|
И снова здравствуйте! Год с нашего прошлогоднего путешествия пролетел стрелою. Раньше часы были с гирьками — время тянулось мучительно медленно, а теперь в хронометры устанавливают современные многоядерные процессоры — за ходом времени и не угнаться.
Распёрло нас на автомобильные путешествия, и отказываться от сего занятия очень не хочется. Накатали уже более 120 000 км, получается, что трижды обернулись вокруг шарика по экватору (какая маленькая у нас планета, оказывается). Стараемся следовать 16-му правилу жизни от Далай Ламы: «Раз в год отправляйтесь куда-нибудь, где вы никогда не бывали прежде». Можно книжку написать с перечнем мест, где мы не были!!!
Отчёты о предыдущих поездках выкладывались на drom.ru ранее:
2011 год: Томск—Европа летом 2011 года. 18 000 км за 44 дня
2012 год: Из Томска в Канаду: 4500 км по восточной Канаде, или 26 дней на другой стороне шарика
2013 год: Из Томска к альпийскому перевалу Passo dello Stelvio и обратно (через «тридевятое царство»)
Итак, год 2014. В этот раз напланировали себе поездочку в Альпы — захотелось вдруг проехаться там примерно тем же путём, что и граф А.В. Суворов с доблестным русским войском преодолели более 200 лет назад. Экипировка, цели-задачи и условия, конечно, отличаются от суворовских, но исторические места боевой славы охота увидеть «вживую». Поездку пытались скомпоновать и наполнить максимально разнообразно, чтобы посетить и город-герой Прагу, и культурный Зальцбург, и пузо погреть на северном побережье Адриатического моря, и по перевалам горным покататься, и по пещерам дивным полазить. Всего понемногу. Кроме всего прочего, наметили традиционное посещение родственников в Германии и на Урале. По прикидкам должно получиться около 16000 км. По сравнению с поездкой 2011 года «до Барселоны» (тогда проехали 18000 км), можно сказать, что в этот раз едем по малому кругу :). Чем мы хуже той бешеной собаки, для которой 100 вёрст — не крюк?
Европейская часть нашего тура выглядит примерно так:
Транспортное средство пока не поменяли — испытанный временем, расстоянием и не всегда хорошими дорогами минивэнчик Mazda MPV 2005 года выпуска. До нас машинку эксплуатировали на Североамериканском континенте, а с 2010 года она нас катает по Евразийскому. Пробег авто перед поездкой чуть более 160 тыс. км. Естественно, уделяем пристальное внимание техническому состоянию авто — проводим диагностику подвески и двигателя, смену жидкостей и фильтров. В прошлом году на итальянском перевале Passo dello Stelvio не кисло отожгли тормозами, поэтому перед этой поездкой поменяли тормозные колодки на новые. Взяли в дорогу, как обычно, комплект запасных лампочек, фильтров, приводных ремней, по литру масла для двигателя и коробки. Хочется быть готовым ко всему. При наличии свободного места в багажнике парочка запасных колёс тоже не помешает :). Наличие светоотражающего жилета обязательно — могут стребовать и на таможне, и по дороге. Аптечку и огнетушитель тоже нельзя игнорировать. Пусть будут и не пригодятся никогда.
Визовый вопрос решили ещё в прошлом году, получив «долгоиграющий» Шенген на 5 лет через Консульство Германии в Новосибирске. Теперь надо пользовать, пока не отобрали и не прикрыли такую возможность новым «железным занавесом». Такой вид виз удалось получить по причине наличия нескольких поездок в Европу за предыдущие 2 года и предоставления «доказательств» будущих поездок в виде броней отелей. В 2013 году наметилось некоторое послабление в оформлении поездок в страны «шенгена», а в этом году длительные визы дают уже крайне неохотно и со скрипом. Бронировать «липовые» отели и авиаперелеты больше не рекомендуется, поскольку в консульствах начали проверять таких хитрозадых и пугать отзывом визы. Будем считать, что мы проскочили.
Стандартную медицинскую страховку, которая обычно нужна для получения визы, оформили в обязательном порядке. Хоть её на таможне не спрашивали, но мало ли чего. А вот страховку на автомобиль «зелёная карта», пришлось предъявлять на таможне несколько раз. Все страховки оформляли в страховой компании ВСК. Обошлись обе месячные страховки около 6 тыс. рублей в сумме.
Отели, как обычно, бронировали через booking.com, альтернативными системами бронирования не пользовались. Маршрут удобно прокладывать через viamichelin.com. Многие теоретические вопросы уточняли на форуме Винского awd.ru, ну и, конечно же, черпали опыт из многочисленных отчётов на drom.ru. Теорию, как показывает практика, учить все-таки надо. Стараемся тщательно все продумать заранее и до мелочей.
Навигатор Garmin Nuvi 1350 с предустановленными картами Европы и России прост, как АК-74, ничего лишнего. Пользуемся им уже четвертую поездку. Карты России обновляются бесплатно, а вот новый комплект карт для Европы нечаянно отыскался в интернете, пришлось воспользоваться :). Обновление от производителя стоит около 100$ за каждый год. Тут уж кому с кем легче договориться: с жабой или совестью. В любом случае, карты лучше обновлять регулярно, особенно для зарубежья. Новые дороги ваяются в бешеном темпе. Заблудиться, конечно, не заблудишься, но некоторые неудобства от несоответствия карт с реальной местностью испытать можно. Заодно обновили в навигаторе POI файлик c местами установок камер и засад ГИБДД, что, несомненно, позволяет сэкономить время, нервы и дензнаки в пути. Хотя, это не панацея, от 3 пятисотрублёвых штрафов за превышение скорости нам увернуться не удалось.
Набор гаджетов и девайсов уже стандартный и выверенный: пара ноутбуков, планшет, телефоны, 2 фотоаппарата. И огромная куча блоков питания ко всему этому хозяйству. Чтобы не плодить ещё одну кучу переходников на 12В, в машине все подключается к инвертору с 12В на 220В — вещь удобная и в автомобильном хозяйстве незаменимая.
Многие остерегаются путешествовать из-за языкового барьера. Не стоит опасаться быть непонятым. На английском говорят в Европе далеко не все, школьного уровня подготовки, указательного пальца и кредитной карты будет достаточно почти в любой ситуации :). И стоит отметить, что русский нас выручал в этой поездке чаще, чем английский. Наш уровень познаний немецкого (к нашему стыду, конечно) ограничивается несколькими фразами из советских фильмов про войну, зато по-французски можем уверенно сказать, что мы не ели 6 дней :).
Экипаж машины боевой не изменился, только повзрослели чуток: я, жена и уже 12-летняя дочурка.
Мы готовы. Барахлишко уложено. Поехали!!!!
31 мая 2014 года.
Не дождавшись календарного лета, стартуем. Погодка за бортом — «не май месяц» :), температура +10. За несколько дней до поездки нас порадовал сибирский снегопад. Гидрометцентр обнадёжил, прям как Предсказамус настрадал, пообещав, что этим летом снега в Сибири будет меньше, чем обычно. К счастью, прогнозы не оправдались, и лето 2014 года в Томском регионе выдалось на редкость тёплым.
Трогаемся ближе к полудню, особо спешить некуда, поскольку первая ночёвка у нас запланирована под Омском. Проехать предстоит немногим более 970 км. Трасса до Омска за год нисколько не изменилась, только добавилось новых камер, внедряют опыт по наполнению казны за счёт автомобилистов. Нарушил скоростной режим — получи на память платную фотографию авто. За такие деньги могли бы и цветные присылать :).
Немного повеселил навигатор, огласив после выхода на прямую, как стрела, дорогу от Новосибирска до Омска: «Через 600 км (!) поверните направо!!!». Как бы не прозевать сей поворот и не заблудиться :).
Ночевали в мотеле «Еврозона» на объездной Омска, забронированном заблаговременно. Скромный намёк на цивилизацию. Wi-Fi присутствует, а вот толчок с канализацией работают неважно. Зато хоть не на улице. Вообще инновации к нам идут полным ходом: интернет и сотовая связь есть почти в любой глухомани, а вот газа и водопровода почему-то нет. А график отключения горячей воды можно on-line увидеть, а как воду не отключать, пока не придумали.
01 июня 2014 года.
С утреца пораньше выезжаем в сторону Казахстана. Начитавшись форумов о ремонте моста в Ишиме и простояв там в позапрошлом году, предпочитаем неспешно пообщаться с пограничниками. От проезда через Бердюжье по гравийке впечатления остались тоже не из приятных. От Омска до границы по М51 около 100 км, трафик практически нулевой.
Выезд из России занял 30 минут. Паспортный контроль осуществляется в будочке типа «вагончик». Много назойливых комаров-кровососов — зато паспорта в руках пригождаются, чтобы отмахиваться. Маразм крепчает, паспорта теперь должны отдаваться в руки пограничникам без обложек. Почему-то только здесь такое требование.
Въезд в дружественный Казахстан занял около 50 минут. Страховка за 250 рублей куплена, миграционные карты заполнены, морда лица сфотографирована. Процесс бессмысленный и беспощадный, как наша жизнь :). Смысл всего этого ритуала в рамках Таможенного союза непонятен, зато много людей при важном деле. Легендарные Карацупа с Джульбарсом не дремлют. Граница на замке.
