Форты, крепости и укрепрайоны Северо-Запада России продолжаем изучать на Kia Picanto из Воронежа

28.11.2014 | 23724 просмотра

Северо-Запад России очень интересен своими крепостями, фортами и укрепрайонами, славными памятниками ратного прошлого нашей страны. Мы часто с удовольствием выбираемся в эти места, чтобы еще раз прикоснуться к старым камням и вспомнить события минувших времен. Вот и эти ноябрьские выходные мы решили провести в автопоходе по местам былой славы.

К этому времени наша верная Пиканто уже каталась с новыми хозяевами. Поскольку машина зарекомендовала себя очень неприхотливой и надежной (реальных поломок за 60 0000 км — две перегоревшие лампочки по 10 руб.!), то в эту поездку мы отправились тоже на Пиканто, только новой.

01-02.11.2014

Наша первая цель — Ивангород. Город находится в погранзоне, поэтому на всякий случай заранее оформили пропуска, отправив запрос по почте. Получить пропуск оказалось совсем не сложно, а быстрота и четкость работы погрануправления приятно удивили по сравнению с обычной нашей бюрократией.

У всех нормальных людей на ноябрьские праздники четыре выходных, но у меня только три. Стартуем после моей работы 1-го числа в 16:30. Из города еле вырвались, промучившись чуть ли не час — воронежские пробки скоро начнут соперничать со столичными. Немного подремав пару раз по дороге, оказались в Ивангороде в полдень, оставив позади более 1300 км.

По пути остановились у печального мемориала на месте деревни, уничтоженной гитлеровцами в годы Великой Отечественной.

Наша основная цель в Ивангороде — крепость, построенная в конце 15 века для защиты русских земель от западных соседей, прежде всего — от ливонских и шведских войск. Крепость возвели как раз напротив уже существовавшего к тому времени Нарвского замка. В результате возник уникальный фортификационный ансамбль из двух разных по стилю крепостей, разделенных пограничной рекой. В течение последующих 200 лет ивангородская крепость не раз переходила из рук в руки как в результате многочисленных сражений, так и по итогам не самых удачных для России мирных договоров. Окончательно Ивангород вернулся в состав России только в результате Северной войны со Швецией при Петре Первом. Во время Второй Мировой войны гитлеровцы устроили в крепости концлагерь, а при отступлении взорвали значительную часть укреплений. Сейчас крепость неплохо отреставрирована, восстановительные работы продолжаются.

Сильнейший ливень подпортил фото и наши впечатления, но все равно осмотрели крепость с удовольствием.

Граница здесь проходит по берегу реки, Эстонию и Россию соединяет мост.

Нарвский замок выглядит не менее величественно.

После осмотра крепости мы проехали в старый район Ивангорода — Парусинку, названный так по корпусам льнопрядильной парусиновой суконной фабрики XIX века. Фабрикант, барон А.Л. Штиглиц, застроил район вблизи своей фабрики домами для рабочих и служащих, а также построил красивую церковь. Церковь сейчас отреставрирована, а вот район, мягко говоря, не очень… Но все равно впечатляет!

В этом же районе находятся так называемые Нарвские водопады. Это — бывшее русло реки, но водопады исчезли после пуска ГЭС в 1950-х. Иногда при необходимости воду направляют по старому руслу, но это бывает крайне редко. Здесь тоже проходит граница между Россией и Эстонией.

Вообще говоря, Ивангород неприятно удивил сильнейшим контрастом слегка «причесанных» окрестностей погранперехода и общей запущенностью и бытовой неустроенностью.

Наша следующая цель находится на окраине Ивангорода, где мы ищем следы не столь давних сражений. Оплывшая широкая канава, заросшая деревцами — это бывший немецкий противотанковый ров. Рядом с ним сохранились остатки двух фашистских ДОТов. Оба ДОТа взорваны и затем частично разобраны, видимо, при восстановлении послевоенного города. Крыши отсутствуют, зато сверху видно внутреннее устройство боевых помещений. Внутри ДОТов устроены помойки.

От Ивангорода мы двигаемся к реке Луга, чтобы осмотреть несколько ДОТов Кингисеппского укрепрайона так называемой «Линии Сталина» — советских оборонительных сооружений начала 1930-х годов вдоль старой границы СССР. В отличие от многих других участков «Линии Сталина», не оказавших летом 1941-го почти никакого сопротивления, Кингисеппский УР ожесточенно сражался неделю, находясь в полном окружении. Поэтому большинство сооружений УРа разрушено — в основном взрывали немцы в ходе боев, а что-то взрывали наши, отступая. Часть ДОТов уничтожили уже после войны, обезвреживая в них таким образом боеприпасы, собранные при разминировании.

Сначала мы подъехали к большому двухорудийному ДОТу на берегу Луги.

Внешне ДОТ кажется целым, но внутри….

Боковая стена проломлена, куски разорванного бетона висят на смятых прутьях арматуры. Возможно, подорван врагом в бою — ведь разрушена стена, не имеющая амбразуры. Жаль, что на ДОТе нет ни венка, ни таблички, хоть как-то рассказывающей о событиях прошедшей войны…

Затем мы проехали к пулеметному ДОТу возле соседней деревни. Во время боев по рассказам местных жителей вокруг ДОТа сутки слышалась стрельба, резко оборвавшаяся ночью после сильного взрыва. По официальной истории Ленинградского Военного округа, написанной в советские времена, гарнизон ДОТа (10 человек!) взорвал себя, чтобы уничтожить блокировавших ДОТ врагов. Однако осмотр останков сооружения наводит на другие мысли…

Крыша ДОТа проломлена в середине, бетонные плиты провалились вниз, разлетевшихся в стороны обломков нет. Удар огромной силы явно был сверху. Вероятнее всего, ночью немецкие саперы втащили взрывчатку на крышу ДОТа…. Подвиг его защитников, трагизм событий той тяжелой поры не нуждается в ненужном украшательстве.

И на этом ДОТе тоже нет ни венка, ни таблички.... Оба ДОТа находятся совсем рядом с жилыми домами, но, наверное, у местной администрации есть дела куда важнее, чем память о каком-то старом бетоне и погибших в нем солдатах.

Быстро темнело, день в этих краях в ноябре заканчивается уже в 5 вечера, и мы отправились на ночлег. Мы заранее забронировали недорогую гостиницу в поселке Новый Свет. 1700 рублей за двухместный номер с санузлом, телеком и завтраком — вполне приемлемо.

В эти сутки мы проехали около 1500 км.

