|
Маршрут: Новосибирск—Волгоград—Адлер—Абхазия (Гагра, Сухум, Пицунда, Новый Афон, Гудаута, о.Рица)—Геленджик—Кабардинка—Новороссийск—Абрау-Дюрсо—Анапа—Тамань—Кучугуры—Новосибирск.
Идею поехать на автомобиле на Черное море вынашивали давно: прельщал не просто отдых на море, а сама дорога, через пол-России! Хотелось и через Урал проехать, и в Волге по пути искупаться, и побывать на Мамаевом Кургане. В период многолетнего вынашивания планов такой поездки было много попутчиков. Но когда весной этого года решили: «Едем этим летом! Решение окончательное и обжалованию не подлежит!», — все попутчики отпали как-то сами собой: кто из-за работы, кто по причине нехватки денег, а кто и просто струхнул перед тысячами километров пути… Поэтому маршрут стали прорабатывать уже в узком кругу семьи.
Куда ехать на Черное море, определялись по ходу дела… Все эти названия: Геленджик, Анапа, Кабардинка, Туапсе и проч. казались чем-то незнакомым и призрачным. Точно знали, что не будем останавливаться на отдых в Сочи, т.к. в период грандиозной подготовки к Олимпиаде-2014 пока там особо делать нечего — кругом большая стройка!
Решающую роль сыграла прошлогодняя поездка сестры на Черноморское побережье: ехала в Сочи, а в результате попала на отдых в Абхазию, и приехала оттуда с массой впечатлений: и дешево все, и народу немного, и море чистейшее, и природа необыкновенная!
Все! Решено! Едем в Абхазию! И пробудем там на отдыхе дней 10-14, чтобы и накупаться вдоволь и страну успеть посмотреть! Начитавшись отзывов других автопутешественников на Drom.ru заегозили: если уж ехать пол-России в ту сторону, так может и стоит проехать по всем городам Черноморского побережья, чтобы иметь о них представление, а там и на Азовское море заехать?! А может и до Крыма добраться потом на пароме?!
Конечно, многие многозначительно крутили пальцем у виска: куда, мол, в такую даль одни, да еще с детьми малыми… Другие искренне переживали за нас, третьи радовались и завидовали «белой» завистью. Мы, конечно, и сами, чего греха таить, немного волновались! Но немного забегая вперед скажу, что путешествовать нам понравилось именно ОДНИМ! Это оказалось совсем не страшно! А плюсов-то сколько! Ехали всю дорогу с комфортным для нас скоростным режимом, ни под кого не подстраиваясь; посещали те места, которые были нам интересны и проводили там столько времени, сколько хотели мы сами; при остановке на ночлег частенько было так, что нам доставался РЕАЛЬНО последний свободный номер, и т.п.!!!
Поездку запланировали на август. Ездили на машине Toyota Corolla Spacio 2000 г. в., с пробегом около 174 000 км. Перед поездкой в машине была проверена ходовая, проверены ремень ГРМ и прочие ремни, заменены масло в двигателе, свечи, пыльник, левая рулевая тяга (побрякивала), передние колодки. Уже на Азовском море перегорели лампочки габаритов и одна лампочка ближнего света — заменили.
Наш экипаж: я (ваша покорная слуга, жена, штурман и боевая подруга в одном лице), любимый муж, две умницы-дочки (8 и 11 лет) и лапочка-сыночек (в поездке исполнилось 2 года).
Наше снаряжение: антирадар (выручал в пути множество раз!), автонавигатор Маруська (названная так по примеру автора автопутешествия в те края Fomich74 «Большое путешествие маленького автомобиля, или Вокруг света в тележке из супермаркета» на Drom.ru, которое очень нам помогло при разработке маршрута! Спасибо ему отдельное! :), видеорегистратор (благополучно пролежавший всю дорогу в бардачке, так и не испытали в нем необходимость!), Ipad (незаменимая вещь в дороге: для детей (мультфильмы, игры) и взрослых (записная книжка, навигатор и прочая справочная информация)).
Ну вот, пожалуй, и все! Поехали!
Часть 1. Дорога к морю
11.08.2012
Выехали из дома в 6:50 (планировали в 6:00).
8:20 — проехали Коченево.
9:00 — на 130-ом км (за с. Кабинетное, немного перед Чулымом) жестко встали в многокилометровую пробку.
Простояли 1 час 30 мин. (зато накормили сына кашей и сами позавтракали), — впереди была авария примерно из семи машин, причем две из них были разбиты просто в хлам, думаю, не обошлось без трупов, все подушки безопасности были в крови. Пока стояли в пробке, в сторону аварии промчались две машины скорой помощи.
10:40 — проехали Чулым.
12:30 — позади Барабинск.
14:55 — въехали в Омскую область (55 рег.).
15:15 — остановились в поле с желтыми колосками на обеденный пикник. Очень жарко, но немного размялись...
В 16:20 тронулись в дальнейший путь.
17:35 — доехали до Омска
Дорога после Омска в некоторых местах очень узкая, буквально две узенькие полосы, и — сплошные фуры. Муж говорит, что складывается такое впечатление, что мы едем по какой-то специальной трассе, предназначенной только для фур. В двух местах шел ремонт дорог, но нам повезло — проскочили без особых задержек.
20:25 — проехали Крутинку, держим путь на Ишим, Тюменской обл.
21:05 — въехали в Тюменскую область (72 рег.).
21:15 — небольшая автонеприятность: кожух высоковольтного провода оторвался и залетел под ремень генератора, послышался скребущий звук из-под капота, — на устранение неприятности у мужа ушло 30 мин, пришлось снимать колесо, а нам прогуляться по лесополосе...
22:00 — с. Абатское, мост через р. Ишим в жутком состоянии, сплошной продавленный асфальт.
За 40 км до Ишима — опять ремонт дорог, около 3 км двигались со скоростью 5-10 км/ч, благо, что опять на зеленый свет, а встречное движение вообще стоит — нас пропускает.
23:15 — остановились на первую ночевку с.Стрехнино (под Ишимом) в гостинице «Ильич».
Брали трехместный номер с тремя полутораспальными кроватями. Позади НСО и Омская области. За первый день пройдено 991,10 км.
12.08.2012
6:30 — тронулись в путь.
Стоимость бензина в Тюменской обл. 27,50 руб./л, на два руб. дороже, чем в НСО. За 18 км до Бердюжья — конец хорошей дороги. Двигаемся со скоростью не более 30 км/ч. Хотя знаки ставят ограничение 70 км/ч :). Дорога убитая в хлам!
8:15 — Бердюжье позади.
8:25 — заехали в Курганскую обл (45 рег.).
10:10 — остановились на завтрак в придорожной забегаловке, с сомнительными санитарными условиями (как потом оказалось, очень много кафешек было под Курганом, но до него было еще больше часа езды, хорошо, что все-таки здесь позавтракали!).
По часовому поясу мы приблизились к Москве на 1 час. Так что сейчас опять 10 часов! Будем писать по местному времени...
Здесь царство заправок «Роснефти», — по дороге только они, «Газпромнефти» нет и в помине.
10:25 — доехали до Кургана.
13:05 — въехали в Челябинскую область (74 рег.).
