|
Идея посетить Алтай, посмотреть горы и природу родилась у нас года два назад. Хотелось посмотреть и как люди живут в Сибири, и природу, и реки. Стали строить планы, стыковать отпуска.
Первоначально планировали ехать на двух машинах семь человек. Но наш друг сменил работу и стыковать отпуска трех семей стало еще ложнее. Короче, на этот год мы точно решили ехать, и ехать вчетвером на одной машине. Состав участников: Алексей — водитель (это я), Татьяна — штурман (моя жена), Лена (сестра жены), Виктор (муж сестры жены).
На этот момент у меня две машины: Honda Civic Ferio 2001 года и Nissan AD 2002 года. После недолгих раздумий решил ехать на «AD-хе». Так как предполагалось ездить по дорогам без асфальта, а «AD» у меня полноприводная, да и движок 1,8 литра. Приладил на крышу бокс от «Хонды», встал вроде нормально. Собрали вещи, палатки, продукты, и.т.д.
Надо сказать, что это не первое наше автопутешествие. Ездили мы и на Урал по горам полазить, и на Черное море погреться. Но на столь далекое расстояние впервые. Планируя это путешествие, я хотел посетить места, куда можно добраться на легковом автомобиле, но одновременно красивые.
Наш маршрут будет следующим: Сарапул — Дуртюли — Бирс — Караидель — Сатка — Челябинск — Курган — Макушино — Ишим — Омск — Новосибирск — Бийск — Солонешное — Топольное — Яконур — Усть-Кан — Усть-Кокса — Тюнгур — Уст-Кан — Ябоган — Туэкта — Акташ — Усть-Улаган — Кату-Ярык — Акташ — Горно-Алтайск — Артыбаш — Турочак — Таштагол — Кемерово — Красноярск — Иркутск — Ольхон — Иркутск — Слюдянка.
Итак, старт. Это первое волнительное событие любого путешествия. Предвкушение новых впечатлений, волнение перед дорогой, последние сборы. Кто ездил, тот поймет. На одометре 93 156 км. 31 мая 2009 года. Семь часов утра. Наш путь лежит на паром через красавицу Каму в Башкирию. Стоимость переправы 145 руб.
Про Башкирию хочется сказать несколько слов. Когда заезжаешь на территорию республики, сразу замечаешь перемены. Дороги хорошие, дома в деревнях покрашены и украшены наличниками, заборы покрашены, все чисто и ухожено. Саженцы деревьев вдоль дороги огорожены заборчиками и они покрашены. А эти заборы тянутся не на одну сотню метров. Нет мусора и грязи. Видно, что люди заботятся о своем жилье и хозяйстве. Как только выезжаешь из Башкирии — покосившиеся почерневшие дома, упавшие заборы, мусор.
Проезжаем Дюртюли через город, так ближе. Далее через Чишму в Бирск. Там понтонный мост. Проезд 40 руб. Дорога хорошего качества с красивыми видами по сторонам. Трафик почти нулевой. Далее через Баженово в Караидель. Опять понтонный мост — 40 руб. После моста асфальт заканчивается и начинается 68 км пыльной щебенки. Скорость 60-80 км/час. В Тастуба опять асфальт.
Далее едем на Сатку. После Сатки выезжаем на М-5. Много фур и продавленная дорога. Едем спокойно не нарушая правил. Гаишники не дремлют, от Сатки до Челябинска попалось шесть или семь засад.
Перед Челябинском немного хорошей дороги по две полосы в каждом направлении. Проезжаем Челябинск через город. Навигатор выводит нас на дорогу на Курган.
Пора искать место для первой ночевки. За день проехали 828 км. Далее наш путь лежит в Курган, Макушино, Бердюжье, Ишим. Дорогу хорошая, машин мало, настроение боевое. После выезда на Омскую трассу машин стало значительно больше. Короткие остановки на чай с кофе и вперед. Проехали Омск. Заночевали в березняке. За день проехали 1 022 км. Окружающий ланшафт сменился, кругом ровная земля с островками берез.
Спали хорошо под пение птиц. Уже начали привыкать к режиму путешествия, уже знаешь что где лежит.
Мы сразу планировали готовить еду сами. Если есть дрова — на костре, если нет — на газовой плитке. Продукты взяли с собой. Что-то докупаем по дороге. Мы едем навстречу солнцу и часовые пояса меняются. Организм не успевает перестраиваться. Мы делаем короткие остановки на отдых в течении дня. На подъезде к Новосибирску кафешка. Стоят много машин, фуры и знаки ограничения «50 км/час».
