Памир — крыша мира. Автопутешествие

Машины-альпинисты
Карабкаются ввысь…
Ю. Визбор.

В силу ограничений, накладываемых работой, полноценный отпуск этим летом опять никак не получался…, только двенадцать дней максимум, мда, а планов как всегда было громадье. Что можно уложить в эти двенадцать дней, так, чтобы впечатления остались на годы вперед, так чтобы морально отдохнуть, вытряхнуть из головы рутину и заботы? Овощной отдых по этим причинам отпал сразу, тем более что жена с детьми морем и пляжем обеспечены уже были, т.е у меня появилось моральное право на свободу выбора.

В принципе, давно уже было желание попасть под пик Ленина, ехать туда из Алматы два дня: день до Оша, еще день от Оша через перевал Талдык в Алайскую долину и оттуда под Ленина, на Луковую поляну.

Возможные препятствия:

1. Ферганская долина, путь пролегает через ее киргизскую часть (Ош, Джалал-Абад) — неспокойный регион, три года назад там повторился жестокий этнический конфликт.
  2. Нужен пропуск в Алайскую долину.
  3. Наведение справок, чтение форумов, отчетов путешественников убедило, что на данный момент в регионе спокойно.

С пропуском в Алайскую долину, как выяснилось, проблем особых нет. Турфирмы в Бишкеке предлагают оформить данный пропуск по цене 15 евро с человека, если в течении месяца и по 30 евро если срочно, дня за два…

Т.о. до пика Ленина добраться не так уж и сложно… Аппетит же, как известно, приходит во время еды, возникла мысль, а почему бы не уйти из Алайской долины в Таджикистан, на Памир?

А что я знаю про Памир? Это горный регион, расположенный в Таджикистане, в его составе находится самая высокая вершина бывшего Союза — пик Коммунизма, по нему проходит самая высокогорная, опять же в Союзе, автодорога — Памирский тракт. Вспомнилась старая черно-белая фотография Георгия Зельмы — одиноко ползущая по этой дороге, среди невообразимы гор, полуторка, послушал песню Юрий Визбора про Памирский тракт и все — бздынь, какие-то струны во мне сыграли — я туда захотел!

Возможные препятствия:

1. В г. Хорог, столице Горно-Бадахшанской автономной области, т. е. собственно на Памире, прошлым летом стреляли…
  2. Дорога от Хорога до Калай Хумба вдоль Пянджа, на протяжении примерно 250 км, идет прямо по границе с Афганистаном…
  3. Нужен пропуск в Горный Бадахшан.
  4. Дорога по Памиру своеобразная.
  5. Возможная горная болезнь, т.к. высоты до 4655 м (перевал Акбайтал).

Повторное наведение справок, чтение форумов и отчетов убедило, что там все тихо-мирно в данный момент.

Пропуск в Горный Бадахшан оформляется в таджикском консульстве в Алматы за 10 долларов с человека в течение дня.

Для всяких дорог есть подготовленный 105-й «крузер», хотя оставался открытым вопрос, как будет вести себя атмосферный дизель на высотах под 5 км, забегая вперед — вел он себя примерно так:

Горную болезнь планировалось победить остатками здоровья и еженедельным пребыванием на 3 500 м, т.к. у нас свои горы под боком.

План маршрута сложился такой:

Алматы—погранпереход Курдай (Казахстан—Киргизия)—Бишкек—Токтогул—Ош—Сары-Таш—погранпереход Бор-Добо (Киргизия—Таджикистан)—Мургаб—Хорог—Душанбе—погранпереход Карамык (Таджикистан—Киргизия)—Ачик Таш (пик Ленина)—Ош—Токтогул—Бишкек—погранпереход Курдай (Киргизия—Казахстан)—Алматы.

Были опасения насчет погранперехода Карамык, т.к. по информации из различных источников в нете он является только двусторонним (только для граждан Киргизии и Таджикистана)… На случай ухудшения обстановки в Оше планировался запасной вариант с возвращением через Узбекистан.

Вываливаю всю информацию жене, та, естественно, крутит пальцем у виска, но было уже поздно, Остапа понесло… Через некоторое время она говорит, что не пустит меня дурака одного и поэтому едет со мной. Правильно я женился! Детей, естественно, брать с собой не стали, пристроили их у бабушки, за что ей огромное человеческое спасибо!

Штампы-разрешения на въезд в Горный Бадахшан в паспортах стоят, пропуск в Алайскую долину готов и ждет нас в фирме «Достык треккинг» в Бишкеке.

Авто у меня всегда готово к путешествиям, единственно, поменял комплект сцепления (диск, корзину, выжимной), т.к родной комплект уже отходил 150 тыс. и мог подвести, ну и на всякий пожарный случай купил ступичные подшипники с сальниками для них на одну сторону полностью.

Итак 6 июля старт… Не торопясь, доходим до Курдая, желания стоять в извечной очереди не было совсем, поэтому решили сделать небольшую петлю и перейти границу на Черной речке, что и сделали… На пути от Черной речки к Бишкеку попался вот такой позитивный «Космич».

Часам к десяти-одиннадцати утра приехали в Бишкек, покрутились немного в поисках офиса «Достык Треккинга», забрали пропуск и начали бодаться через довольно плотный трафик в сторону Кара-Балты, от этого населенного пункта уходит дорога на Ош.

После Кара-Балты увидели строящийся китайцами нефтеперерабатывающий завод, вообще, именно китайцы, как мне показалось, основные игроки в Киргизии, а не США и Россия… По всей стране их присутствие очень заметно и наиболее ярко оно выражается в массовом строительстве отличных дорог (бетонная подложка, идеальный асфальт)… вот только возникал вопрос, а не строят ли они все это для себя в конечном итоге?

Думается мне, что китайское лобби в правительстве не допустит вступления Киргизии в Таможенный союз, хорошо это или нет для простых киргизов, покажет время, а пока бросается в глаза огромное количество свежих праворулек на дорогах, а у нас народ вынужден уже всякие «гранты» да «приоры» с «патриотами» покупать…

Начинаем подъем на Сусамыр.

Почти залезли.

Надо бы одеться, прохладно, однако.

Ниже по трассе есть КПП, где оплачивается сбор за использование туннеля в размере эквивалентном пяти долларам, это с иностранных легковых машин…

Собственно, сам туннель.

До туннеля в Таджикистане это был худший туннель в моей жизни длинный, с отвратительной вентиляцией, мы были очень рады выбраться наконец на белый свет.

По ту сторону туннеля, долина реки Сусамыр.

Высота в долине не падает меньше 2 000 м, поэтому даже в самое знойное лето температура здесь градусов 20…

Насколько я понял, это место — всекиргизское джайляу, сюда скот отгоняют на лето…

Лошадиный рай…

Крузеру, судя по выражению морды лица, тоже нравится.

Шедевр — двухэтажная юрта! Думал, такое только в анекдотах бывает…

На Сусамыре меня удивило следующее — возле чуть ли не каждой третьей юрты стояли флагштоки с киргизскими флагами… Прямо как в Штатах или Турции, где люди по собственно желанию вывешивают национальные флаги из чувства патриотизма…

Для сравнения, в Казахстане ни разу такого не видел, флаги на дома вешают только из-под палки на всякие праздники…

Сусамыр заканчивается перевалом Алабель (3 200 м по-моему).

По ту сторону перевала пейзажи совсем другие.

Идем вдоль Токтогульского водохранилища, наблюдаем красивые закаты.

Стемнело. И началось ралли Need for Speed. Monte Carlo. Ничего не помню, кроме спусков, подъемов, крутых поворотов, серпантинов.

До Оша не дошли, заночевали на подъезде к нему, припарковашись рядом с фурами.

Проснувшись, привели себя в порядок и поехали в Ош, с намерением заправиться и позавтракать.

Раннее утро., г. Ош.

На подъезде к Ошу обратили на себя внимание солидные дома в большом количестве. Въехали в город, а вот он сам показался каким-то мрачным, внешне все было спокойно, но я шкурой чувствовал напряжение, узбекско-киргизские противоречия здесь не разрешились, а пролитая кровь еще не забылась…

Заправились мы на первой же прилично выглядящей заправке, развернулись и, не завтракая, пошли в сторону Алайской долины.

О топливе: у меня два бака, один штатный на 95 литров, второй австралийский Long Ranger на 185 литров. В дороге пользовался только вторым баком, штатный бак оставался заполненным алматинской солярой на протяжении всего маршрута как резервный, распечатал его только на обратном пути в 70 километрах от дома. На Памире с заправками совсем туго, не было бы у меня двух баков, пришлось бы брать с собой кучу канистр и быть готовым к заправкам ведром из бочки…

Отошли от Оша, настроение поднялось и появился аппетит, остановились прямо на обочине и позавтракали, благо для этого все есть.

Настроение после завтрака улучшилось кардинально. Поехали дальше.

Дорога в Алайскую долину.

Перевал Талдык. Китайцы построили туда отличную дорогу.

Потрепанный жизнью горный козел по ту сторону перевала.

Спускаемся с Талдыка к населенному пункту Сары-Таш, хорошая дорога сворачивает на Иркештам — погранпереход с Китаем, мы по обычному уже, еще советскому, но вполне живому асфальту некоторое время двигаемся вниз по Алайской долине, переезжаем реку Кызыл-су и начинаем подъем собственно на Памир.

