|
Начну с того, что авто у нас в семье были давно и разные: от советских АЗЛК и ВАЗ до CORONA (бочка). И вот в 2012 году мы приобрели MAZDA BONGO FRENDEE 1996 года выпуска, так как в плане трансформации салона, цены и ходовых качеств — это один из лучших автобусов японского производства. В том же 12 году в августе месяце мы съездили на наше Японское море. За один день доехать сложно, от Амурска порядка 1300 км, дорога от Хабаровска до Уссурийска и далее всегда была не очень хорошего качества, а кемпинг для ночлега найти проблематично. В прошлые наши поездки ночевали и в палатке, отъехав в лес, и в машине, что в обычных седанах было не очень удобно. В этом отношении путешествие во FRENDEEке — выше всех похвал. В 2013 году во время поездки к родителям на Украину решили съездить в Крым на отцовской «девятке» — 2500 км по убитым украинским дорогам и поездки от Коктебеля до Ялты — это интересно. И вот мы подошли морально к тому, что надо съездить на БАЙКАЛ. Было несколько резонов сделать это:
И вот на конец июня была запланирована поездка по маршруту Амурск Хабаровский край — Баргузин Республика Бурятия, протяженностью около 3600 км в одну сторону. Была куплена кемпинговая палатка ТРЕК ПЛАНЕТ ВАРИО 4, у друзей взяты напрокат спальные мешки, так как, по отзывам других путешественников на БАЙКАЛ, по ночам там не очень тепло, кстати, они себя оправдали (надо покупать свои — путешествовать мы любим). Вместо третьего ряда сидений была изготовлена лавочка, которая служила и как продолжение кровати (предполагалось, что спать мы иногда по дороге, будем в машине) и как крепление для лодочного мотора , мы взяли с собой надувную лодку ПВХ ЛИМАН 310.
Так-то почему не путешествовать.
День 1. 19 июня. Дорога до Хабаровска изъезжена не раз, так что здесь описывать нечего, самое интересное началось за мостом через Амур, тем более что в той стороне мы еще не разу не были. До Биробиджана дорога неплохая, но старая, а по-настоящему трасса «АМУР» началась после Биробиджана.
Трасса неплохая, задумано неплохо, исполнение, как обычно, подкачало. Так называемые «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ» — это сильно, особенно это чувствуется в ЗаБАЙКАЛье, когда едешь по горам, спускаешься вниз, набирая скорость , а там волна, тормозишь до 50-60 км/ч и вверх газу.
В первый день пути, а мы решили ночевать в гостиницах, добрались к 21:00 до Новобурейского и т.к. следующая гостиница была неизвестно где, ночевали там. Двухместный номер стоил 1500 руб. (2 большие кровати на троих, номер без телевизора, душ и туалет в коридоре), в сравнении с западной частью нашей необъятной Родины — убого, но надеемся, что путешествовать будут все больше и больше, поэтому сервис будет улучшаться. Хотя после 14-16 часов за рулем кроме кровати мало что требуется, но в свете событий на Украине хотелось бы посмотреть новости. Как выяснилось позже, это была самая дешевая гостиница на нашем пути, почему-то чем дальше на Запад, тем все становилось дороже.
Суровая разделительная полоса.
Место первой ночевки Новобурейский.
День 2. 20 июня. Тронулись в путь около 7 часов утра, позавтракать решили на природе, утро было солнечное и теплое. Достопримечательностей по трассе нет никаких, дорога проходит в объезд всех населенных пунктов, так что остается только удивляться просторам России. Черт возьми, представил себе, как в 2010 году по этим местам ехал В.В. Путин с ощущением, что это все его, наверно, круто.
День второй подходил к концу, в одной из кафешек узнал у водителей, где можно заночевать, подсказали, что в Ерофее Павловиче. Но, не доезжая километров 30 до сего пункта, заметил, что ползет температура. Заглушив машину и открыв капот, обнаружил, что порван патрубок от трассы на заднюю печку на блок. Кусок шланга, подходящего диаметра, который лежал в багажнике, при сборе в дорогу, конечно, выложил. В панику не впали. Первое что сделал, тормознул попутную машину Mitsubishi Pajero 27 регион, свои родные, попросил их узнать в гостинице в Ерофее Павловиче номер эвакуатора (до этого видел такие объявления в кафе и гостиницах) и позвонить мне. Но как оказалось, господа очень торопились, так что минут через 20, позвонив (причем, когда давал свой телефон, узнав, что у меня МТС, сказали, что для них дорого звонить и сделают мне дозвон, мол, тебе надо — ты и траться) сказали, что решили ехать дальше на Читу и останавливаться не стали, в общем «спасибо» им огромное.