Дорога через Казахстан пустынная, в меру отремонтированная и заштопанная. Ограничение скорости по Казахстану 110 км/ч, едем около 120, чтобы не нарываться на разборки с местными блюстителями дорожного порядка. В районе Петропавловска нас пару раз все же остановили для проверки документов. Как ни странно, документы у нас с собой оказались. Наличие страховки даже расстроило местных полицейских. Придраться не к чему, хотя, при желании можно и до столба доколупаться.
Несмотря на новые карты, навигатор в Казахстане ориентируется неважно, но тут блуждать особо негде, степь да степь кругом. Юг справа, мох на деревьях с северной стороны — даже без компаса не заблудишься :). Едем на запад.
Выезд из Казахстана на оба КПП занял в сумме 55 минут.
Итог: на проезд Казахстана потрачено 4 часа 30 минут. Сэкономили чуток бензина и около 120 км объезда через Тюменскую область. Положительных эмоций от пограничных процедур тоже не испытали. Зато спокойно и без обгоняшек.
Едем дальше на запад через Курган. Ближе к Челябинску трафик значительно увеличивается, но работ по расширению дороги и увеличению количества полос не наблюдается. Чуток встряли в пробку перед объездной Челябинска.
От Челябинска в сторону Уфы тянут 4-х полоску. Проезжаем здесь не первый раз, темп строительства примерно 5 км в год. Если учесть, что до Уфы примерно 400 км, т.е. ближайшие 80 лет дорожникам будет чем заняться.
Установлены знаки «Автомагистраль» на зелёном фоне, но покрытие отнюдь не магистральное. Больше сотки ехать страшно.
К вечеру добрались до с. Уйское (около 100 км южнее Миасса), где и зависли у родственников на пару денёчков.
04 июня 2014 года.
Двигаем на запад прошлогодним маршрутом: Уральские горы пересекаем не по перегруженной М5, а объезжаем с юга через Верхнеуральск—Белорецк—Инзер через территорию Южно-Уральского заповедника. Качество дорожного покрытия в районе Верхнеуральска оставляет желать лучшего, в остальном терпимо. Машин мало, ГИБДД-шники встречаются не часто, а места-то какие… :).
На подъезде к Уфе попали под прицел фотокамеры. Ехали по четырёхполоске с разделителем со скоростью 82 км/ч при разрешённых, как оказалось, 60. Возможно, знак населённого пункта прошляпили. Дома нас будет ждать квитанция, минус 500 рублей из семейного бюджета :).
В прошлые поездки ехали от Уфы до Казани по трассе М7 через Набережные Челны. В этот раз решили поэкспериментировать и отправились по маршруту через Октябрьский—Бугульма—Альметьевск—Чистополь—Казань. Фур на этом участке (после съезда с М5) практически нет, но немного напрягает обилие «локального» трафика — трактора с плугами и прочий конный транспорт. В районе Альметьевска очень много заводов и производств, жизнь кипит, труба дымит. Ландшафт бугристый — по трассе много запретов на обгон. В результате, ритм движения получился рваный, по времени почти ничего не выиграли, зато места новые посмотрели.
На объездной Казани навигатор не умолкал, предупреждая о камерах. Они, и правда, почти на каждом столбе висят. Знаки «Автомагистраль» почему-то жмутся поставить. Включаем по «круиз-контролю» скорость 108 и едем-зеваем-скучаем, расслабляя ноги. Проехали этот участок пути без штрафов.
Хочется отметить особенность местных водителей-прилипал. Повиснут сзади на бампер, отчаянно сигналят-мигают, а после обгона, вместо того, чтобы уйти в точку, тащатся перед носом друг у друга на скорости 105. Нетрадиционно, как-то.
В Татарстане темнеет рано. С Москвой относительно часовых поясов договорились, а вот с солнышком нет. Вот нам в Сибири по барабану переход на летнее-зимнее время. Летом у нас и так светло, а зимой время надо двигать дважды в сутки: перед началом работы — назад, чтоб попозже начать, перед концом — вперёд, чтоб пораньше закончить. Один хрен, и на работу и с работы по темени приходится добираться :).
Уже в потёмках добираемся до ночлега в г. Цивильск. Уже проверенная временем гостиница. Единственный номер с душем по цене в 1200 рублей. Вечерний перекус и на бочок. За день пройдено около 1100 км.
05 июня 2014 года.
На этот день запланировали «взять» Москву и выбраться на Минское шоссе М1. Чуток более 800 км — задача вполне посильная, если на МКАДе не встрянем :). После Чебоксар трафик уже не сибирский — машин вагон и маленькая тележка. Не доезжая до Нижнего Новгорода, «купили полосатую палочку» за 500 рублей. Очно пообщались с работниками ГИБДД. Нарвались на поворот с ограничением скорости 70 км/ч с затяжной зоной действия. Как обычно, поворот кончился, началась прямая дорога, а отменить ограничения вовремя «забыли». Через пару км на пересечении с второстепенной дорогой пригрелись довольные бойцы и шмаляют радаром от колена прямой наводкой. Мы, конечно, сами подставились, но обидно, что люди, наделённые государственными полномочиями тратят время на такую хрень, как выписка штрафов на заведомо безопасном участке дороги, пользуясь несоответствием знаков и дорожных условий. На наш взгляд, на трассе есть места для несения дежурства более необходимые. Мелочь, а неприятно :(.
Ещё «добрый» ГИББДун, выписывая штраф, порекомендовал обзавестись радар-детектором, сам, мол, пользуюсь :). Хотя тут же прокомментировал, что, если машина в поле зрения ручного радара, то детектор, конечно, пропищит, но скорость уже зафиксируется. Поздно будет пить боржоми.
Пользуясь прошлогодним опытом, традиционный объезд Нижнего Новгорода через деревушки Большое Мокрое и Вязовка решили проигнорировать. Не понравилось пробираться через многочисленные ж/д переезды по закоулкам. Поехали тупо через город по проспекту Гагарина. Получилось быстрее, чем по объездной. Заодно заскочили на автомойку и машинку отмыли от налипших сибирских насекомых, чтоб не шокировать европейцев.
После Нижнего Новгорода дорога пошла веселее, средняя скорость передвижения особо не увеличилась по причине огромного количества населённых пунктов и ремонтов дорог. Денежки осваиваются в немалом количестве, этот процесс, конечно, не может не радовать. А вот качество и организация процесса как-то не вдохновляют.
Владимир прошли навылет, потратив около 40 минут, а на объездной в прошлом году простояли около часа на мосту через р. Клязьма. Дороги во Владимире неважные, наверное, нужно переименовать город во Владимир Владимирович, и тогда финансирование наладится и дела хозяйственные пойдут веселее.
Помнится, при поездках по Канаде в 2012 году все мечтали встретить лося (не на капот, конечно, посадить :)). Тогда не посчастливилось, а тут всего в 100 км от столицы выходит из лесу сохатый красавец прямо к федеральной трассе. Удивительно, только вот запечатлеть на фото не успели.
Ближе к Москве усиленно возводят дорожные развязки и ремонтируют мосты, посему много пробок, отстаивались несколько раз по полчаса. Были приятно удивлены, что ГИБДД нахлобучивали хитрозадых объездунов по обочине. Хоть какая-то польза.
В прошлом году деревню Собяниновку (бывшие Лужки) объезжали по третьему транспортному кольцу А108. Тогда из-за «мудрых» запретов проезда транзитных фур через МКАД встряли в многокилометровые пробки и ремонты ж/д переездов в Подмосковье. Вряд ли ситуация за год поменялась, поэтому ломимся через МКАД. Проезд через первопрестольную с востока на запад занял 1 час 40 минут. Для вечера будничного дня вроде неплохо. Ехали по традиции в предпоследнем левом ряду, наблюдая за бесполезными перестроениями торопящихся торопыг. Пяток мелких аварий на ровном месте, конечно же, повстречали. Не так страшен МКАД, как его радиальные съезды, около них и наблюдается самая суета.
За день прошли чуть более 800 км, но подустали так, будто пару тысяч отмотыляли. Напрягает все же езда около «нерезиновой». Ночёвка в отеле «Форвард» около г. Руза в 15 км от федералки М1 http://ruza-hotel.ru/. Отель бронировали и оплачивали заранее. Двухкомнатный номер с кухней обошёлся в 2800 рублей, но после напряжённого дня оно того стоило. Не сочтите за рекламу, но грех не порекомендовать, поскольку уютно, чисто и сервис доброжелательный.
06 июня 2014 года.
Задача на день — добраться до Бреста и перейти границу. Тут придётся биться до победы, отступать некуда.
Трасса М1 Москва—Брест, построенная «Управлением строительства автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР» действует усыпляюще. Построена дорога без лишних понтов, наворотов и бордюров, но качество дорожного полотна неплохое и многотонными фурами не продавлено.
