|
Эта поездка была задумана мной еще в феврале прошлого года. Специально для этого, в марте, купил на аукционе четверочный переднеприводный Вингроад 2011 года с пробегом всего девятнадцать тысяч километров. В мае, когда с момента его выпуска прошло ровно три года, его доставили во Владивосток, где он и был на меня зарегистрирован. А мой верный Пыжик стал для моей бывшей супруги приятным дополнением к ранее подаренной квартире.
Изначально в планах было скататься в Сибирь в хорошей компании, была даже целая очередь из желающих. Но чем меньше оставалась времени до отъезда, тем сильнее становились загружены дома и на работе все те, кто пару месяцев назад буквально с боем выбивали себе места в машине.
Ну, что ж… Отступать от задуманного не в моих правилах, поэтому решено — еду один. Узнав про это, все стали меня отговаривать, ведь это опасно, тяжело, да и просто невозможно. Хотя, что тут такого, ведь у меня в наличии имелось всё — надёжная машина, огромное желание и хорошая дорога. В общем, цель поставлена…
Было докуплено и заранее уложено в багажник все самое необходимое. Вещей вышло не так уж много — багажник так и остался полупустым, салон же, вообще, оказался полностью свободен. В эту поездку мной, вместо банана, была взята полноразмерная запаска и ремкомплект для бескамерных шин. Стандартная автомобильная аптечка пополнилась некоторыми видами лекарственных средств. Кроме того в моём автомобиле, помимо знака аварийной остановки, аптечки, балонника и домкрата, всегда имеются: хороший восьмитонный буксировочный трос, провода для прикуривания, пятилитровый огнетушитель, набор инструментов в чемоданчике, маленькая лопата и топор, плюс предохранители и запасные лампочки для фар.
Запаска в дороге так и не пригодилась, но, как оказалось в дальнейшем, она не совсем подходила для моей машины. Её центральное отверстие оказалось чуть больше ниссановского, в связи с чем, идеальная центровка колеса гайками стала просто невозможна. И ехать на ней со скоростью более десяти-пятнадцати километров в час оказалось весьма проблематично, из-за значительно усиливающегося стука неотцентрованного колеса.
По итогам поездки могу сказать, что ехать в одиночку не так уж и плохо. Сам решаешь, где и в каком режиме тебе ехать, где и на сколько останавливаться на перекур (да, в машине у меня все пристегиваются и никто не курит) или ночевку. Только всё равно, уж очень хотелось хоть с кем-нибудь по дороге парой слов перекинуться.
Остановки на ночь первоначально были запланированы в придорожных гостиницах, но, поскольку я ехал уже один, то решил, что находиться за рулем буду ровно столько, насколько хватит сил, а спать стану прямо в автомобиле. Для ночёвок салон я вообще не раскладывал — засыпал прямо на заднем сиденье, вообще не трогая багажник и передние кресла. Для меня этот способ оказался очень быстрым и удобным.
И в пятницу, 22 августа ближе к концу рабочего дня старт был дан прямо с работы. На переднее пассажирское сиденье был усажен штурман, основной обязанностью которого был контроль дорожной обстановки. Также в его обязанности входило всегда держать наготове цифровой фотоаппарат — Никон D7100 с объективом 16-85.
По дороге заехал к родителям, чуть посидел с ними, а затем, захватив еще немного подарков знакомым и родственникам, часиков около десяти вечера выехал.
На улице уже шел небольшой дождик. Но ничего страшного, говорят, что это — хорошая примета…
В общем, в первый день я проехал километров четыреста, остановившись на ночь где-то за Кировкой. Далее в этом отчете от меня не следует ожидать точного времени, километража, расхода топлива и мест ночевок, ведь я ехал один и фиксировать все эти моменты для истории, у меня просто-напросто не было никакой возможности — вокруг было и так слишком много интересного. Скажу только, что на ночь я останавливался, как правило, в районе полуночи-часа-двух ночи, а поднимался в шесть-семь часов утра. Этих пяти-семи часов на сон, мне вполне хватало на то, чтобы хорошо выспаться и полностью восстановить свои силы. Кстати, поездки за рулем, для меня — это своего рода отдых, во время которого я получаю возможность не только расслабиться, но и просто хорошо провести время.
Утром проснулся часиков в шесть. Небо было хмурым, но дождя не было — уже хорошо. Без спешки, минут за пятнадцать, привел себя в чувство и выдвинулся в сторону Хабаровска. Недалеко от него увидел большой, метров под тридцать ветряк. Съехал с дороги и сделал с ним несколько кадров.
