|
Так, отпуск. Как-то пришла идея, недели на полторы до начала отпуска, съездить к морю, в Абхазию. Почитав на Drom.ru статей про путешествия, загорелся ещё больше. Машину загнал к диагностам, состояние и так было нормальным, что ещё раз и подтвердили. Заменили только колодки, ибо старые для горных серпантинов были уже тонковаты. В дорогу запаслись навигатором с экраном побольше, как запасной вариант — свой в коммуникаторе.
В общем, восьмого августа в 8:20 утра стартанули от дома.
Погода на улице стояла гадская, по-другому не скажешь. Да и вообще двое суток пути шёл дождь разных степеней тяжести, но постоянно.
Маршрут выбирал долго, очень не хотелось переться через Урал с его фурами, и побаловавшись прокладкой маршрутов через навигатор, решил ехать северами. Маршрут такой: Омск — Тюмень — Ебург — Красноуфимск — Уфа. То есть дорога не совсем северная, северная — это Ебург — Пермь — Казань — Уфа. Но так далеко на север забираться не хотелось.
О дороге. Первый кусок на Тюкалинск — нормальная дорога, привычная. В Тюкале позавтракали, потому как встали рано, и дома завтракать не планировали, детям промяться надо заодно. В общем, позавтракали, едем дальше на Тюмень, до этого было просто пасмурно, а тут зарядил мелкий дождь. И продолжался он долго. Дорога по Омской области на четвёрку по качеству. То есть фатальных мест замечено не было. Заезжаем в Тюменскую область, дороги почти сразу портятся, кое-где портятся серьёзно, но общая скорость километров 80-100. Ремонтники и нормальные участки дорог появляются только километров за 150 от города. Но тут и другая крайность — дороги делают, стоят знаки «Ремонт дороги» и «Ограничение 30 км». Стоят они не зря. После знака километрах в 5-10 в засаде спокойно сидит гаец с феном или камерой и принимает всех оптом.
Было решено ещё до выезда ехать по возможности без штрафов, тем более, не далее как за несколько дней назад из поездки в Питер и обратно вернулся старший товарищ, не заплатив и копья штрафов. Потому как ехал не торопясь и наблюдал всё это со стороны, и принимаемых гайцами гонщиков и обгоняльщиков после знака «Обгон запрещён».
Первый участок ремонта. Дорожники, техника, знаки, всё как положено. За ними трасса отремонтированная, но без разметки. Еду 30, сзади ещё кто-то плетётся, не обгоняют, хотя и места вагон, то ли в курсе, то ли думают, что я что-то знаю. Не торопясь подкатываемся к очереди из пяти — шести машин на обочине и авто гайцев. У «принятых» вид грустный, у гайцев вид деловой и занятой, работы у них много. Вздыхаем облегчённо и катим дальше.
Дальше ещё встречаем много таких участков до самого юга. Соблюдаем, проблем не имеем. Ближе к Тюмени дороги исправляются, проезжаем через объезд по навигатору, дуем на Ебург. Дороги разного качества, но в целом приемлемо. На подъезде к Ебургу решил срезать дорогу, проложил дорогу на промежуточную точку. Навигатор сказал «Ага». Едем. Смеркается. Навигатор ведёт, утыкаюсь в дорогу, которая мне категорически не нравится, на улице темно, возвращаемся в последний более менее крупный городишко.
Оказался Полевской. Переночевали.
Совет всем, не считайте себя умнее железки, и если не хотите экстрима незапланированного, ездите в незнакомой местности по Р или М трассам.
Утром, решив не выёживаться, возвращаюсь на дорогу Ебург — Пермь и еду до Красноуфимска. В целом «потеряно» часа четыре, что есть примерно 300 километров пути. Ну задача, доехать в сжатые сроки — не стоит, В общем едем. Дождь идёт, дорога хорошая. Съезжаем с трассы на Пермь на дорогу к Уфе. Трасса Р-350. За неё переживал больше всего. До этого искал про неё инфу, фатального ничего написано не было. В целом дорога хорошая, есть один участочек, уже в Башкирии, «без объявления войны» километра за полтора до реки Ай дорога просто из асфальта переходит в непонятно что. Я так понимаю, в асфальт, который положили ещё при Брежневе и с тех пор не ремонтировали. Скорость движения 15-20. Потом мост, перед ним и после него по полкилометра нормальной дороги, за мостом такая же картина. В целом не фатально. По Башкирии ехать неплохо. Пообедали, насчитали много, читаю меню ещё раз. Хитрые башкирские тётки, в меню цены крупно, а то что почти все они за 100 грамм мелко. Подъезжаем к Симу.
