|
Привет всем читателям моего отчёта! Летом 2013 года сбылась наша мечта познакомиться с долиной реки Чулышман, одним из самых красивых и величественных мест, где мне доводилось бывать. И пусть пишут разное про Алтай, Чулышман и перевал Кату-Ярык, скажу одно — побывать здесь стоит!
Побывав на реке Шинок (читайте «Водопады на реке Шинок. Алтай. Июль 2012. Toyota Funcargo»), следующим летом мы запланировали путешествие в долину Чулышмана.
Всё началось с чтения различной информации, отчётов туристов, просмотра фото и видео. Был разработан маршрут: Кемерово — Белово — Новокузнецк — Кузедеево — Бийск — Акташ (это по асфальту за световой день, в Акташе ночёвка), далее Улаган — Кату-Ярык — место впадения р. Чульча в р. Чулышман.
Потом самое главное: пеший поход на Каменные грибы и водопад Учар. Протяжённость автомаршрута 2000-2200 км, пешего — 25-30 км, времени в запасе — 1 неделя.
На карте автомаршрут от Бийска до конечной точки показан зелёной линией.
Пеший маршрут показан светло-зелёной линией. Зелёной точкой — место палаточного лагеря.
Маленькое отступление для тех, кто всё знает и кому надоело читать про Алтай: не критикуйте, многие начинающие автотуристы ждут именно таких рассказов о простых маршрутах и желательно с картами и цифрами. Сами такими были…
Ехать планировали вдвоём с другом на одной машине. Если в прошлом году с семьями на Шинок ехать не получалось, как я писал в том отчёте, то в этом году сложилось так, что мы оба стали одинокими и бессемейными. Не знаю, хорошо это или плохо, но вернёмся к путешествию…
Так как у нас автомобили легковые, внедорожники нам не нужны для повседневной езды, а ехать в долину Чулышмана спокойнее, когда есть 4WD, пониженная передача, блокировки и хороший дорожный просвет, я решил что-нибудь на время приобрести и после поездки продать.
Потом был непростой выбор транспортного средства по критериям:
В итоге, по нашему мнению, победила Нива ценой от 80 до 100 тысяч, в бодром крепком состоянии, сделанная в СССР, без всякого тюнинга и доработок. Как-то решилось, что это лучший выбор, чем Шеви-Нива, Террано, Эскудо и УАЗы по соотношению всех критериев.
Определившись с моделью и ценой, был подобран и куплен авто — 1992 г.в., оливковый, 4- ступенчатый, карбюраторный, в почти отличном техсостоянии.
Проведена ревизия агрегатов, устранение недостатков, затем пробные поездки по пересечённой местности на одной машине и в компаниях. Был момент, когда тянули Патриота, пытавшегося проехать через болотце вслед за Нивой. Не вытянули, тяжёлый, сел глубоко и закопался на своей грязевой резине. Причём самое смешное, что я мог на Ниве практически вокруг него ездить! В итоге домкратили, подкладывали доски и вытянули двумя Нивами с помощью лебёдки.
До этого я ездил на задне- и переднеприводных автомобилях. Российских и японских. Нива у меня первая из 4WD. От её проходимости после легковых машин поначалу я был в восторге, едет она там, где вроде и не должна: дорога после тракторов, канавы с грязью, крутые скользкие склоны, трава высотой с машину. Привык и освоил её быстро. Да, у Нивы много разных недостатков — вибрации, слабый прожорливый двигатель, живущая своей жизнью электрика, но достоинств тоже немало, это настоящий проходимец с большой буквы! Одни бампера, лёгкие и прочные, чего стоят в сравнении с современными внедорожниками! А её короткая база и небольшой вес! А цена! Не зря Ниву считают одним из лучших внедорожников во всём мире.
Куплены по случаю очень недорого сиденья от Матиза, передние поставили, задние сняли вообще — у Нивы багажника почти нет. Салончик стал поуютнее. Панель у старой Нивы удачная: тихая, мягкая, крепкая, печка отлично греет.