13:30 — за 25 км не доезжая Челябинска, по автомобильной развязке ушли на Уфу.
14:00 — остановились на обед.
15:40 — наконец-то увидели Уральские горы вдалеке! Ну, здравствуйте! Так хотелось на вас посмотреть! Получается, эти горы начинаются примерно за 20 км до Миасса.
16:00 — проехали Миасс.
16:25 — в стороне остался Златоуст.
Проезжая Урал, пришли к выводу, что одни из самых лихих и горячих парней водятся в Челябинске: именно машины с номерами этого региона так и стремятся на узкой двухполосной горной дороге залететь под встречную фуру, поджимают сзади, подрезают...
19:00 — проезжаем г. Сим, расположен в долине Уральских гор.
19:40 — достигли Республики Башкортостан (02 рег.), Уральские горы стали снижаться... Посты ДПС натыканы через каждые 500 м, на нас пока не обращают внимания, тьфу-тьфу-тьфу!!!
20:25 — проехали поворот на Уфу направо, мы едем прямо, в сторону Самары. Постамент на дороге по-башкирски нам пожелали «Хайерли юл!» — «Счастливого пути!».
От Уфы очень хорошая дорога: широкая (по три полосы в каждом направлении), ровная, разделенная по направлениям. Приятно ехать! Но ДПС продолжают стоять на каждом шагу! Потом три полосы переходят в две, но качество дороги ничуть не снижается, легко идем 110 км/ч. Так продолжается на протяжении 70 км от Уфы. Потом дорога сужается...
Остановились на ночлег в Башкирии в придорожной гостинице «Ак-Тау» в 22:30. Нам повезло — взяли последний трехместный номер (так же три полутораспалки), буквально следом за нами одни за другими заходили люди, но для них уже не было свободных номеров, а ближайшая гостиница — за 25 км, но не факт, что и там есть места свободные.
Душ, легкий ужин в кафешке и — спать-спать-спать... За день пройдено 1 120,7 км. Позади Тюменская, Курганская, Челябинская области, Уральские горы. Всего пройдено 2 111,8 км.
13.08.2012
Спалось всем намного лучше, чем в первую ночь, — было не так душно. Выехали в 6:30. Дети, как и вчера, досыпают в машине.
7:10 — проехали г. Октябрьский. Башкирия порадовала красивыми пейзажами и хорошими дорогами.
7:20 — достигли Республики Татарстан (16 рег.). По дороге в Башкирии и Татарстане повсеместно попадаются какие-то сооружения, которые что-то качают из-под земли. Мучает вопрос — что?! Наши предположения, что качают нефть, потом подтвердились!
7:45 — въехали в Оренбургскую область (56 рег.).
8:25 — Самарская область (63 рег.). Дороги в Самарской области оставляют желать лучшего, но чем ближе приближаемся к Самаре, они становятся лучше.
10:40 — остановились на завтрак за 40 км до Самары.
11:55 — поплутав на автомобильной развязке под Самарой и оставив наконец-то позади этот город, выехали на дорогу на Волгоград.
Местное время скакануло сразу на два часа и сравнилось с Москвой. Так что практически опять утро.
11:05 — проехали Чапаевск. Начиная с подъездов к Самаре и потом, при дальнейшем движении за окном довольно унылые пейзажи: поля и желтые равнины, вдоль дорог — искусственная лесополоса. Глазу не за что зацепиться...
11:55 — въехали в Саратовскую область (64 рег.).
13:00 — доехали до г. Пугачев. От Пугачева до Балаково дорога в ужасном состоянии: волны, ямы и выбоины, — не раз скребанули днищем. Вообще пришли к выводу, что, пожалуй, самые плохие дороги в Саратовской области. Прикололо, как местные здесь ведут ремонт: чувак ходит по дороге и заливает ямы гудроном из леечки.
15:15 — остановились на обед по дороге на г. Маркс. В Саратовской области все поля засеяны подсолнечником. На масло, наверное, идет...
16:30 — г. Маркс. По дороге все чаще стали появляться торговцы рыбой: вяленая, балык, толстолобик... Чувствуется дыхание Волги! Понемногу и пейзаж за окном меняется в сторону улучшения.
17:00 — не доезжая 10 км до г. Энгельс по автомобильной развязке ушли на Саратов. По большому мосту пересекли Волгу.
Красивая полноводная река! Теперь мучает вопрос: где бы к ней подобраться по дороге, чтобы искупаться?! На автомобильном мосту все утыкано камерами слежения, а посты ДПС и в начале, и в конце моста. И потом еще нам попались, как минимум, гаишники пару раз, так что сильно не стоит разгоняться. Саратов остался в стороне. Теперь путь лежит на Волгоград.
Распросили местных жителей, где же все-таки можно подъехать к Волге. После, немного поплутали на очередной развязке под Саратовым, и потом через минут 10 свернули с трассы налево на Широкий Буерак. До него было 7 км от трассы. С высоты открывается чудесный вид на Волгу.
Спускаемся вниз с горы, внизу — дачи на берегу реки. Местный парень на Ландкрузере милостливо вывел нас по максимуму к берегу, предварительно предупредив, что везде стоят шлагбаумы и к реке не проехать, и что берег в большинстве своем каменистый. Сами бы мы, конечно, не нашли такой подъезд. Нам повезло в очередной раз: одни ворота случайно оказались открыты, и мы выехали буквально к самой воде, да еще и с песочным пляжиком.
На Волге были волны, но водичка чистая и теплая. Накупались, освежались...
Местный владелец дачи, поинтересовавшись, что за странный регион у нас, пригласил потом сполоснуться в своей баньке, под душем с горячей водой. Спасибо ему отдельное! Потом по трассе был еще один поворот на Волгу, о котором нам говорили, на с. Синенькие, до которого было 9 км. Но мы уже были накупавшиеся, и он нам был уже неинтересен. Да и кто знает, повезло ли бы нам там так, как в Широком Буераке. И еще повезло, что был понедельник, говорят вчера здесь на Волгу был плотный поток машин. Потратив на водные процедуры около часа, в 19:30. двинулись в дальнейший путь.
Местность становится все более холмистая. Вся дорога: это сплошные спуски, переходящие в подъемы. Все бы ничего, да дорога всего в 2 полосы, так что если попадается какая-то фура, которая тащится 40 км/ч, то собирает за собой колонну автомобилей, которые суетятся в попытках обогнать ее.
20:35 — достигли Волгоградской области (34 рег.).
21:20 — доехали до г. Камышин. Хотим здесь остановиться на ночлег. Заехав в пару придорожных гостиниц, решили долго не плутать, взяли четырехместный номер и в 21:30 припарковались. В номере мало того, что было чытыре полутораспалки, так еще и диван. Поэтому спали мы очень вольготно, единственное, было жарко. Вечером поужинали в кафешке, мы с мужем даже баночку пивка 0,7 выпили на двоих, и сразу в люлю... Улеглись в 22:30 по местному времени. За день прошли 989,10 км. Позади республики Башкортостан, Татарстан, Оренбургская, Самарская и Саратовская области. Всего проехали 3 100,9 км.
14.08.2012
С утра мои биологические часы разбудили меня в 5:30 по местному времени. В результате выехали в 6:10. До Волгограда порядка 170 км. За окном холмы, озера и узкая двухполосная дорога сомнительного качества, которая вьется то в горку, то под горку.