Мост через Кызыл-су.

Прощай, хорошая дорога, километров на тысячу…

Илы не могут, а Яки — да…

Нам туда.

Вообще-то, если по-хорошему, стоило бы заночевать в Алайской долине (3 000-3 200 м), ради акклиматизации, но мы понадеялись, как я уже писал, на здоровье, оно не подвело, спасибо ему, а если бы подвело? Поэтому, если двигаетесь на Памир со стороны Оша, акклиматизируйтесь в Алайской долине перед подъемом на высоты свыше 4 км…

Далее был киргизский погранпереход Бор-Добо, встретили там киргизских «80-ку» и «паджеро», полных иностров, также поболтали с румыном на мотоцикле… «80-ка» с «паджерой» только шли на Памир, как и мы, румын уже шел оттуда… Прохождение границы не составило никакого труда, единственно, у нас потребовали уже не удостоверения личности, а загранпаспорта — да, пожалуйста (хотя для граждан Казахстана для въезда в Киргизию загранпаспорт не нужен)…

Пошли дальше, на перевал Кызыл-Арт (4 300 м), по дороге обогнали закипевший таджикский ЗиЛ-130. Кстати, забегая вперед, кроме ЗиЛов стотридцатых на Памире больше советских грузовиков не осталось, никаких «КАМАЗов», одни китайцы четырехосники…

Залезли на Кызыл-Арт, здравствуй, Таджикистан!

Крузак собой доволен.

Для навигации использовал Androzic с картами ГШ + Навител на смартфоне. Раньше для подобных целей использовал защищенный ноут Panasonic Toughbook, неудобно с ним, громоздкий слишком, прогресс на месте не стоит, сейчас смартфон удобнее…

Проехали немного дальше и уперлись в таджикский пограничный пост. Погода изменчива в горах до крайности, минут через 15 пошел снег. Вот такое, пардон, хреновое лето :).

На посту встретили англичан на велосипедах, были эти подданные британской короны зеленоватые (оно и понятно — физ. нагрузка + высота) и морально раздавлены. Из-за языкового барьера они не могли объясниться с пограничниками, которые им говорили: едьте обратно, у вас не достает каких-то печатей, поставьте их и возвращайтесь… Шутники… Я живо представил, как потомки колонизаторов оккупируют мое авто, ибо не бросать же их здесь… Не-е-ет, мне такого счастья не нужно, поэтому пришлось поработать переводчиком и достичь консенсуса… Дело было в банальном недопонимании, с документами все в порядке оказалось…

Вот они, потомки колонизаторов, мы и погранец не заднем плане.

Наша очередь оформляться, все нормально, единственно, нет на посту бланков на временный ввоз авто… Я:
— Он сильно нужен?
Таможенник:
— Если через нас обратно поедешь, то нет, наша же вина…
Я:
— Через другой пост выходить буду.
Таможенник:
— Тогда нужен, особенно если через таджиков пойдешь…

Таможенник по национальности памирец, нужно сказать, что памирцы с таджиками не считают себя одним народом, да и вообще недолюбливают друг друга в целом… Направили меня за бланком в Мургаб, благо, что по пути… И поехали мы в сторону озера Каракуль, высота уже меньше 4 000 м не падала…

Высокогорные пустыни Памира…

Советская колючка и контрольно-следовая полоса за ней на границе с Китаем, хорошо сделано было…

Озеро Каракуль.

Вот тут примерно горняшка дала о себе знать: головная боль и мотор давит. Пришлось остановиться и полежать часа полтора.

Полегчало. Пошли дальше, одноименный с озером населенный пункт, как тут люди живут?

За поселком Каракуль пост какой-то с вот таким гламурным шлагбаумом.

Идя к шлагбауму, ощущаю раздражение и неадекватное желание порвать эти веревки к чертям и ехать дальше, отдаю себе отчет в том, что горняшка не отпустила и неадекватность — ее последствие, давлю раздражение и с дежурной улыбкой захожу в палатку… Там четверо в камуфляже, здороваюсь…

Они:
— Чо, голова болит?
Я:
— Аха.
Они:
— Ниче, пройдет завтра…

Записали наши с женой паспортные данные, данные по авто, попросили подвезти одного из них до Мургаба, я ответил, что не уверен, дойду ли до Мургаба, может быть, заночевать придется, если опять плющить начнет, тогда пожелали они мне счастливого пути и отпустили.

Колючка от поста к озеру.

Идем дальше в сторону перевала Акбайтал, самого высокого (4 655 м) автомобильного перевала в СНГ. Никого. Полное одиночество.

Включил рацию, на канале 15 АМ повызывал кого-нибудь — тишина, ясное дело… Вдруг радио ожило, и я услышал, как кто-то запрашивает обстановочку, работают ли машинки в Караганде… Включил 25 канал FM (общеалматинский СВ канал) и, на удивление, сквозь помехи, услышал обычные пустые разговоры оттуда… Даже настроение поднялось…

Начинаем лезть на Акбайтал.

Я побаивался, что будут проблемы с моими атмосферным, безнаддувным дизелем… Ничего подобного! Кроме обильного черного дымления все было без изменений, тяга не упала, так и поднялся на 1-2 прямой передаче, пониженную в раздатке включать не пришлось…

Лезем.

Залезли!

На удивление и горняшка отпустила…

К вечеру, уже в сумерках дошли до Мургаба, сам по себе решился вопрос с ночлегом, т.к. мы просто наткнулись на гостиницу, возле которой были припаркованы машины, мотоциклы, велосипеды путешествующего люда…, внутри оказалось вполне ничего, насколько это возможно, конечно, в тех условиях, да и цена в 15 долларов с человека более чем демократичная.

Плотно поели в столовой при гостинице и завалились спать, однако часа в три мы оба проснулись как по команде — головная боль, тошнота…, опять приступ горной болезни…, странно, ведь Мургаб находится на высоте 3 600 м…, помаялись с час, приняли анальгин…, полегчало, уснули…

Утро началось с суеты в гостинице, т. к. ко всеобщим сборам добавилось и плохое самочувствие одного из постояльцев, он имел глупость не имея достаточной акклиматизации, принять на грудь…, к нему вызывали врача…

Все собираются в дальнейший путь. На велосипеде — это, конечно, высший пилотаж!

А мы поехали колесить по Мургабу в поисках таможни.

Дедушка Ленин там еще живее всех живых и даже свежепобелен.

Собственно, Мургаб. Самый высокогорный город на территории бывшего Союза, хотя, конечно, городом его можно назвать только с бо-о-о-ольшой натяжкой.

Таможня. Она там есть по той причине, что через Мургаб ходят фуры из Китая.

Сотрудники таможни оказались очень вежливыми ребятами, но делу это не помогло — бланков на временный ввоз не было и там. Вот засада. Ничего, говорят, в Хороге в управление зайдешь, там есть…

Выбора нет, двинули дальше, высота опять полезла вверх на ставшие уже привычными 4 000 м.

Трафика практически нет, два-три «крузера», похоже, коллеги путешественники, поприветствовали друг друга и разошлись, как в море корабли, и две-три китайские четырехосные фуры.

Как я писал выше, КАМАЗов нет вообще, одни четырехосные «китайцы»… Странное дело, у них же вроде проблема с тормозами, во всяком случае у нас было несколько тяжелых аварий с участием китайских грузовиков, во всех авариях причина была одна — отказ тормозов… А как они здесь тогда ходят и не валяются по пропастям разбитые? Может, просто правильные «китайцы» с правильными тормозами на Памире, а наши барыги, как всегда, берут в Китае все самое дешевое, на коленке собранное?

Снова высокогорная пустыня.

Подвезли по дороге киргиза-чабана, спокойный такой серьезный дядька, поговорили о том, о сем… В высокогорной части Памира живут не таджики и даже не памирцы, а киргизы, ибо природные условие слишком суровые и земледельцам делать тут просто нечего. Температура на высотах в 4 000 м зимой падает до -50 с ветром… вот это курорт! Сибирь отдыхает!

Спросил его про отношения с памирцами… С ними у киргизов все хорошо — мир, труд, май… Это радует, в принципе, в Мургабе и так видно, что население смешанное и нет скрытого напряжения как в Оше.

До примерно перевала Кой-Тезек и названия все тюркские — Акбайтал, Кызыл-Арт, Каракуль… Персидские названия начнутся там, дальше — Вахш, Пяндж, Ванч и т.д.

Естественно, с попутчика никаких денег мы брать не собирались, однако 10 сомони (чуть больше двух долларов) он, несмотря на наши протесты, все же оставил…

По дороге попадались сурки, жирные такие, чем они интересно питаются? Велосипедистами недоехавшими наверное J…

И вот такие зачетные дорожные знаки:

На Памирском тракте вообще знаки, в обычном их понимании, отсутствуют как класс, их роль выполняют камни или пирамиды из камней, означающие одно и тоже: «Внимание! Впереди опасность!».

Забрались на перевал Кой-Тезек (4 300 м примерно). Самочувствие хорошее, единственно, голова чуть-чуть тяжелая, будто пил немного вчера…

Высокогорная часть Памирского тракта пройдена, теперь постепенно вниз, даже если дальше по дороге высота и будет расти то до 3 200 м максимум… Технически дорога в летнее время несложная и проходима для полноприводной легковушки или даже неполноприводной, но с хорошим клиренсом и опытным, осторожным водителем.

