|
В Таллине я был 9 лет назад, тогда еще будучи гражданином Украины, делал эстонскую визу по приглашению. Теперь же все проще. На руках многократная шенгенская финская виза. Европа открыта. После поездки в Финляндию на майские решил опять всей семьей скататься на День независимости России (тоже 3 выходных) в гости к родственникам в Эстонию, заодно погулять по Таллину и Риге. Идея возвращаться в Питер через Ригу возникла еще и в связи со сложностями с пересечением эстонско-российской границы в Нарве-Ивангороде. Из России въезжаешь без проблем, но обратно из Эстонии очередь на 5-7 дней, нужно в местной компании «Транссервис» заказывать за неделю талончик на переход границы, раньше еще можно было за 300 крон пересекать границу быстрее, но тоже заказывать заранее, за 12 часов. Как говорится, вход — рубль, выход — 5 рублей. Поэтому многие возвращаются через Финляндию либо через Псков.
Накануне поездки купил первый свой навигатор Texet TN301, экстремально дешевый с закачанной программой CityGid, бумажную карту Прибалтики, забронировал в интернете на www.balthostel.lv двухместный номер в хостеле всего по 8 евро с человека прям в центре Риги, в 5 минутах ходьбы от Старого Города. Нашел также в интернете, где дешево и вкусно поесть в Риге, записал себе адрес ресторана Lido на улице Krasta, 76.
И вот настал долгожданный день отъезда, 12 июня. Выезжаем в 8 часов утра с пос. Мга (40 км от Санкт-Петербурга). Заправляем на ближайшей АЗС полный бак. По навигатору до первого финиша (родственники в эстонском городе Кохтла-Ярве) расстояние — 246 км. На улице погода явно не балует: дождь с ночи льет как из ведра. Рядом сидит жена. На заднем сидении дочь 6 лет и сын 4 года. Дорога на Гатчину отличается мерзкими местами, кое-где с рытвинами, опасными для жизни автомобиля, километров 10 приходится тащиться со скоростью 30 км/час. Ближе к Гатчине дорогу сделали хорошую. Ехать веселее, несмотря на сильный дождь. Выезжаем на Таллинское шоссе, состояние которого вполне приличное, за исключением участка объездной Кингиссепа. Возле Кингиссепа делаем первую остановку, покормить проголодавшихся детей. На въезде в Ивангород покупаем гринкарту на 2 недели за 1 420 рублей, доливаем дешевого российского бензина под завязку, и вперед — на границу. Перед шлагбаумом очередь из 35 машин, сначала становимся неправильно, водители показывают нам, где правильный хвост очереди. Встали в очередь в 11:15. Навигатор успешно вел нас до самого Ивангорода, но у границы потерял маршрут и больше не настраивал ни в Эстонии, ни в Латвии с Ригой. Всему виной, скорее всего, глючная карта Эстонии и Риги, при уменьшении масштаба на ней исчезали дороги. Пока обедали, удивлялись, что очередь не двигается совсем. Кто постоянно ездит, говорит, первый раз такое, обычно проезжаешь без очереди, а тут такое…
Даже на майские праздники свободно было. Как выяснилось, на мосту через р. Нарва ведется ремонт, и на пункт осмотра пускали по 6 машин. Таким образом, до шлагбаума мы продвигались целых 2 с половиной часа! На финской границе на это ушло бы минут 30. Как же медленно здесь работают! Погулял немного с детьми, пока не начался дождь. В очереди разговорился с жителем г. Нарва, водителем старенького Фольксвагена. Он часто ездит в Россию в командировку, рассказывал, как эстонцы зарабатывают на перевозе дешевого российского бензина, покупает старые пассаты с баком на 100 литров, чтобы побольше горючего вместить. Показал мне эстонский водила список штрафов у них. Самый дешевый — 600 крон (1 500 руб.) — за неправильную парковку; за превышение скорости на 20 км/час — 6 000 крон (14 000 руб). Уже когда стояли перед шлагбаумом, водитель рассказал, что с той стороны пускают без очереди с беременными женщинами и с ребенком до годика. Раньше я про это читал в интернете, но что-то вылетело из головы. Так бы можно было попробовать попроситься, жена ведь беременная на 5 месяце. Позже, уже на обратном пути из Риги, в пограничном пункте Шумилкино это помогло, но об этом позже.
