|
Сбылась наша немного дикая мечта. Мы добрались до Колымы, мы доехали до Магадана. Еще три года назад, узнав, что перед нами по заброшенному 110-му зимнику (известное место для джипперов на восточной стороне Байкала) прошли москвичи, мы спросили, куда же они потом направились. «Ааа, на Магадан!» — сказал нам лесник Джергинского заповедника. Еще несколько тысяч километров от Байкала, судя по данным «Навитела». Нам это показалось чем-то не очень реальным, но идея запала в душу. Следующие годы мы колесили по Средней и Юго-Восточной Азии. Объехали всю среднюю Азию («Азиатское кольцо 2012» отчет на Дроме https://travel.drom.ru/25540/ ) и даже до самого края Евразийского континента («На край Евразии 2013» через 10 стран до Малайзии, отчет на Дроме: https://travel.drom.ru/27844/ ). Поняли, что соскучились по зеленому лесу, чистым горным рекам и просто по костру. Решено, в 2014-м едем, наконец-то, в Магадан. Да не просто едем, а сначала захватим Алтай и Туву. Потом проедем до Северобайкальска, а там будем двигаться следующую тысячу километров по полуразрушенной дороге вдоль БАМа. Добравшись до Тынды, мы повернем на Север, до Якутска. Там начнется 2000 км Колымского тракта. Если позволит погода, то попробуем пробраться староколымским трактом через Томтор—Оймякон и Омчуг. По плану стартует три авто: TLC80, Nisan Navara и наш новичок джип Чероки. Четвертая машина присоединяется в Красноярске.
На протяжении всего маршрута, мы снимали фильм для ТВ Стрим (канал «Драйв»). В конце каждой части будут ссылки на две серии из неофициальной версии фильма, где можно будет увидеть описанные события в полной мере.
Для начала нужно было отметиться на площади Ленина.
...и дать немного интервью.
похоже все готовы ;-)
Алтай такой родной для нас, с него мы и начали путешествовать. Главное — не заплутать.
В поселке Кош-Агач мы поворачиваем в Туву. Дорога растворяется в поле. Формально ее там вообще нет, есть только штрих-пунктир на карте. Но в реальности местные жители обеих республик постоянно их используют.
Иногда дорожка идет просто по горной речке.
Помню, какой это вызвало восторг в одной из наших первых внедорожных экспедиций «Шория, Хакасия, Тува 2009». Первая мелкая неприятность: дорожка промыта ручьем, я попытался пропустить промоину посередине. Но почва была сильна подмыта. В результате провал и около часа веселого откапывания и засыпания камнями промытой части.
Одной четкой дороги не существует, вокруг расходятся мириады направлений. Используем трек 2009 года, дабы сильно не плутать.
Вокруг нас озера, снежники, цветочные поляны. Добираемся до перевала Бугузун. Символическая точка, здесь раздел Алтая и Саян. С одной стороны все реки текут в Обь, а по другую в Енисей.
Главное, что Дед Мороз с нами.
По пути уже знакомое нам село Кызыл-Хая, самое отдаленное тувинское село. Посередине села буддисткая ступа.
Заправки там нет. В какой-то момент дорога начинает идти прямо вдоль колючей проволоки. Это граница с Монголией.
Нам необходимо попасть в поселок Мугур-Аксы, там должен быть погранпост, нам нужны пропуска, уже оформленные для нас, мы же в приграничной зоне. Как ни странно, погранпост оказывается не в селе, не на дороге, а где-то с краю. Подошедший к закрытым воротам погранпункта солдатик рассказывает, что командира нет, но скоро будет. Через час приносится квадроцикл с командиром, он уже в курсе наших пропусков. Однако при сверке обнаруживается несоответствие (банальные опечатки в Excel) данных трех паспортов и пропусков. Немного пожурив, начальник идет нам навстречу и исправляет ошибки. Немного удивляется, когда мы ему дарим нашу фирменную майку «Магадан 2014».
Теперь я точно знаю зачем нужен ифон
Дорога долгая, времени на веселье хватает ;-)
Настолько захватывающей перспективы, ощущения свободы я не чувствовал с момента посещения Тибета. Дорога прямая и просматриваемая иногда на добрый десяток километров.
Вспоминается рекламный лозунг французских сигарет: «Liberté toujours», что я бы перевел «свобода навсегда».
Стоя на вершине горы интересно смотреть как удаляется авто, превращаясь со временем в почти невидимую точку… Да, Россия велика, здесь как нигде лучше это можно почувствовать, понять.
Узенькой лентой петляет дорога по горам.
