|
Часть 1
Всем привет. К сожалению, закончилось совсем не баловавшее нас лето 2014! Долгое время я не мог собраться и написать отчет о небольшом летнем автопутешествии в Киргизстан, на озеро Иссык-Куль, в котором мы находились с женой в период с 28.06.14 по 11.07.14. И вот я наконец-то это сделал. Кто не любит читать, может глянуть просто фото, кто все же осилит текст, с удовольствием выслушаю комментарии. Частей будет не одна, мыслей много, но начинать с чего-то надо. Итак, начнем!
Идея о поездке затаилась сразу же после покупки автомобиля Skoda, но тогда был сентябрь, да и все отпуска уже закончились. Куда можно съездить на авто, с расчетом дорога-отдых-дорога, уложившись в две недели, и чтобы было где купаться? Варианты есть, но их на самом деле не так много, учитывая то, что находимся мы в Сибири. Черноморское побережье —много дороги, мало отдыха. Байкал, Алтай — интересно, классно, заманчиво, но не в этот раз. Укатить на север? Точно нет! Наверняка есть еще куча мест, о которых я не знаю, или знаю, но на ум не приходят, но не об этом. Посмотрели на южное направление, и что там? Там Боровое, говорят, теперь грязное и обезображенное. Так что, тоже нет! Смотрим дальше, и вуаля! Там чистейшее высокогорное озеро Иссык-Куль. Решено — едем!
Вариантов пути из Омска у нас два. Первый через Астану, второй через Павлодар. Знающие люди подсказали, что выезд из области в сторону Астаны не из легких, значит, выбираем путь на Павлодар, да и чуток ближе выходит.
Начитавшись отзывов о поездках через «дружественный» Казахстан, вооружились по полной. Радар детектор, си-би радиостанция, и видеорегистратор как уже само собой разумеющееся. Собрали все, что нужно в дальнюю дорогу, сбросили показатели бортового компьютера и отправились в путь.
Выехали из Омска в субботу в 7:40 утра. Вообще-то, надо гораздо раньше, т.к. на границе собралась не маленькая очередь. К 10:00 мы были на Российско-Казахской границе. Тут же на российской стороне, пока стояли в очереди, оформили страховку ОСАГО. Стоимость на две недели составила 343 рубля.
Каких-либо проблем не возникло, поэтому где-то через час мы пересекли таможню и были представлены сами себе в этой необъятной степной стране. Тут же нашли привал, перекусили и отправились дальше.
Дорога до Павлодара по большей части хорошая, где-то даже двухполосная в каждом из направлений, но встречаются и три участка затяжных объездных, в местах реконструкции автомагистралей. Надо сказать, что ничего страшного в этом нет, дороги грейдируют, ямы засыпают, просто какое-то время придется поплестись с небольшой скоростью и в пыли.
Перед Павлодаром практически законченная многополоска, ровная, как бильярдный стол, магистраль. Приятно ехать. И очень хочется превысить нелогичное ограничение в 50 км/ч. Ну а дальше, после Павлодара, опять затяжной ремонт дороги, проехав который опять можно ехать разрешенные в KZ вне населенных пунктов 110 км/ч. Конечно, можно и больше, но мы решили, что дорогу до озера постараемся проехать не нарушая, и не попадая на дикие казахские штрафы.
Всем автопутешественникам на заметку. Навстречу вам то и дело будут попадаться патрульные экипажи, которые будут замерять вашу скорость прям на ходу. Уж не знаю, насколько их аппаратура делает это точно, и что написано в их инструкции по эксплуатации, но каждый раз, когда радар-детектор на ровном месте начинал пищать в диапозоне «К», я сбрасывал скорость, и через какое-то время обязательно на встречу ехал патруль.
Вот так неспешно первый день пути подходил к концу, и конечным пунктом был город Караганда.
При въезде в город федералка была перекрыта, и стоял знак объезда, показывающий в город. Город так город подумали мы и, доверившись навигатору, начали углубляться. Первая мысль, которая посетила наши головы, так это то, как все-таки высокие штрафы влияют на аккуратность вождения. Практически после каждого перекрестка висит знак 40. И потоки автомобилей медленно передвигаются от светофора до светофора. Перебор, подумали мы, ведь крупный город должен бурлить, время-деньги, как говорится, такими темпами быстро добраться из одной части города в другую очень проблематично. Но так как все эти минусы не касались вечерней субботы, то ехать было весьма приятно.
