|
Часть 1
1. Заказ, покупка и приобретение билетов
Идея поездки в Сочи на этап Формулы-1 Гран-При России возникла сразу же после того, как стало известно о проведении этапа в Сочи. Естественно, сразу же стал искать способ, как приобрести билет. Послал заявку на сайт промоутера о желании приобрести билеты еще, кажется, в марте. Естественно, ответили, что заявка принята, о дате начала продаж сообщат дополнительно по электронной почте… Потом еще пару раз отвечал на вопросы разных анкет по теме «Как нам сделать/провести этап Гран-При России лучше?».
И вот день официального начала продаж. Бонус для тех, кто подал заявку заранее, в виде возможности приобрести билеты на шесть часов раньше официального начала продаж пропустил — был на работе, не было времени залезть в личный мэйл. В 15:00 московского/22:00 местного сидел в сети с домашнего компьютера — ждал отмашки. Рядом стоял подключенный к 4G ноутбук, чтобы, если вдруг проводной интернет от Билайна сглючит, можно было оперативно воспользоваться резервным каналом связи.
Вопреки всем ожиданиям, доступ к продажам на официальном сайте Сочи Автодрома открылся не в 15:00 мск., а в 15:30. Выхожу на страничку продаж, просто офигеваю от цен (5 000 — доступ в зону свободного размещения, 13 000 — места на самой худшей трибуне), но все-таки решаюсь сыграть в эту игру. В первые часы добраться до конца продажной процедуры было просто нереально: выбираешь места и количество билетов — далее пауза, сайт просто виснет. Перезаходишь на сайт вновь — тех мест, которые были выбраны в предыдущей попытке уже нет. С резервной линии связи — все то же самое. Иногда удавалось проходить шаг ввода личных данных, но при переходе к шагу выбора способов оплаты — опять зависание. Проигрался до двух часов ночи и с большим сожалением, что все-таки не придется попасть на гонку, лег спать. Но в душе все равно осталась надежда, что проблема связана с большим количеством желающих приобрести заветные билеты в первый день, поэтому сайт зависал.
Предчувствие не обмануло. На следующий день утром по местному (европейская часть нашей необъятной страны уже умаялась и спала), спокойно выхожу на сайт, бронирую интересующие меня места, ввожу личные данные и дохожу до конца процедуры продажи. Правда, не оставили выбора в способе оплаты — только банковской картой через интернет. Пришлось «светить» на платеже кредитку, любезно предоставленную Сбербанком. Платеж через защищенный сервер, подтверждение о платеже на электронную почту, подтверждение об оплате заказа — туда-же, СМС-подтверждение о списании средств с карты, и все……. Билет вроде есть, но его как бы нет…
Доставку билета обещали организовать в сентябре. С мая по сентябрь томительное ожидание… В начале сентября, в тот момент, когда я лежал на пляже под Находкой и периодически заныривал в море, зазвонил сотовый с московским номером, и очаровательный девичий голос сообщил, что билеты будут доставлены с 12 по 25 сентября, попросил уточнить данные — куда и кому доставить, и предупредил, что для получения билетов необходим паспорт. В один из дней мотаюсь по городу по служебным делам — звонок на сотовый, звонит курьерская служба, рапортует о получении пакета на мое имя и просит по возможности приехать в офис для получения. Я как раз, совершенно случайно, находился практически в том же самом районе, подъехал по адресу, расписался в куче бланков и получил заветный конверт с двумя оплаченными билетами.
2. Гостиница
Гостиницу начал подыскивать где-то в июле. Знающие люди подсказали, что Сочи — большой город, вдоль побережья растянут километров на 70… Посмотрел по карте, где расположен Олимпийский парк и реально ткнув пальцем в карту, через один из сайтов бронирования забронировал стандартный номер в гостинице (или как тут у них называется — гостевой дом) «Илиада». Оказалось очень удачное в плане расположения место: 10 минут пешком до вокзала Адлера, 10 минут от аэропорта на такси, море рядом — вышел и падай в него. Пляж, вай-фай и завтрак прилагаются и включены в стоимость. По итогу оказалось, что пляж и завтрак — без проблем, а вот вай-фай — только в холле гостиницы на первом этаже… Или в кафе во время завтрака. Номер с трехместным размещением — 1950 руб. в сутки за номер, и это в «некуротный» сезон, когда температура воды в море падает аж до 22 градусов (аууу, воротилы бизнеса по летнему отдыху в южных районах Приморского края, привет вам с черноморского побережья). При обследовании номера выяснилась небольшая проблема с розетками — всего три розетки, из них одна имела довольно оригинальное расположение:
В еще одной через двойник был включен телевизор, а вот розетка для холодильника была обнаружена только после того, как холодильник был чуть отодвинут от стены.
