Путешествие в "Затерянный мир" или "Операция "КроКус" (17-29 августа 2003 г.)

23.10.2007 | 12552 просмотра

Автопробег по маршруту Омск – Новосибирск – Бийск – Горно-Алтайск – Акташ – Улаган – южная оконечность Те-лецкого озера – Улаган – Кош-Агач – Ташанта - Омск

Будем знакомы

В "багаже" нашего экипажа, состоящего из трех человек – Сергей, то есть я, жена Светлана и сын Игорь - к данному моменту имелось уже около десятка серьезных (более пяти тысяч километров) автопробегов. Столько же наберется менее продолжительных, но более сложных по другим параметрам. Поэтому мы вправе, наверное, считать, что опыт автотуризма имеем довольно значи-тельный. Основным и любимым нашим направлением до недавнего времени была Средняя Азия. К сожалению, 2001 год стал последним, когда мы пересекали границу России. Беспредел, творимый на дорогах и около них представителями всевозможных и невозможных организаций и структур, объединяемых одним общим инстинктом – страстью к чужим деньгам – вынудил нас отказаться от планов вновь увидеть красоту гор и рек Киргизии, архитектуры Самарканда и Бухары, ледников Таджикистана и бескрайних казахстанских степей. Бессменным и крайне надежным средством пе-редвижения во всех наших путешествиях была вазовская "троечка" 1974 (!) года выпуска, которая, имея пробег более 300 000 км, свободно шла 150 км/час, "съедая" в среднем не больше 9 литров на сотню (с учетом гор, бездорожья, городов и предельной загрузки) и совершенно не расходуя при этом масла. Единственно, что все обслуживания, ремонты, включая капремонт двигателя, делал я только сам, поэтому и знал ее, действительно, до последнего болтика. Обзавелась она за свою долгую жизнь многими "наворотами", необходимыми при дальних пробегах, в числе которых были, например, маршрутный компьютер, пятиступенчатая коробка и гидроопоры клапанов. Но, ушла беззаботная молодость, вырос сын, и, как ни жалко было расставаться с нашей "Ласточкой", а пришлось – тесновато в ней стало. На смену пришел полноприводной минивэн Nissan Prairie, ус-певший до нас вдосталь хлебнуть российских дорог. Много пришлось потратить время и средств на его доводку до требуемых кондиций, но первая же поездка по Казахстану в 2001 году с лихвой оку-пила все это. Машина оказалась именно тем, что требовалось нам. Увы, следующее путешествие оказалось последним для нашего "Сурка", как был наречен Nissan. Вояж к Черному морю в августе 2002-го оказался дорогой в один конец. Печально известное наводнение под Новороссийском ос-тавило нас без машины, денег, документов, одежды. Все исчезло в селевом потоке. От шока мы отходили очень долго, кошмары по ночам снятся до сих пор. Но, как говорили нам все знакомые и незнакомые люди, главное, что вы живы. Ободранные, в синяках и ушибах, но живые. И действи-тельно, это так. Прошел год, пусть мы еще по уши в долгах, пусть у нас нет ни спальников, ни при-вычной походной экипировки, но мы снова "с колесами", и не важно, какой ценой это далось, гото-вы в путь в предвкушении новых дорог и новых приключений, без чего жизнь мы себе просто не представляем. Осталось только дождаться прибытия в Омск второго экипажа из Москвы.

Немного предыстории

А второй экипаж – это Филипп Орлов, известный многим любителям автопутешествий по велико-лепному отчету "Средняя Азия-2000", и его напарница Мария. Для почти двухлетнего "интернет-ного" нашего знакомства с Филиппом наконец-то появилась реальная возможность превратиться в очное. В начале лета он сообщил о своих планах совершить довольно продолжительный автопро-бег от Москвы до монгольской границы в районе Горного Алтая. Само собой подразумевалось, что от Омска до Ташанты – крайней южной точки Чуйского тракта – мы пойдем уже двумя экипажами. Это предложение оказалось наиболее приемлемым и, пожалуй, единственно возможным, если учесть тот финансовый "штопор", из которого мы до сих пор не вышли после прошлогодней катаст-рофы в Абрау-Дюрсо, усугубленный вдобавок немалыми расходами, связанными с окончанием Игорем школы и поступлением в институт. Цейтнот, обусловленный тем, что отпуск на работе уда-лось вырвать только на две недели, также ограничивал протяженность автопробега. Как ни стран-но, расположенный буквально "на пороге" Омска Алтай до сих пор оставался для нас terra incognito, хотя идея "освоения" Чуйского тракта периодически всплывала неоднократно. За это время мы ис-колесили всю Среднюю Азию, побывали во многих местах на Южном и Среднем Урале, "полтора раза" совершили вояж на Черное море, были и на Украине, и на Смоленщине, а до Алтая так и не добрались. Но подошло время, "из-под сукна" извлечены все имеющиеся материалы, касающиеся Алтая, как достаточно свежие, так и ожидавшие своей очереди больше десяти лет. Основным ис-точником информации при подготовке совместной части маршрута стал "Путеводитель по Чуйскому тракту" Татьяны Сарычевой изданный в 2001 году, кое-что полезное удалось почерпнуть в статье "Кольцевой маршрут по Алтаю", найденной на одном из сайтов. При обсуждении окончательного варианта маршрута, подготовка которого была полностью возложена на меня, возникло только од-но разногласие – собранная информация о чрезмерной "цивилизованности" северной части Телец-кого озера и о состоянии подъездов к южной его оконечности привели к тому, что предложение Фи-липпа о непременном посещении Алтынколя первоначально мною была отклонено решительно и бесповоротно. Но это уже детали, а пока необходимо было решить все проблемы с отпусками, по-ступлениями, финансами и комплектацией минимально необходимой части походного снаряжения, полностью утраченного год назад. Только в первых числах августа стало окончательно ясно – да, несмотря ни на что все преграды преодолены, и мы едем! И потянулись томительные дни ожидания…

Техническое обеспечение и экипажи

Уже давно вошло у нас в привычку давать нашим машинам шутливые имена, отражающие характерные особенности их внешнего вида или "повадок". К тому же оказалось, что использование этих прозвищ здорово помогает при написании путевых дневников. Ведь намного изящнее и легче для восприятия, допустим "Мышка" и "Барбос", чем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21013, или машина Ивановых и машина Петровых. Второе название автопробега "Операция "КроКус" как раз и произведено от имен, которыми наречены наши транспортные средства.

Экипаж "ОМСКИЙ"

Nissan Patrol 1996 года выпуска
В 037 АМ 97

Впервые
- в пробеге участвуют машины с разными видами топлива ("Крокодил", или попросту "Крок", име-ет под капотом дизельный двигатель объемом 4,2 л)
- и столь разных классов, к тому же
- решено вообще обойтись без запасов бензина
- машины "оборудованы " двусторонней связью (база 900-мегагерцового радиотелефона "Panasonic" в одной машине, трубка в другой)
- экипажи никогда раньше не встречались

Два небольших отступления

Во-первых, заранее прошу прощения, если кому-то из читателей покажутся чересчур резкими или субъективными высказывания и оценки по поводу "цивилизованных" способов отдыха и тех горе-туристов, что оставляют после себя "Авгиевы конюшни". Но так уж мы привыкли – покидаешь место стоянки, оставь его в том же виде, что и до тебя (это при условии, конечно, что раньше там никто не побывал). А для длительных стоянок выбираем наиболее удаленные от цивилизации места, чтобы действительно насладится общением с девственной природой. Поэтому никаких турбаз и кемпингов, никаких стоянок и мотелей, только палатки или салон машины. Для готовки пищи – "Шмель", максимум возимого запаса провианта с собой, чтобы не тратить время на посещения ма-газинов и кафе. Пополняются только быстро расходуемые и скоропортящиеся съестные припасы. Естественно, это не догма, и обязательно раз или два за путешествие мы обязательно балуем се-бя национальной кухней тех мест, что посещаем, но основные принципы именно таковы.

Во-вторых, после некоторых колебаний, решил "выложить" отчет именно в форме путевого дневни-ка, лишь удалив из него несущественные и чисто технические подробности. Далее будет понятно, почему мы пришили к выводу, что верить на данном маршруте можно только собственному опыту – "Атлас автодорог", всевозможные путеводители, карты и схемы дают зачастую абсолютно невер-ную и противоречивую информацию. Даже местные "языки" иной раз сообщают сведения, которые очень далеки от реальности. Поэтому тем, кто задумает повторить этот маршрут, приведенный от-счет времени и километража по спидометру может оказаться весьма полезным.

17 августа ВС

Вот и настал он, долгожданный день отбытия из Омска. Филипп с Машей, хоть и с опозданием на сутки из-за возникших у них еще в Москве проблем, все же прибыли сегодня поздно ночью. Сейчас они уже проснулись, допивают утренний (для них) чай, машины готовы к старту, ура - вперед! Описывать скучную и нудную трассу М51 от Омска до Новосибирска я думаю, нет никакой необхо-димости. Пилишь и пилишь по ней, сколько позволяет машина и твой разум. Единственные развлечения – это демонстрация Филиппом возможностей "Крока", когда он вытаскивал из глубокого кю-вета улетевшую туда иномарку (разум видно все же подвел), да неподдельный ужас кроковцев, атакованных средь бела дня несметными полчищами кровожадных сибирских комаров на одном из коротких "кофе-таймов".

На ночевку мы остановились на берегу Бердского залива Новосибирского водохранилища (или, что более привычно, Обского моря), уйдя с трассы влево по указателю "Речкуновка" между Новосибир-ском и Бердском.

18 августа ПН

Первая наша дорожная ночь прошла абсолютно спокойно. Было тепло и тихо, выспались отлично. Поднявшись, умылись очень чистой и теплой водой из Обского моря, потом Светлана принялась готовить завтрак, а мы с Игорем занялись снятием палатки и укладкой машины. Попутно выяснили, что экипаж "Крока" совсем не прочь поспать утром – еще не успели адаптироваться к довольно заметной для них смене часовых поясов. Пусть спят, пока завтрак готовится. Им собираться, что замполиту в армии – рот закрыл и рабочее место убрано. Вот одно из неоспоримых преимуществ большой машины. Для приготовления пикантного чая Игорь был откомандирован к ближайшему кусту облепихи, в изобилии растущей рядом.

Завтрак готов, играем кроковцам побудку. Пока завтракали, окончательно укладывали машины, мыли стекла и совершали экскурсии наверх в сосновый бор, поднявшееся солнышко так припекло, что стало ясно – уехать, не искупавшись в столь благодатном месте, будет непоправимой ошибкой! Быстренько одеваем плавки и купальники и вперед, в воду! Как здорово...

10.17 С некоторым сожалением покидаем понравившееся нам место! Соскучились мы в Ом-ске по хорошей погоде и чистой воде.

Бердск миновали безо всяких проблем – все прямо и прямо, есть и указатели направлений.

10.46 Прошли Искитим. Состояние дороги пока чуть выше среднего, движение довольно плотное, еще и "товарищи в сером" с радаром в кустах сидели, но нас предупредили встречные.

Километров через пятьдесят дорога заметно разгрузилась, и асфальт намного улучшился.

11.48-1215 Групповой портрет на фоне большой стелы, извещающей о том, что теперь мы будем двигаться по территории Алтайского края. Сразу за ней вполне современная АЗС с невероятно низкими ценами на топливо – 92-ой стоит 10 рублей, ДТ соответственно восемь. Мы заправляем 15 литров, а Филипп, как всегда "под пробку". Вот тут то и вы-яснилось, что на такой современной заправке пистолеты не имеют отсечки, мало того, на колонках нет даже привычной кнопки, чтобы отключить насос в случае необходимо-сти. Результат – бак в "Кроке" полон, но и вокруг него на асфальте огромная лужа со-лярки. После долгих переговоров с оператором, который слышал, что "до полного", но не предупредил, о невозможности отключения колонки, Филипп все же отвоевал 160 рублей.

Прошли мост через реку Чумыш. Берега песчаные, есть подъезды. Хорошее место для дневки, можно и искупаться.

Местность очень напоминает Южный Урал – такие же плавные переломы рельефа, великолепные сосновые леса вдоль дороги.

Река Лосиха. Берега обрывистые, травянистые. Особого интереса для какой-либо сто-янки не представляет.

Очень красивая дорога. Полная иллюзия того, что с вершины очередного подъема мы непременно должны увидеть Золотую долину Миасса.

13.58-14.29 Экспресс-обед на обочине. В качестве стола используем обширный капот "Крока". В придорожном лесу много шиповника, папоротников и хвоща. И совсем нет комаров. Погода стоит чудесная. Как это здорово после месяца дождей и слякоти!

Вскоре после этой остановки рельеф местности как-то незаметно поменялся и стал больше напо-минать среднюю полосу России – дорога то взлетает на вершины мягких округлых холмов, то до-вольно круто падает в глубокие лога. Состояние дорожного покрытия просто великолепно.

15.11 Вошли в Бийск. Здесь нам предстоит совершить запланированные покупки и побывать на переговорном пункте – экипажу "Крока" нужно сделать несколько звонков в Москву.

На рынке закупили разнообразных съестных припасов, в том числе и ингредиенты для шашлыков с пивом, побаловать всех которыми сегодня вечером решил Филипп. После рынка отправились на переговорный пункт. Светлана тоже звонила домой, узнать о здоровье Жорки (огромного белого кота - общего любимца семьи), так некстати заболевшего перед самым отъездом. Наш сотовый в Бийске оказался бесполезен – оператором в Алтайском крае является Би-лайн GSM, а у нас MTC. Внезапный небольшой дождь с ветром не смог испортить нам настроения.

17.31 Бийск остался позади. Вот теперь мы действительно на Чуйском тракте.

Не знаю, чем эта местность напомнила Татьяне Сарычевой, автору "Путеводителя по Чуйскому тракту", Среднюю Азию. По нашему общему мнению дорога здесь очень похожа на предгорья Се-верного Кавказа.

18.13 И еще одно расхождение с тем же "Путеводителем" (как выяснится в дальнейшем, да-леко не последнее). Первый раз Катунь становится видна с трассы только в районе села Суртайка. А вот то, что эта панорама действительно красива, спору нет. Вода в Катуни бесподобного зелено-бирюзового цвета.

