|
Итак, автомобили
То есть, исходя из своих технических данных, оба автомобиля заведомо были против этой поездки. Чего не скажешь о людях, то есть о нас. Опыт предыдущих путешествий — минимальный, зато качественный. В 2007 году ездили в Тюнгур на Белуху посмотреть, остались очень довольны. Правда вместо «Примеры» тогда был «ВАЗ-2115» (очень некомфортный для дальних поездок).
И теперь, начитавшись отчетов и дождавшись отпуска, мы приняли твердое решение пройти Кату-Ярык (стоит отметить, что южный берег Телецкого не заинтересовал). Показывая жене фотки Кату-Ярыка из Интернета, я подвергся жесткой обструкции. Один только вид перевала поверг в ужас мою любимую, даже собака почуяла недоброе, но меня уже было не остановить.
07.08.08 г. в 4:30 утра мы стартовали из Кемерово на двух машинах. По плану мы должны были встретиться 9.08.08 в Усть-Семе еще с двумя экипажами (друзья друга). Один из Кемерова на «Ford Focus». Второй из Новосибирска на Mazda Premacy. В общем, тоже те еще джипы.
То есть у нас в запасе два дня, и мы поехали по маршруту Кемерово — Таштагол — Турочак — Артыбаш, тем более мы с женой никогда не были на Телецком озере. По расстоянию существенно меньше, чем по стандартной трассе Кузбасс — Алтай ( и дальше по М-52), но по времени примерно столько же, да плюс вытрясли всю душу на гравийке от Таштагола до Турочака (примерно 90 км).
Где-то в 13:00 мы уже обосновались на берегу Телецкого озера (там, где Бия вытекает).
Отпуск начался! Водка, пиво. Кстати, в отчетах все довольно скромно описывают застолье. Мы же просто бухали! Наконец-то вырвались! Рядом было не так уж и много отдыхающих. Никто не мешал. Ну, может, если только мы им (немного).
Да, кони с жеребятами паслись около нас периодически. Наш храбрый пес (ему был год на тот момент) немедленно атаковал жеребенка сзади и тут же пропустил сокрушительный удар копытом в челюсть. Вот было визгу, причем не от собаки и не от меня, конечно :)).
На следующий день мы решили ехать в сторону Усть-Семы, а там уже выбрать место ночевки. В итоге, проехали Горно-Алтайск, Майму, Манжерок, Чемал. Друг сказал, что знает крутое место за деревней Еланда, мы доверились и не пожалели. Забегая вперед, скажу, что это местечко понравилось нам с супругой не меньше, чем Кату-Ярык.
Итак, мы на месте, оглядываемся. Песчаный берег (ни одного камушка), довольно крупная заводь (течения нет! на Катуни!), а рядом правее Еландинский порог. Потом мы не раз, попивая пиво на песочке, оценивали прохождение отчаянных рафтеров через порог. Нам бы еще таблички с оценками.
После очередного застолья крепкий сон, плотный завтрак и выезд в Усть-Сему навстречу с компаньонами. Примерно в 14-15 часов вся компания была в сборе, и квартет выдвинулся из Усть-Семы по М-52 без четкого плана. Где остановимся — там остановимся. Все-таки классное ощущение, когда никто никуда не торопит и ты сам себе хозяин. Как все и как обычно остановились на Семинском перевале, перекурили.
Кстати, из всех перевалов на Г. Алтае, которые я видел, Семинский — самый беспонтовый (извините за быдлячество, но лучше слова не подберешь). Поднимаешься долго, спускаешься долго, а ни одного мало-мальски приличного вида для фото. Ну да ладно. Едем дальше. Доехали до поворота на Усть-Кан, нам прямо. В Усть-Кане мы были в прошлом году. Проезжаем Онгудай, опа!! Продавец полосатых палочек — превышение скорости! Попался «Focus» (он первым ехал). Мы все стоим, ждем, одновременно фотаем природу и гаишников на ее фоне.
Отпустили вроде. Помчались. Проехали Хабаровку и сразу же начался перевал Чике-Таман. Перевал понравился. На вершине так себе, а вот дорога вверх и вниз впечатляет. Вся извилистая и прорублена в скалах.
Около п. Иня пожарчик живописный попался.
Наконец доехали до слияния Катуни и Чуи. Тут смотровая площадка, пошли фотаться. Очень клевые виды, причем, в любой стороне.
