|
Решил написать небольшой рассказ о зимней поездке, по сибирским дорогам. На страницах сайта есть еще несколько моих сочинений на разные темы, это отзыв о Мазда МПВ и рассказ о поездке на машине до Испании и обратно. Но вернемся к сегодняшней теме. Все началось с того, что в этом году юбилей окончания школы, 30 лет… Говорю об этом, чтобы понятно было, сколько лет автору и что повод достаточно веский для такой поездки. Оформил отпуск на две недели, стал обдумывать маршрут. Сам живу в городе Ангарске, родители и, соответственно, школа в Кемеровской области, город Ленинск-Кузнецкий. В Абакане живет сестра, в Саяногорске — институтские друзья, а также институтский друг живет в Верх-Чебуле (это рядом с Мариинском.)
Немного о машине: Mazda MPV, 2003 год, в эксплуатации почти четыре года, пробег за это время — 77 тысяч км. Немного с учетом того, что в 2009 году за отпуск проехал 20,5 тысяч км (поездка в Испанию). Кроме передних стоек ничего не менял, технические жидкости по пробегу.
С учетом зимней дороги решил поменять резину, поменял колодки и свечи, практически за день до отъезда. То, что поменял резину, считаю самым важным во всей поездке, позже будет понятно, почему. Свечи работали нормально, но пробег уже составлял никак не менее 100 тысяч км, поэтому решил поменять, ну и при замене резины было видно, что колодки тоже неплохо бы поменять.
Итак, утро третьего февраля, точнее, ночь, три часа часа ночи, выехали пораньше, чтобы иметь надежный запас по времени, так как предстояло проехать до поселка Верх-Чебула Кемеровской области, расстояние получилось 1 370 км. Московский тракт по ночам практически пуст, за первые 300 км обогнали всего две машины, в Тулуне сделал первый и последний расчет расхода бензина, получилось 9,2 литра на сотню, вполне нормально, решил, не заморачиваться, с расходом никогда не было проблем. Дорога в целом нормальная, участки c гравийным покрытием под снежным накатом проблем не представляли.
Асфальт местами тоже был под накатом, но не сплошным и ехать было комфортно. Приятно порадовало, что пустили участок дороги в объезд Тайшета, транзитная дорога по Тайшету всегда в ужасном состоянии и без нормальных указателей, как, в общем, по всей Иркутской области.
Вертолет где-то после Тайшета.
Знакомый многим участок на въезде в Красноярский край, от Решот до Ингаша, порадовал ровным асфальтом, не знаю, как он будет стоять весной и летом, но сейчас просто айс. Ехал 130-140 км/час, даже не сразу сообразил, что это тот самый участок, где пару лет назад и 30 км/час было много. Ну и совсем не порадовала дорога между Канском и Красноярском — наверно, это самая плохая часть всей дороги, непредсказуемые ямы, которые объехать, порой, не представляется возможным, не зная, где они и как расположены, можно влететь не на шутку. Кроме того, грузовые машины — особенно, самосвалы — попадая в эти ямы, теряют свой груз в виде камней разного размера и досок, что создает дополнительные неприятные сюрпризы. В общем, этот участок надо ехать осторожно, к тому же там гайцы местами скорость мерят, лучше бы за дороги драли — больше пользы было бы. Для еды не останавливались, ели бутерброды, планировали сделать остановку только в Красноярске.
