|
19 июня 2007 г.
До старта автокругосветки остаётся всего лишь один час, а наш автобус Ford Freda (аналог Mazda Bongo Friendee) всё ещё «переобувают» в новую резину, причём, на другом конце Владивостока, и его экспедиционный багажник до сих пор не укомплектован дорожными вещами. Времени катастрофически не хватает!
В три часа дня с Корабельной набережной города мы (команда путешествий приморского ТОП-журнала «Открытый горизонт») отправляемся в первый этап кругосветного путешествия — «Россия с Востока на Запад» («От Японского моря до Балтики») и планируем в течение полутора месяцев пересечь всю Россию по маршруту «Владивосток — Санкт-Петербург» и вернуться обратно.
В процессе трансконтинентального автопробега мы будем снимать документальный фильм «Россия с Востока на Запад», делать снимки для будущей фотовыставки «От Японского моря до Балтики», интервьюировать неординарных граждан России и верстать очередной номер журнала. В Питере нам предстоит передать поздравления экипажа легендарного действующего ледокола «Красин» (порт приписки — Владивосток) экипажу своего предшественника — не менее легендарного ледокола «Красин» («Святогор») в честь его 90-й годовщины. Сегодня это единственный в мире ледокол-музей, пришвартованный в северной столице у набережной имени лейтенанта Шмидта. С богатейшей историей этих двух судов можно ознакомиться в статье «Живущие во льдах» («Открытый горизонт» №1(8), 2007) или на сайте www.gorizonto.ru.
В автопробеге принимает участие Елисей Сиденко — наш малыш, который заявляется в Книгу рекордов Гинесса как самый юный участник кругосветного путешествия на автомобиле. Послезавтра (21 июня) ему исполнится 11 месяцев.
А сейчас небольшое, но очень важное отступление. За неоценимую помощь, оказанную в подготовке данного проекта наша команда благодарит генерального партнёра автопробега — АКБ «Балтийский Банк Развития», наших добрых друзей — Агентство Путешествий «Приморский клуб», торговую марку «Серебряный ключ», Стоматологическую клинику «Колот», бар-ресторан «Университет» (г. Уссурийск), типографию «Кулевцов и Ко.», Приморский клуб «Внедорожник», «Специальную Курьерскую Службу», компанию «Шинтоп», молодёжное движение приморских байкеров «Русские самураи», радиостанцию «Лемма», телерадиокомпанию «ПТР», а также Анатолия Белых, Юрия Зиновьева, Людмилу и Николая Пятыровых, Елену Семёнову и Павла Плоходько. Спасибо вам огромное и низкий поклон! Без вас, без вашей поддержки, это большое путешествие было бы обречено.
Удивительно, но факт — в 15:00 наш Ford появляется на Корабельной набережной, и после получасового общения со СМИ, друзьями и партнёрами автопробега мы стартуем. Нас сопровождает эскорт байкеров из «Русских самураев».
На выезде из города у знаменитой стелы с нами прощается ещё одна группа друзей, в Уссурийске желает доброго пути коллектив бара-ресторана «Университет», и мы выдвигаемся в сторону Спасска. Это тот самый городок, про «штурмовые ночи» которого поётся в известной советской песне. В 18 километрах от него расположена небольшая деревушка — Гайворон. В ней есть уникальный питомник и центр по изучению уссурийских тигров. Там живут наши близкие друзья, у которых мы решили остановиться на одни сутки, чтобы отоспаться перед дальней дорогой. Последние две недели подготовки к автопробегу основательно всех вымотали и в таком состоянии мы просто не имеем права выезжать на «большую дорогу». Такие подвиги, как правило, ведут к нежелательным последствиям (ДТП и прочее), а с нами дети.
В 12-м часу ночи Ford в Гайвороне. За плечами 248 километров и одна заправка дизельным топливом (50 литров по 16 руб. 40 коп. за литр).
20 июня 2007 г.
Сегодня день активного отдыха. Пасмурная погода располагает к полноценному здоровому сну. После обеда проясняется. Деревенский воздух наполнен запахами луговых трав и цветов приханкайской долины. Озеро Ханка всего в семи километрах от Гайворона. Где-то совсем рядом рычат тигры.
У водителя-механика нашего авто, Николая Васильевича, день рожденья. Ему исполнилось 59 лет.