Далее позвонили в службу спасения 112, девушка сказала, что у них есть связь с пожарными в Ерофее Павловиче, она узнает телефон эвакуатора и перезвонит. Через некоторое время у меня было 2 номера людей, занимающихся техпомощью на данном отрезке федеральной трассы «АМУР», но, как оказалось, легче от этого не стало. Была пятница, вечер. Так как Ерофей Павлович — это небольшой населенный пункт и, похоже, все друг друга знают, у них была СВАДЬБА. Все праздновали. Переговоры по телефону в течение 1-1,5 часов привели к тому, что ребята на том конце провода, сказали: «Мы пьяные, а у нас здесь есть пост ГАИ, так что, братан, извини, но выбирайся сам». Упоминание о ГАИ навело на мысль, позвонил по 02, попал в дежурную часть г. Сковородино, объяснил ситуацию, в которую мы попали, и поинтересовался — не могли ли помочь сотрудники поста ГИБДД, тем более, что я пенсионер МВД, на что мне сказали подождать, обещали перезвонить. Перезвонили и честно признались, что ничем помочь не могут, т.к. там тоже все немного нетрезвые — Россия, деревня, пятница, вечер…
Стало еще грустней, решили ночевать в машине, а с утра ловить попутку и ехать за запчастями. Но машина стояла на полосе, с обеих сторон — отбойники, ночью, чтобы не стоять с аварийкой — задавят — надо было куда-нибудь съехать. Впереди метрах в 100 был съезд в лес и, соответственно, место, где можно остановиться. Автобус WD, груженый — толкать не вариант.
Размотал буксировочный трос и стал ждать. Показался джип, махнул, он остановился, оказался Lexus LX470 . В машине парень с девушкой. Объяснил ситуацию, попросил отбуксировать нас с дороги. «Цепляй», — говорит. Прицепились и тронулись. Впереди идущая машина набрала ход, мы за ней, переглянулись с женой — ну едем — это уже хорошо. Так они нас и дотащили до гостиницы. Так что и за рулем Lexus есть люди, спасибо им огромное.
Случайности происходят везде, в гостинице был только общий номер на 6 мест — мы согласились, а соседями были отец с дочкой, причем с отцом — Сергей Сорокин — мы служили в армии 5 лет и не виделись после этого лет 10.
Завтрак в парковочном кармане.
Лес горит вдоль железной дороги.
Здесь нам посоветовали ночевать в Ерофее Павловиче.
Не успел спросить как зовут, но спасибо огромное, люди есть.
День 3. 21 июня. До самого Ерофея Павловича решил прогуляться пешком (около 3 км), рассчитав, что магазины открываются в 09:00. Но войдя в поселок, выяснил, что живут они по своим законам и, если на магазине написано: ЧАСЫ РАБОТЫ с 09:00 до 19:00 без перерыва и выходных — это еще ничего не значит, но автомагазин все-таки нашел, купил кусок шланга, поймал такси, и в 11:40 мы двинулись к цели нашего путешествия. В этот же день в Семиозерном встретили беженцев из Краматорска — муж жена и двое детей — они ехали в Магадан, сказали, что лучше жить там, чем под обстрелами украинской армии — смелые люди.
Успели их щелкнуть издали. Удачи!
К 18:00 этого дня мы были в Чернышевске. На заправке спросил у народа, где можно будет переночевать? Сказали, что под Читой, прикинул расстояние, а это более 300 км. Стало грустно, т.к. дорога до Чернышевска была неважная, но люди обнадежили — дальше будет не асфальт, а каток, хоть боком катись, не соврали. До Читы асфальт почти идеальный (в сравнении с тем, что было). Так что около 23:00 были в гостинице возле поста ГАИ перед Читой.
Граница Амурской области и ЗаБАЙКАЛьского края.
Пришлось заправиться — когда следующая неизвестно.
Жарко, а вода ледяная, освежает.
Рядом с постом ДПС перед Читой, новая гостиница.