Продуктовых магазинов в округе — всего два в радиусе 10 минут ходьбы от гостиницы. Да и магазином-то с моей точки зрения это назвать было трудно — так, помещения (10-15 кв. м) лицензированные под торговлю скудным ассортиментом продуктов питания. Правда, имелся в наличии еще и продуктовый рынок, но идти до него чуть дальше. Зато в округе было много кафешек.
3. Перелет.
Планировали лететь в Сочи через Москву. С билетами на самолет в общем-то больших проблем не оказалось, направление Хабаровск—Москва в это время уже не столь загружено, а вот Москва—Сочи — чуть потруднее, пришлось попотеть, чтоб найти приемлемый для меня вариант. В итоге пришлось улететь днем раньше, а прилететь обратно двумя днями позже, чем планировал. Да и направление Москва—Сочи—Москва в эти дни оказалось настолько популярным, что на «туда» нашлись места только на рейс, прибывающий в девять часов вечера, а на «обратно» — вылетающий в шесть часов утра. Эквивалентная стоимость составила: Хабаровск—Москва 17 495 руб., Москва—Сочи 11 245 руб., Сочи—Москва 11 245 руб., Москва—Хабаровск 19 245 руб. (взрослый и детский). Не правда ли, не совсем понятная ценовая политика, когда стоимость пролета до Сочи составляет 60 % стоимости пролета от Москвы до Хабаровска, в то время как расстояние от Москвы до Сочи — это всего лишь 30% расстояния от Москвы до Хабаровска.
Сам перелет «туда» в общем без особых хлопот — Аэрофлот, до Москвы аэробус А-330, персональная встроенная система развлечений, двухразовое питание. В Москве регистрация на следующий сегмент, ввиду малого времени — прогулка по Шереметьево от терминала Д до терминала F и обратно. До Сочи — борт А-321, уже без развлечений, легкий ужин в виде бутерброда с чаем, небольшое ожидание посадки в зоне ожидания «по техническим причинам аэропорта Сочи». Посадка. На нашем борту вроде никого из официалов (из ФИА, РАФ, аккредитованных журналистов) не было, но в зале прилета борт встречали волонтеры с табличками.
Такси (небызвестный Максим) заказали онлайн еще из Хабаровска, но за счет того, что получили багаж очень быстро, пришлось немного подождать. Не более 10 минут езды, 340 руб. — и мы у гостиницы. Прибыли. Кстати, когда возвращались и ехали в аэропорт обратно, тоже на такси, но администратор гостиницы заказывала его на какой-то другой фирме, то заплатили всего 222 руб.
4. 8 октября.
С утра поплюхались в море и потом решили поехать на автодром. До автодрома в принципе добраться не проблема — хоть из Сочи, хоть из Адлера ходит много общественного транспорта, в основном автобусы и маршрутки. Электрички — отдельная тема. В связи с проведением гонок, с 9 октября до 12 октября РЖД запустило убойное расписание, при котором поезда в Олимпийский парк приезжают практически каждый час, из Сочи, аэропорта, Красной Поляны. При этом еще и проезд в эти дни для всех был абсолютно бесплатным.
Кроме того, запустили еще специальные внемаршрутные автобусы по 5 или 6 линиям:
Но 8 октября проезд на электричке был платным и за бешеные деньги в 20 руб. на двоих (взрослый — 16 руб., детский — 4 руб.) мы доехали до станции Олимпийский парк.
Вокруг автодрома — куча стражей порядка... Таблички, указатели стоянок, информация — все есть... Гуляли в этот день только снаружи, внутрь автодрома еще никого не пускали.
Главный вход (он же был главный вход в Олимпийский парк на зимних играх):
Главный билетный центр автодрома:
Не видно, что наблюдается большой ажиотаж, но люди вокруг стоят… Не исключено, что барыжат билетами…
«Задняя» прямая трассы, два последних поворота и прямая «старт-финиш» (но с тыла) неплохо видны от платформы станции «Олимпийский парк». Так что при наличии оптики (бинокль) гонкой, наверное, можно было бы бесплатно насладиться и оттуда, особенно с учетом того, что за проезд на электричке в день гонки платить не надо (на проход на платформу стоят турникеты, наподобие тех, что в метро). Оттуда также виден и подиум (со всеми вытекающими из этого последствиями))).
Прогулялись вокруг, дошли до входа в Сочи парк и пошли обратно.
5. 9 октября. Открытие Сочи автодрома.