Дети опять досматривают свои утренние сны.
Перед Волгоградом делают серьезную автомобильную развязку. Отсюда дороги пошли получше.
8:50 — въехали в г. Волгоград. Сразу держим путь на Мамаев Курган. Статуя Родины-матери видна задолго до приближения к ней, когда открывается панорамный вид на город.
Примерно в 9:10. подъезжаем к Мамаеву Кургану. Как ни странно, он находится прямо в центре города, на проспекте Ленина.
Всегда считала, что это холм где-нибудь за городом, на который надо очень долго подниматься. Мой муж под сильным впечатлением от монументальности этого архитектурного сооружения. Как нам сказали, возводили его около девяти лет.
Получается, мы подъехали практически к самому открытию, — до 8:30 монумент закрыт, не играет музыка военных лет. Народу пока было немного, но солнышко припекало уже неслабо. Не спеша стали подниматься наверх.
Тут же дядечки и тетечки предлагают буквально индивидуальные экскурсии. Весь памятник состоит из нескольких ярусов, плавно переходящих и щемящих сердце и душу.
Очень-очень трогает! Это надо все видеть своими глазами! На подходе к гроту с вечным огнем попали на смену военного караула. Это зрелище тоже очень впечатляет!
Поднялись к самому подножию Родины-матери.
Потом прогулялись до храма.
Впечатленные, в 10:45. спустились к машине, и тронулись в дальнейший путь.
Проехали город, на выезде остановились на завтрак-обед (два в одном), и с 12:00 держим путь к месту нашего отдыха.
По дороге прикупили фрукты: груши, яблоки и вкуснющий местный крупный виноград!
13:05 — проехали город Калач-на-Дону. По мосту переехали р. Дон.
За городом заправились на «Газпромнефти». Здесь не действует бонусная система по карточкам, говорят, что она действует только в северных регионах.
Еще один интересный момент: наши доблестные автоинспекторы надевают белые рубашки только по случаю великих праздников, здесь же, сколько ни едем, они все в белых рубашках по всему пути следования! Может, у них праздник, что мы почтили их своим присутствием здесь?!:)
14:40 — доехали до Ростовской области (61 рег.). Дороги в Ростовской области радуют. Даже если это и двухполосная дорога, то достаточно широкая и, что радует, ровная. А за 130 км до Ростова вообще выходим на трассу с разделительным ограждением и двухполосным движением в каждом направлении. На разделителе, однако, периодически стоят камеры, а сразу за ними, метров через 200 — машины ДПС. Так что антирадар очень выручает!
Вдоль дороги баннер: «Ростовская область. Здесь начинается юг». У нас вдоль дорог через каждые 100 м продают уголь и разжигайки, а здесь — фрукты ведрами и килограммами, арбузы и дыни.
18:05 — за 12 км до Ростова по авторазвязке ушли на Краснодар. До него около 300 км.
18:15 — по мосту переехали Дон. Внизу был речной порт с кранами. А по реке плотным потоком шли груженые баржи и корабли. Очень красиво!
18:50 — ура! Въехали в Краснодарский край!
Дорога, конечно, прекрасная!
Около 19:45 остановились поужинать и в 20:20. поехали дальше.
Прекрасная дорога закончилось примерно через 100 км проезда по Краснодарскому краю. Около 150 км потом шел ремонт дорог, и попеременно были открыты то левая, то правая полосы, и машинки двигались тихонечко в одну колонну. Потом в 21:20. пошел дождь. Надо же, проехали полРоссии, на нас не пролилось ни капли, а вот в Краснодарском крае: грозы, молнии и дождь.
Отелей вдоль дороги не особо много, хотя недалеко от места нашего ужина вдоль дороги стояли люди с табличками «Ночлег», но надо тогда останавливаться до 20 — 20:30, пока не стемнело. Мы же решили проехать подальше, поэтому когда время уже было начало одиннадцатого, дети вырубились в машине, и я уже вовсю клевала носом, особо выбирать не было смысла. Остановились в 22:30 в придорожном мотеле с конскими ценами, — трехместный номер стоил вдвое дороже всех предыдущих. Зато это был люкс, ванна и туалет в номере, две кровати, широкий диван, балкон, холодильник, огромный плазменный телевизор...
Дети улеглись втроем на диване, а мы с мужем, выпив на балконе по бутылочке пивка, — на сдвинутых кроватях, предварительно решив, что завтра поспим чуть подольше. За день проехали 887,3 км, миновав Волгоградскую и Ростовскую области. Показания спидометра 3 988,2 км. Завтра будем на месте!
15.08.2012
С утра поспали почти до 7 часов, все прекрасно выспались, даже дети не стали с утра досыпать в машине. Не спеша собрались.
В 7:35 — двинулись в путь.
8:00 — пройдя окраиной Краснодар, въехали в республику Адыгея (01 рег). На горизонте уже видны Кавказские горы. Держим путь на Джубгу.
10:15 — позавтракали на перевале Джубга и поехали дальше.
10:40 — прошли Джубгу.
11:05 — вот оно — Черное море!
12:20 — подъехали к Туапсе. Проехали мимо завода «Роснефти».
За Туапсе встречный транспорт плотно стоял в пробке на протяжении 3-4 км. Не хотелось бы так встрять!
Дорога чередуется: то головокружительный серпантин, то пробки в сменяющих друг друга маленьких курортных городках. Такими темпами оставшиеся вчера 300 км и казавшиеся такими незначительными по сравнению со всеми пройденными км, покажутся самыми утомительными. Во всяком случае, меня слегка подукачало на серпантинах.
15:45 — после дорогостоящего обеда (940 руб.!) поехали дальше. Опять серпантин, серпантин...
17:10 — едем по Сочи. Ощущение сплошной стройки, дорожных развязок и тоннелей (проехали четыре тоннеля, причем один протяженностью 2,6 км).
После держим путь на п. Веселое, там находится граница с Абхазией. Как всегда, поплутали на огромной автомобильной развязке (как же без этого?!).
18:45 — подъехали к границе с Абхазией.
19:20 — без особых проблем и очередей прошли границу, зарегистрировали транспортное средство и... мы в Абхазии!
Такое впечатление, что огромные Кавказские горы резко приблизились к нам.
Страна, конечно, видно, что бедноватая. По дороге попадается много заброшенных санаториев (война 1992-1993 гг с Грузией не прошла даром) или нуждающихся в ремонте. Дорога идет вдоль моря, но нет того сумасшедшего серпантина, а дорожное покрытие прекрасное!
До Гагры 25 км. По дороге попадается заправка «Роснефти», стоимость 92 бензина 28,50 руб.
19:40 — приехали в Гагру. Всего пройдено 4 325 км. За сегодняшний день проехали 336,80 км.
Здесь, видно, прошел хороший ливень. Туристов очень много, говорят, сказалось нынешнее наводнение в Крымске, — весь народ сюда рванул. Около часа поплутали по городу, искали нужную нам улицу. Кое-как нашли , и — великий облом! Забронированное нами жилье (по контактам прошлогодней поездки сестры) оказалось занято. Хозяйка сказала, что у нее освободится место 17 числа, сначала пыталась пристроить нас по соседям, но потом мы сошлись на том, что как-нибудь перекантуемся у нее: одну ночь в квартире у дочери, вторую — в комнате самой хозяйки. А потом уж и комната для нас освободится.