Разрешённая скорость для легковых авто на белорусском участке трассы М1 — 120 км/ч. Появились камеры, о местоположении которых исправно оповещает навигатор. И камеры действительно есть, так что надо быть бдительным, чтобы не получить многомиллионный штраф в белорусских рубликах. В прошлом году камер ещё не было. Прогресс прогрессирует.
Российский бензин в Белоруссии стоит примерно на рубль дешевле, чем в России. В чем секрет, не понято. Места для цивилизованного отдыха без мусорных куч и наличие бесплатных туалетов не могут не радовать.
В прошлом году посещали военно-исторический музей «Линия Сталина». http://www.stalin-line.by, в этот раз присмотрели другое место, чтобы размять ноги и успокоить душу. Готический Мирский замок, построенный более 500 лет назад. http://www.mirzamak.by/ru/. И, действительно, умиротворяет. Благодать. С превеликим удовольствием прогулялись по зелёной травке.
На подъезде к Бресту обогнали забавную фуру-автовоз, направляющуюся в сторону границы, жалко сфотать не успели. Поразил нестандартный набор транспортных средств:
Вот это, я понимаю, кто-то подготовился к путешествию по Европе — средства передвижения на любую ситуацию :).
К таможенному КПП мы добрались к 19:00. Очередь гораздо меньше, чем мы наблюдали в 2011 году, когда «бензиновые контрабандисты» сновали через границу раз в сутки. Выезд из Республики Беларусь занял у нас 1 час 30 минут. Въезд в Польшу — столько же. Итого 3 часа.
Хочется отметить парочку негативных моментов, от которых остался неприятный осадочек. Туалеты на погранпереходе платные, но это не беда. На белорусской стороне оплата ТОЛЬКО белорусскими рублями, а на польской ТОЛЬКО польскими злотами. Евро или рубли не берут, карточки банковские тоже. Цена-то смешная, около 10 рублей на наши деньги, но в обменниках такую мелкую сумму не меняют. Много людей недовольно обламываются, но терпят не все, не каждый сможет держать в себе накопившееся :(. Магазин «duty free», где можно что-нибудь прикупить и сдачу на посещение туалета заныкать работает не круглосуточно. Недоработочка, однако.
Персонал женский на польской стороне оказался на редкость неприветливым и недоброжелательным. Может, конечно, дни не те или жизнь личная не сложилась, или не даёт покоя политическая обстановка, сложившаяся в последнее время между сопредельными с Россией государствами. По мелочам не докапывались, багаж не потрошили, но как-то отвыкли уже от подобного чванства и высокомерия. Как-то настороженно и неприветливо встретила нас заграница в этот раз.
Тем не менее, на польской стороне нас ждал заблаговременно забронированный отельчик Hotel Pod Debami http://www.hotelpoddebami.pl/home.html. Отель неплохой, но персонал какой-то зашуганный, может «великий и могучий» их напрягает (нас за версту видно), хотя гутарили мы с ними на английском. Обошлись без толмача. Стоила ночёвка около 2800 рублей за ночь. Wi-Fi в отеле был заявлен и, даже чуть-чуть работал, но скорость была никакая. Фтопку такой интернет.
Были приятно удивлены, увидев на стоянке около отеля БМВ с красноярскими номерами (24 регион). Далеко забрались земляки-сибиряки :). По колёсам от радости, естественно, пинать не стали, но приветственную записку под дворником оставили. Удачи в путешествиях!!!
07 июня 2014 года.
Следующий пункт назначения — Прага. Давно собирались посетить сей прекрасный городок, но все как-то проезжали мимо и стороной. В 1945 мой дед уже был в Праге. Правда, визу, в отличие от нас, он не получал, и страховку на танк тоже не делал :). И добрался сюда паренёк из далёкой киргизской деревни, которому на тот момент было чуток более 20 (это ж почти в два раза меня моложе!) от Сталинграда через Крым, Днепр и Карпаты. И, не думаю, что сильно его беспокоило, за чью Родину он воюет. Подвиг простого РУССКОГО солдата заслуживает почёта и уважения, и не важно, кто он по национальности: грузин или украинец.
Ехать нам до Праги около 950 км, по здешним дорогам пустячок :). От Бреста до Варшавы дорога преимущественно двухполосная с бесчисленным количеством деревушек с европейским ограничением скорости 50 км/ч. Но обочина широкая, обгоны не сильно напрягают. Тихоходы заботливо смещаются на обочину, здесь так принято.
Чистенько, как-то. Вдоль дорог преимущественно частный сектор. Бросилась в глаза тенденция, что домики, в основном, расположены в глубине участка, а не возле дороги. Между дорогой и домиками почему-то аккуратненькие газоны-полисадники, а не грядки с огурцами и картошкой. Картошка, кстати, единственная сила, способная поставить Россию раком, и то только над грядкой :).
В Варшаве надолго не задерживались, прошли её навылет, а всю Польшу насквозь уже после обеда. Автомагистрали по Польше неплохие, но местами платные. Разрешённая скорость 130 км/ч.
На границе с Чехией приобрели на заправке виньетку для езды по чешским автобанам сроком действия 10 дней. Цена вопроса 310 крон (примерно 550 рублей). А вот качество дороги стало похуже, чем в той же Польше. Появилась «гребёнка» и ямки. За что платили, непонятно.
Пейзажи по Чехии поразнообразнее: горки, холмики и алые маки вдоль дорог. Почти родной Кыргызстан :).
Уже к 20:00 по местному времени добрались до Праги. Без труда нашли забронированный Apartment Britania http://www.apartbritania.com. По сути, это двухкомнатная квартира в жилом доме. Цена за 3 ночи 135 Евро, расчёт наликом. Координаты 50.057655, 14.282772. До конечной станции метро ZLICIN (Жёлтая ветка) 5 минут ходьбы. До центра города ехать 20 минут. Кому интересно, рядом IKEA и огромный торговый центр с бессчётным количеством магазинов и супермаркетом InterSpar. Хозяева апартаментов, доброжелательные россияне из Екатеринбурга, провели нам небольшой экскурс по окрестностям и надавали кучу дельных советов по пребыванию в Праге. Преогромнейшая благодарность. Насчёт сдачи апартаментов договорились, что просто оставляем ключи возле телевизора и захлопываем двери. Всем спасибо, все свободны, спасибо за доверие. Благодать!
Наличными чешскими кронами обзавестись в Томске мы не смогли — не возят их банки :(. Пользоваться только карточкой не всегда удобно. В супермаркете воспользовались банкоматом, а потом, на кассе того же супермаркета, разменяли крупные купюры на мелкие и на монеты. Спасибо русскоговорящей кассирше из Осетии :).
Райончик, где снимали апартаменты, недавно отстроенный, не все квартиры ещё распроданы. Цены на жилье гораздо ниже московских. Понравился подход к строительству. Кластер примерно из 10 пятиэтажек, и под всеми устроена огромная единая двухъярусная подземная парковка на несколько сотен автомобилей с несколькими выездами. Возле подъездов и между домами места достаточно и припаркованных машин не понапичкано, хотя гостевых парковочных мест немало. Мы определили машину в подземный гараж, пусть отдыхает — заслужила :).
Вечерком ещё успели расслабиться после трёхдневного перегона Урал—Прага и, конечно же, откушать чешского пивка с шпикачками :). Все в восторге, особенно шпикачки — хорошим людям достались :).
08 июня 2014.
Первый полный день в Праге. Начинаем вникать чего куда и как втыкать. Для оплаты метро рекомендуется запастись местными монетками, ибо не на всех станциях есть кассиры. Билеты на проезд приобретаются в автоматах-терминалах. Делали по принципу: смотрим, как делают местные и повторяем. Путём нехитрых манипуляций разбираемся с алгоритмом покупки билетов. В интернете рекомендации можно посмотреть тут: http://pragagid.ru/prazske-metro-14945. Другим общественным транспортом в Праге мы не пользовались.
На метро доезжаем до центра и отправляемся в пеший поход по старинным улочкам и достопримечательностям. Окультуриваемся и наслаждаемся архитектурными изысками и городскими пейзажами, не забывая зафиксировать то, что увидели.
Всегда было интересно, как устроены красные черепичные крыши и каменные мостовые.
Обратили внимание на разнообразие разной скульптурной лепнины над подъездами обычных домов. Замысловато и витиевато.
Наряду со средневековыми постройками нашлось место для новой достопримечательности «Танцующий дом» — образец архитектурного деконструктивизма. Сейчас модно так коверкать линии, подобные домики есть и в польском Сопоте, и в Новосибирске ваяют нечто подобное. Неплохая и недорогая идея для привлечения туристов.
А вот запашок на набережной Праги не из приятных :(. Малейшие закутки используются для изливаний после обильного пивопотребления. А пива тут много всякого разного, пиво льётся рекой. Не получается назвать Прагу чистым европейским городом, а так хотелось :(.
Потихоньку добираемся до Петришина холма — возвышенность, достойная внимания каждого туриста. Сюда можно подняться на фуникулере, который мы, естественно, игнорируем. Предпочитаем взобраться пешим порядком. По пути наслаждаемся видами, неописуемым запахом цветущих растений и холодненьким пенным напитком в кафешках на смотровых площадках.