18.24-35 Граница Алтайского края и Республики Алтай, огромные стелы обеих административ-ных единиц, смотровая площадка около них. Выходим из машин, чтобы заснять эти очередные "вехи" нашего путешествия и сразу одеваемся потеплее – сыро и довольно холодно, видно, что недавно прошел дождь. Зато мы снова в зоне действия МТС GSM, о чем свидетельствует огромный плакат у "границы", проверил – телефон тут же "определился" и готов к работе. На противоположной стороне дороги (как раз для уез-жающих с Алтая) местный мужичок продает мед очень подозрительного темно-коричневого цвета. Узнаем уровень цен - 160 руб/кг и без торга. Да, круто…

19.01-03 Свернули с трассы вправо на Айский подвесной деревянный мост через Катунь. Дей-ствительно, интересное сооружение. Проезд через него платный, 10 рублей с машины. Забегая вперед, скажу, что благодаря маршрутным документам, подготовленным Фи-липпом в Москве, нам удалось избежать многочисленных поборов, берущихся иной раз совершенно непонятно за что. Сразу за мостом расположен целый табор предста-вителей всевозможных турбаз и кемпингов, предлагающих домики, сплавы на плотах, "походы" в горы, конные прогулки и прочие подобные атрибуты из обычного набора "цивилизованного" отдыха. Мы же берем "языка" с целью уточнить проезд к озеру Ая - "истинной жемчужины Алтая, этого чуда природы неповторимой красоты, распо-ложенном на живописной террасе, окруженной богатой растительностью. Обилие солнца, теплая и кристально чистая вода, роскошный пляж и скалистые утесы привлекают сюда нескончаемые потоки отдыхающих и туристов" (это цитата все из того же путеводителя).

Поселок Ая состоит из одной единственной улицы, образованной рядом домов с каждой стороны дороги. Практически у каждого домика стоит небольшой самодельный "эксполайн" – "Комната, ба-ня, мангал". Очень это напомнило поселки на черноморском побережье Кавказа. Некоторые пред-лагают "расширенный" комплекс услуг в виде конной прогулки, причем написано коротко и ясно: "Лошадь".

19.07-08 Явно проскочили поворот к озеру, зато отметили, что на берегу Катуни много хороших мест, где стоят машины и палатки.

Поднявшись в гору, далеко не сразу, но все же выяснили, что подъехать к озеру на машине практи-чески невозможно и, как оказалось, незачем. Общее впечатление от знакомства с этой "жемчужи-ной" получилось явно со знаком "минус". Все доступные места заняты частными (!) турбазами и пансионатами. Цены таковы, что волосы дыбом встают. Для примера - двухместный домик (и по-ворачивается же язык у местных дельцов от туризма назвать домиком эту дощатую конуру) стоит 500 руб/сутки, прокат обычного ведра (!!!) – 150 рублей опять же в сутки. За что!.. Палатки поста-вить в одном месте (метров 500 от берега) все же можно. Стоить это будет 75 руб/сутки плюс 50 за машину. Но пусть там живут сами эти "предприниматели" – узенькая полоска вытоптанной земли между забором автостоянки и краем крутого, градусов в 75, склона горы. "Роскошный" пляж общей площадью не больше 50 м2 засыпанный какой-то серой крошкой, обозначающей, должно быть пе-сок, замусорен и заплеван. А работает он почему-то с 1000 до 1800, о чем вас извещает закреплен-ный тут же гнутый и ржавый транспарант. И что, в девять утра купаться нельзя? А как представить себе на этом пляжике "нескончаемые потоки…"? Ведь помимо проживающих во всяких кемпингах на самом озере и внизу, в поселке Ая, сюда ежедневно везут на автобусах отдыхающих из много-численных турбаз, расположенных на протяжении 80 километров вдоль Катуни. Они здесь в десять слоев загорают, что ли!?

Да и само озеро, если честно, особо не впечатлило. На Южном Урале подавляющее большинство озер намного красивее и живописнее. Хотя вполне возможно, что общее впечатление от озера, как от природного объекта, было испорчено всей той "цивилизацией", что нагромождена вокруг. Общий вердикт – на озере останавливаться мы не будем однозначно, спускаемся вниз и ищем ме-сто для лагеря на берегу Катуни.

2003 Поиски времени почти не заняли, отличное место для завтрашней стоянки нашли практически сразу.

19 августа ВТ

Лагерь свой мы разбили на мысу второго от воды клинообразного "острова", на несколько которых Катунь разрезала свой берег в этом месте паводковыми руслами . Между острием нашего "клина" и рекой – обширная песчано-галечная площадка, образовавшаяся после падения уровня воды, до которой – метров семьдесят. Палатку поставили под своеобразным шатром, образованном кронами деревьев. Почва песчаная, густо поросшая травой. Ставить палатку одно удовольствие, колышки входят в грунт свободно, но и держат хорошо. Перед палаткой - "столовая", слева от которой оборудовали кухню и костер, справа, опять же в тени деревьев, пристроился "Кускус". "Крок" вечером тоже стоял рядом, его мощные аккумуляторы служили источником питания для общего освещения лагеря, а на ночь Филипп перегнал своего "зверя" к самой воде – сон под шум во-ды, по их мнению, более крепок и романтичен.

Утро выдалось весьма освежающим, но по мере подъема солнца становилось все теплее, а к обе-ду даже и жарко стало. Филипп рискнул переплыть один из рукавов Катуни. Правда, потом сознал-ся, что сделал это зря – в середине потока вода оказалась значительно холоднее, чем у берега, хотя и здесь дух захватывало. Игорь с удовольствием побродил по берегу с удочкой, правда, без-успешно. Мы со Светланой совершили экскурсию вглубь острова, обнаружили обширные заросли ежевики и очень красивую панораму, напоминающую картину "Старый пруд". Филипп с Машей от-важились на конную прогулку. Помимо этого день как всегда был занят всякими хозяйственными хлопотами, мытьем машин и прочими нужными в путешествии делами. По общему единодушному мнению первая наша "длительная" стоянка оказалась весьма удачной по всем показателям, за ис-ключением условной пригодности Катуни для купания. Это, впрочем, и ожидалось. Большие надежды на водные процедуры связаны у нас с "Катунскими ванночками".

20 августа СР

11.43 Покидаем место стоянки. Утром снова было довольно прохладно и очень "мокро" – сильнейшая роса покрывала буквально все. С тента палатки попросту текло. При-шлось подождать, пока поднявшееся солнышко слегка подсушит траву, палатку, ма-шины. С этим явлением, похоже, придется сталкиваться нам каждое утро – таков здешний климат.

11.50 Вышли на Чуйский тракт. Айский мост снова прошли бесплатно.

12.04-32 С трассы открывается красивый вид на один из порогов Катуни. Неболь-шой скалистый остров одним концом выходит на обширную галечную от-мель, обсохшую сейчас из-за низкого уровня воды. Неугомонному Филиппу совсем недостаточно запечатлеть общую панораму – он спускается на "Кроке" вниз и загоняет его на эту от-мель. Вот такой вид для фотосъемки его устраивает.

Появились "просветы" в нескончаемой веренице турбаз, пансионатов, домов отдыха, тянувшейся между трассой и берегом Катуни от самого Горно-Алтайска. На этом участке Чуйского тракта мы увидели довольно много хороших и красивых мест для "дикой" стоянки на берегу Катуни. На неко-торых из них видны машины и палатки. Но еще чаще встречаются плакаты, гласящие, что берего-вая полоса в этих местах представляет собой особо охраняемую зону, стоянка машин, установка палаток, разведение костров здесь запрещены и, судя по всему, это не просто формальность. По всей видимости, собираемые здесь штрафы, составляют немалую долю в общих доходах от тури-стической индустрии Алтайского края.

12.36-54 Заправившись на АЗС в районе с.Озерное, уходим с Чуйского тракта влево. Следую-щий природный объект, подлежащий изучению - озеро Манжерок.

13.05 И снова шлагбаум, снова "сборщики дани". В ход опять идут наши маршрутные доку-менты. От автостоянки до самого озера, как оказалось, около полутора километров. Но каких! В одном месте даже блокировку дифференциала (в дальнейшем – diff) вклю-чать пришлось, чтобы преодолеть многочисленные перекрещивающиеся колеи – ко-леса буксовали на торчащих из земли корнях деревьев.

Подъехали мы к самому озеру, немало удивив этим немногочисленных загорающих, но не купаю-щихся (!) отдыхающих – они то от машин сюда пешком шлепают. Берег травянистый, довольно чистый, дно песчаное. Вода прозрачная, но какая-то темная и словно покрыта тончайшей масляни-стой пленкой. Поинтересовались у "курортников", почему же никто не плавает в сравнительно теп-лой воде в такую жару. Самый остроумный из них предложил нам это сделать самим и понаблю-дать потом, где мы будем искать душ, чтобы смыть с себя ту самую пленку, которую образует на своей поверхности очень щелочная вода озера. Странно, а зачем тогда вообще сюда забираться, да еще деньги платить за стоянку машин? На этот вопрос не смогли нам ответить и "стражи" этого озера. Ничего интересного, кроме того, что озеро это очень древнее и давно (в 1966 году – прим.автора) в его окрестностях проходил фестиваль (советско-монгольской молодежи), сообщить они не смогли. Но это мы и сами знаем. Припев песни "Манжерок", что пела Пьеха в то время, до сих пор помнится.

13.39 Познакомившись с еще одной "жемчужиной" Алтая, едем дальше в полном недоуме-нии, за что же здесь все-таки платить приходится. Вот не догадались еще местные дельцы от туризма деньги за фото- и видеосъемки брать, как в Кунгурской пещере на Урале или на площади Регистан в Самарканде.

13.44-14.38 Около родника Аржан-Суу ("Святая вода") организован довольно обширный комплекс "по отъему денег" у отдыхающих и туристов, включающий в себя многочисленные ка-фе, шашлычные, а самое главное, длинный ряд лотков-киосков по продаже алтайских сувениров. Ходили, смотрели, "пускали слюну" – и то вроде бы хочется, и это, но, увы, все желания быстро исчезают, лишь вспомнишь о проблемах с "платежеспособно-стью". Ограничились орехом-чилимом из Манжерокского озера и парой "мушек" Игорю для рыбалки. Набрали воды из родника и - вперед к "ванночкам". Жарко очень, хочется скорее нырнуть.

Совет тем, кто попадет сюда впервые. Присмотрев какой-либо сувенир, не спешите покупать сразу. Пройдите весь ряд лотков – очень возможно, что найдете значительно дешевле. Нам орех-чилим первоначально предлагали за 50 рублей. Метров через пять точно такой же купили за десять. Да и поторговаться совсем не помешает.

После пос.Усть-Муны опять часто встречаются хорошие места и снова запреты. Но машины и палатки стоят. И снова турбазы, турбазы, турбазы...

15.00-07 Прошли п.Усть-Сема и мост через Катунь. Где-то здесь должны находиться вожделен-ные "ванночки". Филипп снова вызывается в разведку и успешно добывает нужную информацию. Сверток с трассы влево по указателю "Турбаза "Катунские озерки". Ага, здесь они так называются.

Настало время, наконец, пояснить, что же это за "ванночки" такие. Обратимся снова к "Путеводи-телю": "Выше устья реки Семы (700 метров) имеются так называемые "катунские ванночки" – небольшие озерки. Катунь прорезает здесь скальный массив и распадается на ряд бурных про-ток. Одна из них в середине июня (после спада воды) образует ряд изолированных ванночек. Здесь можно найти и большую "ванну" для умелых пловцов и подходящий теплый "лягушатник" даже для самых маленьких детей".

А на самом деле? Начнем с того, что въезд сюда платный (а у нас документы есть). Это, впрочем, уже не удивило. Как и уровень цен за проживание, баню, а также, костер, рыбалку и т.д. А вот с платным купанием (!) мы столкнулись впервые. Интересно, а как происходит процесс отслежива-ния, кто сколько раз нырнул? Вскоре мы выяснили, что никто конечно из представителей алтайской туриндустрии на берегу с часами или калькулятором не сидит и пойманную рыбу (в этом бешеном потоке?) кантариком не взвешивает. Но "прейскурант" у шлагбаума, тем не менее, говорит именно об этом. Наш земляк из Омска, приехавший сюда с семьей на старенькой "двойке", отдал за три дня пребывания на "ванночках" 350 рублей и купаться может теперь хоть до посинения. Которое, кстати, наступает весьма скоро – вода в "ванночке" достаточно холодная. А вот чтобы в баньке потом погреться, придется дополнительно все же раскошелиться на 150 рубчиков с человека.

Катунь здесь бесподобно красива. Зелено-бирюзовый стремительный поток с ревом несется между многочисленных огромных утесов, образуя вокруг них "воротники" белоснежной пены. На высоком обрывистом берегу растут в основном сосны и всевозможные кустарники. Но и крапива имеется, так что место для переодевания в купальные "костюмы" выбирать рекомендуется потщательнее. Палатки и машины стоят над самым обрывом, вниз ведут несколько "лестничных маршей", выруб-ленных в практически вертикальном склоне. Осторожно, может быть скользко! И вот здесь, среди нагромождения скал, на которых загорают, играют в карты, употребляют горячительные напитки довольно многочисленные отдыхающие, и находится та самая "ванночка-озерко", в которой можно искупаться. Детвора ползает по скалам около взрослых, плещется в воде у берега. Дно покрыто галькой и окатышами всевозможных размеров, у скалы со стороны Катуни глубина "по шейку", ак-куратно даже можно нырнуть. Затем дно резко повышается и нужно быть осторожным, чтобы не разбить колени при слишком "активном" плавании. В принципе денек здесь постоять можно было бы, но обилие мусора вокруг и, скажем, немного несвежая вода перечеркнули все положительные впечатления. Если ехать сюда целенаправленно, то нужно планировать для этого примерно сере-дину июля, пока "ванночка" эта еще не напоминает бассейн, в котором месяца два не меняли воду. Ну а от пустых бутылок, банок и прочих "прелестей" отечественного туризма избавиться удастся явно не скоро. Как, впрочем, практически везде, где нам довелось побывать.