Васильич готовит шашлыки, а мы поехали в Спасск за тортом и подарками. Там, прямо на улице, нас выхватил корреспондент местной газеты и взял эксклюзивное интервью. С его слов, он просто обалдел, когда увидел в центре города тот самый автобус и тех самых людей, о которых шла речь во вчерашнем телерепортаже из Владивостока. Кстати о людях. Экипаж 1-го этапа автокругосветки состоит из пяти взрослых и двух детей. Поимённо это выглядит следующим образом:
Владимир Сиденко — руководитель автопробега и главный редактор ТОП-журнала «Открытый горизонт» (для тех, кто ещё не в курсе — аббревиатура ТОП расшифровывается как Туризм, Отдых, Путешествия, Тайны, Открытия и Приключения);
Татьяна Сиденко — дизайнер ТОП-журнала «Открытый горизонт», художник и фотограф;
Елисей Сиденко — 10-месячный путешественник и младший юнга автопробега;
Николай Пятыров — водитель-механик нашего авто;
Людмила Пятырова — сотрудник Приморской Региональной Общественной Организации «Экология Жизни»;
Наталья Пятырова — путешественница;
Александр Пятыров — 9-летний путешественник и старший юнга автопробега.
Ближе к вечеру едем купаться на речку Спасовку, затем пьём парное молоко и пораньше ложимся спать.
21 июня 2007 г.
Из гостеприимного Гайворона выехали в 6:45. В Горных ключах заправили 45 литров солярки по 17 руб. 40 копеек за литр. Сегодня день рожденья у Елисейки. Ему исполнилось целых 11 месяцев.
Поздравлять малыша будем уже в Хабаровске.
Около 13:00 пересекли границу с Хабаровским краем.
На перевале пообедали и прозвонились в Хабаровск. Нас там уже ждут. Мобильная связь по трассе устойчивая, чего не скажешь о состоянии самой трассы М60, особенно после Бикина. Масса гравийных и скальных участков, асфальт искорёжен и ведутся многочисленные дорожно-ремонтные работы. В общем, у нас уже начался своеобразный тренинг-подготовка к прохождению трассы «Амур» — Хабаровск — Чита. Там, говорят, вообще «убийство». В 16:00 въехали в посёлок Корфовский, расположенный в двух с небольшим десятках километров от Хабаровска. Он знаменит тем, что здесь в 1908 году был убит и похоронен верный друг и проводник В. К. Арсеньева — «лесной человек» Дерсу Узала.
На въезде в Хабаровск заправились. Залили полный бак горючки — 60 литров по 18 руб. 30 копеек за литр.
В 17:00 наш Ford припарковался на площади Славы у хабаровского Дома Радио.
Пообщались с журналистами телекомпании «Губерния». Договорились на обратном пути дать более подробное интервью-отчёт о трансконтинентальном туре.
Поснимали вечерний город, закупили продуктов на ужин и поехали ночевать к нашему старому другу — Сергею Виноградову. Спасибо тебе, дружище, за тёплый приём, с тобой Хабаровск выглядит ещё краше!
22 июня 2007 г.
На знаменитый авто-железнодорожный мост через могучий Амур въехали в 7:15 утра. За окнами авто нудный моросящий дождь, за спиной 912 километров пути.
В 7:40 справа по борту проплыла не менее знаменитая Волочаевская сопка с монументом на вершине. Ближе к Биробиджану распогодилось, и наш автобус разменял первую тысячу километров. На въезде в столицу Еврейской Автономной Области добрали до полного бака 27 литров соляры по 18 рублей 30 копеек за литр. Заправляемся мы по смарт-карте со скидкой.
Сразу за Биробиджаном есть небольшой населённый пункт под названием Кирга.
На выезде из него, на небольшой площадке рядом с закусочной «У Коляна», перегонщики автомобилей готовят своих железных коней к суровой трассе «Амур» — обклеивают их техническим пластырем и раскрашивают специальным раствором под названием «Жидкий чехол». А чтобы не угробить кондиционер, прикрепляют к решётке радиатора москитную сетку. Мы жалеем нашего «Форда», а потому органично вливаемся в эту суету и к трём часам дня основательно его обклеиваем.
На это уходит 16 рулончиков пластыря по 32 рубля за штуку. До Читы, без малого, две тысячи километров и, говорят, где-то там эта страшная дорога заканчивается.