В Хабаровске был часов в десять утра. Проехал его минут за тридцать и выехал к здоровенному мосту, по которому перебрался на другой берег Амура. Погода к этому времени уже начала налаживаться, потихоньку стало проглядывать солнышко.
Где-то за Хабаровском встретилась небольшая авария — грузовик на скорости не вписался в поворот и лег на бок. К счастью, в этом случае, все остались живы и здоровы. В дальнейшем мне встретились еще несколько мелких аварий, также без пострадавших. Таким образом, моя поездка в Сибирь не была омрачена излишними переживаниями.
Но зачастую дорога ошибок не прощает, и обочины на всем ее протяжении служат напоминанием о последствиях беспечности другим водителям…
Где-то вдали от цивилизации, встретил молодого человека, рассекающего по асфальту на роликах. Долго не мог понять, откуда он здесь появился. Но буквально через полкилометра увидел стоящую на обочине машину, к которой он и подъехал.
Незаметно добрался до самой знаменитой на трассе стелы, где позволил себе пятнадцатиминутный отдых, а заодно и сделал несколько кадров.
Несмотря на приближающуюся осень, на улице ещё довольно жарко. Машины на дороге отражаются прямо от раскаленной поверхности асфальта.
Проехал по мосту через Зею. Меня он очень впечатлил, хотелось даже на нем остановиться и сфотографировать саму реку, но, как назло, остановка здесь запрещена. Поэтому просто очень медленно, под подозрительные взгляды охраны, по нему проехал.
Речка с красивым названием и смелой вороной рядом с указателем.
Глаз все не мог нарадоваться на мелькающие за окном автомобиля красивые пейзажи, а нога автоматически давила педаль тормоза для того, чтобы я смог запечатлеть удивительную красоту нашей природы.
Были и вынужденные остановки, например, для того, чтобы оттереть лобовое стекло от многочисленных насекомых, которые попадались на моем пути. А капот и бампер к концу первого дня пути напоминали собой самый настоящий протеиновый чехол.
В дороге время летит незаметно, и к вечеру я добрался до юбилейного от Хабаровска столбика.
Сотовая связь есть на всем протяжении пути. Вышки имеются везде, даже в самой глухой тайге. Но мой любимый Билайн радовал меня не долго — в Амурской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия все мои попытки дозвониться с карточек этого оператора оказывались неудачными, постоянно шел сбой связи. Хотя иконка принимаемого сигнала на экране моего телефона буквально лопалась от количества отображаемых делений. Пришлось здесь использовать запасной вариант с Мегафоном, благо, что в мой телефон вставлены три карточки разных операторов, на случай всяких непредвиденных ситуаций. Кроме того, в машине имелся еще один запасной телефон, также упакованный симками — случаи-то они всякие бывают.
В час ночи по Приморскому времени я остановился поспать, съехав на одну из многочисленных стоянок, раскиданных по всей тайге. За этот день я проехал около тысячи шестисот километров. Как оказалось, ехать на запад намного удобней, чем на восток, за счет увеличения продолжительности светового дня на один час. Т.е. у меня в сутках фактически было двадцать пять часов, против двадцати трех на обратном пути. А скорость передвижения в темноте по незнакомой дороге в моем случае падала вдвое из-за боязни влететь в какую-нибудь яму или напороться на неприметный в ночи стык асфальта.
В семь часов утра зазвонил будильник и выдернул меня из цепких лап Морфея. Огляделся вокруг — машин на стоянке стало значительно больше, видимо ночью, пока я спал, подтянулось еще несколько усталых путешественников. Быстренько умылся, почистил зубы и снова в путь. Не завтракал, надеясь перекусить в каком-нибудь придорожном магазине. Надеждам не суждено было оправдаться — всю дорогу сидел на снеках и кока-коле. Кусок самой обыкновенной вареной колбасы превратился для меня в навязчивую идею, но, как назло, все населенные пункты находились в стороне от федеральной трассы, а сворачивать к ним я не стал из-за того, чтобы не терять полчаса и так стремительно убегающего времени.
Отмахав под сотню километров, я встретил замечательный рассвет за рулем своего автомобиля.
Было приятно наблюдать, как природа неспешно просыпается, как встающее солнце разгоняет утренний туман, а воздух медленно прогревается.
Встречные машины мне попадались лишь изредка, и часов до девяти дорога была практически пустынна.
Попалась река с колоритным названием.
А выглядит она очень даже ничего.
Вот и добрался до границы Забайкальского края и Амурской области.
Природа продолжала меня очаровывать своей утренней красотой.
