|
Сочи — Ейск — Воронеж — Рязань — Тверь — СПб
Boris-Kozyrev
В первой части рассказа о летнем путешествии нашей большой семьи 2018 года (https://travel.drom.ru/72858/) речь шла о том, как мы из Питера доехали до Ейска, посмотрев по дороге немало интересных мест. Ну и, собственно, о пляжном отдыхе вокруг этого города, которым моя жена Аня с малышкой Зоей наслаждались целых 8 дней. Но для меня и трёх старших детей столько времени греть пузо — немыслимо. Надо было что-то срочно придумать.
Не усидев на мелководье Азовского моря, группа самых отпетых путешественников нашей семьи, в итоге, решила продлить маршрут до Сочи, в гости к нашим друзьям. Планировалось за один день доехать до «Сочей», пару дней провести там и вернуться в Ейск за нашими барышнями. В итоге всё получилось не совсем так, что и не удивительно, при нашей склонности залезать непонятно куда при первой возможности... Но всё же вылазка к Чёрному морю удалась. А по дороге назад в Питер мы снова кое-что сумели посмотреть. О чём и постараемся вам рассказать.
ДЕНЬ 10 (Пн 20.08.2018): Ейск — Горячий Ключ — Туапсе — Сочи
В 10:30 наш дружный квартет покинул Ейск. Еще полчаса, и мы поворачиваем на Краснодар. Одна станица сменяет другую, таблички, вроде «Атаманская», радуют глаз, посёлок Образцовый — центр Образцового сельского поселения — вызывает живой интерес и жажду перенять опыт, а некоторые названия населенных пунктов ставят в тупик и заставляют задуматься об исправности нашего навигатора:
Из станицы Ленинградская, где живут ленинградские казаки, мы выехали около 12:00. Минут через 15 выскакиваем на неизбежную М4. Стоимость газа доходит до рекордных 28,90 руб. за литр. Выезжаем на объездную Краснодара, а вскоре мы уже в Адыгее.
В 14:30 оголодавшие дети сбивают наш Караван с наезженной дороги в сторону Горячего Ключа. Хотя, если честно, я и так туда собирался заехать. Перегон без развлечений — это не мое. Позади за этот день мы оставили уже 336 км и заслужили право на небольшой загул. Загулять наша семья решила в местный Горный парк. Это часть территории санатория «Горячий Ключ».
Когда-то у реки Псекупс построили военный госпиталь с купальнями и парком. Лишь через четыре года, в 1868 году, появилось и местечко Горячий Ключ, обслуживающее отдыхающих. Неудивительно, что санаторий тут масштабнейший, основательный, с чувством собственного достоинства, хотя и не блистающий новизной.
На территории расположены всякие странные художества, которые и здорового человека должны заставить почувствовать острую нужду в санаторном лечении.
На скалах вдоль дорожки намалеваны некие подобия крылатых созданий, которых мы, после некоторой дискуссии, постановили считать птицами. И тут же заспорили, что это за птицы? Журавли или аисты? К единому мнению на этот счет мы так и не пришли. Оставим этот вопрос более грамотным орнитологам.
Короткая прогулка вывела нас к небольшой площади перед Дантовым ущельем, где расположена Иверская часовня. Стометровой длины трещина в скалах здесь природная, а вот поляна перед входом в ущелье раньше была комариным болотом. Уже в 70-е годы XIX столетия ее облагородили, а теперь и вовсе цивилизовали.
По обе стороны от площади-поляны расположены целебные источники. Но к ним люди в очереди стояли, набирая волшебную водичку в пластиковые бутылки. Вода там еле сочилась, и было понятно, что занятие это для постояльцев пансионата, которые никуда не торопятся. А мы, пожалуй, двинемся к входу в ущелье. Уж больно там заманчивые возможности по скалам полазать... Никто из членов нашей экспедиции перед таким соблазном устоять не смог.
Стены ущелья густо усеяны сообщениями «здесь был Вася».
Надо сказать, здесь эти надписи выглядели почему-то вполне уместно, взгляд не раздражали. А возле одного из автографов мы и вовсе застыли, радуясь скорому изобретению машины времени (дело было, напомню, в августе 2018 года):
Решив, что загадочная Алиса Селезнева ака Милана уже вернулась в свой родной год, мы продолжили свой путь вглубь трещины в скалах.
Поверху разбегаются несколько маршрутов разной длины и сложности, на которые у нас, разумеется, не было времени. Мы прошли по тропе в сторону выхода, читая таблички с информацией о здешней природе и поглядывая по сторонам. И вскоре уже спускались вниз, вновь выходя на основную дорогу.
В общей сложности, прогулка по парку отняла у нас полтора часа, а при желании тут можно приятно провести куда больше времени. Любителям прогулок на свежем воздухе — категорически рекомендую.
В 17:05 мы снова ехали по М4 к манящему Черному морю. Постепенно характер местности менялся, на горизонте появились зеленые холмы как предвестники Кавказских гор.
В 18:20, в 410 км от места старта мы въезжаем в Джубгу и поворачиваем на шоссе вдоль моря в сторону Сочи. Тут же начинается пробка. Впрочем, даже вырвавшись из пробки, мы то и дело останавливаемся. Ведь отсюда видно море!
Вот, казалось бы, мы уже несколько дней до этого на море провели. И всё же Азовское и Чёрное моря невозможно сравнивать. Отдыхать, особенно с маленькими детьми, может быть приятнее и на песчаном Азовском бережку. Но уже первые виды Чёрного моря заставляют затаить дыхание. Оно почему-то выглядит гораздо более настоящим, безбрежным что ли...
Впрочем, надолго мы застревать тут не можем. Нам сегодня в Сочи ночевать. Мы пока что спокойны, расстояние до места назначения кажется небольшим. И только мудрое море понимает, что никаких шансов добраться до олимпийской столицы по прибрежным серпантинам у нас нет. Оно тихо волнуется об исходе нашей авантюры.
В 19:35 мы въезжаем в Туапсе. Успеваем бросить взгляд на порт с набережной, снова взмываем на трассу. Движение густое, то и дело переходящее в пробки. А 20 минут спустя протестующий вопль температурного датчика и клубы пара над капотом сообщают нам: кипит наш разум возмущенный.
Стыд и позор, конечно. Ладно бы настоящие горные перевалы, хотя исправной машине неприлично кипеть ни при каких обстоятельствах. Ну, что делать. Главное, я по неопытности (сто лет уже не закипал) даже не понимал, что делать с моим перегревшимся Гранд Караваном, почему вода хлещет снизу, сколько я не подливаю её в расширительный бачок?
Водители на трассе оказались очень отзывчивые. Они не только терпеливо объезжали помеху, но и пытались помочь. Видя пар над капотом, наперебой предлагали бутыли с водой со словами: «Друг, вот, возьми, что есть».