А Сим, скажу я вам, это задница полная. Всё бы ничего, но там затеяли ремонт моста. Пробка на километра три, с самого верха, из-за горы. Пропускают за десять минут в одну сторону машин по 20-25. Потом стоим, пускают встречку. Итого потрачено часа полтора. И это нам наверное ещё повезло. В общем, вырываемся на просторы за Урал, Уфа мимо проходит. Дороги хорошие, две двухполоски, которые ещё разделены газоном и отбойниками, кое-где достраивают, так что заворачивают полосы на встречную, но все знаки расставлены, на скорость особо не влияет. Все валят бодро.
Где-то под конец Башкирии останавливаемся на ночлег в неплохом мотеле. Утром выезжаем по холодку. Первый и последний контакт с гайцами башкирскими. Еду. Знак «70», торможу, за ним, как положено, «50», торможу до 50. Метров через 300 виден стационарный пост и пасущиеся менты вокруг него. Метров через 150 — знак перекрёстка. Ну я после знака нажимаю на гашетку плавно так. Вижу трусит через дорогу, ну, думаю, решил с утра чьи-то доки для разогрева полистать. Так как знаю, что у меня всё в порядке и ничего я не нарушал, останавливаюсь, через окно тычет мне радар с цифрой 74, ну и чё, говорю, моя скорость, но это после знака «Перекрёсток». Начинает петь песню: ну вы же знаете, что вне населённых пунктов знаки ставятся за 150 метров до самого объекта, а скорость вы можете набирать уже проехав этот самый объект, у меня срывается фраза: «С чего это вдруг? С каких пор знак перекрёстка перестал быть отменой предыдущих ограничений?», чувак как-то квёло начинает ползти через дорогу к посту, по дороге что-то про правила задвигает, на что опять же, не задумываясь, отвечаю, что «правила у ВАС какие-то… странные». Хотел сказать другое, но сдержался, он, видать, понял, на середине дороги возвращает документы, козыряет: счастливого пути. Что это было непонятно, попытка на поведётся или нет. Не повёлся.
Едем дальше, Самара, Тольятти. Дороги хорошие, только на таких видать тазы не разваливаются. Жигулёвск, плотина, шлюзы, дамба. Красиво. На Сызрань. Через город. В городе вертолётов на постаментах больше, чем у нас урн.
На Саратов. Дороги южные. Прямые. Кайф. Ментов мало и встречные мигают, хотя еду 105 где-то, под соточку штрафа. Не больше.
До Саратова дорога супер, ровная, транспорта мало. Природа зашибиться, едь – не хочу. Уже после Саратова, который проходим так же мимо, начинается очередная жопа. Дорога обычная двухполоска, состояние примерно как у нас до Тюкалы, но сколько там большегрузов. А дорога вверх-вниз, а если КамАЗ, то он вверх хрен едет, да ещё встречка плотная, В общем, пока до Волгограда добрался, наматерился про себя вдоволь.
В Волгограде по навигатору поехал на Мамаев курган, время второй час ночи. Пофиг. Залезли выше половины, до длинного бассейна перед самим мемориалом в подножье, пофоткались, в темноте ни фига путного не вышло почти, ну да ладно. На выезде находим гостиницу, спим. Завтра задача быть на море…
Старт как всегда по холодку, маршрут Ростов — Краснодар — Джубга. Дую до Ростова, дорога хорошая, много где новая. Еду по знакам ограничений скорости. Ментов не видел, выезжаю на М-4 «Дон». Да, вот какие должны быть дороги. Еду как все, 100-120. в кустах замечаю иногда камеры наблюдения. Может и попался на них. Менты тормозят только отъявленных, которые выше 130 прут, дорога, к слову, позволяет много больше. Небольшая пробка на полчаса напротив Ростова примерно, ремонт одной полосы, все три полосы на встречку в одну пихают, по развязке на Краснодар. Дорога такая же хорошая. Заезжаем в Краснодарский край. Столько ментов я не видел нигде, ни одного «фена», поголовно у всех камеры на крышах или на треногах. Хлопают так же самых отъявленных только. Ремонт дороги почти везде, в основном расширяют М-4. но даже на «узких» участках 90 легко.