Периодически на глаза попадались аборигены, уверенно рассекающие по дорогам на своем двухколесном транспорте (применительно к данному случаю — трехколесном).
К обеду погода начала портиться.
Периодически начинался дождь. Температура значительно упала. Высунутая в окно рука моментально оказалась покрытой инеем (шутка). Но в любом случае, казалось, что еще чуть-чуть и пойдет снег. К счастью, мои опасения, не подтвердились.
Постепенно, качество дороги стало ухудшаться, появились знаменитые Амурские волны. Ехать по таким можно со скоростью не более километров тридцати-сорока в час. Перед многими провалами заметны следы от шин, безуспешно пытавшихся остановиться автомобилей. На противоположной стороне видны, уже обтесанные днищем машин, края этих впадин. Хотя, основная масса таких волн, абсолютно безопасна для автомобиля, всё равно, я бы не стал ехать по ним больше сотни.
Со временем пришло понимание, что если видны следы торможения и новый кусок асфальта, то провал уже заделан, и скорость можно не сбавлять.
Периодически в тайге встречаются какие-то рукотворные горки непонятного для меня назначения. На каждую из них обязательно ведет дорога, которая наверху оканчивается самым обыкновенным тупиком. Вряд ли это видовые площадки, т.к. не всегда они расположены на самом красивом и высоком месте, да и кто будет здесь, в тайге, любоваться открывающимися с них видами.
Одна из таких горок находится неподалёку от реки Итыкенды.
На самом верху этой возвышенности находится кучка камней и поломанный крест. Никакой памятной таблички рядом не наблюдается.
Снова пошел дождь… Выход на свежий воздух для очередной порции фотоснимков становится малоприятным занятием. Хорошо, что покидаю машину не больше, чем на две-три минуты…
Заехал на гору к одиноко стоящей красивой часовне.
Наверху находится колокол, в который при желании можно позвонить, просто дернув за веревку.
Ну, никак не мог проехать мимо такого указателя…
А вообще, за всю дорогу, мне встретилось немало прикольных названий как рек, так и населенных пунктов.
Дождь прекратился, природа продолжает радовать. Но собачий холод все-таки остался.
Мой бдительный штурман…
В Читу не заезжал — поехал по объездной дороге. По пути попал в очень приличный дождик.
До Улан-Удэ в этот день я не доехал километров сто. Можно, конечно, было и до города добраться, но ночью на незнакомой дороге просто не стал себя насиловать. Да и реакция моего уставшего организма была уже не та, что с утра. В общем, заночевал возле нескольких стоящих у дороги большегрузных машин.
За день пройдено почти полторы тысячи километров.
Утро началось с веселого стука капель дождя по крыше. Желание вставать не было абсолютно. В итоге, все-таки заставил себя проснуться и выехать вовремя, т.к. в Улан-Удэ планировал встретиться со своей знакомой Милой, которая обещала мне его немножко показать.
Улан-Удэ после дождя слегка ушел под воду, поэтому повсеместно наблюдались небольшие заторы, которые я привычно объезжал по правой скоростной полосе.
Несмотря на все прилагаемые мной усилия, на встречу я все-таки опоздал. Наскоро перекусив в местном кафе, мы отправились посмотреть город, в котором я последний раз был в 2008 году. Заодно посетили два Дацана, в том числе и Иволгинский, где я поговорил с Ламой о жизни, людях, да и самом Дацане в целом.
Выйдя от Ламы, заметил кружащую в небе большую журавлиную стаю.
А еще мне там встретился очень добродушный, и, судя по взгляду, хитрый, и, наверняка, неглупый пес.
Часов в семь вечера мы с Милой заехали на центральную площадь, где и расстались. Еще минут тридцать я выезжал из города на объездную.
Заночевать пришлось недалеко от населенного пункта с прикольным названием Бабушкин. День по километражу выдался совсем не результативным — пройдено вместе с поездками по Улан-Удэ и его окрестностям километров пятьсот.
Утром не спеша встал и поехал потихоньку в сторону Ангарска, где в обед должен был встретиться со своими родственниками.
Часов в десять проехал Култук. Остановился возле площадки на верхнем рыбном рынке.
Байкал отсюда выглядел впечатляюще красиво.
На рынке купил себе несколько еще дымящихся омульков горячего копчения по сотне за штуку. Рыбка оказалась просто обалденной. Заметил, что сколько бы я рыбы горячего копчения в своей жизни ни перепробовал, омуль для меня почему-то всегда оказывался вне конкуренции. Может, только у меня так?
Кроме рыбы, на рынке продавались кедровые орешки. Но размер их уж очень мелкий, наши больше в несколько раз. Хотя вкус у сибирских орешек даже очень ничего.