На том и порешили! Приняли душ, к 21:30 были в квартире и легли спать!
Часть 2. Абхазия
В Абхазии мы пробыли до 28 августа включительно.
Первый день лил дождь.
Осваивались на новом месте.
Потом, слава богу, — дождь прекратился! Проснулись и, конечно, к морю! Когда смотрели в интернете фотографии пляжей Абхазии с прошлого года, очень радовало почти полное отсутствие людей. В этом году на здешних пляжах — полный аншлаг!
Народу очень-очень много, как муравьев, сложно найти свободное местечко. На небе облака, поэтому утомительного пекла нет. Море слегка волнуется, поэтому прикольно, можно на волнах покачаться. Заходить в море без специальной обуви сложновато. Немного погундя, даже малой прочухал прикол волн, и теперь из воды вылезает со психом, — благо, вода очень теплая и можно плескаться сколько угодно. Температура воды 26-28 градусов.
Девчонкам тоже море понравилось, говорят не такая уж и соленая в нем вода! Видели дельфинов.
С утра приходила регистрационная служба. Регистрируют приезжих, записывают фамилии, откуда приехали и на сколько. Максимальный срок пребывания — 30 дней. Регистрационный сбор — 90 руб./чел. Дети бесплатно. Если не зарегистрируешься, то на границе заплатишь штраф 260 руб. (как потом оказалось, все это ерунда, на границе никто ничего не проверяет, больше эта служба за оставшиеся две недели ни разу на глаза нам не попалась!)
Съездили прогулятья по Старой Гагре. Все время накрапывал дождик, поэтому было не очень уютно.
Поужинали в кафе, напротив замка принца Ольденбургского, основателя Гагры. Замок заброшенный, хотя могли бы, конечно, отреставрировать его, как памятник архитектуры. Да, похоже, это никому здесь не надо!
Сфотографировали местные достопримечательности: ресторан «Гагрипш» с его башней с часами, Колоннаду при входе в парк.
Первая наша вылазка по Абхазии была в самую далекую от нас точку, столицу Абхазии г.Сухум. Дороги очень хорошие, ровные. Периодически попадаются посты ДПС, но на нашу машину со «странным» регионом даже не обращали внимания. Главное соблюдать скоростной режим. Говорят, местным разрешается быть даже выпивши за рулем, главное — не превышать скорость. Еще, как мы заметили, для местных водителей не существует понятия «сплошная полоса».
На подъезде к Сухуму — небольшой серпантин. С высоты горы открывается очень красивый вид на город.
В Сухуме первым делом мы посетили обезьяний питомник. Работает он с 10:00. Мы приехали почти к самому открытию. Там находится единственный в мире памятник обезьяне, в честь братьев наших меньших, подергавшихся всяческим опытам.
Во время войны 1992-93 гг самые ценные породы обезьян перевели в Адлер. Питомник еще до конца не восстановлен. В клетках практически всего пара видов обезьян. Но много смешных детенышей, за которыми прикольно наблюдать. С обезьянами надо быть очень осторожными: они очень проворно умеют выхватывать у людей все, что плохо лежит: сумки, фотоаппараты, еду. При нас одна макака стащила у мальчугана кепку, пришлось обращаться к работнику зоопарка, чтобы он эту кепку «вернул на Родину». По моим ощущениям, питомник маловат, бедноват и вонюч. Стоимость взрослого билета 140 руб, детского с 8 лет — 60 руб.
После питомника держим путь на ботанический сад г. Сухума. Нам сказали, что он полностью восстановлен после войны.
Система с билетами такая же странная, как в питомнике: билеты покупаешь, но на входе их никто не проверяет, вся надежда на твою сознательность. Нашей сознательности хватило только на два взрослых билета. Прикольные бамбуковые заросли, пруды с цветами лотоса, разные виды пальм.
Вот, пожалуй, и все впечатление от сада.
Немного проезжаем вниз по улице, — и мы на набережной. Народу практически нет. Местные старики в тени деревьев играют в домино. Парапет и фонарики слегка пошарпанные, видно, со времен войны не обновлялся их внешний вид. Здания вдоль набережной уже отреставрированы и очень даже приличные.
На приколе к одному из пирсов стоит какое-то огромное судно, вроде как из Панамы. Море здесь грязноватое.
В целом от Сухума у меня не возникло какого-то тяжелого впечатления, как от города, сильно пострадавшего во время войны. Может нам по пути не попадались сильно разрушенные здания, может большинство их уже восстановлены. Встречаются, конечно, в многоквартирных домах пустые, нежилые квартиры, с окнами без стекол, что смотрится очень странно по сравнению с другими квартирами, с пластиковыми окнами. Встречаются и полностью заброшенные двух-, трехэтажные дома, уже поросшие кустарником...
На обратном пути держим путь в Новый Афон.
По дороге встречается кафе «Ущелье» с очень интересным ландшафтным дизайном. Я специально забежала туда зафотать его виды.
Первым делом в Новом Афоне решили посетить действующий Новоафонский Симона Кананитский мужской монастырь (построен в 1888 году к приезду императорской семьи в Абхазию).
Монастырь находится на горе. К нему ведет, так называемая, «тропа грешников». Она выложена булыжниками, вдоль нее высажены средиземноморские кипарисы и греческие оливковые деревья. Общая протяженность тропы 400 м. Подниматься тяжеловато, если честно... Грехи, наверное, тянут.
В монастыре на входе выдают фартуки и косынки. Фартуки надевают без исключения и мужчины, и женщины, если оголены колени, или если женщины в брюках. Косынками женщины покрывают головы и, если оголены, плечи. Церковь в монастыре очень красивая, вся расписана фресками, хотя, конечно, нуждается уже в реставрации.
После монастыря заезжаем на Псырцхинский водопад. Очень мощный и впечатляющий, но, как потом оказалось, искусственный. Возле него очень свежо.
Потом едем в Ново-Афонскую пещеру. Эта пещера обнаружена в 1961 году и является самой большой и красивейшей в Европе (в ней 9 больших залов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты и подземные озера). До 1967 года в пещере велись исследовательские работы, после которых она стала открыта для посещения. Температура внутри пещеры +14 градусов, поэтому мы заранее запаслись теплыми кофтами.
В 14:40 подошли к кассе приобрести билеты (стоимость 400 руб./чел., дети до 8 лет бесплатно). Нам сказали, что следующая экскурсия будет в 17:15. Набирается большая группа, и экскурсовод ведет ее по пещере, рассказывая по пути много интересного. Ждать почти двачаса с маленькими детьми для нас было бы проблематично. То ли кассирша сжалилась над нами, то ли освободились места, но нам разрешили присоединиться к первой отправляющейся группе. В пещеру везет поезд, типа, как в метро.
Только вагончики маленькие и раздолбанные. В поезде около 4-5 вагонов. Вагончики набиваются людьми (это и есть экскурсионная группа) и... вперед! В пещеру!
