|
Доброго здравия, вам, уважаемые форумчане! Решил поделиться своими впечатлениями о поездке и отдыхе в Абхазии. Сразу оговорюсь, что речь в моем повествовании пойдет не о красотах, достопримечательностях и пейзажах Абхазии (об этом написано достаточно), а о целесообразности отдыха там в принципе.
Часть 1
Этап 1 — Подготовка
По своей сути, на этом этапе, основательно запутались в получении объективной информации об отдыхе в этой стране. На самых разных форумах абсолютно противоречивая информация. От самых восторженных, до самых негативных. От друзей и знакомых, побывавших в Абхазии, та же проблема — отсутствие единого мнения. Поэтому было принято решение пройти этот «путь самурая» только самому для формирования объективной оценки.
Команда — Глеб (2 года), Артур (4 года), Лев (6 лет), Оксана (мать, жена, дублер водителя и прочие полезные и нужные статусы и полномочия) и я (водитель и спонсор данного мероприятия).
Транспортное средство — тот, кто хоть раз путешествовал с маленькими детьми числом от двух и более, той поймет, что общественный транспорт для этих целей — это утопия! Поэтому в данном случае был выбран в качестве транспортного средства автомобиль марки Renault Grand Espace 2007 года выпуска с 2-литровым турбодизелем.
К обязательным атрибутам для дальних (и не только) поездок — видеорегистратор, радар-детектор и навигация, была добавлена СВ-радиостанция (MJ-555).
Остальная подготовка, как таковая, она отсутствовала в принципе. Авто специально не готовился, кроме проверки давления в шинах и заполнения бачка омывайкой (момент выезда сопровождал дождь). Предварительные планы не составлялись (где? и куда?), из вещей в основном только детская сменная одежда и на пару дней небольшой запас продуктов.
Сразу определились только в том, чего бы не хотелось (принимая во внимание целую толпу малолетних беспредельщиков). А не хотелось быть привязанным к определенному столу, времени и месту. Поэтому путевки, санатории, профилактории и т. п. отмели сразу.
Этап 2 — Дорога туда
Дата отъезда была перенесена от запланированной на сутки, т. к. рация устанавливалась в последний день, и был не закрыт очень важный социальный вопрос, связанный со старшим сыном.
И вот, сумки и документы собраны, продукты закуплены, топливный бак заправлен «по самое ни балуйся», и все равно контрольную проверку закончил только в 20:00. Час оставил себе на легкую дремоту. Далее через час — прощание с домашними питомцами, рассаживание детей согласно «купленным билетам» и в 22:00 машина благополучно проследовала первый (по пути следования от дома) перекресток.
Описывать дорогу до Горячего Ключа смысла нет, т. к. дорога хорошая, местами на участках ремонт и т. п. Ночная езда особым разнообразием не отличается. Однако с физиологией бороться очень сложно, и поэтому в 05:30 было принято решение о ночном отдыхе (1 час) на АЗС перед Краснодаром. После утреннего моциона, в 07:00 процессия двинулась в путь дальше. Горные серпантины перед Джубгой и далее наглядно продемонстрировали нам (и не только) их опасность и коварство. Три аварии, одна из них со смертельным исходом. Также мною был отмечен факт увеличения с мая 2013 года на дату следования (4-5 сентября 2013 года) числа придорожных траурных венков, крестов и могильных холмиков. Увы — скорбный отпечаток нынешнего времени на эволюции населения России. Пришлось несколько раз постоять в пробках в Новомихайловском, Лазаревском и Лоо. В основном, из-за хаотичного, наглого, повсеместного стремления отдыхающих и местных аборигенов пересечь проезжую часть там, где им вздумается. Это очень похоже на поведение коров в Индии и Абхазии. В результате этого, потоки транспорта «встают колом», пропуская пешеходов. На выезде из Джубги наблюдал такую картину — на двух пешеходных переходах полицейские перекрывали движение по ним пешеходам для пропуска накопившегося потока машин с обоих направлений.
Хочу подчеркнуть, что ночное время движения было выбрано для того, чтобы минимизировать детскую активность в процессе движения — все дети ночью спят. Этот положительный факт не раз мною был отмечен, когда эти маленькие бестии днем бодрствовали. Дневной детский сон вновь приносил момент умиротворения в процесс движения.
Отдельно следует отметить два момента в процессе движения по Сочи и Адлеру. Во-первых, подготовка к Олимпиаде внесла значительные коррективы в дорожную инфраструктуру Сочи. На быстро меняющуюся дорожную обстановку не успевал реагировать даже навигатор с залитой в него последней версией НавиТел и картами. Во-вторых, манера вождения местных аборигенов. Я имею значительный опыт вождения в разных городах России (от Владивостока до Москвы и Воронежа). Но в этой части южной России случались моменты, когда наличие трех малолетних детей и молодой женщины в автомобиле, никаким образом не могло повлиять на изречение мной не самых литературных высказываний по отношению к участникам дорожного движения и данной дорожной обстановке.