Прежде чем ехать на автодром (а он официально открывался в 14:00), с утра после завтрака поехали исполнять обязательный квест по городу Сочи под названием «Найди военную комендатуру города Сочи и поставь в отпускном билете отметку о пребывании». Пытались сделать это еще вчера, но приехав по адресу, указанному в интернетах (центр города, рядом с железнодорожным вокзалом), обнаружили объявление, что комендатура переехала на другой адрес. Чтоб не заплутать, проложили маршрут через дубль-ГИС. Дубль Гис выдал автобусное путешествие с одной пересадкой в центре. В центре, сориентировавшись на местности и выбрав правильное направление, сели на необходимую маршрутку и поехали… Куда-то вдоль реки, в горы, все выше и выше. Подъемы были настолько крутыми, что я удивлялся, как тут ездит транспорт. Путь к месту назначения лежал через кладбище. Доехали, отметились, поехали обратно. Пообедали в кафе при старом вокзале Адлера (вкусно и в принципе дешево — первое, второе, третье и компот на двоих — в пределах 650 руб.). Далее на электричку и на автодром.
Автодром открылся в 14:00.. Мы приехали к 14:50... Приехавших на автобусах было больше. Поток людей от железнодорожной станции и автобусов на проход на автодром был разделен барьером, потоки не смешивались.
Это — обладатели билетов, приехавшие электричкой. Где-то за ограждением видно море людей, приехавших автобусами:
Бесплатно раздавали «конвертики» для билетов, с указанием трибуны.
Сразу же нарисовалась огромная очередь из желающих попасть на пит лейн.. Посмотрел на нее, решил не стоять и пошли гулять вдоль трассы.
Организация питания посетителей автодрома в принципе неплохая — три своеобразных «ресторанных дворика» по всей территории:
Через ограждение можно при желании подкараулить и сфотографировать кого-либо из пилотов или персонала команд, совершающих пробежку или покатушки на велосипедах на трассе. Мне, например, посчастливилось запечатлеть Макса Чилтона:
Вход на трибуны был еще закрыт, ходили и осматривали трассу из-за ограждений и с пешеходных мостиков через трассу. Виды трассы — прямая перед вторым поворотом:
выход из второго поворота:
третий поворот и трибуна Даниила Квята:
шестой и седьмой повороты:
Маленькая имитация автодрома с радиоуправляемыми копиями гоночных машин. Погонять могли все желающие, но получалось не у всех.
Перевозка нежелающих ходить пешком от главного входа к трибунам организована на таких вот гольф-карах. Стоимость проезда — 150…200 руб. с человека в зависимости от расстояния.
Сцена для сопутствующих мероприятий, а на ней Виталик Петров в качестве ведущего и раздающего автографы:
Потом начались автограф-сессии пилотов команд — Макларен,
В кадр как-то все время попадал Магнуссен, Баттона постоянно закрывали желающие получить автограф. Но мне все-таки хотелось попасть на пит-лейн... Очередь желающих получить автограф была меньше, чем на пит-лейн, но и время автограф-сессий было меньше. Сами организаторы предупреждали, что не гарантируют получения автографов из-за большого количества желающих. Покрутившись на Площади награждения в Олимпийском парке, купив в магазине лицензионных фанатских товаров за 3 000 руб. бейсболку от Феррари с вышитым автографом Кими Райконнена (очень пригодилась, об этом — ниже), пошли обратно...
Очередь желающих попасть на пит-лейн увеличилась. Простояв минут 20 и поняв, что до официального окончания пропуска на пит-лейн мы не успеем (прошли метров 30 за 10 минут при длине очереди 500-700 м, а до официального закрытия оставалось часа полтора), пошли обратно на Площадь награждения. Попали на окончание автограф-сессии Ред Булла.
Опять в кадр удачно попадал только второй номер, а вот первого все время прикрывали чьи-то пятые точки, но потом:
Автографы закончились, пошли гулять дальше, обошли вокруг Большого ледового дворца, где зона свободного размещения, ребенок начал уставать, пошли обратно к выходу (уже был седьмой час вечера).
Подходя к первой трибуне, увидел, что люди на питлейне еще гуляют... Буквально пробежали главную трибуну, подошли к тому месту, откуда можно было попасть на питлейн и минут за пять до закрытия проскочили.
Полосы безопасности, раскрашенные в цвета национального флага:
прямая «старт-финиш»:
Вход на питлейн оказался еще открыт, заходим, боксы Ред Булла уже закрыты, подходим к Феррари, я ставлю ребенка перед боксом, хочу сфотографировать на фоне машины, но тут человек из технического персонала команды замечает у меня на голове бейсболку Феррари, мне делают величайшее одолжение — ребенка за руку заводят в бокс и делают удачные снимки:
В боксы Лотуса аккуратно завел ребенка сам, получилось тоже неплохо:
Бокс Жюля Бьянки был глух и темен:
Выезд с пит-лейн — узковатый, на мой взгляд:
Выйдя с питлейн, немного прошлись по первой прямой и потом пошли на электричку...