Лично мне в пещере очень понравилось! Народ идет по специальным мостикам. Особо интересные места в пещере освещены. Играет органная музыка. Мы посетили шесть залов из девяти. Три зала закрыты для посещений. Один из них с прекрасной акустикой: ровный пол, высокий аркообразный свод. Этот зал используется в качестве концертной площадки для различных выступлений. Второй очень узкий, в нем работают спелеологи. Судьбу третьего что-то я прослушала...
В первых двух залах большие подземные озера. В следующих много сталактитов и сталагмитов. Они подсвечиваются, поэтому легко их можно рассмотреть.
Когда те и другие срастаются, образуются сталагнаты. Особо крупные встречаются в последних залах. Жаль, фотоаппарат не передает всего величия и красоты этого чуда природы! Раньше в пещерах было много летучих мышей, но со временем большое скопление народа на экскурсиях вынудило их переселиться в менее обжитые места.
Опять на чудо-поезде выезжаем на «белый свет». Здравствуй, тепло и солнце!
Так завершилось наше первое близкое знакомство с достопримечательностями Республики Абхазия.
В один из дней решили съездить в Адлер, в курортный городок «Адлеркурорт».
С утра встали, неспеша собрались, в начале одиннадцатого выехали из дома. К границе подъехали в 10:50. Пришлось больше часа проторчать на ней, на самом солнцепеке. В результате пересекли границу только в 12:05.
Чтобы найти курортный городок, решили воспользоваться услугами Маруськи. Она тупила по полной, вопила, что мы «сошли с маршрута», путалась в новых дорожных развязках, заставляя нас буквально спрыгивать с моста, чтобы «повернуть налево или направо». Потом целый час вела нас в неизвестном, противоположном нужному, направлении, заставляя стоять в жуткой пробке.
В конце концов прибегнули к старому дедовскому способу: языку, который до Киева доведет. Спросили дорогу у первого попавшегося в пробке в соседнем ряду чувака. Это оказался простой парень кавказской национальности на «скромном» автомобиле BMW X5, с еще более скромным номером Р999УС (нам же показывают дорогу исключительно «крузаки» и «бэхи»!!! :)) Парень сказал, следовать за ним, поехал в противоположном тому направлению, которым нас вела Маруська, периодически отслеживая, чтобы мы шли за ним и не сбивались с курса. Короче, спасибо вам, адлеровские ребята!
Наконец подъехали к территории курортного городка объединения «Адлеркурорт люкс». Нам выписали пропуск на его территорию, заплатили за въезд 100 руб. и первым делом отправились в океанариум. А точнее в Sochi Discovery World Aquarium.
Билеты стоят: взрослые по 500 руб. и детские по 250 руб., дополнительно оплачивается 100 руб. за разрешение на фото- и видеосъемку. Только нельзя пользоваться вспышкой на фотоаппарате, поэтому с нашим фотоприбором было сложно получить приличные кадры.
Возле каждого аквариума таблички с очень подробным и интересным описанием вида тех или иных рыб, их особенностей и образа жизни.
Нам особенно запомнились пираньи, рыбы-клоуны, прозрачные рыбы, лишенные пигмента. Впечатлили мурены и обжористые карпы, которые с открытыми ртами по пояс выскакивали из воды, забираясь на спину друг другу, чтобы ухватить свою порцию корма.
Один из залов «Обитатели рифов» сделан в виде огромного аквариума со сводчатым стеклянным потолком и стенами. Там стоит каркас "затонувшего" корабля и плавает настоящая акула со свитой, — две рыбки, всегда ее сопровождая, плывут у нее под брюхом. Ну и, конечно, много других морских обитателей.
На выходе сразу попадаем в специализированный магазин сувениров.
После идем искать сочинский дельфинарий «Акватория».
Он расположен неподалеку. Покупаем билеты в кассе на представление, которое начнется в 16:00. Стоимость билетов 600 руб, независимо от возраста. Правда, дети до 4 лет бесплатно. Нам продают в хороший сектор, в теньке, на 4 ряд.
В запасе у нас есть еще 45 минут. Мы просто посидели за столиком в тенечке, на территории дельфинария. Время ожидания пролетело незаметно.
Представление началось вовремя. Длилось около часа и прошло на одном дыхании. Очень креативный дяденька-ведущий! Весьма интересная и современная постановка, посвященная подготовке к грядущей сочинской олимпиаде. Типа, белый кит (обитатель Северного Ледовитого океана) представляет на олимпиаде Россию, толстый морской лев — представитель любителей Макдональдса, — США, а шустрая группа «в полосатых купальниках» — дельфины, — это представители сборной Китая. В качестве чиновника, выносящего вердикт о готовности Сочи к олимпийским играм, выступал усатый морской морж. Короче, было очень смешно и интересно!
После дельфинария в моих планах было еще найти на территории курортного городка детскую площадку, созданную Зурабом Церетели, о которой я прочитала в интернете. У кого ни спросим, блин, никто не в курсе.
На карте-схеме нашли объект : «Коралл (Церетели)». Держим путь на него. Наконец нашли! Это вовсе не детская площадка, а некое непонятное сооружение, одним словом — коралл, но все выложенное яркой мозаикой.
Как потом оказалось, такие же яркие мозаичные фигурки крокодила, черепахи, бассейна с рыбами находились прямо напротив океанариума.
Это тоже творение рук Церетели! Да и в самой Абхазии очень много таких сооружений, например остановка в виде ракушки. Теперь автор нам хорошо известен!
Программа на сегодня выполнена! И дети, и взрослые довольны!
В 18:35 выехали с территории «Адлеркурорта». По уже известной дороге держим путь к границе. По дороге заправляемся дешевым бензином по 27,60 руб.
На обратном пути границу проходим за пять минут! Ура! Мы снова в Абхазии, с ее буйной растительностью и высоченными горами!
Посетили жемчужину Абхазии — озеро Рица. Поворот на Рицу находится недалеко от Гагры, в поселке Бзыбь, где с гор бежит большенькая горная река с одноименным названием. Проезжаем указатель на музей местного народного умельца по резьбе по дереву — Богатырева. Слева остаются развалины крепости времен Абхазского царства X века.
Указатель на озеро Рица гласит, что до него еще 40 км. Въезд в заповедник озера платный: взрослые билеты по 250 руб. и детские по 50 руб. (до семи лет дети бесплатно), плюс с машины 20 руб. С нас берут 550 руб, едем дальше.
По сторонам — красота необыкновенная!
Пожалуй, дорога на озеро по красоте перещеголяет саму финишную точку: с двух сторон обступают горы, горная речка сопровождает всю дорогу, горные тоннели, на пути встречаются несколько водопадов: «Женские слезы» (где девушки могут загадать свои самые сокровенные желания), «Мужские слезы» (наступает черед мужчин загадывать желания), часть Гегского водопада (чтобы увидеть его во всей красе нужно ехать в горы со «смертничками» на «уазиках»).
Самое красивое место на дороге — Юпширский каньон (или Юпширские ворота). Голову наверх не поднять — начинает кружиться. Красота и мощь природы одновременно! А какой здесь воздух!
Пока экскурсионные группы останавливаются у каждого водопада и на дегустации меда и вина, едем прямиком к озеру, оставив остановки у водопадов на обратную дорогу. Приезжаем на Рицу, когда там еще мало народа.