Российскую таможню проходим без проблем, только на этот раз тщательно проверяют машину с фонариками. Въезжаем на мост, и подъезжаем к эстонскому пункту. Эстонцы работают еще больше не торопясь, запуская по 2 машины на просмотр. Пока ждал, разговаривал с мужиками, неожиданной птица села мне на плечо и тут же улетела.
Эстонцы производят не менее тщательный осмотр. Какой-то таможенник с внешностью трубочиста-лесника обшаривал сумку, нащупал там литровую водку и конфеты, 2 раза переспросил, сколько алкоголя перевозим. Получаем свои штампы в паспорта, открывается шлагбаум, и мы сразу оказываемся в центре Нарвы, на большой площади, где припарковываемся, чтобы перекусить и позвонить родным в Котла-Ярве. Вышло солнце. Границу мы, в итоге, пересекали 4 часа!
По Эстонии я ехал аккуратно, соблюдая, главное, скоростной режим. Проехали город-порт Силламяе, откуда, кстати, автовозы увозят новенькие иномарки с кораблей. Через 40 км въезжаем в Йидлу, не доезжая Кохтла-Ярве, останавливаемся пару раз спросить, как доехать до нужного адреса. А то был я в этих краях 9 лет назад и, соответственно, ничего не помню, хотя тогда путешествовал по Эстонии автостопом и пешком исходил весь Кохтла-Ярве. Наконец-то в 15:30 по местному мы прибыли к родственникам. Естественно, бурная радость, объятия, застолье, поход по гостям и все это в один вечер, т.к. на следующее утро уже планировался отъезд в Таллин. Вечером погуляли немного по микрорайону, сходили в местный гипермаркет.
На следующий день, 13 июня в 8:30, теплое расставание, и мы едем в Таллин. До столицы Эстонии остается около 150 км. На выезде из Кохтла-Ярве длинный участок ремонта дороги с ограничением 30 км/час. Начался довольно сильный дождь, который не переставал до самого Таллина. По пути встретили любопытный холм и ветряную электростанцию.
В Таллине спросили про выгодный паркинг, в итоге оставили машину на подземной парковке возле магазина Stoкmann, недалеко от центра. Рядом еще стоит торговый центр в виде тонущего «Титаника» — один из современных символов города:
Повезло еще, что дождь прекратился. Пошли гулять по Старому городу, там очень красиво и уютно. Зашли в магазин сувениров, продавщица начала рассказывать детям, что дому 600 лет и в нем, конечно, живут приведения.
В старом городе, на каждом шагу угощают миндалем, глазированным в цикории, предлагая купить пакетик за 20 крон:
А вот и эстонские девчонки в национальных одеждах:
Жена долго выбирала в магазинчиках сережки с янтарем, благо этого товара там завались. Нагулявшись по Старому Таллину, вернулись на парковку, оплатил в автомате 90 крон (200 рублей) время стоянки, поставил в навигаторе точку финиша на Таллинском зоопарке. Навигатор по-прежнему отказывался прокладывать маршрут, пришлось ехать в зоопарк чисто по принципу правильного направления. Немного поблуждав по улицам Таллина, наконец, приехали на парковку зоопарка, перекусили в машине и пошли смотреть зверей. Входной билет семейный оказался дешевле, чем на двоих взрослых, 175 крон. Зоопарк занимает огромную площадь, поэтому за 20 крон можно брать тележки и возить в них детей:
Таллинский зоопарк лично мне понравился больше всех зоопарков, ранее виденных мною. Это огромный парк с вольерами, приближенными к естественной среде обитания, с мостиками — обзорными площадками.
Больше всех понравились ленивые морские котики, один все время чесался и зевал, остальные спали:
А вот чем звери занимаются на глазах посетителей:
Время уже поджимало конкретно. К вечеру надо было успеть доехать до Риги, а это 300 км от Таллина. Зоопарк был настолько интересным, что выехали оттуда только в 16:30. Опять выставил несколько контрольных точек в навигаторе и выехали в направлении на Пярну. По пути заехали в Гипермаркет MAXIMA. На оставшиеся эстонские деньги купили несколько видов бальзама Vanna Tallinn, кое-каких продуктов.