Наша цель — Петришинская башня (Petřínska rozhledna). Отсюда открывается чудесный вид на город. Условия посещения башни описаны здесь: http://www.petrinska-rozhledna.cz. С высоты птичьего помёта выглядит эта «младшая сестра» Эйфелевой башни так (фото из интернета):
На башню тоже поднимаемся пешочком, всего-то 60 метров — пара девятиэтажек. Вид с башни действительно обалденный!!!
После Петришиного холма отправляемся в Пра́жский Град (Pražský hrad), полюбоваться шедеврами готической архитектуры. Путь лежит через узенькие улочки. Судя по вывескам и флагам, в этих пражских закромах разместились посольства и консульства разных стран. Престижное и недешевое, наверное, местечко.
А вот еврокопия нашего автомобиля, встречается не часто :).
Погодка выдалась, мягко сказать, тёпленькая. +36 — жарко с непривычки, вот и ушатались немного :). Спеклись, как суслики. Осмотр пешеходного Карлова моста решили отложить на вечер. Туристов и праздношатающейся публики здесь полно в любое время суток.
09 июня 2014 года.
Ноги за ночь отдохнули, можно продолжать пешие экскурсии. Старый Город (Старе Место) — то самое место, где была первоначально основана Прага — сюда и путь держим. Доезжаем до центра города на метро и просто наслаждаемся видами.
От полуденного зноя пытаемся увернуться, занимаясь небольшим шопингом (тот ещё отдых), чтобы вечером съездить на свето-музыкальные Кржижиковы фонтаны http://www.krizikovafontana.cz/en
10 июня 2014 года.
Прощаемся со столицей Чехии. Мы сюда ещё обязательно вернёмся :).
Переезжаем в австрийский Зальцбург. Ехать почти 400 км. С оказией заезжаем в замок Глубока над Влтавой из далёкого XIII века: http://www.praga-praha.ru/zamok-hluboka-nad-vltavou/. Замков диковинных в Чехии очень много и им можно посвятить целый отпуск, будет чем заняться в следующий раз.
До Зальцбурга домчались без проблем. Виньетку австрийскую прикупить тоже не забыли.
Устроились в четырёхзвездочном отеле ACHAT Plaza Zum Hirschen. 100 Евро за ночь, но жаба осталась очень довольна. Ресторанчик при отеле тоже на славу, на 30 Евро всей семьёй натрескались местных блюд с австрийским национальным напитком Stiegl. Порции добротные, вкус незабываемый. На ресепшене предлагается много разных брошюрок, рекламок и путеводителей на любой вкус и ориентацию, рекомендующих какое место посетить и чем заняться. Пользуются буклетики спросом, по крайней мере, на сувениры разбираются на ура :). Без комментариев.
Вообще, Зальцбург снискал славу одного из главных мировых музыкальных центров. Много тут театров, концертных залов и просто открытых площадок, почти все развлечение здесь заточено под музыку и Моцарта. Есть куда податься культурному человеку.
Остаток дня посвящаем прогулкам по историческому центру города. Зальцбург — городок небольшой, пары дней, чтобы осмотреть все достопримечательности и «окультуриться», более чем достаточно.
Интересно, сколько лет этому дереву и какие исторические события оно пережило? Не удивлюсь, если оно старше того же Моцарта.
А есть такой же конь, только без крыльев? Нет? Будем искать! :).
Гуляя по парку, с удовольствием послушали пару музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра. Звучит превосходно и профессионально.
Маленькие скромные замочки от молодоженов — дань моде, которую можно встретить в разных городах по всему миру. Интересная традиция, если не доводить ее до крайностей и не меряться размерами :). Вот фото замочков из Томска. К профессору Фрейду, товарищи, к Фрейду.
А вот и домик, где родился Моцарт который Вольфганг Амедей, знаменитый композитр рингтонов для сотовых :).
Судя по количеству цветочных горшков на подоконнике, явка на Блюменштрассе явно провалена.
Отель не из современных, но цена за номер, думается, не из приятных.
Раньше нам такое чудо заморское электромоторное не попадалось.
Гулять по Зальцбургу можно часами, что мы, собственно, и делаем. Обстановка умиротворяющая, стиль отдыха пенсионерский, расслабленный, для кого-то, может быть, скучноватый. Но иногда этого так не хватает, и так хочется. Побольше бы в жизни подобных моментов.
11 июня 2014 года.
Весь день решили посвятить прогулкам по горам и пещерам. Заранее присмотрели дивное местечко под названием Дахштайн (Dachstein) http://www.dachstein-salzkammergut.com/en
Это горный массив с системой подъемников и пещер, расположенный примерно 90 км южнее Зальцбурга. Пещер тут очень много — около 240, но для посещения открыты всего три.
Обощелся комплексный билет «all inclusive» 90 Евро на семью из 3 человек. Сюда входит три уровня канатной дороги, посещение двух пещер, Ледяной пещеры (Reiseneishoehle) и Мамонтовой (Mammuthoehle), и атракциона для «не слабонервных» Five Fingers (5 Пальцев) :).
Не обошлось без отрицательного, с нашей точки зрения, момента. Последний рейс канатной дороги вниз в 17:00!!! Ну не жлобство ли!? Часов до восьми-девяти можно было бы смело продлить. Для тех, кто не успел спуститься с горки, конечно, предусмотрены отели и гостевые домики, на улице не оставят. Спуститься вниз без альпинийского снаряжения очень затруднительно, если только один раз и с криком «А-А-А-А-А!!!!».
Находятся пещеры недалеко от станции канатки первой очереди. Есть нюансы, на которые рекомендуется обратить внимание: экскурсии в Ледяную пещеру каждый час, а вот в Мамонтову по расписанию 3 раза в день. Длительность каждой экскурсии около 1 часа, так что нужно оптимизировать время посещения, чтобы не ждать долго между заходами. Без гида проход в пещеры запрещён, можно только в составе группы.
Мы по незнанию отвлеклись, и на ближайший по времени заход в Мамонтову пещеру не успели, пришлось начинать с Ледяной, поэтому осталось меньше времени на остальные ходилки-бродилки.
Дошагать до Ледяной пещеры по такому серпантину не очень-то и легко. Это вам не курилку курить и бухалку бухать. От одышки не увернулись, второй раз было бы лень идти :).
Вход в Ледяную пещеру. Табло показывает обратный отсчет до захода в пещеру, а мы начинаем напяливать на себя припасенную теплую одежду. Не забываем взять с собой свитера и ветровки. Температура в подземелье около +2 градусов. Мы подготовились хорошо и не пожалели, а вот некоторые туристы были в сланцах и шортах. Шмыгали соплями очень качественно и не романтично.
Описывать Ледяную пещеру совершенно бессмысленно: это нужно видеть. Тут и наплывы льда, и застывшие водопады, и причудливые сталактиты со сталагмитами, и ледяные котлованы, заполненные водой. Лепота!!! Фотографировать тяжело: темновато, и от влажности оптика запотевает безбожно. Да и объем льда по фотографии очень трудно оценить.
Вход в Мамонтову пещеру.
Размеры Мамонтовой пещеры действительно колоссальны: длина ходов около 60 км, перепад высот 1200 метров, более 20 выходов. Водят, естественно, по небольшому участку, длиной около 1 км. В принципе, ищущие приключений на свою 5 точку всегда имеют возможность отстать от группы и свернуть в какой-нибудь закуток. Никто по головам особо не считает.
Покорив пещеры, поднимаемся на подъёмнике на следующий ярус. Красотища кругом такая, что охота палатку поставить и жить тут остаться.
А вот и разрекламированная высотная площадка «FiveFingers». Постоять над пропастью оказалось не так уж и страшно, даже штаны отстирывать не пришлось :). Но вид на окрестности завораживает.
Время нас поджимало, ночевать на горке очень не улыбалось, поэтому последние достопримечательности: Акула (Dachstein Shark) и Спираль (Welterbespirale), мы уже не успели посетить :(. Выглядят эти диковинки (фото из интернета) как-то по-детски, не очень-то и обидно.
На предпоследнем рейсе отчаливаем, народ начинает кучковаться, формируя очередь на спуск. Мест в кабине хватило всем, но некоторая нервозность и готовность поработать локтями в воздухе витает.
Хорошо, но мало — можно было бы ещё по горкам полазить. Подъёмник на 3 уровень, кстати, не работал — должен был открыться только с 14 июня, но билет нам втюхали по полной цене. Не хочется выражаться неполиткорректно по этому поводу.
Горными извилистыми дорожками возвращаемся в Зальцбург. После сытного ужина лениво и вальяжно догуливаем по вечернему городу.
Завтра нас ждут новые дороги и новые впечатления.
12 июня 2014 года.
Сегодня до 19 нуль-нуль нам нужно заселиться в отель в местечке Бибионе (Bibione) на Адриатическом побережье, это примерно 100 км восточнее Венеции. От Зальцбурга туда чесать около 400 км по автобанам. Определяем для себя, что это скучно и неспортивно. Как говорил один отомстивший за брата чувачок: «Мы пойдём другим путём!».