Закрепил огнетушитель, аптечку, нож, «Рефтамид» от кровососущих, диодный светильник, видеорегистратор, навигатор, FM-модулятор, футляр для очков. Машина за 90 тысяч рублей и шуруповёрт в руке дают волю фантазии!
Под капот уложены домкрат, три троса, проволока, баллонник, компрессор и кусок доски, под переднее сиденье помещены топор, две лопатки и пила.
Взяты две алюминиевые и две пластмассовые экспедиционные канистры с бензином, каждая по 20 л.
Из палочки для шашлыка сделан «кондиционер» по-русски, чтобы на скорости от потока воздуха не отклонялась форточка. Форточка очень удачная и продуманная конструкция, зря потом от них отказались на ВАЗе.
Взяли небольшую палатку, матрас, стульчики, канистры под воду, бензопилу, ещё один топор, инструмент, моторное масло, свечи, ремень и др. для машины. Еду, водку, зимнюю и летнюю одежду и обувь, спиннинг, газовую плиту, газовую горелку, баллоны, фонари, фотоаппараты, атлас и разную мелочёвку. Укрыли весь груз плащ-палаткой, закрепили. Сделали шторки на стёкла. Большой плюс Нивы ВАЗ-2121 — высокий борт багажника, пользоваться не очень удобно, зато ничего не вываливается из машины.
Теперь два старых добрых друга готовы к путешествию на старой доброй Ниве.
Выехав с ранья, к 12 часам дня оказались в Бийске. Пройдено 473 км. Первые два вывода: Нива кушает неприлично много по трассе; дорога из Кузбасса на Бийск через Кузедеево—Ельцовку раздолбанная и утомляющая. В Бийске докупили продуктов. Проезжая мимо Сросток, заехали на гору к памятнику Шукшину. Купили медовухи, поели, заправились и двинули дальше.
В 18:30 заехали на Семинский перевал, пробег 710 км. Нива шла тяжело, 2-3 передача, 40-60 км/час. Фанкарго у меня залетал туда 80-90 на третьей передаче. Хотя за нами шёл Кашкай, так и не смог нас обогнать, тоже задыхался.
Проехали перевал Чике-Таман, делали остановку на берегу реки Ильгумень. Виды природы поражали своей красотой, скорость Нивы 90-100 км/час позволяла любоваться окрестностями.
Описывать достопримечательности Чуйского тракта не буду, в Интернете достаточно и отчётов и фотографий, наша цель — Чулышман, Каменные грибы и водопад Учар.
Время 22:40, пробег 917 км. Остановка вблизи АЗС в п. Акташ. Встали на ночлег, поели, выпили сростскинской медовухи (не супер, но пить можно), разложили матизовские сиденья и пытались уснуть, что вскоре и получилось.
День второй, 8 часов утра. Подъём, заправка на этой АЗС 20 литров 80-м бензином, на котором Нива вообще перестала ехать в подъёмы, приходилось даже переключаться на пониженную в раздатке. По мере расходования отвратительного акташского бензина, доливали нормальный из канистр. Нива шла всё лучше и лучше.
Сделали остановку у Красных ворот.
Красивое место. Только есть дегенераты, исписавшие своими ручонками такую красоту.
Проехав немного, остановились на берегу Чибитки, умылись, позавтракали. Время 9:20, пробег 938 км.
Улаганский хребет красив со своими заснеженными вершинами, а вот Улаганский перевал загадили горе-туристы, даже выходить из машины было противно.
Немного не доезжая Кату-Ярыка есть довольно затяжной перевал, с верхней точки которого открываются прекрасные виды.
В этот подъём машины идут тяжеловато. Догнали и обошли колонну Шеви-Нив, которые еле ехали, грелись, а потом на вершине перевала остужали двигатели.
Старушка Нива-2121 и не думала закипать, правда, температура поднялась тоже, но не критично, обошлись без открывания капота, включенной на 5 минут печкой, и стало опять 90°. Сфотографирована самая высокая температура за всю поездку.
На спидометре пробег 888 км, это от Белово, от Кемерово — 1010 км, до Кату-Ярыка — 12 км.