Этот пес охраняет верхний рынок.
Недалеко от Иркутска, когда я уже и думать забыл о плохой дороге, появился небольшой участок грунтовки, на котором активно велись дорожно-строительные работы. Думается, что сейчас он уже сдан в эксплуатацию.
А так я сумел обуться в темноте, и какое-то время даже очень радовал глаз окружающим.
К половине второго я добрался до города Ангарск, в котором провел три дня, успев за это время дважды побывать в Иркутске и его окрестностях.
Фотографировать достопримечательности в Иркутске, как и в Улан-Удэ, я не стал — здесь я бывал и раньше, поэтому старался запечатлеть эти города немножечко с другой стороны, снимая на свою камеру их разруху и запустение.
Понятно, что эти фотографии не будут здесь опубликованы.
Наверное, я выглядел точно так же, когда ко мне подошли два ФСБэшника, представились и вкрадчивым голосом поинтересовались, кто я такой, откуда, и что же я такого интересного снимаю в их славном городе Иркутске.
Пришлось им показать паспорт с пропиской и отснятые мной кадры, на которых были запечатлены, только старые, покосившиеся дома, да прогнившие лестницы, в общем — нищета, разруха и запустение города Иркутска. Им, по-моему, стало даже немножко обидно за свой прекрасный город. На вопрос, а что, больше в их городе поснимать нечего, мной были продемонстрированы кадры с бездомными животными, что, видимо, их окончательно добило, и я был с миром отпущен.
Кстати, ни одного нищего в этом городе я не увидел. Может быть, просто плохо смотрел?
Под Ангарском, далеко в стороне от федеральной трассы, мне на глаза попались какие-то антенны. На мой вопрос местным, что это такое, был дан четкий ответ, что это — самая обычная радиостанция. Хотя по мне, этот комплекс антенн что-то вроде радара, явно негражданского назначения.
В один из дней решил прокатиться до Листвянки, заехать на рыбный рынок и посетить этнографический музей «Тальцы».
Заодно по дороге заехал на мойку и помыл машину.
Под Листвянкой встретил интересный москвич-памятник, с рекламой местного СТО.
В самой Листвянке походил по берегу, сфотографировал корабли, и посетил местный рынок с рыбной и сувенирной продукцией
Навестил также местного рыбака, который день и ночь без устали ловит омуля в Байкале.
Купленные на рынке рыбки были продегустированы и получили от меня высший балл.
Очень интересная витрина с Пепси, особенно ее ассортимент. Видимо, с Пепси в этом магазине большой напряг.
На 29 августа была запланирована трехдневная поездка на Аршан. Отъезд был намечен на раннее утро, чтобы к обеду добраться до курорта. Утро не особо порадовало нас погодой, моросил мелкий противный дождик, температура была плюс семь градусов. Но отступать было некуда и на трех машинах мы двинулись в сторону Аршана.
По дороге остановились в Култуке на нижнем рыбном рынке, где взяли с собой приличный запас омуля.
Километров через пятьдесят остановились на перекус в красивом и обустроенном месте. Заметили возле нас невесть откуда взявшуюся бездомную и очень голодную собаку. Она была сразу же беспощадно накормлена, и минут через десять уже просто отворачивалась от предлагаемой ей колбасы.
По дороге решили, что сначала заедем на горячие источники в Жемчуг. Их посещение у меня особого восторга не вызвало. Выглядели они просто как большой бассейн метров пять на восемь, глубиной по пояс, в котором резвилось полтора десятка человек под упругими струями бившей из трубы воды. Под этой трубой была целая горка красивых минеральных отложений.
Мне даже показалось, что здесь при таком скоплении людей, ну, просто антисанитарные условия. Поэтому весь час, что там провели мои спутники, я находился на берегу, изредка щелкая фотоаппаратом. Попытки отвести меня к другим источникам после того, что я здесь увидел, были просто обречены на провал.
После источников, зашли пообедать в приятную кафешку, откуда уже выдвинулись в сторону Аршана.
Разместились в частной гостинице за четыреста рублей с носа. Я за эти деньги жил один в двухместном номере. Все было чисто и аккуратно, ванная и санузел были в идеальном состоянии, бойлер всегда был готов выдать очередную порцию горячей воды.
Под вечер пошли прогуляться вдоль местной речки Кынгарга. В начале лета по ней прошел сель, который смыл несколько домиков и часть местных достопримечательностей. Этого мальчика утащило далеко вниз по течению, где его нашли спустя пару месяцев. При нас закончилась его установка на прежнее место и подключение к минеральному источнику.