Сложность заключается в другом:

1. Высота.
  2. Помощи, случись что, ждать можно сутками, особенно на участке до Мургаба. Связь есть только в Мургабе.
  3. Отсутствие заправок.
  4. Ну и сама эта дорога, хоть и не сложная, однако является испытанием авто на прочность, если что-то сломается см. пункт 2.

Пошли вниз.

Спустились на 3 200, а там зелень, ивы растут… Странно, у нас на этой высоте только чахлая травка и мох…

И так нам стало лень ехать дальше, что решил заночевать здесь же. Кухня и спальное место.

Сеанс связи. 21 век. Даже здесь худо-бедно работает мобильный.

Проснулись, позавтракали и двинули дальше к Хорогу, благо до него оставалось где-то километров 150…

Пешеходный мостик.

Верный конь. 6 лет мы вместе.

Противолавинные коридоры перед Хорогом.

Вот такими были первые машины, прошедшие Памирский тракт. г. Хорог.

г. Хорог.

Нашли в Хороге таможенное управление, подошел я к дежурному, обрисовал ситуацию с отсутствием бланков на временный ввоз, дежурный вызвал кого-то — нет бланков! Будут только через два дня! Весело… Дежурный, рассуждая вслух: «Да-а-а, таджикам будешь платить, если бланка не будет, подожди…», — звонит кому-то, потом говорит: «Езжай в кишлак Тем, тебе по пути, там переход в Афган и таможня, найди Анзоба (точное имя уже не помню, поэтому пусть будет Анзоб), он в теме, удачи!».

О как! Спасибо и на этом…

Выдвигаемся из Хорога в сторону Калай-Хумба, теперь дорога пойдет на протяжении 250 примерно километров прямо по берегу Пянджа, вдоль Афганистана.

На выезде из Хорога заправляемся, ничего себе! Солярка по 200 тенге на наши деньги, в два раза дороже, чем у нас. Учитывая местные зарплаты, машина здесь, похоже, роскошь…

Доходим до кишлака Тем. Переход в Афганистан и таможня…

Сворачиваем туда. Стальные ворота, колючка, вышки, Афганистан… Антураж еще тот… Что делать, раз начал, нужно заканчивать… Ломлюсь в ворота, открывает солдат с оловянным таким взглядом, пытаюсь по-русски, а потом по-английски объяснить ему ситуацию, он не ничего не понимает и выразительно так машет АК: иди, мол, чудак, отсюда, пока цел…

Ну я и пошел… Слышу, калитка хлопает, и из нее выходит офицер в возрасте, ну, думаю, он-то русский знает, ибо, наверняка, еще в Советской Армии карьеру начинал. Подхожу к нему… Здравствуйте, товарищ майор… И объясняю ситуацию, он вызывает дежурного и тот провожает меня к Анзобу, Анзоб действительно в теме, оплачиваю официальный сбор в размере 25 долларов, и он заполняет бланк на временный ввоз… Тут появляется другой таможенник и начинает крутить меня на подарки… Еле-еле отмахиваюсь языком, ведь у него преимущество, я у них на территории и в принципе сделать они могут, что угодно…

Все, временный ввоз оформлен, бумажка в кармане, дежурный, провожая обратно за ворота, спрашивает: «Что в ящиках? Патроны?» — «Нет», — в тон ему отвечаю: «Два Cтингера и ЗиП к ним» — «Не шути так больше!», — и закрывает за мной ворота… Ф-у-у-у…

Сегодня по плану дойти до Калай Хумба, завтра до Душанбе, пошли!

Кирпича в округе нет, повсеместно народ строит дома из самого распространенного материала — камня.

Идем вдоль Пянджа, там за речкой теперь постояно будет Афганистан.

Дорога на той стороне Пянджа, света нет, асфальта тем более — каменный век…

Афганцы не дураки, знают толк в правильных машинах — 78-й «прадик» на том берегу. Не будет в Афгане VW Amarok`ов всяких, Hilux`ы есть и будут, ибо людям там не шашечки, а ехать нужно…

Пяндж.

Опять Афганистан. Двое идут куда-то.

Дорога.

Качаю колесо на велосипеде местным пацанам.

По-русски уже не бельмеса, зато немного, совсем чуть-чуть, но все же говорят по-английски, научил их говорить «спасибо». Прикольные такие пацаны, любознательные, как чистый лист бумаги они, от образования все зависит… дашь академическое образование — станут учеными-ядерщиками, заставишь Коран зубрить — будут считать что Земля плоская…

Сараи, скорее всего для кизяка, на той стороне.

Тоже та сторона, геологам, наверное, было бы интересно.

Пещеры на той стороне.

Занятная надпись.

Долина в Афганистане.

Опять дорога.

Какую-то дорожную технику каменюкой пришибло… все живы, к счастью…

А по Пянджу тащит пыль.

Вдоль реки стоят столбы линии электропередач, на которых повешен оптический кабель… Поражает огромное количеством муфт на нем, на пролете в километр до пяти штук, причем, кабель разнотипный, где-то самонесущий с тросом, где-то обычный, но на пружине повешен… судя по всему, режут его регулярно…

Афганский кишлак.

Дом в Афганистане.

Афганские вертикальные поля — террасы.

То там, то тут пара-тройка сжатых снопов… Это сколько же нужно усилий приложить, чтобы здесь что-то вырастить!

Выскажу крамольную мысль: я афганский крестьянин, корячусь каждый день до изнеможения и так всю жизнь, а семья все равно живет впроголодь, прихожу домой, а на меня дети голодными глазами смотрят, а я сделать ничего не могу, и тут мне предлагают: «Абдулло (например), посади мак, мы купим у тебя его в три раза дороже, чем ты получаешь за зерно». Я откажусь? Вряд ли… Пусть лучше какой-нибудь Иван или Джон где-то там далеко, в другом мире, умрет от передозировки, чем мой ребенок от голода…

А вот хозяева этого дома, наверное, зарабатывают на опиуме уже побольше, чем простой крестьянин…

Очень надеюсь, что ошибаюсь и возвожу напраслину на людей, может быть, все же есть способ зарабатывать там не грязные деньги…

На подъезде к Калай-Хумбу нас останавливают крепкие такие вооруженные люди в черной форме, представляются наркоконтролем, вместе с ними и гаишник, расспрашивают о том, кто мы, откуда и зачем… Записывают наши паспортные данные… Один из них начинает задавать очень конкретные вопросы про Алматы (на какой улице живем и т.д.) , получает такие же конкретные ответы… Чувствуется, что человек у нас бывал и что он нас проверяет… Потом спрашивает, как мы собираемся выезжать из Таджикистана, я ему говорю что через Карамык… Так вас там не выпустят, этот погранпереход только двусторонний, для киргизов, таджиков и все, вернее таджики-то выпустят, киргизы не пустят!…

Так, похоже, информация подтверждается… Я показываю сохранную вэб-страницу сайта киргизской таможенной службы, где данный погранпереход значится, как многосторонний… Тогда этот таджикский силовик, вот не лень же ему было, звонит со своего мобильного на Карамык, консультируется и подтверждает информацию о том, что там мы границу не перейдем и советует, если не хотим идти через Узбекистан, перейти границу с Киргизией в Исфаре…

Вот спасибо! От чистого сердца, из того, что было под рукой, даем ему кулек конфет и пачку бубликов, чай попьешь с сослуживцами… Он отказывается, говорит, что нам нужнее… Командир, ты столько ценной информации дал!.. Он хлопает меня по плечу, забирает презент и мы в приподнятом настроении покидаем блок-пост…

В районе Калай Хумба дорога уходит от афганской границы вглубь Таджикистана (хотя можно и дальше идти вдоль Пянджа к Кулябу), мне по наивности почему-то казалось, что там горы кончатся и пойдем мы по более человеческой дороге…

Ужинаем в Калай-Хумбе… Что-то моя русская православная жена от пребывания на Востоке все больше становилась похожа на местную жительницу :)…

Позволю себе небольшое отступление и забегу вперед… Впоследствии, уже в Киргизии, я напялил купленную на Памире «афганку», очень удобный головной убор, жарко — сдвигаешь на затылок, носишь как тюбетейку, холодно — одеваешь поглубже, и выглядел как-то так:

Реакция людей на нас в таком виде была очень неоднозначная…

Продолжим… Мои надежды на то что после Калай-Хумба дорога пойдет по более равнинной местности, ибо, хоть я горы и люблю, но хотелось уже какого-то разнообразия, рухнули сразу и безоговорочно…

Почему мы не остались в Калай-Хумбе на ночь? Черт его знает!… Едем дальше.

Темнело… Дорога лезла все выше и выше, становясь при этом все уже и уже… В плане щекотания нервов эта был самый впечатляющий участок за весь Памир: справа стенка, слева бездна, где-то внизу беснуется река, темнота, силуэты скал на фоне звездного неба… Фотографий нет! Т.к штатный фотограф экспедиции вспомнила, что она не только боевая подруга, но и женщина, наконец, и расплакалась…

Останавливаться на ночлег нельзя, т.к. не хотелось быть прихлопнутыми каким-нибудь каменным чемоданом… Так и ехали, высота опять росла, в конце концов мы выскочили на перевал Хабуработ (3 200 м примерно). Непосредственно перед перевалом скалы исчезли, остались лишь пологие холмы… на перевале и заночевали…

Утро. Перевал Хабуработ. В гражданскую войну здесь была линия фронта между правительственными силами и моджахедами. Позади, на сколько я понял, остатки РЛС. Особо не шорохались, т.к я читал, что на этом перевале были минные поля, хотя вроде разминировано там все сейчас…

Идем вниз.