Вот с электричкой была небольшая неприятность — единственная за полчаса, и следующая была бы через час... Но нам повезло: смогли забежать в первых рядах и сесть. Вагон был набит битком. Кое-кто даже остался ждать следующего поезда.
В вагоне молодой человек в одеждах от Рэд Булла рассказывал, что тоже хотел попасть и сфотографироваться в боксах Феррари. На что ему показали на его «внешний вид» и сказали NO... Потом он снимает кепку и через некоторое время пробует «второй заход», но его личность запомнили и повторно отказали.))))
6. 10 октября. Свободные заезды
Проснулись, оделись, позавтракали и побежали на вокзал.
Народу с утра было гораздо меньше, чем вчера при открытии, с «автобусной» стороны вообще никого не было...
Приехали без десяти десять, пока прошли фэйсконтроль (достаточно строгий, в аэропорту так не проверяют — выложите все из карманов, даже паспорт, покажите и включите фотоаппарат и сотовый, а почему у вас секундная стрелка на часах CASIO не работает...), пока дошли до своей трибуны, уже и первая практика началась. До трибуны от входа, как я уже говорил, достаточно далековато — порядка 1 км.
Вид с трибуны со «своих» мест:
Выход из второго поворота.
Прямая перед поворотом.
Телемонитор прямо перед трибуной.
Картинка четкая, ясная, надписи и титры вполне читаются... гонку на автодроме комментируют два комментатора — на русском и английском, по очереди, примерно минуты по две каждый. На заездах Ф-1 слышно комментарии прекрасно, но вот Формула-2 и Формула-3 — там звуки двигателей глушат все, не слышно даже соседа. В Ф-1 звук двигателей настолько тих, что слышно как при входе в поворот слегка проскальзывают шины. Фото получаются вполне однообразные — машина с кормы, снимать сбоку мешает защитная сетка, снимать спереди — траектория проходит «под забором» и с трибуны машину с этого ракурса практически не видно. В общем, получается как-то так:
Российская действительность в виде контейнера с мусором (к воскресенью убрали):
Эвакуация болида Формулы-2, просто выкатился за пределы трассы во втором повороте в свободных заездах:
Работа маршалов:
Спецстоянка для ВИП-транспорта:
Небольшой перекусон между заездами (ценник не ахти).
7. 11 октября. Квалификация
Проснулись, встали... Из-за того, что квалификация Формулы-3 начиналась рано — в 09:30, а завтрак в гостинице подают только с 09:00, решили не спеша завтракать и ехать к началу третьей практики Ф-1 к 12:00
По вчерашнему дню решили питание организовать так — закупаемся в разумных пределах фаст-фудом в кафешках на вокзале (типа Крошка-картошка, Бургер-кинг и т.п.), в течение дня перекусываем, не сходя с трибун, а вечером полноценно с первым, вторым, третьим обедаем (ужинаем) в кафе при старом адлерском вокзале...
Закупились едой, убедились, что электричек в течение часа (с 10 до 11) в сторону Олимпийского парка не будет и пошли на автобус.. Автобусная экскурсия на маршрутном автобусе № 57 по Адлеру и Имеретинской низменности с заездом в район государственной границы России (с Абхазией, автомобильный пункт пропуска «Псоу») длилась больше часа.
Доехали, прошли фейсконтроль, слегка напряг вопрос о том, что в рюкзаке (еда из фаст-фуда) — подумалось, что может быть запрещено для того, чтоб брали на территории автодрома, а не везли свое. Но пропустили с пометкой «детское питание» (ага, гамбургер, фри, наггетсы, ролл — совсем детское). Побежали до трибуны.
Рядом с автодромом находится парк аттракционов Сочи-Парк.
Боксы «младших» Формул — кипит работа, готовятся к заездам.
Вид на боксы Формулы-1 доступен только зрителям Главной трибуны и, может быть, кое-что видно с трибуны Т1. На территории автодрома в одном из павильонов в качестве сопутствующего мероприятия проходит «Праздник молодого вина» — дегустация, концерты, выступления, короче — вакханалия в хорошем и первоначальном смысле этого слова.
Зашли внутрь павильона, народу тьма, грохот, музыка, где чего попробовать и купить не поняли, вышли наружу.