Спокойно все осматриваем, берем лодочку на электромоторе для прогулки по озеру и до основного наплыва туристов и жары трогаемся в обратный путь.
Спускаемся с гор и едем познакомиться с городом Пицунда (в переводе — это сосна).
Первым делом заезжаем в старинный местный христианский храм.
На его территории находится также дольмен и местный небольшой краеведческий музей с достопримечательностями древней крепости Питисута. В самом храме очень хорошая акустика, стоит орган и частенько здесь проводят концерты органной музыки.
После посещения храма по указателям едем на песчаный пляж Пицунды. Говорят, это одно из самых дорогих мест Абхазии.
Порадовал песочек, кристальной чистоты вода, кабинки для переодевания, небольшое количество народа и бесплатные навесы от солнца с гамаками.
Купаемся и загораем здесь до вечера.
После, для общего ознакомления, заехали на центральную набережную города и прогулялись по ней.
Повезло нам увидеть и истинную Абхазию! Свозили нас в сторону Гудауты, на Золотые пески. Село в горах, в котором практически нет туристов. Огромная территория, на которой стоят два добротных дома, сараи, в которых вино хранится в бочках, пчелиная пасека, инжирные деревья на территории.
У хозяев около гектара земли. Виноградники, мандариновые деревья, орешник, хурма, гранат.
Есть трактор и автомобиль «Волга». Дополнительно есть пять коров, лошадь, индейки, куры. Они сами делают сыр, чачу, вино. При этом современные туалеты, смесители, микроволновки. Короче, живут очень зажиточно, но при этом, вкалывая дай бог!
В этом месте мы справили день рождения нашего малыша по абхазским традициям. Приняли нас очень гостеприимно. На праздничном столе — национальное блюдо мамалыга, с адыгейским сыром, соусом сациви и сосисками, хачапури, вино, компот, фрукты.
Мамалыга варится на кукурузной крупе и манке и является обязательным ежедневным продуктом питания абхазцев, хотя бы раз в день. Едят ее руками, как хлеб, макая в соус. Для нас, конечно, эта еда очень специфическая, мы скромно едим вилочками, заедая сыром и сосисками. Пьем вино за здоровье нашего малыша под кавказские тосты, дети — компот.
После застолья затариваемся медом, чачей, вином, орехами домой. В подарок нам срывают виноград прямо с лозы для нашего вечернего праздничного стола.
Вечером забрали предварительно заказанный с утра торт, купили свечки, накрыли на стол и устроили чаепитие с хозяевами и жильцами, с которыми успели подружиться, уже по нашим, русским традициям!
Уезжаем из Абхазии 29 августа. Всю ночь лил дождь.
В 7:00 подъехали к границе. Достаточно быстро прошли ее и в 7:35 мы уже заехали в Россию.
Показания спидометра 4 990 км. Итого по достопримечательностям Абхазии наездили 665 км.
Дождь периодически идет, — хороший знак в дорогу!
Часть 3. Черноморское побережье и Азовское море
29.08 . 2012
В 7:35 заехали из Абхазии в Россию и двинулись в сторону Геленджика. Показания на спидометре 4 990 км.
Всю дорогу нас сопровождает дождь, — синоптики по радио сообщают об осадках на всем Черноморском побережье. Температура за бортом +20-22 градуса, в море — +26 градусов.
Позавтракали только около 12 часов, не доезжая до Туапсе 13 км. Потом по-жесткому встали в пробку. Проезжали Туапсе больше часа. Пробки — верные спутники каждого населенного пункта на нашем пути.
От границы с Абхазией до Джубгы ровно 200 км. Этот промежуток пути мы одолели только к 15:15 дня.
В 15:35 доехали до Архипо-Осиповки. К 16:30 достигли города-курорта Геленджик.
В Геленджике побывали в Сафари-парке.
Там животные живут не в клетках, а в больших вольерах под открытым небом. Самих животных, конечно, не очень много (по сравнению с новосибирским зоопарком): тигры, львы, медведи, верблюды, буйволы и проч. Но на территории есть всякие прибамбасы, типа: планетарий, искусственная пещера, канатная дорога... Это все за дополнительную плату. Если покупать комплексный билет на все, то его стоимость составляет 1 000 руб. Мы ограничились только прогулкой и просмотром животных. Львов я насчитала около восьми особей.
А бурых мишек и того больше: многие из них бывшие артисты цирка, поэтому за лакомство принимают всякие забавные позы.
После Сафари-парка прокатились по самому Геленджику, прогулялись по набережной.
Сам город находится в Геленджикской бухте. Вид откуда-нибудь сверху, конечно, красивый. Да и сам городок ухоженный, с большими красивыми домами, шикарными отелями и санаториями.
Но посмотрев на чистоту воды на местных пляжах, ни за какие деньги не хотелось бы остановиться в этом месте на отдых (тем более после Абхазии, с ее кристально чистой морской водой!).
Около 19:00 направились к пункту нашей ночной остановки — пос. Кабардинка, который находится в 7 км от Геленджика. Опять начался дождь. Покатались по поселку, посмотрели комнаты. Потом поужинали и остановились на ночевку в частном доме, сдающем в наем номера.
30.08 . 2012
Выспавшись с утра, позавтракали и направились в Старый Парк.
В этом парке красивый ландшафтный дизайн сочетается с уменьшенными копиями мировых достопримечательностей: египетская пирамида и сфинкс, Тадж-Махал, древнегреческая колонада, китайский домик, водопады, беседки.
Все сделано очень красиво! Получили большое наслаждение от прогулки в этом парке.
Около 11 часов из Кабардинки направились в город-герой Новороссийск. Этот город находится в Цемесской (Новороссийской) бухте.
На подъезде к городу остановились у памятника героям-морякам, которые в 1918 году, во время Первой мировой войны, в силу безысходности положения, потопили корабли Черноморского флота, чтобы они не достались вражеской Германии.
Проехали почти через весь город, чтобы попасть на Малую Землю. Малая земля — это участок земли около 30 км, на который в 1943 году высадились наши десантники и моряки и отбросили с него фашистские войска, что послужило переломным моментом в ходе боевых действий во время Второй мировой войны.
Здесь под открытым небом находится музей военной техники, а в скульптурном ансамбле «Малая земля» — музей боевой славы. Порадовало, что для многодетных семей посещение этих достопримечательностей — бесплатно.
После доехали до набережной и примерно до 14 часов погуляли по ней. Посмотрели крейсер «Михаил Кутузов», различные фонтаны и памятники. Впечатления от Новороссийска — очень приятные.
После Новороссийска едем в Абрау-Дюрсо.
Там на территории завода много магазинов с продукцией завода (но фирменных только три) и различных закусочных.
Экскурсию решили взять с мужем без дегустации: ему все равно пить нельзя за рулем, да и дешевле (без дегустации стоит 250 руб., а с дегустацией — 650 руб.). А подегустировать можно и дома! Детей до 12 лет на территорию завода не допускают, они остаются в специальной детской комнате, под запись с воспитателями.
Нашего малыша брать не хотят, потому что оставлять в этой комнате можно только детей с трех лет, даже несмотря на то, что с ним остаются две сестренки, которые будут смотреть за ним. После долгих уговоров и упрашиваний наших детей оставляют без записи, т.е. если что, ответственности они никакой не несут.
