|
Октябрь 2013 года. Мы ещё этого не знаем, но возможно именно сейчас решился вопрос о предстоящем летнем путешествии. На планете много мест, которые мы не видели, но хотели бы посмотреть, но интересы каждого члена семьи свои. Все мы знаем, что подготовка начинается долгими зимними вечерами, а зачастую сразу после окончания очередного отпуска. Сегодня возникла идея некой игры.
Её суть: готовим каждому по пять бумажечек и на них вписываем интересные для нас места отдыха.
Мои Супруг Сын
Дальний Восток Астрахань Дубай
Алтай Финляндия Испания
Байкал Германия Монако
Норвегия «Сосновый-бор» Италия
(наше любимое место в области)
Финляндия Италия Португалия
Сворачиваем, а дальше как повезёт! Из каждых 5 записок оппонентов мы убирали по одной надписи, зачитывали и вздыхали, сожалея о потере возможности, хоть и эфемерной, осуществить свою мечту, затем ещё по одной. В итоге у меня остался Байкал, у супруга — Германия, а у сына — Италия. А вот теперь надо прийти к консенсусу и выбрать одно единственное место. Германия и Италия в Европе, там тепло, а поездка к суровому и величавому Байкалу вдохновляла только меня. Итак, это — Италия! А вот суждено сбыться этой затее или нет, об этом позднее…
Апрель 2014. Отпуск всё ближе, а теоретическая подготовка к нему всё плотнее. И как всегда, в моей голове, возникают всё новые и новые идеи, которые появляются неожиданно после прочитанного очередного отчёта о поездке или просто потому, что я где-то услышала интересную информацию. Активно развиваются события в Европе, и эти события не вдохновляют на поездку, а наоборот сеют некий негатив. Не хотят встречать русских автотуристов — не надо! На планете столько интересных мест, и мы их ещё не видели. В моей авантюрной головушке промчалась мысль о посещении средиземного побережья Турции через Грузию. Турция — это тёплое море, как в Италии, где будет хорошо моим домочадцам, ну а горная Грузия — это моя песня: Военно-Грузинская дорога, Казбек, ущелья и долины, всё то, что завораживает взгляд, заставляет чаще биться сердце от увиденного величия и красоты…..
Друзья говорят, что от меня можно заразиться идей уже на этапе её формирования. Так и случилось. На этот крючок клюнули наши друзья. И с этого момента эффект заражения становился всё больше. Все ждали моря, а я горных дорог и перевалов.
Итак, едем...
Путешествие 1-21 августа 2014 года
Ульяновск—Саратов—Волгоград—Калмыкия—Будённовск—Зеленокумск—Моздок—Беслан—Владикавказ—ГРУЗИЯ (Степанцминда—Тбилиси—Боржоми)—ТУРЦИЯ (Пософ—Карс—Эрзурум—Малатья—Мерсин—Анамур—Анталья—Невшехир—Эрзурум—Ардахан—Пософ)—ГРУЗИЯ—Северная Осетия— Кабардино-Балкарская республика—Ставропольский край—Ростовская область—Волгоград—Саратов—Ульяновск (8500 км).
Временные отрезки
Участок пути |
КМ |
Примечание |
Ульяновск—Волгоград |
1000 |
Ночёвка в кемпинге в Райгороде |
Волгоград—Степанцминда |
900 |
Переход границы, ночёвка, съём жилья |
Степенцминда—Пософ |
350 |
Переход границы, ночёвка |
Пософ—Газиантеп |
930 |
ночёвка |
Газиантеп—Анамур |
450 + 100 радиальные выезды |
Кемпинг—7 дней |
Анамур—Анталья |
450 с заездами по ходу |
ночёвка |
Анталья —Анамур |
450 + 60 выезды |
Кемпинг—4дня |
Анамур—Невшехир |
500 |
Кемпинг,ночёвка |
Невшехир—Пософ |
1000 |
ночёвка |
Пософ—Степанцминда |
350 |
Ночёвка, съёмное жиль |
Степанцминда—Пятигорск |
400 |
ночёвка |
Пятигорск— Волгоград |
550 ( с заездом в Котельниково) |
ночёвка |
Волгоград—Саратов |
500 |
ночёвка |
Саратов—Ульяновск |
400 |
Мы дома |
1 августа 2014 г.