Пацанчики в количестве 4-5 человек набивались в заниженые ВАЗы, Тойоты, Ниссаны, и с открытыми окнами медленно прокатывались по широким улицам города. Периодически поглядывая то на нас, то на диски авто, то на проходящих по тротуарам девушек. Диски нашей октахи им явно нравились, и в знак уважения они то и дело приветствовали нас поднятыми из окон руками. Может, диски, а может, иностранные номера, все равно приятно. И вам, ребята, уважуха, не гоняйте и живее будете.
Проехав в первый день всего 800 км, за Карагандой остановились на ночлег в кемпинге, рядышком с дальнобойщиками, и это была первая проведенная ночь в нашем семейном автомобиле. Звучит заманчиво, но нет, речь пойдет исключительно об удобстве :)) Всем известно, что интерьер новой октавии отличается широтой и простором. Супруга, уместилась на заднем диване, я же перебравшись на переднее пассажирское сиденье и откинув его почти полностью, прекрасно вытянулся и уснул, укутавшись в плед. Утром, без всякой хвальбы Шкоды, мы действительно чувствовали себя выспавшимися. Тут же проверился и один домысел о том, напряжение в прикуриватель подается постоянно, или все же отключается при заглушенной и заблокированной машине? И да, напруга там постоянная.
Караганда — пока, Балхаш — привет! Путешествуя через Казахстан в Кыргызстан, вы обязательно проезжаете город Балхаш и попадаете на озеро Балхаш. Что в честь чего названо не знаю, но побывать и искупаться в озере Балхаш вы просто обязаны. Сразу же после выезда из города есть рекламный щит с надписью «Дом отдыха Балхаш». Вот после него вам и нужно свернуть налево, проехать 2,9 километра грунтовки, упереться в дом отдыха, повернуть налево, проехать еще 400 метров через 4 лежачих полицейских и остановиться около базы отдыха под названием..., не помню, в общем. Помните сериал «Lost» (Остаться в живых)? Снаружи эти домики походят на те, в которых жили ученые на острове. И аллейка с песочницами, и каруселями напоминает об этом сериале. Вход на пляж бесплатный. Цвет воды озера неестественно бирюзовый, как будто с картинки. Вода прозрачная, и очень-очень теплая. Купаться одно удовольствие.
Отдохнув, набравшись сил, и забив в навигаторе город Алмата, мы двинулись дальше. Проехав какое-то время, вы становитесь перед выбором. Ехать либо на Алмату, либо на город Шу. Карта говорит о том, что, поехав на Шу, мы экономим кучу времени, но люди на форумах говорят, что время тут не самое важное, важнее нервы и целая машина, т.к. дорога на Шу убитая, а на Алмату вполне сносная федералка «Екатеринбург—Алмата». Не долго думая, свернули налево по федералке. Забегая вперед скажу, что ехать надо было на Шу, и не понимаю, зачем так пугать народ. Участками дорога, конечно, гумно, но такие участки в KZ повсеместно. Да и дальнобои почему-то говорили, что ехать лучше на Алмату. В общем, ладно, поехали, так поехали.
Какое-то время дорога совершенно не похожа на федеральную трассу, но потом становится вполне годной. Уже темнело, расстояние до города Кордай (Казахстано-Кигризская граница) составляло порядка 300 км. Мы решили, что границу нужно пересечь именно ночью, т.к. тратить время с утра совсем не хотелось. На границе мы были полпервого ночи.
Несмотря на то, что наш авто был вторым в очереди, потратили почти 2 часа. Сначала казахи с удовольствием посмотрели содержимое машины, дивились размерам багажника и докопались до моей канистры с бензом. Якобы нельзя ввозить топливо в Кыргызстан, но типа раз первый раз, то простим. Денег хотели, видимо, но раз я не даю, они и не настаивали. Дальше проезжаю к киргизам.
Эти ребята оказались понаглее. Посмотрели багажник, салон. Потом киргиз спросил за сколько можно купить такую октавию, я ему сказал в рублях, потом он перевел это в сомы, а потом и доллары. По его вздыхающему лицу я понял, что вымогать он будет теперь еще усиленней. Поговорили, он отправил меня заполнять таможенную декларацию. Декларация заполняется только на авто, людей вписывать не надо, наличность до 3000$ не декларируется.
После того, как я заполнил декларацию и пошел ставить штампик, началось самое интересное.
— Когда планируете обратно, — спрашивает меня киргиз.
— 11-го июля.
— Тогда придется заплатить, — говорит мне ушлый киргиз, — так как декларация выписывается на неделю, и чтобы продлить, придется возвращаться, а тебе ведь это не надо, лучше сразу подольше сделать?
— С х...ли загуляли? — вежливо спрашиваю я.