17.16 Снова на Чуйском тракте. Следующая наша цель – место слияния рек Урсул и Малый Ильгумень, одно из вероятных мест, где можно сделать продолжительную стоянку. Если верить "Путеводителю", то помимо того, что это "один из красивейших и уютных уголков Горного Алтая", там еще можно купаться, а рыба просто сама нанизывается на крючок.

18.25-35 Перед началом подъема на Семинский перевал есть довольно приличная площадка для отдыха с монументальной эстакадой. Филипп пользуется моментом и осматривает "Крока" снизу – они к этому моменту прошли уже больше пяти тысяч километров. Природа изменилась неузнаваемо – вместо почти кавказских "субтропических" лесов, горы покрыты редкой лиственничной тайгой.

18.39-41 Пошел длинный и довольно крутой тягун. На обочине стоит "Москвич" с казахскими номерами, рядом сидят два очень колоритных аксакала. Филипп тормозит и несется к ним с видеокамерой. После "взятия интервью" возвращается в полном восторге.

18.49-19.09 На Семинском перевале холодно и довольно неинтересно. Единственно, что привлек-ло наше внимание – это огромный, уходящий за горизонт темно-зеленый массив кед-ровника и довольно необычные пирамидки из камней за обелиском в честь 200-летия присоединения Горного Алтая к России. По всей видимости, это своеобразные риту-альные жилища для горных духов – аналогов наших домовых. Походили, посмотрели, поснимали и отправились вниз.

19.18-22 Дорожный указатель с интересным по своей топонимике названием "Зайсанская Елань". "Зайсан" на тюркском языке, являющимся основой современного алтайского, означает "князь", а еланью на Руси издревле называлась излучина, изгиб реки, до-словно – колено. Такое вот языковое смешение различных культур. А основная причи-на остановки в рабочем путевом дневнике записана так: "Филипп – орел". Это означа-ет, что после экстренного торможения, он выскочил из машины с видеокамерой, пыта-ясь заснять парящего в воздухе орла.

19.32-37 Справа хорошо видна горная река, это Урсул. Есть съезды и хорошие места для стоянки. Посмотрели, оценили.

19.44-46 Очередная (уже четвертая) проверка документов у экипажа "Крока". Миниатюрная Маша весьма экзотично смотрится за рулем такого монстра, как Nissan Patrol. КПМщик (здесь "придорожное заведение" называется КПМ, а не ДПС, да и "стражи порядка" все сплошь местной национальности) чуть не под колеса кинулся, наверное, ему показалось, что на водительском месте в "Кроке" вообще никого нет. В результате все ограничилось тривиальной проверкой документов.

20.16-30 Попытки купить хлеб в магазинчиках с.Онгудай успехом не увенчались. В дальнейшем мы не раз сталкивались с этой проблемой – хлеб на Алтае многие пекут сами, а тот, что привозят в магазины, раскупается мгновенно. Ограничились 1 десятком яиц по 16 рублей. Попутно взяли двух местных "языков" (русские) на предмет местоположения устья реки Малый Ильгумень. Долгие их дебаты закончились бесповоротным утвер-ждением - до Чикета (перевала Чике-Таман) есть только одно место, где в Урсул впа-дает другая река – буквально триста метров вперед и перед мостом уйти налево по грейдеру. Странно, судя по "Атласу" нам еще километров десять до М.Ильгуменя ехать. Но будем искать место для стоянки все-таки здесь – "язык" всегда считался наиболее достоверным источником информации.

21.06 Лагерь свой, после непродолжительной разведки, мы решили разбить не возле самого устья впадающей речушки, а немного ниже по течению Урсула, подальше от Чуйского тракта и посторонних глаз.

21 августа ЧТ

Ну что ж, выбранное для стоянки место на берегу Урсула действительно оказалось "красивейшим и уютным", хотя и не тем, о котором упоминал "Путеводитель". Но это мы выясним только завтра, совершенно, кстати не пожалев об "ошибке". А пока давайте познакомимся с окрестностями нашего лагеря. От грейдера облюбованную нами чудесную ровную полянку, окруженную ивами, отделяют метров четыреста зарослей черемухи и боярышника. Невдалеке находится забор какой-то фермы, но контактов с ее обитателями, кроме коров, у нас не было. Несколько испортило нам общее впечатление помойка, которую оставили после себя наши предшественники. Утро пришлось начинать с генеральной уборки. Берег в районе лагеря ровный и пологий, лишь у самого уреза воды небольшая ступенька, противоположный наоборот, высокий и обрывистый. Вода в Урсуле поразительно чистая, но жутко холодная. Изобразить купание решился только Филипп, но и он выскочил, как пингвин, спасающийся от касатки. Интересно, а Татьяна Сарычева сама пробовала искупаться здесь, как она рекомендует в "Путеводителе"? Глубина реки небольшая, около полуметра, но течение очень сильное. Дно каменистое, около берега узкая полоска мелкого песка. Вокруг лагеря обнаружилось много муравейников гигантских размеров. Что бы это значило? Ночи были очень холодными с сильнейшей утренней росой. Но ближе к обеду становилось ощутимо жарко. Днем нагрели воды из реки и устроили грандиозную "баню", после которой все с восторгом хвастались великолепно промытыми волосами. Из растущих в изобилии вокруг черемухи и боярышника Светлана сварила неповторимо вкусный компот. Игорь практически весь день провел на берегу с удочкой, увы, безуспешно. Обещанного изобилия рыбы мы здесь не обнаружили. Вечером я тоже около часа безрезультатно "купал" в Урсуле одну из добросовестно изготовленных Игорем снастей, состоящую из "мушки" и мормышки – хоть бы одна поклевка!

Из "Путеводителя" выяснили, что лагерь свой мы разбили в географическом центре Горного Алтая на высоте 860 метров н.у.м.

22 августа ПТ

10.27 Покидаем место стоянки. И опять пришлось сушить палатку и полог.

И как верить после этого "языкам" – река Улита впадает в Урсул, стоят палатки и машины, хорошо видные с дороги.

А вот и устье Малого Ильгуменя, которое мы искали, тоже видны палатки. Прав все же оказался "Атлас", а не "языки".. Но нет худа без добра, место нашей стоянки было просто отличным, а здесь насквозь просматривается с трассы.

10.42-44 Видеостоп – на крутом склоне горы пасется стадо ангорских коз. А с другой стороны дороги, за зарослями барбариса шумит по камням Малый Ильгумень.

10.55-11.25 Мы на вершине перевала Чике-Таман, на высоте 1480 метров н.у.м. Подъем на него значительно интереснее, чем на Семинский – серпантин между скалами, красивые па-норамы. На самом перевале есть большая стоянка со смотровой площадкой. Но прой-денного нами серпантина с нее абсолютно не видно. А вот метров за 500 м до стоянки, с большого камня над обрывом открывается чудесный вид, снимать нужно оттуда. А на самой стоянке очень много мусора, скалы все испещрены автографами горе-туристов, надеющихся увековечить таким образом свое имя. Не знаю, у нас подобная "наскальная живопись" других чувств, кроме горького сожаления об испорченной красоте природы, не вызывает.

Догнали идущих на спуск КамАЗов. Все вокруг заполнил запах горящих тормозных колодок. Да, не-высок Чике-Таман, но довольно крут.

11.36 Ровная площадка, окруженная лиственницами на берегу реки. Это тоже Ильгумень, но уже Большой. Неплохое место для стоянки, единственно, что с дороги хорошо просмат-ривается.

Прошли мост через Б.Ильгумень.

11.49-12.11 С вершины очередного подъема неожиданно открывается просто потрясающий вид на Катунь, к которой снова вырывается Чуйский тракт. А вокруг абсолютно "киргизские" го-ры, которыми мы навсегда "заболели" во время наших прежних автопутешествий. По-стояли на краю практически вертикальной стены ущелья, любуясь неповторимым цве-том Катуни, поднялись по крутому склону высоко над дорогой, где обнаружили очень скромные на вид, но обладающие неповторимым запахом цветы, полазили по скалам и песчаным осыпям, "поохотились" на шныряющих вокруг ящерок. Только ради этих двадцати минут стоило проделать весь пройденный нами путь.

Какая красота, неужели это не Киргизия!? Только там мы видели нечто подобное.

Излучина реки Большой Яломан. Хорошо виден обширный галечный пляж, на котором стоит довольно много машин и палаток. Спуск туда находится перед мостом.

Да, порядочную порцию адреналина получили – сразу после небольшого, но крутого подъема, тракт настолько резко ныряет влево, причем с обратным уклоном, что среагировать успеваешь только в последний момент. А прямо, буквально в пятидесяти мет-рах, беснуется на порогах Чуя. К сожалению, не у всех получается справиться с этим крайне опасным поворотом – около дороги стоит небольшой памятник с разбитым ру-лем от "КамАЗа". Не здесь ли "мелькнул кабиной своей трехтонной "амы" и пропал в волнах серебристого Чуя" отчаянный шофер Колька Снегирев из песни 30-х годов?

13.12-17 Бесподобная картина – прямо посреди дороги, на разделительной полосе стоит корова–мама, а теленок сосет у нее молоко. Остановились рядом, опустили стекло и начали снимать, не выходя из машины, чтобы не нарушить эту идиллию. Но тут появляется Филипп и влезает со своей видеокамерой чуть ли не корове между ног. Та, возмущенная такой фамильярностью, решает отойти немного вперед. Теленок, не отрываясь от вымени, пятится за ней, Филипп крадется следом. Мы так и не поняли, то ли он хотел план покрупнее снять, то ли к теленку присоединиться. А какие горы…

13.25-33 И снова видеостоп – слева виден красивый водопад, а справа, далеко внизу на берегу Чуи разбит огромный палаточный лагерь спортсменов-водников.

13.43-57 Реку Ер-Балык мы бы назвали скорее "пологим водопадом" – на довольно крутом скло-не образует она непрерывный каскад "микропорогов". Поднялись метров на двадцать от дороги – как же это напоминает миниатюрную копию ущелья Барскоон, находящегося между оз.Иссык-Куль и перевалом Суек в Киргизии. Попрыгали по камням через поток, умылись, попили воды "козленками" прямо из реки, набрали во все имеющиеся емкости.

14.10-15.46 Прямо по травяному откосу спускаемся с тракта на очень уютную лужайку на берегу Чуи – пора обедать. Для начала рискнули совершить "окунание", но не в самой Чуе, а в одном из ее рукавов, где не такое сума-сшедшее течение. В ледяной воде дыхание перехватывает сразу, но все равно, здорово! Пока обедали, успели заметно "поджа-риться" на вовсю припекающем солнце. Что интересно, здесь появилось незначительное количество комариков, но после сибирских эти кажутся чуть ли не ласковыми котятами.

15.58-16.06 Заправили 20 литров по 11-50 на весьма экзотической АЗС – из бетонного основания торчит труба со шлангом, и все. Колонки установлены метрах в пятидесяти, возле до-мика оператора. Маша шокирована напрочь – такого она в жизни еще не встречала. Да и Филипп удивлен не меньше, хотя он должен был видеть нечто подобное во время своего вояжа по Средней Азии. Напротив заправки, на пригорке стоит лавочка, на ней сидит местный "аксакал" с тремя "подругами". Сразу вспомнился синьор Робинзон из итальянской комедии. Только у того все фильмы были про море, а здесь, по всей види-мости, "показывают" бесконечный сериал "Чуйский тракт". Филипп сунулся было к ним с видеокамерой, но тут же получил отповедь: "Чего снимаешь, деньги сначала давай!"

16.22 В поселке Акташ с Чуйского тракта уходим влево на Улаган. Цель – разведка цепочки высокогорных озер, которые по данным "Кольцевого маршрута" богаты рыбой. Акташ, кстати, находится на высоте уже 1444 метров н.у.м., то есть, чуть ниже, чем перевал Чи-ке-Таман. А Чуйский тракт, убегая к границе с Монголией, будет подниматься все выше и выше.

16.28-45 Нечто среднее между порогом и водопадом на реке Чибитка, несущейся вниз навстречу дороге. Неповторимая красота! Вода абсолютно прозрачна, несмотря на сумасшедшее течение. Ползаем по огромным валунам, лежащим посреди бурного потока, пьем чис-тейшую, безумно вкусную воду, пока не начинает ломить зубы. Как же это здорово!

Кончился асфальт, но дорога очень неплоха, засыпана мелкой, хорошо укатанной щебенкой. Изредка, правда, встречаются торчащие камни, приходится ехать очень внимательно, что делать совсем непросто – по обеим сторонам дороги такая красота! Справедливости ради надо заметить, что скорость невысока, идет длинный и весьма крутой подъем – селектор стоит в положении "L", чтобы зря не дергать автомат.

16.54-17.12 Ущелье Красные ворота. Сомневать-ся не приходится, что это именно оно, хотя от Акташа мы прошли всего 9 ки-лометров, а "Кольцевой маршрут" это расстояние определяет в… 26! Даже и пробовать не буду описывать все это великолепие – его нужно просто видеть! Фотографируемся, "видео-снимаемся", спускаемся вниз, к самой воде, чтобы заглянуть внутрь дере-вянного (!) тоннеля, в котором Чибит-ка несется под дорогой – аттракцион не для слабонервных. На улице за-метно посвежело, одеваемся потеп-лее.

Начавшийся асфальт идет по самому берегу первого из озер, достаточно большого. Но берега его практически пустынны, подходов к воде нет. Второе озеро имеет абсолютно аналогичный вид.

Радость оказалась кратковременной – снова пошел умеренно каменистый, но довольно пыльный грейдер. Скорость здесь, правда, держим в районе 40-60 км/час.