Последний знак я, видимо, прозевал и начал ускорятся, т.к. далее была чистая дорога и развилка. Тут-то они меня и поймали. Превышение на 41 км. Показали видео. Итог: штраф.
Новосибирск проехали через ГЭС. Посмотрели водохранилище. Накрапывает мелкий дождик. Хоть я и бывал раньше в этом славном городе, ехал все равно по навигатору. Год назад забирал нашу «AD-ху» здесь, с вагона. Да и с друзьями ездил за машинами. Далее дорога на юг. Бердск, Новоалтайск, Бийск. Дорога хорошая, но машин много. Алтайский край встретил нас дождем.
В Бийске закупились продуктами.
На ночевку остановились за Бийском около какого-то болота. Издалека думали — речка, но когда подъехали, оказалось большая лужа с множеством лягушек. Под их громкий хор мы и спали. За день проехали 926 км. На горизонте уже показались горы. Мы так долго ехали и вот завтра увидим эти прекрасные места.
Утром позавтракав, собрав наш лагерь, двинулись в Белокуриху. Посмотреть, что за город. Город оказался красивый, с новыми яркими зданиями, чистый, много зелени. Похож на курортные города юга нашей страны.
Затем вернулись немного назад и свернули на Солонешное. Дорога — асфальт, машин нет, кругом красивая природа. Начинаются предгорья. Все горы покрыты зеленым ковром и кажутся бархатными. Асфальт закончился, началась гравийка приличного качества. Едем не спеша, любуясь красотами.
По плану у нас были водопады на реке Шинок. После деревни Тог-Алтай начинается заказник. У дороги несколько построек, стол под навесом, сарай. Здесь есть возможность нанять вездеход, который отвезет вас к водопадам, вернее, не к самим водопадам, а до последней стоянки. Дальше дороги нет, только пешком вдоль речки.
Спросив у местного человека, охраняющего вездеход, про дорогу, мы решили поехать сами, куда доедем, а дальше пешком. Дорога идет по холмам, с достаточно крутыми подъемами. На полном приводе мы заехали спокойно. Земля была сухая. Если сыро, тут проедет только вездеход. Проехали брод через ручей.
Дорога на очередной крутой холм оказалась сырая, по колее сбегал ручеек. По такой дороге нам не заехать. Оставили машину и пошли пешком.
Всего по полям проехали километров семь. По дороге попался еще один брод, который нам было точно не преодолеть. Вокруг дикая природа, запахи трав и цветов. Пасется табун лошадей. Дорога привела нас на стоянку, вернее, что от нее осталось. Пару навесов, да покосившиеся заборы. На стоянке стоял один УАЗ. Привез туристов из Белокурихи. Людей нет. Далее тропа идет вдоль ручья, многократно пересекая его. Где в брод, где по бревну. Без сапог тут не пройдешь. Речка небольшая, но бурная, как все реки Алтая. По мере продвижения вперед ущелье сжимается, и отвесные скалы подходят вплотную к речке.
От последней стоянки до первого водопада мы шли час.
Водопад очень красивый и шумный. Я не знаю, который это по счету, но знаю, что дальше есть еще. По пути мы заметили очень много клещей. Хоть мы и обработали одежду средством от клещей, вид такого количества приводит некоторых членов нашей группы в ужас. Осматриваясь через 15 минут, сбрасываешь по несколько клещей с каждого. Недолго посовещавшись, решили не идти к следующим водопадам, а идти назад. Мне очень хотелось сходить дальше, но, видимо, в следующий раз. Видимая часть неба из этого ущелья давала понять, что скоро возможен дождь. А это значит, нам не выехать назад. Да и состояние ног некоторых членов нашей группы не позволяли идти дальше.
Добравшись до машины, мы поехали обратно. Дождя не было, и мы спокойно вернулись с этих холмов. На дороге были только наши следы и УАЗа. Время было уже к вечеру, и мы стали искать место для ночевки. Место нашлось около речки Мута недалеко от дороги. На вечер у нас запланирован шашлык. Поставили палатки, разожгли костер, готовим угли. Вечер в любом путешествии — это время разговоров и обмена мнениями об увиденном. Время, когда можно отдохнуть, приготовить вкусную еду. Это ведь тоже очень важно вдалеке от дома. А у нас Виктор может приготовить такие шашлыки или рыбу, съешь вместе с шампуром. И на этот раз он нас не разочаровал. Но как только шашлык был готов, пошел дождь. Пришлось ужинать в палатке.
Наутро наш путь лежит в сторону горы Белухи. Хотели посмотреть на нее издалека. Проезжаем Усть-Кан. Погода портится, начинается дождь. Горы заволокло низкими облаками. Доезжаем до приграничной зоны.