Последняя экскурсия на 18:10. Мы с мужем идем на 17:10. Продолжительность — 45 минут.
Сначала показывают короткий 9-минутный фильм об истории шампанского. У нас в России шампанское стало известно после победы над Наполеоном, постепенно став излюбленным напитком гусаров. При дворе этот напиток тоже очень полюбился. Поэтому Александр II издал указ об учреждении своего российского завода по производству шампанского на берегу озера Абрау. Одним из первых управляющих на заводе был Лёв Голицын.
После фильма нас провели по голицынским подвалам, а потом показали современное производство.
Шампанское в Абрау-Дюрсо производят двумя способами: классическим, или бутылочным, по которому срок созревания шампанского длится от 9 месяцев до 3 лет, и современным, резервруарным, по которому шампанское созревает за 28 дней. Конечно, цена такого «народного» шампанского на порядок ниже. Так, в фирменных магазинах на территории завода такое шампанское стоит 260 руб, а классическое — от 560 руб и выше.
Прикупив после экскурсии в магазине образцы для дегустации, забираем детей из детской комнаты (слава богу, они нас там не опозорили!) и в 18:30 выдвигаемся в сторону Анапы, до которой чуть больше 50 км.
Первоначально в Анапе у нас была запланирована остановка на ночь у «знакомых знакомых». Созвонившись с ними, узнаем, что по семейным обстоятельствам они сегодня будут дома только после 23 часов. Смысла болтаться по городу до полуночи не видим, поэтому решено искать ночевку где-нибудь ближе к Азовскому морю, а именно — в станице Тамань.
Предварительно проходим программу минимум: ознакомление с Анапой состоит в посещении Анапского маяка и прогулки по набережной, на которой встречаем солнечный закат.
Впечатление от Анапы: городок деревенского типа, много частного сектора.
До Тамани ехать около 130 км, приезжаем туда уже по темноте. Дети спят. Навигатор выводит на гостиницу «Волна». Сунувшись еще в пару гостиниц, по ценовой политике останавливаемся все-таки на четырехместном номере в «Волне».
31.08 .2012
Выспавшись, позавтракали в номере, прикупили по дороге дешевых фруктов (арбуз по 7 руб./кг и виноград по 30 руб./кг) и отправились на косу Тузла, где происходит слияние Черного и Азовского морей. Путь туда лежит через станицу Тамань в сторону п. Волна, а дальше по указателям около 6 км.
Въезд на косу платный — 250 руб. с легковой машины. Территория оборудована биотуалетами, кабинками для переодевания, навесами. Люди приезжают сюда с палатками. С нас за въезд берут 150 руб., поскольку мы сказали, что заезжаем только посмотреть.
На конце косы наблюдаем, как бурля, сливаются два моря! Зрелище незабываемое!
Решено остановиться со стороны Черного моря. Пляж — песчано-ракушечный.
Купаемся, загораем, трескаем фрукты!
Для общего ознакомления перешли через дорогу и искупались в Азовском море. В нем волна побольше и несет водоросли.
Вообще на косе сильный ветер. Степи дают о себе знать.
После обеда едем на грязевой вулкан «Тиздар». Ехать в сторону г. Темрюк до п. За Родину. Этот вулкан преобразовали уже в культурно-развлекательный комплекс: все облагорожено.
Но и вход туда: 400 руб./чел, бесплатно только дети до 5 лет. В стоимость входит: душ, туалет, раздевалка, камера хранения, купание в вулкане, пляж на Азовском море, страусиная ферма, катание на паровозике.
Осмотрев все достопримечательности, идем принимать грязевые ванны. Дети до тошноты катаются на паровозике.
Интересно: глубина вулкана около 2 метров, но плотность грязи такая большая, что тебя выталкивает наверх.
Ощущения, как на соленых озерах, только ты в грязи, как свинья! После вулкана, чистые черти, идем купаться в Азовском море!
Потом настает черед девчонок: два черненьких чумазеньких чертенка проходят ту же процедуру.
На выезде спросили у охранника, где лучше остановиться на Азовском море, чтобы и пляж был хороший и море чистое. Нам посоветовали Кучугуры.
От вулкана поселок находится в 10-12 км, ехать в сторону г. Темрюк. Сунулись в Кучугурах в пару-тройку мест для ночевки: на одну ночь все берут неохотно, да и цены ломят от 2 000 рублей. И тут нам повезло: натыкаемся на шале «Звезда Киммерика».
Одна ночь — без проблем!!! Стоимость 1 200 руб. за четырехместный номер с удобствами (холодильник, LCD-телевизор, кондиционер, туалет, душ).
Территория ухоженная и облагороженная, огромная стоянка, бассейн, экран с проектором: детям показывают фильмы и мультики по вечерам, детская площадка, игрушки, шикарная кухня. Короче, хозяйке Елене — респект и уважуха!
Можно смело приезжать сюда с детьми недели на две, и будешь жить не хуже, чем у себя дома, со всеми удобствами. До моря идти минут семь. А еще в Кучугурах есть очень бюджетная столовая «Мальта»: порции огромные, а обед на всю нашу семью с объедаловкой до отвала обошелся всего в 400 руб.!
01.09.2012
Хотелось покупаться в Азовском море, а с утра на улице был такой ветер, что без кофточки было очень даже неуютно, да и солнце за тучками нас не радовало. Но что поделать, раз уж мы выделили этот день для Азовского моря, то хочешь-не хочешь, а надо идти купаться! Что мы и сделали!
Только пришли на пляж, выглянуло солнышко.
Из-за ветра, правда, море было неспокойным, перебаломутило все дно песчаное: то глубоко от берега, по пояс, то снова выходишь на участок, где по щиколотку. Зато мы с девчонками от души нарезвились в волнах. А малыш с удовольствие играл и валялся в песке. Из-за ветра мы и не заметили, как лица у всех подгорели.
Если сравнивать два моря: Черное и Азовское, то у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Черное море, лично у меня, ассоциируется с Абхазией, с ее буйной богатой природой, чистейшей водой, чистым горным воздухом, но галечным пляжем. Азовское море — это рай для отдыха с детьми: крупный песок, красивые ракушки, но бледная и скучная степь. И я очень рада, что нам удалось побывать на обоих морях: оба подарили нам свои, особенные, незабываемые впечатления!
После отдыха на море, пришли домой, девчонки еще в бассейне искупались.
Сходили на обед. За это время наши купальники и полотенца высохли под степным солнцем на ветру. Собрались и поехали в сторону Геленджика, до которого было 147 км. Навигатор повел нас по дороге, минуя Анапу.
На ночевку остановились опять в Кабардинке. Немного повыбирали место для ночлега. Нашли с удобствами в номере, и дешевле, чем в прошлый раз.
Вечером мы сходили погулять на набережную. Вот где жизнь кипит: все в огнях, на каждом шагу — рестораны с живой музыкой, фонтаны с подсветкой! Жаль, не взяли фотоаппарат с собой…
02.09.2012
С утра проснулись по будильнику — номер надо было освободить до 9 утра, — и поехали в Геленджик в Аквапарк «Золотая бухта».
Приехали туда часам к 9, а он, оказывается, с 10:00 работает. Погуляли часок по набережной.