Перед горами решаем перекусить. Особо «толстый» чебурек...
Промахиваем Краснодарский край и подъезжаем к перевалу перед Джубгой. Блин. Краси-и-и-и-во… Едем любуемся. Последняя горка, вот оно Море. Жена и дети его до этого не видели, сворачиваю в сторону Сочи, за Лермонтовом, километрах в десяти от повороты у Джубги останавливаемся, чтобы искупаться. Время — где-то семь вечера местного, искупались, решили ехать дальше. Что-нить с ночлегом придумать…
Двинули в сторону Сочи, серпантины как в «Need for Speed». Прикольно, но километров через 80 заколёбывает. По сторонам дороги стоят ларьки и машины с надписями «сдам жильё», фигня какая-то на деле. Остановились в одном месте, поинтересовались. Водила сделал несколько телефонных звонков, ничего внятного ни по цене, ни по местонахождению сказать не смог. Едем дальше, из последних сил рвусь к границе. К Адлеру.
Дороги новые, ровные. Несколько тоннелей, на навигаторе их нет, но есть указатели. Еду по ним, навигатор бодро перекладывает маршрут. Время — второй час по местному, почти засыпаю за рулём. Последняя заправка по навигатору, куда можно проложить маршрут. Бензина много, просто как точка выставлена. С заправки вижу вывеску гостиницы в нескольких домах впереди. Сходил, узнал про места, забрал предпоследний номер, за мной забрали последний. Разгружаемся, спим как убитые. Заранее спрашиваю, далеко ли границы, говорят тут на соседней улице, если, говорит, хочешь по-быстрому проскочить, то раньше восьми утра, до туравтобусов надо поехать. Нафиг. Выспаться хочется.
Просыпаемся после девяти местного, по-нашему к полудню. Ещё не акклиматизировались по времени. Подъезжаем к границе, ну да, вот они, автобусы, в соседнем ряду — легковые. Дальше граница, в целом ничего нового интересного, в прошлом году в Казахстан ездили, там было всё намного серьёзнее. Тут и осмотр, и контроль паспортный попроще. Со стороны Абхазии вообще всё просто. На всё потрачено часа полтора, по тому что читал раньше, халява. Денег взяли 470 рублей за страховку, всё, больше ничего. Дали бесплатно уже к страховке карту дорог Абхазии. Хотя дорога-то по сути тут одна, с двумя свёртками на одной развязке, одна на Пицунду, вторая на Рицу. Всё остальное прямо.
Заехали в Гагры, поели, удивились смешному по нашим меркам счёту, купили местную карточку телефонную. 350 руб., на счету 250. Оператора тут вообще два, цены у обоих одинаковые, на Россию звонок 5,80-5,85 руб. за минуту. Позванивали знакомым. Решили пожить немного в Гаграх, отдохнуть от дороги. Не торопясь, катимся по дороге, в первой попавшейся гостинице частной останавливаемся на пару дней, всё.
Отдых начался.
Гостиница оказалась «не из дешёвых», но это относительно ценника вокруг. ) На самом деле 2 000 за сутки за комнату с душем, туалетом, телевизором и кондиционером, это, по сути, не так уж и много. Хотя было далековато от моря, но так как надолго тут останавливаться не планировали, решили что пойдёт. И в целом пошло.
О Гаграх пару слов. Город самый близкий к границе с Россией, это из крупных более менее, есть ещё несколько посёлков, но это так. Хотя по рассказам там тоже хорошо, правда, удобств поменьше, но и ценник существенно ниже. До Гагры от границы 25 км. Войны, прошедшей тут, не видно в явном виде, есть заброшенные дома. Многоэтажки в плачевном состоянии, косяки с водопроводом, но не запредельно всё это. Пляж широкий, галечный. Вокруг море кафешек и ларьков со всякой всячиной. На море парашюты, «бананы» и скутера. Всё как везде. Косички вот такие плетут.