Долина реки Орифингоу. Пост ГАИ. Подарки привез? Э-э-э… Дорогой, документы в порядке, подарков нет. А-а-а, ну ладно, езжай…

Типичная дорога в тех местах. Когда же эти горы кончатся!? Мне уже начала нравится степь…

Интересная горка, выглядит как гигантский агат.

Все! Памир пройден!

Вечером этого же дня, не торопясь, мы дошли до Душанбе, на подъезде к городу откуда-то спереди слева начал доноситься все усиливающийся скрип…

В Душанбе устроились в центре города в приличном отеле, с не очень демократичной для того региона ценой в 130 долларов/сутки… Ну и ладно, можно же себя порадовать… Вечером сходили в какой-то европейский паб возле отеля попить пива, публика — одни иностры, много командированных из СНГ… Паб и паб в принципе, только пиво не очень… А вот стоимость счета раза в два ниже, чем у нас…

С утра жена пошла на охоту за сувенирами, а я стал разбираться со скрипом, который был то циклический, в такт вращения колеса, то хаотичный… Задрал джеком за бампер переднее левое колесо: покрутил, покачал в двух плоскостях — вроде со ступичными подшипниками, а их у меня по два в ступице, все в порядке… Потом внимательно осмотрел резинки — полный порядок, ну может, основные втулки переднего стабилизатора подизносились уже…

Пошел на ресепшн, спросил, где здесь какой-нибудь авторынок… Езжай на Султан Кабир… А как? Прошу сориентировать меня по карте, администратор сделать это не смогла и подозвала проходящего мимо управляющего, тот смотрел-смотрел на карту, махнул рукой и сказал, что поедет со мной, покажет дорогу… Человек потратил как минимум час своего времени просто так… Вот за подобное я Восток люблю, также было и в Иране во время поездки туда в 2010 году. Тойота есть Тойота, в первом же попавшемся специализированном магазине втулки мои нашлись и даже в оригинале…

Приехали обратно, полез под авто ставить втулки на место, поставил… совершил тест-драйв, черт! Скрип не ушел, а точно теперь носил цикличный характер… Задираю опять авто джеком, кручу колесо, вот он скрип! Нашел! Скрипит декоративный колпак на диске. Тьфу ты, елки-палки! Снимаю его, чуть отгибаю крепежные усики, ставлю обратно. Ремонт закончен!

Обедаем в центральной чайхоне «Рахат» и идем гулять по Душанбе. Вообще, город похож на старую, неиспорченную Алма-Ату. Зелено, чисто… За старыми зданиями следят… Новые, если и строят, то вписывают их в общий облик города. Не то что у нас… кКак влепят модерновую огромную домину посреди исторической части города. Папуасы! Или Астана — такая мешанина стилей. Это уже не эклектика, а просто безвкусица в моем понимании….

А причина скорее всего в том, что у таджиков история государственности и опыт строительства городов измеряется тысячелетиями…

Кстати, когда я ездил на авторынок, там не просто авторынок, а барахолка в целом, т.е. имеет место быть скопление не расположенного к порядку бедного люда: тележечников, грузчиков и т.д., меня поразила чистота вокруг! В арыках вода бежит прозрачная, как слеза… Как так?! У нас в подобных местах срач страшенный…

Немного парадной части: проспект, парк и памятник Рудаки.

Памятник Исмаилу Сомони.

Дворец нации.

Ну и просто улицы, надеюсь, по их фотографиям можно будет понять, насколько уютным городом является Душанбе.

В городе было много милиции, но мы были ей совершенно не интересны, хоть пешком, хоть на авто…

Порадовал такой нюанс: есть девушки в хиджабах, а есть в джинсах… Каждому свое, носи что хочешь…

На завтра запланирован старт, а куда? Как было написано выше погранпереход Карамык для нас закрыт, т.е. запланированное посещение Луковой поляны под пиком Ленина не состоится… Остаются следующие варианты:

1. Обратно в Ош через Памир — как-то уже не хотелось…
  2. Через Узбекистан в Чимкент и оттуда домой — можно, однако есть НО, к российским номерам узбеки относятся индифферентно, а вот к казахским… Судя по информации в нете, очень плохо, плюс пребывание авто с казахстанской регистрацией у них максимум трое суток, насколько я знаю, плюс очень не хотелось портить себе впечатление от Востока прохождением границы в районе Ташкента, там, где основной поток гастарбайтеров покидает Узбекистан… В общем узбеки — аварийный вариант.
  3. Обратно в Киргизию, в Ош через Исфару, Баткен, далее не в Бишкек, а на Иссык-Куль и потом через Кегень домой.

Третий вариант после анализа остальных показался самым приемлемым, однако опять были НО: судя по Навителу и Генштабу дорога из Баткена в Ош вела через несколько узбекских анклавов на территории Киргизии, через них ехать не хотелось… Однако в нете была не совсем категоричная, но все же информация от том, что киргизы построили дорогу исключительно по своей территории в обход анклавов. Решили попробовать…

Итак, идем на Исфару… не буду утомлять читателя фотографиями, т.к. на пути не было уже ничего сильно впечатляющего.

Горы, ясное дело не кончились: опять серпантины, спуски подъемы, туннели — запомнился один, Анзобский, длиной 5 км, без света, без вентиляции, с разбитым в хламину дорожным полотном, с льющейся с потолка водой…

Только к Истравшану горы закончились, довольно скоро мы достигли Исфары, там потратили последние сомони на заправку. Таджикскую границу прошли быстро, была одна робкая попытка развести на деньги — дескать, в маршрутный лист, выписанный на Памире, не входит Исфара. Что будем делать, дорогой? Ясное дело не входит, там же написано, что маршрутный лист только по Горному Бадахшану и все. А-а-а, ведь правда, ошибся, извини…

Киргизов, можно сказать, пролетели. Поверхностный досмотр и вперед… Пограничники подтвердили, кстати, наличие дороги в обход узбекских анклавов — это радует.

От Баткена километра два разбитой дороги, потом хайвэй до Кадамжая, от Кадамжая в сторону Оша асфальт еще не положен, но работы ведутся, скоро все будет. Т.о. с дорогой через Баткенскую область в Ош теперь проблем нет, но на картах (Google и т.д.) она пока не отмечена…

В сумерках въезжаем в Ош, теперь уже с другой стороны, видим множественные следы пожаров в узбекских махаллях… Может, я предвзято к этому городу отношусь, но вот не нравится мне он… Ужинаем в лагманхане, кстати вкусно и уж совсем дешево (по два доллара с человека), уходим за Узген, сворачиваем с трассы в поле и там ночуем…

До Иссык-Куля пошли, как и планировали, не через Бишкек, а через горы, через с. Чаек…, т.к. не хотелось искать место пристанища, уже на самом озере в темноте заночевали в 130 км от Балыкчей где-то на джайляу.

С утра пораньше проснулись и поехали в Чолпон-Ату и далее в Бостери, где остановились в понравившемся отеле, в котором провели двое суток в формате тюленьего отдыха.

Домой вернулись через Кегень, этот погранпереход в настоящее время функционирует, правда, в светлое время суток.

Иссык-Куль.

Потратили что-то в районе 1 100 долларов, не считая первичной заправки дизелем дома и проживания в отелях в Душанбе и на Иссык-Куле. Это было одно из самых дешевых и в тоже время запоминающихся путешествий совершенных нами.

Ачик-Таш, Луковая поляна под пиком Ленина, горячие источники Гарм-Чашма и многое другое мы не посетили в силу тех или иных обстоятельств… Есть повод вернуться еще раз на Крышу мира…

С уважением, Елена (штурман, фотограф) и Даниял (пилот, текст).

молодцы, прикольно

Нск
Красота!!! Молодцы ребята!!!!

Афигеть. 10 с + !!!

Крузер зачётный.

Почем юрты двухэтажные? )

Круто,респект!!!
infelicissimum genus infortunii est fuisse felicem.

круче гор могут быть только горы ,зачетный авто :)

Новосиб
Автор, ты просто молодец! Отличное путешествие!
Мой отзыв: Kia Ceed 2012

как у Крузака задние двери - не провисают от таких колесиков?

105й крузер - вещь
ТС - молодец

CRVD:
как у Крузака задние двери - не провисают от таких колесиков?
105й крузер - вещь
ТС - молодец
Дык колесья не на дверях, а на калитках силового бампера... калитка одна, с водительской стороны которая, та подразболталась... на Хабуработе подтянуть ее пришлось...

Донецк
Вот это отдых! Настоящий отдых от работы и суеты больших городов.
Класс.

Halifax, Nova Scotia
Рад что понравилось, большое спасибо!

Харьков
Круто! спасибо за отчет ;-)
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2004

А Б А Л Д Е Н Н О!!! Красто - Ляпота!!!