Начинается горная часть. Наверное, одно из самых прекрасных мест путешествий, все как мы любим: горы, солнце, вода, лес и даже снег рядом. Все мы в душе остаемся немного детьми, берем камни и кидаем на тонкую кромку льда. Она ломается, и нас это безумно веселит. ;-)
У нас сегодня полный день счастья, хочется остаться жить в таком месте!
Только взошла луна...
Цветочные веночки, мода сезона.
По нашему плану экспедиция должна была пролегать вдоль монгольской границы до трассы М54, там мы планировали подняться на север. Миновали поселок Хандагайты, начался унылейший пейзаж. Маленькие холмики, невзрачная растительность и дорога-гребенка. Километров через 20 мы приняли решение развернуться и направиться через Кызыл, здесь дорога куда колоритней.
Кажется, они нас узнали...
Миновав столицу Тувинской республики, мы едем в поселок Тоора-Хем. Именно с той части начинаются верховья Большого Енисея, или, как он тут зовется, Бий-Хема.
До поселка идет вполне приличная гравийка порядка 200 км, петляя по горам. Горы не очень высоки, но временами очень и очень примечательны.
Местами виды напоминали такие ведьминские места, тихие болота, все кажется, что где-то тут притаилась сказочная нечисть.
Уже к вечеру приближаемся к паромной переправе, это Бий-Хем. Паром настолько мал, что наши три машины переплывают реку в два захода. Глаз радуется, вода в реке чистейшая!
Режиссер доволен ;-)
Народ нас рассматривает с интересом, особенно интересуется, как мы планируем добраться до Магадана. Паромщик категоричен: «До Магадана так вы не проедете». Мы улыбаемся, похоже, он подумал, что мы решили рвануть через Тофаларию. Приходится пояснять, что все немного проще.
Через пару десятков километров после Тоора-Хема останавливаемся на небольшой базе отдыха «Тоштуг». Ни одного туриста, только пара человек обслуживающего персонала. Вечером праздник, рядом с домиками нашей базы стоят домики детского лагеря, в котором как раз окончание сезона, посему горит огромный костер, и человек пятьдесят тувинских подростков веселятся вокруг него.
Сегодня день покатушек. Разгружаем машины и налегке мчимся вдоль озера. Неважно, сколько продлится дорога, будем ехать, пока сможем.
Местами встречаются приболоченные места, где-то движемся по полутораметровому кустарнику.
Через несколько часов выезжаем на берег озера. Все, дальше никуда не едем, тут просто отлично!
Стоит небольшая изба рыбаков, яркий солнечный день, прозрачное и прохладное озеро. Мы на берегу озера Тоджу, оно же Азас. Именно с такого количества бесконечных озер (а тут их многие десятки) начинается большой Енисей. Катаемся на лодке, рыбачим, общаемся с рыбаками. Мы уже не раз слышали об агрессивном характере местных жителей и были к этому готовы. Но наше общение протекает вполне дружелюбно и весело.
В погоне за кадром.
Правда, здесь народ по-русски говорит уже совсем неважно. Главное иногда не заходить в такие домики.
Очень повеселил козлик, живущий на спине у добродушной коровы.
Кажется, животные меня любят ;-)
Кстати, рога у оленя ...пушистые.
На обратном пути в Кызыл происходит абсолютно глупая и непонятная авария. Оставив свой Ниссан с работающим двигателем на вершине перевала, я не выворачиваю колеса (хотя всегда делаю только так) и, похоже, не сильно натягиваю ручник. Я пленен красотами и внимание полностью сосредоточено на них. Уже поднявшись повыше для съемок, я почему-то оборачиваюсь и смотрю на запаркованный Ниссан. Но, к сожалению, уже слишком поздно… Авто несется на всех парах вниз и срывается с обрыва… Авария заснята видеорегистратором, ее можно увидеть во второй серии фильма.
Два дня у нас уходит на ликвидацию последствий. К сожалению, в Кызыле приходится оставить Навару. Быстрого ремонта не получится, а ждать пару недель мы не готовы. Навара едет на автовозе в Новосибирск.
Жаль, конечно, но выбирать не приходится. Планируем пересесть на Тойоту Мегакруизер, которая прибудет в Красноярск. У нас была пара дней осмотреть Кызыл. Второй раз он произвел более позитивное впечатление. Нашли школу, где учился Шойгу, искупались в Енисее. Пора уже и делам налаживаться.