День 4. 22 июня. Выехали, как обычно, часов в 7 утра. После Читы начались бескрайние степи ЗаБАЙКАЛья и далее Бурятии. Местами попадались стада лошадей, коров, овец, для нас, сугубо городских жителей, это необычно и интересно. В этот день решили, что надо заехать в Иволгинский дацан, а там уж как масть попрет,доедем до БАЙКАЛа — хорошо, нет так нет.
После обеда поняли, что приближаемся к Улан-Удэ и с легким сердцем свернули в сторону Иволгинска. Несколько раз выяснял у местных, где пресловутый дацан, то ли я спрашивал не так, то ли объясняли не так, но верную дорогу мы нашли только с 3-го раза. Время было уже около 18:00, но еще было открыто.
Походили по территории, покрутили барабаны, сын очень хотел увидеть знаменитого ЛАМУ. Постучались в одно из зданий, откуда вышел монах, играя сотовым телефоном, а в комнате у него по телевизору шла трансляция ЧМ по футболу, он нам объяснил, что к ЛАМЕ попасть очень сложно, надо спрашивать разрешения у начальства, а так как уже вечер, то беспокоить никого не стоит и т.д. и т.п…. Мы поняли, что с Итегеловым нам не обломится, да и по моим впечатлениям, очень много в дацане с расчетом на зарабатывание денег, честно говоря, это не понравилось. Мы были в Киево-Печерской лавре, там с этим попроще, хотя, может, я и предвзято отношусь, ведь мы крещеные, поэтому буддизм нам по определению должен быть чужд. Никогда не был фанатиком веры.
После посещения Дацана решили, что обязательно надо доехать до БАЙКАЛа. На Баргузинский тракт можно попасть только через Улан-Удэ. Навигатора у нас нет, едем по звездам. Язык, говорят, и до Киева доведет, так что часа через 1,5 мы благополучно выехали на дорогу, где увидели желанную табличку с километражем. Дорога отличная, так что до Гремячинска долетели на одном дыхании, и вот там-то мы впервые увидели БАЙКАЛ. На морях мы были не раз, в бытность службы на срочке был на Тихом океане в Петропавловске и на Курилах, но БАЙКАЛ нечто другое, он пресный. Заночевали в гостинице довольно неплохой. Хозяин нас сам обслужил, даже из кафе принес нам ужин в номер, впервые за всю дорогу в номере был душ и туалет — цивилизация. Машину совершенно бесплатно поставили во дворе гостиницы за забором, в общем, хорошее место — рекомендую.
Велопробег в поддержку Украины.
Самое дорогое топливо в ЗаБАЙКАЛьском крае.
День 5. 23 июня. Утром выехали около 8:00, позавтракать решили где-нибудь на природе. В деревушке Турка купили кое-каких продуктов, а дальше вдоль БАЙКАЛа есть места, где стоят лавочки, столы, а вокруг простор.
Позвонил однокласснику и предупредил, что скоро приедем.
Перед Усть-Баргузином есть небольшой участок дороги, где нет асфальта, но его ремонтируют, так что скоро дорога там будет отличная. Через реку Баргузин построили мост и в этом году его сдали в эксплуатацию, раньше, говорят, были большие очереди на паром, а сейчас все отлично, можно свободно попасть в долину реки Баргузин, и оно того стоит. Но самое удивительное для нас было то, что у них там нет кровососущих насекомых, совсем!!! После дальневосточных комаров и мошки это как чудо, потому что даже в Крыму комары есть, немного, но есть, а здесь нет. Природа у них, конечно, обалденная.
Горячий источник.
Первое купание в БАЙКАЛе.
Впереди новый мост через Баргузин.
С одноклассником через 20 лет.
Погостили мы в Баргузине, переночевали и на утро, по совету друга, поехали в Баргузинский заповедник. Там было все, о чем мечтала жена: песок, теплая вода, сосны и никого… Нет, конечно, люди были, но как мы поняли, туда едут в надежде на уединение на природе, поэтому все стараются встать лагерем поодаль друг от друга. Что хорошо в этих местах — есть мусорные баки, лежат, завезенные работниками заповедника, дрова, но советую всем, кто будет там отдыхать, не разводить костров.