На этом снимке вода еще не дошла до кувшина, и он совершенно сухой.
А здесь она уже начала литься тонкой струйкой.
На следующий день, весть о восстановленном мальчике облетела весь поселок, и возле него было просто не протолкнуться.
Под вечер я наготовил мяса к столу, за которым мы отметили наш приезд на Аршан.
Утром погода начала улучшаться, стало заметно теплее. Я решил побродить по окрестностям, а заодно и посетить местный дацан.
В лесу попадается множество каменных пирамидок — туриков.
Есть даже целая полянка с ними.
Не удержался, и тоже построил свой мегалит.
Навестил мальчика с кувшином. Ему уже успели надарить кучу монеток.
После обеда решил немножко подняться на гору, походить по лесу и посмотреть на местную природу.
Вскоре выглянуло солнышко и разогнало туман, закрывавший горы. Жить сразу стало веселее.
Вечером прогулялся ненадолго к водопаду, к которому через лес ведет узенькая тропинка. Местами она слишком близко подходит к обрыву, на дне которого течет горная речка Кынгырга.
Местная тарзанка, с которой любят сигать отчаянные туристы. Все хлипко и ненадежно. С такой я точно бы прыгать не стал.
А далеко внизу, под тарзанкой, бежит горная речка.
Вскоре показался первый водопад.
Спустившись к нему, обнаружил, что мостик, который раньше был возле него, исчез. Переходить через речку не стал, к тому же стал наползать туман, и сильно опустилась температура окружающего воздуха.
Камни возле водопада украшены наскальной живописью современных туристов. Неужели им не понятно, что эти надписи только уродуют такое красивое место. А оставленный мусор также ничего кроме отвращения не вызывает.
Вечером заехали в гостиницу, в которой также расположена очень хорошая баня.
После бани, поехали запускать небесные фонарики. Во избежание пожара, их запуск был произведен прямо с дороги, пролегающей среди огромного поля, в нескольких километрах от ближайшего жилья.
Было очень красивое зрелище, разноцветные шары плавно взмывали в небо и через несколько минут превращались в едва заметные точки, которые спустя еще какое-то время терялись на фоне звездного неба.
Из-за низкой температуры, которая была в эту ночь, были запущены не все шары. На улице был реальный минус, поэтому зубы от холода лязгали у всех участников этой церемонии.
Через час вернулись в гостиницу, и народ, постепенно отогреваясь, стал собирать на стол все то, что не было выпито и съедено с прошлой ночи, а я, одевшись потеплей, наскоро приготовил во дворе на решетке несколько порций мяса с помидорами.
Утро в день отъезда порадовало нас очень хорошей погодой. О тумане с облаками уже ничего не напоминало.
Эти фотографии гор сделаны с балкона гостиничного номера.
Заехали снова в Жемчуг, в понравившееся нам кафе, и в районе обеда выдвинулись в сторону Иркутска.
Горы остаются все дальше и дальше.
Неожиданно, прямо из поля, ко мне под колеса метнулась корова. Что ее заставило это сделать, для меня так и осталось загадкой. Стояла себе преспокойно в поле среди стада и в тот момент времени, когда я шел на обгон, она за секунду пробежала десяток метров мне наперерез и оказалась перед самым капотом. Спрятаться за другую машину я не мог, слишком большая была разница в скоростях. Смог лишь только немного притормозить, и тут, вспоминая подвиг Гастелло, решил идти на таран (шутка). В общем, чуть было не было. Вряд ли бы я тут обошелся простой заменой бампера.
Солнце светило прямо в объектив регистратора, поэтому вытащенный из него видеокадр кажется слишком темным.
До дому добрались часа за два с половиной и сразу же поехали на шопинг по супермаркетам, пополняя наши припасы новыми продуктами для завтрашней поездки на Ольхон. Всё, что было куплено, оставили в машине на стоянке.
Утром в первую очередь выглянул в окошко — погода радовала. Быстренько собрались и часов в семь утра выехали.
По дороге увидели деревеньку с красивым названием. Заехали. Немного там покрутились, пытаясь найти этнографический музей, но, в итоге, ничего не нашли.
Байкальская природа очень красива.
Подъехали к огромной стеле с гигантским орлом на верху.
Земля рядом с ним буквально усыпана деньгами. Радует, что местный народ очень воспитан и не сидит в ближайших кустах, наблюдая за каждым отъезжающим, чтобы сразу набить свои карманы монетками. У нас такое, думаю, не проканало бы.
Остановились около бродяги. С этого места открылся чудесный вид на Байкал.