На этом этапе путешествия Альпы пересекаем по высокогорной дороге Гроссглокнер (Grossglockner High Alpine Road) http://www.grossglockner.at/en/. Построили эту дорогу аж в далёком 1935 году ещё при фюрере, строили 5 лет. Наибольшая высота, доступная на автомобиле 2504 м, длина около 50 км. Изначально дорога планировалась не для проезда из точки А в точку Б, а как достопримечательность для автотуристов. Открыто для посещения это местечко с мая по октябрь, зимой проезд закрыт, поскольку местами высота снежного покрова достигает 10 метров. Тут вам не равнина, тут климат иной :).
Стоимость проезда для легкового авто 34 Евротугрика, которые ничуть не жалко за такую красоту. Рекомендуется к посещению, причём очень настоятельно!!! Не пожалеете, если с погодой получиться угадать. Нам повезло.
Дорога Гроссглокнер очень популярна у мотоциклистов и велосипедистов. Не представляется, как можно на велике сюда въехать, а потом ещё и съехать. Пробовал штурмануть гораздо меньшую высоту, дыхалки не хватило. Завидую человеческому упорству. Респект и уважуха! Чтобы чего-то достичь, надо нехило потрудиться. Само плывёт в руки только то, что не тонет :).
Едем и лишний раз убеждаемся, что «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Нам хорошо, эйфория!!! Душа поёт, и сердце бешено стучит! А вот машинке нашей пришлось несладко, поскольку условия подъёма весьма некислые. Углы въезда и повороты такие, что особо не разгонишься, двигатель толком не продувается. Вентилятор трудится упорно, но ему тоже тяжело. Наблюдаем за стрелкой температуры двигателя. Обычно рабочая температура охлаждающей жидкости держится около половины шкалы, а тут стрелка периодически смещается на десяток градусов вверх. Стараемся агрегат не насиловать, периодически останавливаемся, чтобы движок охладить и насладиться высокогорными пейзажами.
Ретро-фотографии, отснятые в одном из ресторанчиков.
При желании можно заказать себе тур на винтажных или спортивных автомобилях. Недёшево, но прикольно.
А мы ещё удивлялись майскому снегопаду в Томске. На дворе 12 июня, а в снежки здесь можно смело поперекидываться.
На спуске переключаемся на самую пониженную передачу, на которую только способна коробка-автомат. Действительно помогает — едем накатом, тормозим двигателем, но тормозом всё равно приходится работать очень активно. Не верьте, что тормоза придумали трУсы, здесь это необходимость. Колодки тормозные неприятно пованивают, по возвращении в Томск придется поменять опять. При таких экстремальных поездках это расходник, на котором не следует экономить.
Немножко жутковато, когда в 10 метрах рядом с машиной вертолёт пролетает :).
Примерно посередине трассы есть отворот — проезд к леднику Пастерце (Pasterze) — крупнейшему в Австрии. Конечно же, нам туда надо. По-другому и быть не может.
Это место посещает огромное количество туристов, стандартная туристическая инфраструктура весьма достойна: и ресторанчики, и магазинчики, и парковки. Тут же пасутся ненасытные сурки-попрошайки. Запасайтесь морковкой, чтобы угостить животинку.
Уже на протяжении почти 100 лет ледник тает, размеры снежно-ледового покрова медленно, но неуклонно сокращаются. Уже сейчас заметна разница по сравнению с тем, что было в начале двадцатого века. Может, глобальное потепление это не миф? А вот спуститься к леднику у нас не получилось, погода испортилась и ливанул дождяра. Главное в нашем деле — это вовремя смыться.
Спускаемся в долину, периодически не забывая остановиться перед природными красотами.
А впереди нас ждёт Италия! ЛАШАТАМИ КАНТАРЕ!!!! :).
Держим курс в сторону Адриатического моря.
Отдыхать будем в типичной итальянской провинции. Наверное, где-то в этих краях Орнелла Мути пыталась укротить строптивого Челентано :).
Агентство «Sabina» http://www.agenziasabina.it/en/, в котором у нас забронирован отель, работает до 19:00, Кто не успел, тот опоздал. Поселят, конечно, на ночь в дежурный отстойник на передержку, но не хотелось бы.
Мы успели прибыть до 18:00. Агентство расположено в одном месте, а заселяться ехать уже в другое. Мы к этому готовы, нужные адреса в навигатор забиты заранее, все проходит штатно.
Для себя мы выбрали апартаменты Residence Boschetto. По сути, полноценная двухкомнатная квартира в 12-ти квартирной четырёхэтажке. Цена проживания в июне 19000 рублей за 8 ночей. В «высокий сезон» в полтора раза дороже.
Апартаментами, в целом, остались довольны. В основном все скромно и без изысков, примерно на это и рассчитывали. Комнаты и санузел чистые, мебель простая, но добротная, телевизор работает, даже включали его разок :). Миникухня с посудой пришлась очень кстати. По мелочам придирок можно нашкерять: отсутствуют такие хозяйственные мелочи как туалетная бумага, тряпки со стола вытереть. Недостаток устраняется за 2 Евро в ближайшем магазинчике. Полотенца и постельное белье в стоимость номера не входит, арендуется на месте по 50 Евро за комплект (за эти деньги можно все новое купить). Мы арендовать не стали, у нас в машине есть заготовленный пакет со всем необходимым на этот случай :).
Устроились, можно и дух перевести. Поездка по горкам хорошо пошла, впечатлений вагон. Такие дни, обычно, запоминаются на всю жизнь.
Вечер завершается поеданием пиццы. Очередной раз убеждаемся, что итальянская пицца — самая пиццатая :). Бутылочка кьянти тоже приложилась весьма кстати.
13 -19 июня 2014 года.
Типичный пляжный отдых на несколько дней: солнечные ванны, купание, вкусненькая еда, прогулки, посиделки по кафешкам… В обед обязательный сон-час, ну или сон-два, как подушка ляжет.
Разлагаемся. В прошлом году не удалось на Балтике на песочке погреться, стараемся наверстать упущенное.
Бибионе (Bibione) — маленький курортный городок, расположенный примерно посередине между Триестом и Венецией. В каждую сторону примерно по 100 км. Песчаный пляж с прямолинейными секторами зонтиков растянулся больше чем на 10 км. «Это неописуемо!» — подумал бы наш кот при виде такого обилия песка.
С высоты городок выглядит изумительно (фото из интернета):
Водица чистая, но, при наличии волн, слегка мутноватая. Дно песчаное и без камней. На Иссык-Куле и на Лазурном берегу Франции вода попрозрачнее будет. С погодой нам повезло, только один день дождливый был. Температура воды +24-25 градусов. Для середины июня вполне комфортно.
Стоит комплект «зонтик-шезлонг-кресло» в среднем 70 Евро за неделю, но частенько эта сумма уже включена в стоимость отеля. Можно оплачивать по дням на пляже, но обойдётся дороже. Свободных мест, куда пристроиться, в наш заезд было процентов 30. В августе, говорят, не протолкнуться. Некоторые, кто с жабой не договорился, размещаются прямо на полотенцах у кромки воды или ближе к раздевалкам. Места хватает всем, и никто никого не гоняет.
Солнечные ванны лучше принимать до полудня и после 16:00. В обед — обязательная сиеста. Некоторые умудряются назагораться до волдырей и пузырей на коже. Солнце обманчиво и беспощадно.
Туалеты, кабинки для переодевания и копытомойки присутствуют в достаточных количествах.
Вообще, Бибионе — это что-то наподобие нашей Анапы, только по чистоте, ценам и уровню сервиса даже не хочется сравнивать. Посещали наше Чёрноморье в 2005 и 2010 годах. Никого не хочется обидеть, но не впечатлило. Есть к чему стремиться.
Местные городки — весьма достойное место для недорогого семейного отдыха с детьми, как раз то, что надо. Возможности поклубиться на дискотеках тоже предостаточно, но нет «буйных мест», когда под окнами «тыгдыц-тыгдыц» до утра. Как-то умудряются обходиться без песен про «черные глаза» и «о боже, какой мужчина». Все чинно-благородно, и это радует. Выпивку продают на каждом углу, но бухих крикливых компаний нет.
Публика разнообразная, в основном из Германии. Русский язык тут тоже не в диковинку, острое ухо безошибочно вычленяет родную речь. Что интересно, но научились определять соотечественников только по внешнему виду и поведению. Почти всегда угадывали :). Нас видать издалека, мы особенные и неповторимые :). Фактов русофобии и предвзятого отношения к русскоговорящим за время нашего отдыха не замечено. На вопрос: «А правда, что в России медведи по дорогам ходят?» обычно отвечаем: «Не правда! Нет у нас дорог» :).
Напробовались от пуза местной пиццы, пасты, лазании, запечённых морских гадов и прочего деликатеса. Придерживаемся низкокалорийной диеты, т.е. аккумулируем сожратые килокалории ниже пояса :). Цены вполне приемлемые. Макси-пицца, к примеру, стоит 15 евро, у нас в студенческом Томске цена примерно такая же. Чинзано в маркетах стоит 3,95 Евро, мартини 8 Евро. Вино от 2 Евро за бутылку. Душа непрерывно поёт: «Постоянно сыто-пьяно, постоянно пьём чинзано (о-йес)»! А когда сытый, кругом очень красиво!
