|
Это моё первое путешествие на автомобиле, а так же первый рассказ, не судите строго.
Изначально поездка в Прибалтику планировалась на поезде, но потом мы решили махнуть на двух автомобилях — Toyota Sienta 2004 г. и Chevrolet Spark 2005 г., тем более что ехать не так уж и далеко, а новогодние каникулы длинные.
Маршрут выбрали такой: Москва — Санкт-Петербург — Таллин — Рига — Москва.
Забронировали гостиницы в Таллине и Риге с помощью турагенства, они же сделали нам визы. По деньгам вышло 7 тыс. руб. с человека. А в Спб у нас достаточно хороших друзей, так что какие уж там гостиницы!
Из средств навигации: в нашей машине только атлас и бумажные карты — полученные в турагенстве и распечатанные из интернета, у «Спарка» навигатор.
Наша «Сиента» к поездке особо не готовилась, поменяли масло и проверили ходовую, это 1,5 тыс. руб. и страховка — грин-карт 1,6 тыс. руб. Кстати, грин-карт лучше делать самим, а не через агенство, как это сделали наши друзья, так как агенство накинуло 500 руб. за свои услуги. Конечно, и бронировать гостиницы, и получать визы дешевле самим, но в первом случае как-то боязно, а во втором не хочется стоять в очередях.
В путь мы отправились рано утром 31 декабря 2009 г. Ещё темно, снег большими хлопьями красиво блестит в свете фонарей, не свойственная городу тишина, плюс отличное настроение — всё это создавало ощущение, что сказка где-то совсем рядом!
Участок Москва — Санкт-Петербург был не очень, но трудным. Дорога была местами чищена, местами нет. Кажется, в Новгородской области проехали мимо трактора, отдыхающего на обочине, потом на дороге появился явно искусственный сугроб посреди дороги, как оказалось, один трактор отстал от другого, вернее, он вообще забил на чистку снега, судя по протяжённости сугроба. Самый плохой участок, как ни странно, в Ленинградской области, там колея то и дело пыталась скинуть нас в сугроб на обочину. Снег сопровождал нас в течение всего пути. Машин было немного. Сотрудников ГИБДД видели один раз, мирно спящих на обочине, что данной трассе, по-моему, не свойственно. Так же не свойственно отсутствие фур, то ли кризис, то ли Новый год.
Вспомнился анекдот:
— Как водители фур называют велосипедистов?
— Хрустики!
Средняя скорость 110 км/ч. До места назначения мы добрались к 16 часом. Машинка прошла 740 км.
Питер встретил нас внушительными сугробами, видимо, дворники уже провожали вовсю старый год =). При проезде во дворе было страшно остаться без обвесов, но всё обошлось, и мы оставили «Сеньку» отдыхать в сугробе.
Несколько питерских фото:
Итак, все в сборе. Часов восемь утра, 3 января 2010 г. В нашей машине четыре человека, двое из них водители; в «Спарке» три человека, водителей двое. Прокатившись по сонным улицам, мы попрощались с Санкт-Петербургом и отправились в Ивангород. Дорога такая же, как до Питера, по качеству и по загруженности. При средней скорости 90 км/ч («Спарку» быстрее тяжело) до границы мы добрались часам к 12. Конечно, заправились, перед тем как въехать в город.
Дорожные фото:
И тут мы встряли почти на восемь часов, по очереди мы были сто какими-то. Была возможность купить очередь, но мы так и не «сообразили на семерых». Гуляли по окрестностям, хотя там особо не разгуляешься! Узкая улочка, по бокам частные небольшие домики — и как там люди живут в этом постоянном смраде от машин?! Спали, смотрели кино и подъели почти все запасы, отобедать в столовой мы не решились.
Вот таким нас встретил Ивангород:
Наши таможенники были суровы, и всем своим видом показывали, как рады они нас видеть, и как они несчастны, и как не хочется им работать! Возможно поэтому, мы столько простояли. Осматривали машины мельком — под капотом, в багажнике и в салоне.
Эстонские работники таможни работали быстро, нас пропустили через грузовой терминал. Осмотр такой же, единственное отличие — тётенька сверила номер кузова. Вернее, пыталась это сделать. Она смотрела на документы, на машину, на документы. И через некоторое время, недовольно заявила, что в свидетельстве такого номера не видит. Я ткнула пальцем и проблема разрешилась. Также, в целом, они были приветливее, даже проявляли беспокойство, как бы мы не заблудились.