Въехали в Сахюрту — отсюда ходит паром на остров Ольхон.
В очереди на паром были вторыми. Переправлялись на пароме «Дорожник». Проезд на нем абсолютно бесплатен как для людей, так и для автомобилей. В общем, самый настоящий коммунизм!
Штурман наблюдает за окружающей обстановкой.
На противоположном берегу стоит еще один паром — «Ольхонские ворота».
Дорога на острове — сплошная гребенка. Ехать по ней больше двадцати километров в час просто невозможно — машина, по моим внутренним ощущениям, при большей скорости начинает просто разваливаться.
На острове очень много дорог, часть из которых просто идут рядом с основной.
Глядя на то, что местные передвигаются в основном не по главной дороге, а по полевым, проложенным рядом с ней, решаемся тоже на них съехать. Обычная полевая одноколейная дорога оказывается укатанной до состояния асфальта. Наша скорость существенно возросла до восьмидесяти - ста километров в час. До Хужира долетели минут за пятнадцать-двадцать. Что удивительно, пыли вообще не наблюдалось ни за нами, ни за другими машинами.
Природа на Ольхоне была потрясающей. При своей простоте, окружающие нас пейзажи просто завораживали.
С дровами на острове большие проблемы из-за практически полного отсутствия лесов в его южной части. На севере — непроходимая для большинства обычных машин территория, да и костры можно жечь только в специально отведенных для этого местах. Но, дрова без проблем можно купить у местного населения в Хужире. Для нас же все было просто — у меня в машине всегда есть пара упаковок с углем и газовая горелка, для того, чтобы его можно было быстро разжечь.
Вдали показался самый большой населенный пункт острова — Хужир, и я моментально недалеко от него узнал знаменитую скалу Шаманку.
Зашли перекусить в приличное, на наш вид, кафе в центре Хужира. Нам принесли меню, и мы стали его с интересом изучать. Кафе, кстати, на рыбацкую тематику.
Меню, оказалось довольно разнообразным и не дорогим. Одна из страниц мне показалась интересной. Вполне очевидно, что местный люд забросал персонал этого кафе расспросами про Фетучини до такой степени, что те просто заменили их на обычные макароны. Все это напомнило мне знаменитое Дефлопе с Крутоном из фильма «О чем говорят мужчины».
Свою машину перед поездкой я обклеил со всех сторон по низу светоотражающей пленкой, которая в темноте делает автомобиль хорошо заметным с расстояния метров трехсот. Выглядит, конечно, не очень, зато уже точно никто не въедет. К тому же, она легко снимается.
Домики на острове недорогие — 400 рублей в сутки (в сезон ценник составляет 600 рублей). Базы были пустынны, и я за такую смешную сумму в одиночку жил в двухместном номере.
Утром поехал на экскурсию по острову на УАЗике. Экскурсия недорогая — всего 700 рублей за семичасовую поездку по северной части острова. Изначально хотел ехать на своей машине, но вовремя передумал, о чем ни капельки не пожалел. Да и проехать там, как оказалось, можно было только на вэдовой или же просто высокой машине.
Прикольная скала «Лев» или, как некоторые ее называют — «Пушкин».
Тут же обитает очень натуральный каменный «Крокодил».
Проехали сквозь прикольную зеленую арку.
Остановка для выписки разрешения на посещение северной части острова.
Для стеснительных в лесу стоит домик.
По Байкалу ходят белые барашки.
По этому песку моя машина точно бы не прошла, да и в других местах высота колеи была такой, что моя машина просто бы села на брюхо.
После дождя в этом лесу проедет не каждый джип, про паркетники я вообще молчу. По фотографии все кажется просто — ровная дорога с неглубокой колеей. Вживую же все выглядит иначе.
Периодически встречались группы туристов с огромными и не очень рюкзаками.
Добрались до группы скал «Три брата». Первая скала мне почему-то напомнила женщину.
А вторая — старика с огромной бородой.
Добрались до мыса Хобой. Маленькие точки на верху скалы — это фигурки людей.
Забрался на скалу с дырочкой. Оказалось, что это не так уж сложно и опасно. Улететь вниз можно, но только если очень и очень постараться.
Монетки на этом острове лежат везде, в том числе и у достопримечательностей мыса Хобой.
Очередной жертвенник.
С самого кончика мыса открывается потрясающий вид на оба берега острова Ольхон, который делит Байкал на два моря — Малое и Большое.
Пока гулял по мысу, наш водитель уже приготовил нам вкусную уху.
Это площадка на мысе Хобой, где останавливаются все автомобили. Дальше ехать нельзя.
На обратном пути заехали на «Скалу любви».