Такие правила, говорит он, на что я говорю, что платить ничего не буду. Дальше присоединяется второй киргиз, что спрашивал про стоимость авто, и давай меня лечить про экологический сбор. Про экологический сбор я слышал, и поэтому начал спрашивать хоть какие-то правовые документы, указывающие на сумму сбора и собирающий этот сбор государственный орган. Еще немного помыкавшись, мне поставили штампик с нужным мне числом, и напоследок обозвали меня жадным. К слову, просили 2000 тенге. Деньги не великие, но и на дороге не валяются.
При выезде, на последнем КПП пограничник попросил минералки, потом попросил влажных салфеток. Салфеток мы ему дали и, окончательно вымотавшись, с единственной мыслью о сне пересекли границу. Вторую ночь провели так же в кемпинге дальнобойщиков, недалеко от границы. Пробег в эти сутки составил 1200 км. Поэтому отключились мы моментально. Так закончился второй день пути. До пункта назначения рукой подать.
Часть 2
Киргизия встретила нас солнечным и жарким утром. Проснулись мы от духоты, палящего солнца и звенящего звука болгарки. Ночью мы вообще не поняли, где остановились, т.к. ночи тут кромешные. Увидели много фур и свернули. Поутру же все стало ясно. Это некое подобие металлобазы, где разбирают и ремонтируют прицепы от фур, грузовиков, грузовичков, ну и бампер, наверное, тоже прилепят, если попросить. Умылись, немного перекусили и путь!
Путь до озера пролегает через затяжное горное ущелье. Дорога, не считая нескольких участков, идеальная. Ехать одно удовольствие. По пути вам, естественно, будут попадаться дорожные знаки. Советую их соблюдать, т.к. в 100 процентов случаев радар-детектор не обманывал, и мы исправно натыкались на патрульные машины с радарами. Причем стоят эти патрули специально за поворотами, чтобы ты не успел снизить скорость. Поэтому старайтесь соблюдать скоростной режим, даже если штраф за превышение в KGZ копеечный, обуют на чем-нибудь еще.
Проехав через ущелье, мы остановились в каком-то бурлящем, похожем на перевалочный пункт, месте. Тут же в ряд расположены около пяти банков, в одном из которых мы и обменяли свою наличность на чужую. Курс на тот момент составлял 1,48 сома за 1 рубль. Дальше мы зашли купить воды и мороженое, и наткнулись на приветливого продавца лет эдак пятидесяти. Когда он узнал, что мы из России и долго едем, то предложил нам пиво, на что мы удивленно на него посмотрели. Он решил, что для нас это должно быть в порядке вещей, но на наше недоумение, он сказал, что у них это в порядке вещей и что можно, и что это повсеместно. На вопрос, а как же законы, он ответил очень понравившейся мне фразой: «У нас закон в кармане» и похлопал себя по ляшке. Напоследок мы отоварились у него мороженым, еще немного поболтали, и двинули дальше.
Дальнейшая дорога проходит вдоль побережья озера Иссык-Куль, сквозь множество небольших поселков. Что примечательно, между поселками, по обеим сторонам трассы, высажены тополя, которые достигли такой высоты, в некоторых местах редкие лучи солнца могут проникнуть сквозь кроны этих величественных деревьев.
Проехав один, второй, пятый, десятый поселок, мы наконец-то попадаем в пункт назначения — Чолпон-Ата! Первое, с чем приходится столкнуться, это полный хаос на дорогах. Как они ездят, не забудет никто, кто хоть раз имел возможность водить тут авто. Разметка, светофор, знаки, поворотники — что это все такое и как этим всем пользоваться, там знают единицы. В общем, увидели, поняли, что тут к чему, дальше отключайте голову, включайте русский разговорный, руку на сигнал, и становитесь своим среди чужих. А иначе вы точно куда-нибудь вляпаетесь, или в вас.
Город прост как два рубля. Одна центральная улица и множество ответвлений от нее, ведущих в частный сектор с гостевыми домами, санаториями, гостиницами и т.д. Скорее всего, вас уже при въезде остановят прям с колес на каком-нибудь перекрестке и предложат заселиться именно к ним. В общем-то, вы можете воспользоваться услугами этих посредников, т.к. даже с их услугами хороший номер с телеком, холодильником, душем, туалетом, вай-фаем, широкой двухспалкой и шаговой доступностью до озера вам обойдется всего в 600 сом (400 руб.) с человека в сутки. Ну а если найдете сами, и того меньше.