17.20-27 Продолжительное "интервью" с одним из трех мужиков, занимающихся чем-то непонят-ным на склоне горы около самой дороги. Полученная информация оказалась как поло-жительной, так и не очень. Рыбы в озерах действительно много, и весьма благородной – водится в них пелядь. Но, увы, с удочками делать там нечего – пелядь ловить можно только сетями. Зато выяснилось, что нам несказанно повезло с погодой – только вчера прекратились дожди, а полторы недели назад здесь вообще лежал снег! О возможности купания в озерах ответили довольно уклончиво, откуда мы сделали вывод, что вода в них все-таки достаточно холодная. Решаем, тем не менее, произвести разведку до конца, и самим убедиться в пригодно-сти, либо же наоборот, полной непригодности какого-либо из озер для организации про-должительной стоянки. А последнее озеро находится за Улаганским перевалом, так что нам дальше вверх.

17.30-33 Бесподобная панорама – обширное наклонное плато, поросшее тундро-вой, уже осенне-красной раститель-ностью, на фоне которой зеленеет лиственничное редколесье, а за всем этим отчетливо видна огром-ная снежная шапка. По всей види-мости, это г.Курай (3085 м) – главная вершина одноименного хребта. За бортом снова потеплело до уровня "короткого рукава.

17.44-49 Справа на пригорке вагончик и дорожная техника, видно, что усовершенствование доро-ги Акташ - Улаган идет полным ходом, возможно через год-два она будет заасфальти-рована полностью. Берем "языка" из числа дорожных рабочих. Он рекомендует для сто-янки именно последнее озеро, за перевалом, как наиболее красивое и имеющее леси-стые берега, но выражает сомнения в способности "Кускуса" преодолеть перевал из-за очень каменистой дороги. Странно…

17.55 А вот и Улаганский перевал, высота его 2080 метров. Вполне нормальная, умеренно пыльная дорога, идем 40-50 км/час. Очень красивые кедровники по обочинам. Чего "язык" страхи нагонял?

И только сейчас, во время написания этого дневника, стала ясна возможная причина сомнений "языка" в способностях "Кускуса". Речь тогда, по всей видимости, шла не об Улаганском перевале, а о Кату-Ярыке, спуске в каньон Чулышмана. Я вспомнил, что, пообщавшись с "языком", отходил к машине, чтобы поделиться полученной информацией со своим экипажем. А Филипп, по всей види-мости, уже тогда начал добывать сведения о возможности добраться на машинах к южной оконеч-ности Телецкого озера.

18.03-10 Километра два назад начался неплохой асфальт. Ведем обстоятельную беседу с представителями природоохранительных органов Алтая. Их "Нива" имеет на дверках соответствующие герб и надписи, водитель и пассажиры в форме – серьезные ребята. Озера практически все охраняются, многие подъезды к ним перегорожены шлагбау-мами, но если мы не собираемся браконьерничать с сетями, то свободно можем ехать на любое из них и преспокойно отдыхать. Это с их слов. На вопрос о проходимости дороги к Телецкому озеру, ответили, что если машина "вэдовая" (надо же, какой сленг здесь известен), то пройдем свободно. Этим утверждением они слегка пошатнули мое стойкое убеждение о том, что на Телецкое мы не полезем ни в коем случае.

18.11 Километровый участок грейдера.

18.13 Вот это встреча – "Toyota Landcruicer", "Toyota Carib" и \"Mitsubishi Pajero\" с омскими номерами. Несмотря на непомерную "крутость" первой и последней машин этого кара-вана, обменялись приветственными сигналами, морганием фарами и обоюдными улыбками. Мы настолько были ошарашены этой встречей (омичи в такой глуши, да еще на таких машинах), что даже не сообразили остановиться и выяснить, откуда они возвращаются. Это сделал Филипп. По полученным им данным, земляки наши чудес-но провели время на красивейшем озере с теплой и чистой водой и своим отдыхом довольны, как слоны на водопое. Сверток к этому райскому уголку находится между 14-м и 15-м километрами. Все это хорошо, но теперь возникли вопросы у нас: кило-метры эти по столбам, или по их спидометру? А отсчет от какой точки велся? Увы, от-веты на эти вопросы остались "за кадром".

18.20 Опять километр без асфальта.

18.22-37 Прошли километровый столб с отметкой "15", впереди уже виден следующий. Так как отсчет километража идет от Улагана, то на нем будет "14". Влево в гору уходит просе-лок такой крутизны, что аж дух захватывает. Неужели там то самое озеро? Филипп от-правляется на разведку, с огромным трудом преодолев этот подъем – передний мост на "Кроке" был отключен "хаббами". Возвращается с известиями, что никаких озер здесь нет. Где же были омичи? За Улаганом? Идем на Улаган!

18.45-19.07 Вошли в Улаган, оказавшимся довольно большим и приличным поселком – райцентр, как-никак. На въезде даже две АЗС имеются, но в баках у нас еще больше половины. Эх, кабы знать, что впереди ожидает.

От хозяйки одного из первых домов - "мужчины все уехали в город" - нам становится известно, что на Телецкое озеро ведет вполне проходимая дорога, открыли ее два года назад, едет туда много "ваших" (русских, надо понимать) из Кемерово и Новокузнецка (это что, прямо на машинах написано?) на "девятках" и "пятнадцатых". Весьма странные автопознания для женщины-алтайки почтен-ного возраста, с некоторым трудом изъясняющейся на русском языке. Несмотря на это, она выда-ла, как мы выяснили в последствие, весьма точное и подробное описание дороги и указала основные ориентиры.

В центре Улагана (определили его по обилию всевозможных магазинчиков, даже "универмаг" име-ется) пробуем найти хлеб, однако сделать это вечером на Алтае, как уже отмечалось ранее, прак-тически невозможно. Заглянули ради спортивного интереса в кафе – хлеба нет и здесь, как впро-чем, и всего остального, цены в меню заоблачные. Еще раз пообщались с местным населением на предмет дороги к Телецкому озеру. На сто процентов подтверждают полученную ранее информа-цию – дорога есть, легковые машины туда идут. Как показали дальнейшие события, нужно еще бы-ло поинтересоваться, а возвращаются ли они оттуда. Это, конечно шутка, но очень близкая к ре-альности. А на вопрос об озере, про которое Филиппу рассказывали омичи, все делают круглые глаза – ничего подобного в окрестностях Улагана нет и не было. Мистика какая-то! Пока стояли у кафе, смогли наблюдать уникальную картину – Филипп "брал интервью" у "джигита" местной национальности, пьяного до такой степени, что непонятно, каким чудом он еще удержи-вался верхом. Затем откуда-то нарисовался такой же "остекленевший" компаньон, с пятой или с десятой попытки все-таки сумевший взгромоздиться на ту же лошадь, после чего они отправились по своим делам. Странная вихляющая походка и заплетающиеся ноги несчастного "Боливара", яв-но не способного нести двоих, невольно заставляли думать, что он был третьим в этой компании.

19.07 Что ж, полученная информация относительно доступности Телецкого озера позволила поменять первоначальное решение – покидаем Улаган и берем курс на Чулышманский каньон.

19.15 От Улагана до Балыктуюля идет довольно неплохой грейдер, но местами с очень же-сткой "стиральной доской".

19.30 На выходе из Балыктуюля вброд пересекаем небольшую речушку. Неглубоко, но очень крупные камни на дне. Интересное начало… Дальше пошла полевая дорога, изви-вающаяся по холмам. Часто в сторону уходят проселки, ведущие на покосы. Это по информации, добытой у местного населения. Ориентируемся по километровым стол-бам и дорожным знакам (!), установленным в изобилии вдоль основной колеи. Подъе-мы и спуски с холмов очень крутые, абсолютно слепые переломы профиля на гребнях, а ширина дороги достаточна только для одной машины. Кроме того, очень много вы-ступающих из грунта камней, особенно на гребнях холмов, двигаться приходится пре-дельно внимательно - скорость не больше 20-30 км/час.

19.45-47 Для успокоения души берем очередного "языка" на встречном УАЗ-469. Добытые сведения таковы: едем мы правильно, легковые ма-шины на Телецкое озеро идут, причем часто и много, переноче-вать можно на реке, к которой ско-ро выйдет дорога.

20.09-20 Справа за деревьями видна обширная поляна, на одном краю которой стоит ГАЗ-66 с пассажирским кузовом-будкой, рядом копошится народ, ставя палатки. Вовремя оста-новились – правое заднее колесо полуспущено. Вывод – никуда не денешься, ноче-вать придется здесь. Филипп уже традиционно отправляется на разведку, а мы пока извлекаем компрессор – чтобы достать запаску, придется разгрузить полмашины.

20.22 Успешно преодолев довольно глубокую колею, оставленную грузовиками, попадаем на место очередной нашей ночевки - высоченные ели немного отступили от берега не-большой, но быстрой, очень чистой и симпатичной таежной речушки, образовав неши-рокую, но достаточно длинную, метров в триста, поляну. Хватило места и нам, и сту-дентам-первокурсникам (в основном первокурсницам) Бийского университета – это они разбивали лагерь около 66-го.

Первым делом извлекается ведро – окатить "Куса" водой, чтобы смыть с него толстый слой пыли. Палатку решили не ставить - утром наверняка будет роса, придется опять долго сушить. Опробуем спальный вариант в машине "на троих". Пока готовился ужин, пообщались с водителем ГАЗ-66. Он местный, вывозит туристические группы "в цивилизацию" как раз с южной оконечности Телецкого озера, куда они попадают на катерах с северной стороны. Посетовал, что дорог стал паром, пере-возящий машины через озеро – 10 тысяч за рейс и подтвердил проходимость дороги.

23 августа СБ

Спать в "Кусе" втроем оказалось довольно удобно (при условии, что подушка заднего сиденья снята и оставлена в гараже, тогда длины салона хватает с избытком даже для нашего с Игорем роста). Предположения наши насчет сильной утренней росы оказались абсолютно верны. Это и не удивительно – температура была всего +7,4°С. Студентки-путешественницы в палатках ночью страшно замерзли. Колесо наше "умерло" окончательно, пришлось извлекать запаску. Вот теперь стало ясно, каким правильным оказалось решение урезать и без того дефицитный бюджет авто-пробега, но оснастить "Куса" полноценным запасным колесом. Куда бы мы сейчас уехали на "бана-не-докатке"? Перед отъездом снова подошел водитель 66-го с просьбой передать весточку своему знакомому в д.Балыкча, что расположена у Телецкого озера. Тут мы впервые столкнулись с харак-терным для этих мест обращением "пацан". Это относится к любому представителю мужского пола, независимо от возраста. Так что алтайскому "пацану" вполне может оказаться и 50 с хвостиком. Светлана в полном восторге от прогулки по местной тайге, жалеет только, что мало походила. Но пора двигаться дальше, и так сборы уже через чур затянулись.

10.21 Все - двигатели прогреты, экипажи заняли свои места, вперед, к Телецкому озеру.

Через несколько километров дорога вышла на край ущелья, стала чуть получше (камни поменьше), но при этом настолько узкой, что вплотную подступающие лиственницы, ели и кедры чуть ли не пыль со стекол сметают своими ветками. А пыль здесь весьма качественная, на стекле задней двери слой сантиметра два не меньше. Слева от дороги на редких свободных от деревьев участках очень крутого склона кое-где прилепились копны сена, окруженные зарослями иван-чая. Да уж, что-что, а с кормами здесь проблем у местного населения явно не возникает, настолько богатое разно-травье. Еще раньше, на Чуйском тракте, мы обратили внимание, что алтайские коровы на пастби-щах напоминают живые цистерны, настолько раздуты у них бока от обильной пищи.

10.32-34 Слева, далеко внизу видно непо-вторимо красивое озеро, окружен-ное со всех сторон густым хвойным лесом. Вот бы туда попасть но, по-хоже, для этого нужен вертолет.

10.52-54 Крутой спуск, внизу ручей, пересекающий дорогу, деревья стеной по обочинам – и вполне приличный указатель направлений. Алтайские парадоксы. А вообще эти места очень напоминают лесные дороги в районе озера Тургояк около Миасса. Если "за-быть", конечно, про грандиозное ущелье слева.

11.10-20 И вот мы на краю Чулышманского каньона. Потрясенные открывшейся панорамой, не-вольно выходим из машин. Неужели мы видим это! Никакими словами невозможно описать неземную красоту этого чудовищного разлома земной коры, на дне которого по солнечным бликам скорее угадываешь, чем видишь тонюсенькую серебристую ни-точку. А ведь это и есть Чулышман, что после Телецкого озера называется уже Бией и вместе с Катунью образует Обь, одну из крупнейших рек. А какие сравнения подобрать для могучих каменных стен, образующих этот каньон? А для водопада, срывающегося с километровой высоты и падающего на дно уже просто облаком водяной пыли? А по-крытое темно-зеленым ковром девственной тайги и уходящее за облака плато на про-тивоположной стороне каньона? Очнувшись от этих завораживающих картин, где-то в животе ощущаешь холодок – и нам что, туда, вниз?

Спуск очень сложен, особенно после третьей петли серпантина. Частенько начинает похрустывать ABS – намертво схваченные тормозами колеса просто скользят по камням на немыслимой крутиз-не, а иначе никак, постоянно вынуждены лавировать между огромными булыжниками, чтобы не напороться на какой-нибудь днищем. Попадаются места, где просто приходится выходить из машины откатывать эти каменюки в сторону, иначе не пройти. Где-то в середине перевала уклон примерно стометрового участка просто превышает все мыслимые пределы. Появляются сомнения в правдивости "языков" о большом количестве легковых машин, идущих сюда. Спуститься они, до-пустим, смогут, тем более что если пошел вниз, обратного пути уже нет – только вперед. А вот в состоянии ли здесь самостоятельно подняться машина без полного привода? Может они действи-тельно, все паромом на северную оконечность озера переправляются, о чем упоминается в "Кольцевом маршруте"? А мы тем временем спускаемся все ниже и ниже, не забывая при этом снимать все происходящее на видеокамеру. На одном из "интересных" участков Игорь с камерой даже ушел далеко вперед, чтобы запечатлеть сей процесс "извне".

11.39-12.03 До конца спуска осталось еще пару вит-ков, но это уже семечки, по сравнению с тем, что мы прошли – уклон дороги здесь намного меньше. Самое страш-ное позади! А остановились мы сейчас по причине особой уникальности этого места. Дорога сама по себе и так очень узкая, всего одна колея. Разъехаться встречным машинам можно только на поворотах серпантина, и то с большим трудом. Но здесь… Слева вертикаль-ная скала вплотную к дороге, а справа накатанный след от стометрового обрыва отделяет валик щебня шириной сантиметров в десять, а то и меньше.