Приняв для себя, в кратчайшие сроки, правила игры местных водителей, мне удалось с минимальными временными затратами подъехать к пограничному переходу «Адлер». Перед этим, предусмотрительно, топливный бак автомобиля был заправлен до верха (на всякий случай). Кто знает, какая топливная обстановка сегодня в Абхазии (на форумах пишут разное).
Этап 3 — Переход границы
На удивление здесь особо и рассказать не о чем.
Процедура удивила своей простотой и быстротой. На все ушло примерно 15 минут. Жена с детьми прошла в пешеходную зону, а я остался с машиной. Других машин было не много, служебного рвения у наших пограничников особого не было. Ограничились проверкой паспортов. Осмотр автомобиля свелся к тому, что молодая российская пограничница попросила открыть заднюю дверь машины. И все. На паспортном контроле больше всего запомнился молодой российский пограничник, который долго (около 1 минуты) вглядывался в фотографию в паспорте и стоящий напротив него оригинал, пытаясь найти сходства (или различия). Его вопрос, зачем я еду в Абхазию, показался мне несколько странным. Поэтому я ответил не менее странно — отдыхать с детьми на море. После этого он мне вручил без особого пафоса и торжеств заветную желтую полоску бумаги, дающую право на выезд из России. Выехав в нейтральную зону, я еще около 5 минут ждал остальную часть своего семейства, пока они пройдут паспортный контроль. На абхазской стороне местный страж границы мельком сверил количество человеческих голов в машине с количеством предъявленных документов и, пожелав нам доброго пути, дал добро на въезд в Абхазию.
Этап 4 — Заселение
Интересным фактом для себя отметил наличие на погранпереходе и по всему маршруту следования до места обоснования так называемых агентов по сдаче жилья в наем. Услугами одного из таких агентов воспользовались и мы. Сначала предлагались варианты в Гудауте. Однако в ходе совместного диалога не отрицались варианты размещения в Новом Афоне и Пицунде. Нужно отметить слаженную работу агента по недвижимости со своими помощниками (мои для них определения). В итоге, все семейство через 1 час после проследования границы разместилось в трехкомнатной, уютной квартире со всеми удобствами (2000 руб./сутки, сроком на 10 дней), что при наличии детей и предопределило приоритеты между частным сектором и квартирой. Квартира находится в пятиэтажном доме в центре Пицунды, рядом с рынком, парком, ОВД полиции и концертным залом, в 10 минутах пешей прогулки от морского пляжа.
Эти факты я отметил знаком (+). Автомобиль был благополучно пристроен на находящуюся рядом платную стоянку (100 руб./сутки). Данный факт мною был помечен знаком (-), т. к. в Воронеже ценовая политика на данные услуги значительно лояльнее к потребителю (от 50 руб.).
Рядом с платной автостоянкой на мини-рынке мною была приобретена бутылочка чачи. И уже по приходу домой, предаваясь совместному творчеству с Пегасом, под бутылочку чачи с Бахусом, я с чувством удовлетворения наблюдал, как мое, утомленное дальней дорогой, семейство погружается все глубже и глубже в объятия Морфея.
Немного статистики — путь туда (до пограничного перехода) составил 1171,5 км (от подъезда). Израсходовано топлива 84 л. Средний расход дизельного топлива составил 7,1 л/100 км. При этом до Лоо он составлял 6,7 л/100 км. Как уже отметил выше — мое «брожение» в поисках правильного пути в Сочи и Адлере, и стояние в пробках (в Лоо около 1 часа на его проследование) повысило средний расход топлива. Общее время в пути (с учетом ночного отдыха, стояния в пробках и поисках правильных маршрутов) составило 22,5 часа.
На всем протяжении маршрута от Воронежа до Пицунды ни разу не был остановлен сотрудниками полиции. В процессе поиска правильного маршрута пару раз спрашивал у них совета, но даже это не вызвало у них интереса к моей скромной персоне. К слову, наши прежние поездки на Черноморское побережье (тоже на авто), не были неприятным образом прерваны внезапным появлением сотрудников полиции. Лишь только однажды, «случайно» заинтересовавшийся нами полицейский, сразу же потерял к нам всякий интерес, заглянув в салон, и, увидев там, мирно посапывающих во сне, трех малолетних мальчуганов.