Все описываемые обстоятельства, переживаемые эмоции и впечатления описываются от лица автора и со слов всех его участников.
Начало нашего долгожданного путешествия, когда совпали отпуска и закончились сессии.
«Первые лица» путешественников — наши верные железные кони и их экипажи.
— Honda CR-V 1998 г. (куплена перед поездкой, заменены расходники),
— Лада Калина 2011 г. (куплена перед поездкой, заменены расходники).
Экипаж «Сервантеса»: Супруг Василий — 42 года, Сочинитель отчёта Елена — 44 года.
Экипаж «Калины». Наши друзья: Андрей — 44 года, Светлана — 42 года.
Наши вторые пилоты, помощники, переводчики и просто наши любимые дети: наш сын Владимир — 20 лет и дочка друзей Наталья — 20 лет.
И как говорит моя родная сестра, они уже вам не друзья, они — родственники!!! Мы дружим с 2001 года, когда наши дети переступили порог школы в 1-й класс!
Как в любом путешествии, сначала шла подготовка, за короткое время которой удалось набросать нитку дорог (см. в начале), основные достопримечательности: Мамаев курган в Волгограде, погулять по Владикавказу, осмотреть Тбилиси (старый город, канатная дорога, памятник «Мимино» и просто побродить по улочкам), заехать в парк Боржоми, крепость в Анамуре, водопад в Манавгате, Гёреме, Каппадокия и др. И, конечно, попробовать национальные блюда.
Мы активные туристы, поэтому ночлег предполагался в палатках.
Информации об автомобильном сухопутном маршруте в Турцию на сайтах очень мало и приходилось собирать её по крупицам из разных источников. Надеюсь, что приведённая информация хоть кому-то пригодится.
О документах
Турция и Грузия безвизовые страны, а значит, нужен только загранпаспорт.
КПП Верхний Ларс—Казбеги (работает круглосуточно).
Страхование жизни делали на две недели в Ренессанс-страховании за 1500 на троих (не обязательно).
Грин-карта (страховка авто за рубежом) обязательна в Турции. Из информации в сети я прочитала, что дешевле её сделать на границе, за что мы поплатились временем и волнением. На границе бланков не оказалось, а дело шло к ночи. Мужчин отправили в ближайший городок в Турции Пософ на попутке, а мы с машинами остались ждать на территории КПП.
Чтобы избежать подобных проблем, лучше сделать страховку авто дома!!!
Деньги брали в Евро и долларах, спокойно можно расплачиваться картой «Виза» на заправках и в магазинах, курс обмена по карте самый выгодный.
О дорогах и блюстителях порядка на них
По России дороги не очень хорошего качества. Сейчас многие, наверно, улыбаются, ну а что ещё остаётся делать. Практически все города объезжали по объездной, кроме Волгограда. Город тянется вдоль Волги на несколько десятков км. Мы попали в пятничную вечернюю пробку. Это ужас. В Калмыкии дорожное полотно неплохого качества. А виды за окном, как и положено, степные. Вдаль тянется «серая ленточка», а вокруг на многие километры ничего и никого. Но это всё равно красиво.
А это уже ближе к Осетии, впереди появляются горные очертания.
Вопреки бытующему мнению о поборах на дорогах, мы можем сказать, что ничего подобного нет, или просто нам посчастливилось, но это так. Проехали 8500 км, останавливаясь на многочисленных постах, особенно на северном Кавказе, никто не пытался нас «развести» на деньги.