Но двигатель ушёл в отказ и работать в нормальном температурном режиме наотрез не соглашался. Так что пришлось тихонько скатиться под горку на нейтралке и ловко вырулить на разведанное широкое место, где я никому не мешал. Рядом на столбе, как по заказу, обнаружились телефоны эвакуаторщиков. В 20:40 эвакуатор приехал за нами. Мужик попался хороший. Вник в проблему, обзвонил несколько сервисов, но все они либо закрывались, либо уже закрылись. Вспомнил, что чуть дальше есть сервисная станция. Тоже уже закрытая на ночь, но зато в двух шагах от дорожной гостиницы. Выбирать нам не приходилось. Предупредили наших хозяев в Сочи о задержке в прибытии и на чужом горбу перебрались к месту ночлега. Эвакуация обошлась в 2000 руб.
Пробег за день 468 км, от выезда до поломки 10,5 часов, средняя скорость движения 59 км/ч.
ДЕНЬ 11 (Вт 21.08.2018): Туапсе — Сочи
С утра персонал гостиницы помог мне выяснить, что СТО на их заднем дворе давно уже не работает. В гаражной мастерской неподалеку меня долго гоняли от мастера к мастеру, после чего признались, что не хотят возиться с моими поломками. Попробовал я пообзванивать другие мастерские, найденные в интернете. Реакция была примерно та же. Много вас тут по трассе ездит, как-нибудь на следующей неделе обращайтесь, может, найдется время... После друзья в Сочи рассказали, что это большая проблема для их бизнеса. Люди просто не хотят работать. Видимо, теплый климат так расслабляет народ.
Пришлось снова звонить тому же эвакуаторщику. Перебрав пару вариантов в Туапсе, мы с ним нашли мастеров, которые готовы были нас принять на трассе в сторону Сочи. На том и договорились.
За еще 1500 руб. нас доставили в гараж. Работа над закипевшим мотором тоже закипела, а мы пошли погулять, посмотреть окрестности.
В общем, ничего криминального мастера не нашли. Долили охлаждающей жидкости, проверили движок в разных режимах — всё хорошо, можно ехать дальше. На самом деле, лишь год спустя стало окончательно ясно, что проблема в вентиляторах, один из которых к тому времени заклинило совсем, а другой частично. А до того мы так, в общем, и ездили.
В 14:15 мы, наконец, смогли двигаться своим ходом в сторону Сочи. Как раз в том году кому-то пришла в голову идея прорубить 120-километровый автобан вдоль Черного моря за 1,6 триллиона рублей. Эта сумма потрясла даже видавших виды бюрократов в правительстве. Сейчас инициаторы пытаются убедить Минтранс, что сумеют и «всего» в один триллион уложиться. Понятно, что Ротенберги-сотоварищи очень любят именно такие «стройки века». Для уникальной дороги куда труднее доказать завышенность сметы. Обычные шоссе у нас тоже существенно дороже строятся, чем в США или Западной Европе, но всё же не в несколько раз. Для стандартной двухполоски трудно объяснить, почему плохой асфальт стоит как драгметалл. А вот мост на северный полюс или автобан, состоящий из сплошных туннелей, — это идеальная кормушка. Всё можно списать на необычные условия строительства.
Однако, прокатившись до Сочи, я, по крайней мере, понял, чем обосновывается вообще необходимость строительства какого-нибудь нового пути. Это, конечно, жесть...
Кроме того, существенная часть туристической инфраструктуры сосредоточена за шоссе, с обратной стороны от моря. В результате бесчисленные купальщики бредут на пляж прямо через трассу, полностью игнорируя разметку или светофоры. В общем, это одна сплошная пробка, нервы и расход топлива. Может, и хорошо, что мы накануне закипели. С трудом представляю, как бы мы по этим серпантинам еще и в темноте тошнились бы, и во сколько прибыли бы к месту назначения?!
А сейчас мы из-за пробок особо не расстраивались. Всё же для нас, северян, виды вокруг компенсировали все неудобства движения. Едешь себе потихоньку, а кругом пальмы, скальные склоны, море прямо из окошка автомобиля... И вот, наконец, цель нашей вылазки…
В 17:25 мы въехали в Сочи и вскоре остановились у офиса, где работал наш сочинский друг. Уже вместе с ним доехали и до гостеприимного дома.
Пробег за день 101 км, от выезда из СТО до Сочи 3 часа, средняя скорость движения 41 км/ч.
Тем же вечером мы прогулялись по городу вдоль реки и дошли до парка Ривьера. По карте из него, вроде бы, можно было и на пляж выбраться. Но побродив среди шумных аттракционов и всяческих развлечений курортного города, выход в сторону моря мы так и не обнаружили. Ну и ладно. Зато вечером хорошо провели время с принимающими нас друзьями.
ДЕНЬ 12 (Ср 22.08.2018): Сочи — каньон «Белые скалы» — Красная Поляна — Большой Ахун
Изначально в столице темных ночей и олимпийских игр мы планировали провести два полных дня. Наши хозяева даже надеялись свозить нас в Абхазию искупаться. Но поломка в пути эти планы благополучно похоронила. Не могу сказать, что очень расстроился. Я уже признавался, что купание — последнее, что меня интересует, даже на прославленном морском побережье. Возможно, дети в душе и огорчались. Но мы этого так никогда и не узнали, потому что дети у нас очень воспитанные. :) Вслух они бодро заявляли, что купания на Азовском море им вполне хватило и осмотр природных достопримечательностей рядом с Сочи вполне укладывается в их представление об отдыхе.
Сильные впечатления от единственного субтропического города нашей страны начались еще возле дома наших хозяев. Дом-то был самой обычной на вид хрущевкой. Тесные лестничные площадки, где трудно открыть двери сразу двух квартир, круглосуточный аудиоспектакль «что там делается у соседей» и прочие прелести таких зданий. Разве что подъезд был непривычно «дырявым». Никакой теплоизоляции, обязательной в наших краях.
Но вокруг дома мы гуляли с отвисшими челюстями и распахнутыми глазами. Ну, не привыкнуть северянам к тому, что обычный двор может выглядеть, как настоящий ботанический сад.
С трудом вернув челюсть на место, я призвал свой экипаж занять боевые посты в машине. В 10:20 мы покинули центр Сочи. В качестве основной цели была намечена Красная Поляна / Роза-Хутор. Вечерком думали глянуть музыкальные фонтаны в Олимпийском парке Адлера, а до этого осмотреть окрестности с башни на Большом Ахуне. Но в интернете я прочёл о еще одном малоизвестном месте, которое по фотографиям мне показалось весьма привлекательным. Это каньон Белые Скалы.
Дети к идее похода на два-три часа отнеслись кисло. То есть открытого бунта не было, но закатывание глаз, унылые вздохи и намёки, что без такого удовольствия они прекрасно обойдутся, демонстрировались в изобилии. Суровый диктатор-папа приказал ропщущему народу быть в боевой готовности к походу и не ныть. Но сам, если честно, смирился, что в каньон мы можем и не попасть, если времени не хватит.