А вот цены на фрукты не обрадовали, причём даже не в туристических местах, а в отдалённых супермаркетах, где местные отовариваются. Яблоки стоят 2,5 Евро, бананы 2 Евро, арбузы 1 Евро. В сибирском Томске фрукты дешевле и фруктовее. Средняя Азия рулит.
Запрета на курение на пляжах нет, и, судя, по характерным травяным запахам, пыхают там не только сигаретами.
По пляжу постоянно шныряют крикливые продаваны-афроитальянцы, только вместо чурчхелы, горячего пива и холодных пирожков предлагают очки, полотенца, массаж, плетение косичек и какой-то «коко-коко» (неверное, что-то из кокоса :)).
Wi-Fi есть далеко не во всех отелях, в нашем не было. Зато есть на пляже, по 15 Евро за неделю, и в некоторых кафешках. Не хотелось таскаться с ноутбуком или планшетом. В тюрьме столько не сидят, сколько мы в интернете. Неделя без интернета — вот он, настоящий отдых!!!! РЕКОМЕНДУЕМ!!! :)
Набор магазинов и ассортимент традиционно курортный. Товаров разнообразных немеряно, но, несмотря на изобилие, купить, по большому счёту, нечего. Так, посорить деньжатками, если жгут ляжку :). В какой бы стране ни путешествовал, сувениры все равно будут из Китая. Бог создал мир, а все остальное — Made in China.
Мест достаточно не только для шопинга, но и для прогулинга.
Отели тоже представлены на любой вкус и кошелёк. От дорогих всемирно известных многозвёздочных брендов до дешёвеньких кемпингов с палатками и сараюшками.
Вдоль всего пляжа многокилометровая прогулочно-велосипедная дорожка. Пробовали догулять её до конца, но отчаялись. Далеко топать.
На основной пляж доступ с собаками запрещён, но зато чуть в сторонке выделен специальный участок для собачников и их питомцев. Кто-то детишек вывозит на море, а кто собачек :).
Набор пляжных развлечений классический: катамараны, сёрфинг, катание на бананах, бубликах и парусниках.
Не обходится и без традиционной парочки гребцов Гребибля и Гребубля :).
Впечатления остались позитивные. Действительно отдохнули, хотя под конец пляжный вид отдыха немного поднадоел. Хочется в дорогу.
13 июня 2014 года.
Весь день проводим в аквапарке Aquasplash http://aquasplash.it/.
Расположен аквапарк в соседнем населённом пункте Lignano Sabbiadoro в 5 км от Бибионе.
Villaggio Europa, 33054 Lignano Sabbiadoro UD, Италия
Координаты для желающих: 45.675720, 13.101019. (Фото из интернета)
Цена билетов 60 Евро за троих. В геленжикском «Золотая бухта» билет стоит столько же, набор развлечений примерно одинаковый, а вот народу в Геленжике, как гуталину. Помню сорокаминутные очереди на горки. Здесь же мы наблюдали полное отсутствие очередей. Накатались до синяков на копчике и на боках.
Не понравилось только то, что пришлось отдельно оплачивать шезлонги по 3 Евро, могли бы и в стоимость билета включить, чтобы мелочь из трусов не доставать.
14 июня 2014 года.
С утра водно-пляжные процедуры, а после обеда выезжаем на автомобиле в гигантскую пещеру Grotta Gigante — самую большую пещеру из доступных для публики. http://www.grottagigante.it/
Расположена пещера в 15 км от г. Триесте, практически на границе со Словенией.
Координаты: 45.709370, 13.764422
Взрослый билет стоит 12 Евро, детский 8. Заход в пещеру организованными группами каждый час. Продолжительность экскурсии 45-50 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=a2CIpiSIgsY
И не обманули ведь, пещера действительно гигантская, высота 107 м, длина 280. На входе в пещеру демонстрируют видео ролик, в котором мужик прыгает с парашютом внутри пещеры :). Размеры подземелья впечатляют!!! Нам понравилось больше, чем пещеры в австрийском Дахштайне.
18 июня 2014 года.
Неожиданно нагрянул мой очередной день рождения. Венеция — чудесное местечко чтобы отметить это дело с любимым семейством. Уже были в Венеции в 2008 году, но это одно из мест, куда хочется возвращаться вновь и вновь, пока не смыло это чудо света поднимающимися водами Мирового Океана. Направляемся туда на автомобиле. Ехать от Бибионе около 100 км. Цены на парковки в Венеции конские, и это мягко сказано. Стоит это дело около 30 Евро в сутки. С местами, особенно в сезон, может быть напряжёнка, хотя парковка 10 ярусная и рассчитана на несколько тысяч автомобилей. Лучше бронировать заранее: http://www.garagesanmarco.it/en/rates. Мы приехали без брони, пришлось подождать минут 15, пока для нас место освободится.
Конечно же, можно найти паркинг гораздо дешевле, но в г. Местре, а потом добраться на электричке или автобусе. Но, поскольку мы намерены шляться по Венеции до ночи, решили не заморачиваться. Наслаждаемся созерцанием этого чудного города, кормим глазки. Описательную часть опускаем. Только фото.
Как жаль, что когда счастье переполняет, его нельзя отлить себе про запас :).
Чудесное завершение дня праздничным ужином в уютном ресторанчике около моста Риалто. Позволили себе пригубить по фужеру винца — нам ещё потом 100 км рулить по ночным дорогам Италии :). Лишних промилей и нехороших приключений нам не надо.
Ночная Венеция ничуть не хуже, чем дневная…
20 июня 2014 года.
С утра сдаём ключи от апартаментов, забираем депозит 50 Евро. Наш путь лежит в Швейцарию. Пересекаем голенище итальянского сапога по платной магистрали А4. Платили несколько раз, в сумме получилось 25 Евро. В Италии не только автобаны платные, но и бензин ещё самый дорогой 1,8 Евро за литр. Качество дорог удовлетворительное, но хуже, чем в Германии.
Проезжаем городки с известными названиями: Венеция, Бергамо (пламенный привет Труфальдино), Верона, Милан. Почти все по объездной, но в Верону, родину Ромео и Джульеты, ненадолго заглянули.
Трасса А4 оказалась загружена, хотя предусмотрено по три полосы в каждую сторону. На Миланском МКАД постояли часок в пробке. Итальянцы, те ещё водилы. Мигание поворотниками отсутствует как класс. Нарушение ПДД — не в диковинку.
На одной из заправок попалась машинка со знакомыми формами. Живы ещё Фиаты, прародители наших ВАЗов. Ухоженный экземпляр.
Маршрут проезда планировали так, чтобы не ездить по швейцарским автобанам, дабы не покупать виньетку. Виньетка в Швейцарии существует только одного срока действия — 1 год, и стоимостью 40 Евро. Из-за двух дней неохота платить лишнего. Почему швейцарцы не выпускают виньетки сроком менее года, непонятно. Не любят они транзитный транспорт и туристов, нарушающих их спокойную и размеренную жизнь.
Горными, иногда почти козлиными дорожками добираемся до перевала Гримзель (Grimselpass). Высота 2165м (фото из интернета).
Перевал Гримзель запоминается не только витиеватыми серпантинами, но каскадом из озёр и дамб. Только погодка под вечер чуток схмурилась, и весь перевал накрыло облаком. Выскакивать из машины и осматривать красоты стало реально промозгло.
Перевал преодолели, добираемся до маленького швейцарского городка Мейринген (Meiringen), знаменитого тем, что здесь находится легендарный Рейхенбахский водопад (Reichenbachfall), куда книжный Шерлок Холмс слил профессора Мориарти. Также здесь есть другая достопримечательность, менее известная, но не менее замечательная. Ущелье Ааре (Aareschlucht). Почти полтора километра подвесных мостков и переходов между скалами. Рекомендуем для посещения и то, и другое.
Мы были здесь в 2011 году, поэтому в этот раз повторяться не стали (см. предыдущие отчёты). В Мейрингене нам нужна только ночёвка. Нас ждёт забронированный отель Hotel Rössli, расположившийся возле местного аэропорта.
Повеселил нас забавный нюанс: чтобы подъехать к отелю, нужно пересечь взлётную полосу. Никаких шлагбаумов или светофоров, только знак дорожный, типа : «Уступи дорогу самолёту» :). Посмотрели налево, посмотрели направо, проскочили. Понятно, что «а-ля кукурузники» не сильно часто здесь взлетают и приземляются, но не сильно уютно проезжать подобный перекрёсток. Никогда так раньше не делали, все когда-то в первый раз :).
21 июня 2014 года.
Хочется сказать несколько тёплых и приятных слов об отеле Hotel Rössli, в котором мы заночевали. «Изумительно!» — это слишком будет мало. На сайте booking.com этот отель имеет рейтинг 9,1, такую оценку заслужить нелегко. Тихий деревенский особнячок, наверняка, доставшийся нынешним хозяевам от их пра-пра-предков. Добротному домику лет 200, и ещё 200 простоит и не шелохнётся :).