Упираемся в шлагбаум пограничников. Иду узнавать насчет пропусков. Из разговора с пограничниками выясняется, что пропуск — не проблема, заполнил бланки в нескольких экземплярах и готово. Они также сказали, что в Тюнгуре дождь и низкая облачность. Мы задумались. Поговорив ещё с местными возвращающимися из Тюнгура, решили не ехать дальше. Говорят, ничего вы там не увидите.
Поворачиваем назад и едем в сторону Чуйского тракта. Погода немного проясняется. Выезжаем на Чуйский тракт. Прекрасная дорога и восхитительные виды вокруг. За каждым поворотом открывается неповторимая панорама алтайской природы. С разных точек обзора горы видятся по-разному. Заезжаем на перевал Чике-Таман. Оставляем машину на смотровой площадке и пешком поднимаемся выше на гору к высоковольтной линии. Вначале там есть ступеньки, а дальше тропинка. Наслаждаемся видом гор, фотографируемся. Виды отсюда просто восхитительные.
Едем дальше, периодически останавливаясь для детального осмотра. Хочется долго смотреть на эту красоту и чувствовать чистый горный воздух. Но нужно ехать вперед.
Наступил вечер, и мы остановились на ночевку на берегу шумной Катуни недалеко от дороги. На середине реки лежит огромный валун. Вода, огибая его, создает большой шум. Место очень хорошее для стоянки, и в другое время тут наверно много туристов. Нашли дрова, развели костер, сварили тушенку с картошкой. Вечером опять пошел дождь. Сидели в палатке и делились впечатлениями за день.
Утро было холодное и пасмурное. Но мы не унывали, ведь нас ждут новые открытия и новые впечатления. Попив горячего чаю с бутербродами, мы двинулись вперед. И снова красоты Чуйского тракта нас поразили. Облака как вата висят на вершинах гор. Подсвечиваясь солнцем они выглядят завораживающе.
В Акташе заправили полный бак бензина и поехали в сторону Усть-Улагана. После Акташа есть отворот на рудник. По рассказам людей с форума там очень красивые виды на снежные вершины гор. Ну мы и поехали посмотреть.
Дорога сразу круто идет вверх в гору. Подъем в некоторых местах очень крут. На мокрых камнях иногда пробуксовывали все колоса. Камни на дороге торчат тоже большие. Повредить что-то внизу машины — запросто. Но мы потихоньку, переваливаясь через очередную промоину в дороге, заехали на ровную площадку. И все. Вокруг ничего не видно. Мы, как ёжик в тумане, вернее, в туче. Не то что гор не видно, даже в пяти метрах ничего не видно. Вышли из машины, а там холод и ветер. Решили немного подождать, может прояснит и что-нибудь увидим. Поставил чайник на газовую плитку. Ждем, ждем…
На ветру чайник греется очень медленно. Тучи немного разошлись, и показался отвал рудника, какие-то постройки. Мы обрадовались, но тут пришло оно. Вернее он, и даже не пришел, а налетел. Снег или крупная крупа сплошной стеной обрушился на нас. Все это с сильным ветром. Мгновенно все вокруг стало белым. Теперь мы находимся в молоке. Эмоции от увиденного, надолго останутся с нами. Ждать больше не стали. Спускаемся вниз. Примерно на половине спуска тучи разошлись, выглянуло солнце. Но возвращаться назад мы уже не хотим.
Далее мы едем через Улаган к перевалу Кату-Ярык. После деревни Балыктуюль дорога идет по полю. В некоторых местах колеи, но есть объезды. Скорость 20-30 км. Где-то здесь должны быть курганы. Проезжаем через лес, дорога в лесу еще хуже. Сворачиваем по полю направо и вдалеке видим курганы из камней. Вернее то, что от них осталось. С одной стороны камни выбраны и получилось подобие траншеи до центра кургана. Наверно в первоначальном виде они смотрелись более грандиозно. Едем дальше по полю. Потом появилась дорога, вернее, несколько параллельных.
Проехали местных мужиков, которые пилили бревна. Они как-то странно на нас посмотрели. Мои пассажиры не понимают, куда я их везу, и всё чаще просят вернуться назад. Но я то знаю, что нас ждет впереди, и уверен что они не разочаруются. Выезжаем из леса, дорога идет по краю глубокого обрыва, а справа гора. Внизу виднеется небольшое озеро.