Вот кто ещё перегревался, так это велосипедисты. Возвращались они со стороны Кату-Ярыка. Некоторые просто шли и катили велосипеды. Можно только позавидовать их мужеству!
Время 13:20. Перевал Кату-Ярык.
Вид сверху на долину реки Чулышман просто обалденный! Захватывает дух и идут мурашки по коже от такого величия природы. Смотришь на летящих птиц сверху, а река, деревья, домики и машины с 600-метровой (или 800 - по разным данным) высоты кажутся очень мелко нарисованными в красивой книге! Настоящий каньон из фильмов про Америку, индейцев и ковбоев! Сразу представляешь, что тысячи лет назад в этом месте стремительно несла свои воды мощная полноводная река, заполнявшая всё ущелье! Ребята, это надо увидеть самому хотя бы раз в жизни!
Но спуститься вниз нам сразу не удалось. Перевал закрыт до 17 часов. Дорожные работы.
По перевалу ходит техника, ровняет дорогу. Некоторые туристы спускаются пешком вниз. Наверху скопилось около 20 машин. Дорога вырублена в склоне горы и со смотровой площадки кажется сумасшедшей крутизны, настораживает и немного пугает водителей, едущих здесь впервые.
Мы закипятили чаю, поели булочек, купленных в Улагане. Вкусные и свежие. Капот и передний бампер Нивы подходили для таких перекусов.
Пообщались с интересным человеком, известным путешественником-одиночкой Геннадием Шатовым, себя он называет Философ. Приобрели у него за 500 рублей его книгу «Философия кругосветки» с автографом. Он постоял немного на вершине перевала и поехал обратно, спускаться не стал. С его слов фургон, на котором он путешествует, буксует, даже если просто поss@ть под колесо.
Потом немного прошлись по перевалу, крутизна и длина спуска были всё-таки непривычны!
Время 17:20. Перевал открыли, к этому времени одна треть машин уехала обратно (почему-то сдались и те Шеви-Нивы, которые грелись), остальные стали спускаться.
Наряду с внедорожниками успешно шла и вазовская девятка.
Подождав немного, поехали и мы …
Само качество дорожного полотна в этот день было неплохое (конечно, относительно). Дорога от Улагана до Кату-Ярыка была хуже.
Спускались медленно: на пониженной в раздатке и на 1-2 в коробке, тормозами почти не пользовался. Некоторые машины, спускавшиеся поначалу быстрее, останавливались в поворотах и пропускали нас, мы ехали без остановок.
Сидя за рулём, я видел только дорогу, объезжал камни и глубокие канавы. Другу повезло больше, он любовался долиной и иногда, когда, объезжая препятствия, я подъезжал к краю обрыва и до пропасти оставалось метра два, он даже ловил немного адреналина.
Одна семья спускалась на Демио, снизу шли два внедорожника: Тойота тянула неисправную Мазду на верёвке.
Вот и показался последний из девяти участков перевала, самый затяжной и крутой.
Пассажирам ехать интереснее, чем водителю, ещё раз повторюсь, такие виды с обрыва местами …
Есть участки, где с одной стороны отвесный склон горы, дорога шириной 2,5-3 метра, а с другой стороны бортик из камешков метр в ширину и полметра в высоту и сразу резкий обрыв на несколько сотен метров.
Внизу стояла очередь на подъём. Справа внизу видны камни, скатывающиеся иногда со склона.
Спустившись, мы поспешили дальше. Впереди до слияния Чульчи и Чулышмана было чуть больше 30 км, но ехали мы их 2 часа.
Несколько раз останавливались, выходили из машины, любовались природой. Солнце садилось, и в долине быстро темнело.
Чулышман менял свою ширину и скорость течения, но всегда был красив.
Вот эта гребёнка (на фото ниже) вытрясала всю душу и из нас и из Нивы. Иногда снижали скорость до 5 км/ч. Хорошие внедорожники (Тойоты, Лексусы) и даже наши УАЗы-Патриоты шли гораздо быстрее.