03.11.2014

В планах на сегодня осмотр различных военно-исторических объектов на берегах Финского залива. Чтобы максимально использовать недолгое светлое время, мы решаем с утра выехать к самой дальней точке осмотра на Приморском шоссе, а потом все остальное осматривать на обратном пути. Поэтому подъем у нас ранний — в 5:30 утра, а включенный в стоимость завтрак мы получили «сухим пайком».

В утренних сумерках мы выдвигаемся на кронштадскую дамбу.

Островки между силуэтами кораблей — это артиллерийские батареи петровских времен, созданные на искусственных островах. В те времена в Финском заливе шведские боевые корабли чувствовали себя, как дома, и уходили в свои порты, лишь когда залив замерзал. Петр Первый принял решение за зиму создать искусственные острова-батареи, которые и встретили шведов по весне. Сейчас они заброшены и постепенно разрушаются.

Мы ненадолго остановились у огороженных руин одного из кронштадских фортов.

Судя по предостерегающей табличке на форте идет расчистка и переоборудование под что-то развлекательное. Что ж, это гораздо лучше, чем обычная помойка. Ближе к вечеру мы еще вернемся к фортам Кронштадта, но сейчас нам надо на Приморское шоссе.

Район этого шоссе местами сильно напоминает заграничную жизнь — все вычищено, подстрижено, рядом с шоссе дорогие красивые дома и отели, километрами тянутся вдоль обочин велодорожки, а сама дорога живописно вьется вдоль прибрежных сосен и дюн. Особенно это контрастирует с общей запущенностью Ленобласти.

Очень красиво смотрятся окрестности Черной речки.

Мы ненадолго заехали в Зеленогорск, бывший финский Терийоки. Красивый тихий городок.

Наша конечная цель на Приморском шоссе находится на 53-м километре. Дорога по небольшому, явно старому мостику пересекает ручей с неожиданно ровными берегами. Этот ручей во время финской «той войны незнаменитой» финны использовали как противотанковый ров.

Вдоль его западного края идут ряды гранитных противотанковых надолбов.

Любопытно, что многих не хватает, и ямы свежие — видимо, финские надолбы как-то приспосабливают в хозяйстве.

По обеим сторонам шоссе метрах в 100 громоздятся груды искореженного бетона. Это — руины финских ДОТов Ink6 и Ink7, а все вместе — часть укрепрайона «Инкиля». Оба ДОТа в основном предназначались для огня во фланги наступающих и большинством своих пулеметов простреливали ручей-ров и линии надолбов вдоль, при этом каждый из ДОТов прикрывал огнем подступы к своему соседу.

Эти ДОТы были построены перед самой войной и относятся к наиболее мощным сооружениям «Линии Маннергейма», прозванным самими финнами «миллионниками» или «миллионерами» из-за несуразной для крохотного государства стоимости строительства. Подобных ДОТов на всей «Линии» не более десятка, каждый из них строился по индивидуальному проекту и был максимально вписан в окружающую местность.

Мы сначала идем к Ink6. Как и большинство сооружений «Линии Маннергейма», ДОТ был частично разобран и взорван после «зимней войны». Но, несмотря на значительные разрушения, вполне можно представить, как здесь все происходило в далеком 1939-м. ДОТ имел казематы как фронтального, так и флангового огня, они соединялись под землей коридорами-потернами. Кроме того, в тыльной части ДОТа была подземная казарма-убежище, также соединявшаяся потерной с боевыми казематами. Сейчас на месте этой казармы громадная воронка. Чтобы по фото можно было оценить ее размер, как и общий размер сооружений, мы с женой встаем среди руин для масштаба. Огромная воронка больше похожа на котлован.

Вот так теперь выглядят казематы флангового огня.

Фронтальный каземат сравнительно цел. Он имел оригинальную конструкцию — его передняя стена с амбразурой была изготовлена из бронеплит доставшегося финнам после революции форта Ино (мы до него еще доедем).

Поскольку выемка для бронеплиты и остатки крепежа еще сохранились, толщину брони можно оценить, сравнив ее с моей рукой.

Из боевого помещения ступени ведут внутрь ДОТа, но далеко пройти нельзя — после подрыва все завалено обломками.

Весь ДОТ со стороны наступающих выглядел как холм с выступами боевых казематов. Его общий размер можно оценить по следующим фото — если присмотреться, можно разглядеть жену, вставшую на самый верх для масштаба.

 

Мы проходим к ДОТу Ink7. Со стороны наступающих красноармейцев он тоже выглядел как холм, покрытый кустами и деревцами, его фланкирующие казематы были полностью не видны наступающим до тех пор, пока бойцы не оказывались уже на линии огня, вплотную подойдя к надолбам и рву.

На этом фото весь холм за спиной жены — это фронтальная стена ДОТа.

Казематы ДОТа взорваны. Когда-то их стены тоже были покрыты бронеплитами из форта Ино.

В ДОТе чисто, а внутри лежат свежие гвоздики и стоит лампадка. Финны помнят о своих погибших, даже если место их последнего боя оказалось потом в другой стране…

Куски бетона разбросаны на десятки метров вокруг. Сквозь них уже проросли деревья.

Во время первого штурма Линии Маннергейма в 1939-м для прорыва этого участка были направлены стрелки Карельского укрепрайона при поддержке трех танков Т-28. К этому времени финны уже взорвали мост через ручей. Совершенно не подготовленная атака захлебнулась, танки были подбиты. После этого на этом участке установилось затишье вплоть до решающего штурма Линии Маннергейма в феврале 1940-го. Во время февральского наступления РККА ДОТы подверглись мощному обстрелу из 152-мм гаубицы с близкой дистанции (по некоторым сведениям — из 280-мм мортиры). Однако многочасовой обстрел не смог уничтожить сооружения, а полученные повреждения финны отремонтировали при помощи рельсов и бетонных блоков. Однако вскоре РККА прорвала линию финских укреплений в районе деревни Сумма, где были уничтожены два ДОТа-«миллионника». После этого вся оборона на Линии Маннергейма потеряла смысл, и финны отошли на тыловые позиции.