Сложная развязка у Саратова, с отворотом на Волгоград, знаки поставлены непонятно. Именно там, ехав туда и обратно, мы сворачивали не в нужном нам направлении. Именно здесь первый и последний раз был получен штраф нашими друзьями. Место здесь « прикормленное» и гаишники работают « не покладая рук».
Дороги в Грузии хорошего качества за исключением небольшого отрезка на Военно-Грузинской дороге км в 30.
В Турции дороги отличные. Почти везде, кроме горных серпантинов, по 2-3 полосы в каждом направлении. Есть платные дороги, въезд на которые обозначен. Об оплате мы ничего не знали. На первом пункте оплаты я пошла уточнить, как нам быть, на что получила приятный для себя ответ, что для нас нет проблем, и мы можем ехать спокойно.
Конечно, мы переживали о возможных трудностях на границе при выезде, но и там проблем не возникло. Видимо, алгоритм оплаты с иностранных машин ещё не отработан.
В горах много тоннелей. Все они оснащены подсветкой и информацией о протяжённости пути.
Полицейских в Грузии и Турции видели немного, они стоят открыто на дорогах, а точнее, сидят в машинах и отслеживают скоростной режим. Вот и всё.
В Турции едут, как хотят, но без хамства и подстав, всё спокойно. В городках скорость маленькая, и пешеходы свободно переходят улицы, где хотят. За всё время путешествия мы не увидели ни одной аварии. А по приезде домой за день сразу три. В Грузии все сигналят, сообщая о маневрах, к окончанию поездки мы к этому адаптировались и старались не выделяться из толпы.
Перепады высот большие, повороты на серпантинах порой на 180 градусов. У большинства членов команды закладывало уши с завидной периодичностью.
Отдельно про северный Кавказ
Многие наши знакомые и родные переживали по поводу проезда по республикам Кавказа.
У нас переживаний не было, до тех пор, пока не начались бесконечные пропускные пункты. Кавказские ребята в тёмной одежде и везде с оружием вызывали некое напряжение. На каждом пункте нас вносили в банк данных, но всё предельно корректно. Да и в разговорах с нами они объясняли это как необходимые меры предосторожности. Вообще, все опасения были напрасными.
Мы проехали Буденновск, Беслан, Моздок, Нальчик, Владикавказ.
Прохождение границ
Границы мы старались пройти утром, так меньше машин. Проходили их 4 раза.
КПП Верхний Ларс (Россия)—Казбеги (Грузия).
КПП Вале (Грузия)—Пософ (Турция) и в обратном порядке.
В Турцию можно въехать и через Батуми, но там основной поток машин, да и удобен он тем, кто едет на север Турции, а нам надо было на юг.
Все границы мы проходили быстро. Всё четко: паспортный контроль, таможенный контроль, осмотр машины. Везде осмотр машины был формальный, она осматривалась визуально при открытых дверях. Ничего выкладывать нас не просили.
Для мужчин приятным было посещение Дьюти Фри (магазина беспошлинной торговли), разнообразие неплохого и недорогого алкоголя, плюс большой выбор грузинских вин.
На границе везде можно поменять имеющуюся валюту на деньги страны въезда. Посетить санитарные комнаты.
О машинах
Как уже написано выше, перед поездкой у машинок были заменены расходники, и мы тронулись.
На фото видно треснутое лобовое стекло на Хонде. Мы его принципиально менять не стали. Решили, что дорога дальняя и мало ли что. За поездку попал камешек и оставил скол.
Машины вели себя идеально, учитывая возраст «сервантеса». Отдельное спасибо российскому автопрому за Калину. С нами произошли небольшие проблемки и только по нашей вине. На Хонде, на крутом подъёме поздно заметили подъём «температуры», как результат закипели. Антифриз активно выплёвывался. В запас мы его не брали. Супруг стоял в некой растерянности. События развивались стремительно. Нас объезжает Хёндай. Из машины выходят двое турков и активно пытаются реанимировать наш автомобиль и нас в том числе. Мужчина засучивает рукава, объясняет нам, что антифриз это проблема, а вот вода —это ноу проблем. Заполняет систему водой, продувает, охлаждает поливом воды снаружи ну и прочие процедуры. Я не специалист. Садится в машину, заводит, смотрит на температуру, снова доливает воду. Всё сделав, моют руки. Мы их благодарим. Снова по хорошему удивляемся и радуемся такому подарку судьбы.