На пляже достаточно просторно. Никто ни у кого на голове не сидит. Море замечательное. На второй день прибило утром несколько мелких безвредных медуз. Дети увидели их в первый раз. Думали о их жизни.
Веселились в прибое.
Кафешек вокруг тьма. Причём и так невысокие цены даже в тех, что стоят у самого пляжа, через метров 100-150 вглубь от моря становятся ещё ниже.
В одном таком кафе мы постоянно ужинали и обедали, вернее, поздно завтракали. Понравилось тем, что в меню у них была манная каша. Дочь у нас очень уважает манную кашу на молоке и в первый день, на ужине, читая меню, запросила каши, официантка, она же по совместительству бармен и владелица сего заведения, как я понял, ответила, что кашу готовят на завтрак, но видя, как Жужа наша пригорюнилась, спросила у поварихи, которая тут же на веранде отдыхала, на что та сказала, «да без проблем».
Понравилось местное вино, но только не самодельное. С самодельным у нас как-то не сложилось. Заказывали пару раз — уксус уксусом. Возможно не повезло, но при цене заводских вин по 120-130 рублей за бутылку в магазине и по 160-180 в кафе, особо и экспериментировать не хочется. Пиво местное «Сухум», ну в общем, пить можно, коньяки домашние — не коньяки конечно, а крашеные коньячные спирты, но в большинстве своём сделано неплохо. Пьётся легко и без последствий.
Везде замечательно готовят овощи. К примеру баклажаны, жареный баклажан с чесночком это что-то. Местный салат из овощей с аджикой — необычно, но вкусно, хотя и достаточно остро, я острое люблю, мне понравилось. Мясо готовят везде хорошо, шашлыки знатные.
Надо заметить, что в Абхазии то ли что-то не так с весами, то ли с глазомером, но их салатик в 200 грамм раза в два примерно больше того же салатика в омском кафе или кабаке. Так же и с шашлыками, 200 грамм шашлыка здесь — это несколько кусков на краю тарелки, а там это афигенная куча ещё и обильно засыпанная травой. Надо всегда смотреть на вес блюда в меню, который указан, иначе ориентируясь на цены, можно на небольшую относительно сумму получить полный стол еды, съесть которую будет практически нереально. )
Два дня в Гагре закончились, и двинули мы дальше, вглубь страны. Решено было доехать до Сухуми, пожить там и оттуда двигаться в обратном направлении. Планировали ещё в Пицунду заехать и на Рицу смотаться. Но пока путь в Сухуми с заездом в Новый Афон.
Чем дальше от границы, тем виднее следы войны, разрушенные здания, промышленные практически все в руинах, дома жилые отстраивают помаленьку. Дороги, вернее дорога, потому как она там одна — от границы до Сухуми — нормальном состоянии, ремонтируют в нескольких местах, в целом, всё хорошо с дорогой. Единственно только, что коров на этой дороге живёт много, и им абсолютно пофиг на все машины, которые тут же ездят. Лежат себе на асфальте в тенёчке и релаксируют. Спасает одно, они хоть резких движений не делают. Объехать их без проблем.
Новый Афон. Городок небольшой и ухоженный, во всяком случае так с трассы его видно, в глубине как — не скажу. Заехали, указатели к пещере и к монастырю. Только остановился, нарисовывается грустный чел, сообщает, что тут стоянка платная, действительно, прибита на дереве криво фанерка с надписью «Платная стоянка», ладно, говорю, сколько денег? 50 рэ, говорит, квитанцию дашь? Конечно — отвечает. Выдаёт квитанцию с надписью «Вадопад».
Это то, что называется «платная стоянка», я бы сказал, просто, платная остановка. Кстати, если не доехать до этого места метров 100, можно встать абсолютно бесплатно. За сувениром на обратном пути заезжали, так и сделал.
Начали осмотр с монастыря. Водопад, базарчик, всё, как обычно.
Гриф и медвежонок в наличии.