Дальше — 5 с лишним часов спокойной дороги до Риги. В пути слушаем эстонское радио, стараемся ловить песни на эстонском языке. По Эстонии, до самого Пярну очень мало населенных пунктов. Реально малонаселенная страна. Действительно, всего в ней проживает миллион с небольшим, из них — половина в Таллине. Трафик на дороге также незначительный. На подъезде к Пярну указатель на RIIA уводить на объездную дорогу, снова ремонт везде и ограничение 30 км/час. На границе Эстонии с Латвией сохранились сооружения погранперехода, но на шоссе никто не останавливает, единая зона Шенгена все же. Резко чувствуется контраст с Эстонией. В Латвии появляется больше населенных пунктов, знаки как в России, названия населенных пунктов на белом фоне, что удивительно, неважные дороги и местные водилы гоняют как в России, особо не парятся, нарушают ПДД. Не доезжая 80 км до Риги, останавливаемся перекусить в красивом месте с лавками и столиком и с видом на Рижский залив. Море шумит неистово, настоящие песчаные барханы:
Двигаемся дальше. Местами навигатор просыпается и обнаруживает маршрут до самого Балтхостела в Риге, но на въезде в город снова теряет и приходится ориентироваться по карте. Подъезжаем к центру Риги по ул. Брибаса, сворачиваем сразу правильно и вот уже стоим на светофоре, ждем поворота налево, к парковке возле хостела, по ул. Мариеля, 1. Загорелся зеленый свет, но, как выяснилось позже, для движения прямо. Я же свернул и, как только припарковался, подъезжает микроавтобус с полицией. Мент проверил паспорт и права и говорит: «Вы немного нарушили, проехали на красный свет. Административный штраф от 40 до 100 лат (от 2 до 5 тыс. рублей). Пройдемте в микроавтобус». В полицейском микроавтобусе сидели двое полицейских. Наш диалог был примерно следующий:
— Откуда вы приехали?
— Из Санкт-Петербурга. Выпишите мне по возможности минимальный штраф, а то денег мало
— Мы можем не оформлять штраф
— А как тогда будем?
— Как у вас в Питере это делают…
— Ок, у меня есть 10 евро
— Не годится, давай 40
— Не, дам 20, каждому по 10 получится
— Давай, только осторожно, не свети, всего хорошего.
Вышел я из полицейской машине, очередной раз удивленный, что в Латвии так все по-русски, взял документы и пошел оформляться в хостел. Рядом стоял таксист, он меня окликнул, спросил, сколько взяли полицейские, говорит, это его знакомые и они берут за проезд на красный свет 20 лат (1000 рублей). Водила дал много полезных советов, рассказал, что часто бывает в Питере, у него там друг живет.
Ресепшен Балтхостела оказался на 5 этаже старого здания. На стойке работала милая девушка. Я сообщил, что забронировал номер на двоих, но с нами еще 2 маленьких детей. Поскольку у них было много пустых номеров, нам выделили 4-местный номер, детям бесплатно, дали белье на 4 кровати. Да еще девушка дала свой чайник до утра. Вот такой шоколадный хостел оказался! И все это за 16 евро (600 рублей). Короче, спустился я за женой и детьми, в номере поели, поскольку не было телевизора, включили DVD-плеер с мультиками. Время уже 23-30. Под предлогом поиска обменника я отправляюсь один гулять по ночной Риге. Напротив хостела работал круглосуточный обменник, но там нормальный курс выставляют в 8 утра. Ночью же грабительский тариф. Через 5 минут я окунулся в атмосферу ночной Риги. Поразило обилие алкашей и наркоманов, мусор на улицах. Реально, Рига, да и Латвия вообще — «Совдеп», не сильно отличается от России. Какие-то пьяные испанцы разговаривали на мосту, на одной из площадей немцы смотрели матч ЧМ по футболу, народ тусовался, несмотря на поздний час. Я пробежался по Старому городу, пофотографировал.