Здорово прокатились!
не едь за мной, ты там застрянешь

Активный отдых)
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Понравился отчет.
Фото отличные!...юрта двухэтажная впечатлила!..)))))) и афганские вертикальные поля...

Удачи вам в дальнейшем!)

Н Новгород-Киев
Не тривиальное путешествие! Молодцы, завидую белой завистью!

Туапсе
сильно, просто сильно!!! красотища неимоверная! очень печально, что развалилась такая страна и после этого, отдельные нации на ножах.
Душанбе понравился!
Мой отзыв: Kia Rio 2013

шедеврально! только 5+ !!!

Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Удивительно интересное путешествие! Захотелось там побывать...
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Экстремально, здорово, интересно, спасибо! Пилоту - удачи, штурману - мужества!!!
Автомобилю - ровных дорог!
Но если ты, как Путин, — весы, То всё будет нормально, не ссы!

Позывной Турист:
Автомобилю - ровных дорог!
Спасибо! Честно говоря экстрима в общем-то особого и не было... вот если зимой поехать - это да-а-а...

молодцы. всегда любил алма-ату хотя был там всего один раз. плохие люди не ездят на 105-ом. больше всего расстроили виды Душанбе без единой рекламы, расстроили потому как у нас совсем не так. люди уже и забыли нсколько красив город есл иснять с него всю мешуру рекламных плакатов. спасибо за отчет.

Горы крутые и красивые! В живую наверно обалденно! Респект фотографу Елене за пейзажи местности, а Автору за маршрут. Это не по асфальту прохватить в цивилизации:)

michail f:
Вот буквально третьего дня настальгировал в Гугле. Ведь мне пришлось служить на Памире срочную 80-82. Ош, Гульча, Мургаб, Маркансу, Токтамыш, Каракуль. Полгода ездил в тех краях на машина. Зил-555. Вы удивляетесь, что не видно Камазов. А не было их и тогда. Все машины это Зилок-130. Все перевозки на нем. А тогда тракт был обитаем. Видел я Камаз кипячёный пару раз на Талдыке. В Кара-Куле была погранкомендатура. Заброшена ныне. Судя по фоткам в гугле. Да вы её видели, слева двухэтажки кирпичные. Все свои заставы выглядел, всё заброшено. Слёзы. Я ведь их собственными руками строил. Да, пришлось. Был такой пограничный стройбат. Я почти весь Памир проехал. Кызылработ, Аксу, добирался почти до Озёрной. Природа изумительная. Боже ж мой, какие высокие и жёлтые барханы на Аксу, Какие красные горы в Маркансу, какой белый Музтаг-Ата, какие чёрные воды в Каракуле, когда ветер. По далине бегут, шаря хоботами камни, стаи смерчей, мороз трещит наледемя застывших рек. Черный камень притаился за поворотом тракта, вертолёт крадётся в ущелье, БМП урчит, подымая пыль, зилок натужно воет вентилятором на подъём, катится по пустыне мегашар РЛС, ветер насвистывает умылую мелодию на рогах дохлого тура, а грёзы вьются далеко, над деревенским утром...
Застава Токтымыш, затерянная в вечности юность...

If you want to go into the outback take a land rover, if you want to come back take a landcruiser!

Щёлково
Да, машин самый подходящий к таким вояжам. Впечатляет. Молодцы. Спасибо за рассказ!

Даниял Исин:
Погранкомендатуру в Каракуле кажется помню, если идти на Мургаб, слева к горам ближе, двухэтажные здания, правильно? Меня с Памиром ничего не связывает, я там не служил, не жил... так прошвырнулся в течении пары-тройки дней, но ЗАЦЕПИЛО! Снился даже он уже... представляю как мучает ностальгия тех у кого с ним была связана жизнь... Попасть туда несложно и не дорого, было бы желание и сделать это можно не обязательно на собственном авто...
Да, это комендатура. Я когда вернулся из армии, был у меня мотоцикл "Восход-2". Я на нем мчался тайком от семьи, через всю страну на Памир, по атласу. Ехал долго. Ещё дольше был мой сон. Всё было точно наяву. Сны такие цветные и бесконечные, когда тебе чуть больше двадцати. Как я завидую вам! Едешь один по пустыне, тебе девятнадцать, а вокруг никого, вообще. И тут накрывается бензонасос... спускает задний скат. Как может в пустыне вонзиться штуцер от поплавковой камеры мотоциклетного карбюратора? Я вас спрашиваю! Как вулканизировать камеру на недостроеной заставе? Где всё это?
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Супер. На самый главный вопрос ответили ВАЗ заднеприводной там пройдет. Как я понял.

DenZik:
ЗЫ: Если семья и лялка отпустят, в следующем году хочу туда рвануть.
Если водитель ас - то летом пройдет... но ОЧЕНЬ аккуратно нужно ехать и не одному ни в коем случае, т.к. кое-где наверное толкать машину придется... это в плане проходимости...

После Хорога в сторону Мургаба трафик почти исчезает, после Мургаба в сторону Каракуля - трафика нет вообще! Если сломаетесь - рассчитывайте только на себя... ремонтировать авто на высоте свыше 4 км без достаточной акклиматизации - удовольствие ниже среднего, можно и ноги протянуть...

Проехать можно, но подготовиться нужно тщательно!

Замечательное путешествие! Виды на фото обалденные!Молодцы!

Реутов
Неординарное путешествие - молодцы,однако!
Действительно,нет слов.
Субару Форестер 2,5L CVT 2014

Без комментариев - молодцы! Приятно было почитать отчет о путешествии и узнать новое о тех землях и людях!

Жена - молодец! Это так здорово, когда вместо "не пущу!" - "не пущу одного!". =)

Замечательно рассказали о поездке по местам, куда мало кто из нас когда-либо доберется...

Halifax, Nova Scotia
Еще когда начал читать, было смутное подозрение, что это Даниял. Но рассказ затянул и уже не ассоциировался с участниками. Как будто это я преодолеваю перевалы, любуюсь горами, рулю по серпантинам. Ну, а конец все расставил по местам. На чем и огромное спасибо. Даниял, буду тебе писать. Я не оставил своей идеи проехать по Пакистану. Есть промежуточный вариант ее осуществления. Возможно, поможешь мне в одном организационном вопросе. Не пугайся, он не требует ничего, кроме, как полазить по местным сайтам. Спасибо за рассказ. До связи.
Привет, пиши плз на dan_isin@ http://list.ru Рад что понравился рассказ... Пакистан, хм... не хочу отговаривать, неблагодарное это дело... на Памир, при возможности, поеду с удовольствием еще... в Пакистан - нет, во всяком случае не на своей машине, потому что страшно... Аппетит приходить во время еды - теперь мысль в голове вертится - а не съездить ли в Китай, на Тибет: обойти вокруг Кайласа, подняться в базовый лагерь под северной стороной Эвереста... только правда денег мешок нужен, если на машине, и килограмм на 15 похудеть придется, чтобы иметь возможность обойти Кайлас пехом...

Ценная информация!
Жена рвется на берег Иссык-куля, а я с ностальгией вспоминаю пеший проход через Талгарский узел к Бостери (еще при СССР!).
NSGV 2,4 AT 2010 макси-черный - УЖЕ ЕСТЬ!
Dum vivimus vivamus

МОЛОДЦЫ!
Хорошие фото.......представляю как все это выглядит в живую)))
Удачи в следующих путешествиях.
ЗАЗ-968
ВАЗ-21011-....099
Hyundai Accent
ВАЗ-21102
Mitsubichi Lancer
Yamaha Nova

Фото супер

Фотки умиляют, сказочно, приятно. Молодцы, что съездили, и что отчет написали тоже отдельное спасибо. Жена не подвела )

Славянск-на-Кубани
Путешествие- супер, класс !!! Места интересные, фото и текст отличные. Автору, его жене и машине - всего самого хорошего.

wojt:
Большое спасибо, взаимно!

Земля Кузнецкая
Лучше гор могут быть только горы!

Вот и я думаю...

Вот,это горы!!!
Реально "крыша мира"

Автору-спасибо,за очерк,а за фото-отдельный респект!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

а что за ящики такие прикольные на экспедиционнике?

На пути от Черной речки к Бишкеку попался вот такой позитивный «Космич».
__________________
у них мода такая наверное. у меня под домом тоже паркуется 412-й с такой надписью.

НВКЗ
Спасибо за отзыв. Впечатлил. Про опиум- наверно так и есть оно, + америкосы помогают, способствуют.

НВКЗ
Даниял Исин:
Про китай читайте у Океан2океан - они момоему упоминали, что нужно разрешение, чтоб попасть на тибет. А оно не дешево.

Алматы, KZ
Супер! Увлекательно очень! Такие отчеты хочется читать каждый день и хотя бы раз в год писать самому. По картинке сразу было понятно, что это Даниял. Вижу твой крузак не особо приметный в городе иногда и понимаю, сколько впечатлений он подарил. Путешествуй еще и пиши. Спасибо!

Молодцы! Хорошо проехано и рассказано.

На семи холмах
Понравилось, молодцы!!!
Если сегодня ты делаешь то, что делал вчера,
то сегодня ты имеешь только то, что имел вчера.

Молодцы,удачи в путешествиях пока молодые!

vituch:
Это да, бездельников импортных там хватает... полный Хорог новых крузаков с эмблемами ООН и всяких прочих организаций, что они там делают? На мой, поверхностный правда, взгляд - ничего...