Наверх в сам монастырь я не полез, жена с сыном сказали, что долезут. Мы с дочкой вернулись к машине, побродили по базарчику.
Дальше путь к пещерам, всё это там недалеко, пара километров. Подъезжаю, транспорта не протолкнуться, встать практически негде, нашёл место, гай местный махает, тут стоять нельзя, стоянка «там». Машет рукой в сторону улицы, с которой я приехал. Помню, что вывеска «Стоянка» была метров 300 назад, в 300 метров по горным улочкам пешком, это, я скажу вам, не самая приятная прогулка. Ладно думаю. Своих высадил, поехал на стоянку.
Стоянка — это площадка размером метров 50 на 50, на ней с десяток машин где-то. Заехал, поставил. Уже выхожу, подбегает мелкий, сто рублей за стоянку. Посылаю мелкого, выезжаю со стоянки и ставлю машину в десяти метрах от входа. Тащусь в гору к пещерам.
Был я в пещере в 84-м году. Ничего с тех пор особенно не поменялось, разве что подсветку цветную поменяли на обычную. Жаль. Раньше смотрелось, имхо, круче. Билеты — 300 рублей со взрослого, дети до семи лет бесплатно. Постарше там за деньги.
Экскурсия, как и горы, за это время не изменилась, да и с чего бы. В общем, один раз видеть и слышать обязательно, второй раз только если за компанию. Жене и детям в пещере понравилось, всё-таки выглядит там всё монументально...
Дальше двинули в Сухуми. Поплутав по пригороду, заехали в салончик сотовый, чтоб денег немного на телефон кинуть и дорогу спросить. Надо сказать что из всего ранее виденного, Сухуми пострадал больше всего. Много домов стоят без окон. К примеру пятиэтажка — первый этаж отремонтирован, покрашен даже, магазинчик там какой-нибудь, на других же этажах нет половины окон, заброшенные квартиры. Следы от пуль и снарядов на многих зданиях.
С дорогой объяснили просто. Ехать вдоль троллейбусных проводов. И приедешь куда надо. Так как весь Сухуми в центре — это три широкие улицы параллельно морю. И по ним то и ходит троллейбус. Доехали до санатория МВО, вышли промяться и узнать про жильё. Первая попавшаяся благообразная женщина, спросила, не надо ли нам квартиру? Надо. Недалеко тут, говорит. Садимся, едем.
Действительно недалеко, за Красным мостом, метров 200 вверх за «Атриум-Викторией». Это местный модный отель, как нам потом сказали, «там за номер в сутки аж 2 500 берут». В общем, посмотрели жильё, второй этаж дома, первый хозяйский, на втором три комнаты большие, гостиная общая с телеком, ванная с туалетом и кухня. За комнату попросили 900 рэ. Всё чисто, аккуратно вокруг. Согласились. Сразу расспросил про стоянку, оказалась тоже рядом, по пути на пляж как раз. 40 рублей в сутки. Нормально. Выгружаем вещи, авто на стоянку, время ещё есть для пляжа, на море...
В Сухуми были в обезьяннике и Ботаническом саду. Обезьянник намного меньше, чем был раньше, открытых вольеров нет теперь, как объяснили, во время войны света не было, и обезьяны отвыкли от электрических изгородей, большие типа шимпанзе и орангутангов частично сбежали, частично померли с голодухи. Самые крупные сейчас там павианы. Обезьян, в принципе, немало. Все сидят в клетках разного размера, от небольших, до практически двухэтажных. Продают там «продуктовые наборы» из резаных арбуза, тыквы, орехов, ещё чего-то, чтоб животинок кормить. Убивают, так сказать, двух зайцев: и бабло на обезьянник зарабатывают, и животные с посетителями довольны, одни сыты, другие удовлетворены, что кормили обезьян с рук. Я заранее озадачился обезьяним угощением, предположил, что им наверное нравятся бананы, угадал. ) В магазине купили связку бананов, и я их там просто ножичком перочинным стругал круглешками, так и кормили.
Вот, кстати, примерчик, в клетке много чего накидано, это не люди туда напихали, это обезьяны из рук тырят. У них там платки, панамки и прочие пакеты, выхватывают на раз.