Премудрый яндекс предложил нам два маршрута до Красной Поляны: через Адлер по новой трассе или напрямки из Хосты. Пока мы пробирались сквозь умеренные пробки, он постоянно тасовал эти два варианта, взвешивая, по какому из них будет быстрее. Наконец, уже в самой Хосте, навигатор скомандовал поворачивать на старую дорогу.
И тут до меня вдруг дошло, что мы едем через н/п «Красная Воля», как раз мимо отворота к каньону! Я скомандовал поворот налево, на гравийную дорогу, ведущую к Белым Скалам.
Дорога выглядит дикой и романтичной, но ехать по ней легко. От центра Сочи до въезда в парк мы доехали за 40 минут.
Парк (стоивший нам 850 руб. на четверых) начинается со смотровой площадки, дающей представление о размахе и глубине Навалищенского ущелья, куда нам предстояло спуститься. Оттуда еще прыгают и по канату катаются, но это развлечения на любителя.
Дальше мы идем по дороге, любуясь мощными корнями деревьев, прорастающих сквозь скальную породу, и всякими там природными колодцами, глубину которых можно исследовать, бросая камушки и считая вслух.
Это лишь присказка. Сказка начинается, когда мы сворачиваем на тропу, довольно круто ведущую вниз. Лес вокруг — совершенно сказочный. Всякое ворчание прекращается, дети борются лишь за фотоаппарат, чтобы лично сделать снимок этих джунглей.
Спускаемся в заколдованный лес.
Когда появляется возможность выглянуть из-под полога леса, оказывается, что мы уже немало прошли. Высоко над нами скалы, откуда мы начинали путь. А под нами тот самый каньон.
Любуемся водопадами и невероятного зеленого цвета горной речкой, сотворившей это Божье чудо.
В конце концов, выходим к первому озерцу или заводи, образованной быстрой речкой. Вода здесь ледяная, но не просто же так мы сюда шли?
Дочку Лию не сразу удается уговорить искупаться в горной реке. Дружными рассказами о том, как тут хорошо, мужчины нашей семьи коварно заманивают юную красавицу в бездну. Бодро прыгнув в глубокую воду, Лия издаёт душераздирающий вопль и разражается цензурными, но неделикатными комментариями по поводу наших умственных способностей. :) Впрочем, потом её уже из воды не вытащить.
Чуть выше по течению крошечные водопадики создали то, что устроители парка обозначили как природное джакузи.
Накупавшись, продолжаем нашу прогулку вдоль (и поперек) ущелья. Скалы здесь, действительно, белые и нарублены такими блоками, что трудно поверить в их природное происхождение.
Симпатичные деревянные мостики ведут нас через безумное нагромождение камней.
Снова пройдя через местный rain-forest, мы оказываемся в «конечной точке» маршрута. Это, конечно, условность: маршрут-то кольцевой. Но ничего особенно интересного дальше нет. Можно пройти пешком по довольно занудной дороге:
... но я решил доплатить еще 400 рублей, чтобы нас вывезли на джипе. Обычно курортный джиппинг стоит непомерно дорого, а тут — и ребятам удовольствие, и время экономим.
В общей сложности прогулка по каньону отняла у нас 3,5 часа. Зато дала столько впечатлений, что дети единодушно называли это место лучшим из посещенных за всё путешествие. Однозначно, рекомендую!
В 14:40 наш Додж выскакивает на шоссе, и мы поворачиваем в сторону Красной Поляны. Навигатор бодро прогнозирует чуть больше часа в пути. Ничто не предвещает проблем. Ну, кроме, пожалуй, взглядов, которыми нас провожают удивленные местные жители... Выскочив на горку, мы получаем уникальную возможность окинуть предстоящий путь взглядом:
Уже на первой развилке мне приходится выбирать между чуть более пологим, но в хлам разбитым трактом и бетонированным, но крутым пике.
Метров через 200 эти две дорожки соединяются. После чего дорожное покрытие исчезает окончательно и бесповоротно.
Хотелось надеяться, что это лишь небольшой участок дороги. Но навстречу мне выехал джип с туристами. Водитель покрутил пальцем у виска и ласково постарался убедить меня не жертвовать семьей и машиной. Мы сдались. Судя по всему, старая дорога на Красную Поляну существует только для хорошо подготовленных машин.
Пообедав в Хосте и немного потолкавшись в пробках, мы уже из Адлера по новехонькой трассе мчимся в горы. За полчаса доезжаем до Красной Поляны.
Не стали тут задерживаться, сразу рванули к Роза-Хутор.
Кругом горы, над головами в разных направлениях проплывают вагончики канатки, лепота...
Нарезаем петли по серпантину. Вскоре мы уже где-то под самыми облаками.
Несмотря на внезапный дождь (первый за всё путешествие), мы доехали до олимпийской деревни. Однако внутрь мне попасть так и не удалось. Всё было закрыто или пусто.
ВСТАВКА ИЗ 2019 ГОДА
Тут я себе позволю то, что обычно в отчетах о путешествиях не делаю. Расскажу о месте, куда не смог попасть. Потому что позже я в Роза-хутор все-таки добрался. Год спустя нас с моей женой Аней и маленькой Зоей позвали на конференцию в Сочи. Устроители этого мероприятия всячески нас баловали и развлекали, поселили в какую-то навороченную гостиницу...
В промежутках между семинарами нас возили на экскурсии. И так всё здорово сложилось, что мы попали как раз в те места, куда не успели или не смогли добраться в автопутешествии. Например, к олимпийским объектам, трассе Формулы 1 и т.д.
В частности, повезли нас и на Розу-Хутор. По дороге в автобусе нам рассказали про местные племена убыхов. Их еще при царе депортировали в Турцию, где последний из неассимилировавшихся представителей этого народа умер в 2005 году. Потом сюда, в Красную Поляну, переселились 36 эстонских семей, положив тем самым начало н/п Эстосадок — «эстонский поселок». Один из построенных хуторов принадлежал семье Роаз — отсюда у горнолыжного курорта «цветочное» имя. В общем, было не скучно.
Когда мы приехали, выяснилось, что канатка до Олимпийской деревни, на которую рассчитывали организаторы, закрыта на техобслуживание. А работает лишь одна, ведущая (с пересадкой) на самую вершину, к Роза-хутор.
Наверху было очень классно. Великолепные неземные виды.
Но очень и очень холодно. Кофта с собой была одна на всю нашу семью, и в неё кутались по очереди, в промежутках между фотографиями.
Так что мы, с вашего позволения, вниз...
А заодно, вернемся, пожалуй, в 2018 год.
Покрутившись у горных пиков, мы решили повернуть обратно. Тем более что я не учел скорость, с которой мой трехлитровый движок жрал бензин на серпантинах, и теперь наш бак был практически сухим. Назад мы скатывались на нейтралке, молясь, чтобы хватило топлива до АЗС в Красной Поляне. Обошлось. Машину заправили и покатились в сторону Сочи. Снова едем вдоль побережья, но теперь в обратную сторону. Пересекаем речку с неприличным названием.