Памирцы исповедуют свой, особый, вид ислама - исмаилизм. Лидер исмаилитов - Ага Хан. Существует фонд Ага Хана, вот он сделал много для поддержки населения, особенно в период гражданской войны...

Инна М.:
а что за ящики такие прикольные на экспедиционнике?
Там всякое барахло, в переднем: стол, стулья, мангал; в ящике по левому борту: масла, фильтры, ремни, лампочки и прочие автозапчасти; в ящике по правому борту: стропы, шаклы, блок и прочий джиперский инвентарь...
Я вообще пострарался сделать так, чтобы весь шмурдяк был размазан тонким слоем по машине, а в багажнике лежали только два рюкзака, т.е. для подготовки спального места нужно только перекинуть их на передние сиденья, откинуть вперед спинку заднего дивана и раскатать прикрепленные к ней матрасы и спальники....

SkyX:
Большое спасибо! В принципе попасть из Алматы на Памир относительно не долго, не сложно и не дорого...

Зависть-плохое чувство.Но я завидую белой чистой завистью.Путешествуй ещё и пиши.Приятно читать и завидовать. Удачи Вам!

Респект автору.
Тоже в этом году через Кегень ездил.

Браво!
Очень хочется выругаться матом - но исключительно в восторженных тонах :)
And they say,
That a hero could save us...

Когалым

Змеиногорск
Отличный рассказ!!!
Не шути с законом, иначе беззаконие тебя покарает!
Рассказ о перегоне http://travel.drom.ru/22537/

Класс!!!
Жаль что за отзывы о путешествиях оценки не ставятся...

Поправка - имелись ввиду оценки за отчеты о путешествиях :-))

Уфф.... на одном дыхании прочитал :-) Всё понравилось. Еще раз убедился в надежности Тойоты.
Progres NC250 four TA-JCG15-AEPVH-P(W) 03/2004 Torsen
Minicab MiEV 2012

Отличный отчет, подчеркнул информацию с дорогой через Баткенскую область в Ош.
С женой 07 августа 2013г стартуем в те же области с общим пробегом в 10000км.

Даниял, реально в Оше напряженная обстановка? Планировали там ночевку

Shadt:
Отличный отчет, подчеркнул информацию с дорогой через Баткенскую область в Ош.
С женой 07 августа 2013г стартуем в те же области с общим пробегом в 10000км.
Даниял, реально в Оше напряженная обстановка? Планировали там ночевку
Обстановка внешне нормальная, но проблемы никуда не ушли, конфликты еще будут... вопрос когда? Если забронировать заранее отель с парковочным местом внутри территории, то почему бы и не переночевать...

Ночевать в машине не советуете? Планировали именно в авто

Ночевать в машине не советуете? Планировали именно в авто
В Оше - нет! Между Узгеном и Ошем есть всего один, по-моему, пятак где фуры ночуют вот там можно... Или в гостинице какой-нибудь маленькой остановитесь... в самом Оше, имхо, в машине лучше не ночевать...

Belgorod region
Автору и его половине огромный респект и уважение за мужество и силу духа. Отличные фотографии, но даже они не передадут всю эту суровость и дикую красоту этих мест. Слабым там делать нечего. Знаю, что говорю-прожил в Таджикистане больше 30 лет, облазил эти горки достаточно. Автору и его спутнице удачи!
NISSAN PATHFINDER 2,5D AT- LE 2011+MEGADJET 600+TURBO2001 & TOYOTA CAMRY 2.5 2013

Плато Путорана
Не ребят.. Ну это мега круто!!!
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

В одну машину. Сильно.
Молодцы.

Almaty Region
Спасибо автор вам за рассказ.
всегда было интересно хоть на фотографиях посмотреть где мой отец родился, где мой дедушка похоронен.
Душанбе красивый город говорил отец.
Мой отзыв: Honda Accord 1993

Астана
Интересное путешествие и замечательный отчет!
Желаю новых дорог и новых впечатлении!

Как в фильме каком нить про каменный век картинки. страшновато там одному ездить.
Outlander 2006 2.4 AT
Nissan Leaf ZE0 2011 G

HE_XAKEP:
Если войны нет, то в тех местах в разы безопаснее чем в вашем родном (да и моем тоже) населенном пункте... это в плане людей...
В плане природы... риск быть прихлопнутым каменюкой или в пропасть свалиться безусловно есть... но и дома может банальной сосулькой прибить... кому суждено быть повешенным, тот не утонет...как-то так...

алматы
Даниял вы с женой красавчики!!!!!

Сказка, ставшая реальностью! Автор - вы с супругой молодцы!

Восток дело тонкое,,,,,,,круче гор могут быть только горы на которых еще не бывал.Серьёзное у вас путешествие ребят,новых путешествий вам!!!
Бухаю.

Вот это семья!!! Неординарное путешествие,респект !!! В молодости в эпоху СССР служил срочную в Афгане,учебка в Термезе,часто позже бывал в Ташкенте,Душанбе.Красивые места,в оснавном как везде нормальные люди.Жалко что в угоду политикам ,а не людям страны разделеныю.Не все сейчас могут вот так взять и прокатиться.Молодцы навеяли ностальгию.Семье удачи во всём и новых отчётов,а значит и путешествий.

asket999:
Большое спасибо! Повторюсь, поездка туда не сложна и не дорога, не обязательно ехать на своем авто... из Душанбе аж до Мургаба можно доехать на маршрутке (где-то в роли маршрутки маленький китайский бусик, где-то ТЛК 80)... читал как пограничник какой-то, ностальгировал, ностальгировал, потом взял и поехал вот так, как я выше описал, по местам службы...

просто ахренеть!!!блин,я одного не пойму как народ топливом запасается на такие поездки?

-=Vovka=-:
Ну вообще-то в отзыве я все расписал... однако повторюсь: у меня два бака с суммарной емкостью 275 л солярки...

пропустил где то....
и какой запас хода,учитывая условия?

Halifax, Nova Scotia
От Оша до Хорога где-то литров 110 машина на 600 км употребила за милую душу...

Нефтескважинск
Даниял ты связист что ли? Смотрю про оптику пишешь со знанием дела..
Prius ZVW30 w/LED/LPG

Regensburg
Хорошее планирование и подготовка к поездке - залог качественного и интересного отдыха. Я пляжный отдых более 2-3 дней не переношу, но и других за это не осуждаю. Каждому свое. Мне как и Вам по душе приключения.

tdn2:
Даниял ты связист что ли? Смотрю про оптику пишешь со знанием дела..
Аха... был инженером-механиком... пришлось стать связистом)))... лет 8 уже как...

Suomi,Finland
молоцы мега поездочка... крузак вёшь! круто устроен задний бампер + калитки...
Legacy BM 2,5 S cvt

Смелые люди!) Молодцы.

Молодцы! Хорошо сходили!!!! Удачи на дорогах!

Крутотень...Расход кстати какой общий у пепелаца в итоге и машика на механике я так понял.

slave_hard:
Крутотень... Расход кстати какой общий у пепелаца в итоге и машика на механике я так понял.
А черт его знает... я только 180 литровый бак заправлял, не распечатывая 95 литровый... заправлялся в Оше, в Хороге, в Исфаре и опять в Оше... от Оша до Хорога, там основные подъемы были, думаю от 18 до 20 литров расход был... от Хорога до Душанбе там вниз в основном, не считая подъема на Хабуработ, за 500 километров только четверть 180 л. бака машина употребила... это получается литров 10 на сотню наверное, хотя вряд ли, с лифтом и обвесом крузак у меня сроду меньше 13 не ел никогда...

Отличная поездка получилась,молодцы.

Урюпинск
Вопрос к автору: Не богли бы вы написать адрес консульства Таджикистана в Алма-Ате. В этом году собираюсь в ГБАО и нужен пропуск , напишите пожалуйсто.
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

г. Хабаровск
Мы по чекам на заправках Определяем время час
Но в дороге незаметно Время изменяет нас
И сидят два человека И становятся родней
Как бы им не ехать долго Домой вернуться поскорей Бочаров С.
По 80 годам объехал от Ташкента - Ош на Иссык-Куль, через Кеген на Алма Аты, красота гор Тянь Шаня завараживает и опасна. Вы достойны уважения за такой маршрут, писал для себя собираясь на Байкал, но эмоции восторга от прочитанного превзошли.

Ока:
Мкр.Баганашил, ул. Санаторная д.16, тел 2697059...

В Москве, в таджикском посольстве, думаю получить данный пропуск тоже не составит труда...

буфер:
Мы по чекам на заправках Определяем время час
Но в дороге незаметно Время изменяет нас
И сидят два человека И становятся родней
Как бы им не ехать долго Домой вернуться поскорей Бочаров С.
Огромное спасибо!!!! Хорошие стихи, прямо в точку! Удачно съездить!