Вид из окна потрясный — водопад и горы, ничего лишнего. Тишина (звуков самолётов не слышали ни разу), только дородные коровки позвякивают колокольчиками, нагуливая молочко для швейцарского сыра и шоколада.
Хозяева отелю достались доброжелательные и приветливые. С удовольствием погутарили с ними на английском.
Завтрак отличный и обильный. Мы, конечно же, не удержались и недопереели, то есть съели больше, чем могли, но меньше, чем хотелось :).
Цена, не сказать, чтобы заоблачная — 135 Евро за ночь, но ровно столько нам обошлись три ночи в Праге. Есть отели гораздо дороже, но, не факт, что лучше. Швейцария — место не из дешёвых.
С превеликим удовольствием побродили по окрестностям, даже уезжать не хочется. Но вперёд! Нас ждут великие дела!
Сегодня у нас запланированы покатушки по 5 (!) швейцарским высокогорным перевалам!!!
У всех высота более чем 2000 метров. Реальное испытание для нашего автомобиля, вот кому придется сегодня потрудиться и попотеть.
При подготовке к поездке нам попался чудесный русскоязычный сайт с описанием этих перевалов: http://skigu.ru/papers/summer/about-swiss-mountain-passes/. Там же отыскали полезную картинку, где указываются маршруты по перевалам центральной Швейцарии, весьма наглядно.
Кроме того, именно сегодня нам предстоит объехать места русской воинской славы, места, где вдали от Родины блуждал граф Суворов со своим войском и крушил неприятеля в пух и прах.
Недостаток заблаговременного планирования путешествий в том, что намечается обычно определённый день в определённом месте, и не всегда есть возможность подвинуться по датам. Приходится принимать погоду такой, как есть. С погодкой в этот день повезло обалденно! То, чего опасались, и на что повлиять не можем, не случилось. Стартуем!!!
Начинаем с перевала Зустен. Катаясь по таким красотам, охота останавливаться почти на каждом повороте, причём возможность такая есть — много смотровых площадок и парковок.
На автобан стараемся не выезжать, задав в навигаторе параметр «Избегать платных дорог», виньетки-то у нас нет. Не спеша добираемся до Сен-Готардского автомобильного тоннеля (длина 16,9 км), но нам туда не надо, да и пробочка на проезд не вдохновляет.
Нам к перевалу Сан-Готард, искать Чёртов Мост в районе маленькой швейцарской деревушки Андерматт. Из-за чёртового ремонта дороги и обустройства нового тоннеля приходится чуток покружить, но удача от нас не отвернулась — хоть и не с первого раза, но нашли, где пристроить машину.
Историческое сражение за Чёртов мост прекрасно описано в ЖЖ, надеюсь, автор будет не в обиде, за то, что даём ссылку на его текст http://yanlev.livejournal.com/7161.html
Мы же не будем углубляться в дела давно минувших дней и выяснять, какого, собственно, чёрта, занесло сюда генералиссимуса и его русскую армию в далёком 1799 году. Как бы там ни было, но отличились бравые воины, раздали кому надо на орехи и с честью выполнили поставленную боевую задачу. А по-другому и быть не может :).
По швейцарским комфортабельным дорогам даже сейчас местами жутковато ездить, что уж говорить о тех времена, когда целая армия с конницей и обозами форсировала эту природную преграду. Скалы и уступы здесь такие, что и с современным альпинистским снаряжением не особо пролезешь, вражеские укрепления считались неприступными. Только вот суворовским солдатам об этом забыли сообщить.
В скале высечен памятник русским солдатам, погибшим за Отечество в этом походе. Это лишь подтверждает тот факт, что память об одном из самых значимых событий военной истории жива не только в России, но и в Швейцарии. А Швейцария, славящаяся теперь своим заносчивым нейтралитетом, не особо-то жалует установку памятников воинам чужих государств на своей территории. Интересен ещё факт, что почти 500 квадратных метров земли, на которой установлен памятник, в XIX веке безвозмездно подарены России и являются российской территорией.
Воздаём почести подвигу русского солдата, установив символы государства российского. Распираемые от прилива патриотизма, едем дальше.
Впереди перевал Сан-Готард. По сравнению с другими перевалами, он немного пологий, не сильно извилистый, но зато довольно затяжной. Машина пыхтит, но справляется без жалоб на тяжёлую автомобильную судьбу.
На вершине перевала установлен ещё один памятник А.В. Суворову, гордо восседающему на своей кобылке.
Устанавливаем флажок, можно ехать дальше.
Через городок Айроло (Airolo) извилистыми дорожками выходим на перевал Нуфенен — самый высокий на сегодня, но самый немноголюдный. Автомобилей здесь не много, а вот мотоциклистов в достатке. Перевал не особо раскрученный, но не менее привлекательный, чем остальные.
Попался нам по дороге регулируемый железнодорожный переезд. Шлагбаумы установлены так, что соблазн, пользуясь отсутствием поезда, проскочить через переезд отсутствует напрочь. Ничего сложного, зато сколько жизней помогает сохранить.
Местными сельскими дорогами, ведущими нас через маленькие деревушки, достигаем развилки: перевал Гримзель — налево, перевал Фурка — направо. На Гримзель заезжали вчера, сегодня нам на Фурку.
Иногда замысловатость дорожных конструкций впечатляет.
Не перестаём вдохновляться мужеством и целеустремлённостью людей, штурмующих вершины на разнообразных транспортных средствах, приводимых в движение мышцами ног и усилием воли. Снимаем шляпу.
Помнится, в прошлом году на итальянском перевале Passo dello Stelvio нам было страшновато. Так вот, на перевале Фурка СИЛЬНО СТРАШНО!!!!
Проезжая часть узкая, обочины нет, бордюры и столбики хлипкие — прижиматься к ним близко реально неохота.
Повороты не просматриваются, и что там за поворотом, неведомо.
Разъезд со встречным транспортом — тот ещё аттракцион. А разъезд автобуса с автобусом — вообще зрелище не для слабонервных, жалко, заснять не удалось. Встречные автобусы могут разъезжаться между собой только на определённых участках трассы, водители по рации согласуют между собой время и место. Перевал Фурка — единственный, где мы постояли в пробках из-за разъезда крупногабаритного транспорта, а спортивные машинки с сотнями кобыл под капотом умудряются ещё и обгонять друг друга на коротких прямых промежутках.
Спускаться возможно только на тормозах, пониженная передача уже не канает. Колодки тормозные невкусно подванивают.
Вот так с повышенным содержанием адреналина доезжаем снова до Андерматта в район Чёртового моста. Здесь сворачиваем на последний на сегодня перевал Оберальп. От впечатлений голова идёт кругом. А каково по здешним серпантинам на поезде проноситься :).
Удивительная страна Швейцария. Картинные пейзажи и всеобщая умиротворённость. Умудряются же как-то уживаться на такой маленькой территории, имея 4 государственных языка, и не конфликтовать друг с другом :).
Местными дорожками через городок Шур (Chur) проникаем в княжество Лихтенштейн. Граница между Лихтенштейном и Швейцарией не простреливается, КПП и патрульных собак нет. Аусвайса у нас никто не спросил :).
Город Вадуц (Vaduz) — столица княжества. Центр города. Суббота. Время около 18:00. На улицах пустота. Люди!!! Вы где? АУ!!!
Начинаем игру «найди кота человека» :).
Проскочив немноголюдный Лихтенштейн (более подробно путешествовали здесь в 2011 году), въезжаем в Австрию в городок Гётцис (Gotzis). Здесь нас уже заждались родственники.
21 июня — 02 июля 2014 года.
Самостоятельная часть нашего заграничного вояжа окончена.
12 дней проводим с родственниками и друзьями в Австрии и Германии, переезжая из одного города в другой. Много за это время съето и выпито, много интересных мест отсмотрено :).
Спокойные деревенские пейзажи в окрестностях Мюнхена. Бавария.
В 50 км от Штутгарта заглянули в великолепный замок Гогенцоллерн (Hohenzollern), чего и остальным желаем. Фото замка из интернета.
26 июня на объездной Штутгарта встряли в пробочку на пару часов. В этот день на Чемпионате мира по футболу в Бразилии сборная Германии играла с США, и все немцы, наверное, сговорились и ломанулись домой пораньше, чтобы на футбол успеть. Не предусмотрели мы такой форс-мажор.
Стояние в пробке, конечно, не может радовать. Зато приятно удивило цивилизованное поведение водителей. Все три ряда едут с одинаковой скоростью, правый ряд-обочину никто не занимает, независимо от социального статуса и стоимости авто. Перестройщиков, мечущихся из ряда в ряд, нет в принципе. Время, конечно, мы потеряли, но негативного осадочка не осталось. А за свою державу в такие моменты обидно.
С удовольствием посетили моего одноклассника, проживающего вблизи курортного городка Bad-Mergenheim (земля Баден-Вюртемберг), и загуляли по тихому парку и старому городу. Местность отличается от остальной Германии благодатным климатом, благодаря которому здесь произрастает не только пивной хмель, но и вкуснейший виноград.