Тут каждый первый дом гостевой. Сварачиваете с центральной улицы в сторону озера, и стучитесь в первый понравившийся дом с парковкой, и вам наверняка предложат то, что вы ищете. Честно сказать, мы долго выбирали. Сначала посмотрели санаторий «Голубой Иссык-Куль». Походили, поглядели, спустились к пляжу, посмотрели ценник в 2800 сом за более-менее приличный номер и поехали дальше. Можно остановиться и там, но совсем уж грусть-тоска. Я думал, что советчина меня не испугает, но там даже запах той эпохи. Нет уж.
Дальше один гостевой домик «На Рублевке», который нам понравился, но решили посмотреть еще. Следом была какая-то дорогая гостиница почти на берегу, потом переезд дальше по побережью через Бостери, в Булан-Сеготту. Тут мы глянули санаторий «Аврора». Он нам напомнил эпоху гайдаевских фильмов, снятых на побережье Черного моря. Этакий Ялтинский уголок в Киргизии. Место понравилось, но вот номера стоимостью 3800 сом за средний класс совсем убогие, а типа люкс там за пятерку, но надо понимать, что там за люкс. Подумав немного, махнули мы на поиски, вернулись в Чолпон-Ата, приехали на «Рублевку», заселились и пошли отдыхать на пляж.
Солнце на Иссык-Куле жарит очень сильно, даже несмотря на то, что казалось бы солнца-то и нет и не жарко совсем. Немного повалявшись и отдохнув, мы пошли обратно в номер. Так и закончился первый день нашего пребывания на озере.
Чем можно заняться на озере? По сути, если уж разобраться, то вариантов немного:
— можно загорать на пляже, с периодическими заходами-выходами в озеро и из озера. Вода в начале июля еще прохладная. Долго в воде не побарахтаешься.
— можно потихоньку кирять на пляже и есть вкусные местные арбузы;
— можно ездить на экскурсии и постигать культуру государства.
Но вообще-то, для хорошего отдыха нужно постараться все совместить, и не упустить ни один из пунктов. Что-то удалось, что- то не очень, а где-то и погода подвела. Но обо всем по порядку.
Второй день был посвящен поездке на «Горячие источники» и «Григорьевское ущелье». И первым пунктом программы были «источники». Ближайшие источники находятся около поселка Чон-Орукту, от Чолпон-Ата около 60 км.
Надо сказать, что такую штуку, как парилка под открытым небом, да еще и лечебная, надо организовывать с размахом! Как нам сказала одна туристка из Бишкека: «Киргизы народ ленивый, не люблю себя за это, представляете, как здесь можно было бы все сделать, а тут вон…» В данном случае мы имеем некоторое количество бассейнов, выложеных из валунов, полуработающее кафе, палатку с свежевыжатыми соками, бунгало с двумя массажистами, ну и, конечно, саму воду из термального источника.
Вода действительно горячая. Как пишут, ее температура 48°C. Кому как, конечно, но под падающий поток воды залезть рискуют не многие. Совсем поразмякнув, пошли на массаж. За 300 сом в течение 15 минут наминают очень прилично, нам понравилось. Потом еще немного пооткиснув и выпив чая, мы решили ехать в обратную сторону, а именно город Бостери и его широко известное Григорьевское ущелье.
К слову сказать, это ущелье вы увидите в программе «Орел и решка» (в Бишкеке) на телеканале «Пятница», правда, время года там выбрано неудачно, но кое-какое представление получить можно.
Поворот на Григорьевское ущелье находится в 33 км от Чолпон-Ата в городе Бостери. Перед въездом в ущелье стоит шлагбаум, будочка с надписью «касса», и ребята, которые предлагают сфотографироваться с соколами или орлами или беркутами, уж точно не знаю, как они правильно называются, но дальше вы будете встречать этих навязчивых ребят с птицами часто. В будке запишут регистрационный номер автомобиля и возьмут плату за въезд. На двоих мы отдали 310 сом.
Дальше вы поднимаетесь все выше и выше по ухабистой горной дороге, через горные ручьи, свисающие скалы и красивейшие луга, прям как в фильме «Властелин Колец».
По пути вам будут встречаться пасечники, торгующие медом и медовухой, пастухи предлагающие кумыс и прогулки верхом на лошадях и мулах. Так же весь путь будет сопровождаться стоянками, на которых вам предлагают отведать национальные блюда, а так же свежеприготовленную форель из горной реки. Изумительное по вкусноте блюдо, обязательно попробуйте.