В 2019 году нам рассказали любопытную, хоть и не бесспорную версию возникновения названия этой реки. Якобы, название этой кавказской речки связано с римскими цифрами. Ну, кто угадает, каким образом?
Постояли в 10-минутной пробке возле Олимпийского парка. Свернули на крутую серпантинистую дорожку вверх и в 19:10 встали на парковке. Короткая прогулка, и вот уже она...
Башню здесь, на высоте 663 метра, построили в 1936 году по личному указанию вождя народов. Выстроена она из известняка, добытого при строительстве той самой дороги, по которой сюда карабкался наш Караван. Вход туда стоит 100 руб., но нас как многодетных пустили бесплатно. Кстати, летом 2019 года в башню ударила молния, и ее закрыли для публики из-за образовавшейся трещины. Временно, надеюсь, но всё же мы явно вовремя съездили.
Турцию сверху увидеть невозможно, что бы там ни втирали легковерным профессиональные врунишки — гиды. Даже в самую лучшую погоду неизбежная дымка полностью скрывает вершины гор, которые в противном случае, теоретически, можно было бы разглядеть на горизонте. Но и без того виды с башни, особенно на закате, нас очень впечатлили.
Мои испорченные дети сказали, что это вылитая реклама «Принцессы Нури» или еще какого-то чая. :) Но было видно, что им понравилось. Однако время уже позднее. Не пора ли нам... да, точно пора, понял я, увидев наяву такое:
На фонтаны после такого смотреть уже не поехали. Мы с Аней полюбовались ими в 2019 году, но, если честно, не слишком впечатлились.
А наша исследовательская экспедиция в Сочи 2018 года подходит к концу. В 20:10 мы скатываемся вниз на трассу. Через 15 минут усталые, но очень довольные этим насыщенным днем, мы парковались у дома наших друзей.
Пора собираться в обратный путь. Не сомневайтесь, он нам еще немало интересных впечатлений принесёт!
ДЕНЬ 13 (Чт 23.08.2018): Сочи — Ейск
Утром собравшись и тепло простившись с гостеприимной семьёй, приютившей нас в Сочи, мы погрузились в свою «баржу». Стремительный нырок под новую трассу, построенную через Сочи (ух, какой тут был коллапс во время строительства, но сейчас положительный эффект налицо).
В 10:30 мы покидаем собственно городскую черту. Толкаемся в пробке в Лоо, да и во всех остальных курортных поселках и городках. Уже по опыту зная, как много времени отнимают приморские серпантины, мы не рискнули съезжать надолго с трассы, чтобы посмотреть какие-нибудь местные достопримечательности. Но нельзя же допустить, чтобы день вовсе без прогулок и развлечений прошел! Есть тут, недалеко от шоссе, Свирское ущелье. Хвалят его сдержанно, но зато оно много времени занять не должно.
Пустили нас на территорию бесплатно. Мы только купили распечатанную карту-схему за 10 руб. Она, в общем, не слишком нужна: заблудиться там практически негде. Хорошо обустроенная дорожка ведет нас то по одну, то по другую сторону ручья, а нередко и вовсе — над ним.
Местные остряки постарались еще скрасить путь туристам грозными предупреждениями:
Пятнадцатиминутная прогулка венчалась водопадом, который, собственно, и выдолбил эту длинную щель в скалах.
И пусть в августе он не слишком впечатляет полноводностью, но зато в такую жару очень приятно прогуляться босиком по воде, в тенечке.
На обратном пути любуемся причудливым рисунком местных горных пород.
И обитателями этих сырых мест.
Потратив около часа на прогулку, мы вновь пускаемся в путь. В 14:00 позади остается Лазаревское, а еще через полчаса мы прощаемся с Большим Сочи. Надо отметить, что от места нашего ночлега мы к тому моменту намотали на кардан всего 95 км! В Туапсе обедаем в Бургер-Кинг. Типа, возвращение в цивилизацию. =\ После этого пробки следуют одна за другой. Чтобы преодолеть 56 км до выезда на М4 в Джубге, нам потребовался час и пятьдесят минут! Надо было через Шаумяновский перевал ехать, но я не был уверен, что моя «городская» машина спокойно пройдет щебенку на этой дороге.
От Джубги дело пошло веселее. Хотя логику дорожников я понять так и не смог: в каждом месте, где можно было обогнать тихоходный транспорт, появлялось ограничение скорости 70, а то и 40. Снимали ограничение там, где обгонять было запрещено. Тем не менее, следующие сто км до Краснодара отняли у нас чуть больше часа. Объездная была вечером сильно загружена, и навигатор вскоре повел нас на Старокорсунскую и, через огороды и коровники, на Первореченское. Надо сказать, дорога была отличная.
В 19:40 мы ненадолго выскочили на М4. В 20:25 проезжаем Тимашевск, несемся по ночным степям почти в полном одиночестве, и еще через два часа устраиваемся на ночлег в нашем новом прибежище в Ейске.
Пробег за день 547 км, от выезда до Ейска 12 часов, средняя скорость движения 55 км/ч.
ДЕНЬ 14 (Пт 24.08.2018): Ейск — Ростов
Утром наша семья воссоединилась в доме, где нас приютил новый знакомый из Ейской церкви. Застревать до обеда у новых хозяев не хотелось — они готовились к свадьбе дочери, и им явно было не до питерских туристов. Заплатили за ночлег 1000 рублей. Хозяин-баптист еще и поинтересовался, не будет ли такая плата для нас обременительна? А то он и даром готов быть гостеприимным! =)
Сбегали на пляж к лиману. Ножки помочили, но особого энтузиазма по поводу купания я у своих не заметил. Про меня уж и говорить нечего. Квас закупить и в путь! Из Ейска мы выехали в 12:20. В Азов заезжать не стали. Там еще было что посмотреть, но Зойка задремала, а остальные члены экипажа были и так переполнены впечатлениями.
В 17:30 мы снова парковались возле квартиры на севере Ростова-на-Дону.
ДЕНЬ 15 (Сб 25.08.2018): Ростов — Новочеркасск — Воронеж
Прежде чем продолжить наше путешествие домой, надо было отправить Аню с малышкой самолетом. В 9 утра мы всё еще большой оравой покинули квартиру и направились в сторону нового ростовского аэропорта. Вокруг расстилались поля с арбузными и дынными бахчами, у дороги их продавали только что срезанными. За полчаса мы добрались до аэропорта Платов и вскоре уже прощались с нашими курортницами. Зойка торжественно пообещала махать нам рукой с самолета и, действительно, весь полёт выглядывала нашу машину в иллюминаторе.