Проехав еще немного, выезжаем к перевалу Кату-Ярык. Перед нами открывается грандиозная картина. Глубокое ущелье, вокруг величественные горы, а внизу, бурный Чулышман. Внизу видны домики, машинки. Машины выглядят совсем маленькими. Люди, как муравьи. На другой стороне долины виден водопад. Высота его большая, а вот объем воды оценить трудно, далеко. Мы ходим и смотрим зачарованные на эту красоту. Дует очень сильный ветер. По склону змейкой спускается дорога.
Подъехал УАЗик с туристами. Высадил их перед спуском и поехал вниз. А люди пешком за ним. Видимо, для безопасности. Я планировал спускаться вниз, осмотреть интересные места в долине. Но наши женщины, увидев эту страшную красоту и эту экстремальную дорогу, наотрез отказались спускаться. Я, конечно, расстроился, но… будет повод вернуться. Вокруг такой простор. Вдали виднеются снежные вершины. Дует очень сильный ветер, холодно. Походив по краю этой пропасти, чувствуешь себя таким маленьким и беспомощным.
Едем обратно. Проезжая деревню обратили внимание, что много машин и мотоциклов без номеров. Много пьяных, вернее, очень много. Малые дети развлекаются тем, что кидают гальки в проезжающие машины. Короче обстановка нам показалась нехорошая, и мы поспешили уехать оттуда.
К вечеру мы доехали обратно до Чуйского тракта. Заночевали недалеко от Акташа. Ночь была очень холодная. На машинах был иней. Утром позавтракав поехали на север по Чуйскому тракту. Горы, горы, горы. Для нас, живущих на равнине, горы всегда это где-то далеко. А тут вот они, справа и слева. Хочется потрогать их руками, осмотреть сверху. И вид этих гор всегда разный. И сейчас, когда мы едем по Чуйскому тракту в обратном направлении, горы кажутся другими. Вроде мы их уже видели, но это было в другой день и с другой стороны. Алтай поразил нас своими зелеными склонами и белыми вершинами. Чистым воздухом и какой-то первозданной природой.
Наш путь лежит через Горно-Алтайск к Телецкому озеру. Проехав поселок Артыбаш, остановились на поляне на берегу озера. Тут уже стояло много палаток, люди отдыхали. Мы расположились недалеко от воды. Уровень воды высокий, прибрежные кусты затоплены. Вода в озере чистая и прозрачная. Разбив лагерь, приготовили ужин на костре. За дровами пришлось идти далеко в лес. Вечером пошел небольшой дождь. Зато утром была прекрасная погода. По поляне пасутся кони, никого не боятся. Подходят прямо к столу и клянчат еду. Позавтракав вместе с лошадьми, стали собираться ехать дальше.
Далее мы поехали через Таштагол в Кемерово. Дорога на Таштагол хорошая грунтовка. Можно ехать 100 км/час. Населенных пунктов мало, машин практически нет. На одном участке дороги появилось очень много бабочек. Целое облако летало воздухе и еще много сидело на земле около луж.
Далее проехали Кемерово, Мариинск. По плану был осмотр Красноярской ГЭС. Свернули на Дивногорск. Снова начались горы, дорога вьется серпантином. Перед плотиной надо было свернуть направо к водохранилищу. Но мы что-то это пропустили. В итоге самого водохранилища мы не увидели. Затем заехали на обзорную площадку на горе. Тут открывается красивый вид на могучий Енисей.
После Канска началась плохая дорога. Сначала разбитый асфальт, затем пыльная гравийка. Но во многих местах делают новую дорогу. Местами едешь по отличному новому асфальту. Проехали Иркутск через город. Закупились продуктами и двинули на о. Ольхон. Проехали городок со звучным названием Баяндай.
Почему-то дорога от Иркутска до Ольхона показалась долгая. Может потому, что хотели поскорей увидеть Байкал. Казалось, вот подымемся на горку и откроется он. Но горки менялись, а Байкала все нет. Потом и асфальт закончился. Началась щебенка. Представляю ужас немцев или французов, едущих на Байкал. Очередной сюрприз на российских дорогах.
Ну вот и Байкал. Мы видим узкий пролив между островом и берегом. Хотя думали, что увидим бескрайнюю водную гладь. Пока ждали паром, купили омуля горячего копчения. Очереди нет. Несколько машин с местными номерами и «Истана» с туристами. Быстро грузимся на паром, разводящий мастерски расставляет машины. Поехали. Паром бесплатный, как-то странно для таких мест, где все стараются заработать на туристах.
Что сразу поразило, так это синий цвет воды. Насыщенно-синий. Дорога на острове — очень пыльная стиральная доска. Видимо, дождя не было давно.