Эти события очень красочно, хотя и не совсем достоверно, описал известный советский писатель-маринист Леонид Соболев, бывший в то время фронтовым корреспондентом. Соболев оказался как раз в частях, наступавших на Ink6 и Ink7. Вот как он описал сами сооружения:

«…Это чудовищное сооружение из полутораметрового бетона и полуметровой брони, эту броневую башню, как бы снятую с линейного корабля и врытую в землю, белофинны считали неуязвимой. Несколько лет строилась эта мощная оборонительная позиция из двух бронированных дотов, которые правильнее было бы назвать фортами. Искусство и опыт лучших европейских инженеров были вложены в создание этого продуманного ансамбля укреплений, которому могут позавидовать первоклассные укрепленные районы, в постройку этой крепости, защищенной взаимодействием соседних фортов, траншей, снайперских точек… Здесь действительно можно было продержаться любое время. Осколки самых крупных снарядов, разрывавшихся у самой стенки дота, скользили по броне, не причиняя вреда. Даже прямое попадание тяжелого снаряда могло лишь потрясти эту чудовищную скорлупу, отколоть кусок бетона, не более. Но прямое попадание артиллерии, стреляющей издалека случайность, один шанс из тысячи…»

А вот как Соболев описывает февральский штурм этого участка:

«…В лесу, по узенькой тропе, трактор под грохот стрельбы тащил к намеченному месту тяжелое орудие. Оно застревало в снегу, оно сползало в сугробы, и краснофлотцы подтаскивали его на руках. В то же время другие валили в лесу деревья, вырубая к опушке узкую просеку длиной в сто метров, рыли на будущей позиции ровик для укрытия расчета, подпиливали стоящие на опушке сосны. К рассвету все было готово, включительно до окопчика на переднем краю леса для наблюдателя…

Наступил рассвет. В невнятной его мгле белофинны сквозь глубокие и узкие щели в полуметровой броне увидели привычную и изученную кромку леса, снежную поляну перед ним, на которой можно заметить малейшее шевеление на снегу и прекратить его короткой и точной очередью пулемета. Скоро начался артиллерийский обстрел предвестник атаки. Снаряды падали у брони, засыпая ее снегом и землей. Сейчас из леса поползут беззащитные человеческие фигурки, которые так удобно брать на прицел сквозь надежную броню...

Но в лесу внезапно, как театральный занавес, упали передние сосны, и в распахнувшейся просеке неожиданно и невероятно близко, в четырехстах метрах (для артиллерии вплотную!), показалось тяжелое орудие, уставив на дот свое широкое и страшное жерло...

Белофинны отскочили от амбразур, ринулись во второй, подземный этаж, где они привыкли отсиживаться от артиллерийского обстрела. Но это не был обычный обстрел. Удар за ударом потрясал все сооружение. Снаряды били в броню один за другим с поражающей, страшной, неумолимой настойчивостью. И хотя они оставляли в этой непроницаемой броне лишь царапины и вмятины, человеческий организм, спрятанный за массивами стали и бетона, не смог сопротивляться этому потрясающему методическому напору. Все наполнилось горячим дымом... И белофинны не выдержали. Они забыли о длинном подземном ходе, предусмотрительно сделанном строителями и выводившем в лес, они открыли задние двери крепости и выскочили наружу в разрывы снарядов, в пулеметный огонь...

Сила балтийской прямой наводки преодолела силу броневой крепости. Мощный бронированный дот, сооружение чудовищное и неуязвимое, замолчал навсегда, открывая дорогу рванувшимся в атаку балтийцам…»

Как известно из сводок боевых действий, описанная Соболевым атака не состоялась, и финны продолжали держать оборону в отремонтированных ДОТах до приказа на общее отступление. После того, как финны оставили позиции, Л. Соболев так описал повреждения фронтального каземата Ink6:

«…Толстая броневая плита передней стенки дота вся в глубоких трещинах, ямках, бороздах. Из развороченного бетона, окружающего плиту, торчат массивные прутья арматуры, перепутанные, как кишки. Угол амбразуры отколот снарядом. Свежим металлическим блеском отсвечивает деформированная сталь, и от угла амбразуры до края плиты ползет трещина: броня не выдержала и лопнула под точным огнем балтийских моряков…»

Конечно, финские укрепления отличались продуманной конструкцией и очень умелым использованием местности. К тому же гарнизоны этих ДОТов составляли солдаты, призванные из ближайших сел и городков, они защищали свои родные дома. Но по сравнению даже с советским Карельским укрепрайоном (КаУр), не говоря уже о лучших образцах европейской фортификации, финские ДОТы были достаточно слабо вооружены и не отличались такими уж исключительными боевыми характеристиками. А уж о таких вещах, как подземные электростанции, снабжавшие электроэнергией район обороны (обычное дело в советском КаУре), финны и не мечтали. Желание защитить родную землю — вот что было главным фактором, обеспечивающим финскую оборону.

Ну а мы, развернувшись в сторону Питера, двинулись к следующему объекту — форту Ино.

Этот форт был построен к Первой Мировой войне для защиты входа в Финский залив. Напротив него был построен аналогичный форт Красная Горка (там мы уже были …..). Но если форт Красная Горка сослужил ратную службу, хоть и не в Первую Мировую (во время Великой Отечественной он огнем своих орудий прикрывал блокированный Ленинград), то форт Ино был разрушен, так и не сделав ни одного выстрела. После революции 1917 года и отделения Финляндии форт оказался на финской территории, и по договорам того времени был разоружен и взорван. Пушки финны использовали на своих береговых батареях, а броневые листы — на Линии Маннергейма, в том числе и при строительстве только что нами осмотренных ДОТов. В послевоенное время помещения форта использовались военными в различных целях, в том числе как полигон по изучению воздействия радиации на животных, а также для захоронения радиоактивных отходов. По легендам, в каких-то казематах хранятся отработанные материалы из реактора ледокола «Ленин». В настоящее время большая часть форта заброшена, но часть территории до сих пор закрытая зона.

Сначала мы подъехали к командно-дальномерному пункту форта Ино. Это огромный бункер, расположенный на прибрежной горе. Со стороны моря это просто заросшая лесом гора. Но если подойти к бункеру с тыла, то открывается совсем другая картина….

Можно заглянуть и внутрь сооружения.

К сожалению, соседство с современной цивилизацией не пошло сооружению на пользу. Бункер загажен до такой степени, насколько это вообще возможно сделать. А ведь он частично находится на охраняемой территории спортивной базы….

В нескольких километрах к востоку находится сам форт. Мы осмотрели наиболее интересную часть форта — руины двухбашенной батареи 305-мм орудий.

Осевший после подрыва бетонный каземат тянется на метров на 200-300, а в высоту превышает двухэтажный дом. Даже в таком, полностью разрушенном виде сооружение впечатляет!