Волонтеры торгуют «официальной программой Гран-при» (на деле красочный буклет о пилотах, командах и прочем):
Солнышко на трибуне закрывала неведомая конструкция непонятного назначения.
Поэтому не пожалел, что одел курточку (в пятницу был в рубашке с короткими рукавами — подмерз, хоть и 21 градус, но ветерок ощутимый), а ребенка нарядил в жилетку.
Начались заезды. Борьба во втором повороте первого круга в первом заезде Формулы-3:
В гонке не обошлось без вылета и эвакуации:
Гонка получилась так себе, интрига была только на старте и на первых двух кругах, а дальше — практически без борьбы...
После любого заезда маршалы осматривают трассу:
если возникают какие-нибудь сомнения, приезжают пацаны поавторитетнее:
Главная «фишка» субботы — квалификация Ф-1:
Ошибка Боттаса в последнем повороте вызвала на трибуне вскрик разочарования (это не метафора, реально так и было). Бурными продолжительными аплодисментами приветствовали Квята и Боттаса.
В перерыве — стояние в очереди в туалет... Первый раз видел, чтоб очередь в мужской была раза в два длинее очереди в женский :). Это доказывает, что автогонки мужской вид спорта. Ну, если есть очередь, значит, нехватка «услуг» ощущается... В этом минус организаторам... Если бы пиво не продавали, тогда, может быть, было бы лучше... Вот почему-то Сочи объявили зоной, свободной от курения (в электричке так и объявляют: «Сочи — территория свободная от курения. Воздержитесь, пожалуйста...», правда, на английском... аналога на русском этой фразы нету), а от пива — нет... С пивом, значит, на трибуну можно, а с сигаретой — нельзя...
Далее — первый заезд в Формуле-2. Гораздо интереснее — больше борьбы:
Накал борьбы в Ф-2 доходил до непонятно откуда взявшихся обломков на трассе (без последствий):
Закончились гонки формульных болидов, начались гонки маршруток.))))
Это после закрытия трассы пустили по ней автобусы, чтоб собрать маршалов.
Концерт-вечеринка по окончании дня:
На сцене выступал какой-то ди-джей, а потом должен был петь Ленни Кравиц. Но мы не стали дожидаться, а чуть-чуть погуляли и направились к выходу.
Ребенку понравились Мерседесы, попросил еще раз сфотографировать его на фоне настоящих автомобилей :).
Потом — электричка, гостиница, душ, зубы чистить и спать...
Умаялись:
8. 12 октября. Гонка
Проснулись, позавтракали, побежали на вокзал, загрузились фаст-фудом, сели на электричку. Электричка подошла двухсоставная, спокойно прошли в хвост, сели...
Приехали на автодром, прошли фэйсконтроль, прогулялись до трибуны... уже не спеша, запас времени был большой...
Старт Формулы-3 и сразу завал в первом повороте:
Одну из машин буквально разорвало на части:
Пейс-кар, затем остановка гонки, эвакуация, зачистка трассы.
Повторный старт дали через 15 мин. Далее вроде все без эксцессов. Через 30 минут после финиша Формулы-3 старт Формулы-2. Старт прошел в штатном режиме, когда пелетон более-менее устаканился, выскочили с трибуны по малой нужде, дабы потом, когда начнется самое интересное, уже не отвлекаться на физиологические потребности. Синих кабинок добавили (организаторы, видимо, учли субботний опыт), очереди стали чуть меньше...
Тем временем на «нашем» повороте маршалы, в промежутках между проездом пелетона, показывали чудеса ловкости и быстроту реакции:
Не обошлось без аварий и пейс-кара:
Этот разворот случился прямо перед нашей трибуной, но маршалы машину успели запихать за ограждение трассы даже до того, как лидеры прошли 15-й поворот, поэтому обошлось без пейс-кара:
Младшие формулы «отстрелялись», в 13:30 начался парад пилотов Ф-1... На прямой старт-финиш всех посадили на трейлер, и он отправился по трассе... Зрители приветствовали пилотов, пилоты приветствовали зрителей:
По пути у пилотов брали интервью перед гонкой.
Сзади ехали и строго следили, чтоб никто из трейлера не потерялся :).
Потом (не сказать, чтоб сразу, минут через 20) началась «красочная» церемония открытия...