В особо интересных местах спускались к реке. Шум воды очень приятен на слух, успокаивал и отвлекал от мирской суеты, вибраций и шума нашего чудо-автомобиля.
Чем ниже садилось солнце, тем выше была граница его падающих лучей на горах.
Количество водопадов поражало. Сразу вспомнил водопад Корбу, на который возят туристов из Артыбаша по Телецкому озеру, вот где развод «лохов»! Здесь таких «корбу» десятки, и они в несколько раз больше по размерам, мощнее и красивее! При этом здешние водопады, как правило, безымянные и не претендуют на известность и посещаемость.
Кое-где мы не могли удержаться и ходили пешком, смотрели природные достопримечательности долины.
В одном месте дорога примыкает вплотную к отвесной скале, высотой, наверное, около километра, а с другой стороны бежит и шумит Чулышман. Это одно из самых красивых мест, виденных мною! Смотришь вверх и захватывает дух…
Тем временем, мы подъехали. 19:30, пробег 1055 км. Стоянка напротив Каменных грибов.
Палаточный лагерь держит семья алтайцев. Туристов на момент нашего приезда было человек 12-15, стояло 3-4 палатки и 4-5 машин; есть несколько простеньких домиков. Всё тихо, спокойно, берут 50 рублей в сутки с человека со своей палаткой, в домиках вроде 300 с человека, здесь же и переправа на тот берег, цена не меняется из года в год — 500 рублей. Дров нет. Есть деревянные очень приличные туалеты. Вода берётся, как в других подобных местах прямо из реки. Берег — песок и камни, камней много. Нас всё очень даже устроило, поставили палатку, поужинали. Вид от палатки был прямо на Грибы. Говорят, что до них 4 км от переправы, в бинокль видно хорошо. На фото ниже они в самом верху над машиной и чуть левее. То, к чему мы и стремились!
На следующий день мы продолжили обустройство лагеря, походили и поездили по окрестностям, отдыхая от 1000-километровой поездки на «комфортабельной» Ниве.
Проблему с дровами решали, собирая ветки деревьев по берегам Чулышмана, потом нашли пару засохших деревьев, напилили их, сложили в машину.
Недалеко от нашей стоянки увидели в реке ствол сосны, прибитый к камням течением. Решили, что не пропадать же добру, связали три троса и вытянули это бревно на берег.
Также на тросе притащили бревно к лагерю. Четыре дня мы его пилили, кололи и жгли, так и не сожгли, 1/3 потом оставили соседям.
Ездили купаться подальше от лагеря. Ниже снимок, который я назвал «Кузбасский Йети на Чулышмане». Друг, прости!
Это место между слиянием Чульчи и Чулышмана и деревней Коо. Лошадки щиплют травку. Здесь ширина долины не меньше 5 км.
К вечеру внезапно пошёл дождь. Доваривали кашу, ели и пили чай под дождём.
Тучи спускались прямо в долину, до середины гор.
На следующее утро дождя не было, трава подсыхали. Мы продолжали бродить по окрестностям, сходили к горе напротив стоянки. Вид на неё от противоположной стороны долины.
Здесь на фото просто красивые пейзажи долины реки Чулышман.
Попробовав половить хариуса, познакомились с соседями, пообщались.
Люди в таких местах становятся добрее, душевнее что ли. Понимаешь, что все люди-то одинаковые, просто в городах некоторые важничают, пыжатся чего-то, пытаются быть «крутыми», создают сами себе ложные ценности и к ним стремятся — карьера, должности, деньги, дорогие машины, красивые, но тупые и алчные любовницы и их шубы. На самом деле человеку это совершенно не нужно для счастья. Жаль, что многие этого не понимают. Кто не понимает — приезжайте в долину Чулышмана, поживите месяц, останьтесь наедине с самим собой, со своими мыслями или с лучшим другом, любимой женой, детьми. Уедете другим человеком, это точно. Здесь нет сотовой связи, Интернета, но есть природа, наша мать — Земля, а мы её дети, и все мы — родственники, и нечего нам делить. Нужно жить и радоваться жизни, каждому её мгновению…
А это чулышманский августовский хариус.