В общем, понравилось нам это дело всем. Только вот одно, пока в этот обезьянник поднимешься и поплохеть может. Уж очень он высоко, там, говорят, дорога наверх есть с другой стороны, но мы были не на своей и не на такси, так что поднимались пешком.
Ботанический сад. Ну что сказать, красиво.
Но если ходить в одного, много непонятного. Ну растения, с табличками. Некоторые красивые, некоторые нет. Вот к примеру шишка на пальме, так бы и внимания не обратили, а вырастает она раз в 40 лет что ли, а пальм таких там всего 15. Явление это редкое. Вот кто бы знал...
У входа каждые минут 15 собирают экскурсии, они там бесплатные, после того как за вход уже заплатил. Билеты недорогие. Нам попалась девушка, видно, что дело своё любит, рассказывала много и интересно, с фактами, историями.
В общем, очень понравилось. Знакомые ходили, какой-то мужик в годах у них экскурсию вёл, им не понравилось категорически, что-то бубнил под нос, говорят. Ничего не слышно было даже. Так что от экскурсовода многое там зависит...
Пляж. Ходили мы купаться на пляж санатория РВСН.
Он находится прямо рядом с санаторием МВО. На входе КПП с вертушкой, охрана. При этом вход на территорию санаториев свободный, под присмотром зорких охранников в камуфляже. Внутри и пляж, и кафешки, и лавки с сувенирами. Вот так выглядят оба санатория со стороны моря. Это место, где речка Басла впадает в море...
В общем, по утрам купались, днём гуляли по городу, по набережной.
Вечером опять купались,
позже ужинали где-нибудь в кафе.
Кафешка с антуражем, в прудике живут рыбы, в клетках перепёлки. Перепёлки есть в меню. )
В кафе открыто подают анашу.
Отдых шёл своим чередом...
Солнце... Море...
Сын размышлял о жизни. Сидел и созерцал на горизонт. Взрослеет...
Дорога домой
Одним тёплым вечером, решили, что пора бы и домой ехать. Так как за жильё было заплачено до завтра как раз, решили не ехать в Пицунду (изначально планировали пару дней там пожить), а двинуть в сторону дома. Сказано — сделано. Наутро, не торопясь загрузились, сказали пока и двинули в сторону границы, в Гагре пообедали плотненько в кафешке «У моря», в которой завтракали по приезду в Абхазию и двинули в сторону границы
Приехали, время около часа дня, гай махнул в сторону очереди машин из 15 которая скрывалась за поворотом. Поехал в конец очереди, да, поворотов ещё было немало. Очередь была километра четыре в итоге.
Собственно потратили на таможню, вернее на очередь до неё часов пять. Сама таможня заняла ещё меньше времени, чем на заезд в Абхазию, с полчаса наверное. Поверхностный осмотр, и свободен. После прошлогодней поездки в Казахстан на озеро Челкар, переживал за таможню на выезде, казахи на таможне шмонают жестоко и за каждый лишний килограмм фруктов-овощей или за лишнюю бутылку спиртного приговаривают к штрафам, которые сопоставимы со стоимостью ящика с теми же овощами или водко-коньяком. Потому когда выезжали оттуда, пересчитывали народ и алкоголь, чтоб «перевеса» не было. Тут же просто спросили, на российской стороне, «алкоголя-то сколько?». Указал на ящик вина, который стоял сверху, «Ещё что?» — показал на полторашку коньяка самодельного. «Сколько человек в машине?» — честно сказал, что четыре.) Про детей же не уточняли, а я и не уточнял... По примеру того же Казахстана, алкоголь делится только на взрослых пассажиров, на детей провезти не получится.
А ещё надо заметить, что это была пятница, вернее, вечер пятницы. Уж не знаю, всегда ли так в Адлере-Сочи или это просто был стандартный пятничный послерабочий затор, но участок через Адлер и Сочи (так и не понял, есть ли между ними граница, как-то они плавно из одного в другое перетекают, я ехал почти до темноты. Дороги и так узкие в городе, дык они ещё и машинами по обочинам заставленные. В общем, там не гоняют, потому что тупо негде, весь город —сплошной медленно движущийся затор. Как говорит народ, там такая #@па всегда.