Сначала девчонки с «типа колесами» изображали нечто, похожее на гоночные болиды:
далее промаршировал ансамбль кубанских казаков и начал выплясывать:
потом на стартово-финишную прямую вынесли российский триколор:
..... и все..... и вся наземная часть «красочного шоу» — всего три номера... А вот пилотажники из группы «Русь» (на Як-130) порадовали:
Пронзенное сердце:
Вертикальное расхождение:
и так далее:
Пока в небе крутились фигуры высшего пилотажа, на земле танцевали казаки, техперсонал готовился к предстоящей гонке:
— укрепляли «лежачих полицейских» (их добавили после заездов в пятницу, когда выяснилось, что многие этот «излом» просто напросто срезают):
— рапортовали о готовности медики:
— судьи (маршалы):
— по трассе ездили фиговины непонятного назначения (если бы это была конькобежная трасса, тогда было бы понятно, для чего это):
Далее гимн, все встают, некоторые поют:
И красочная концовка:
Далее гонка, думаю, что про нее нет необходимости рассказывать — все всё прекрасно видели по ТВ... Кстати, на трибуне гонка проходит гораздо «быстрей» что ли... не так долго по временным ощущениям, нежели перед телевизором... Вживую смотреть тяжелее — мозг разрывается на две части: с одной стороны смотришь на то, что творится перед трибуной, и одновременно пытаешься «не упустить картинку» на мониторе. По итогу многие моменты «выпадают».
Предпоследний круг:
— Хэмильтон:
— Росберг:
— Боттас
— Алонсо:
Немного о тех, кто наблюдал за всем происходящим с трибун:
1. Кому что кино, что Формула-1 — все одно, и туда и туда — с поп-корном. Колоритная группа болельщиков с Армении. Появилась только на гонку Формулы-1. На все остальные заезды с пятницы до воскресенья эти места пустовали.
2. Очень многие надевают все, что есть и абы как: верх (головной убор) — один бренд, низ (футболка) — другой (Рено плюс Феррари к примеру), либо пара: она — от Макларена, он — от Феррари. Или, например, вот так:
или так:
3. Судя по флагам, люди приезжали из разных мест:
Даже встретили соседей по региону:
Детей тоже было много… Всех возрастов… Начиная от младенцев.
Красный цвет преобладает — Россия неосознанно болеет за Феррари?
Попадались и такие вот Феррари — я так и не понял, это подделка или действительно так и есть, что Феррари — и синего цвета?:
Гонки закончились, народ разъезжается... Возвращаясь обратно, обратил внимание, что на адлерском вокзале некоторые из болельщиков уже с чемоданами бежали на поезд. Нам же здесь гостить еще три дня, рано утром в четверг вылетаем на Москву.
Часть 2
9. 13 октября. Красная поляна и «восхождение» на пик Каменный Столб (2 509 м)
Еще с предыдущего вечера прикидывал, на что потратить оставшиеся до отъезда после гонок дни. Вариантов было много: Дендрарий, Красная Поляна, Сочи-парк аттракционов, парк Ривьера и дельфинарий, аква-парк в Адлере и т.д. В общем, много мест, которые стоит посмотреть и которые стоит посетить. Спрашиваю ребенка — отвечает: «Хочу в Красную Поляну». Ну, в Красную поляну, так в Красную Поляну. Прикинули по интернету расписание электричек (а после окончания Формулы оно стало обычным, не уплотненным, как в дни Гран-При), посмотрели, куда мы вообще едем (потому что, когда именовали станции этой ветки, их банально перепутали, то есть в поселке Красная Поляна находится железнодорожная станция Эсто-Садок, а станция Красная Поляна и все олимпийские объекты находятся дальше и, как ни странно, в поселке Эсто-Садок), позавтракали и выдвинулись в сторону вокзала.
Сели в электричку, поехали. Народа было много, свободных сидячих мест практически не было. В пути «официальные представители» комплекса Роза Хутор предлагали сходить на экскурсию по курорту с показом всех олимпийских объектов и подъемом на самую высокую точку — Роза пик, 2331 м. Раздали рекламные буклеты. Но мы решили действовать самостоятельно, тем более, что по буклету более менее можно было сориентироваться, куда идти, чтобы в конце концов попасть на подъемник.
Доехали и пошли:
Подошли к подъемнику «Олимпия», купили билет по программе «Путь к вершинам» (взрослый — 950 руб., детский 650 руб., включает один трехэтапный — на трех линиях, подъем до Розы пик), сели в кабинку и помчались наверх. Виды по пути открывались просто фантастические.
Это опоры соседнего подъемника, на вершины по другую сторону долины.
Все выше и выше и выше…….
И вот наконец вершина. На себе ощутил легкие симптомы «горняшки» — слегка начала болеть голова, дыхание участилось. Мы отправились в путь по хребту… В сторону пика под названием Каменный столб. Вроде до него, на первый взгляд, казалось не так далеко, да и указатель маршрутов гласил, что до него 3 с лишним километра, два с половиной часа прогулки туда и обратно:
И мы пошли… По пути открывались шикарнейшие виды:
Ребенок интересовался особенностями местной геологии.