Конечным пунктом ущелья будут горные озера. До первых двух можно доехать на машине, а до третьего придется добираться на лошадях, но вот, сколько ехать, мы не узнавали, да и никакого желания углубляться не было. Честно говоря, ничего особенного в этих озерах нет — это больше маркетинговый ход, чтобы турист проехал ущелье от начала до конца и обратно. Но проехать все же стоит. Когда вам еще выпадет такая возможность?!
По нашим ощущениям протяженность ущелья около 15 км. Октавия с ППД справилась с ним на ура, не считая пары зацепов защитой картера двигателя, но ничего серьезного. В одном месте на подъеме буксанул, но и это не проблема. Но вот будь авто на европодвеске, уж не знаю, стоит ли пробовать сюда соваться, т.к. миллимитражей хватает. Ну а на обратном пути, конечно же, завязываем ленточки, и загадываем желание. А вдруг сбудется :).
Место классное и посетить его определенно стоит, если вы приехали на Иссык-Куль. А уж какие замечательные фото получаются, вы и сами видите. Был бы аппарат посерьезней, было бы куда красивее! Вот так и закончился второй день нашего отдыха.
Часть 3
Четвертый день был выделен снова под поездку на горячие источники. Уж очень нам понравилось! Народу в этот раз было очень много, и на парковке, на том же самом месте, где мы парковались вчера, была замечена lada kalina с 55 регионом на номере. Найти их среди толпы было не просто, да мы и не пытались, но все же было любопытно. В итоге мы все же нашлись в соседних бассейнах, ну и первым делом, конечно же, было обсуждение дороги, Жолповцев, да и, вообще, пути следования в Киргизию. Повезло им меньше нашего. Выезжали они из Омской области через Одесское, потом не смогли купить страховку на границе, ну и как итог — много денег в карман служителей Назарбаева. А потом еще и за превышение пару раз хлопнули, в общем, хорошего мало. Но зато они не делали крюк на Алмату. И этому их совету мы впоследствии последовали. Через какое-то время земляки отчалили, а мы, распарившись, опять пошли на массаж. Затем, выпив свежевыжатого морковного сока и набравшись сил, приняли решение ехать в еще одно известное на озере Иссык-Куль место — ущелье Джеты-Огуз с его главной достопримечательностью — водопад.
Чтобы попасть туда, нужно проехать от Чолпон-Ата что-то около 170 км, обогнув озеро с восточной стороны.
По пути через ущелье есть, пожалуй, еще одна местная достопримечательность. Это пещера.
Пещеры я люблю. И надеялся, что там я увижу действительно пещеру со стоянкой первобытных людей, с ходами, помещения, и т.д., но нет! За 200 сом с человека вам будет предложен фонарик, а дальше по тропинке вы идете к скале, поднимаетесь по лестнице ко входу в пещеру и входите во влажное темное лоно, чуть меньше двух метров в диаметре и 30-40 метров глубиной))). Парень на проходной уверял, что пещеру открыли недавно, и что она имеет природное и древнее происхождение. Как бы не так. Пещера была искусственной, о чем свидетельствуют отметины клыков тяжелой техники, разбросанная вокруг выработка горной породы и кое-где отверстия диаметром 40-50 мм. В конце пещеры вы упираетесь в разгрызенную клыками стенку горной породы и разворачиваетесь. Отстой и кидалово.
Немного расстроившись, поехали мы дальше. Вокруг нас все так же луга, горы и горная река. Красота неописуемая. Как мы поняли, это ущелье гораздо известнее Григорьевского, т.к. здесь мы то и дело встречали кучу иностранных туристов, да и цель всего похода не спокойные небольших размеров озера, а самый настоящий водопад, падающий с высокой горы.
Так же здесь находится так называемая Гагаринская роща, высаженная из елей. Ее хорошо видно, когда вы поднимаетесь к водопаду. Что за роща, кто садил и причем тут Гагарин, мы так и не выяснили. Как нам сказали бывалые, надо было брать экскурсовода, так интереснее и познавательней...
Добравшись до места, вы сразу поймете, что тут вам нужно остановиться, так как припарковано много машин, туристических автобусов, кругом юрты и слоняющиеся туристы. С ходу к нам подлетели ребята на лошадях и предложили подняться до водопада на лошадях. Прогулка, конечно, не самостоятельная, и пришлось разбиться на пары. Жена на одной лошади, а я на другой, ну и сзади по киргизенку :). В процессе выяснилось, что наших лошадей зовут Бумер и Супермен. Фантазия, однако. Ок, поехали. Путь действительно не близкий, и даже после того как мы поднялись высоко в горы, пришлось пройтись еще немного пешком. И вот мы у водопада. Вы, наверное, уже видели водопады, так вот этот такой же. В общем-то, нормальный себе такой водопад, картинка красива и радует глаз!