В общем, планы доехать к «после обеда» до Туапсе, и двинуть обратно через туапсинский перевал, для созерцания видов и объезда Джубги накрылись медным тазом. Потому как на довольно крутой перевал ночью я лезть был не готов. В итоге напрягшись рванул до М-4.
Проехал ночью всё побережье, все серпантины с отмороженными местными таксёрами, которые в слепой поворот, на серпантине, ночью стараются влететь по встречке, а потом героически уворачиваются от КамАЗа или «Газели», которая была за поворотом. Потом горы от побережья, и встал на стоянку с дальнобоями у Горячего ключа. Время было около полтретьего ночи, но куда хотел доехать, туда и доехал. Спать...
Дальше решено было ехать через Кубань, то есть свернуть с М-4, о чём нисколько и не пожалел в итоге. Через Тихорецк — Сальск — Пролетарск — Котельниково добрался до Волгограда. Надо заметить, что в отличии от Краснодарского края, в Волгоградской области всё очень печально: и качество дорог и наличие заправок, да и пейзаж вокруг — какая-то сгоревшая степь, в отличие от полей с подсолнухами и кукурузой, и бахчами с дынями и арбузами ещё каких-то километров 20-30 назад. Не верю я что-то, что климат так резко меняется, однако просто отношение другое.
На подъезде к Котельниково я начал искать заправку, искал долго, до самого Котельниково и ещё километров 50 после него, всё же нашёл, но ехал последние 40 километров на лампочке, с собой, конечно, было десять литров бенза в НЗ, но как-то к ним притрагиваться не хотелось. В общем, доехал, заправился. Позже по всей Волгоградской области с заправками было, так скажем, не очень, на одну нормальную приходится три — четыре непонятные, с колонками времён СССР и скачущими ценами на два — три рубля ниже, чем на обычных заправках. На такие я даже не смотрел, вообще всё дорогу заправлялся на «Роснефти», «Лукойле» и «Сибнефти». Кстати, везде на них, действуют ликарды, 3% скидка, так что на длинную дорогу возить её с собой очень даже неплохо. Мелочь, а приятно. У меня с собой, к сожалению, её не было.
Далее был Волгоград. Это наверное второй по гадостности городишко после связки Сочи-Адлер. Дороги широкие, но в большинстве убитые. Город длинный. Навигатор бодро сказал уже в городе «продолжайте движение 39 км», это была одна улица, потом была другая в «23 км» плюс ещё на выезд из города сколько-то. Порадовал один мост там. Заезжаю, натуральная стиральная доска, ям нет, но асфальт продавлен везде. При съезде с моста замечаю плакат «Этот мост отремонтирован по инициативе партии «Единая Россия». Я то думал, впереди ещё какой-то действительно отремонтированный мост, но за километров 15 мне ни одного моста не встретилось, я понял, что это именно про ТОТ мост там было написано. Н-да. Какая партия, такие и дороги. Я бы снял этот плакат на их месте, а то стыдно же...
В общем, Волгоград пройден. Далее знакомая дорога на Саратов. В Камышине неплохо поужинали и двинули в сторону Саратова. За Камышином километров через 30-50 остановились на ночёвку. Много там мотелей-кемпингов подряд стоит. Выспались, утречком по холодку двинулись дальше. Удачно проскочили неприятный участок Камышин —Саратов, до камазистов ещё. После Саратова решил двинуть по другому берегу Волги. Через Энгельс. Получилось Энгельс — Балаково — Чапаевск — Самара. По сравнения с дорогой туда, тут, в целом, понравилось ехать больше. Объясню, почему. В отличии от дороги Самара — Сызрань — Саратов, тут качество дороги похуже будет, но не фатально, а населённых пунктов непосредственно на дороге существенно меньше. То есть средняя скорость как бы даже выше. В общем, понравилось больше. Вот был бы ещё альтернативный маршрут Саратов — Волгоград. Но это, похоже, мечты только.
Итак, Самара. Проехали её насквозь, в целом там всё хорошо. Дорога прямая, ровная, широкая. Едется бодро. Заехали в «Макдональдс», жена и дети там ни разу не были, им понравилось, я хоть и был там раньше, но ещё раз убедился, что это в разы лучше «Ростиксов» с курочками рядом.