Время девятый час, пора задуматься о месте ночевки. Так вот же оно, внизу! На другом берегу Катуни! Как туда добраться? Но машины же там стоят, как-то проехали же? Значит должен быть мост. Возвращаемся назад, ищем мост. Вот же он!
Тут начался длинный монолог моей любимой по поводу неудавшейся жизни, ранней смерти и т д. Пёс боялся молча. И мы дружно поехали вниз. Жутковато, но в прошлом году мы переезжали мега-нереальный мост через Катунь в Тюнгуре, кто был, поймет.
Потихоньку добрались до места, которое видели сверху. Стало темнеть. Мы быстро расположились и началась пьянка.
Утром проснулись и обнаружили, что опять попали в райский уголок. Опять песчаный берег и великолепные виды вокруг. Это был самый жаркий день нашего путешествия. В полдень температура достигла +38. Ледяная Катунь казалась просто прохладной. Было все здорово, и мы приняли решение остаться еще на одну ночь.
Следующее утро встретило нас недобро. Пасмурно, ветер, явно назревал дождь, и мы стали сворачиваться. Не успели — дождь опередил нас. Мы заторопились, помня, что отсюда надо еще выбраться, пока дорогу не размыло. Поехали. По мере приближения к мосту нецензурная брань с пассажирского кресла стала более разборчивой. После моста крутой затяжной подъем, дорога размыта, но она каменистая, это спасло.
Благополучно забравшись, остановились на фотосессию. Будем считать, что это была репетиция перед Кату-Ярыком.
А теперь вперед и только вперед! По М-52! В Акташе заправляемся до полного бака, больше заправок не будет, и уходим с М-52 налево на Усть-Улаган. Пофотались в Красных Воротах, святое дело.
Въехали в Улаган, около магазина разговорились с ребятами из Сиба на Mitsubishi Outlander. Они как раз только с Кату-Ярыка. Посмотрели на наши машины и просто сказали: Не надо вам туда ехать! А дождь, падла, льет не переставая. Решаем переночевать на турбазе «Балыктукель», что находится на одноименном озере перед Улаганом. Кстати, я ничего не сказал об Улаганском перевале, потому что мы и не поняли когда проехали его, повсюду туман.
На турбазе со скрипом размещаемся, время около 18:00. После нас еще народ подъезжал, но мест не было. Правда, некоторые на территории палатки поставили. Но в такую погоду палатки — бр-р-р. Ночью температура была всего лишь +5 градусов!
Стемнело, дождь перестал моросить. Мы сходили в баню, разожгли костер из дров, которые насобирали в лесу, накрыли стол, стоящий под крышей, и опять пьянствовать. Жизнь стала налаживаться. Тут подошла пара аборигенов лет 14-ти с требованием расплатиться за дрова — 500 руб. Что было встречено дружным хохотом и пьянка продолжилась.
Утром встали, дежурно позавтракали и в путь. Сегодня мы достигнем цели. Проехали Улаган. «Сбербанк» есть, сняли с карточки немного денег для уверенности. Через 17 км — п. Балыктуюль.
В поселке сворачиваем вправо через маленький мостик и все! Дорога для наших автомобилей закончилась! А до Кату-Ярыка еще 30 км. Едем дальше скрепя сердце.
Не буду долго описывать эту дорогу, скажу лишь, что ехали мы эти 30 км 2 ч. 50 мин. Навстречу попадались омичи на джипах (не могли скрыть улыбку, глядя на нас). Новосибирцы чуть ли не пальцем у виска крутили. Забегая вперед, скажу, что я так и не понял их реакции на нас. Ну, плохая дорога (очень плохая), но проходимая же. Едь да едь себе потихоньку, главное аккуратно. Озерцо горное слева пофотали.
Дождь, туман, облака выше нас, облака ниже нас. И мы выехали к нему!
Супер — перевал, супер — долина, называйте как хотите! Мы просто подьехали, а он уже восхитил, половина скрыта в облаках, а красота неописуемая. Грандиознейшее место!
«Мы же туда не будем спускаться?» Этот вопрос моей супруги я никогда не забуду. Спуск описывать смысла нет, все — на фото. А аудиозаписей комментариев любимой жены не существует. На одном из поворотов на спуске сломалась «Camry», гранате пришел пи…ц. Хорошо, под горочку спустился самостоятельно.