Дальше по дороге есть оборудованные стоянки, где стоят туалеты, есть места для костра, столики и лавочки, но много народа, а в самом начале Баргузинского залива ничего этого нет, но дрова лежат, на чем мы и попались. Решил, что раз дрова заготовлены, значит, это для костра. И вот на третий день нашего отдыха, а по вечерам я разводил костер на берегу — это романтично, вдруг из-за бугра выезжает УАЗИК, из него выскакивают 4 молодых человека и первым делом начинают нас фотографировать, после представились — местная лесоохрана. Оказывается, у них пожароопасный период, и разведение костров карается штрафом 1500 руб. Причем никакие доводы не принимаются, как я понял, у них работа такая взимать штрафы, а не лес от пожаров охранять. Причем они рассказали мне много интересного, оказывается, на территории заповедника нельзя использовать любые моющие средства как то мыло, порошок, средство для мытья посуды и на вопрос «А КАК МЫТЬСЯ» дали совет «ПЕСКОМ». Так как на природе мы не первый раз, то при установке палатки я ее обкопал на случай дождя, так оказалось, это нарушение дернового слоя, что тоже карается. В общем, выписали они мне протокол на 1500 рублей, дали банку с червями и довольные удалились. Настроение подпортили, но не надолго — у нас в шарабане подходил омуль и на столе стояла бутылка красного сухого грузинского вина.
Знаменитый БАЙКАЛьский омуль.
БАЙКАЛ, песок, сосны.
Погода стояла прекрасная, ни намека на облака, так что загорали и купались вволю. В предпоследний день нашего пребывания на БАЙКАЛе утром к нам подошла женщина с соседнего табора, они с мужем отдыхали метрах в 50 от нас, с вопросом «видели ли мы следы медведя», оказывается, ночью по берегу прошел косолапый. Стало, конечно, не по себе, но разумно рассудил, что если бы он был голодный, то мимо бы не прошел, а раз прошел, то вряд ли вернется, а отдыхать осталось один день. Но сына все же решили на ночь положить спать в машине.
Бывшая паромная переправа в Усть-Баргузине.
29 июня с утра начали сворачивать наш лагерь и к обеду выехали в Усть- Баргузин. Там пообедали в кафе рядом с бывшей паромной переправой, купили свежемороженного омуля и около 14:00 тронулись в обратный путь. Назад решили ехать, что называется, «до талой» в первый день в 23:30 доехали до кафе на трассе в районе Хилок, где и заночевали в машине, довольно неплохо выспались и утром, не будя сына, тронулись в путь.
30 июня запомнился тем, что сразу после Читы встретили Toyota Hiace с Хабаровскими номерами. Посигналили друг другу при обгоне, и они уехали вперед. После, в обед, мы встретились в кафе « Красный дракон» и оказалось, что в Toyota Hiace едут муж с женой. Живут они в Горном, что в Солнечном районе Хабаровского края и возвращались они от матери из Ставрополя, причем на вопрос как долго они туда ехали, сказали, что в одну сторону 7 дней и это 9300 км. Самое удивительное, что хозяин этого автобуса был без обеих ног. У них на следующее утро сын улетал из Хабаровска, и они хотели его проводить, им оставалось ехать 1800 км за 19 часов. Не знаю, успели или нет, но глядя на них, мы приняли твердое решение на следующий год отправиться к Черному морю на машине. Проезжая перевал им. Ю. Тена, решили подняться к часовне, которая находится на горе. В этот день мы доехали до гостиницы в Ерофее Павловиче —ночевать решили в ней — надо было нормально помыться, да и номера были свободные.
Часовня на перевале им. Ю. Тена.
Хабаровский мост — почти дома.
1 июля выехали в 8:00. В предвкушении того, что скоро будем дома, ехали только с остановками на «покушать и размяться». Ничем примечательным этот день не запомнился, только дорога. В итоге к 12 ночи дотянули до стоянки в районе Биробиджана, расстелились и спать.
2 июля мы чувствовали себя так, как будто уже приехали. До Хабаровска долетели на одном дыхании, а дальше уже все родное и знакомое, правда, на одном из отсыпанных участков после прошлогоднего наводнения где-то поймал гвоздь и в Инокентьевке пришлось поставить запаску. Шиномонтаж искать даже не стали до дома оставались сущие пустяки. Около 16:00 были дома.
Итог:
Всем удачи на дорогах, если съездим в Крым, напишу.