Друзья на Калине неудачно входят в поворот на горном серпантине, мнут диск. Меняем колесо. Подъезжают турки и предлагают помощь.
А по дороге домой, в Грузии, пропуская на перевале «горячего» грузина, берём в сторону и наезжаем на отвал из камня. Начинает что-то активно стучать. Останавливаемся на ночлег. Муж пытается найти проблему. Находим порванный пыльник и ничего больше. Машина едет, временами скрежет и стук. Особенно отчётливо, когда трогаемся. Дома находим проблему. Погнули защиту, и она стала задевать за фланец карданного вала. Всё легко устранилось. Итак, повторюсь — это наши недочёты, а наши машинки вели себя превосходно. В машинах работали кондиционеры, без них в 40-градусную жару было бы сложно. Спать в «Сервантесе» достаточно удобно. Раскладываются горизонтально передние сиденья. В промежуток кладётся одеяло и получается довольно сносная ровная постель.
Всю дорогу супруг вёл статистику по расходу бензина. Пробовали ехать разные участки с разной скорость: 90 км, 100 км, 110 км. Расход бензина составил 8,9 литра на 100 км.
О людях
Везде великолепные, открытые и добродушные люди!
Мы легко находили со всеми общий язык. Кстати, о языке. В Грузии почти все легко общаются на русском, а в Турции исключительно на турецком. Мы распечатали пару страничек расхожих фраз, и нам это сослужило хорошую службу. С каждым днём наш «турецкий» становился всё совершеннее. Наши дети в кемпинге в Анамуре познакомились со студентом из Анкары. Несколько вечеров и ночей напролёт они общались, знакомя друг друга со своим языком, немного разговаривали на английском, частично использовали переводчик. Никаких языковых барьеров нет вообще.
Когда продвигались по дорогам Турции, нас приглашали к себе в гости совершенно посторонние и простые люди, чтобы угостить чаем.
Мы пытались перекусить в посадке, а из рядом стоящего дома активно пытались на себя обратить внимание. Мы были в недоумении, нас посетило чувство вторжения на чужую территорию. Сын отправился на переговоры и дал нам понять, что нас просто приглашают к себе во двор. Нам вынесли чистое полотенце, мыло, душистую жидкость для рук. Расстелили ковёр, принесли подушки, а затем вынесли поднос с маслом, сыром и халвой. Вот так началось наше общение с турками. Мы долгое время пребывали в хорошем шоке!!!
Нам охотно предлагали свою помощь.
О жилье
Многих интересует вопрос ночлега. Предварительно и мы изучали наличие кемпингов в Турции, но найти их на местности довольно непросто. Уже на обратном пути мы увидели множество указателей на кемпинги. Все они были по ходу движения домой. А когда мы ехали на море, таблички нам не попадались.
Основным местом нашего пребывания стал кемпинг «Парадиз». Координаты: Е 32 53 28.9,N 36 04 49.2
Хозяева кемпинга семейная пара: супруг немец, а жена турчанка. Приветливые и гостеприимные люди. На территории кемпинга фруктовый сад, на который ушли многие годы ухода и заботы. Именно там, а затем гуляя по городку, мы увидели, как растут многие фрукты.
А также апельсины, мандарины, авокадо, хурма, фисташки.
Близ Анамура всюду банановые плантации.
Палатки и кемперы стоят в тенистой аллейке эвкалиптов, а сразу за ней песчано-галечный пляж.
В кемпинге останавливались туристы из Австрии, Германии, Италии, Словении. Все проявляли интерес к туристам из России. Нам тоже было приятно пообщаться. Всем, кто решит посетить южную Турцию, рекомендуем это местечко.
Именно здесь мы познакомились с очень интересными людьми из Саратова — путешественниками с большой буквы! Огромное спасибо Сергею и Ане за тот бесценный опыт, которым они поделились с нами. До встречи в кемпинге ребята уже путешествовали две недели по восточной Турции, а домой вернулись только 5 сентября. Сколько же всего интересного они увидели…
Эвкалипты и вид на пляж ночью.
Почти всегда море было спокойное.
А пару раз с приятной волной у берега.
Черепахи выползают на берег глубокой ночью. Мы усердно две ночи пытались этот процесс караулить, но всё безуспешно.
Счастливчиками оказались наши дети. Но снимок получился нечёткий.
На территории кемпинга все удобства: летний душ и закрытый душ, санитарные комнаты, оборудованные места для умывания и мытья посуды, зона отдыха и интернета.
Стоимость ночи 30 лир за троих взрослых с машиной — 550 рублей.
Рядом с кемпингом находится древняя крепость: платная со стороны дороги и с бесплатным входом со стороны кемпинга. Увлекательное путешествие в мир истории…
В Каппадокии мы останавливались в Гёреме кемпинге. www.goremecamping.com
Хозяин кемпинга выдаёт карту с достопримечательностями. В кемпинге чистенько, есть бассейн с горками, интернет, кафе.
О самом вкусном
На больших трассах хорошо развита придорожная инфраструктура. Знаками указаны стоянки со всеми вытекающими удобствами. Здесь и санитарные комнаты, и ресторанчики с довольно дешёвой и вкусной кухней. Есть магазинчики с фруктами, и даже можно бесплатно помыть машину. Чем мы и воспользовались.
А в городках вкусную традиционную еду можно поесть в локантах (кафе). В городке рядом с кемпингом их много. И в каждой блюда или их подача отличались друг от друга.
Еда острая, но очень вкусная. Супы преимущественно в виде пюре. К основным мясным блюдам всегда подаются овощи: в виде мелкой или крупной нарезки, с заправкой или без. Лаваш всегда на столе. Сразу приносят воду. И обязательно острый перчик. К завершению поездки перец для меня стал неотъемлемой частью еды. По приезде домой первое время старалась воспроизвести некоторые блюда и обязательно побольше остренького.
Самое дорогое — это кебабы. Ценники есть и дешевле.
В кувшинчиках айран, кисломолочный солоноватый продукт. На любителя.
Соте (нереально вкусное острое мясо с овощами).
Разгрузочный день в кемпинге. Соскучились по картошке.
В магазинах есть готовые кебабы-полуфабрикаты.Покупай и на мангал.
Ну и необошлось без экзотики. Покупали плоды кактуса на местной ярмарке, а потом рвали на улице.
Из-за колючек плоды лучше держать и резать с помощью вилки. Внутри мякоть сладкая, но много мелких косточек.
Это фрукт довольно необычный. Вот эти ягодки внутри плода каждая с косточкой. На вкус довольно пресно.
Ну, а грузинские хинкали вне всяческих похвал.
Обязательно попробуйте хачапури!
В винных магазинчиках проводят дегустацию. Мы пробовали и, конечно, прикупили грузинского вина.
А это традиционный пирог в Северной Осетии. Внутри начинка из свекольных листьев. Очень вкусно.
Сложно описать словами, а вот слюнки текут.
Об интересном и увлекательном
Само путешествие, дороги, люди, и, конечно, удивительная природа вокруг — всё то, за чем стоило ехать. Интерес вызывало всё вокруг.
Грузия
В полной мере ощущение того, что мы в Грузии, пришло к нам, когда утром, выглянулив окно комнаты, где мы ночевали, и нашему взору открылась снежная шапка Казбека. Ну а дальше: перевал, смотровые площадки, горные речки, горы, горы, всюду горы и замечательные люди вокруг!!!!!!!
Красавец Казбек.
Прогулки по старому Тбилиси.
Памятник героям фильма «Мимино», снятый Георгием Данелия.
Вид с канатной дороги на Тбилиси.
Фуникулёр из парка Рике на гору Мтацминда.
Древняя крепость Нарикала, построенная в IV веке. Горожане зовут эту крепость «душой и сердцем города».
Кушаем шашлык, хинкали, лобио.
Знаменитый источник минеральной воды.
Вход в парк за символическую плату. С собой можно пронести трёхлитровую ёмкость для воды. Водичка на любителя.
Волгоград
Город мы осматривали на обратном пути. Все, кроме наших детей, в городе-герое уже были. Но мы запланировали обязательное посещение Мамаева Кургана. Это наша история, и наши дети должны это увидеть, чтобы потом показать своим детям.
Зал Славы закрыт на реставрацию. Ещё хотели посмотреть панораму битвы Сталинграда, но и она на реставрации.
Дом Павлова, сохранившийся в том виде, в каком он остался после войны.
Турция
Больше всего нам понравился Анамур — маленький спокойный городок, с практически полным отсутствием туристов «путёвочников» (снимки крепости).
Мы ездили в курортную зону — Анталью. Увидев бесконечное скопление народа, суету, пляжи на так называемой первой линии вдоль дорог и всю городскую инфраструктуру, долгое время пребывали в шоке. Всё познаётся в сравнении. Именно это и повлияло на наши последующие планы. Хотелось проехать ещё на запад, в Мармарис, но решили вернуться в Анамур и ещё несколько денёчков отдохнуть в уединённом и милом местечке. Заезжали посмотреть водопад в Манавгате — интересно, но особого восторга не вызвал. Вход платный (5 лир с человека), территория парка «усеяна» сувенирными лавочками.
Стоящим к просмотру, с нашей точки зрения, является парк «Мини Сити» в Анталье. Это музей миниатюр выдающихся архитектурных произведений различных культур. Копии сделаны в масштабе 1:25. Каждый экспонат обладает своей историей, которую можно прослушать через аудиогид, который находится рядом с экспонатом. Входной билет 7 лир с человека. Информацию о музее можно посмотреть на сайте www.minicitypark.com . Музей под открытым небом, это нужно учесть в плане одежды и головных уборов. Представлено 84 экспоната, и на их просмотр уйдёт много времени.
Вот некоторые из них:
Армянская церковь на озере Ван.
Экскурсия в парк миниатюр с лихвой компенсировала нам поездку в оживлённую туристическую Анталью.
Ну и, конечно, без нашего внимания не осталась Каппадокия.
Сердцем нынешней Турции называют Каппадокию, историческую область, находящуюся в центральной части страны. Этот регион интересен не только необыкновенной природой, но и возможностью прикоснуться к истории первых веков христианской Церкви.
При первом посещении этой местности возникает ощущение чего-то космического, инопланетного. Как будто кратер вулкана, горы, голые скалы, пустынность и загадочность. А ведь именно здесь скрывались от гонений жили и проповедовали христиане.
Много интересных мест в Турции, Грузии, на Северном Кавказе. Мы посмотрели лишь малую часть…
Нам есть, к чему стремиться…
Надеюсь, что те, кто сомневался о поездке в Турцию на машине, смогли убедиться в том, что сделать это не только не сложно, но и однозначно можно.
Всем путешественникам желаем увлекательных дорог, которые наградят вас массой положительных эмоций, на которых встретятся вам интересные люди, и воспоминания о поездке останутся с вами на всю жизнь!!!!
Мечтайте! Мечты имеют свойство сбываться!
Неизбежно последуют вопросы финансовых затрат.
Расходы по основным статьям:
Бензин |
Питание (кафе, фрукты, овощи, сладости и др.) |
Проживание |
Экскурсии |
40 000 |
20 000 |
9000 |
2000 |