Вышел к набережной Даугавы. Встретил там лимузин и свадьбу на катере.
В хостел вернулся уже за полночь, насладившись видами ночной Риги. Жена с детьми еще не спали, несмотря на усталость и море впечатлений.
Утром в 8 часов я сбегал в обменник напротив, разменял деньги по нормальному курсу, оплатил хостел (заодно угостил девушку эстонской шоколадкой за хороший прием). Спустили вещи в машину, оплатили парковку до 10-45 в парковочном автомате, т.к. начиная с 8 часов парковка платная, 1 лат за полчаса.
Отправились всей семьей гулять по старому городу.
Долго искали знаменитого железного кота, дочка первая нашла:
Под конец нашей прогулки по Старому городу зашли в фирменный магазин знаменитых духов Dzintars. Жена купила аж 5 флаконов на заказ и на подарок. Надо заметить, духи реально дешевые, по 2 с лишним лата (100-150 рублей) за 50 мл.
Вернулись в машину в двенадцатом часу. Я спросил у таксиста, как доехать до ресторана ЛидО, выставил контрольные точки в навигаторе и поехал, скоро по сложной развязке свернул правильно на набережную Даугавы, она же ул. Краста. Ресторан Лидо, по ул. Краста, 76, легко найти по деревянному зданию в виде мельницы. Рядом была АЗС, залили 95-го бензина 15 литров по цене 0,78 лат (40 рублей за литр), система оплаты — после того как залил. Оставили машину на большой парковке ресторана.
Внутри этого здания с мельницей оказалось очень интересно, все в дереве, упор на национальные латышские мотивы, латышская музыка, девушки — официантки в национальной одежде.
ЛидО оказался рестораном-столовой с большим разнообразием еды, которую повара прямо при тебе готовят за прилавками. Набираешь на поднос блюда и оплачиваешь все на кассе. Вся еда очень вкусная, какая-то необычная (укропный йогурт), цены как в обычной питерской столовой: суп 40 р, котлета, кура -60 руб, салат — на тарелку накладываешь сколько хочешь разного — 100 руб. Короче набрали еды на 10 лат (500 рублей) столько, что даже не смогли доесть. Десерт, кстати, оказался очень вкусным.
В плане посещений осталось последнее место — Рижский зоопарк. Выставляю в навигаторе контрольные точки маршрута и движемся обратной дорогой в сторону центра. По пути заезжаем в гипермаркет, закупить несколько бутылок Рижского бальзама и кое-какой еды. В центре не там сворачиваем, и приходится ехать совсем в другую сторону. Через мост переехали Даугаву и едем, пока не встретился разворот. Ничего страшного, зато побывали на другом берегу. Оттуда, кстати, открывается самый красивый вид на Старый город, но мы замечаем это поздно, не остановиться, чтобы сфотографировать. В центре много машин, пробок нет, но двигаться порой проблематично, т.к. узкие дороги, хорошо, у нас маленькая машина, для Риги то, что надо.
Наконец, к 2-м часам дня приезжаем в зоопарк. Странно, что у зоопарка отсутствует парковка. Приходится оставлять машину на ближайших улочках. Купили, как и в Таллине, семейный билет за 12 лат (600 рублей). Вместе с билетами нам еще дали схему зоопарка, так же там прописано, во сколько кормят разных зверей, очень удобно придумали.
В зоопарке погуляли, уже чувствовалась усталость от такого прибалтийского нонстопа, хотелось домой. Купили детям по леденцу, подготовились к переходу границы, попрятали на всякий случай лишние бутылки с бальзамами и поехали выбираться из города. До границы с Россией оставалось около 200 км. Выехали в 15-30 по местному на нужную улицу, но опять в противоположном направлении, в сторону Центра, пришлось тащиться в пробке километра 4, пока не появилась возможность развернуться. И вот мы наконец выехали из Риги и мчимся по указателю на Pleskava (Псков). Через 50 км проезжаем город Сегулда, где находится знаменитая аэродинамическая труба и spa-курорт. В Сегулде заправляем на оставшиеся латы бензина 3 литра на заправке Lukoil. Увидел подкачку колес, хотел проверить колеса, какой-то работник АЗС подошел, стал помогать, сказал, что плохо работает аппарат, вечно покупают китайскую х…
Едем дальше. Населенных пунктов по пути мало, навигатор начал просыпаться, показывать текущую скорость. Накатывает усталость, но я пока держусь. Жена предлагает поменяться, но я говорю, что не надо, до границы еще немного осталось. Пересекаем границу Латвии с Эстонией, там тоже сохранились сооружения погранперехода. Через 20 км упираемся в очередь машин на границе в Шумилкино. Выхожу из машины, меня сразу атакует предприимчивый мужик, говорит, 8 часов реально стоять, люди спальники раскладывают, ночевать собираются в очереди, предлагает за 2500 рублей купить очередь впереди. Я в удивлении, сколько читал про этот погранпереход, не писали, что здесь такие дикие очереди бывают. Спрашиваю у мужика: «Кто виноват?» А он: «Вы, россияне, виноваты, что вам завтра на работу. Вот и прете кто-откуда, из Эстонии и Латвии». Сразу в голову пришла идея, идти на границу проситься у эстонских пограничников пропустить нас без очереди, т.к. жена беременная и двое детей. Иду вдоль очереди километра 2 и считаю машины, более 100 штук насчитал. Еще какой-то мужик подошел, спросил, не буду ли я покупать очередь впереди. Я сказал, что иду проситься к пограничникам, т.к. жена беременная. Он аж засуетился, сказал, что конечно, надо быстрее идти проситься и даже подвез меня поближе на своем микроавтобусе.
А эстонские девушки реально медленно пропускают, тем же методом, что и на Нарвской границе, проверяя по 2 машины. Подхожу я к девушке пограничнику и у нас состоялся примерно следующий разговор:
— Стойте, куда идете?
— О, здравствуйте! Вы не подскажете, к кому обратиться с просьбой, чтоб нас пропустили без очереди, а то жена беременная на 6-м месяце и двое маленьких детей, а то будет катастрофа
— Не знаю. У всех сейчас катастрофа
— Но я слышал, что беременных и с маленькими детьми до года пропускают
— Вы что? Кто вам такое сказал? Нет закона, что беременных пропускают
— Я понимаю, но помогите, пожалуйста, большой срок уже у жены
— Ладно, подъезжайте вон к тому шлагбауму, в самый перед не пустим, но на площадку заезжайте.
— О, спасибо большое за помощь.
Прихожу обратно к машине, подъезжаем к шлагбауму, а там еще грузовик стоит. Мы сзади пристроились и вместе с ним заехали на площадку. Вскоре слева от нас встала машины с грудным ребенком. Тоже, видимо, попросились. Минут через 40 только заехали на досмотр. В этот раз сильно не проверяли. Прошли дальше русскую таможню. Наши женщины-пограничники после эстонских показались очень милыми и приветливыми. Несмотря на то, что пропустили без очереди, на переход границы ушло почти 2 часа. На ближайшей заправке, уже в десятом часу, сходили в туалет, поели. У машины крутилась голодная собака с выпирающими ребрами, мы ее немного подкормили.
Почти до самого Пскова летели 120 км/час по пустой, не очень хорошего качества, дороге. На заправке Лукойл залили полный бак. Во Псков въехали на фоне красивого заката. Переехали р. Великая рядом с Кремлем. Я вспомнил как гулял по этим местам больше 10 лет назад.
За Псковом полностью ожил навигатор и проложил маршрут до самого дома, во Мге. Незаметно стемнело. Жена временами засыпала и просыпалась. Дети давно уснули. В одном месте ремонтировали дорогу и минут 5 стояли, пропускали встречные машины. Лугу объезжали по новой хорошей дороге. Затем по навигатору свернули перед Гатчиной. Вскоре начался дождь. Как будто не уезжали…опять 10 км трясучки на скорости 30 км/час. К дому подъехали в 4-30 утра. В 6 уже вставать на работу. Ну мы и проспали час и я опоздал на работу, зато полный впечатлений и рассказов для коллег-друзей.
Итоги автопутешествия:
Июнь 2010