Мы едем. Стиральная доска трассы сменяется острым скальником, тот перетекает в глинистые ухабы и насыпи щебня, пылища, многочисленные объезды, строящиеся мосты, тяжёлая техника, ямы-ловушки и постоянная тряска.
Иногда встречаются уже готовые бетонные полосы и тогда появляется возможность насладиться окружающими красотами — бездонным голубым небом, крупными ватными облаками, похожими на резвящихся белых медведей, и бесконечными сопками, покрытыми сочной девственной зеленью. В общем, не всё так плохо.
В 17:45 где-то справа в 7 километрах от трассы оставили Облучье. В 18:10 въехали в Амурскую область и пересекли первый часовой пояс.
Здесь сейчас 17:10 и мы ещё раз будем жить в том же самом времени, в котором уже жили. Картина окружающей среды меняется. Слева и справа от дороги начинают появляться берёзовые рощи и луга, перенасыщенные жёлтыми саранами.
В 18:20 оставили слева Архару и, опять же в 7 километрах от трассы. Кстати сказать, в Амурской области вполне нормальный асфальт, а есть просто замечательный — бетонный. И тянется всё это удовольствие до самого моста через реку Бурея. Расстояние от Хабаровска до этого места 500 километров. Рядом с мостом есть продовольственный магазин и заправка. Мы залили 40 литров по 19 рублей и двинулись дальше на Запад. А километров через 30 — сюрприз: оказывается, у поворота на Завитинск имеются две заправочные станции, которые торгуют дизельным топливом по 17 рублей 50 копеек. Вот так-то, соберётесь в эти края, имейте это в виду.
В 20:30 по местному времени мы съезжаем с трассы в берёзовую рощу, ставим бивак, ужинаем и ложимся спать.
Комары особо не беспокоят.
23 июня 2007 г.
В 3 часа утра заполыхали молнии, загромыхало, и начался дождь. Лило часа два с половиной. Палатку слегка подтопило, и первая ночь на природе получилась боевая. Слава богу, к подъёму всё прекратилось, и сборы в дорогу получились сухими.
В 9:00 вышли на трассу. Небо обложено свинцовыми тучами. До Читы 1 613 километров. Пока идёт более-менее приличный асфальт. Судя по карте, сегодня нас ожидают очень сложные участки дороги и серьёзные испытания — несколько пролётов бездорожья по 100-200 километров.
Через час и десять минут у поворота на Благовещенск и Белогорск в последний раз заправились по смарт-карте (залили 15 литров по 17 рублей 50 копеек за литр). Дальше скидок не будет.
Распогодилось. Снова солнце, красивые кучевые облака и пока асфальт. От Хабаровска прошли 646 километров. Мобильная связь пока отсутствует («Мегафон»). На 669-м километре началась гравийка. Вокруг дивные берёзовые рощи, гладкие зеркальные озёра и цветущие луга.
В 11:00 переехали через реку Зея. Красивая и мощная река. Перед мостом снова начался асфальт, а после него почти сразу же закончился. Появилась мобильная связь и снова исчезла. Впереди строящаяся дорога. Она закрыта и у деревни Гащенка мы уходим влево в объезд, по старой шоссейной дороге, которая где-то через километр становится прилично-асфальтовой. Вокруг начались сосновые боры. Забортный воздух благоухает хвоей. У деревни Черновка, рядом с кофейней прекрасное место для отдыха и ночёвки — река, сосны, а в самой деревушке есть несколько магазинов, почтовое отделение и банька. Местное население активно торгует свежими дубовыми вениками. Слева в ста метрах проходит Транссиб. А мы где-то по дороге обронили одну из запасок. Первая потеря.
Движемся вдоль Великой железной дороги. Через несколько километров от неё вправо уходит узкоколейная ветка. Догадайтесь, куда она ведёт? К космодрому «Свободный», представляете? Всего три километра — и вы на знаменитом на весь мир объекте. С этого места, от современной развязки, начинается абсолютно новая, свежая бетонка, на левую полосу которой кладут асфальт. Образцово-показательная трасса длится километров тридцать, а дальше традиционная гравийка. У космодрома мобильная связь есть, причём очень устойчивая, ну а с окончанием бетонки заканчивается и она.
А вот и первая поломка. На 830-м километре (от Хабаровска) у речки Урга вырвало крепление правого амортизатора.
Приварено было некачественно. Ближайшее СТО в 60-ти километрах. Дорога — хуже не придумаешь, сплошные колдобины. Движемся со скоростью 25 километров в час.