Всегда интересовало, почему на снимках гор, особенно на высотных, получается такое «особенное» небо, как бы горизонтальное, нависающее… А оказывается такой эффект дают горы, нависающие над тобой, когда их снимаешь снизу вверх:
Идем дальше:
Спустились, поднялись, завернули за «угол» и вот, наконец, впереди обозначилась конечная цель маршрута, на нее вел достаточно крутой подъем по дороге. Фотография не показывает всей крутизны подъема. Если приглядеться, то можно увидеть два оранжевых объекта — это экскаваторы «окультуривают» склон:
Потихоньку поползли вверх.
Предыдущая точка съемки находится где-то далеко внизу по дороге, ниже белого объекта (это емкости для хранения дизельного топлива для экскаваторов):
Путь подъема:
Второй экскаватор. Крутизна подъема настолько высокая, что непонятно, как сюда закатился (заехал, затолкали — нужное выбрать и вставить) экскаватор.
Здесь дорога кончается, дальше к вершине ведет тропа.
Осторожно пройдя по ней, оказываемся почти на вершине. Ребенок покорил свою первую высоту:
Далее вдвоем было идти страшновато. Усадив ребенка на камень и наказав никуда не двигаться, полез дальше сам. И вот наконец вершина:
Виды открылись потрясающие, это вид на хребет:
Вид с вершины:
Вот такую высоту показал GPS Test
Вниз с вершины вел такой обрыв, что и заглянуть было страшно:
Весь путь подъема от верхней станции канатной дороги до вершины. Сама станция видна вдалеке, на утесе.
Отдохнули, начали спуск вниз. На вершине в теневых местах лежит снег. Температура воздуха была +9 градусов, но светило солнышко и было комфортно..
Склон, похожий на лицо человека:
Виды на спуске. Четко видна граница между лесной и альпийской степной зоной.
Далеко внизу Роза плато — там расположена высокогорная олимпийская деревня (1100 м).
Спустились обратно. Вот как выглядит сам пик Каменный столб от верхней станции канатки. Если приглядеться, то можно увидеть и дорогу, по которой шли и экскаваторы:
Поехали вниз.
Внизу в городке:
Дошли до вокзала — тоже неблизкий путь, порядка километра, чуть подождали, сели в электричку и поехали. Подходя к гостинице, видели вылет самолета Президента:
Закат над Черным морем.
Почти ничем не отличается от заката над Охотским:
10. 14 октября. Парк развлечений Сочи-Парк.
Утром встали, позавтракали, и пошли купаться на море. Ребенок был вдохновлен созданием архитектурных объектов из песка и камней:
Позавтракали и поехали развлекаться в Сочи-парк. После ажиотажа четверга-воскресенья, вход на автодром выглядел пустынным:
До входа в парк прошли через пустующую территорию автодрома. Обслуживающий персонал занимался разборкой временных палаток. Заплатили за вход 1000 руб. — взрослый билет, 750 руб. — детский (включает не только проход на территорию, но и посещение всех аттракционов неограниченное число раз — до одури, пока не надоест), в дни гонок цена была выше: 1350 руб. — взрослый и 950 руб. — детский.
Головокружительные аттракционы, на которые мы не попали, в связи с ограничением по возрасту
На территории было два аттракциона типа «сумашедшие американские горки» и один — типа «поднимись в кресле на высоту 100 м, а потом падай вместе с креслом обратно».
На этот аттракцион не попал я, в связи с ограничением по весу:
Образцы садово-парковой «зеленой» скульптуры:
Неведомые звери…Мне показалось, что это — три медведя, ребенок сказал, что это — три поросенка:
Качели — карусели:
Детский городок «джунгли»:
Зачетная вещь, на такой попрыгал сам (да и многие взрослые прыгали с удовольствием), типа кроватей из панцирных сеток из далекого детства, только резиновая:
Площадка для творчества, в качестве строительного материала — разной формы «кубики» из материала, напоминающего плотный поролон:
Творчество одного из пап, под названием «Фонтан».
Водная зона у пруда: здесь каналы с запрудами и водопропускными устройствами.
Чтобы все это заработало, нужно накачать самому воды, колонкой или импровизированным винтовым насосом:
Импровизированная паромная переправа (на заднем плане видна вторая «американская горка»):
Примитивная, но действующая модель экскаватора:
У Лукоморья:
Лабиринт из кустарника, внутри лабиринта спрятаны сказочные герои:
Примитивные солнечные часы. Видно, что поясное время на широте Москвы и Сочи идет впереди истинного, солнечного.