Он же, но в слегка поджаренном виде на решётке.
Поужинав хариусом, ложимся спать. Завтра сложный день — почти 30-км поход, сначала на Грибы и потом сразу к Учару.
Подъём в 6:30. В 7:30 алтаец-лодочник переправил нас на правый берег Чулышмана. Помня наш прошлогодний поход к водопадам на реке Шинок, в этот раз мы подготовились основательно. У каждого было: нож, фотоаппарат, спички, фонарь, непромокаемый плащ, перчатки, запасные носки. Питание полноценное: 1,5-литровая бутылка с чёрным сладким чаем, молочный коржик, по банке сайры и паштета, сало, хлеб чёрный и белый, конфеты, Сникерс, чай в пакетиках. На двоих — аптечка, бинокль, металлическая большая кружка и сухое горючее (кипятить чай), Рефтамид, плащ-палатка. Всё это было сложено в солдатские вещмешки. В принципе, мы были готовы заночевать в пути.
Подъём к Грибам крутой, но не длинный, интересный. Чем выше поднимаешься, тем красивее вид на изгибы и острова Чулышмана и ближе Грибы!
Грибы всякие разные, большие и маленькие, толстые и худые…
Со шляпками и без них.
Высота некоторых была с трёхэтажный дом.
Были и огромные шляпки на довольно тонких ножках.
В «зарослях» Каменных грибов много проходов. Это позволяет облазить и осмотреть их подробно.
Некоторые грибы напоминали застывших древних каменных рептилий.
Было видно, как образуются эти удивительные творения природы. Вода вымывает песчаник вокруг более твёрдых камней, и с течением времени получается такой гриб со шляпкой. Он растёт-растёт, и, наконец, шляпка падает с истончившейся ножки. Но это не беда, вокруг много только начинающих «расти» каменных грибов. На наш век хватит.
На склонах горы много можжевельника, от которого исходит приятный запах.
Слева вид на устье реки Чульча, виден дом алтайца, который ревностно относится к земле, на которой он живёт и не любит таких туристов, как мы.
Справа вид в сторону деревни Коо, расположенную вдалеке, и ферму, недалеко от спуска с горы.
Полюбовавшись Каменными грибами, спускаемся. Впереди ещё путь существенно больше 20 км — поход на водопад Учар и обратно. С высоты очень интересно смотрится наш лагерь и Нива, ожидающая нас из похода (на фото справа внизу).
Вещмешки мы, естественно не тащили с собой на Грибы, а спрятали недалеко от переправы. Вернувшись к ним, слегка перекусили и пошли вдоль Чулышмана по правому берегу против течения к устью Чульчи.
Вот дом того алтайца и зловещая надпись на щите.
Мы решили следовать его указаниям и пошли вдоль Чулышмана против его течения до самого устья Чульчи. Удлинив тем самым путь, наверное, километра на три.
Вдоль Чульчи к Учару слетал вертолёт. Кому-то показывали эти красоты с высоты.
Ну, а мы, встретив по пути сотрудника заповедника и оплатив ему символическую сумму, пошли по незабываемой горной тропе по правому берегу Чульчи. Вокруг была жуткая красота, река шумела, извиваясь струями на камнях.
Раза четыре путь преграждали ручьи, которые водопадиками стремились с хребта в Чульчу.
Переправы были налажены. Вброд переходить ничего не надо. Идём сухие.
По пути встречаем немногочисленных туристов, возвращающихся от Учара. Кружком обведена одна такая группа. Правда ведь, совсем другие масштабы, чем кажется сначала на фотографиях?
Это одна из переправ. Веревка дает уверенность, хотя если не спешить, можно пройти и не держась за нее.
Пройдено километров пять от слияния Чульчи и Чулышмана, и вот показался Учар. Но рано радоваться, до него практически два часа ходьбы.
Но мы не останавливаемся, идет и идем. Водопад почти всегда на виду, но приближается очень медленно.