Приходится нанять микроавтобус и на нем везти все те вещи, что были в Наваре. Остальные наши машины едут позади. Езда получается на редкость веселой. Хозяин машины не за рулем, управляет его брат, поэтому на вполне, как он считает, законных основаниях можно испить немного вина. Чем больше он пьет, тем разговорчивей становится. Выясняем, что очень уж он хочет жену русскую, но помоложе, а то эти тувинки его совершенно не воодушевляют. Да и вообще, не зря же он сидел 10 лет за убийство, жить-то надо успевать. Потом, правда, ему еще дали 6 лет за наркотики. Весь этот диалог проходит на фоне ядовитой тувинской попсы, которую хозяин машины пытается перекричать. На вопрос не искал ли он женщину в Красноярске, он уверенно отвечает: «Да там одни проститутки». Леха (так он представился) иногда входил в раж, сопровождая свои пояснения активной жестикуляцией. Поскольку бутылку он не выпускал из рук, на нас периодически попадало выплескивающееся содержимое бутылки. Мусор, без ограничения выбрасываемый им в окно, прилетал к нам. Так длилось почти 800 км.
На середине пути у микроавтобуса …вываливается коробка передач. Прогнили винты. Следующие два часа водитель с братом, используя наш сварочник, лазят под машиной, пытаясь приварить ее на место.
Из-за задержки мы не успеваем засветло на Саяно-Шушенскую ГЭС, но заскакиваем в село Шушенское, посмотреть, как там мучился наш бедный Владимир Ильич.
Часть деревни была реконструирована так, как она выглядела в момент жизни там Ленина.
Глядя на «суровые условия» содержания нашего ведущего революционера понимаешь насколько этот тип был избалован. Прекрасный климат, замечательная деревня, в письмах к Наденьке Ильич называл это место «маленькой Италией». Где-нибудь в ГУЛАГе ему бы провести пару лет, вот это была бы ссылка. А я отлично помню, как нам преподносилось все это в детстве. Интересно было сюда попасть и посмотреть, как выглядит это легендарное село.
Ранним утром, через 16 часов после выезда из Кызыла, мы прибываем в город Красноярск. Здесь мы проведем следующие три дня.
Зато мне очень запомнился Hilton Garden Inn. Наш последний оплот цивилизации.
Ребята занимались машинами вместе с bochkarev, который до сих пор не может простить, что я не приехал. Миша даже сделал вот такой пост.
Теперь я точно должен с ним увидеться в случае моего визита в Красноярск или где-то поблизости. ;-) Миша нам помог, за что ему огромное спасибо. С этих пор экспедиционерам было разрешено спать не три, а три с половиной часа! Я ж не бессердечный человек.
Нас очень радушно встречал Эльшан — человек, с которым мы познакомились долгим и сложным путем. Как выяснилось, именно он купил легендарную Делику, на который Владимир в 2011 году ездил на край Евразии (сам Владимир нам очень помог в подготовке поездки и в сложные моменты нашей экспедиции 2013 года). Эльшан живет не в самом Красноярске, а в Железногорске. Закрытый город, бывший Красноярск-26. Вот его-то мы тщательно исследовали. Просто так, в принципе, в этот город не попасть. Благо нас сопровождают знающие люди. Проверка документов на въезде в город процедура обязательная.
С виду Железногорск похож местами даже на Петербург.
Видно, что архитектура сборная, местами очень и очень примечательная. Город занимается обогащением сырья для атомных станций и производством космических спутников. Мы даже сходили в «Росатом» на экскурсию.
Строили город и долбили скалы до 300 м вглубь заключенные ГУЛАГа. Так уж все это построено, что выдержит даже ядерный удар.
Венчал нашу экскурсию подарок от Эльшана. Он предупредил: то, что мы увидим, недоступно большинству россиян. И, что интересно, мало кто вообще знает об этом месте. Мы едем на закрытый объект, тоннель под Енисеем.
По краям дороги идет несколько рядов серьезной колючей проволоки.
Последовательно преодолеваем три КПП с автоматчиками.
Похоже, здесь уже не шутят. На улице стоит жара, почти +36, въезжаем в тоннель.
Из открытых окон веет сыростью и чем-то ледяным. Опускаемся под одну из величайших рек России — Енисей. Под колесами влажно, иногда лужи. Мрачные своды освещены слабосильными лампами.
Проехав около километра останавливаемся. Мы в самой середине двухкилометрового тоннеля.
Разумеется, съемки.
Понятно, что мы уже на большой глубине. Путь не очень широк, две машины навряд ли разойдутся. Тусклое освещение и капли с потолка. Везде мокро и слышится шум моторов, видимо, работают откачивающие насосы.
На потолке и стенах отложения солей и чего-то зеленого, почти живого.
Ни дать, ни взять декорации для съемок финальной части (там, где главные герои дерутся) какого-нибудь голливудского фильма. По-настоящему холодно, приходится кутаться в предусмотрительно взятые куртки. Помимо основного тоннеля есть вспомогательные помещения. Поднимаемся по мокрым, скользким и уже прилично проржавевшим конструкциям вверх. Туннель двухэтажный, второй этаж технический. Только бы не оступиться, высота тут приличная.