Время вечер, туристы поразъехались, мы спустились к месту стоянки, попытались найти еду, но ожидать около часа, пока приготовят, желания уже не оставалось, ну и решили мы поехать назад. Вот такое оно Джети-Огузское ущелье. Говорят, что без экскурсовода неинтересно, и что мы очень многое упускаем, путешествуя одни, но вот что я вам скажу. Все экскурсии сводятся к одному — это местные легенды о том как появилось озеро Иссык-Куль, и о том как раскурочились скалы и прозвались «разбитое сердце», и еще парочка подобных. Из легенд, думаю, самые интересные из тех, что я слышал — это «12 подвигов Геракла». Вот там он нормально развернулся, а тут не тот масштаб. В общем, брать сюда отдельную экскурсию или не брать, решать только вам :).
Время идет, погода портится, идут дожди, по телеку Чемпионат мира по футболу 2014, но игры все ночью, а ночью тут спится так, что из пушки не разбудить, так что окончание чемпионата мы не видели!
К середине следующего дня на озеро снизошла благодать, погоду все же отпустило, и решили мы прокатится в городок Бостери, где по заверениям многих местных проходят самые лютые вечеринки, и тусует вся молодежь, которая приезжает на озеро! Нет, поехали мы не на вечерину, а просто посмотреть, что же туда притягивает люд.
Народу там действительно много, машину припарковали с трудом. Чтобы пройти на пляж, необходимо пройти сквозь какой-то санаторий, предварительно заплатив что-то около 50 сом. Пляж нам показался грязноватым и больше походил на барахолку с множеством палаток с едой и сувениров. Но есть тут два места, которые необходимо посетить. Первое — это колесо обозрения и американские горки. Колесо обозрения, думаю, ничем не отличается от тех, на которых вы уже бывали, хотя оно действительно высокое, но на берегу озера — это впечатляет.
А вот американские горки для нас были в новинку. Пульт управления, вагонетки китайские, металлоконструкции, думаю, тоже оттуда. Вагонетки уже порядком люфтят на рельсах, так что когда состав начинает закладывать петлю, такое ощущение что вот-вот все отлетит. Классно. Все живы-здоровы, эмоций куча. И напоследок можно получить фото поездки по 100 сом за штуку. Лица во время поездки очень смешные, но выложить, к сожалению, не могу, жена убьет :).
Очередной день подходит к концу. И несмотря на короткий промежуток времени, проведенный в Бостери, поездкой мы остались довольны. На обратном пути в Чолпон-Ата, заметили бредущего в одном с нами направлении, с большим походным рюкзаком, автостопщика. Решили подвезти. Автостопщиком оказался молодой парень из Ижевска 20 лет. Без карты, навигации, да и без дальнейших планов на дальнейший путь. Интересный малый. Путь его, по сути, повторил наш, не считая дороги из Ижевска до Омска, дальше в планах был Казахстан, а про Иссык-Куль он в процессе надумал. Потом хотел в Узбекистан, но не решился. Когда мы сказали куда едем, то его это удивило, т.к. в Чолпон-Ата он уже был, и не планировал оказаться там снова. Но, говорит, какая разница, поеду к границе :). Проехав до Чолпон-Ата, мы пожелали парню удачи и распрощались.
Это был предпоследний день нашего отдыха. Много, конечно, чего не посмотрели, много где не были, но одно место, непосредственно в Чолпон-Ата мы все же успели посетить. Но это будет уже другая история. А на сегодня все…
Часть 4 (the end)
Заключительный день отдыха. Не хочется писать много о том, как мы его провели, поэтому буду краток, т.к. впереди обратная дорога, а так как это автопутешествие, то и говорить нужно об автопутешествии, а не о том, как я валялся в шезлонге и пил холодное пиво, в то время как меня грело солнце и обдувал легкий ветерок…эх.
День перед отъездом решили посвятить исключительно прогулке и посещению культурного центра под открытым небом «Рух-Ордо» (http://ruhordo.kg/). Идея в том, чтобы собрать под открытым небом все религии мира, и плюс ко всему все культурное наследие Киргызстана. Покупаете билеты по 400 или 500 сом за человека, проходите через арку и присоединяетесь к группе, которую сопровождает экскурсовод. Девочки там рассказывают все четко и интересно, но на каверзные вопросы ответить вам не смогут.