Причудливо искореженные бетонные конструкции, заросшие лесом, как заброшенный древний город в джунглях, представляют собой совершенно сюрреалистическое зрелище! Недаром окрестности форта Ино давно облюбовали фотографы.

По крыше сооружения после подрыва пролегли глубокие трещины.

Вот так выглядят основания орудийных башен.

Кое-где славно поработали сборщики чермета….

Сквозь проломы можно заглянуть в разрушенные казематы…

Как и во всех пещерах, в рукотворных подземельях растут сталактиты и сталагмиты.

Как советуют опытные исследователи старой фортификации, для осмотра достаточно взять фонарь, веревку и воды на три дня — мало ли что… Шутка ))

Конечно, в подобных местах нужна определенная осторожность. Если в свете мощной вспышки обнаруживается вроде бы простая конструкция….

….то в свете фонарей все выглядит гораздо непонятнее.

Руины батареи находятся на территории полубездействующей автобазы. Интересно наблюдать, как помещения форта приспособлены под хозяйственные нужды.

От форта Ино наш путь шел опять в район Черной Речки. Здесь мы осмотрели укрепления так называемого «Карельского вала» (или VT-linija) — цепь финских укреплений, построенных на Карельском перешейке после его захвата финнами во время Второй Мировой войны. Здесь до сих пор можно увидеть взорванные пулеметные точки…

….казармы-убежища, как взорванные….

….так и абсолютно целые.

Ряды финских гранитных надолбов спускаются к затянутой туманом Балтике.

Море, даже такое холодное — всегда красиво! С удовольствием прошлись по берегу…

Наш дальнейший путь вел на о. Котлин к старым кронштадским фортам. Сначала мы заехали на 1-й Северный форт. Он расположен на искусственном острове.

Путь к нему идет по насыпной дамбе с условно проезжей дорогой.

Форт давно оставлен военными, его облюбовали любители пикников и неформалы. Как следствие, состояние форта ужасающее. (( Много психоделических и суицидальных граффити.

Количество мусора зашкаливает…

Впечатления остались сложные — обидно видеть, как тщательно и упорно разрушается и загаживается наше историческое прошлое.

От этого форта мы направились в форт «Шанец». Этот форт тоже давно заброшен и использовался любителями пикников, страйк- и пейнтбола. Уже быстро темнело, и мы, насмотревшись в 1-м Северном форте на разные непотребства, ехали к этому форту с опаской — мало ли что там происходит темными вечерами…. Каково же было наше изумление, когда мы неожиданно увидели отличный туристический объект с автостоянкой, размеченными тропами и множеством пояснительных табличек.

Оказывается, два года назад территория форта была объявлена заповедником. К форту сейчас приезжает много людей, в том числе и молодежи, все ведут себя адекватно. Можем ведь, если захотим, и если будет на то высочайшее повеление ))) ! С удовольствием гуляли по территории форта до полной темноты.

На ночлег мы отправились в сторону дома, в уже знакомую нам по прошлым поездкам гостиницу Валдайского Национального парка, до нее 300 км. Проехали в этот день около 700 км.

04.11.2014

До нашего дома осталось около 1100 км. Стартуем из Валдая в направлении Москвы, но в Твери сворачиваем на Волоколамск. Во-первых, таким образом мы объедем послепраздничные московские пробки, а во-вторых мы получим отличный бонус к нашему путешествию. Дело в том, что район Волоколамска очень интересен для любителя истории, и мы давно собирались туда заглянуть. А тут как раз по пути, и время вполне позволяет, ведь 1100 км в день — это совсем немного по сравнению с 2000 км в сутки во время нашего летнего блица на Соловки. )))

Подмосковье умиротворяет…

Наша первая остановка — Ярополец. Сначала мы осматриваем руины усадьбы Чернышевых. Очень внушительно! Если верить интернету, когда-то здесь снимали фильм «На графских развалинах».

Как оказалось, мы немного опоздали с осмотром: еще совсем недавно руины были в свободном доступе, а теперь их обнесли забором, но следов реставрации — никаких.

Если пройти через бывший парк или объехать усадьбу по почти проезжей дорожке, можно увидеть одну из первых ГЭС в России на реке Ламе.

От этой усадьбы мы направились к находящейся по соседству усадьбе Гончаровых. Да-да, это те самые Гончаровы, чья дочь, Наталья, стала супругой Александра Сергеевича Пушкина! Поскольку ныне усадьба — это дом отдыха МАИ, то она неплохо отреставрирована.

В Яропольце очень тесно переплелись различные эпизоды российской истории. Здесь находится усыпальница украинского гетмана Петра Дорошенко. Воевавший со всеми соседями Украины, в том числе и с Москвой, гетман заключил крайне неудачный союз с турками, который земляки ему не простили. В итоге гетман бежал из Украины, сдался москвичам, был прощен и обласкан, получил Ярополец во владение, где тихо дожил свои дни. Наталья Гончарова, жена поэта — его прапраправнучка.

Но есть в Яропольце и памятники не столь давней поры. Во время Великой Отечественной войны волоколамское направление оказалось на острие главного удара гитлеровцев на Москву. Свидетели той суровой поры — ДОТы, сооруженные в 1941-м.

В центре села возле одного из таких ДОТов находится мемориал — памятник, венки. Но сам ДОТ изукрашен похабными рисунками и матерными надписями так, что пришлось тщательно выбирать точку съемки, чтобы фото получилось цензурным.

При виде такого … не могу подобрать соответствующих слов, которые пропустит модерация….. возникает несколько вопросов:

1) что в головах тех, кто это сделал, а также у их родителей и учителей???

2) и как это допускает местная администрация??? Венки у памятника свежие, территория по среднероссийским меркам почти чистая — значит, за памятником присматривают. Но при этом не сочли нужным закрасить похабщину. Почему???

Вопросы, конечно, риторические…. Иваны, не помнящие родства ((

Следующая цель — Волоколамск. Там мы осмотрели исторический центр этого старого города, который почему-то все путеводители упорно называют «кремлем», хотя на самом деле никакого кремля в привычном понимании там нет.

От старого города остались валы и несколько соборов, очень красиво, прогулялись с удовольствием. Главная достопримечательность — церковь 15 века.