Посетили гидрометеостанцию «Узур» в одноименном поселке.
Пару раз искупался в Байкале, забыв при этом на пляже свои японские часы, которые служили мне верой и правдой много лет. Значит, вернусь сюда еще… Все не так уж и плохо!
Это наш водитель. Мне, кстати, досталось самое удобное для фотографа место — на пассажирском сиденье рядом с ним. Фотографировать на ходу было очень удобно.
Еще один одинокий турист.
Местная библиотека в крошечном поселке из десятка домов. Здесь есть даже Интернет!
Снова ужасная гребенка.
После экскурсии сходил на скалу Шаманка. Очень красивое место. Но это если слишком близко не подходить. Наши туристы, как всегда, изгадят все надписями и не забудут при этом оставить после себя кучу мусора.
Вечером снова жарим шашлык.
Последний день на острове выдался пасмурный, поэтому фотографий почти не делал. Главное, что дождя не было.
Склоны на острове во многих местах украшают надписи, сделанные при помощи круглых белых камней, поднятых с берега Байкала почти на самый верх.
Наши соседи по домикам были очень удивлены тому, как мы смогли забраться на самый верх горы на моей машине.
Нашел череп какого-то мелкого грызуна.
На паром подъехали к обеду, застав большую очередь. Но наши опасения по поводу того, что не сможем все вместиться на ближайший рейс, были напрасными.
Паром с острова ушел недогруженным — на нем смогли бы разместиться еще как минимум три легковых автомобиля.
На обратном пути решили заехать на соленое озеро, которое приметили несколько дней назад — еще по дороге на остров.
Это белые кристаллики, надеюсь, что соли, а не удобрений. Пробовать их не стал, вдруг козленочком стал бы.
Когда ходили по берегу озера, заметили у самой воды какое-то движение. Подошли поближе и увидели запутавшуюся в леске и веревках птицу. Когда присмотрелись, то поняли, что это дело рук какого-то недочеловека. Леска, по ощущениям, была пропущена прямо сквозь голубя. Плюс еще к лапке были привязаны здоровенные плоскогубцы, не позволяющие голубю перемещаться дальше полуметра от них. Стали потихоньку освобождать голубя. Сначала отрезали веревку с плоскогубцами. Потом стали распутывать леску, которая была наполовину скрыта под перьями. Последними освободили крылья, на которые было накинуто что-то наподобие уздечки.
Голубь освобожден и спокойно сидит на руке.
Легкий взмах рукой, и птица улетает, описав возле нас полукруг.
В общем, не зря мы свернули к этому озеру.
На следующий день, четвертого сентября, я уезжал домой, во Владивосток. Ехать планировал не спеша, делая по тысяче километров в день.
Судя по цифрам, довольно серьезный спуск.
По дороге встретил земляка, Александра, если не ошибаюсь. Он уехал из Владивостока еще в мае, а возвращается в сентябре. Проехал за это время более тридцати тысяч километров. Взаимное фото под Култуком на память, и в путь…
Ремонтируемые дороги покрыты гудроном, который налипает на колеса машин очень толстым слоем.
Если потом проехать по обочине, то получается самый настоящий кекс.
Шанхай, это оказывается в России.
Попались еще парочка красивых названий.
Опять не смог проехать мимо и не остановиться.
ЛЭП на подъезде к Улан-Удэ.
Понравились тоненькие светофоры на светодиодах в Улан-Удэ. Они выглядят очень стильно и аккуратно.
И еще парочка оригинальных указателей.
Попалась необычная береза.
Не редки были лесные пожары, очаги некоторых из них находились прямо возле дороги. Один раз где-то бушевал настолько сильный пожар, что густой смог окутал трассу километров на тридцать. Видимость была не более тридцати метров. Скорость упала в разы, а фары встречных автомобилей практически внезапно появлялись из этого «тумана». Дышать, по мере продвижения, становилось все труднее, при этом в голове часто мелькала мысль — А не хуже ли в той стороне, куда я еду? Хотя, если бы там было все так ужасно, то, думаю, водители встречных машин, меня как-нибудь, да предупредили бы.
После пожаров остается только мёртвый лес и выжженная земля.
Еще когда ехал в Иркутск, обратил внимание на реку со странным названием Бурятские Норты, но не придал этому никакого значения — мало ли какие Норты бывают в Бурятии.
А вот когда немного дальше мне попались Русские Норты, тут уже я основательно стал копаться в своей памяти, безуспешно пытаясь найти ответ на свой логичный вопрос. Может, Вы знаете ответ на него?