Отдельно хочется отметить магазинчик Becksteiner Winzer http://www.becksteiner-winzer.de/. В местных погребках и дегустационном зале можно зависнуть не на один час. От обилия напитков, производящихся на основе винограда, глаза разбегаются. Даже дочурка порывалась отхлебнуть чего-нибудь сладенького и розовенького :).
В пригороде Дрездена обнаружилась ещё одна достопримечательность: национальный парк Саксонская Швейцария (нем. Nationalpark Sächsische Schweiz) — гряда Эльбских песчаниковых гор, возникшая в результате оседания каменного песка на дне доисторического моря. После того, как море ушло, песчаники превратились в столбы и колонны причудливых форм. Местечко, действительно, интересное. Сюда возят туристов и из Дрездена, и из Праги. А заглянуть сюда стоит. Со смотровых площадок виды открываются шикарные. Народу много, не протолкнуться местами. Иногда, чтобы пробраться к краю смотровой площадки, необходимо запастись терпением (или крепкими локтями :)).
Знаменитый мост «Бастай» (нем. Basteibrücke) ведёт к месту, где некогда размещался несохранившийся сейчас замок. Умудрились же возвести сооружение на неприступной скале.
В Дрездене посетили студенческий кампус. Здесь очень активно расстраивают новые учебные корпуса, библиотеки и прочую инфраструктуру. Древние университетские здания, которым не одна сотня лет, тоже стараются не обижать.
Старинный немецкий город Альтенбург (Altenburg).
Kohren-Sahlis — один из маленьких и уютных немецких городков, коих тут превеликое множество. Славится гончарными мастерскими и улочками, сохранившими свой облик со времён средневековья.
02 июля 2014 года.
Отдыхать, конечно, хорошо, но вот и подошло время отчаливать домой. Предстоит самая грустная часть любого путешествия — дорога домой. Печалька, однако :).
За день предстоит пройти расстояние около 1000 км от немецкого Альтенбурга до польского Тересполя. Ну, а там переход через границу с Белоруссией. Тут уж до победы будем кочевряжиться.
Маршрут уже знакомый: немецкие автобаны А4-А13-А87, далее платный Е30 по Польше, южная объездная Варшавы, двухполоска до Тересполя. Здесь за год ничего не изменилось.
К 20:00 уже стояли в очереди на таможню. На первый взгляд, очередь казалась маленькой, но очень долго стояли без движения. В Брест мы попали только к часу ночи. Поздненько. Ночевали в гостинице «Беларусь», где у нас был забронирован номер. Бронь за нами сохранилась, несмотря на поздний заезд. Цена номера немаленькая, около 3000 рублей, но ночевать в машине не хотелось. Персонал русскоговорящий (отвыкли уже за месяц) и крайне доброжелательный.
Выяснилось, что задержки на таможне связаны с тем, что оформляли без очереди официальные делегации, направляющиеся на празднование Дня Независимости Республики Беларусь (3 июля) и 70 лет освобождения Минска. Не предусмотрели, опять же, мы этот нюанс. Мы никогда не ошибаемся дважды, мы делаем это раз пять или шесть, чтобы уж наверняка :).
03 июля 2014 года.
День, больше напоминающий автомобильный перегон, чем путешествие. Предстоит промчаться почти 1200 км от Бреста до Владимирской области.
По трассе М1 скоренько добираемся до Смоленской области. На границе с Россией тотальная проверка документов, вызванная усложнившейся международной обстановкой. «Вежливые люди» в пятнистых камуфляжах, но без оружия, останавливают весь транспорт, едущий из Белоруссии, и вежливо просят всех пассажиров предъявить документы. Наших краснокожих российских паспортов оказалось более чем достаточно. Задержка в пару минут, и нам вежливо желают счастливого пути. Смелость, как водится, города берёт, а вежливость целые полуострова :).
МКАД с запада на восток прошли за 1 час 05 минут, быстрее, чем обычно. Здесь все, как всегда, ничего не поменялось. Толкотня нам по-прежнему не нравится.
Ночёвка в г. Покров. Гостиницу бронировали с дороги по телефону.
04 июля 2014 года.
Преодолеваем за световой день около 950 км. Проезжаем через Владимир, Нижний Новгород, Казань. Не славятся города великорусские отменными дорогами, хотя перманентный ремонт дороги присутствует. Вообще, в России дорогой обычно называют то место, по которому собираются проехать :). На трассе М7 установили новенькие верстовые столбики с указанием километража и броской рекламой РосАвтоДора. На этом деньги, видать, и кончились :(.
Ночёвка в мотеле в пригороде Набережных Челнов. Скромно, ненавязчиво и недёшево, но выбора особо нет.
05 июля 2014 года.
Нам предстоит преодолеть Уральские горы по М5 и добраться до маленького уральского городка Трёхгорный. Дистанция около 500 км.
Проезд по М5 от Уфы навевает огромную кучу мыслей и эмоций, и не всегда положительных. Этот участок вроде даже отремонтировали, причём весь ремонт заключался в рассыпании щебня по поверхности дороги — пусть автомобилисты сами укатывают. Что интересно, асфальтовое покрытие есть, но оно какое-то рассыпчатое, и вся эта рассыпуха летит в борта машин и стекла. Технология называется «Чипсил», в Томске это новое ругательное слово. Ехать быстрее 70 км/ч не получается даже на прямых участках — колеса начинают гудеть, как самолёт. Несколько раз специально останавливались, чтобы шины проверить. Мат наши законотворцы уже запретили, а кроме крепких и «лестных» выражений на «великом и могучем» на ум и не приходит ничего. Сейчас ещё труселя кружевные запрещают, очень важная и насущная государственная проблема, это вам не «федералки» ремонтировать и развязки строить.
Мост через реку Сим опять в ремонте на пару месяцев. Вроде же откапиталили его пару лет назад, и вот опять :(. Встряли в 6-ти километровую пробку. Простояли почти час. Проще эту речушку в трубу запустить и засыпать. Или виадук перекинуть, коих в тех же Альпах тысячи.
Ширина дороги через Уральские горы вместе с обочиной позволяет забабахать нормальную четырёхполоску, но конь тут даже и не валялся по этому поводу.
Манера вождения по дорогам преимущественно народная. Много отчаянных и безбашенных обгоняльщиков. Водители фур, пользуясь масса-габаритными показателями, частенько ведут себя по-хамски. Не бережём мы ни себя, ни других. Насмотрелись на злостных нарушителей, ломящихся на обгон, не взирая на знаки, разметку и здравый смысл. Хрен с ним, что своими жизнями рискуют, так ведь ещё и других подставляют. Неприятно, наверное, когда тебя, честного фраера, за поворотом или за горкой фура ждёт на встречке. За месяц европейских поездок от такого поведения на дороге отвыкаешь. Привыкать обратно после хорошего всегда тяжело.
Так или иначе, но к вечеру добрались до места назначения, где нас ждали родственники и замечательная банька. Именно то, что доктор прописал, для снятия дорожного стресса :).
06 июля 2014 года.
Не торопясь, перебираемся в другую уральскую деревушку Уйское. Ехать всего-то 200 км. Здесь нас ждёт недельный «расслабон» у родственников. Тяпки, лопаты и бетономешалка — наши лучшие друзья на это время. Размяться после длительного пребывания за рулём и растрясти жирок очень даже не вредно. Настал момент истины и расплаты за все, что было съедено и выпито :).
12 июля 2014 года.
Выезжаем домой в Томск. Уже знакомый маршрут, такое ощущение, что каждый поворот тут помним, уже ничего нового и примечательного. Челябинск—Курган—Казахстан—Омск. Степь да степь кругом.
На въезд в Казахстан потратили полтора часа и на выезд столько же. Ничего сложного, но нудно и неинтересно. Сложно совмещать неприятное с бесполезным.
До мотеля в Омске добрались уже в потёмках.
13 июля 2014 года.
Заключительный рывок в сторону дома. Между Омском и Томском разницы в одну букву (многие частенько думают, что мы соседи) и около 1000 км расстояния. Целый день ехать из одной части Западной Сибири в другую. Только путешествуя не на самолёте, можно оценить необъятность нашего государства. Эту страну не победить, потому что её не проехать. На территории некоторых областей запросто разместятся несколько европейских стран, а то и Европ целиком. Только вот заграничные товарищи почему-то напрягаются, когда мы измеряем свою страну территориями иностранных государств :).
Машин на этом участке трассы уже не так много, как в европейской части страны. Едем, скучаем, зеваем. Пейзаж разнообразием не блещет.
К вечеру были уже дома, заполнили холодильник продуктами из супермаркета, не без удовольствия разобрали сумки. Завтра чуть свет и на работу :(.
Какой-то восточный мудрец молвил в своё время: «Никто не осознаёт красоты путешествия, пока не приходит домой и не прикладывает голову на старую знакомую подушку». Проверено! Работает! :)
Итого:
В сумме на полуторамесячный отпуск ушло около 200 000 рублей.
По приезде домой одометр автомобиля показал на редкость круглый пробег — «шесть единиц» (в милях) :).
Вот думаем, осилит ли наша трудяжка-машинка ещё пару-тройку подобных поездок или нет.
Мы-то готовы хоть завтра!!!