В 10:15 мы покинули парковку аэропорта. Сегодня нам предстояло доехать до Воронежа. Но прежде слегка отдохнувший экипаж был готов взять на абордаж какой-нибудь город с его достопримечательностями. Выбор пал на Новочеркасск. Кроме подавления известного рабочего бунта советских времен, у меня этот город ни с чем не ассоциировался. Ну, понятное дело, он же Новый. Может, Старый Черкасск куда интереснее?!
В каждой шутке есть доля шутки, как известно. Есть тут неподалеку город Черкасск, ныне станица Старочеркасская. Происхождение его туманно, но похоже, что столицей казачьей вольницы он стал еще в XVI веке, когда банды отряды новых хозяев Дона захватили один из местных городков. Отсюда началось восстание известного утопителя персидских знатных барышень — Стеньки Разина. Здесь же он проиграл борьбу со старшинами казачьего войска, что обрекло бунтаря на поражение. История Черкасска до XIX века пестрит военными походами, пожарами, взрывами пороховых погребов, мятежами и казнями, и прочими печальными, но яркими событиями. Надо будет когда-нибудь туда заехать.
А новую столицу казачества выстроили в 1805 году — тоже не так уж недавно. Понадобилось это по очень простой причине, осложнявшей жизнь людей в Черкасске:
Черкасск, картина в музее казачества в Новочеркасске.
Стоявший прямо возле Дона городок постоянно подвергался наводнениям. И по приказу Александра I в 20 верстах от прежней столицы был выстроен новый тщательно спланированный город. На этот раз прямо в безводной степи — из одной крайности в другую! Туда наш вольный отряд и поскакал. Времена изменились, кони нынче стали резвые, и путь от аэропорта до въезда в Новочеркасск занял у нас всего 20 минут, да и то с учетом поворота не в ту сторону на М4, который пришлось исправлять.
Казачьи черты города бросаются в глаза повсеместно, даже на вполне современных улицах.
В 10:50 мы припарковались в центре города. Дети сразу углядели местного жителя, пристроившегося отдохнуть на скамейку рядом с нами. Познакомились, подружились и постарались позаботиться о бедолаге, не подумавшем о солнечных очках в такой ослепительный день.
Город впечатлил меня обилием старинной застройки и какой-то общей ухоженностью. Здесь явно можно погулять в своё удовольствие.
Но мы не могли позволить себе роскошь гулять просто так. Короткое время, которое у нас было, надо было использовать с толком. Решили сходить в музей, целиком посвященный казачеству, причем, основанный еще в 1886 году!
Музей истории Донского казачества.
Здесь много и интересно рассказывают о природе донских степей, о том, кто здесь водился, пока люди почти всё не истребили. Мне особенно запомнилась какая-то мелкая птичка, не помню название, которой содержимого желудка хватает на час жизнедеятельности, что ли. Если она в течение часа не поест — умрёт. Не знаю, почему я про своих детей сразу вспомнил? ;)
Очень много в экспозиции археологических находок еще доказачьих времён.
Разумеется, в землях настолько воинственного сословия как казаки существенная часть находок связана с войной и грабежом.
Подобно северным викингам, казаки жили по большей части набегами на соседей и дальние страны. В музее нам объяснили во всех подробностях, что именно можно узнать об этих пиратских экспедициях и жизни казаков по картине, изображающей их возвращение из похода.
Здесь романтики с большой дороги с глубокого Дона рады вернуться к своим семьям, но турчанок про запас тоже не забыли прихватить. =\ Хватало и другой добычи, которая могла бы свести с ума археологов, если бы они не знали повадок донской вольницы. Скажем, на кой ляд в любом из Черкассков мог понадобиться этот сложный механизм, и кто его в этой степи сделал? Это ведь от башенных часов, между прочим!
Историки бы в поте лица разыскивали здесь хоть одну башню с часами или без, если бы не сведения о знаменитых азовских экспедициях донского казачества. Оттуда и слямзили, из города итальянских торговых гильдий... Ну, на металлолом не пустили — и на том спасибо!
Вольный дух казачества сыграл не последнюю роль в мятежах, зарождавшихся на этих землях и сотрясавших устои империи. А усиление центральной власти, дотянувшейся и до Дона, откуда веками выдачи не было, служило весомым аргументом в призывах Разина или Пугачева к бунту.
Среди экспонатов последних предреволюционных десятилетий есть совершенно замечательная фотография семьи казака.
Если бы экскурсовод не пояснил, мы бы и не догадались, что «казак» возле младшенького — это мама. =\
Бурный XX век для казаков оказался непростым (для кого, впрочем, он был лёгким?). В Первую мировую Russian cossacks были европейской страшилкой. Англичане мастерски провели дезинформационную кампанию, убедив германцев, что десятки тысяч этих неустрашимых вояк прибыли в туманный Альбион из Архангельска, чтобы ударить во фланг кайзеру.
А вот 1917 год расколол казачество, брат пошел на брата, кровь лилась рекой уже не на внешних фронтах. Новочеркасск тогда считался «гидрой контрреволюции», оплотом белоказачества. Проиграв ту войну, тысячи местных жителей и беженцев из других регионов потянулись в Крым, а оттуда, кто успел, на «пароходах спасения» — в эмиграцию.
Знаменитые тачанки использовались и красными, и белыми. В музее выставлен не макет, а настоящая «ростовчанка», дослужившая аж до Великой Отечественной (уж не знаю, что это говорит об оснащении наших войск перед гитлеровским вторжением).
На втором этаже музея кроме исторических экспонатов выставлены и картины местных художников, некоторые — очень даже ничего.
Трагические события 1962 года (новочеркасский расстрел) в музее не отражены. Этому посвящен отдельный музей, но туда мы уже не пошли. Прогулялись только до центральной Азовской площади с Вознесенским собором, третьим по величине, после ХХС в Москве и Исаакия в нашем родном городе.
Говорят, внутри собора тоже очень интересно. Но мы туда не заходили. Вернувшись к машине и приговорив купленный здесь же вкуснейший арбуз, мы сделали еще одну короткую вылазку уже на автомобиле к триумфальной арке на въезде в город.
Арка как арка, но примечательно здесь то, что в Новочеркасске их две, построенных одновременно. В 1817 году город должен был посетить царь Александр I. Но откуда он въедет в казачий город, выяснить заранее не удалось. Поэтому сообразительные (и льстивые) городские власти построили верноподданнические ворота и с запада, и с северо-востока.
Ну а мы покидаем славный город. Нам здесь понравилось. Даже неожиданно, среди степей — такое интересное место обнаружить.
В 13:50 Новочеркасск остался за кормой, еще через 25 минут мы выскочили на трассу «Дон». Всё бы хорошо, но дети всячески намекали, что после съеденного арбуза прошло уже куда больше часа. Так и помереть недолго... Конечно, на М4 хватает всяких едален. Но вид у них, по большей части, не внушает доверия. Надо было мне последовать старому правилу: где много дальнобойщиков — там и останавливайся. И ведь было такое место по пути. Но забегаловка была на противоположной стороне трассы, бегать через магистраль с детьми как-то не хотелось... понадеялся, что уж в городе-то Каменск-Шахтинский, прилепившемся к трассе «Дон», общепита должно хватать. Так что мы отмахали по шоссе еще 68 км и лишь потом съехали в город... В результате застряли там на полтора часа.