Часть 2. Особенности национального отдыха
Общее впечатление, сложившееся в первый день отдыха от местного маркетинга, это отсутствие такового, как вида. Единый принцип местной торговли можно выразить кратко — «и так все схавают». Цены на фрукты местами просто пугают — 1 кг арбузов в Воронеже стоит дешевле минимум в 1,5-2 раза. Стоимость специй сравнима с ценами на них на Центральном рынке Воронежа и т. д. Стоимость инжира также заставляет глаза сделаться шире. Единственное, на что можно обратить внимание здесь и впоследствии удивить (угостить, подарить и т. п.) — это нарвать лаврового листа, прикупить местного чая, вина и чачи. Все остальные продукты (практически без исключения) дороже своих аналогов не только в Воронеже, но и на Черноморском побережье Краснодарского края. Хотя цены на мясо (свинина, баранина) приемлемы и сопоставимы с воронежскими.
Цены на «поесть и попить» в основном не пугают, но и не отличаются от более северных по побережью мест. Хотя на 50-метровом участке цены могут значительно разниться. Так, например, на картофель фри цена отличалась друг от друга на 40% (50 и 70 рублей за порцию соответственно). Вино может стоить от 250 руб./л до 160 руб./бут. (0,75 л). Цена на чачу и местные «коньяки» также везде разная, но в данном случае разброс цен не велик.
Цена на сотовую связь — звонки в Россию от 9 руб./мин. (местный оператор Аквафон). На интернет (3G) цены не особо привлекают. Зоны Wi-Fi присутствуют.
В течение 10 дней отдыха ни разу не был замечен ни один наряд ППС. Впрочем, как и участие местной власти в организации жизни горожан и отдыхающих весьма сомнительное. Удивляет равнодушное отношение местных властей к бродящему по улицам города и там же гадящему скоту (лошади и коровы) и к их хозяевам, бездействие муниципальных управлений по благоустройству (если вообще таковые там есть). Местная инфраструктура вызывает уныние — из-за недостатка урн мусор валяется везде, дворовые территории не ухожены, детские игровые площадки отсутствуют в принципе, много заброшенных и разоренных зданий, металлоконструкции (заборчики, столбы и т. д.) не видели краски много лет и т. д. и т. п. А фантазии «местных архитекторов» (владельцев квартир на первых этажах, да и не только) вообще вызывают уверенность в том, что местной власти на архитектурный облик курортного города вообще наср…ть. Возведенные и пристроенные усилиями жильцов к коммунальным домам дополнительные жилые модули, вызывают поистине удивление.
Вечерние (по темноте) прогулки особого опасения не внушают — отдыхающих рядом бродит достаточно. Местное население достаточно дружелюбно. На контакт идут легко, в разговор вступают охотно, а вот торгуются вообще неохотно или не торгуются вообще. Особенно когда разговор заходит о не дешевых местных ценах, тень печали и озабоченности сходит на их лица.
Нравственность отдыхающих призваны повышать вот такие информационные плакаты.
Особо улыбнул местный колорит — сложилось впечатление, что здесь легковых авто марки «Мерседес-Бенц» больше, чем в Германии. Возможно это ничем не объяснимое чувство фанатизма местного населения к данной марке. Или что-то другое, родом из детства. Тоже самое можно сказать и о сериях номерных знаков — в преобладающем количестве, так называемые «блатные» серии — с***сс, у***уу, к***кк и т. д. Весьма жаль, что и в Абхазии, впрочем, как и в России, хватает чудаков с чувством больного самомнения, что сочетание «волшебных» букв или цифр, дает им на дороге и в жизни чувство превосходства над другими.
Между делом. Первый день отдыха в Пицунде был знаменателен еще тем, что в этот день Льву были вырваны самым безжалостным и варварским способом (с помощью обычной нитки) два расшатавшихся нижних зуба (резца). Вырванные зубы были заботливо положены в тряпочку и торжественно переданы мышке, чтобы та принесла новые зубки (древняя языческая традиция).
В остальные дни отдыха были посещены Гагра, Новый Афон, Сухум. Особое уныние вызвало посещение Гагрского парка — даже обилие субтропической растительности на его территории не могло скрыть горы мусора среди зелени и запах мочи.
Вот такой разрушенный железнодорожный вокзал Сухума.
Также была предпринята попытка посетить озеро Рица. И она бы удалась, если бы не один момент «околпашивания» туристов, описанный ранее Ильфом и Петровым в одном из своих бессмертных произведений (сбор О. Бендером на ремонт «Провала» с туристов денег, которые он с Кисой Воробьяниновым благополучно осваивал). И вообще сложилось впечатление, что среди местного населения очень много почитателей творчества этих двух уважаемых писателей. На подъезде к оз. Рица местные бездельники собирали с туристов «экологический сбор» — 300 руб. с каждого взрослого и 100 руб. с детей старше 6 лет. Не желая быть обманутыми местными бездельниками, мы развернулись назад, благополучно израсходовав позже данный эквивалент денежной суммы на чревоугодия и удовольствия детей и самих себя. Да и парни уже стали проявлять беспокойство по поводу предстоящего сончаса. Также мною было отмечено, что большинство из предлагаемых к осмотру местных достопримечательностей («Тарзанка», всевозможные водопады и т. д.) сконцентрировалось на участке пути к оз. Рица. Забавно было постоять на этом пути в козьей пробке (пастухи гнали стадо).