Явно, что изначально дорога была здесь несколько шире, пока сбоку не обвалился приличный кусок. Я забираюсь над машинами метра на два по скале, чтобы снять эту картину сверху. Спуститься обратно оказывается намного сложнее.

12.11 Вот и закончен спуск с грозного Кату-Ярыка. Протяженность его всего 3,5 км, но заняло это почти полчаса чистого времени.

12.17-18 Справа довольно солидный по поверхно-сти зеркала водоем, своеобразная "ван-ночка", но уже Чулышманская. Жаль, глу-бина всего сантиметров десять, а так с удовольствием нырнули бы – погода ве-ликолепная! Скорость не больше 20 км/час и то редко, идти столь осторожно заставляют все те же камни. Пыль за ма-шинами неимоверная, но впереди и по бо-кам панорама каньона и самого Чулыш-мана бесподобно красива! Очень много водопадов.

12.47-48 А мимо этого порога Чулышмана и его окружающих гор без остановки проехать просто невозможно. Достаем видеокамеру.

13.26-36 И снова остановка – слева красивейший водопад и довольно близко от дороги. Реши-ли попробовать подняться к этому чуду. Не удалось - склон густо зарос кустарником, а тропинка, по которой поднимались сначала, уходит в сторону. Зато отведали барбари-са и подышали свежим воздухом.

14.32 Отвесные стены, сжимающие каньон немно-го расступились, дорога, по которой мы пол-зем, вырвалась на обширный луг и сразу разделилась на много-много проселков, причудливо извивающихся по долине. Гене-ральное направление удается удерживать довольно легко, ориентируясь по километ-ровым столбам. Скорость возросла до 60 км/час, жаль, что удовольствия такого ока-залось всего около двух километров.

14.35-15.05 После чего мы уперлись в… реч-ку шириной метров в восемь. Вышли, посмотрели – глубокова-то будет. Ниже по течению мет-рах в двухстах, виден еще один брод. Здесь пройдем, только нужно убрать со дна несколько самых крупных камней. Что ин-тересно, течение направлено в противоположную от Чулышмана сторону. Интересно… Останови-лись уже на другой стороне, что-бы дождаться "Крока", отставше-го очень далеко из-за клубов ви-сящей в воздухе пыли. Абсолютно сюрреалистическая картина: типично российская березовая роща на фоне вполне "киргизских" гор. Смыли пыль с задней двери "Куса", набрали свежей и очень холодной воды, затем Игорь отправился "витаминиться" облепихой, в изобилии растущей на берегу, а Светлана с восторгом рассматривала большие стайки мальков, хорошо видные в совершенно прозрачной воде. Где же большая рыба! Подъехавший Филипп не отказал себе в удовольствии влететь в этот брод со всего маху – "крышу сполоснул".

15.20-24 Снова брод, причем намного серьезнее предыдущего – ширина этого притока Чулыш-мана, разделенного вдобавок посредине небольшой галечной отмелью, составляет метров пятьдесят, течение намного сильнее и глубина значительно больше. Пешая разведка показывает, что преодолевать его нужно не прямо "в лоб", а по большой ду-ге, практически по самому перекату, где намного мельче. Но страшнее! "Крок" идет первым, мы следом. Очень хочется, чтобы мифический паром, на котором переправ-ляют машины через Телецкое озеро, стал реальностью.

Преодолев этот брод, сразу попадаем на "центральную" улицу деревеньки с экзотическим названи-ем "Коо" (на местном диалекте это звучит, как нечто среднее между "Кё" и "Кю"), прижатую Чулыш-маном к самому подножью гор. Пока ехали через деревню, пересекли несколько ручьев, бегущих к реке прямо по улицам. Невольно возникает вопрос, каким чудом этому селению удается уцелеть весной, во время таяния снегов?

15.38-17.31 Для обеда мы выбрали травянистую площадку на берегу Чулышмана. Здесь он уже вырвался из своего каньона, течение стало более спо-койным. Глубина реки, кстати, ока-залась совсем небольшой – перехо-дящей вброд лошади вода едва дос-тавала до брюха. Пока готовился обед, Игорь попытал счастья с удоч-кой и опять безуспешно. Почему же никак не удается разгадать хитрости рыбалки в алтайских реках? Очень много здесь оказалось страшно лю-бопытных кузнечиков - пока обеда-ли, они чуть ли не в тарелки к нам заползали. Вода в Чулышмане абсолютно прозрачная, но настолько холодная что, несмотря на жаркую погоду, желания принять "водные процедуры" не нашлось ни у кого. Во время обеда мы впервые увидели в "Затерянном мире" (и это название родилось тут) иную, помимо "Куса" с "Кроком" машину – в сторону озера лихо пропылила белая \"Toyota Caldina\" с новосибирскими номерами. Водитель в машине был один.

18.18-23 Горы расступились еще дальше, дорога идет уже иногда и поперек долины, следуя причудливым изгибам многочисленных притоков Чулышмана. И преодолеваем мы их уже не вброд, а вполне "цивилизованно" – по мостам. Но намного легче от этого не становится – "мягкий и пушистый" песчаный участок дороги упирается в чуть ли не вертикальный подъем, оснащенный вдобавок у своей вершины целым Тибетом в ми-ниатюре. Проползти можно только, если направлять колеса по самым высоким кам-ням, чтобы не сесть "на брюхо", а как сделать это, если нос машины на подъеме за-дран так, что создается полное впечатление езды с поднятым капотом. Выход один – голову в открытое окно, а Светлана с Игорем сверху показывают направление движения.

Вот уж точно, везет дуракам и пьяным - от верной смерти местного механизатора-алакаша, улетевшего с дороги на своем Т-40, спасло только растущее на крутом обрыве дерево. Пьяный в стельку, он был даже не способен самостоятельно выбраться на дорогу, "буксуя" содранными в кровь босыми ногами на щебнистом откосе. Его то мы наверх вытащили, а вот трактор выдергивать, естественно, отказались, чем вызвали приступ пьяной ярости. Выяснив с большим трудом, что зовут его Машкаров Анатолий, оставили приходить в себя на свежем воздухе. Доберемся до Балыкчи, там сообщим, что требуется серьезная помощь для извлечения и буксировки трактора.

19.02-05 По обеим сторонам дороги тянутся густые заросли конопли. Видно растение это не-разрывно связано с названием "Чуйский", будь то долина в Киргизии или тракт на Ал-тае.

Перед этой остановкой видели журавлей. Жемчужно-серые, с черными головами, украшенными снежно-белыми коронами из перьев, они заметно выделялись своей красотой даже на фоне окружающих гор.

19.09-12 Очередной брод, снова приходится убрать несколько камней со дна, после чего про-ходим свободно.

19.14 Вот это номер – дорога упирается в закрытые ворота, а в обе стороны, сколько хватает глаз, тянется какой-то забор-плетень. Впрочем, загадка решилась быстро. Из при-дорожных кустов выскочили несколько местных девчонок лет 8-10 и кинулись открывать ворота, дружно крича при этом: "100 рублей, 100 рублей, 100 рублей". Коммерсантки, блин!

Навстречу попалась недавняя белая "Caldina", в салоне снова только один водитель. Что-то очень уж рискованно идет он по такой дороге – скорость явно за 40 км/час.

19.27 Вошли в деревню Балыкчи. Местные произносят это название именно так, хотя на всех картах значится "Балыкча". С тюркского языка это переводится как "рыбка".

Наше появление явилось явно неординарным событием для местного населения. Больший инте-рес, наверное, мог вызвать лишь космический корабль, приземлившийся в стойбище чукчей. Со всех сторон к нашим машинам, как железные опилки к мощному магниту, потянулись "балыкчанцы" обоих полов, всех возрастов и национальностей. Общим являлось только одно – трезвых среди них не было! А в контакт вступать необходимо – нам нужен хлеб и информация о возможных мес-тах для стоянки на озере. Кроме того, "Кольцевой маршрут" обещал здесь изобилие фруктов вплоть чуть ли не до ананасов. Интересовал нас также вопрос возможности пополнить запасы топ-лива, расход которого на этих кошмарных ста километрах от Балыктуюля до Балыкчи (а названия-то какие все "рыбные") превысил все допустимые нормы. Результатом общения явилось:
- до озера осталось ровно десять километров, причем снова будет брод или, даже, два.
- бензин найти можно, но только 80-й и не дешевле, чем по 14 руб/литр. Дизтоплива здесь нет вообще.
- из "фруктов" имеются только яблоки и огурцы, но предложенная стоимость такова, что даже сочинские торговцы удавились бы от зависти.
- хлеба в магазине не оказалось как, впрочем, и чего-то еще, что привлекло бы наше внимание. Зато цены просто запредельные. А в магазинчик этот еще и попасть оказалось не так то просто – пришлось ждать, пока местный "доброволец" сбегает за продавцом, девчушкой лет четырна-дцати. Свои услуги он тут же оценил в "полторашку" пива, причем требовал "расчета" немед-ленно и столь настойчиво, что пока мы ходили в магазин, Игоря пришлось оставить сидеть в "Кусе", а "Крока" поставить на сигнализацию.
- о пароме через озеро никто ничего не знает.
- реакция местного населения на наш приезд еще раз заставила поставить под большое сомне-ние правдивость полученной нами ранее информации о большом количестве легковых машин, идущих сюда для отдыха на Телецком озере.

Поиски бензина решаем пока отставить – уже начинает темнеть, а десять километров до озера займут не меньше часа. К тому же, если решится проблема с паромом для переправки машин на северную оконечность озера, на что мы очень надеемся, то вообще не придется лить "Кускусу" в бак 80-й.

20.28 Глазам своим не верим – в этом "Затерянном мире" еще оказывается можно встретить трезвого человека, да еще русского. Чтобы попасть на берег, нам на развилке нужно уйти влево и потом преодолеть два брода.

20.48-56 Стоим на развилке, впереди в темноте угадываются какие-то постройки. "Разведчик" Филипп убежал узнавать дальнейшую дорогу. Вернулся с известием, что нужный свер-ток мы проскочили километра два назад, здесь к берегу не подъехать – территория пионерлагеря.

21.06 Вернулись, нашли нужную развилку, добрались до первого из двух обещанных бродов и… челюсти отпали у всех одновременно.

Если раньше мы по камням преодолевали типичные горные реки, то здесь увидели вполне сибир-скую речушку с довольно топкими болотистыми берегами и глинистым дном, развороченным в мес-те переправы до такой степени, что возникли сомнения даже в способностях "Крока" преодолеть этот брод (чуть позже мы узнали, что отсюда почти сутки извлекали засаженную по уши \"Mitsubishi Delica\"). Метрах в тридцати выше по течению, правда есть "нетронутый" участок, проходимый для "Куса", но для этого придется вырубить несколько прибрежных кустов. Но как потом выбираться на-зад - если мы организуем новый брод, где гарантия что и его тут же не превратят в такое же меси-во? А впереди нас ждет еще один, что будет там? Филипп с трудом, но все преодолевает на "Кро-ке" этот ручей и мы с ним отправляемся ко второму броду. Достаточно оказалось лишь взглянуть на него, как стало ясно – Телецкого озера мы так и не увидим. Рискнуть залезть сюда на чем-нибудь, кроме ГАЗ-66 или "Урала", мог только абсолютно больной человек. Вдобавок ко всему состоялось совершенно незапланированное общение с компанией "аборигенов", мало того, что в стельку пья-ных, так один из них еще весьма недвусмысленно размахивал "кишкопором" внушительных разме-ров и требовал "похвалить" его. В переводе на понятный всем язык это означало, что он жаждал "продолжения банкета", причем непременно за наш счет.

21.15 Вернувшись к остальной части нашей экспедиции, обрисовали им ситуацию и решили выбрать место для стоянки где-нибудь на Чулышмане. Но что делать с бензином? Придется искать сейчас.

22.09-12 Ага, нашли, аж два раза - деревня словно вымерла. Ни людей на улицах, ни света в окнах. Да и откуда ему взяться - линии электропередачи к деревне не подходят ни с одной стороны. Столбы, правда, вдоль основной улицы стоят, видимо, где-то установ-лен дизель-генератор. А вот антенн мы не видели ни на одном из домов. И это в 21-й веке! Единственным источником света оказались подфарники 469-го УАЗа, стоящего примерно в середине деревни. Я подошел к нему в слабой надежде разжиться бензи-ном и из завязавшегося разговора узнал, что первый раз (там, где Филипп бегал на разведку) мы не доехали до берега озера буквально пятьсот метров! Да, теперь абсо-лютно точно можно сформулировать основную заповедь для путешественников по Ал-таю:- Не верь никому и ничему, пока не убедишься сам! Про паром водитель и пассажиры УАЗика (они из Улагана) не сообщили никаких уте-шительных новостей – да, он существует, называется "Белка", но регулярных рейсов нет давно, только "чартерные". Нужно звонить (?) в Артыбаш, договариваться с хозяи-ном, и стоить это удовольствие будет даже не 10, а 15 тысяч. Осмысливать полученную информацию будем уже завтра, а пока снова направляемся к озеру.

23.02 Ну что ж, пробились мы все-таки к Телецкому озеру с юга! Теперь еще бы выбраться отсюда. Но это потом, а пока - СПАТЬ!