Через 13 часов пути были в Красноярске, объездная дорога и новый мост тоже прилично сокращают время. При съезде с объездной дороги произошла первая непредвиденная остановка, камеры перед постом ДПС заметил поздно, в результате скорость 116 — и общение с инспекторами. Пытались мне еще ремни пришить, но мы были пристегнуты и на все рассказы, что на фото видно, что не пристегнуты (правда, на фото ремней не видно, и правда, были пристегнуты) я не соглашался… В итоге протокол за скорость и минут сорок времени — вот такие потери. Сразу после поста остановились перекусить и передохнуть, впереди еще примерно 370 км. Настроение даже гайцы не испортили, время еще есть, а ехать совсем немного. Дорога до Ачинска без проблем, в паре мест измеряли скорость, но народ мигает — проскочили. Проехали Ачинск, еще светло было, но сразу после Ачинска началась поземка, которая усиливалась с каждым километром. После Богатола пришлось снизить скорость, сначала до 80 км/час, потом еще больше, видимость, из-за все усиливающегося снегопада, снижалась с каждым километром. После встречных машин приходилось тормозить, так как вообще не было видно ничего.
Разъезд со встречными машинами напрягал, бровку не видно, едва видно след впереди идущих машин, встречные в таких же условиях, про обгоны и думать нечего. Скорость порой была не больше 30 км/час, времени потеряли уйму, нервных клеток миллионы, одно радовало — резина вела себя безупречно. И надо сказать спасибо Тулееву и Кемеровской области — попадались машины, которые сразу чистили этот непрекращающийся снег. Стоит, впрочем, отметить, что для жителей Кемеровской, Томской, Новосибирской областей, такой снегопад не является чем-то из ряда вон выходящим, но для Иркутской области такой снег неведом.
В общем, 160 километров ехали где-то часа три или даже больше, доплелись до Мариинска, оставалось еще примерно 25 км. В итоге за 18 часов проехали 1 370 км и добрались до поселка с названием Верх-Чебула. Нашли Сашкин дом. Саня, привет! Ну, и все, как положено, выпили, пообщались. Рассказал о своих планах, что собираюсь на обратном пути в Абакан, он тут же сказал, что надо ехать через Чебулу на Шарыпово на 100 км короче, чем через Ачинск и так далее. Немного смущал снег, что там за дороги, — мне неизвестно, но, в общем, все по порядку. Утром пришлось немного поработать лопатой, снега примерно по колени, расстояние от дороги до машины метров 15 примерно.
Сугробы по колено за одну ночь.
С шуткам и прибаутками откопались, и в путь, дорога на Кемерово, в принципе, нормальная, местами почищена, но попадались подъемы, в которые не могли въехать фуры. Но в целом дороги в Кемеровской области приличные, чистят следят — проблем нет. И сказать надо про бензин, когда мы выезжали из дома, у нас 92 й бензин был 26,30. У Тулеева 21,70 рублей за литр, 22 рубля, как максимум, так что делать выводы и задавать вопросы можно бесконечно. Почему в городе Ангарске, где стоит Нефтеперерабатывающий комбинат, самые высокие цены на бензин? Думаю, вразумительного ответа не дождешься. К обеду были в Ленинске-Кузнецком дома у родителей. Ленинск — шахтерский город, город вечно-черного снега, был преображен прошедшим снегопадом, радовал меня белизной улиц. Встречу выпускников, естественно, опускаю, но всем, кто вдруг прочтет рассказ, привет!
Через три дня в путь, предстояло проехать по новым местам, немного волновался, зима все-таки и недавно прошедший снег не внушали большого доверия, Информация, найденная в Интернете, была скудной, мол, нормальная дорога, машин мало, зимой лучше не рисковать. Как-то вот так. Выехали в пять часов утра, Кемерово проскочили без проблем, доехали до Верх-Чебулы, свернули, дорога на Тисуль — Шарыпово, идет через поселок.
Дорога была нормальная, да накат местами, местами чистый асфальт, дорога не очень широкая, но вполне нормальная. Действительно мало машин, нет гаеров. Граница между Кемеровской областью и Красноярским краем, как я понял, это узкий мостик, на котором стоит знак «5 тонн», но, как я понял, по нему едут все — и КАМАЗы и все прочие. Через небольшой промежуток времени стало видно очень большую (высокую) трубу тепловой станции возле Шарыпово — не знаю, сколько метров — думаю, не меньше 250 метров. Кто если знает, напишите сколько.
