|
Кольцевой маршрут: Новосибирск — Горный Алтай — Санкт-Петербург — Карелия — Центральная Россия — Урал — Казахстан — Новосибирск.
Поездка лета 2013 года далеко не первая в моей автомобильной биографии. За рулем с 1987 года. Освоил все виды отечественных транспортных средств — от «запорожца ЗАЗ 968М» до Волги Газ 3110. Было одно «но» — все эти автомобили доставались мне в состоянии глубокого б/у, что вполне объяснимо, учитывая заработные платы врачей 80-х и 90-х годов. Только в 2013 году появилась возможность «положить глаз» на новое авто. Требование к нему было достаточно противоречивое — обязательно рама, полный привод, достаточный комфорт, экономичность по топливу и эксплуатации, и, наконец, приемлемая цена. Путем долгих поисков в интернете, обмена мнениями, визуального осмотра, выбор был остановлен на детище российско-китайского автопрома — Ховер Н5, о чем по прошествии 6 месяцев и 22000 км пробега нисколько не сожалею. Адаптация к новому транспорту заняла 10 минут, и сразу в голове возникло желание совершить серьезное автопутешествие по родной стране. Обстоятельства сложились так, что отпуск мой и супруги совпал, дети и внуки самостоятельны, финансы и туристическое оснащение, накопленное за 25 лет походов, — в порядке. Значит — только вперед. Изначально экипажем (водитель, штурман и пес Пушок породы сенбернар) принято решение — живем в палатке, готовим сами, едем далеко, по нестандартным маршрутам. Заранее планировалась общая схема маршрута без детализации: Новосибирск, Горно-Алтайск, Кош-Агач, Усть-Кан, Тюнгур, гора Белуха, снова Новосибирск (ТО-2), Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологда, Санкт-Петербург, Республика Карелия, Новгород Великий, Тверь, Москва, Владимир, Нижний Новгород (ТО-3), Чебоксары, Казань, Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск. По объективным причинам из намеченного плана не удалось добраться только до г. Белуха — не хватало 300 км до ТО-2. Пришлось от поселка Уймон вернуться в Новосибирск, где за 2,5 часа был решен вопрос с ТО на пробеге 9800 км. Далее — все как намечали. По прибытии в Новосибирск в конце путешествия — на одометре 22000 км без единой поломки. Пройдено за 39 дней (с 20 июля по 28 августа 2013 года) 14200 км. Средний расход бензина — 9,8 литра на 100 километров пробега, при полной загрузке, средней скорости по датчикам навигатора 74 км/час и максимальной — 157 км/час (спасибо радар-детектору, под радары гайцов не залетал), до 15% маршрута — полное или почти полное бездорожье. Израсходовали 1391 литр 93-го бензина. На топливо потрачено 40356 рублей, на два ТО — 21000 рублей, затраты на продукты 9000 рублей, на музеи, экскурсии и развлечения — 11500 рублей. Затрат на проживание не было, палатка денег не просила. Итоговый расход на путешествие — 81800 рублей. Посетили более 30 городов Сибири, Урала, северо-запада и центральной части России. Об этом подробнее.
Первая часть нашего летнего путешествия — республика Алтай, или, как мы привыкли говорить, горный Алтай. Автомобилисты Новосибирска считают его своей дальней дачей. На дорогах Алтая 54 регион стречается чаще любого другого.
Прелесть южного маршрута — неповторимость картин за окном. Вроде бы горы те же, но всякий раз они выглядят чуть иначе, свет и тени заставляют их менять свой облик и впечатление, ими производимое. Вопреки расхожему мнению, что лучшее туристическое направление — район Чемала, считаю, что настоящий Алтай открывается только после перевала Чике-Таман, в долинах рек Катунь и Чуя. Все, смотревшие наши фото, соглашаются с нами.
Итак, 20 июля 2013 года, после коротких сборов — в путь!
До скорого свидания, город Новосибирск!
Дорога на Алтай традиционна, комфортна и привычна. 6 часов пути (из них час или полтора — чтоб вырваться из Новосибирска через заторы единственного южного выхода — трассы М52) — и ты в сказочной стране гор, долин, синего неба. Первая часть пути — дороги Алтайского края.
Пейзажи Алтайского края пасторально-благодушные, радуют глаз неяркой палитрой и огромным размахом, дороги — отличным покрытием.
По дороге в горы крупный город — только Бийск. Главная его фишка — музей посреди федеральной трассы и городские дороги, напоминающие прифронтовую полосу после генерального сражения. Эффект дополняют ямки на центральных улицах, аккуратно засыпанные битым кирпичом. Наверно — нанотехнологии! Причем, до границы города и сразу после — дороги отличные, но на территории Бийска — Кемел-трофи в миниатюре!
Любимая точка на маршруте в горы — село Сростки, родина В.М. Шукшина, шикарных беляшей и 101 разновидности медовухи. Самый красивый вид на село — с горы Пикет, источника вдохновения писателя, места, где установлен ему самый значительный и объемный памятник.
О популярности монумента свидетельствуют большие пальцы скульптуры, отполированные поклонниками до зеркального блеска.
Собственно Горным Алтай становится после знаменитого Семинского перевала.
А все великолепие ланшафта — после спуска с самого эффектного перевала — Чике-Таман. Высотой оба практически равны, но второй круче во всех отношениях.
По дороге в Чуйскую долину серпантин трассы вплотную прижат к отвесным скалам. За отбойником — отвесный обрыв к Катуни. Внизу встречаются груды металлолома, когда-то бывшие машинами. Поднять что-либо вверх — просто нереально. Зато адреналина — через край!
Деревца по берегу Катуни — елки с пятиэтажный дом!
Любимое место туристов на Алтае — место слияния крупнейшых рек региона — Чуи и Катуни.
С каждой новой точки — новый, совершенный и одновременно величественный вид, достойный кисти лучших живописцев
Великое благо алтайского маршрута — огромное количество родников и ручьев с кристально чистой водой. Нет нужды брать запасы питьевой воды. А уж вкус водицы словами не передать, надо пробовать!
Пополнение водных запасов в пути.
Чем глубже в чуйскую долину и ближе к Курайской степи, тем более суровыми становятся горы
вокруг, тем меньше деревьев на склонах, прохладнее воздух
Окантовка курайской степи — снежники с двух сторон этой гигантской аэродинамической трубы, где ветер такой силы, что открывать дверь машины приходится двумя руками, а открыв — всем телом удерживать, чтоб не оторвало. Палатку сносит даже на растяжках. Чудо, но в этой местности есть постоянное население, правда, не ясно, что оно тут делает, особенно зимой.
Речки здесь уже не столь часты, полноводными их не назовешь.
Степь да степь кругом…
Единственно пригодное место для стоянки — берег Чуи. Здесь — узкая полоска леса и почти настоящий травяной ковер. На травке можно и позагорать.
Зарядка нетбука на берегу — приятное с полезным в одном флаконе.