24 августа ВС

Первая на Телецком озере ночь была ознаменована и первым же серьезным в этой поездке до-ждем, барабанившим по крыше практически до рассвета. Наступившее утро оказалось мрачным и хмурым – небо затянуто тучами, клочья которых висят и на склонах гор, окружающих озеро. Только успели позавтракать, как снова пошел дождь, несильный, правда, но пришлось одевать дождевики и сапоги. Игорь с удочкой ушел на песчаную косу, далеко вдающуюся в озеро и отделенную от нашего лагеря заболоченной дельтой той небольшой речушки, что стала для нас непреодолимым препятствием прошедшей ночью, а мы со Светланой отправились изучать окрестности. Справа от нас (если стоять лицом к озеру), ближе к устью Чулышмана, на небольшом пригорке расположена турбаза, состоящая из одного коттеджа, бани и хозпостроек. За ней находится пионерлагерь, по милости сторожа которого мы потеряли вчера почти три часа. Слева в озеро впадает вышеупомянутая небольшая речка, сразу за ней поднимаются горы. Вот в этом "междуречье" и находится тот небольшой пятачок пока еще свободной территории, где мы нашли себе пристанище. Но вчерашние "языки" на УАЗике предупредили, что земля эта частная и за стоянку с нас потребуют плату. Забегая вперед, скажу, что никто к нам с этой целью не подходил. Дорога, по которой мы подъехали, уходит… прямо в озеро, метров за пятьдесят до него превращаясь в кошмарные колеи. Спустя некоторое время стала ясна природа этой загадки – к песчаной косе, которую Игорь облюбовал для рыбалки, подошел моторный катер и высадил группу туристов. А спустя полчаса сверху спустился ГАЗ-66, аналог того, что мы видели на ночевке перед Кату-Ярыком, натужно рыча двигателем, пролез по этим колеям, разворотив их еще больше, спустился прямо в озеро и через протоку выехал на косу. Туристы погрузились в будку, и 66-ой проделал свой путь в обратном порядке. Теперь мы поняли, почему вчера ночью вода у берега была страшно грязной – перед самым нашим приездом с косы забрали очередную партию отдыхающих. Через дорогу, прямо напротив нашей стоянки совсем недавно "гудела" довольно большая компания. Кого? Не знаю. Назвать их туристами, при виде той помойки, что они оставили после себя, язык не повернется. Причем видно, что пили они до последнего и собирались "по тревоге". По всей поляне, кроме консервных банок, бутылок, пачек от сигарет и прочих традиционных атрибутов отечественного "туризма", разбросаны мокрые и грязные кроссовки, шлепанцы, штаны, олимпийки и т.д. и т.п. Видели несколько подберезовиков – крепенькие, чистенькие. Можно представить, сколько грибов можно найти в окружающих озеро лесах. Растут эти леса, правда, на таком уклоне, что особо с корзинкой не побродишь. Настало время подумать о приготовлении обеда, а дождь все идет. Пришлось натягивать тент между машинами и под ним организовывать "пищеблок". Но где-то через полчаса дождь резко прекратился, выглянуло солнышко, стало очень тепло и появились мысли даже о купании в озере. Увы, счастье это продолжалось сосем недолго, успели только по-обедать, как снова закрапал дождь, причем горы так затянуло тучами, что стало ясно – бежать нужно отсюда и как можно быстрее. Как поведут себя при сильном дожде те многочисленные ручьи и речки, которые пришлось и придется снова пересекать вброд – произошедшее год назад в Абрау-Дюрсо еще очень живо в памяти. А про "мокрый" подъем на Кату-Ярык даже и думать не стоит. К этому моменту стало абсолютно ясно, что для того, чтобы выбраться с Телецкого озера нам пред-стоит проделать вчерашний путь в обратном направлении - информация насчет стоимости парома подтвердилась полностью. А идея о том, чтобы собрать машин пять и раскинуть эти 15 тысяч на всех, была убита в зародыше местным "языком" – на паром этот не то что пять, а "Кускус" вместе с "Кроком" вряд ли войдут. Не мы одни, кстати, прорывались сюда в надежде на паром – пока обеда-ли, подъехала семья из Томска (с двумя маленькими детьми!) на старенькой "двойке". Пробыли на берегу озера они недолго – услышав от нас нерадостные известия о стоимости переправы, реши-ли поискать место для лагеря на Чулышмане. Был и еще один гость – вчерашний водитель с бе-лой "Toyota Caldina". Километрах в двадцати от Балыкчи он пробил на камнях поддон коробки и те-перь вернулся к нам в надежде на "Dextron" – специальное масло для автоматических коробок пе-редач. Двести граммов у меня с собой было, но кто же будет возить с собой семь литров? Остава-лось только посочувствовать этому бедолаге, попавшему в немыслимую переделку.

А вода в Телецком озере оказалась просто ледяной. Это неугомонный Филипп проверил на себе.

16.10 Покидаем оказавшееся негостеприимным для нас в отношении погоды Телецкое озеро. Задача на сегодня – подойти как можно ближе к перевалу.

Филипп откровенно удивлен проходимостью "Кускуса" и никак не ожидал, что мы самостоятельно и с такой уверенностью сможем преодолеть два километра того кошмара, что представляет в дождь выезд из прибрежной низины – многочисленные переплетающиеся колеи полуметровой глубины, прорезанные колесами 66-х в мягкой и болотистой почве, торчащие во все стороны корни деревь-ев, огромные куски дерна и грязи, мокрая и скользкая трава. Только в одном месте, когда все же развернуло поперек колеи, пришлось включить diff.

16.57 Вошли в Балыкчи.

17.03-06 Хлеба в магазине нет, как и в прошлый раз. Интересно, а вообще он бывает?

19.08-25 Поисками хлеба озадачивается экипаж "Крока", а нам нужно решить топливную про-блему. На въезде в деревню со стороны каньона, на одном из столбов мы вчера виде-ли указатель "Бензин". Находим дом, где живет местный "нефтяной шейх", у бабки-соседки узнаем, что хозяина нет, но бензин может продать она, только "сосить" из шланга не умеет. Ладно, "сосить" не проблема, было бы что. Мимо злющей псины проходим в угол двора, где стоят бочки с бензином. Грязный шланг, ржавое ведро с царапиной-меткой и дождь. Берем 13 литров (10 в бак, 3 в "шмелиную" канистру) 80-го по 12 руб. Поторговаться пришлось жестоко – алтайка-"заправщица" упорно стояла на 14 рублях за литр.

19.28-33 Вдалеке видна идущая навстречу колонна грузовиков (КамАЗ, Татра, Урал). А дорога на этом участке такова, что разъехаться практически невозможно. Ага, вот здесь мож-но сделать это, но приходится лезть на крутой косогор, что удается только со второй попытки – очень скользкий склон. Успешно разминулись.

19.45 По переговорному устройству поступает сигнал "Стоп". В чем дело? Экипаж подъехавшего "Крока", хитро улыбаясь, начинает петь дуэтом:

Как же нам не веселиться, мы вдали от разных бед -
Нам Светлана приготовит замечательный обед.
Мы с приятелем не знали и не верили себе,
Что Светлана борщ готовит на костре и на "Шмеле".
Пам-пам, пара-ра-ра-пам-пам…

А покушать кто не любит часто злятся, ну и пусть!
Мы, зато, меню Светланы изучили наизусть.
Целый день вокруг "столовой" ошивается толпа
Спорят, что кипит в кастрюле – суп, уха или шурпа.

За кустами леска свиснет, мушка упадет в Урсул.
Эти звуки подтверждают то, что Игорь не уснул.
На столе на нашем рыбка не появится никак,
Игорь, несмотря на это, замечательный рыбак.

Мы будильник не включаем, нам будильник ни к чему,
Потому, что доверяем мы Сергею своему.
Рано утром на рассвете нас Сергей разбудит в пять:
- Люди в Кроке, поднимайтесь, Чуйский тракт зовет опять!

(Первоначальный текст слегка дополнен, отредактирован и "причесан", думаю, кроковцы не обидятся)

19.49 ослушали, посмеялись, передохнули заодно. Вперед!

19.52-20.07 Деревня Коо. Филипп приобретает у местного механизатора ведро дизтоплива, а я пытаюсь тем временем добыть сведения о "верхней" дороге – уж больно не хочется сно-ва лезть в двойной брод. Полученная информация маловразумительна но, в общем, подтверждает наши предположения относительно того, что все местные дороги, в конце концов, соединяются перед "узким горлом" каньона – больше им деваться неку-да. Мы отправляемся дальше, а кроковцы хотят попытать счастья насчет деревенско-го молока. Здесь? Хм…

20.11-23 Но уехали недалеко - на выходе из деревни развилка. По пути сюда приехали мы по левой дороге, но там как раз и находится самый большой и глубокий двойной брод. Остановились, чтобы дождаться кроковцев – можем разминуться, если они уйдут по "нижней" дороге. Откуда-то "нарисовался" местный "пацан", довольно опрятно одетый, молодой и даже симпатичный, но проблема та же: "Дай похмелиться". Пояснил, что "батрачил" на покосе, рассчитались с ним водкой, теперь "ум болит". У нас тоже болит, но по другой причине – впереди поперек дороги неширокое, но довольно глубокое рус-ло небольшого ручья. Лезть напрямую – повиснем на бамперах. После осмотра выби-рается единственно возможная траектория, под правые колеса укладываются камни, включается diff – с пробуксовкой колес, но переползли.

20.39-44 Вот и брод – хрен редьки не слаще, разве что один, а не двойной, как на нижней доро-ге, зато он явно глубже. Но не возвращаться же. "Крок" ныряет первым и идет практи-чески напрямую – сразу видно, что такая траектория для нас неприемлема, очень глу-боко. Но опыт уже есть – после предварительной разведки закладываем большую дугу по перекату. Игорь, наблюдавший за переправой с противоположного берега, сказал, что вода даже здесь доходила до середины противотуманок.

20.57-58 "Совет стаи" по поводу ночевки. Стремительно наступает ночь, все более сужающаяся долина вот-вот превратится в каньон, где днем мы практически не видели подходящих для ночевки площадок, а в темноте их найти будет вообще невозможно. Значит, ноче-вать либо здесь, либо идти практически "до упора" в перевал, а это еще два часа, как минимум. Экипаж "Крока" за второй вариант. Мы тоже осознаем, что это было бы пра-вильно, но силы уже на исходе. И, все же, принимаем решение идти "до упора" – подъем на Кату-Ярык нужно начать как можно раньше, чтобы не встретиться на нем с идущими из Улагана машинами. Это был совет одного из "языков".

22.18-20 Ну вот, доехали до "глюков" – показалось, причем не только мне, что дорога впереди пересыпана кучей щебня. Вышли из машины - оказалось, что так в свете фар выглядит очередной очень крутой подъем. Хотя "мираж" сей особо это не удивителен – ки-лометров пять уже мы идем по свежей щебенке, а на одной из площадок сбоку от до-роги стояли пару грейдеров и бульдозер.

23.01 Все! Задача-максимум на сегодня выполнена полностью – до начала подъема оста-лось около километра. Справа есть небольшая ровная площадка, ночевать будем здесь. Не знаю, как остальные, а я 50 граммов "замахну" обязательно. И спать! Так тяжело не давалась еще ни одна из пройденных нами ранее дорог, какой сложной бы она не казалась.

25 августа ПН

Спать, однако, нам пришлось несколько меньше, чем рассчитывали. Уже мы улеглись и собрались выключить свет в салоне "Кускуса", как раздался стук в боковое стекло. Решили, сначала, что это Филипп с какой-нибудь очередной хохмой, но все оказалось несколько серьезнее. Два крепко подвыпивших "пацана" весьма настойчиво требовали выйти из машины: "Поговорить надо!" "Разговор" их начался с уже привычной фразы: "Водка есть?" Услышав отрицательный ответ, начали требовать закурить, причем в их интонациях явно проскальзывали угрожающие нотки. Стоя-щие рядом их лошади настроены были явно более миролюбиво. А "пацаны" явно начинали зве-реть. И тут Остапа понесло… А спустя некоторое время и Светлана присоединилась. Такую каче-ственную "лапшу" повесили насчет большой экспедиции, еще трех машин, которые должны подъе-хать с минуты на минуту (а черного "Крока" они в темноте сначала, оказывается, и не заметили), спутниковой связи, вертолета поддержи, автоматического сигнала координатору каждые полчаса для определения нашего местонахождения, наличия оружия с разрешением и все в таком духе. Пьяный воинственный пыл незваных гостей сразу угас, и беседа потекла совсем в другом русле. Теперь пришлось отказываться от настойчивых предложений проводить нас на "хорошую стоянку" в яблоневом саду на берегу Чулышмана (где-то совсем рядом), куда они завтра утром специально для "больших людей" привезут и тут же зарежут барашка. Отвязаться и отправить их восвояси удалось только минут через двадцать.

С подобным явлением, характерным, по всей видимости, для любой тюркской национальности, мы неоднократно сталкивались во время путешествий по Средней Азии. Стоило только при любом "наезде" со стороны явно не лучших представителей местного населения доказать "гуманность" наших целей, как настроение их менялось прямо на противоположное. А если при этом еще "за-декларировать" свою связь с каким угодно органом власти и показать "большую синюю печать", то уже не будешь знать, куда деться от заискивающих взглядов.

Наступившее утро принесло еще один крайне неприятный сюрприз – правое переднее колесо спу-щено напрочь, машина стоит на диске. Снятие и осмотр показал, что дело плохо – из протектора торчит небольшой, но очень острый кусок щебенки. А запаска в багажнике тоже ведь пустая, с ка-ким-то "подарком". Надежда только на то, что "умирало" это колесо довольно медленно. Причиной оказался маленький сапожный гвоздик. Это уже проще. "Ремонт" был произведен с помощью само-реза для гипоскартона и клея "Момент". Можно попытаться облегченно вздохнуть, если при этом не думать о предстоящем перевале. Да, хорош японский "Bridgestone", но явно слабоват против таких российских дорог. Вдобавок ко всему, несмотря на вчерашнюю "заправку" в Балыкче, стрелка бен-зодатчика опять лежит практически на нуле – 10 литров ушло на то, чтобы преодолеть неполные семьдесят километров этого "убийства". Выливаю в бак последние три литра 80-го из "шмелиной" канистры. Хватит ли этого, чтобы на крутом подъеме бензонасос не "хватанул" воздуха? Чтобы хоть немножко приподнять "брюшко" "Куса" над дорогой и предохранить его от нежелательных кон-тактов с камнями, перегружаем в "Крока" несколько самых тяжелых коробок с провизией.

07.33 Все, пора на "человеческую сторону перевала". Это Игорь выдал вчера такой афо-ризм.