г. Хабаровск
Даниял Исин:
Огромное спасибо!!!! Хорошие стихи, прямо в точку! Удачно съездить!
Уже съездил, пишу отчет, а это предыдущий. https://travel.drom.ru/23139/

Отличные снимки, материал!!! Молодцы, что решились! Жил несколько лет в Средней Азии, в т.ч. Таджикистане до распада СССР. Был и в Кулябе и на Пяндже, Памир видел, Хоруг. Дед был заядлым рыбаком таскал с собой по горным рекам, да водохранилищам. Порой за 400-500км. на Москвиче 412-м. Такая ностальгия от ваших снимков. Восток...дело тонкое :)

Классное путешествие!А в Тибет ехать надо предварительно подготовившись как самому так и авто.Высоты там до 6000м.На Дроме есть очень интересный отчёт о поездке через Тибет.Название точно не помню.Ребята ехали на Делике и Мультивене.К сожалению водитель Фольксвагена погиб в горах,а Делика дошла до Сингапура если я не ошибаюсь.На проезд по Тибету нужно спецразрешение и срок нахождения на так называемых закрытых территориях устанавливается конкретный.Проезд осуществляется только в сопровождении китайца и в составе не менее 2-х машин.На европейских машинах ездить,конечно,но запчасти найти трудно.Японки без проблем.Удачи всем!

Отчёт о путешествии через Тибет-на Делике через Китай и Тибет-от Сибири до Сингапура.

Тож ХОЧУ

Урюпинск
Спасибо большое за ответ и за отчет. В Москве может и можно получить нропуск, но дело в том , что в посольстве Таджикистана не кто не хочет работать и в общем нечего не знают или отговариваються.Типа еть пропустят без пропуска.
Удачи на дорогах.

отличный отчёт, великолепные фото, экипаж молодцы, в одну машину - смело!
Памирский тракт - пока всё ещё мечта...;)
Вот думаю на Луковую поляну в след. году сгонять...как тренинг перед Памиром...
а отчёт по Ирану есть в свободном доступе?
Лучше поздно, чем никогда.
Всё проходит.

Спасибо Авторам Отчёта об Автопутешествии. ОЧЕНЬ интересно было прочитать и посмотреть фото.
Toyota. SR50G____ Fulltime-4WD.
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2010

Удачи на дорогах.
Пропуск на Памире смотрят везде, без него будет платить и еще раз платить... а может и вообще завернут, если кто-нибудь принципиальный попадется...

Так что оформляйте обязательно...

Чугайстер:
отличный отчёт, великолепные фото, экипаж молодцы, в одну машину - смело!
Памирский тракт - пока всё ещё мечта...;)
Вот думаю на Луковую поляну в след. году сгонять...как тренинг перед Памиром...
а отчёт по Ирану есть в свободном доступе?
По Ирану к сожалению отчета нет, потому как нет толковых иллюстраций (я рулил, а из моего тогдашнего попутчика фотограф был никакой)... если вопросы есть спрашивайте, постараюсь ответить...

Молодцы!!!!! Круто до бесконечности!!!! Умницы!!!!

Кемерово <=> Краснод
Мне крузер понравился.
А путешествие так себе...
Лучшая музыка - звук V8

Gonka42:
Мне крузер понравился.
А путешествие так себе...
... :-) а Вам,что - надо было чтобы Крузак приехал весь изрешеченный очередями из АК-47 ? ... И ещё Видео Погони боевиков афганских наркобаронов за Авторами? :-)
Toyota. SR50G____ Fulltime-4WD.
Нефтекамск
Ну, робяты, спасибо , как в детстве побывал. Отец у меня с Памира (На одной из фоток его родной Шугнанский р-н), был несколько раз на Памире школьником еще. Душанбе покинул в 92, все узнаваемо. Ностальгурую до сих пор. Репортажик - просто супер, отдельный респект фотокорреспонденту. Я вот никак не соберусь, а вы молодцы и авто для таких тревелов зачетное. Супер, молодцы !!

Halifax, Nova Scotia
Каждому свое... единственно, в чем лично мне не понравилось данное путешествие - тем что все время на колесах и не удалось ножками походить в районе пика Ленина в течении пары-тройки дней, а так я доволен, хочу на Памир вернуться еще раз когда-нибудь, т.к многое там не увидел...

И надеюсь данное путешествие послужит прологом к поездке на Тибет, тем более что теперь у меня есть уверенность что атмосферный дизель не подведет и на высоте 5400, т.к на 4700 проблем с ним я не испытывал... единственно, перед Тибетом нужно будет клапанный зазор выгнать в максимум допуска, т.к сейчас он в середине или минимуме и при резкой даче газа на 4700 и выведении двигателя на 3000 оборотов начиналось подтраивание и сизо-белое дымление...

Раньше, когда я по милости официалов не регулировал клапана, как положено на моем моторе, через 40 тык и они все прихлопались, зазор во всех цилиндрах стал меньше допустимого минимума, вышеупомянутое подтраивание и сизо-белое дымление наблюдалось уже на 2500 м...

Город яблок

PRADO737:
Даниал, а что лучше в высокогорье тянет: бензинка или турбодизель?
Своего опыта нет, из чужого опыта - бензинка...

PRADO737:
Даниал, а что лучше в высокогорье тянет: бензинка или турбодизель?
Там реально ничего не тянет. Кислорода мало. Зато Зилок в любую горку на пятой летит, когда с Талдыка в сторону Гульчи спускаешься.

michail f:
Мне понравилось как четырехосники китайские в районе перевала Кой Тезек идут, уверенно так, без дыма, только турбина свистит...

Костанай, Казахста
DenZik:
ЗЫ: Если семья и лялка отпустят, в следующем году хочу туда рвануть.
Безумству храбрых поем мы песнь

дух захватывает от прочтения рассказа!!!!!! молодцы!!

Прочитал с удовольствием, конечно поездка неординарная, зачетище! Крузак у тебя дружище что надо, удачи в дальнейших путешествиях!

Пожалуй лучший рассказ что я здесь читал!!! Понравилось очень, Тоже захотел, но жена не вывезет точно! )))) Удачи!!!
Мой отзыв: Toyota Land Cruiser 2006

спасибо порадовал, свежие фото знакомых мест

Супер!просто класс!Молодцы ребята

Молодцы!!!!Отличное путешествие, дружная команда!!!!!!Удачи!!!!!

Даниял Исин:
Так что оформляйте обязательно...
Да я знаю что без пропуска не пропустят. Уже раз был на Памире, в Аличуре 9 дней прожил. В посольстве РТ седят халявщики .

Drillka:
+1000!
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль

Удачи на дорогах.
Это не в Аличуре на одном из домов написано Marco Polo Home stay?

Стерлитамак
Здорово! Пилот АС, да и штурман крепкий ), раз слезу пустил ) ! У меня штурман слабее, в овраг спуститься и то вылазит )), как бы со стороны посмотреть)

Застава Токтымыш, затерянная в вечности юность...
Красиво описал, подпишусь. Сто лет там не был. Хотя ночью иногда снится и ак-байтал, и талдык и хорог и глаз памира. А еще подходишь к кара-куль вечером- вода черная дна не видно, а набираешь в ладоши, она прозрачная. Завидую автору белой завистью, попаду ли сам когда нибудь еще туда. За путешествие, крузака, фотки, и за смелую спутницу жизни только пятак!!!
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин

michail f:
Кстати про авто: камазов-батыров дизельных много было, уралов, зилов131х и газ65х но это уже в 86-87годах, сам на батыре поднимался дизельном с андижана без проблем.
"Когда я хочу жрать - я говорю:"Хочу жрать!"" ©Н.Воронин

Алексей Тр:
Спасибо всем что прочитали!

Дорожка на Хабуработ со стороны Калай Хумба вот такая примерно, ночью выглядит довольно впечатляюще... честно говоря я б тоже поплакал, если б возможность была)))))).... Фото не наше, взято из нета, из отчета о велопутешествии по тем же местам...

Красота!!!!

Даниял Исин:
Это не в Аличуре на одном из домов написано Marco Polo Home stay?
Да вы правы.

Стерлитамак

Днем смотреть жутковато, а в темноте, даже слов не нахожу.....

отличное путешествие!

отлично, спасибо за отчет!!

Бишкек
По фото напоминает пансионат Мередиан.
Toyota Ipsum, I, 2004

Очень серьезное путешествие. Такая жена на вес золота.

Усть-Каменогорск
Даниял, можно вопрос по навигации, а точнее по смартфону, нужен отзыв по работе навигации самсунга по ГШ картам, без доступа к интернету и сети оператора. (какая у Вас модель)?

Александр ВКО:

карты ГШ под Androzic должны быть в формате ozf2...

Все работает автономно с карты памяти...

Единственно, случаются глюки, зависания и т.д., но терпимо, жить можно...

Не вис и не глючил у меня Ozi под винду на военном ноуте Toughbook CF-19, там вообще все работало идеально... оно и понятно, ширпотреб (Samsung) и спец. техника несравнимы...

НО с ноутом было не удобно, ставить/снимать его с крепления каждый раз утомляло, смартфон в этом плане предпочтительнее...

Усть-Каменогорск
[quote=Даниял Исин]Samsung Galaxy Note 2, прога для навигации Androzic из Play Market (бесплатная)... ставил Ozi для Android - уж больно сильно глючит, Androzic постабильнее...

Спасибо за ответ!

Чикаго
на мой взгляд это лучший отзыв на дроме. написано грамотно. а авто вызывает только уважения.
TOYOTA MAZDA

Добрый день, Даниял.
Вот и я прошел через Ош и до Бишкека. Проходил таможно уже в темноте, около 20:00 - 21:00 (Узбекистан-Киргизия, как раз КПП на Оше), пообщался с местными таможенниками, погранцами, все говорят спокойно у них. Так же самому Ошу прошелся, проехался, в кафешке поужинал, несколько раз дорогу спрашивал у местных на перекрестках из окна авто. В общем не согласен я, считаю, что все в норме там, не почувствовал никаких напряжения.