Обозначенные на навигаторе точки общепита либо оказывались киоском с дохлыми пирожками, либо были закрыты на амбарный замок, либо выглядели так стрёмно, что уж лучше сразу в инфекционную больницу. В диетстоловой (да, мы и в такое место забрели) еда закончилась час назад. В ресторане «Армянская кухня» пахло горелым шашлыком, а за вопрос о вегетарианской пище (для Лии) готовы были убить. В ресторане «Отдых» шумно отдыхали местные чиновники, простым смертным вход был запрещен. В общем, в итоге, мы оказались в бистро «Багги», которое нам советовали ещё возле пирожков, и там слопали какие-то сносные гамбургеры.
Лишь в 16:40 мы снова оказались на М4. Позади 185 км, пройденных за этот день. В районе Богучар съезжаем в поля, в объезд. Навигатор показал, что путь по федеральной трассе мимо Верхнего Мамона отнимет у нас дополнительных 2 часа 40 минут! Объездная дорога на 4-, гребни. Впрочем, доехали мы достаточно быстро.
Главное веселье было впереди. На подъездах к Лосево моё водительское сердце было потрясено стационарным знаком «впереди пробки». То есть это не какое-то временное явление. Здесь официально предлагают двигаться в объезд федеральной трассы. Всегда. =\ Причем дорога на этот раз отвратная, с трудом натянули ей 3-. Где-то там я оторвал кусок от защиты, и он долго еще дребезжал под днищем машины о разбитый асфальт. Эти 22 км объезда обошлись нам уже в 45 минут.
Вернувшись на М4, мы всё же постояли в пробке, но недолго, минут 15. Объехали Воронеж. И в 22:25 парковались у дома наших друзей в районе пригородной деревни Ямное.
Пробег за день 663 км, от выезда до Воронежа 13,5 часов, средняя скорость движения 83 км/ч.
ДЕНЬ 16 (Вс 26.08.2018): Воронеж
Друзья, согласившиеся приютить нас под Воронежем, — ребята рукастые, хозяйственные, как-то связанные со строительным бизнесом. Они потихоньку возводят себе дом и в нём же живут, не дожидаясь завершения проекта. Результат уже впечатляет. Когда накануне вечером мы пытались найти нужный нам адрес, я принял их трехэтажный особняк за какой-нибудь сельский клуб или там муниципалитет. При этом хозяин Стас, не чинясь, с утра полез под мою машину, чтобы оторвать дребезжащий кусок защиты, сильно нервировавший нас вчера. А в самом доме нас ждало приятное общение, вкусный ужин и очень странные домашние питомцы...
День, который мы провели в Воронеже, был воскресеньем. А значит, давал возможность посетить местную церковь и даже, по предложению Стаса, выступить перед людьми. После службы мы отправились смотреть город.
История у Воронежа древняя, но какая-то... смутная. В летописях еще XII века упоминается бегство князя Ярополка в некий Воронож, но имеет ли он какое-то отношение к нынешнему городу-миллионнику установить практически невозможно. Поэтому годом основания Воронежа скромно считают 1571. Тогда здесь была построена небольшая крепость против набегов буйных соседей с юга. Много позже Воронеж удачно вписался в планы Петра I атаковать Азов с моря, став таким образом «колыбелью русского флота». Выбор понятный — стройматериалов вокруг растет в изобилии, да и подальше от любопытных глаз.
В это время тут возводится немало дворцов и роскошных зданий, поскольку на время строительства флота в городе поселился и сам царь, и его приспешники помощники (Меньшиков и другие). Но строилось всё это великолепие опять же из дерева. Поэтому почти все старинные дома со временем сгорели в несчётных пожарах. А что не сгорело — разрушили во время Великой Отечественной. Здесь кипели жестокие бои, в безымянных могилах вокруг лежат десятки тысяч солдат. В ходе наступления немцев и контрнаступления нашей армии уничтожили 95% всех городских построек. Достопримечательностей в Воронеже — по пальцам пересчитать. Поэтому в предыдущих наших путешествиях мы, собственно, в город не заглядывали. А в этот раз, наконец, прокатились.
Город, в итоге, произвел вполне приятное впечатление. И остатками старой застройки, и особенно набережной Воронежского водохранилища. На центральной городской набережной мы поглазели на недавно реконструированный первенец нашего флота — корабль «Гото Предестинация».
Пышно названный «Божьим Предопределением» 58-пушечный линейный корабль был спущен на воду в 1700 году. Забавно, что судно так и не приняло участие в каких-либо боях. В азовской кампании 1710 года оно участвовало в блокаде, подстерегало в засаде так и не пришедший на выручку турецкий флот. Потом победители отправились было через Средиземное море в Санкт-Петербург, но турки отказались пропускать флотилию через Босфор. В итоге парусник был продан прямо там, в Константинополе, вместе с остальными кораблями Азовского флота. А его копию в Воронеже изготовили совсем недавно, в 2014 году.
Реконструированный «Гото Предестинация».
Несмотря на очень немаленькие цены, я думал повести свою пиратскую шайку на абордаж этого судна. Но увы...
В выходной день посетить корабль не так-то просто. Ну и ладно. Мы и так, что хотели — увидели. А рядышком ещё одна обязательная к осмотру достопримечательность Воронежа. Это Успенская Адмиралтейская церковь — единственное городское здание, сохранившееся с петровских времен. При осмотре этой достопримечательности у меня возникло глубокое убеждение, что при очередной реставрации мастерам приказали красить здание в жёлтый! А краску не выделили. И побежали они собирать краски по всем окрестным строительным магазинам, не особенно парясь попаданием «в колер».
Погуляв, мы отправились на дачу к родственникам наших хозяев, где уже подходил шашлык. Прямо при даче у хозяев была оборудована автомойка. Так что без лишних разговоров они загнали наш Караван избавляться от пыли дорог, по которым мы два моря посетили. Нас накормили до отвала и покатили повели гулять, жирок растрясти.
Какими-то партизанскими тропами мы пробрались в парк, который, насколько я сумел вычислить, оказался Воронежским центральным. Парк находится совсем рядом с трассой, там, где она мостом перекидывается через реку Воронеж. Но этот контраст зелени и новых дорог был, пожалуй, даже симпатичным.
Мы с удовольствием прошлись по аллеям, а дети порезвились на неплохо оборудованных площадках.
На обратном пути из парка мы разглядывали домики в частном секторе. Среди довольно обычных строений попался и настоящий дворец. Местные, кому довелось поработать на его строительстве, только крутят головой от количества комнат и несусветной роскоши этого особнячка.