В сгущающихся сумерках мы проехали к разъезду Дубосеково. В этих местах в ноябре 1941-го пехотная дивизия Панфилова героически сдерживала удар танковой группы Гепнера. К сожалению, официальная история тех боев совершенно не соответствует реальным событиям. Все, окончившие школу при социализме, знали о подвиге 28-ми героев-панфиловцев под командованием политрука Клочкова, погибших, но не пропустивших танки врага. «Велика Россия, а отступать некуда, позади — Москва» — мы все это помним со школьной скамьи. Но еще в 1948 году Генпрокуратурой СССР было точно установлено, что эта история — полный вымысел сотрудников газеты «Красная Звезда». Поводом к расследованию послужил арест предателя, бывшего полицая, заявившего на допросах в НКВД, что он — герой-панфиловец, один из тех самых 28-ми. Выяснилось, что бой, ставший таким известным, вела другая часть, фамилии «28-ми» выбраны случайно, один из них вообще в то время еще не служил в армии, кто-то был в окружении, кто-то — в плену. Но в пропагандистских целях уже устоявшуюся легенду развенчивать не стали, и никаких мер к завравшимся корреспондентам не приняли. Действительность же такова, что вся дивизия держалась геройски. О тяжести боев говорит тот факт, что сам комдив погиб уже на третий день боев. И то, что все подбитые пехотинцами и артиллеристами дивизии танки записали на счет 28-ми случайным образом выбранных солдат, отнюдь не умаляет коллективный подвиг панфиловцев.

Ну а мы остановились у величественного мемориала….

Интересный факт: дивизия формировалась в Казахстане и Киргизии, и авторы памятника учли эти национальные особенности.

А затем мы продолжили дорогу домой. Темнело, а нас ждали еще 700 км пути…

Навигатор неожиданно провел нас через центр праздничной Тулы, неожиданно пустой. Мы уже не раз были в этом городе, но ночью да в праздник — первый раз!

Домой приехали во втором часу ночи, как обычно — усталые, но довольные )) Всего проехали около 3300 км, бюджет — символический, а впечатления — самые настоящие )).

Всем удачных путешествий!


Дром

Комментарии

 
Сообщений: 4317
Эту страну не победить. В хорошем смысле конечно.... А они нас пытаются запугать санкциями. Только неустоечку за Мистрали перечислите и .... с вами.
Это наша зима! ;)
84
49
Ответить
     
Уфа
Сообщений: 3084
Спасибо автору, как будто сам проехался:) Очень интересно, ни разу не был по тем направлениям...
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"
85
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
От строчки к строчке, от фото к фото, так и дочитал до конца. И, хоть не особый любитель недавней истории, и удовольствие от прочтения получил и обогатился какими-то фактами.
Спасибо, Павел.
Вот такими, должны быть отчеты, господа "бродилки", а не свалками ваших фотографий.
64
5
Ответить
 
Северодвинск
Сообщений: 148
Нашу страну не объехать. Сколько всего интересного!
Беру информацию на карандаш. Спасибо.
52
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 610
молодцы, только 5
33
 
Ответить
  
Тюмень
Сообщений: 273
Молодцы,настоящее и полезное проведение выходных дней. Только 5
Были)
Toyota corolla,Toyota mark2
Toyota vitz,Toyota caldina
Mazda Verisa
сейчас)
Toyota Passo
25
 
Ответить
     
Краснодар
Сообщений: 2065
kia picanto это модель велосипеда?
6
108
Ответить
  
Москва
Сообщений: 277
Молодцы! Наглядно показали как много у нас в стране исторических памятников и как к ним относятся. Из того, что Вы проехали и показали, только процентов 10 находится в хорошем состоянии - все остальное, смотрите фото. Наглядное подтверждение эффективности работы российской власти всех ступеней по сохраннию Памятников военного наследия. Эх, этот Отчет стоило бы опубликовать не только на Дроме, но и вручить всем депутатам этих областей и районов. Не уверен, что им станет стыдно, но мечтать, как говорится, не вредно.
Одно небольшое, но важное дополнение к Отчету. Усадьбу Чернышевых в Яропольце разрушили фашисты в 1941 году. Сделали это осознано и по приказу сверху. Дело в том, что эта усадьба того самого Чернышева, какой был комендантов взятого российскими войсками Берлина во времена императрицы Елизаветы во время войны России и Пруссии. Немцы все запомнили и в 1941 году отомстили тому, кто взял Берлин. Время уже прошло сколько, у нас власти и режимы меняются, а усадьба Первого покорителя Берлина все стоит и разрушается. Грустно, но факт.
А рядом стоящая усадьба Гончаровых - именно сюда приезжал А.С. Пушкин свататься и просить у родителей невесты руки их дочери. Там остался зал, где ударили по рукам и дубовые двери, какие видели самого Пушкина. Более ничего. А ведь когда-то Ярополец называли русским Версалем.
Мой отзыв: Subaru Outback 2018
43
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Yuri_S:
kia picanto это модель велосипеда?
Это модель инструмента, с помощью которого некоторые умные люди, хоть и не "мужики", по определению кое кого из "умников" этого форума, получают удовольствие от жизни, а заодно, не на словах, а на деле, пытаются из быдла, задающего такие вопросы, походя навешивающего ярлыки и расписывающего памятники истории, воспитывать настоящих патриотов страны.
111
5
Ответить
   
Санкт-Петебрург
Сообщений: 650
Приятно, что вы так много внимания уделяете лен. области, многим достаточно съездить в Петербург-Пушкин-Петергоф.

Мне честно говоря больше Нарвский замок по душе, а вот насчет Ивангорода - в Нарве тоже все печально. Посмотрите на досуге документальный фильм "русские с вороньего острова", довольно познавательно в этом плане.

Про окрестности Приморского шоссе и Курортного района СПб, то тут всё просто - все шишки живут в этом районе, поэтому его так облагораживают. В Репино очень много элитного жилья, а Комарово так и вовсе, как Московская Рублевка, в глазах местных жителей.