За время пребывания в Пицунде сложилось мнение, что почти вся часть мужского населения занимается либо частным извозом, либо перепродажей алкогольной продукции завода «Напитки Абхазии и Со» и продуктов, приобретенных на рынках Адлера. Самая «трудолюбивая» часть населения тупо продает воздух.
Как пример. В месте, где Кипарисовая аллея выходит к морю, справа, есть небольшая песчаная площадка. Приезжие иногда там оставляют свои авто, пока плескаются в море. В первые два дня на этой площадке все складывалось благополучно. На третий день появился представитель местного населения, похожий чем-то на Бармалея, повесил между двух, стоящих рядом, ржавых столбиков металлическую цепочку и табличку с корявыми буквами «Проезд платный — 100 руб.». Через какое-то время, на один день, он пропал. Потом появился снова. Наверное, перетрудился и решил сделать себе выходной. Вот такой вот бизнес по-абхазски.
И немного о деньгах. Все расчеты на территории Абхазии производятся только наличными. Банковских терминалов просто нет. Но есть интересная фишка, которую мне предложили в отделении местного банка (по-моему, «Гагра-Банк») — обналичка денежных средств с банковских карт. При обналичке до 14000 руб. комиссия 300 руб. независимо от суммы. При большей сумме — 3% от суммы обналичивания.
Часть 3. Возвращение
По времени дорога домой затянулась. На погранпереходе попали на 2 часа в длиннющую очередь (возможно время было выбрано не самое удачное — выехали из Пицунды в 10:20 15.09, подъехали к переходу в 11:20). Выезжать в ночь не хотелось — было желание прокатиться по побережью и пройти серпантины в дневное время. Вдоль очереди одиноко бродил еще один поклонник творчества Ильфа и Петрова, предлагая за 1000 руб. пройти погранпереход по экспресс-методу. На перекрестке перед погранпереходом представитель ДПС, манипулируя транспортным потоком, искусственно создавал очередь — машины с абхазскими номерами заворачивал сразу на переход, а с иногородними в противоположную сторону, в очередь.
Но, через два часа мы в Адлере, и вперед, и по газам. В итоге время в пути от погранперехода до Джубги заняло столько же, сколько от Джубги до Каменск-Шахтинска. За Джубгой, на выезде из Горского, сразу попали еще в одну пробку — на въезде в Дефановку ДТП со смертельным исходом. В остальном дорога назад с точностью до наоборот повторила дорогу туда. Вернулись домой без происшествий — как говорится, ни гвоздя, ни жезла.
Нужно отметить вполне полезность установленной СВ-рации. Получение информации о дорожной обстановке на всем протяжении пути позволяло чувствовать себя более комфортно и уверенно.
Какие в итоге этой поездке выводы? Ощущения двойственные. С одной стороны чистое море и воздух, мягкий климат, субтропическая растительность благоприятствуют семейному (да и не только) отдыху.
С другой — разруха, грязь, отсутствие всякого желания у местных властей сделать Абхазию привлекательной и культурной зоной для туризма, высокие, не адекватные состоянию инфраструктуры цены отбивают всякое желание приезжать сюда еще раз.
Именно поэтому отзывы форумчан настолько противоречивы. Наверное, мало у кого отдых состоял только из позитивных ощущений.
Поеду ли я с семьей в Абхазию еще раз? Скорее всего, возможно. Но при других обстоятельствах — со своим жильем (автодомом или прицепом-кемпером) и обязательно со своим продуктовым складом (нравится готовить самому на мангале и в казане).
Жена сформулировала все гораздо проще — если не заморачиваться с осмотром достопримечательностей (с тремя детьми сильно по горам, озерам и монастырям не побродишь), то особого смысла тащиться в такую даль, с учетом прохождения погранперехода, нет. Для оздоровления детей и совместного отдыха прекрасно подойдут на Черноморском побережье места и поближе.
Немного статистики: всего пройдено 2772 км (с учетом абхазских покатушек), израсходовано 193 л дизтоплива, ср. расход составил 7 л/100 км, ср. скорость — 60 км/ч (по компу). Всего было израсходовано около 45 тыс. руб. (20 тыс. руб. — проживание, 15 тыс. руб. — питание и отдых, 6 тыс. руб. — дизтопливо, 4 тыс. руб. — всякая всячина).
Данное повествование на оригинальность не претендует, ибо отражает только собственные мысли и настроения, сложившиеся во время данной поездки.
Прошу строго не судить.