Накатавшись вдоволь, пошли обратно, на станцию. По пути попался музей спортивных и ретро-автомобилей, решили посетить его:
Ягуар:
Ламборджини Диабло:
Представители Феррари:
Старая добрая американская классика с непомерным расходом топлива:
Ягуар — герой баталий Формулы-1
Де Лориан — герой трилогии «Назад в будущее»
Эти два красавца — судя по всему, герои фильма «Форсаж-2»
Все машины живые, рабочие, и, как видно из снимков, официально зарегистрированы для передвижения по дорогам Российской Федерации.
11. 15 октября. Парк «Ривьера» и сочинский дельфинарий.
Утром стандартная процедура — подъем, завтрак, потом купание на море… Ехать уже никуда не хотелось, поэтому ребенка особо не торопил. Накупались, набарахтались, наигрались в песке… Погода начала портиться, ребенок вспомнил про дельфинарий. Вокзал, электричка, Сочи.. На автобусе проехали от вокзала две остановки и по указателям пошли к парку «Ривьера»..
Дошли до дельфинария, купили билеты (700 руб.). До сеанса оставался час, решили немного прогуляться по парку. Зашли в находящийся по соседству океанариум:
Не особо впечатлило… Цена посещения — 450, плюс 50 руб. за возможность фотографировать, но без вспышки. Детальный осмотр занял минут 15. Вокруг большого внутреннего бассейна и с акулами, муренами, прочим мелким кормом для акул, гротами, скалами расположен с десяток аквариумов поменьше. Посмотрели, вышли, пошли гулять по парку дальше. По пути попался вот такой вот кинотеатр:
Больше ничем парк не впечатлил. Все построено для извлечения денег из карманов отдыхающих — ценники на услуги, развлечения просто нереальные.. Простой пример: стоит машина, реальная Порше 356. Фото рядом с машиной — 200 руб. (не В машине, не профессиональное фото, а фото на ВАШ фотоаппарат).
Подошло время сеанса, пошли в дельфинарий. На входе встречала огромная фигура предка человека:
При появлении зрителей дельфины сами, без команды стали прыгать:
интересоваться, кто и зачем пришел:
Представление началось с номера с морскими котиками:
В течение всего номера два дельфина откровенно попрошайничали:
Следующим номером выступал морской лев:
А потом началось непосредственно шоу с дельфинами:
Вышли после представления, получив огромное удовольствие. Перекусили в кафешке и отправились на вокзал, на электричку. На этом культурная программа в Сочи и его окрестностях была окончена.
12. 16 октября. Обратный перелет.
Проснулись в 03:30 утра, умылись, собрались, такси, аэропорт, регистрация, посадка, вылет по расписанию. Москва встретила прохладой и сыростью. После Сочи было непривычно видеть голые, без листвы, деревья.
До рейса на Хабаровск было почти 10 часов, поэтому решено было съездить в Москву и посетить планетарий. Аэроэкспресс с Шереметьево удивил ценами — 400 руб. взрослый билет (просто уже не помню, сколько было раньше, год назад, но показалось, что ценник вырос).
Добравшись до планетария, взяли билеты в Большой звездный зал на программу про телескопы. Она включала в себя обзор осеннего московского звездного неба и сам фильм, проецирующийся на купольный экран планетария. Из-за раннего подъема, удобного кресла, убаюкивающего голоса диктора и сумрака, ребенок элементарно уснул. Честно говоря, под конец фильма я тоже начал задремывать. После окончания сеанса, кое-как разбудил ребенка. Он был очень огорчен, что уснул, и спрашивал, когда мы в следующий раз посмотрим этот фильм. Пришлось пообещать.
После сеанса в Большом звездном зале, пошли в интерактивный музей Лунариум. Главная идея интерактивного музея — не монолог экскурсовода и пассивный осмотр экспозиции, а вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами. Все экспонаты работающие — жми на кнопки, дергай за рычаги, крути ручки, экспериментируй, трогай руками, смотри за результатами воздействий, делай выводы… Правда, за два года экспозиции, экспонаты уже поиздержались и некоторые уже и работают не так, как было задумано.
Некоторые снимки (сделаны год или два назад, летом).
Действующий телескоп:
Генератор облаков:
Железные опилки в жидкости, нужно управлять при помощи магнитов:
Вращающийся диск с шарами разного веса:
После планетария перекусили в брендовом ресторане «Елки-Палки». Метро, аэроэкспресс, аэропорт, посадка в самолет. Ночной перелет и утром мы в Хабаровске.
Поедем ли еще на следущий год - ДА, КОНЕЧНО!!!!
Всем спасибо, кто прочитал.