Часов в 9 вечера мы выехали из Нарвы, так и не найдя, где можно поменять деньги. Зря мы не сделали этого заранее! Поехали дальше голодными. Дорогу на Таллинн нашли без труда по указателям, и с той же скоростью 90 км/ч двинули дальше. Машин было немного, в основном, нас обгоняли уставшие стоять на границе соотечественники. Пару раз встретили местную полицию, останавливали они только местных. Ехали большую часть в темноте, было ощущение, что в Эстонии никто не живёт.
Крепость на берегу Нарвы.
В Таллин мы приехали около 23 часов, покружили по городу в поисках подземной парковки, нашли в 15 минутах ходьбы от нашей гостиницы. Стоимость 150 крон в сутки. В этот день машинки прошли 380 км.
На подземной автостоянке.
Наша гостиница «Olevi Residents» располагалась в Старом городе, на одноименной улице Олеви. Гостиница небольшая, на ресепшн нас встретила русскоговорящая девушка, взяли ключи и пошли спать. Видимо, гостиница состоит из двух (а может и больше) домов, соединённых переходами. Много винтовых лестниц и узких переходов. Номер простой: две кровати, телефон, телевизор, душ, туалет, письменный стол, вешалка вместо шкафа. Оформление нам понравилось, комната разделена как бы на две зоны неровным потолком — над «прихожей» низкий, над «спальней» высокий с декоративным окном. В гостинице были предоплачены только завтраки, но при ней есть ресторан в охотничьем стиле, где было немало посетителей.
«Olevi Resident» — изнутри.
Наш номер.
Все три дня мы гуляли по городу, обошли все основные достопримечательности: Толстую Маргариту, Ратушную площадь, дома ремесленников, Кик-ин-де-кёк, башню для непокорных девиц, смотровые площадки и улицы Длинная и Короткая нога. Надо сказать, что над ним необычайно красивое и непостоянное небо, видимо, Финский залив устанавливает свои правила. А вечерний Таллинн в мягком освещении жёлтых фонарей просто неотразим, по нему хочется гулять до рассвета!
Таллинн:
Вечерний Таллинн:
Из экскурсий брали обзорную по городу и по тоннелям под городом, обе по 50 крон. Обзорную заказали в турбюро, тётенька самоотверженно водила нас часа три по улицам и без умолку говорила, говорила. Вторая тоже интересная, но не такая зрелищная. Остались нары со времен войны, туалеты и вентиляционные и отопительные установки. Из подземелья выгнали бомжей, которые жили там порядка 15 лет, почистили и теперь водят туристов. Скоро там будет экспозиция музея. А! Ещё в этих тоннелях, которые не до конца ещё исследованы, живут какие-то супер редкие пауки, которых охраняет «Гринпис», но мы их не встречали =). В Музей судоходства и на Ратушу не попали, так как всё было закрыто на ремонт. В Домском соборе послушали орган, впечатляюще. Недалеко от ратушной площади старейшая в городе аптека, разделенная на два зала, музейный и рабочий.
Теперь немного о кухне. Если будете проходить мимо ресторанчика с эмблемой яичницы на сковороде, то заходите без сомнений. Небольшой ресторанчик, кормят вкусно, большие порции и относительно недорогие цены. Ещё зайдите в «Oldе Hansa» (про него пишут во многих рекламных проспектах), попробуйте средневековой кухни. Особенность: перловка, мясо или дичь и сладкий соус. Ещё понравился десерт из лепестков роз, что-то среднее между заварным кремом и йогуртом, как будто сдобренный парой капель одеколона, это из-за розового масла, вкус странный, но пошёл хорошо. Домашнее яблочное вино похоже на яблочный уксус, пить невозможно. Освещение там только при помощи свечей, народу много, поэтому душно, хочется скорее на улицу на воздух. Хорошего местного пива не нашли. На центральных улицах лучше не есть, дороже и не так душевно.
«Oldе Hansa»:
Единственный минус нам, как «жителям» старого города, магазины далеко.
Как бы ни понравился нам Таллинн и как бы ни не хотелось расставаться, но время прошло и впереди нас ждала Рига. Прогулялись на прощание по городу, докупили недостающие сувениры, купили продуктов в дорогу, собрались и в часов 12 отправились в путь. Предварительно узнали на ресепшн, как быстрее и удобнее выехать за город, так как навигатор ориентировался в Таллинне не очень хорошо.