Внизу, где заканчивается этот бешеный серпантин, стоят пара домиков, да баня. Подумали,
турбазка, но это оказались владения Салавата (о нем позже). Где-то дальше вдоль реки Чулышман должна быть турбаза «Эзен», на ней мы и собирались остановиться. Прицепили «Камри» к «Форду» и поехали.
Примерно через километр подъехали к турбазе. Машин много, появилась тревога — есть ли места. Оказалось, что остался последний аил (6-8 чел), и мы радостно вкатили на территорию.
Пока мы располагались, готовили еду и, естественно, выпивку, дождь, моросящий весь день, незаметно закончился. Весь вечер делились впечатлениями и под влиянием алкоголя эти впечатления становились только ярче. При этом успели снять колесо на «Camry» и убедились, что эта машина не готова самостоятельно двигаться.
Наутро погода была пасмурной, но дождя не было, что радовало. К нам прибился алтайчонок (сын работников турбазы) и, как оказалось, это был самый проблемный момент нашего пребывания на Эзене. Звали его Арчин.
Не знаю, чем мы его привлекли, отдыхающих было достаточно, но он выбрал нас. Арчин чувствовал себя очень уверенно. Это стало ясно, когда он открыл дверь «Форда», взял оттуда упаковку жвачки и спокойно положил себе в карман. Потом, увидев, что мы разбираем продукты, он уверенно показал на пакет с колбасой и сказал одно слово: Дай!
И в дальнейшем, как банный лист, преследовал нас везде. Все это вызывало лично у меня улыбку, пока он не пошел подглядывать в туалет за моей женой. Я был вынужден найти его маму и указать ей на неприемлемое поведение ее сына. После чего все прекратилось.
Но это все лирика. Главное, что в полдень погода в течение 40 мин. резко изменилась
и наступила ЖАРА! Естественно, мы пошли шариться по окрестностям. (пес, сука, весь измазался в говне, причем явно в человеческом).
Еще при спуске мы видели два внушительных водопада, а при осмотре окрестностей заметили еще один. Вот к нему мы и пошли. Дальше описывать природу не имеет смысла, все на фото.
На следующий день четверо из нас поехали на экскурсию на Чульчинский водопад ( на местном уазике). Остальные просто бездельничали. Я не отрывался от пива, благо, оно есть на турбазе. Это был последний день расслабления, завтра уезжать.
И вот, утро, выезжаем. До подъема «Camry» дотащили и пошли с Салаватом договариваться. У Салавата здесь откровенный бизнес. ГАЗ-66 работает не покладая рук. Всех желающих поднимает наверх за 1 000 р. Но у нас другой случай — надо тащить Camry до ближайшего населенного пункта, т.е Балыктуюля. Согласится ли? Браво Салават! 3 000 р.- цена вопроса и мы успокоились. «Фокус» и «Премаси» принципиально решили штурмовать сами, что у них благополучно и получилось. Они заехали первыми. Я же на «Примере» не решился разгоняться вверх по камням и достал 1 000 р. Салават сказал, мол, наверху отдашь, и добавил: затащу тебя на первый подьем (он самый проблемный), жди там, я спущусь за следующим, потом тебя дальше потащу.
Итак, зацепились, небольшой мандраж. Тревога — вдруг из под него камни мне в лобовик полетят. Но нет, аккуратно на малых оборотах мы медленно, но уверенно поползли вверх. Доползли до середины первого подъема, я начал успокаиваться, и тут мы встаем. Я на ручник, он вылазит и говорит:: справа объезжай меня и жди, я за следующим.
Я дал побольше оборотов, снял с ручника, начал объезжать его и…. больше не останавливался до самого верха. Вот так мы преодолели Кату-Ярык! Ну а потом началась очередная фотосессия.
Ну а дальше, от Балыктуюля дотащили «Camry» до Горно-Алтайска, и там ему успешно заменил гранату. Салават, кстати, взял с меня всего 500 руб.
Все поехали потом еще на сплав, а мы с женой и возмужавшим псом — в Кемерово. На любимой «Примере»! Проверенной в бою «Примере»!
На форумах Drom.ru существует раздел «Путешествия и приключения», где можно обсудить планируемые и состоявшиеся поездки.