Едем дальше на Ужур, Шира, места по-своему красивые. Хакасия похожа на Бурятию и предгорья Саян со стороны Иркутской области. Дороги в Хакасии отличные, снега мало, асфальт ровный, ехать можно быстро.
Как я потом посмотрел по карте, можно проехать по разным дорогам до основной трассы, но те дороги, по которым ехали мы, вполне хорошие. Приехали в Абакан, сестру нашли быстро. Абакан, небольшой компактный город, как нам сказали, всего 150 тысяч населения. Чисто, много симпатичных новостроек. Движение в городе спокойное, я с непривычки постоянно повторял: ну чё стоим, поехали-поехали, — хотя, конечно, они там ездят нормально, а ненормально ездят у нас, особенно в Иркутске, — как мне кто-то в прошлом отчете написал, в Иркутске у каждого водителя срочное дело на миллион долларов и не дай Бог опоздать: «Все пропало, шеф!».
Из Абакана поехал на юг еще 80 км — Саяногорск, небольшой компактный городок, тут встреча с институтскими друзьями: Саша, Лена, вам тоже привет! Программа пребывания сложилась веселая и насыщенная, прокатились до Саяно-Шушенской ГЭС, посмотрели плотину, заехали купили живой форели. Посетили храм, который построил Иван Ярыгин (наш великий борец) в честь своей матери, стол — разговоры, разговоры, разговоры.
На следующий день собрались на горнолыжку местную, но не поехали из-за случившегося землетрясения. 5,5 баллов — для местных много. Все еще напуганы аварией на ГЭС, ну, это нормально… Лена повезла нас к друзьям. Виктор и его супруга очень серьезно занялись коневодством, привезли породистых лошадей, участвуют в скачках — увлеченные люди, в общем.
И меня посадили на лошадь — правда сказать, совсем не породистый конь — но для первых проб, наверно, то, что нужно. Хотя, когда ехали на конюшню, думал, ни в жизнь не сяду на лошадь — однако, даже понравилось. Привет, Виктор, тебе, и удачи в делах!
Неделя пронеслась, как один день, пора собираться в дорогу, ехать можно было на Красноярск слева от Енисея, можно было переехать на правый берег и выехать на 50 км восточнее Красноярска. Известно, что в первом случае дорога отличная и не имеющая проблем, во втором случае дорога покороче, движение по ней небольшое, качество дороги неизвестно, или, точнее сказать, известно, что ехать можно, а подробнее никто не мог сказать. Естественно, что мы легких путей не ищем, переехали на правый берег и через Минусинск поехали на север, ехали по указателям и по схеме, нарисованной на листке бумаги, где было всего два пункта — Курагино и Кашурниково. Дорога вполне нормальная, снежный накат с хорошей резиной проблем не представлял, дороги везде почищены. По пути были серьезные горки, с затяжными подъемами и спусками, но все посыпано и почищено.
Зато какие виды кругом, постарался здесь разместить побольше фотографий, но все это надо видеть своими глазами, красиво в Сибири и летом и зимой. Появилось желание съездить в это края летом, думаю, что съезжу обязательно. Дальше дорогу описывать не стоит, мы выехали на М-53 — и домой. Заночевали «У Петра», чтобы не упираться по зимней дороге. И к обеду следующего дня были дома.
Общий пробег за девять дней составил 4 170 километров. Бензин не считал. Согласно пробегу — не более 400 литров, куча впечатлений и положительных эмоций.
Что можно сказать, подведя итог? Ехать можно — зимой даже есть свои преимущества: не жарко, не нужен кондишен, нет мух и прочих гадов. Конечно, в сильные холода не стоит отправляться в дальнюю дорогу. У нас было от минус 20 до минус 1 градуса, довольно комфортно. С машиной проблем не было, колеса оправдали себя на все сто процентов. Если у вас надежная машина, хорошая резина и есть желание прокатиться, — то полный вперед и удачи в пути.