Около пяти вечера добрались до места под названием «Хуторок». Здесь есть эстакада и мастеровой по имени Витёк. За час с небольшим он решил нашу проблему. Цена вопроса составила триста рублей.
Добавили в бак 38 литров горючки по 17 рублей и в 18:15 поехали дальше, не стали тратить драгоценное время на обед: несостоявшийся обед заменим поздним ужином. В 18:50 крепление амортизатора снова отлетело. Спасибо тебе, Витёк! Мы опять движемся со скоростью 25 километров в час.
Начался дождь, и одновременно ухудшилось состояние дороги до уровня полнейшего бездорожья. Жидкая грязь на пол колеса и ямы, ямы, ямы.
Ближайший населённый пункт — Магдагачи. Он в стороне от трассы (5 км), но там есть авторемонт.
Пока добирались до места, Природа-матушка подарила нам три удивительные радуги, видимо, для того, чтобы этой красотой компенсировать тот негатив, который мы накапливаем с каждым пройденным километром, начиная от Урги.
11 вечера. Ремонт амортизатора. На сей раз сваркой занимается сам Васильич, благо у него за плечами более чем 30-летний опыт сварочных работ. И, тем не менее, приходится оставить в поселковом автосервисе 400 рублей. К полуночи заканчиваем и устраиваемся на ночлег в общежитии локомотивного депо по 180 рублей за место. Несостоявшийся полноценный ужин заменяем мертвецким сном.
Магдагачи производит удручающее впечатление: грязь, чёрные бараки, полное отсутствие освещения на улицах и всё это на фоне всеобще-повального пьянства. Современные пятиэтажки как-то растворяются во всём этом. Единственное светлое пятно — это свежесрубленная Свято-Владимирская церковь, которую освятили здесь лишь в мае нынешнего года.
Сегодня мы прошли 512 километров, но каких (!) километров.
24 июня 2007 г.
Встали в восемь. Прямо в общежитии есть пекарня, где делают вкусный хлеб и лаваш. Запах на всю округу. Это ещё одно светлое пятно. Позавтракали.
Свято-Владимирский приход расположен через дорогу от общежития.
Открывается он в девять, но батюшка, он оказался приморским человеком (из-под Находки), нам его открыл и мы поставили свечи. А в 10:10 наш Ford уже въезжал в Сковородинский район.
По дороге к федеральной трассе нас приветствуют владивостокцы на «Хайсе». Они видели нас по ТВ и узнали автобус. К слову сказать, на всём протяжении пути мы ощущаем на себе пристальное внимание окружающих.
Водители проезжающих мимо автомобилей приветствуют нас сигналами, в зонах отдыха подходит народ и дотошно расспрашивает нас о целях автопробега, рассматривают автобус, читают наклейки.
Пасмурно, но без дождя. Мобильная связь всё ещё отсутствует. Нас предупреждали, что от Магдагачи начинаются восемьсот километров самой отвратительной дороги. И, похоже, они начались: скальник, гребёнка и огромные выбоины. Впереди Сковородино.
Есть участки трассы, где можно передвигаться лишь на скорости не более 5-10 километров в час. Владивостокцы на «Хайсе» попытались изменить правила игры и вот, пожалуйста, их автобус стоит на обочине, а резина правого заднего колеса превратилась в лохмотья. На трассе ведётся активное строительство. «Белазы» с гравием снуют в обоих направлениях, как мураши, строятся мосты, отсыпаются высоченные развязки. Когда строительство дороги будет окончено, это будет что-то.
В районе Сковородино возведена монументальная развязка. Здесь одна из трасс уходит на Тынду. Появилась мобильная связь. До Читы ещё 968 километров.
В 14:00 мы съезжаем в лес, останавливаемся, настраиваем газовую плиту и готовим себе полноценный горячий обед.
Снова выходим на трассу в 16:00.
В 16:40 проехали по мосту через симпатичную реку Ольдой и наткнулись на грузовичок, водитель которого торгует солярой. Залили 40 литров по 15 рублей за литр.
Мобильная связь снова исчезла. Начался дождь. Средняя скорость передвижения 50 километров в час. Перегонщики автомобилей мчатся в два раза быстрее.
Около семи вечера добрались до Ерофея Павловича. Посёлок расположен в четырёх километрах от федеральной трассы. Мы съездили в него за продуктами, прикупили сухой паёк и минеральную воду на ужин, так как решили сегодня на ночёвку не останавливаться, а всю ночь ехать. Нужно оставаться в графике, а вчерашняя поломка отняла у нас целый день.