Когда мы проезжали Геленджик в прошлый раз, цены на билеты были выше: 1 200 взрослый и 650 руб детский. А в сентябре и июне у них, оказывается, другой тариф: с 10 до 19 часов взрослый — 1 000 руб, а детский 550 руб. А с 14 до 19 часов 700 и 400 руб соответственно.
С утра лучше тем, что нет очередей, доступ на все аттракционы практически свободен, зато вода в бассейнах ледяная — 20 градусов, ближе к 14 часам народ уже начинает кучковаться по очередям.
Накатались на горках, даже я, преодолевая свой страх, сиганула несколько раз на таких аттракционах, на которых раньше бы не решилась. Остались, конечно, и такие, которые мы не опробовали, но, как сказал муж, будет повод вернуться!
Жаль, что на многие аттракционы допускают детей только с 12 лет, Старшая-то проходила, а вот средненькой пришлось довольствоваться только детскими горками. Малышу вообще не понравилась ледяная вода в бассейнах, и все его развлекаловки ограничились батутами и лазалками.
После аквапарка пообедали в Геленджике и в 14:30 выдвинулись в сторону дома.
Часть 4. Дорога домой
02.09.2012
От Геленджика до Джубги 72 км.
Всего по черноморско-азовскому побережью мы наездили 855 км, считая от Абхазии до Джубги.
В 17:20 — проехали г. Краснодар.
19:50 — миновали Краснодарский край и заехали в Ростовскую область.
На ночь остановились в г. Аксай, Ростовской области, в придорожном мотеле «Уют».
На ужин — самса и хачапури из местного кафе. В 22:00 легли спать. Показания спидометра — 6 216 км. Всего за день пройдено около 450 км.
03.09.2012
В 6:40 выехали.
На дорожной развязке остался в стороне Ростов-на-Дону.
Около 8:00 — в стороне остался поворот на Волгоград.
9:45 — Воронежская область (36 рег.).
10:30 — после завтрака под Богучаром едем дальше. Надо было свернуть на Богучар, но мы проскочили нужный поворот. Теперь Маруська ведет нас в объезд, по каким-то деревням. В результате через Калач и Новохоперск Воронежской области и Балашов Саратовской области выходим на федеральную трассу.
В Саратовскую область заехали в 14:45.
Здесь нас первый раз за всю поездку остановили автоинспекторы (вроде как просмотрели знак «обгон запрещен» и ограничение скорости 40 км/ч, — лишение прав от 4 до 6 мес, либо штраф 5 000 руб.). Предложили нам вернуться посмотреть этот знак, — но мы решили не нарываться. Муж надавил на жалость, предложил всю имеющуюся в кошельке наличность — 350 руб. (остальные деньги на карточке). В результате с него ничего не взяли, поняли, простили и отпустили с богом.
От Балашова до Калининска дорожники делают неплохую дорогу, что странно для Саратовской области. Поскольку основной метод ремонта дорог здесь — заплаточный.
Заехали в Калининск снять деньги с карточки в банкомате. Думали и пообедать здесь, но на весь «город» ни одной кафешки с горячими блюдами. На обед-ужин остановились за Калининском в придорожном трактире.
17:30 — едем дальше, в сторону Саратова.
В 18:15 на дорожной развязке выходим на уже известную нам трассу (Саратов остается в стороне): новый большой мост через Волгу, Энгельс, потом по развязке — на Самару, Маркс...
Около 20 часов останавливаемся на ночевку под г. Маркс.
За день пройдено 935 км. Показания спидометра 7 151 км. Позади Ростовская и Воронежская области.
04.09. 2012
В 6:40 — в путь.
После завтрака на выезде из г. Пугачев в 9:45 едем дальше.
10:40 — Самарская область. Через час дорога на Самару остается позади, мы едем по направлению к Оренбургу.
12:30 — с федеральной трассы уходим на Бугуруслан, чтобы по объездной дороге миновать трассу М-5 Урал и выехать через Белорецк и Учалы уже под Миассом. Вредная Маруська поначалу сопротивляется, не хочет прокладывать этот маршрут. Потом проводит нас через Отрадный—Похвистнево—Бугуруслан (последний — город в Оренбургской области, в которую мы заехали в 14:20, и здесь, кстати, часы перевелись на два часа вперед), а потом все-таки через Северный выводит нас на трассу М-5! Решили не связываться с этой врединой, смириться и ехать по уже известной нам федеральной трассе.
18:10 — доехали до Республики Татарстан, где остановились на обед, а буквально через 30 минут заехали в Башкортостан.
На ночь остановились за Уфой уже после 22 часов.
Показания спидометра 8 017 км. За день пройдено 866 км. Саратовская, Самарская, Оренбургская области и Республика Татарстан позади.
05.09.2012
В связи со вчерашним переводом часов утренний шестичасовой подъем дается сложновато. Но в 6:50 мы уже в пути. На улице — дубак, поэтому туман — наш верный спутник сегодня утром.
В 7:20 достигли Челябинской области.
К 10:30 уже проехали Уральские горы. Хорошо, что по утру, — фуры напрягали не сильно, трасса была не особо загружена, местами муж даже разгонялся до 115-120 км/ч.
Под Челябинском около 11 утра остановились на завтрак в очень хорошем кафе: есть и каши, и ячница с омлетом, и творог, и выпечка, и очень чисто и стильно все, что, конечно, редкость для придорожных кафешек.
13:20 — доехали до Курганской области.
В 17:30 после обеда в Курганской области (здесь, конечно, напутано с придорожными кафешками, только дорога в полях, кафе в основном скучкованы только под самим Курганом) едем дальше и через час доезжаем до Тюменской области.
Проезжаем те жуткие 18 км бездорожья от Бердюжья, потом дорога практически в идеальном состоянии продолжается примерно до 30 км до Абатского. Но там участками идет ремонт дорог.
На ночь остановились в Абатском около 9 вечера. За день проехали 1018 км. Показания спидометра — 9 035 км, до дома осталось чуть меньше 1 000 км. Позади остались Республика Башкортостан, Уральские горы, Челябинская и Курганская области.
06.09.2012
В 6:40 выезжаем из Абатского. На улице всего + 1. Позади жуткий мост через р.Ишим.
В 7:05 мы уже в Омской области.
Здесь время переходит на 1 час вперед, как в Новосибирске. Так что сейчас уже 8 часов.
В 10:30 доехали до Омска и прошли его окраиной.
Около 11 часов остановились позавтракать.
13:15 — ну все!!! Мы в Новосибирской области, до дома рукой подать!
В 19:10 мы дома! Итак, за сегодня мы проехали 928 км. Всего за поездку спидометр накрутил 9 963 км.
Общий бюджет нашей поездки составил 116 689 руб., в том числе:
Немного жаль, что наше путешествие подошло к концу. Но мы столько всего посмотрели, что пока в голове небольшой сумбур и нужно время, чтобы все это разложилось по нужным полочкам.
Но, главное, мы поняли одно: путешествовать на машине очень здорово и удобно и совсем не так страшно, как казалось поначалу. Я думаю, это не последнее наше путешествие: осталось много неизведанного и на Черноморском, и на Азовском побережье. В конце концов нас ждет еще Крымский полуостров! Но это будет совсем другая история....