На этот раз мы ехали по светлому. Дороги не чищены, много машин в сугробах на обочинах. Один раз остановились помочь, так как с собой была лопата, но местный житель (уж не знаю эстонец или латвиец) сказал, что, типа, ерунда, видимо, не первый раз. На закате сделали небольшую остановку на берегу Рижского залива. Бурлящее ледяное Балтийское море и красный закат, завораживающее зрелище!
По дороге заправились, оказалось, что 92 бензина, который ест наша «Сеня», там нет. Ну что ж хорошему коню не жалко =).
Границы, как таковой, мы не заметили. Всюду установлены плакаты Евросоюза.
На подъезде к Риге стало страшновато, потому что ни навигатор, ни мы на картах, не могли найти улицу, на которой располагалась наша гостиница — «Dodo» на улице Jersikas. Обычный современный отель соответствующий 3-4 звёздам, номер по обстановке такой же, как в Таллине. Уже было решено спросить у первого попавшегося таксиста, но тут улица сдалась и мы её нашли). На сей раз это был не самый благоприятный район города. Заброшенные магазины, разбитые окна, неработающий завод, много алкоголиков на улицах и двухэтажные бараки через дорогу. Всё это повлияло на восприятие города в целом. В этот день средняя скорость была такая же, машинки прошли 370 км. Машинки оставили прям на улице, так как во-первых там уже стояло много русских машин, а во-вторых, нас заверили на ресепшн, что возле отеля безопаснее, чем на открытой стоянке, в полукилометре от него.
«Dodo hotel»:
Гуляли по городу самостоятельно, осмотрели много достопримечательностей: Три брата, Дом кошек, церкви и соборы, замки. Что поразило, вход в соборы платный — 2 лата. Хотели попасть в военный музей, но там случилось какое-то ЧП и его закрыли.
Кухня такая же, но подороже и порции меньше. Рядом с военным музеем есть неплохой ресторанчик, в названии что-то созвучное слову «сестра», там кормят деревенской латвийской едой: горох, кровяная колбаса, мясо. Кстати, пиво там очень даже ничего.
Рига:
Вот уже из Риги мы уезжали с радостью (настолько она не понравилась), ну говорю, конечно, за себя, нас же семеро было. После обеда 9 января мы отправились домой. На границу приехали где-то в 17 часов. На этот раз мы были в сотне. Причём очередь на границу началась совершенно неожиданно, ехали-ехали, смотрим — впереди фура на аварийках, хотели объехать, ан нет! стоять... в очередь…
У латвийских таможенников были проблемы с компами, они там что-то восстанавливали, перезагружали. Так же они никак не могли между собой разобраться — кто же должен сидеть в тёплом помещении, а кому проверять машины. Нам не повезло, на нас комп завис в очередной раз, минут десять наблюдали за разборками таможенников между собой. Наконец, когда всё у них заработало, тётка начала придираться почему нет VIN у машины, когда до неё дошло, что у праворуких японок он отсутствует, она отстала. Машину смотрели так же поверхностно.
Наши таможенники были пошустрее, но у них нет никакой договорённости между постами. Заполнили их бумажки, ждали, когда закончится их совет по поводу, как правильно писать, поставили штампы, сказали отдать эту бумажку там, а эту показать во-о-н там. Ага! На следующих постах они вообще не потребовались! Машину осматривали так же.
Наши визы заканчивались 9 января, боялись, не успеем пройти, но за 20 минут до двенадцати часов мы были на территории России. По заснеженной дороге помчались по домам.
Дома были в семь утра. В этот день машинка прошла 970 км.
Вместо заключения.
Если Таллин ухожен, чист и приятен, то Рига полная противоположность. Возможно, я сгущаю краски, но это мои ощущения. Кстати, говорят, что Таллинн мужчина, а Рига женщина. Так вот первый статный такой весь из себя франт, а вторая какая-то замухрышка.
Проблем с языком нигде не было, на русском говорят все, ну, может быть, молодое поколение с трудом, но купить что-то или сделать заказ в ресторане сделать можно.
Денег на всё потратили не больше 500 евро на двоих.
Машинка вела себя достойно, никаких причин для волнений не было, ну я в ней и не сомневалась.
Теперь нацелены на Европу, будем осваивать по одной стране, но уже на арендованных авто, так как Белоруссию и Польшу, к сожалению, не перепрыгнешь, а они большие и с нашей точки зрения неинтересные. Да и не такой уж длинный отпуск, чтобы тратить столько времени в дороге.