Пробыв минут 15 на самом глубоком месте, мы трогаемся вперед. На выезде тоже КПП. Автоматчик просит нас подождать немного. Буквально через минутку из тоннеля на большой скорости выскакивает ничем не примечательный уазик. Резко остановившись, из него высыпаются вооруженные спецназовцы, в касках, бронежилетах, с автоматами в руках. «Всем выйти из машины» — звучит совсем не как просьба. Руководит командой женщина, смотрится она в полной аммуниции весьма и весьма привлекательно. ;-)
Выясняется, что при въезде мы как-то не так получили разрешение на последнем КПП (точнее, не дождались правильного разрешения), вот охрана и подняла тревогу. Понимая, что скоро начнется досмотр машины, прошу разрешения сложить куртку. Далее, подражая Амаяку Акопяну, якобы ища сигарилы, вытаскиваю карты памяти из большой видеокамеры и фотоаппарата. Такие съемки терять нельзя.
Тревога моя была напрасна, проверив документы, оперативная группа исчезает так же быстро, как и появилась. Уффф, мы свободны! Да, все же многие вещи охраняются достаточно серьезно и до сих пор. Даже гордость какая-то за страну появилась от пережитого.
У нас небольшие изменения в команде. Трое человек уехали на поезде, в то время как Даша прилетела на самолете. Прибыл наш четвертый (а из-за отсутствия Навары третий) автомобиль — эксцентричный Toyota Megacruiser с тремя членами команды на борту.
Следующие несколько недель мы будем частенько слышать фразы « Оооо, а что это за машина? Хаммер?». Он и правда напоминает «Хаммер», все карты путает Тойотовский шильдик и правый руль. В «Мегу» (теперь она между собой зовется так) нам и предстоит уложить все то, что ехало в Ниссане. Процедура оптимизации отнимает добрую половину дня.
Саяно-Шушенскую ГЭС, к сожалению, мы не смогли увидеть, посмотрим хотя бы Красноярскую. В советское время задумывался целый каскад ГЭС на Енисее. Всего должно было быть построено более 6 станций. Воплощено было только три: Саяно-Шушенская, Майнская и Красноярская ГЭС, которую мы сегодня и лицезреем. В легком дождике и тумане, она выглядит весьма загадочно.
Енисей огромен и, в отличие от Оби в районе Новосибирска, очень чист.
Перечитываем факты про эту чудо-реку, некоторые просто потрясают.
Наверное, самая красивая из виденных мною рек такого размера. Кстати, география Енисея и Оби для нас кажется очень похожей. Обе реки начинаются на юге, в горах, в автономных республиках. Потом они текут через обширные и красочные территории, приходя к большому городу. Разница в том, что Енисей приходит куда более чистым в Красноярск, чем Обь в Новосибирск.
Осматривая Енисей, встречаем необычную машину — это румынский джип (да, знаю, звучит очень странно), который зовется «Aro».
Команда из Румынии едет на одной машине и не куда-то, а в Магадан.
Чуть позже мы узнаем, что ребята перевернулись где-то. Что было дальше и насколько сильно повреждена машина, мы выяснили позже. Они долго ее восстанавливали и добрались-таки до Магадана. Правда, уже в сентябре.
От Красноярска до Байкала решено сделать бросок — 1600 км.
Выясняется страшная правда: Бирюса — это не только холодильник, но еще и река такая есть.
В районе Тулуна уходим с федеральной трассы М53 «Байкал» на север, в направлении Усть-Кута.
Дорога ночью тяжела. Непрерывно льет дождь, машины постоянно попадают в аквапланирование. Лужи широкие и очень продолжительные. Где-то посередине ночи приходит мрачное сообщение о сбитом над Украиной «Боинге». Печальная новость. В 2011-м примерно в это время утонул теплоход «Булгария». Как-то так нам «везет» на такие сообщения.
Дорога от Тулуна до Северобайкальска нами была уже пройдена, в 2011.
Похоже, мы зачастили в Северобайкальск ;-) Это уже третий визит за последние три года.
Разумеется, купаемся в Байкале, еще раз проверяем машины. Впереди более тысячи километров до столицы БАМа, до Тынды. И это будет совсем непростая тысяча. Ведь за 30 лет с момента рапорта о готовности БАМа эту автомобильную дорогу никто не делал. Что уж там происходит, мы себе можем представить по 110-му зимнику. Впереди серьезная дорога и много интересного. Следующие 12 дней пройдут один на один с БАМом.
Видео: