|
Всем привет! Меня зовут Дмитрий, я из Новосибирска! В этом отчете я хотел бы поделиться с вами своими впечатлениями от короткого отпуска, проведенного в Горном Алтае. Отчетов написана уже масса, но, может быть, я напишу что-нибудь новое, да и просто охота с вами поделиться впечатлениями.
Итак начнем! Эту поездку я хотел совершить давно, еще с 2012 года, но получилось только в этом 2014 году. Читал много отчетов и собирался. И вот на 6 августа 2014 года был объявлен старт данного мероприятия. Долго искал желающих поехать, но их как-то не было, но так или иначе был найден одноклассник Александр, который тоже имел желание уехать на недельку в горы. Созвонились, договорились и все закрутилось. Было совершено 2 вылазки в магазин за продуктами, 75% которых по итогу были съедены, взяты необходимые вещи, канистра для топлива, пара тросов, палатка, плитка и прочие атрибуты жизни туриста. Изначально должны были ехать втроем, но наши планы поменялись за несколько часов до выезда, но об этом чуть позже.
Теперь про авто. Авто Лада Гранта 2013 г.в. , 1.6, 16V, МКПП, в люксе, резина 195/50/15. Читая отчеты о поездках в те места, я понимал, что до Кату-Ярыка я доеду, а вот что будет по дороге на южный берег, было не совсем понятно. Одни говорили, что вернусь я оттуда пешком, другие — что вернусь на авто, но ему придёт капут и другие не очень радужные перспективы, но я решил ехать. Машину никак не готовил, даже броню под картер не ставил все полный сток.
Когда читал отчеты про ЮБТО, мне также попался на глаза отчет от автора INTRUDER NSK о его поездке на Талдуринский оползень, и я решил скататься еще и туда. А дальше как карта ляжет. И вот СТАРТ.
6 августа 2014, день первый
Будильник сработал в 4 часа утра, душ, завтрак и в путь! Заезжаю на АЗС, заливаю под пробку, делаю фото одометра и еду забирать своих попутчиков. Жду у подъезда и тут бах, а выходит не 2 человека, а 3… Ну, что же, вчетвером веселее! Освобождаем половину заднего сиденья для еще одного путника. Окончательно загрузившись, видим картину полностью забитого багажника, часть на задней полке, маленько на заднем сиденье между пассажирами и даже в ногах у переднего пассажира пришлось поставить сумку. Полная бомбовая нагрузка!
А на часах уже тем временем 5 часов и 30 минут, мы стартуем!
Дорогу по Новосибирской области описывать не буду, ничего интересного, кроме одной ямки, в которой я слегка подмял диск, единственное происшествие за всю дорогу, обидно, что трассы у нас в таком состоянии.
По дороге заезжаем в Барнаул передать посылку, и вот в салоне становится хоть чуть-чуть, но просторнее. Далее привал в Сростках и едем дальше. Заезжаем в Горно-Алтайск, отдаем тару под мед, которую на обратном пути необходимо забрать. Далее покупаем в какой-то деревеньке ведерко молодой картошки и держим путь на Акташ.
В Акташе нам необходимо заправиться под пробку. На выбор есть 2 АЗС «НИКА» и «РАСУЛ» заправлялся на обеих, и мне кажется, что на «НИКЕ» получше. Также наполнили 10-литровую канистру, но она в итоге не пригодилась, топлива хватило доехать до ЮБТО и вернуться назад в Акташ примерно с 15 литрами в баке, но если кроме ЮБТО вы планируете ехать еще куда-либо в тех краях, то бензин вам не помешает.
Примерно в 8 километрах от Акташа мы встречаем «Красные Ворота» и проезжаем дальше, все фотосеты мы делали на обратном пути, сегодня цель спуститься с Кату-Ярыка.
Далее проезжаем Улаган и Балыктуюль. В целом дорога от Акташа до Былыктуюля весьма хорошая, скорость варьировалась от 20 до 100 км/ч. В Балыктуюле поворачиваем направо по указателю Балыкча.
У меня фото, когда ехали назад, туда, как я написал, ехали без остановок.
После поворота асфальт кончается совсем, и остается только грунтовка весьма неплохого качества. Кстати, связь тоже кончается вместе с асфальтом, любого оператора, и появится она только на ЮБТО, так что, если нужно позвонить, то это последняя точка! И вот, отъехав от Балыктуюля примерно на 31 километр, мы добрались до цели! Как я давно ждал этот момент, смотрел фото и мечтал там оказаться, и вот мечта сбылась!
Тут уже сделали фотосет, отдохнули и приступили к спуску!
Спуск занял примерно 25 минут, вначале дорога хорошая, но чем ниже мы спускались, тем хуже она становилась. Спуск проделали без остановок, так как был вечер и солнца не было, то тормоза не подали даже намека на перегрев. Спускались на 1 передаче. И вот примерно в 21:05 мы спустились! Я был весьма счастлив, но чертовски устал. На базе у подножия перевала не было места даже для палатки и пришлось проехать чуть дальше на следующую. Там, отдав 200 рублей, мы и разбили наш лагерь. Поставили палатку, перекусили и завалились спать! На этом первый день нашего путешествия был закончен! Было пройдено 996 километров.
7 августа 2014, день второй
Проснувшись утром, я оценил виды долины Чулышмана, так как вчера было уже темно.
Вид был классный! А какой там воздух……. Умываемся в речке с холодной водой, завтракаем и заваливаемся маленько поспать))) — отпуск всё же. Затем опять перекус, и мы выезжаем к нашей цели ЮБТО. Дорога представляет из себя достаточно хорошую грунтовку, но такую зубодробильную… Местами есть свертки в поле, там дорога намного мягче, но будьте готовы к тому, что в любой момент посреди дороги может оказаться камень!
На 95% это территория джипов, это их стихия! А НИВА и УАЗ буханка тут просто, как в раю, они обгоняют тебя со свистом! В целом по дороге можно держать скорость 30-60 км/ч. Нам за все время пребывания в долине попалась одна Ока, Приора универсал, Калина, Октавия и еще пара пузотерок.
В 59 километрах от Балыктуюля находятся «Каменные грибы», их мы посетили на обратном пути. Причем, чтобы туда попасть, нужно переправляться на лодке, что стоит 500 р., вместимость лодки 4 человека. Рекомендую переправляться на 2-й базе в сторону ЮБТО, так как идти меньше. Если на первой, то придется еще протопать +- километр по долине и только потом лезть в гору.
На 63-м километре вас встретит деревня «КОО». Там мы купили местного хлеба. Булка весит почти килограмм! Она реально тяжелая! Кроме того хлеб не крошится и очень вкусный! С городским даже сравнивать не стоит!
И вот на 82-м километре появилось первое препятствие. Это с виду безобидный подъем, но в самом конце он весь в ямах и достаточно крупных камнях, заехал на него кое-как с третьего раза, высадив пассажиров, а Санька еще и подталкивал сзади!
Фото сделано уже когда спускались.
Далее на 95-м километре мы увидели речку, протекающую прямо через дорогу, и километровый указатель стоял как раз в воде.
Речка достаточно глубокая, примерно по пороги, но проехать ее не составляет труда. Фото опять сделано, когда ехали назад.
На 99-м километре появляется деревня Балыкча, и появляется сотовая связь. Деревня большая, основана аж в 17-м веке!
И вот проехав деревню и еще пару километров, мы приехали на южный берег Телецкого озера!
Здесь, видимо, шли дожди, и дорога была не очень, а перед самой косой стала очень плохой! Но тут подключается местное население, которое за 100 рублей открывает проезд через свою территорию по сухой дороге + еще 150 за палатку. Те, кто проезжает сам, а это только 4WD, может не платить ничего. )))) Напомню что весной в Алтайском крае было наводнение, поэтому весь берег в бревнах и ветках, но зато с дровами проблем нет. Ставим лагерь прямо на берегу!
Костер, чистейшее небо, ярчайшие звезды……вечер просто чудесный!
8 августа 2014, день третий
День отдыха, никуда не едем, ничего не делаем. Отдых по интересам, кто-то на лошадях, кто-то спит, кто-то загорает, я еще искупался.
Вода намного теплее, чем на северном берегу, можно минут 3-5 смело барахтаться, на северном берегу я даже войти в воду не смог!
Хотел сходить в баню, но ее смыло наводнением. В общем, третий день прошел в отдыхе.
На катерах привозят туристов с северного берега, многие подходят и спрашивают, как мы на ЭТОМ сюда проехали, получая ответ, что без проблем, получают шок. На косе все остальные машины, что были, сплошь 4WD и джипы, рядом вообще стояли 2 подготовленные Делики и Крузер восьмидесятка. К вечеру приехал еще Фит в сопровождении, по-моему, Нивы. Кто-то спросил, сколько стоит паром… думали мы на пароме переправили машину… в общем, было весело.))) Много велосипедистов, у которых на ЮБТО либо финиш, либо старт. Одних увозят, других привозят, и они едут через долину, через Кату-Ярык в сторону Горно-Алтайска. Вот это точно, ребята молодцы!
9 августа 2014, день четвертый
Собираемся и часов в 12 выезжаем в сторону Кату-Ярыка. По пути в «КОО» опять берем хлеб и делаем остановку на каменных грибах. Вот тут произошел инцидент.
Переправились на другой берег и пошли по тропе. Так получилось, что я ушел вперед, остальные отстали. Остановился подождать их у самого подъема на грибы. Нету и нету… Тут вижу, идет группа людей, подходят и говорят, что мои друзья не пошли и вернулись назад, почему не сообщают. Ну ладно, я поднялся на грибы и вернулся к переправе, там-то и выяснилось, что у них произошел конфликт с местными. Вдоль тропы есть щиты, написанные от руки, текст примерно такой: «Шаг влево, шаг вправо — расстрел, кругом мега охраняемый покос и частная территория, с тропы не сходить!». Они же устали и присели на эту травку… Тут, говорят, появились местные, начали орать и проклинать, потом приехал еще один на мотоцикле и хотел закидать камнями. Вот как-то так. Я с тропы не сходил, и у меня все прошло хорошо. Если вы, читатели, пойдете там, то примите эту информацию к сведению и отнеситесь к этим щитам серьезно!
На грибах классно, но забраться туда достаточно тяжко, я еще не по тропе шел, а по горе лез, тропу уже на обратном пути увидел.
На водопад Учар не пошел, весь день тратить не охота да и тяжело это, говорят, кстати, вход туда платный!
Переправляемся назад, на этой базе оставаться уже нет желания, и мы едем туда, где останавливались вечером после спуска с перевала в первый день. Тут уже есть банька, и это не может не радовать. Банька, небольшая посиделка у костра и спать.
10 августа 2014, день пятый
Просыпаемся, завтракаем и начинаем выдвигаться к перевалу.
У перевала отправляю пассажиров пешком, а сам делаю первую попытку заехать, но она не увенчалась успехом, вторая тоже.
Тут сделаю отступление и скажу про автомобиль. У меня дроссель электронный, и, как мне показалось, в горах он показал себя не с лучшей стороны. Едем мы в крутой подъем, естественно, на 1 передаче, и происходит следующее: обороты начинают падать, я нажимаю на педальку сильнее, но ничего не происходит, она начинает глохнуть, так как обороты уже упали до 300. Выжимаю сцепление, разгазовываю, отпускаю сцепление — машина делает пробуксовку и начинает ползти дальше, либо опять глохнет. Именно поэтому при попытках заехать в гору на 82-м километре я и мучился три раза. Кстати, когда я ее штурмовал, навстречу спустилась Приора универсал, и водитель сказал, что он спокойно на первой в натяг при 1000 об/мин туда заехал, тросик у него или электронный газ я не спросил, а жаль. Вот такое отступление.
Как я уже написал, вторая попытка успехом не увенчалась, и я поехал за трактором. Прицепив трос он поднял меня на первое плечо, взял за это 1000 рублей и сказал, что скорее всего чуть выше я тоже не смогу подняться, и он подождет. Так и произошло, проехав немного, я опять начал буксовать и скатываться назад. Остановился, помахал трактористу, чтобы он ехал за мной. Если бы не было таких ям, я думаю, что заехал бы.
Приехал трактор, я зацепился, и он поднял меня еще выше, взяв за это еще 1000 рублей. Дальше до самого верха я заехал сам. Пробовать задним ходом я не стал, чтобы кроилово не привело к попадалову. Но на любом 4WD вы в перевал заедете без проблем!
Немного передохнули на вершине, простились с долиной и взяли курс на Акташ.
Не доезжая примерно 26 километров до Акташа, на высоте 2000 с небольшим метров есть база, тут мы решили заночевать.
Воздух на такой высоте это, конечно, да… Но утром мне стало его не хватать, не мог вдохнуть, как говорится, полной грудью.
11 августа 2014, день 6
Просыпаемся и без завтрака двигаем в Акташ.
Первым делом посещаем АЗС и банкомат и берем курс на поселок Бельтир, это чуточку дальше по трассе, сегодня мы едем на Талдуринский оползень.
Въезжаем в Кош-Агачский район.
По дороге останавливаемся позавтракать в каком-то селе.
Перекус и едем дальше. И вот он, заветный указатель на Бельтир.
Поворачиваем, вначале идет асфальт, потом начинается грунтовка, но качество ее хорошее, и скорость мы держим от 30 до 90 км/ч, потом опять асфальт. И вскоре появляется стела «Добро пожаловать».
Основано село в 1922 году. Около стелы есть столик и скамейки, при желании можно покушать.
Еще чуть-чуть и мы въезжаем в село.
По селу движемся, как было написано в отчете INTRUDER NSK, за что ему большое спасибо! Проезжаем село, затем мост, и начинается каменистая дорога, она уже без крупных камней, видимо, после того как INTRUDER NSK почистил дорогу, ее никто не завалил обратно.
И вот он оползень!
Красота и тишина! Мертвая тишина, иногда проскакивают звуки каких-то насекомых…..
Машина в гору подняться не может, бросаем ее и идем пешком.
Масштабы, конечно, впечатляют… А вокруг красотища…
Вижу на горе домик, решаю до него доехать, друзья не хотят и остаются внизу. Кое-как поднимаюсь в горку и вот я у цели.
В дом лезть не стал, посмотрел через стекло просто, там вроде как все брошено.
Спускаюсь вниз и едем в село, попутно у моста щупаем воду, она, блин, просто ледяная!
В самом селе видели несколько групп местных жителей и, что самое интересное, это огромное количество автомобильных кузовов, откуда непонятно. Тем, кто хочет сдать их на металл, можно туда сгонять.:) А так село, конечно, в полной разрухе. Как они там живут и что делают непонятно…
Памятник героям войны 41-45 года, видимо, местным жителям.
На выезде из села нам попался Патриот с новосибирскими номерами, но заднем стекле у него было написано «УКОК», видимо, люди ездили на плато. Привет землякам!
Ну, а мы берем курс ближе к Ае.
Не доезжая Чике-Тамана, останавливаемся на базе и ставим палатку.
И вот же какое удивление! На базу заезжает Нисан микра, груженый под завязку! Четыре человека, багажник на крыше. Подходим и узнаем, что едут они из Лондона уже 3 недели, участвуют в ралли «Монголия», финиш будет в Улан-Баторе. По-русски они не говорят, а мы по-английски тоже не особо, но вспомнив школьную программу и язык жестов, маленько пообщались! Помогли разжечь их керогаз, они никак не могли. Сделали фото на память, попрощались и пошли спать. Утром они уехали очень рано, мы их уже не видели. Их авто это микра с литровым мотором на МКПП. Потом еще несколько раз попадались машины с наклейкой ралли.
Кстати, интересный момент, их было четверо, но у них было 3 палатки…. Причем не самых маленьких (больше, чем наша в которой мы спали вчетвером), это не веяние гейропы часом?))))))
12 августа 2014, день 7
Получается так, что мы маленько разошлись во взглядах с друзьями, и было решено, что я отвезу их в Горно-Алтайск на автобус. Встаем пораньше и в 12:45 они в автобусе, а я поехал на Аю на уже знакомую мне базу. Оставалась еще одна цель — это полетать на дельтаплане. На Ае я это и сделал. Стоимость 1500 рублей за примерно 7 минут полета, но это классно.
Таким образом, 13 и 14 августа я просто отдыхал на Ае и ничего не делал.
15 августа 2014, день 10
Собравшись к 13:00 и попрощавшись с хозяевами, я взял курс на Новосибирск.
Попутно заехал забрал мед в Горно-Алтайск и заскочил на саму пасеку к знакомому, где он мне показал как собственно мед и делают, мне понравилась эта краткая экскурсия. Жаль, что фото не сделал.
И вот в 22:00 я приехал к дому в Новосибирске.
ИТОГО:
— Пробег 2691 километр.
— Средний расход 8,3 литра.
— Из потерь погнутый в НСО диск, маленько замятый кончик глушителя, ужасно грязная машина.
— И масса впечатлений!
Резюмируя, хочу сказать, что на ЮБТО на пузотере без проблем!
Задумался о джипе.:)
М52 за Горно-Алтайском просто идеальная трасса, каждый год лучше и лучше, трафик минимальный!
Старался писать кратко и по делу.
Всем, кто прочел, спасибо, надеюсь кому-то чем-то помог, если есть вопросы пишете в комментах или в личку!
С уважением Дмитрий (Dmitrii 54rus)