Через Самару выезжаем на М-5 «Урал». Вперёд. Задача максимум: проехать Сим с его ремонтом моста и реверсивным светофором. Решаю так, если успеваю за сегодня проскочить Сим и подъехать к Уралу, то с утра его с ходу форсирую, если нет, то сворачиваю с него на Красноуфимск и как ехал туда, по северной дороге. Получается немного дальше, но если попадать в пробки на Урале, то всё же явно быстрее.
В итоге героическими усилиями, через дикий ливень под Уфой, прорываюсь к мосту у Сима, проезжаем его с первого светофора, время уже третий час ночи, сворачиваю на первую попавшуюся стоянку и за сорок рублей ложусь спать.
Утро. Погода замечательная, время примерно семь утра. Вышел, размялся. Камазисты вокруг ещё спят. Но начинают просыпаться, однако, пора, чтобы успеть до них. Своих расталкиваю, стартуем на Урал. Мои благополучно километров через 15 засыпают дальше. )
На Урал в относительном отсутствии большегрузов, потрачено примерно 2,5-3 часа ходу. Там чуть больше 200 километров горок. Примерно напротив Щучьего очень неплохо позавтракали. Вообще за Уралом в придорожных кафешках, кормят вкуснее и дешевле, чем в европах. Или мне просто не везло... Дальше дорога одна, мимо Челябы, дальше Курган — Макушино — Ишим — Омск. Собственно пару слов о участках Макушино — Ишим и Ишим — Омск. После Макушино километрах в 40 наверное начинается на дороге, скажем так, «пятая точка». Правда, об этом честно предупреждает здоровенный плакат с кучей текста, я, как зоркий сокол, прочитал его почти весь на скорости, а написано там примерно следующее, что последующие 40 км дороги просто в аварийном состоянии, и для вашей же безопасности езжайте там примерно в пределах 40 км в час. Не дословно, но смысл такой. И, собственно, они полностью правы. Ям там до фига и больше. И зачастую увернуться просто некуда, потому что яма может быть шириной во всю дорогу. Собственно лучше притормозить там и ехать 40-50. Потом начинается участок дороги, который уже сделали, я так понял, что делают его кусками со стороны Ишима. Так глядишь года через два — три и закончат.
Будем надеяться, что в рамках таможенного союза с Казахстаном, наконец-то отменять пограничные пункты на дороге М-51 и можно будет проезжать Казахстан насквозь без таможен. Тогда можно будет благополучно забыть про Ишим. Но пока...
В общем ехать там можно, только если не хочется полподвески оставить в яме какой-нить, то ехать разбитый тот участок надо медленно. Далее Ишим, за ним уже прямая к дому, на этой прямой всё тоже не очень хорошо, но не смертельно. Попадаются ямки и кочки, но так как за спиной примерно 3 500 км федералок и зеркальных кубанских дорог, эти кочки неприятны вдвойне. Заезжаем в Омскую область, дороги сразу исправляются, дальше как по написанному. Тюкалинск — Омск.
Около десяти вечера подъезжаем к дому. Выгружаемся, всё. Путешествие удачно завершено.
Итог: На всё про всё потрачено порядка 60 тыр. Себе ни в чём не отказывали и остались довольны, возможно потратить и меньше, но не хотелось. Отпуск есть отпуск. )
На горючку потрачено: туда и там 333 литра на 7 007 рублей. Обратно 307 литров на 6 700 рублей. То есть 640 литров, что есть 13 700 рублей. Пробег 7 900 км. Средний расход за путешествие составил 8,13 литров на сотню. Что, считаю, неплохо. Колебался от 7,5 на ровных дорогах, до 10 на серпантинах. В целом, расходом удивлён, рассчитывал на десять минимум.
Как известно «Тойота не ломается». Что ещё раз и подтверждено. Никаких нареканий по машине нет. Toyota Ipsum — машина как раз для таких путешествий. Удобно, просторно, комфортно. В седане каком-нить или даже универсале вчетвером было бы уже более напряжно ехать по-моему.