Революция, конечно же, была жестокой, но, надеюсь, все в прошлом...

Добрый день, Даниял.
Революция, конечно же, была жестокой, но, надеюсь, все в прошлом...
Здравствуйте,

мы тоже по Ошу походили немного, обменник искали, с местными общались, в лагманхане ужинали... все спокойно...

НО революции там не было, там был жестокий этнический конфликт из-за, в первую голову, земли, на которую претендуют и узбеки и киргизы... по большому счету, Ферганская долина (вместе с Ошем и Джалал-Абадом) - узбекская земля... дальше в горы в сторону Алая - жили и живут киргизы...
По факту Ош и Джалал-Абад входят сейчас в состав Киргизии, что, разумеется, крайне не нравится узбекам... киргизы, естественно, ничего им не отдадут... вот такой там клубок завязан... причины, побудившие обе стороны резать друг друга, никуда не делись... куча народа с опытом ненаказанного насилия в отношении друг друга, также никуда не делась...

Мои ощущения был совершенно субъективными, но мне хотелось убраться из Оша как можно скорее...

Для сравнения Восточный Памир, г. Мургаб... лично мне там было совершенно психологически комфортно... хотя население смешанное: киргизы с памирцами... но исторически, естественным путем, их интересы оказались четко разделены... в данном случае по высоте... памирцам например, как земледельцам, на сколько я понял, безразличны высокогорные пустыни - вотчина таджикских киргизов кочевников скотоводов...

P.S. Через Баткен вы не ехали похоже?

В большей степени согласен с Вашими мыслями. Но когда до поездки с Вами пеерписывался, то сложилось впечатление, что Ош - это чуть ли не передовая, поэтому и ожидал соответствующего по дороге.
Насчет оставшихся безнаказанных людей и их потенциала вновь начать бойни - время идет, правовая и силовая политика этих государств крепнет, поэтому, надеюсь, до средневековой резни вновь дело не дойдет.

Я на разных участках своей поездки так же столкнулся с сомнительными местами (люди, кишлаки), от куда хотелось поскорее уехать.

Позже напишу отчет, скину ссылку :)

P.S. Нет, через Баткен не ехали, потому что из Узбекистана выезжали через Ходжаабад-Дустлик-Ош

Shadt:
Позже напишу отчет, скину ссылку :)
Будет очень интересно почитать, так что ждем-с...

Halifax, Nova Scotia
Сайт глючит... товарища в спортивке с сигаретой, возле низколета в этом отзыве быть не должно совсем... вместо него была фотография полей в Афгане...

Молодца, успехов надеюсь на следующий сезон станем свидетелями других путешествии

Читала и.... Ужасно завидовала:) Здорово! Слов нет! Так хотелось бы по этому же маршруту! Может получится... Может следующим летом... Эх... Автору мой восторг и уважение!
Проезжала Ош в 19 августа сего года. В городе все как обычно - масса машин, людей, все вежливы, предупредительны. Но... напряжение просто висит в воздухе. Тем более что Узбекистан в очередной раз из-за очередного конфликта на границе границу закрыл. Об этом узнала еще на Иссык-Куле, когда проезжая его по периметру, и заезжая во все мало-мальски интересные места при посещении горячих источников близ Чон-Орукту разговорилась с девушками из Ташкента. А я после озера как раз собиралась через Ошскую границу в Узбекистан. Позже выяснила что русских пропускают. И проехала. Но как мне показалось мы были единственными кто прошел в тот день границу из легковых машин. И была еще одна фура. И все! Когда остановилась искупаться на Нарыне, разговорились с одним интеллигентным киргизом, отдыхающим там же. Сказал с Узбекистаном ждут войну. Что Узбекистан дал срок что-то около 10 дней всем узбекам, которые желают, вернуться в Узбекистан. Потом типа граница закроется совсем. Для киргизов уже проход закрыт. Но война будет по его убеждению только в случае, если Узбекистан осмелиться напасть. Потому что по сути своей узбеки большие трусы. ( это его слова) и в прошлый конфликт вся их армия разбежалась от выстрелов одного хорошо подготовленного снайпера. И дальше он стал рассказывать о том, как в Оше они отлавливали узбеков в том памятном конфликте, как поливали их бензином, как жгли их на площади. Самое страшное в интонации сквозило какое-то неуловимое наслаждение... Брррр... Даже сейчас пишу -и мне жутко! А тогда... Я могла только побелевшими от ужаса губами убеждать его что так не должно быть. Что война это ужасно... Он отвечал - но они же тоже нас жгли.. Самое ужасное было то, что это говорил не какой-то аксакал, спустившийся с гор, а человек интеллигентный... Правильная речь хорошо образованного умного человека, приятная жена, воспитанные дети, дорогая машина... Похоже там ничего не забыто и не прощено...

Svetikcom:
И еще по отчету. Хотела спросить, как дорога от Оша до с.Чаек? Фотографий и комментариев на этот счет в отчете не нашла. Хотя и понятно- после Памира уже все остальные горы не впечатляют:) Смогу проехать на Хайлендере? Просто возможно в следующем году соберусь друзей провезти по маршруту этого года, через Токтогул, но без заезда в Узбекистан, а возвращаться хочется по какой-нибудь другой дороге, например через г. Нарын, или с. Чаек (заодно и озеро Сонкель посмотреть) И еще ремарка. Очень жаль, но вы в темноте пропустили изумительные виды, когда петляли по серпантину после Токтогула. Нарын, втиснутый в узкое ущелье, с его ярко бирюзовой водой- это что-то! Если терпения хватит написать отчет - то фото выложу.
Насчет Оша - абсолютно с вами согласен, внешне все спокойно, но напряжение чувствуется...

Про того образованного киргиза и его отношение к резне: хотел написать что Восток дело тонкое и под оболочкой из образования может скрываться врожденная дикость, но вспомнил что немцы творили в той еще нашей общей стране, что сейчас американцы творят на Ближнем Востоке... наверное такова человеческая сущность...

На обратном пути мы ехали вдоль нарынского каскада ГЭС днем и все видели... но после Памира и правда смотрелось довольно буднично...

Мы не ехали от Токтогула к с. Чаек напрямую, т.к. дорога туда видел только на Навителе, а ему
я доверяю на местности процентов на 20, не больше... на картах ГШ полностью дорогу не разглядел, как выяснилось плохо смотрел, она там есть... от Токтогула мы поехали снова через Сусамыр, на перевал с туннелем подниматься не стали, а поехали по ущелью р. Кекемерен в сторону с. Чаек... поэтому про состояние прямой дороги Токтогул - Чаек ничего сказать не могу, через ущелье р. Кекемерен идет обычная грунтовка с местными жигулями и ЗиЛами на ней...

Спасибо за ответ. А по поводу дороги - я другую имела ввиду. Думала вы поехали по той, которая идет через Ош- Жалалабат-ТаранБазар и т.д., и если до Балыкчи, то проходит немного восточнее п. Чаек. А если до Каракола то через г. Нарын. Ну в общем сразу на восток, а не через Токтогул. Но в любом случае спасибо. Удачи и новых путешествий!

Даниял Исин:
Будет очень интересно почитать, так что ждем-с...
А вот и обещанный отзыв https://travel.drom.ru/26456/

Здравствуйте. Вопрос по существу. Пару лет назад был в киргизии и через неделю планирую проехать по горам таджикистана. Вы сказали что пропуск нужен в алайскую долину и Нужен пропуск в Горный Бадахшан. Это разные пропуска, или они оба в алма-ате выдаются ? для прохода на хорог (я не нашел горного бадахшана, поэтому не понял где он).
Второй вопрос - как они на границе относятся к количеству канистр с бензином ? Бывает что более 40л начинают верещать. У меня прадик 120, бак на 90л, обычно наливаю еще канистры 4 на 80л.

СПб
Спасибо огромное за отчет, не поленились так детально написать, и читать очень интересно! Главное, куча современных качественных фотографий, по которым можно сориентироваться в современной обстановке.
Может, когда-нибудь соберусь все-таки на Памир...

Хорошая машинка!
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Добрый день
Я правильно понял, что маршрут Ош—Сары-Таш—погранпереход Бор-Добо (Киргизия—Таджикистан)—Мургаб— Хорог—Душанбе вы прошли за 4-5 световых дней ?
Просто думаю о том же маршруте, но стороны Душанбе. У меня полных 7 дней - хватит чтобы без напрягов пройти этот маршрут ?

Константин Иванов:
Добрый день
В тот раз мы промчались за 3 дня от Оша до Душанбе... первая ночевка в Мургабе, вторая на перевале Хабуработ, третья уже в Душанбе. Толком ничего не увидели, поэтому в прошлом году скатались на Памир снова...

7-ми дней хватит вполне...

Даниял Исин:
7-ми дней хватит вполне...
спасибо !

Хабуработ стоит посещения?
Читаю отчеты, кто по темноте пройдет, да и днем вроде не жалуются, а тут фотки прижима посмотрела, и как-то сжалось немного :)