В семь сорок въехали в Читинскую область. На её границе стоит монумент, сообщающий всем эту новость, а также, часовня Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешествующих.
Дождь усилился. Дорога ещё больше ухудшилась. По ней бегут натуральные ручьи, и все выбоины превратились в озерца. Но нет, как говорится, худа без добра. Вдруг выяснилось, что благодаря этому ехать стало комфортнее. Дождевая вода каким-то образом смягчает тряску, и у нас появилась возможность увеличить скорость до 70 километров в час. Теперь, попадая колесом в яму, наш Ford вёл себя так, как будто ехал по ровному месту. Чудеса физики, не иначе.
За 740 километров до Читы дождь прекратился, и выглянуло солнце. Как и вчера, ближе к вечеру, Природа-матушка решила сделать нам подарок. Мы ехали среди роскошных гор по реальной тайге и наслаждались удивительным закатом. А могучая река Амазар добавила ещё один мажорный оттенок к восторженной палитре наших впечатлений.
В 23:00 в Семиозёрном залили 40 литров дизельного топлива по 19 рублей. До Могочи 50 километров. Добрались за два часа.
25 июня 2007 г.
Припарковались у обочины и вздремнули в сидячем положении до четырёх утра. А потом началось. Вот он, знаменитый прохват — «Могоча-Чита». Вместо трассы здесь обычная лесная дорога — направление из колдобин, колдобинок и прочих колдоразных преград. До Читы 560 километров. Максимальная скорость передвижения — 5 километров в час. Ford швыряет из стороны в сторону так, что сотрясения мозга нам, похоже, не избежать. Иногда удаётся увеличивать скорость до десяти, в редчайших случаях до 15-20 километров.
На часах 10:50. За семь часов мы прошли всего 100 километров. На это ушло пол бака горючего (30 литров). Оптимизм чиновников по поводу того, что эту дорогу сделают за три года, явно преувеличен. Даже не верится, что это единственная автомобильная трасса, которая связывает восточную окраину России с её западной частью. Теперь понятно, почему Наполеон и Гитлер потерпели в своё время фиаско, развязав военные действия с нашей страной. Насчёт запада России мы пока не в курсе, а вот на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири с тех пор мало что изменилось. Отсюда вывод: так будет с каждым, кто попытается повторить столь глупый поступок. Наши дороги — это наше секретное оружие, наш главный козырь и наша гордость. Но всё это начинаешь осознавать, только попав в Могочу.
— Бог создал Сочи, а чёрт Могочи, — шутит один из перегонщиков японских автомобилей. И он не далёк от истины.
В 11:00 у горной речки делаем привал на обед.
В 12:45 двигаемся дальше. Мобильная связь в наличии и лесная дорога постепенно начинает обретать вид будущей федеральной трассы. Скорость на спидометре 60.
За 392 километра до Читы перед перевалом имени Ю. Тена купили у камазиста 30 литров топлива по 15 рублей. Мобильная связь неустойчива.
В 16:30 на 342 километре от Читы в районе населённого пункта Жирекен начался изумительный асфальт, и кардинально изменился окружающий ландшафт. Из уже привычных нам гор, поросших лиственницей, берёзой и сосной, мы въехали в настоящую бескрайнюю монгольскую степь. Эта идиллия длилась ровно 82 километра, а затем асфальт резко закончился, и пошла поселковая гравийка. В остальном иллюзия Монголии осталась. Мобильная связь пока отсутствует.
В деревне Знаменка (1 922-й километр от Хабаровска) дозаправились (30 литров по 17,50).
Дорога просто ужасная, почти как у Могоча. Чем ближе к Чите, тем хуже и хуже. А вот природа всё краше и краше. Очередной умопомрачительный закат.
За 140 километров до Читы наконец-то начался асфальт. Это место отмечено обилием использованных лоскутов пластыря на обочине. Здесь перегонщики освобождают свои автомобили от антигравийной защиты.
Мобильная связь всё ещё отсутствует.
В Читу прибыли около 12-ти ночи. Заехали в круглосуточный продуктовый, купили ужин, выехали из города и поселились в придорожном мотеле. Осваивать город будем завтра, а пока спать. Гиблое место — трасса «Амур» позади.