Как и ожидалось, подъем оказался очень тяжелым. Основные причины – сумасшедший уклон и все те же камни, между которыми вынуждены постоянно лавировать, объезжать, огибать, либо выхо-дить из машины и просто откатывать их в сторону. Иногда попадаются участки, где сделать ни то ни другое просто невозможно, тогда приходится пускать колеса по самым большим и высоким из них, "облизывая" буквально по миллиметру, чтобы не допустить резкой просадки кузова, когда ко-лесо срывается с очередного уступа. Бедная "резина"! И ура "автомату" – будь на "Кусе" механиче-ская коробка, столь ювелирного переползания на таком безумном уклоне не получилась бы и близ-ко, либо сцепление сгорело бы напрочь. Порой с некоторой завистью смотрим на уверенно ползу-щего по камням "Крока", с легкостью пропускающего под мостами булыжники, которые для нас ста-новятся непреодолимым препятствием. Но когда становится видно, как отчаянно мотаются при этом головы его пассажиров, зависть резко идет на убыль. Почти все время идем с включенным diff, иначе на скользких камнях, сыпучей щебенке колеса постоянно стремятся к пробуксовке. И то-гда перед глазами сразу встает утренняя "картина" с осколком камня в протекторе. Плюс ко всему, дорожное полотно все изрезано руслами ручейков и ручьев - последствия ночного дождя. А в од-ном месте оказались бессильны и 4WD и даже включенный diff - сплошное нагромождение камней, образованное выходом скальной породы, пересеченное вдобавок довольно глубоким руслом. "Кус-кус" практически повисает по диагонали на двух колесах, Одна попытка, вторая, нет так просто этот участок не пройти. Приходится заняться сооружением "колейного мостика" из подручного материа-ла, благо его здесь предостаточно. Затем к 116 силам лошадиным подключаются две человече-ские, имеющие хорошее "сцепление" с дорогой. Немного скатиться назад для разгона… проскочи-ли. Отсюда хорошо виден уходящий в сторону озера каньон. Ужас – на сколько хватает глаз, его склоны затянуты огромными клочьями тяжелых мрачных туч. Вовремя мы "сделали ноги" из этого, действительно, затерянного мира. Но как же будет подниматься томич на своих "Жигулях"!? Ведь попытка пройти Кату-Ярык в дождь равносильна самоубийству!

08.10-16 Вот и подтверждение этому – огромная промоина перерезает дорожное полотно и срывается к лежащей ниже петле серпантина, и так не отличавшегося достаточной шириной, а теперь ставшего еще уже. И это тоже последствия ночного дождя.

08.26-28 Все, мы наверху. Остановились перевести дух и бросить прощальный взгляд на "За-терянный мир". Вряд ли в обозримом будущем нам удастся еще раз повторить этот потрясающе красивый, но безумно сложный маршрут. И уж точно, не на "Кускусе".

09.18-19 Разведка пешком – где лучше, в объезд холма по глубоким колеям, или прямо через него, но по камням? Несмотря на такие вот ребусы, идем довольно лихо, средняя ско-рость получается даже выше 30 км/час. После прохождения каньона любой проселок кажется чуть ли не асфальтом.

09.21-23 Очередная развилка перед очередным подъемом. Ждем приотставшего "Крока", что-бы не разминуться. Они отсняли великолепный сюжет – по обширному лугу бегает ши-карный белый конь.

09.41-48 Филипп узрел в траве кого-то, по его словам, белого и пушистого и теперь носится по лугам с видеокамерой. Но этот житель Алтая уже давно сидит в своей уютной норке, и позировать явно не собирается. Мы перед этой остановкой видели много сусликов.

09.56-58 Прошли Балыктуюль, шиномонтажек здесь нет, и никогда не было, только в Улагане. Другого мы, впрочем, и не ожидали.

1004-05 Грейдер со "стиральной доской", вибрирует весь кузов. Но это уже такие мелочи после двухсот километров сплошных камней. А остановились мы пораженные размерами рогов пасущегося рядом с дорогой быка. Да это просто буйвол какой то!

10.11 Начался асфальт, скорость за 80. Ух, хорошо!

10.18-58 Мы в центре Улагана, на "торговой" улице. Необходимо слегка пополнить наши запасы провизии, главное – хлеб.

Которого в магазинах нет, это уже традиционно. Зато у хозяйки дома рядом с кафе покупаем не-сколько булок свежего, очень вкусного хлеба, она печет его сама. Пока делали покупку, успели вы-слушать горестную исповедь о тяжелой жизни в этом районе, беспробудном пьянстве местного на-селения. Да уж, в этом мы убедились сами. Пробежались по магазинам, выбор мизерный, все очень дорого. Зато познакомились мы с еще одной особенностью взаимоотношений на Алтае. Светлана в одном из магазинов начала выбирать продукты, которые нужно купить, Филипп с Ма-шей решили перехватить инициативу и взять расходы на себя. В результате произошел следующий диалог между кроковцами и женщиной-продавцом:

- Мы будем брать это, это и это.
- Я разговариваю с ней (в сторону Светланы).
- Да мы вместе едем.
- И что с того, что вместе едете? Она женщина и старше вас, поэтому слушать я буду только ее.

Пока Светлана и Маша с Филиппом занимались покупками, я побеседовал с водителем "Волги", на номере которой значатся три буквы "О" – привез в райцентр какое-то начальство из Горно-Алтайска. Полученные сведения, честно говоря, не обрадовали - шиномонтажки в Улагане нет, только в Акташе, 92-го на заправке тоже нет.

11.05-09 АЗС на выезде из Улагана. Сколько раз мы уже убеждались, что на Алтае нельзя ве-рить никому и ничему. Вот опять тому подтверждение – 92-ой в наличии, заливаем 20 л по 11-50. Перед этим, для уточнения местонахождения АЗС, брал "языка", водителя ГАЗ-53. Когда он узнал, откуда мы возвращаемся, чуть не вывалился из кабины и про-изнес только одну фразу: "Не ври"! Сказано это было, правда, на чисто "русском" язы-ке.

11.13 Начался дождь, довольно сильный. Это даже хорошо - пыль с машины смоет.

11.20-21 Идем на подъем, дождь почти прекратился. Мокрые кедры величественно стоят вдоль дороги.

11.27 Филипп сообщает, что "за бортом" сейчас 10,5°С. А ведь еще полчаса назад мы все ходили по Улагану "в коротком рукаве".

11.42 Прошли перевал Улаганский, температура упала еще на градус, включаем печку.

11.45-57 Очередной кусок грейдера ознаменовался сначала довольно сильным дождем, прак-тически сразу перешедшим в град. Ой ей, а здесь даже и спрятаться негде – по обеим сторонам дороги только красная тундра, отдельные деревья очень далеко.

11.59-12.14 Град, к счастью, оказался достаточно мелким и непродолжительным. Последний уча-сток грейдера на нашем пути преодолеваем уже под дождем. Зато пыли нет.

12.18-23 И вот перед нами Акташ,Мы очень волнуемся все: - А есть ли в нем шиномонтаж?Ведь саморез в колесе.Ну, раз еще хватает сил на такие вот "стихи", можно разворачиваться и снова отправ-ляться на Телецкое озеро. С перевала, далеко за Чибиткой, сползает тяжелогруженый ЗИЛ-157. Аж смотреть жутко на эту картину. А Кату-Ярык то похлеще будет.

12.29-38 Увы, шиномонтажка, находящаяся уже на Чуйском тракте, не работает. Ближайшая, по словам оператора расположенной рядом АЗС, "150 километров вниз и 100 вверх". То есть в Онгудае и в Кош-Агаче. А нам как раз туда. Заправляем заодно 20 л по 11-50. Беру еще и 3 литра 80-го по 9-30 для "Шмеля". Вот тут и выясняется, как нас безбожно надувают при заправке – под бензин для "Шмеля" была приспособлена канистрочка из-под импортного масла имеющая, разумеется, шкалу. Так вот, вместо трех литров, там оказалось меньше 2,5. Высказал заправщику все, что о нем думаю и заставил до-лить. Причем не только в канистру, но и в бак "Куса". Маршрутные документы, вернее упоминание об их наличии, и здесь помогли.

Идущий от Акташа на юг участок Чуйского тракта также очень красив. Он причудливо извивается (как тут не вспомнить сравнение А.Бушкова: "…словно анаконда в похмельных судорогах") между бесконечными скальными выступами и стремительной Чуей, взлетает крутым подъемом на оче-редном небольшом перевале и тут же стремительно падает вниз. Вдоль дороги стоят ящики с над-писями "Песок для подсыпки". Несладко видно тут приходится водителям в гололед.

13.23-40 Вошли в Кош-Агачский район, и дорога заметно ухудшилась, а сейчас вообще пошла "полосатая" трасса – три куска грейдера общей протяженностью 7 км. В начале перво-го слегка опешили и с некоторой опаской ждали, а будет ли еще асфальт - не отошли еще от дороги к Телецкому озеру.

Прошли мост через реку с названием… "Балхаш". Без съемки, конечно, не обошлось. Затем на 4 минуты задержались у весьма колоритного плаката, обличающего порубщиков леса – насущно, де-ревьев уже практически не видно, горы расступаются и становятся намного ниже, межгорная доли-на Чуи постепенно переходит в степь – типичная картина Казахского мелкосопочника в Прибалха-шье. После этого плакат дорога пошла еще хуже, как, впрочем, и во всем Кош-Агачском районе, но этот участок особенно плох. Полное впечатление, что едем на Балхаш, наше любимое озеро. Тем-пература вот только за бортом далеко не казахстанская.

13.56-59 На входе в Кош-Агач узнаем месторасположение шиномонтажки. Она сразу за мостом через Чую.

14.04-50 Одного взгляда на стиль работы местного шиномонтажника хватило, чтобы понять – скоро мы отсюда не уедем. Поэтому предлагаю следующую диспозицию: мы остаемся здесь, а Филипп едет до Ташанты для настоящего завершения намеченного маршру-та. Встречу назначаем на р.Чуя в районе плаката, клеймящего позором лесорубов-браконьеров. Там я видел стоящую машину и мальчишку с удочкой. Перед отъездом Филипп лишь скромно поинтересовался, будет ли готов "горячий супчик" к их возвра-щению. А ведь и верно – последний раз нормально ели мы только сутки назад.

Как и ожидалось, ремонт двух колес производился долго и нудно. А как в последствии выяснилось, еще и некачественно – одно из колес потихоньку "травило" и раз в день его приходилось подкачи-вать. Оценил "мастер" свои старания в 150 рублей, но как-то очень неуверенно, поэтому получил всего 100.

14.52-56 Видеосъемка на выезде из Кош-Агача. Совсем недавно ощутимо припекавшее солнце спряталось за тучи, сильнейший ветер и собачий холод "за бортом" быстро загоняют в теплый и уютный салон "Кускуса" – расположен этот райцентр на высоте 1750 м. На вершинах уже скорее сопок, чем гор, поднимающихся совсем невысоко над трактом, лежит снег.

15.18 Сворачиваем с трассы к берегу Чуи.

Общее положительное впечатление от хорошего места стоянки – ровная площадка с отдельными деревьями, суровый, но красивый скальный уступ за быстрым потоком Чуи – было несколько ис-порчено обилием мусора, оставшегося от прежних "посетителей". Так и хочется кричать: "Люди, ну что же вы делаете!". Как же прочно вцементировалось в жалкое подобие сознания этих пакостни-ков, гордо именующих себя "туристами", но живущих по принципу "после нас хоть трава не расти", наплевательско-потребительское отношение к природе. Приготовление обеда пришлось предва-рить уборкой и "захоронением" мусора на выбранной нами полянке.

Сильный холодный ветер вынудил нас одеться по "полной программе", зато кроссовки, мокрые еще со вчерашнего дня, высохли буквально за полчаса. Игорь успел попытать рыбацкого счастья в дос-таточно прозрачной в этих местах Чуе - мутно-белый (от перемолотых ледниками в порошок оса-дочных пород) Чаганузун впадает значительно ниже.

Кроковцы приехали очень вовремя – даже не пришлось подогревать оставленные им порции. Фи-липп просто светится от счастья и, первым делом, приклеил добытую наклейку "MNG" на борт "Крока".

17.54 По любимому выражению А.Попова, комментатора "Формулы-1", продолжаем свой путь "слетанной парой"

Кош-Агачский район, помимо неважных дорог, отличается от всего Горного Алтая еще и казахскими названиями: Балхаш, Акташ – "Белый камень", Кызылташ - "Красный камень", да и сам Кош-Агач переводится как "Прощай, дерево". Сказывается то, что преобладающей национальностью здесь уже являются уйгуры.

И в которой раз уже отмечаем, что вдоль дороги встречается очень много могил, с установленными на них рулями от грузовиков. Страшную плату берет Алтай за проезд по Чуйскому тракту.

18.54 Очень сильный дождь, к счастью, недолгий.

Во многих поселках (Белый Бом, Иодро, Акташ) стоят "тарелки" спутниковых антенн. Причем за-креплены они почему-то на самых неказистых сараях, А где-то видели, что в качестве основания для "тарелки" использована пирамида из старых металлических бочек. Состояние асфальтового покрытия на Чуйском тракте просто великолепное, за исключением, как уже отмечалось, Кош-Агачского района. Возможно, это обусловлено очень редким движением.

19.55-59 Очень интересные по своему строению горы. Такое ощущение, что это увеличенное в тысячи раз трухлявое полено, поеденное вдобавок жуком-древоточцем.

20.05 Прошли место слияния Чуи и Катуни, но наступившие сумерки и ненастная погода не вызывают желания остановиться и познакомиться поближе с этой панорамой.

20.20-25 В селе Иня по инициативе экипажа "Крока" начинаем поиски алтайского меда. Увы, здесь его просто нет. Снова пошел дождь.

20.33-21.01 И в с.Яломан поиски меда ни к чему не привели, хотя местные сначала нас обнадежи-ли и отправили "к высокому дому у переправы". Шли по навозу, подверглись нападе-нию собак и все зря. Уже стемнело, закупку меда откладываем на завтра.

21.32-33 Начавшийся подъем на Чике-Таман в темноте дается ценой неимоверного напряже-ния – сказывается физическая и нервная усталость после прохождения Чулышманско-го каньона. Прошу Филиппа выйти вперед - идти в ночью на перевал ведомым не-сколько легче, а они все-таки за рулем меняются периодически.