Проехал за день, как и планировал, тысячу километров, ночевал прямо в поле, неподалеку от Читы.
Перегон двух пожарных машин на восток.
Попалась речка с красивым названием.
Слишком много останавливаюсь для фотографирования, поэтому меня периодически обгоняют старые знакомые.
В этом месте был очень большой провал, перепад высот, на вид, был метра полтора-два.
Как поет Михаил Боярский — «Прорастают цветы сквозь асфальт…»
В общем, жизнь есть даже на дорогах.
Это тот самый значок, которым обозначаются непонятные возвышения среди тайги.
И снова та самая часовня, к которой я подъезжал по дороге в Иркутск во время дождя. При ярком солнечном освещении смотрится очень красиво.
Иногда две встречных полосы оказываются намного лучше, чем своя, по которой положено ехать.
На обратном пути опять обратил внимание на горку с крестом. И в очередной раз поразился способности наших людей буквально закапывать ненужные деньги в землю. Интересно, а по документам, как это сооружение проходит. И сколько же на него списано денег по бумагам и в действительности.
Как говорится, не зря в наших школах учат, что «жи» и «ши» нужно писать с буквой «Ы».
Очень мне нравится название Ерофей Павлович.
Итог дня: пройдено полторы тысячи километров. График движения чуть перевыполнен. Можно и сбавить темп.
Очередное утро в дороге — на небе ни облачка.
Зачастую дорога позволяла разгоняться до неприличных скоростей.
Интересно, а во что превратились бы манекены, если на такой скорости изготовители автомобиля захотели бы провести краш-тест? Что-то мне подсказывает, что на скорости порядка пятидесяти метров в секунду они просто-напросто испарились бы из салона вместе с ним, а от машины, наверное, остался бы только багажник, да и то, под очень большим вопросом.
Чем ближе я подъезжал к Хабаровску, тем больше окружающая меня природа становилась, скажем, более обычной — той самой, к которой я уже за много лет давно привык. Но всё равно иногда что-то меня цепляло, и я делал небольшую остановку, чтобы сделать пару кадров.
Периодически я попадал в странный дождь, который шёл четкими полосами. Можно было, как в этом случае, остановиться на сухом месте и наблюдать, как буквально в пяти метрах от тебя льет как из ведра. А еще метров через пятьсот дорога уже совершенно сухая.
Опять на глаза попалась горка непонятного назначения.
Ну, чем не дорога в небо? Даже разметка есть...
Пройдено 9 999 километров и 900 метров с начала путешествия.
Ночевать остановился там, где силы меня покинули — неподалеку от Кировки. Эти последние сотни километров до Владивостока мог бы преодолеть и к утру, но я никогда не веду машину, если меня, пусть хоть и немного, но начинает тянуть в сон.
Понравился знак на заправке под Кировкой, что-то вроде — Осторожно! Подводное чудовище! Засасывает до смерти!
Очень красивое голубое ромашковое поле под Спасском.
Надеюсь, что фотографии из этого отчета позволили вам хоть на чуть-чуть вернуться в уже до боли знакомые по вашим прошлым путешествиям места, а может, кого-то даже и сподвигли на свою первую дальнюю поездку.
Теперь немножко статистики: пройдено 10 600 километров, спалено 980 литров топлива, истрачено на все около шестидесяти тысяч рублей. Средний расход составил около 9,2 литра на сто километров. Для этой машины — это довольно большой расход. Но если учесть, что из восьми тысяч фотографий, привезенных мной их поездки, непосредственно в дороге я сделал около трех с половиной тысяч снимков, останавливая для каждой фотосессии свой автомобиль на обочине, а затем, с ноля, разгонял его снова до сотни. Как известно, в момент разгона автомобиль потребляет ну очень много топлива — до пятидесяти-семидесяти литров на сто километров. А таких остановок на дороге для съемок было очень и очень много.
Да, чуть не забыл — заплатил два штрафа наличными по пятьсот рублей за превышение скорости на тридцать километров в Еланцах и на девяносто километров в Жемчуге.
Конечно, за девять дней не удалось посетить то, что изначально было запланировано — Этнографический музей в Улан-Удэ, Кругобайкальская железная дорога, Тальцы и многое другое. Но и без этого, моя программа вышла очень плотной и насыщенной.
Сейчас, по прошествии почти полугода, в голове зреет мысль о новом автомобильном путешествии, рассматриваются варианты Горного Алтая (лидер), Мурманской области и, как ни странно, Колымы. Но эта поездка, скорее всего, будет уже на другом автомобиле, и по воле обстоятельств, не в этом году…
В общем, всем спасибо! Удачи на дорогах!