Уж не помню, сыну какого чиновника (кажется, из РЖД) дворец принадлежит, да мне это и не слишком было интересно. Нам и в доме наших хозяев спалось сладко! :)
ДЕНЬ 17 (Пн 27.08.2018): Воронеж — Кудыкина Гора — Рязань
Сегодня нас ждала Рязань. Как всегда, встал вопрос, что посмотреть по дороге? Замечательный замок в Рамони мы уже видели... куда же, куда?! О! На Кудыкину гору. Недолго думая, решил выгулять детей в этом понравившемся по отзывам месте. А стоило бы подумать подольше, прежде чем в сказочные дебри забуриваться... денёк тоже получился сказочный. Чем дальше, тем страньше… или страшнее? :)
Нет, сначала-то всё было прекрасно. В 10:10 покинули гостеприимный воронежский дом и вскоре уже мчались по М4. В 10:30 прорвались сквозь пункт оплаты, где царил форменный бардак и хаос. Дальше ограничение 110 км/ч для легковых, но довольно плотное движение не позволило существенно увеличить скорость. В 11:10 мы съехали с трассы в сторону Задонска и Кудыкиной горы. И тут-то лешие и начали нас водить... дорога стремительно менялась...
Все следы цивилизации таяли на глазах. И лишь зловещие знаки показывали, что пункт назначения приближается.
В 11:30 мы лихо вырулили на парковку. Судя по всему, рассказы о популярности развлекательного парка в интернете были сильно преувеличены. На здоровенной парковке было почти совсем пусто. Мы отважно направились в логово сказочных чудовищ. Но... не тут-то было! Вход нам мгновенно преградили алебардами и шлагбаумами дюжие молодцы, которые вместо сражений со Змеем Горынычем, подрядились его покой охранять, предатели!!!
Оказалось, что в понедельник чудище заморское почивать изволит, никого видеть не желает, даже за деньги. Выходной был в парке. :( Внимательнее надо готовиться к поездке! Ну или наглее. Пока мы беседовали с охранниками, несколько молодых туристов преодолели заграждения и быстрым шагом направились в сторону сказочной крепости. Гвардейцы снарядили им вслед погоню. Но настигли ли злодеев и скормили ли их кровожадному дракону — не знаю. Мы погрузились на своего коня богатырского и печально тронулись в путь, провожаемые оценивающими взглядами всех голов Горыныча.
Наш экипаж еще не был готов сдаться и двигаться напрямки к месту ночлега. Пошарив в закромах своих заготовок к поездке, я обнаружил упоминание о неких Воргольских скалах в заповеднике «Галичья гора». По сути, просто здоровенные выходы известняка, но по отзывам редких посетителей этого места, очень даже впечатляющие. В дождь туда соваться не советовали, но в остальное время обещали легкий доступ на машине почти ко всем достопримечательностям. Так что вскоре мы вновь съехали с трассы и направились через Екатериновку в Елец. Но проехав этот славный город, мы встали перед непростым выбором:
Часто вам вот так запросто ключ от жизни предлагают?! Может, мы еще и питали некоторые надежды, что всё закончится просто и рационально. Но вскоре увидели на уже почти лесной дороге мужика, бредущего куда-то с коромыслом! А навстречу ему ехал парень на гироскутере... И даже не знаю, кому из них мы больше удивились в этих дремучих местах?!
Однако вскоре мы поняли, что в тот момент проезжали оплот цивилизации и катили, можно сказать, по магистральной дороге! Стоило буквально завернуть за угол:
Утопить нашу тяжелую машину и лишить деревню единственного моста — не хотелось. Пройдя немного по дороге, которая вела к указанным в интернете координатам обходным путём, я быстро махнул рукой на план ехать и здесь с моим дорожным просветом.
Виды сверху при этом открывались приятные. Я вернулся за ребятней, и мы с ними с удовольствием размяли ноги.
Несколько раз я попытался пройти вглубь заповедника, но каждый раз наталкивался на колючую проволоку и строгие предупреждения.
В конце концов, навстречу нам проехала периодически буксующая Лада. Парень и девушка в ней оказались нашими товарищами по безуспешным попыткам прорваться к природным достопримечательностям. В конце дороги они тоже проезда не нашли. Возможно, попасть в заповедник можно только пешком через отвергнутый нами мост, да и то не исключено, что надо договариваться заблаговременно.
Больше мы в этот день экспериментировать не пытались. В 14:40 выскочили, наконец, снова на платную нитку М4. Позади за этот день остались меньше 200 км, а уже полдня прошло. Зато следующие 180 км до поворота на Венев — Рязань мы проскакали за два часа, успев за это время заправить машину и себя (дети потребовали хот-догов в качестве утешительного приза). Через 30 км мы повернули на Тамбов, а в 18:00 мы уже въезжали в город грибов с глазами.
Пробег за день 518 км, от выезда до финиша 8 часов, средняя скорость движения 70 км/ч.
Но на этом наши впечатления от этого дня не закончились. Пасторская семья, принимавшая нас в Рязани, сразу окружила меня и детей своим радушием, пригласили за обильно накрытый стол. Даже их хаски вел себя очень гостеприимно.
Однако хозяин дома не позволил нам совсем разнежиться. Оказалось, что он тренируется в любительской хоккейной лиге и сейчас у них как раз будет какая-то... ну, не игра, но отборочное состязание, что ли. Я, если честно, в спорте ничего не понимаю, но, конечно, и мне, и уж тем более детям было очень любопытно побывать за кулисами, посмотреть на тренировку и игру, поболеть за «наших». И сфотографироваться, не без этого...
Так что, несмотря на плутания и разочарования, днем мы остались довольны.
ДЕНЬ 18 (Вт 28.08.2018): Рязань — Константиново — Тверь
В самой Рязани мы уже многое видели. Была у хозяев идея свозить нас к старому Рязанскому городищу (сейчас город стоит совсем не там, где находилась столица рязанского княжества). Вроде бы там очень живописные места. Но это требовало куда большего времени, чем то, что было у нас в наличии. Так что поход был отложен на другой раз, а в качестве попутного развлечения был выбран музей-заповедник Есенина.
Караваном из двух машин за 35 минут доехали до деревни Константиново. Сейчас самое примечательное в Константиново то, что несмотря на все музейные достижения — это, по-прежнему жилое село. Куда интереснее осматривать музейные избы, когда они грамотно вписаны в реальный сельский контекст.
Прежде всего посетили избу Есениных. Строго говоря, изба, в которой поэт родился, была снесена в 1909 году, но на её месте их же семья построила новую, поменьше. В ней поэт тоже бывал, но уже в советские годы.
Куда эффектнее усадьба помещицы Кашиной, ставшая теперь музеем поэмы «Анна Снегина». Здесь можно познакомиться с жизнью состоятельных семей на селе, посмотреть, как они отдыхали, как путешествовали, увидеть фотографии современников поэта. Было любопытно почитать письма Кашиной, в которых она рассуждала о начавшейся Первой Мировой войне.
Снаряжение для взрослых и юных путешественников.
Со второго этажа усадьбы можно выйти на балкон, откуда открывается роскошный обзор каких-то очень среднерусских пейзажей.
Там ещё много разных домиков и выставок, так или иначе связанных с судьбой Есенина. Хорошее место, относительно недавно отреставрированное и грамотно организованное. Стоит посетить, независимо от отношения к поэту.
Даже если вы совершенно равнодушны к поэзии, здесь в Константиново приятно погулять, просто любуясь окрестными пейзажами. Излучина Оки выглядит тут невероятно живописно, фотографии очень мало соответствуют нашему удовольствию.
Гуляли мы тут 2,5 часа. В 14:10, тепло попрощавшись с друзьями, тронулись в путь. Выскочили на М5. Дальше пробки, объезды... быстро ездить возле Москвы редко получается. В 17:15 съехали на МКАД, а еще через час выбрались на скоростную М11. Проехав 120 км до Клина чуть больше, чем за час, мы в 20:10 поворачиваем на Тверь. Наши друзья недавно переехали за город, в деревню. В 20:30 мы, как записывает в бортжурнале верный штурман Лия, «прибыли (куда-то)».
Пробег за день 409 км, от выезда до финиша 9,5 часов, средняя скорость движения 68 км/ч.
ДЕНЬ 19 (Ср 29.08.2018): Тверь — Василево — СПб
Вечером, в гостях у наших тверских друзей, мы особо окрестности не разглядывали. Общались, ели, снова общались. Ребята рассказывали, как решились продать квартиру в Твери и построить домик в близлежащей деревне, как боялись, что окажутся тут в полной изоляции, а в итоге, наоборот, гостей стало куда больше. Как, глядя на мающихся от безделья местных ребятишек, они на голом энтузиазме решили создать тут бейсбольный (!) клуб. Этот экзотический для нас спорт нашел своих любителей и в России, есть какие-то чемпионаты, встречи. Тверская команда, может быть, особыми успехами не отметилась пока, но жизнь многих подростков изменила. Местные власти сначала были очень насторожены, а сейчас, вроде, оказывают всяческое содействие. В общем, было нескучно.
А утром мы и за окном обнаружили немало любопытного. Хозяйка дома увлекается фотографией и дизайном. Возможно, поэтому их придомный участок выглядел как декорации к замысловатой фотосессии.
Увы, долго пообщаться с веселыми хозяевами и их тремя девчонками у нас возможности не было. Мы и так тут до 11 утра болтались...
Количество детей растёт на глазах.
В 11:20 начался последний наш маршрутный день. Выскочили на М10, проехали по ней 56 км и развернулись на Василёво. На трассе Питер — Москва мало осталось интересных для меня мест. При путешествиях по России нам, «поребрикам», эту дорогу почти невозможно миновать. А мы каждый раз стараемся что-нибудь смотреть по дороге. Но вот архитектурно-этнографический музей в Василёво до сих пор как-то не удавалось посетить, хотя в планах он значился чуть ли не с 2010 года. Времени элементарно не хватало. Так что в этот раз, пусть и в последний день путешествия, но я с радостью закрыл это «белое пятно» на карте.
В 12:30 мы паркуемся возле касс музея. Экскурсию брать не стали, просто погуляли по территории. По сути, это парк, со своими достопримечательностями, вроде пустого внутри дерева.
Но главной (или, по крайней мере, самой известной) достопримечательностью музея в Василёво считают так называемый Чёртов мост. Официально он именуется: Валунный трёхпролётный мост.
Необычный мост в усадьбе Василёво появился, судя по всему, в конце XVIII века. Считается, что мост построил архитектор Львов, чьему таланту мы обязаны почти всеми архитектурными шедеврами в Тверской области. Соорудили мост из собранных вокруг валунов, обтесанных и принесенных в Тверскую область из Скандинавии ледником. Булыганы не скреплены друг с другом, они держатся за счет собственного веса.
Мост получил свою «минуту славы», показавшись примерно на это время в начале фильма «Ночной дозор». Сначала вполне натуральной высоты, к середине сцены боя между силами света и тьмы, мост оказывается переброшенным через какую-то бездонную пропасть. Чтобы погибшие воины подольше и поэффектнее с него падали. Ну, хоть какое-то внимание привлекли, и на том спасибо.
А мы отправились к деревянным строениям, собранным в этнографический музей из соседних деревень. В коллекции музея несколько церквей XVIII века, трактир и пожарная часть. Есть у нас в стране и побогаче коллекции, да и вообще, такие постройки надо с хорошим гидом смотреть, но погулять и полазить тут было приятно.
О потраченном на Василёво часе мы не пожалели, приятное место.
В 13:45 мы уже снова на М10, а в 14:40 выскочили на платную М11. За 2 часа одолели больше 280 км. Что, конечно, рекорд и безобразие, одновременно. Вроде бы, до ненаказуемого максимума 149 км/ч я разогнался лишь разок, чтобы показать никогда не бывавшим на немецких автобанах детям, что такое настоящая скорость. Но, похоже, остальное время тоже слишком быстро ехал.
В 16:40 халява закончилась (странно так говорить о платной дороге). Мы очутились на привычном шоссе «Россия» с его бесконечными населенными пунктами. Через час уже въезжали в Ленобласть. День клонился к вечеру, а летние каникулы — к Дню Знаний, и путь домой на навигаторе наливался тревожным красным цветом пробок. В конце концов, в районе Любани, пошуршав электронными мозгами, яндекс сказал нам: псс! я знаю короткую дорогу...
Как известно, именно так нередко начинаются удивительные приключения.
Впрочем, бездорожье продолжалось недолго. В 19:30 мы были на КАД. Это уже совсем-совсем родной Питер. А чтобы нам окончательно прослезиться и прийти в себя после путешествия на юга, любимый город напомнил нам о нормальном климате, лучше всего подходящем для дышащих жабрами петербуржцев.
В 20:00 мы под громкие крики «Ура!» (доносившиеся, почему-то, изнутри машины, а не от собравшихся толп) заехали во двор нашего дома.
Пробег за день 576 км, от выезда до дома 8,5 часов, средняя скорость движения 86 км/ч.
Финансовые итоги:
Это на шесть путешественников, двое из которых летели самолетом и, в основном, занимались пляжным отдыхом, а четверо всю дорогу одолели «верхом». Напомню, что в пути мы провели 19 дней, пройденное расстояние составило 6528 км.
Ну что еще сказать. Путешествие, пусть и незатейливое, доставило нам много приятных минут. С удовольствием вспомнил его, готовя этот отчет. Следующим летом меня занесло аж на другой континент, но увы — без детей и жены. Отпрыски мне это до сих пор припоминают и спрашивают, когда мы, наконец, снова отправимся в путь вместе? Значит, вкус к дорогам я им отбить не сумел.
Так что, до новых встреч! Ваши...