В одном месте тропа раздваивается, и мы решаем идти по нижней. Благополучно спускаемся к Чульче и дальше хода нет.
Отдохнув и полюбовавшись грохотом горной реки, решаем не возвращаться назад по нижней тропе, а взять штурмом метром двести, предположительно отделявших нас от верхней тропы. Однако это чуть не стоили нам утраты трудоспособности! На крутом участке мы, горе-альпинисты, сорвались и вместе с камнями поехали прямо в реку. Ободрав руки и животы, зацепились на кустарник, передохнули и все-таки поднялись на верхнюю тропу. Силы были на исходе, но Учар был все ближе и ближе.
Встречалась разная мелкая живность.
Вот и переход по стволу дерева через протоку Чульчи. До водопада рукой подать!
Но оказалось, что близко к нему не подойти, воды в этом году много, река полноводна. Зато грохот, столбы водяной пыли, журчание были со всех сторон!
Фото на память, и пора в обратный путь. Вечереет.
Плотно поужинав, искупавшись неподалеку от водопада, выдвигаемся к лагерю.
Не хочется уходить. Переход вдоль Чульчи не уступает по красоте самому Учару.
Опять та самая переправа, и скоро водопад скроется из виду. До лагеря примерно километров восемь.
Нас очень выручала металлическая кружка, привязанная к вещмешку. Из нее мы и пили и охлаждали голову и лицо.
Добрались до лагеря в полной темноте. Лодочник нас не бросил, пять минут крика и свиста, и он вышел за нами на своей моторной лодке.
Весь следующий день был посвящен отдыху ногам.
Вечером следующего дня облака спустились в долину. До них было метров 200, а местами и меньше, казалось, что еще немного и они лягут на землю, окутав все плотным туманом.
Заварили чай из трав и плодов шиповника, собранных по дороге к Учару. Чай на костре, да еще и в котелке!
Пробное фото звездного неба.
А это не НЛО, а искры от костра, запечатленные при большой выдержке затвора фотоаппарата.
Ну, вот и настала пора собираться в обратную дорогу. Облака все еще лежали в долине.
Отремонтировав немного ходовую часть проволокой и молотком, мы готовы к возвращению на родину.
Подъехали к Кату-Ярыку. Машин мало, дорога на перевале хуже, появилось много ям, и покрытие слегка влажное — накануне шел мелкий дождик.
Фото у подножия, и — полный вперед!
Пониженная, блокировка, 1-2-я в коробке.
Нива уверенно ползет вверх без остановки.
15 минут — и мы наверху.
Любуемся долиной.
С высоты птичьего полета.
А это фото строящегося нового перевала — спуска в долину Чулышмана, более пологого и безопасного.
Обратная дорога заняла два световых дня и ночевку на вершине Семинского перевала. Спали в машине, вокруг было снеговое облако, которое не хотело уходить. Вышел ночью из машины — а там около ноля градусов и мелкие снежинки медленно витают. Август месяц!
Для любителей Нивы — зависимость скорости от оборотов коленвала на 4-й передаче.
Максимальный рекорд — 120 на спидометре, 117 на навигаторе.
Проезжая мимо деревни Полковниково, заехали в музей. Смотрите фото.
Подводя итог путешествия, скажу, что это была незабываемая поездка. 2200 км на вибрирующей, пожирающей бензин на асфальте тихоходной Ниве, которая на бездорожье едет очень неплохо, виды долины Чулышмана, Учар и особенно Каменные грибы запомнились надолго. Прошло полтора года, как я пишу отчёт, а в памяти грохот Чульчи, шум Чулышмана и ходящие ходуном рычаги Нивы, советский запах салона автомобиля из глубины 20-го века.
Расход бензина средний за поездку — около 12 литров на 100 км.
Нива после поездки была благополучно поменяна на Тойоту Кариб, который был продан. Все потраченные на русский джип деньги вернулись с точностью практически до тысячи рублей.
Вот вроде бы и всё! Если что забыл — допишу в комментариях.
Спасибо всем, кто дочитал моё творчество до конца!