Остановились на берегу залива перекусить и отметить прибытие на Байкал. Омуля сьели быстро, вкусный, надо было брать больше. Солнце светит, но ветер холодный и сильный. Прохладно. Виктор все-таки залез в воду. А вода-то ледяная и чистая-чистая.
Поехали дальше по острову. В очередном заливе увидели рыбаков. Пошли спросить насчет омуля. Но они почему-то наотрез отказались продавать нам. Омуля у них было немного. Предложили нам щуку, вернее щурёнков, мелких. Но не за тем мы ехали 5 000 км, чтоб щуку есть. Щука и у нас в Каме солидная водится. Поехали дальше.
В Хужире много строится домиков для туристов. Но туристов еще мало. Сегодня 11 июня, не сезон еще. Стали спрашивать, где омуля купить копченого и свежего. Но странное дело, народ не говорит. Как сговорились все. Кто посылает на рыбозавод, кто подальше. Кстати, рыбозавод представляет из себя жалкое зрелище. Пустые корпуса и ржавые корабли на берегу. Ни одного человека на территории не видели.
Но омуля мы всё же нашли. Когда положили коробку с омулем в машину, ехать стало совсем невозможно, такой запах… Надо срочно накрывать на стол. Что мы и сделали, отъехав немного дальше за Хужир.
Затем поехали осматривать остров дальше. И каждый мыс по своему красив. Мыс Бурхан.
Проехали деревню, в которой грязь не только на дороге, но и на покосившихся заборах. Дома полуразрушенные, беспорядок полнейший. Все раскидано. Людей не видно. Эта деревня оставила очень удручающее впечатление.
На следующий день мы поехали на другой берег Байкала, в Слюдянку. Проехали Иркутск по навигатору, постояли в пробке три часа. После Иркутска начался хороший серпантин. Горы, покрытые лесом. Но с дороги ничего не видно из-за деревьев. Конкретного места стоянки у нас не было. И порасспросив местных людей, нашли заветную дорожку к берегу Байкала.
Место оказалось хорошее, впадает небольшая речка. Рядом небольшой поселок. Нашли магазин, купили пиво и продуктов. Этот день полностью посвятили отдыху, завтра едем домой. Пытался ловить хариуса, но безрезультатно. Хотя местные говорили, что рыба тут есть. Вечером на берегу собрались несколько компаний отдыхающих. Это было 12 июня, выходной. Мы долго сидели у костра и наблюдали, как окружающий пейзаж отражается в чистой воде Байкала. Вообще, на Байкал надо ехать специально и целенаправленно. У нас же была разведка.
На утро позавтракав, мы двинулись в обратную дорогу. Хотя мне очень не хотелось уезжать отсюда. Но время, выделенное на поездку заканчивалось. А у нас еще обратная дорога длинной в 4 600 км.
На обратной дороге решено нигде не задерживаться, чистый перегон. В Иркутске поели позы (как без них). Сменили масло в двигателе на современной станции замены масла. Понравился сервис, все быстро и четко. Дорога домой всегда кажется короче.
Где-то после Красноярска встретили Сергея Гордиенко. Это известный путешественник, меряющий расстояния собственными шагами. Короче, пешком он путешествует. Остановились, поговорили. Спрашиваю: куда путь держишь. В Париж, говорит. До Новосибирска дойду, а дальше сплавлюсь по Оби. Затем через Урал и там вдоль океана. Немного поговорили. Человек очень интересный, обошел весь мир пешком. Идет довольно быстрым шагом. Сзади двухколесная тележка собственной конструкции, даже зеркало заднего вида есть. На ней все вещи. Вещей вроде и немного, а вес тележки приличный. За разговором забыли даже сфотографировать его. Фото тут не мое.
Короче, на всех нас он произвел неизгладимое впечатление. И еще пару дней мы говорили только об этом.
Некоторые итоги путешествия
За 19 дней проехали чуть больше 12 000 км. Сожгли 1 050 литров бензина. Средний расход составил 8,7 литра на сотню, что я считаю нормально для груженой «АД-хи» с 1,8 л. двигателем и боксом на крыше. Средняя скорость по трассе 100 км/час. Получил один штраф за превышение скорости.
Что хочется сказать о машине. Еще раз подтвердилось высокое качество японских машин. За всю дорогу, никаких нареканий по поводу машины. Да, эта машина жесткая и шумная, но мы об этом забыли на следующий день нашего путешествия. Всем участникам путешествие очень понравилось. Каждый день новые впечатления. Каждая ночь на новом месте. Наша страна такая большая и красивая, что можно каждый раз ездить в новые места и наслаждаться красотой природы.