Скажу честно, картинка красивая, но это все откровенный винегрет. Религия, культура, мифы, былины, современники и деятели прошлых эпох и т.д. и т.п. К тому же при более детальном рассмотрении практически любого экспоната, понимаешь, что выполнено все достаточно некачественно и на скорую руку. Китайские скульптуры и фонтанчики с музыкой, китайские картины, а те картины, что не китайские якобы, а местные — не подписаны автором. Я в недоумении, автор всегда подписывает свое полотно. Постеры, видимо. А в картинной галерее там бассейн. Зачем, для чего, с какой целью — не понятно.
А легенду про Тамерлана помните? Ее еще какой-то банк в качестве рекламы в девяностых использовал. Так вот нам показали реконструкцию тех дней, а именно кучу из камней, оставленных воинами Тамерлана. Даже эта куча была навалена валунами размером с футбольный мяч и больше. Ну как так то?! Символизм, но не до такой же степени! По натуре я скептик, и всю эту халтуру разглядывать долго не мог. Так что, отслушав речь гида, мы практически сразу попрощались с этим местом.
А дальше сборы, сборы, сборы, и утренний выезд в сторону Бишкека. Почему Бишкека, а потому, что решили мы заехать на знаменитый рынок Дордой, входящий в десятку самых крупных рынков мира.
Много чего о нем слышали и, конечно же, было решено выделить день под обследование и изучение достопримечательности. Давайте сразу оговорю основные моменты. Работает рынок с 4:30 до 16:30. Приехали мы туда к 7:30, а вышли оттуда в 16:30, при том что денег-то забронированных под это дело еще оставалось, но сил уже не осталось.
Примечательна фраза одной из покупательниц о том, что «Дордой убьет любого», и в условиях 40-градусной жары она была права. Так что приезжать туда надо гораздо раньше. Купить там можно действительно все, от шмоток и бытовой техники, до предметов интерьера, бытовой техники, электроники и автомобилей. Очень хотел на авторынок, но не успели.
Рынок делится на китай, европу, опт и еще там что-то. Заходите туда, осматриваетесь, спрашиваете, где опт, и идете первым делом туда, т.к. опт работает чуть меньше по времени, но в розницу многие торгуют. Смысл в том, что розница покупает у оптовиков и продает подороже буквально через два ряда. Вот такие дела.
Короче, несмотря на то, что это китайская барахолка, понял я одно — вещей качественных и фабричных там много, а не один шерпотреб, но надо ходить и искать. Цены в два-три-четыре раза ниже, чем у нас, на те же самые шмотки. Самый запоминающийся пример с кроссовками. Отдал за пару хороших фабричных кроссовок 350 рублей. Тут они стоят в сток центрах adidas за 2500 р. Оставив там 20 т.р., на те же шмотки тут вы потратите 50-70 т.р. А значит, надо призадуматься, составить список и затариваться вплоть до носков! Поверьте, не пожалеете!
Ну все, Дордой пройденный этап. А дальше Киргизско-Казахская граница, будь она не ладна!
Оставшиеся сомы мы сменяли на рубли в ближайшем обменнике, пока стояли в очереди на таможню. Дальше вы въезжаете по коридору, вас встречает пограничник и сходу просит 500 за легкий и непринужденный проезд дальше. А потом еще пятьсот напарнику в окошке, который пробивает паспорта. Сомов не было, и пришлось сунуть штукарь. Ну, я-то смотрю, что очередь шевелится, а еще земляк с Новосибирска, что ехал за мной, говорит, что это нормально и лучше дать. Но он, сука, ошибся. Я денег дал, но начал помаленьку подзалупливаться (это ж почти три пары фабричных кросс!). В итоге я проехал еще несколько метров до ближайшего кармана, и начались собаки, вытаскивания всей утвари и всякие допросы с ехидными улыбками на лицах. Устроили показательную порку, в общем.
Этих козлов я в итоге победил (или они меня, уж не знаю), думаю, уж казахи-то должны пропустить без лишней возни, НО! Проезжаю дальше в сторону Казахстана, и меня завернули на конкретный и беспощадный досмотр. Там же оказался и этот «умный» и услужливый новосибирец (не самый лучший представитель своего региона).
Короче, такого ада я давно не испытывал. Сначала в этой жаре стоишь ждешь своей очереди где-то час. Потом вытаскиваешь все барахло из машины, вплоть до запаски, дальше шарят бензобак с помощью камеры, потом грязные овчарки, беспардонно брыгзгая слюной и марая обивку, шарятся у тебя по салону. Дальше заезжаешь на яму, и один из казахов начинает со всей дури обстукивать дно плоскогубцами, вытаскивая каждую технологическую заглушку. Ну и напоследок мне говорят, открывай воздушный фильтр, глянем, а иначе не поедешь. На тот момент я понятия не имел, как он снимается, и рад, что не стал этого делать, т.к. у меня бы тупо не получилось. Простите за мат, но как вспомню..! Таким макаром мы потеряли часа 3. Хоть и вечер, но температура под сорок не спадала. Жена сразу же перешла границу, и все это время находилась за пределами таможенной зоны, без денег, питья, и какого-либо укрытия от солнца! За нее реально переживал.