Если вдруг еще соберетесь в наши края - загляните и к нам, во Всеволожск, здесь много интересного, связанного с тем, чем вы интересуетесь, как я понял из ваших отчетов. Одна только Невская Дубровка чего стоит, и памятник "Цветок жизни". Да и Ладога тут рядом, летом можно неплохо отдохнуть, порыбачить. Если будут вопросы - пишите, помогу чем смогу.
Мой отзыв: Renault Megane 2009
14
1
Ответить
   
Санкт-Петебрург
Сообщений: 650
Yuri_S:
kia picanto это модель велосипеда?
Это городской автомобиль, отлично подходящий для таких путешествий.
20
3
Ответить
   
Санкт-Петебрург
Сообщений: 650
Да, совсем забыл, еще же рядом со Всеволожском есть красивая усадьба - Приютино, в которую Александр Сергеевич Пушкин пешком ходил:) В общем, настоятельно рекомендую посетить наши края.;)
11
1
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 108
печально конечно что места героического сопротивления захватчикам родной земли находятся в таком запущенном состоянии и нет ни венков не памятных досок...
25
 
Ответить
 
Новосиб
Сообщений: 235
Читать очень легко. Исторические зарисовки в этом рассказе придают ему дополнительную ценность и познавательность. Молодцы!
20
 
Ответить
   
Кемеровская обл. Тисуль
Сообщений: 571
Много сами посмотрели- будет что детям рассказать! Прекрасные выходные, рассказ и фото отдельная тема! Удачи!
11
 
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 9047
Отлично!
Масло G-ENERGY Synthetic Active 5W-40 5л 253142411 2300р
9
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37404
молодцы
8
1
Ответить
  
Новосибирск, академгородок
Сообщений: 8753
5+
классное путешествие
грандиозные сооружение
сколько в свое время было затрачено неимоверных сил как денежных так и людских
ED ЧЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА(ACADEM ED&EXIV CLUB)
ACCORD WAGON ЧЕРНЫЙ ДЕЛЬФИН
Мой отзыв: Toyota Carina ED 1994
10
 
Ответить
   
На теплом берегу
Сообщений: 22630
Очень интересный рассказ, спасибо !!!
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.
5
 
Ответить
   
Екатеринбург
Сообщений: 797
ДОТы надо очистить от мусора, огородить, снабдить табличками.... !
Dealerauto

http://reviews.drom.ru/nissan/liberta_villa/40183/
23
 
Ответить
 
Уфа
Сообщений: 226
СПАСИБО ! очень понравился Ваш рассказ, да много конечно забытых героев в НАШЕЙ истории, но очень завидую(по доброму) людям, вот - так взяли проехали - рассказали интересно, ведь это наши русские люди гибли там.... помнить нам об этом нужно.
14
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2555
Очень интересно и познавательно. Задело прям... Молодцы!!! Хороший рассказ получился.
15
 
Ответить
466
    
Подольск
Сообщений: 40
5+
6
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 18305
Интересно и познавательно,продолжайте
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
9
 
Ответить
     
Харьков
Сообщений: 102
Спасибо!
Мой отзыв: Subaru Outback 2012
3
 
Ответить
   
Улан-Удэ
Сообщений: 582
Отличная повесть!
жаль сейчас все поростает быльем,ведь когда то все народы ссср воевали плечом к плечу, а сейчас стали кто чурки,кто васи, а кто косоглазыми...
TLC-100
14
 
Ответить
   
Тула
Сообщений: 898
"Причудливо искореженные бетонные конструкции, заросшие лесом, как заброшенный древний город в джунглях, представляют собой совершенно сюрреалистическое зрелище! "Судя по помойкам и свалкам,бандерлоги из джунглей тоже присутствуют.
13
1
Ответить
 
Сообщений: 187
столько сил и средств положили люди на этих бетонных монстров - печально
smile...
4
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
2115:
столько сил и средств положили люди на этих бетонных монстров - печально
Вы еще не видели остатков ракетных шахт и сопутствующей инфраструктуры, уничтоженных в Звездном вблизи Перми по договору ОСВ-1. Вот это разбазаривание человеческого труда!
Также впечатляет, когда сначала в земле копают котлован, а потом возводят в нем десятиэтажное здание "центра слежения" из бетонных тюбингов толщиной два метра, и все это вновь засыпают землей, так, что сверху ничего не видно. Не скажу, где это, хоть и прошло уже тридцать лет, как участвовал в стройке.
13
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Привет, автоколлеги, и спасибо за позитив!
13
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Reiser:
От строчки к строчке, от фото к фото, так и дочитал до конца. И, хоть не особый любитель недавней истории, и удовольствие от прочтения получил и обогатился какими-то фактами.
Спасибо, Павел....
Рад, что понравилось, Алексей! И тебе спасибо за понимание и поддержку!
Ну а мы ждем продолжения твоей захватывающей пакистанской истории :)
10
1
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
toptishka:
............
Если вдруг еще соберетесь в наши края - загляните и к нам, во Всеволожск, здесь много интересного, связанного с тем, чем вы интересуетесь, как я понял из ваших отчетов. Одна только Невская Дубровка чего стоит, и памятник "Цветок жизни". Да и Ладога тут рядом, летом можно неплохо отдохнуть, порыбачить. Если будут вопросы - пишите, помогу чем смогу.
Спасибо за приглашение! Всеволжский район уже не раз "проходили" и еще пройдем :) Действительно, район очень интересен для любителя военной истории - тут тебе и КаУР, и Невский пятачок, и Дорога Жизни. Если б еще Ржевку открыли, превратив хотя бы часть в музей....
7
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Subarict:
..... Усадьбу Чернышевых в Яропольце разрушили фашисты в 1941 году. Сделали это осознано и по приказу сверху. Дело в том, что эта усадьба того самого Чернышева, какой был комендантов взятого российскими войсками Берлина во времена императрицы Елизаветы во время войны России и Пруссии. Немцы все запомнили и в 1941 году отомстили тому, кто взял Берлин. Время уже прошло сколько, у нас власти и режимы меняются, а усадьба Первого покорителя Берлина все стоит и разрушается. Грустно, но факт.
А рядом стоящая усадьба Гончаровых - именно сюда приезжал А.С. Пушкин свататься и просить у родителей невесты руки их дочери. Там остался зал, где ударили по рукам и дубовые двери, какие видели самого Пушкина. Более ничего. А ведь когда-то Ярополец называли русским Версалем.
Спасибо за интересное историческое дополнение!
7
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1302
Вы молодцы! Мы были в этом году В Минске на чемпионате по хоккею и посвятили несколько дней поездкам по Великим местам. Там все содержится в идеальном порядке. Народу очень много приезжает.
6
 