22.03-04 Остановка перед мостом через Урсул. Решаем переночевать там, где стояли четыре дня назад, но через канаву к самой реке не забираться - вода нам особо не нужна.

22.11 Филипп все же не отказал себе в удовольствии залезть в грязь "по уши", пока выбира-ли место для ночевки. Все, становимся здесь. Быстренько постелить в машине, ужин и спать!

26 августа ВТ

Утро оказалось довольно теплым, несмотря на обильную росу. Умываться ходили к Урсулу – ока-зался совсем недалеко. И ночевали мы не совсем там, где был прежний лагерь – попробуй, со-риентируйся в этих зарослях в полной темноте. Зато в очередной раз убедились, что отличных мест для разбивки лагеря на Урсуле более, чем достаточно. Неплохо было бы также проверить, куда уходит грейдер, вдруг по нему можно добраться до устья Малого Ильгуменя? Но дефицит времени, к сожалению, не позволяет произвести такую разведку в этот раз.

Свой очередной день мы начали с поисков целебного алтайского меда. Увы, прошли уже четыре селения, везде полный "фигвам". То меда нет, то есть, но предложенная цена кусается не хуже пчел, которые этот самый мед производят, то ехать за ним нужно черте куда на пасеку.

10.57-11.37 Сбылась мечта Игоря и, особенно, Светланы "пошишковать" в кедровнике на Семи-нском перевале. Да и все остальные с удовольствием погуляли, подышали чудесным воздухом. Мы набрали большой полиэтиленовый пакет шишек, а Филипп в это время занимался "кедролазанием". Довольно много грибов, причем одни подберезовики.

11.47-48 На спуске с перевала обошли застрявшего за автобусом "Крока" – Маша не решалась на обгон – и сэкономили время, успев выяснить до их приезда, что в с.Таршабель мед тоже не продается. Зато теперь знаем, что в следующем селе нам нужно найти Воло-дю, которой занимается пчеловодством и продает мед.

11.56 Мед на Алтае продается в с.Кумалар!.

Причем какой мед! Прямо при нас из медогонки. Пока хозяин пасеки (кстати, не Володя) занимался процессом загрузки рамок, отгона меда и наливал его в наши емкости, Светлана отрывалась на со-тах, употребляя их в неограниченном количестве. Игорь тоже решил ознакомиться с процессом до-бычи меда из сот, но успел дойти только до дверей домика, где свершалось это таинство, как за ухо его цапнула пчела. Интерес несколько угас, и он решил переключиться на "очистку" баклажки, куда был налит мед, от его потеков на стенках. Причем делал он это настолько вдохновенно, жму-рясь от удовольствия, что сразу вспомнился Винни-Пух с его бессмертным:

Победю, нет побежду я любую беду,
Лишь бы лапы все были в меду".

Уломали пасечника продать нам мед по 90 руб/кг, хотя первоначально заявленной ценой было 120. Не зря мы исколесили столько километров по Средней Азии: поторговаться – это первое дело.

Еще одна алтайская "национальная" особенность – нужно опасаться на местных дорогах УАЗ-469. Мало того, что они вылетают "в лоб" на крутых переломах профиля дороги, как это было между Улаганом и Чулышманским каньоном, так еще и любят неожиданно сворачивать влево, причем именно в тот момент, когда выходишь на обгон. Интересно, что все эти коллизии достались на Ма-шину долю.

13.11-13 В с.Маюта кроковцы начали поиски деревенского молока, пока безуспешно. А отве-дать его они хотят уже почти неделю – еще в "затерянном мире" пытались утолить свою жажду.

13.37-52 А вот в селе Камлак повезло не только с молоком. Здесь мы еще купили у русской женщины чайник слив и большую кастрюлю огурцов (использовали подручные сво-бодные емкости). За все отдали всего 20 рублей. Можно было брать и больше, просто некуда было без основательной перетряски всей поклажи в машине. Молоком "поба-ловались" все с большим удовольствием, даже я целый стакан выпил, что очень уди-вило Светлану. Она сказала, что это после Телецкого до сих пор в шоке. Попутно уз-наем, что по старинному алтайскому поверью нельзя продавать молоко (как впрочем, и все белое) после захода солнца.

14.01-15.06 В пос.Усть-Сема, начале зоны многочисленных турбаз, решаем тоже "вернуться к ци-вилизации", отметив это событие обедом в одном из кафе. Увы, нашим надеждам на знакомство с традициями алтайской кухни сбыться было не суждено - как таковая она не существует. Приходится ограничиться обычными для придорожных кафе блюдами, приготовленными, нужно отметить, весьма неплохо. Обед обошелся нам 142 рубля, что для троих совсем недорого. В расположенном рядом магазинчике не удержались от соблазна и приобрели бутылку водки "Сюрприз Алтая" за 237 рублей - уж больно красиво она оформлена (Кстати, водка эта оказалась просто отменной. Смело можем рекомендовать в качестве презента).

15.21-31 Филипп не выдержал и приобрел в "сувенирных рядах" у родника Аржан-Суу комус за 250 руб. Мы на такую покупку не решились, хотя тоже очень хотелось иметь у себя в коллекции, пополняемой после каждого нашего путешествия, этот национальный му-зыкальный инструмент. Научиться извлекать с его помощью характерные "дэннь-дэннь" оказалось совсем несложно, даже мелодии различные получались.

16.44 Вошли в Алтайский край.

16.56 Перед мостом через Ишу сворачиваем с трассы вправо – необходимо поближе позна-комится с этой рекой, может здесь удастся найти подходящее место для организации последней в нашем автопробеге длительной стоянки.

Да, нашли! Такое ощущение, что на берегах Иши организована свалка для всех близлежащих по-селков – это последствия пикников, которые проводили здесь многочисленные "любители приро-ды". Ну как же можно разводить вокруг себя такую помойку, неужели им самим не противно! А так, в принципе, Иша оставила достаточно благоприятное впечатление – довольно теплая вода (на про-тивоположном берегу ребятишки с удовольствием плескались в реке), галечное дно, неплохие бе-рега.

17.23 Походили, посмотрели, подумали и решили, сообразуясь с горячими пожеланиями кроковцев, вернуться на уже известное по первой стоянке место на Катуни в районе оз.Ая. Уж больно им там понравилось!

18.15 Вот мы и на месте нашей прошлой стоянки.

И опять обустройство лагеря приходится начинать с уборки территории. Уезжая отсюда неделю на-зад, мы оставили после себя абсолютно чистую поляну. Вернувшись, обнаружили ее в "первоздан-ном" виде. Вот за подобное свинство нужно собирать здесь деньги местным властям. Может хоть так удастся перевоспитать отечественного "потребителя природных ресурсов".

27 августа СР

В этот раз искупаться в Катуни отважились и мы с Игорем. Оказалось, что не очень это и страшно – главное решиться упасть в воду. Ночью было значительно теплее, чем во время первой стоянки, а вот днем показалось несколько прохладнее. За время нашего недельного отсутствия на острове, на который плавал Филипп, наступила уже самая настоящая осень, все деревья стоят желтые. Оставшееся от приготовления оладьев тесто (кончилось подсолнечное масло) натолкнуло на необычную идею попробовать… испечь на костре в походных условиях хлеб. Попробовали – полу-чилось великолепно! Возьмем эту технологию на вооружение для дальнейших путешествий. Разве-селая компания из Барнаула, что отдыхала рядом с нами, вечером дружно отправилась в баню, а нас попросили присмотреть за их палатками. В благодарность за нашу "работу" один из них угостил нас шашлыками, мы же удивили их нашим "самопечным" хлебом. Пока происходил обмен "дара-ми", сосед поведал нам о реке Чумыш под Барнаулом и великолепной рыбалке в тех местах. Взяли на заметку. В Катуни заметно упал уровень воды и "мостки", которые Светлана делала еще в пер-вый раз, оказались далеко на берегу.

28 августа ЧТ

Наступившее утро к большому нашему сожалению было последним, которое мы могли позволить себе провести на Алтае – Игорю необходимо в субботу появиться в институте, чтобы узнать номер группы и расписание на понедельник, плюс неутешительные известия о состоянии здоровья Жорки. Поэтому наш дружный караван разделяется – у Филиппа с Машей еще есть в запасе время, поэтому они остаются на Катуни еще на день и возвращаются в Омск после экскурсии по Новоси-бирску.

14.35 Прощальный сигнал – это для Катуни и до встречи в Омске, москвичи!

На Бийск решили уйти иным маршрутом - через село Алтайское. Еще во время первой стоянки ме-ня заинтересовал вопрос, куда дальше идет дорога после Айского моста. После изучения атласа и появилась эта идея с разведкой выхода в район Белокурихи. Итак, поднявшись от Катуни на асфальт, мы сворачиваем вправо, в противоположную от Чуйского тракта сторону и через село Верхняя Ая выходим к Бирюксинскому перевалу.

15.08-10 Перевал этот хоть и элементарен по своей сути, но с изюминкой – он оказался двугор-бым. И на обеих его вершинах дорожникам не хватило сил положить асфальт.

Пошли на спуск и сразу же отметили, как все резко изменилось вокруг – и почва стала какой-то землистой, и рельеф, словно приглажен и приплюснут, и ручей бегущий вниз вдоль дороги уже со-всем не похож на те кристально чистые горные речки, что служили нам источником питьевой воды на всем протяжении Чуйского тракта. А особенно бросается в глаза отсутствие дорожной разметки, к которой мы так успели привыкнуть. Состояние дороги здесь несколько хуже, а ближе к Бийску начинается бетонка. Но, скорее всего, это мы уже капризничаем, избалованные великолепным асфальтом Чуйского тракта - без особых проблем идем около 120 км/час. Местность, правда, стала скучная - поля, поля, поля. Наверное, поэтому снова потянуло на рифмоплетство:

Красив любой Алтая перевал:
Семинский, Улаган, Чике-Таман.
Но подступает что-то под кадык,
Едва услышу я: "Кату-Ярык"!

16.51-53 Ага, вот и сказывается отсутствие "Крока" в нашем ордере. До этого момента предста-вителей дорожной "власти" нас не трогали – скромный "Кускус" совсем не так притяги-вал их взор, как огромный "Patrol", да еще с московскими номерами. На выходе из Бийска низкорослый, как монгольская лошадка, но до приторности вежливый ДПСник предлагает пройти с ним внутрь поста и… подышать в кулек. Последний раз с подоб-ным методом "диагностирования" сталкивались в далеком 1986 году.

19.14 Вот и Новосибирская область. Прощай, Алтай!

20.29 Спустились на берег Бердского залива, на ту же площадку, где провели первую ночь нашего путешествия – нужно плотно поужинать, а ночевать будем где-нибудь за Ново-сибирском..

Про битые бутылки и консервные банки уже даже писать противно. Так мало того, кому-то не хватило кострищ, которыми и так испятнан весь берег, и они развели костер на единственном не тронутом и не вытоптанном клочке травы под кустом облепихи, где стояла наша палатка.

00.53 Вскоре после Чулыма свернули на стоянку около придорожного кафе.

29 августа ПТ

Поспать подольше здесь не удалось бы даже экипажу "Крока" – рядом ночевал комбайн, перегоняемый куда-то своим ходом. Треск его пускача разбудил бы и мертвого, а двигатель при этом заводится никак не хотел. Хорошо, что мы уже почти закончили сборы и готовы в дорогу.

06.36 Выходим на трассу.

07.26 Все вокруг затянуто сильнейшим туманом. А отвратительный запах болота проникет в машину, даже, несмотря на закрытую заслонку воздухопритока – Западная Сибирь, однако!

08.43-45 Боже мой, видел бы себя со стороны этот ДПСник – мятая форма мешком, походка как у того "Боливара" из Улагана, полное отсутствие признаков интеллекта в глазах, абсолютно "стертое" лицо, зато полная грудь каких-то алюминиевых значков и непо-мерный апломб. Поговорили, в общем, "по душам". Где их только берут таких?.. Аж плюнуть захотелось!

12.14 Все, мы дома. А в душе немного грустно…

Эпилог

Филипп с Машей приехали вечером в воскресенье, переночевали у нас и в понедельник отправи-лись в дальнейший путь. Счастливые – у них впереди еще Южный Урал. От посещения окрестно-стей Миасса они останутся в полном восторге! Жорка после нашего возвращения быстро поправился, повеселел и, как и раньше, начал носиться по комнатам и требовать своего любимого сырого мяса.

P.S. Месяц спустя, 25 сентября, в Горном Алтае произошло сильнейшее землетрясение силой око-ло 9 баллов. Отголоски его докатились даже до Омска – многие жители Левобережья наблюдали у себя дома качающиеся люстры и комнатные растения. Эпицентр этого катаклизма находился меж-ду Акташем и Кош-Агачем. По сообщениям СМИ многие участки Чуйского тракта оказались засы-панными обрушившимися склонами гор. О том, что при этом произошло в районе Кату-Ярыка, даже думать страшно. А температура воздуха в Кош-Агаче была уже –10°С.

P.P.S. 1 октября землетрясение повторилось. В Новосибирске ощущались толчки силой 4,5 балла.

Бензин в рублях и литрах

- общий расход бензина составил 311 л

Немного статистики

- средний дневной пробег 381 км
- по грейдерным и грунтовым дорогам прошли 346 км или 9,08% от общего пробега
- в движении мы находились 28,4% времени от общего времени (217,11 часа) нашего путешествия
- ДПСники останавливали нас 8 раз, отняв при этом в общей сложности 38 мин
- "Крок" интересовал их 5 раз и 33 мин
- "Кускус" значительно меньше - 3 раза и 5 мин
- к списку покоренных нами перевалов добавились:
- пер.Семинский 1894 м н.у.м
- пер.Чике-Таман 1460 м н.у.м
- пер.Улаганский 2080 м н.у.м
- пер.Кату-Ярык - высота его неизвестна, но это самый крутой и сложный из всех ра-нее пройденных нами перевалов
- пер.Бирюксинский простой и незаметный, включен в общий список просто потому, что был.
- впервые мы прошли по территориям Алтайского края и Республики Алтай.