Ладно, граница пройдена, обиды НЕ забыты (еще вернемся), уже порядком вечереет. Как и задумали, на Алмату мы не поехали, а двинулись сразу на Шу. Дорога и правда так себе, а местами отвратительна, но при свете дня ехать можно с успехом. А вот ночью я бы подумал, ехать туда или нет. Ехали довольно медленно, я то и дело затаривался энергетиками, т.к. день порядком вымотал, и вот уже на подъезде к Шу приключилась довольно интересная история.
И какая бы вы думали? Ну конечно, развод водителя-лоха инспекторами дорожной полиции! Эта история, к сожалению, единственная и, может, поэтому для меня стала уникальной, т.к. перечитав перед поездкой различных казахских и не казахских форумов про разводы жолповцев, такую историю я еще не читал, и готов к ней не был, так что выкручиваться приходилось на ходу.
Остановились мы на обочине отдохнуть и протереть фары и стекла, заодно и по нужде, конечно, сгонял в ближайшую лесопосадку. Выхожу, а около нас трется патрульный автомобиль и два болванчика. Подхожу, здороваюсь, тут же без всяких церемоний один из них берет мою руку, обнюхивает и спрашивает, чего я там делал.
Я ему объяснил как есть, на что он просит предъявить документы. Показываю. Первым делом начинают тереть за мою якобы липовую страховку. Мол, рукописная, тут и там графы не заполнены, и т.д. Минутку, говорю. Готовы ли вы подтвердить свои слова и доказать, что полис липовый. Давайте, говорю, звонить в страховую и пробивать по базе данных, раз такая петрушка. На что они мне говорят, что текст должен быть печатный и, дабы это доказать, останавливают первый проезжающий автомобиль и тычут мне страховку этого бедолаги. Аргумент для меня оказался не убедительным.
Дальше подъезжает второй автомобиль дорожной полиции, за компанию, видимо. Меня продолжают обрабатывать. Знаете, говорит, что у нас тут зона особая. Мы стояли неподалеку от вас и видели, когда вы остановились, и т.к. вы стояли больше десяти минут, решили к вам подъехать. У нас тут с наркоманией и наркотиками борются, и есть подозрение, что в кусты я ходил не просто так. Сейчас мы проедем на медосвидетельствование и, конечно, если вам нужен адвокат, то предоставим вам бесплатного адвоката. Я говорю, поехали, че терять-то, будем освидетельствоваться, главное про адвоката не забудьте. Конечно, говорит, будет адвокат.
Короче, забрал чел мою страховку и говорит: следуйте за нами. Сели, поехали. Проехали двести метров, они тормозят, я за ними, выходят из тачки, отдают страховку, желают удачи, и после мы опять предоставлены сами себе! Вот такая неординарная история.
Ну, а дальше ночевка за Шу, потом езда, потом прекрасное озеро Балхаш и купание, опять езда и ночевка за Павлодаром. И с утра пораньше заключительный марш-бросок на Омск. Казахско-Российскую границу проскочили минут за 15, ну а дальше родные глазу березы и сосны, луга и поля. Все-таки природа в России особенная, и по ней очень быстро начинаешь скучать.
Часам к двенадцати дня мы подъехали к своему родному городу. Было очень неприятно опять запаковывать себя в эту грязную, вонючую и тесную коробку, переполненную людьми и машинами. Ощущение такое, что тебя связали по рукам и ногам, и сделать ты с этим ничего не можешь, но всего трех дней хватило, чтобы опять прийти в норму и почувствовать себя частью всего этого. Адаптация, черт возьми.
Вот собственно и весь рассказ о летнем отдыхе и автопутешествии как таковом. На дворе уже мерзлючая и сырая осень. Иссык-Куль явно отпечатается у вас в памяти очень и очень надолго. Очень добрые, простые и слегка наивные люди не оставят вас равнодушными. Если бы меня попросили коротко описать Киргызстан, то я бы сказал так — это страна незатейливая и неприхотливая, бедная, но заслуживающая богатства, страна больших возможностей, но слабой воли.
Спасибо всем тем, кто смог все это прочитать, надеюсь, было интересно!