Ответить
     
Spb
Сообщений: 3380
Если хотите посмотреть на сохранившиеся финские укрепления, посетите Линию Салпа. Она практически рядом с границей, при этом сохранность укреплений отличная, местами сделаны целые экспозиции. Для любителей фортификации как говорится "must see" )
Одно "но": нужна шенгенская виза. Зато если поедете можно заодно доехать до танкового музея в Пароле (+200 км), там в летний сезон даже покатушки иногда устраивают на 34ке и Штуге)
Мой отзыв: Chevrolet TrailBlazer 2007
2
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Bushmaster:
Если хотите посмотреть на сохранившиеся финские укрепления, посетите Линию Салпа. Она практически рядом с границей, при этом сохранность укреплений отличная, местами сделаны целые экспозиции. Для любителей фортификации как говорится "must see" )
Одно "но": нужна шенгенская виза. Зато если поедете можно заодно доехать до танкового музея в Пароле (+200 км), там в летний сезон даже покатушки иногда устраивают на 34ке и Штуге)
Спасибо за инфу, у финнов действительно есть что посмотреть по этой теме...Там еще и фортификация царских времен неплохо сохранилась. Но шенгена у нас нет и заморачиваться сейчас не хочется, для отпуска пока хватает амерской визы...
8
2
Ответить
    
уссур
Сообщений: 52
красота
 
 
Ответить
     
Углегорск
Сообщений: 3431
ЛЯПОТА
 
 
Ответить
    
Магадан
Сообщений: 1212
Очень интересно и познавательно ! Спасибо за рассказ!
 
 
Ответить
     
Saint-Petersburg
Сообщений: 3690
Хороший отчет. А Приморское шоссе (в т.ч. Репино, Комарово и Зеленогорск) так ухожены еще и потому, что это НЕ Ленинградская область, а Курортный район Санкт-Петербурга.
3
 
Ответить
 
Иркутск (р-н)
Сообщений: 7959
alexsam:
молодцы, только 5
согласен
Мой отзыв: Honda Avancier 2001
 
 
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 11
Молодцы!!!5+++++
5
 
Ответить
   
Барнаул
Сообщений: 525
Хороший отчет. Интересная тема.
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.
5
2
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Martyn36:
Ну а мы ждем продолжения твоей захватывающей пакистанской истории :)
Все готово. Поставил последнюю точку. Еще Питер в понедельник передаст мне свою часть заключения и будем отправлять.
Название "По Каракорумскому хайвею и не только... в Китай".
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 81373
Молодцы, большое спасибо!
Хорошие окна - для Хороших людей.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999
2
 
Ответить
  
Владивосток
Сообщений: 312
Очень интересно и познавательно, прочитал с удовольствием.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38700
Действительно,вот наша история...таких отчётов очень мало в последнее время,всё в основном про "заграницы".....(тур ции,тайланды,бухня и т.п...)))))

Автору сего отчёта-уважение!!!
7
2
Ответить
 
Сообщений: 207
Молодцы!Спасибо за историческую тему!!!Познавательно!
 
 
Ответить
     
Город над вольной Невой
Сообщений: 2579
Спасибо!
 
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1580
Присоединяюсь к Bushmaster"y: стоит посмотреть Линию Салпа, Bunkkerimuseo хотя бы для того , чтобы взять пример с финнов. Они хранят память нации. Что же с нами такое случилось, что мы ср.м на свою историю?
Из фортов Кронштадта очень неплохо содержится "Константин" - он в собственности коммерческого предприятия. Не так давно красивейший форт "Чумной" ("Александр") перешел на баланс Управделами Президента РФ (?? почему именно к ним, х.з., но хоть появился шанс).
А вот крупнейшая морская крепость Европы - форт Красная Горка - в печальнейшем состоянии. Вдвойне жаль, т.к. колоссальные пушки этого форта вместе с орудиями Кронштадта не так и не дали немцам взять Ораниенбаумский плацдарм.

Автору большое спасибо!
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
 
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
JokerSL:
Присоединяюсь к Bushmaster"y: стоит посмотреть Линию Салпа, Bunkkerimuseo хотя бы для того , чтобы взять пример с финнов. Они хранят память нации. Что же с нами такое случилось, что мы ср.м на свою историю? Из фортов Кронштадта очень неплохо содержится "Константин" - он в собственности коммерческого предприятия. Не так давно красивейший форт "Чумной" ("Александр") перешел на баланс Управделами Президента РФ (?? почему именно к ним, х.з., но хоть появился шанс). А вот крупнейшая морская крепость Европы - форт Красная Горка - в печальнейшем состоянии. Вдвойне жаль, т.к. колоссальные пушки этого форта вместе с орудиями Кронштадта не так и не дали немцам взять Ораниенбаумский плацдарм. Автору большое спасибо!
Насчет Финляндии согласен, может в будущем... В форте "Константин" мы как-то останавливались во время путешествия вокруг Ладоги на майские https://travel.drom.ru/19928/ Состояние форта приятно удивило, коммерсанты сделали неплохой туристический объект. Может и у Администрации до Чумного очередь дойдет. В Красную Горку заехали во время очередной поездки на такие же ноябрьские праздники, впечатления удручающие... https://travel.drom.ru/18210/ Пушки толком осмотреть нельзя, но хорошо хоть, что их в чермет не сдали...
1
 
Ответить
    
Липецк
Сообщений: 1258
Природа великолепная!
 
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 872
Много интересного увидели. Ещё больше рассказали. Здорово.
Но проехали мимо Артиллерийского полукапонира (АПК) № 1 "Слон" постройки 1938 года. Практически на границе Сестрорецка, Вы ведь через него проезжали? В него иногда даже пускают. А я по Вашим следам попробую весной проехать.
https://dzen.ru/profile/editor/id/5f2af93635b3f746988f97eb/publications
 
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
По следам древних цивилизаций....
такое мнение посетило!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
2
 
Ответить
 
Russian Federation
Сообщений: 7147
Карты пути не хватает((
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser
 
 
Ответить
     
Липецк
Сообщений: 121
Михаил424:
Эту страну не победить. В хорошем смысле конечно.... А они нас пытаются запугать санкциями. Только неустоечку за Мистрали перечислите и .... с вами.
Вывод о непобедимости на основании такого количества заср.....х исторических мест?
6
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
ast62:
Много интересного увидели. Ещё больше рассказали. Здорово. Но проехали мимо Артиллерийского полукапонира (АПК) № 1 "Слон" постройки 1938 года. Практически на границе Сестрорецка, Вы ведь через него проезжали? В него иногда даже пускают. А я по Вашим следам попробую весной проехать.
Ну почему же проехали? :)) Давно уже и АПК посмотрели, и музей вокруг, да и внутрь зашли, заранее созвонившись с энтузиастами-поисковиками заранее. И отчет имеется :)) https://travel.drom.ru/16545/ Такие монстры КаУРа, как "Слон" и "Алмаз", главная подземная электроподстанция, были осмотрены в первую очередь. В дальнейших планах по КаУРу - чуть подробнее пройти в районе Белоостров-Мертуть. Удачной и интересной Вам поездки весной!
1
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
кин:
Карты пути не хватает((
Основной маршрут очень простой - от Ивангорода через Кронштадт по Приморскому шоссе до 53-го километра, Волоколамск получился бонусом на обратном пути.
Но этот маршрут выбран таким исходя из того, что мы уже видели, и того, что нам еще хотелось посмотреть в первую очередь. Правильнее было бы смотреть этот район тематически - отдельно форты, отдельно КаУР, отдельно советскую фортификацию 1941-го года, отдельно - германскую, отдельно финские укрепрайоны, причем не смешивая Карельский Вал и Линию Маннергейма. Но у нас для такого исторически правильного осмотра нет времени.
1
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 1460
спасибо автору, что то видел по телевизору, а тут прочитал фото посмотрел, приятно.
замер толщины ЛКП 8-952-9IO-ЗI-ЗI
 
 
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 1739
toptishka:
Это городской автомобиль, отлично подходящий для таких путешествий.
Вы сами себе противоречите) Городской автомобиль не подходит для путешествий.
 
6
Ответить
 
Новокузнецк
Сообщений: 138
Subarict:
Молодцы! Наглядно показали как много у нас в стране исторических памятников и как к ним относятся. Из того, что Вы проехали и показали, только процентов 10 находится в хорошем состоянии - все остальное, смотрите фото. Наглядное подтверждение эффективности работы российской власти всех ступеней по сохраннию Памятников военного наследия. Эх, этот Отчет стоило бы опубликовать не только на Дроме, но и вручить всем депутатам этих областей и районов. Не уверен, что им станет стыдно, но мечтать, как говорится, не вредно.
Одно небольшое, но важное дополнение к Отчету. Усадьбу Чернышевых в Яропольце разрушили фашисты в 1941 году. Сделали это осознано и по приказу сверху. Дело в том, что эта усадьба того самого Чернышева, какой был комендантов взятого российскими войсками Берлина во времена императрицы Елизаветы во время войны России и Пруссии. Немцы все запомнили и в 1941 году отомстили тому, кто взял Берлин. Время уже прошло сколько, у нас власти и режимы меняются, а усадьба Первого покорителя Берлина все стоит и разрушается. Грустно, но факт.
А рядом стоящая усадьба Гончаровых - именно сюда приезжал А.С. Пушкин свататься и просить у родителей невесты руки их дочери. Там остался зал, где ударили по рукам и дубовые двери, какие видели самого Пушкина. Более ничего. А ведь когда-то Ярополец называли русским Версалем.
на фото не видно что она "разрушена". в моем городе много жилых домов в таком состоянии. откуда "дровишки"?
много чего было за долгую жизнь.
сейчас УАЗ 31514 и кое-что буржуйское)
 
 
Ответить
 
Новокузнецк
Сообщений: 138
uf102:
СПАСИБО ! очень понравился Ваш рассказ, да много конечно забытых героев в НАШЕЙ истории, но очень завидую(по доброму) людям, вот - так взяли проехали - рассказали интересно, ведь это наши русские люди гибли там.... помнить нам об этом нужно.
это потому что слишком много липовых "героев", слепленных большевистской пропагандой, навроде тех 28 панфиловцев.
много чего было за долгую жизнь.
сейчас УАЗ 31514 и кое-что буржуйское)
1
1
Ответить
 
вОРОНЕЖ
Сообщений: 6525
Пока я на Дроме флудерастией занимаюсь,мои земляки посещают интереснейшие места и занимательно проводят время,респект и уважуха...

зы. Действительно интересно и познавательно,плюсом замечательные фото...
Ауди ,БМВ Х5, Нексия,Форд Фокус,Хонда CRV ,Фольксваген Тигуан, Тойота Ленд Крузер...
3
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 14763
на весну наметили и на осень поездки в карелию ....
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.
 
 
Ответить
Евгений
Новосибирск
Очень интереный рассказ, спасибо))
 
 
Ответить
    
Сообщений: 39
Отличный отчет! Пропуск-то в Ивангород пригодился? Проверяют на въезде?
 
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Fircone:
...Пропуск-то в Ивангород пригодился? Проверяют на въезде?
Пропуск смотрели, но не особо вчитываясь. Без него, наверное, не проехали бы.
Там получается так. что въездная трасса - одна (по крайней мере так думает навигатор и атлас), пост пограничников, частично перекрывая трассу, бегло проверяет документы у пассажиров каждой въезжающей машины. Мы показали пропуск, кто-то - загранпаспорта с шенгенами. Поскольку на каждую машину погранцы тратят только несколько секунд, можно пробовать показывать загранпаспорта с любыми отметками, вряд ли погранцы успеют разобраться, какая виза стоит и действует ли она сейчас. Наверняка есть и объездные дороги. Но мы хотели гарантированного результата, поэтому оформили пропуск (шенгенов у нас сейчас нет), тем более что это бесплатно и просто.
 
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 4062
Всегда с большим интересом читаю Ваши отчёты. Спасибо. Молодцы!
2
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
Еще раз всем спасибо за добрые слова! На всякий случай - ссылка на сайт, которым воспользовался для получения пропуска в погранзону: http://pogranpropusk.org/pass.html
1
 
Ответить
 
Новосибирск
Сообщений: 202
Автору только отлично!
Интересно и познавательно, многого не знал, хочется посетить эти места.
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/
 
 
Ответить
    
Краснодар
Сообщений: 63
Очень интересный рассказ и поездка!!!
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28102
Хороший отчет. Жена разделяет увлечение мужа? Не каждая захочет лазить по сырым подвалам. Моя в 5-й форт под Брестом наотрез отказалась спускаться, только по казарме прошлась.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
   
автор
Воронеж
Сообщений: 882
agro*nom58:
Хороший отчет. Жена разделяет увлечение мужа? Не каждая захочет лазить по сырым подвалам. Моя в 5-й форт под Брестом наотрез отказалась спускаться, только по казарме прошлась.
Жене нравится :) В этой поездке у нас особых подземелий и не было, так, заглянули чуток. То ли дело в новогодних украинских прохватах - ДОТы-"мины" КиУРа вполне впечатлили даже меня :) В брестском форте 5 все очень цивилизованно и безопасно, очень интересное сооружение. А самое впечатляющего из осмотренного нами - двухэтажная подземная электроподстанция в Карельском Укрепрайоне, даже мне было очень неуютно...
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие