Шли по хребту, высота его уменьшалась, но была еще достаточно большой.
Вот мы увидели ещё одно озеро и на некотором расстоянии от него ещё одно.
Выбрали место для спуска, тропы, к сожалению, не было и в помине. Высота метров 500, уклон почти 45 градусов, колючий кустарник в рост человека и камни под ногами размером от половины кирпича до половины автомобиля. Но вариантов лучше мы не видели, назад идти далеко, а неизвестность и опасность притягивали. Начали спуск. Как назло, пошел дождь, но мухи кусать не перестали, мы шли и материли друг друга не по-детски.
Отбивая ноги об камни и царапая руки и лицо об ветки, за час мы прошли/сползли эти несколько сотен метров и спустились к озеру.
Тропы нет, идём по первозданной природе в сторону лагеря по «внутреннему компасу», держа в памяти карту и рассказы лыжников.
Дошли до реки, с горем пополам переправились по камням и немного вброд, и тут я увидел тропу и идущих по ней туристов. Я громко крикнул другу, идущему сзади: «Люди!». На что эти люди, испуганно озираясь, ускорили шаг. Напугал людей почём зря. Бывает же такое, когда видишь людей и радуешься, а всего-то несколько часов плутаний! Легким прогулочным шагом дошли до лагеря.
Пройдено километров десять за семь часов.
Карта. Звездочкой указан наш лагерь, темно-красный это маршрут первого дня, зелёный — маршрут второго дня.
На этом телефонном скриншоте часть маршрута первого дня — голубого цвета, второго дня — зелёного цвета.
На второй день решаем идти, как все нормальные «матрасные» туристы по дороге до нижнего, самого большого Ивановского озера, обойти его тропой по правой стороне и подняться до водопада, который ручьём вытекает из верхнего озера, и впадает в нижнее.
Решено — сделано.
Идти по дороге неплохо, виды красивые, дорога эта — одно удовольствие не только для пешеходов, но и для джипперов, есть и подъемы, и спуски, и броды, и грязь по колено, и всего в меру, тяжелых участков нет. Пожалел, что продал Ниву (прошлая поездка удалась — https://travel.drom.ru/31574/), можно было бы прохватить с ветерком по бездорожью.
По пути есть дерево необычной формы, похожее то ли коня, то ли на дракона.
Не спеша прогулявшись, в хорошем настроении, мы пришли к нижнему Ивановскому озеру. Красиво, конечно!
Вода чистая, прозрачная, спускающиеся в озеро языки льда и всё зеленое кругом!
Там, выше водопада, видны склоны хребта, по вершинам которого мы бродили в первый день.
Чистая ледниковая вода стекает в нижнее озеро. Стоишь рядом с этими ручьями, умываешь руки, лицо и шею, и чувствуешь, как подпитываешься энергией природы!
В этот раз, дойдя до водопада, мы не оставили все силы по пути (как в позапрошлую поездку — https://travel.drom.ru/23234/), а наоборот, отдохнули и посвежели.
Такую прогулку, километров семь в оба конца, можно рекомендовать туристам с детьми, пожилым людям, и просто ленивым))).
Последнее красивое фото этих прекрасных мест — и в обратный путь!
Не стал засорять отчёт рассказом о золотодобытчиках, атамане Соловьеве и его банде, красном командире Голикове Аркадии Петровиче (он же Гайдар, этот псевдоним в переводе с хакасского означает «куда»). Тема очень интересная, оставляю её самым любознательным читателям на самостоятельное изучение.
Мы посетили могилу атамана Соловьева в селе Солёноозёрное, пообщались с жителями, послушали их мнения о событиях 90-летней давности. Жутко интересно!
Затем заехали искупаться на пару озёр Ширинского района.
Старенький японец Ниссан, проживающий семь лет в России у одного хозяина, нас не подвел, порадовал плавностью хода и достаточным запасом мощности на трассе, по бездорожью ехал не хуже кроссоверов, проехал и узкие скользкие мосты из четырех брёвен, и броды по 30 см, и рассыпанные камни по 10 см в диаметре. Средний за поездку расход бензина удивил даже моего друга — хозяина машины, он получился чуть меньше 9 л/100км, держали всю дорогу 105-110 км/час. Хороший автомобиль.
Вот, пожалуй, и всё! Спасибо, что уделили внимание моему повествованию.
Всем удачных поездок и новых впечатлений!